Есть ли жизнь после смерти и какая. Ощущения людей, переживших клиническую смерть

Человек является таким странным существом, которому очень тяжело смириться с тем, что жить вечно – невозможно. Тем более нужно отметить, что для многих бессмертие является бесспорным фактом. Совсем недавно учеными были представлены научные доказательства, что удовлетворит тех, кто интересуется, есть ли жизнь после смерти.

Про жизнь после смерти

Были проведены исследования, которые свели воедино религию и науку: смерть – не конец существования. Поскольку лишь за гранью у человека есть возможность открыть для себя новую форму жизни. Получается, что смерть не является конечной чертой и где-то там, за рубежом, существует иная жизнь.

Существует ли жизнь после смерти?

Первым, кто сумел объяснить существование жизни после смерти, был Циолковский. Ученый утверждал, что существование человека на земле не прекращается, пока жива Вселенная. А души, которые покинули «мертвые» тела являются неделимыми атомами, которые блуждают по Вселенной. Такой была первая научная теория, касающаяся бессмертия души.

Но в современном мире недостаточно одной веры в существование бессмертия души. Человечество по сей день не верит в то, что смерть нельзя побороть, и продолжает искать оружие против нее.

Американский анестезиолог, Стюарт Хамерофф утверждает, что жизнь после смерти реальна. Когда он выступал в программе «Сквозь тоннель в пространстве», ним было рассказано о бессмертии человеческой души, о том, что сделана она из ткани Вселенной.

Профессор убежден, что сознание существует еще со времени Большого взрыва. Получается, что когда человек умирает, его душа продолжает свое существование в космосе, приобретя вид некоей квантовой информации, продолжающей «распространение и течение во Вселенной».

Именно такой гипотезой доктор объясняет феномен, когда пациент переживает клиническую смерть и видит «белый свет в конце тоннеля». Профессором и математиком Роджером Пенроузом была разработана теория сознания: внутри нейронов располагаются белковые микротрубочки, накапливающие и обрабатывающие информацию, тем самым продолжающие свое существование.

Научно обоснованных, стопроцентных фактов того, что есть жизнь после смерти пока нет, но наука движется в данном направлении, проводя различные эксперименты.

Если бы душа была материальна, то была бы возможность оказывать на нее действие и заставить пожелать того, чего она не хочет, точно таким же образом, как можно заставить руку человека сделать знакомое ей движение.

Если бы в людях было все материально, то все люди чувствовали бы почти одно и то же, так как их телесное сходство взяло бы верх. Видя картину, слушая музыку или узнав о гибели близкого, чувства удовольствия или восторга, или грусти у людей были бы одинаковыми, точно так же, как при причинении боли испытывают схожие ощущения. А людям ведь известно, что при виде одного и того же зрелища один остается холодным, а другой волнуется и плачет.

Если бы у материи была возможность мыслить, то всякая ее частица должна бы уметь мыслить, и люди осознавали бы, что в них так много существ, умеющих мыслить, сколько в теле человека частиц материи.

В 1907 году доктором Дунканом МакДугаллом и несколькими его помощниками был проведен эксперимент. Они решили взвесить умирающих от туберкулеза людей в моменты до и после смерти. На специальные сверхточные промышленные весы были помещены кровати с умирающими. Было отмечено, что после смерти каждый из них потерял в весе. Научно объяснить этот феномен е удалось, но была выдвинута версия о том, что эта маленькая разница является весом души человека.

Есть ли жизнь после смерти, и какая она можно рассуждать бесконечно. Но все же, если вдуматься в предоставленные факты, то можно найти в этом определенную логику.

Вопрос о том, что будет после ухода из жизни, интересует человечество с древних времен – с самого момента появления раздумий о смысле собственной индивидуальности. Сохранится ли сознание, личность после умирания физической оболочки? Куда попадает душа после смерти – научные факты и утверждения верующих одинаково твердо доказывают и опровергают возможность загробного существования, бессмертия, свидетельства очевидцев и ученых в равной степени сходятся и противоречат друг другу.

Доказательства существования души после смерти

Доказать наличие души (анимы, атмана и др) человечество стремилось еще с эпох шумерско-аккадской и египетской цивилизаций. Фактически все религиозные учения базируются на том, что человек состоит из двух сущностей: материальной и духовной. Вторая составляющая является бессмертной, базисом личности, и будет существовать после смерти физической оболочки. То, что говорят ученые о жизни после смерти, не противоречит большинству тезисов богословов о существовании загробного мира, так как наука изначально вышла из монастырей, когда монахи были собирателями знаний.

После научной революции в Европе многие практики попытались выделить и доказать существование души в материальном мире. Параллельно западноевропейская философия определяла самосознание (самоопределение) как источник человека, его творческих и эмоциональных позывов, стимула к рефлексии. На этом фоне возникает вопрос – что произойдет с духом, который формирует личность, после разрушения физического тела.

До развития физики и химии доказательства существования души базировались исключительно на философских и теологических работах (Аристотель, Платон, канонические религиозные труды). В средние века алхимия пыталась вычленить аниму не только человека, но и любых элементов, флоры и фауны. Современная наука о жизни после смерти и медицина пытаются зафиксировать наличие души на основании личного опыта очевидцев, переживших опыт клинической смерти, медицинских данных и изменений состояния пациентов в различные моменты их жизни.

В христианстве

Христианская церковь (в ее признанных миром направлениях) относится к человеческой жизни как к подготовительному этапу посмертия. Это не означает, что материальный мир не имеет значения. Наоборот, главное, что предстоит христианину в жизни, - это жить так, чтобы впоследствии попасть в рай и обрести вечное блаженство. Доказательств наличия души для любой религии не требуется, данный тезис является базисом для религиозного сознания, без него оно не имеет смысла. Подтверждением существования души для христианства может косвенно служить личный опыт верующих.

Душа христианина, если верить догматам, является частью Бога, но способной самостоятельно принимать решения, творить и созидать. Поэтому существует понятие посмертного наказания или награды в зависимости от того, как относился человек при материальном существовании к выполнению заповедей. Фактически после смерти возможны два ключевых состояния (и промежуточное – только для католицизма):

  • рай – состояние наивысшего блаженства, нахождения рядом с Творцом;
  • ад – наказание за неправедную и греховную жизнь, которая противоречила заповедям веры,место вечных мучений;
  • чистилище – место, которое присутствует только в католической парадигме. Обитель тех, кто умирает в мире с Богом, но нуждается в дополнительном очищении от неискупленных при жизни грехов.

В исламе

Вторая мировая религия, ислам, по догматическим основам (принцип мироздания, наличие души, посмертное существование) кардинально не отличается от христианских постулатов. Наличие частицы Создателя внутри человека определяется в сурах Корана и религиозными трудами исламских богословов. Мусульманин должен жить порядочно, соблюдать заповеди, чтобы попасть в рай. В отличие от христианского догмата о Страшном Суде, где судия – Господь, Аллах не принимает участие в определении, куда попадет душа после смерти (судят два ангела – Накир и Мункар).

В буддизме и индуизме

В буддизме (в европейском понимании) существуют два понятия: атман (духовная сущность, высшее Я) и анатман (отсутствие самостоятельной личности и души). Первое относится в внетелесным категориям, а второе – к иллюзиям материального мира. Поэтому нет точного определения, какая конкретная часть отправляется в нирвану (буддийский рай) и растворяется в ней. Одно можно сказать точно: после окончательного погружения в посмертие сознание каждого, с точки зрения буддистов, вливается в общее Я.

Жизнь человека в индуизме, как точно заметил бард Владимир Высоцкий, это череда переселений. Душа или сознание не помещаются с рай или ад, а в зависимости от праведности земной жизни перерождаются в другую личность, животное, растение или даже камень. С этой точки зрения доказательств посмертного опыта гораздо больше, потому что существует достаточное количество зафиксированных свидетельств, когда человек полностью рассказывал свою предыдущую жизнь (учитывая, что знать о ней он не мог).

