Описание высших князей от 70 ангелов. Ангелы и Архангелы

В христианской традиции ангелы – существа, близкие к Богу, через них Он может выражать свою волю людям, они – Его воинство. Архангелы, стоящие выше по рангу, тоже обладают сверхъестественными способностями, каждый имеет собственную зону ответственности, свою историю. Имена архангелов и ангелов вовсе не обязательно искать , ими верующие родители часто называют своих детей, надеясь, что небесный тезка будет охранять их на жизненном пути.

Ангельская иерархия

Существа, подобные ангелам, встречаются в мифологии многих народов, а многие ангелы, в чье существование верят христиане, также являются персонажами иудейских и мусульманских религиозных текстов. Упоминания о них часто встречаются в текстах религиозных деятелей, которые утверждали, что ангелы являлись им, чтобы изречь Божью волю, дать наставление или пророчество о будущем.

Ангелы наделены огромной силой и множеством возможностей, но никогда не используют их по собственному усмотрению, все их действия согласованы с Богом и никогда не противоречат Его воле. Кроме того, существует четкая иерархия, согласно которой ангелы, имеющие разные способности, подразделяются на разные чины. Всего существует девять ангельских чинов, которые составляют три триады.

Считается, что именно они ближе всего к Богу и должны нести Его любовь. Название этих существ происходит от древнееврейского слова, означающего «огненный». Серафимы описываются как существа с тремя парами крыльев и четырьмя ликами, что наталкивает на мысли об их мифологических корнях, так как они напоминают существ из ассирийской мифологии. Не исключено, что именно мифы народов Междуречья стали прародиной образа серафима.

Они столь же близки к Богу, обладают великой мудростью и всеми знаниями, которыми Бог считает нужным наделить других. Именно они должны нести свет знаний в мир, представляют второй чин после серафимов. Херувим упоминается как охранник Эдема, вооруженный пламенным мечом. Также встречаются упоминания о том, что Бог восседал на херувимах, используя их как средство передвижения.

Так в христианской традиции называют бесплотных духов, которые служат Богу в качестве трона. Кроме того, престолы способны помогать судьям и правителям принимать справедливые решения.

Принадлежат ко второй триаде ангельских чинов и представляют четвертый чин из девяти. Упоминания о господствах можно встретить во многих раннехристианских текстах, в которых они представлены как существа, способные усмирить страсти, возвысить дух над телом, помочь овладеть эмоциями.

Этих духов Бог использует, чтобы творить чудеса и даровать силу чудотворения тем, кто наиболее ему угоден.

Эти существа наделены способностью контролировать злые силы, отбивать их атаки и защищать от них людей, а также очищать мысли от зла.

Начала – это существа, по своим функциям схожие с ангелами-хранителями, но они оберегают не одного конкретного человека, а группу (например, в масштабе племени, нации, государства). Считается, что к каждому народу Бог приставил их, чтобы охранять, вразумлять, уберегать от необдуманных поступков, подсказывать верные и справедливые решения.

VIII. Архангелы

Архангелы считаются предводителями божественного воинства, они доносят волю Бога низшим ангелам, чтобы те сообщали ее людям. Архангелы несут просвещение, способствуют укреплению людей в вере. Наивысшим среди архангелов является Михаил.

Ангелы – духовные наставники для людей. К каждому человеку приставлен ангел, который наставляет его на верный путь, оберегает от невзгод, дурных помыслов. Именно они – глас нашей совести. Ангелы – самые близкие к людям существа, однако и они не действуют по своему усмотрению, ведь получают указания от Бога через его посланников.

Некоторые архангелы и ангелы, их деяния и влияние на культуру

Имена многих ангелов и архангелов известны нам не только благодаря вероучению, но и массовой культуре. Упоминания об их деяниях часто встречаются в религиозных текстах.

  • Азазель. Считается падшим ангелом, пустынным демоном. Имя этого ангела большинству известно благодаря роману Булгакова «Мастер и Маргарита», ведь он стал прототипом Азазелло. Также фигурирует в качестве отрицательного персонажа в комиксах Marvel.
  • Ариил (также упоминается как Самуил и Ариэль). Архангел, покровительствующий людям, которых Бог наделил талантом. Он помогает музыкантам, художникам, писателям, поэтам, всем, в кого Бог вложил творческую искру. Также он оказывает помощь детям.
  • Варахиил. Архангел, несущий благословение тем, кто занимается добрыми и богоугодными делами. В иконографии его образ встречается довольно редко, на сохранившихся иконах часто изображается с цветком в руке.

  • Гавриил. В Ветхом Завете архангелу Гавриилу Бог раскрывает тайны будущего. Кроме того, именно Гавриил приносит Деве Марии весть о рождении Христа, а позже заблаговременно предупреждает ее о смерти. На иконах архангела изображают со свечой, цветущей ветвью или зеркалом.

  • Иегудиил. Один из архангелов в православной традиции. Считается, что он оберегает тех людей, которые доказали свою праведность усердными трудами как в физическом плане, так и в духовном. Также он подсказывает верные и справедливые решения власть имущим.

  • Михаил. Главный среди всех архангелов и наиболее почитаемый. Считается, что он выступает во главе божественного воинства, одержал победу над злыми силами. Именно Михаилу надлежит созвать души на Страшный суд, он же будет судить грешников. Поэтому Михаил также считается покровителем умерших. Несмотря на то, что в Ветхом Завете имена архангелов практически не упоминаются, имя Михаила всплывает не раз, что свидетельствует о его исключительной значимости.

  • Рафаил. По Книге Еноха Рафаил считается вторым архангелом после Михаила. Среди способностей Рафаила, упомянутых в религиозных текстах: изгнание демонов, исцеление. Считается, что Рафаила можно призвать на помощь любому человеку, если тот сам этого хочет и готов к духовному исцелению. Само присутствие архангела рядом избавляет от тревог и переживаний. Рафаила часто изображают с рыбой в руке. Этот сюжет – отсылка к Книге Товита, согласно которой архангел дал указание Товию изловить рыбу, а затем рассказал, как при помощи ее желчного пузыря вернуть человеку зрение.

  • Сатанаил (Сатана). Сатана – это имя нарицательное в своем изначальном значении, указывающее на того, кто всячески препятствует выполнению добрых дел. Сатана был сотворен херувимом, преисполненным мудрости, божественной любви и красоты. Но возгордившись своим совершенством, он пожелал сравняться с Богом, за что и был низвергнут на землю. любое обращение к падшему ангелу считается вероотступничеством. Гадания, различные магические действия, занятия оккультизмом, вера в суеверия, которые не признаются церковью, приравниваются к обращению к Сатане.

Имена архангелов и ангеловвстречаются в христианских, иудейских и исламских священных текстах. Это служит еще одним доказательством родства трех религий.

Слово «Ангел» есть греческое, значит посланник. Это название получили Ангелы от служения своего спасению рода человеческого, для чего они употребляются Всеблагим Богом и что исполняют со святою ревностию и любовию. Апостол Павел сказал: «Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?» (Евр. 1:14).
Так «послан быст Ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, емуже имя Назарет» (Лк. 1:26) к Пресвятой Деве Марии возвестить Ей, что Она избирается в Матерь Слова Божия, приемлющего человечество для искупления человечества. Так, Ангел Господень ночью отверз двери темницы, в которую были заключены завистливыми иудеями двенадцать апостолов, и, выведши их, сказал; «Идите, и ставше глаголите в церкви людем вся глаголы жизни сея» (Деян. 5:20), т. е. учения Христова, которое - жизнь. В другой раз Ангел вывел из темницы апостола Петра, ввергнутого туда нечестивым царем Иродом, убившим уже апостола Иакова Зеведеева и хотевшего потешить богоубийственный народ иудейский второю приятною для него казнью. Чудесно избавленный из темницы Апостол, уверившись, что видит не видение, но самое дело, сказал: «Ныне вем воистинну, яко посла Бог Ангела Своего, и изъят мя из руки Иродовы и от всего чаяния людий Иудейских» (Деян. 12:11). Впрочем, не в одном содействии спасению рода человеческого заключается служение Ангелов: но от этого служения они получили название свое посреди человеков, и это название дано им Святым Духом в Священном Писании.

Время сотворения Ангелов не означено определительно в Священном Писании ; но, по учению, общепринятому Святою Церковью, сотворение Ангелов предшествовало сотворению вещественного мира и человека.

Ангелы сотворены из ничего . Внезапно увидев себя сотворенными в чудном изяществе и блаженстве; какую они ощутили благодарность, благоговение и любовь к Творцу, даровавшему им вместе бытие и духовное наслаждение! Их занятием непрерывным соделалось созерцание и славословие Создателя. Сам Господь сказал о них: «Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим еси Ангели Мои» (Иов. 38:7). Этими словами Священного Писания яснейшим образом доказывается, что Ангелы сотворены прежде видимого нами мира и, присутствуя при его сотворении, прославляли премудрость и силу Создателя. Они созданы были, подобно видимому миру, Словом Божиим: «Тем, - говорит святой апостол Павел, - создана быша всяческая, яже на небеса и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем содашася» (Кол. 1:16) .

