Некролог сергию радонежскому. День рождения прп

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. При крещении будущий святой получил имя Варфоломей. В семь лет родители отдали его учиться грамоте. Сначала обучение давалось мальчику очень плохо, однако постепенно он изучил Святое писание, заинтересовался церковью. С двенадцати лет Варфоломей начал строго поститься, много молился.

Основание монастыря

Примерно в 1328 году будущий иеромонах вместе с семьей переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушли в пустынные места. В лесу на холме Маковец они построили небольшой храм Троице.

В 1337 году, в день памяти мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Вскоре к нему стали приходить ученики, на месте церкви образовалась обитель. Сергий становится вторым игуменом и пресвитером обители.

Религиозная деятельность

Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского – Троице-Сергиев монастырь. Узнав о возникновении обители, вселенский патриарх Филофей прислал игумену грамоту, в которой отдавал должное его деятельности. Преподобный Сергий был высокоуважаемой личностью в княжеских кругах: он благословлял правителей перед битвами, примерял их между собой.

Кроме Троице-Сергиевого за свою краткую биографию Радонежский основал еще несколько монастырей – Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.

Почитание памяти

Сергий Радонежский был причислен к лику святых в 1452 году. В произведении «Житие Сергия», основном первоисточнике жизнеописания иеромонаха, Епифаний Премудрый писал, что за свою жизнь святой Радонежский множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека.

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении. 25 сентября, в день смерти святого, верующие празднуют день его памяти.

Другие варианты биографии

  • В «Житие Сергия» рассказывается, что Варфоломей научился читать и писать благодаря благословению святого старца.
  • Среди учеников Сергия Радонежского были такие известные религиозные деятели, как Авраам Галицкий, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, преподобный Андроник, Пахомий Нерехтский и многие другие.
  • Жизнь святого вдохновила многих писателей (Н. Зернова, Н. Костомарова, Л. Чарскую, Г. Федотова, К. Случевского и др.) на создание художественных произведений о его судьбе и деяниях, в том числе ряда книг для детей. Биография Сергия Радонежского изучается школьниками в 7-8 классах.

Тест по биографии

Небольшой тест по краткой биографии Радонежского поможет вам лучше усвоить материал.

Есть самые сокровенные, дорогие для каждого из нас имена святых, к которым мы обращаемся в горе и радости, в надеждах и чаяниях. Молитва к ним всегда бывает услышана, а их житие, словно путеводная звезда, руководствует нас на пути к Небу. принадлежит к числу именно таких, самых любимых, близких сердцу святых.

3 мая по церковному календарю (то есть 16 мая по новому стилю) мы празднуем день рождения преподобного Сергия. С этого дня прошло ровно 700 лет.

Коротко скажем, что день рождения святого Сергия высчитан условно. В Житии святого Сергия, написанном его учеником Епифанием Премудрым, сказано: «На сороковой день после рождения ребенка родители принесли его в церковь Божию. Священник, огласив младенца и прочтя над ним многие молитвы, с духовной радостью и со тщанием крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа и нарек во Святом Крещении Варфоломеем». По традиции того времени, имя давалось ребенку в честь святого, в день которого совершалось Крещение. Но память апостола Варфоломея совершается трижды в году. Согласно преданию, Сергия Радонежского крестили в день памяти апостола Варфоломея, совершаемой 11 июня (24 июня по новому стилю). Отсчитав 40 дней назад, получаем как раз 3 мая по юлианскому календарю. И хотя день высчитывается условно, это никак не затемняет сам факт: 700 лет назад Господь Бог даровал нам молитвенника, который занимает в ряду святых Русской Церкви одно из ключевых мест.

Только он носит имя Игумена земли Русской, потому что преподобный Сергий значим не для какой-то отдельной местности, а для всей Руси. Вспомним, что игумен - настоятель монастыря, который заботится о его духовном устроении, а преподобный Сергий - духовный наставник для всей Русской земли.

Ему явился преподобный Сергий и сказал: «Три дня молись и постись, и я скажу тебе то, что нужно».