В древних религиях

Иудаизм до сих пор не определил свое отношение к самой сути души (нешамы). В данной религии существует огромное количество направлений и традиций, которые могут противоречить даже в базовых принципах друг другу. Так, саддукеи уверены, что нешама смертна и погибает вместе с телом, фарисеи же считали ее бессмертной. Некоторые течения иудаизма базируются на принятом из Древнего Египта тезисе о том, что душа должна пройти цикл перерождений для достижения совершенства.

Фактически, каждая религия базируется на том, что цель земной жизни – возвращение души к своему создателю. Убежденность верующих в существовании загробной жизни базируется в большей своей части на вере, а не на доказательствах. Но нет и доказательств, опровергающих существование души.

Смерть с научной точки зрения

Максимально точное определение смерти, которое принято среди научного сообщества – необратимая утрата жизненных функций. Клиническая смерть подразумевает кратковременную остановку дыхания, кровообращения и мозговой активности, после чего пациент возвращается к жизни. Количество определений конца жизни даже у современной медицины и философии превышает два десятка. Этот процесс или факт остается такой же тайной, как и факт наличия или отсутствия души.

Доказательства жизни после смерти

"Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось нашим мудрецам" - эта шекспировская цитата с большой долей точности отражает отношение ученых к непознаваемому. Ведь то, что мы не знаем о чем-то, вовсе не означает, что этого нет.

Найти доказательства существования жизни после смерти – это попытка подтверждения факта наличия души. Материалисты утверждают, что весь мир состоит из только частиц, но при этом наличие энергетической сущности, субстанции или поля, которые создают личность, никак не противоречит классической науке из-за недоказанности (например, бозон Хиггса, недавно найденную частицу, считали вымыслом).

Свидетельства людей

В этих случаях считаются достоверными рассказы людей, которые подтверждаются независимой комиссией из психиатров, психологов и теологов. Условно их разделяют на две категории: воспоминания о прошлых жизнях и рассказы переживших клиническую смерть. Первый случай - эксперимент Яна Стивенсона, который установил около 2000 фактов реинкарнации (под гипнозом тестируемый не может врать, а множество указанных пациентами фактов подтверждались историческими данными).

Описания состояния клинической смерти часто объясняют кислородным голоданием, которое испытывает в это время человеческий мозг, и относятся к ним с немалой долей скепсиса. Однако поразительно одинаковые рассказы, которые фиксируют не одно десятилетие, могут говорить о том, что нельзя исключать факт выхода некоей сущности (души) из материального тела на момент его гибели. Стоит упомянуть большое количество описаний мелких деталей, касающихся операционных, врачей и окружения, произносимых ими фраз, которые пациенты в состоянии клинической смерти знать не могли.

Факты истории

К историческим фактам наличия загробной жизни можно отнести воскрешение Христа. Здесь имеется в виду не только основа христианской веры, но большое количество исторических документов, которые не были связаны между собой, но в единый период времени описывали одинаковые факты и события. Еще, для примера, стоит упомянуть знаменитую признанную подпись Наполеона Бонапарта, которая появилась на документе Людовика XVIII в 1821 году после смерти императора (признана подлинной современными историками).

Научные доказательства

Знаменитым исследованием, которое в некоторой степени подтвердило наличие души, считается серия опытов («прямое взвешивание души») американского врача Дункана Макдугалла, который фиксировал стабильную потерю веса тела на момент смерти наблюдаемых пациентов. В пяти подтвержденных научным сообществом экспериментах потеря массы составила от 15 до 35 грамм. Отдельно наука считает относительно доказанными следующие тезисы "новое в науке о жизни после смерти":

  • сознание продолжает существовать после отключения мозга во время клинической смерти;
  • внетелесный опыт, видения, который переживают пациенты во время операций;
  • встреча с умершими родственниками и людьми, которых больной мог даже не знать, но описывал после возвращения;
  • общая схожесть опыта клинической смерти;
  • научные доказательства жизни после смерти, основанные на изучении состояний посмертного перехода;
  • отсутствие дефектов у инвалидов во время внетелесного нахождения;
  • возможность детей помнить прошлую жизнь.

Есть ли подтверждения жизни после смерти, достоверные на 100%, сказать тяжело. Всегда найдется объективный контртезис на любой факт посмертного опыта. У каждого есть индивидуальные представления на этот счет. Пока не будет доказано наличие души так, чтобы даже далекий от науки человек согласился с этим фактом, споры будут продолжаться. Однако научный мир стремится к максимальному исследованию тонких материй, чтобы приблизиться к пониманию, научному объяснению человеческой сущности.

Видео



Ответ на вопрос: «Есть ли жизнь после смерти?» - дают или пытаются дать все основные мировые религии. И если нашим предкам, далеким и не очень, жизнь после смерти, представлялась как метафора чего-то прекрасного или, напротив – ужасного, то современному человеку поверить в описанные религиозными текстами Рай или Ад, довольно сложно. Люди стали слишком образованными, но не сказать, что умными, когда речь заходит о последней черте перед неизвестным.

В марте 2015 года малыш Гарделл Мартин упал в ледяной ручей и был мертв более полутора часов. Через неполных четыре дня он вышел из больницы живым и здоровым. Его история - одна из тех, что побуждают ученых пересмотреть сам смысл понятия «смерть».

Сначала ей показалось, что у нее просто разболелась голова - но так, как никогда еще не болела.

22-летняя Карла Перес ждала второго ребенка - шел шестой месяц беременности. Поначалу она не слишком испугалась и решила прилечь, надеясь, что голова пройдет. Но боль только усиливалась, и, когда Перес вырвало, она попросила брата позвонить в службу 911.

Нестерпимая боль скрутила Карлу Перес 8 февраля 2015 года, ближе к полуночи. Скорая доставила Карлу из ее дома в Ватерлоо, штат Небраска, в Методистскую женскую больницу в Омахе. Там женщина начала терять сознание, остановилось дыхание, и врачи вставили ей в горло трубку, чтобы кислород продолжал поступать к плоду. Компьютерная томография показала: обширное кровоизлияние в мозг создало в черепе женщины огромное давление.

Перес перенесла инсульт, но плод, на удивление, не пострадал, его сердце продолжало биться уверенно и ровно, как будто ничего не случилось. Около двух часов ночи повторная томография показала: внутричерепное давление необратимо деформировало мозговой ствол.

«Увидев это, - говорит Тифани Сомер-Шели, врач, которая наблюдала Перес и в первую, и во вторую беременность, - все поняли, что ничего хорошего ждать не приходится».

Карла оказалась на зыбкой грани между жизнью и смертью: ее мозг прекратил функционировать без шансов на восстановление - иными словами, умер, но жизнедеятельность организма можно было поддерживать искусственно, в данном случае - чтобы дать возможность 22-недельному плоду развиться до той стадии, когда он сможет существовать самостоятельно.

Людей, которые, как и Карла Перес находятся в пограничном состоянии, с каждым годом становится все больше, по мере того, как ученые все отчетливее понимают, что у «переключателя» нашего существования не два положения вкл./выкл., а гораздо больше, и между белым и черным есть место для множества оттенков. В «серой зоне» все не безвозвратно, иногда бывает трудно определить, что такое жизнь, а некоторые люди пересекают последнюю черту, но возвращаются - и порой в подробностях рассказывают об увиденном по ту сторону.

«Смерть - это процесс, а не мгновение», - пишет реаниматолог Сэм Парниа в книге «Стирая смерть»: сердце перестает биться, но органы не умирают в ту же минуту. На самом деле, пишет доктор, они могут оставаться неповрежденными еще довольно долго, а это означает, что в течение длительного времени «смерть полностью обратима».

