Где находится храм святителя николая в толмачах. Храм святителя николая в толмачах при государственной третьяковской галерее

Вконтакте

Храм святителя Николая в Толмачах - храм-музей в Замоскворечье, домовая церковь при Третьяковской галерее.

Lodo27 from Moscow, Russia , GNU 1.2

Храм стал первым в России домовым храмом-музеем, которому выпала честь хранить такие Святыни России, как Владимирская икона Богоматери (находится постоянно в храме) и Святая Троица преподобного Андрея Рублева (приносится в храм на праздник Святой Троицы).

История


http://the-mostly.narod.ru/MOSCOW/moscow_32.html (from a album of N. A. Naydenov) , CC BY-SA 3.0
  • 1625: Первое упоминание о деревянной «Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтечь, что за Москвою-рекою в Толмачах» обнаружено в Приходской книге Патриаршего приказа.
  • 1697: возведен каменный храм, его автор - «гость» Лонгин Добрынин, прихожанин церкви Воскресения в Кадашах. Главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский перенесен в трапезную.
  • С 1697 по 1770 гг. церковь в деловых бумагах и книгах именовалась «Сошественскою», а затем стала опять прописываться «Николаевской».
  • 1770: в трапезной сооружен Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И. М. Демидова
  • 1834: перестроена трапезная по проекту архитектора Ф. М. Шестакова по прошению прихожан и «согласно с мыслию Митрополита Филарета», и возведена новая колокольня.
  • 1855: настоятелем храма назначен Василий Петрович Нечаев
  • 1856: обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы в том числе Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями.
  • 1889: в храм назначен священником Дмитрий Фёдорович Косицын.
  • 1902: настоятелем храма стал Михаил Павлович Фивейский.
  • в июне 1919 года прихожане избрали настоятелем храма Илью Николаевича Четверухина
  • 1929: храм закрыт
  • 1993: богослужения возобновлены
  • 8 сентября 1996 года главный престол храма освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
  • 1997: завершена реконструкция (заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена настенная живопись).

Синодик храма

  • Павел Михайлович Третьяков - прихожанин храма, основатель картинной галереи

Русской Православной Церковью в XXI веке были канонизированы:

  • старец Алексий Зосимовский (1846-1928) - Фёдор Соловьёв, прослуживший в храме дьяконом 28 лет
  • мученик Николай Рейн (1892-1937) - прихожанин храма
  • Илия Четверухин (1886-1932) - последний настоятель храма перед его закрытием в 1929 году.

Современное состояние

Относится к Москворецкому благочинию Московской городской епархии. Настоятель храма - протоиерей Николай Соколов.


PereslavlFoto , CC BY-SA 3.0

Киот для иконы Владимирской Богоматери по предложению протоиерея Николая Соколова выполнили В. В. Аксёнов и В. А. Пантелеев.

В богослужебное время храм открыт для верующих, а в остальное время (ежедневно, кроме понедельника, с 12 до 16 часов) является одним из залов Третьяковской галереи.

Экспонаты

В храме в специально оборудованной витрине хранится величайшая русская святыня и всемирно известное произведение искусства, гордость собрания Государственной Третьяковской галереи – икона «Богоматерь Владимирская» (XII век).


Государственная Третьяковская галерея, Москва , CC BY-SA 3.0

Временное нахождение (на праздник Святой Троицы) - иконы «Троица» Андрея Рублёва.

Здесь также находятся другие экспонаты из коллекции Государственной Третьяковской Галереи: заалтарные кресты, литургическая утварь (Мастер «М. О.» Потир, 1838); иконы главного и боковых иконостасов «Святитель Николай», «Сошествие Святого Духа на апостолов».

Ссылки

Фотогалерея

Деревянная церковь Николая в Толмацкой слободе известна с начала XVII века. В Приходной книге Патриаршего приказа за 1625 год она называется «церковью великаго Чудотворца Николы, да в приделе Иван Предтеча, что за Москвой-рекой в Толмачах». Это лишь первое документальное упоминание храма, но точную дату постройки назвать сложно. Известно, что в 1657 году ей выделили землю под новое кладбище, потому что на прежнем уже не хватало места. Можно предположить, что раз приход был настолько большим, то и церковь появилась задолго до 1625 года. Престол храма был освящен в честь великого предстателя и покровителя Руси – Николая Чудотворца.

