Клир александро невской лавры. Свято-троицкая александро-невская лавра

Александро-Невская лавра находится в центре Санкт-Петербурга, органично вписавшись в городской ландшафт, который сформировался в течение длительного времени после строительства.

ВО ИМЯ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА

Александро-Невская лавра (полное название — Свято-Троицкая Александро-Невская лавра) — памятник архитектуры мирового значения в Санкт-Петербурге и действующий общежительный мужской монастырь Санкт-Петербургской епархии. Располагается в конце Невского проспекта, между площадью Александра Невского и Обводным каналом, при впадении реки Монастырки в Неву. Он был основан как «монастырь Живоначальные Троицы и Святого Благоверного великого князя Александра Невского» указом царя Петра I в память святого князя Александра Невского в устье Чёрной речки, сегодня именуемой Монастыркой.

Принято считать, что монастырь основан в память о Невской битве 1240 г., в которой новгородская рать под командованием князя Александра Ярославина разгромила вторгшееся на Русь шведское войско. Тогда же Александр Ярославин за победу и личную храбрость получил почетное прозвище «Невский». Но битва, как принято считать, произошла не в устье Чёрной речки, а в устье реки Ижоры — несколько десятков километров выше по Неве.

Вероятнее всего, предания объединили эту битву с другой, произошедшей неподалеку от местонахождения Лавры в 1301 г. Тогда новгородцы под предводительством князя Андрея — сына Александра — также разгромили шведов.

Царь Петр выбрал место для монастыря весной 1704 г., но строительство началось спустя несколько лет. Мешали как сплошные болота и густые леса, так и война со шведами за господство в устье Невы. В июне 1710 г. шведы сдали крепость Выборг, Санкт-Петербургу уже ничто не угрожало, и в июле 1710 г. царь указал, где «непременно на том месте быть Монастырю».

Точный день и месяц начала работ неизвестны, но официальной датой основания монастыря считают дату освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта 1713 г. «при присутствии Царскаго Пресветлаго Величества с его высоким синклитом». Церковь простояла до 1787 г. и была разобрана, а пока вокруг нее появлялись новые и новые деревянные монастырские постройки, куда устремились из города богомольцы.

Царь Петр I видел монастырь как место служения монашества миру, как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение, правда, большинство этих планов не были осуществлены. В 1720 г. в Александро- Невском монастыре появилась типография, куда по царскому указу был передан из Санкт-Петербургской типографии «стан церковной печати с 7 мастеровыми». В 1721 г. была основана школа при монастыре, в нее принимали всех без учета рода и звания. В 1726 г. на основе школы была создана Славяно-греко-латинская семинария, где давали серьезное по тем временам общее и богословское образование и которая в XIX в. была преобразована в Санкт- Петербургскую духовную академию.

В 1723 г. в Александро-Невский монастырь из Владимирского Рождественского монастыря были торжественно перенесены мощи благоверного князя Александра Невского в каменную Благовещенскую Александро-Невскую церковь.

В 1797 г. указом императора Павла I монастырь был переименован в Лавру. При советской власти с 1922 г. в Лавре были закрыты все церкви, монастырь упразднен. Во время блокады Ленинграда бомбежки и артобстрелы нанесли архитектурному комплексу Лавры значительные повреждения. В 1956 г. Русской православной церкви был возвращен Троицкий собор, с 1987 г. открыта Никольская (кладбищенская) церковь.

Официальная дата возрождения монастыря — 1996 г.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ — К ЛАВРЕ

Строительство такого большого и сложного архитектурного комплекса, как Александро-Невская лавра, продлилось десятки лет и столкнулось с множеством препятствий.

Изначально создание обители было задумано Петром I именно как главного монастыря новой столицы — Санкт- Петербурга, как церковной твердыни для охранения и распространения христианской веры и культуры, как новый духовный центр страны, противостоящий богатой православными древностями Москве.

Строительство каменных сооружений монастыря началось с 1717 г. по проекту архитектора Доменико Трезини, утвержденному Петром I, заодно поставившим «надзирать» за стройкой самое доверенное лицо — Александра Меншикова.

Строительство шло медленно: архитектор Трезини спроектировал главный вход в собор со стороны Невы — с востока, где по церковным канонам должен стоять алтарь. Проект пришлось пересматривать, Трезини отошел от строительства монастыря, достраивали уже другие архитекторы.

Здание двойной Благовещенской Апександро-Невской церкви — первое по времени каменное сооружение ансамбля — один из самых характерных памятников петербургской архитектуры начала XVIII в.

Строительство центральной соборной церкви началось еще при жизни Петра I, в мае 1722 г. после кончины императора Петра I строительство замедлилось, руководили им зачастую случайные люди. Только после воцарения императрицы Елизаветы Петровны, с конца 1741 г., начался новый период в строительстве монастыря.

В настоящее время Свято-Троицкая Александро-Невская лавра представляет собой огромный ансамбль в форме каре из нескольких корпусов, окружающих трапециевидный двор со зданиями в виде башен по углам, с несколькими храмами. Несмотря на значительные переделки первоначального проекта, частую смену архитекторов и надзирающих за строительством, ансамбль Лавры — органичное сочетание русского барокко XVIII в. (живописный размах галерей, высокие кровли) с формами раннего классицизма конца XVIII в.

На территории Лавры постоянно ведутся реставрационные работы.

В центре ансамбля — Свято-Троицкий собор. Первоначально выстроенное здание оказалось непрочным, в 1750-х гг. его разобрали и заново построили в 1774- 1790 гг.

В 1790 г. сюда были перенесены мощи Св. Александра Невского, а над ними установлена серебряная рака, изготовленная в 1750 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны. В настоящее время рака находится в Государственном Эрмитаже.

Барельефы на фасадах и скульптуры апостолов и пророков внутри собора выполнены по образцам выдающегося скульптора XVIII в. Федота Шубина (1740— 1805 гг.), росписи выполнены по эскизам Джакомо Кваренги (1744-1817 гг.), в мраморном иконостасе и на стенах — живописные полотна работы знаменитых художников Иоганна Меттенлейтера и Григория Угрюмова.

Со дня своего освящения Александро-Невский монастырь (а впоследствии и Лавра) стал первой по значению усыпальницей , где погребены особы императорской фамилии, духовные лица, выдающиеся государственные деятели, полководцы. Некрополь Александро-Невской лавры располагается по обе стороны дороги, что ведет от ворот к Лавре и состоит из Лазаревского и Тихвинского кладбищ.

Здесь похоронены ученый и поэт Михаил Ломоносов, полководец Александр Суворов, историк Николай Карамзин, баснописец Иван Крылов, композиторы Пётр Чайковский, Николай Римский-Корсаков и Модест Мусоргский, писатели Фёдор Достоевский и Денис Фонвизин. Над их могилами установлены надгробия, выполненные скульпторами с мировой славой — Иваном Мартосом, Михаилом Козловским, Фёдором Гордеевым.

ДОСТОПРИМЕЧА-ТЕЛЬНОСТИ АЛЕК-САНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ

Комплекс зданий Алек-сандро-Невской лавры:

■ Церковь Праведного Лазаря Четверодневного(1835-1836 гг.).

■ Духовской корпус (1820-1822 гг.).

■ Благовещен-ская Александро-Невская церковь (1724 г.).

■ Церковь Сошествия Святого Духа (1725 г.).

■ Фёдоровская цер-ковь (1840-1842 гг.).

■ Фёдоров-ский корпус (1840-1842 гг.).

■ Семинарский (Южный) корпус (1756-1761 гг.).

■ Библиотеч-ная (Юго-Западная) башня (1756-1761 гг.).

■ Митрополи-чий корпус (1756-1764 гг., перестройка середины XIX в.).

■ Северо-Западная башня (Риз-ничная, 1761-1771 гг.).

■ Се-верный (Просфорный) корпус (1761-1771 гг.).

■ Надвратная церковь иконы Божией Мате-ри «Всех Скорбящих Радость» (1786 г.).

■ Здание бывшей богадельни (1783-1789 гг).

■ Соборная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы (Свято-Троицкий со-бор, 1778-1790 гг).

■ Комплекс зданий бывших амбаров (середина XIX в.).

