Прототипы русских богатырей. Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине Прототипы былинных героев

Исторические источники «расселили» великую троицу по разным векам. Имена трех богатырей стали символами детства для многих поколений ребят.

В былинах и легендах три богатыря - Илья Муромец , Добрыня Никитич и Алеша Попович часто совершают различные подвиги вместе. Спасают родную землю от полчищ врагов, выходят на бой с диковинными злодеями, выручают попавших в беду пригожих девиц.

Их деяния нашли отражения не только в славянском эпосе, но и в историях, которые веками передавали из уст в уста финны, алтайцы, германцы, скандинавы. Кем же были на самом деле эти три витязя и встречались ли они друг с другом?

Илья Муромец

В 1188 году в Киево-Печерской обители отошел ко Господу преподобный старец Илия , память которого православные христиане отмечают 1 января. Всенародный герой, увенчанный славой и израненный в боях, принял иноческий постриг в глубокой старости. По другой версии, инок Илья Печерский погиб в бою, когда в 1204 году князь Рюрик привел половцев в Киев и разорил лавру.

Мощи его покоятся в Ближних пещерах лавры. В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава Украинской ССР провела экспертизу останков.

Исследование показало, что в гробнице покоится мужчина по меркам XII века преклонного возраста, перенесший множество травм и ранений и умерший от поражающего удара, нанесенного в область сердца. Округлое орудие, возможно, копье, пронзило его левую руку и вошло в грудь. Правая рука его осталась навеки сложенной для крестного знамения. Медики также выявили дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей.

Так стало ясно, что Церковь хранит память о былинном герое, образ которого в многочисленных пересказах за многие века сделался расплывчатым и неопределенным.

Историкам известно несколько вариантов происхождения Ильи. Так, например, тем самым богатырем мог быть Илья Чоботок . Это прозвище он заслужил, когда, за неимением оружия, отбился от врагов чоботом, то есть сапогом. Во владимирском селе Карачарове не только считают Илью Муромца своим земляком, но и родичем. Мужчинам из семейства Гущиных , обладавших необыкновенной силой, аж до XIX века запрещалось участвовать в потешных кулачных боях.

По другой версии Илья пришел на службу к киевскому князю Владимиру из селения Карачев близ города Моровийска на Черниговщине. А германские эпические поэмы, не вдаваясь в подробности, именуют его просто - Ильей Русским .

Этот богатырь является главным действующим лицом в 15 сюжетах героических былин, по которым можно проследить его биографию. Если исходить из них, то в юности Илья был парализован, а впоследствии - исцелен каликами перехожими (по некоторым версиям - Христом и двумя апостолами). Он учился воинскому искусству у Святогора , а поступив на службу к киевскому князю, зарекомендовал себя победой над Соловьем-разбойником . Известно также, что у Ильи Муромца были непростые отношения с князем Владимиром, а его сына Сокольничка постигла трагическая судьба.

Добрыня Никитич

Место рождения этого богатыря точно не известно. Некоторые исследователи полагают, что он родился во второй половине X века где-то в районе Владимира-Волынского. Вполне возможно, Никитич – вовсе не его отчество, а искаженное прозвище, данное по названию села Низкиничи.

Именно воевода Добрыня, полагают историки, помог Владимиру взойти на княжеский престол в обход старшего брата Ярополка . К слову, Добрыня вполне мог подучить Владимира добиться силой Рогнеды , дочери половецкого правителя, которая стала невестой Ярополка.

Владимир с войском пришел в Полоцк, захватил Рогнеду и публично изнасиловал. Сам князь, как описывают легенды, был весьма женолюбив и держал в Киеве целый гарем. Охотиться за единственной женщиной (пусть она и отказалась выходить замуж за него, назвав сыном рабыни), чтобы потом унизить ее, - не в его характере. А Добрыню весьма раздражали напоминания о том, что его сестра Малуша при князе Святославе была рабыней, ключницей.

В былинах Добрыня Никитич бьется со Змеем и выручает из беды целую череду красавиц, включая собственную жену, Настасью Микулишну . В реальности, будучи поставлен князем Владимиром наместником в Новгороде, он сначала устанавливает в городе языческих идолов, а затем, после крещения племянника, обращает свой удел в христианство.

