Что сделал джордано бруно для науки. Юношеские годы и учеба

Одним из крупнейших мыслителей эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548-1600). На его философию оказали существенное влияние идеи Н.Кузанского. Пантеистическая философия Бруно определила основные тенденции и особенности Ренессанса: гуманизм, стихийная диалектика, признание величия природы. Один из главных выводов, вытекающих из пантеизма Бруно, - утверждение о бесконечности природы. Если у Н. Кузанского учение о бесконечности мира было еще полутеологическим, то у Бруно оно формируется как учение только о природе. Он разработал, по существу, материалистическую концепцию Вселенной. Вселенная едина, материальна, бесконечна и вечна. Бесчисленное множество миров находится за пределами нашей солнечной системы. То, что мы видим перед собой, лишь ничтожная частица Вселенной. Земля - малая пылинка в беспре­дельных просторах мироздания. Бруно, следовательно, в своей космологической теории пошел дальше Коперника, который считал мир конечным, а Солнце представлял как абсолютный центр Вселенной. Бруно отрицает наличие такого центра.

Материалистическое мировоззрение Бруно, заключенное в пантеистическую оболочку, в качестве основы всего существующего предполагает единое материальное начало, обладающее творческой силой. В отличие от схоластов и теологов Бруно возвеличивал природу, материальный мир, который порождает бесчисленные формы жизни из себя самого.

Материя - не аморфное, пассивное начало, она активна, самостоятельна. В то же время он считал, что природа - это Бог в вещах. С пантеизмом Бруно связана его идея всеобщей одушевленности мира. Следовательно, материализм Бруно не является вполне последовательным и завершенным. Выясняя источник, движущую силу природы и приближаясь к принципу самодвижения материи, Бруно пришел к гилозоизму: миры движутся вследствие «внутреннего принципа», который есть их «сооственная душа».

Вся природа пронизана активной «мировой душой». Но в гилозоизме Бруно главное - это принцип самодвижения материи, что особенно важно подчеркнуть, так как высказана эта мысль в условиях, когда законы движения небесных тел еще не были открыты. Он выдвинул против схоластических догм церковного авторитета принцип сомнения, утверждая критическое отношение к старым теориям и общепринятым положениям, свободу мысли. Право подвергать сомнению догмы есть первейшее право и обязанность мыслителя. Отбросив «истину веры» и признав лишь истину научного знания, Бруно развивал в основе своей материалистическую теорию познания. Предметом познания, по мнению Бруно, является природа, а задача познания - установить за внешней изменчивостью вещей постоянство природных законов. Процесс познания бесконечен.

Философия Бруно оптимистична. Мир в целом гармоничен и совершенен, несовершенство и смерть характерны лишь для единичных явлений. Бруно вошел в историю философии как мужественный борец за торжество научной мысли.

  1. Философия ф. Бэкона

Фрэнсис Бэкон - английский философ конца 16-начала 17в. Бэкон считал, что наука помогает увеличивать человеку свою власть над природой. Философия, по мнению Бэкона, должна помогать ей в этом, указывая кратчайшие пути к новым открытиям, выявляя препятствия на пути познания (то есть приоритетное направление философии - гносеология - философский раздел, посвящённый процессам познания). Философам нужно отбросить общие понятия и начинать с изучения конкретных явлений, постепенно обобщая их ("от частного к общему"). Препятствия на пути познания Бэкон называл идолами. Он выделял 4 их вида, весьма стёбно их называя. 1. Идолы рода - ограниченность ума и органов чувств, присущие всему человеческому роду. Ну то есть не имеется в виду, что мы все дураки, но наш ум может не всё что угодно. 2. Идолы пещеры - субъективные мнения и предубеждения отдельного человека. А они есть у каждого (и порой перерастают в ярко выраженную предвзятость). 3. Идолы рынка (площади) - многозначность и нечёткость слов. Это, наверное, особо хорошо ощущают на своей шкуре переводчики. При переводе текста часто теряются многие оттенки, нередко приходится претендовать лишь на сохранение общего смысла.

4. Идолы театра - некритическое заимствование чужих мнений.

