Как сделать дорожки из асфальтовой крошки. Советы опытных строителей как сделать качественный асфальт своими руками

Надежность асфальтного покрытия зависит от использования в смеси качественных составляющих, их равномерного перемешивания, поддержания температурного режима во время изготовления и хранения. Кроме этого, планируемое место укладки асфальтового покрытия должно находится максимально близко к месту его производства, чтобы время на транспортировку материала по возможности было минимальным.

Достоинства и недостатки материала

Главные достоинства укладки асфальта заключаются в:

  • доступной стоимости, особенно в случае малотоннажного применения;
  • возможности быстрого приготовления в заводских условиях;
  • долговечности покрытия при условии соблюдения технологии изготовления и укладки;
  • относительной простоте укладки асфальта при наличии специальной техники.

Недостатками асфальта бетона считают:

  • резкое снижение технических характеристик при нагреве под воздействием солнечных лучей;
  • испарение битума при нагреве и выделение вредных паров;
  • необходимость поддержания требуемой температуры до момента укладки асфальтового покрытия.

В то же время, несмотря на наличие серьезных недостатков, ценовой альтернативы асфальтобетону пока не найдено. Дорожка из тротуарной плитки выйдет заметно дороже.

Работы по улучшению качества и универсальности материала ведутся в рамках подбора более эффективных смесей. Хорошие показатели дает добавление полимерных смесей и уменьшение объемной доли битума.

Назначение составляющих компонентов

Асфальтобетон с минеральным порошком и без.

Первый асфальт изготавливался на основе природных битумов. Потом стали применять битум, получаемый в результате перегонки нефти, при нагреве жидких углеводородов. Сегодня это самое распространенное вяжущее вещество для изготовления асфальтобетонной смеси.

Песок, гравий или щебень в асфальте играют роль основных рабочих наполнителей. Песок необходим для более равномерного распределения давления внутри асфальтового слоя и заполнения пустот между отдельными камнями. Совместно с битумом он связывает более крупные фракции камня, удерживает их и не позволяет им выходить наверх за пределы слоя.

Фракции гравия и щебня определяют группу асфальтобетона и область его применения. Все асфальтные покрытия условно делятся на три группы по плотности в зависимости от применяемых размеров камней:

  1. плотные, с фракцией гравия 5-10 мм, под мощение дворов, тротуаров, дорожек и других покрытий с невысокой нагрузкой;
  2. пористые, с размером камня 10-20 мм, под укладку нижних слоев в многослойных покрытиях;
  3. высокопористые, с фракцией щебня 20-40 мм, для применения на ответственных участках автомобильных дорог.

Такое распределение по пористости определяет способность асфальта пропускать влагу и отводить ее в дренажный слой для дальнейшего отвода в грунт. Поэтому высокопористый материал труднее укладывать, но его эксплуатационный период значительно больше.

В качестве минеральных наполнителей добавляют мелко измельченный до порошкового состояния мел, известняк или песчаник. Они заполняют последние остаточные пустоты и делают асфальтированную дорожку более однородной. Причем лучший минеральный наполнитель делают из песчаника, как химически нейтрального вещества.

При добавлении резиновой крошки, измельченной до размеров 1,0-1,5 мм, повышается пластичность и гидравлическая устойчивость. Поэтому асфальт с нею часто используют для покрытия кровли цехов промышленных предприятий. Асфальтобетон с резиновой крошкой реже трескается и имеет пружинящие свойства.


Армирование полимерной сеткой.

Полимерные добавки в виде армирующих пластиковых волокон существенно повышают прочность материала. Используется такая технология приготовления только для самых ответственных участков. Прочность асфальтированной дорожки также можно повысить, добавляя в неё цемент, но в этом случае нельзя использовать известняк в качестве мелкодисперсного наполнителя.

Самостоятельное изготовление асфальта

Изготовленный своими руками асфальт не позволяет применять его для укладки автомобильных дорог и городских улиц. Однако такой материал можно эффективно использовать для обустройства садовых дорожек или площадок с малой весовой нагрузкой при эксплуатации. Для изготовления асфальта своими руками вам потребуется:

  • обычный, пусть даже не мытый песок;
  • гравий или щебень мелкой фракции;
  • твердая битумная смола с температурой плавления не более 120°С;
  • широкая бадья или бетономешалка;
  • металлическая бочка и ведро;
  • совковая лопата;
  • широкое сито или металлическая сетка для просеивания песка.