Татары, составлявшие значимую часть населения Толмачевской слободы, называли этого святого «русским Богом» – так много Никольских храмов было в Москве. Одно их перечисление заняло бы не один абзац. Упомяну лишь замоскворецкие: в Голутвине, в Заяицком, в Кузнецах, в Пыжах, на Берсеневке, в Пупышах. И еще часовня Николая Чудотворца у Каменного моста. Святой Николай жил на рубеже III и IV веков и был епископом в городе Миры в Малой Азии. Он прославился многими подвигами при жизни, но больше чудес произошло после его смерти. Нет на свете ни одной земли христианской, в которой бы не свершились чудеса святого Николая.

Существует множество житий святителя, описывающих земную жизнь Николая и чудеса по его успении. «Прииди в Русь и виждь, яко несть града, ни села, идеже не быша чудеса многа умножена святаго Николы», – пишет киевский книжник XI века. Чем объясняется столь сильное почитание на Руси архиепископа из греческого города Миры области Ликийской? Потомок Кия, легендарный князь Аскольд был одним из первых, кто принял крещение на Руси. Некоторые историки и исследователи считают, что и само Крещение Руси произошло не в 989 году, а на 133 года раньше – в 856-м. Князья Аскольд и Дир пошли походом на незащищенный Константинополь.

От неминуемой страшной гибели город спасло чудо, случившееся по молитве патриарха Фотия: налетевший неожиданно шторм разбил в щепки большую часть русских кораблей. Аскольд и Дир, пораженные этим чудом, крестились в Константинополе вместе со всем своим войском. В истории это событие называют «Аскольдово» Крещение Руси. Когда князья вернулись в Киев, их встретили недовольные горожане: мало того что Константинополь не захватили, так еще и в христианство перешли. Князь-язычник Олег решил захватить власть в Киеве, и православные князья Аскольд и Дир мешали ему. Лаврентьевская летопись повествует:

«И рече Олег к Асколодови и Дирови: «Вы неста князя, ни роду княжа, но аз есмь роду княжа». И вынесоша Игоря: «съ есть сын Рюриков». И оубиша Асколод и Дира, и несоша на гору и погребша и на горе, еже ся ныне завет Оугорское, где ныне Олмин двор; на тои могиле поставил божницю святого Николы, а Дирова могила за святаго Ориною». Аскольд в крещении принял имя Николай, поэтому на его могиле и была поставлена церковь иколы. Храм этот, по преданию, построили по повелению православной княгини Ольги. Получается, первый христианин на Руси носил имя Николай, а первая русская церковь была освящена в честь Мирликийского чудотворца.

В начале XI века в Киеве уже существовал Николаевский монастырь. В Софии Киевской долгое время хранилась чудотворная икона «Никола Мокрый», написанная в память о первом чуде святителя на Руси – дивном спасении младенца, утонувшего в Днепре. С тех самых пор не оставлял нашу страну святой Никола и всегда был заступником и молитвенником земли Русской. Николай был одновременно покровителем властителей, князей и заступником за простых людей во всех бедах и скорбях. Огромное количество пословиц, поговорок и песен ему посвящено. Каждый год 6 декабря – в день памяти святителя – мальчики ходили по домам, славили святого и пели в честь него особые стихи:

Микола, Микола святитель,
Можайский, Зарайский,
Морям проходитель,
Землям исповедник…
А ему, свету, слава,
Слава – держава,
Во всю его землю,
Во всю подселенну,
Слава до ныне
И века, аминь.