Бэкон замечал, что идолы могут иметь один из двух типов - врождёнными идолами и приобретёнными. В частности, о них он говорит вот что: "Идолы же, которыми одержим дух, бывают либо приобретенными, либо врожденными. Приобретенные вселились в умы людей либо из мнений и учений философов, либо из превратных законов доказательств. Врожденные же присущи природе самого разума, который оказывается гораздо более склонным к заблуждениям, чем чувства." По Бэкону чувственные восприятия нуждаются в экспериментальной проверке. Для наибольшей эффективности эксперименты должны ставиться согласно научным методам. Бэкон предложил метод индукции - восхождение от частного к общему, путь от фактов к выведению связывающих их законов. Возможны полная индукция и неполная индукция. Бэкон считал, что при проверке гипотез нужно идти в двух направлениях - искать как факты, подтверждающие гипотезу, так и опровергающие её. Бэкон стал родоначальником эмпиризма - философского направления, которое признаёт источником знаний чувственный опыт, данные которого объясняет разум.

Биография Джордано Бруно – ясное отражение той всепожирающей тревоги и неудовлетворенного искания, из которых вырастали новые мысли; в своих фантастических превратностях, а также своим трагическим концом она представляет полное выражение внутренней и внешней судьбы итальянской философии.

Джордано Бруно происходил из городка Нола (Nola) в Кампанье, где он родился в 1548 году. Вступив очень молодым в доминиканский орден , Джордано сделал такие поразительно быстрые успехи, что скоро вырос из узкого платья воззрений ордена. По-видимому, знакомство с сочинениями Николая Кузанского впервые вывело его за пределы томистской схоластики , на которую впоследствии в своих сочинениях он излил полную чашу гнева и насмешки. В противоположность этому его умом овладели натурфилософские стремления того времени и, как кажется, между прочим, мысли Телезио. Вероятно, через него Джордано Бруно впервые познакомился с системой Коперника , которой суждено было лечь в основу его собственного мировоззрения. Его многосторонние научные занятия возбудили недоверие главы ордена, имевшее своим последствием двукратное назначение над ним следствия. Это принудило Бруно, в конце концов, в 1576 г. к бегству сперва в Рим, а когда и там ему грозило новое следствие, то дальше.

Вместе с орденским платьем Джордано окончательно отказался и от церковного учения. С этого времени он не только почувствовал себя внутренне отчужденным от христианства, но и выступал страстным противником его и письменно, и устно. Удаленный из церкви, Бруно сделался странствующим проповедником, громящим всю ее систему целиком. Этим объясняется прежде всего скитальческая жизнь, которую он отныне вел и вынужден был вести. Везде у обоих христианских вероисповеданий – католического и протестантского – Бруно наталкивался на противоречия и подвергался преследованиям, и так как с юношеским задором он не избегал, а скорее вызывал последние, то часто был вынужден тайно покидать место своей деятельности. К тому же перемена его местопребываний обусловливалась часто еще и необходимостью найти издателя, который взял бы на себя риск издания радикальных и уже заранее несомненно обреченных на осуждение сочинений Джордано.

Так, после своих странствований по Верхней Италии, Джордано Бруно пробыл недолгое время в Женеве, Лионе и Тулузе, затем имел в первое время большой успех в Парижском университете, и только отказ посещать обедню помешал его профессуре. Он отправился дальше в Англию, а после того, как его лекции о бессмертии души и о системе Коперника были запрещены в Оксфорде, Бруно жил долгое время в Лондоне под защитой знатных покровителей. Здесь он занялся изданием своих самых глубоких философских сочинений и самых резких, направленных против христианства, произведений, написанных на итальянском языке. Но Бруно пришлось удалиться и отсюда; после краткого вторичного пребывания в Париже он попытался устроиться в университете в Марбурге. Но здесь, как и затем в Виттенберге, не нашел он продолжительного пристанища. Невольно создается такое впечатление, что в этом вечном скитальчестве были виновны не одни только внешние обстоятельства, но и известное непостоянство внутренних побуждений Джордано Бруно. После краткого пребывания в Праге, посвященного, по-видимому, опять главным образом издательским делам, перебрался он в университет в Гельмштедте, но в самом скором времени сменил и это местопребывание на Франкфурт-на-Майне, опять имея в виду напечатать там целый ряд сочинений. Вынужденный к дальнейшему бегству, Джордано жил временно в Цюрихе и отсюда последовал в конце концов заманчивому зову, через который должна была свершиться его судьба.