Здесь Апостол под именем престолов, господствий, начал и властей разумеет различные чиноначалия Ангелов. Таких чиноначалии Святая Церковь признает три; каждое чиноначалие, или иерархия, состоит из трех чинов.

Первую иерархию составляют Серафимы, Херувимы и Престолы; вторую - Господствия, Силы и Власти; третью - Начала, Архангелы и Ангелы.

Учение о этом разделении Ангелов изложено святым Дионисием Ареопагитом, учеником святого апостола Павла, который и в своих писаниях, как мы видели, называет некоторые чины. Ближайшие к Престолу Божию суть шестокрылатые Серафимы, как видел в видении своем святой Исайя пророк. «Видех, - говорит он, - Господа седяща на престоле высоце и превознесение, и исполн дом славы Его. И Серафими стояху окрест Его, шесть крил единому, и шесть крил другому: и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя, и двема летаху. И взываху друг ко другу и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его» (Ис. 6:1-3).

По Серафимах предстоят Престолу Божию Богомудрые, многоочитые Херувимы, потом Престолы и по порядку прочие Ангельские чины. Предстоят Ангелы Престолу Божию с великим благоговейным страхом, который изливается в них непостижимым величием Божества, не с тем страхом, который ощущают кающиеся грешники и который отъемлется любовью, но со страхом, пребывающим в века и составляющим один из даров Духа Святого, - страхом, которым страшен Бог для всех окрестных Его. От непрестанного созерцания безмерного величия Божия они находятся в непрестанном блаженном исступлении и упоении и выражают его непрестанным славословием. Они пламенеют любовью к Богу и в самозабвении, при котором они существуют в Боге, а уже не в себе, находят неисчерпаемое и бесконечное наслаждение. Сообразно чинам своим они наделены дарованиями Святого Духа - Духом мудрости и разума. Духом совета и крепости. Духом Страха Божия.

Это разнообразие духовных дарований и разные степени совершенства отнюдь не производят в Святых Ангелах соревнования или зависти: нет! У них одна воля, как сказал святой Арсений Великий, и все они преисполнены в Боге благодатного утешения и не чувствуют никакого недостатка. По этому благодатному единству воли Святые Ангелы низших чинов с любовью и ревностью оказывают повиновение Ангелам высших чинов, зная, что это повиновение - повиновение воле Божией. «Ясно видим, - говорит святитель Димитрий Ростовский, - в книге пророка Захарии, что в то время, как Ангел беседовал с Пророком, другой Ангел вышел навстречу этому Ангелу, повелевая ему идти к Пророку и возвестить долженствующее совершиться с Иерусалимом. Также и в Данииловом пророчестве читаем, что Ангел повелевает Ангелу истолковать видение Пророку».

Вообще все Ангелы называются иногда Небесными Силами и Небесным Воинством. Вождь Небесного Воинства есть Архистратиг Михаил, принадлежащий к семи духам, предстоящим Богу. Эти семь Ангелов суть: Михаил, Гавриил, Рафаил, Салафиил, Уриил, Иегудиил и Варахиил: Эти семь духов называются иногда Ангелами, иногда Архангелами; Святой Димитрий Ростовский причисляет их к чину Серафимов.

Ангелы сотворены по образу и подобию Божию, как впоследствии сотворен человек.

Образ Божий, как и в человеке, заключается в уме, от которого рождается, и в котором содержится мысль, и от которого исходит дух, содействующий мысли и оживляющий ее. Этот образ, подобно Первообразу, невидим, как он невидим и в человеках.

Он управляет всем существом в Ангеле так, как и в человеке. Ангелы суть существа, ограниченные временем и пространством, следовательно, имеющие свой наружный вид. Безвидным может быть только ничто и бесконечное существо: бесконечное существо потому безвидно, что, ни в каком направлении не имея предела, не может иметь никакого очертания; а ничто безвидно, как не имеющее никакого бытия и никаких свойств. Напротив того, все существа ограниченные, самые великие и самые малые, как бы ни были тонки, имеют свои пределы. Эти-то пределы, или концы существа, составляют его очертание, а где очертание - там непременно вид, хотя бы мы нашими грубыми очами и не видели его. Мы не видим предела газов и большей части испарений, но эти пределы непременно существуют, потому что газы и пары не могут занимать беспредельного пространства, занимают пространство определенное, соответственное своей упругости, т. е. способности расширения и сжимания.

Безвиден един Бог, как существо бесконечное. По отношению к нам Ангелы называются бесплотными и духами. Но мы, человеки, в нашем состоянии падения, никак не можем быть приняты за основание для составления правильных понятий о видимом и невидимом мире. Мы не то, чем были сотворены; и опять обновляемые покаянием, мы делаемся не теми, какими бываем в обыкновенном положении страстном. Мерило мы непостоянное и неправильное. Но именно по этому-то мерилу Ангелы называются бестелесными, невещественными, духами. (Из книги святителя Игнатия Брянчинова )

Ангелы в Священном Писании

Что мы можем сказать об Ангелах? Каковы наши литературные источники? Естественно, Священное Писание. Само слово «Ангел» наше, русское, на самом деле вовсе не русское слово, а греческое «ἄγγελος», что в переводе буквально означает «вестник, посланник». Но это тоже не изначальная форма этого слова, а дословный перевод еврейского слова מלאך «малах». Это слово также обозначает «вестник, посланник» и происходит от древнееврейского корня, который означает глагол «посылать». Какой мы из этого можем сделать вывод? Слово «Ангел» не описывает нам природу этих существ. Что это за духи, какова их природа, сказать мы не можем. Мы можем только сказать об их служении, что они – «служебные духи».

На иврите вместо слова «Ангелы» используется слово «малахим». Если вы почитаете на иврите Ветхий Завет, там очень часто будет употребляться это слово. Причем слово «малахим», как «послание», может употребляться в двояком значении. С одной стороны, это послание Бога как таковое, безличное, адресованное человеку, с другой стороны, словом «малах» может обозначаться живое существо, дух, который это послание передает.

В Священном Писании, помимо всего прочего, словом «Ангел» могут называться не только бестелесные духи, но и пророки. Перед вами икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Иоанн Предтеча неслучайно изображен с крыльями, так как здесь идет прямая отсылка на текст Евангелия от Матфея (11:10), который цитирует еще более древний текст (Малахия 3:1): «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Вот, пожалуйста, Иоанн Предтеча у нас называется «Ангелом, посланником».

Другое слово, которое употребляется для обозначения небесных духов, это אלוהים «Элохим». Если вы откроете первую Книгу Священного Писания, Книгу Бытие, на иврите, в первой главе, первой строфе: «Вначале сотворил Бог небо и землю» будет употреблено слово «Элохим». Слово «Элохим» будет употребляться в Библии и для обозначения Бога, наравне с «Яхве», и для обозначения Ангелов.

Ангелы в Ветхом Завете

Важную роль в становлении учения об ангелах сыграл древний иудейский апокриф, который называется «Книга Еноха». Это сочинение III-II века до н.э. На данную книгу в частности ссылается апостол Иуда в своем послании (стих 14), цитируя ее: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих…». Этот же текст упоминается у древних писателей, у Оригена, у Тертуллиана, вплоть до позднего Средневековья Книга Еноха была очень популярна. Но что интересно, текст ее был нам неизвестен до XVIII века. Он сохранился в полном объеме только в каноне Эфиопской Библии, только на священном языке гыыз. Кстати, эфиопы считают, что изначально языком оригинала этой книги как раз и был язык гыыз. Напоминаю, это литургический язык эфиопской церкви.

Ангелы в Новом Завете

В Новом Завете имеется также много упоминаний об ангелах. Архангел Гавриил благовествует

Захарии о грядущем рождении Иоанна Предтечи, благовествует Деве Марии о грядущем рождении от Нее Спасителя мира. А также Воскресение, Вознесение и большинство других событий Священной истории происходит в присутствии Ангелов. В Книге деяний апостольских мы тоже встречаемся с Ангелами, например, Ангел выводит Петра из темницы. Об этом мы еще поговорим. Так вот, в Новом Завете, помимо упоминания самого слова «Ангел» впервые мы встречаем упоминание Архангелов. Архангел и на латинском, и на греческом языке обозначает «начальник Ангелов». О них тоже скажем чуть позже. Кроме того, апостол Павел в посланиях к римлянам, к ефесянам и к колоссянам упоминает еще такие Силы Небесные, как Престолы, Господства, Начала, Власти и Силы.

Ангельский мир

Об ангельском мире мы также знаем то, что было падение части ангелов. Подробности об этом мы можем прочитать только в апокрифах. Поскольку подробности падения части ангельского мира не имеют непосредственного отношения к делу нашего спасения, в Священном Писании мы практически не найдем упоминаний об этом. Апостол Иуда говорит (1:6): «Бог ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком на суд Великого дня». Господь, свидетельствует в Евангелии от Луки (10:18), что «Он (Господь) видел Сатану, спавшего с неба, как молния». Считается, что падение ангелов совершилось не одновременно, что сначала пал Денница и увлек за собой бесчисленное количество ангелов. Есть предание, что конец света настанет тогда, когда число праведников восполнит то число ангелов, которые отпали. Кстати говоря, святые отцы предполагают, что даже отпавшие ангелы сохранили свою иерархию, ввиду того, что иерархия изначально существовала в ангельском мире. О мире злых духов Священное Писание говорит, как о царстве, которое возглавляется Сатаной, что переводится как «противящийся», это не личное имя.

