Сколько кругов ада по библии. Сколько кругов ада

Идея о том, что структурирован и разделяется на круги практически столь же древняя, как и само понятия ада.

Она встречается в трактовках ветхого завета и в упоминаниях нового. Разные христианские конфессии при этом по-разному характеризуют каждый из кругов ада.

Нет единого мнения о них и в Иудаизме и Мусульманстве. Представители других религий, в которых фигурирует ад или аналогичный ему загробный мир трактуют его иначе. Таким образом, их структура и особенности преисподней весьма варьируются.

Многие могут отметить, что христианские религиозные учения определяют наличие всего семи кругов ада , да и аналогичного количества кругов небесных.

Понятие же девяти кругов ада , это философская доктрина и виденье структуры ада с точки зрения тогдашних реалий католической церкви уважаемого Данте Алигьере, поэта писателя, богослова и мыслителя из Италии. Жившего, в тринадцатом веке нашей эры.

Божественная Комедия

Одним из величайших литературных и социальных творений господина Данте по праву считается Божественная комедия.

Она оказывает и поныне влияние на культуру всей планеты. Данная история, имеет три части, каждая из которых описывает Ад, Чистилища и Рай соответственно.

Данте разделил ад на девять неодинаковых по структуре и особенностям устройства кругам, в которых души грешников мучились согласно их вине.

1. Лимб – первый уровень ада, куда попадали нерешённые дети, а также люди, жившие добродетельно, но не являющиеся христианами. Их удел испытывать скорбь аж до вечного суда.

2. Второй круг ада уготован для любителей прелюбодеяний и страстной любви. Им приходится испытывать муки от бури.

3. Для любителей чревоугодия гурманов и всяких обжор, в третьем кругу подготовлена пытка разложением и гниением, под проливными дождями и нестерпимо палящим солнцем.

4. Круг номер четыре принимает в себя жадин, расточителей и скупцов. Их наказание весьма оригинальное, они вечно спорят снова и снова, сталкиваясь друг с другом.

5. В пятый круг ада могут попасть, законченные лентяи, люди, вечно предающиеся унынию. А также неконтролирующие свой гнев. Их наказание нескончаемая драка среди бескрайнего болота.

6. Лжеучителя и еретики, попадая в шестой круг ада, навечно остаются бесплотными призраками в раскалённых могилах, над которыми глумятся фурии.

7. Интересно, что седьмой круг ада имеет целых три пояса:

Первый пояс , уготован тиранам, грабителям и разбойникам. Они вынуждены вариться в кипящей крови в глубоком рву. Выныривающие к тому же получают стрелу от кентавров.

Второй пояс , встречает любителей азартных игр, и проматывать состояние, а так же самоубийц. Наказывают их по-разному. Первых всё время истязают гончие псы. В то время как вторых на клоки разыгрывают Гарпии.

– Богохульники , которые совершили насилие над божественным, будь то физическое изображение или духовное осквернение, а так же содомиты. Им предстоит торчать под огненным дождём среди абсолютно бесплодной пустыни.

8. Восьмой круг ада – уготован для обманщиков. Он состоит из целых десяти рвов с разными мучениями для разных сортов обманщиков. И каждая из них по-своему оригинальна.

9. Последний круг пекла интересен своим климатом, он ледяной и состоит из четырёх поясов. Сюда попадают предатели из числа тех, кто предал близких, родных или друзей.

В частности именно там томятся Кассий, Иуда и Брут. Каждый грешник там вморожен по шею в лёд и страдает именно от холода.

Заключение

Анализировать «Божественную комедию» можно очень долго, но это лучше делать, прочтя её самостоятельно. Тут же просто отметим, что данное литературное произведение и деления ада, не признаётся официальными религиями.

Хотя отчасти и построено на анализе древних легенд в сочетании с христианством католической Италии той эпохи, в которую написано.

Христианство выделяет семь кругов ада , причём их особенности и свойства между конфессиями трактуются слегка по-разному. Что же до оккультистов и мистиков, то они делятся на несколько групп.

Наибольшую составляют те, кто признают именно деление на семь кругов. Немало оккультистов работающих с традициями иных культов, называют разное иное число кругов.

Отдельную группу составляют те мистики, которые не связывают круги ада, как мира демонов с каким либо религиозным учением. По крайней мере, на прямую.

Они обычно говорят о наличии 6 кругов ада иногда с добавлением седьмого. Имеющего, совсем иное свойство и по сути являющегося не кругом, а разумным существом. Впрочем, о взглядах этой группы известно посторонним очень мало…

Тему о кругах ада уже развивали и художники, и композиторы, и режиссеры 20 ст. Многие любители видеоигр знают, что есть игра под названием "Данте: Инферно". А в 2010 году даже вышел в свет фэнтези-мультик по книге Д. Алигьери.

