Психоанализ. Защитная реакция психики

Со сложными ситуациями и проблемами сталкивается каждый человек, поэтому вопросы что делать и как быть задаются часто. При этом, каждый, как может, старается разрешить сложившуюся ситуацию. Если самостоятельно справиться с ситуацией не получается, то мы ищем помощи у окружающих, ищем работу, достаем деньги. Тем не менее, это внешние проблемы, которые вполне решаемы, а вот преодолеть внутренние проблемы сложнее. И здесь огромную роль играют защитные механизмы психики. Во внутренних проблемах признаваться тяжело, тем более, что самобичевание не помогает. Поэтому одни люди стараются подавлять свои склонности, отрицают их наличие. Другие просто стараются забыть о событии, травмирующем психику.

Есть и такие, которые стараются найти оправдание своим слабостям, допуская снисходительное отношение. Кроме того, отдельные личности занимаются самообманом, искажая реальность в своем представлении. Тем не менее, какой бы способ ни был применен, чтобы защитить свою психику, всегда задействованы защитные механизмы.

Что они собой представляют, и для чего необходимы? Это целая система, благодаря которой сводятся до минимума переживания, являющиеся негативными, наносящими травму. Как правило, такие переживания обусловлены внешними или внутренними конфликтами, состоянием дискомфорта и тревоги.

Благодаря различным защитным механизмам психики, мы имеем возможность сохранять стабильную самооценку, представления о себе и о мире. В то же время, они выступают в роли своеобразного буфера, не допуская близко к нашему сознанию чрезмерные угрозы и разочарования, возникающие периодически в жизни.

Если справиться со страхом и тревогой не удается, защитные механизмы влияют на действительность, искажают ее, чтобы сохранить нас как личность, сохранить нашу психику здоровой. Следует знать, что защитных механизмов существует несколько, и каждый из них имеет свои особенности.

Наиболее универсальным средством избегания внутренних конфликтов является вытеснение. При данном сознательном усилии человека предаются забвению некоторые фрустрирующие впечатления, так как внимание переключается на прочие формы активности. То есть, вытеснение является произвольным подавлением, ведущим к тому, что человек отвлекается от текущих психических содержаний.

Ярчайшим примером такого вытеснения считается анорексия, когда человек отказывается от еды. Здесь имеет место успешное, и, причем регулярное блокирование необходимости кушать. Причиной является страх пополнеть, испортить фигуру.

В клинической картине неврозов нередко наблюдается синдром , данному состоянию подвержены девочки с четырнадцати и до восемнадцати лет. Пубертатный период характеризуется выраженными изменениями тела и внешности в целом.

Для данного возраста характерно возникновение округлости бедер, оформляющаяся грудь. И нередко девушки это считают симптоматикой начинающейся полноты, поэтому стремятся усиленно бороться с данными признаками. Следует отметить, что представляет собой трудно излечиваемое заболевание, терапия требует серьезного подхода.

При рационализации человек находит приемлемые причины, чтобы объяснить свои действия и мысли. Рациональный подход в виде защитного механизма направлен не на решение основы конфликта, а на избавление от напряжения и устранение связанного с дискомфортом переживания. С этой целью применяются квазилогичные объяснения, которые более этичны и благородны, по сравнению с истинными мотивами.

Так, рационализация позволяет сохранить статус кво определенной ситуации, а истинная мотивация остается скрытой. Такие защитные мотивы возникают у людей, не подпускающих к сознанию реальные мотивы. С другой стороны, они позволяют таким мотивам реализовываться, хотя все это происходит под красивой, социально одобренной «вывеской».

При проекции собственные качества и чувства подсознательно приписываются другому человеку, и данный механизм защиты представляет собой следствие вытеснения, поэтому влечения подавляются, они загоняются внутрь. Но и в этом случае влияние данных защитных механизмов психики не прекращается.

Данный внутренний конфликт сохранен, и поэтому имеется возможность, что через некоторое время состояние вырвется наружу. Подавлять собственные желания достаточно трудно и больно, поэтому желания, вытесненные у себя, могут быть проецированы на другого.

При таком виде психологической защиты, как отрицание, индивид не принимает за реальность те события, которые для него нежелательны. В таких случаях примечательно пропускать в воспоминаниях отрицательные пережитые события, заменять их вымышленными фактами.

Отрицание отвлекает внимание от чувств и болезненных идей, поэтому они становятся недоступными для сознания. Скорее пациент будет отрицать даже явные первые симптомы, чем обратится к специалисту за помощью, что позволяет болезни прогрессировать. Прибегнувший к отрицанию человек игнорирует реальности, являющиеся для него болезненными, и живет, словно их просто не существует.

Экология жизни.Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе.Рассмотрим подробнее защитные механизмы нашей психики.

Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе.
Рассмотрим подробнее защитные механизмы нашей психики.

1. Вытеснение.

Первым был открыт механизм вытеснения. С помощью вытеснения из сознания удаляются и удерживаются в бессознательном неприемлемые, травмирующие для человека переживания, обстоятельства или сведения. С вытеснением связаны многие случаи забывания, позволяющего не вспоминать нечто, что могло бы поколебать представление о себе.

Пример действия механизма вытеснения можно представить следующим образом: если я испытываю чувство стыда за поступок, совершенный мною по отношению к другому человеку, но это переживание быстро «испаряется» из моей памяти, то я начинаю оценивать себя без учета данного недостойного поступка. Но другой человек, которого мое поведение задело, будет хорошо помнить о том, что я «уже забыла». И моя самооценка без учета мнения другого обо мне окажется неполной. Следовательно, тревожащие, не очень ясные переживания желательно осознать и проанализировать, чтобы по ним откорректировать свою самооценку.

2. Рационализация.

Когда необдуманный шаг приводит к неприятным последствиям, человек стремится оправдать свой поступок. Делается это не умышленно, а подсознательно, для сохранения самоуважения на должном уровне. Например, если один человек без всяких видимых причин нагрубил другому и его за это призвали к ответу, то он старается затем найти причины своей несдержанности, для того чтобы его поведение выглядело как вполне нормальное и единственно приемлемое в данной ситуации. Такая самозащита без достаточных оснований противостоит объективной оценке своего поведения. И такое поведение в психологии называется рационализацией мотива.
Рационализация - это механизм психологической защиты, похожий на сладкую оболочку горького лекарства . Объяснения, описания так «обволакивают» травмирующий факт, что он начинает восприниматься как малозначимый или как свидетельствующий о сильных сторонах личности, ценный и справедливый.
Механизм рационализации хорошо описан в известной басне А. Крылова «Лиса и виноград». Механизм обесценивания недоступного, но сильно желаемого предмета, явления описан там очень точно, но если рационализация станет правилом для человека, то противоречия между самоуважением и реальным поведением будут нарастать, что неминуемо приведет к серьезным конфликтам. Поэтому любое событие, к которому вы имеете прямое или косвенное отношение, необходимо оценивать без рационализации мотивов, чтобы ваше участие в событии не умалялось и не преувеличивалось. Это может быть болезненно для самолюбия, но полезно для самопознания.

3. Проекция.

Этот защитный механизм психики обеспечивает человеку сохранение удовлетворяющего представления о себе, о своей психологической целостности посредством приписывания собственных неприемлемых по тем или иным причинам чувств, желаний, идей другим.
В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты характера. Если мы знаем о своих качествах и принимаем их в себе, то мы лояльно будем относиться к другим людям, имеющим похожие черты. Например, если человек признает, что временами он бывает вспыльчив, то простит такую же вспыльчивость другому. Познать самого себя человеку мешает то обстоятельство, что, обладая какими-то «отрицательными» качествами, особенностями личности, которые ему не нравятся в себе, он не готов их полностью принять. Тогда в его сознании эти качества проецируются на других людей и он обращает свой гнев и неприятие на них. Такое обманчивое ощущение позволяет сохранить самоуважение, а потому не отвергается.

4. Замещение.

Это действие, направленное на какой-либо объект, на самом деле спровоцированное не им и не ему предназначенное, а вызванное другим, недоступным объектом. Когда человек сильно возбужден, например вследствие неприятного разговора с коллегой, но сам не может выразить все свои чувства в его адрес, он часто «спускает пар» на другого, ничего не подозревающего человека. Взрыв настроения, сильное возбуждение, связанные с неудачей, обидой или какой-либо иной неприятностью, резко сужают сознание человека, то есть делают его глупее, чем он есть на самом деле. В таком состоянии мало кто способен оценивать свои поступки, регулировать поведение с учетом требований самоуважения.

