Легко ли верить в Бога? Павел Эрлих. Стоит ли современному человеку верить в Бога

«Как вы, человек столь близкий к христианской традиции и знающий евангельские каноны, можете утверждать, что не верите в Бога?» Когда мне задают этот вопрос, в ответ я могу назвать сотню причин, но трех, кажется, вполне достаточно.

Первая причина - самая банальная, но и самая значительная - это необъятность зла и горя в этом мире. В нем слишком много ужаса, страдания и жестокости. И все это вина человека? Без сомнения, но дело не только в нас.

Сама природа безжалостна. Безжалостен мир, в котором мы живем. Возможно ли представить, чтобы Бог захотел устроить все эти землетрясения, страшные болезни, страдания детей, немощь стариков? Значит, либо Бог несправедлив, либо он не всемогущ. А если Ему не хватает могущества или сострадания, значит, он глубоко несовершенен - какой же это Бог!

Моя вторая причина не верить в Бога - это сама натура человеческая, скорее смешная и жалкая, чем злая. Я слишком хорошо себя знаю и испытываю к себе слишком мало уважения, чтобы возомнить себя божьей тварью.

Стал бы Он так утруждать себя ради столь посредственного создания? Могла ли великая сила породить такую убогость? Я пытаюсь быть достойным и приличным человеком и, без сомнения, не считаю себя много хуже остальных людей. Но просто быть приличным человеком - как это ничтожно, как это жалко!

Просто быть приличным человеком... Разве можно представить, что Бог, создавая нас, хотел именно этого?

Третья причина такова, что, когда я говорю о ней, она звучит абсурдно. Моей вере в Бога больше всего мешает то обстоятельство, что мне очень хотелось бы действительно верить в его существование.

Еще бы, ведь у веры так много преимуществ. Как было бы чудесно, если бы Господь раздавал людям по справедливости, поощряя добродетель, карая зло и помогая в слабости! Как было бы чудесно, если бы все мы чувствовали себя любимыми! Если бы любовь была столь же сильна, как смерть, а то и сильнее - не в этом ли главная благая весть?

Любая религия строится на наших самых заветных желаниях - желании жить вечно или, точнее, не исчезнуть в никуда после смерти и желании быть любимыми. И именно поэтому вера вызывает подозрения.

Выводы напрашиваются сами собой: вера, построенная на наших самых заветных желаниях, без сомнения, создана только для того, чтобы успокоить, утешить и обнадежить нас - пусть даже одним лишь обещанием исполнения этих желаний.

Такова суть иллюзии, которую Фрейд определяет как «вера, порожденная человеческими желаниями». Питать иллюзии - значит принимать желаемое за действительное. Невозможно желать чего-либо больше, чем мы желаем существования Бога. И ничто так не подпитывает наши иллюзии, как вера в Него. И то, как сильно я - как и другие люди - хочу верить в существование Бога, - уже причина, достаточная для того, чтобы не верить в Него. Бог слишком прекрасен, чтобы существовать на самом деле.

Жил был я – заключенный в мире атеизма. Сколько живу в этом мире, столько вокруг внушали, что нет никакого Бога. Я отучился в лучшем вузе, нашел хорошую работу, сделал солидную карьеру, женился – в общем, как и все остальные, радуюсь жизни. Жизни материальной. Ведь этого я достиг со своим атеизмом.

Как-то возвращаясь с работы, случайно увидел на знакомой скамейке двух незнакомых мне людей, которые страстно беседовали о вере в Бога. Мне стало интересно, и я попросился на несколько минут послушать их разговор. Один из них утверждал, что он – верующий человек и всячески пытался доказать свою правоту в то время, как его собеседник с порицанием относился ко всему тому, что говорилось о вере в Бога. В общем, это был мой единомышленник. Прежде как-то не приходилось спорить о вере, так как все время мысли были заняты работой и домом, а этот диалог стал для меня интересен прежде всего потому, что хотел самоутвердиться в своих жизненных взглядах.

Я решил подключиться к диалогу. Мой первый вопрос был таким: «Зачем человеку нужна вера в Бога? Вера – это грезы, которыми человек пытается заполнить пустоту?». Наш оппонент не растерялся, достойно парировав мое утверждение. Он ответил: «Вера – это чувство, которое вложено в сознание человека. Как бы он ни противился ей, он все равно во что-то верит». Меня немного удивил такой ответ, и я согласно своим взглядам сказал: «Я современный человек! Зачем мне нужна вера? У меня все есть, я доволен жизнью. Зачем я должен тратить время на то, что не приносит мне пользы?».

Я уж подумал, что введу своего собеседника в ступор, но он и не собирался отступать. Его ответ меня поразил до глубины души. Он сказал: «Неужели вы, будучи современным человеком, отрицаете любые признаки веры? Этого быть не может! Вы же, к примеру, верите в законы физики, химии или биологии. Есть множество явлений и вещей, которых вы не видите, но верите в их существование. Воздух, ветер, звуковые волны, электрический ток – все это вы признаете и верите в их существование. Именно верите! Вы также верите в существование добра и зла, справедливости и несправедливости. Вы отрицаете веру потому, что не желаете совершенствовать свои уникальные чувства, которые есть в вашем сознании. Отрицая веру в Бога, добро и справедливость становятся для вас формальностью, которую вы хотите передать своим детям, но вот вера позволяет всей душой прочувствовать то, насколько дороги все эти качества».

