Функция философии связанная. Методологическая функция

I. Функции философии: 3

  1. Мировоззренческая

  2. Гносеологическая

    Методологическая

    Прогностическая

    Социокультурная

    Интеграционная

    Интерпретационная

    Коммуникативная

    Критическая

    Эвристическая

    Гуманистическая

    Логическая

    Онтологическая

II. Методы философии 6

  1. Диалектика

  2. Метафизика

III. Список использованной литературы 8

I. Функции философии

Философия выявляет наиболее общие идеи, представления; формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом.

Специфика философии проявляется в ее функциях. Основными функциями философии являются:

    Мировоззренческая - главная функция философии, так как она совпадает с ее основным содержанием; заключается в формировании, систематизации, обосновании мировоззренческого знания той или иной эпохи, того или иного периода; в возможности через философское образование формировать мировоззрение людей.

    Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция включает в себя изучение закономерностей и возможностей познания, отношения знания к объективной реальности, исследование ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Цель: разрабатывать и обосновывать основные подходы и принципы нравственной, эстетической, научной, социополитической ориентации.

    Методологическая функция выступает как общее учение о методе и вырабатывает совокупность наиболее общих методов познания и освоения мира человеком.

    Прогностическая функция философии состоит в том, что она обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. Философия осмысливает стратегические направления развития человечества, его исторические перспективы и его культуру.

    Социокультурная функция призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы, а также она анализирует, критикует и оценивает состояние культуры и прогнозирует перспективы ее развития в будущем. Философия определяет главные тенденции, общий характер и основные направления развития культуры, общества и человека.

    Интеграционная функция состоит в том, что с помощью философии осуществляется органическое соединение всех компонентов содержания человеческой культуры - онтологического, гносеологического, логического, этического, эстетического, аксиологического, жизненно-практического. Именно с помощью философии человек вырабатывает всеобщие принципы понимания и объяснения природы человека и мира в целом, создает предельно обобщенные идеи и представления о бытии. Философия объединяет всю духовную культуру в некое целостное единство в рамках данной исторической эпохи.

    Интерпретационная функция философии состоит в том, что она служит исходной интеллектуальной базой для понимания природы еще не познанных явлений внешнего мира, общества и мышления. Всякий раз. когда человек сталкивается с новым явлением - таинственным, загадочным, парадоксальным, он обращается к философии и именно в ней ищет рациональное истолкование еще не познанных предметов и процессов. Философия выступает как бы последней инстанцией интеллекта человека, именно в философии человек получает отправные основания для Духовного постижения непознанного во всем сущем.

    Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог.

    Критическая функция философии состоит в том, что она критически осмысливает существующую культуру и то состояние, в котором находится общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает отживающие формы жизни, готовит общественное сознание к необходимости перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.

    Эвристическая функция философии состоит в том, что она ориентирует человеческую мысль на открытие новых истин, побуждает к познанию, к формированию оригинальных истолкований познаваемых явлений.

    Гуманистическая функция философии актуализируется в «смутные времена», то есть в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеку, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов. Именно этим объясняется трагичность судеб многих философов и то, что такое мыслители, как Сократ, Д. Бруно, А. Швейцер, Ф. Достоевский и целый ряд других, стали символами гуманизма в истории мировой культуры.

    Логическая функция. Содержанием ее является анализ понятий, суждений, теорий с точки зрения их соответствия законам логики.

    Онтологическая функция является учением о бытии, его формах и способах.

Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные так или иначе включает их. Так с социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии. Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Социально-гуманитарные функции призваны осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться и завоевать авторитет; когда человеческое состояние находится на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой нелегкий выбор.

II. Методы философии:

Философский метод – это система наиболее общих принципов и приемов теоретического и практического освоения мира, а также способ построения и обоснования самого философского знания. Задает общие принципы, ориентиры познания и деятельности (Ф. Бекон «Философской метод – факел, освещающий путь») Философский метод выступает, как диалектический и метафизический.

1. Диалектика (от греч. dialektike techne – искусство вести беседу, рассуждать) – это всеобщая связь и развитие мира, а также природы, общества, мышления; это такое понимание существования, когда любой объект рассматривается в разнообразных связях и отношениях с другими и по своему содержанию он изменчив. Диалектика более содержательна, она же включает в себя метафизику как частный случай.

Важнейшими принципами диалектики являются:

Принцип развития, согласно которому существование любого объекта предстоит как возникновение, становление и исследование. Всякое развитие включает в себя движение, которое рассматривается в единстве со временем, поэтому с точки зрения диалектики развитие абсолютно.

Принцип всеобщей связи, который раскрывается группой парных категорий (единственное – общее, причина – следствие, возможность – действительность, содержание – форма, сущность – явление).