5. Отрицание.

Если человек не хочет замечать реально травмирующих событий, не хочет слышать беспокоящей его информации, то у него действует другая мощная психологическая защита, которая называется отрицание (исключение реальности).

Она направлена на то, чтобы не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят сознание. Отрицание может находить отражение в бегстве в фантазии, в воображаемый мир, где осуществляются все наши желания, где мы умны, сильны, красивы и удачливы. Некоторые остаются в мире мечты наедине с собой, другие фантазируют вслух, публично рассказывая о своих «знаменитых» знакомых и т. п. При этом главной целью использования такой «положительной самопрезентации» является повышение ценности человека в глазах окружающих.

6. Реактивное образование.

Если мальчик доставляет девочке немало неприятностей (дергает за косички, отвлекает от уроков и т. д.), то, скорее всего, он неравнодушен к ней. Почему мальчик ведет себя именно так?

Ребенка начинает тревожить чувство симпатии - чувство, суть которого он еще не понимает. Но он сам чувствует, что это «что-то нехорошее», за что его не похвалят. Отсюда и возникает совершенно противоречащее чувству поведение, противоположная реакция. Точно так же ученик, который постоянно срывает уроки (выкрикивает на них, отвлекает других учеников), на самом деле хочет привлечь к себе внимание, которого ему явно не хватает.
Подобное случается не только с детьми. Данный вид психологической защиты представлен и у взрослых, которые тоже иногда демонстрируют противоположные реакции.

Механизм изоляции представляет собой отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. Происходит как бы разделение реальности, при котором травмирующие события почти не вызывают эмоциональной реакции. Например, ребенок чувствует себя в семье хорошо, но его сильно наказывают за «плохое» поведение. В результате ребенок «изолирует» события, унижающие его чувство собственного достоинства, продолжает положительно относиться к родителям: может перед ними вести себя «хорошо», но демонстрирует запрещенное поведение перед игрушками: бьет и крушит их.

Все вышеперечисленные психологические защиты не способствуют личностному развитию человека. Только одну психологическую защиту можно назвать успешной. Это сублимация.

7. Сублимация.

Это психологическая защита, которая заключается в направлении энергии сексуально-агрессивного характера к другим целям: творчество, наука, искусство, развитие интеллекта, спорт, профессиональная деятельность, коллекционирование. Эта защита считается конструктивной, так как имеет положительные результаты и дает человеку чувство удовлетворенности. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

Защитные механизмы психики – это психологические стратегии, бессознательно используемые человеком с целью защитить себя от тревоги, возникающей из-за непереносимых мыслей и чувств. Человек также неизбежно прибегает к защитным механизмам в попытке избавиться от чувства страха или вины. Защитные механизмы, как правило, не поддаются сознательному контролю, они вполне естественны и нормальны. Однако если они задействованы слишком часто, у человека развивается невроз, который может выглядеть как тревожность, фобии, навязчивые состояния или гистрионное (истерическое) расстройство.

Термин «механизм психологической защиты» был введен Зигмундом Фрейдом, который выделил и описал основные защитные механизмы. Его дочь Анна дополнила этот список еще десятью механизмами. Далее данный список расширялся другими психоаналитиками.

Рассмотрим основные защитные механизмы:

Идентификация с агрессором

Если человек боится кого-то, он может преодолеть этот страх, став похожим на того, кто представляется ему агрессором.

Одним из ярких примеров данного механизма является так называемый Стокгольмский синдром, благодаря которому жертвы идентифицируют себя с преследователями. Так, Патрисия Херст, похищенная в 1974 году американской леворадикальной террористической группировкой и перенесшая физическое, психологическое и сексуальное насилие, примкнула к группе бандитов и добровольно совершила вместе с ними ограбление. Патрисию оправдали на суде, так как она была жертвой, страдающей от Стокгольмского синдрома.

Вытеснение

Первый защитный механизм, описанный Фрейдом. Представляет собой непроизвольное вытеснение нежелательных воспоминаний, мыслей и чувств в бессознательное. Таким образом, происходит защита от непереносимого чувства тревоги, вины или стыда. Данная стратегия не является удачной в долгосрочной перспективе, так как вытесненные в бессознательное чувства все равно будут провоцировать тревогу.

Проекция

Представляет собой приписывание своих мыслей, чувств и мотивов другим людям. Как правило, на других проецируются социально неодобряемые мысли и поступки, например агрессивные или сексуальные фантазии. Человек может ненавидеть кого-то, но считать ненависть недопустимым чувством. Чтобы справиться с чувством вины по поводу ненависти, он может убедить себя в том, что тот, кого он ненавидит, тоже ненавидит его. Расхожая фраза «Все так делают» в оправдание своего нелицеприятного поступка – еще один пример проекции.

Вымещение

Вымещение является перенаправлением импульса (как правило, агрессии) на беззащитную цель, которая служит символической заменой (это может быть человек или предмет). Например, человек чувствует себя некомфортно, имея сексуальное желание, направленное на другого человека, и направляет это желание на какой-либо предмет (фетишизм). Человек, подвергающийся нападкам со стороны вышестоящего руководства, может приходить домой и бить собаку или члена своей семьи.

Сублимация

Сублимация похожа на вымещение, однако в случае сублимации эмоции перенаправляются в конструктивное, а не в деструктивное русло, например, в творчество.

Творения многих великих музыкантов и художников являются примерами сублимации. Спорт – еще один хороший способ направить свои эмоции (например, агрессию) в конструктивную деятельность. По мнению Фрейда, сублимация является основой цивилизованной жизни, а наука и искусство представляют собой сублимированную сексуальность.

Отрицание

На сознательном уровне человек отвергает события, мысли и чувства, которые не может принять. Этот механизм является весьма примитивным и опасным, так как отрицание реальности не может длиться вечно. Отрицание может действовать само по себе или в комбинации с другими защитными механизмами, которые, как правило, проявляются в более слабой форме и поддерживают отрицание.

Пример отрицания: курильщик, который отказывается признавать, что курение вредит его здоровью. При этом он может прибегать к рационализации, убеждая себя в том, что загрязненная экология наносит ему больший вред, чем его собственное действие – курение.

Регрессия

Представляет собой возвращение на одну из предыдущих стадий психологического развития под влиянием стресса. Когда человек напуган или обижен, он часто начинает вести себя как ребенок.

Ребенок, попав в стрессовую ситуацию, например, оказавшись в больнице, может снова начать сосать палец или писаться в постель. Подростки начинают глупо смеяться, общаясь с лицами противоположного пола.

Рационализация

Рационализация – это когнитивное искажение фактов с целью сделать событие или импульс менее угрожающим. Человек часто прибегает к этой стратегии как на сознательном, так и на бессознательном уровне, когда пытается придумать себе оправдания.

Для многих людей отговорки и оправдания настолько естественны и бессознательны, что они не осознают, когда и зачем они их используют. Другими словами, они готовы верить своей собственной лжи.

Реактивное формирование

Заключается в попытке человека вести себя таким образом, который является противоположностью тому, что он действительно думает или чувствует. Как правило, человек при этом не понимает своих истинных мотивов. При реактивном формировании сознательные чувства прямо противоположны бессознательным: любовь – ненависть, стыд – отвращение, потребность выглядеть и вести себя пристойно – сексуальность. Данный механизм психологической защиты, как правило, сопровождается действиями напоказ и компульсивным поведением. Примером реактивного формирования является латентный гомосексуализм, когда мужчина открыто осуждает гомосексуалистов, а на самом деле защищается от собственных бессознательных чувств к мужчинам. Жесткое гомофобное поведение призвано убедить окружающих и самого себя в своей гетеросексуальности. Другие примеры: заботливая дочь, которая пытается во всем угодить своей матери, а на самом деле испытывает к ней негативные чувства из-за несчастливого детства; скупой человек, пытающийся доказать свою щедрость и т.д.

