Теоретические основы использования интерактивных методов в процессе обучения. Интерактивные методы обучения в школах и вузах

Стандартная или пассивная модель обучения использовалась в учебных заведениях с давних пор. Самый простор пример данной методики – лекция. И хотя такой способ преподавания был и остается одним из самых распространенных, интерактивное обучение постепенно становится все актуальнее.

Что такое интерактивное обучение?

Методики образования в дошкольных учреждениях, школах, вузах делятся на две большие группы – пассивные и активные. Пассивная модель предусматривает передачу знаний от преподавателя ученику посредством лекции и изучения материала в учебнике. Проверка знаний осуществляется с помощью опроса, тестирования, контрольных и других проверочных работ. Главные недостатки пассивного метода:

  • слабая обратная связь от учеников;
  • низкая степень персонализации – ученики воспринимаются не отдельными личностями, а группой;
  • отсутствие творческих заданий, требующих более сложной оценки.

Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся. Ученик в таком случае является активным участником процесса обучения, однако взаимодействует он в основном только с учителем. Актуальны активные методы для развития самостоятельности, самовоспитания, но они практически не учат работать в группе.

Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает объем усвоенного учениками материала до 90 процентов.

Интерактивные средства обучения

Использование интерактивных методов обучения начиналось с обычных наглядных пособий, плакатов, карт, моделей и т.д. Сегодня современные технологии интерактивного обучения включают новейшее оборудование:

  • планшеты;
  • компьютерные тренажеры;
  • виртуальные модели;
  • плазменные панели;
  • ноутбуки и т.д.

Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:

  • уход от презентационной подачи материала к интерактивному взаимодействию с включением моторики;
  • экономия времени за счет отсутствия необходимости рисовать на доске схемы, формулы и диаграммы;
  • повышение эффективности подачи изучаемого материала, т.к. интерактивные средства обучения задействуют различные сенсорные системы учащегося;
  • легкость организации групповой работы или игр, полное вовлечение аудитории;
  • установление более глубокого контакта между учениками и преподавателем, улучшение климата внутри коллектива.

Интерактивные приемы обучения


Интерактивные методы обучения – игры, дискуссии, инсценировки, тренинги, тренировки и т.д. – требуют от педагога применения особых приемов. Этих приемов существует множество, и на различных стадиях занятия зачастую используются разные методики:

  • для включения в процесс используют «мозговой штурм», обсуждения, обыгрывания ситуации;
  • во время основной части занятия используют кластеры, метод активного чтения, дискуссии, продвинутые лекции, деловые игры;
  • для получения обратной связи необходимы такие приемы как «незаконченное предложение», эссе, сказка, мини-сочинение.

Психолого-педагогические условия интерактивного обучения

Задача образовательного учреждения для успешного обучения – предоставить условия для достижения индивидом максимального успеха. Психолого-педагогические условия для реализации интерактивного обучения включают:

  • готовность обучаемых к данному виду обучения, наличие у них необходимых знаний и навыков;
  • благоприятный психологический климат на занятиях, стремление помогать друг другу;
  • поощрение инициативы;
  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • наличие всех необходимых средств обучения.

Классификация интерактивных методов обучения

Интерактивные технологии обучения делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят тренировки и выполнения практических заданий. Групповые интерактивные методы делятся на 3 подгруппы:

  • дискуссионные – обсуждения, дебаты, «мозговой штурм», «кейсы», анализ ситуаций, разработка проекта;
  • игровые – деловые, сюжетно-ролевые, дидактические и другие игры, интервью, проигрывания ситуаций, инсценировка;
  • тренинг-методы – психотехнические игры, все виды тренингов.

Интерактивные формы и методы обучения

Подбирая интерактивные формы обучения для проведения занятий, педагогу необходимо учесть соответствие метода:

  • теме, целям и задачам обучения;
  • особенностям группы, возрастным и интеллектуальным возможностям слушателей;
  • временным рамкам занятия;
  • опыту преподавателя;
  • логике учебного процесса.

Интерактивное обучение в детском саду

Интерактивные технологии и методы обучения в дошкольном учреждении используются в основном игровые. Игра для дошкольника – основной вид деятельности и через нее ребенка можно научить всему, что необходимо в его возрасте. Лучше всего для детского сада подходят сюжетно-ролевые игры, во время которых дети активно взаимодействуют и эффективно учатся, т.к. пережитые впечатления запоминаются более ярко.