Историческими формами являются:

    Диалектика античности – Гераклит особое внимание уделял движению и изменению вещей, переходу противоположностей друг в друга, то есть диалектика объективного мира («дорога в году, является дорогой вниз», «нельзя в одну реку войти дважды»); Сократ и Платон под диалектикой понимали ведение спора, диалог с целью выяснения смысла понятий и достижения истины – диалектика мышления (субъективная диалектика).

Диалектика может быть как материалистической, так и идеалистической. Гераклит был материалистом и его диалектика создает существенный материалистический компонент.

    Идеалистическая диалектика. Ее создали представители немецкой классической философии. Среди них выделяется Гегель, создавший систему диалектики, которая выступала и как теория и как метод (XVIII-XIXвв.)

    Материалистическая диалектика. Создана Марксом и Энгельсом в середине XIXвека (1846-1851 гг.).

2. Метафизика – в основе ее лежит признание автономного, независимого от чего-либо и неизменного существования. Она является противоположным диалектике методом познания. Ее особенность в создании однозначной, статичной картины мира, в преувеличенном рассмотрении тех или иных моментов или фрагментов бытия. Примерами метафизического мышления выступают рассуждения: «либо да, либо нет», «либо белое, либо черное».

Однако сам по себе способ рассмотрения вещей в статике, изолированно от других имеет право на существование. Это метод абстрагирования, то есть отвлечения от второстепенного на данном этапе исследования.

Для познания, однако, вредны преувеличение как покоя, так и движения: «нет покоя без движения и движения без относительного покоя».

IV. Список использованной литературы:

    Статья «Философия (конспект лекций, часть 1)», www.statya.ru

    Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др., Введение в философию, часть 1, Москва, Издательство политической литературы, 1989 г.

Это основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи и назначение.

Философия характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций, которые предназначены для реализации всего сформировавшегося духовного потенциала в реальную действительность. Всё многообразие функций философии можно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая из которых предназначена для решения того или иного круга философских проблем и задач.

По своему назначению все функции философии можно свести в две большие группы - мировоззренческие функции и методологические функции , которые направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность.

Мировоззренческие функции проявляются в процессе формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире.

Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Часто, когда речь идёт о мировоззрении, на первый план выдвигается его характеристика как обобщённой системы идей и взглядов на мир, человека, на его место в мире и т.д.

Среди мировоззренческой функции следует отметить такие ее подфункции, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др.

1. Гуманистическая подфункция - одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.

2. Информационно -отражательная подфункция предназначена для организации всеобщего субстанционального основания, в котором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечную сложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мир символов, использование сигналов, знаков, моделей и пр.

3. Идеологическая подфункция выражается в том, что она помогает всему обществу, а также социальным группам вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов в таком направлении, которое ведёт к достижению поставленных целей, к решению проблем.

4. Социально -нравственная подфункция состоит в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.


5. Художественно -эстетическая подфункция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием гармоничного единства и красоты.

6. Аксиологическая (ценностная) подфункция (в переводе с греческого axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть»ситом», через которое пропускать всё нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало Средних веков - поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения ; Реформация ; кризис капитализма конца XIX - XX вв. и др.).

7. Практическая подфункция - связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.

8. Социальная подфункция - объясняет общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрывает противоречия, указывает пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

9. Культурно -транслирующая функция - связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.

10. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Методологические функции проявляются в организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод - это особая форма знания о способах организации средств деятельности по целенаправленному преобразованию вещей и объектов окружающего мира. Метод всегда проявляется тогда, когда надо организовать деятельность, чтобы достигнуть поставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается на какой-то метод.

Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре общественного сознания.

Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Эти принципы заключаю в себе выраженные в общей форме представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях их бытия, об отношении человека к миру и к себе.

Какие же методологические основания философия открывает для деятельности человека. В широком плане методологическая функция философии продолжает и дополняет её мировоззренческую функцию, ибо взгляды человека на средства своей деятельности тоже имеют мировоззренческое значение. В свою очередь, и мировоззрение составляет неотъемлемую часть любой методологии.

Прежде всего здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы, применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия), релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди методологических функций следует отметить такие, как логическую, гносеологическую, эвристическую, селективную, интеграционную и др.

1. Логическая подфункция состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении.

2. Эвристическая подфункция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них в разных сферах бытия.

3. Селективная подфункция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношении в процессе деятельности.

4. Интеграционная подфункция направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что классическая философия исходила из непосредственного соответствия между предметом и методом.

Классическое требование гласит, что данный предмет должен познаваться только соответствующим ему методом, который для других предметов применяться не может. Постклассическая же философия разработала методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне познаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могут познаваться одним универсальным методом.

5. Прогностическая подфункция - заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человек, природы и общества.