Его слова заставили меня вздрогнуть. Был момент, когда хотелось придушить его за упорство, но внутри себя стал осознавать, что упираюсь я, а не он. И как-то спонтанно у меня вырвалось: «Мне не нужна жизнь после смерти ни в раю, ни в аду – я просто живу и никого не трогаю». Опять же у меня была какая-то мнимая уверенность, что я возьму верх над ним. «Зачем нужна вера?» крутилось у меня в голове. Ведь я всегда шел по жизни, радуясь своим успехам, а тут какой-то незнакомый человек заставляет усомниться в моих утвердившихся взглядах. Аж зло берет, что не могу достойно опровергнуть его ответ.

На мое утверждение у верующего человека также нашелся неожиданный для меня ответ: «Вы отрицаете рай и ад (Он улыбнулся)? Рай и ад вы видите и чувствуете каждый день. Вы ведь желаете комфортно отдохнуть – это рай, вас кто-то угнетает или оскорбляет – это ад, никто этого не желает в отношении себя. Вера человека позволяет видеть рай и ад везде, считая это большим жизненным испытанием. То, что вы живете и никого не трогаете, не означает, что вы не проходите испытания. Вся мирская жизнь человека – это испытание: сегодня он может испытывать душевные терзания, завтра будет пребывать в благодати, при этом благодаря своего Создателя за оказанную милость. Смерть – всего лишь переход из этого мира в мир вечный, где будут возданы наилучшие блага, которые приемлет душа человека».

Об испытаниях как-то не приходилось задумываться, хотя все, что происходило в моей жизни, соотносил к судьбе. Но все же я решил не отступать. Мои родители меня научили самому решать свои проблемы без помощи Бога. Чем я хуже верующего человека? Мой единомышленник сидел молча: видимо не хотел мешать нашей беседе, так как отчаялся переубедить верующего человека. Собрав все свои мысли, я задал моему собеседнику, пожалуй, главный вопрос: «Зачем человеку вера? Зачем верить в Бога?».

Перед тем, как ответить, мой собеседник провел рукой по лицу. Затем устремил взгляд куда-то в сторону. Что примечательно, я не заметил какой-либо усталости за все время нашей беседы, даже, можно сказать, получал удовольствие. Но моя голова кипела в мыслях, в поисках достойных аргументов для опровержения. Ответ на последний вопрос меня поразил. Он сказал: «Вы знаете, если бы у человека не было веры в Бога, то он постоянно воевал бы с подобными себе. Я знаю, что мои аргументы заставляют вас вскипать, и это вскипание есть кратковременное пробуждение вашей веры, которую вложил в вас Бог. Если бы не было веры, то человек не проявлял бы таких эмоций и относился ко всему с безразличием. Но ваши вопросы и заинтересованность в этом вопросе и, как результат, проявление эмоций в поисках опровержения есть то самое духовное пробуждение, которое присуще каждому человеку, как бы он ни относился к такому понятию, как вера. Если человек не ищет истину и смысл жизни, то он видит себя потерянным. Но может и не ощущать этого, так как считает эту потерянность правильной, проявляя склонность к материальному достатку».

Неужто я потерянный человек? Эмоции переполняли меня из-за того, что не мог думать так, чтобы логично опровергнуть все сказанное им. Мне хотелось убежать отсюда, но куда? Даже после этого разговора его слова не покидали меня. Возможно, что я никогда больше не встречу его, но он дал мне возможность переосмыслить некоторые мои принципы. Придется поразмышлять, раз уж БОГ дал мне как человеку такую способность.

Я верю в Бога, но не верю в религии

Толковый словарь В.И.Даля

ВЕРА
уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; | верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; | совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство. | Уверенность, твердая надежда, упование, ожидание; | стар. клятва, присяга. Слепая вера противна рассудку.

РЕЛИГИЯ
вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убежденья. Религиозный обряд, обряд веры. Религиозный человек, верующий, твердый в вере.

Довольно часто я задаю себе вопрос а что имеет ввиду человек, когда говорит о том, что он верит или не верит в Бога? Как оказалось это интересный вопрос, ибо ответы могут шокировать. Может оказаться…

1. Что есть религия?
Ре-лигаре (лат) . Ре — возвратная частица, например «ре»-инкарнация. Лигаре — связь. Т. о. религия — это восстановление связи с Богом.

2. Можно ли верить в Бога, не поддаваясь религиозным канонам?
Можно конечно. Каноны, а точнее догматы, лишь устанавливают границы, переходя которые человек начинает верить не в Бога а в ерунду всякую, становится суевером.