Подготовлено по материалам: Freud, A. (1937). The Ego and the mechanisms of defense, London: Hogarth Press and Institute of Psycho-Analysis.

Freud, S. (1894). The neuro-psychoses of defence. SE, 3: 41-61.

Freud, S. (1896). Further remarks on the neuro-psychoses of defence. SE, 3: 157-185.

Freud, S. (1933). New introductory lectures on psychoanalysis. London: Hogarth Press and Institute of Psycho-Analysis. Pp. xi + 240.

Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: психика, психология, защитные механизмы, механизмы психологической защиты

Здравствуйте, дорогие читатели.

Сегодня вновь поговорим на психологическую тему. Она будет посвящена защитным механизмам психики, родоначальником которых является Фрейд, и будет интересна тем, кто хочет повысить свою психологическую компетентность или просто вспомнить азы психологии.

В первую очередь стоит сказать о том, что иметь защитные реакции это нормально и правильно.

Защита помогает справиться с сопротивлением, ослабить напряжение, беспокойство, она регулирует поведение и уравновешивает психику.
Защитный механизм, это оружие Вашего Эго, которое должно погасить конфликт между «можно» и «нельзя». Между маленьким ребенком, с его требованиями и запросами, и взрослой, состоявшейся личностью, со всеми сопутствующими требованиями, нормами и ограничениями.
Защитные механизмы чаще всего возникают вследствие стресса. Но также часто случается, что стресс прошел, а защитный механизм остался. И это уже не есть норма. В этом случае механизм уже не защищает, а мешает человеку жить и развиваться. (Т.е. вопрос в том, насколько долго и насколько правильно личность использует ту или иную защиту).
Так же, защитные механизмы могут быть патологическими. Например, при психическом заболевании.
Очень важно отметить то, что все защитные механизмы являются подсознательными. Воспользоваться защитным механизмом намеренно не получится. Это уже будет называться другим словом))

Четкой классификации защитных механизмов нет. Здесь будем рассматривать основные, можно сказать самые популярные, применяемые в психологическом консультировании.

Психологические защиты условно разделяют на 2 уровня. Первый уровень – более примитивные защиты, защиты первого порядка. Ко второму уровню относят вторичные защитные механизмы, более сложные для диагностики и для работы.

Вначале рассмотрим некоторые защиты первого уровня.

Механизм защиты, знакомый человеку с раннего детства, это примитивная изоляция . Человек уходит от взаимодействия с реальностью, когда слишком большая нагрузка, сильное возбужденное состояние, когда необходимо уединиться, чтобы вернуть себе душевное спокойствие и уравновешенность. Со стороны это выглядит как задумчивость, мечтательность, отстраненность.
Плюс такой защиты в том, что человек не искажает действительность, он просто уходит от нее в свой мир фантазий, как в другую реальность, менее проблемную и беспокойную. Пример: ученик, «считающий ворон» на уроке.
Минус состоит в желании укрыться от решения каких-то вопросов или общения путем пребывания в собственном мире.
Добиться состояния примитивной изоляции человек может и путем изменения своего психологического состояния, например с помощью алкоголя.
Некоторые исследователи пришли к мнению, что данным механизм защиты выражен у сверхчувствительных людей.
Другой защитный механизм первого уровня – проекция . Очень распространенный вид, при котором человек приписывает другому те качества, которые не принимает в себе. Механизм кажется простым, но применить его к себе очень нелегко.
В каждом человеке есть положительные и отрицательные стороны его личности. Положительное принимать легко и приятно, а вот соглашаться со своими недостатками – трудно. Если человек соглашается со своими недостатками, то более лояльно относиться к таким же качествам в других.
Человек отвергает свои отрицательные стороны, т.к. ему кажется, что это сохраняет его самоуважение. Он искореняет в других свои недостатки под видом защиты.
В конце концов, это просто снижает тревогу, уменьшает опасность, что и требуется от защитного механизма.

Отрицание – простая для понимания защита. Название говорит само за себя. Если какая-то информация, мысли, события, действия не приемлемы, являются болезненными, проблемными, несут угрозу или психологическому, или физическому состоянию, то они отрицаются. Их просто нет. Человек даже не пытается их осознать. Удобно, не правда ли?))
Минус этой защиты в том, что в реальном мире ситуация осталась и никуда не исчезла.
К примеру, человек может долго отрицать сметь близкого, но рано или поздно данный факт придется признать.
Отрицание предполагает отказ человека от необходимости подстраиваться или перестраиваться. И в ситуации, когда человек снимает защиту отрицания, его важно просто поддержать.

Механизм вытеснения уже относиться к группе второго порядка. Он чем-то схож с механизмом отрицания. Разница в том, что при отрицании человек даже не пытается осознать неприятные для него вещи, а при вытеснении такое предполагается. Результат вытеснения – безразличное отношения к ситуации.

Различают полное вытеснение и частичное. При полном вытеснении человек полностью забывает свои переживания, т.к. они были слишком травмирующие. К примеру, психотравма. Но, не смотря на это, травмирующие события продолжают влиять на жизнь, судьбу, здоровье человека, влиять на его поступки и поведение.

При частичном вытеснении человек старается не думать о своих переживаниях, но полностью забыть не может, и при определенных обстоятельствах они выскакивают в виде бурных эмоций.

Регресс . Этот механизм возвращает человека на более ранний и примитивный способ реагирования. В народе это называют «впасть в детство».
Это бегство в безопасность, т.к. чаще всего именно детство ассоциируется у многих с безопасностью. Это позиция слабого человека, требующего жалости, поблажек, не способного справиться с чем-то в силу своего «малого возраста».
Регресс может выражаться в отрицание чужой точки зрения, не смотря на доводы и аргументы. В момент регресса могут возвращаться детские привычки: грызет ногти, сосет палец, ковыряет в носу, заикается и т.д. Человек может одеться не по возрасту, захотеть любимое детское лакомство, просто заболеть.
Регресс всегда возникает как неосознанная реакция, и это его главная особенность. (В иных случаях это просто симуляция). И чаще всего регресс связан с какими-то достижениями.
К примеру, профессиональные достижения. Человек получил новую должность, но стал суетлив, раздражен, невнимателен, возбудим, грызет ногти, дома спит во фланелевой пижаме с мягкой игрушкой)) – признаки регрессии.
Регрессия очень распространена в сексуальной сфере. К примеру, онанизм. Человек, ведущий взрослую половую жизнь, решает вопрос более примитивным детским способом. Для него это проще, чем налаживать контакт с партнером.
Наконец регрессию можно сравнить с 2-х или 3-х годовалым ребенком, который провозглашает свою независимость от мамы, рвется постигать мир и твердит свое «я сам!», но при трудностях (страх, боль…) бежит прятаться за мамину юбку.
В целом, регрессия, как защитный механизм, достаточно распространенна и является относительно простым защитным механизмом. Может корректироваться. Но более эффективно работать с проблемой, которая вызвала эту защитную реакцию, т.е. со стрессом.

Следующий механизм защиты – рационализация . Человек бессознательно пытается оправдать и объяснить свое неправильное или даже абсурдное поведение. Истинное положение вещей является таким болезненным, что обволакивается в сладкую оболочку оправданий, где человек остается в своих глазах «белым и пушистым». Пример рационализации — басня Крылова «Лиса и Виноград.»
Рационализация бывает сознательной или бессознательной. Истинная причина может быть глубоко спрятана от самого человека как сердцевина луковицы.
Работа над этим механизмом заключается в снятии одного пласта за другим. Каждый последующий пласт может быть болезненнее предыдущего. Болезненно для самолюбия, но полезно для самопознания.

Еще один механизм второго порядка – инверсия или реактивное преобразование . Человек заменяет мысли, чувства, действия на диаметрально противоположные. У всего есть два полюса. Если один полюс представляет угрозу или опасность, то человек перебрасывается на другой, более удобный. При этом опасный полюс перестает осознаваться.
К примеру, мальчик влюблен в девочку. Если он обнаружит свои чувства, то возможно его осмеют, оскорбят, не правильно поймут, будут ругать и т.д. (От любви до ненависти один шаг). Он совершает инверсию своих чувств и любовь понимает как ненависть или раздражение. Начинает дергать девочку за косички, обзывать, толкаться и прочите «нежности».
В инверсии человек может хотеть одного, а говорить о другом, или испытать безразличие к тому, кто (или что) представляет большое значение.
Если что-то для человека является гипер-ценностью, то на другом конце обязательно висит противоположная ценность, не менее значимая, но более проблемная.
Если человек постоянно и очень ярко подчеркивает, что у него нет конкурентов, то не сомневайтесь, они у него повсюду.
Чтобы снять этот механизм, необходимо поменять свои потребности, снизить важность одного полюса. Тогда разделение произойдет естественным образом.