Есть предание о том, как преподобный Сергий явился старцу Алексию Зосимовскому. В 1919 году совершалось неслыханное на Руси дело - повсеместно вскрывались мощи святых. Это делалось безбожной властью как поругание над святынями Церкви. Вскрыты были и мощи преподобного Сергия. Много скорбел об этом старец Алексий Зосимовский, недоумевая, почему Господь попускает сему. Однажды вечером, когда он стал на молитву, ему явился преподобный Сергий и сказал: «Три дня молись и постись, и я скажу тебе то, что нужно». На третий день преподобный Сергий снова явился ему с ответом: «Когда весь русский народ терпит такие скорби, то должен и я вместе с ним потерпеть какую-то скорбь».

Сострадание и бескорыстная помощь до полного самозабвения - вот что всегда отличало святого Сергия как при его земной жизни, так и по переходе в вечность. Вот почему преподобный Сергий еще называется великим печальником земли Русской. Всякая печаль простых людей находила отклик в душе преподобного и возносилась вместе с его молитвой к Престолу Божию, чтобы там, у Небесного Отца, найти свое разрешение.

Преподобный Сергий - святой, близкий простому народу. Он не был богословом, знаменитым оратором или высокоученым писателем, поражающим умы читателей или слушателей глубиной своей мысли. Сама учеба поначалу давалась ему крайне тяжело. Смиренно нес он свой ежедневный труд, как и каждый простой человек. Выстраивая сени к чужой келье и получая плесневелый хлеб, преподобный Сергий разделял тем самым долю простого народа. Он был с народом, и потому народ тянулся к нему.

Самая особенность русского монашества, образец и достойный пример которого явил преподобный Сергий, заключалась в том, что наше монашество не замыкалось на своем уединенном подвиге, но любовь к Богу сопровождалась любовью и необыкновенным милосердием к ближним. Введя в обители общежительный устав, святой Сергий заповедал «давать приют нищим и странникам и не отказывать просящим», объясняя, что от исполнения этого христианского долга зависит будущее процветание обители. За всем милосердием времен Сергия, да и всех последующих времен, стоит простота и открытость души самого преподобного Сергия, максимально возможная для человека жертвенность и самоотдача.

Это сострадание святого людям любого рода и звания и делает его близким нам. Если бы нам представилась возможность наблюдать, какие люди на протяжении вот уже семи столетий шли к преподобному Сергию, то мы увидели бы одну и ту же картину. Богатые и бедные, образованные и безграмотные, высокопоставленные и простые - вступали в стены Троицкой обители, чтобы поведать преподобному Сергию свои сокровенные чаяния, беды и горести, надежды и молитвенно, от глубин самого сердца воздохнуть пред святыми мощами Игумена земли Русской. Такие люди приходили к нему еще и при его жизни, стекаясь с разных сторон, и, будь то князь, боярин, воин или простой крестьянин, все тянулись к смиренному Сергию, зная, что через него Бог услышит их просьбу, непременно поможет, распутает узелок жизненных проблем, благословит на предстоящее дело.

До сих пор русский человек ищет старца, жаждет излить пред ним свои беды, получить их разрешение, и как же скорбит русская душа от отсутствия старца. Преподобный Сергий был тот подлинный старец, который прозревал волю Божию о человеке. Он видел и знал, что Господь уготовил именно этой конкретной душе, а собственная близость Богу позволяла испрашивать у Небесного Отца необходимую для человека помощь.

По словам его ученика Епифания Премудрого, авва Сергий «для всех притекающих к нему был как бы источником благопотребным… Многие приходили к нему, не только ближние, но и издалече, из дальних городов и стран, чтобы только взглянуть на него и услышать от него слово, и все получали великую пользу и спасение души от назидательных его дел… Многих он научил своим душеспасительным словом и заставил их обратиться с покаянием к Богу», он был «для грешников - верный поручитель», возрождавший их от греха к добродетели.

Но преподобный Сергий не только был, он есть, он остается с нами. Всякая страдающая душа, от самого сердца изливающая вместе с горькими слезами свои просьбы, надежды и горести, услышана преподобным Сергием. До сих пор преподобный Сергий остается для приходящих к нему тем же, чем был для приходящих к нему во время своей земной жизни.