9 кругов ада: "Божественная комедия" Данте

Знаменитый поет и, наверное, первый фантаст Данте 9 кругов ада изобразил в "Божественной комедии" как огромную воронку. Чем серьезнее грех, чем больше людей пострадало от греховного человека, тем глубже в воронку земной преисподней его опустит царь Минос, встречающий умершего на 2 кругу. Поэт Данте 9 кругов ада описал как место, где на каждом "этаже" души умерших отбывают каторжное наказание. Поэма написана в темные века, когда ум человеческий был скован страхом перед чистилищем.

Данте долго работал над поэмой - с 1307 по 1321 год. То есть поэма прославляет имя этого человека уже больше чем 700 лет. Для литературы это прекрасный образец средневековой поэзии. Вся поэма написана терцинами, с небывалым для тех времен стилистическим шармом.

Поэт описывает все эти круги ада очень мрачными и жестокими, какими их только мог представить человек, живший в эпоху католического деспотизма. Для общего представления опишем все 9 кругов, как они изображены именно в первоисточнике - поэме "Божественная комедия".

Описание первых 5 кругов ада

В лимбе (1 круг) Данте "поселил" поэтов и ученых древности, которые не были крещеными. Так что, по сути, их души не принадлежат ни низшему миру, ни высшему. В этом месте душа человека испытывает скорбь, но телесных мук - пишет Данте - тут нет.

На 2 кругу души уже мучаются. Их терзают порывы ветра. Как на земле они были неприкаянными и искали утех в сладострастии, а не в духовном мире, так и здесь их вечно будет терзать небывалая буря.

Следующий круг - загробное пристанище обжор и гурманов. Они обречены на гниение под непрерывным и мерзким дождем. Далее следует жадность. Этот грех карается тем, что душа скупца обязана перетаскивать тяжести на спине вечно и драться с другими душами, которые тащат такие же тюки навстречу.

Последний круг из менее тяжких грехов, связанных с несдержанностью и тягой к материальному, - это круг для душ гневливых, ленивых или унывающих людей.

Круги ада для самых ужасных мук

Самые страшные грехи, как считает писатель, - это насилие, обман, мотовство, лицемерие и предательство. Круг 6-й предназначен для лжеучителей, направивших человеческие умы ко лжи ради собственной выгоды. На всех "просторах" 7 яруса мучаются насильники. А 8 и 9 круги - для самых "утонченных" лицемеров, еретиков, сводников и обольстителей. А также торгующих священников и алхимиков. Именно эти грехи осуждает Данте, и для таких душ вечная каторга в 9 круге наиболее ужасна.

На самом последнем кругу, в центре, находится падший ангел, вмерзший в озеро с античным названием Коцит. В его зубах обречены истязаться такие исторические личности, как Иуда, а также предавшие Цезаря Марк Брут и Гай Кассий.

Поистине ужасающими и необычными описывает Данте Алигьери 9 кругов ада.

Кто вдохновлял Данте?

Как у каждого писателя, у Данте была своя муза. Девушка по имени Биче (имя Беатриче дал ей гений впоследствии сам) вдохновляла талантливого юношу только одним своим существованием. Он так беззаветно и долго был предан всеми мыслями только одной даме сердца, что самое великое произведение, как и другая его поэзия, написано в ее честь.

Многие мастера кисти изображали эту девушку с поэтом. Художник Холидэй Генри написал картину "Данте и Беатриче" (год написания - 1883-й).


Боттичелли Карта Ада

Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. Поэтому преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик. Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех.

9 кругов ада в «Божественной комедии»

По мнению Данте Алигьери, перед самым входом в ад можно встретить людей, которые провели скучную жизнь - не делали они ни зла, ни добра.



Данте изображён держащим копию «Божественной комедии» рядом со входом в Ад, семью террасами Горы Чистилища, городом Флоренция и сферами Неба вверху на фреске Доменико ди Микелино.

1 круг

Первый круг ада называется Лимб. Стражем его является Харон, который перевозит души усопших через реку Стикс. В первом круге ада мучения испытывают младенцы, которых не крестили, и добродетельные нехристиане. Они обречены на вечное страдание безмолвной скорбью.



Александр Литовченко. Харон перевозит души через реку Стикс

2 круг

Второй круг ада охраняет Минос - несговорчивый судья проклятых. Страстных любовников и прелюбодеев в этом круге ада наказывают кручением и истязанием бурей.




llustrations to Dante"s Divine Comedy - Minos by William Blake.

3 круг

Цербер - страж третьего круга, в котором обитают чревоугодники, обжоры и гурманы. Все они наказаны гниением и разложением под палящим солнцем и проливным дождём.




William Blake (1757 – 1827) Cerberus

4 круг

Плутос властвует в четвёртом круге, куда попадают скупцы, жадины и расточительные личности, неспособные совершать разумные траты. Наказание им - вечный спор при столкновении друг с другом.