Сопротивление. Чем ближе к проблеме, тем ярче сопротивление человека. Сопротивление может быть признаком того, что проблема актуальна и болезненна, а так же, что человек не готов к ее решению. Резкое и сильное давление не всегда оправдано. Неизвестно, как психика человека может среагировать на такое вмешательство. Задача консультанта или психолога, в этом случае, не давить, а подсвечивать проблему, чтобы человек не чувствовал опасность или угрозу, ведь он еще не знает, как жить по-новому.

Сублимация. Пожалуй, самый распространенный и приемлемый способ. Может оказаться даже очень успешным, если будет правильно реализован. Он подразумевает преобразование запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе, (возможно, что одобряются и поощряются им).

Если что-то делать нельзя, то человек делает то, что можно.

Очень распространенный пример сублимации личных проблем можно встретить в творчестве и в искусстве. Стихи, написанные несчастным влюбленным, полотна, потрясающие своими образами, музыка, вызывающая мурашки… Все это может восхваляться людьми, человек может снискать славу, почет, уважение, но…. Но сублимация не есть решение проблемы, поэтому человек может оставаться несчастным всю жизнь, оставаясь гением для всех.

Решение – работа над истинной проблемой.

В астропсихологии очень часто упоминается понятие сублимации. Это одно из возможных решений для проблемных планет, функции которых страдают и делают какую-либо сферу жизни человека крайне ограниченной.

С астропсихологической точки зрения можно сказать, что большинство защитных механизмов выражено в карте оппозицией планет друг к другу. Сопротивление может быть представлено квадратурой. Сублимация может быть представлена как удачное разрешение напряженных планет на трин.

Описывается до 50 разновидностей психологических защит; наиболее "частые и признанные":

1. Сублимация . В психологии понятие "сублимации" впервые систематически начал использовать З.Фрейд, который понимал её как процесс превращения либидо в возвышенное стремление и социально приемлемую деятельность; сублимация (в буквальном переводе "возгонка") - перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло. По З.Фрейду, сублимация является главным эффективным защитным механизмом при развитии личности; выбор сублимации как основной адаптивной стратегии свидетельствует о психической зрелости и "мощности" личности.

Выделяют 2 основные разновидности сублимации:

Первичная сублимация , при которой сохраняется первоначальная цель, к которой стремится личность, что проявляется относительно прямо - когда, например, бездетные родители усыновляют детей.

Вторичная сублимация , при которой отказываются от первоначальной цели блокированной деятельности и выбирают новую цель, для достижения которой организуется более высокий уровень психической активности и сублимация имеет более опосредованный характер. Например, эгоистические и даже "запрещенные" цели, в т.ч. и сексуальный инстинкт могут сублимироваться активной деятельностью в искусстве, литературе, религии, науке, через заботу о неимущих (или даже заводят животных), которые развивают человека и обогащают жизнь индивида. Агрессия может сублимироваться через некоторые профессии (профессию военного, политика, хирурга) или виды спорта. З.Фрейд: дантист может сублимировать садизм, выставляющийся художник - эксгибионизм, адвокат - желание уничтожить врагов.

Личность, не сумевшая адаптироваться с помощью первичной сублимации, может перейти ко вторичной, но собственно о психологической защите речь идет тогда, когда индивидуум не осознаёт, что его деятельность определяется скрытыми импульсами, имеющими подчас биологическую и эгоистическую основу.(22)

2. Отрицание . Когда реальная действительность для человека неприятна, он отрицает существование неприятностей или старается снизить серьезность угрозы; т.е. невыполнимые желания, побуждения и намерения, а также факты и действия не признаются, отвергаются путём бессознательного отрицания их существования (при отрицании реальное явление считается несуществующим). В некоторых случаях это может нести положительный момент - человек неизлечимо болен, но, отрицая этот факт, находит в себе силы продолжить бороться за жизнь. Однако намного чаще бывает, что отрицание мешает жить и работать, т.к. не признавая критики в свой адрес, человек не стремится избавиться от имеющихся недостатков, которые справедливо критикуются. В медико - психологическом плане это также чаще сказывается негативно (запоздалое обращение и диагностика, несоблюдение предписаний). Отрицание не включает в себя сознательную попытку отказаться, отречься или отступиться, как при притворстве, симуляции или лжи.

Отрицание - первая реакция человека, которому сообщили о смерти близкого человека - "Нет!". Уходит в детский эгоцентризм - "Если я не признаю этого, значит, это не случилось".

Примеры отрицания - жена, отрицающая опасность избивающего её мужа; алкоголик, настаивающий на том, что он не имеет никаких проблем с алкоголем.

Отрицание может быть рассмотрено в аспекте перцептивных защитных механизмов. В этом случае выделяют 2 типа. Тип первый - когда страдает собственно перцепция (восприятие), а не сознание - невербальная форма. Происходит бессознательное искажение на уровне восприятия неприметных внешних стимулов (напр., для лектора шум на лекции, свидетельствующий об отсутствии интереса к лекции, "не громкий, нормальный"). Образующиеся "перцептивные пустоты" заполняются ложной информацией, но удовлетворяющий потребность снижения тревоги и поддержания самооценки. Тип второй - когда затронут когнитивный процесс, т.е. процесс познания - вербальная (словесная форма). В этом случае отрицаемое содержание осознаётся, но к нему прибавляется как бы противоположный знак ("шумят, потому что обсуждают"). (22)

3. Вытеснение (подавление, репрессия). Под вытеснением понимают подавление или исключение из сознания неприятных или неприемлемых событий и явлений, т.е. удаление из сознания тех моментов, информации, которые вызывают тревогу. При этом вытесняются и не влияют на реальное поведение неприятные признания самому себе и соответствующие переживания (идущие от себя, в отличие от идущих преимущественно извне при отрицании). Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам. При неврозах, например, часто вытесняется основное событие, которое послужило его причиной.

С позиций психоанализа, вытесненное из сознания переживание забывается человеком, но сохраняет в бессознательном присущую ему психическую энергию влечения (катаксис). Стремясь вернуться в сознание, вытесненное может ассоциироваться с другим вытесненным материалом, формируя психические комплексы. Со стороны Я (Эго) требуются постоянные затраты энергии на поддержание процесса вытеснения. Нарушение динамического равновесия при ослаблении защитных механизмов - антикатексисов - может привести к возвращению в сознание ранее вытесненной информации. Такие случаи наблюдаются при заболеваниях, интоксикациях (например, алкогольной), а также во время сна.

Вытеснение, по мнению З.Фрейда, имеет первую и вторую фазы. Первая фаза состоит в том, что в сознание не допускается представление или влечение. Вторая - это вытеснение в собственном смысле, которое касается психических производных вытесненного представления, связанного с влечением или мыслей, происходящих из других источников, вступивших в ассоциативную связь с этими представлениями. Этот процесс действует избирательно: он направлен против тех воспоминаний, мыслей, чувств, желаний, влечений, которые связаны с прошлыми состояниями, порождающими страх, тревогу, а в настоящее время их актуализация в сфере сознания могла бы вновь психологически травмировать личность.

Согласно другой точки зрения, вытеснение начинает действовать лишь после того, как не срабатывают другие механизмы (проекция, изоляция и т.д.). Всё вытесненное из сознания в бессознательное не исчезает и оказывает существенное воздействие на состояние психики и поведения человека. Время от времени происходит спонтанное "возвращение вытесненного" на уровень сознания, которое осуществляется в форме отдельных симптомов, сновидений, ошибочных действий и пр.

Вытеснение чаще всего касается: влечений , реальности (когда она неприятна, болезненна для индивида и разрушает его представления о себе), требований и предписаний Сверх-Я (нечто неприятного, но связанного с чувством вины).