6. Критическая подфункция , роль которой - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Философия выполняет ряд познавательных функций , родственных функциям науки . Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации её результатов.

Философия объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что все функции философии раскрывают богатство и многообразие её возможностей в познании мира.

Контрольные вопросы

1. Как вы ответите на вопрос «Что такое философия?».

2. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение?

3. Всякое ли мировоззрение является философией?

4. Назовите уровни отражения действительности.

5. Что является предметом философии?

6. С постановки каких вопросов начинается философия?

7. Объясните, в чём заключается философский метод.

8. Назовите функции философии и объясните, как они связаны.

9. В чём состоит методологическая функция философии?

10. Как соотносятся между собой философия и наука?

11. Каково соотношение знания и веры?

Введение

Возникновение философии, как и науки в целом, относится к тому этапу человеческой истории, когда обнаружилась явная недостаточность эмпирических (полученных на практике) знаний для приспособления к социальной и биологической среде, а тем более для их преобразования. Можно предположить, что это состояние острой познавательной недостаточности носило затяжной характер, поскольку для ее разрешения требовались определенные объективные предпосылки. Таким историко-бытийным фоном возникновения теоретического мышления была эпоха перехода от доцивилизационной первобытности к цивилизации, которая, несмотря на всю свою зрелость, уже осуществила отделение труда умственного от труда физического и привела к появлению особой группы людей, профессионально занимающихся производством научных знаний.

Анализируя эту эпоху зарождения науки, в том числе философии, Карл Ясперс ввел понятие Осевого времени, имея под ним в виду те столетия, когда произошел самый резкий поворот в истории - от мифологической эпохи с ее спокойно устойчивым иррациональным мышлением к эпохе научно-философского осмысления окружающего мира и места человека в нем.

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Миф (греч. “мифос” - предание, сказание) - форма осознания мира и способ его понимания, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы - явление универсальное, они встречаются у всех народов, и это свидетельствует об универсальной человеческой потребности во всестороннем понимании мира (как он возник? как человек стал Великаном - научился добывать огонь, приручил диких животных, вывел многочисленные сорта культурных растений? чем определяется жизненный путь человека? является ли наш мир вечным или идет к неминуемой гибели? и т.д.).

Миф - очень своеобразное творение человеческого духа, причем творение, не имеющее персонального автора. С одной стороны, миф не есть научное или даже, как отмечал А.Ф. Лосев, не есть примитивно-научное построение. И хотя определенная мифология и определенная наука могут частично совпадать, но принципиально они никогда не тождественны. Наука не рождается из мифа, но она всегда содержит в себе элемент мифологичности. И А.Ф. Лосев убедительно показал это на целом ряде примеров, в том числе на примере с геометрией Эвклида, которая сама по себе не мифологична, но убеждение в том, что реально не существует никаких других пространств, кроме пространства эвклидовой геометрии, есть уже мифология (как известно, впоследствии Н.И. Лобачевским, а затем и Б. Риманом были созданы так называемые неэвклидовы геометрии). С другой стороны, хотя миф и не базируется на научном опыте, он не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел: он предмет непосредственного восприятия мира 1 .

Миф не дает истинностного (в научном смысле) знания и в то же время на протяжении, по сути дела, всей истории обнаруживает свою действенность: предписывая человеку нормы поведения, идеалы и жизненные ценности, он на определенном этапе способствует сплочению общества; даже мифы в науке, в истории науки не раз играли положительную роль. Наука же (в единстве с философией) с момента своего возникновения нацелена на получение истинностного знания более высокого порядка - она способна, благодаря своему наращиваемому познавательному аппарату, проникать в сущность вещей. Еще одно принципиальное различие между мифологическим и научно-философским сознанием заключается в том, что миф зачастую сменяется другим мифом без всякого наследования смысла и символики, в то время как наука на каждом последующем этапе аккумулирует все ценное, добытое ею на предыдущих этапах. В силу этого мир становится умопостигаемым, а сама умопостигаемость превращается в важнейшее измерение действительности.

ЗАРОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО СОЗНАНИЯ

Удивительно и еще далеко не объяснено: рассматриваемая поворотная эпоха началась и протекала в основном независимо друг от друга * почти одновременно в Китае, Индии и на Западе (между 800 и 200 годами до н. э.). В это время в Китае жили и творили Конфуций и Лао-цзы, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, в Индии возникли Упанишады, жил Будда. В совокупности мыслителями этих двух стран были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда.

“Новое, возникшее в эту эпоху, - заключает Ясперс, - сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели” 1 .

Таким образом, уже тогда, на заре цивилизации появилась настоятельная общественная потребность в научных (в том числе философских) знаниях об окружающем нас природном и социальном мире и месте человека в нем.