Avaricious and Prodigal, Gustave Dore, 1890

5 круг

Пятый круг представляет мрачное и угрюмое место, охраняемое сыном бога войны Ареса - Флегием. Чтобы попасть на пятый круг ада, нужно быть очень гневным, ленивым или унылым. Тогда наказанием будет вечная драка на болоте Стикс.



Gustave Dore’s illustration of Dante’s Inferno in which the narrator is crossing the River Styx in hell

6 круг

Шестой круг - это Стены города Дита, охраняемого фуриями - сварливыми, жестокими и очень злыми женщинами. Глумятся они над еретиками и лжеучителями, наказание которым - вечное существование в виде призраков в раскалённых могилах.




Singer Sargent, John - Orestes Pursued by the Furies 1921

7 круг

Седьмой круг ада, охраняемый Минотавром, - для тех, кто совершил насилие.

Круг разделён на три пояса:

- Первый пояс носит название Флагетон. В него попадают совершившие насилие над своим ближним, над его материальными ценностями и достоянием. Это тираны, разбойники и грабители. Все они кипят во рву из раскалённой крови, а в тех, кто выныривает, стреляют кентавры.

- Второй пояс - Лес самоубийц. В нём находятся самоубийцы, а также те, кто бессмысленно растрачивал своё состояние, - азартные игроки и моты. Транжир истязают гончие псы, а несчастных самоубийц рвут на клочки Гарпии.

- Третий пояс - Горючие пески. Здесь пребывают богохульники, совершившие насилие над божествами, и содомиты. Наказанием служит пребывание в абсолютно бесплодной пустыне, небо которой капает на головы несчастных огненным дождём.



Lucifer, King of Hell; Canto XXXIV of The Inferno, by Dante Alighieri; Illustration by Gustave Dore

8 круг

Восьмой круг ада состоит из десяти рвов. Сам круг носит название Злые щели, или Злопазухи.

Стражем является Герион - великан с шестью руками, шестью ногами и крыльями. В Злых щелях несут свою нелёгкую судьбу обманщики.

Inferno, Canto XVIII 1480s - Sandro Botticelli

Первый ров наполнен обольстителями и сводниками. Все они идут двумя колоннами навстречу друг другу, при этом их постоянно истязают бесы-погонщики.

Во втором томятся льстецы. Их наказанием являются зловонные испражнения, в которых любители лести погрязли навеки.

Третий ров занят высокопоставленными духовными лицами, которые торговали должностями церкви. Наказанием для них служит заточение туловища в скалу, головою вниз, по ступням струится раскалённая лава.

Четвёртый ров до краёв заполнен звездочётами, колдуньями, гадателями и прорицателями. Их головы вывернуты на пол-оборота (в сторону спины).

В пятом находятся взяточники, которых бесы варят в смоле, а тех, кто высунется, - протыкают баграми.

Шестой ров заполнен закованными в свинцовые мантии лицемерами.

В седьмом находятся воры, с которыми совокупляются земные гады: пауки, змеи, лягушки и так далее.

В восьмой ров попадают лукавые советчики, души которых горят в адском огне.

Девятый ров служит пристанищем для зачинщиков раздора. Они подвергаются вечным пыткам - потрошениям.

В десятый ров попадают лжесвидетели и фальшивомонетчики. Лжесвидетели бегают, обуреваемые яростью, и кусают всех, кого встретят. Фальшивомонетчики изуродованы водянкой и умирают от постоянной жажды.


9 круг

Девятый круг ада - это Ледяное озеро Коцит. Этот круг охраняют суровые стражи-гиганты по имени Эфиальт, сын Геи и Посейдона - Антей, полубык, полузмея - Бриарей и Люцифер - стражник дороги к чистилищу. Этот круг имеет четыре пояса - Пояс Каина, Пояс Антенора, Пояс Толомея, Пояс Джудекка.

В этом круге томятся Иуда, Брут и Кассий. Кроме них, также попасть в этот круг обречены предатели - родины, родных людей, близких, друзей. Все они вмёрзли в лёд по шею и испытывают вечные муки холодом.



Gustave Doré"s illustration of the Divine Comedy, Inferno, Canto 34. The hideous Dis, or Lucifer, once God"s most beautiful angel, frozen in the lake at the pit of Hell.


Харон
- в греческой мифологии перевозчик душ умерших через реку Стикс (Ахерон). Сын Эреба и Нюкты.

Минос
- у Данте демон со змеиным хвостом, обвивающим новоприбывшую душу и указывающим круг ада, в который предстоит душе спуститься.