Так что нет ничего удивительного в том, что столько храмов в Москве освящено в честь святителя Николая Мирликийского. В конце XVII века к приходу церкви Николы в Толмачах были приписаны жители богатой Кадашевской слободы. Новыми прихожанами храма стали гости – отец и сын Кондратий и Лонгин Добрынины. «Гостями» на Руси называли купцов, занимавшихся торговлей с другими городами и странами. Благодаря гостям появились и гостиные дворы. Из-за возможности вести крупную торговлю гости были самыми богатыми купцами. Многие из них отличались набожностью, благочестием, твердой верой и возводили новые церкви во славу Господа.

Таковыми были и купцы Добрынины. Они в 1697 году выстроили на месте деревянной церкви Николая Чудотворца новый каменный храм, который состоял из двусветного четверика с декоративным пятиглавием, одностолпной трапезной и двухъярусной колокольни. Закомары церкви были украшены точно такими же декоративными раковинами с жемчужинами, как у Архангельского собора. По желанию храмоздателей главный престол стал Сошествия Святого Духа, а Никольский был перенесен в трапезную. В конце XVII века церковь именовалась по-разному: Иоанна Предтечи Ясовая (по приделу старой деревянной церкви), Духовская или Сошественская, что в Кадашеве.

В 1770 году прихожанка церкви Екатерина Демидова устроила придел Покрова. Она хотела, чтобы придел был освящен в честь иконы «Утоли моя печали», но в то время существовал запрет на освящение престолов во имя икон Богоматери. Поэтому Демидовой пришлось выбирать между Богородичными праздниками. По просьбе жертвовательницы в местном ряде иконостаса установили икону «Утоли моя печали» на самом почетном месте – слева от Царских врат. Тогда же был произведен крупный ремонт храма. После эпидемии чумы 1771 года прихожан и богатых благотворителей стало значительно меньше и благосостояние храма существенно сократилось.

В 1812 году произошло настоящее чудо: церковь Николы в Толмачах осталась невредимой в пожаре, хотя почти весь ее приход выгорел дотла. Веря в чудесную защиту Николы, жители слободы укрывались в церкви от огня. Покидая Москву, французы грабили храмы, наполненные золотом и серебром. Церковное имущество храма Николы в Толмачах было сохранено благодаря героической стойкости священника Иоанна Андреева. Он спрятал сокровища под полом и выдержал все пытки наполеоновских извергов. Вскоре отец Иоанн скончался от полученных ран. После изгнания французов Никольский храм был приписан к церкви Григория Неокесарийского.

Службы в Никольской церкви возобновились только в 1814 году. Через три года после одной из утренних служб в Покровском приделе священник нашел деревянный ковчег с частицами мощей святых, Ризы Господней и Ризы Богоматери. Этот ковчег стал главной святыней церкви Николы в Толмачах, защитившей приход от эпидемий 1830-40-х годов. В 1833 году старая колокольня немного наклонилась, а по стенам церкви пошли трещины. Храму потребовалась перестройка. Колокольня и трапезная были разобраны, и на их месте возведены в формах московского ампира новые по проекту архитектора Ф.М. Шестакова. В трапезной было устроено два симметричных придела.

Западный фасад выступил за красную линию, из-за чего усилилось доминирующее положение храма в застройке переулка. Внутри трапезная была отделана искусственным мрамором, который прекрасно сочетался с золочеными резными иконостасами и лепными карнизами. Настенная живопись тогда полностью отсутствовала. В церкви по-прежнему было три престола: главный Сошествия Святого Духа и два придельных – Святителя Николая и Покровский. На освящении Никольского придела присутствовал митрополит Московский Филарет, который произнес знаменитую проповедь «О пребывании благодати Божией в Церкви Христовой неотступно до скончания века».

Вскоре проявились недостатки искусственного мрамора, и в течение нескольких лет приходилось заниматься его вычинкой. В 1839 году забелили своды, а позже их покрыли живописью. Перестройка храма по проекту 1833 года завершилась лишь в 1858 году, когда в главном храме Сошествия Святого Духа растесали окна и двери, разобрали алтарь XVII века и на его фундаменте возвели новые апсиды с более высокими сводами. Стены и купол церкви были заново расписаны, и установлен новый пятиярусный золоченый иконостас – точная копия предыдущего. Особенно прихожанам нравилась роспись западной стены – сцена изгнания торговцев из храма.