Несмотря на религиозные шатания, богатырь был грамотным и умелым правителем, при нем Новгород расцвел. Многим стратегическим государственным решениям князь Владимир также обязан своему дяде и воспитателю. Сын Добрыни Никитича, Константин , стал одним из видных сподвижников Ярослава Мудрого . Прямым потомком героя был святой Варлаам Печерский , первый игумен Киево-Печерской лавры.

Алеша Попович

В былинах Добрыня Никитич бился с Ильей Муромцем прежде чем они подружились. А Алеша Попович сватался к жене Добрыни, когда тот был в походе. На самом деле Добрыня Никитич жил в X веке и служил Владимиру Красно Солнышко, Илья Муромец два века спустя подвизался на службе у Владимира Мономаха .

А ростовский храбрец Александр (Олеша) Попович , который стал прообразом былинного Алеши Поповича, в молодости воевал за Всеволода Большое Гнездо , а сложил голову в битве при Калке в 1223 году в дружине Мстислава Старого , то есть в XIII веке. И неразлучной троицы богатырей, очевидно, никогда не существовало.

"Некто от ростовских, житель Александр , глаголемый Попович, и слуга бе у него именем Тороп ; служаше бо той Александр великому князю Всеволоду Юрьевичу", - говорится в летописях начала XIII века.

Богатырь оказался втянут в политическое противостояние двоих сыновей князя Всеволода, Константина и Юрия , и лично убил несколько лучших воинов последнего. Чтобы избежать мести, он уехал в Киев в дружину князя Мстислава Старого.

Воин из боярского рода, отцом которого был священник, в былинах изображается не силачом, а хитрецом. Он хвастлив, коварен и ловок. Летописи же перечисляют многочисленные битвы, в которых Александр Попович принимал участие и побил немало врагов. Один из них, половецкий хан Тугоркан , вошел в былины под именем Тугарина .

Князь Мстислав был счастлив, когда к нему на службу поступил такой прославленный воин, который, к тому же, привел с собой несколько опытных товарищей. Киевский правитель полагал, что теперь сможет справиться с любым неприятелем. Однако в битве при Калке, где русские полки вместе с половцами выступили против татар, Мстислава ждали поражение и смерть.

По некоторым данным, Алеша Попович был сыном святителя Леонтия , епископа Ростовского и Суздальского.

Имя Алеши Поповича известно многим людям. Этот богатырь является легендарным русским героем. Его образ считается фольклорным, а также собирательным, однако многие историки называют имена тех людей, которые могли стать его прототипами. Какие подвиги совершил Алеша Попович? Об этом пойдет речь в данной статье.

Характер

Богатырь Алеша Попович младше Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Он является самым молодым в этой троице. Это объясняет его поведение и некоторые черты характера. Так, если взглянуть на известную картину Виктора Михайловича Васнецова, можно заметить, что Алеша Попович изображен менее воинственным, чем другие богатыри. Оружие, которым он пользуется, - это лук со стрелами. На полотне «Богатыри» можно увидеть гусли, которые привязаны к седлу. Это говорит о веселом нраве Алеши Поповича.

Его вид нельзя назвать грозным, он в некоторой степени скучающий. Это объясняется тем, что молодой богатырь был склонен к авантюрам, брани, приключениям. Даже врагов он побеждал при помощи хорошо развитой смекалки и хитрости, а не силы. В некоторых былинах сказано о хромоте героя. Он был удалым, ловким, хитроумным и находчивым, что позволяло ему находить нестандартные решения для победы над врагами.

Богатырь Алеша Попович является самым нетипичным из тех, которые известны русскому народу. Он хвастлив, не слишком добродетелен, падок до женщин. Люди, которые слагали былины о нем, выделяли как положительные, так и отрицательные черты его характера. Например, он был способен на коварные и даже злые шутки.

Происхождение

Существует несколько версий, кто мог стать прототипом Алеши Поповича. Большинство историков сошлись во мнении, что огромную роль в создании образа богатыря сыграл боярин Александр Попович родом из Ростова. О нем не единожды упоминается в знаменитой Он является участником Липецкой битвы, а также сражения на Именно в этой битве он погиб в 13 веке. Какие подвиги совершил Алеша Попович? Два важнейших подвига - это победа над Идолищем и над Тугариным змеем. Однако эти победы были одержаны задолго до сражения на Калке, почти за два столетия до него. Таким образом, сопоставляя Алешу Поповича и ростовского боярина, историки не объясняют два его важнейших подвига.