Где-то почитается святой, где-то святой с учениками. А в отношении преподобного Сергия почитаются ученики его учеников. Это значит, что он смог заложить духовную традицию: огонек его личной веры, духовной жизни возжег новые огоньки, которые прошли сквозь века вплоть до нашего времени. И потому само видение, данное преподобному Сергию о множестве разноцветных птиц как множестве учеников с различными духовными дарованиями, уже наглядно исполнилось чудным Божественным Промыслом.

Вспомним это видение: «Однажды глубоким вечером святой совершал свое правило и молился за братию, чтобы Господь помог им в ежедневных трудах и подвигах. Когда он молился так, вдруг раздался голос, зовущий: “Сергий!” Преподобный удивился необычному в ночной тишине зову и, сотворив молитву, открыл оконце келлии, желая увидеть говорящего. Внезапно появилось чудное видение: с неба просиял яркий свет, более яркий, чем дневной, который разогнал ночную тьму, и ночь стала светлее дня. Вновь раздался голос: “Сергий! Ты молишься о своих духовных детях - Господь принял твою молитву. Смотри внимательно, и ты увидишь, какое множество иноков собрано тобой под твое руководство во имя ”. И Сергий увидел перед собой множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю, но и вокруг него. И опять послышался голос: “Так же, как и виденные тобою стаи птиц, будут многочисленны твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам”».

В течение столетия возникло до 150 новых монастырей, сам Троицкий монастырь дал от себя 50 обителей.

Как именно умножались ученики преподобного, история сохранила нам интересные данные. Вроде бы сухая статистика, но она свидетельствует о возрождении, начавшемся с преподобного Сергия. За первые 100 лет от начала монголо-татарского ига до того момента, как к преподобному Сергию стали собираться ученики, то есть с 1240 по 1340 год, на всей Руси возникло всего около 30 новых монастырей, при этом Церковь Русская практически не знала новых святых иноков - преподобных. Начиная же с момента собирания учеников преподобным Сергием и далее на протяжении столетия картина совершенно меняется. Возникло до 150 новых монастырей, сам Троицкий монастырь дал от себя 50 обителей, давших, в свою очередь, 40 других, а из монастыря преподобного вышло около 100 монахов, прославленных Церковью в лике святых. Большинство святых XIV и начала XV века были либо учениками, либо «собеседниками», то есть испытавшими духовное влияние, преподобного Сергия.

А вот еще яркая черта исторической роли преподобного Сергия. Именно он самым решительным образом способствовал ниспровержению многолетнего монгольского ига. Казалось бы, что мог дать родной земле, порабощенной иноверным захватчиком, смиренный монах, в заплатанной одежде трудившийся в лесной трущобе? Как мог он способствовать освобождению отчизны, не беря в руки меча и не занимаясь политикой? Но если мы вспомним, что поражению Руси способствовали бесконечные розни князей и всеобщее ослабление духа, то увидим подвиг святого Сергия в совершенно новом ключе.

Конечно, Русь совершила великое дело, ценой собственного ига заслонив Европу от монголо-татар. Но военно-политические потрясения были еще и страшным ударом по душевному равновесию русских людей. Человек терял ориентиры, угасал творчески, постоянно ожидал новых нападений со стороны дикой орды и заботился только о хлебе насущном. Ко времени рождения преподобного русский человек со страхом смотрел в сторону степи великой орды, малых детей пугали именами захватчиков и редкий уже человек на Руси надеялся на возрождение Родины, думая больше о собственном комфорте.

В этих условиях требовался очень выдающийся пример возвышения над всеми земными скорбями, над потребностями в хлебе насущном, чтобы явить в себе бескомпромиссное служение Богу и Родине. Чтобы пройти этот духовный путь возвышения, необходимо полное отречение от мира, выход из него. Этот путь прошел святой Сергий Радонежский. Духовно-нравственная бодрость и крепость - вот чего так не хватало русскому человеку XIV века и что смог вдохнуть в души людей преподобный Сергий.