Спаситель имел настолько скорбный и грозный вид, что всякий, находящийся в храме, и помыслить не мог вести себя непристойно. Новая стройная трехъярусная колокольня, возвышаясь над низенькими домами, сделалась одной из архитектурных доминант Замоскворечья, наряду с колокольней храма Воскресения в Кадашах и церковью Климента. В середине XIX века в приходе церкви Николы в Толмачах жили известные и богатые купцы: Булочкины, Козлинины, Медынцевы, Страховы, Чижовы и Шестовы. Благодаря их пожертвованиям храм богател, ризница пополнялась дорогой утварью, драгоценными окладами и красивыми облачениями.

Денис Дроздов

Эта Церковь располагается рядом с Третьяковской Галереей - одним из главных музеев страны. Вернее, даже, не рядом, а на самой территории музея, поэтому иногда эту церковь называют храмом в Третьяковской галерее.

Третьяковская галерея: храм

Формально - это домовый храм, что очень необычно. Потому что, как правило, под домовыми церквями подразумеваются те, которые располагаются внутри зданий (например, больниц или вокзалов) - то есть, обычные помещения, переоборудованные или изначально оформленные, как храм: алтарь, иконостас.

Реже встречаются домовые храмы в виде крошечных церквушек на территории, допустим, богатых усадеб. Но церковь у Третьяковской галереи - редкий случай, когда домовым является самый обычный по архитектуре храм. Он, в общем-то и есть, и был всегда обычной приходской церковью формально домовой она сейчас считается, потому что здание принадлежит Третьяковской Галерее располагается, как мы уже сказали, на территории, которая относится к музею.

Храм у Третьяковской галереи освящен в честь Николая Чудотворца, и официально его название: храм Николая Чудотворца в Толмачах. Толмачи - так именовался долго время весь этот район. Как память об этом - Большой и Малый Толмачевские переулки, возле- или на которых расположена церковь.

Храм у Третьяковской Галереи, история

У храма Николы в Толмачах богатая история. Большой материал - настоящий исторический труд, - опубликовал об этом храме сайт pravoslavie.ru.

Сначала - как нередко бывает, - здесь располагалась деревянная церковь. В XVII веке на этом месте возвели каменный храм, который потом несколько раз достраивался и перестраивался.

В 1812 году эта церковь оказалась единственной в округе постройкой, которая уцелела во время «наполеоновского пожара». Уцелела, но затем полгода не действовала - потому в храм было некому ходить, жилые дома все сгорели.

Также церковь у Третьяковской галереи была закрыта в советское время - с 1929 года по 1993.

Вот, так она выглядела в 20-х:

А так - за некоторое время до того, как ее начали восстанавливать.

А так она выглядит сейчас:

С каждый стороны - совершенно иной, свой облик:

Красивая высокая колокольня, которая видная издалека.

Храм у Третьяковской Галереи: расписание богослужения, как добраться

Службы в церкви у Третьяковской Галереи служатся не каждый день. Но литургии по субботам и воскресениям - всегда. Начало - как правило в 9:00.

Добраться до храма Николы в Толмачах проще всего на метро: станция «Третьяковская» оранжевой или желтой веток. Пять минут пешком до Третьяковской Галереи.

Адрес храма: Малый Толмачевский переулок, дом.9.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Мы начинаем небольшую серию выпусков о храме-музее святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Об истории этой уникальной церкви, её внутреннем убранстве и пребывании в ней Владимирской иконы Пресвятой Богородицы рассказывают настоятель храма протоиерей Николай Соколов и заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталия Николаевна Шередега.

– Слева от меня вы видите купола храма святителя Николая в Толмачах, а мы сейчас находимся на его колокольне. И наш сегодняшний выпуск передачи «Хранители памяти» открывает небольшой цикл рассказов об этом храме.

Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее:

– Дорогие братья и сестры, все телезрители, кто сегодня смотрит нашу программу! Мы находимся в уникальном храме, который расположен почти в самом центре нашей столицы, города Москвы. Имя этой церкви – храм святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. В своем бытовании он насчитывает уже почти три с половиной столетия.