Интерактивные методы обучения в школе

В школе интерактивное обучение позволяет использовать практически весь спектр методик. Интерактивные методы обучения в начальной школе – это:

  • сюжетно-ролевые и имитационные игры;
  • инсценировки;
  • игра в ассоциации и т.д.

Например, для учеников начальных классов хорошо подходит игра, смысл которой в том, чтобы научить чему-либо соседа по парте. Обучая одноклассника, ребенок учится использовать наглядные пособия и объяснять, а также сам гораздо глубже усваивает материал.

В средней и старшей школе к интерактивным методам обучения относятся технологии, направленные на развитие мышления и интеллекта (проектная деятельность, дебаты), взаимодействие с социумом (инсценировки, проигрывания ситуаций). К примеру, со старшеклассниками уже вполне можно сыграть в ролевую игру «Аквариум», суть которой в том, что часть группы разыгрывает сложную ситуацию, а остальные – анализируют ее со стороны. Цель игры – совместно рассмотреть ситуацию со всех точек зрения, разработать алгоритмы ее решения и выбрать лучший.

Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В педагогической практике по-прежнему преобладают технологии информационного характера, в то время как объективные потребности общества делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих и личностно-ориентированных технологий. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методикам преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные формы организации учебного процесса.

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму.

Китайская притча.

Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В педагогической практике по-прежнему преобладают технологии информационного характера, в то время как объективные потребности общества делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих и личностно-ориентированных технологий. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методикам преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводят ученые в школах, показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому в гражданском образовании важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли.

Необходимость развивать общую культуру учащихся продиктована самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – сформировать социально-активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор современных компетенций.

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” - взаимный, “act” - действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений

Учителя с детьми

Детей друг с другом

Каждого ребёнка с учителем

Ученика с коллективом

Суть интерактивного обучения – достижение результатов в обучении и достигается она только в непрерывном взаимодействии, взаимообогащении, сотрудничестве, взаиморазвитии, диалоге, коммуникации, рефлексии между учителем и учеником.

Что же такое интерактивное обучение?

Это научение (стихийное или специальное), основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением (учебной предметно-развивающей средой). Михаил Кларин

Это обучение, основанное на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, имеющих интеллектуальную автономность.

Ж. Жак

Это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично поисковым, поисковым и исследовательским видам деятельности учащихся

В широком смысле интерактивное обучение – это диалог любых субъектов с использованием доступных им средств и методов.

Основное значение интерактивного обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов.

Повышение уровня активности и самостоятельности учащихся.

Развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.

Саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее.

Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Активность и инициатива. Прежде всего, важна ли для интерактивного обучения именно активность? Этот вопрос может показаться странным. Ведь чем активнее, тем лучше... Но задумаемся: есть множество приемов и ухищрений, с помощью которых ведущий может поддерживать высокую активность участников, но они все же будут оставаться... пассивными зрителями и слушателями (например, при разучивании хором).

Различают физическую, социальную и познавательную активность обучающихся.


При физической активности учащиеся выполняют следующие действия:
* меняют рабочее место, пересаживаются;
* говорят:
* пишут;
* слушают;
* рисуют

* конструируют

* чертят и вырезают и т.д.
При социальной активности учащиеся:
* задают вопросы;
* отвечают на вопросы;
* обмениваются мнениями и т.д.
При познавательной активности учащиеся:
* вносят дополнения или поправки в изложенный учителем материал;
* исходят из профессионального личностного опыта;
* самостоятельно находят решение проблемы

В полноценном обучении учащиеся взаимодействуют как с физическим окружением (предметами, разнообразными пособиями, карточками и др.), так и с социальным окружением (друг с другом и с учителем), и с изучаемым содержанием. Все три вида активности разнообразны, взаимозависимы и в обязательном порядке должны быть использованы на каждом уроке.

Какова же роль учителя в учебном процессе?

В традиционном обучении педагог выступает в позиции лектора-эксперта, где излагает новый учебный материал, демонстрирует слайды, отвечает на вопросы и т.д.

При интерактивном обучении педагог выступает в позиции консультанта-фасилитатора . Слово "фасилитация" происходит от латинского корня, обозначающего "помощь". Так отмечают особую позицию, которую занимает учитель, отказывающийся от роли эксперта в пользу роли помощника. Он обращается к личному опыту учащихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и т.д. В данном случае учитель на некоторое время выходит из роли «носителя знаний», поручая её учащимся. Его задача – поддержать процесс выработки нового опыта, вооружить учащихся инструментами для успешной работы. Результаты обучения устойчивы, когда ученик знает, как создавать их самостоятельно.