Приготовьте в бадье или бетономешалке сухую смесь песка с гравием в соотношении 1:2 по объему. Установите бочку на подставку и разожгите под ней огонь. Вылейте внутрь ведро воды.

Одновременно с этим поставьте на другой костер ведро, наполненное на треть водой. Когда вода в ведре начнет закипать, положите в него битум для нагрева и плавления. В бочку высыпьте щебеночно-песчаную смесь. Кипящая вода в ведре и в бочке обеспечит поддержание температурного режима 100°С.

Засыпьте в бочку щебеночно-песчаную смесь и дождитесь, когда вода закипит. Варите битум в воде до расплавления битума и постепенного выкипания воды. Затем перелейте расплавленный битум в бочку с щебеночно-песчаной смесью и начните активно перемешивать. Перемешивание рекомендуется производить металлической трубой или другим прочным предметом. На момент переливания в бочке должна быть кипящая вода, в холодную воду горячий битум лить нельзя.

Соотношение объема битума к объему щебеночно-песчаной смеси примерно 1:15. Более точно густоту асфальта можно определить только визуально.

С целью улучшения пластичности асфальтовой массы, упрощения перемешивания и облегчения последующей укладки, можно использовать специальные или жидкое моющее средство. Пластификатор добавляют в соответствии с указаниями инструкции, жидкое моющее средство из расчета 1 стакан на 40-50 литров асфальта.

Как только вода выкипит, самодельный асфальт готов и его можно укладывать на дорожку. Если к этому моменту у вас не закончены подготовительные работы, то снова добавьте воды в бочку. При этом учтите, что добавлять можно только кипяток, холодная вода, попавшая на раскаленную поверхность, может моментально вскипеть и привести к ожогам.

Укладка асфальтового покрытия

Работы по укладке своими руками начинаются с принятия планировочных решений и разметки. На этом этапе работ необходимо четко определится:

  • с местоположением дорожки;
  • ее шириной и высотой над уровнем земли;
  • с типом бордюра и высотой его установки;
  • с местами укладки водоотводов.

Во время определения местоположения дорожки следует учесть наличие возможных подземных инженерных коммуникаций, расположение садовых деревьев и направление уклонов для стока дождевой воды. После принятия решений нужно забить колышки по периметру будущего асфальтового покрытия, определяя его точные контуры.

По размеченному контуру необходимо выкопать, так называемое «корыто» или траншею, глубиной 15 см. На ее дно постелить слой , которое предотвратит прорастание сорных растений и позволит влаге свободно уходить в нижний слой грунта.

Установить и закрепить бордюр и засыпать «корыто» до верха щебнем. Поверхность необходимо тщательно утрамбовать. От качества трамбовки зависит долговечность асфальтового покрытия.

Далее следует купить асфальт или приготовить его самостоятельно и настелить его поверх щебня слоем толщиной 4-5 см за один раз. Предварительное выравнивание можно производить перевернутыми граблями или деревянной шваброй.

В процессе выравнивания необходимо проверять наличие уклонов при помощи строительного уровня. Уплотнение асфальтобетонного слоя на садовой дорожке лучше всего делать .

Следует отметить, что процесс укладки асфальта своими руками зависит от погодных условий. Эти работы не следует производить при отрицательных температурах и в сырую дождливую погоду.

Технология вторичного использования асфальтовых покрытий

Потребность в экономии денежных средств при ремонте и строительстве новых дорог с асфальтовым покрытием привела к разработке системы эффективного рециклинга (вторичного использования материалов). В этом случае осуществляется переработка снятого с дорожного покрытия асфальта, причем как в стационарных заводских условиях, так и в мобильном оборудовании по месту производства работ.

По этой технологии асфальтобетонное покрытие снимается при помощи специального механизма с механической фрезой – ремиксера. Далее удаленный материал измельчается до фракции щебня и может использоваться для приготовления сухих смесей при устройстве дорожного основания и отсыпок загородных магистралей и дорог.


Основание под асфальт.