Поведение, в котором выявляются реакции вытеснения, может проявляться или соответствующим образом усиливаться в состоянии стресса, при переутомлении или релаксации, а также в состоянии алкогольного опьянения и катарктической психотерапии.

Рассматривая вытеснение, важно сравнить его с обычным забыванием. Основная черта обычного (не защитного) забывания заключается в том, что человек, не будучи способным произвольно воспроизвести заученный в прошлом материал, может сразу же узнать его при новом восприятии. Но если даже сознательное узнавание отсутствует, то наблюдается другое явление: человек может снова выучить этот материал значительно быстрее, чем другой, равноценный по объёму и трудности новый материал. При вытеснении индивиды не в состоянии ни узнать, ни переучивать забытое, когда оно вновь предлагается сознательному вниманию.

В основе механизма вытеснения лежит следующая физиологическая особенность человека: если на органы чувств действует стимул, который не интегрирует с остальными психическими явлениями, то этот стимул остаётся за пределами сознания (после привыкания "не слышим" бой часов; как мало можем конкретного вспомнить о происшедшем за день или в состоянии алкогольного опьянения; отвлечение внимания у студентов на лекции, в результате чего остаётся в памяти часто второстепенное - неудачные выражения и т.п.). При "интеграции" может наступить как бы "внезапное просветление" и ранее не интегрированные в единое целое фрагменты становятся ясным полным представлением.

В норме вообще большая часть внутренних процессов протекает вне сознания (ходьба, моторный механизм речи, функции внутренних органов), ибо они стали автоматическими. Однако, соответствующий опыт фиксируется в памяти и в большей мере определяет поведение. Речь идёт о накоплении и интеграции опыта на подсознательном уровне, причем осознаваемый материал может стать неосознаваемым.(22)

Психологический механизм вытеснения - манипулирование вниманием путём его отвлечения и баррикадирования.

Вытеснение, как любая защита, предохраняет человека от тревоги, которая часто развивается при ситуациях "неприемлемости" (чужие недостатки в поведении замечаются, а свои - вытесняются); "неуспешности" (лучше помнятся те задания, которые выполняются хорошо и вытесняются - "забываются" - плохо выполненные).

Имеются индивидуальные различия в проявлении реакции вытеснения, причем эта индивидуальность формируется с детства. Так, если родители требуют от ребёнка чрезмерного совершенства и "выключают" из процесса воспитания такие сферы повседневной жизни, как сексуальность, конфликтность, враждебность и другие, то у ребёнка возникает постоянная тревога, в свою очередь приводящая к защите в форме реакции вытеснения. Сходным образом происходит вытеснение и в тех случаях, когда так же, как родители, в дальнейшей жизни ребёнка ведут себя педагоги и воспитатели, и тогда поведение, в котором реализуются механизмы вытеснения, закрепляются.

Рассматриваемые механизмы зашиты сами по себе не патологичны. Они даже могут способствовать адаптации человека и своего рода гармоничному поведению. Но поведение при этом упрощается, примитивизируется, теряя богатство поведенческих нюансов (по типу "нет проблем"). Это обеднение оттенков поведения может приводить к вытеснению некоторых видов активности (вытесняется, например, то, что связано с сексуальными или социальными контактами). Поведение в таких случаях может и искажаться, приобретая неадаптивный характер. Причина такого рода трансформации в том, что изменение и особенности поведения не осознаются, а то, что не осознаётся, не подлежит ни самоуправлению, ни самоконтролю. При отсутствии самоконтроля поведение может настолько отклоняться от норм, что становится патологичным. Поэтому вытеснение не только очень действенный механизм, но и очень опасный.

Рассматриваемый вариант защиты придаёт личности неповторимый облик. Особенно это касается личностей истерических, которые легко вытесняют тревогу, удовлетворяясь вниманием окружающих (они не испытывают чувства тревоги при выступлении на сцене и т.п.).

Все остальные защитные механизмы по генезису и в своём актуальном функционировании в той или иной степени зависят от вытеснения. Эта зависимость возникает потому, что в случае, если все желания, содержания памяти и конфликты были бы доступны сознанию, то предпочиталось бы нормальное и реалистическое овладение реальностью, а не помощь защитных психических механизмов.

Вытеснение может быть как полным , так и неполным, частичным . В последнем случае индивид может проявлять определенное отношение к реализуемой части поведения. В последнем случае индивид может проявлять определенное отношение к реализуемой части поведения. Причем, такое поведение как бы удовлетворяет индивида вместо того, чтобы вызывать тревогу ("наплевательское отношение" по выражению знаменитого французского невропатолога и психотерапевта Ж.М.Шарко). Этот же феномен часто описывается под названием "истерической автономии". С точки зрения психодинамического подхода, к числу таких реакций, являющихся защитой в виде вытеснения, могут быть отнесены "писчий спазм", тики, содержащие символическую связь с определенной ситуацией, воспроизведение элементов фрустрированного сексуального поведения ("страстные позы") и отчасти истерический сомнамбулизм (более сложный автоматический акт поведения с последующей амнезией). При истерической дуге также реализуется фрагмент ранее вытесненного поведения (тенденции к бегству).

Частичным случаем вытеснения является инактивация (исключение ). О ней говорят тогда, когда инактивация отдельных элементов поведения нейтрализует возникшую тревогу, что становится необходимым для индивидуума. Инактивация характерна для истерических личностей. Она может проявляться нечувствительностью к боли, афонией, мутизмом, исчезновением рвотного рефлекса, параличами, амнезией и т.д.

Для постороннего взгляда исключение (инактивация) - явление патологическое, болезненное, но сам человек с истерическими расстройствами получает своеобразное удовлетворение, т.к. инактивация, как всякая психологическая защита, нейтрализует тревогу. Именно поэтому рациональная психотерапия при истерии практически бесполезна. При этом, при истерии нельзя говорить о симуляции. Более того, защитные реакции могут приводит к контрактурам, анорексии с летальным исходом, такие индивиды идут на тяжелые операции и т.д.

Вытеснение влечений, вытеснение реальности и вытеснение требований Сверх-Я - это спонтанные, "естественные" и, как правило, бессознательно протекающие способы психозащитного разрешения сложных ситуаций. Часто "естественная" работа вытеснения оказывается малоэффективной (либо энергия влечения чрезвычайно велика, либо реальность слишком травматична и болезненна, либо угрызения совести обладают большой императивностью, либо это действует всё вместе). Тогда человек нередко начинает использовать дополнительные искусственные средства для более "эффективного" вытеснения - начинает использоваться алкоголь, наркотики и другие психоактивные средства. В подобных случаях говорят об оглушении . При оглушении, какое бы средство ни применялось, происходит только изменение психических состояний, а проблема не решается, зато возникают новые проблемы, связанные с использованием этих средств.(22)

4. Замещение (иногда в качестве синонима говорят о смещении , хотя, большинство справедливо "разводят" эти понятия). Выражается переориентацией с темы, вызывающей тревогу и неприятные ощущения на другую или, реже, частичным, косвенным удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом. Типичными ситуациями проявления замещения являются, например:

    после конфликта с начальником на работе индивидуум обрушивает гнев на членов семьи, домашних животных (здесь есть и рационализация);

    человек во время важного, волнующего разговора комкает бумажку;

    девушка при фразе подруги "твой парень вечно тебя подводит" отшвыривает сидящую на коленях кошку.

Примером успешной защиты и успешного замещения можно считать сублимацию.

5. Рационализация . В психологию понятие "рационализации" ввел Э.Джонс в 1908г . В этом случае речь о попытке рационально обосновать желания и поступки, вызванные такой причиной, признание которой грозило бы потерей самоуважения (например, не желая давать взаймы, всегда можно найти много причин, почему нельзя дать; у неприятного человека всегда можно найти кучу недостатков, хотя неприязнь и не связана с ними; интерес к медицинской литературе больной может объяснять необходимостью расширения кругозора).

В работах зарубежных и отечественных авторов рационализацию как вид психологической защиты определяют двояко: 1) как защиту, связанную с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам; 2) как защитный процесс, состоящий в том, что человек изобретает вербальные и на первый взгляд логичные суждения и умозаключения для ложного оправдания (объяснения) своих поступков. Индивид использует рационализацию, чтобы оправдать своё поведение, когда в действительности его действия неправильны; рационализация является средством сохранения самоуважения личности в такой ситуации, в которой этот важный компонент её "Я-концепции" оказывается под угрозой снижения.