■ Церковь Святителя Николая Чудотвор-ца (1868-1871 гг).

■ Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1869 г.).

■ Исидоров-ская церковь (1890-1891 гг.).

■ Библиотечный корпус (конец XIX в.).

Реликвии:

■ Мощи Св. Алек-сандра Невского.

■ Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» (Свято-Троицкий собор).

Памятники:

■ Надгробия на Тихвинском и Лазарев-ском кладбищах, 2000 лет от Рождества Христова (2001 г).

■ За Веру Христову пострадавшим (2005 г).

■ По-клонный Крест в Митрополи-чьем саду (2013 г.).

■ Жители Санкт-Петербурга по-своему называют Александро-Невскую лавру. В разные времена ее именовали просто Невской лаврой, Александровым храмом или еще короче — Александром, иногда ласкательно — Алексашкой, а то и Собором Парижской Богоматери — за внешнее сходство Троицкого собора с собором Парижской Богоматери в столице .
■ Главными праздниками Александро-Невской лавры являются День Святой Троицы, праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14октября), праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница» (22 ноября), день преставления благоверного князя Александра Невского (6 декабря), а также дни первого (12 сентября 1724 г.) и второго перенесения его мощей (3 июня 1989 г.).
■ Упоминание о Чёрной реке, ныне именуемой Монастыркой, содержатся еще в летописях, датируемых 1500 г. В 1829 г. был построен восточный участок Обводного канала, разделивший реку на две части, северная тогда же и стала называться Монастыркой. Сменилось и направление течения реки: она устремилась в обратную сторону, вытекая из Невы и впадая в Обводный канал.
■ Первым членом братства Александро-Невского монастыря стал архимандрит Феодосий (Яновский), в 1712 г. назначенный настоятелем в монастырь, когда в нем еще не было ни одного монаха. Архимандрит Феодосий составил списки, а царским и сенатским указами были собраны монахи из монастырей почти всех епархий. Впоследствии монахи монастыря служили на флоте, многие сами стали архимандритами.
■ В разное время храмы Александра Невского были воздвигнуты в разных городах и странах: в России — кафедральный собор в Краснодаре (1872 г., разрушен в 1932 г., восстановлен в 2006 г.), церкви в селах Верхняя Шурма (1900-1909 гг.), Ускат (2006 г.), Яшкуль (освящена в 1893 г., восстанавливается) и Кичменгский Городок (1895 г.), часовня Александра Невского при Музее современного искусства в Москве (2009 г., не действует), в (Прешов, 1950 г.), (Тбилиси, 1864 г.), КНР (Ухань, 1893 г.) и (София, 1924 г.).
■ За периоде 1712 по 2014 г. в Александре-Невской лавре сменилось около ста архимандритов и наместников.
■ Со дня освящения Троицкий собор Александро-Невской лавры являлся капитульным (орденским) храмом ордена Святого Александра Невского. Задуманный Петром I как воинская награда, после кончины императора орден жаловался и гражданским лицам. В 1942 г. в СССР был учрежден свой орден Александра Невского, им награждался командный состав Красной Армии. В 2010 г. утвержден статут и описание нового ордена Александра Невского Российской Федерации — внешне являющегося копией дореволюционного. Таким образом, орден Александра Невского стал единственной наградой, существовавшей с некоторыми изменениями в наградных системах Российской империи, СССР и Российской Федерации.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: центр, г. Санкт-Петербург, Россия.
Статус: действующая лав-ра — мужской православный монастырь.
Первое упоминание: 1710 г.
Дата основания: 1713 г.
Дата возрождения: 1996 г.
Язык: русский.
Религия:православие.

ЦИФРЫ

Храмы: 15 (включая домовые церкви).
Корпуса: 6.
Библиотека: 1.
Кладбища: 4 — Лазаревское (0,7 га), Никольское (8 га), Тихвинское (1,4 га) и Казачье.
Высота колокольни: 47 м.

КЛИМАТ

Переходный от умеренно континентального к умеренно морскому.
Средняя температура января: -5,5°С.
Средняя температура июля: +18,8°С.
Среднегодовое количество осадков: 660 мм.
Относительная влажность воздуха: 75-80%.

5 860

Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был основан Петром I в июле 1710 года на левом берегу реки Невы. Петр I решил перенести мощи Св. Александра Невского в строящийся Санкт-Петербург и сам наметил место для постройки монастыря. Ошибочно предполагалось, что на этом месте новгородцы, возглавляемые князем, в июле 1240 года разгромили шведские десанты. Останки Александра Невского были перенесены из Владимира в монастырь в 1724 году.

В 1712 году была заложена первая деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Существующая двухэтажная церковь построена в 1717 – 1722 годах. Сооруженное Доменико Трезини здание, расположенное в северо-восточном углу монастырского каре близ главного входа во двор монастыря на правом берегу реки Монастырки (налево от ворот), послужило образцом для более поздних построек. Прямоугольное в плане, с деревянной восьмигранной башней под высоким гранёным куполом со световым фонариком, оно имеет характерные для петровского зодчества высокую кровлю с переломом и декоративную обработку фасадов рустовкой нижнего этажа, пилястрами с ионическими капителями и лепниной в лучковых фронтонах и наличниках. В 1764 - 1765 годах к западному фасаду церкви архитектором М. Д. Расторгуевым был пристроен двухэтажный павильон в формах барокко с лестницей, которая вела в верхнюю, Александро-Невскую церковь.

Верхняя церковь во имя Святого благоверного князя Александра Невского освящена 30 августа 1724 года, в третью годовщину Ништадтского мира, в день перенесения в неё мощей святого Александра Невского. Здесь в серебряной раке мощи покоились вплоть до 1790 года, когда они были перенесены в Троицкий собор. Лепное убранство церкви выполнили Иван и Игнатий Росси. Дубовые царские врата изготовили резчики М. Шестаков и Г. Жариков, образа для церкви написали И. Г. Адольский, И. Я. Вишняков, И. Н. Никитин и Д. Н. Соловьев. К главному алтарю примыкал придел во имя Преподобного Сергия Радонежского, славившийся своим иконостасом. В 1817 - 1819 годах помещение церкви подверглось капитальному ремонту и частичной перестройке в связи с созданием новой большой двухсветной церкви в Духовском корпусе.

Нижняя, Благовещенская церковь освящена 25 марта 1725 года. С самого начала Благовещенская церковь служила усыпальницей членов царской семьи и знаменитых государственных деятелей России. Среди каменных плит пола примечательна надгробная плита за левым клиросом церкви с лаконичной надписью "Здесь лежит Суворов", сочиненной Г. Р. Державиным. Другие захоронения XVIII и XIX веков в этой церкви отмечены надгробиями работы И. П. Мартоса, Ф. Г. Гордеева и других ваятелей. В конце XVIII века к южной стене, у алтаря, была пристроена "палатка" - сводчатая усыпальница - для переахоронения в ней праха графа И. И. Шувалова, И. И. Бецкого, А. А. Нарышкина, А. А. Вяземского и А. А. Безбородко. В 1818 - 1821 годах в Благовещенской церкви были произведены существенные перестройки в связи с расширением Духовского корпуса; тогда же, в 1821 году по проекту лаврского архитектора В. П. Петрова были сооружены каменные ворота с колоннами для проезда в церковь со стороны реки Монастырки. В 1833 году изменилось внутреннее убранство церкви, а в 1838 году был произведен ее капитальный ремонт, и она была вновь освящена. В первые послереволюционные годы в Благовещенской церкви продолжали совершаться богослужения. В 1922 году из неё изъяли церковные ценности. В феврале 1933 года церковь была закрыта; при этом нижнюю церковь передали "музею-некрополю", а верхнюю в 1935 году разделили межэтажными перекрытиями. С 1948 – 1949 годов оба этажа здания заняты экспозицией Музея городской скульптуры. В 1988 году начата комплексная реставрация Благовещенской церкви – старейшей из сохранившихся каменных церквей Петербурга.