Наука изначально могла возникнуть только в нерасчленимом, синкретном виде, без деления, скажем, на физику, химию, биологию, социологию и т.д., не говоря уже о более дробной, внутриотраслевой дифференциации. Причины такой цельности понятны: знаний о мире было накоплено еще сравнительно мало, да к тому же и проникновение в сущность вещей было довольно поверхностным. В этих исторических условиях наука включала в себя всю совокупность знаний о мире. Наука и философия были до того слиты, что с таким же полным правом можно говорить о включении первоначальной философией в себя всей совокупности научных знаний.

Но с самого начала возникновения науки начал действовать и один из основных законов ее развития - закон дифференциации научных знаний. Результатом дифференциации является последовательное выделение все новых, относительно самостоятельных отраслей научного знания, в том числе сужение предмета философии. Однако, отпочковывая от себя одну за другой конкретные научные отрасли, философия отнюдь не уподоблялась шекспировскому королю Лиру, который раздал все свое наследство дочерям и остался нищим. С философией происходило обратное: чем дальше шло отпочкование, тем богаче, плодотворней, полезней для общества становилась философия, ибо приобретала свое собственное лицо, свой собственный, не совпадающий с другими науками предмет исследования, иначе говоря, свои собственные функции.

2. Основные функции философии

Аристотель как-то заметил, что нет науки бесполезней, чем философия, но нет прекрасней ее. Какими же двумя функциями должна обладать наука, чтобы заслужить столь парадоксальную характеристику?

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Двумя основными специфическими функциями философии являются мировоззренческая и методологическая. Специфи-ческими они называются потому, что в развитом и концентрированном виде присущи только философии.

В порядке рабочего определения можно сказать, что мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем. Для правильного понимания мировоззренческой функции философии необходимо учесть, по крайней мере, два момента:

1. Как формируется мировоззрение у любого человека и, в частности, у человека, претендующего на высокое звание интеллигента? По своему происхождению мировоззрение индивида может быть сформировано в результате научного образования (в том числе и самообразования) либо сформироваться стихийно под воздействием социального окружения. При этом возможны и паллиативные, гибридные варианты, когда одни элементы мировоззрения индивида оказываются научно выверенными, а другие остаются на уровне расхожего обыденного мнения с его предрассудками и заблуждениями. Не погрешим против истины, если скажем, что никакая философская система, даже самая современная и совершенная, не гарантирует абсолютного отсутствия во взглядах человека подобных предрассудков и заблуждений хотя бы потому, что она сама не полностью свободна от них. И в то же время только систематическое философское образование способно свести “мифологическую” составляющую нашего собственного мировоззрения к минимуму.

2. Философия представляет собой не все мировоззрение, а “лишь” его ядро, поскольку в формировании мировоззрения участвуют все отрасли знания, все те учебные дисциплины, которые изучаются студентами в вузе (всеобщая история, психология, физика, языкознание и т.д.). Каждая из них в неявном, а зачастую и в явном виде содержит в себе мировоззренческие выводы и, соответственно, вносит свой вклад в мировоззренческую подготовку будущего специалиста.

Между прочим, и личный опыт преподавания, и опыт многочисленных коллег убеждает, как высоко ценится учащимися и студентами именно этот, мировоззренческий аспект наших выступлений. Оно и понятно: этот аспект представляет собой наиболее основательный, наименее тленный слой знания, а факты, которые нанизываются на этот стержень, на эту логическую канву, могут быть успешно добыты самими слушателями. К тому же факты, хотя и “упрямая вещь”, по мере продвижения науки вперед подвержены выбраковке, обновлению и уточнению. Вспомним, например, как был отброшен физикой двадцатого века “факт” существования эфира. Кстати, само отношение к интерпретации и к судьбе факта в немалой степени зависит от мировоззренческих позиций исследователя.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Как уже отмечалось выше, наряду с мировоззренческой функцией и в неразрывной связи с ней философия выполняет методологическую функцию.

Философский метод есть система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию действительности. Принципы же эти, разумеется, могут быть совершенно различными. Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как развивающемуся, а можно подойти к нему как к неизменному, раз навсегда данному. В зависимости от этого и результаты исследования, и практические выводы из него будут существенно различаться. Как подчеркивал А.И. Герцен, “метод в науке вовсе не есть дело вкуса или какого-нибудь внешнего удобства..., но есть само развитие содержания - эмбриология истины - если хотите”.

В истории философии прослеживаются два основных философских метода - диалектика и метафизика . Подобный сравнительный анализ их будет проведен ниже, принципиальные же различия между ними как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом:

1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика возводит в абсолют автономность, самостоятельность вещей.

2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к качественным.

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что внутренние противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не самой объективной действительности.

4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета.