Каким же образом та, чье имя - синоним беспощадности, может быть обратима? Какова природа перехода через эту «серую зону»? Что происходит при этом с нашим сознанием?

В Сиэтле биолог Марк Рот ставит эксперименты, погружая животных в искусственный анабиоз с помощью химических соединений, которые замедляют сердцебиение и метаболизм до уровней, схожих с теми, которые наблюдаются во время спячки. Его цель - сделать людей, столкнувшихся с инфарктом, «немножко бессмертными», пока они не преодолеют последствия кризиса, поставившего их на грань жизни и смерти.

В Балтиморе и Питтсбурге команды травматологов под руководством хирурга Сэма Тишермана проводят клинические испытания, в ходе которых пациентам с огнестрельными и ножевыми ранениями понижают температуру тела, чтобы замедлить кровотечение на период, необходимый, чтобы наложить швы. Эти врачи используют холод с той же целью, что Рот - химические соединения: он позволяет на время «убить» пациентов, чтобы в конечном итоге спасти им жизнь.

В Аризоне специалисты по криоконсервации хранят тела более 130 своих клиентов в замороженном состоянии - это тоже разновидность «пограничной зоны». Они надеются, что когда-нибудь в отдаленном будущем, может быть, через несколько столетий, этих людей можно будет разморозить и оживить, а медицина к тому времени будет способна вылечить болезни, от которых они скончались.

В Индии нейробиолог Ричард Дэвидсон изучает буддийских монахов, впавших в состояние, известное как тукдам, при котором биологические признаки жизни исчезают, однако тело, кажется, не подвергается разложению неделю или дольше. Дэвидсон пытается зафиксировать в мозге этих монахов какую-то активность, надеясь выяснить, что происходит после того, как прекращается кровообращение.

А в Нью-Йорке Сэм Парниа с воодушевлением рассказывает о возможностях «отсроченной реанимации». По его словам, сердечно-легочная реанимация действует лучше, чем принято считать, и при определенных условиях - когда температура тела понижена, непрямой массаж сердца правильно регулируется по глубине и ритму, а кислород подается медленно, чтобы избежать повреждения тканей, - некоторых пациентов можно вернуть к жизни даже после того, как у них уже несколько часов не билось сердце, и часто - без долгосрочных негативных последствий. Сейчас доктор исследует один из самых таинственных аспектов возвращения из мертвых: почему так много людей, перенесших клиническую смерть, описывают, как их сознание отделялось от тела? Что эти ощущения могут поведать нам о природе «пограничной зоны» и о самой смерти?

По словам Марка Рота из Центра исследования раковых заболеваний имени Фреда Хатчинсона в Сиэтле, роль кислорода на границе между жизнью и смертью весьма неоднозначна. «Уже в 1770-х годах, как только был открыт кислород, ученые поняли, что он необходим для жизни, - говорит Рот. - Да, если сильно уменьшить концентрацию кислорода в воздухе, то можно убить животное. Но, как ни парадоксально, если вы продолжите снижать концентрацию до определенного порога, животное будет жить, впав в анабиоз».

Марк показал, как работает этот механизм, на примере обитающих в почве круглых червей - нематод, которые могут жить при концентрации кислорода всего 0,5 процента, но умирают, когда ее уменьшают до 0,1 процента. Однако если быстро пройти этот порог и продолжить снижать концентрацию кислорода - до 0,001 процента или даже меньше - черви впадают в состояние анабиоза. Таким способом они спасаются, когда для них наступают суровые времена, - чем напоминают животных, впадающих в спячку на зиму. Лишенные кислорода, впавшие в анабиоз существа кажутся мертвыми, но это не так: огонек жизни все еще теплится в них.

Рот пытается контролировать это состояние, впрыскивая подопытным животным «элементарный восстановитель» - например, йодистую соль, - который значительно снижает их потребность в кислороде. Вскоре он опробует этот метод и на людях, чтобы свести к минимуму ущерб, который может наносить пациентам лечение после инфаркта. Идея заключается в том, что, если йодистая соль замедлит кислородный обмен, это может помочь избежать ишемически-реперфузионного повреждения миокарда. Такого рода повреждение вследствие избыточного поступления обогащенной кислородом крови туда, где ранее испытывался ее недостаток, бывает следствием таких методов лечения, как баллонная ангиопластика сосудов. В состоянии анабиоза поврежденное сердце сможет потихоньку питаться кислородом, поступающим из починенного сосуда, а не захлебываться им.

В студенческие годы Эшли Барнетт попала в серьезную автомобильную аварию на шоссе в Техасе, вдалеке от крупных городов. У нее были раздроблены кости таза, разорвана селезенка, она истекала кровью. В эти минуты, вспоминает Барнетт, ее сознание скользило между двумя мирами: в одном спасатели извлекали ее из покореженной машины с помощью гидравлического инструмента, там царили хаос и боль; в другом сиял белый свет и не было ни боли, ни страха. Через несколько лет у Эшли обнаружили рак, но благодаря своему околосмертному опыту молодая женщина была уверена: она будет жить. Сегодня Эшли - мать троих детей, она консультирует людей, выживших после аварий.

Вопрос жизни и смерти, по Роту - это вопрос движения: с точки зрения биологии чем меньше движения - тем, как правило, дольше жизнь. Семена и споры могут прожить сотни и тысячи лет - иными словами, они практически бессмертны. Рот мечтает о том дне, когда с помощью восстановителя вроде йодистой соли (первые клинические испытания скоро начнутся в Австралии) можно будет сделать человека бессмертным «на мгновение» - на то самое мгновение, когда это больше всего ему нужно, когда его сердце в беде.

Впрочем, Этот метод не помог бы Карле Перес, чье сердце ни на секунду не переставало биться. На следующий день после того, как были получены ужасающие результаты компьютерной томографии, врач Сомер-Шели попыталась объяснить потрясенным родителям, Модесто и Берте Хименес, что у их прекрасной дочери, молодой женщины, обожавшей трехлетнюю дочурку, окруженной множеством друзей и любившей танцевать, наступила смерть мозга.

Нужно было преодолеть языковой барьер. Родной язык Хименесов - испанский, и все, что говорила врач, приходилось переводить. Но был и другой барьер, посложнее языкового - само понятие смерти мозга. Этот термин по-явился в конце 1960-х, когда совпали по времени два достижения медицины: появилось оборудование для поддержания жизни, которое размыло границу между жизнью и смертью, и были достигнуты успехи в трансплантации органов, породившие необходимость сделать эту границу как можно более отчетливой. Смерть нельзя было определять по-старому, только как прекращение дыхания и сердцебиения, поскольку аппараты искусственного дыхания мог-ли поддерживать и то, и другое неопределенно долгое время. Жив или мертв человек, подключенный к такому аппарату? Если его отключить, то когда будет правильным с моральной точки зрения изъять его органы, чтобы пересадить их кому-нибудь другому? И если пересаженное сердце вновь забьется в другой груди, то можно ли считать, что донор был действительно мертв, когда вырезали его сердце?

Для обсуждения этих деликатных и непростых вопросов в 1968 году в Гарварде собрали комиссию, которая сформулировала два определения смерти: традиционное, сердечно-легочное, и новое, основанное на критериях неврологии. Среди этих критериев, которые сегодня применяются для установления факта смерти мозга, есть три важнейших: кома, или полное и устойчивое отсутствие сознания, апноэ, или неспособность дышать без аппарата искусственного дыхания, и отсутствие рефлексов ствола головного мозга, которое определяется простыми тестами: можно ополоснуть уши пациента холодной водой и проверить, двигаются ли глаза, или сжать ногтевые фаланги твердым предметом и посмотреть, не реагируют ли мышцы лица, или воздействовать на горло и бронхи, пытаясь вызвать кашлевой рефлекс.