3. По моему мнению …религии являются человеческим изобретением.
Это так и есть в отношении т. н. естественных религий. Во все века были тонко чувствующие, талантливые и обладающие даром руководителя люди, которые из своего понимания Бога, из своего понимания Его замысла о мире и человеке создавали религии. И в этом Вы правы.
Однако есть еще один класс религий: богооткровенные. Они основаны на том, что Бог сообщил Сам о Себе человекам. В этом классе всего две религии: ветхозаветный (строго не современный) иудаизм и христианство.

4. Нормально ли быть приверженцем нескольких…

Стоит ли современному человеку верить в Бога?

Однажды один философ сказал: «Бог давно умер, просто люди об этом не знают».
Религия всегда шла рядом с человеком. Какие бы древние цивилизации не находили археологи - всегда есть доказательства того, что люди верили в божеств. Почему? Почему люди не могут жить без Бога?

Что же такое «Бог»?

Бог – сверхъестественное высшее существо, мифологическая сущность, выступающая объектом почитания. Конечно, сотни лет назад все необъяснимое казалось фантастическим и вызывало благоговение. Но зачем поклонятся мифическому существу человеку нынешнему?

Современная наука с каждым днем делает гигантский шаг вперед, объясняя то, что раньше считалось чудесами. Мы истолковали возникновение Вселенной, Земли, воды, воздуха - жизни. И возникли они не за семь дней. Когда-то люди объясняли все катастрофы гневом Божьим. Теперь мы понимаем, что землетрясение - это следствие движения земной коры, а ураган - потоков воздуха. Сегодня ученые находят…

Ангел, объясни, какой смысл вложен в слово религия?

Пытаюсь донести, что религия и вера — не одно и тоже.

Иисус Христос явил в мир веру, принес её людям. А далекие от истинной веры люди, из этой веры убрали содержание и оставили лишь пустую форму, оболочку — религию.

Вера ведет к правильным взаимоотношениям с Богом, познанию Его в Духе Святом, религия же, по большей части, несет формализм и обрядность (обрядоверие).

Религия- это духовное рабство, а вера несет и дает свободу духа.

Вера несет мир в сердце и любовь к людям. Религия же порождает религиозный фанатизм и ненависть к другим, не таким как ты.

Часто бывает и так, что в одном и том же человеке пребывают и искренняя вера в Бога и религиозность. Но нужно понять, что это не одно и тоже. Более того — пустую, мертвую оболочку религиозности нужно сбросить, ради свободы веры внутри нас.

Богу не нужна наша религиозность. Богу нужна наша вера. Мы спасаемся именно верою, а…

Отрывок из фильма «Василий Буслаев», диалог Василия с иноземцами.

klimoff_den:Несколько слов о религии (ярым фанатикам — лучше не читать)

Я знаю, что Бог есть. Но – я не верю в Бога. Я верю Богу. Верить можно только в Чебурашку. Мне очень не нравится, что все без исключения религии — продают людям свое ложное представление о Боге. Кроме того, твердо убежден в том, что путь к пониманию Бога через религию — исключен. Как и понимание всего остального. Даже атеист находится ближе к свету, чем тот, кто регулярно ходит в церковь

При этом глупо осуждать и тех и тех. Да и вообще осуждать – глупо

Когда нам что-то не нравится, это не объективный вывод, — это несовпадение событий или предметов с вашим представлением о том, какими они должны быть

Мне видится, что религии и были созданы с тем, чтобы не дать людям выйти на истинное понимание Творца. Институт церкви – средство обмана пастырями своих овец. Нужно ли России…

Вера в Существование бога не достаточна само по себе. Человек всегда определяет себя по отношению к объектам реальности. Выразить своё положение к божеству и свою позицию по отношению к действиям божества помогает религия. Признав существование бога, следующим шагом является попытка узнать характеристики бога(насколько он опасен,можно ли наладить с ним отношения, что он может дать и т. д.) Так как человек сам не может определить характер бога, то человек получает знание о боге от самого бога из его откровения.

Разные религии по разному представляют бога и отношение к нему и првила поведения. Религиозные обряды лишены смысла, если человек отделяет их от веры.

Важно понимать, что в христианстве человек будет иметь живые отношения с Богом Библии только тогда, когда человек разделит с Богом Его сердце(желания, ожидание, стремления, Его замысел). Только после этого религиозные обряды обретают силу, преобразующую жизнь.
Вера в религию не оправдана, потому что без…

Разум против веры

По сути, людей, отрицающих существование бога, можно разделить на две группы. В первую входят индивидуумы с критическим мышлением, которые требуют неопровержимых доказательств наличия высшего духовного начала. Как правило, подобные люди обладают достаточно развитым интеллектом, заставляющим их скептически относиться к религиозной риторике.

Поскольку в современных условиях не существует возможности научным путем доказать, что бог есть, скептики делают логически верное заключение об отсутствии высшего существа, управляющего человеческой жизнью. Те проявления «божественной силы», которые официальная церковь называет «чудесами», атеисты воспринимают либо как стечение обстоятельств, либо как неисследованные природные явления, либо как мошенничество и подтасовку фактов.

