Чтобы улучшить свое произношение дикцию потренируйся. Дар с небес или результат упорных тренировок? Упражнения для работы над дикцией

6 6 731 0

Некоторые люди думают, что у них с дикцией нет никаких проблем и это действительно так. Однако, когда они приходят, например, устроиться на работу на телевидение или же ведущим на радио, то им сразу могут ответить, что для этого необходимо улучшить дикцию. Какими методами легко и быстро можно улучшить уровень дикции? Есть несколько способов, которые помогут решить эту проблему за короткий срок.

Вам понадобятся:

Первые шаги к убедительной речи

Чтобы разговаривать уверенно, красиво и благозвучно необходимо выполнить ряд некоторых упражнений. Первым делом требуется научиться хорошо и чётко произносить взрывные звуки. Конечно, если глухих согласных букв будет неслышно, то уже уровень дикции существенно опустится. За счёт того, что глухие звуки сами по себе, по своей структуре достаточно тихие и непонятные, их необходимо выговаривать намного лучше других гласных.

Например: пь, ть, кь.

Проговорите глухие звуки без голоса, но с очень большой активностью, как бы взрывая эти звуки. После проделанного упражнения произнесите те же звуки, но уже с голосом. Это можно сделать при помощи согласных букв, которые следуют за глухими.

Например, по, то, ко и т. д.

После проделанных упражнений подключайте звонкие гласные и шипящие.

Книга и чтение вслух - отличный помощник в усовершенствовании дикции

Второй и очень сильной ошибкой многих является неправильное произношение буквы «Г».

Кукушка кукушонку купила капюшон

Шепелявая речь – непростительная ошибка. Конечно, если у человека неправильно развит прикус или же имеется пирсинг в языке, то – это простительно. Однако, часто бывает так, что ни того, ни другого не наблюдается, соответственно виновником является слабый язык.

Чтобы решить данную проблему необходимо делать упражнения не только на шипящие звуки. Например, необходимо научиться точно и чётко произносить звук «С».

Также необходимо научиться расслаблять мышцы рта и напрягать язык. Сделать это можно так:

  1. улыбнуться так, чтобы было видно зубы;
  2. немного вытащить язык;
  3. ртом выдуть немного воздуха на кончик языка, чтобы услышать небольшой свист (такой свист похож на произношение буквы «С»).

Необходимо видеть свои ошибки напрямую

Хорошим упражнением является чтение и разговор перед зеркалом.

Необходимо это для того, чтобы вы сами видели свои ошибки и сами видели, как у вас работают мышцы рта. Если произносить звуки и слова, фразы перед зеркалом с усердной силой, то есть делать движения более пластичными и сильными, больше открывать рот и т.д, то со временем вы услышите, что уровень вашей дикции существенно вырос. А после подобных упражнений вам будет намного легче произносить те или иные звуки.

Используйте сторонние предметы

Делайте упражнения с посторонними предметами.

  • Например, можно набрать в рот небольших орехов и с орехами во рту говорить скороговорки, при этом хорошо произнося каждый звук.
  • Также можно воспользоваться, например, ручкой. Зажмите ручку губами или зубами, а после этого также само начинайте читать скороговорки.

Стоит учесть то, что с первого раз вряд ли получится, но не нужно опускать руки раньше времени. При длительных тренировках всё получится. К тому же первые разы не стоит сильно спешить.

Лучше произносить каждое слово в медленном темпе, но чётко и ясно.

Содержание:

Найти человека с хорошей дикцией сегодня непросто. Мало кто из нас обладает приятным голосом, умением произносить слова понятно и четко для окружающих людей, при этом не повышая голоса и не прибегая к способам усиления воздействия своей речи. На самом деле, развить свою речь несложно. Очень редко исключительные речевые данные даются человеку от природы, остальным же можно посоветовать только не жалеть сил и времени, работая над упражнениями для дикции.

Что такое хорошая дикция и для чего она нужна?

Под понятием «дикция» подразумевают отчетливое произнесение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Механизм, который производит звуки – это речевой аппарат, и очень часто его нарушения и дефекты становятся причиной того, что дикция речи человека отличается низким уровнем качества. Одной из основных причин недостаточного развития дикции считается малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. При этом слова произносятся недостаточно четко, глухо, а речь кажется «скомканной». Про такого человека говорят, что его дикция и выразительность речи имеет серьезный . Этот недостаток проявляется слишком сильно и требует немедленного принятия мер для исправления нынешней ситуации.

Если вы чувствуете, что ваша дикция далека от совершенства, то начинайте заниматься этим вопросом безотлагательно. Улучшение речи возможно: специально разработанные речевые упражнения помогут вам устранить недостатки произношения звуков. Вы можете найти все необходимое на сайте и начать этим заниматься. Задумываясь о том, как улучшить дикцию, помните, что только труд и внимательное выполнение предлагаемых упражнений помогут вам исправить . И сделать ее по-настоящему выразительной и приятной для окружающих.

Тщательная работа над дикцией очень скоро даст о себе знать. Вы увидите, что ваш круг общения заметно расширился – те, кто раньше избегал разговаривать с вами, уставая по сто раз переспрашивать и прислушиваться к невнятной речи, сегодня с удовольствием вступают в контакт, отдавая дань вашему красноречию. Вы перестанете бояться публичных выступлений, а речь с отличной дикцией позволит донести до аудитории смысл выступления и поспособствует ее запоминанию. Очень часто хорошая дикция речи способствует успешному продвижению по службе – человек, владеющий умением выступать публично, отлично подходит для высоких постов и руководящих должностей.

Если вы видите, что вашему ребенку необходима работа над дикцией, не затягивайте начало занятий, откладывая его на время и думая, что проблемы «перерастут» и исчезнут сами по себе. Дополнительные занятия по улучшению дикции помогут достичь сразу нескольких целей – улучшат речь, поднимут самооценку и успеваемость в школе, позволят найти новых друзей и избежать насмешек по поводу «каши во рту». Полученные навыки хорошей дикции речи сохранятся на всю жизнь и помогут в дальнейшей жизни, учебе в ВУЗе и построении благополучной карьеры на месте работы.

Упражнения по технике речи, может быть, и не самое весёлое из занятий, зато заниматься ими нужно всего 20 минут в день, более того, при этом можно ещё успеть что-нибудь приготовить, постирать или доехать на машине в другой район города. Как , так и упражнения для гласных звуков скоротают вам время ожидания и помогут обзавестись новыми знакомыми, ведь не секрет, что люди любопытны. Очень полезно проверять насколько вы продвинулись в развитии своей дикции, вступая в разговор, ведь качественное общение и есть ваша цель!

Старайтесь общаться как можно чаще с людьми!