Философский метод выступает как отражение определенного уровня научного познания мира. Это становится очевидным, как только мы пытаемся ответить на вопрос: почему в истории философии диалектика и метафизика сменяли друг друга в качестве господствующих философских методов? Cмена эта происходила закономерно, в связи с качественными изменениями в характере самой науки, и прежде всего естествознания. Так, античная диалектика, превосходившая метафизику в объяснении мира в целом, вынуждена была уступить свое первенство, как только конкретные науки занялись детальным, скрупулезным исследованием каждого явления в отдельности и в его статике. На этом этапе (а он длился сотни лет) метафизика как нельзя лучше отвечала духу тогдашней науки. Но затем, к началу девятнадцатого века наступил новый этап, когда научное знание из описывающего, собирающего начало превращаться в сравнивающее, классифицирующее, систематизирующее (вспомним то, что сделали Карл Линней в виде системы растительного и животного мира, Дарвин своей эволюционной теорией, Менделеев - периодической системой элементов и т. д.). Духу такого научного знания может соответствовать только диалектический метод.

Подводя итог сказанному, можно выделить следующие линии взаимодействия философии и частных наук:

а) на каждом этапе развития науки философский метод синтезируется из достижений частных конкретных наук, отражая дух науки своего времени, ее качественную специфику. В этой своей операции философия подобна пчеле, неутомимо извлекающей нектар, вырабатываемый разнообразными луговыми травами;

б) затем философия, в свою очередь, возвращает синтезированный ею из этого нектара “продукт” конкретным наукам в качестве системы общих принципов подхода к изучению интересующих их явлений и процессов.

Для удобства изложения мы четко и резко разграничили две функции философии - мировоззренческую и методологическую. В действительности же они взаимопереходят, взаимопроникают друг в друга. С одной стороны, метод включен в мировоззрение, ибо наше знание о мире в самых существенных моментах будет неполным, если мы отвлечемся от универсальной взаимосвязи и развития в нем. С другой стороны, мировоззренческие принципы по большому счету тоже входят в состав философского метода.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Кроме рассмотренных выше основных специфических функций, выполняемых только философией, необходимо учитывать ее огромное значение и в реализации чрезвычайно важных неспецифических функций - гуманистической и общекультурной. Разумеется, и эти функции философия выполняет специфическим, только ей присущим образом - способом философской рефлексии. Подчеркнем также, что неспецифичность гуманистической и общекультурной функций отнюдь не означает их меньшей внутрифилософской, междисциплинарной и общественной значимости по сравнению со специфическими.

Гуманистическая функция философии направлена на воспитание личности, в нашем случае - личности студента, в духе гуманизма, гуманизма реального, научно обосновывающего пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования. Нам представляется, что эта гуманистическая функция философии очень хорошо выражена известным хирургом и кибернетиком Н.М. Амосовым в его книге “Мысли и сердце”:

“Смысл жизни. Спасать людей. Делать сложные операции. Разрабатывать новые - лучшие. Чтобы меньше умирали. Учить других врачей честной работе. Наука, теория - чтобы понять суть дела и извлечь пользу. Это мое дело. Им я служу людям. Долг.

Другое: Леночка (внучка. - С.К.). Каждый должен воспитывать людей. Это не только долг - это потребность. Приятно. Очень.

И есть еще мое личное дело: понять, для чего все это? Для чего лечить больных, воспитывать людей, если мир в любую минуту может оказаться на грани гибели? Может быть, это уже бессмысленно? Очень хочется поверить, что нет. Но вера - это не то. Я хочу знать. Хочу пощупать те расчеты, по которым предсказывается будущее”.

Хорошо сказано: расчеты, по которым предсказывается будущее. Добавим: раз истинно предсказывается, то есть возможность приближения, созидания этого будущего по законам, понятным в их сущности, в том числе по законам справедливости и красоты. Собственно философия и началась с обдумывания смысла человеческой жизни и заявила об этом знаменитым античным афоризмом о Человеке как мере всех вещей. Сократ и Платон, философы эпохи Возрождения, Ф. Бэкон и Гоббс, Спиноза, французские материалисты ХVIII века, Маркс и Энгельс, экзистенциалисты - все они в фокусе своего мировоззрения имеют человека как чувствующего, мыслящего и творящего существа. Каждый из классиков философии, развивая учение о человеке, по-новому высвечивал и проявлял какую-то важную для нас грань: то ли отношение человека к противостоящей ему природе, то ли биологическое первоначало человека, то ли его зависимость от социальной cреды и т. д.

В сумме своей это классическое наследие предстает перед нами как попытка всесторонне решить проблему “Человек и окружающий мир”, ответить на три исчерпывающих эту проблему вопроса, которые Кант в “Критике чистого разума” сформулировал так:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?

И Кант был абсолютно прав, утверждая, что в этих трех вопросах объединяются “все интересы моего разума (и спекулятивные и практические)” 1 .

ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ ФУНКЦИЯ

Общекультурную функцию философия выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то с ее общекультурной функцией происходило, скорей всего, обратное: ее роль в жизни общества непрерывно возрастала. Уже Цицерон с полным правом заявлял, что “культура духа есть философия”.

Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества. “Мне представляется, - писал видный физик ФРГ, лауреат Нобелевской премии Макс Лауэ, - что все науки должны группироваться вокруг философии как их общего центра и что служение ей является их собственной целью. Так и только так можно сохранить единство научной культуры против неудержимо прогрессирующей специализации наук. Без этого единства вся культура была бы обречена на гибель”.

Роли, которые выполняет философия в культуре, поистине многогранны. Лауэ сосредоточил свое внимание на одной из этих ролей - интегративной: философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта (практического, научно-познавательного и ценностного). Но ведь философия также выступает конструктором принципиально новых идей, новых картин мира, новых общественных идеалов, критиком по отношению к разного рода мировоззренческим и методологическим заблуждениям и предрассудкам; рационализатором нефилософских форм мировоззрения, выявляя их “рациональное зерно”.

Итак, когда мы ставим перед собой вопрос: “Что мне дает философия?”, нельзя сбрасывать со счетов ее общекультурную функцию. Никогда не считался культурным человек, философски необразованный и неподготовленный. Тем более это относится ко времени, в котором мы живем. С другой стороны, в порядке, так сказать, обратной связи, заметим, что по отношению человека к философии можно судить и об его общей, и об его профессиональной культуре. И если он, подобно фонвизинскому Митрофанушке, вопрошает: “Зачем мне философия?”, тогда никаких дополнительных исследований его культурного уровня уже не требуется.

ТАК ПРАКТИЧНА ЛИ ФИЛОСОФИЯ?

Рассмотрев функции философии, попытаемся вернуться к аристотелевской характеристике философии как самой бесполезной и одновременно самой прекрасной науки.

Да, она бесполезна в плане узко утилитарном, прагматическом, ибо философия не может научить выпечке пирогов, плавке металла, обувному ремеслу и т. д. Более того - она не может подменить собой ни одну из конкретных наук, решая за них их специфические проблемы. Из истории философии известно, насколько бесплодными оказались многовековые попытки рассматривать философию в качестве “науки наук”, втискивающей все остальные науки в прокрустово ложе и заменяющей их. И только обретя свои специфические функции, философия перестает быть бесполезной: она дает конкретным наукам то, что они сами синтезировать не в состоянии - мировоззрение и методологию.

Что же касается “прекрасности” философии, то она слита воедино с ее полезностью в указанном высоком смысле. Действительно, что может быть прекраснее, чем приобщение человека к ценностям духовным, к пониманию смысла жизни, своего места в мире, своих взаимоотношений с другими людьми?! И реализуется это прекрасное прежде всего в гуманистической и общекультурной функциях философии, всегда являющейся духовной квинтэссенцией своей эпохи.

И если верна старая сентенция, согласно которой “нет ничего более практичного, чем добротная теория”, то тем более это относится к такой метатеории * , как философия. Чутко реагируя на запросы и потребности развития науки и общества, философия подводит под целесообразные практические решения самые широкие, философские основания. Философия как бы подсказывает “здравому смыслу” пути наиболее рационального решения тех или иных проблем.

Так, давно подмечено, что исследование проблемы синтеза глубже, всесторонней, приоритетней у философов в том обществе, где слабее тенденция к синтезу, единству между различными социальными группами, регионами, где больше дезорганизация и раскол. Стремление к синтезу в философии, таким образом, выступает как Ответ на Вызов истории, на угрозу катастрофы общества в результате распада.

Роль и значение философии в жизни человека и общества заключаются в

тех функциях, которые она выполняет. Само понятие «функция» означает какой-либо способ действия, активности философии при решении поставленных ею задач.

Одной из первых функций, которую философия выполняет, является мировоззренческая функция. Философия синтезирует все имеющиеся взгляды на мир, создавая систему целостной картины мира, включая знания, оценки, ценностные установки, идеалы и руководящие принципы, и выясняет место человека в этом мире. Философия активно участвует в формировании мировоззрения, критикуя иллюзорные, а в современном мире виртуальные ценности.

Познавательная функция философии заключается в осмыслении знаний, полученных конкретными науками, систематизации этих знаний, создании единой картины мира. Философия сама не открывает новых знаний, она пытается объяснить мир на основе знаний других наук.

Социально-критическая функция философии заключается в критическом осмыслении социальной действительности, в которой живет и действует человек. Философия показывает систему ценностей необходимых и возможных, на основе которых должно развиваться общество.

Аксиологическая функция философии выражается в осмыслении ценности, значимости и смысла жизни человека и истории общества.