Цербер
- в греческой мифологии порождение Тифона и Ехидны, трёхголовый пёс, у которого из пастей течёт ядовитая смесь. Охраняет выход из царства мёртвых Аида, не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Существо было побеждено Гераклом в одном из его подвигов.

Плутос
- звероподобный демон, охраняющий доступ в четвёртый круг Ада, где казнятся скупцы и расточители.

Флегий
- в древнегреческой мифологии сын Ареса - бога войны - и Хрисы. Флегий сжёг храм бога Аполлона и в наказание за это был умерщвлён его стрелами. В подземном царстве был осуждён на вечную казнь - сидеть под скалой, готовой каждую минуту обрушиться.

Дит
- город Аида, бога подземного царства.

Минотавр
- чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном.

Герион
- в древнегреческой мифологии великан с острова Эрифия, у которого было шесть рук, шесть ног и крылья, а тело состояло из трёх человеческих тел. Держал три копья в трёх правых руках и три щита в трёх левых, на головах три шлема.

Эфиальт
- сын Посейдона и Ифимедеи, имел нечеловеческую силу и буйный нрав.

Гея
- древнегреческая богиня земли, мать всего, что живёт и растёт на ней, а также мать Неба, Моря, титанов и гигантов.

Посейдон
- в древнегреческой мифологии бог морей, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом.

Бриарей
- в греческой мифологии сын бога неба Урана и богини земли Геи. Чудовищное существо с 50 головами и сотней рук.

Люцифер
- падший ангел, отождествляемый с Дьяволом.

Брут Марк Юний
- в Древнем Риме возглавил (вместе с Кассием) заговор в 44 г. до н. э. против Юлия Цезаря. По преданию, одним из первых нанёс ему удар кинжалом.

Кассий Гай Лонгин
- убийца Юлия Цезаря, организовал покушение на его жизнь.

В недрах земли и образует что-то вроде воронки или опрокинутого конуса, конечная точка которого составляет вместе с тем центр земли и вселенной. Воронка Ада распадается на девять концентрических, горизонтально лежащих кругов, вмещающих в себе различные виды осужденных. Каждый из кругов Ада, считая сверху вниз, у Данте меньше предшествующего ему и отделяется от последующего скалистым склоном. Более извинительные грехи, проистекающие скорее из слабости человеческой природы, караются в высших кругах, а грехи, наиболее противоречащие человеческой природе – в низших. Но так как круги все более суживаются книзу, то это доказывает, что самые бесчеловечные, отталкивающие грехи совершаются реже всего.

Строение Ада в описании Данте

Вникнем теперь в принцип, которого держался Данте в своих категориях грешников. Обыкновенные описания ада почти сплошь опираются на церковную теорию семи главных грехов и их равномерную наказуемость, не вдаваясь много во внутренние различия. Схоластики , напротив, не ограничивались этим и устанавливали более глубокое отличие . Так например, Фома Аквинский различает грехи, проистекающие из страсти или из злобы, и объявляет последние достойными более тяжелого наказания, чем первые. Принцип Данте не исключает этого схоластического принципа, а напротив обнимает и его, но он шире и имеет не христианский источник, – Аристотеля . Его этика усваивалась во многих частностях схоластиками, и Данте прямо называет её своей собственной. Следуя теории своего учителя нравственности, он устанавливает три категории основных грехов: грехи вследствие невоздержности, чувственной страсти, которые обособляет и Фома Аквинский; грехи из злобы, которые и у него, как и у Аристотеля, двоякие: грехи открытого насилия и обмана. Цель каждого злого действия, говорит Данте, – несправедливость, и эта цель достигается двояким образом, и через насилие, и через обман. Обман же всего более неприятен Богу и всего строже карается в Аду, так как он является злом, наиболее свойственным человеку, и злоупотреблением дарований, составляющих исключительную принадлежность его, отличающих его от животного, – в то время, как грехи насилия, и все что уподобляет человека животным, прямо отвлекают его от всякого пользования этими дарованиями. Грехи невоздержности, коренящиеся в слабости человеческой природы, троякие: преступления плотские, кутежи, скудость и расточительность, гнев и недовольство. Между неумеренными и насильниками помещаются еретики всех родов, эпикурейцы и т. д., так как в них есть частица и тех и других. Живущие насилием делятся на три подразделения: те, что грешат против Бога и природы, богохульники, содомиты и ростовщики. Обман бывает двоякий: он совершается либо против тех, кто не питает доверия к лицу обманывающему, либо против тех, что доверились ему. В первом случае нарушается только общее человеколюбие, во втором человеколюбие личное; в первом случае это простой обман, во втором грех этот становится изменою, самым отвратительным, бесчеловечным видом греха. К простым обманщикам Данте причисляет десять видов преступников: сводников и соблазнителей, льстецов и блудниц, симонистов (лиц, торговавших церковными должностями), прорицателей, людей, живущих подкупом, лицемеров, воров, дурных советчиков, нарушителей мира, обманщиков. Измена бывает четырех родов: против кровных родных, отечества, гостей, против вечного мирового строя Божьего, т. е. против Бога и империи.