Достаточно распространено мнение, что вера – это сознательный отказ от знания и попыток доказать или опровергнуть некое утверждение научным методом. Ученые из двух американских…

Слова «рационально» и «верить» не могут стоять рядом друг с другом. Это противоположные понятия.

«Есть два способа восприятия мира. Через призму веры и суеверий или посредством строгой логики, наблюдений и доказательств, с помощью разума» (Р. Докинз)

Можно верить, а можно понимать. Все, что люди когда-либо называли богом, являлось попыткой объяснить необъяснимое на конкретный момент времени. Человечество, как маленький ребенок, познает мир постепенно, и на многие вопросы, на которых не было ответа, рождался ответ «волшебный». Но человечество развивается, находит ответы на вопросы, опровергающие представления об очередном боге и других многочисленных суевериях и заблуждениях.

Есть распространенный аргумент - как можно опровергать то, что мы не знаем? Ответ - доказать тоже нельзя, а вот придумать то, что нравится, очень даже можно. Как это и происходило на протяжении истории и происходит по сей день.

Аргумент Паскаля, упомянутый выше, не совсем оправдан….

Как мы знаем, верования разных народов отличаются друг от друга. Но, несмотря на разнообразие религиозных вероучений, обрядов и ритуалов, все религии сходны в одном: они исходят из того, что наряду с земным миром существует и ещё один мир, мир сверхъестественный, где есть силы, которые управляют всем, что происходит на нашей планете.

Боги, властвующие над людьми, представляются всемогущими, всесильными существами. Они определяют судьбу каждого человека, зорко следят за его поступками и в конце концов призывают его на суд, где он отдаёт отчёт о своей земной жизни. А бог решает, стоит ли удостаивать его своей милостью или наказать за прегрешения.

Земные порядки установлены богом, а значит, они справедливы. Если же кому-то покажется, что это не так, и он замыслит изменить эти порядки, ему следует задуматься: ведь он же подвергает сомнению мудрость самого всевышнего, восстаёт против его творения.

Значит, человек ничего не может в жизни? Да, ничего не может,…

Втор. 4:15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня,
16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину,
17 изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами,
18 изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли;
19 и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом

44.Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному.
45 Отцы наши с Иисусом, взяв ее, внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. Так было до дней Давида.
46 Сей обрел…

Нужно ли верить в бога?

Человек от природы – неверующий. Все дети – атеисты, поскольку, рождаясь, мы еще не успеваем усвоить навязанных нам в обществе стереотипов и догматов. Не зная о догматах так называемой «веры», дети ничего не знают и боге (богах) и до определенного момента высшим авторитетом для них являются родители. И уже потом от родителей и общего окружения у ребенка формируются те или иные представления, будь то атеистические или религиозные. Неоспоримо одно: все дети изначально – атеисты.

Кто же такие верующие? Верующие – есть те, кто признают бытие высшего, сверхъестественного существа или существ.

А во что или в кого верит бог, если хотя бы в качестве ненаучной гипотезы допустить его существование? Возьмем христианского бога, как наиболее близкого к нам территориально.

Книга Бытие утверждает, что бог создал человека по своем образу и подобию. Отсюда, если он верующий, значит, и человека создал верующим. Иисус, его…

Довелось мне наткнуться на религиозную тему на одном из форумов рунета, и в этой теме некий юный атеист хаял православие стандартными лозунгами о физической подготовке священников, стоимости их автомобилей, неоправданной дороговизне свечей в храмах и т.д.

На что он получил лаконичный и вполне себе дельный совет от старожилов форума: «Иди отсюда, богоборец прыщавый!» Если честно, думаю, что на этом в принципе можно бы и заканчивать все подобные разговоры. Кстати, на этом они дискуссию и закончили. Основываясь на обетовании Христа о непобедимости Его Церкви к вышесказанному совету можно вообще ничего не добавлять. В этом просто нет смысла.

А я хочу немного порассуждать вот над чем: в подобных дискуссиях иногда приходится слышать мнение, что люди верят в Бога, потому что верить – это очень легко. А неверие якобы заставляет человека мыслить и искать ответы, а не списывать всё происходящее на чью-то волю свыше.

Верить в то, что всё в жизни происходит не без…

— «Вы пишите научным философским языком.Я не философ и мне близок эзотерический язык(духовный),основанный на энергий информационном обмене.»

Конечно, ВСЁ — вопрос мнения, в смысле вкуса, а о вкусах не судят!))

С другой стороны, если взять логику, как критерий, то можно поискать и объективную опору для мнения.

Мне кажется, что применение Вами тут термина «эзотерический» не совсем корректно.

То, что я у Вас прочёл — чисто экзотеризм. Дуалистический, по сути.
Даже не мезотеризм.

А вот то, что относится к монизму — это действительно эзотеризм.

Само слово «эзотерический» подсказывает:

«Слово «эзотеризм» происходит от слова «эзотерический» - тайный, скрытый, посвящённый в тайны какого-либо общества или учения, открытого только избранным. Антоним - экзотерический. Может употребляться как, например: «эзотерическое значение какого-либо обряда».»