Композиционным ядром ансамбля является Троицкий собор - значительнейшее сооружение раннего классицизма, одно из немногих культовых сооружений этого стиля. Величествен видимый издалека со стороны Невы силуэт храма с его могучим куполом и двумя симметричными звонницами. Место для него было выбрано Доменико Трезини в составленном им первоначальном проекте лавры. Первое здание этого собора, построенное архитектором Т. Швертфегером, не сохранилось. Законченную постройку пришлось разобрать до "подошвы" из-за трещин в сводах. Современный храм возведен в 1776 – 1790 годах по проекту и под наблюдением архитектора И. Е. Старова. Скульптурное убранство храма создано скульптором Ф. И. Шубиным. Благородные архитектурные формы собора нисколько не нарушили барочного стиля фасадов монастырских корпусов. Мощный купол храма, поднявшийся вместе с двумя колокольнями над монументальным шестиколонным портиком, удачно завершил формирование всего ансамбля. С Духовским и Феодоровским корпусами собор связали две дугообразные галереи, прорезанные широкими арками проходов. Собор после постройки не раз подвергался ремонту, но его внутренний вид при этом не менялся. Только в 1862 году П. С. Титов заново расписал его по эскизам академика Ф. Г. Солнцева.

Внутри здание очень просторно и совершенно по пропорциям. Сочетая базиликальную форму сцентрально-купольной, собор представляет собой в плане латинский крест. Главный неф искусно декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Через шестнадцать окон главного барабана, поддерживающего купол, внутрь здания льются потоки света. Интересна композиция иконостаса, исполненного из белого итальянского мрамора и задуманного Старовым в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине. Их венчает символическое облако в сиянии лучей. В соборе много икон и полотен, исполненных известными художниками: образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса, картина "Спаситель Благословляющий" Антониса ван Дейка, "Воскресение Христово" Питера Пауля Рубенса. Это выдающийся памятник архитектуры в стиле русского классицизма, вершина творчества И. Е. Старова.В соборе захоронена частица мощей Св. Апостола Андрея Первозванного и мощи Св. Александра Невского. После революции ограбленный при изъятии церковных ценностей собор на несколько лет (1923 – 1926) перешел к обновленцам. В декабре 1933 года храм был закрыт. После возвращения храма Православной церкви в 1957 году в нем проведены реставрационные работы, власти вернули часть икон.

Крупные реставрационные работы в соборе проведены также и к 1000-летию крещения Руси в 1986 – 1988 годах. В 2000 году перед собором установлен памятный знак, посвященный двухтысячелетию Рождества Христова.

Одновременно со строительством Свято-Троицкого собора, над центральным входом в лавру со стороны круглой площади в конце Невского проспекта по проекту И. Е. Старова в 1783 – 1785 годах возведены святые ворота с Надвратной церковью, освященной во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости". Главный фасад церкви зодчий украсил пилястрами дорического ордера. Алтарный выступ восточного фасада, обращенного в сторону Невы, он уравновесил таким же выступом западного, в котором разместил лестницы, ведущие в церковный зал, расположенный над воротами. Здание увенчивает низкий купол. С двух сторон к церкви примыкают невысокие каменные ограды, ограничивающие площадь.

Приходская церковь на втором этаже здания освящена 15 июля 1786 года. В 1806 году стены храма были расписаны, а в 1860 году она была капитально отремонтирована под смотрением архитектора М. А. Щурупова. В январе 1904 года в этой церкви был открыт латышский приход. Церковь закрыта в октябре 1931 года. Долгое время в ней размещалась дирекция Музея городской скульптуры, однако 30 апреля 1993 года власти вернули эту церковь епархии.

В 1717 году была построена и освящена каменная церковь во имя Святого Лазаря при основанном в 1716 году Лазаревском кладбище, где была погребена любимая сестра Петра I Наталья Алексеевна. На этом кладбище захоронены М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Л. Эйлер, Дж. Кваренги, И. Е. Старов, Ф. И. Шубин, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, П. К. Клодт, Ж. Ф. Тома де Томон, М. И. Козловский, В. Л. Боровиковский, И. П. Мартос, Н. Н. Гончарова-Ланская. и многие другие деятели культуры, науки и знатные особы. В 1787 году каменный храм был расширен за счет ризницы и трапезной, возведенной на месте разобранной деревянной постройки на деньги И. П. Елагина. В последующие два года граф Н. П. Шереметев дал средства на новый иконостас и пристройку притвора, расширенного в 1835 году по проекту Т. Я. Тиблена на средства Д. Н. Шереметева, после чего церковь приобрела современные размеры. В церкви находится семейная усыпальница графов Шереметевых, здесь также похоронены гр. А. П. Шувалов, гр. М. Ю. Вильегорский, кн. И. Ю. Трубецкой, гр. Г. А. Строганов, адмирал А. С. Шишков и основатель Херсонской крепости И. А. Ганнибал.

Интерьеры Лазаревской церкви, закрытой в 1923 году, и пристройки к ней подверглись перестройкам, после которых от убранства церкви сохранилось очень немногое. В 1932 году был разобран иконостас и расхищены многие иконы и остатки церковного имущества.

К югу от собора расположен двухэтажный Феодоровский корпус, который в 1725 году начал строить Т. Швертфегер, в 1742 году продолжил П.А. Трезини, а после его отъезда завершил И. Росси. Среди первых сооружений монастырского ансамбля была и церковь во имя Святого Феодора (брата Александра Невского), построенная по проекту Пьетро Антонио Трезини в 1745 – 1750 годах в юго-восточном углу комплекса. Завершил строительство архитектор М. Д. Расторгуев. Композиция и формы здания, где она находилась, в основном повторяли архитектуру здания Благовещенской церкви, отличаясь лишь некоторыми деталями.

К 1766 году отделка верхнего и нижнего храмов закончилась. Освящение церквей задержалось до 1770 года, когда верхняя была наречена во имя Феодора Ярославича, нижняя – во имя Иоанна Златоуста. В 1840 году оба храма подверглись переделке. Иконостасы были заменены, и в них поместили образа работы Д. Антонелли. После переделки храмы 17 сентября 1842 года были переосвящены: верхний – во имя свт. Николая Чудотворца, нижний – благоверного князя Феодора. Верхняя церковь называлась прихожанами Никольской домовой в отличие от Никольской кладбищенской церкви. С 1806 года до начала XX века в нижнем храме производились захоронения. Именно здесь погребены многие грузинские и имеретинские царевичи, умершие в Петербурге; здесь же находились захоронения многих духовных лиц, участвовавших в управлении монастырём и Санкт-Петербургской епархией во второй половине XVIII и начале XIX веков.

В 1889 году с алтарной стороны по проекту Г. И. Карпова начата постройка усыпальницы митрополита Исидора, освящённой 6 октября 1891 года как придельная церковь прп. Исидора Пелусиота с двухъярусным иконостасом. За четверть века в ней было проведено свыше 150 захоронений.

С октября 1930 года Феодоровская церковь не действовала, но окончательно оба храма были закрыты в ноябре 1931 года, а Исидоровская церковь – тремя месяцами позднее. Декоративное оформление интерьеров Феодоровского храма частично сохранилось до наших дней. Большая часть размещенных здесь захоронений была уничтожена, а могилы разграблены. Церковь св. Исидора была полностью перестроена.

Духовской корпус, связывающий Троицкий собор с Благовещенской церковью, был построен по проекту Доменико Трезини в чисто барочном стиле. Его строительство началось в 1717 году. 6 июня 1820 года в нем была заложена церковь, автором которой является лаврский архитектор В. П. Петров. Чтобы разместить церковь он пристроил с востока к корпусу алтарь, а с запада – паперть.

Освящение нового храма 18 мая 1822 года произвел митрополит Серафим. Двухсветный храм, декорированный коринфскими колоннами, украшал высокий, до потолка, ампирный иконостас, образа написал Д. Антонелли, лепные работы выполнил М. Зорин. По окончании строительства Духовского храма на его хорах 18 июня 1822 года был освящён небольшой придел преподобного Сергия Радонежского. В 1867 году церковь отремонтирована и украшена росписью Р. Ф. Виноградова. Еще до освящения, в 1820 – 1821 годах, в Духовской церкви произвели несколько погребений, в том числе её основателя, митрополита Михаила (Десницкого). Усыпальница использовалась для захоронений вплоть до начала XX века. Всего в ней было 172 захоронения. 1 февраля 1881 года при огромном стечении народа в церкви состоялось отпевание тела Ф. М. Достоевского.