Сандро Боттичелли . Карта Ада (Круги Ада - La mappa dell inferno). Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

Все эти грешники распределены в описании Данте по восьми кругам Ада; девятый круг, или, вернее, первый, считая сверху вниз, составляет Лимб, нечто вроде преддверия ада, где приютились все некрещеные набожные люди, единственное преступление которых заключается в их неведении христианства. Наряду со всеми этими грешниками или людьми, лишенными надежды на спасение Данте учредил еще одну категорию осужденных из тех, которые не были на земле ни пылкими, ни равнодушными, «из людей средних, местопребывание которых находится по ту сторону пограничной линии ада, между входною дверью и Ахероном ; они для неба слишком дурны, для ада слишком хороши и поэтому отвергаются и тут, и там. В числе их находятся те нейтральные ангелы, которые во время восстания Люцифера не приняли сторону ни Бога, ни бунтовщика.

Эта группировка грешников вызывает нас на еще более основательное её рассмотрение. На первый взгляд она согласуется, правда, с этикою Аристотеля и Фомы Аквинского, и сам Данте ссылается на них, как на авторитеты. Но все остальное подразделение и в особенности установление характерных отличий аристотелевых категорий имеет в себе столько своеобразного, что не бесполезно будет анализировать его. Для выделения людей среднего темперамента Данте нашел указание в Апокалипсисе . Отличие, выпадающее набожным язычникам в первом кругу ада, не имеет само по себе ничего такого, что уклонялось бы от общего верования, совершенно то же можно сказать и о четырех кругах людей невоздержных. В описании всех этих адских кругов можно распознать пять смертных грехов: чувственность, обжорство, скупость, гнев и леность, совсем так, как их понимала церковь и христианская мораль. Оригинальная и самостоятельная сторона уголовных теорий, господствующих в аду, начинается с шестого круга. Этот круг заключает в себе еретиков, седьмой круг насильников, восьмой и девятый два вида обманщиков. Здесь у Данте, действительно, замечаются еще следы воззрений канонического и римского права , но они сведены до минимума, благодаря третьему принципу – принципу германского уголовного права. Каноническое право и христианская этика, несомненно, признали бы еретичество более тяжким грехом, чем убийство, лицемерие и измену против родных или императора. Точно так же и римское право не знает проступка тяжелее того, который совершается относительно общего блага и государства, и почти сплошь не имеет другого мерила для преступления, кроме интереса государственного. Преступление против отдельного лица имеет для него второстепенное значение; измены оно не признает; насилие карается им лишь тогда, когда оно нарушило общественное спокойствие и безопасность. Словом, римское уголовное право не опирается на основу этического правового воззрения; германское же, напротив, всецело находит в нем опору. Последнее почти не заботится о государстве и карает лишь преступления отдельных лиц, большею частью на основании нравственного мерила их наказуемости. Мотив преступления, способ его выполнения, стоят для него на первом плане, и чем возмутительнее они кажутся по национальным понятиям, тем строже наказываются. Поэтому здесь самым тяжким, преступлением считается измена, так как ею нарушаются священнейшие узы, узы верности. Таким образом, коварнейшие и наиболее скрытые преступления карались немцами тяжелее всего. Менее тяжко каралось всякое явное насилие, которое не всегда даже казалось стоящим наказания. С этим германским воззрением мы встречаемся в описании ада Данте. Насилие наказывается менее жестоко, чем обман, а из числа преступлений, основанных на лжи, всего тяжелее карается измена. Поэтому в ряду насильников мы находим всевозможных воров и обманщиков, если только их преступление сопровождалось открытым насилием: напротив, убийцы, бывшие вместе с тем и ворами, находятся не среди первых, а среди последних.

Этих кратких разъяснений будет достаточно для того, чтобы доказать тождественность воззрений германцев и Данте. Быть может, представится вопрос, была ли эта тождественность случайною или в основе её коренится более глубокая связь? Как известно, благодаря лангобардам , германские правовые воззрения господствовали в свое время в значительной части Италии и далеко еще не всюду исчезли даже в тринадцатом столетии. Поэтому Данте легко мог познакомиться с ними. Но подобному объяснению мы не придаем большого значения; здесь идет речь о внутреннем чувстве справедливости, которое не познается, не изучается внешним образом и может быть только, результатом общей организации, духовной сущности самого человека . Необходимо поэтому указать на сродство природы Данте с германским характером, как он обнаруживается в самом правовом сознании этого народа и припомнить вместе с тем, насколько эти юридические воззрения поэта расходились с теми, который господствовали в современной ему Италии, в особенности в окружавшей поэта среде. Неизвестно, было ли господствующее воззрение продуктом борьбы партий, но вполне достоверно, что именно измена была одною из наиболее отвратительных и распространенных язв итальянской жизни того времени и что она встречается во всех формах и при всех обстоятельствах, не сопровождаемая нигде нравственным сознанием права. Опираясь на этот факт, так и хочется назвать Данте скорее германской, чем романской натурой.