По второй технологии собранный и измельченный материал закладывается в печь и нагревается без доступа огня до 170°С с добавлением необходимого количества свежего битума и добавок. Этот способ переработки широко распространен при проведении ремонта городских улиц и дворов, поскольку цена, изготовление и укладка асфальта в этом случае значительно ниже.

Вторичное использование асфальта в домашних условиях

Старое дорожное покрытие из асфальтовой смеси позволяет домашнему мастеру обустроить на приусадебном участке удобные и аккуратные пешеходные дорожки из асфальта, которые вполне могут заменить собой тротуарную плитку. Такой асфальт, сделанный своими руками, также можно использовать, например, для покрытия пола в гараже или перед ним.

Снимать необходимо только верхний битумный слой. Снятый материал требуется как можно мельче разбить на куски. Максимальная фракция не должна превышать 40 мм.

Методика проверки качества асфальтового дорожного покрытия

Каждый изготовитель строительных материалов обязан выдавать покупателю асфальта сертификат соответствия качества продукции государственным стандартам. Для этого на заводе должна быть сертифицированная лаборатория, которая может провести необходимый комплекс испытаний. Кроме этого, во всех крупных городах существуют независимые лаборатории по проверке качества строительства и изготовления материалов.

На строительной площадке проверка происходит путем высверливания керна заданного диаметра из дорожного полотна с последующим восстановлением дорожного покрытия. Внешне качество привезенного асфальта можно определить по его температуре и наличию черной жирной пленки на поверхности.

Садовые дорожки - важный атрибут ландшафтного проектирования. Стоит учитывать, что они должны быть не только красивыми, но и функциональными. И в этой статье хотелось бы рассмотреть дорожки, к которым не нужно привлекать внимание. Для таких садовых дорожек идеально подходит асфальтовое покрытие.

Недостатки асфальтового покрытия

Во-первых, химический состав асфальта приводит к тому, что летом асфальтовое покрытие иногда неприятно пахнет.

Во-вторых, асфальт подвержен трещинам и деформации. Но чаще это происходит из-за некачественной укладки или неправильно подобранных погодных условий: лучше всего укладывать асфальт в теплую погоду и на тщательно подготовленную поверхность.

Чемможет быть привлекательна асфальтовая садовая дорожка?
Асфальт достаточно дешев! И, что особенно важно, легко очищается. Асфальтовое покрытие идеально подходит для «незаметных» и предельно функциональных дорожек, ведущих к гаражу, сараю. Его также можно рассматривать как вариант для покрытия разбитой бетонной дорожки.

Из других положительных моментов стоит отметить, что асфальт бывает цветным (существует красный, зеленый асфальт), что может оказаться прекрасным декоративным решением. А если при укладке закатать в асфальтовое покрытие камушки, то он вполне сможет выглядеть дизайнерским элементом сада.

Итак, что же нам потребуется для укладки асфальта?

Материалы и инструменты:

  • песок
  • гравий
  • бордюрные блоки или кирпичи
  • битум
  • щебень
  • жесткая щетка
  • гребок
  • садовый каток

Инструкция по укладке асфальтовой садовой дорожки

1. Для начала подготовим землю. Если этого не делать, то асфальт может со временем потрескаться, а поверхность садовой дорожки не получится ровной и прочной. Прочный фундамент получится в результате смешивания песка и гравия. Полученный состав следует выложить толстым слоем 6 см на твердый грунт. Если фундаментом служит старая дорожка, прежде всего, необходимо заделать все дыры.
2. Чтобы дренаж был хорошим, не забываем о небольшом уклоне.
3. Наиболее уязвимыми местами асфальтового покрытия являются края, которые часто начинают крошиться. Чтобы избежать этого, укрепляем границы с помощью бордюрных блоков или кирпичей. Также для этой цели подойдут и деревянные блоки.
4. Переходим к самому ответственному моменту - укладке. Покрываем поверхность битумом. Сначала перемешиваем его, потом выливаем из контейнера и наносим на всю поверхность, используя жесткую щетку.
5. Засыпаем сверху щебень (размер 0.5-2 см) и начинаем вдавливать щебень в битум. Толщина слоя 2 см. Уплотнить поверхность надо как следует, чтобы избежать воздушных карманов.
6. Делаем несколько подходов садовым катком.
7. Заполняем видимые пустоты и проходимся по покрытию катком еще несколько раз.
8. Края дорожки ограждаем бордюром. Для этой цели идеально подойдут поставленные на ребро кирпичи: кроме функционального бордюра, предотвращающего края дорожки от крошения, их расположение поможет сделать дорожку частью дизайнерского замысла всего участка.