Различные упражнения для её развития

1. Дыхание и осанка

1) Тренируем выдох

Расставьте ноги по ширине плеч, руки должны находиться на поясе. Сделайте медленный выдох через небольшое отверстие в плотно сжатых губах так, что бы вы ощущали сопротивление воздуха. При этом нужно проговаривать любое четверостишие. Также вы можете выполнять данное упражнение в сочетании с ходьбой, приседаниями, бегом и так далее.

2) Тренируем вдох

Наклонитесь вперед и сделайте вдох (спина должна быть прямой), далее, выпрямляясь назад, медленно выдыхайте воздух и тяните звуки «гим-м-м-». Вслед за этим упражнением необходимо выполнить еще одно: при закрытом рте, вдыхайте воздух носом, расширяя ноздри, а при выдохе похлопывайте по ним указательными пальцами.

3) Лягте, положите одну руку к себе на живот, а другую – на нижнюю часть грудной клетки

Сделайте основательный глубокий вдох (через нос). Живот должен выпячиваться вперёд, а грудная клетка – расширяться. После этого сделайте свободный (ни в коем случае не резкий) выдох, вернув живот и грудную клетку «на место».

4) Встаньте в естественную, ненапряженную позу, положите одну руку на грудь, чтобы ощутить вибрацию, а другую поднесите ко рту для проверки своего дыхания. Теперь попробуйте простонать на разные гласные: теплый выдох – стон («УУУУ») – теплый вдох.

Если вы все делаете правильно – у вас должно возникнуть ощущение зевка и свобода в области глотки.
Следующий этап аналогичен, только во время тихого стона нужно постараться его продлить и сделать ударение легким толчком диафрагмы внутрь, затем теплый выдох.

Также обязательно следует помнить, что речевое дыхание во многом зависит
от правильной осанки. Поэтому ежедневно практикуйте упражнение «книга на голове».

Сначала просто ходите в медленном темпе с книгой на голове, а затем обязательно дополните упражнение движениями рук и приседаниями.

Упражнения для дикции: «Книга на голове»

2. Артикуляция

Четкая артикуляция звуков речи (установка речевого аппарата в позицию, позволяющую образовать нужный звук) зависит от степенитренированности активных речевых органов — , .Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечной тренировки — артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц. Вы можете найти упражнения по на нашем сайте. Вкратце, вот некоторые из них:

1) опустите нижнюю челюсть вниз, медленно подвигав ею в разные стороны

2) не меняя положения челюсти, осторожно подвигайте ею вперед и назад

3) в положении стоя наклонитесь вперед, держа руки на груди и протяжно произнесите предельно низким голосом на выдохе гласные «у» и «о»

4) напрягите кончик языка при плотно закрытом рте и поочередно упирайтесь им сначала в левую, затем в правую щеку.
Далее проделайте то же самое, но уже с открытым ртом

5) растяните губы в улыбке с открытым ртом, двигая язык влево и вправо к уголкам рта.
При выполнении упражнения губы и челюсть остаются в неподвижном состоянии, а язык не скользит по нижней губе

6) проведите языком по нижнему и верхнему ряду зубов, пересчитывая каждый из них. Челюсть неподвижна, рот открыт в улыбке

Артикуляционная гимнастика позволит вам развить органы речевого аппарата

3. Произношение согласных и гласных звуков

После отработки четкости действий активных органов речи при помощи артикуляционной гимнастики следует перейти к формированию правильных навыков произношения отдельных гласных и согласных звуков русской речи и их сочетаний.

Тренировка гласных требует не только выработки правильной фонетической позиции при произнесении каждой из них, но еще и сравнивания гласных. Дело в том, что гласные, образованные по законам фонетики в разных частях речевого аппарата («переднеязычные», «среднеязычные», «заднеязычные»), могут звучать в разных позициях: одни — у зубов (передняя позиция), другие — в куполе твердого нёба (средняя позиция), третьи — в гортани (задняя позиция). В этом случае при речи возникает так называемая «пестрота гласных».

Упражнения, тренирующие гласные звуки

«И» — «Ы»

При произнесении звука [И ] рот раскрыт на ширину мизинца, губы растянуты в стороны, язык плоский, кончик языка касается нижних зубов, средняя часть спинки языка максимально приподнята к нёбу; при произнесении звука [Ы ] язык отодвигается назад больше, чем при [И ].

В упражнении №1 для всех пар будем произносить перед зеркалом, сначала без голоса, несколько раз первый звук, потом - второй, и повторять это вслух.

Упражнение №1


ИВА, ИЛ, ПИР, ПИКА, КИТ, ЛИСТ, ИЛИ, ЦИРК
ТЫЛ, СЫН, СЫР, БЫЛ, МЫЛ, ДЫМ, БЫК, РЫБА

«Э» — «Е»

При произнесении звука [Э ] рот раскрывается на ширину большого пальца, видны кончики передних верхних и нижних зубов, язык лежит у нижних передних зубов, задняя и средняя часть языка приподнимаются вверх и вперед и касаются коренных зубов; гласная буква Е в русской речи произносится более длительно и более напряженно, чем звук [Э ].

Упражнение № 2

Произнесите медленно и отчетливо следующие слова:
ЭХО, ЭТОТ, ЭКСТРА, ЭПОС, ЭРА, ЭКСТРЕННЫЙ
ЕЛЬ, ЕЛ, ЕНОТ, ЕХАЛ, ЕЛЕНА, ЕВА

«А»-«Я»

При произнесении звука [А ] рот раскрыт в вертикальном направлении настолько, что между зубами можно вставить два пальца, положенные один на другой. Язык лежит плоско, кончик языка не касается нижних передних зубов; при произнесении буквы Я [Йа ] кончик языка значительно более выдвинут вперед, и упирается в нижние зубы.
Пробуем всё это сделать без звука.

Упражнение №3
Произнесите медленно и четко следующие слова:
АКТ, АТАКА, АИСТ, АННА, МАК, БАЛ, РАК, СТАРТ
ЯМА, ЯР, ЯКОРЬ, ЯГОДА, ЯСЛИ, ЯК, ЯД, ЯРОСТЬ

«У»- «Ю»

При произнесении звука [У ], губы округлены, вытягиваются вперед и сближаются в виде воронки, расстояние между зубами в один большой палец, язык несколько оттянут назад, корень языка опущен, спинка приподнята; при произнесении буквы Ю [Йу ] передняя часть языка поднимается больше, чем при звуке [У ].