Все это довольно просто и все же противоречит здравому смыслу. «Пациенты, у которых наступила смерть мозга, не выглядят мертвыми, - писал в 2014 году в научном журнале American Journal of Bioethics Джеймс Бернат, невролог из Дартмутского медицинского колледжа. - Это противоречит нашему жизненному опыту - называть мертвым пациента, у которого продолжает биться сердце, течет по сосудам кровь и функционируют внутренние органы». Cтатья, цель которой - прояснить и подкрепить концепцию смерти мозга, появилась как раз тогда, когда в американской прессе широко обсуждались медицинские истории двух пациенток. Первая, Джахи Макмат, подросток из Калифорнии, испытала острое кислородное голодание во время операции по удалению миндалин, и ее родители отказались смириться с диагнозом «смерть мозга». Другая, Марлиз Муньос, беременная женщина, чей случай принципиально отличался от случая Карлы Перес. Родственники не хотели, чтобы в ее теле искусственно поддерживалась жизнь, однако администрация больницы не прислушалась к их требованию, поскольку полагала, что закон штата Техас обязывает врачей сохранить жизнь плода. (Позже суд вынес решение в пользу родственников.)

…Через два дня после инсульта Карлы Перес ее родители вместе с отцом будущего ребенка приехали в Методистскую больницу. Там, в конференц-зале, их ждали 26 сотрудников клиники - неврологи, специалисты по паллиативной терапии и этике, медсестры, священники, социальные работники. Родители напряженно вслушивались в слова переводчика, который объяснял им, что тесты показали: мозг их дочери перестал функционировать. Они узнали, что больница предлагает поддерживать жизнедеятельность организма Перес, пока ее плоду не исполнится как минимум 24 недели - то есть до тех пор, пока шансы на его выживание вне материнской утробы станут хотя бы 50 на 50. Если повезет, сказали врачи, то им удастся поддерживать жизнедеятельность еще дольше, с каждой неделей повышая вероятность того, что младенец появится на свет.

Возможно, в этот момент Модесто Хименес вспомнил разговор с Тифани Сомер-Шели - единственной во всей больнице, кто знал Карлу живой, смеющейся, любящей женщиной. Накануне вечером Модесто отвел Тифани в сторону и тихо задал всего один вопрос.

«Нет, - ответила доктор Сомер-Шели. - Скорее всего, ваша дочь никогда не проснется». Это были, возможно, самые трудные слова в ее жизни. «Как медик я понимала, что смерть мозга - это смерть, - говорит она. - С медицинской точки зрения Карла в тот момент уже была мертва». Но глядя на пациентку, лежащую в реанимационном отделении, Тифани чувствовала, что ей почти так же трудно поверить в этот неоспоримый факт, как и родителям умершей. Перес выглядела так, словно только что успешно перенесла операцию: ее кожа была теплой, грудь поднималась и опускалась, а в животе у нее шевелился плод - по всей видимости, совершенно здоровый.Тогда, в переполненном конференц-зале, родители Карлы сказали врачам: да, они понимают, что мозг их дочери мертв, и она уже никогда не проснется. Но прибавили, что будут молиться об un milagro - чуде. На всякий случай.

Во время семейного пикника на берегу озера Слипи-Холлоу (Сонная лощина) на севере штата Нью-Йорк Тони Кикориа, хирург-ортопед, пытался позвонить матери. Начиналась гроза, и молния, ударив в телефон, прошла через голову Тони. У него остановилось сердце. Кикориа вспоминает, что ощутил, как покидает собственное тело и движется сквозь стены к голубовато-белому свету, чтобы соединиться с Богом. Вернувшись к жизни, он неожиданно почувствовал влечение к игре на фортепиано и стал записывать мелодии, которые, казалось, сами собой «скачивались» в его мозг. В конце концов Тони пришел к убеждению, что жизнь ему была сохранена для того, чтобы он мог транслировать в мир «музыку с небес».

Возвращение человека из мертвых - что это, если не чудо? И, надо сказать, такие чудеса в медицине иногда случаются.

Супруги Мартин знают это не понаслышке. Прошлой весной их младший сын Гарделл побывал в царстве мертвых, упав в ледяной ручей. Большое семейство Мартинов - муж, жена и семеро детей - живет в Пенсильвании, в сельской местности, где семье принадлежит большой участок земли. Дети обожают исследовать территорию. Теплым мартовским днем 2015 года два старших мальчика отправились на прогулку и взяли с собой Гарделла, которому не было и двух лет. Малыш поскользнулся и упал в ручей, протекающий в сотне метров от дома. Заметив исчезновение брата, перепуганные мальчики некоторое время пытались найти его сами. Время шло…

К тому моменту, когда бригада спасателей добралась до Гарделла (из воды его вытащил сосед), сердце малыша не билось уже по меньшей мере тридцать пять минут. Спасатели начали делать наружный массаж сердца и не прекращали его ни на минуту на протяжении всех 16 километров, отделявших их от ближайшей Больницы общины евангелистов. Сердце мальчика не удалось запустить, температура тела упала до 25 °C. Врачи подготовили Гарделла к транспортировке вертолетом в Медицинский центр Гейзингера, расположенный в 29 километрах, в городе Дэнвилл. Сердце по-прежнему не билось.

«Он не подавал признаков жизни, - вспоминает Ричард Ламберт, педиатр, ответственный за применение обезболивающих лекарств в этом медицинском центре, член реанимационной бригады, которая ждала самолет. - Он выглядел так, словно… Ну, в общем, кожа потемнела, губы синие…». Голос Ламберта затихает, когда он вспоминает этот ужасный момент. Он знал, что утонувшие в ледяной воде дети иногда возвращаются к жизни, но никогда не слышал, чтобы это происходило с малышами, которые не подавали признаков жизни так долго. Что еще хуже, уровень рН крови мальчика был критически низок - верный признак близкого наступления функциональной недостаточности органов.

…Дежурный реаниматолог обернулся к Ламберту и его коллеге Франку Маффеи, директору отделения реанимации детской больницы Центра Гейзингера: может, пора уже оставить попытки оживить мальчика? Но ни Ламберт, ни Маффеи не хотели сдаваться. Обстоятельства в целом подходили для успешного возвращения из мертвых. Вода была холодной, ребенок - маленьким, попытки реанимировать мальчика начались уже через несколько минут, после того как он утонул, и с тех пор не прекращались. «Давайте продолжим, еще чуть-чуть», - сказали они коллегам.

И продолжили. Еще 10 минут, еще 20 минут, потом еще 25. К этому времени Гарделл не дышал, и его сердце не билось уже более полутора часов. «Обмякшее, холодное тело без признаков жизни», - вспоминает Ламберт. Однако реанимационная бригада продолжала работать и следить за состоянием мальчика. Врачи, делавшие наружный массаж сердца, сменялись каждые две минуты - это очень тяжелая процедура, если ее выполнять правильно, даже когда у пациента такая крохотная грудная клетка. Тем временем другие реаниматологи вставляли катетеры в бедренную и яремную вены, желудок и мочевой пузырь Гарделла, вливая в них теплые жидкости, чтобы постепенно повысить температуру тела. Но толку от этого, похоже, не было.

Вместо того чтобы полностью прекратить реанимацию, Ламберт и Маффеи приняли решение перенести Гарделла в хирургическое отделение, чтобы подключить его к аппарату искусственного кровообращения. Этот наиболее радикальный способ согревания тела был последней отчаянной попыткой заставить сердце ребенка снова начать биться. Обработав руки перед операцией, врачи еще раз проверили пульс.