Асфальтовая крошка состоит из дробленых материалов. Зачастую материал используется в различных областях, связанных с дорожным хозяйством. Наибольшее распространение получил в современное время, благодаря продвижению технологий вперед, а именно после представления специального агрегата, который способен снимать слои многолетнего покрытия без повреждения основания «подушки». В этой статье мы подробно опишем как уложить асфальтовую крошку своими руками.

В состав асфальтовой крошки входит битум и переработанный строительный щебень. В зависимости от классификации фракция не превышает несколько см. Также встречается мультисырьевая крошка, образованная из состава щебня, песка, битума, бетона. Опыт показывает, что наиболее оптимально в наших условиях себя ведет именно мультисырьевая крошка.

Крошка проходит определенный подготовительный цикл, перед тем, как превращается в готовый продукт. Цикл образует сразу несколько этапов:

  • снятие старого покрытия;
  • вывоз на завод;
  • дробление;
  • сортировку и отправку.

Где используют такой материал?

Применение асфальтовой крошки можно найти во многих сферах. В большей степени она встречается при:

  • Строительстве дорог, шоссе;
  • Возведении небольших площадок у загородных домов;
  • При обсыпании стадионов и игровых зон в парках и развлекательных центрах на улице.

Как видим, использовать её можно во многих сферах, не редко крошку можно встретить в лесных массивах парков, где обсыпаны вело и пешеходные дорожки. При строительстве новых магистралей асфальтовой крошкой укрепляют съезды и обочины, защищая новое полотно от деформации и колебаний. Интересная особенность последних лет - это то, что многие строительные компании используют крошку для отсыпания верхнего слоя основания перед тем, как укладывать чистовой пол. Это служит дополнительной изоляцией от сырого фундамента.


На сегодня популярной среди дачников крошка стала из-за своей относительно не высокой стоимости. Современные поселковые дороги обустраивают из крошки. Ведь в сравнении с похожими по применению щебневыми, либо бетонными дорогами, имеет весомые отличия:

  • Обладает высокой стойкостью к влаге и разнообразным погодным условиям;
  • Долговечна;
  • Не размывается паводками;
  • Значительно ниже по себестоимости, учитывая небольшие затраты на производство.

Технология укладки асфальтовой крошки

В строительстве дорог такую технологию стали использовать относительно недавно, однако за непродолжительное время она полностью подтвердила свое преимущество. Как выше говорилось, асфальтовая крошка является вторичным продуктом, точнее следствием многослойного снятия старого дорожного покрытия с последующим дроблением. Несмотря на дешевизну производства, материал выделяется весомой прочностью и поддается обработке.

Одним из главных преимуществ такого материала многие называют возможность плотного заполнения всех пустот и трещин в покрытии. Даже со временем и постепенным утрамбовыванием при помощи автомобилей такое покрытие становится только крепче и прочней. За счет плотной укладки дорога практически не подвержена размыванию.

Работать с таким материалом невероятно просто, главное знать основной цикл и технологию укладки, включающие несколько последовательных этапов:

  1. Первое, что нужно сделать – это расчистить максимально качественно кладочную зону, после чего уложить, так называемую «подушку». В каждом конкретном случае она может отличаться в зависимости от спецификации будущей дороги. К примеру, можно использовать щебень, бетон или бой кирпича. В каких-то случаях оправдано укладывать по несколько слоев перечисленных материалов.
  2. После этого поверхность нужно тщательно разровнять, используя для этого специальную дорожную технику.
  3. Далее высыпать сам материал будущего покрытия и разровнять его по всей плоскости.
  4. Последний этап включает утрамбовку катками. После всех перечисленных этапов дорога готова к использованию.

Примечание: тут нужно отметить особенность, что для таких покрытий не рекомендуется использовать катки весом более 10 тонн. А если предварительно залить полотно битумом, можно добиться лучшей прочности и не проницаемости покрытия.