Один итальянский патриций, надеявшийся быть посвященным им в магические искусства того времени, призывал его к себе в Падую и Венецию. Может показаться загадкой, что Бруно согласился на это и таким образом сам подверг себя опасности очутиться во власти инквизиции . Но при всем том понятно, что после такой беспокойной жизни, сознавая, что все его высокие надежды и планы потерпели повсюду неудачу, Джордано мог ощутить страстное желание какой бы то ни было ценой обрести на родине покой, которого он напрасно искал по всему свету. В действительности же его ждали ужасы тюремного заключения и спокойствие смерти. По доносу своего гостеприимного хозяина Бруно был схвачен по распоряжению инквизиции и после долгого ожидания выдан Риму. После того, как продолжительные попытки принудить его к отречению оказались безуспешными, над ним был произнесен смертный приговор. Выслушав его, Джордано Бруно обратился к своим судьям с гордыми словами: «Вы с большим страхом произносите надо мной приговор, чем я его выслушиваю». 17 февраля 1600 г. – почти ровно 2 тысячи лет спустя после того, как Сократ выпил свою чашу с ядом , был сожжен в Риме Бруно – мученик новейшей науки.

Памятник Джордано Бруно на месте его казни. Римская Площадь Цветов (Кампо дей Фьори)

В остальном, конечно, в Бруно было не очень много сократовского. Это была пылкая натура с южной страстностью и туманной мечтательностью, одаренная глубоким поэтическим чутьем и неудержимым стремлением к истине. Но при этом он не был способен обуздывать собственный дух и усмирять свои бурные порывы. Джордано Бруно – это Фаэтон новейшей философии, который вырывает у старых богов вожжи коней солнца и мчится на них через все небо, чтобы свалиться в бездну. Трагедия внешней жизни Бруно является лишь отражением внутренней судьбы, в которой фантазия перемешивается с мышлением и увлекает последнее с пути спокойного исследования.

Значение Джордано Бруно (настоящее имя, что знают немногие – Филиппо) и его мировоззрения неоднократно переоценивалось. Изначально его имя выступало для большинства людей символом «ереси», потом он превратился в символ борьбы со средневековым мракобесием и его жертвы; сейчас довольно часто полагают, что Бруно – всего лишь оккультист, а не философ и не исследователь. Где же истина? Давайте разберёмся в этом странном деле внимательнее.

Бесспорно, что герой нашего повествования – итальянец, обучавшийся в неаполитанской монастырской школе, священник доминиканского ордена (с 1572 года). Вроде бы обычная биография для духовного лица того времени… но дальше начинаются странности. В 1576 году Бруно обвиняют в ереси и он скрывается в Риме, а затем и в эмиграции. Такой резкий поворот в мировоззрении, конечно же, невозможен. И хотя точно определить эволюцию взглядов в данном случае нельзя, можно предполагать, что они не возникли стремительно, а начали формироваться как минимум в начале 1570-х.

Покинув Италию, Бруно скитается из одного города в другой, излагает свои выводы в книгах и публичных выступлениях. А дальше – ещё одна странность. 1592 год. Венецианец Мочениго приглашает его к себе… и вскоре происходит арест. Трудно сказать, была ли это спланированная провокация, или нелепое стечение обстоятельств, или же «разочарование доброго католика в еретике».

На следующий год Джордано Бруно выдали в Рим (тогда Италия представляла собой «лоскутное одеяло» из мелких государств).

Документальный фильм о Джордано Бруно:

За что сожгли Джордано Бруно?

В ходе инквизиционного процесса были сформулированы различные обвинения. Главным образом они сводились к богохульству, аморальным поступкам и искажении теологических догматов. Философские и космологические тезисы не были сочтены первостепенными.

Обвиняемый не отказался от своих утверждений и по личному распоряжению римского папы был сожжён. Главные тезисы Бруно изложил в труде «О причине, начале и едином» 1584 года издания. Эта работа написана в духе пантеизма (растворённости божества в природе и всём существующем, а не существовании некоторого персонифицированного бога). Тогда же, в сочинении «О бесконечности, Вселенной и мирах» фиксируется идея бесконечности и неисчерпаемости вселенной.

Надо отметить, что фактический материал, которым мог располагать Ноланец, не мог послужить основанием для этих выводов, они носят в значительной мере умозрительный характер. Тем не менее, ряд из них содержательно совпадает с теоретическими выводами современной космологии и физики.

Джордано Бруно – основные идеи и открытия

Ознакомление с выдвинутыми против философа обвинениями, а также с показаниями свидетелей и с опубликованными трудами не оставляет сомнения, что в его взглядах присутствовали и натурфилософские, и мистические компоненты, что отделить одни от других подчас невозможно. Это позволяет апологетам инквизиции и её защитникам вот уже долгое время утверждать, что главная суть обвинений и причина казни сводилась к догматическим расхождениям мыслителя и официальной церковной доктрины.