Природа ангелов

В Священном Писании ангелы предстают нам, как разумные и свободные существа, если бы они не были свободными существами, то часть ангелов в свое время не отпала бы от Господа, это было их свободное волеизъявление. Иоанн Дамаскин дает следующее определение ангела: «Ангел есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей». О непостижимости ангельской природы свидетельствует тот же Иоанн Дамаскин: «Один только Творец знает вид и определение этой (ангельской) сущности». Но что мы можем точно о них сказать, это то, что они духовны и бестелесны. «Дух плоти и костей не имеет», читаем мы в Евангелии от Луки (24:39). По толкованию святых отцов, чувственные образы, в которых являются Ангелы (многочисленные явления описаны в Священной Истории, в Ветхом и Новом Завете), не являются отражением их природы, а только их временным состоянием.

Блаженный Феодорит объясняет: «знаем, что естество ангелов бесплотно; принимают же они на себя образы, сообразуясь с пользой видящих», ради того, чтобы смотрящий на них не убоялся, но при этом понял, что перед ними не простой человек, а действительно посланник Господа. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Ангелы, являясь, по воле Божией достойным людям, являются не такими, каковы они сами по себе, но преобразуются сообразно тому, как смотрящие могут видеть их».

О соотношении Ангелов к пространству и времени мы тоже можем сказать, что они, словами Иоанна Дамаскина, «ни стенами, ни дверями, ни запорами, ни печатями не удерживаются… и пребывают в местах, постигаемых только умом». Многочисленные свидетельства и Священного Писания и более поздних описаний чудес, связанных с ангелами, повествуют нам, что ангелы мгновенно перемещаются из одной точки мироздания в другую, и ничто не удерживает их. Соответственно, они обладают большей свободой, чем люди, в отношении пространства и времени.

Совершенство Ангельской природы выражается в их особом приближении к Богу. Они наделены высочайшим ведением, разумением, но не всеведущи, как Господь Бог. Ангелам открыта лишь часть знания, которой они обладают, и благодаря которой, согласно апокрифическим текстам, управляют Вселенной. У святых отцов поднимается вопрос и о соотношении Ангела и человека: кто достойнее в своем призвании? Есть двоякая точка зрения на этот счет. С одной стороны мы можем сказать, что Ангел, безусловно, более величественен и природа его более совершенна, чем природа человеческая. С другой стороны, многие святые отцы утверждают, что Ангелы умалены перед человеком тем, что они, в отличие от него, не обладают способностью творить. В этом человек даже выше Ангелов, и более уподоблен Богу.

Бог – Творец, и человек может быть творцом, а Ангелы не творцы. И на этом принципиально настаивают многие святые отцы. Иоанн Дамаскин говорит о Господе: «Творец Ангелов, приведший из несущего в бытие и создавший их по образу Своему» и обличает тех, кто «называют ангелов творцами какой бы ни было сущности…Ибо… Ангелы не суть создатели».

О числе ангелов мы можем сказать только то, что оно ограничено, но очень велико. Пророк Даниил (7:10) описывает воинство ангельское как «тысячи тысяч и тьмы тем» (это миллионы и десятки миллионов). Кирилл Иерусалимский писал об этом так: «Представь людей, начиная от Адама до сего дня: велико множество их, но оно еще мало, в сравнении с Ангелами, которых более. Их девяносто девять овец; а род человеческий есть одна только овца». Здесь Кирилл Иерусалимский нас отсылает к притче, рассказанной Господом о том, что пастырь добрый ради одной потерянной овцы оставляет 99 овец, и отправляется на поиски ее, чтобы на плечах своих вынести заблудшую овцу и вернуть ее в стадо. В этом святые отцы с древнейших времен видели образ того, что Господь Иисус Христос, воплощаясь, покидает мир совершенный, мир Божественный, оставляет верный Ему Ангельский мир и спускается вниз за одной падшей овцой - за тем, чтобы спасти человечество. Перед вами монастырь Сучевица в Румынии, роспись на внешней стене храма, которая изображает Лествицу Иоанна Лествичника. Это наглядная попытка художника изобразить бесчисленное множество небесных сил.

В чем заключается служение ангелов? Это, естественно, служение Богу, воспевание Его величия и исполнение Его воли, т.к. ангелы – это служебные духи, и их назначение – служить Богу. Если мы вспомним книгу пророка Исайи (6:2-3), там говорится о его видении Господа, сидящего на престоле, а перед престолом стояли серафимы, непрестанно воспевая песнь Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся Земля полна Славы Его!». Постоянное, непрестанное, вечное славословие. Аналогичные образы встречаются в книге Откровения, где говорится о животных, о тетраморфе, который тоже служит перед престолом Божиим. «Ангелы созерцают Бога… и имеют это пищею», – говорит Иоанн Дамаскин. Примеры служения Ангелов Богу в качестве орудия Промысла Божия по отношению к видимому миру и человеку мы читаем в Священном Писании. Это и разрушение Содома и Гоморры, спасение Лота с дочерями, которых Ангелы выводят из разрушенного города. Это и сон Иакова, когда Иакову снится лестница, по которой восходят и нисходят с неба многочисленные Ангелы. Это битва Иакова с Ангелом в ночи. Ангел освобождает апостола Петра из темницы.

Все это является проявлением служения Ангелов и исполнения ими воли Божией. Одним из видов косвенного служения ангелов Богу может быть служение Ангелов-хранителей. К каждому человеку после крещения приставляется Ангел-хранитель, который должен вести душу этого человека ко спасению. В этом тоже проявляется Промысел Божий, а значит это один из вариантов служения ангелов Богу. В древности считалось, что Ангелы-хранители есть также у городов, у царств, у народов. В частности, архангел Михаил считался покровителем еврейского народа. Кстати говоря, об Ангелах-хранителях частных лиц в Священном Писании упоминается в Евангелии от Матфея (18:10): «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного». Когда Ангел выводит из темницы Петра, апостол приходит в дом, где находится собрание христиан, стоит у двери и стучит. Служанка увидев его, пошла и сообщила, что это Петр, но те не поверили ей, решив, что это Ангел Петра, а не сам Петр.

Как изображают ангелов

Классическое облачение ангела – это хитон, гиматий (плащ, переброшенный поверх хитона). Атрибутами являются крылья, как символ быстроты, молниеносности действий. Лента в волосах, которая в нашей традиции получила название тороки или слухи. Обязательно присутствует жезл, сфера или глобус, или зерцало (по-разному называют). Поскольку ангелы являются предводителями небесного воинства, поскольку они являются стражами при троне Господнем, они часто изображаются в придворных одеяниях.

Ангельские чины

Из Священного Писания следует, что существуют различные чины ангелов. В Священном Писании упоминается 9 Ангельских чинов.

Серафимы

Из всех чинов небесных Серафимы - самые ближайшие к Богу; они - первые участники божественного блаженства, первые осиявают светом велелепной божественной славы. И, что всего более поражает, изумляет их в Боге, так это любовь Его бесконечная, вечная, безмерная, неисследимая. Они во всей силе, во всей, непонятной нам глубине, воспринимают, ощущают Бога именно как Любовь, через это приступая как бы к самым дверям, к самому Святому Святых того «неприступного Света», в котором живет Бог (1 Тим. 6:16), через это входя в наитеснейшее, преискреннейшее общение с Богом, ибо Сам Бог - Любовь: «Бог любы есть» (1 Ин.4:8).
   Приходилось ли вам смотреть когда-либо на море? Смотришь, смотришь на его даль безграничную, на ширь его безбрежную, помышляешь о глубине его бездонной, и… мысль теряется, сердце замирает, все существо исполняется каким-то священным трепетом и ужасом; ниц пасть, закрыться хочется пред ясно чувствуемым, беспредельным величием Божиим, отображаемым безбрежностью моря. Вот вам некоторое, хотя самое слабое, подобие, едва заметная, тонкая тень того, что переживают Серафимы, непрестанно созерцая неизмеримое, неисследимое море любви Божественной.
   Бог-Любовь огнь есть поядаяй, и Серафимы, постоянно приникая к этой огненной Божественной Любви, исполняются огнем Божества преимущественно перед всеми другими чинами. Серафимы- и самое слово означает: пламенный, огненный. Пламенногорящая Любовь Божественная, неисследимостью Своего милосердия, безмерностью Своего снисхождения ко всем тварям, а наипаче всего к роду человеческому, ради которого Любовь эта смирила себя даже до креста и смерти, приводит Серафимов всегда в неописуемый священный трепет, повергает их в ужас, заставляет содрогаться все существо их. Не могут сносить они великой этой Любви. Закрывают двумя крылами лица свои, двумя крылами ноги свои и двумя летают, в страхе и трепете, в благоговении глубочайшем поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф!»