Выбор аргументов для рационализации представляет собой преимущественно подсознательный процесс. Реальные мотивы процесса самооправдания остаются неосознанными; вместо них индивид, осуществляющий психологическую защиту, изобретает мотивировки, приемлемые аргументы, предназначенные для оправдания своих действий, психических состояний. От сознательного обмана защитная аргументация отличается непроизвольностью своей мотивации и убеждением индивида, что он говорит правду. В качестве самооправдывающих аргументов используются различные "идеалы" и "принципы", высокие мотивы и цели.(22)

Осознаваемые в процессе рационализации причины поведения представляют собой смесь предъявляемой информации (предубеждений, предрассудков), т.е. трансформированных мотивов, и констатации самого события. Наличие при этом элементов истины придаёт человеку ложную уверенность, будто всё истинно. В этой совокупности разум пытается навести некий благопристойный порядок, который и осознаётся.

Механизм рационализации является одним из наиболее простых и общих, предназначенных для сохранения и поддержания высокого уровня самооценки и предотвращения чувства вины. Этот механизм защиты отличается тем, что человек сначала действует в ответ на неосознаваемые мотивы, а после действия выдвигает различные предполагаемые причины для объяснения поведения, причем, объяснения, как правило, социально приемлемы и одобряемы. Соответствующие мотивировки, однако, направлены на самоубеждение в причинах, детерминировавших поведение; на самом деле эти причины, желания и потребности зачастую остаются скрытыми. Т.о., индивид, из всех возможных мотивов, отбирает наиболее приемлемые для объяснения своего поведения.

Рационализация является механизмом, который служит полезной целью настолько, насколько обеспечивает самозащиту и комфорт. Однако нередко она ведёт к самообману.(22)

Выделяют следующие разновидности рационализации: актуальная, предвосхищающая, для себя и для других, прямая, непрямая, дискредитация цели и дискредитация жертвы, самообман.

5.1. Актуальная рационализация . Данный защитный механизм рационализации наиболее активно используется тогда, когда человек, нарушив общепринятые нормы морали и, будучи в достаточной мере социализированным, переживает внутренний конфликт или когнитивный диссонанс. Данная разновидность рационализации называется актуальной, поскольку она мотивирована необходимостью освобождения от тревоги или фрустрации, которую актуально переживает индивид.

5.2. Предвосхищающая рационализация . Человек может предвидеть, предвосхищать начало неприемлимых для него событий заранее. В этом случае он планирует процесс самооправдания до наступления неприемлемой части ситуации. Предварительную подготовку личности к встрече с такими событиями принято называть предвосхищающей рационализацией (следует иметь в виду, что когда человек предполагает неудачу при решении какой-либо проблемы, то, в большинстве случаев он прилагает меньше усилий для достижения цели).

5.3. Рационализация для себя и для других . Описываются два вида рационализации для себя. Суть первого состоит в снижении ценности объекта к которому индивид стремился, но не смог достигнуть в силу каких-то обстоятельств (по принципу "виноград зеленый"). Снижая ценность желаемого объекта, индивид рационализирует для себя в том смысле, что стремится к сохранению самоуважения, собственного положительного представления о себе. Путём защитной аргументации он стремится сохранить своё лицо перед собой и значимыми для себя людьми. Суть второго вида рационализации для себя состоит в преувеличении ценности уже имеющегося блага.

5.4. Прямая рационализация . Её содержание заключается в том, что индивид, осуществляя защитную аргументацию, говорит об угрожающих событиях, вызывающих тревогу и о себе, оправдывая себя, переоценивая силу угрозы.

5.5. Непрямая рационализация . Содержание данного вида рационализации состоит в том, что объектами мыслей становятся такие предметы и вопросы, которые прямого отношения к угрозам не имеют (чаще у высокотревожных индивидов). Самооправдание и сохранение высокого уровня самоуважения в условиях действия неблагоприятных факторов - общая стратегическая цель рационализации, которую индивид может достигнуть одним из следующих способов, описанных ниже.

5.6. Дискредитация цели. Данный способ рационализации используют те индивиды, которые пытаются снижать ценность объекта, к которому они настойчиво стремятся ("зеленый виноград"). Логика осуществляемой с помощью этого способа рационализации примерно такова: "То, что недоступно мне, не может обладать высокими качествами".

Нередко выделяют реакцию обесценивания (иногда как близкую к рационализации, чаще - как отдельный механизм защиты). При защитной реакции обесценивания индивид с пренебрежением относится к цели, которой, по крайней мере внутренне, он сильно хотел бы достичь, но это невозможно в силу объективно существующих препятствий или личного несоответствия требованиям (т.е. фактически, реакция дискредитации цели и представляет собой реакцию обесценивания).

5.7. Дискредитация жертвы. Этот способ рационализации используется в тех случаях, когда индивид, приписывая другому человеку отрицательные качества, совершает по отношению к нему (жертве) аморальные действия. Такой способ рационализации часто опирается на психологический механизм проекции. Индивиды, использующие такой способ рационализации, часто рассуждают следующим образом: "Он бы на моём месте поступил так же, он бы меня не пожалел". Ясно, что здесь имеет место воображаемое принятие роли жертвы и представление её в своей роли "наказующей инстанции".(22)

5.8. Самообман . Данный способ рационализации чаще всего встречается в тех ситуациях, в которых индивид совершает выбор между двумя возможностями (целями, альтернативными линиями поведения и т.п.), в какой-то мере отрицает факт совершения поступка, т.е. утверждает будто бы не имел подлинной возможности свободного выбора. Эта разновидность самообмана выступает в 2-х вариантах: а) индивид старается представить себя субъектом деятельности, "элементом технологии" (науки, власти, условия эксперимента), за которую он не может нести ответственность; б) индивид совершает действия, наносящие вред другому, однако не признаёт себя вредителем и создаёт в себе убеждение, будто действовал в пользу жертвы.

Иногда встречается также реакция в виде равнодушия , возникающая перед лицом обстоятельств, которые могли бы оскорбить чувство собственного достоинства, снизить самооценку, нанести удар по Я.

Т.о. рационализация - это всякая попытка объяснить поведение или оправдать свой "неуспех" при достижении цели, направленная на нивелирование тревоги при расхождении фактического поведения с "концепцией Я", т.е. представлением человека о самом себе.(22)

6. Проекция (перенесение, перемещение ). Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они у себя признают с неохотой, а иногда и совсем не признают. Механизм проекции проявляется в том, что собственные отрицательные качества, влечения, отношения человек бессознательно приписывает другому лицу (проецирует на него), причем, как правило, в преувеличенном виде (обеспеченные люди помещают престарелого родителя в дом инвалидов и возмущаются равнодушным или плохим отношением к нему персонала).

Проекция является следствием работы вытеснения. В зрелых формах проекция служит эмпатии.

При проекции внутреннее ошибочно воспринимается как происходящее вовне.

Пример проекции - муж упрекает жену, то та асексуальна, а сам не проявляет сексуальной активности.

Важно проследить развитие реакции проекции как защиты у ребёнка. Вначале ребёнок настолько интегрирован со своей семьей, что не дифференцирует себя и окружающих (даже иногда называет себя "он" или "она"). Т.о. вначале ребёнок не делает различия между собой и окружающими. Далее в процессе развития собственное поведение ребёнка становится всё более независимым. Одновременно с этим появляется представление, что окружающие - такие же, как и он, и потому на поведение окружающих (в том числе и неодушевленных предметов) он проецирует понятные ему побуждения и мотивы. Если игрушка упала, ребёнок говорит "ей больно", либо "дверь не хочет закрываться". Обычно куклу ребёнок наделяет всеми атрибутами своего поведения. Этот приём часто используют психотерапевты: они дают куклы ребёнку, который рассматривает их как копии родителей и других близких людей, косвенно перенося на кукол своё отношение к родителям. Анализ такого поведения ребёнка может многое дать для выявления особенностей взаимоотношений ребёнка с родителями и для диагностики в целом.