Однако даже тщательно отредактированное в угодном Ватикану духе «краткое изложение процесса» свидетельствует, что наравне с мистическими и религиозными суждениями Бруно, обвинители не менее внимательно изучали и его философию. Она была в их глазах не меньшей, а скорее даже и большей «виной», нежели мысли об аде, троице и так далее.

Джордано Бруно не был, конечно, последователем Птолемея – он безоговорочно стоял на позиции Коперника, причём углублял и развивал её дальше.

Владимир Легойда

Несмотря на то, что представление о религии как об «опиуме для народа» уже не современно и не актуально, многие ветхие воззрения не меняются и продолжают кочевать из поколения в поколение. Одно из таких представлений – борьба религии с наукой «не на живот, а на смерть». Сторонники подобного взгляда привычно козыряют известными именами: Коперник, Галилей, Бруно. Самое поразительное, что мифы об этих «мучениках науки» настолько прочно вошли в бытовое сознание, что иной раз кажется – никак их не искоренишь. Времена меняются, история подвергается пристальному и скрупулезному анализу, однако защитники якобы обиженных христианством ученых продолжают обвинять «проклятых церковников» в уничтожении науки. Причина живучести этих мифов – тема для отдельного серьезного разговора с привлечением как историков и культурологов, так и психологов и социологов. Цель же наших публикаций несколько иная – попытаться разобраться, во-первых, а что же в действительности произошло и, во-вторых, насколько произошедшее имеет отношение к конфликту религии и науки, если таковой вообще возможен. О Галилее мы рассказывали . Сегодня речь пойдет о Джордано Бруно.

Начну с констатации факта: Джордано Бруно (1548-1600) – на самом деле пострадал от рук инквизиторов. 17 февраля 1600 года мыслитель был сожжен на Площади цветов в Риме. При любых интерпретациях и трактовках событий факт всегда остается фактом: инквизиция приговорила Бруно к смерти и привела приговор в исполнение. Подобный шаг вряд ли возможно оправдать с точки зрения евангельской морали. Поэтому смерть Бруно навсегда останется прискорбным событием в истории католического Запада. Вопрос в другом. За что пострадал Джордано Бруно? Сложившийся стереотип мученика науки не позволяет даже задуматься над ответом. Как за что? Естественно, за свои научные взгляды! Однако на поверку такой ответ оказывается по меньшей мере поверхностным. А по сути – просто неверным.

Гипотезы измышляю!

Как мыслитель, Джордано Бруно, безусловно оказал большое влияние на развитие философской традиции своего времени и – косвенным образом – на развитие науки Нового времени, прежде всего как продолжатель идей Николая Кузанского, подрывавших физику и космологию Аристотеля. При этом сам Бруно не был ни физиком, ни астрономом. Идеи итальянского мыслителя нельзя назвать научными не только с позиций современного знания, но и по меркам науки XVI века. Бруно не занимался научными исследованиями в том смысле, в каком ими занимались те, кто действительно создавал науку того времени: Коперник, Галилей, а позже Ньютон. Имя же Бруно известно сегодня прежде всего из-за трагического финала его жизни. При этом можно со всей ответственностью заявить, что Бруно пострадал не за свои научные взгляды и открытия. Просто потому, что… у него их не было!

Бруно был религиозным философом, а не ученым. Естественно-научные открытия интересовали его в первую очередь как подкрепление его взглядов на совсем не научные вопросы: смысл жизни, смысл существования Вселенной и т.д. Конечно, в эпоху становления науки эта разница (ученый или философ) была не столь очевидна, как сейчас. Вскоре после Бруно один из основоположников современной науки, Исаак Ньютон, определит эту границу так: «Гипотез не измышляю!» (т.е. все мои мысли подтверждены фактами и отражают объективный мир). Бруно «измышлял гипотезы». Собственно, больше ничем он и не занимался.

Начнем с того, что Бруно с отвращением относился к известным ему и использовавшимся учеными того времени диалектическим методам: схоластическому и математическому. Что же он предлагал взамен? Своим мыслям Бруно предпочитал придавать не строгую форму научных трактатов, но поэтическую форму и образность, а также риторическую красочность. Кроме того, Бруно был сторонником так называемого луллиева искусства связывания мыслей – комбинаторной техники, которая заключалась в моделировании логических операций с использованием символических обозначений (по имени средневекового испанского поэта и богослова Раймунда Луллия). Мнемоника помогала Бруно запоминать важные образы, которые он мысленно размещал в структуре космоса и которые должны были помочь ему овладеть божественной силой и постичь внутренний порядок Вселенной.