   Сами горя любовью к Богу, шестокрылатые Серафимы воспламеняют огнь этой любви и в сердцах других, огнем божественным предочищая душу, исполняя ее силы и крепости, вдохновляя на проповедь - глаголом жечь сердца людей. Так, когда ветхозаветный пророк Исайя, увидя Господа сидящим на престоле высоком и превознесенном, окруженном Серафимами, стал сокрушаться о своей нечистоте, восклицая: «О, окаянный аз! Ибо я человек,с нечистыми устами… - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа!.. Тогда, - рассказывает сам пророк. Прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: се, прикоснуся сие устом твоим, и отымет беззакония твоя и грехи твоя очистит» (Ис. 6:5-7).

Херувимы

Если для Серафимов Бог является, как пламенногорящая Любовь, то для Херувимов Бог - выну светящаяся Премудрость. Херувимы непрестанно углубляются в божественный разум, восхваляют, воспевают его в песнях своих, созерцают тайны божественные, с трепетом проникают в них. Вот почему, по свидетельству Слова Божия, в Ветхом завете Херувимы изображаются над Ковчегом Завета приникающими.
    «И сделай, - говорил Господь Моисею, - из золота двух Херувимов… Сделай их на обоих концах крышки (Ковчега). Сделай одного Херувима с одного края, а другого Херувима с другого края… И будут Херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу, к крышке будут лица Херувимов» (Исх. 25:18-20).
   Дивное изображение! Так и на небе: Херувимы с умилением, со страхом взирают на Премудрость Божественную, исследуют ее, поучаются в ней, и как бы покрывают крыльями своими ее тайны, хранят их, берегут, благоговеют пред ними. И это благоговение пред тайнами Божественной Премудрости столь велико у Херувимов, что всякая дерзновенная пытливость, всякое горделивое взирание на Разум Божий ими тут же отсекается огненным мечом.
   Вспомните грехопадение Адамово: прародители, вопреки заповеди Божией, дерзновенно приступили к древу познания добра и зла, возгордились умом своим, захотели все знать, как Бог; вознамерились как бы сорвать покров, скрывающий тайны Божественной Премудрости. И, смотрите, сейчас же снисходит с неба один из стражей-хранителей этих тайн, один из служителей Божией Премудрости - Херувим, с пламенным обращающимся мечом, изгоняет прародителей из рая. Так велика ревность Херувимов, так строги они к тем, кои посягают дерзновенно проникнуть в неведомые тайны небесные! Бойтесь же испытывать умом то, чему надо верить!
   Если, по словам св. Василия Великого, «одна травка или одна былинка достаточна занять всю мысль нашу рассмотрением искусства, с каким она произведена», то что же сказать о той бездне премудрости, которая открыта Херувимам? Премудрость Божия, как в зеркале отпечатлевшаяся в мире видимом, Премудрость Божия во всем строительстве искупления нашего, - вся «многоразличная Премудрость Божия, …в тайне сокровенная, юже предустави Бог прежде век в славу нашу» (Еф. 3:10; 1 Кор. 2:7)…

Престолы

Вы, конечно, знаете, что такое престол, с каким смыслом употребляется у нас часто это слово? Говорят, например, «Престол Царский» или «Трон Царский», «Царь сказал с высоты Престола». Всем этим хотят показать достоинство, величие царское.
   Престол, таким образом, является олицетворением царского величия, царского достоинства. Вот и на небе есть свои Престолы, не наши вещественные, бездушные, сделанные из золота, серебра, кости или дерева и служащие лишь символами, а Престолы разумные, живые носители величия Божия, славы Божией. Престолы, преимущественно перед всеми чинами ангельскими, ощущают, созерцают Бога, как Царя Славы, Царя всего мироздания, Царя, творящего суд и правду, Царя Царствующих, как «Бога Великого, Крепкого и Страшного» (Втор. 10:17). «Господи, Господи, кто подобен Тебе?» (Пс. 34:10)… «Кто подобен Тебе в бозех. Господи, кто подобен Тебе: прославлен во святых, дивен во славе» (Исх. 15:11). «Велий Господь и хвален зело и величию Его несть конца» (Пс. 144:3)… «Велико и не имат конца, высоко и безмерно» (Вар. 3:25)! Все эти гимны величию Божию, во всей их полноте, глубине и истинности, понятны и доступны одним лишь Престолам.
   Престолы не только ощущают и воспевают величие Божие, но и сами исполняются этим величием и славою, и другим дают его чувствовать, переливают, как бы в сердца людские, преисполняющие их самих волны величия и славы Божественной.
   Бывают минуты, когда человек как-то особенно ясно сознает умом и с какой-то особенной силой чувствует сердцем величие Божие: раскаты грома, блеск молнии, дивные виды природы, высокие горы, дикие скалы, богослужение в каком-либо великолепном большом храме - все это часто настолько захватывает душу, так ударяет по струнам сердца, что человек готов бывает слагать и петь хвалебные псалмы и песни; перед ощущаемым величием Божиим исчезает, теряется, падает ниц. Знайте, возлюбленные, такие святые минуты ясного ощущения величия Божия бывают не без влияния Престолов. Это они как бы присоединяют нас к своему настроению, бросают в сердца наши блестки его.

Господствия

Бог называется Господом потому, что заботится о созданном Им мире, промышляет о нем, есть Верховный Хозяин его. «Он, - говорит блаженный Феодорит, - Сам и кораблестроитель, и садовник, возрастивший вещество. Он и вещество сотворил, и корабль построил, и постоянно управляет его кормилом». «От пастыря, - поучает св. Ефрем Сирин, - зависит стадо, а от Бога - все, что возрастает на земле. В воле земледелателя - отделение пшеницы от тернии, в воле Божией - благоразумие живущих на земле во взаимном их единении и единомыслии. В воле царя расположить полки воинов, в воле Божией - определенный устав для всего». Так что, замечает другой учитель Церкви, «ни на земле, ни на небе ничто не остается без попечения и без промысла, но попечение Творца равно простирается на все невидимое и видимое, малое и великое: ибо все творения имеют нужду в попечении Творца, равно как и каждое порознь, по своей природе и назначению». И «ни на один день не перестает Бог от дела управления тварями, дабы они тотчас бы не уклонились от своих естественных путей, которыми ведутся и направляются к тому, чтобы достигнуть полноты своего развития, и каждой оставаться в своем роде тем, что есть».
   Вот, в это-то господствование, в это управление Божие тварями, в это попечение, промышление Божие о всем невидимом и видимом, малом и великом, и вникают Господствия.
   Для Серафимов Бог - пламенногорящая Любовь; для Херувимов - выну светящаяся Премудрость; для Престолов Бог - Царь Славы; для Господств Бог есть Господь-Промыслитель. Преимущественно перед всеми другими чинами Господствия созерцают Бога именно как Промыслителя, воспевают Его попечение о мире: усматривают «и в мори путь, и в волнах стезю Его крепкую» (Прем. 14:3), со страхом взирают, как «Той променяет времена и лета, поставляет цари и проставляет» (Дан. 2:21). Полные священного восторга и умиления, приникают Господствия в многоразличные заботы Божий: одевает крины сельные, «яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих» (Мф. 6:29), как одевает Он «небо облаки, уготовляет земли дождь, прозябает на горах траву и злак на службу человеком: дает скотом пищу их, и птенцам врановым призывающим Его» (Пс. 146:7-9). Дивятся Господствия, как Бог, столь великий, обнимает всех и вся попечением Своим; хранит и бережет каждую былинку, каждую мошку, самую малейшую песчинку.
   Созерцая Бога как Промыслителя - Строителя мира, Господствия и людей научают устроять сами себя, свою душу; научают нас заботиться о душе, промышлять о ней; внушают человеку господствовать над своими страстями, над разными греховными привычками, утеснять плоть, давая простор духу. Господствия нужно молитвенно призывать в помощь всякому, кто хочет освободиться от какой-либо страсти, хочет возобладать над нею, отстать от какой-либо дурной привычки, но не может сделать этого по причине слабости воли.

Силы

Преимущественно перед всеми другими чинами, этот чин ангельский созерцает Бога как творящего многие силы или чудеса. Для Сил Бог - Чудотворец. «Ты еси Бог творяй чудеса» (Пс. 76:15), - вот что составляет предмет постоянного их хваления и славословия. Силы вникают в то, как «идеже хощет Бог побеждается естества чин». О, как же восторженны, как торжественны, как дивны должны быть эти песни их! Если и мы, облеченные плотью и кровью, когда бываем свидетелями какого-либо явного чуда Божия, например, прозрения слепого, восстановления безнадежно больного, приходим в неописуемый восторг и трепет, поражаемся, умиляемся, то что же сказать о Силах, когда им дано видеть такие чудеса, которых наш ум и представить не может. Да при том, они могут вникать в самую глубину этих чудес, им открыта их цель высочайшая.