Впервые он упоминается в 1625 году, но был построен несколько раньше. Сначала здание было деревянное, затем каменное, потом перестраивалось. И сегодня храм предстоит перед нами после всех происшествий, связанных с событиями 1917 года и позже. Сейчас он во всей красе, как его видел Павел Михайлович Третьяков.

В 1856 году семья Третьяковых приобретает рядом с этим храмом усадьбу, и он становится приходским храмом. Павел Третьяков, его брат, мать и близкие друзья посещали этот храм постоянно. Есть место, отмеченное в церкви, где Павел Михайлович находился во время богослужения. Храм украшался, посещался первоиерархами Русской Православной Церкви.

Очень много внимания интерьеру храма и его украшению уделил святитель Филарет Московский (Дроздов), который ныне канонизирован. Он служил в этом храме, освящал престолы, по его эскизам делались росписи и украшения. Храм святителя Николая в Толмачах сегодня предстоит таким, каким он был в конце XIX -начале XX века. Но если мы придем сюда, то увидим, что здесь не все так, как было, а есть нечто совершенно новое.

Начиная с 1992 года храм получает статус первого в России действующего храма-музея. Это одновременно и храм Православной Церкви, и музей, который прилегает к Третьяковской галерее. Как только здесь была налажена коммуникация, создан определенный климат, установлена сигнализация, приборы для пожаротушения, то появилась возможность принести сюда все возможные иконы.

Часть из них была в храме еще до его закрытия. А часть – это совершенно новые иконы, но они здесь предстали в подлинном интерьере храма, для которого они и были написаны. Это пристенные иконостасы, а также второй, третий, четвертый и пятый ярусы центрального иконостаса. И сегодня церковь хранит многие иконы, начиная с XII - XIII веков и заканчивая некоторыми современными образами тех святых, которые прославились в XX веке, будучи служителями этого храма.

Это отец Илия Четверухин, который был последним настоятелем до закрытия храма святителя Николая в Толмачах, это старец, отец Алексий Зосимовский, который 28 лет был в этом храме диаконом, и затем ему Господь судил перед чудотворной иконой Владимирской Божией Матери вынуть жребий на служение Святейшему Патриарху Тихону. И еще мученик Николай Рейн, который тоже служил в этом храме.

Я упомянул сейчас великую святыню России – Владимирскую икону Божией Матери. Ничто не бывает в мире и жизни случайного. Старец Алексий Зосимовский, еще будучи здесь диаконом с именем Федор, очень почитал эту икону. После смерти супруги он принял монашество с именем Алексий, был рукоположен в иеромонаха и из этого храма направлен на служение в Московский Кремль, где, как он пишет в воспоминаниях, много раз и почти ежедневно молился перед чудотворным образом Владимирским.

Какие это были молитвы? О чем молился этот вдохновенный старец? Мы можем только догадываться. Но спустя десятилетия икона Владимирской Божией Матери попадает в Третьяковскую галерею, сохраняется там на протяжении всех смутных семидесяти лет.

И после завершения реконструкции храма на самом высоком уровне Святейшим Патриархом и президентом России было принято решение о том, что икона будет находиться в действующем храме. Куда именно ее поместить, еще не знали, и была возможность различных вариантов: Кремль, или Храм Христа Спасителя, который только начинался строиться, или какой-то другой московский храм.

После консультации и непростых дебатов было принято решение, что Владимирская икона Божией Матери остается в Третьяковской галерее. Но не просто в зале, а в действующем храме-музее. И сегодня мы с вами находимся в этом храме, где центральным образом является чудотворная икона Божией Матери «Владимирская», которая хранится здесь с 1999 года. Повторяю, это произошло, когда был полностью закончен ремонт, сделан иконостас и киот для иконы, тоже прошедший непростой путь, когда было подготовлено все необходимое, чтобы сохранять эту икону.