Самой точной и самой жизненной наукой для Бруно была… магия! Критериями его методологии оказываются стихотворный размер и луллиево искусство, а философия Бруно представляет собой своеобразное сочетание литературных мотивов и философских рассуждений, нередко слабо связанных между собой. Поэтому неудивительно, что Галилео Галилей, который, подобно многим своим современникам, признавал выдающиеся способности Бруно, никогда не считал его ученым, и тем более астрономом. И всячески избегал даже упоминания его имени в своих работах.

Принято считать, что воззрения Бруно были продолжением и развитием идей Коперника. Однако факты свидетельствуют о том, что знакомство Бруно с учением Коперника было весьма поверхностным, а в толковании трудов польского ученого ноланец допускал весьма грубые ошибки. Безусловно, гелиоцентризм Коперника оказал большое влияние на Бруно, на формирование его взглядов. Однако он легко и смело интерпретировал идеи Коперника, облекая свои мысли, как уже говорилось, в определенную поэтическую форму. Бруно утверждал, что Вселенная бесконечна и существует вечно, что в ней находится бесчисленное количество миров, каждый из которых по своему строению напоминает коперниковскую Солнечную систему.

Бруно пошел гораздо дальше Коперника, который проявлял здесь чрезвычайную осторожность и отказывался рассматривать вопрос о бесконечности Вселенной. Правда, смелость Бруно была основана не на научном подтверждении его идей, а на оккультно-магическом мировоззрении, которое сформировалось у него под влиянием популярных в то время идей герметизма. Герметизм в частности предполагал обожествление не только человека, но и мира, поэтому мировоззрение самого Бруно часто характеризуют как пантеистическое (пантеизм – религиозное учение, в котором обожествляется материальный мир). Приведу лишь две цитаты из герметических текстов: «Дерзнем сказать, что человек есть смертный Бог и что Бог небесный есть бессмертный человек. Таким образом, все вещи управляются миром и человеком», «Господин вечности есть первый Бог, мир – второй, человек – третий. Бог, творец мира и всего, что он в себе заключает, управляет всем этим целым и подчиняет его управлению человека. Этот последний превращает все в предмет своей деятельности». Как говорится, без комментариев.

Таким образом, Бруно нельзя назвать не только ученым, но даже и популяризатором учения Коперника. С точки зрения собственно науки, Бруно скоре компрометировал идеи Коперника, пытаясь выразить их на языке магических суеверий. Это неизбежно приводило к искажению самой идеи и уничтожало ее научное содержание и научную ценность. Современные историки науки полагают, что в сравнении с интеллектуальными экзерсисами Бруно не только система Птолемея, но и средневековый схоластический аристотелизм могут считаться эталонами научного рационализма. У Бруно не было никаких собственно научных результатов, а его аргументы «в пользу Коперника» были лишь набором бессмыслиц, которые в первую очередь демонстрировали невежество автора.

Бог и вселенная – «близнецы братья»?

Итак, Бруно не был ученым, и поэтому ему никак нельзя было предъявить те обвинения, которые, например, были предъявлены Галилею. За что же тогда сожгли Бруно? Ответ кроется в его религиозных воззрениях . В своей идее о бесконечности Вселенной Бруно обожествлял мир, наделял природу божественными свойствами. Такое представление о Вселенной фактически отвергало христианскую идею Бога, сотворившего мир ex nihilo (из ничего –лат. ).

Согласно христианским воззрениям, Бог, будучи абсолютным и несотворенным Бытием, не подчиняется созданным Им законам пространства-времени, а сотворенная Вселенная не обладает абсолютными характеристиками Творца. Когда христиане говорят, «Бог Вечен», это значит не то, что Он «не умрет», а то, что Он не подчиняется законам времени, Он – вне времени. Взгляды Бруно приводили к тому, что в его философии Бог растворялся во Вселенной, между Творцом и творением стирались границы, уничтожалась принципиальная разница. Бог в учении Бруно, в отличие от христианства, переставал быть Личностью, отчего и человек становился лишь песчинкой мира, подобно тому, как сам земной мир был лишь песчинкой в бруновском «множестве миров».

Учение о Боге как о Личности было принципиально важным и для христианского учения о человеке: человек есть личность , так как сотворен по образу и подобию Личности – Творца. Творение мира и человека есть свободный акт Божественной Любви. Бруно, правда, тоже говорит о любви, но у него она теряет личностный характер и превращается в холодное космическое устремление . Эти обстоятельства значительно осложнялись увлечением Бруно оккультными и герметическими учениями: ноланец не только активно интересовался магией, но и, судя по всему, не менее активно практиковал «магическое искусство». Кроме того, Бруно отстаивал идею переселения душ (душа способна путешествовать не только из тела в тело, но и из одного мира в другой), подвергал сомнению смысл и истинность христианских таинств (прежде всего таинства Причастия), иронизировал над идеей рождения Богочеловека от Девы и т.д. Все это не могло не привести к конфликту с католической Церковью.