Власти

Принадлежащие к этому чину ангелы созерцают и прославляют Бога как Всемогущего, «всякую власть имущаго на небеси и на земли». Бога страшного, «Егоже зрение сушит бездны, и прещение растаевает горы, ходившаго, яко по суху, по плещу морскую, и запретившаго бури ветров; прикасающагося горам и дымятся; призывающаго воду морскую и проливающаго ю на лице всея земли».
   Ангелы шестого чина - самые ближайшие, постоянные свидетели Божия всемогущества, предпочтительно перед другими им дано ощущать его. От постоянного созерцания Божественной власти, от постоянного соприкосновения с нею, эти ангелы исполняйте проникаются этой властью так, как раскаленное железо проникается огнем, почему и сами становятся носителями этой власти и именуются: Власти. Власть, которой они облечены и преисполнены, невыносима для дьявола и всех полчищ его, власть эта обращает дьявольские полчища в бегство, в преисподнюю, во тьму кромешную, в тартар.
   Вот почему все, мучимые от дьявола, должны молитвенно призывать в помощь Власти; о всех бесноватых, разных припадочных, кликушах, порченых - надо ежедневно молиться Властям: «Власти святые, властью от Бога вам данною, отгоните от раба Божия (имя) или рабы Божией (имя) беса, его (или ее) мучающего!»

Начала

Ангелы эти так называются потому, что Богом вверено им начальство над стихиями природы: над водой, огнем, ветром, «над животными, растениями и вообще над всеми видимыми предметами». «Творец и Строитель мира. Бог, - говорит учитель христианский Афинагор, - поставил некоторых из ангелов над стихиями, и над небесами, и над миром, и над тем, что в нем, и над их устройством». Гром, молния, буря… всем этим управляют Начала, и направляют, как угодно то воле Божией. Известно, например, что молния нередко попаляет кощунников; град одно поле побивает, другое оставляет невредимым… Кто бездушной, неразумной стихии дает такое разумное направление? Начала делают это.
    «Видел я, - говорит тайнозритель св. Иоанн Богослов, - Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце… И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими» (Откр. 10:1-3); видел и слышал апостол Иоанн и «ангела водного» (Откр. 16:5), и «ангела, имеющего начальство над огнем» (Откр. 14:18). «Видел я, - свидетельствует тот же св. Иоанн, - четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево… - им дано вредить земле и морю» (Откр. 7:1-2).
   Начала имеют начальство также и над целыми народами, городами, царствами, обществами человеческими. В слове Божием есть, например, упоминание о князе или ангеле царства Персидского, царства Эллинского (Дан. 10:13, 20). Начала ведут, вверенные их начальству, народы к высшим благим целям, которые указывает и предначертывает Сам Господь; «возводят, - по словам св. Дионисия Ареопагита, - сколько могут тех, которые охотно повинуются им, к Богу, как к своему Началу». Они предстательствуют за свой народ перед Господом, «внушают, - замечает один святитель, - людям, особенно царям и другим властителям, мысли и намерения, относящиеся ко благу народов».

Архангелы

Этот чин, говорит св. Дионисий научения». Архангелы - это учители небесные. Чему же они учат? Учат они людей, как жизнь им свою устраивать пo-Божьи, т. е. согласно с волей Божией.
   Разные пути жизни предлежат человеку: есть путь иноческий, путь брачного состояния, есть различные роды службы. Что выбрать, на что решиться, на чем остановиться? Вот тут-то и являются на помощь человеку Архангелы. Им открывает Господь волю Свою о человеке. Архангелы знают, посему, что ожидает известного человека на том или другом пути жизни: какие невзгоды, искушения, соблазны; поэтому от одного пути они отклоняют, а на другой направляют человека, научают избирать верный путь, пригодный для него.
   Кто разбился жизнью, колеблется, не знает, каким путем идти, тот должен призывать в помощь Архангелов, дабы научили они его, как жить ему должно: «Архангелы Божьи, Самим Богом определенные для научения нашего, вразумления, научите меня, какой мне выбрать путь, воньже пойду, да благоугожду Богу моему!»

Ангелы

Это - самые близкие к нам. Ангелы продолжают то, что начинают Архангелы: Архангелы научают человека узнавать волю Божию, поставляют его на указываемые Богом путь жизни; Ангелы же ведут человека по этому пути, руководят, охраняют идущего, дабы не уклонился он в сторону, изнемогающего подкрепляют, падающего поднимают.
   Ангелы столь близки к нам, что отовсюду нас окружают, отовсюду на нас смотрят, за каждым шагом нашим наблюдают, и, по словам св. Иоанна Златоуста, «весь воздух наполнен ангелами»; Ангелы, по словам того же святителя, «предстоят священнику во время совершения страшной Жертвы».

Ангел-хранитель

Из числа ангелов Господь, с момента нашего крещения, приставляет к каждому из нас еще особого ангела, который называется Ангелом-Хранителем. Этот Ангел так любит нас, как никто на земле любить не может. Ангел-Хранитель - присный друг наш, незримый тихий собеседник, пресладостный утешитель. Одного лишь каждому из нас он желает - спасения души; к этому все заботы свои направляет он. И если видит нас также заботящимися о спасении, радуется, если же видит нас пребывающими в нерадении о душе своей, скорбит.
Хочешь всегда быть с Ангелом? Бегай греха, и Ангел с тобою пребудет. «Как, - говорит Василий Великий, - пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и Хранителя нашей жизни - Ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех». Посему бойся грешить!
Можно ли распознать присутствие Ангела-Хранителя, когда он близ нас и когда отходит от нас? Можно, по внутреннему настроению души своей. Когда на душе у тебя светло, на сердце легко, тихо, мирно, когда ум твой занят богомыслием, когда ты каешься, умиляешься, тогда, значит, Ангел близ есть. «Когда, по свидетельству Иоанна Лествичника, при каком-нибудь изречении молитвы своей почувствуешь внутреннее услаждение или умиление, то остановись над оным. Ибо тогда Ангел-Хранитель молится с тобою». Когда же в душе у тебя буря, в сердце - страсти, ум кичливо надмевается, тогда знай, Ангел-Хранитель отошел от тебя, и вместо него бес подступил к тебе. Скорей, скорей зови тогда Ангела-Хранителя, становись на колени перед иконами, падай ниц, молись, осеняй себя крестным знамением, плачь. Верь, услышит молитву твою Ангел-Хранитель твой, придет, прогонит беса, скажет душе мятущейся, сердцу обуреваемому: «Молчи, престани». И настанет в тебе тишина велия. О, Ангел-Хранитель, храни же всегда нас от бури, в тишине Христовой!
Почему же, кто-либо спросит, нельзя Ангела видеть, нельзя говорить, беседовать с ним так, как беседуем мы друг с другом? Почему не может явиться Ангел видимым образом? Потому, чтобы не устрашить, не смутить нас своим явлением, ибо знает он, как малодушны, боязливы и робки мы перед всем таинственным.

День Ангела, именины

Каждый православный христианин носит имя святого, в честь которого он назван. Имя выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящен памяти того или иного святого. День памяти святого, имя которого носит православный христианин и называется: День ангела, или .

После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем. Вы сами можете из нескольких святых выбрать того, кто Вам особенно близок. Если Вы ничего не знаете ни о ком из них, считайте своим небесным покровителем того, чей день памяти в календаре находится ближе всего к дню Вашего рождения.

«Господь каждому из нас дает двух Ангелов ,- учит нас Федор Едесский,- один из которых – Ангел хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас перед Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные.

Ангелы , будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре».

«Святые, - писал преподобный Силуан Афонский, - в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется, кроме немногих, очень редких, случаев, как, например, при пострижении в монашество. С именем, данным человеку при крещении, человек остается во всей дальнейшей жизни, с ним переходит на тот свет; имя его, после его смерти повторяется Церковью, когда возносятся молитвы о упокоении его души.

Молитва Ангелу Хранителю, Канон Ангелу Хранителю

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).

Тропарь, глас 6-й

Ангеле Божий, хранителю мой святый, живот мой соблюди во страсе Христа Бога, ум мой утверди во истиннем пути, и к любви горней уязви душу мою, да тобою направляемь, получу от Христа Бога велию милость.
Слава, и ныне:

Богородичен
Святая Владычице, Христа Бога нашего Мати, яко всех Творца недоуменно рождшая, моли благость Его всегда, со хранителем моим ангелом, спасти душу мою, страстьми одержимую, и оставление грехов даровати ми.

Канон, глас 8-й

Песнь 1
Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися.

Песнь воспети и восхвалити, Спасе, Твоего раба достойно сподоби, безплотному Aнгелу, наставнику и хранителю моему.
Припев: Святый Aнгеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Един аз в неразумии и в лености ныне лежу, наставниче мой и хранителю, не остави мене, погибающа.
Слава: Ум мой твоею молитвою направи, творити ми Божия повеления, да получу от Бога отдание грехов, и ненавидети ми злых настави мя, молюся ти.
И ныне: Молися, Девице, о мне, рабе Твоем, ко Благодателю, со хранителем моим Aнгелом, и настави мя творити заповеди Сына Твоего и Творца моего.

Песнь 3
Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи, Ты еси свет омраченных, и поет Тя дух мой.
Все помышление мое и душу мою к тебе возложих, хранителю мой; ты от всякия мя напасти вражия избави.
Враг попирает мя, и озлобляет, и поучает всегда творити своя хотения; но ты, наставниче мой, не остави мене погибающа.
Слава: Пети песнь со благодарением и усердием Творцу и Богу даждь ми, и тебе, благому Aнгелу хранителю моему: избавителю мой, изми мя от враг озлобляющих мя.
И ныне: Исцели, Пречистая, моя многонедужныя струпы, яже в души, прожени враги, иже присно борются со мною.