Упражнение № 4
Произнесите медленно и спокойно, не напрягая голоса, слова:

УТРО, УГОЛЬ, УС, УМ, УЗЫ, ЗУБ, ЛУК, СУД, УЗКИЙ, ЖУК
ЮРА, ЮЛА, ЮБКА, ЮГ, ЮНОША, ЮНГА, ЮЛЯ, ЮРОДИВЫЙ, ЮМОР

«О»- «Ё»

При произнесении звука [О ] губы выдвинуты вперед и имеют более округлую форму, чем при [У ], язык несколько оттянут назад и не касается зубов, спинка языка поднята кверху. Гласный Ё [Йо ] произносится с большей длительностью и напряжением, чем [О ].
Надеюсь, что вы помните, что сначала надо попробовать беззвучно.

Упражнение №5
Произнесите следующие слова:
ОСЫ, ОСЬ, ОКУНЬ, ОКНА, ОЗЕРО, ОСЛИК, ОБРУЧ
ЁЛКА, ЁЖИК, ЁМКОСТЬ, ЁРЗАТЬ, ЁКАТЬ

Упражнения, тренирующие согласные звуки

Тренировка согласных начинается с установки речевого аппарата в правильную фонетическую позицию и отработки четкого произнесения каждого из этих звуков. Вторым этапом является соединение этих отдельных звуков в сочетании между собой и с добавлением гласных звуков по специальной тренировочной схеме.

1. Взрывные звуки «П» – «Б»

Они требуют особо плотной смычки речевых органов и активного преодоления этого препятствия — «взрыва» смычки сильной струей выдыхаемого воздуха.

1.1. «Пробка»

Проверим, насколько хорошо подготовлены губные мышцы к образованию взрывных звуков «п » и «б «. Плотно сожмите губы, даже чуть натяните их края на зубы, чуть прикусив их. Воздухом, находящимся в полости рта, (не делая выдоха!) резко прорвите смычку, как будто выстреливаете пробку, зажатую губами. Не освобождайте губ, пусть их смычку разорвет воздушная струя.

1.2. «Взрыв»

Выстрелите «пробку» теперь уже активным выдохом: ппп! Не напрягайтесь, плотно сжаты лишь губы. Не стремитесь набрать побольше воздуха. Дело решает не количество, а энергичность толчка (удар диафрагмы) и точная фокусировка выдоха на кончиках губ. Не допускайте в конце придыхания, а тем более гласного звука, у вас не должно получаться «пх» или «пппы…». Если вместо взрыва получается чмоканье, вы втянули воздух в себя вместо того, чтобы вытолкнуть его наружу. Добившись четкого взрыва на звуке «п » (не удивляйтесь, если это не получится сразу, нужна ежедневная упорная тренировка, в том числе и гимнастика губных мышц), включайте вместе с выдохом и звук голоса — «ббб». Тренируйте обе согласные в паре, сохраняя при этом четкую дифференциацию по звонкости: «п» — «б», «п» — «б», «п» — «б». Не допускайте в конце призвука гласного звука: «пы» — «бы».

1.3. «Настольный теннис»

Представьте себе, что кисть вашей правой руки — ракетка для игры в настольный теннис. Тренируйте удар ракеткой по воображаемому шарику, отбивая его тыльной стороной свободно висящей кисти — ппа!.. ппэ!.. ппо!.. ппу!.. ппы!.. ппи!.. Пусть каждый звук, как мячик, звонким взрывом летит вперед вверх. Следите за тем, чтобы гласные взрывались на губах, продолжая взрывную согласную, а не заваливались назад. Посылайте звук в разные точки комнаты: вверх, направо, налево, вниз.

Отработав эти сочетания, включите на выдохе звук голоса: бба!.. ббэ!.. ббо!.. ббу!.. ббы!.. бби!..

Соедините глухой и звонкий звук в пару — пабба! пэббэ! поббо! пуббу! пыббы! пибби! Удваивайте звонкую согласную, ставя ударение на первом слоге. Подбрасывайте мячики легко, свободно, без мышечного напряжения.

2. Свистящие и шипящие звуки «С» — «З» и «Ш» — «Ж»

2.1. «Прокол»

Проверьте на слух, нет ли в надутой камере волейбольного мяча прокола, сжимая его возле уха… Так и есть … Слышен напряженный ровный свист выходящего воздуха: «ссссссссс!..». Имитируйте звук, точно соблюдая установку артикуляционного . Помните, что при звуке «с» кончик языка опущен и прижат к передним нижним зубам, тело языка напряжено, образуя «горку» с чуть приподнятыми краями, по ней-то и «скатывается» выдыхаемый воздух. Время от времени прижимайте «мяч» сильнее, звук усиливается.

2.2. «Паровоз»

Паровоз медленно разводит пары: шшш… шшш… шшш… Вот он сдвинулся с места: ш-шш-шшш… ш-шш-шшш… Пошел все скорее и скорее: шшш-шшш-ш… шшш-шш-ш… шшшшш-ш… Выдыхайте воздух энергичными толчками диафрагмы. Следите за верной артикуляционной позицией звука. Помните, что кончик языка поднят кверху, образуя в куполе твердого нёба «ковшик», в который и ударяется выдыхаемый воздух.

2.3. «Косарь»

Наточите бруском косу. Брусок скользит то с одной, то с другой стороны лезвия: ссс-ззз… ссс-ззз… ссс-ззз… ссс-ззз… Коса наточена, можно приниматься за косьбу. Взмах косы, и она звучно режет траву: жжж… жжж… жжж…

3. Звуки «Л» и «Р»

3.1. «Телеграмма»

Выстукивайте телеграфным ключом текст телеграммы: ла-ла-лал! лэ-лэ-лэл! ло-ло-лол! лу-лу-лул! лы-лы-лыл! ли-ли-лил! Ударение падает на последний слог. Держите ритм.

Попробуйте завести мотор игрушечного автомобиля…. Выдыхаемым воздухом (без звука голоса) вызывайте вибрацию кончика языка, поднятого к верхним зубам: тррр… тррр… трррррр… тррррр… тр… Включите звук голоса (мотор завелся!): дрррррр… дрррррр…

4. Сочетание взрывных согласных

Соединим вместе три взрывных глухих согласных звука, взяв их во всех возможных сочетаниях: птк, пкт, ктп, кпт, ткп, тпк. Будем отрабатывать каждое из них отдельно (без гласных!), следя за тем, чтобы каждый очередной взрыв был четко слышен: п! т! к! Затем станем сближать их между собою: п-т-к! Наконец объединим в одно сочетание: птк! Следите за тем, чтобы между согласными не проскальзывал шум выдыхаемого воздуха, а тем более звук голоса, не получилось бы п/х-т/х/-к/х/ или п/ы-т/ы-к/ы.

Отработав каждое из сочетаний, соедините их с основным рядом гласных, произнеся одной фразой с ударением на первом слоге:

птка-пткэ-птко-птку-пткы-птки!