Выполняявоспитательную функцию, философия способствует формированию у человека представлений о сущем и должном, о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Без усвоения этих ценностных ориентиров невозможна жизнь человека, общества и развитие человеческого в человеке.

Методологическая функция философии заключается в разработке философией как собственных методов, без которых не может быть представлен предмет философии, так и методов, которые используют в познавательной деятельности другие науки.

Обратимся к рассмотрению основных методов, которые разработаны философией в истории ее развития. Метод критической рефлексии – один из главных методов философии. Рефлексия означает критический анализ собственных действий, познания и осознания психического состояния. Философское познание от других форм научного познания отличает именно способность к рефлексии, то есть способность познания субъективного бытия. Философия – единственная область знания, в которой человек познает самого себя и это познание делает одной из проблем исследования.



Диалектический метод начинает разрабатываться еще в античной философии, в беседах Сократа, который для выяснения истины сознательно приводил своих собеседников к противоречивым высказываниям. Сократ называл этот метод познания «майевтикой», в философской литературе этот метод получил название «отрицательной диалектики». Наиболее последовательно этот метод был разработан в XVIII веке в философии Гегеля, а затем в философии марксизма, где было представлено иное понимание этого метода. Суть диалектического метода сводится к тому, что, во-первых, сам процесс познания противоречив, в нем присутствуют одновременно противоположности, которые находятся в единстве и борьбе, позволяя познанию развиваться; во-вторых, в любом изучаемом объекте также присутствует противоречивость, которая должна быть познана. Этот метод неразрывно связан с другими методами, с единством исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному и др. Диалектический метод используется в познавательной деятельности всех наук и правоведении в частности.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному и наоборот разрабатывается в философии Гегеля и философии марксизма. Следует отметить, что в философии Гегеля это метод разрабатывался только применительно к познанию, ибо признавалось тождество мышления и бытия, а в марксизме применительно к бытию и познанию. Сущность метода заключается в том, что в самом начале об изучаемом предмете дается самое общее, абстрактное понятие, а затем в процесс дальнейшего познания происходит конкретизация изучаемого объекта, наполнение понятия о нем конкретным содержанием. Например, при изучении права дается самое абстрактное понятие права, при изучении различных форм права и правовой теории это понятие наполняется содержанием, в результате возникает у обучаемого целостное представление о праве и государстве, регламентирующем жизнь людей на основе этого права.

Герменевтический метод разработан в философии XIX-XX веков и широко используется не только в философии, но и в других областях научного познания. Гермене́втика в переводе с древнегреческого (объясняю, истолковываю) означает искусство толкования текстов, культуры, эпохи или истории в целом. В истории философии герменевтический метод разрабатывался в философских концепциях XIX века (Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера) и XX века (Г. Гадамера, П. Рикера и других). Каждый из упомянутых мыслителей внес определенный вклад в разработку герменевтического метода. Сущность герменевтического метода сводится к нескольким основным положениям: необходимость предварительного понимания, бесконечность интерпретации и герменевтический круг.

Необходимость предварительного понимания означает, что каждая попытка толкования руководствуется уже известными представлениями об изучаемом объекте, то есть существует уже определенное знание, которое является основой для дальнейшего понимания. Наше предварительное понимание, от которого мы не можем уже никогда избавиться, позволяет нам, определяя значение предмета или текст, иметь какую-либо гипотезу. Бесконечность же интерпретации означает, что существует множество толкований смысла одного и того же события действительности, или текста будь то текст письма, научного сочинения или позитивного закона.

Предпонимание и бесконечность интерпретации неразрывно связаны с герменевтическим кругом. Понятие «герменевтический круг» введено Шлейермахером. Герменевтический круг представляет собой принцип понимания текста, памятника культуры, эпохи на основе соотношения части и целого, то есть понимание целого складывается из понимания отдельных его частей, а для понимания частей необходимо предварительное понимание целого. Такова сущность герменевтического круга. Герменевтический метод особенно важен при познании социально-культурной реальности, каковой является и правовая реальность, где из множества интерпретаций на основе анализа и сравнений выясняется истинное знание.

Структуралистский метод разрабатывается в ХХ веке, в философии структурализма и постструктурализма (Клод Леви-Строс, Мишель Фуко и др.) и неомарксизме, в дальнейшем это метод стал использоваться в других науках. Сущность этого метода заключается в том, что изучаемый объект представляет собой систему, состоящую их элементов, вначале изучается каждый элемент структуры, анализируются его функции, а затем проводится анализ всей системы и выявляются ее функции. Например, государство как сложная система, состоящая из элементов, выясняется сущность различных ветвей власти и их функции, в затем функции и роль государства в жизни общества и человека.

Философия - полифункциональное знание

Основные функции:

1. мировоззренческая

2. гносеологическая

3. методологическая

Мировоззренческая функция проявляется в том, что философия предлагает одну из картин мира. В ряду мировоззренческих вопросов центральной проблемой является отношение человека к миру. Эта проблема конкретизируется как отношение мышления к бытию.