Какая из позиций оптимальная? В какой роли должен выступать учитель на уроке, взаимодействуя с детьми? Однозначного ответа на эти вопросы нет. В зависимости от типа урока, формы его организации, темы, поставленных задач педагог может быть как экспертом, так и фасилитатором. В таблице представлен сравнительный анализ этих позиций.

Сравнение позиций эксперта и фасилитатора

7. Сластенин В.А., Подымов Л.С. Педагогика: инновационная деятельность, М., 1997

8. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.

9. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.


Материал можно использовать в 3 - 11 классах, всё зависит от выбранной темы предложенных игр..

ПРАВИЛА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники мероприятия. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие задействовать всех участников в процесс обсуждения.

2. Необходимо позаботится о психологической подготовке участников. Не все пришедшие на урок психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В это связи полезны разминки, постоянные поощрения учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

3. Обучающихся в технологии интерактивна не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут быть в прямой зависимости. Важно. Чтобы каждый ребенок был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

4. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы, с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

5. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его.

6. Отнеситесь со вниманием к делению участников мероприятия на отдельные группы. Можно на основе добровольности или случайного выбора.

7. Придерживаться принципа конфиденциальности.

8. Уважать мнение каждого, быть вежливым.

9. Быть доброжелательным по отношению к себе и другим (не критиковать).

ИГРА «ЮРИДИЧЕСКИЙ ХОККЕЙ». Перед проведением игры участники знакомятся с литературой по заданной теме и готовя пять-восемь заданий. Группа распределяется на 2 команды. В них распределяются роли: нападение, защитники, вратарь. Команда нападения, которой выпало выступать первой, ставит вопрос группе защиты второй команды. Если защитники отвечают правильно. Их команда получает право ставить вопрос. Если неправильно. Вопрос переходит к вратарю. Если и тот не знает ответа. Команда получает гол. Обеим командам насчитываются баллы. Набранные во время игры.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ . Метод стимулирования идей всех участников относительно определенной темы на протяжении ограниченного периода времени. После презентации темы, понятия, проблемы участникам предлагается выразить свои идеи, ассоциации, комментарии, фразы, связанные с темой.

РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ . Обсуждение конкретного вопроса, в котором принимают участие четыре-шесть участников, с целью выработки определенных решений, рекомендаций, советов. Такая форма дает возможность всем участникам принимать активное участие в обсуждении, а также ближе пообщаться. Все наработки малых групп обсуждаются позже всеми участниками мероприятия.

ТРЕНИНГ . Форма организации познавательной деятельности, которая предусматривает спланированную последовательность действий, направленных на то,

Чтобы помочь объекту деятельности научиться эффективно выполнять работу или задание.

Для проведения тренинга необходимо подготовить помещение: расставить стулья по кругу, подготовить достаточное количество бумаги, маркеры, скотч. После каждого упражнения необходимо вывешивать итоговые данные, чтобы участники видели итоговые данные, чтобы участники видели результаты совместной работы. Тренинг лучше всего начинать со знакомства. Следующий этап-ознакомление с темой, планом, целями и заданиями тренинга. Очень важным элементом тренинга является установление правил, благодаря которым работа в команде будет эффективнее, поможет наладить дисциплину. По окончании тренинга необходимо подвести итоги, обобщить полученную информацию.

АУКЦИОН ЗНАНИЙ . Это активная форма проверки знаний. Предлагается вопрос « на продажу», команды называют балы за это вопрос. Если предложений больше от команд не поступает руководитель говорит: «Продано». Зачитывается вопрос, команда «купившая» отвечает, если ответ правильный к начальному капиталу прибавляется то количество балов, которое назвала команда. Если ответ не правильный, от начального капитала отнимается это количество балов и право ответа переходит к другой команде.

РОЛЕВАЯ ИГРА. Учебная игра в ходе которой участники имитируют реальную ситуацию путем выполнения назначенных ролей. Цель проведения ролевой игры заключается в приобретении опыта поведения или обращения, а также определенных навыков. Каждый участник должен знать идею роли и цель ролевой игры вообще. Важно дать группе выйти из роли по окончании игры и каждому - сказать несколько слов о своих чувствах, впечатлениях или мыслях. Ролевую игру используют как наиболее эффективное средство наглядного освещения содержания и сути тематики.