Учитывая главное преимущество такого материала, как низкую стоимость, все больше людей отсыпают дороги у себя на участках именно из крошки. Кроме того, постепенно она вытесняет классические материалы, такие как тротуарная плитка и брусчатка, применяемых для обустройства детских площадок и парковых зон.

При самостоятельной укладке ручным способом нужно аналогично сохранять технологию и этапность работы, чтобы достичь положительного результата.

Примечание: особое внимание уделите пролеганию коммуникаций. Учитывайте тот факт, что рано или поздно придется менять трубы и тому подобное, что соответственно приведет к разрушению полотна.

Когда определили размеры участка, заказываем из расчета на 100 квадратов порядка 10-12 тонн асфальтовой крошки. Учитывайте объем работы. Если площадь действительно большая лучше взять в аренду небольшой каток. Как правило, завод продающий материал с радостью даст в пользование свою технику, естественно за дополнительную плату.

Когда материал заказан, можно приступать к подготовке участка, а именно удалению верхнего слоя грунта. Учитывайте, что убрать придется не менее 20 см. В итоге образуется характерная траншея. По желанию на дно можно положить слой геотекстиля, он позволит избежать проседания грунта.

Поверх геотекстиля или земли укладывается насыпь (подушка) из щебня и песка. Каждый слой не менее 3-5 см. В принципе, если на участок не планируется высокое давление, можно обойтись и без этих материалов.

Примечание: объем грунта большой, поэтому заранее позаботьтесь о вывозе земли.

После всех подготовительных работ можно смело приступать к отсыпке крошки, делать это нужно последовательно. Для удобства следует обзавестись парой ассистентов, потому что в одиночку будет сложно справиться с таким объемом работы. Крошка высыпается небольшими «партиями», чтобы избежать образования пустот. Если площадь большая, лучше используйте каток. В управлении им ничего сложного нет, но при этом вы сэкономите кучу времени и сил. Чтобы добиться прочности покрытия, следует предварительно нанести битумную эмульсию. Благодаря битуму оно будет только крепче, а также станет стойким к перепадам температуры в холодный период.

Технология укладки на обочинах и съездах идентична и выполняется по той же схеме. Материал считается лучшей альтернативой для щебня и песка, но для сравнения с классическим покрытием у него не хватает прочности, все-таки крошка рыхлая по своей структуре.

Важные моменты

Работать с асфальтовой крошкой просто, но нужно знать определенные моменты. Асфальтовая крошка должна обязательно класться в несколько слоев – это обязательное требование для крупных дорог. Первый слой не менее 7 см. должен хорошо просесть после трамбовки. После чего только насыпается второй «корж», также не менее 7 см. В случае, если материал кладут в парках или на локальных участках, таких как подъезды, к дому или гаражу, тогда допустимо использовать один слой, но не меньше 10 см.


В наше время самым популярным покрытием дорог есть асфальт. Это вызвано его высокими физическими и химическими характеристиками и особенностями.

Преимущества использования асфальтового покрытия дорожек и подъездов:

Практичен;
- стоек к воздействию природных факторов;
- стоек к нагрузкам со стороны пешеходов и транспорта;
- легок для уборки.

Правильно выполненная укладка асфальта прослужит вам верой и правдой долгие годы. А если приложить немного фантазии, то будет играть еще и декоративную роль.

Асфальтирование дорожек и подъезда к дому своими руками можно разделить на несколько этапов:

Земляные работы;
- подготовка основания для укладки асфальта;
- укладка асфальтового покрытия на основание;
- уплотнение асфальта;
- уход за асфальтовым покрытием.

Земляные работы

Прежде всего, необходимо оценить объем работ, составить схему места пролегания дорожек и подъезда к дому. При этом необходимо учитывать место проведения подземных коммуникаций, рельеф местности - дабы правильно разработать дренажную систему, растительность. Большие деревья имеют огромные корни, которые со временем могут повредить целостность покрытия.

Асфальтирование дорожек и подъезда к дому начинается со снимания верхнего слоя грунта. Выемку грунта можно произвести лопатой или же специально предназначенной техникой (бульдозерами, экскаваторами и т.п.). Глубина выемки может быть разной - все зависит от того, для чего предназначается ваше асфальтовое покрытие:
- если это пешеходная дорожка, то достаточно снять только верхний слой земли (примерно 10-30 см);

Если это будет асфальтированный подъезд к дому, то его рационально рассчитывать на вес грузового автомобиля (до 10 т), на тот случай, если понадобиться что-либо привезти на участок или в дом. Поэтому для такого случая копать надо будет глубже.