При специализировании грехов второй и третьей категории Данте в своём описании снова приближается к римским и каноническим воззрениям, как например, при разборе обманщиков и ростовщиков, хотя и относительно последних определение сущности греха всецело опирается на самостоятельную этическую основу.

Данте «Ад». Иллюстрация Гюстава Доре

Интересно рассмотреть различные виды адских кар. Они являются продолжением внутреннего состояния грешников на земле и исходят из положения: «Чем ты согрешил, тем должен быть и наказан». Это положение принималось почти всеми за руководящую норму. Немецкие «бичующиеся» (флагелланты ), появившиеся немного позднее Данте, и желавшие пострадать за свои грехи еще на земле, сделали из этого положения принцип своего самобичевания. Люди среднего темперамента в аду всего более страдают от сознания своего собственного ничтожества и своего удаления от людей добрых и злых; наказание некрещеных заключается лишь в безнадежных порывах, без всяких других мук. С людей же нецеломудренных, напротив, начинается тот вид истязаний, отличительную черту которого составляет его вечность. Они терзаются, обуреваемые чувственными вожделениями, и никогда не достигают покоя. Чревоугодники в Аду Данте погрязли в болоте, которое вследствие дождя, снега и града постоянно остается холодным и липким . Скупцы и расточители, образуя два хора, в постоянном своем движении наталкиваются друг на друга, укоряют одни других в скупости и расточительности, и затем расстаются, чтобы снова сойтись . Гневные и недовольные находятся у Данте в горячем болоте Стикса, бьются всеми своими членами и рвут друг друга на части . Еретики лежат в аду в открытых пылающих гробах, которые после Страшного суда закроются на веки. Грешившие насилием относительно ближних погружены в горячий поток крови и варятся в нем; соответственно тягости их преступления, они помещены на большей или меньшей глубине. Самоубийцы и игроки в описании Данте навеки лишены своей телесной оболочки и населяют в аду своими душами лес, полный колючих растений; после воскресения мертвых они принесут свои тела и повесят их на ветвях . Насильники, согрешившие против Бога, поражаются вечным огненным дождем; богохульники продолжают и тут хулить Бога и противиться ему. Содомиты у Данте постоянно спасаются бегством от низвергающегося на них пламени; ростовщики с трудом держат в руках свои мешки, отклоняя от себя огонь. Обманщики, сводники и соблазнители идут в противоположном направлении, с безостановочной быстротой подгоняемые ударами бича, которыми наделяют их рогатые демоны. Льстецы и куртизанки сидят у Данте в яме, наполненной всякою нечистотой. Симонисты вонзились, головами вниз, в скалы, тогда как их ноги горят на огне, пылающем извне. Предсказатели шествуют в аду Данте, с лицами, повернутыми обратно; люди, доступные подкупу, и те, кто их подкупал, погрязают в озере черной смолы. Притворщики едва влачат свои ноги, – они облечены в тяжелые монашеские рясы, которые снаружи кажутся золотыми, внутри же – свинцовые. Воры крадут друг у друга свое единственное достояние – свой человеческий облик. Злые, тайные советчики невидимы и скрыты пожирающим пламенем. Виновники раздоров, сект, и т. д. ходят с раздвоенными туловищами и разрозненными членами. Фальшивые монетчики, извратители слов и т. д., клеветники и лжецы совершенно произвольно терзаются в аду дьяволами, так как и сами они не уважали закона при жизни . Изменники, люди, грешившие против правил общей и личной любви, находятся в ледяном озере, и те, что всего более ненавидели друг друга при жизни, всего теснее прижаты один к другому. Ниже всех находится в описании Данте воплощенный принцип зла, Люцифер, с тремя лицами. В одном из этих образов он сокрушает Иуду, предавшего Христа, в двух же остальных – изменника делу империи . Люцифер – повелитель ада; все зло произошло от него и возвращается к нему. Поэтому-то у него три лица: одно темное, другое красное, третье наполовину желтое, наполовину белое. В этом обстоятельстве по справедливости видели контраст с Троицей или даже связь с тремя главными видами караемых грехов.