Отработав подобным образом все сочетания, создавайте варианты «фраз», «диалоги» из них: «Птка-пткэ-птко?» — «Тпка-тпкэ-тпко!»

Тренировка дикции: публичные выступления

5. Удвоенные согласные

Небрежности речи способствует и привычка опускать согласные в середине слова, особенно, если там имеется сочетание нескольких согласных, даже простое удвоение. Мы нередко слышим: воеНый, вместо воеННый, обыкновеНо, вместо обыкновенно и т. д. Необходимо добиваться, чтобы удвоенная согласная звучала дольше обычной, как долгий звук.

Часто выпадает одна из двух одинаковых согласных на стыке произносимых слитно слов или слова и предлога, меняя смысл сказанного; например, вместо из здания мы слышим издание. Произношение подобных слов можно тренировать, подбирая парные слова с одним и удвоенным звуками: подать — оТДать (произносится оДДать); не то, Товарищи — не тоТ, Товарищи; раЗделать — еще раЗ Сделать (произносится раЗЗделать) и т. д.

6. Чистоговорки

Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы — чистоговорки. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков. Чтобы полностью или частично избавиться от дефектов речи, будет достаточно иметь в арсенале около пяти скороговорок с различными сочетаниями несовместимых звуков. Вот некоторые из них, которые мы бы вам посоветовали:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки — скок, Соньку с ног, Саньку — в бок, Сеньку — в лоб, все — в сугроб!

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

Вот парочка совет ов по чистоговоркам:

1) Работать над чистоговорками надо не торопясь, заботливо проверяя установку каждого звука, тщательно отрабатывая его верное звучание.

2) Перед началом работы над чистоговорками внимательно изучите нормы произношения. Надо знать, как произносятся отдельные звуки и их сочетания по законам устной речи, чтобы не наработать неверного навыка. Например, слова «редко» (редька редко росла на грядке) и «грядка» звучат — «реТко», «гряТка»; «сшила» (сшила капюшон) как «ШШыла» и т. д.

3) Записывайте упражнения с чистоговорками на диктофон, это позволит вам услышать себя со стороны, заметить и быстрее исправить недостатки речи, а также внести коррективы в процессе работы.

4. Интонация

Интонация ответственна за очень многое: мелодику, темп речи, силу произношения, тембр голоса.

И, чтобы добиться выразительной интонации нужно вспомнить известнейшее высказывание: «Вся жизнь – театр, а люди в нём – актёры». Ведь именно став актёром, можно «отточить» интонацию. Так как самое эффективное упражнение для работы над ней – это чтение по ролям.

А ещё отличную помощь здесь окажет фантазия. Ведь, если Вы работаете над интонационным произношением наедине с собой, то следует рисовать в воображении разных собеседников и рассказывать «им» какой-нибудь текст, подстраиваясь именно под «них» и меняя интонацию. Более подробно почитать о ней вы можете в статье.

5. Скороговорки

Очень полезными для развития хорошего произношения звуков могут быть скороговорки для дикции. Они знакомы практически каждому из нас, а слова подобраны таким образом, чтобы научить человека произносить практически несовместимые звуки быстро и четко. Несколько раз, повторяя одну и ту же фразу скороговорки для дикции, вы заметите, что с каждым разом непослушные ранее звуки поддаются произношению все легче, и неразборчивая речь становится понятной и членораздельной. Вы найдете великое множество скороговорок на различные на нашем сайте. Вот наиболее подходящие:

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Мимо маленькой Марины пробежал медведь с малиной.

Баран-буян залез в бурьян.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Шакал шагал, шакал скакал.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Сачок зацепился за сучок.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Жутко жуку жить на суку.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!»

Кощея щами не угощают.

6. Актерские методы

Воспользуйтесь тренировки дикции — возьмите в рот грецкие орехи, пробку или карандаш и произнесите несколько скороговорок, либо прочтите текст.

Произносите слова медленно, выделяя каждую букву и концентрируясь на каждом слове.


На этом пока все. Пусть очаровательный голос и безупречная дикция подарят Вам один из замечательных ключей, который поможет раскрыть в Вас прекрасного оратора!

Работа над дикцией при помощи актерских методов

Хорошая дикция, четкое произношение звуков и приятный являются залогом успеха во многих сферах современной жизни. Уникальные речевые данные очень редко даются человеку от природы. Однако этому искусству можно научиться в любом возрасте, если регулярно выполнять упражнения для улучшения дикции. Когда вы устраните дефекты речи, вы перестанете переживать из-за и будете более свободно общаться в неформальной обстановке. Возможно, после этого пойдет вверх и ваша карьера. Помните, что на любом месте и в любой профессии выделяют людей, которые умеют излагать свои мысли в красивой и лаконичной форме. В этой статье мы приведем простые, но эффективные упражнения, которые помогут улучшить дикцию речи.

Артикуляционная гимнастика

Мы часто слышим о пользе физических упражнений для здоровья человека. Однако мало кто задумывается, что артикуляционный аппарат также нуждается в постоянных тренировках. Выполняя упражнение, чтобы улучшить дикцию, всего 10-15 минут в день, вы можете добиться очень хороших результатов. Начните свой день с этой гимнастики - и уже очень скоро вы заметите, как окрепла мышечная система языка, губ и щек. Артикуляционный аппарат станет подвижнее, а речь - четче.

  • «Забор» - сомкните зубы и широко улыбнитесь. Удерживайте это положение десять секунд и возвращайтесь в исходное положение. Следите за тем, чтобы хорошо был виден верхний и нижний ряд зубов. Повторите упражнение несколько раз.
  • «Трубочка» - не размыкая зубов, вытяните губы вперед. Можете при этом тянуть звук «у-у-у-у» десять секунд. Повторите упражнение.
  • «Иголочка» - откройте рот и как можно дальше вытяните острый язык. Удерживайте это положение пять секунд и расслабьте мышцы. Повторите несколько раз.
  • «Блин» - покажите своему отражению язык, положив его на нижнюю губу и сделав как можно шире. Повторите.
  • «Облизываем губы» - расслабьте нижнюю челюсть и постарайтесь удерживать ее в одном положении. Облизните верхнюю губу, вытягивая язык как можно сильнее. Повторите то же самое действие с нижней губой.
  • «Качели» - касайтесь языком поочередно верхней и нижней губы. Выполняйте упражнение в медленном темпе и старайтесь не двигать подбородком.
  • «Хомяк» - сомкните губы и надавите изнутри языком на щеку в течение пяти секунд. Повторите манипуляцию и с другой щекой.