В 1894 - 1895 годах справа от алтаря Духовской церкви, ближе к Свято-Троицкому собору, над склепом семьи Галуновых, была пристроена небольшая придельная церковь во имя святой мученицы Евдокии, освященная 12 марта 1895 года.

Церковь святой Евдокии была закрыта в 1933 году, позже её помещение было перестроено. Духовская церковь была закрыта в лавре последней, в середине января 1936 года и сразу началось разрушение её интерьера и осквернение могил. До своего закрытия, особенно в 1920-е годы, храм играл большую роль в православной жизни города. В 1949 году Духовской корпус возвращен епархии, а в следующем году в покоях митрополита была освящена его домовая церковь св. Александра Невского, закрытая в 1961 году, когда корпус был снова отнят властями. Сейчас в помещении храма – городская станция переливания крови.

Из-за тесноты Лазаревского кладбища в 1823 году справа от него было основано еще одно, вначале называвшееся Ново-Лазаревским. Храма на этом кладбище долго не было. В 1869 – 1873 годах над семейным склепом братьев Полежаевых была возведена Тихвинская церковь по проекту Н. П. Гребенки. Освящена она была 2 февраля 1873 года.

Церковь была построена в русско-византийском стиле и имела в плане форму креста. В церкви находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. По названию церкви и само кладбище вскоре стало называться Тихвинским. В 1901 году небольшое здание было отремонтировано под руководством лаврского архитектора Л. П. Андреева. Храм был закрыт в сентябре 1931 года и в 1935 году передан под почту. Церковь эта сохранилась, правда утрачен шатёр. Ныне в ней находится выставочный зал Музея городской скульптуры. Полностью уничтожена была небольшая часовня, располагавшаяся южнее церкви.

В восточной части лавры, между Невой и оградой поначалу намечалось разбить сад, но в 1861 году был утвержден проект Г. И. Карпова нового, третьего по счету, лаврского кладбища. Как и на других, на нем было погребено немало выдающихся людей, среди которых адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский. Старинное кладбище сильно пострадало в 1960-х годах при реконструкции восточной части площади и строительстве транспортной развязки у моста Александра Невского, когда оно было сильно сокращено в размерах. На этом кладбище похоронены также последние митрополиты Ленинграда, историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Это единственное действующее кладбище в Александро-Невской лавре.

Храм на кладбище был выстроен в 1868 - 1871 году. Церковь с деревянным куполом строилась на кладбище по проекту Карпова на средства купца Н. И. Русанова, устроившего в цокольном этаже семейную усыпальницу. Ризница и вся утварь церкви были приобретены и принесены в дар церкви Русановым. Работы длились два года и закончились в 1871 году освящением. Находившаяся в храме икона Николая Чудотворца широко почиталась.

Церковь была закрыта в декабре 1932 года. В начале мая 1985 года она была вновь освящена после реставрации и используется для ранних обеден.

Архиерейский (или митрополичий) дом - выдающийся памятник гражданской архитектуры XVIII века. Он был воздвигнут на западной стороне монастыря в 1756 – 1758 годах по проекту М. Д. Расторгуева и имел вид двухэтажного здания, соединенного одноэтажными крыльями с угловыми башнями. По окончании постройки сюда была перенесена существовавшая еще с 1743 года митрополичья церковь, и в 1767 году она была освящена в покоях, в юго-восточной части, во имя Всех Святых.

После надстройки дома церковь была перемещена и 3 февраля 1819 года снова освящена митрополитом Михаилом уже в честь Архангела Михаила. В 1851 году небольшой храм был расширен притвором. Закрыта церковь, очевидно, в начале 1920-х годов, до последнего времени в ее здании размещалось объединение "Прометей".

Небольшая двусветная Успенская церковь с хорами заложена 16 июня 1861 года в южной части митрополичьего дома, на третьем этаже. В это время А. М. Горностаев вел в доме надстройку боковых крыльев. 23 июня 1863 года митрополит Исидор освятил домовой храм, а 13 августа того же года - его левый придел во имя святителя Тихона Задонского. Иконы в двухъярусном иконостасе написал С. В. Постемский, роспись стен и потолка произвел П. С. Титов по эскизам Ф. Г. Солнцева. Церковь была закрыта в 1926 году; святыни храма были изъяты, а помещение перестроено и передано Педагогическому музею, а затем объединению "Прометей".

Домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Преподобного Палладия на хорах братской трапезной появилась после того, как в 1896 году архитектор Л. П. Андреев начал расширять трапезную в митрополичьем доме. Митрополит Палладий освятил оба её придела 23 марта 1897 года - во имя Покрова Пресвятой Богородицы и своего святого покровителя – преподобного Палладия. Закрыта, очевидно, при ликвидации резиденции митрополита в 1920-х годах. Помещение храма при трапезной было полностью перестроено.

Здания Феодоровского корпуса, находящееся в юго-восточном углу монастырского каре; Просфорного и Семинарского корпусов, Митрополичий дом построены в середине XVIII века М. Д. Расторгуевым. Юго-западная и северо-западная угловые башни, возведенные в 1772 – 1774 годах, повторили формы Благовещенской и Феодоровской церквей.

В начале XX века на территории Лавры размещалось 16 церквей. На протяжении двух столетий в храмах лавры хоронили царских особ и виднейших государственных и церковных деятелей. C 1920 года до сих пор весь ансамбль находится под охраной государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в 1931 – 1936 годы, когда были закрыты все храмы Лавры, во многих зданиях комплекса обосновались различные мастерские, разгрому подверглась Духовская церковь.

После многочисленных ходатайств верующих города Свято-Троицкий собор был возвращен Православной церкви в 1955 году, реставрирован и вновь освящен 12 сентября 1957 г. в день Святого князя Александра Невского. Только в 1985 году возобновились богослужения в Никольской церкви.

В 1991 году городские власти приняли решение о постепенном возвращении епархии всего комплекса лавры. С 1996 года началась поэтапная передача храмов и построек Лавры Санкт-Петербургской епархии. Тогда же в стены митрополичьего корпуса вернулось Епархиальное управление, восстанавливается келия духовника лавры преподобного Серафима Вырицкого, Духовской, Просфорный и Феодоровский корпуса.



Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в Санкт-Петербурге, в конце Невского проспекта, при впадении Черной речки в Неву, на том месте, где, как полагают, великий князь Александр Невский в 1240 году одержал знаменитую победу над шведами. Основана в 1710 году императором Петром Великим; в 1797 году возведена на степень лавры. Середину лавры занимает Свято-Троицкий собор. Первоначальное основание его положено в 1716 году императором Петром I. В 1753 году собор был окончен, но вскоре замечены были трещины в стенах и, по Высочайшему указу императрицы Елизаветы Петровны, через 2 года храм был разобран до фундамента. В 1776 году императрица Екатерина II именным указом повелела построить соборную церковь по проекту архитектора Старова и под наблюдением архиепископа (впоследствии митрополита) Гавриила.

В 1778 году, 30 августа, была совершена закладка собора, а 30 августа 1790 года состоялось торжественное освящение его. Все здание собора замечательно по своему величеству и изяществу. Длина храма с папертью 35, ширина 20, ширина купола 8, высота храма с куполом 9 сажень. Над всем зданием собора возвышается небольшая глава, в виде пирамидального фонарика, покрытая бронзовыми вызолоченными листами, с таковым же вызолоченным крестом. К западным углам храма примыкают две четырехугольные, двухэтажные, 22-саженной высоты колокольни, украшенные карнизами, полуколоннами и капителями. На северо-западной колокольне находится замечательный колокол, в 800 пудов, вылитый в 1658 году иждивением патриарха Никона и перевезенный сюда из Иверского монастыря в 1724 году. На другой — юго-западной колокольне находятся боевые часы с 5 малыми колоколами, устроенные в 1793 году. С западной стороны устроена паперть с колоннадами и 3 входными дверями. Внутренние стены собора покрыты разными колерами. Большой купольный свод разделен на 16 разделений, вокруг овалы с головками, а между оными висячие гирлянды и пилястры с перевивками. В верхнем своде изображен Господь Саваоф, а на большом продольном своде и двух поперечных сделаны украшения из арабесков; в купольных лунетах написаны 4 Евангелиста «с их признаками». Над боковыми входными дверями написаны 2 образа: с правой стороны — святого благоверного князя Александра Невского с его воинством, а с левой — святых жен Мироносиц, приходящих ко гробу Иисуса Христа.