Также надо предусмотреть, чтобы во время дождя вода уходила мимо заасфальтированной части в дренажную систему, а не скапливалась под или на ней. Изъятый плодородный слой почвы можно использовать на подсыпку клумб, грядок. Лишнюю землю необходимо вывезти с участка (территории возле дома), а не оставить кучей возле готовой дороги. Грунт может смываться дождем в дренажную систему или намывался на асфальт.

Подготовленную территорию под асфальтирование необходимо уплотнить. Для этого можно использовать грунтовый каток.
Подготовка основания для укладки асфальта

Чтобы провести качественное асфальтирование дорожек и подъезда к дому своими руками, нужно заложить прочную надежную основу будущего покрытия. Основание под асфальт может быть:

Нежестким (песок, щебень, гравий);
- жестким (бетонные плиты).

Поскольку нагрузки на покрытие будут неинтенсивными и небольшими, то в качестве основания необходимо:

Для подъезда к дому насыпать щебень фракции 40-70 мм толщиной 10-15 см;

Для асфальтирования дорожки подсыпать щебень фракции 40-70 мм толщиной 5-10 см.


Можно насыпать и больше, но это нецелесообразно. После насыпки крупного щебня его надо выровнять равномерно по всему участку, а также произвести утрамбовку.

После этого наступает второй этап подсыпки:

Щебеночный (фракция 20-40, можно также добавить еще один слой с отсева; чем меньше фракция на верху, тем ниже вероятность образования трещин на асфальте) толщиной 10 см;

Песчаный настил толщиной 10 см.

Этот слой также необходимо распределить равномерно и утрамбовать. Песчаный настил рекомендуется пролить водой, таким образом он лучше оседает и основа будет прочнее. Утрамбовку можно выполнить катками или вибро-уплотнителями. Чем качественней будет проведена утрамбовка перед асфальтированием дорожек и подъезда к дому, тем крепче будет основа и дольше прослужит асфальтированное покрытие.

Второй вариант основание под асфальт - использование железобетонных плит или заливка бетонного основания вручную. Но данный способ дорогостоящий и нецелесообразный.

Также возможен еще один вариант - укладка основания из битого камня. Для этого используются довольно большие части камня, которые необходимо плотно друг к другу укладывать на землю, образуя на поверхности ровный участок с выложенных камней (напоминает укладку брусчатки). Такое основание также будет очень крепким и сможет выдержать большие нагрузки. Недостаток этого способа - процесс очень трудоемкий и требует терпеливости, так как камни сами по себе тяжелые, а их нужно еще плотно закрепить в земле и подогнать друг к другу как можно прочней, выкладывая каменную площадь.

На этом же этапе асфальтирования необходимо провести установку бортового камня. Он крайне необходим для долговечности службы асфальтового покрытия - препятствует расползанию и сохраняет целостность покрытия в пределах его укладки. Бордюры играют отличную декоративную роль. При асфальтировании дорожек своими руками можно использовать маленькие бордюры - эстетичность и удобность такого решения не вызывает сомнения.
Укладка асфальтового покрытия на основание

Правильно приготовить асфальт, чтобы он не потерял своих преимуществ и сохранил свои характеристики очень сложно. Поэтому наилучший выбор - это закупить готовый горячий асфальтобетон на ближайшем автодоре или асфальтовом заводе. Преимущества закупки готового асфальта очевидны:

Вы получите качественно приготовленный материал, который вам доставят непосредственно на место проведения работ;

Тонна готового асфальта обойдется около 860 гривен с НДС (1-й тонны асфальта при укладке толщиной 5 см примерно хватит на асфальтирование 10 м2 территории).

Стоит отметить, что если все предыдущие работы можно было проводить при любой температуре, то асфальтирование дорожек и подъездов к дому необходимо выполнять при температуре воздуха не ниже 5-10 градусов по Цельсию, желательно отсутствие осадков. Наличие указанных факторов приводят к тому, что асфальт будет очень быстро остывать и не получиться его качественно уплотнить. Это в последствии может закончиться преждевременным разрушением покрытия.