Искусствовед по имени А.М. Членов представил другую версию того, кто же на самом деле явился прототипом богатыря. Он убежден, что наиболее правильно будет сопоставлять его с Ольбергом Ратиборовичем, который является боярином по происхождению и соратником Владимира Мономаха по службе.

Кроме этих версий, существуют другие. Так, прототипом Алеши Поповича мог стать либо сын попа, либо житель г. Пирятина, расположенного на Полтавщине, либо богатырь Олеша, он же - Александр-хоробр. Он известен как исторический и общественный деятель. Жил он в Ростовской земле в 12-13 столетиях.

Список их достаточно большой, практически все они описаны в многочисленных былинах. Среди них - сражения с Тугариным змеем, Идолищем, а также спасение сестры Збродовичей. В этих былинах богатырь является главным героем. В других же рассказах он выступает в качестве второстепенного персонажа.

Победа над Идолищем поганым

Первым подвигом Алеши Поповича является победа над Идолищем. Об этом сказано в «Повести временных лет». Согласно сохранившемуся тексту, случилось это в 95 году 11 столетия. Так, на переговоры с русским князем приехал половецкий хан по имени Итларь. Встреча должна была состояться в Переяславле. Князь приказал Алеше Поповичу убить противника, что тот и сделал, расстреляв хана из лука через дыру в крыше.

Историк Борис Рыбаков утверждает в своих трудах, что Идолище - это искаженное половецкое имя Итларь, а точнее - форма «Итларище поганый». Именно этот подвиг стал уникальным случаем во всей традиции былин. Дело в том, что только в нем совершено убийство врага во дворце, а не в «чистом поле».

Победа над Тугариным змеем

Какие три подвига Алеши Поповича известны лучше всего? Один из них - это победа над Тугариным змеем. Уже в 19 столетии ученые догадывались, кого именно так называли, а в 20 веке это предположение озвучил историк В. Ф. Миллер. Итак, «Тугарын змей» - это хан половцев по имени Тугоркан, принадлежавший династии Шураканидов. Это означало «змея» на его родном языке.

Согласно былинам, Тугарин змей был непобедимым чудищем, обладающим невиданной силой. Только Алеша Попович решился сразиться с ним в чистом поле. По преданиям, чудище было окружено огненными змеями, а его конь обладал бумажными крыльями. Перед началом боя Алеша помолился, чтобы на землю пролился дождь. Его крылья намокли, после чего Тугарин не смог летать. На земле же он не обладал такой огромной силой, что обеспечило Алеше победу в поединке.

Алеша и сестра Збродовичей

Какие подвиги совершил Алеша Попович? Спас сестру Збродовичей. Князь Владимир, который правит в Киеве, пирует. В разгар празднества участники пира начинают хвастаться. Только братья Петровичи-Збродовичи молчат. Тогда князь Владимир интересуется, почему они не хвастаются. Они рассказывают, что их любимая сестрица Оленушка Петровна заточена в горнице, спрятана от посторонних глаз.

Тогда Алеша заявляет, что живет с ней, как «муж с женой». Чтобы доказать правдивость своих слов, он бросает снежком в окно Оленушке. Когда она спускает из окна белое полотно, братья злятся и везут сестру в поле, чтобы отрубить ей голову. Однако Алеша Попович спасает девушку и везет ее под венец.

Алеша Попович в культуре и искусстве

Какие подвиги совершил Алеша Попович, мы вспомнили. Этот русский богатырь вместе с Добрыней Никитичем и Ильей Муромцем не раз становился персонажем литературы, полотна, музыки. Один из пароходов, известный в настоящее время как «Володарский», раньше назывался в честь Алеши Поповича.

В литературе образом богатыря вдохновился писатель Николай Радищев. Этот персонаж появился в его поэме «Алеша Попович, богатырское песнотворение», изданной в 1801 году. Также была создана одноименная баллада А.К. Толстого. Образ этого героя появился в операх А. Гречанинова и А.П. Бородина. Алексей Шутов, и исполнили роли богатыря в кинофильмах «Приключения в Тридесятом царстве», «Илья Муромец» и «Реальная сказка» соответственно. Кроме фильмов, были созданы мультики, в которых также можно было увидеть Алешу Поповича. Такая мультипликационная картина, как «Алеша Попович и Тугарин Змей», премьера которой состоялась в 2004 году в России, посвящена одному из подвигов богатыря.