В 1806 году, по желанию императора Александра I и на сумму из Кабинета Его Величества, внутренность церкви украшена арабесковою живописью, стенные карнизы украшены 20 гипсовыми изображениями святых апостолов и других святых. Иконостас — из белого итальянского мрамора. Красный сибирский агат проложен вокруг местных образов и по сторонам северных и южных дверей алтаря. Бронзовая работа с позолотою украшает мраморные столбы иконостаса. Местные образа — Воскресшего Спасителя и Явления Богоматери 12 апостолов на третий день после успения и Господа Саваофа (поверх иконостаса) написаны по одобренным рисункам художником Акимовым. Царские двери сделаны из старорусского дуба, и в них 6 круглых образов написаны на меди живописцем Мейтерлейтеном. Престол из того же старорусского дуба с 2 кипарисовыми досками. Против правого клироса у столба устроено царское место.

В нише, за правым клиросом, в великолепной серебряной раке, устроенной усердием императрицы Елизаветы Петровны из первого серебра, добытого в Колыванских рудниках, почивают мощи святого князя Александра Невского (см. 23 ноября). Святая рака украшена чеканным барельефами, представляющими важнейшие подвиги из жизни святого князя и его преставление. На верхней доске раки написан на полотне образ святого Александра Невского во весь рост. Серебряная крышка раки утверждена над нею в виде балдахина. На крышке — серебряная подушка, отливная, на которой утверждены княжеские регалии: корона, держава и меч. В углублении, позади раки, сооружена высокая серебряная пирамида с чеканными изображениями святого князя и супруги его с крестом в руке. Над этими изображениями — чеканный накладной шлем и над ним чеканные воинские доспехи. По сторонам — отливные вазы с цветами, а повыше их два литые изображения ангелов с серебряными щитами. По обеим сторонам пирамиды поставлены литые из серебра трофеи святого князя, с воинскими доспехами и оружием старого времени. Перед ракою 4 серебряных вызолоченных лампады, принесенные в дар Высочайшими Особами. Справа от раки помещается на столе, в металлической раме, ключ Адрианополя, принесенный в дар обители императором Николаем I после войны за освобождение Греции от турецкого ига в 1829 году. На правой стороне пирамиды перед святою ракою Нерукотворный Образ Спасителя в сребропозлащенной ризе, с красным яхонтом, обложенным бриллиантами, в венце. Внизу образа, на ризе, под простым камнем, обложенным бриллиантами, хранится часть ризы Господней. На левой стороне пирамиды пред святой ракою Владимирская икона Божией Матери, древневизантийского стиля; по преданию, эта святая икона принадлежала святому Александру Невскому и вместе с его мощами принесена из города Владимира.

Близ мощей святого Александра Невского поставлен литой из серебра аналогий с кивотом, в котором хранятся святые иконы и малые ковчеги с частью животворящего древа креста Господня и многими частицами мощей: апостола Андрея Первозванного, трех вселенских святителей, царя Константина и других угодников Божиих. Прямо против мощей святого Александра Невского, в нише, по желанию императрицы Екатерины II, поставлен иссеченный из белого мрамора поясной барельефный бюст митрополита Гавриила в малом архиерейском облачении, для увековечения памяти о трудах его при сооружении соборного храма. В храме много дорогих икон и картин, писанных лучшими художниками — иностранными или отечественными с известных оригиналов: все они пожертвованы императрицей Екатериной II, ко дню освящения соборной церкви и после (в 1790 и 1794 годах). Из них особенно замечательны: в алтаре, на горнем месте, икона Благовещения Пресвятой Богородицы, работы известного художника Рафаэля Менгса (1779 год); над южными алтарными дверями — Спасителя благословляющего, фламандского художника Антуана Ван-Дика (1641 год); над северными — Богоматери с Предвечным Младенцем, кисти Куверчино; на правом и левом клиросах иконы венецианского художника Бассано; по сторонам боковых северных дверей — Снятие со креста, работы Рубенса (1640 год). Кроме соборного храма, в Лавре, обнесенной каменной оградой, есть еще 10 церквей.

В Благовещенской церкви, за левым клиросом, находится могила великого русского полководца А.В. Суворова с краткою надписью на белой мраморной плите: «Здесь лежит Суворов». Некоторые храмы и 3 лаврских кладбища наполнены могилами Царственных особ и великих русских людей. Тут покоится много славных духовных лиц, самоотверженных слуг отечества, незабвенных писателей, художников, благотворителей, из могил которых ясно слышатся великие заветы нам, потомкам их — любить родину и служить ей добросовестно по мере своих сил. В ризнице и библиотеке хранится множество драгоценных царственных приношений и достопримечательностей, между прочим: икона «Моление о чаше», золотая, литой оборонной (чеканной) работы, на ляпис-лазури, украшенная драгоценными камнями, присланная папою Пием VI в дар императрице Екатерине II; икона, изображающая победу Константина Великого над Максентием, весьма художественно вырезанная на самом чистом перламутре; великокняжеская корона святого Александра Невского; трость и маршальский жезл императора Петра I; трость янтарная императрицы Екатерины II; кровать императора Петра I, на которой он почивал во дни гонения в Лавре на Страстной седьмице; крест, найденный на Куликовом поле; серебряный наконечник к палке, относимый ко временам до Рождества Христова. Лавра считается по степени третьей и находится под управлением митрополита Санкт-Петербургского, который имеет здесь свое пребывание и носит звание священно-архимандрита Лавры. При Лавре — духовное училище, семинария и Духовная Академия.

Ежегодно 30 августа совершается в Лавру крестный ход из Исаакиевского собора. Александре-Невская Лавра, хранящая в себе великую народную святыню, дорога каждому русскому человеку. Она представляет собою священный памятник великому русскому мужу, который так славно подвизался для блага своей родины и ныне предстоит молитвенником пред Богом за весь русский народ. Этот священный памятник святому князю Александру царственными заботами создан и царственными щедротами благолепно украшен: каждый шаг в этой обители вызывает воспоминание о благоговейном усердии и любви наших Боговенчанных царей и цариц и благоверных князей ко святому их предку и покровителю. К Лавре приписана Александре-Невская киновия, на берегу реки Невы, на Выборгской стороне, в Шлиссельбургском участке.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Домовую церковь в честь преподобного Серафима Вырицкого обустроили на втором этаже Федоровского братского корпуса Лавры. На месторасположение кельи указало сразу несколько человек, бывавших на исповеди у преподобного еще во времена его пребывания в обители: Серафим Вырицкий был духовником Лаврской братии. Это две сдвоенные комнаты, размеры которых позволили устроить в них полноценный небольшой храм, в котором можно будет совершать службы даже архиерейским чином. В храме установили резные Царские ворота, еще предстоят работы по обустройству интерьера. Церковь планируется освятить после окончания создания иконостаса. 28 декабря 2007г. в церкви была отслужена Божественная литургия.

По материалам СМИ



Когда Петербург ещё только строился, в нём появился монастырь, призванный стать духовным оплотом столицы, - монастырь во имя Святой Троицы и св. Александра Невского. С тех пор много воды утекло в Неве. Немало повидали город святого Петра и монастырь святого Александра.

Хотя "официальная" история Александро-Невской Лавры ведётся с 1713 года, когда в обители была освящена первая - тогда ещё деревянная - Благовещенская церковь, по факту северная Лавра старше на три года. В 1710 году Пётр I осмотрел место близ впадения Чёрной речки (после появления восточной части Обводного канала, разделявшего реку на две части, эту её часть назвали Монастырской) в Неву и предназначил его для строительства образцового столичного монастыря в память о победе святого благоверного князя Александра Невского над шведами в 1240 году. В 1712 году Пётр назначил настоятелем Невской обители, пока ещё существовавшей лишь в проекте, бывшего хутынского архимандрита Феодосия (Яновского) - "дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь". Архимандрит Феодосий к тому времени подвизался в северной столице уже несколько лет, исполняя обязанности "духовного судьи". Царь ценил его талант администратора и был спокоен за судьбу своего детища.