Седален, глас 2-й
От любве душевныя вопию ти, хранителю моея души, всесвятый мой Aнгеле: покрый мя и соблюди от лукаваго ловления всегда, и к жизни настави небесней, вразумляя и просвещая и укрепляя мя.
Слава, и ныне: Богородичен:
Богородице безневестная Пречистая, Яже без семени рождши всех Владыку, Того со Aнгелом хранителем моим моли, избавити ми ся всякаго недоумения, и дати умиление и свет души моей и согрешением очищение, Яже едина вскоре заступающи.

Песнь 4
Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество.
Моли Человеколюбца Бога ты, хранителю мой, и не остави мене, но присно в мире житие мое соблюди и подаждь ми спасение необоримое.
Яко заступника и хранителя животу моему прием тя от Бога, Aнгеле, молю тя, святый, от всяких мя бед свободи.
Слава: Мою скверность твоею святынею очисти, хранителю мой, и от части шуия да отлучен буду молитвами твоими и причастник славы явлюся.
И ныне: Недоумение предлежит ми от обышедших мя зол, Пречистая, но избави мя от них скоро: к Тебе бо единей прибегох.
Песнь 5
Утренююще вопием Ти: Господи, спаси ны; Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не вемы.
Яко имея дерзновение к Богу, хранителю мой святый, Сего умоли от оскорбляющих мя зол избавити.
Свете светлый, светло просвети душу мою, наставниче мой и хранителю, от Бога данный ми Aнгеле.
Слава: Спяща мя зле тяготою греховною, яко бдяща сохрани, Aнгеле Божий, и возстави мя на славословие молением твоим.
И ныне: Марие, Госпоже Богородице безневестная, надеждо верных, вражия возношения низложи, поющия же Тя возвесели.
Песнь 6
Ризу ми подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш.
Всяких мя напастей свободи, и от печалей спаси, молюся ти, святый Aнгеле, данный ми от Бога, хранителю мой добрый.
Освети ум мой, блаже, и просвети мя, молюся ти, святый Aнгеле, и мыслити ми полезная всегда настави мя.
Слава: Устави сердце мое от настоящаго мятежа, и бдети укрепи мя во благих, хранителю мой, и настави мя чудно к тишине животней.
И ныне: Слово Божие в Тя вселися, Богородице, и человеком Тя показа небесную лествицу; Тобою бо к нам Вышний сошел есть.
Кондак, глас 4-й
Явися мне милосерд, святый Aнгеле Господень, хранителю мой, и не отлучайся от мене, сквернаго, но просвети мя светом неприкосновенным и сотвори мя достойна Царствия Небеснаго.
Икос
Уничиженную душу мою многими соблазны, ты, святый предстателю, неизреченныя славы небесныя сподоби, и певец с лики безплотных сил Божиих, помилуй мя и сохрани, и помыслы добрыми душу мою просвети, да твоею славою, Aнгеле мой, обогащуся, и низложи зломыслящия мне враги, и сотвори мя достойна Царствия Небеснаго.
Песнь 7
От Иудеи дошедше отроцы, в Вавилоне иногда, верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.
Милостив буди ми, и умоли Бога, Господень Aнгеле, имею бо тя заступника во всем животе моем, наставника же и хранителя, от Бога дарованнаго ми во веки.
Не остави в путь шествующия души моея окаянныя убити разбойником, святый Aнгеле, яже ти от Бога предана бысть непорочне; но настави ю на путь покаяния.
Слава: Всю посрамлену душу мою привожду от лукавых ми помысл и дел: но предвари, наставниче мой, и исцеление ми подаждь благих помысл, уклоняти ми ся всегда на правыя стези.
И ныне: Премудрости исполни всех и крепости Божественныя, Ипостасная Премудросте Вышняго, Богородицы ради, верою вопиющих: отец наших Боже, благословен еси.
Песнь 8
Царя Небеснаго, Егоже поют вои ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.
От Бога посланный, утверди живот мой, раба твоего, преблагий Aнгеле, и не остави мене во веки.
Ангела тя суща блага, души моея наставника и хранителя, преблаженне, воспеваю во веки.
Слава: Буди ми покров и забрало в день испытания всех человек, воньже огнем искушаются дела благая же и злая.
И ныне: Буди ми помощница и тишина, Богородице Приснодево, рабу Твоему, и не остави мене лишена быти Твоего владычества.
Песнь 9
Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево чистая, с безплотными лики Тя величающе.
Иисусу: Господи Иисусе Христе Боже мой, помилуй мя.
Помилуй мя, едине Спасе мой, яко милостив еси и милосерд, и праведных ликов сотвори мя причастника.
Мыслити ми присно и творити, Господень Aнгеле, благая и полезная даруй, яко сильна яви в немощи и непорочна.
Слава: Яко имея дерзновение к Царю Небесному, Того моли, с прочими безплотными, помиловати мя, окаяннаго.
И ныне: Много дерзновение имущи, Дево, к Воплощшемуся из Тебе, преложи мя от уз и разрешение ми подаждь и спасение, молитвами Твоими.

Молитва к Aнгелу Xранителю

Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святаго крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою пречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением, и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение. О, злое мое произволение, егоже и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки псу смердящему? Которыма очима, ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делех? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего (имя)

Фильмы об ангелах

Ангелы и бесы. Кто они?

Православные рассказы. Н. Агафонов “Сказ о том, как ангелы упали с неба”

Ангелы и демоны (лекция преподавателя Сретенской духовной семинарии)

Православные рассказы. Рассказ об ангелах и бесах

Резюме: Ангелы вдохновляли человечество с древних времен. Они появляются в религиозной, мифологической и другой литературе во всех культурах. Они всегда изображаются с крыльями. Многие люди молятся ангелам. Мы провели , основанное на Духовной науке о различных аспектах ангелов с помощью экстрасенсорного восприятия (ЭСВ), т.е. . С помощью полученных результатов, эта статья демистифицирует тему ангелов и предлагает новый взгляд на них.

Copyright © 2007 Spiritual Science Research Foundation Inc. Все права защищены.
Никакая часть этого сайта не может быть воспроизведена в любом случае.
Ни одно изображение на основе тонкого знания, изображение или текст не могут быть скопированы без письменного разрешения редакции
Фонда исследований основанных на духовной науке (SSRF).

С помощью методологии исследования основанной на Духовной науке, мы изучали различные аспекты ангелов. В этой статье приведены ответы на многие часто задаваемые вопросы об ангелах и сама статья дает представление о мире ангелов. Мы также предоставили изображения, основанные на тонком знании некоторых из различных видов ангелов.

2. Что это ангелы?

Ангелы существовали с самого начала Творения. Они существа из нижней части Неба (Сварга ). Они являются самыми низкими в иерархии положительных тонких существ. Их основная цель – выступать в качестве вестников для низших Божеств в нижней тонкой области Неба. Божества общаются на языке света, а мы, люди говорим на языке звука. Поэтому ангелы являются вестниками – они несут сообщения от низших Божеств, достойным существам на языке, который они понимают. Это происходит, в первую очередь, так, что ангелы вставляют мысли в умы. Под достойными существами, мы имеем в виду людей на Земле и тонкие тела в Чистилище, которые имеют определенные заслуги или выполняли духовную практику. Сообщения, как правило, о том, как решить конкретную мирскую проблему. Примерно 5% ангелов сами обеспечивают мирской совет. Поскольку их роль в основном на Земле, они большую часть времени проводят в поле Земли. Когда не передают сообщения, они живут, испытывая радость в нижней тонкой области Неба.

3. Каковы различные вид ы ангелов?

Есть около 30 видов ангелов. В следующей таблице выставлены некоторые из наиболее известных видов и их .

Некоторые типы ангелов и их духовный уровень

Виды ангелов Духовный уровень в %

Херувимы

Доминионы

Серафимы

Престолы

Архангелы

Причина существования многих типов ангелов является то, что каждый из них работает на различной частоте. Это позволяет им передавать сообщения различным характерам людей, в зависимости от того, какой вид ангелов лучше соответствует частотам определенных людей.

3.1 Како й духовный уровень ангелов?

Самашти духовный уровень можно достичь с помощью духовной практики на благо общества, а вьяшти духовный уровень можно достичь с помощью личной духовной практики. В наше время, духовное развитие ради общества имеет 70% значение, тогда как личная духовная практика имеет 30% значение.

Большинство ангелов находится на между 29-34%. Для людей, минимальный духовный уровень, чтобы достичь Неба (Сварга ) после смерти, составляет 50% (Самашти ) или 60% (Вьяшти ). Несмотря на сравнительно низкий духовный уровень, ангелы находятся в нижней тонкой области Неба. Так же как на Земле, наряду с людьми, живут другие виды животных и растений на низшем духовном уровне, так и на Небесах, наряду с тонкими телами людей с высшим духовным уровнем и низшими Божествами, живут ангелы.