Среди других частностей ада следует в особенности остановиться на употреблении мифологических представлений греков и римлян. Данте в своём описании ада почти всецело воспользовался ими и руководился в данном случае известным правилом средневекового христианства, которое видело в них не одно только создание фантазии, а лживое понимание реальных истин. Поэтому-то в аду Данте языческие божества и герои снова восстают в образе демонов и имеют то же значение, как и превратившиеся в дьяволов, павшие ангелы. Поэт, не стесняясь, выводит Харона в качестве перевозчика, Миноса, как адского судью. Точно так же и всем остальным кругам Данте дает в представители мифологические образы, которые к тому уже имеют и соответствующий аллегорический смысл. Пёс Цербер является в аду представителем круга чревоугодников; Плутон (в древности бывший богом не только подземного мира, но и богатства) – круга скупых и расточительных, Флегий – гневных. Три фурии являются, наряду с павшими ангелами, стражами настоящего адского города, где находятся люди, грешившие насилием и обманом. Минотавр предводительствует, в особенности, людьми грешившими насилием. Кентавры карают в аду тех, кто угнетал ближнего; гарпии, как символы укоров совести, терзают самоубийц. Герион стал вождем круга обманщиков и остается скрытым, в то время, как остальные всегда видимы. Разница, замечаемая нами в употреблении, которое делает Данте из первоначально языческих и библейских демонов, заключается в том, что для наказания самых тяжких грешников, обманщиков, он пользуется только последними и выставляет их в гораздо худшем виде, чем первых. Но даже помимо этого специального примера, Данте в своём описании ада всюду и всегда относится к мифологии, как к чему-то реальному, живому, и пользуется ею с той же свободою, с которою пользуется и другими историческими фактами и личностями. Лучший и убедительнейший пример подобного отношения к делу представляет девятая песнь, где Данте влагает в уста ангела, спустившегося с неба для укрощения демонов: миф о нисхождении

Рай и ад существуют в представлении людей, и многие умы на протяжении веков занимает вопрос: как выглядит место, куда перемещаются души? Ответы пытаются дать писатели и художники, а люди смотрят на мир их глазами. Никто не знает достоверно, как выглядит Преисподняя, но многим известно, что собой представляют круги ада по Данте Алигьери.

Что такое круги ада?

Впервые понятие ада появилось в библейском Новом Завете. Христиане были убеждены, что грешники после смерти попадают в загробный мир, где подвергаются страданиям и мучениям. Пройдя через 7 кругов ада, они очищаются от скверны и могут быть приняты в рай. К каждой секции четко привязан определенный грех, наказание за него определено заранее. Никто не называет точно, сколько кругов ада должен пересечь провинившийся, но иерархия преисподней меняется в католицизме. Количество кругов увеличил до девяти Аристотель, а потом его идею подхватил итальянский мыслитель Данте Алигьери.

9 кругов ада по Данте

В своем известнейшем произведении «Божественная комедия» Алигьери выстраивает ясную схему построения загробного мира. В нем каждый вновь прибывший, точнее его душа, попадает на свой уровень – так называемый круг ада. Данте не стал первым, кто придал подземному миру такую структуру, но его девять кругов ада получили красочное и подробное описание. Как правило, «Божественную комедию» часто вспоминают, когда заходит речь о Преисподней и ее внешнем виде. Круги ада Данте расположены в форме огромной воронки, узкий конец которой упирается в самый центр Вселенной.

Количество 9 не случайно. Можно разделить девятку на 3 по 3, а это число это имеет символическое значение для Данте:

  • его главное произведение состоит из трех частей;
  • у каждого человека имеется три силы души (животная, природная, жизненная);
  • тройка напоминает о и годах жизни Иисуса – 33.

Первый круг ада у Данте

Если верить авторитетному источнику по устройству загробного мира – «Божественной комедии» – попасть в него можно, если пройти через густой лес, покрытый сумраком. Алигьери начинал «размещать» грешников еще до входа в ад. Перед воротами по его замыслу толпились:

  • так называемые жалкие души, которые при жизни сотворить ничего плохого или хорошего;
  • ангелы (они не могли быть ни с Богом, ни с дьяволом).

Ворота распахивались, и открывался первый круг ада. Всех прибывших встречал старик Харон, герой древнегреческой мифологии. На этом рубеже в не прекращающейся скорби пребывали души тех, кто не заслужил вечных мук, но по независящим от них причинам не имели права попасть в рай. Лимб – это первый круг ада, в котором томились некрещеные, добродетельные нехристиане, античные философы и поэты.

Второй круг ада по Данте

Второй круг ада согласно «Божественной комедии» носил название «Похоть». Здесь были заключены сладострастники, прелюбодеи, все те, кого любовь толкнула на путь греха. За порядком следил справедливый царь Минос. На этом отрезке грешного пути царила мгла и дул сильный ветер, крутящий и швыряющий души о скалы. Прибывшие были вынуждены терпеть истязание бурей на веки вечные за то, что при жизни не смогли усмирить свою плоть.