Невероятно: он появился! Почувствовалось сердцебиение, сначала слабое, но ровное, без характерных нарушений ритма, которые иногда появляются после длительной остановки серд-ца. Всего через три с половиной дня Гарделл покинул больницу вместе со своими родными, возносящими молитвы небесам. Его чуть-чуть не слушались ноги, но в остальном мальчик чувствовал себя прекрасно.


После лобового столкновения двух автомобилей студентка Триша Бейкер оказалась в больнице в Остине, штат Техас, со сломанным позвоночником и сильнейшей кровопотерей. Когда началась операция, Триша почувствовала, что зависла под потолком. Она отчетливо видела прямую линию на мониторе - сердце перестало биться. Затем Бейкер оказалась в больничном коридоре, где ее убитый горем отчим покупал в автомате шоколадный батончик; именно эта деталь впоследствии убедила девушку, что ее перемещения не были галлюцинацией. Сегодня Триша преподает писательское мастерство и уверена, что духи, сопровождавшие ее по ту сторону смерти, направляют ее и в жизни.

Гарделл слишком мал, чтобы поведать о том, что он испытывал, когда на протяжении 101 минуты был мертв. Но иногда люди, спасенные благодаря упорной и высококачественной реанимации, вернувшись к жизни, рассказывают о том, что видели, причем истории их вполне конкретны - и пугающе похожи одна на другую. Эти рассказы неоднократно служили предметом научного изучения, в последний раз - в рамках проекта AWARE, который возглавлял Сэм Парниа, руководитель исследований в области реаниматологии в Университете Стоуни-Брук. С 2008 года Парниа и его коллеги рассмотрели 2060 случаев остановки сердца, произошедших в 15 американских, британских и австралийских больницах. В 330 случаях пациенты выжили, и 140 выживших были опрошены. В свою очередь, 45 из них сообщили, что во время реанимационных процедур находились в некой форме сознания.

Хотя большинство не могли в подробностях вспомнить то, что ощущали, рассказы других были сходны с теми, что можно прочитать в бестселлерах вроде «Небеса реальны»: время убыстрялось или замедлялось (27 человек), они испытывали умиротворение (22), отделение сознания от тела (13), радость (9), видели яркий свет или золотистую вспышку (7). Некоторые (точное количество не приводится) сообщили о неприятных ощущениях: им было страшно, казалось, что они тонут или что их куда-то несет глубоко под водой, а один человек увидел «людей в гробах, которые закапывали в землю вертикально».

Парниа и его соавторы написали в медицинском журнале Resuscitation («Реанимация»), что их исследование дает возможность продвинуться в понимании того разнообразного ментального опыта, который, вероятно, сопутствует смерти после остановки кровообращения. По мнению авторов, следующим шагом должно стать изучение того, влияет ли - и если да, то как - этот опыт, который большинство исследователей называет околосмертными переживаниями (Парниа предпочитает формулировку «переживания после смерти»), на выживших пациентов после выздоровления, не вызывает ли он когнитивных проблем или посттравматического стресса. Что не исследовала команда AWARE, так это типичный эффект околосмертного переживания - усиливающееся ощущение того, что твоя жизнь имеет смысл и значение.

Об этом ощущении часто рассказывают пережившие клиническую смерть - а некоторые даже пишут целые книги. Мэри Нил, хирург-ортопед из Вайоминга, упомянула об этом эффекте, выступая в 2013 году перед большой аудиторией на симпозиуме «Переосмысление смерти» в Нью-Йоркской академии наук. Нил, автор книги «На небеса и обратно», рассказала о том, как 14 лет назад во время сплава на байдарке по горной реке в Чили она пошла ко дну. В тот момент Мэри ощутила, как душа отделяется от тела и взлетает над рекой. Мэри вспоминает: «Я шла по изумительно красивой дороге, ведущей к величественному зданию с куполом, откуда, я точно знала, возврата уже не будет, - и мне не терпелось поскорее до него добраться».

Мэри в тот момент была способна анализировать, насколько странными были все ее ощущения, она вспоминает, как гадала, сколько времени пробыла под водой (по меньшей мере 30 минут, как она узнала впоследствии), и утешала себя тем, что ее мужу и детям будет хорошо и без нее. Затем женщина почувствовала, как ее тело вытаскивают из байдарки, ощутила, что оба ее коленных сустава сломаны, и увидела, как ей делают искусственное дыхание. Она услышала, как один из спасателей зовет ее: «Вернись, вернись!». Нил вспоминала, что, услышав этот голос, ощутила «сильнейшее раздражение».

Кевин Нельсон, невролог из Университета Кентукки, принимавший участие в дискуссии, был настроен скептически - не к воспоминаниям Нил, которые признавал яркими и подлинными, а к их интерпретации. «Это не ощущения умершего человека, - сказал Нельсон во время дискуссии, возражая также и против точки зрения Парниа. - Когда человек испытывает такие ощущения, его мозг вполне жив и весьма активен». По мнению Нельсона, то, что ощутила Нил, могло объясняться так называемым «вторжением быстрого сна», когда та же активность мозга, которая свойственна ему во время сновидений, почему-то начинает проявляться в каких-либо других, не связанных со сном обстоятельствах - например, во время внезапного кислородного голодания. Нельсон полагает, что околосмертные переживания и ощущение отделения души от тела вызваны не умиранием, а гипоксией (кислородной недостаточностью) - то есть потерей сознания, но не самой жизни.

Есть и другие психологические объяснения околосмертных переживаний. В Университете Мичигана группа исследователей под руководством Джимо Борджигин измерила волны электромагнитного излучения мозга после остановки сердца у девяти крыс. Во всех случаях высокочастотные гамма-волны (те, что ученые связывают с мыслительной деятельностью) становились более сильными - и даже более четкими и упорядоченными, чем во время обычного бодрствования. Может быть, пишут исследователи, это и есть околосмертное переживание - повышенная активность сознания, возникающая в переходный период перед окончательной смертью?

Еще больше вопросов возникает при изучении уже упоминавшегося тукдама - состояния, когда буддийский монах умирает, однако еще неделю, а то и больше его тело не проявляет признаков разложения. Пребывает ли он при этом в сознании? Мертв он или жив? Ричард Дэвис из Университета Висконсина многие годы изучает неврологические аспекты медитации. Его все эти вопросы занимают давно - в особенности после того, как ему довелось увидеть монаха в тукдаме в буддийском монастыре Deer Park в Висконсине.

«Если бы я случайно зашел в ту комнату, я подумал бы, что он просто сидит, погруженный в глубокую медитацию, - говорит Дэвидсон, и в его голосе в телефонной трубке слышны нотки благоговения. - Его кожа выглядела абсолютно нормально, ни малейших признаков разложения». Ощущение, вызванное непосредственной близостью этого мертвого человека, способствовало тому, что Дэвидсон начал исследовать феномен тукдама. Он привез необходимое медицинское оборудование (электроэнцефалографы, стетоскопы и т. п.) на два полевых исследовательских пункта в Индии и обучил команду из 12 тибетских врачей проводить обследование монахов (начинать надлежало, когда те были бесспорно живы), чтобы выяснить, продолжается ли в их мозге какая-нибудь деятельность после смерти.

«Вероятно, многие монахи входят в состояние медитации, перед тем как умереть, и после смерти оно каким-то образом сохраняется, - делится размышлениями Ричард Дэвидсон. - Но как это происходит и чем это можно объяснить, ускользает от нашего обыденного понимания».

Исследование Дэвидсона, основанное на принципах европейской науки, ставит целью добиться иного, более тонкого, понимания проблемы, понимания, которое могло бы пролить свет не только на то, что происходит с монахами в тукдаме, но и с любым человеком, пересекающим границу между жизнью и смертью.