Было три или четыре варианта различных киотов. И, благодаря руководству завода полиметаллов, который тогда возглавлял Валерий Викторович Крюков, создан этот совершенно уникальный киот, который одновременно и хранит Владимирскую, и соблюдает необходимые параметры влажности, температуры, и независим от общего энергоснабжения. Он может находиться несколько суток без общего электричества. Это, конечно, уникальное изделие, которое позволяет нам сегодня видеть Владимирскую икону Божией Матери во всей ее дивной красоте. Потому что сегодня мы ее видим со всех сторон: и спереди, и с тыльной стороны, в окружении сонма икон, которые находятся в храме. Начиная с 1999 года перед ней непрестанно совершаются молитвы.

Храм является действующим, поэтому здесь по согласованию с дирекцией галереи происходят все необходимые службы, которые полагаются по уставу Церкви. И, начиная с полудня до вечера, храм работает как зал Третьяковской галереи. Храм-музей открыт ежедневно, кроме понедельника, и тысячи людей со всего православного мира (из России и из-за рубежа) приходят, чтобы помолиться перед дивным Владимирским образом.

Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– Это храм, с которым связана и судьба Замоскворечья, и судьба Павла Михайловича Третьякова, основателя Третьяковской галереи, и всего нашего музея, и очень многих святынь нашего отечества, в том числе собранных здесь из разграбленных и разоренных храмов и, наконец, ставших доступными не только как музейные экспонаты, но и как, в первую очередь, предметы жизни православного христианина.

Наш храм находится в Толмачах. Это Толмачевская слобода, рядом с Кадашевской слободой. Здесь издревле, с конца XVII века, находился храм сошествия Святого Духа, который имел придел святителя Николая. В XVII веке здание было отстроено, потом претерпевало изменения. Основная конструктивная система, в которой мы сейчас находимся, сложилась уже в середине XIX века.

Я хочу напомнить, что очень многие предметы культа и произведения искусства, которые сейчас перед нами, перешли сюда из самого древнего храма, на месте которого стоит нынешняя церковь Николы в Толмачах. В первую очередь это касается иконостаса. Он является сборным из икон, находившихся некогда в двух церквях. Пятиярусный иконостас восстановлен в соответствии с традицией.

Мы видим, в первом ярусе располагаются иконы святителя Николая, Богоматери, Спасителя и сошествия Святого Духа. Они – из собрания Третьяковской галереи, и принадлежали самому древнему храму, который был на этом месте. О том, что они были созданы в конце XVII века художником Салтановым специально по заказу устроителей этого храма, свидетельствуют надписи на иконах.

Верхние ряды икон созданы также очень известными художниками, в частности, это мастер Тихон Филатьев и его артель, мастера конца XVII века, которые писали эти иконы для церкви Рождества Богородицы на Полянке. После ее разграбления образа через мастерские попали в фонды Третьяковской галереи. А эти фонды в 30-40-е годы находились там, где находимся мы сейчас. Почему?

В 1929 году церковь святителя Николая в Толмачах была закрыта, были снесены главы и колокольни, и тело храма удалось чудом сохранить только потому, что в нем был устроен запас фонда древнерусского искусства Третьяковской галереи. Поэтому мы считаем себя как бы ответственными за то, что сохранили основу храма и привезенные сюда иконы. Из них был восстановлен иконостас.

Еще раз подчеркиваю, что храм был закрыт в 1929 году, а уже в 80-90-е годы при Юрии Константиновиче Королеве (это бывший директор Третьяковской галереи, знаменитый художник) началась работа по восстановлению храма Николы как храма-музея, который одновременно является действующей церковью со всей полнотой православной жизни и музеем. Потому что за все то, что находится здесь (исключая частные пожертвования), за все эти иконы ответственность несут хранители-реставраторы Третьяковской галереи, то есть мы работаем совместно.

Нам очень повезло. Мы работаем с замечательным настоятелем и замечательным составом священнослужителей, у нас замечательный хор певчих и помощников отца Николая, которые в дружбе и сотрудничестве с нами осуществляют общее дело хранения.

– В следующем выпуске мы продолжим рассказ о храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Похожие публикации