Правильное дыхание

Мало кто обращает внимание на свою осанку, частоту вдохов и выдохов во время общения с другими людьми. А жаль! Именно эти факторы играют важную роль для постановки красивого голоса и четкого произношения слов. Выполняйте ежедневно следующее упражнение, чтобы улучшить дикцию.

Упражнения для вдохов и выдохов

  • Исходное положение: встаньте прямо, поставьте руки на пояс, а ноги на ширину плеч. Чуть приоткройте губы и сделайте медленный выдох, как бы преодолевая сопротивление. Когда у вас начнет получаться, усложните задание. Например, во время выдоха читайте любое четверостишье. Затем попробуйте выполнить данное упражнение в сочетании с ходьбой или приседаниями.
  • Вернитесь в исходное положение, сделайте спокойный вдох, медленно наклоняясь вперед. При этом обратите внимание на спину, которая должна быть прямой. На выдохе начните подниматься и тяните звук «м-м-м».

10 упражнений для улучшения дикции и тембра голоса

  1. Опустите подбородок к груди и начните двигать влево и вправо. Упражнение выполняется медленно и без резких движений.
  2. Исходное положение: спина прямая, голова также опущена вниз. Медленно выдвигайте челюсть вперед и отводите максимально назад.
  3. Сложите руки на груди и медленно наклоняйтесь вперед, произнося при этом звук «у-у-у-у» низким голосом.
  4. Растяните губы в широкой улыбке и разомкните зубы. Начните водить языком справа налево, расслабив мышцы лица.
  5. Вытяните язык и проведите им по внешней стороне верхних и нижних зубов. Повторите несколько раз.
  6. Вытяните язык вперед таким образом, чтобы он напоминал чашу. Повторите.
  7. Не забывайте и о роли красивой осанки в постановке речи. Всегда следите за тем, в каком положении находится ваша спина. Чтобы вы понимали, как это трудно, положите на голову несколько книг и походите с ними по комнате. Попробуйте, находясь в этом положении, прочитать текст или стихотворение.
  8. Читайте тексты, зажав в зубах ручку или карандаш. Постарайтесь как можно четче произносить слова и отдельные звуки. Повторяйте это упражнение каждый день по 15 минут.
  9. Читайте в быстром и медленном темпе, громким и тихим голосом.
  10. Усложните предыдущее упражнение. Читайте стихи, когда или во время ходьбы. Следите, чтобы не сбивалось дыхание и выдерживались интонационные паузы.

Чистоговорки

Отработать произношение отдельных звуков можно с помощью специальных рифмованных фраз или чистоговорок. В них несколько раз встречается один и тот же согласный, и вы легко можете научиться звуки. Ежедневно делайте эти упражнения для дикции.

Полезные советы, как улучшить дикцию и четкость речи, приведены ниже. Начните работу с произношения чистоговорок в медленном темпе. Проговорите каждый звук, обратите внимание на трудные сочетания и проверьте четкость своего произношения. Чтобы избежать ошибок, прослушайте аудиозаписи дикторов с В конце каждой тренировки записывайте себя на диктофон, отмечайте ошибки и достижения.

Скороговорки

Знакомое всем с детства упражнение, чтобы улучшить дикцию, является очень эффективным инструментом для достижения поставленной цели. Проговаривая трудные звуки и их сочетания, вы учитесь четкому и ясному произношению. Прочитайте скороговорку очень медленно, постарайтесь образно представить себе картину, о которой повествует стишок. После этого постарайтесь немного увеличить темп. Обязательно говорите вслух, но если вы начинаете сбиваться, то сразу же возвращайтесь к медленному проговариванию. Через какое-то время вы заметите, как непослушные звуки начнут произноситься легко и непринужденно.

Интонация

Вы совершаете большую ошибку, если думаете, что люди воспринимают только информацию, которая заложена в вашей речи. На самом деле внимание слушателя захватывает интонация, с которой говорит оратор. Учитесь произносить фразы выразительно, повышая и понижая голос. Только тогда, когда вы будете делать акценты и выдерживать паузы, собеседник оценит в полной мере ваши высказывания.

  • Начните с самых простых упражнений и постепенно усложняйте их.
  • Используйте каждую минуту свободного времени для тренировок. Только в этом случае вы сможете быстро достичь намеченных целей.
  • Занимайтесь регулярно без больших перерывов.
  • Записывайте небольшие выступления на диктофон или камеру. Просматривайте ролики, отмечайте положительные изменения и учитывайте моменты, над которыми вам предстоит работать в дальнейшем.
  • Читайте литературу о том, как улучшить дикцию. Упражнения должны быть разнообразными, иначе вы быстро потеряете интерес и забросите занятия.
  • Не пренебрегайте помощью специалистов и педагогов, которые могут предложить вам полезное упражнение, чтобы улучшить дикцию и устранить типичные для новичков ошибки.
  • Если у вас есть возможность записаться на курсы актерского мастерства, то сделайте это немедленно. Занятия помогут вам раскрепостить речь, движения и жесты. Также вы научитесь выразительной декламации и перестанете страшиться публичных выступлений.

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой их не замечают. Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи во взрослом возрасте невозможно. Это неверно. Приложив некоторые усилия, можно улучшить свою речь и устранить дефекты звукопроизношения. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего, укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти, наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения.

1. Речевое дыхание.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

  1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
  2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
  3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
  4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
    • аaaaa
    • аaaaaooooooo
    • аaaaaуууууу
  5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
  6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.
    • Капля и камень точит.
    • Правой рукой строят – левой ломают.
    • Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
    • На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
    • Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
    • На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
    • Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
    Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе? ;о)
  7. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
    Репка.
    Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
    Пошел дед репку рвать. Тянет - потянет, вытянуть не может.
    Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!
    Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тяну т - потянут, вытянуть не могут!
    Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!
    Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
    Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

2. Голосовые упражнения

№ 1. "Стон"

Вообразите, что у вас болит горло, или голова, или просто ощущается усталость.
Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, рук свободные. Вы на звуке [м] тихо стонете.
Почувствуйте вибрацию на губах, носоглоточной области, в твердом небе, в головном резонаторе. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свой "центр" голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос). Затем произносим звукосочетания:

  • [ма -- мо -- му -- мэ -- ми -- мы]
  • [ мам -- мом -- мум -- мэм -мим -- мым]...
Долго и протяжно тяните звук [м], после чего слитно как одно слово, произнесите на "стоне" фразу: "мам, меду нам". При произнесении фразы сливайте слова в одну непрерывную линию звучания: маммедунам.
А теперь произнесите во время "стона" слоги с другими сонорными:
[ллламм-ллломм-ллумм-ллэмм-ллимм-ллымм]

№ 2. "Гудок"