«Герметизм – магико-оккультное учение, восходящее, согласно его адептам, к полумифической фигуре египетского жреца и мага Гермеса Трисмегиста, чье имя мы встречаем в эпоху господства религиозно-философского синкретизма первых веков новой эры, и излагавшееся в так называемом «Герметическом корпусе»… Кроме того, герметизм располагал обширной астрологической, алхимической и магической литературой, которая по традиции приписывалась Гермесу Трисмегисту, выступавшему как основатель религии, провозвестник и спаситель в эзотерических герметических кружках и гностических сектах… Главное, что отличало эзотерически-оккультные учения от христианской теологии… – убежденность в божественной – нетварной – сущности человека и вера в том, что существуют магические средства очищения человека, которые возвращают его к состоянию невинности, каким обладал Адам до грехопадения. Очистившись от греховной скверны, человек становится вторым Богом. Без всякой помощи и содействия свыше он может управлять силами природы и, таким образом, исполнить завет, данный ему Богом до изгнания из рая.»

Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. М.: Мартис, 1997. С. 57.

Почему инквизиторы боялись приговора

Из всего этого с неизбежностью следует, что, во-первых, взгляды Джордано Бруно нельзя охарактеризовать как научные. Поэтому в его конфликте с Римом не было и не могло быть борьбы религии с наукой. Во-вторых, мировоззренческие основания философии Бруно были весьма далеки от христианских. Для Церкви он был еретиком, а еретиков в то время сжигали.

Современному толерантному сознанию кажется весьма странным, что человека отправляют на костер за то, что он обожествляет природу и практикует магию. В любом современном бульварном издании публикуются десятки объявлений о порче, привороте и т.д.

Бруно жил в другое время: в эпоху религиозных войн. Еретики во времена Бруно не были безобидными мыслителями «не от мира сего», которых проклятые инквизиторы сжигали почем зря. Шла борьба. Борьба не просто за власть, а борьба за смысл жизни, за смысл мира, за мировоззрение, которое утверждалось не только пером, но и мечом. И если власть захватили бы, например, те, кому ближе были взгляды ноланца, костры, скорее всего, продолжали бы пылать, как пылали они в XVI веке в Женеве, где протестанты-кальвинисты сжигали католиков-инквизиторов. Все это, безусловно, не приближает эпоху охоты на ведьм к жизни по Евангелию.

К сожалению, полный текст приговора с обвинениями Бруно не сохранился. Из дошедших до нас документов и свидетельств современников следует, что те коперникианские идеи, которые по-своему выражал Бруно и которые также были включены в число обвинений, не делали погоды в инквизиторском расследовании. Несмотря на запрет на идеи Коперника, его взгляды, в строгом смысле слова, никогда не являлись для католической Церкви еретическими (что, кстати сказать, через тридцать с небольшим лет после смерти Бруно во многом предопределило и довольно мягкий приговор Галилео Галилею). Все это лишний раз подтверждает основной тезис этой статьи: Бруно не был и не мог быть казнен за научные взгляды.

Некоторые из воззрений Бруно в том или ином виде были свойственны и многим его современникам, однако на костер инквизиция отправила лишь упрямого ноланца. Что стало причиной такого приговора? Скорее всего, стоит вести речь о целом ряде причин, заставивших инквизицию принять крайние меры. Не стоит забывать, что расследование дела Бруно продолжалось 8 лет. Инквизиторы пытались подробнейшим образом разобраться в воззрениях Бруно, тщательно изучая его труды. И, судя по всему, признавая уникальность личности мыслителя, искренне хотели, чтобы Бруно отрекся от своих антихристианских, оккультных взглядов. И склоняли его к покаянию в течение всех восьми лет. Поэтому известные слова Бруно о том, что инквизиторы с большим страхом выносят ему приговор, чем он выслушивает его, можно понимать и как явное нежелание Римского престола этот приговор выносить. Согласно свидетельству очевидцев, судьи действительно были удручены своим приговором больше, чем ноланец. Однако упорство Бруно, отказывавшегося признавать выдвинутые против него обвинения и, следовательно, отрекаться от каких-либо своих взглядов, фактически не оставляли ему никаких шансов на помилование.