Одна из наиболее известных картин, на которой изображен Алеша Попович, называется «Богатыри». Она написана русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым. Кроме того, написал полотно с изображением героя. В настоящее время оно находится в Доме ученых в Санкт-Петербурге. Это самые известные изображения Алеши Поповича, хотя, безусловно, их намного больше.

Всем известны былинные богатыри - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. На знаменитой картине Васнецова они бок о бок стоят на страже русской земли, на рубеже, отделяющем славянские поселения Великой Степи. Но в многочисленных былинах эти богатыри имеют разные судьбы. Более того, некоторые историки культуры полагают, что три богатыря - это мифические персонажи: Дубыня, Горыня и Усыня, которые сворачивают горы и преграждают путь рекам, сражаются Змеем.

Однако также считают, что у Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича существовали исторические прототипы, жившие в разные времена. Илья Муромец (полное имя Илья Муромец сын Иванович) воплощает идеал воина, народного заступника. Его прозвище толкуют по-разному. Как гласит былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник», богатырь был родом из-под города Мурома, из села Карачарова. Рассказывается, что до 33 лет он не мог ходить и чудесным образом был исцелен «каликами перехожими», а потом отправился в Киев. По пути он, как многие мифические и былинные герои, добыл боевого коня и доспехи. А затем поймал Соловья-разбойника и привез его князю Владимиру. Историки полагают, что прототипом былинного героя был силач по прозвищу Чобитько (Чоботок), и жил он в конце ХII в. Прозвище он получил после, как отбился от врагов сапогом - чоботом. Позднее Чобитько принял постриг в Киево-Печерской лавре под именем Ильи. Канонизировали его в 1643 г. А в 1988 была произведена официальная экспертиза мощей Ильи Муромца.

Выяснилось, что он был ростом 177 см (для Средневековья достаточно высокий), погиб в 40-55 лет от острого орудия в грудь. Вероятно, это произошло в 1204 г. во время междоусобиц, когда князь Рюрик Ростиславич захватил Киев и разгромил лавру. Ученые обнаружили и признаки заболевания позвоночника. А это вполне согласуется с былиной о немощи богатыря, от которой он избавился чудом или волей.

У Добрыни Никитича была иная судьба. Былины посоветуют о его долгой службе князю Владимиру. Добрыня часто берется выполнять поручения, от которых другие отказываются. Он - самый близкий к княжеской семье богатырь, не только храбрец, но и дипломат. В одной из былин Добрыня добывает для князя жену - Апраксу - королевичну.

Иногда Добрыню называют князем, иногда - племянником Владимира. Но более правдоподобная версия, что Добрыня был дядей Владимира, братом его матери Малуши. Действительно, такой человек существовал, он был наставником юного Владимира при его княжении в Новгороде и тогда, князь боролся за киевский престол. Считается, что именно Добрыня пытался сватать за племянника полоцкую княжну Рогнеду и получил отказ. Рогнеда заявила, что не пойдет за сына рабыни. Это было обидой не только для Владимира, но и для Добрыни. Известно, что Владимир завоевал Полоцк и силой взял Рогнеду в жены.

Владимир сделал Добрыню Новгородским посадником. Так в Х в. называли княжеского наездника. Известно, что по приказу князя он установил в городе идол Перуна, а несколько лет спустя силой насаждал в Новгороде христианство. Одна из былин рассказывает, что Добрыня бился со Змеем Горынычем на реке Пучае и освободил племянницу князя Забаву Путятичну. Но воевода Путята тоже существовал, и вместе с Добрыней приводил к покорности новгородцев. Таким образом, эта былина тоже имеет исторические корни.

Алеша Попович - третий из прославленных богатырей. Его отцом называют ростовского попа Леонтия (или же Федора). Алеша также служил князю Владимиру Красное Солнышко, он как и Добрыня, сражался со Змеем. Алешу отличает не сила, а ловкость, увертливость, находчивость, сметливость и хитроумие. Его историческим прототипом считают человека, жившего намного позже Добрыни и Владимира - суздальского боярина Александра Поповича. Это был знаменитый, отважный воин, «храбр», он служил Всеволоду Большое Гнездо, а потом его сыну Константину Всеволодовичу.