МОДЕЛИРУЮЩАЯ ИГРА . Учебная игра, в ходе которой участники создают определенные модели, алгоритмы действий. В отличие от предыдущего вида, данная игра не требует от участников входа в роль, она требует анализа конкретных жизненных ситуаций или проблемы и определения шагов на пути к их решению.

ОБУЧАЯ - УЧУСЬ . Метод, сущность которого заключается в том, что объект процесса обучения превращается в субъект, выполняя временно его функции и обязанности. Этот метод направлен на получение информации и на ее распространение среди других участников группы. Полученная информация не считывается. А пересказывается. Иногда по несколько раз. Таким образом обеспечивается ее лучшее запоминание.

ПИРАМИДА. Учитель предлагает группе построить пирамиду из знаний по разным темам и положительных впечатлений.

МИКРОФОН . Используя домашнее задание, ученики должны выступить с речью, которая рассчитана на одну минуту. Главное правило - не прекращать речь пока не кончится одна минута.

МОЗАИКА . Участники разбиваются на пары или на малые группы. Парам или группам раздают выдержки с текстом по данной теме, без названия, разрывные части. Задание заключается в том, чтобы сложить выдержки и ответить, например, к какому законодательному акту принадлежит данный текст.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. Участники делятся на 4 группы. Каждой группе дается ситуация, за ограниченный промежуток времени команды должны проанализировать ситуации и ответь на вопросы, какие права были нарушены или законодательства и др.

ЧЕМОДАН . На плакате перед участниками мероприятия нарисован чемодан, каждая группа по очереди должны рассказать какие знание по рассматриваемой теме они возьму в дорогу или даже ощущения от мероприятия или общения.

«Интерактивные методы и приемы обучения»

В нас Раздел № 1

«Актуальность выбранной темы»

Кто не хочет знать английский язык? Я думаю, не найдется человека, отрицательно отвечающего на этот вопрос. Без знания английского языка невозможно путешествовать, познавать культуру других народов, иметь престижную работу...

Но при изучении иностранного языка возникает множество проблем.

Одна из них, по моему мнению, проблема в обучении говорению. Практика показывает, что очень часто ученик испытывает так называемый «языковой барьер».

Как показывает собственный опыт преподавания, не всегда удается добиться результатов в говорении, используя традиционные методы и формы работы. Необходимо взаимодействие всех участников процесса. Интерактивные методы и приемы отвечают этим требованиям. Практика показывает что внедрение таких методов позволяет за достаточно короткий промежуток времени передавать достаточно большой объем знаний. С помощью этих методов создаются возможности для раскрытия личного потенциала каждого ученика. Они позволяют научить школьника практически использовать знания иностранного языка.

Так же данные методы помогают разнообразить учебную деятельность, и способствуют повышению мотивации к обучению.

Но чтобы добиться всех этих результатов, учителю необходимо организовать учебный процесс с безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося.

Раздел №2

« Виды методов и приемов и их применение на практике»

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик», «ученик = ученик», «ученик = класс», «группа = группа». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя

друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения:

* научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

* научить работать в команде, уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

* научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Классификация методов обучения и их практическое применение.

Методы классифицируют по разным признакам:

по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;

по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;

по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;

по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.

В рамках ФГОС предполагается использование следующих интерактивных методов:

* Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

* Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.

* Кейс-метод». Ученикам предлагается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения и выбрать лучшие из возможных решений.

* Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

* Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ . Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками.

* Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

В процессе обучения педагог может выбирать как один метод (или прием), и/или использовать комбинацию нескольких. Каждый метод обучения содержит в себе набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Существует множество приемов обучения , применяемых на современном уроке. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

1. «Мозговой штурм»

Хороший прием для поиска новых идей. Повышает активность школьников на уроке, так как в работу включаются все ученики. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Этот прием хорош тем, что его можно применять на многих этапах урока. «Мозгового штурма» достаточно много разновидностей: обратный, теневой, индивидуальный, на доске, челночный, комбинированный, визуальный, в стиле «соло» и.т.д

« Обратный » мозговой штурм» используется чаще в ходе выполнения работы по систематизации материала или в работе над ошибками. Главные задачи «обратного мозгового штурма»: найти ошибки и попытаться их устранить.

« Комбинированный мозговой штурм » это сочетание прямого и обратного. Хорошо применять для анализа какой-нибудь выполненной работы, выявления ее недостатков..