3.2 Рисунки на основе тонко го знани я и к о р о ткое описание некоторых вид ов ангелов

Ниже приведены изображения ангелов на основе духовного знания, которые нарисовала г-жа Йоя Вале, искатель Фонда исследований основанных на духовной науке (SSRF). Она способна видеть духовный мир так же, как мы видим, физическую реальность. Изображения на основе тонкого знания проверил .

Примечание: Призраки (демоны, дьяволы, негативные энергии и т.д.) могут повлиять на любое изображение на основе тонкого знания. Мы поставили защитную рамку вокруг каждого тонкого изображения ангелов , чтобы защитить их от любого влияния отрицательных энергий, в то время как искатель с шестым чувством, для нас, воспринимает и расшифровывает тонкое изображение.

3.3 Как это , что ангел ы не имеют крыль ев ?

Ангелов традиционно изображают с крыльями. Однако духовное исследование, проведенное SSRF, показало, что только 30% ангелов имеет крылья. 70% ангелов не имеет крылья. 30% ангелов, у которых есть крылья пренадлежат низшему порядку ангелов. Они общаются с людьми на уровне выполнения простых мирских желаний. Высшие ангелы не имеют крылья.

Видео: Вышеупомянутые изображения ангелов, основанные на тонком знании, нарисовала искатель, которая делает духовную практику под руководством SSRF. Ниже приводится выдержка из интервью с г-жой Йойой Вале, во время рисования тонких изображений ангелов.

У Йойи нарушение слуха и речи, поэтому видео имеет субтитры. (Для просмотра этого видео необходима последняя версия Adobe Flash Player. Нажмите здесь, чтобы загрузить последнюю версию.)

3.4 Влияние призраков на изображения на основе тонко го знани я

Довольно часто негативные энергии представляются как ангелы и вводят в заблуждение людей и создают иллюзорные формы ангелов с крыльями. Таким образом, довольно часто призраки (демоны, черти, негативные энергии и т.д.) пытаются ввести в заблуждение людей, которые имеют психические способности. Поскольку многие экстрасенсы дают советы людям, негативные энергии их вводят в заблуждение, так что они непреднамеренно вводят в заблуждение людей, которых они ведут. Таким образом, в 90% случаев, когда средний медиум/экстрасенс видит ангела, то, как правило, это призрак. Следовательно, очень важно чтобы человек с предварительным шестым чувством проверил тонкое изображение с духовным гидом, который на духовном уровне не менее 70%.

3.5 Что это ангелы-хранители?

Ангелы-хранители не существуют. Некоторые предки, которые имеют большую привязанность к семье, общаются с членами семьи, чтобы помочь в мирских делах. Эти умершие предки могут быть ошибочно приняты за ангелов-хранителей. Предки духовного уровня между 20-30% могут помочь только в плане получении мирских удовольствий. Только предки выше духовного уровня 50%, могут помочь в духовном прогрессе.

3.6 Являются ли ангелы мужчин ами или женщин ами ?

Ангелы могут быть мужского или женского пола. Только тонкие сущности и тонкие тела выше тонкой области Неба, то есть в Махалоки и выше, из-за более высокого духовного уровня 60% (Самашти ) или 70% (Вьяшти ) не идентифицируют себя с определенным полом.

3.7 Каков состав ангелов согласно тонки м основны м компонент ам ?

Процентное соотношение трех тонких основных компонентов в ангелах, приведено в таблице на правой стороне.

4. Другие часто задаваемые вопросы об ангелах

4.1 Можем ли мы увидеть ангелов?

Как ангелы тонкие существа, они не видны обычному человеческому глазу. Они не появляются перед нами. Их можно увидеть только с помощью развитого и активированного шестого чувства или экстрасенсорного восприятия (ЭСВ). Они общаются с нами, вставляя мысли в наш ум.

4.2 Сколько ангелов есть?

Есть бесчисленное множество ангелов.

4.3 Насколько близки ангелы к Богу?

Учитывая относительно низкий духовный уровень ангелов (т.е. 29-34%), они очень далеко от Бога. (Сушество/человек должен быть около 100% духовного уровня, чтобы быть близко к Богу.)

4.4 Е сть ли у ангелов сил а ответить на наши молитвы, и выполн ить наши е мирски е желани я ?

Нет, ангелы не имеют возможность отвечать на молитвы, т.е. они не могут самостоятельно помочь, ни сделать что-нибудь для людей. В лучшем случае они могут направлять людей в отношении мирских дел, помещая мысли в их умы. Это происходит примерно в 5% случаев.

4.5 Когда мы молимся ангел ам , если они не отвечают, то гда кто отвечает на молитв ы ?

Наши умершие предки, либо призраки, отвечают на молитвы. Они используют молитву и удовлетворяют маленькие желания человека, чтобы располжить себя к нему. Так они получают контроль над ним и могут удовлетворять свои желания. Тем не менее, в процессе выполнения его желания они поглотят человека в их черной энергии. Это дает им возможность получить контроль над человеком и причинить ему духовное беспокойство.

4.6 З ащищают ли нас а нгелы от отрицательных энергий?

Ангелы, из-за низкого духовного уровня, не могут бороться даже с призраками низкого уровня и, следовательно, не могут нас защищать.

4.7 Действительно ли ангелы достойны поклонения?

Так как они не могут ответить на наши молитвы, связаные с духовным ростом, они не достойны поклонения.

5. В итоге

  • Ангелы являются самыми низкими в положительной тонкой иерархии Вселенной. Их роль заключается только в передачи сообщений от низших Божеств из тонкой области Неба, достойным людям или тонким телам в Чистилище.
  • Поскольку они не могут вести нас духовно, ни защитить от отрицательных энергий, они не достойны поклонения.
  • Призраки (демоны, дьяволы и отрицательные энергии и т.д.) постоянно используют увлечение человечества ангелами. Принимая форму ангелов, они вводят в заблуждение экстрасенсов, которые, следовательно, вводят в заблуждение общество.
מַלְאָך ‎ мал’а́х ("посланец") происходит от архаичного корня לאכ , «посылать», засвидетельствованного в угаритском языке. Из иврита заимствано арабское слово ملاك ‎ мала́к . Из этого же слова путём дословного перевода образованы и греческое ἄγγελος, и латинское angelus, и слово angel в современных европейских языках.

Определение

В обиходном языке Ангел обычно означает любое духовное разумное бесполое, а иногда и бесплотное существо, выражающее волю каких-то высших сил или Бога и обладающее сверхчеловеческими и сверхъестественными возможностями.

В ТаНаХе (Библии)

В Торе (Пятикнижии)

Самое известное упоминание об Ангелов в Пятикнижии это визит трех Ангелов к Аврааму (Быт. ). Мудрецы говорят, что один из них должен был возвестить Аврааму о рождении Ицхака , второй вывести семью Лота , а третий, уничтожить Сдом .

Еще показательно место, где Яков ночью борется с ангелом Быт.

Также широко известно место в Торе, где Бог с помощью ангела останавливает Авраама в момент когда он уже готов был совершить жертвоприношение:

В Торе, когда Ангелы появляются в осязаемом облике их описание отсутствует и подразумевается человеческий облик. Жители Сдома видимо даже путают их с людьми, когда требуют у Лота их выдачи.

Описаний внешнего вида Ангелов в бесплотном облике немного. Самое основное из них это книга пророка Иехезкеля (Иезекииля) . В его книге Ангелы представляют из себя не "посланников", но "существа из Небесных Сфер". Характерным для них является наличие крыльев и большое количество глаз. Там же перечисляются некоторые их виды: Крувим , Срафим , Офаним , Хайот .

Невиим (Пророки)

Христианская Традиция считает это иносказанием, считая, что под «сынами Божиими» в Библии подразумеваются не только Ангелы, но и праведные люди, тем самым, смысл этого стиха заключается в том, что праведные люди стали вступать в брак с безнравственными, поддались их влиянию, и сами морально опустились. С точки зрения церковного богословия, сыны Божии - это потомки Сифа , а дочери человеческие - потомки Каина.

В талмудический период не только простонародье, но и ученые верили в существование ангелов. Но в Мишне нет упоминания о них, ибо ученые того времени умаляли значение ангелов и их роль в человеческой жизни. В более поздних аггадических текстах Талмуда, особенно в мидраше , ангелы неоднократно упоминаются. Они делятся на множество добрых и злых, высших и низших. Как и апокрифы и псевдоэпиграфы, Аггада рассматривает Гавриэля, Михаэля, Рефаэля и Уриэля как архангелов и называет их ангелами служения (малахей hа-шарет). Мидраш придает большое значение в иерархии ангелов Метатрону. Обязанности ангелов дифференцированы, одни ведают молитвами, другие градом, дождем, гневом, беременностью и рождением, адом и т. п. Аггада развивает далее представление об ангелах - хранителях народов и отдельных царей. Начиная с 3 в. н. э. в источниках встречается слово памалъя (буквально `свита`), обозначающее целую группу ангелов, творящих небесный суд.