Когда закваска положена в тесто, то она уже начинает процесс изменения, постепенно захватывающий всё тесто. Поэтому сомнение и вопрос князя Димитрия: «Противостоять ли мне лютому врагу?» - мог быть разрешен только преподобным Сергием. Кто победил более лютого врага - диавола, тот вдохнет нравственные силы и для победы над врагом родного Отечества. Если сказать обобщенно, то в преподобном Сергии Радонежском соединились необыкновенная внутренняя сила духа и глубокое смирение.

Из его жития известно, что он никогда не добивался первенства, не искал известности и славы и, даже совершая удивительные чудеса, старался скрыть их от людской молвы. Он и в чудотворении был до конца верен смиренной кротости, которой следовал всю жизнь.

Так, источник из земли он извел молитвой только вследствие ропота братии на отсутствие питьевой воды и запретил называть этот источник Сергиевым: «Чтобы я никогда не слышал, как вы называете этот ключ моим именем, потому что не я дал вам воду, но Господь даровал ее нам, недостойным». К слову, место это с веками было утрачено и лишь предположительно вычисляется по ряду косвенных данных. Умершего отрока преподобный Сергий воскресил, убеждая при этом родителя, что мальчик всего лишь озяб по дороге и будто бы отец по ошибке принял его за мертвого: «Когда ты нес мальчика сюда, от сильной стужи он изнемог, и тебе показалось, что он умер. В келлии он отогрелся, а ты думаешь, что он ожил». Помогая людям, святой Сергий по своему смирению скрывал свои чудеса, и до сих пор чудесная помощь преподобного остается зачастую без широкой огласки.

В чем еще уникальность святого Сергия Радонежского в сонме святых Русской Церкви?

Преподобный Сергий - первый русский святой, которому Божия Матерь явилась не в видении, а непосредственно.

Преподобный Сергий - первый русский святой, которому явилась не в видении или тонком сне, а непосредственно. Это случилось, как предполагается, в 1388 году, за четыре года до кончины Преподобного. Празднуется это событие в Лавре ежегодно 24 августа по церковному календарю (6 сентября). Кроме того, в честь этого явления каждую пятницу вечером в Троицком соборе совершается служба с акафистом Пресвятой Богородице.

Совершилось это знаменательное событие так. Поздно вечером в пятницу после усердного моления Пресвятой Богородице святой Сергий сел отдохнуть и вдруг сказал присутствовавшему ученику Михею: «Чадо! Трезвись и бодрствуй, потому что сейчас мы будем иметь чудесное и неизреченное посещение». Внезапно послышался голос: «Се Пречистая грядет!» Преподобный вышел в сени, и его осиял свет ярче солнечного. Он увидел Божию Матерь в необыкновенном сиянии. С Ней были апостолы Петр и Иоанн. Преподобный пал ниц, но Пресвятая Богородица коснулась его Своими руками и произнесла: «Не бойся, избранниче Мой. Я пришла посетить тебя. Не скорби, ибо твоя молитва об учениках и об обители услышана; отныне твоя обитель будет иметь изобилие во всем; не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу Я не покину это место и буду неоскудно подавать всё необходимое, сохранять и покрывать его».

Матерь Божия обещала, что будет неотлучна от обители преподобного Сергия. Значит, и Лавра - тоже один из уделов Божией Матери. Вот почему все, кто связал свою жизнь с Троице-Сергиевой Лаврой, чувствуют себя под благодатным покровом. Это место освящено стопами Пресвятой Богородицы, и Ее присутствие и участие здесь очень чувствуются.

Как известно, вся жизнь преподобного прошла под знаком служения Пресвятой Троице. Это, конечно, было предзнаменовано до рождения чудесным троекратным возглашением во чреве матери во время Литургии (перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и с возгласом священника «Святая святым»). Иерей, крестивший святого в младенчестве, предвозвещает: «Будет он обителью и слугой Святой Троицы». То же предсказание повторяет старец-монах, отверзший ум отроку Варфоломею. И вот вместе с братом Стефаном преподобный Сергий посвящает самый первый храм Пресвятой Троице. Именно после этого на Руси стали воздвигаться монастыри и храмы в честь Троицы по примеру обители Сергия. Не случайно и знаменитая икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублева была написана здесь, как гласит древнее предание, «в честь и похвалу преподобного Сергия».