Проекция в известное степени упрощает поведение, исключая необходимость в повседневной жизни всякий раз оценивать свои поступки. Люди нередко переносят своё поведение на других людей, проецируя на них свои эмоции. Если человек спокоен, уверен в себе, доброжелателен, то в его глазах окружающие разделяют его доброжелательность, и наоборот - напряженный, неудовлетворённый в своих желаниях фрустрированный человек, настроен враждебно и приписывает, проецирует эту враждебность окружающим. Обычно индивид способен объективно оценивать враждебность окружающих, но фрустрированный, напряженный, подозрительный, болезненно самолюбивый человек создаёт свой собственный перцептивный мир (мир восприятия), не учитывая другие объективные факторы.

Проекция тесно связана с изменениями в восприятии других, когда индивиды с заниженной самооценкой, придерживаются, однако и невысокого мнения о других, искаженно воспринимают и оценивают жизненные ситуации, людей, проецируя на них собственные недостатки, свои негативные чувства.

Проекция может существовать самостоятельно, без интерференции с другими формами психической защиты. Это как бы эхо неосознаваемых подчас установок, освобождающее человека от тревоги, чувства вины и приносящее облегчение. Необходимо заметить, что в норме, если человеку удаётся заставить кого-то почувствовать вину, переложить ответственность за трудности на других, он сам чувствует себя менее виноватым. Здесь есть элемент реакции проекции.(22)

Обратной стороной истинной психической защиты по типу проекции являются сарказм, ирония. Враждебность, вызывающие отрицательное отношение окружающих, а это в свою очередь усиливает потребность в развитии других защитных реакций.

Другим вариантом трансформации защиты в виде проекции являются случаи, когда агрессивные намерения и импульсы человека полностью приписываются другим людям, себе же остаётся роль жертвы. В качестве дальнейшей защиты от тревоги человек может реагировать враждебным и агрессивным поведением на внешний объект, который является объектом проекции. Отношение проецирующего человека к тем, на ком проекция фокусируется, нередко становится отношением подозрения или даже враждебности, отчужденности, что, в свою очередь, вызывает ответное чувство вражды. Т.о. формируется замкнутый порочный круг.

В противоположность механизму проекции, выделяют интроекцию или интериоризацию (переход извне внутрь).

7. Соматизация . Эта форма защиты выражается в выходе из трудноразрешимой ситуации путём фиксации на состоянии своего здоровья (школьники "заболевают" перед контрольными - простейший пример). В этих случаях основное значение приобретает выгода от заболевания - повышение внимания и уменьшение требований со стороны близких. В более тяжелых случаях эта формы защиты принимает как бы хронический характер; при этом, как правило, возникает преувеличенное внимание к своему здоровью, преувеличение тяжести болезни вплоть до создания собственных концепций заболевания и может формироваться ипохондрический синдром.

8. Реактивное образование (формирование реакций ). Речь идёт о замене неприемлемых тенденций на прямо противоположные (так называемая инверсия желаний), когда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления сознательно поддерживаемым мотивом противоположного типа:

    бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом, контролирующем внимании к нему;

    отвергнутая любовь часто выражается к ненависти к бывшему объекту любви;

    мальчики стараются обидеть нравящихся им девочек;

    тайные завистники часто вполне искренне причисляют себя к преданным поклонникам того, кому завидуют.

Этот механизм имеет побочные эффекты в виде деформации социальных отношений с окружающими, поскольку его отличиями является ригидность, экстравагантность демонстрируемого поведения, преувеличенные его формы (в принципе, о человеке, постоянно демонстрирующем свою добропорядочность стоит подумать "А нет ли у него сильного желания совершить какой-нибудь грех?"). Кроме того, отрицаемая потребность должна маскироваться снова и снова, на что затрачивается значительное количество психической энергии.

Хотя реактивные образования маскируют части личности и ограничивают способность человека гибко реагировать на события, этот механизм считается примером успешной защиты, т.к. он устанавливает психические преграды - отвращение, стыд, мораль. Вводя понятие "Сверх-Я", З.Фрейд отмечал, что в его возникновении важную роль играет механизм реактивных образований.(22)

9. Регрессия . Возвращение к примитивным, ранним, связанным с детством, формам реагирования и типам поведения; переход на предшествующие уровни психического развития и актуализация успешных в прошлом способов реагирования. Может осуществляться по отношению к различным уровням реализации деятельности и сферам личности - мотивационной, смысловой, целевой и др.

Особенно часто наблюдается у детей при лишении родителей, к которым они были очень сильно привязаны (например, при госпитализации в больницу), когда умевший ходить ребенок перестает ходить; начинает сосать палец в трудных ситуациях (что иногда проявляется не только у детей, но и у взрослых); возобновляется энурез (у не хотевшего ходить в детский садик или школу); умевший хорошо одеваться – как бы "разучивается" это делать; начинает хуже говорить и читать и т.п.

Согласно психоанализу регрессия неэффективна, т.к. индивид вместо того, чтобы справиться с ситуацией, вынужден уйти от реальности.

Элементы психологической защиты в форме регрессии можно наблюдать и при некоторых психических заболеваниях (в частности, при сепарационных расстройствах у детей, при реактивных психозах).

10. Интеллектуализация . Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

Систематически использующие интеллектуализацию индивиды оставляют впечатление эмоционально холодных и отчужденных в межличностных отношениях. У подростков часто недостаточность социальных контактов служит основой для чрезмерного фантазирования и интеллектуализирования.(22)

11. Изоляция (или расщепление ). Суть изоляции состоит в отделении одной части личности (неприемлемой и травмирующей индивида) от другой части его же личности, которая вполне его устраивает. При таком отделении событие почти не вызывает эмоциональной реакции. В результате этого индивид обсуждает проблемы, отделенные от остальной личности таким образом, что события не связываются ни с какими чувствами, как будто они случились с кем-то другим. Этот сухой подход может быть преобладающим стилем. Индивид может всё больше и больше уходить в идеи, всё менее и менее соприкасаясь с собственными чувствами.

Говоря об изоляции, З.Фрейд указывает, что её нормальным прототипом является логическое мышление, которое тоже стремится отделить содержание от эмоциональной ситуации, в котором оно обнаружено. Изоляция становится механизмом защиты только когда она используется для защиты ЭГО от принятия вызывающих тревожность аспектов ситуации или отношений.

Изоляция начинается с проявления навязчивости (соответственно, распространена при неврозе навязчивостей).

12 . Механизм фиксации означает прочную бессознательную связь с определенными лицами или образами, которая воспроизводит один и тот же способ удовлетворения и структурно организована по образцу одной из стадий удовлетворения. Фиксация может быть актуальной, явной, а может оставаться преобладающей тенденцией, допускающей для индивида возможность регрессии. Понятие фиксации прочно присутствует в психоанализе, хотя её природа и значение четко не определены.

13. Компенсация . Способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков (способностей, знаний, умений и навыков) за счет развития других качеств.(22)

14 . Редко описываемый в литературе, но хорошо известный в жизни механизм отреагирования . Это бессознательная эмоциональная разрядка и освобождение от аффекта, связанного с воспоминанием о травмирующем событии, вследствие чего это воспоминание не становится патогенным или перестаёт им быть. Отреагирование может быть первичным, возникшем само по себе, в т.ч. спустя и более или менее долгое время после первоначальной травмы, и вторичным, возникшем в процессе катартической психотерапии. Эта реакция может простираться от слёз до мщения. Если эта реакция достаточно сильна, большая часть аффекта, связанного с событием, исчезает. Если же реакция подавлена, аффект, связанный с воспоминанием, сохраняется.

Т.о. отреагирование - это нормальный путь, на котором индивид освобождается от слишком сильного аффекта.

Наиболее типичные подростковые формы психологической защиты : пассивный протест, оппозицию, эмансипацию, вытеснение, рационализацию, проекцию, идентификацию, отрицание, аннулирование, интеллектуализацию, самоограничение, изоляцию, сублимацию (выделение "типичных подростковых форм" очень условно).