Существуют разные типы асфальта:

Крупнозернистый;
- мелкозернистый;
- песчаный.

Наиболее оптимальным вариантом будет выбор мелкозернистого или песчаного асфальтобетона, поскольку поверхность будет гладкая, на ней меньше будет оседать грязь с обуви, колес автомобиля, уборка будет занимать меньше времени. Щебенные и гравийные смеси в свою очередь подразделяются на типы: А, Б, В, Г, Д (за ГОСТ 9128-97).

Рассмотрим выполнение асфальтирования дорожек и подъезда к дому своими руками на примере асфальтобетона Г-4. Он представляет собой современное гладкое дорожное покрытие. Состоит из щебня фракции 5-15 мм, песка, минерального порошка и битума. Эти материалы смешиваются при температуре 175 градусов по Цельсию и доставляются на место проведения работ.

Как только вам доставят горячий асфальт, нужно немедленно приступить к его укладке. Для этого может использоваться асфальтоукладчик на подъездах к дому. На дорожках асфальт удобно выложить обычной лопатой и разровнять равномерно по всей площади. Немедля в зависимости от толщины асфальта необходимо производить его уплотнение ручными или самоходными механизмами. Поскольку нагрузки на поверхность будут не велики, то достаточно будет положить один слой асфальта. Оптимальная толщина асфальтированного подъезда к дому составляет 5-7 см, а для асфальтированных дорожек - 3-4 см.

Уплотнение асфальта

Качество и своевременное проведение уплотнения асфальта определяет срок его службы. Процесс уплотнения может производиться с помощью:

Укатки;
- трамбования;
- вибрации.

Для того чтобы уплотнить асфальтовое покрытие самостоятельно, можно использовать:

Виброплиту;
- двухвальцевый ручной каток;
- легкий вибрационный тандемный каток.

Оптимальная температура асфальта для проведение его уплотнения составляет 105-120 градусов Цельсия. Чем ниже температура смеси, тем больше проходов катка необходимо. Например, при температуре асфальта 70 градусах Цельсия необходимо 3 прохода катка. Это связано с ростом усилия уплотнения покрытия.


Чтобы избежать налипания смеси на валец, его увлажняют водой. Каток должен двигаться плавно, избегая реверсивного движения и одинаковое количество раз на всех полосах укладки. При большом поперечном уклоне уплотнение всегда проводиться снизу вверх. Остановка катка при асфальтировании дорожек и подъезда к дому своими руками на неостывшей асфальтобетонной смеси воспрещается. При уплотнении катком неминуемо возникновение поперечных швов. Их необходимо выровнять, уплотняя перпендикулярно относительно направления укладки асфальтобетонной смеси. Выступ вальца за горячее неуплотненное покрытие должен составлять 10-20 см.
Уход за асфальтовым покрытием
Асфальтирование дорожек и подъезда к дому
Правильно уложенное асфальтовое покрытие прослужит верой и правдой многие годы. Для того чтобы максимально продлить срок службы покрытия, необходимо придерживаться некоторых правил эксплуатации:

1 - не заезжать на асфальт техникой, которая может повредить полотно (например, гусеничные тракторы);

2 - во время сильной жары асфальт нагревается и может деформироваться под весом тяжелого автомобиля. Результат - вспучивания, наплывы, волны.


3 - необходимо следить за состоянием покрытия. Трещины, небольшие ямки необходимо как можно быстрее отремонтировать, использовав битум, цемент или же холодный асфальт. Этот вид асфальта очень удобен для ремонта асфальтированных дорожек и подъездов к дому, поскольку работы с ним можно проводить при температуре от -20 до +40 градусов, при любых погодных условиях. Отремонтированный участок будет отвечать всем параметрам прочности и выносливости. Единственный минус - такой асфальт дороже.

Асфальтированные дорожки и подъезды к дому имеют преимущества:

Это надежное покрытие;
- имеет хороший эстетический вид;
- удобство в уборке;
- необходимы относительно небольшие расходы на материалы и проведение работ.

Поэтому асфальт есть конкурентным сегодня, и будет составлять в будущем конкуренцию остальным методам благоустройства территории.