В чем же был смысл такого всецелого посвящения Троице? Мы исповедуем, что Бог един по существу, но троичен в Лицах. Троица являет Собой абсолютное Божественное единство. А в XIV веке на Руси царили взаимные разделения, не хватало единства, и потому не было сил преодолеть общественные потрясения. Епифаний Премудрый пишет, что авва Сергий посвятил свой храм Троице, дабы воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего. То есть для русского человека храм, посвященный Троице, становился символом единения, братства и через это внутреннего укрепления.

Впрочем, за всем этим, конечно, стоял таинственный созерцательный подвиг преподобного, в котором его ум восшел к зрению Божественной тайны Троицы. Не случайно сам преподобный Сергий считается родоначальником созерцательного подвига на Руси. Это тот подвиг, посредством которого греческие отцы-исихасты, кстати, современники святого Сергия, восходили к созерцанию нетварного Божественного света. В житии преподобного мы видим ясные указания на явление ему этого премирного света.

Знакомясь с житиями святых, мы можем отметить, что древнерусские подвижники чаще имели видения темных сил. Страхования не обошли стороной и преподобного Сергия на начальном этапе его подвига. Но его духовное делание не ограничилось победой над вражьими искушениями. Преподобному Сергию является высшая небесная сила - в образах огня и света.

Небесный огонь был виден в алтаре во время Литургии при освящении преподобным Сергием Святых Даров. Благодатный огонь озарял весь алтарь и окружал священнодействующего Сергия. А когда преподобный готовился причаститься Святых Таин, Божественный огонь свился, «как бы некая чудная пелена», и вошел внутрь святой Чаши. И преподобный Сергий причастился этого огня, как сказано в Троицком патерике, «неопально, как древле купина, неопально горевшая».

Ученики видели светоносного ангела сослужившим преподобному Сергию - «сияющего необычайным светом, в блистающих ризах». Как сказано в Троицком патерике, «сияние, исходившее от него, было ярче солнечного». При благословении преподобным Сергием ученика Исаакия на подвиг молчания Исаакий увидел «пламень, изшедший от руки его» и окруживший всего Исаакия. Необыкновенный свет явлен был преподобному и в видении множества птиц, и в явлении Божией Матери.

Видением нетварного Божественного света выделен среди русских святых именно преподобный Сергий Радонежский.

Видением нетварного Божественного света выделен среди русских святых именно преподобный Сергий Радонежский. С детства он стремился к безмолвию и созерцанию, жизнь его была посвящена Пресвятой Троице. В лице преподобного Сергия мы имеем первого русского святого, которого можно назвать тайнозрителем, носителем особо возвышенной духовной жизни.

Именно эта причастность святого Сергия Божественной благодати, близость к Престолу Живоначальной Троицы с всецелой, беззаветной близостью каждой скорбящей душе и привлекает к нему людей. Из Евангелия мы знаем, как во время Преображения Господа Иисуса Христа «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 1-2). Так Спаситель явил Свою Божественную славу, явил Свой Божественный Свет - благодать. При этом апостол Петр, созерцавший на Фаворе славу Господа, приобщившийся к этой благодати, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17: 4). Божия благодать согревает и просвещает сердце, доставляет душе покой, радость, мир, блаженство. И если грехи опустошают душу, несут с собой холод смерти, то Божия благодать согревает духовным теплом, поэтому стяжание ее насыщает и радует сердце. Ничто земное не даст душе человека покоя, и чего бы человек ни достиг: богатства, славы, наслаждений, - всё это со временем приедается и уже не радует душу, потому что внутри души пустота. Только Божия благодать приносит искомое сердцем каждого человека счастье, подлинную радость и свет души. И когда кто-либо из людей обретает Божию благодать, то это чувствуют приходящие к нему другие люди, они так же, как и апостол Петр на , готовы воскликнуть: «Господи! хорошо нам здесь быть». Вот это сокровище было обильно у преподобного Сергия, это чувствовали все приходившие к нему, этим они укреплялись. А преподобный Сергий, как подлинный служитель Живоначальной Троицы, помогает обращающимся к нему до сих пор. Все, кто сердечно, с горячей надеждой и верой обращается к преподобному Сергию, несомненно ощутит его благодатную помощь.