«Индивидуальный мозговой штурм» можно применять в качестве домашнего задания, когда ученику предлагается самостоятельно дома (можно в течение нескольких дней) продумать варианты ответа (выхода из какой-нибудь ситуации) и предложить свои идеи на уроке.

«Мозговой штурм на доске» лучше всего подходит для начального этапа урока в качестве целеполагания. Здесь есть возможность высказаться каждому ученику, а учитель может все зафиксировать на доске и в ходе урока, для закрепления материала можно работать с этими идеями.

«Соло» применяется в ходе всей работы над какой-нибудь темой (проблемой), когда ученики собирают свои идеи, фиксируют их в тетради или специальных карточках. Начать работать с этим видом «штурма» можно с самого начала темы, а в конце темы обсудить результаты.

Эти приемы можно использовать в разных формах работе, и как показывает практика,

учащимся интересно работать, применяя эти приемы на практике.

2. «Снежный ком»

Данный прием можно использовать для формирования навыков устной речи и для формирования и активизации лексико-грамматического материалов. «Нарастание снежного кома может проходить по двум линиям» - с наращиванием лексики и/ или грамматики. Этот прием хорош тем, что с ним сочетается очень много тем (книги, характер, внешность, отношения и.т.д)

Например, при изучении темы «М ass media” ( books) можно использовать такой вариант: I like reading books ~ I like reading electronic books~ I like reading e-books because they are easy to use ~ I like reading e-books because they are easy to use, compact and reliable~ I like reading e-books because they are easy to use, compact and reliable , which is really important to me....

3. « Кластер »-

Это графическая форма организации информации когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Также можно изобразить это прием в виде «грозди». Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. Этот прием хорошо использовать для решения какой-то проблемы на этапе закрепления материала при систематизации (повторения), при работе с текстом, при повторении в начале урока, при введении в тему, при контроле.

Рассмотрим несколько тем, где можно воспользоваться этим приемом. В 9 классе изучается тема «Страны. Великобритания, США и Россия». Для активизации ЛЕ и систематизации материала можно воспользоваться этим «кластером».

В 7 классе много времени отводится изучению темы « Teens problems”. Основные пункты этой темы для обсуждения тоже можно оформить в виде кластера, затем используя еще и другие приемы, обсудить проблемы и способы их решения.


Этот прием помогает учителю отслеживать уровень владения материалом, способствует получению опыта работы в группе, помогает найти связи между понятиями. Следует отметить, что это прием хорош еще тем, что неверные предположения можно исправлять, заполнять ячейки новой информацией (добавляя ее по мере изучения темы).

4. « Фишбоун »

Этот прием может быть использован в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-нибудь ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего его применять во время урока обобщения и систематизации знаний. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Целесообразно в конце урока представить результат работы в виде презентации. Чем еще хорош этот прием? Он позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуально «кость» может располагаться как горизонтально, так и вертикально. В «голове» лежит проблема, которую необходимо решить. Затем по бокам причины и факты и в конце в «хвосте» - вывод.


Учащимся можно предложить какой-нибудь текст проблемного содержания (Это может быть видеофильм). Например « Ecology. Environment. Problems. We can protect the environment”. Эти темы актуальны и изучаются во многих классах. Учащимся необходимо выяснить причины проблем в окружающей среде: пожары, браконьерство, неумелое использование природных ресурсов, выхлопные газы и.т.д. Затем предлагается подумать о фактах: проблемы со здоровьем, исчезновение многих видов растений, животных, птиц, загрязнение ресурсов и.т.д. В конце необходимо сделать вывод: бережное отношение к природе, строительство специальных очистительных систем, переход на менее токсические виды топлива, вторичная переработка сырья и.т.д.

Этот прием можно использовать в абсолютно любой теме и в любом режиме работы.

Как показывает практика, используя этот метод учащиеся успешнее справляются с задачами и целями урока, лучше усваивают ЛЕ, пытаются строить логические высказывания и более развернутые предложения. У многих пропадает «языковой барьер».

5. «ПОПС-формула»

Является эффективным инструментом контроля качества усвоения учебного материала учащимися по всем гуманитарным дисциплинам. Этот прием помогает закрепить пройденный материал и выявить «пробелы».

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П - позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О - обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос - почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П - примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С - следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

Я с успехом применяю этот прием в старших классах для написания ОГЭ (ЕГЭ). Его можно использовать при подготовке как устной, так и письменной части.