На деле же, все общества, которые что-то такое публикуют в какой-либо форме — мезотерики,…

Религия. Верить или нет?

Что это за явление, и стоит ли уделять ей огромное значение? Как так произошло, что в некоторых регионах религия принимает буквально массовое явление, люди не замечают вещей, которые созданы ими же лишь для того, чтобы поддерживать свои физиологические нужды, обеспечить комфорт. Почему так происходит. И такая ли это сила религия? Есть ли конкретные доказательства учений, которые могут коренным образом ответить на вопрос, есть что-то или нет.

Не двусмысленно, а именно конкретно. Давайте в этом коротком обзоре попробуем выяснить это. Начнём с того, что скажем: «Религия и её течения имеют огромную власть». И прежде всего, власть над людьми, над их волей, над их сознанием. Это более лёгкий способ и менее затратный, нежели применять оружие, иные способы подчинения и порабощения масс.

Достаточно зародить в мозге человека, что он обязан, должен, и он безукоризненно будет это выполнять. Иногда это и нужно, есть разные жизненные ситуации, например,…

архимандрит Кирилл (Говорун):
Церковь – это место общения с Богом, но часто можно услышать от людей «внешних», что им не нужны «посредники». Зачем нужна Церковь, если с Богом можно общаться и самостоятельно?
– Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Церковь подразумевает как вертикальное общение, так и горизонтальное, причем первое не бывает без второго. Так устроен мир, что для того чтобы встретить Бога, людям нужно сперва встретить друг-друга. Природа богообщения подразумевает соучастие. Иначе человек может оказаться во власти иллюзий, его мистический опыт может оказаться фантазией, будучи принципиально субъективным. Кому-то это может показаться неубедительным, но есть вопросы, которые остаются предметом веры. Веру вообще невозможно доказать. Ее можно только принять, познать, пережить на собственном опыте.

священник Даниил (Сысоев):
Церковь – не административный институт и даже не просто собрание единоверцев. Это…

Публикуем диалог владыки с Марганитой Ласки, посвященный проблеме поиска веры в современном мире. Владыка Антоний вел радиобеседы на ВВС в 70-е годы прошлого столетия, одну из которых мы и предлагаем вниманию читателей.

1970-е годы. Англия. У радиомикрофона встретились два человека. Писательница-атеистка Марганита Ласки и митрополит Сурожский Антоний (Блум). Два человека говорят о том, что определяет их жизнь, и пытаются понять, почему они так по-разному смотрят на мир. Эта беседа вошла в книгу «Бог: да или нет? Беседы верующего с неверующим», выпущенную издательством «Никея» совместно с фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского». Приводим здесь ее фрагмент.

Христиане верят в то, чего не знают?

М. Ласки: Вы верите в Бога и считаете, что это хорошо и правильно. Я не верю в Бога и считаю, что это хорошо и правильно. И вы, и я - люди не легкомысленные, серьезные, мы пришли к своему заключению так вдумчиво, как только могли….

Довелось мне наткнуться на религиозную тему на одном из форумов рунета, и в этой теме некий юный атеист хаял православие стандартными лозунгами о физической подготовке священников, стоимости их автомобилей, неоправданной дороговизне свечей в храмах и т.д.

На что он получил лаконичный и вполне себе дельный совет от старожилов форума: «Иди отсюда, богоборец прыщавый!» Если честно, думаю, что на этом в принципе можно бы и заканчивать все подобные разговоры. Кстати, на этом они дискуссию и закончили. Основываясь на обетовании Христа о непобедимости Его Церкви к вышесказанному совету можно вообще ничего не добавлять. В этом просто нет смысла.

А я хочу немного порассуждать вот над чем: в подобных дискуссиях иногда приходится слышать мнение, что люди верят в Бога, потому что верить – это очень легко. А неверие якобы заставляет человека мыслить и искать ответы, а не списывать всё происходящее на чью-то волю свыше.

Верить в то, что всё в жизни происходит не без промышления Всевышнего, действительно комфортнее, нежели осознавать, что реальность каждый миг имеет большое количество вариантов развития событий, на которые любой индивидуум оказывает непосредственное влияние. Комфортнее в том плане, что суеты и тревоги в голове меньше и лишних движений в жизни - тоже. Следует сразу сделать оговорку, что одно не противопоставляется другому: нашему уму невозможно постичь вездесущность Господа и Его попечение о каждом живом, почившем и даже ещё не рождённом на свет человеке.

Но наряду с этим вера в Бога совершенно не освобождает от умственных нагрузок. Осознанная вера в Бога у христианина как раз происходит от знания, а не от неосведомлённости. Уверенность в бытии Божием происходит от общения с Ним. Если человек решается-таки, вопреки общественным предрассудкам, искренне заговорить с Творцом, то получает от Него вполне конкретные и явные ответы. Оформляется же и укрепляется вера уже при последующем общении с верующими людьми и знакомстве с Преданием Православной Церкви. Почему именно православной? Потому что только она берёт своё начало непосредственно от апостолов Христа, в отличие от сотен различных прочих «церквей», появившихся в истории лишь спустя века после евангельских событий, а также только Православная Церковь хранит в неповреждённом виде всё то, что передали апостолы. И именно о ней говорит Господь в Евангелии.