В центральной и северной Руси, преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Сначала он отставал в обучении грамоте, но потом, благодаря терпению и труду, ознакомился со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.

Около 1330 года родители Сергия покинули Ростов и поселились в городе Радонеже (около 55 километров от Москвы). Когда старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре.

Похоронив родителей, Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часть наследства.

Вместе с братом Стефаном он удалился для пустынножительства в лес за несколько километров от Радонежа. Сначала братья построили келию (жилище для монашествующего), а потом небольшую церковь, освященную во Имя Пресвятой Троицы. Вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился с иноком Алексием — будущим митрополитом Московским, а позже стал игуменом.

В октябре 1337 года Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия.

Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря (ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра) относят к 1330-1340 годам.

Через некоторое время иноки убедили Сергия принять игуменство , угрожая разойтись, если он не согласится. В 1354 году после долгих отказов Сергий был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена.

С глубоким смирением Сергий сам служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду.

Постепенно слава его росла, в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и заканчивая князьями, многие селились по соседству и жертвовали ей свое имущество. Первоначально терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.

Троицкий монастырь был сначала "особножитным": подчиняясь одному игумену и сходясь для молитвы в один храм, монахи имели каждый свою келью, свое имущество, свою одежду и пищу. Около 1372 года к Сергию пришли послы от Константинопольского патриарха Филофея и принесли ему крест, параман (небольшой четырехугольный плат с изображением креста) и схиму (монашеское облачение) в благословение на новые подвиги и патриаршую грамоту, где патриарх советовал игумену устроить общежительный монастырь по примеру христианской общины апостольских времен. С патриаршим посланием преподобный Сергий отправился к митрополиту Московскому Алексию и получил от него совет ввести в обители строгое общежитие.

Вскоре иноки стали роптать на строгость устава, и Сергий покинул обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к митрополиту Алексию, чтобы он возвратил святого. Тогда Сергий повиновался, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика Романа.

Игумен Сергий был призван митрополитом Алексием на склоне лет с просьбой принять Русскую митрополию, но по смирению отказался от первосвятительства.

Сергий Радонежский выступал и как мудрый политик, стремящийся к умирению раздоров и сплочению русских земель. В 1366 году он разрешил княжеский родовой спор за Нижний Новгород, в 1387 году выехал послом к князю Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой.

Особой славой овеяны его дела и молитвы перед Куликовской битвой (1380). У Сергия Радонежского испрашивал благословения на предстоявшее сражение великий князь Димитрий Донской. Во время битвы преподобный вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Достигнув глубокой старости, Сергий Радонежский, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни ученика Никона.

Сергий Радонежский просил братию похоронить его вне церкви, на общем монастырском кладбище, но с разрешения митрополита его тело было положено в церкви с правой стороны. Через 30 лет, 5 июля 1422 года, совершилось открытие мощей святого в присутствии его крестного сына — князя Юрия Галицкого. Тогда же было установлено местное празднование памяти преподобного в монастыре. В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

В 1463 году построена первая известная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского на владычном дворе в Новгороде.

Помимо Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преподобный Сергий Радонежский основал Свято-Благовещенский Киржачский монастырь, Ростовский Борисоглебский монастырь, Высоцкий монастырь, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и другие, а его ученики учредили до 40 обителей.

Русская православная церковь отмечает память его в день кончины, а также 18 (5 по старому стилю) июля, в день обретения мощей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Н.Д. Спирина

Живая Этика о Преподобном Сергии Радонежском*

Отличительной особенностью Сергия было то, что он не проповедовал и ничего не писал. Он являл собою путь восхождения духа, подавал собою тот нравственный пример, без которого невозможно ни создать крепкое государство, ни наладить собственную жизнь.