6 «Лови ошибку»

У этого приема нет недостатков, если все организовано правильно. Этот прием можно использовать на всех этапах урока (в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала а так же на этапе рефлексии с целью подведения итогов). Учащимся предлагается материал (текст), в котором допущены ошибки. Это могут быть ошибки как в лексике так и в грамматике. Им необходимо их найти. Работу можно проводить индивидуально, в парах, в группах.

В этом тексте объединены несколько тем. Текст содержит 20 ошибок.


7. «Восстанови рассказ»

Хороший прием при обобщении и закреплении материала. А так же для контроля пройденного материала (ЛЕ, грамматики..) Проводить его можно несколькими способами:

Первый способ: Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке и восстановить логическую последовательность всего текста. Работу можно проводить в парах или индивидуально. Затем учащимся можно предложить рассказать полученный вариант рассказа.

Второй способ: Можно дать текст, где пропущены слова (или слова заменены картинками). Восстановить текст, вставляя слова или заменяя картинки словами. После выполнения задания можно устроить взаимоконтроль в парах. Этот прием очень нравится детям младшего и среднего звена, т.к детям нравится работать с картинками, кроссвордами и другими похожими заданиями.

8. «Знаю, хочу, умею»

Это очень удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала. Эффективным будет использование приема «Знаю. Хочу знать. Узнал» на занятии, за которым последует в дальнейшем исследовательская деятельность учащихся. Работа же с таблицей является своеобразной установкой на последующую самостоятельную деятельность.

Заполнение таблицы ЗХУ

В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.

В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю». Но сначала надо поставить «проблему» и на этапе перехода к работе с информацией, можно заполнить первую графу. Здесь может быть и ЛЕ и ответы на вопросы, ассоциации и.т.д

Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?

В конце урока учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.

В зависимости от возрастной категории учеников, таблицу можно модифицировать и использовать в работе вариант, более понятный и интересный детям. Так, например, в начальных классах проще будет применить следующую формулировку: «Уже знал (или догадывался). Узнал. Осталось непонятным». Главное, помнить о цели метода — развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией.

Например, в начальной школе в 4 классе изучается тема « А nimals”. Учащиеся уже знают из предыдущих классов названия многих животных и птиц, их цвета, что они умеют делать. Мы заполняем графу «знаю», вспоминая ЛЕ по этой теме и отвечаем на вопросы учителя.

На следующем этапе урока задаем вопрос «что бы мы хотели еще узнать про животных?» Например, где живут? что едят? какую пользу приносят людям? На этапе «рефлексии» подводим итог: можем мы ответить на эти вопросы?

Я часто использую этот прием на этапе урока «целеполагание» и «рефлексия».

Рассмотрим, как можно практически применить несколько приемов на одном-двух уроках (на примере темы « The root of all evil” в 10 классе учебник “ New Millennium English” ).

Подтема урока: « Fighting for life” . Учащимся предлагается обсудить и проанализировать причины и следствия бедности и найти способы решения проблем бедности (бедных) в стране. На начальном этапе урока для активизации лексики учитель может использовать прием « мозговой штурм ».

Учащиеся вспоминают слова, связанные с этой темой. Это можно сделать фронтально, в парах, группах. Слова можно записать на листочках или на доске.

Данный прием можно заменить на « ассоциативный ряд » или «ряд ассоциаций», который преследует такие же цели и задачи, как и «мозговой штурм».

Слова (выражения) можно представить в виде схемы, таблицы (кластера). Конечно, в ходе выполнения этого задания будет появляться новая лексика. Учителю необходимо помогать учащимся в работе и фиксировать необходимую новую лексику на доске.


Затем, на следующем этапе учащимся необходимо подумать о причинах и следствиях бедности. Это задание можно сделать в виде «кластера» или использовать прием «фишбоун». Это задание лучше выполнять в небольших группах.


Для проверки и обсуждения этого задания учитель заранее готовит ответы (можно представить в виде презентации), обсуждает и анализирует с учащими полученные варианты.

Далее учащимся можно предложить заполнить таблицу ЗХУ. На этом этапе урока уже можно подвести предварительные итоги: что знают ученики по этой теме и что хотели бы узнать (How to solve this problem? ). Перед учениками ставится речевая задача: Как можно решить данную проблему?

Здесь можно использовать « проблемный метод » и такие приемы как ПОПС-формула , « кластер » или « фишбоун ». Ученики работают в группах. Каждая группа работает над этой проблемой и разрабатывает способы ее решения в виде «кластера».