  • Слитно, как гудок, тяните гласный: ууууу... "Гудок" не громкий, без напряжения, губы в положении "хоботка".
  • А теперь к гласному [у] прибавьте гласный [о]: ууоууоууоуоууо...
  • А теперь с гласным [а]: ууаууаууаууа...
  • Затем с гласным [э]: ууэууэууэууэууэ...
  • Потом с [и]: ууиууиууиууиууи...
  • И, наконец, с [ы]: ууыууыууыууыууы...
Цель этого упражнения состоит в том, чтобы добиться единого качества звучания всех гласных [о, а, э, и, ы]. Для этого надо стараться оставлять губы все время (и при произнесении других гласных) в положении гласного [у] (ощутимы лишь легкие движения губ и языка).
  • А теперь гудите, сливая в одну непрерывную линию звучания все шесть гласных: ууоууаууэууиууы.
Все гласные звучат собранно и близко к губам, звук держится "на губах".
  • [ннамм-нномм-ннумм-ннэмм-ннимм-ннымм]
  • [ррамм-рромм-ррумм-ррэмм-рримм-ррымм]
Произносите гласные мягко. Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для "стона" на сонорных согласных

3. Подвижность органов артикуляции.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

  1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
  2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
    • ааааааааааааа
    • яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
    • ооооооооооооо
    • ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
    • иииииииииииии (рот слегка открыт).
  3. Произнесите гласные звуки с голосом:
    • аaaaaaaaaaaaa
    • яяяяяяяяяяяяяя
    • ооооооооооооо
    • ёёёёёёёёёёёёё
    • иииииииииииии
  4. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
    • аааааэээээ
    • аааааеееее
    • аааааиииии
    • иииииааааа
    • ооооояяяяя
    • аааааииииииооооо
    • иииииээээээааааа
    • аааааиииииэээээоооооо и т.д.
    Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
  5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
    • Мал, да удал.
    • Два сапога - пара.
    • Нашла коса на камень.
    • Знай край, да не падай.
    • Каков рыбак, такова и рыбка.
    • Под лежачий камень вода не течет.
    • У ужа ужата, у ежа ежата.
  6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки "а", "я".
    Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало,
    Короче становился день,
    Лесов таинственная сень
    С печальным шумом обнажалась,
    Ложился на поля туман,
    Гусей крикливых караван
    Тянулся к югу: приближалась
    Довольно скучная пора;
    Стоял ноябрь уж у двора...
    А. Пушкин
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Упражнения для развития подвижности губ.

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у(ю) требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о(ё) - округлить губы, для с(з) - растянуть губы в улыбке и т.д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения.
  1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.
  2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.
  3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).
  4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.
  5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.
  6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
  7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом).
    • ииииии (губы растянуты в улыбке);
    • оооооо (губы овалом);
    • уууууу (губы трубочкой).
  8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):
    • сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);
    • шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).
  9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:
    • ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);
    • ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);
    • оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);
    • ааааииииууууыыыы и т.д.
    • ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);
    • ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).
  10. При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).
  11. Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах:
    ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.
    При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом.
  12. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки. Следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз.
    Например:
    • Друг за друга стой и выиграешь бой.
    • От умного научишься, от глупого разучишься.
    • Капуста любит воду и хорошую погоду.
    • У осы не усы, не усищи, а усики.
    • Волки рыщут, пищу ищут.
    • У ёлки иголки колки.
  13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.
    Колокольчики.
    Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.

Упражнения для развития мышц языка.

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стечением согласных, четко отработайте следующие движения.
  1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.
  2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.
  3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).
  4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной стороне и наоборот.
Контроль за правильным выполнением движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

Прочтите слоги.
  • па, по, пу, пы, пэ
  • пя, пё, пю, пи, пе
  • та, то, ту, ты, тэ
  • тя, тё, тю, ти, те
  • са, со, су, сы, сэ
  • ся, сё, сю, си, се
  • жа, жо, жу, жи, же
  • ап, оп, уп, ып, эп
  • ат, от, ут, ыт, эт
  • ас, ос, ус, ыс, эс
  • аш, ош, уш, ыш, эш

Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прочтите скороговорки.
  • Прохор и Пахом ехали верхом.
  • Галка села на палку, палка ударила галку.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • У быка бела губа была тупа.
  • Водовоз вез воду из водопровода.
  • У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
  • На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
  • Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.
  • Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
  • Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  • Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
  • Чешуя у щучки, щетина у чушки.
  • Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
  • На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
  • Корабли лавировали, да не вылавировали.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.
Важно помнить, что:
  1. Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.
  2. Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
  3. При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.
Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.

Ниже предлагаю упражнения, которые помогут Вам в работе над дикцией.