Пассивный протест . Данная защита проявляется в отстранении от общения с близкими людьми, отказе от выполнения различных просьб взрослых. Решающее значение для формирования этого защитного механизма имеет эмоциональное отвержение со стороны взрослых. В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или неосознаваемое отождествление родителями подростка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Подросток в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию.(22)

Оппозиция . Важнейшая особенность данной психологической защиты состоит в том, что она проявляется в форме активного протеста против требований взрослых, резких высказываний в его адрес, систематической лживости. Причинами оппозиции являются нежелание иметь дело с подростком, плохая переносимость его общества, поверхностная заинтересованность в его делах. Возникающее в этом случае чувство неуверенности подростки стараются подавить демонстрацией чрезмерной решительности. Тогда их поведение с позиций взрослых становится необъяснимым, хотя на самом деле оно есть реакция на недостаток любви со стороны близких и призыв вернуть её.

Эмансипация . При эмансипации защита выражается в борьбе подростков за самоутверждение, самостоятельность, высвобождение из-под контроля взрослых. Многие подростки, порывая взаимоотношения с родителями, переносят свои интересы на лидера среди сверстников, который занимает место идеала. Зачастую данная персона занимает среднюю позицию по возрастной шкале между подростком и его родителями, которые отвергаются. В результате подросток получает мнимую свободу, новое чувство независимости от диктата родителей или других взрослых и становится безразличным в отношении границ ответственности за свои поступки.

Идентификация . В том случае, когда подросток пытается снизить тревожность, отождествляя себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств, является идентификацией. Идентификация связана с процессом, в котором подросток как бы, включив своё "Я", заимствует его мысли, чувства, действия. Следует сказать, что объектами идентификации могут быть родители, другие близкие люди и не только реальные, но и воображаемые (например, герои художественных фильмов).

Идентификация объективно необходима ребенку для приобретения положительных ценностей, установок, форм поведения и психических качеств, для нейтрализации асоциальных воздействий. Но она необходима и "субъективно", с точки зрения "механики" развития ребенка (она есть средство снятия тревожности в одном случае и средство уменьшения негативных эмоций, связанных с утратой близких, в другом случае).

В классическом психоанализе была высказана важная идея, согласно которой идентификация возможна не только с человеком, к которому индивид питает положительное чувство, но и с таким, к которому он относится отрицательно. В соответствии с этим различают позитивную и отрицательную идентификацию . Позитивная идентификация с идеалом помогает стать на его точку зрения, принять его способы восприятия окружающего, усвоению его социальных умений и навыков и, тем самым, способствует психическому росту. Отрицательная идентификация способствует подражанию негативным чертам личности, принятию её отрицательной роли на себя.

З.Фрейд и А.Фрейд описали многочисленные случаи защитной идентификации, являющейся психологическим механизмом преодоления тревожности. Типичными являются "идентификация с агрессором " - процесс уподобления и отождествления с человеком, к которому подросток относится негативно и идентификация с "утраченным объектом", которая позволяет преодолеть Эдипов комплекс.

Идентификация с агрессором - иммигранты, проживающие в США недолгое время, проявляют гораздо более сильную враждебность к вновь въезжающим, чем дольше живущие там; некоторые заключенные фашистских концентрационных лагерей вели себя "агрессивно" по отношению к новичкам, пришивали себе на одежду эмблему гестапо и отрицали критические высказывания иностранных корреспондентов в адрес нацистов (защита выдвигается не против страха, а против неприятного чувства разногласия со значимым для индивида лицом, а при расхождении с мнением лица, отношения с которым оцениваются как позитивные, возможны разные пути восстановления баланса - идентификация и отрицание реальности).

Проявления идентификации с агрессором были у и отдельных заложников "Норд-Оста" в Москве (октябрь 2002г.: некоторые заложники по собственной инициативе писали обращения с требованиями прекратить войну в Чечне, некоторые женщины не только разговаривали с террористками, но и примеряли их головные уборы) и много говорилось о Стокгольмском синдроме.(22)

Такой вид психологической защиты, как аннулирование действия (или отмена ) базируется на том, что повторное действие лишает значения предыдущее, вызывавшего тревогу. Первая характерная черта такого вида психологической защиты состоит в том, что он связан с магическим мышлением, верой в сверхъестественное, повторяющимися ритуальными действиями и имеет свои корни в психике детского возраста.

Генезис этого вида психологической защиты представляют следующим образом: когда подросток совершает что-то плохое, тогда его учат тому, что надо попросить прощения. Тем самым его плохое деяние как бы аннулируется, и он может действовать с чистой совестью. Всё это ведёт к тому, что у подростка образуются представления, будто некоторые действия способствуют заглаживанию и искуплению вины за плохое поведение или же предотвращают наступление каких-либо неприятных событий. Например, когда перед сном вокруг своей подушки подросток расставляет игрушки - животных, то в некоторых случаях у него возникает убеждение, что он своими действиями предотвращает наступление ночных страхов.

В подростковом, юношеском и в зрелом возрасте есть ритуальные действия, которые тоже связаны с суевериями. Например, идя на экзамен, индивиды надевают такую одежду, которая приносит счастье и т.п. Такие ритуальные действия ассоциируются с прошлыми успехами и когда их выполнение прерывается, человек испытывает беспокойство, тревожность, предвидит неудачу.

Данный механизм психологической защиты имеет очень сильное "религиозное подкрепление" ("покайся или еще что-нибудь сделай и ты будешь прощён").(22)

Самоограничение . Суть этого защитного механизма заключается в следующем: в случае возникновения угрожающей, психотравмирующей ситуации, которая способствует возникновению и развитию тревоги, подросток отстраняется от общения с близкими людьми, от пищи, от игр или немотивированно отказывается от выполнения требуемых действий, занимаясь созерцанием деятельности другого, или стремится убежать. Крайние формы такого вида психологической защиты сопровождаются неуверенностью в себе, комплексом неполноценности, апатией.

Использование самоограничения во многих ситуациях оправдано, так как обеспечивает ситуативную адаптированность, однако приносит огромный вред потому, что первые попытки человека в любой области деятельности вначале не могут быть совершенными. Многие, не зная свои потенциальные возможности, после первых же неудач, бросают дальнейшие попытки и выбирают менее сложное дело. Нередко этому способствуют нетактичные или явно издевательские замечания окружающих, в первую очередь, значимых людей (родителей, учителей и т.д.).(22)

Согласно психоаналитической концепции З.Фрейда у детей:

на оральной стадии (до 1-го года) могут возникать следующие защиты: интроекция, проекция, отрицание, сонливость, идентификация, смещение, обращение против себя;

на анальной стадии развития (1-2 года): изоляция, реактивное образование, отмена, интеллектуализация, регрессия;

на фаллической стадии (2-6 лет): идентификация, отрицание, соматизация;

в латентной стадии (6-12 лет): появление подавления, регрессии, фиксации;

Современные представления о "нормальной", развитой системе психологической защиты предполагает оценку следующих характеристик:

адекватность защиты (человек может восстановиться после той или иной бессознательной защитной реакции и после этого обсуждать её);

гибкость защиты (человек может использовать разные виды защитных реакций а какой-то определённой, типичной для него ситуации угрозы, т.е. "репертуар" его защитного поведения не задан слишком жестко);

зрелость защиты (относительно более зрелыми считаются механизмы интеллектуализации, сублимации, подавления, рационализации, смещения без частого прибегания к более примитивным формам проекции, отрицания, интроекции).

    В современной психологии всё большее признание получает тенденция разделять понятия "защитные стратегии " и "стратегии совладения ".

Защитные стратегии предполагают бессознательное, нерациональное поведение (забывания времени экзамена, потери конспектов или зачетки, возникновения психологической зависимости от кого-то и др.); результатом работы защитного механизма является то, что они бессознательно искажают, подменяют или фальсифицируют реальность, с которой имеет дело субъект.

Стратегии совладания могут быть различны, но они всегда осознаны, рациональны и направлены на источник тревоги.

    Факторы возникновения, закрепления и последующего воспроизведения любого защитного механизма лежат в характере социального взаимодействия, особенно в контактах с родителями.

    Психологическая защита встречается у любого человека (человек, лишенный вообще защитных механизмов - миф).

    В обыденной жизни большинство реальных ситуаций чаще сопряжено с использованием нескольких форм психологической защиты.

    Сверхнормативное использование индивидом защит является косвенным свидетельством наличия высокого уровня как внутриличностного, так и внешнего конфликта. (22)

Похожие публикации