Затем представляют свои результаты в классе, сравнивая и анализируя результаты.

Но перед тем как ответить на этот вопрос, учащимся необходимо доказать , что бедность это действительно большая проблема . Для решения этой задачи учащимся предлагается прослушать первую часть текста и ответить на вопросы по заданию.


Затем учащимся предлагается выполнить задания по чтению. Учащиеся активизируют ЛЕ и выбирают необходимую информацию для дальнейшей работы по теме. Новая ЛЕ, которая появляется в ходе чтения, так же фиксируется в тетради.



Для подведения итогов можно воспользоваться приемом «ПОПС-формула». Этот прием помогает учащимся выразить свое собственное мнение, объяснить свою позицию и сделать выводы по сказанному.

В ходе выполнения данных заданий учащиеся активизируют ЛЕ. Для активизации и контроля ЛЕ по этой теме можно использовать приемы «снежный ком », « лови ошибку » или « восстанови рассказ ».

В конце занятия заполняется последняя часть таблицы ЗХУ . Что мы хотели узнать? Что мы знаем в результате? Смогли мы ответить на основные вопросы, поставленные в начале урока?

Таким образом, можно сделать вывод, что на одном-двух уроках можно применять сразу несколько методов и приемов работы с материалом.

В конце изучения темы “ The root of all evil” учащиеся готовили урок в виде деловой игры по сценарию, предложенному в учебнике.

Вывод:

Применение интерактивных методов и приемов способствует повышению интеллектуальной активности обучающихся и эффективности уроков. Интерактивные приемы и методы обучения обеспечивают прочность знаний, творчество и фантазию, командный дух, свободу самовыражения и взаимоуважение ко всем участникам учебного процесса.

КГУ "Средняя школа №14 им.Дм.Карбышева" Акимата г.Рудного.

Учитель казахскогоязыка и литературы

Шутаева Л.О.

Интерактивные методы обучения.

«Гуманисты утверждают, что процесс обучения протекает наиболее успешно при наличии у человека интереса и желания. Верно. Но как сделать так, чтобы этот интерес и желание у него появились? В этом и есть вся суть вопроса, на который до сих пор нет вразумительного ответа» - эти слова принадлежат известному российскому государственному деятелю В. Зубкову. И надо признать, что в современном обществе существует огромное количество возможностей для того, чтобы разжечь в учащихся огонь желания учиться. Одной из таких возможностей является проведение интерактивных занятий. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» -«взаимный», «act» - «действовать»).
Американские исследователи Р.Карникау и Ф.Макэпроу, выявили в ходе проведенных исследований определенную закономерность обучения. Согласно которой, человек помнит лишь 10% прочитанного, 20% - услышанного.Также он помнит 30% - увиденного, 50% - услышанного и одновременно увиденного. И только 80% - того, что говорит сам и наконец, 90% -того до чего он дошел сам в деятельности. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, благодаря использованию которой в учебных заведениях, скучные и однообразные уроки превращаются в активный, яркий и запоминающийся процесс.

Тема нашей статьи очень актуальна на данный момент. Так как сейчас в преддверии внедрения 12-летнего образования перед школой стоит такая цель: подготовка конкурентноспособной личности, готовой к эффективному участию в социально-экономической и политической жизни Республики Казахстан. Одной из задач образования сейчас стоит задача формирования социально-адаптированной личности, готовой к успешной и эффективной деятельности, воспитание активной личности, способной к взаимодействию с окружающими, формирование личности, способной выносить свои суждения и нести ответветственность за свои действия. Все эти качества можно сформировать у учащихся как во внеурочное так и в урочное время. А именно путем интерактивных форм обучения. При применении этой формы обучение осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса.

При использовании интерактивных форм обучения у учащихся формируются такие качества как коммуникабельность, умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, умение ставить перед собой цели и добиваться их. К технологиям интерактивного обучения относятся:

1)работа в паре;

2)ротационные тройки;

3)карусель;

4)работа в малых группах;

5)аквариум;

6)незаконченное предложение;

7)мозговой штурм;

8)броуновское движение;

9) дерево решений;

10)суд от своего имени;

11)ролевая игра;

12)дебаты;

13) креативное письмо;

14) РАФТ и др.

Учащимся очень нравится такой вид работы как «Карусель». Образуются два кольца: «внутреннее и внешнее». «Внутренне кольцо»-это сидящие неподвижно ученики, а «внешнее»-ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом они успевают проговорить за несколько минут несколько тем. Например внутренний круг задает вопросы внешнему. Так можно повторять различные лексические темы.

Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Например импровизация «В продуктовом магазине».

«Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Например: «Воспитание детей в казахской семье». В разных местах класса расположенны источники информации (задания логического, творческого характера, презентации, видеофильмы и др.)

«Дерево решений». Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Одна из форм интеракции «Займи позицию» . Зачитывается какое-то утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «да» или «нет». Желательно чтобы они объяснили свою позицию.

Прием «Свеча . По кругу передается зажженная свеча и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.

Интерактивное обучение –это прежде всего –диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Следует признать, что интерактивное обучение –это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученики чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает. что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организовывается индивидуальная, парная, групповая работа.

« Ротационные тройки».

Эта технология способствует активному обстоятельному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, закрепления и усвоения. Разрабатываются вопросы, которые обсуждаются в « тройках».

« Тройки» должны видеть « тройку2 справа, « тройку» слева. Для всех « троек» задается один вопрос. После короткого обсуждения участники рассчитываются от 0 до 2.Ученики с номером 1 переходят к следующей тройке по часовой стрелке, а учащиеся с номером 2 переходят через две тройки против часовой стрелки. Ученики с номером 0 остаются на местах и являются постоянными членами тройки. Результат – новая «тройка». Двигать «тройками» можно столько, сколько у вас вопросов.

«Два-четыре-все вместе». Обсуждение вначале происходит в « двойках», приходят к общему мнению, а потом обсуждение происходит в группе.

« Учебный мозговой штурм».

Для проведения мозгового штурма необходим инструктаж. В группе выбирается ведущий, секретарь, спикер.Четко регламентируется время.

1 этап-создание банка идей,2 этап-анализ идей в группе, 3 –обработка результатов, озвучивание.

«Уча - учусь».

Раздать карточки каждому ученику с фактами, касающимися темы урока. В течение нескольких минут ученики знакомятся с информацией. Затем передвигаясь по классу, учащиеся знакомят со своей информацией других учащихся и в то же время получают от них информацию. В течении определенного времени необходимо обеспечить максимальное общение учеников друг с другом. Затем предлагается рассказать и воспроизвести полученную информацию.

«Метод Пресс» .

Алгоритм действия. Раздать материал в котором указано 4 метода пресс.

Начиная со слов,…Я считаю, что…

Начиная со слов,… Потому что…

Например…

Следовательно,…таким образом…

Метод « Мозаика».

Участники объединяются в небольшие группы. (не больше 6 человек) для работы над материалом статьи, которая предварительно разбивается на части. Каждый член группы читает свою (6 часть) материала, становясь экспертом в ее содержании и готовясь преподать это содержание другим.

Затем члены разных групп, которые изучали одну и ту же информацию, встречаются в группе «экспертов» для обсуждения своей части. Информация рецензируется и они возвращаются в свои группы и по –очереди учат коллег по группе своему предмету.

«Социальные проекты» и другие внеаудиторные методы обучения.Это посещение спектаклей, выставок, просмотр фильмов.

«Использование общественных ресурсов» .

Приглашение специалистов на урок, проведение экскурсий.

Прием «Верно. Неверно»

При выполнении этого приема учащиеся внимательно рассматривают утверждение и решают, верны они или нет. В результате возникает много дискуссий. Например.Звуки в казахском языке делятся на 3 группы. Чтобы определить вид бессоюзного сложносочиненного предложения надо подставить союз.

«Снежный ком».

Этот прием позволяет усвоить большое количество новых слов, развивает память, умение слушать друг друга, правильно произносить слова. Учащемуся предлагается по определенной лексической теме сказать одно слово затем следующий ученик, повторяя предидущее слово, называет свое. И так до последнего ученика. Последний в свою очередь должен повторить все слова.

Таким образом, интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

Развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

Решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможна реальная совместная деятельность.

Развивает общие учебные умения и навыки, то есть обеспечивает решение образовательных задач

Обеспечивает воспитательную задачу,

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, смене форм деятельности. Для создания ситуации успеха на учебных занятиях необходимо придерживаться следующих правил:

Все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками,

ученики должны знать, что учитель верит в них,

Учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении. То есть создать для ребят ситуацию успеха.

1.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий / Пособие для преподавателей. СПб: КАРО, 2002. – 152с.

2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.-176с.

  1. 3. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004.- 151с.
    4. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.- 167с.
Похожие публикации