  1. Произнесите следующие строчки, соблюдая звонкость, собранность и свободу звука:
    Этот зверь зовется лама.
    Лама - дочь,
    И лама - мама.
    (В.В. Маяковский ).
    Русалка плыла по реке голубой,
    Озараяема полной луной.
    (М.Ю. Лермонтов )
    Упражнение следует выполнять вдвоем, чтобы взаимно контролировать друг друга. Разойдясь с товарищем на возможно большее расстояние, представьте, что вы разговариваете в присутствии третьего, спящего, которого вы не хотите разбудить. Естественно, что вы будете говорить тихо и одновременно постараетесь, чтобы тот, кому адресуете речь, слышал вас точно и отчетливо.
  2. Произнесите медленно и отчетливо следующие слова на различение гласных звуков.
    • Анна, адрес, автор, астра, алгебра, нас, бал, мак, старт, рука, як, яр, яд, ягода, яма, Аня, Ася, альт, Альбина, Алиса.
    • бок, вот, гость, горе, дождь, дом, зори, кот, комья, лом, мост, соль, лёд, слёзы, счёт, Лёня, тётя.
    • утро, уголь, ум, узы, узник, зуб, лук, шум, клуб, труд, зовут, пишу, утюг, союз, юг, юла, юноша, юродивый, юмор, в среду, в непогоду.
    • был - бил, выл - вил, мыл - Нил, тыл - тина, рысь - рис, пылать - пилить.
    • бы - бэ, вы - вэ, гы - ге, лы - лэ, мы - мэ, ны - нэ, пы - пэ, ры - рэ, ты - тэ, сы - сэ.
  3. Произнесите следующие фразы с различной интонацией: утверждения, вопроса:
    • Пословица не мимо молвится.
    • Написано пером, не вырубишь топором.
    • Дружба дружбой, а служба службой.
    • Крепкую дружбу и топором не разрубишь
    • Терпенье и труд все перетрут
  4. Произнесите на одном выдохе сочетания согласных. Сделайте это, сначала только артикулируя звуки беззвучно, потом шепотом, и, наконец, отчетливо, громко.
    • Ба - бо - бу - бэ - би - бы
    • ва - во - ву - вэ - ви - вы
    • да - до - ду - дэ - ди - ды
    • Па - по - пу - пэ - пи - пы
    • фа - фо - фу - фэ - фи - фы
    • та - то - ту - тэ - ти - ты
    • Га - го - гу - гэ - ги - гы
    • ка - ко - ку - кэ - ки - кы
    • ха - хо - ху - хэ - хи - хы
  5. Поиграйте с мячиком и слогами. Произнесите:
    • Ппа - ппо - ппу - ппэ - ппи - ппы
    • Бба - ббо - ббу - бби - ббы
    • Пабба - поббо - пуббу - пэббэ - пибби - пыббы
  6. Произнесите на одном выдохе звукосочетания с сонорными согласными. Произнесите сначала шепотом, потом громче и, наконец,громко (но не кричать).
    • лра - лро - лру - лрэ - лри - лры
    • рла - рло - рлу - рлэ - рли - рлы
  7. Произнесите правильно и отчетливо следующие сочетания согласных:
    • Птка - птко - птку - пткэ - птки - пткы
    • Тпка - тпко - тпку - тпкэ - тпки - тпкы
    • Кпта - кпто - кпту - кптэ - кпти - кпты
  8. "Барбанщик "
    Вспомните, как барабанщик отбивает походный марш. Произнесите следующие строчки в такт барабану:
    Пара барабанов -- 3 раза
    Била бурю!
    Пара барабанов -- 3 раза
    Била бой!
    И. Сельвинский.
    Следите за добором дыхания.
    Помните, что сила звука зависит от активности дыхания, а не от физического напряжения гортани, вызывающего перенапряжение голосовых связок.
  9. Произнесите скороговорки и чистоговорки сначала беззвучно, затем вслух, четко артикулируя.
    • Бык туп, тупогуб, тупогубенький бычок.
    • У быка бела губа была тупа.
    • В Чите течет Читинка.
    • Кукушка кукушонку сшила капюшон.
    • Надоел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.
    • От топора копыт пыль по полю летит.
    • Повар Петр, повар Павел Петр плавал, Павел плавал.
    • Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
    • Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
    • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла, наконец.
    • Добыл боболь бобов.
    • Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
    • В один, Клим, клин колоти.
    • Купи кипу пик.
    • Купи кипу пуха.
    • Стоит копна с подприкопеночком.
    • В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
    • Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь.
    • Хвалю Халву.
    • Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
    • У нас гость унес трость.
    • Дробью по перепелам, да по тетеревам.
    • Клара - краля кралась к Ларе.
    • На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
    • На дворе трава, на траве: Раз дрова, два дрова, три дрова.
    • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
    • Съел молодец три пирога с пирогом, да все с творогом.
    • Талер тарелка стоит.
    • Идти на рать, так бердыш брать.
    • Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
    • Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
    • Город Нерль на Нерли реке.
    • А мне не до домогания.
    • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
    • У сени и Сани в сенях сом с усами.
    • У осы не усы, не усища, а усики.
    • Осип охрип, Архип осип.
    • Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
    • Сачок зацепился за сучок.
    • По семеро в сани уселись сами.
    • Свиристель свиристит свиристелью.
    • По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
    • Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
    • Около колодца кольцо не найдется.
    • Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружиться.
    • Яшма в замше замшела.
    • Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
    • Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ша, ща, ж, ч, ша, ща.
    • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
    • Щипцы да клещи - вот наши вещи.
    • Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  10. Произнесите выразительно и ясно, на одном выдохе следующую скороговорку. Если дыхания не хватает, сделайте добор воздуха на ":".
    Везет Сеньку Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
    Произнесите скороговорку весело, с юмором, озорно, посмеиваясь над происходящим.
    Затем произнесите ее с намерением сообщить нечто страшное, подробно и загадочно раскрывая каждую деталь этого необычайного происшествия.
    Теперь произнесите ее в быстром темпе, как будто вы бежите к остановке автобуса, вы добежали... но автобус ушел!
  11. "Фома неверующий"
    Произнесите следующие фразы с различной интонацией, выделяя отдельные слова.
    Вы как будто ведете диалог с товарищем, который, как "Фома неверующий ", подвергает сомнению каждое ваше слово. Отстаивайте правоту своих слов спокойно, убежденно. Большую убежденность придает речи понижение тона голоса на ударном слове. Последите за этим в упражнении.
    • (произносит с ровной, спокойной интонацией).
    • (логически, интонацией выделяя первое слово).
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила.(отвечая, также интонацией выделяет первое слово).
    • 2-ой. Мимозы Мила маме купила?
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила.
    • 2-ой. Мимозы Мила маме купила?
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила.
    • 2-ой. Мимозы Мила маме купила?
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила!
    Все слова фразы произносите слитно, спокойно, не роняйте концы фраз. Вся фраза до конца должна быть хорошо озвучена. Всегда добивайтесь этого.
    Используйте и другие тексты, в которых много сонорных звуков.Например:
    • На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя.
    • Лавр рвал ландыши и давал их Ларе.
  12. Произнесите стихотворные строчки, меняя темп произнесения (начинайте медленно, потом постепенно убыстряя и, наконец, быстро).
    Ландыши наш Лавр рвал.
    Ларе ландыши давал.
    Лара ландыши брала,
    Рада ландышам была.
  13. Поставьте несложные игровые задачи к следующим скороговоркам и произнесите их вслух:
    • Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
    • 33 корабля лавировали - лавировали да не вылавировали.
    • Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
    • Рапортовал, да недорапотовал, стал дорапортовывать - зарапортовался.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вышит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  14. Произнесите, соблюдая правильное дыхание:
    Во дни сомнений,
    Во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,
    Ты один мне поддержка и опора,
    О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
    Не будь тебя-
    Как не впасть в отчаяние при виде всего,
    Что совершается дома?
    Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
    (И. С. Тургенев)
  15. Прочитайте и осмыслите гекзаметр, составленный А. В. Прянишниковым. Задания:
    • Для развития устойчивости голоса, начинайте читать первую строку гекзаметра монотонно на средней высоте, затем, сделав добор воздуха, продолжайте читать вторую строку также монотонно и на средней ноте, потом третью и т.д. Следите, чтобы голос не дрожал, не качался, все время был ровным и на одной и той же ноте.
    • Для развития высоты голоса первую строку гекзаметра произнесите на самой низкой для вас ноте, вторую строчку выше по тону до самой высокой для вас ноты. Потом по гамме обратно.
    • Для развития силы голоса первую строку читайте шепотом, вторую громче, третью еще громче и т.д., но не кричите. Потом обратно до шепота.
    • Для развития темпа начинайте читать первую строку медленно, вторую быстрее, третью еще быстрее... Потом обратно.
    Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении,
    Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
    Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.
    Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
    Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье
    И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи.
    Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
    Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
    Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
    Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.
    Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
    Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
    Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
    Рот не ленись открывать, чтобы для голоса путь был свободен;
    Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком -
    Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
    Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и громкость,
    Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
    Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
    Выдох вести экономно - с расчетом на целую строчку.
    Собранность, звонкость, устойчивость, медленность,
    Плавность - вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.
Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.
Желаю удачи!