Обычно разложение начинается практически сразу после смерти. Когда мозг перестает функционировать, он теряет способность поддерживать равновесие всех других систем организма. Поэтому для того, чтобы Карла Перес продолжала вынашивать ребенка, после того как ее мозг прекратил работать, команде из ста с лишним врачей, медсестер и других сотрудников больницы пришлось выступить в роли своего рода дирижеров. Они круглые сутки отслеживали показания приборов, измерявших артериальное давление, функцию почек и баланс электролитов, и постоянно вносили изменения в состав жидкостей, вводимых пациентке через катетеры.

Но, даже выполняя функции погибшего мозга Перес, врачи не могли воспринимать ее как мертвую. Все без исключения относились к ней так, словно она была в глубокой коме, и, входя в палату, здоровались, называя пациентку по имени, а уходя - прощались.

Отчасти они вели себя так, уважая чувства родных Перес, - врачам не хотелось создавать впечатление, будто они относятся к ней как к «контейнеру для младенца». Но иногда их поведение выходило за рамки обычной вежливости, и становилось понятно, что люди, ухаживающие за Перес, на самом деле относятся к ней как к живой.

Тодд Ловгрен, один из руководителей этой команды медиков, знает, что такое потерять ребенка - его дочери, погибшей в раннем детстве, старшей из пяти его детей, могло бы исполниться двенадцать лет. «Я не уважал бы себя, если бы не относился к Карле как к живому человеку, - сказал он мне. - Я видел молодую женщину с лаком на ногтях, мать расчесывала ей волосы, у нее были теплые руки и пальцы на ногах… Функционировал ее мозг или нет, я не думаю, что она перестала быть человеком».

Говоря скорее как отец, а не как врач, Ловгрен признается: ему казалось, будто что-то от личности Перес по-прежнему присутствует на больничной койке - даже несмотря на то, что после контрольной компьютерной томографии он знал: мозг женщины не просто не функционирует; значительные его участки начали отмирать и распадаться (Тем не менее доктор не стал проводить тест на последний признак смерти мозга, апноэ, так как опасался, что, отключив Перес от аппарата искусственного дыхания даже на несколько минут, он мог причинить вред плоду).

18 февраля, через десять дней после инсульта Перес, обнаружилось, что ее кровь перестала нормально сворачиваться. Стало понятно: отмирающие ткани мозга проникают в кровеносную систему - еще одно свидетельство в пользу того, что она уже не поправится. К тому времени плоду было 24 недели, так что врачи приняли решение перевести Перес из главного кампуса назад, в отделение акушерства и гинекологии Методистской больницы. Им удалось на время справиться с проблемой свертывания крови, однако они были готовы сделать кесарево сечение в любой момент - как только станет понятно, что медлить нельзя, как только даже видимость жизни, которую им удавалось поддерживать, начнет исчезать.

По мнению Сэма Парниа, смерть в принципе обратима. Клетки внутри организма человека, говорит он, обычно не умирают сразу вместе с ним: некоторые клетки и органы могут оставаться жизнеспособными в течение нескольких часов и, может быть, даже дней. Вопрос о том, когда можно объявить человека мертвым, иногда решается в соответствии с личной точкой зрения врача. В годы его учебы, говорит Парниа, массаж сердца прекращали делать через пять-десять минут, полагая, что по истечении этого времени мозг все равно непоправимо пострадает.

Однако ученые-реаниматологи нашли способы предотвращать смерть мозга и других органов даже после остановки сердца. Они знают, что этому способствует понижение температуры тела: Гарделлу Мартину помогла ледяная вода, а в некоторых реанимационных отделениях каждый раз перед началом массажа сердца пациента охлаждают специально. Ученым также известно, насколько важны упорство и настойчивость.

Сэм Парниа сравнивает реаниматологию с аэронавтикой. На протяжении всей истории человечества казалось, что люди никогда не будут летать, и тем не менее в 1903 году братья Райт поднялись в небо на своем аэроплане. Поразительно, отмечает Парниа, что от того первого полета, продолжавшегося 12 секунд, до высадки на Луне прошло всего 66 лет. Он полагает, что подобные успехи могут быть достигнуты и в реаниматологии. Что же касается воскрешения из мертвых, думает ученый, то здесь мы пока находимся на стадии первого аэроплана братьев Райт.

И все же врачи уже способны отвоевывать жизнь у смерти удивительными, дарящими надежду способами. Одно такое чудо произошло в штате Небраска в канун Пасхи, ближе к полудню 4 апреля 2015 года, когда с помощью кесарева сечения в Методистской женской больнице был рожден мальчик, получивший имя Анхель Перес. Анхель появился на свет потому, что врачи смогли поддерживать жизнедеятельность организма его матери, чей мозг был мертв, на протяжении 54 дней - достаточный срок, чтобы плод смог развиться в маленького, но вполне нормального - удивительного в своей нормальности - новорожденного весом 1300 граммов. Этот ребенок и оказался тем чудом, о котором молились его бабушка с дедушкой.

Начало ХХI столетия — было опубликовано исследование, которое провел Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парин из Центральной клиники Саутгемптона. Исследователи получили неопровержимые доказательства того, что человеческое сознание не зависит от деятельности мозга и не перестает жить, когда все процессы в мозге уже остановились.

В рамках эксперимента, учеными были изучены истории болезни и лично опрошены 63 кардиологических больных, которые пережили клиническую смерть. Выяснилось, что 56 возвратившихся с того света не помнили ничего. Они лишились сознания и пришли в себя в больничной палате. Но семеро пациентов сохранили четкие воспоминания о пережитом . Четверо утверждали, что их охватило чувство спокойствия и радости, ускорилось течение времени, ощущение своего тела не исчезало, настроение улучшилось, даже стало возвышенным. Потом появился яркий свет, как свидетельство перехода в иной мир. Немного позднее появились мифические существа, которые были похожи на ангелов или святых. Пациенты находились в течении некоторого времени в ином мире, а после возвратились в нашу реальность.

Отметим, что эти люди вовсе не были набожны. К примеру, трое сказали, что вообще не посещают церковь. Следовательно, объяснить такого рода сообщения религиозным фанатизмом не выйдет.

Но сенсационным в исследовании ученых было вовсе другое. Тщательно изучив медицинскую документацию пациентов, врачи вынесли вердикт – сложившееся мнение о прекращении работы головного мозга из-за дефицита кислорода ошибочно. Ни у кого из побывших в состоянии клинической смерти не зафиксировали существенного понижения содержания живительного газа в тканях центральной нервной системы.

Ошибочной была и еще одна гипотеза: будто видение может вызвать нерациональная комбинация медикаментов, применяемых во время реанимации. Все было сделано строго по стандарту.

Сэм Парина уверяет, что приступал к эксперименту, как скептик, но сейчас уверен на все сто — «тут что-то есть». «Опрошенные переживали свои невероятные состояния в то время, когда мозг уже не функционировал и потому был не способен воспроизводить какие-то воспоминания».

По мнению британского ученого, человеческое сознание не является функцией мозга. А раз это так, поясняет Питер Фенвик, «сознание вполне способно продолжать свое существование и после смерти физического тела».

«Когда мы проводим исследования мозга, — писал Сэм Парина, — то ясно видно: клетки мозга по своему строению в принципе не имеют отличий от остальных клеток организма. Они так же вырабатывают белок и другие химические вещества, но они не способны создать субъективные мысли и образы, которые мы определяем как сознание человека. В конце концов, наш мозг необходим нам только как приемник-преобразователь. Он работает как некий «живой телевизор»: вначале воспринимает волны, попадающие в него, а после преобразует их в изображение и звук, из которых складываются целостные картины».