Но Константин умер, и великим князем стал его брат Юрий. Тогда Алеша Попович поступил на службу к киевскому великому князю Мстиславу, вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 г. В одной из летописей среди погибших называют также знатного воина по имени Добрыня. Легенда о том, что в битве при Калке погибли былинные богатыри, глубоко символична - она говорит о старой, до монгольской Руси, а память о богатырях пережила столетия, смешав мифы и историческую правду.

Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои - былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.

Илья Муромец

Илья Муромец - старший из "младших богатырей". В нем все - наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных - ушел в монахи.
Прототип нашего главного витязя - Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также "Чоботок". Чоботок - это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря:
«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга "Тератургима". В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря "Тератургима" относит к XII веку.

Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.

Алёша Попович

Алёша Попович - младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо - ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.
Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами - победой над Тугарином змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

По "Повести временным лет" именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму "Итларище поганый". Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в "чистом поле".

Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугарином змеем. Прототип "змея" филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. "Тугарин змей" - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз "змея".
Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

Добрыня Никитич

На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня - добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает.
Имя "Добрыня" обозначает "мягкосердие богатырское". Былинный Добрыня также имеет прозвище "млад", он силен, является защитником "несчастных жен, вдов и сирот". Кроме того, он креативен - играет на гуслях и поет, азартен - не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум - князь-дружинник.
Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич - это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское - Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что "Никитич" - как раз трансформированное народом "Низкинич".
Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По "Повести временных лет" именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, "Путята крести мечом, а Добрыня огнем", дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

На уроках истории и литературы нередко используются образы из произведений русского фольклора - эпических песен, за которыми с легкой руки фольклориста И.П.Сахарова еще в XIX в. закрепилось название «былины». Сахаров же позаимствовал этот термин из «Слова о полку Игореве»: «Начати же ся той песни по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню». Ну а сами народные сказители называли такие произведения «старинами» («старинками») либо «песнями».

В отечественной фольклористике давно уже ведется дискуссия о соотношении эпоса и истории. Истоки устного народного творчества восточнославянских народов уходят в глубокую древность, но подавляющее большинство древних эпических произведений, записанных в ХVIII -ХХ вв., являются продуктом не одной, а нескольких эпох. Следовательно, былинный фольклор включает разновременные наслоения, и отделить ранние элементы от более поздних дополнений очень трудно. Как пессимистично утверждает В.Г.Мирзоев, невозможно выявить «текстуальную первооснову былин, очищенную от позднейших наслоений».

Исследователи выделили всего около 100 былинных сюжетов: богатырь и правитель; сватовство и свадьба героя; отражение вражеского нашествия (татар, литовцев); борьба героя с чудовищем (змеем и др.); бой отца с сыном и др. Былины в основном группируются в рамках четырех территориально-временных циклов, впервые обоснованных Л.Н.Майковым: 1) киевский; 2) новгородский; 3) московский; 4) казацкий. Данная классификация носит условный характер, поскольку произведения фольклора, зародившиеся еще в домонгольскую эпоху в Южной Руси, впоследствии вместе с переселенцами распространились в более северных лесных областях Восточной Европы, где не раз дополнялись новыми хронологическими пластами.

В народном эпосе отложилось гораздо больше языческих элементов, чем в памятниках древнерусской литературы, созданных книжниками из среды духовенства. Былины, зародившиеся раньше исторических песен и обладающие определенной метрической структурой, в древности исполнялись с музыкальным сопровождением, причем былинный стих формировался на протяжении нескольких столетий. Для развития былинного эпоса характерны цикличность, импровизация исполнителей, прикрепление старых безымянных сюжетов к известным историческим деятелям, например, к С.Разину или Петру I. Былины «содержат фактический материал, причудливо трансформированный веками и синтезированный в очень своеобразной форме»; они отличаются «нерасчлененностью описания действительности», «большой текучестью как объект изучения», отмечает В.Г.Мирзоев.