Средства на строительство выделялись немалые: в том же 1712 году к обители был приписан крепкий в хозяйственном отношении Валдайский Иверский монастырь. Доходы со всех его вотчин теперь отправлялись в Петербург. Что касается земельных владений, изначально приписанных к Александро-Невскому монастырю, то они составляли пять тысяч квадратных саженей на обоих берегах Невы. Пётр I мыслил новый монастырь не только как духовный оплот Санкт-Петербурга (хотя создание такового оплота также предсталялось ему немаловажным - недаром он перенёс в монастырь из Владимира мощи святого князя Александра Невского). Ему ещё не давали покоя мечты об идеальной - в его понимании - обители. Монашество, мнилось самодержцу, должно стать своего рода орденом, несущим благотворительно-образовательное послушания и приносящим "действительную общественную пользу". Монастыри, считал Пётр, должны обслуживать богадельни, дома для престарелых солдат, больницы, школы и прочие подобные заведения. Ничего плохого в этом, конечно, нет. Монастыри всегда занимались и делами благотворительности, и духовным просвещением. Но и благотворительность, и просвещение были лишь сопутствующими функциями обители. Главным оставалось монашеское делание, молитва. Вот Невский монастырь и признан был стать образчиком монастырей нового типа для всей России. Помимо прочего, предполагалось, что именно отсюда станут выходить церковные иерархи - образованные, мыслящие в государственном ключе. С этой идеей государя был вполне согласен архимандрит Феодосий. Более того, именно он в 1713 году испрашивал у Петра "благоволения, дабы, кроме здешнего монастыря, монахов в архиереи и в знатные архимандриты не производить". Царь указом подтвердил такое положение вещей. Любопытно, что на другой год после этого царского указа насельником Невского монастыря был всего один иеромонах. Братство подбиралось вдумчиво и серьёзно. Из разных русских монастырей выписывались в столицу самые грамотные, самые богословски просвещённые и широко мыслящие монахи. При таком подходе наполнение обители не могло быть скорым. В 1714 году в ней состояли 4 иеромонаха и 2 иеродиакона. Немногочисленность братии не мешала, впрочем, исполнению замысла царя о Невском монастыре как рассаднике архиереев. Уже в 1716 году здешний иеромонах Иоаким был хиротонисан во епископа Астраханского, а иеромонах Павел - во епископа Вологодского. Так складывалась новая традиция. В последующие десятилетия значительная часть епископата Русской Православной Церкви вышла именно из стен Александро-Невского монастыря.

Одновременно с созиданием традиций созидались и стены столичной обители. Каменное строительство в монастыре началось в 1717 году по "Генеральному плану", составленному Доменико Трезини. В 1722 году освятили Благовещенскую церковь - первый каменный храм. К 1727 году в обители было четыре храма, колокольня с пятью колоколами, пять каменных корпусов, деревянные кельи и сад. Правда, затягивалось строительство Троицкого собора - доминанты всего архитектурного комплекса, - но всё же монастырь постепенно приобретал обжитой вид. В 1797 году Александро-Невский монастырь, согласно именному указу Павла I, получил статус Лавры "со штатом наравне с Киево-Печёрскою и Троицкою Сергиевскою". К этому времени в обители уже сложились собственные традиции - особенно в том, что касается богослужений, которые отличались большой торжественностью. Ещё во времена Петра I здесь появилась своя певческая школа и было введено нотное пение. К концу ХVIII века митрополичий хор, певший за богослужениями в Свято-Троицком соборе, ни на йоту не уступал придворным певчим. Свой расцвет лаврская певческая школа переживала в начале ХIХ века, когда регентом здесь служил протоирей Пётр Турчанинов, виднейший духовный композитор своего времени. Он переложил на ноты многие древние песнопения.

В начале ХХ века капитал Александро-Невской Лавры насчитывал до трёх миллионов рублей, а земельные владения превышали тринадцать тысяч десятин (и это при том, что в Петербурге лаврские земли постоянно отчуждались от неё: либо сама Лавра отдавала их для возведения богоугодных и учебных заведений, либо их забирали для общественных нужд - под строительство Обводного канала или Николаевской железной дороги). Основной доход Лавра получала от строительства домов на принадлежавших ей участках в Петербурге. Доход этот тратился в основном на благотворительность: монахи содержали дом призрения, Исидоровское женское епархиальное училище, богадельню для отставных военных. С началом Первой мировой войны на лаврские средства был оборудован и отправлен на фронт передвижной лазарет, а в самом Петербурге монастырь открыл ещё и госпиталь.

Размеренная жизнь для Лавры кончилась после Октябрьской революции. Уже 13 января 1918 года Александра Коллонтай приказала произвести реквизицию имущества "отделенной от государства" Лавры. На первый раз монастырское имущество удалось отстоять, но события развивались неумолимо. В том же 1918 году все жилые здания Лавры перешли в ведение Петросовета, а на территории монастырского каре, прямо перед Свято-Троицким собором, устроили так называемую "Коммунистическую площадку" - некрополь для большевиков. В мае 1922 года, несмотря на протесты верующих, была вскрыта рака с мощами святого благоверного князя Александра Невского. В 1923 году у Лавры отобрали практически все здания, кроме храмов, к тому же она оказалась терзаема расколом: ещё в сентябре 1922 года её захватили обновленцы. На другой год Патриаршей Церкви всё же удалось вернуть себе часть храмов, но вскоре в стены Лавры проник новый раскол - иосифлянский, названный так по имени митрополита Иосифа (Петровых). Митрополита Иосифа перевели на Ленинградскую кафедру с Ростовской в 1926 году, но после единственной пастырской поездки в свой кафедральный город он вынужден был вернуться в Ростов, где оставался довольно долго, руководя епархией через своих викариев. Ненормальность подобного положения побудила Священный Синод во главе с митрополитом Сергием (Страгородским) перевести владыку на Одесскую кафедру. Не сумев руководствоваться в этом случае заботой о благе и без того истерзанной Церкви, митрополит Иосиф воспринял это как оскорбление. К тому же он вообще относился к митрополиту Сергию с недоверием, не одобрял его действия, а некоторые из них считал неканоничными. К 1928 году ситуация вылилась в раскол. Сам митрополит Иосиф, расстрелянный в 1937 году под Чимкентом, так и примирился с Церковью, а в Лавре раскол "уврачевала" железная рука новой власти: в начале 1936 года здесь был закрыт последний действующий храм - Свято-Духовский. Около десяти лет стояли мёртвыми лаврские храмы. Лишь в 1946 году Церкви вернули Свято-Духовский храм Лавры - для размещения Ленинградского епархиального управления.

В 1956 году, уважив, наконец, многочисленные ходатайства ленинградского архиерея (сначала Григория (Чукова), затем - Елеферия (Воронцова)), Церкви передали Свято-Троицкий собор - в качестве приходского храма. На несколько лет сложилась ситуация, беспрецендентная для советской реальности: рядом стояли два действующих храма. Но в 1961 году власти исправили свою оплошность, вновь отобрав Свято-Духовскую церковь. Процесс передачи Александро-Невской Лавры Церкви и возобновления в ней иноческой жизни был долгим и непростым. В 1985 году возвратили Никольскую кладбищенскую церковь. В 1989 году трудами митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) в Троицкий собор из музея атеизма вернулись мощи святого благоверного князя Александра Невского. В 1995 году Лавре передали часть Свято-Духовского корпуса, куда заселились первые, пока ещё очень немногочисленные, насельники возрождающейся обители. Первым исполняющим обязанности наместника был назначен епархиальный духовник архимандрит Кирилл (Пачис). В октябре 1996 года наместником Лавры стал архиманрдрит (ныне епископ Выборгский) Назарий (Лавриненко). Первое монастырское богослужение в Троицком соборе прошло 14 сентября 1995 года, а спустя два с небольшим года приходское собрание собора было упразднено, и он получил статус монастырского.