Коренным отличием позиции Бруно от тех мыслителей, которые также входили в конфликт с Церковью, были его сознательные антихристианские и антицерковные взгляды. Бруно судили не как ученого-мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры. Материалы по делу Бруно рисуют портрет не безобидного философа, но сознательного и активного врага Церкви. Если тот же Галилей никогда не стоял перед выбором: или собственные научные взгляды, то Бруно свой выбор сделал. А выбирать ему пришлось между церковным учением о мире, Боге и человеке и собственными религиозно-философскими построениями, которые он называл «героическим энтузиазмом» и «философией рассвета». Будь Бруно больше ученым, чем «свободным философом», он мог бы избежать проблем с Римским престолом. Именно точное естествознание требовало при изучении природы опираться не на поэтическое вдохновение и магические таинства, а на жесткие рациональные построения. Однако Бруно менее всего был склонен к последним.

По мнению выдающегося российского мыслителя А.Ф. Лосева, многие ученые и философы того времени в подобных ситуациях предпочитали каяться не из-за страха пыток, но потому, что их пугал разрыв с церковной традицией, разрыв с Христом. Бруно во время процесса не боялся потерять Христа, так как эта потеря в его сердце, судя по всему, произошла гораздо раньше…

Еретик, получивший отлучение и осуждение как от католиков, так и от лютеран и кальвинистов, не уложившийся ни в одну религиозную систему своего времени, ни в одну мировоззренческую - это Джордано Бруно. Краткая биография и его открытия до сих пор пользуются непременным интересом каждого нового поколения людей, и всё более полнятся разночтениями.

Основные концепции

Единогласия нет даже в самых простых вопросах: что он проповедовал и каких взглядов придерживался. Споры продолжаются и сегодня. Провозвестник современной науки, проповедник гелиоцентрической теории, которую открыл Коперник, - да. Он предвосхитил эту эпоху, но странным образом пользовался теорией Коперника: с концепцией оккультного, мистического и абсолютно религиозного характера.

Дань эмпирической науке он, конечно же, отдавал. Но делал астрономические расчёты для использования их неким ключом, открывающим другое измерение. В то время, когда Европа разделилась культурно, политически и конфессионно, человеком, разрабатывавшим абсолютно фантастический проект реформы, стал Джордано Бруно. Краткая биография и его открытия, даже в самом упрощённом варианте - не совмещаются.

Ящик Пандоры

Философский контекст Средневековья состоит из постулата, что тогда не было, да и не могло быть единственной философской доктрины. Именно тогда появились разнообразные интеллектуалы-экспериментаторы, пытавшиеся синтезировать прорыв как в прошлое, так и в будущее. И Джордано Бруно в этом смысле - миссионер, пророк, может быть, и мессия, - во всяком случае, он - человек этого прорыва, и именно так он позиционировал себя.

Никоим образом нельзя отнести к явлениям гуманизма такого борца с буквоедством, каким был Джордано Бруно. Краткая биография и его открытия говорят сами за себя. Его университетский учитель из Неаполя Винченцо де Колле был известен как последователь Аристотеля и ярый антигуманист.

Бруно писал на латыни, очень близкой к схоластической, монашьей. Противоречия и многообразие видно даже отсюда. Нападая на косную клерикальность, он в своих трудах прямо издевался над монашеством, однако хранил в себе вот такую монашескую идентичность. Точно известно, что он состоял в и, хотя порвал отношения с ним, все его труды несут на себе отпечаток монашества. Даже эту тему можно много дискутировать, настолько интересен в этой ипостаси Джордано Бруно. Биография кратко не пишется.

Реформатор

Его можно назвать философом-пантеистом, к пантеизму он был очень близок. но его реформаторская сущность взяла верх: его учение стало мощной религиозной доктриной реформационного характера, перед ним брезжила какая-то новая религиозная реальность. Именно это и ставили в вину Бруно его недоброжелатели, и с этим обвинением его взяла инквизиция: как создателя новой секты египетской религии, неких "джорданистов".

Бруно раздражали в равной мере и лютеранские доктрины, и кальвинистские, и католичество того времени. Он, не отказываясь от католической парадигмы, придумывал системный выход из кризиса, потрясавшего шестнадцатый век, через восстановление египетской религии, и даже составил сценарий, как этого можно было добиться. В этом проекте прочтение христианства убивало напрочь всю традиционную христианскую догматику.

Естественные науки

Более всего известны сочинения Джордано Бруно о бесконечности миров, в которых средневековое видение космологии преобладало. Планеты для учёного были снабжены магическими свойствами живых божественных существ, и вращались по собственной воле. Научной системы, даже мало-мальской, в работах этих найти не удалось. Поэтому сама личность Джордано Бруно, краткая биография и его открытия для детей понятны будут лишь в общих чертах.