В Аггаде высказываются разные мнения о том, следует ли считать ангелов высшими существами по сравнению с простыми смертными. По одним высказываниям, праведники выше ангелов, а по другим - и те, и другие занимают одинаковое положение в иерархии бытия. Некоторые законоучители высказывали мнение, что каждый человек способен стать равным ангелу; другие - приписывали эту способность только исповедующим иудаизм. Однако и последние могут достигнуть этого равенства лишь после смерти. В аггадической эсхатологии преобладает мнение, согласно которому в «конце дней» праведники будут возведены на более высокую ступень, чем ангелы. Развитые в Аггаде ангелологические представления были также включены и в литургию. Однако в среде еврейских религиозных авторитетов существовала и противоположная тенденция, стремившаяся полностью исключить упоминания ангелов из литургии. В средние века одним из самых резких противников почитания ангелов был Маймонид .

Ессеи

Ангелологическая доктрина нашла широчайшее распространение среди ессеев. Кумранские рукописи свидетельствуют о стройной ангелологической системе, согласно которой «князь света» и прочие небесные князья должны были в «последний день» сражаться на стороне «сыновей света». В этой борьбе за власть между силами добра и зла можно распознать определенный дуализм. Фарисеи мало интересовались ангелологией. Будучи противниками всякой мистики, саддукеи , однако, едва ли всецело отрицали само существование ангелов.

В Каббале

В Каббале ангелов насчитывается от 100 тысяч до 49 миллионов. Правда, когда идет разговор о большом числе ангелов то имеются ввиду либо безымянные обитатели каких-то каббалистических миров, либо наоборот одно имя, полученное перестановками букв алфавита языка иврит .

Каббала различает несколько категорий ангелов: ангелы служения и разрушения, ангелы милосердия и наказания и даже ангелы мужского и женского пола (Зоhар). Сила ангелов, по мнению каббалистов, основывается на проявляющейся в них эманации божественного света. В каждом человеческом существе, по их мнению, живут добрый и злой ангел, и каждый шаг человека сопровождается добрыми и злыми духами. Огромная армия ангелов разрушения (малахей hабала), в противоположность доброму окружению Бога, составляет семью Нечистого, дьявола - олицетворение оборотной, «левой» стороны божественного бытия.

"Тёмные ангелы"

Ангелы "Темной стороны" тем не менее тоже считаются ангелами. Например, Самаэль - Ангел Смерти (Малах ha-Мавет). Из злых ангелов (ангелов разрушения - малахей hабала) он играет особую роль. Он отождествляется со страшными великанами и демонами, бытующими в устных легендах, в литературе древнего Ближнего Востока и средневековой Европы (`дьявол`, `сатана`).

В Талмуде ангел смерти идентичен Сатане (Самаэлю) и иецер hа-ра (злому помыслу). В фольклоре ангел смерти часто изображается аллегорически: у него множество глаз, он усердный жнец или старик с мечом, с которого стекает яд, и т. д. Но чаще всего ангел смерти является в образе беглеца и бродяги, нищего, странствующего торговца или араба-кочевника. В еврейской ангелологии встречается также мотив падших ангелов. Истоки его восходят к библейскому повествованию о сынах Божьих (бней элохим), которые, прельстившись красотой дочерей человеческих, спустились на землю. Там они познали дев земных, и от этой связи родилось поколение исполинов.

Однако библейское предание не содержит при этом элемента морального обличения, характерного для более поздних легенд о павших ангелах. Впервые этот элемент выступает в упомянутой выше книге Эноха. Здесь исполины, потомки падших ангелов, стали беспощадно истреблять людей и обучать их употреблению оружия и другим изобретениям, способствующим распространению безнравственности и злодейства. Архангелы, вняв жалобам людей, обратились к Богу, и им было велено наказать падших ангелов. Легенда о падших ангелах, прельщенных смертными женщинами и творивших зло на земле, повторяется в той или иной вариации в апокрифической и талмудической литературе и в еще более красочной форме - в мидрашах.

В философии

Филон Александрийский (1 в. н. э.) отождествлял ангелов, упомянутых в Библии, с демонами греческой философии. Для Саадии Гаона (10 в.) ангелы являлись телесными существами, хотя и более совершенной субстанции, чем человек. По мнению Аврахама Ибн Эзры (12 в.), ангелы тождественны нематериальным или простейшим формам идеального бытия, постулируемым неоплатонической онтологией. В целом в средние века в еврейской философии превалирует аристотелевская концепция, наиболее ярким представителем которой был Маймонид. Ее приверженцы рассматривали ангелов как «обособленные разумы» (схалим нифрадим), существующие отдельно от человеческой плоти. Однако Маймонид считал, что термином ангел обозначается не только обособленный разум, но и все природные и физические силы.

В христианстве

В христианстве ангелов называют служебными духами и изображают в виде людей с белоснежными крыльями за спиной.

Ангелы сегодня

В современном иудаизме в таких его течениях как реформизм и консервативный иудаизм наблюдается тенденция рассматривать традиционные описания ангелов как поэтические символы. Упоминания ангелов почти полностью изъяты из реформистской литургии и из литургии некоторых групп приверженцев консервативного иудаизма.

Отношение к ангелам среди большинства ортодоксальных евреев двойственно: хотя существование их полностью не отрицается, имеется тенденция к демифологизации представлений об ангелах и к интерпретации их как символов. Тем не менее, степень веры в ангелов различается среди различных групп ортодоксов. Вера в ангелов в полном соответствии с традиционными представлениями о них сохраняется лишь среди

О существовании ангелов люди знали еще с незапамятных времен: верование в них было у всех народов и во многих духовных традициях. Священное Писание на раз упоминает о действии ангелов, исполняющих в мире повеления Бога и ограждающих праведных людей своим покровом. Помимо Писания, много сведений об ангелах оставили и святые отцы: небесные существа не раз являлись им и передавали Божью Волю — ведь недаром Бог посылает их возвещать Свои веления, и именно поэтому они называются ангелами, т.е. вестниками .

Бог наделил ангелов богатыми дарованиями. Они одарены силою и могуществом, с помощью которых могут действовать на физическом плане: влиять на тела людей и мир вещей. Однако, ангелы никогда не творят по своему хотению, но всегда только выполняют Божью Волю.

Божьи ангелы любят своего Творца всем своим существом и пребывают в непрестанной Ему хвале и благодарственном пении: они благодарят и прославляют Бога за блаженство, в котором, по Его милости, пребывают. Блаженство, в котором пребывают ангелы, невозможно сравнить ни с чем земным: люди, испытывающие человеческое блаженство в редкие минуты своего людского счастья могут почувствовать только смутный отблеск блаженства ангельского.

Хотя ангелов существует бесчисленное множество, между ними установлен строгий порядок и подчиненность – ангельская иерархия.

Ангельская небесная иерархия

Ангельская иерархия в христианстве включает в себя девять ликов, которые включают в себя три чина, и Слава Божия изливается на ангелов от высших ликов к низшим:

  • 1-й чин ангелов – серафимы, херувимы, престолы;
  • 2-й чин ангелов – господства, силы, власти;
  • 3-й чин ангелов – начала, архангелы, ангелы

Ангельские чины подчиняются один другому и пребывают в совершенном согласии. И хотя чины и лики ангельские имеют свои названия, все они называются общим словом ангелы .

Серафимы находятся ближе всех к Богу, их имя означает «огонь божественной любви». Серафимы воспламеняются этой божественной любовью и сообщают ее другим ликам – такова их задача и назначение.

Херувимы : это имя означает «полнота ведения, обилие премудрости». Херувимы знают абсолютно все, что Бог дает знать сотворенным существам. Херувимы просвещают других: через них посылается другим существам премудрость для богопознания.

Престолами называются духи, на которых непостижимым образом восседает сам Бог и вершит Свой праведный суд. Престолы помогают земным правителям, владыкам и судьям вершить правосудие.

Господства управляют прочими чинами, учат владеть чувствами, смирять страсти, подчинять плоть духу. У Господств есть власть над злыми духами.

Силы – духи, через которых Бог творит Свои чудеса. Бог наделил этих ангелов Своей силой и всемогуществом.

Власти имеют власть над силами зла, могут отражать нападения лукавого, отводить от людей напасти и отгонять злые помыслы.

Началам Бог поручил управление мирозданием и охрану всех царств, государств, народов, племен и языков. Каждая страна, каждый народ и племя имеют определенного, приставленного к нему ангела из чина начал для руководства, охраны и вразумления. Начала – это своеобразные ангелы-хранители, но не для одного человека, а для определенной группы.

Архангелы – великие благовестники. Они изрекают пророчества, возвещают Волю Божию низшим ангелам, а через них – людям. Архангелы укрепляют веру людей и просвещают ум. Самые известные из архангелов – Михаил, Гавриил, Уриил (он же Иеремиил), Селафиил, Иегудиил и Варахиил – на самом деле на архангелы по чину, а серафимы, и причем наивысшие из всех серафимов и находятся ближе всех к Богу. Архангелами их называют потому, что они являются вождями всех ангельских сил. И наивысший вождь над всеми-всеми ангелами Богом поставлен архистратиг (т.е. вождь, старший воин) МИХАИЛ.

Ангелы находятся ближе всех к людям. Каждый человек имеет своего ангела-хранителя – покровителя и защитника, своего самого близкого духовного наставника, связь с которым необходимо поддерживать и укреплять.


Метки:
Похожие публикации