Третий круг ада Данте

На третьем круге томятся чревоугодники – обжоры и гурманы. Все, кто при жизни был не сдержан в еде, вынуждены гнить под непрекращающимся дождем и градом. Неприятности погоды являются их главным наказанием. 3 круг ада по Данте охраняет Цербер – огромный трехглавый пес со змеиным хвостом, из пасти которого течет ядовитая смесь. Особо провинившиеся души он обгладывает. Кто без меры ел, будет сам съеден.

Четвертый круг ада по Данте

За жадность и расточительство людей наказывал 4 круг ада по Данте. Не умевшие совмещать разумные траты вынуждены были ежедневно вступать в борьбу друг с другом и таскать тяжести. Провинившиеся таскали по полю и вкатывали на гору огромные валуны, сталкивались на вершине и начинали свое непростое дело заново. Как и предыдущие круги ада по Данте это чистилище охранялось надежным стражем. Греческий бог богатства Плутос следил за порядком.


Пятый круг ада по Данте

Пятый круг ада – это последнее пристанище ленивых и гневных душ. Им предначертано сражаться на огромном грязном болоте (другой вариант – река Стикс), дно которого выстлано телами самых главных лентяев, которые скучают даже в Преисподней. Контролировать исполнение наказаний приставлен Флегий, сын бога Ареса и родоначальник мифического разбойничьего племени флегийцев. Адское болото – место угрюмое и неприятное, чтобы не попасть туда, надо при жизни не лениться, не злиться и не печалиться по пустякам.

Шестой круг ада по Данте

Чем хуже проступок, тем большее наказание ждет за него. И 6 круг ада по Данте – это место, где томятся в огненных могилах еретики, проповедавшие при жизни иных богов. Души лжеучителей постоянно горят в открытых ямах, как в печах. Стражи этого страшного места – три злобные и сварливые сестры, Тисифона, Алекто и Мегера. Вместо шевелюры на их головах – змеиные гнезда. Следующие круги ада по мнению Данте отделяет зловонный ров, ведь следом терзают за самые страшные .

Седьмой круг ада по Данте

В степях, где льется огненный дождь, Минотавр охраняет души, запятнавшие себя насилием. Начиная с седьмого, круги ада у Данте делятся на отдельные отрезки. Седьмой разграничен на пояса:

  1. Насильники, тираны, разбойники кипят во рву, который наполнен раскаленной кровью. Тех, кто выныривают из алого кипятка, подстреливают из лука три кентавра.
  2. Самоубийц, превращенных в аду в деревья, терзают гарпии, а игроков (то есть, тех, кто насильничал над собой и своим имуществом) гоняют гончие собаки.
  3. Богохульники и содомиты вынуждены прозябать в огненной пустыне под непрекращающимся дождем из огня.

Восьмой круг ада по Данте

Так же, как и предыдущий, восьмой круг ада разделен на секции – рвы. Под присмотром шестирукого исполина Гериона наказываются обманщики всех мастей. И для каждого имеется своя «щель»:

  • обольстителей и сводников бичуют бесы;
  • льстецы навеки погрязли в каловых массах;
  • святокупцы подвешены вниз головой к скалам, и по их ступням течет огонь;
  • гадатели и прорицатели поражены немотой, и головы их закинуты назад;
  • взяточники кипят в смоле, а бесы багрят рискнувших высунуться;
  • лицемеры закованы в мантии из свинца;
  • ворам досаждают всяческие гады – змеи, пауки и пр. – совокупляются с ними;
  • души лукавых советчиков горят в вечном огне;
  • тех, кто стал зачинщиком раздора, век потрошат;
  • лжесвидетели, фальсификаторы, фальшивомонетчики мучаются от болезней (водянки, бешенства).

Девятый круг ада по Данте

Самый страшный, девятый круг ада является у Алигьери последним. Он представляет собой огромное ледяное озеро Коцит с пятью поясами. Грешники вмерзли в лед по шею и вынуждены испытывать вечные муки холодом. Три гиганта Антей, Бриарей, Эфиальт не позволяют никому сбежать. Трехголовый дьявол , низринутый Богом с небес, отбывает здесь пожизненное наказание. Вмерзший в льдину, он терзает попавших к нему предателей: Иуду, Кассия и Брута. Кроме них девятый круг собирает отступников и изменники всех мастей. Сюда попадают предавшие:

  • родных и близких;
  • друзей;
  • родины;
  • Бога.

Круги ада по Библии

Самое качественное, подробное описание структуры Преисподней в светской литературе принадлежит Алигьери. Его произведение эпохи позднего средневековья описывает загробную жизнь с точки зрения католической концепции, но круги ада по Данте отличаются от представленных в Библии. Понимание ада трактуется в православии как «осознанное небытие», и каждый верующий сам творит свое пристанище не веки вечные. После смерти тела души попадают в геенну огненную.

Похожие публикации