На протяжении второй половины ХIХ-ХХ вв. в русской фольклористике велась то оживлявшаяся, то временами затухавшая дискуссия между представителями двух основных научных школ - «мифологической» (А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев, В.Я.Пропп и др.) и «исторической» (С.Н.Азбелев, Б.Н.Путилов, Б.А.Рыбаков). По мнению представителей мифологического направления, эпические песни (былины) первоначально зародились как мифы о божествах. Приверженцы «исторической» школы отождествляли былинных героев с конкретными историческими лицами русского Средневековья (порой слишком прямолинейно). Истина же, как это нередко бывает, видимо, находится где-то посередине.

«Наиболее важным, решающим признаком эпоса является героический характер его содержания, - считал известный фольклорист В.Я.Пропп. - Эпос показывает, кого народ считает героем и за какие заслуги». Не раз исследователями предпринимались попытки идентифицировать некоторых из былинных персонажей, связать фольклорные мотивы с реальными сюжетами из прошлого.

В былинах присутствуют следующие социальные типажи:
а) правители: князья (Владимир Красно Солнышко, Волх Всеславьич, Вольга Святославич, Глеб Володьевич); цари (Кащей и др.);
б) богатыри (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.);
в) бояре (Василий Буслаев и др.);
г) купцы, главным образом гости (Садко, Пленко Сурожанин, Тараканище);
д) крестьяне (Микула Селянинович, крестьянский сын Илья Муромец);
е) разбойники (Соловей-Разбойник);
ж) казаки;
з) странники-паломники (калики).

Но среди былинных персонажей не встретишь ни ремесленников, ни монахов, ни белых священников, разве что прозвище Алеши Поповича указывает на его происхождение из духовного сословия.

Владимир Красное Солнышко Микула Селянинович Василий Буслаев
Соловей Будимирович Чурило Пленкович Ставр Годинович и Василиса Микулишна

Перейдем к обзору возможных исторических прототипов героев былин, чаще всего фигурирующих в литературе.

Владимир Красно Солнышко

Вот каким эпитетом наделен в одной былине этот князь: «ласковый Владимир стольно-киевский» («Вольга и Микула»). Но было бы не верно однозначно применять былинное прозвище «Красное Солнышко» по отношению к великому киевскому князю Владимиру Святославичу, крестившему Русь, ведь для защиты южнорусских земель от набегов кочевников немало сделал и его правнук Владимир Мономах, правивший в Киеве в 1113-1125 гг., дополнивший «Русскую правду» и проявивший себя как писатель.

Вольга Святославич

В былине «Вольга и Микула» описывается нелегкий крестьянский труд в северной полосе России, где соха при вспашке наталкивалась на пни-коренья и камни. Одни пашут, а другие, подобно Вольге Святославичу, собирают с крестьян дань («получку»). В одной и той же былине действуют люди разного социального происхождения. Но между ними по народным представлениям, еще нет жестких иерархических границ. Былинный князь Вольга может предложить крестьянину Микуле Селяниновичу стать наместником, то есть подняться до уровня боярина.

Как предполагают, прототипом Вольги стал Олег Вещий, разъезжавший с дружиной с целью сбора дани, а в образе Микулы представлен популярный в народе святой Николай Чудотворец. Другие, но менее вероятные прототипы - Олег Святославич Древлянский (сын Святослава Игоревича), правивший в земле древлян и погибший при столкновении со своим братом Ярополком, и Олег Святославич Черниговский, получивший из уст древнерусского книжника прозвище «Гориславич» за то, что не раз приводил на Русь половцев. Есть однако, мнение, что за противопоставлением «богатырей - Микулы («оратая-оратаюшко») с Вольгой Святославичем (богатырем княжеского рода и его дружиной)» скрывается противостояние «Перуна как бога княжеской дружины и Велеса как народного крестьянского бога».

Илья Муромец

Хотя и в устном народном творчестве, и на картине В.М.Васнецова Илья Муромец показан как старший» из богатырей, атаман, цикл эпических произведений о нем возник позже, чем былина о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.

Согласно народным представлениям, родился он в семье крестьянина по имени то ли Василий, то ли Иван, в селе Карачарове (под Муромом), где и прожил до 30 лет, а затем стал совершать свои богатырские подвиги. В 1999 г. в Муроме состоялось открытие памятника Илье Муромцу работы скульптора В.Клыкова. Семнадцатиметровая фигура богатыря, стоящего с высоко поднятым мечом в правой руке и крестом в левой руке, воздвигнута в городском парке, на Воеводиной горе, над рекой Окой.