Широкий спектр работ по ремонту и строительству включает в себя применение асфальтогранулята – асфальтовой крошки. По своему составу – это вторичное сырье, получаемое из асфальтобетона в процессе реконструкции старых дорог. Срезание поверхности происходит с помощью дорожной фрезы, а затем материал измельчается. Получение мелкой, средней или крупной фракции осуществляется просеиванием. После этого применяется асфальтная крошка на даче, для обустройства территорий вокруг частных домов, офисов и прочее.

Доступная стоимость и высокое качество сырья обуславливает широкое применение асфальтовой крошки. В составе содержатся частицы битума, которые при разогреве демонстрируют высокое сцепление материала с другими элементами. Поэтому асфальтогранулят идеален для:

  • – дорог с невысокой нагрузкой;
  • – временного дорожного покрытия;
  • – обустройства стоянок и технологических площадок;
  • – создания теннисных, баскетбольных и других спортивных площадок;
  • – засыпки выбоин и ям;
  • – создания надежных дорожных обочин.

На практике укладка занимает минимум усилий и не требует привлечения дорогостоящей спецтехники. Для небольших дорог, тротуаров, дорожек – это идеальное решение по цене и качеству. Кроме того, покрытие из асфальтовой крошки выглядит эстетично и гармонично смотрится в любом ландшафтном дизайне.

Существует несколько методов, как укладывать асфальтовую крошку. В первом случае, земля под устройство дороги разравнивается и уплотняется, затем укладывается геотекстиль, песок и щебень. Весь этот «бутерброд» хорошо утрамбовывается и уже сверху происходит укладка асфальтовой крошки, принимая в учет её будущую трамбовку в 10 см.

Если вас интересует, как укладывать асфальтную крошку своими руками с экономией времени и денег – подойдет второй вариант. В этом случае, после расчистки и выравнивания земли, укладывается крошка, а затем на требуемый участок заливается битум. После этого снова наносится асфальтогранулят и уже затем происходит уплотнение участка с помощью катка.

При правильной укладке, дорога из асфальтовой крошки порадует следующими преимуществами:

  • – Широкой спектр применения.
  • Доступная цена по сравнению с гравием, щебнем и асфальтом.
  • – Долговечность службы в подходящих условиях.
  • – Простота укладки.
  • – Устойчивость к негативным атмосферным факторам.

Если сравнивать с другими материалами для дорожного покрытия, то машина асфальтовой крошки обойдется намного дешевле. Однако перед проведением работ необходимо подсчитать, сколько понадобится асфальтогранулята для укладки.

Если вас интересует устройство асфальтовой крошки, то определить количество требуемого материала не так сложно, как кажется на первый взгляд. Оптимальный слой крошки должен составлять 10 см, однако стоит учитывать утрамбовку асфальтогранулята с помощью катка, что дает усадку материала, как минимум, на 10 см. Таким образом, получаем коэффициент – 0,2. Определить, сколько нужно асфальтной крошки, можно по следующей формуле:

  • – S х 0.2;

где S – площадь будущей засыпки.

Пример: необходимо засыпать асфальтогранулятом 200 кв. метров. Умножаем площадь на 0,2 и получаем 40 м3. Если утрамбовка крошки будет осуществляться не катком, а виброплитой или колесами машин, то коэффициент составит 1,5. Узнать, сколько асфальтовой крошки необходимо в таком случае можно тоже, используя формулу – получается, что для засыпки 200 кв. метров дороги или участка потребуется 30 м3.

Как правило, плотность асфальтовой крошки зависит от фракции – она бывает мелкой, средней и крупной. Поэтому, в зависимости от состава материала, 1 куб асфальтогранулята может весить 1500-1900 кг. И если необходимо приобрести КАМАЗ асфальтовой крошки, то в машине приблизительно поместится около 12 кубов.

И, напоследок, про стоимость асфальтной крошки. Общая цена материала зависит от фракции, состава, наличия или отсутствия дополнительных добавок для достижения прочности покрытия. При необходимости доставки, в цену включаются транспортные расходы, включая услуги по загрузке и выгрузке сырья. Точную стоимость асфальтогранулята вы можете узнать, обратившись к менеджерам компании «МСК-Регион».

Похожие публикации