Позднее, в декабре 2001 г., трое ученых из госпиталя Рийенстэйт (Голландия) под началом Пима Ван Ломмеля провели самое масштабное на сегодня исследование людей, которые пережили клиническую смерть. Результаты опубликовали в статье «Около-смертельный опыт выживших» после остановки сердца: целенаправленное изучение специально сформированной группы в Нидерландах в британском медицинском журнале «Ланцет». Голландские исследователи пришли к аналогичным выводам, что и их британские коллеги из Саутгемптона.

Основываясь на статистических данных, полученных за десятилетие, исследователями было установлено: видения посещают далеко не всех, переживших клиническую смерть. Лишь 62 пациента (18 %) из 344, перенесших 509 реанимаций, сохранили четкие воспоминания о пережитом околосмертном опыте».

  • Во время клинической смерти больше половины пациентов испытывали положительные эмоции.
  • Осознание факта собственной смерти было отмечено в 50 % случаев.
  • В 32 % происходили встречи с умершими людьми.
  • О прохождении сквозь тоннель рассказывали 33 % умиравших.
  • Картины инопланетного ландшафта видели почти столько же реанимированных.
  • Феномен выхода из тела (когда человек смотрит на себя со стороны) испытали 24 % опрошенных.
  • Ослепительную вспышку света зафиксировали такое же число возвращенных к жизни.
  • В 13 % случаев реанимированные наблюдали проносящиеся чередой картины прожитой жизни.
  • Рассказывали о видении границы между миром живых и мертвых, меньше 10 % опрошенных.
  • Ни кто из переживших клиническую смерть не сообщил об устрашающих или неприятных ощущениях.
  • Особо впечатляет тот факт, что о визуальных впечатлениях говорили слепые от рождения люди, они буквально дословно повторяли повествования зрячих.

Небезынтересным будет заметить, что несколько ранее доктор Ринг из Америки делал попытки выяснить содержание предсмертных видений слепых от рождения. Он вместе с коллегой Шэрон Купер записал свидетельства 18 человек, слепых, которые по каким-то причинам оказались в состоянии “временной смерти”.

По свидетельствам опрошенных, предсмертные видения были для них единственной возможностью понять, что значить «видеть».

Одна из реанимированных Вики Юмипег пережила « » в госпитале. Вики откуда-то сверху смотрела на свое тело лежавшее на операционном столе, и на бригаду врачей, проводивших реанимационные мероприятия. Так она впервые увидала и поняла, что такое свет.

Слепой от рождения Мартин Марш, испытавший похожие предсмертные видения, запомнил больше всего разнообразие красок окружающего мира. Мартин уверен, что посмертный опыт помог ему понять, каким видят мир зрячие люди.

Но возвратимся к исследованиям ученых из Голландии. Ими была поставлена цель точно определить, когда людей посещают видения: во время клинической смерти или в период работы мозга. Ван Ламмель с коллегами заявляют, что это им удалось сделать. Заключение исследователей — видения наблюдаются именно во время «отключения» центральной нервной системы. В результате чего, было показано, что сознание существует в независимости от работы головного мозга.

Пожалуй, наиболее удивительным Ван Ламмель считает случай, зафиксированный одной из его коллег. Пациента, доставили в реанимацию. Реанимационные мероприятия были безуспешны. Мозг погиб, энцефалограмма выдавала прямую линию. Было решено применить интубацию (ввести в гортань и трахею трубку для искусственной вентиляции и восстановления проходимости дыхательного пути). Во рту пациента стоял зубной протез. Врач достал его и положила в ящик стола. Через полтора часа у больного возобновилось сердцебиение и пришло в норму кровяное давление. А спустя неделю, когда та же врач зашла в палату, реанимированный заявил ей «Вы знаете, где мой протез! Вы вытащили мои зубы и положили их в выдвижной ящик столика на колесах!». При тщательном опросе выяснилось, что прооперированный наблюдал себя сверху лежащим на операционном столе. Он в подробностях описал палату и действия медиков во время своей смерти. Человек очень боялся, что врачи прекратят его оживлять, и всячески пытался дать понять им, что он жив…

Свою уверенность в том, что сознание способно существовать отдельно от мозга, голландские ученые подтверждают чистотой экспериментов. Для исключения возможность появления так называемых ложных воспоминаний (случаи, когда человек, услыхав от других рассказы о видениях при клинической смерти, вдруг «вспоминает» то, чего сам не переживал), религиозного фанатизма и других подобных случаев, ученые тщательно изучили все факторы, которые способны оказать влияние на отчеты пострадавших.

Все опрашиваемые были психически здоровы. Это были мужчины и женщины в возрасте от 26 до 92 лет, имеющие различный уровень образования, верующие и не верящие в Бога. Одни ранее слыхали о «посмертном опыте», другие — нет.

Общие выводы исследователей из Голландии таковы:

  • Посмертные видения у человека появляются во время приостановки работы головного мозга.
  • Их невозможно объяснить недостатком кислорода в клетках центральной нервной системы.
  • На глубину «околосмертных переживаний» большое влияние оказывают пол и возраст человека. Женщины как правило испытывают более сильные ощущения, чем мужчины.
  • Большинство реанимированных, которые имели более глубокий «посмертный опыт», погибали в течение месяца после реанимационных мероприятий.
  • Опыт умирания слепых от рождения не отличаются от впечатлений зрячих.

Все вышесказанное дает основания утверждать, что в настоящий момент ученые вплотную подошли к научному обоснованию бессмертия души.

Нам же остается сделать самую малость осознать, что смерть – это только пересадочная станция на границе между двух Миров, и побороть страх перед ее неизбежностью.

Возникает вопрос: куда же попадает душа после смерти человека?

«Если вы умерли, прожив неправедную жизнь, то в ад не попадете, а вечно будете находиться на земном плане в наихудшие периоды человечества. Если же ваша жизнь была безупречна, то и в этом случае окажетесь на Земле, но в век, где нет места насилию и жестокости».

Это мнение французского психотерапевта Мишеля Лерье, автора книги «Вечность в прошлой жизни». В этом он убедился благодаря многочисленным интервью и гипнотическим сеансам с людьми, побывавшими состоянии клинической смерти.

Человеческая натура никогда не сможет смириться с тем, что бессмертие – невозможно. Тем более, что бессмертие души для многих является бесспорным фактом. А совсем недавно ученые обнаружили доказательства того, что физическая смерть не является абсолютным концом человеческого существования и за границами жизни все-таки что-то есть.

Можно представить, как такое открытие обрадовало людей. Ведь смерть, как и рождение, самые загадочные и неизведанные состояния человека. С ними связано очень много вопросов. Например, почему человек рождается и начинает жизнь с чистого листа, почему умирает и т.д.

Человек всю свою сознательную жизнь пытается обмануть судьбу, чтобы продлить свое существование на этом свете. Человечество пытается вычислить формулу бессмертия, чтобы понять, а синонимы ли слова «смерть» и «конец».

Ученые обнаружили доказательства, что жизнь после смерти существует

Однако последние исследования свели в одно целое науку и религию: смерть – это не конец. Ведь только за гранью жизни человек может открыть для себя новую форму бытия. Более того, ученые уверены, что каждый человек может вспомнить свою прошлую жизнь. А это значит, что смерть – не есть конец, и там, за чертой, есть другая жизнь. Неизвестная человечеству, но жизнь.

Однако если переселение душ существует, значит, человек должен помнить не только все свои предыдущие жизни, но и смерти, тогда как этот опыт сможет пережить далеко не каждый.

Феномен переноса сознания из одной физической оболочки в другую уже много веков будоражит умы человечества. Первые упоминания о перевоплощениях встречаются в ведах – древнейших священных писаниях индуизма.

Согласно ведам, любое живое существо пребывает в двух материальных телах – в грубом и в тонком. И функционируют они только благодаря присутствию в них души. Когда грубое тело окончательно изнашивается и становится непригодным, то душа покидает его в другом - тонком теле. Это и есть смерть. А когда душа находит новое и подходящее для себя по складу ума физическое тело, происходит чудо рождения.