5 апреля 1996 года состоялось "символическая" передача лаврского архитектурного комплекса Церкви (на тот момент большинство зданий Лавры принадлежало ЦНИИ "Прометей"). Но фактически возвращение зданий затянулось. К началу 2000 года только четверть означенных в акте о передаче строений находилась в пользовании Лавры. Акт об окончательном возвращении зданий был подписан 18 апреля 2000 года. К этому времени в Лавре проживало более двадцати насельников. За те почти уже двадцать лет, что минули с начала возрождения Лавры, обитель прошла долгий и тяжёлый путь. В эти годы вновь формировался процесс жизнедеятельности Лавры как действующего по всей строгости устава монастыря. В наши дни Александро-Невская Лавра является, как когда-то, духовным оплотом северной столицы. Богослужения совершаются здесь строго по уставу, монастырская жизнь идёт свои чередом...



Александро-Невская лавра вместе с северной российской столицей перенесла страшную ленинградскую блокаду. Её стены и здания могут немало рассказать о тех страшных 900 днях и ночах. Так, некоторые фонды ленинградской Публички хранились тогда именно в Александро-Невской Лавре. Все они были упакованы, сняты со стеллажей и сохранены. Часть скульптурных деталей с памятников Некрополя мастеров искусств, входившего с момента своего создания в Музей городской скульптуры, музейные работники перенесли в Благовещенскую церковь и спрятали под полом усыпальницы. В результате потери некрополя оказались незначительны - в частности, прямым попаданием авиабомбы был уничтожен памятник на могиле актрисы В. Асенковой. В блокадные времена по заказу музея известные художники выполнили рисунки и акварели самых выдающихся памятников Лазаревского кладбища и Благовещенской усыпальницы. Эти работы не только иллюстрируют работы по спасению памятников, но и показывают разрушения, причинённые монастырю варварскими бомбардировками.

В Лавре с конца 1941 года размещался приёмно-распределительный госпиталь №1. Вообще, в те годы посещение упразднённой обители становились высоким уроком патриотического воспитания. Могилу А. В. Суворова, находившуюся в Благовещенской церкви, тогда привели в образцовый порядок. Осенью 1942 года притвор Троицкого собора, где ранее находилась рака с мощами св. Александра Невского, получил декоративное оформление, а в самом храме чуть позже была устроена выставка, посвящённая святому благоверному князю.

Из журнала "Православные монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск №36, 2009 г.

Года "осматривал место, где быть строениям". Тогда и указано было "непременно на том месте быть Монастырю". Определено было именовать монастырь "Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского " и быть - по правую сторону Черной речки каменному монастырскому строению, а по левую - деревянному партикулярному. "Назначенный в тот Монастырь" архимандрит Феодосий водрузил на избранном месте 2 креста: один на правой стороне Черной речки, а другой на левой. На кресте, водруженном на правой стороне, сделана была надпись: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, повелением Царскаго Пресветлаго Величества на сем месте имеет создатися Монастырь". А на левой стороне Черной речки водружен был крест с надписью: "Что сей крест образует, обонполный то сказует".

Место, выбранное для Александро-Невского монастыря, имело историческое значение.

Предания связывали с ним историческое сражение 15 июля года, когда новгородцы разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. Однако знаменитая битва произошла не в устье Черной речки, а в устье реки Ижоры, сорока верстами выше по Неве, где еще в XVI веке была срублена деревянная церковь в память победы над шведами. Тем не менее легенда существовала, и, может быть, основанием для нее послужила другая битва - 18 мая года, когда новгородцы, которых вел сын Александра - князь Андрей, вновь разгромили шведов и разрушили построенную ими в году крепость Ландскрону, стоявшую близ тех мест, где сейчас находится Александро-Невская Лавра.

Благодатным знамением к грядущим изменениям в судьбе Лавры послужило возвращение 3 июня года мощей святого благоверного князя Александра Невского . Это произошло, когда Ленинградскую кафедру занимал митрополит Алексий (Ридигер) , впоследствии патриарх Московский и всея Руси. Митрополитом Алексием было совершено перенесение из Казанского собора честных мощей Александра Невского. Звоном Лаврских колоколов и крестным ходом сонма духовенства и мирян они были торжественно преренесены на место своего честного положения, благоговейного поклонения и почитания, куда и были они первоначально принесены Петром Великим из Владимира 30 августа года.

Возрождение Лавры как монастыря началось летом года при правящем митрополите Иоанне (Снычеве) . Первым наместником монастыря стал старейший клирик Санкт-Петербургской епархии архимандрит Кирилл (Начис) - епархиальный духовник. К этому времени монашествующим был частично предан "Духовской" корпус, где и поселилась немногочисленная монашеская братия, состоявшая в основном из постриженников Санкт-Петербургских Духовных школ. Первое монашеское богослужение состоялось 14 сентября года. Службу возглавил наместник Лавры архимандрит Кирилл. За неимением достаточного числа братии пел хор из учащихся Духовной Семинарии. Службы совершались каждый день в Никольском храме, расположенном на Никольском кладбище, кроме воскресных и праздничных дней, когда братия сослужила белому духовенству в Свято-Троицком Соборе.

3 ноября года приходское собрание Свято-Троицкого Собора было упразднено, и управление передано Духовному собору Лавры. Был также принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Лавра начала жить полноценной монашеской жизнью. Постепенно развернулись и обширные восстановительные работы.

Статистика

Настоятели и наместники

  • Феодосий (Яновский) (1712 - 1721)

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра – мужской православный монастырь в Санкт-Петербурге (с 1797 года – лавра).

Первое упоминание о монастыре в документах относится к июлю 1710 года, когда Петр I, осмотрев место близ Черной речки (нынешняя речка Монастырка), распорядился строить здесь Александро-Невский монастырь на предполагаемом месте победы в 1240 года войск св. князя Александра Ярославича Невского над шведами в Невской битве.

Официальная дата основания лавры – день освящения первой деревянной Благовещенской церкви – 25 марта 1713 года.

В 1720 году была открыта школа для детей священнослужителей, в 1726-м преобразованная в Славяно-Греко-Латинскую семинарию, а в 1797-м, при Павле I, получившая статус Духовной Академии.

29 мая 1723 года Петр I, посетив вновь устроенный монастырь, повелел перенести мощи князя Александра из Владимира в новую столицу. Останки князя прибыли в Петербург 30 августа 1724 года, в честь чего в календаре Русской Церкви появился праздник Пренесения мощей благоверного князя Александра. В 1797 году указом Павла I монастырь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24монаха, 20 больничных. В 1909 году образован музей - Древлехранилище лавры.


Троицкий собор

(фото с сайта http://days.pravoslavie.ru)

Соборным храмом Александро-Невской лавры является Собор Троицы Живоначальной или Троицкий, изображенный на фарфоровом колокольчике (подраздел «Храмы, соборы») . Место Троицкого собора было определено первоначальным проектом Д.Трезини. Проект однокупольного храма был создан Т.Швертфегером. В 1719 году начались подготовительные работы к строительству, а 17(28) июня 1722 года состоялась закладка собора. К 1731 году храм был вчерне готов. При осадке здания в сводах образовались трещины, работы пришлось остановить. Поэтому в 1744 году постройку было велено «разобрать до подошвы», что и было сделано в 1753–1755 годах «под смотрением» Ивана Росси. В 1763году было решено разработать проекты нового собора. В конкурсе участвовали многие известные архитекторы того времени, как Ж.-Б.Валлен-Деламот, А.Ф.Кокоринов и др., но ни один из проектов не получил «апробации» Екатерины II. 15(26) ноября 1774 года, составление проекта было поручено архитектору И.Е.Старову. Проект был утвержден в феврале 1776года. Торжественная закладка храма была произведена 30 августа (10 сентября) 1778года митрополитом Гавриилом (Петровым) в присутствии Екатерины II. В 1782 году на одной из двух двухъярусных башен-колоколен установлены куранты; на другой башне был повешен 13-тонный колокол, отлитый в 1658году для Иверского монастыря. Вчерне собор был завершен в 1786 году. 30 августа (10сентября) 1790 года, в день святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) в присутствии императрицы освятил собор.