В некоторых былинах богатырь Илья Васильевич (Иванович) именуется, однако, не Муромцем, а Муровцем или Муровичем. Ссылаясь на это второе прозвище, полагают, что по более ранней версии он происходил вовсе не из Мурома, а из г. Моровийска, расположенного на правом берегу р. Десны, на полпути между Черниговом и Киевом, и известного с XII в. В 1174 г. летописный Моровиеск, входивший в Черниговское княжество, сожгли союзники новгород-северского князя Олега Святославича.

В былинах Илья Муромец действует вне определенного исторического контекста: то служит киевскому князю Владимиру, то участвует в качестве казачьего есаула в покорении Сибири Ермаком, то разбойничает вместе со Степаном Разиным на Волге. В былине «Илья Муромец и Мамай» на древнюю домонгольскую основу наслоились более поздние реалии конца XIV в.: старый богатырь убивает предводителя Орды, направлявшегося в поход на стольный Киев, где правит князь Владимир. Перед нами предстает обобщенный образ защитника Русской земли.

Между тем, если верить народному преданию, Илья Муромец был погребен в Киево-Печерском монастыре. Немецкий путешественник Эрих Ляссота, посетивший Киев в конце XVI в., видел там гробницу «знаменитого героя или богатыря, о котором рассказывают много басен». В 1638 г. монах Киево-Печерской лавры Афанасий Кальнофойский, издавший на польском языке книгу «Тератургима» с описанием разных чудес, обратил внимание читателей на захоронение в пещерах св. Илии, отождествляемого с одним из прототипов былинного богатыря Ильи Муромца. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу мощей. Она показала, что покойный был исключительно сильным человеком, имел рост 177 см (высокий для того времени), у него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илья от рождения и до 33 лет не мог ходить) и следы от многочисленных ранений.

Некий Элиас (Илья) Русский известен и в средневековом западноевропейском эпосе.

Добрыня Никитич

Чаще всего родиной этого богатыря называют Рязань, иногда Казань (былина «Добрыня и змей»), реже Киев (былина «Молодость Добрыни и бой его с Ильей Муровичем»). Правда, из Казани он едет сразу не по Волге, а по Оке, на которой стоит Рязань.

Добрыня Никитич меткий стрелок из лука, хорошо играет в шахматы, шашки, кости, а порой музицирует на гуслях. В одной из самых древних былин «Добрыня и змей» он предстает в образе бесстрашного витязя-змееборца. Но в отношениях с другими богатырями Добрыня не всегда проявляет дружелюбие и искренность. Добрыня уговаривает Настасью Микуличну не выходить замуж за «смелого Олешеньку Поповича, за того бабьего насмешника», хотя и считает его своим названным братом. В былине «Добрыня и Василий Казимиров» повествование переносится в эпоху ордынского ига с ее данью - «выходом», а герой именуется уменьшительно-ласкательно как Добрынюшка Никитинец.

Фольклорист Ю.И.Смирнов выявил 7 исторических лиц Х-ХIII вв. по имени Добрыня. Перечислим самых известных из них, которые могли стать прототипами былинного богатыря.

Добрыня Малкович . Сын Малка из Любеча, дядя Владимира Святославича (по матери, ключнице Малуше). С 969 г. он присматривал за юным князем Владимиром в далеком Новгороде, позже, в 978 г., помог ему захватить Киев и установить полное господство на Руси. Около 980 г. посадник Добрыня вслед за Киевом провел языческую реформу в Новгородской земле, а спустя 10 лет ему пришлось крестить новгородцев «огнем». Его сын Константин Добрынич также был новгородским посадником.

Добрыня Рагуилович. Новгородский военачальник XI в. Во время войны с Олегом Святославичем Черниговским в 1096 г. новгородский князь Мстислав (сын Владимира Мономаха) направил Добрыню Рагуиловича «вперед себя в сторожу». Находясь в разведывательном дозоре, воевода Добрыня захватил даньщиков черниговского князя, разъезжавших с целью сбора дани по Ростово-Суздальской земле.

Добрыня Ядрейкович. Новгородец, боярин, автор «Хожения в Царьград» (нач. XIII в.), ставший под именем Антония новгородским архиепископом.