В последние годы о Преподобном Сергии стали говорить и писать не только как о великом святом, но и крупнейшем государственном деятеле XIV века, сыгравшем решающую роль в освобождении Руси от татарского ига. Для того чтобы победить этих крепко вкоренившихся в государстве и в умах людей того времени захватчиков, надо было поднять дух не только воинства, но и всего русского народа. Своим личным подвигом и трудами Преподобный подал пример несокрушимости человеческого духа и его возможностей и тем самым заложил основы русской духовной культуры и основы государства русского.

Молчанье. Тайна. Тишина.
Следы медвежьих лап по снегу.
Сверканье звёзд. И вышина
Деревьев, устремлённых к небу...

Надземное слилось с земным,
И Сердце было местом встречи.
Восстала Подвигом одним
Из праха Русь в победной сече.

Там захоронено зерно,
Что процветает, к срокам зрея.
Незримое - воплощено,
Неслышное - громов звучнее.

И вот во имя Красоты
На землю сходит в вихрях света
Тот Храм, который держишь Ты
В Руке, на благо всей планеты! 1

«Преподобный связан не только с прошлым, но и с будущим. Думая о Нём, смотрим не только назад, но и вперёд. Он - Строитель, а строитель есть создатель будущего. Можем ли сомневаться в будущем страны Его».

Совсем молодым ушёл он в глухие леса и поселился там в полном одиночестве.

Началось всё с крохотной кельи и такой же часовенки, которые одинокий молодой отшельник вырубил в дремучем лесу и стал, как говорили тогда, «спасаться», то есть возвышать свою бессмертную душу над всем земным и смертным.

Сначала к нему приходили только звери. Пришёл и отощавший от голода медведь, с которым Сергий поделился краюшкой хлеба и подружился.

Ему с Тобою было хорошо!
Тянулся он звериною душою
К тому, что именуют добротою,
К тому, что светом духа мы зовём.

Он слов не знал. Но сердце зверя знало -
Кто друг ему и кто его поймёт,
Краюшку хлеба с лаской принесёт
И в облике мохнатом у"зрит брата 2 .

Затем потянулись и люди, уже за хлебом небесным, духовным, без которого умирает от голода душа. Они тоже строили кельи и подвизались в молитве и труде. Искали они и духовного учительства. И Сергий стал, сам того не желая, наставником братии, а затем и настоятелем Обители.

Но он продолжал трудиться, по словам жития, «как раб купленный», делал сам всю чёрную работу и тем подавал пример воспитания в труде.

Николай Рерих говорит: «Каждое упоминание этого священного Имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию...» 3

«Преподобный Исаак Сирин сказал: ""Когда мы в покое - демоны веселятся, а когда в трудах - Ангелы радуются""» 4 .

«Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твёрдость» 5 .

Сергий запрещал братии просить подаяние, но жить только от своего труда. Сам он явил пример этого, когда, оставаясь три дня без пищи, предложил одному из своих учеников, который хотел пристроить сени к своей келье, сделать это за несколько кусков гнилого хлеба, который сам ученик не мог есть. Тот вынес ему этот хлеб, но Сергий сначала построил ему сени и только потом взял за работу эту плату.

«Слухи о его подвижническом житии, - пишет Е.И.Рерих, - скоро разнеслись по окрестности, и стали навещать его люди, прося назидания и совета во всех делах своих; и никого не отпускал юный подвижник без утешения, без слова ободрения и вразумления» 6 .

...Туда притекали люди,
Туда приходили звери,
Туда прилетали птицы
За помощью и теплом -

И всем несло исцеленье,
И всем несло вспоможенье
Великое Сердце-Солнце,
Сокровищница Любви! 7

«На первых порах пустынножители не руководствовались никакими правилами или уставами, но имели перед собою лишь живой пример истинного подвижничества в лице своего основоположника» 8 .

Е.И.Рерих отмечает, что в качестве наставника «Сергий нашёл путь к сердцам не только путём чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к нему.

Нигде нет указания на гнев, даже на возмущение, он умел быть твёрдым и требовательным, но без насилия» 9 .