С самого освящения собор был капитульным (орденским) храмом ордена святого Александра Невского. В 1797году над входом в храм было укреплено рельефное изображение ордена. В 1847 году в соборе поставили калориферное отопление, и в нем стали служить зимой.

Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями решен в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Над южным и северным входами помещены барельефные панно, изображающие события из Ветхого и Нового заветов, исполненные скульптором Ф.И.Шубиным.

Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Иконостас в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине, выполнен А.Пинкетти из белого итальянского мрамора. Бронзовые детали сделал П.П.Ажи, а образа в царских вратах написали И.А.Акимов и Я.Меттенлейтер. В алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами – картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, на восточной стене – «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа в 1794 году по указанию Екатерины II. Над царским местом висел портрет Екатерины II кисти Д. Г. Левицкого, напротив – портрет Петра I. В 1862 году в собор из Таврического дворца поступила малахитовая сень для плащаницы, изготовленная в Париже в 1827–1828 годах в мастерской П.-Ф.Томира.

В 1918 году монастырь был формально упразднен, но явочным порядком продолжал действовать до 17 февраля 1932 года, когда в ночь на 18 февраля в Ленинграде были арестованы все монашествующие.

12 мая 1922 года, в рамках кампании по «изъятию церковных ценностей в пользу голодающих», была вскрыта рака с мощами Александра Невского; серебряная рака была изъята и помещена в Государственный Эрмитаж. 15ноября 1922 года мощи были переданы в фонды Государственного музея истории религии и атеизма. Они вернулись в Троицкий собор Лавры лишь 3 июня 1989 года.

В 1922 году Лавра подчинилась обновленческому Высшему Церковному Управлению; но в октябре 1923 года, по прибытии в Петроград новопоставленного Патриархом Тихоном викарного епископа Мануила (Лемешевского) 29сентября 1923 года, примкнула к «Тихоновской» Церкви.

Временный Патриарший Синод 10 октября 1933 года рассматривал «предложение Преосвященного Заместителя о необходимости ввиду того, что в настоящее время Александро-Невская Лавра существует уже не как монастырь, а как приход, и вследствие этого митрополиту Ленинградскому не присвоено наименование Священноархимандрита Лавры, – изменить положение Лавры и в других частях, освободив Преосвященного викария епископа Лужского Амвросия от звания наместника Лавры и поручить Преосвященному митрополиту Ленинградскому назначить настоятеля Александро-Невского прихода на общем основании» и постановил: «Преосвященного викария Ленинградской епархии епископа Лужского Амвросия [(Либина)] освободить от звания наместника Александро-Невской Лавры и предложить Преосвященному митрополиту Ленинградскому назначить настоятеля Александро-Невского прихода на общем основании».

Троицкий собор был закрыт в 1934 году; в январе 1936 года была закрыта последняя остававшаяся действующей Духосошественская церковь.


Гравюра 1812года

( с сайта www.1812panorama.ru)

В 1957 году возобновлены богослужения в Троицком соборе, ставшем кафедральным.

В 1996 году начался процесс возрождения монашеской общины. С 1996 наместник Лавры – архимандрит Назарий (Лавриненко).

3 ноября 1997 года Приходское собрание Троицкого cобора было упразднено и управление передано Духовному собору Лавры; был принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Окончательная передача всех зданий Лавры епархии состоялась 18апреля 2000 года.

С начала 2000-х годов Лавра активно сотрудничает с компанией «Петрохолод Пищевые Технологии», продукция которой, по мнению авторов торговой марки «Русь православная», ориентирована «на православную часть потребителей»: с 2006 года десятая часть прибыли идет на нужды монастыря. За счет «десятины» к 20 июня 2007 года завершена реставрация купола Троицкого собора и золочение 14-метрового креста

Сейчас, несмотря на некоторые более поздние добавления, в архитектурном облике Лавры продолжает доминировать барокко XVIII века. Троицкий собор (1776–1790), строительством которого с 1719 года занимались сначала Т. Швертфегер (его сооружение было разобрано в 1753–1755 годах), а затем И.Е. Старов, - образец раннего классицизма. Освящен 30 августа 1790 года; тогда же перенесены в него мощи св. кн. Александра Невского из Благовещенской церкви обители (1717–1724). К тому же времени относится и церковь св. блгв. кн.Феодора Ярославича (1770; перестроена в 1840 году). В XIX веке в Лавре были возведены Духовская церковь и корпус (1822), а также Никольская церковь (1871).

Все кладбища Александро-Невской лавры (Лазаревское – некрополь XVIII века; Тихвинское – некрополь мастеров искусств; Никольское) входят в состав Государственного музея городской скульптуры (основан в 1932году). В Александро-Невской лавре похоронены: М.И. Авилов; Н.Е. Аксененко; Александр Невский; Е.В. Богданович; А.П. Бородин; М.И. Глинка; И.И. Греков; И.К. Григорович; И.Г. Зубков; Ф.М. Достоевский; Р.И. Кондратенко; В.Н. Кубарев; И.В, Ламб; М.В. Ломоносов; Мусса-Бек Хаджи-Касумов; Никодим (Ротов); П.М. Обухов; М.Ф. Полторацкий; Н.А. Римский-Корсаков; К.И. Росси; А.А. Собчак; Г.В. Старовойтова; А.С. Суворин; А.В. Суворов; Л. Эйлер.

На (подраздел «Храмы, соборы»), посвященном Свято-Троицкой Александро-Невской лавре изображена ее панорама с гравюры 1812 года.

Фотографии из Александро-Невской Лавры можно посмотреть .

По материалам Википедии

Александро Невская лавра. Александро Невская лавра: 1 — надвратная церковь; 2 — Некрополь XVIII в.; 3 — Некрополь мастеров искусств; 4 — Благовещенская церковь; 5 — Духовской корпус; 6 — Троицкий собор; 7 —… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

В Ленинграде, памятник архитектуры; бывший монастырь. Основан Петром I в 1710 в память Александра Невского; в 1797 преобразован в лавру (крупный мужской православный монастырь). В архитектурный ансамбль лавры входят Благовещенская церковь … Художественная энциклопедия

Современная энциклопедия

Александро-Невская лавра - АЛЕКСАНДРО НЕВСКАЯ ЛАВРА, мужской монастырь в Санкт Петербурге (с 1797 лавра). Основан в 1710 в память победы князя Александра Ярославича над шведами в Невской битве 1240. Действовали Словенская школа для детей разночинцев (с 1721), Славяно греко … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (площадь Александра Невского, 1; набережная р. Монастырки, 1), бывший мужской монастырь, историко художественный памятник. Находится в конце Невского проспекта, между площадью Александра Невского и Обводным каналом, при впадении р.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

АЛЕКСАНДРО НЕВСКАЯ ЛАВРА, Свято Троицкая, мужской православный монастырь в Санкт Петербурге (с 1797 лавра). Основана в 1710 в память победы Александра Невского над шведами в Невской битве 1240. По своему значению монастырь был поставлен выше… … Русская история

Сущ., кол во синонимов: 1 лавра (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Александро-Невская Лавра - (Свято Троицкая Александро Невская Лавра) ныне действующий общежительный мужской монастырь Санкт Петербургской епархии. По традиции священноархимандритом обители является митрополит Санкт Петербургский и Ладожский, фактически же Лавра… … Православие. Словарь-справочник

Свято Троицкая, мужской православный монастырь (лавра с 1797) в Санкт Петербурге. Основан в 1710 в память победы Александра Невского над шведами в 1240. Комплекс сооружений: Благовещенская церковь (1717 1722), Троицкий собор (1778 1790) и др.… … Энциклопедический словарь

До 1917 монастырь в Петербурге, ныне гос. заповедник, в к ром находится Ленингр. музей городской скульптуры. Осн. в 1710 в память Александра Невского. В 1797 переименован в лавру. Архит. ансамбль А. Н. л., созданный на основе замысла арх. Д.… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Александро-Невская лавра 1713-1913. , Рункевич С.Г. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Александро-Невская лавра 1713-1913. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1913…
  • Александро-Невская лавра 1713-1913 , С.Г. Рункевич. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Историческое исследование доктора церковной истории Степана Григорьевича Рункевича, охватывает…
Похожие публикации