Если же у человека «не варит котелок», то совершенно неважно, верит он в Бога или нет - мыслить он не будет ни в той, ни в другой парадигме. Поэтому утверждать, что атеизм стимулирует умственную деятельность, довольно тяжело. Есть множество очевидных примеров того, как неверие не только не стимулирует умственную работу, но и просто «держит» человека на уровне животного, на уровне инстинктов. Для того чтобы стать настоящим адептом атеизма, тоже необходим умственный труд.

Теперь немного ближе к делу: легко ли верить в Бога? Ответ прост: если этот «бог» ни к чему не побуждает и не призывает, а вера ни к чему не обязывает, то верить очень легко. Просто веришь так, как хочется – и всё. Это как «гражданский» брак: никаких обязательств, никаких претензий, пожили вместе, стало сложно – разбежались, и никаких проблем.

Мне доводилось беседовать на тему взаимоотношения полов с девушкой, которая считала себя опытной женой лишь на основании того, что прошла через несколько «гражданских» браков, но оказалось, что она ни разу в зарегистрированном браке не состояла. На настоящее замужество смелости у неё не хватало. Легко быть такою «женой»: надоел «муж» – ушла к другому.

Легко иметь безответственные связи и легко иметь веру, не побуждающую к преодолению своих пристрастий. Никаких ограничений, никаких запретов, никаких ошибок, не нужно никуда ходить и ничего делать: живёшь, как угодно, а этот самый «бог» потом всё тебе простит (если его мнение вообще кого-то интересует). Вера в такого «бога» действительно не сложна, потому что, в конечном счете, это вера в себя, а не в Бога. Это и не вера вовсе. Сам себе всё простил, сам себя оправдал, сам на себя не в обиде.

Кстати, именно такое безалаберное отношение к своему религиозному чувству и проецируется пылкими юными атеистами на религиозные воззрения других людей. Человек, не имеющий в себе веры в настоящего Бога (но имеющий бытовую веру), ошибочно убеждён, что его вера идентична вере православных христиан. Отсюда у него возникает некорректный вывод: вера в Бога у всех людей пуста и смешна. В этом причина ошибки: человек судит по себе. Если человек не захотел разобраться в своих религиозных порывах и реализовать эту сторону своей личности, то это не может являться основанием для утверждения о том, что любая вера в Бога нелепа, никчёмна и глупа. Нет, не любая!

Например, люди, имеющие «бытовую» веру, не понимают, для чего нужно ходить в храм, допустим, на исповедь, если внутренний «бог» и так всё прощает? И когда слышат рассказы о том, что регулярно исповедующиеся и причащающиеся верующие излечиваются Богом даже от серьёзных телесных недугов, то говорят: «Оно и понятно, ведь это же психосоматика!» То есть несерьёзное отношение к своей религиозной жизни проецируется на всех верующих. Человеку и в голову не приходит, что реально есть Бог, который излечивает, вразумляет, изменяет жизнь, вытаскивает молящихся из самых сложных жизненных ситуаций, и что верующие реально ходят просить у Него прощения, а Он реально их прощает и помогает им в жизни. Для людей, отвергающих церковь, «бог» – просто некий психологический приём, психосоматика. Вера в некоего «бога» на бытовом уровне – это не настоящая вера в Бога, это просто набор суеверий и предрассудков, которые, напротив, мешают человеку обратиться к Истинному Богу. Эти предрассудки необходимо преодолевать.

«Это не Бог у нас в душе, а наши души - в Боге»

Стоит чётко понимать, что это не Бог у нас в душе, а наши души - в Боге. Это не Он внутри нас, это мы все - внутри Него. Не мы диктуем Ему свои правила, а Он проводит нас через радости и беды исключительно лишь для того, чтобы каждый из нас наконец ответил на Его призыв. Не мы решаем, есть ли Бог, а Он решает - доживём мы до вечера или нет. Бог видит нас насквозь. Не мы решаем, как Ему поступать с людьми, но Он это решает. От нас зависит только одно: ответить Истинному Богу или же продолжить тешить себя иллюзией «веры в душе».
Сложность веры в Истинного Бога заключается не в самой вере, а в последующих шагах - в действии по вере, то есть в совершении дел, к которым побуждает вера. Недаром апостол Иаков пишет: «Вера без дел мертва». Верить легко, а вот действовать по вере, по тому, как сказал Бог, порою тяжко.

Для наглядности приведу немного примеров: представьте себе, что вам, замечательному человеку, серьёзно напакостил другой, очевидно, совсем не замечательный человек. Это вполне может быть даже близкий родственник, член семьи. Напакостил так, что привёл вас в откровенную ярость. Вскипятил вас до кончиков волос. Это не просто обида, это отторжение на всю жизнь. Вы не желаете этого человека больше знать, не желаете о нём слышать, и если увидите его, то обязательно постараетесь его или избежать, или побить, или даже посадить в тюрьму. Представили? А теперь проверим, легко ли верить в Истинного Бога… Открываем Евангелие от Матфея, главу 5 и читаем, что повелел делать настоящий Бог:

«… Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два…

… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?..»