Переход из одного тела в другое, более того, перенос одних и тех же физических дефектов из одной жизни в другую подробно описал известный психиатр Ян Стивенсон. Загадочный опыт реинкарнации он начал изучать еще в шестидесятые годы прошлого столетия. Стивенсон проанализировал более двух тысяч случаев уникального перевоплощения в разных концах планеты. Проводя исследования, ученый пришел к сенсационному выводу. Оказывается, те, кто пережил реинкарнацию, в своих новых воплощениях будут обладать теми же дефектами, что и в прошлой жизни. Это могут быть шрамы или родинки, заикание или другой дефект.

Невероятно, но выводы ученого могут означать только одно: после смерти всем суждено родиться снова, но в другом времени. Более того, треть детей, истории которых изучал Стивенсон, имели врожденные дефекты. Так, мальчик с грубым наростом на затылке под гипнозом вспомнил, что в прошлой жизни его зарубили топором. Стивенсон нашел семью, где когда-то действительно жил человек, убитый топором. И характер его раны был словно выкройкой для рубца на голове мальчика.

Другой ребенок, родившийся будто с обрубленными пальцами на руке, поведал, что получил травму на полевых работах. И снова нашлись люди, подтвердившие Стивенсону, что однажды в поле от потери крови умер мужчина, который угодил пальцами в молотилку.

Благодаря исследованиям профессора Стивенсона сторонники теории переселения душ считают реинкарнацию научно доказанным фактом. Более того, они утверждают, что практически каждый человек в силах просмотреть свои прошлые жизни даже во сне.

А состояние дежавю, когда неожиданно появляется ощущение, что где-то с человеком это уже происходило, вполне может быть вспышкой памяти о предыдущих жизнях.

Первое научное объяснение того, что жизнь не заканчивается с физической смертью человека, дал Циолковский. Он утверждал, что абсолютная смерть невозможна, потому что жива Вселенная. А души, покинувшие тленные тела, Циолковский описывал как неделимые атомы, блуждающие по Вселенной. Это была первая научная теория о бессмертии души, по которой смерть физического тела отнюдь не означает полное исчезновение сознания умершего человека.

Но современной науке одной веры в бессмертие души, конечно, недостаточно. Человечество по-прежнему не соглашается с тем, что физическая смерть непобедима, и усиленно ищет оружие против нее.

Доказательством жизни после смерти для некоторых ученых является уникальный опыт крионики, когда человеческое тело замораживают и содержат в жидком азоте до тех пор, пока не будут найдены методики для восстановления любых поврежденных клеток и тканей в организме. А последние исследования ученых доказывают, что такие технологии уже найдены, правда, в открытом доступе есть лишь малая часть этих разработок. Результаты главных исследований хранятся под грифом «секретно». О таких технологиях еще десять лет назад можно было лишь мечтать.

Сегодня наука уже может замораживать человека, чтобы в нужный момент оживить, создает управляемую модель робота-Аватара, но вот как переселить душу, еще не представляет. А это значит, что в один момент человечество может столкнуться с огромной проблемой – созданием бездушных машин, которые никогда не смогут заменить человека.

Поэтому сегодня, уверены ученые, крионика – единственный метод для возрождения человеческой расы.

В России им воспользовались только три человека. Они заморожены и дожидаются будущего, еще восемнадцать заключили контракт на крионирование после смерти.

О том, что смерть живого организма можно предотвратить с помощью заморозки, ученые задумались несколько веков назад. Первые научные эксперименты по замораживанию животных проводились еще в семнадцатом веке, но только спустя триста лет, в 1962-м году американский физик Роберт Этинджер наконец пообещал людям то, о чем они мечтали в течение всей истории человечества – бессмертие.

Профессор предложил замораживать людей сразу после смерти и хранить их в таком состоянии до тех пор, пока наука не найдет способ воскрешать умерших. Тогда замороженных можно будет отогреть и оживить. По мнению ученых, у человека сохранится абсолютно все, это будет все тот же человек, который был до смерти. А с душой его произойдет то же самое, что с ней происходит в больнице, когда больного реанимируют.

Останется только решить, какой возраст вписывать в паспорт нового гражданина. Ведь воскрешение может произойти как через двадцать, так и через сто или двести лет.

Знаменитый генетик Геннадий Бердышев предполагает, что на разработку подобных технологий понадобится еще лет пятьдесят. Но в том, что бессмертие – реальность, ученый не сомневается.

Сегодня Геннадий Бердышев построил у себя на даче пирамиду, точную копию египетской, но из бревен, в которой он собирается сбрасывать свои годы. По словам Бердышева, пирамида – это уникальная лечебница, в которой останавливается время. Ее пропорции строго рассчитаны по древнейшей формуле. Геннадий Дмитриевич заверяет: достаточно пятнадцать минут в день проводить внутри такой пирамиды, и годы начнут обратный отсчет.

Но пирамида – не единственный ингредиент рецепта долголетия от этого именитого ученого. О секретах молодости он знает если не все, то почти все. Еще в 1977-м году он стал одним из инициаторов открытия в Москве Института ювенологии. Геннадий Дмитриевич руководил группой корейских врачей, которые омолаживали Ким Ир Сена. Он даже смог продлить жизнь корейского лидера до девяноста двух лет.

Еще несколько веков назад продолжительность жизни на Земле, например, в Европе, не превышала сорока лет. Современный человек в среднем живет шестьдесят-семьдесят лет, но и этого времени катастрофически мало. А в последнее время мнения ученых сходятся воедино: биологической программой человеку заложено жить минимум сто двадцать лет. В таком случае получается, что до своей настоящей старости человечество просто не доживает.

Некоторые специалисты уверены, что процессы, происходящие в организме в возрасте семидесяти лет, являются преждевременной старостью. Российские ученые первыми в мире вывели уникальное лекарство, которое продлевает жизнь до ста десяти или ста двадцати лет, а значит – лечит от старости. Содержащиеся в лекарстве пептидные биорегуляторы восстанавливают поврежденные участки клеток, и биологический возраст человека увеличивается.

Как говорят реинкарнационные психологи и терапевты, прожитая жизнь человека связана с его смертью. Например, человек, не верящий в Бога и ведущий совершенно «земную» жизнь, а значит, боящийся смерти, большей часть не осознает, что он умирает, а после смерти оказывается в «сером пространстве».

При этом душа сохраняет память обо всех своих прошлых воплощениях. И этот опыт накладывает отпечаток на новую жизнь. И разобраться с причинами неудач, проблем и болезней, с которыми люди часто не могут справиться самостоятельно, помогают тренинги по воспоминанию из прошлых жизней. Специалисты говорят, что увидев свои ошибки в прошлых жизнях, люди в настоящей жизни начинают более осознанно относиться к своим решениям.

Видения из прошлой жизни доказывают, что во Вселенной есть огромное информационное поле. Ведь закон о сохранении энергии говорит, что ничто в жизни никуда не исчезает и не появляется из ничего, а только переходит из одного состояния в другое.

Это означает, что после смерти каждый из нас превращается в нечто вроде сгустка энергии, несущей в себе всю информацию о прошлых воплощениях, которая затем снова воплотиться в новую форму жизни.

И вполне возможно, что когда-нибудь нам доведется родиться в ином времени и в ином пространстве. А вспомнить прошлую жизнь полезно не только для того, чтобы вспомнить былые проблемы, но и задуматься о своем предназначении.

Смерть все еще сильнее жизни, но под давлением научных разработок ее оборона слабеет. И кто знает, может наступить время, когда смерть откроет нам дорогу в другую – вечную жизнь.

Похожие публикации