От природы лишь некоторые владеют чётким, правильным произношением. В детском возрасте с проблемой речи сталкивается практически каждый второй ребёнок, но и решить её намного легче. Взрослый, задумывающийся о том, как улучшить дикцию, сталкивается с собственной привычкой говорить неправильно. Это усложняет работу над собой, и исправление речи занимает больше времени. «ЛегкоПолезно» предлагает вам 5 шагов, позволяющих улучшить качество речи. Если вы решили прорабатывать свою речь, следует бороться с желанием отложить на потом: только частые занятия дадут результат.

Шаг 1: тренируем органы артикуляции

Эти упражнения разработаны логопедами и направлены на исправление детских недостатков в произношении. Но на взрослых они действуют ничуть не хуже. К органам артикуляции относятся губы, зубы, челюсти, нёбо, альвеолы, язык. Повторение упражнений: для детей – 5 раз, для взрослых – 25-30 раз.

  • рот открываем как можно шире, напрягая мышцы лица и шеи, удерживаем и на счёт «5» закрываем;
  • сомкнутые губы сложить в трубочку, вытянуть вперед, удержать 5-10 секунд;
  • игра в «змею»: быстро показывать и прятать язык, улыбнувшись;
  • показать язык, «протащить» его сквозь сомкнутые зубы туда-назад, массируя его;
  • поочередно надувать щеки и постукивать по ним кончиками пальцев, массируя;
  • «исследовать» рот языком: водить кончиком по нёбу, щекам, зубам;
  • качели: широко открыть рот, улыбнувшись, на счет «раз» — опустить язык на нижнюю челюсть, «два» — поднять к верхним зубам;
  • неподвижно и расслаблено удерживать высунутый язык на нижней челюсти минимум 5-10 секунд.

Для взрослого человека эта тренировка не так трудна, как для ребёнка. Если малыш устал и не хочет выполнять нужное количество повторений, можно продолжить через пару часов. Нельзя заставлять заниматься: это только усугубит ситуацию, и ребёнок попросту закроется от вас.

Шаг 2: усложнённая тренировка артикуляции

Все занятия выполняются в домашних условиях и подходят для взрослых и детей. Если ребёнок уже умеет читать или рассказывать стихи, можно адаптировать все занятия и для него.
Читать вслух, чтобы повысить чёткость речи – это отлично, но для более качественной отработки звуков рекомендуется использовать обычную пробку. Закусываем её зубами (сильно не надо, просто удерживать) и читаем книгу вслух, поём любимую песню, повторяем за диктором аудиокниги. Губы должны быть напряжены. Достаточно заниматься 10-20 минут в день.

Читаем стихотворение или книгу вслух, стараясь чётко произносить все звуки и выполняем физические упражнения. Подойдут бег, приседания, махи ногами и руками. Важно, чтобы дыхание начало сбиваться. Тогда произносить привычные слова станет тяжелее, потребуются дополнительные усилия. Лучше гимнастики и не придумаешь.

Это упражнение только для взрослых, так как детям не рекомендуется давать облизывать мелкие предметы. Нужны простые, гладкие, чистые камушки. Такие можно купить или найти в реке и прокипятить.
Кладём в рот несколько камней, чтобы говорить было сложно, и начинаем читать, разговаривать сами с собой. Такое занятие прекрасно тренирует чёткость произношения.

Произношение странных бессмыслиц даёт отличный результат. «БДТТТРЗ, ВВГГРРРРХС, МРЦЦЭПН» – важно хорошо проговаривать середину этих слов, не проглатывать окончание.

Эта зарядка позволяет быстро улучшить дикцию. Для ребёнка можно ко всему прочему посоветовать надеть на шею чистые мамины бусы на прочтой нитке, нижний конец их взять в рот и перебирать бусины языком, сначала в одну сторону, затем – в другую. Многие родители делают специальные бусы для этого упражнения, нанизывая бусины разной фактуры, размера.

Если ребёнок очень плохо говорит для своего возраста, не спешите вести его к неврологу. Посетите стоматолога для осмотра рта, измерения уздечки под языком и губами.

Шаг 3: логопедический массаж

Массаж повысит кровоток в органах речи, улучшит дикцию и чёткость речи. Прорабатывая каждый сантиметр языка, мы усиливаем кровоток, заставляем даже самые слабые части мышцы работать. Массаж можно делать и взрослым, главное – знать, как правильно.

  • для маленьких детей массаж важно проводить с общением, интересной сказкой, чтобы не допустить появление отвержения;
  • выдерживаем плавный переход от массирования лица и шеи к работе с языком;
  • движения мягкие, нежные: попеременно то поглаживаем, то стучим кончиками пальцев, чтобы получилась вибрация;
  • можно использовать для массажа языка ложечку, зубную щётку;
  • большими пальцами делаем круговые движения на обеих сторонах языка, рисуем восьмерки;
  • под язык подкладывается платок или салфетка, чтобы избежать капающей слюны.

Шаг 4: скороговорки

Про речевые упражнения с помощью скороговорок написано немало. Жаль, что многие упорно игнорируют эту простую тренировку речевого аппарата. Даже несколько повторений в день поможет в улучшении артикуляции. Добавив упражнение с камушками во рту или пробкой, можно увеличить эффект скороговорки в два раза.
Главное правило выбора текста для занятия – акцент на звуках, с которыми у ребёнка есть проблемы. Чтобы усовершенствовать занятия, можно придумывать свои скороговорки.

Шаг 5: следим за дыханием

Чтобы узнать, как обстоят дела с совершенствованием речи, очень полезно будет записать рассказ на видео или аудио. Порой нам кажется, что мы говорим чисто, но окружающим так не кажется. Для исправления речевых ошибок важно научиться полноценно дышать. Бывает, что слова и буквы путаются, потому что человек привык говорить, проглатывая половину слов. Приучите себя поддерживать ровное дыхание во время речи.

От того, как быстро мы говорим, зависит понимание нашей речи окружающими. С детьми эта проблема решается примером взрослых. Если все в семье говорят правильно, размеренно, тогда у ребёнка перед глазами будет правильный пример.

Не пренебрегайте возможностью улучшить свою речь и речь детей. Умение внятно, чётко, доступно излагать свои мысли пригодится во всех жизненных ситуациях. Успехов вам!

Похожие публикации