Или, для примера, возьмём взаимоотношения с родителями. Далеко не каждая девушка способна любить свою мать. Уж не стану вдаваться в размышления на тему причин такого явления, но факт остаётся фактом: много девушек недовольны своими родителями (особенно матерями). Причём нередки случаи откровенной неприязни, а иногда даже и ненависти. И это такое поведение поощряет Господь? Нет. А вот тот самый молчаливый «бог» внутри - вполне. А Истинный Бог указывает на верное поведение:

«Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Исход, гл. 20, ст. 12).

Вера в Бога побуждает человека к совершению сверхъестественных поступков. В отличие от Истинного Бога, тот псевдобожок, живущий в душах миллионов людей, говорит совсем обратное. А то и вовсе молчит. А причина этому проста - не настоящий Бог это, а подделка. В конечном итоге, это сам человек.

«Сверхъестественное делается возможным для христианина только с помощью реального Бога»

Бог является причиной перемен в мировоззрении, что в свою очередь приводит к переменам и в образе жизни, и в отношении к людям. Вера в Бога побуждает человека уступить Господу первое место в его же собственной жизни. Никто не станет менять свой образ жизни и привычки из-за пародии, шутки или иллюзии, а вот ради Христа сотни тысяч людей во все времена менялись и меняться будут впредь. Никто не станет прощать своего обидчика из-за веры в подделку. Ни один человек не станет мириться со своими родителями и родственниками и не начнёт уважать их по совету некоего вымышленного персонажа. Потому что это невозможно. Сверхъестественное делается возможным для христианина только с помощью реального Бога, изменяющего нрав молящегося и даже окружающую его реальность. И никакая психосоматика здесь абсолютно ни при чём! Точно так же не зафиксировано ни одного случая принятия мученической кончины за веру, к примеру, в макаронного монстра или в Дарта Вейдера, в то время как зафиксированы сотни случаев добровольного принятия смерти за имя Господа Иисуса Христа. Просто потому, что Истина и карикатура – не одно и то же. «По плодам их узнаете их», - сказал Господь. А плоды истинной веры в Бога и чьей-то шутки весьма различны. В одном случае плодами являются реальные перемены в человеке, в другом же - сарказм и ненависть. За карикатуру умирать не станет никто. Считать же тех, кто сознательно отдал свою жизнь за Христа, невеждами или даже глупцами просто нелепо, потому что в числе мучеников есть как люди простые, так и образованные.

Для понимания любого ортодоксального вероучения требуется его изучение. А для изучения требуется размышление. Поэтому никак невозможно предположить, что для того, чтобы быть сознательно верующим человеком, не нужен разум. В истории Церкви были периоды, когда перед принятием Святого Крещения необходимо было несколько месяцев изучать основы вероучения. В советское же время Церковь была вынуждена эту процедуру максимально упростить и свести её непосредственно к самому Крещению без предварительного и последующего обучения. Поэтому то, с чем ассоциируется христианство у подавляющего большинства крещёных людей советской эпохи, христианством вовсе и не является.

А.П. Чехов в письме А.С. Суворину (от 27 декабря 1889 года) писал так: «для ленивого мозга легче отрицать, чем утверждать». И лично я вижу, что в большинстве случаев эту фразу вполне справедливо можно отнести к адептам неверия, особенно к молодым и особенно к воинствующим, которые о христианстве (да и о прочих религиозных учениях) не знают почти ничего. Также сюда можно прибавить и поговорку, смысл которой сводится к следующему: умные люди обсуждают идеи, а глупые – людей. Так вот до обсуждения христианской идеи дело зачастую даже и не доходит. Всё так и ковыряемся в людях: то машина не нравится, то одежда, то чужие деньги, а до христианской идеи, до Евангелия, «мыслители» так и не доходят. Быть может, просто не имеют такой цели?

Вконтакте

Однажды один философ сказал: «Бог давно умер, просто люди об этом не знают».
Религия всегда шла рядом с человеком. Какие бы древние цивилизации не находили археологи - всегда есть доказательства того, что люди верили в божеств. Почему? Почему люди не могут жить без Бога?

Что же такое «Бог»?

Бог – сверхъестественное высшее существо, мифологическая сущность, выступающая объектом почитания. Конечно, сотни лет назад все необъяснимое казалось фантастическим и вызывало благоговение. Но зачем поклонятся мифическому существу человеку нынешнему?

Современная наука с каждым днем делает гигантский шаг вперед, объясняя то, что раньше считалось чудесами. Мы истолковали возникновение Вселенной, Земли, воды, воздуха - жизни. И возникли они не за семь дней. Когда-то люди объясняли все катастрофы гневом Божьим. Теперь мы понимаем, что землетрясение - это следствие движения земной коры, а ураган - потоков воздуха. Сегодня ученые находят разгадки в библейских катаклизмах, которые не так сложно растолковать. Почему же люди не искали этому объяснения много лет назад?