В зависимости от характера философского учения отношения мышления к бытию может иметь другие выражения. Это может быть отношение сознания к материи, отношение духа к природе, отношение психического к физическому, отношение идеального к материальному. Это все формулировки основного вопроса к философии.

В зависимости от решения основного вопроса философии все философы делятся на две больших группы: материалистов и идеалистов.

Материалисты признают первичность материи, которая существует вне человеческого сознания и не зависит от него. Материя в своем развитие порождает все материальное многообразие мира и идеального духовного мира. Материя первична, сознание вторично.

Идеалисты первичным началом считают дух, сознание, идеальное, а материю считают продуктом, порождением сознания.

Объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм: Идеальное начало имеет объективный характер. С сознанием человеческим не связано, находится вне него.

Идеи существуют сами по себе (по Платону)

Субъективный идеализм: первичным является нечто идеальное. Таким первичным идеальным признают сознание человека. Мир есть комплекс моих ощущений.

Суть мировоззренческой функции состоит в том чтобы дать общую картину мира, объяснить мир как целое, обозначить место человека в мире и отношение его к этому миру.

Философия, решая мировоззренческую функцию, удовлетворяет потребность человека в воззрениях и убеждениях высшего порядка, которые связаны с решением вопросов об истинности существующего, о смысле различных явлений этого мира, которые определяют верховную норму деятельности людей и которые дают внутреннее содержание (наполнение) жизни людей. Когда такие потребности не удовлетворяются внутренний мир человека ощущает пустоту, а внешний теряет свою красоту. (с) Соловьев.

Гносеологическая функция

Связана с познавательным отношением человека к миру. Главным гносеологическим вопросом является в состоянии ли наше мышление познать действительный мир и можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составить верное отражение действительности.

Деление философов на две группы:

Одни философы отрицают возможность достоверного познания мира и познания сущности явлений - агностики.

Другие философы уверены в познавательных возможностях человека. Они считают что человека может раскрывать сущность вещей и представлять достаточно верную картину мира. Человек может добывать истинные знания. Называются Гносеологические оптимисты (гностицизм).

Философия стремится объяснить в своих учениях рациональным путем то, что не поддается проверке опытным путем, то что не поддается описанию или бесспорному опровержению т.е. философия дает рациональное объяснение тех вещей которые не может исследовать наука.

Философия предлагает свои теории и гипотезы, различные концептуальные подходы к объяснению различных нераскрытых или мало изученных явлений тем самым философия в определенной мере восполняет неудовлетворенный интерес к их познанию. Оставляет меньше простора для фантазии, ненаучных подходов.

В рамках гносеологической функции философия осмысляет саму познавательную деятельность. Фундаментальные гносеологические проблемы: что такое познание? Каков механизм познания? Какие формы существуют у познания? Этапы и уровни познания? Проблема истинности познания.

Методологическая функция

Метод - способ осуществления какой либо отдельной операции, способ познавательной или практической деятельности. (отвечают на вопрос «как?»)

Методика - совокупность методов проведения какой либо деятельности.

Методология - знания о методах и методиках.

Виды методов: 1. частнонаучные; 2. общенаучные; 3. всеобщие (философские)

Философия разрабатывает всеобщие универсальные методы, которые используются в сферах научной и практической деятельности людей.

Философское осмысление мира ставит перед проблемой восприятия мира. Находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается и переходит из одного состояния в другое.

Этот вопрос поделил философов на две группы: 1. неподвижные; 2. текучие.

С развитием неподвижные породили направление метафизика, которая дает статичную картину мира. Текучие со временем стали называться диалектикой - давали динамическую картину мира.

Индукция и дедукция - методы которые разрабатывались и появились в рамках философии. Метод индукции отстаивали сторонники эмпирического познания; дедукцию - сторонники рационализма.

Философия выполняет методологическую функцию и тем что она дает общее представление о фундаментальных признаках различных явлений мира.

Другие функции философии:

4. Интегрирующая функция - объединяет различные области знания, различные области духовной культуры для решения сквозных общих проблем

Пример: Аномия - слом старой системы ценности и отсутствие новой системы ценностей. Философы начинают в общество обсуждения, привлекая общественное сознание.

5. Аксеологическая функции. философия - знание в котором есть место для оценок явлений мира. Философия разрабатывает и отстаивает различные системы ценностей, разрабатывает различные идеалы.

6. Критическая функция. Все подвергается сомнению. Одни философские взгляды критикует систему ценностей других взглядов.

7. Прогностическая функция. Философия говорит о возможных вариантах развития исходя из данного положения дел.

8. Гумманистичкая функция

9. Культурологическая функция

Похожие публикации