Это было мировоззрение не эмпирически научное, а мистическое, оккультное. Никакой математики в его труде о бесконечности миров не нашлось. Вот это и было инкриминировано Бруно инквизицией - ересь. Бруно был, с их точки зрения, даже не просто еретик, а еретик абсолютный - par excellence .

Литература

А вот писателем Джордано Бруно был блистательным! Его полемические произведения драматургически выстроены, написаны богатейшим языком, который вполне можно подвергать филологическому анализу - как неаполитанский диалект итальянского, так и латынь, которой в равной мере пользовался Джордано Бруно. Краткая биография и его открытия говорят о каких-то непреложных пророческих знаниях, и даже если это было не так, в художественном плане его тесты это очень обогащает и читателя завораживает.

Философия

Ноши католического монаха-доминиканца Бруно долго не выдержал, неприятности начались сразу же. Взрывной темперамент, отсутствие смирения, а в дальнейшем несносный до последнего края характер, впадания во что-то вроде припадков с неконтролируемой яростью - вот что мешало на протяжении всей жизни Джордано Бруно. Биография и его открытия потерпели от этого факта огромный урон. Хотя более всего ему создавали трудности проблемы даже не дисциплинарные, а теоретические, то есть мировоззрение монаха никак не вязалось с католическими нормами.

Собственная трактовка Пресвятой Троицы в своём, похожем на неоплатонический, духе - это странно не только для Средневековья, но и современности. Правда, сейчас католики не жгут новоявленных Джордано Бруно.

Биография кратко звучит так: это тот самый учёный, которого сожгли. Из Италии ему пришлось бежать, перейти в кальвинизм, далее - в лютеранство. И всюду его отвергают, отовсюду гонят. И новая философия нигде не находит последователей. Это одиночество преследовало его всю жизнь. Мало кому досталась такая безрадостная, как у Джордано Бруно, биография.

За что?

Даже сегодня историческая наука не даёт определенного ответа на вопрос - за что же всё-таки сожгли инквизиторы Джордано Бруно. Биография ответов даёт много, но документально нет ни одного подтверждения, научные споры продолжаются.

Дело в том, что Наполеон вывез документы по делам Галилея и Бруно из Италии. Зачем - никто не понял. Но все бумаги пропали, след их теряется. Есть косвенные свидетельства, в том числе и записи Гаспара Шоппе - католика, публициста, контрреформатора.

Бруно предстал перед судом за его труд о множественности миров, за оправдание магии (Бруно считал себя магом, говорил о «сцеплениях», то есть контактах с демонами, а его мнемоника явно имела магический характер, не медицинский). Но главное - это толкование Пресвятой Троицы.

Когда Бруно писал о "душе мира", это ещё проходило как ренессансный неоплатонизм, но когда начал писать и говорить непотребное о Христе, начались неприятности, и это естественно. От этого и сложилась так трагически у Джордано Бруно биография.

Конкретнее можно написать следующее: по Бруно Моисей являлся сильным магом, творил всяческие чудеса (что тоже исключительной величины ересь с точки зрения христианских догматов); что даже египтян в магии Моисей превзошёл (а уж в египетской магии Бруно непревзойдённый знаток); Христос тоже был магом - но благим и целительным, причём магом в египетской традиции.

Ну хоть с какой стороны рассматривай - а всё чистой воды. И главное: ведь не отрёкся от этих ересей Джордано Бруно. Биография и философия слились воедино, приняв трагический конец на костре в Риме.

Памятник

Площадь, где был сожжён этот средневековый учёный, - Кампо деи Фиори, - в 1889 году была украшена памятником, установление которого было акцией масонов, где Джордано Бруно, краткая биография и его открытия (фото памятника прилагается) явились традиционно антипапским и антиклерикальным действом. Папа Лев Восьмой даже вообще хотел покинуть Рим в знак протеста, но смирился и весь день молился святому Петру в своём противостоянии этой антицерковной и антихристианской акции.

С этого момента в Риме начался полный драматизма культ, где по прописанному сценарию возвеличивается такая, как у Джордано Бруно, биография. Фото показывают ежегодные антиклерикальные сходки на этой площади 17 февраля. И концепция видения средневековых событий весьма изменилась: Бруно, конечно, еретик, но он восстал против обскурантизма, мракобесия, за всё самое лучшее, то есть - за свободу, за будущее человечества.

Похожие публикации