Религия - спасение или опиум для народа?

Огромную роль тут сыграла религия. Как известно, Библию писали люди, и редактировали ее тоже люди. Думаю, что в оригинальных письменах и в современной книге, которая есть в доме у каждого, мы нашли бы много отличий. Нужно понимать, что религия и вера - вещи немного разные.

Церковь всегда навевала страх на человека. И церковь не только христианская. В каждой вере есть подобие рая и ада. Человека всегда пугали наказанием. Известно, что церковь имела колоссальную власть над обществом. Над самим только сомнением о существовании Всевышнего могли сжечь на костре. Религию использовали как средство устрашения и управления массой. За много лет церковь утеряла доверие среди людей. Чего только стоит инквизиция, уничтожившая тысячи людей во всей Европе. На Руси, например, тех, кто пропустил службу в воскресенье, публично били палкой в понедельник. Во времена сталинских репрессий священники нарушали таинство исповеди, передавая информацию КГБ. Церковь боролась с «еретиками» - инакомыслящими людьми, которые могли задавать неудобные вопросы.

Даже сейчас существует множество религиозных течений, которые просто зомбируют людей, используя доверия и разные психологические приемы. Например, «Белое братство», очень популярное в начале 90-х. Сколько людей остались без квартир, сбережений и семьи. Кажется, ну как здравомыслящий человек может поверить в спасение от сомнительного субъекта. Оказалось - может. Но, к сожалению, людей не учат эти истории. По-прежнему разные религиозные течения «промывают мозги» доверчивым гражданам. И народ им верит, даже если завтра скажут выпить яд во имя Бога. Какому Богу нужны эти бессмысленные жертвы.
В наше современное время мы можем смело дискутировать на любые темы. Многие теологи наводили аргументы существования Бога, как и многие атеисты их опровергали. Но нет явных доказательств существования Бога, как и нет доказательств, что его нет. Каждый сам делает выбор, во что верить и кому молится.

Что дает нам молитва и зачем нам верить?

Молитва - это прошение. Просите, и дано вам будет. Но не перекладываем ли мы ответственности на Бога за свою лень, когда просим то, что можем достичь сами: дом, машину, работу. Если не получается, можно ответить просто - Бог не дает. Если мы не можем устроить личную жизнь, проще всего ответить, что Бог так решил, нежели посмотреть на себя со стороны и начать что-то делась со своими недостатками.

Доказано, что человеческая мысль материальна. То, о чем мы думаем, желаем, мечтаем и просим, может воплотиться в жизнь. Наше слово - магия. Мы сами порой не знаем, как можем ранить или окрылить человека. Возможно, слова вместе с мыслями имеют огромную силу. То что же это: влияние Бога или неисследованные возможности человеческого мозга?

Во время истинной молитвы человек как будто переносится в другое измерение, где время замедляется. Может, таким образом мы становимся чуть ближе к Богу?

Вспоминаю один эпизод из «Доктора Хауса», когда муж пациентки, атеист, молится за жену. На вопрос Хауса, зачем молиться, если не веришь в Бога, он ответил: «Я обещал жене, что сделаю все для ее выздоровления. Если я не помолюсь, это будет не всё».

Что же дает нам вера? Вера окрыляет человека, делает его уверенным в своих возможностях. Но мы верим в то, что Бог помогает нам, а не в собственные силы. Есть множество историй о том, как вера спасла людей от рака, наркотиков, алкоголя… Но может эта сила уже была в этих людях? Может вера в Бога просто спровоцировала какой-то особый гормон в человеке?

Информации для размышлений множество... Но почему-то мы молимся и верим, когда больше нельзя ничего предпринять.

Анатомия души

Ну а как же неопровержимые доказательства существования загробной жизни? Давайте подумаем о душе. Еще в 19 веке были попытки взвесить душу человека. И американскому врачу это удалось. Вследствие многих экспериментов он установил, изменения в весе живого и мертвого человека становит чуть больше 20 грамм, независимо от исходного веса тела.

В 20-21 веках исследования продолжались, но теория существования души только подтвердилась. Удалось даже снять ее выход из тела. Стоит учесть и опыт людей, переживших клиническую смерть. Не могут же абсолютно незнакомые люди рассказывать одинаковые истории.

Почему я не могу отказаться от веры в Бога

Я - современный мыслящий человек, который привык во всем сомневаться и искать доказательств. Но я не могу отказаться от веры в Бога. Вера дает мне спокойствие, уверенность в том, что в трудный момент придет помощь. Вспоминаю фильм «Куда приводят мечты», где после смерти мужчина и его дети попадают в собственный рай. Муж - в картины жены, а сын и дочь - в страну, в которую верили в детстве. И именно вера помогла вытянуть из ада жену, которая попала туда после самоубийства. И я хочу иметь свой собственный рай. Ведь по вере нашей нам и дано будет.

Ну что ж, вопросов осталось больше, чем ответов... Современный человек привык надеяться на медицину, науку, технический прогресс, но не может отказаться от веры, надежды, любви и, собственно, Бога.

Похожие публикации