Алеша Попович

Единственный из троицы знаменитых богатырей, не имеющий исторических корней. Из народного эпоса информация о богатыре Алеше Поповиче (именуемом также как «Алеша Попов сын Федорович») была заимствована средневековым русским книжником первой трети XVI в., составителем летописного свода, включенного в Никоновскую летопись. А уже из Никоновской летописи она попала в Степенную книгу (гл. 65 «О храбрых мужах» 1-й грани и 1-й ступени), составленную в начале 1560-х гг. митрополитом Афанасием. Былинный герой разгромил отряды половцев во главе с «половчином» Володарем (странное имя для половецкого хана), напавшие на Киев в отсутствие святого и великого князя Владимира. Последний будто бы пребывал тогда в Переславце на Дунае. На самом деле этот нижнедунайский город еще в 967 г. захватил отец Владимира Святого Святослав Игоревич. Блаженный князь Владимир пожаловал Алешу Поповича золотой гривной (шейным украшением) и сделал его своим вельможей.

Садко

Далеко не сразу былинный Садко стал видным купчиной. В молодости он, будучи гусляром («гусельщиком»), потешал на пирах бояр и купцов. Согласно еще одной версии, новгородский гусляр Садко «гулял» - разбойничал по Волге 12 лет, подобно речным пиратам-ушкуйникам. И лишь позже, разбогатев с помощью Водяного царя, приобщился он к дальним торговым поездкам, приносившим большие барыши, и обзавелся семьей. Что ж, стратификация средневекового русского общества не носила замкнутый характер, и в Новгороде Великом можно было перейти из одной социальной группы в другую (за исключением боярства).

Согласно Новгородской первой летописи старшего извода, весной 6675 (1167) г. «Заложи Съдко Сытиницъ церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святослави Ростиславици, при архиепископе Илии». Ряд ученых однозначно и прямолинейно отождествляют былинного героя Садко с летописным Содко Сытиничем. Как полагал Б.А.Рыбаков, «вот с этим купцом или торгующим боярином (он назван по отчеству) и можно сопоставить то торгово-экспедиционное начало, которое так устойчиво в былинах о Садко». Д.С.Лихачев также не сомневался в том, что «Сатко летописи и Садко былин - одно и то же лицо».

Но был ли летописный Содко Сытинич купцом? Скорее всего, нет. И вот почему. Во-первых, купцов в допетровской России никогда не именовали на -ич, с таким отчеством (да и то лишь на печатях, но не в актовых документах) указывали новгородских купеческих (сотенных) старост, известных с XIII в. Во-вторых, в ХII -ХV вв. церкви в Новгороде Великом возводились лишь на средства купеческих объединений, только с начала XVI в. отдельные купцы (прежде всего из числа переселенных из Москвы гостей-сурожан и их потомков) стали выступать в роли заказчиков и строительных подрядчиков при сооружении каменных храмов. По-видимому, летописный Содко Сытинич относился к «житьим людям» - группе непривилегированных феодалов в Новгороде Великом, происходивших из разбогатевших горожан. Владея землей, «житьи люди» также активно занимались торговлей и по социальному положению были близки к богатым купцам («гостям»).

Возведение в XII в. храма св. Борис и Глеба неким новгородцем Содко Сытичем (возможно, внезапно разбогатевши «житьим человеком») послужило лишь импульсом для народных сказителей, дававших волю своей фантазии и постепенно сформировавших былинный образ Садко - гусляра и удалого купца. В былинах о нем реальные черты торгового быта Великого Новгорода сочетаются со сказочным сюжетом, действительность - с ее гиперболизацией. Заимствовав от реального лица имя, фольклорный герой начинал далее по воле сказителей собственную жизнь.

Сравнительный анализ фольклорной информации и исторических реалий ещё раз убеждает нас в том, что нельзя ставить знак равенства между былинными персонажами и историческими лицами, носящими одно и тоже имя. Образы фольклорных героев носят собирательный характер, являются отражением и преломлением в народной памяти разновременных свидетельств. Устные предания о князьях и богатырях, именитых гостях могли послужить лишь поводом для создания былин.

// Преподавание истории в школе. - 2010. - № 10. - С. 33-37.

Похожие публикации