Преподобный установил суровые правила дисциплины в своей Обители. Так, после вечерни каждый должен был творить молитву и заниматься ручным трудом, чтобы руки не были праздны. И когда Преподобный обходил ночью кельи, слышал празднословие, то лёгким ударом в оконце подавал знак. «Наутро же призывал провинившихся и наставлял их кротко, но сильно, и приводил к раскаянию. При этом, чтобы не задеть, он часто говорил притчами, пользуясь самыми простыми и обыденными образами и сравнениями, которые глубоко западали в душу провинившегося» 10 .

«Всё это даёт нам облик вечно бодрствующего, зоркого наставника, следящего за каждым братом, особенно же за новичком, и, при всей мягкости своей, не допускающего уклонений от установленных правил. Введённая им суровая дисциплина, требовавшая от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками своими, сделала из его Обители воспитательную школу, в которой создавались мужественные, бесстрашные люди, воспитанные на отказе от всего личного, работники общего блага и творцы нового народного сознания» 11 .

Давайте вернёмся к тому, с чего мы начали. Итак, что из жития Преподобного можем мы взять для подражания? Создание Обители или победа над полчищами врагов нам не представляется возможным. Но мы можем начать понемногу перенимать у Него искренность и чистоту души, сочувствие к людям и всему живому, любовь к труду, смирение и служение ближним и забвение себя, простоту в обращении, непоколебимую веру в Высшие Силы и Их помощь.

Если мы не начнём пытаться это делать, как мы приблизимся к Сергию и чем почтим Его? Слова Высшим Силам не нужны. Они стремятся поднять нас до Себя и ждут от нас усилий в этом направлении, которые будут Ими всемерно поддержаны. «Только помыслите об общем благе, и Мы всегда с вами», - говорят Они.

Если мы этих усилий не проявим, наши восхваления Им ни к чему. Эта установка нова и непривычна, но на пороге Нового Мира приходится пересматривать укоренившиеся понятия, иначе мы останемся прежними.

Также нам надо понять, что подражание отнюдь не исключает почитания.

Подражание есть почитание в действии.

Только свет Учения Живой Этики даёт нам это духовное переосмысление. Возблагодарим Того, Кто дал это Учение нам.

  • Приобрести книги о Св.Сергии в интернет-магазине:
  • (Россазия)
  • . (ЖЗЛ)

* По тексту радиобеседы, 1990 г.

1 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 111.
2 Там же. С. 112.
3 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 2005. С. 25.
4 Там же.
5 Там же. С. 27.
6 Там же. С. 38.
7 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. С. 115.
8 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. С. 39.
9 Там же. С. 49.
10 Там же. С. 44.
11 Там же. С. 43–44.

В центральной и северной Руси, преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Сначала он отставал в обучении грамоте, но потом, благодаря терпению и труду, ознакомился со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.

Около 1330 года родители Сергия покинули Ростов и поселились в городе Радонеже (около 55 километров от Москвы). Когда старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре.

Похоронив родителей, Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часть наследства.

Вместе с братом Стефаном он удалился для пустынножительства в лес за несколько километров от Радонежа. Сначала братья построили келию (жилище для монашествующего), а потом небольшую церковь, освященную во Имя Пресвятой Троицы. Вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился с иноком Алексием — будущим митрополитом Московским, а позже стал игуменом.

В октябре 1337 года Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия.

Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря (ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра) относят к 1330-1340 годам.

Через некоторое время иноки убедили Сергия принять игуменство , угрожая разойтись, если он не согласится. В 1354 году после долгих отказов Сергий был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена.

С глубоким смирением Сергий сам служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду.

Постепенно слава его росла, в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и заканчивая князьями, многие селились по соседству и жертвовали ей свое имущество. Первоначально терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.

Троицкий монастырь был сначала "особножитным": подчиняясь одному игумену и сходясь для молитвы в один храм, монахи имели каждый свою келью, свое имущество, свою одежду и пищу. Около 1372 года к Сергию пришли послы от Константинопольского патриарха Филофея и принесли ему крест, параман (небольшой четырехугольный плат с изображением креста) и схиму (монашеское облачение) в благословение на новые подвиги и патриаршую грамоту, где патриарх советовал игумену устроить общежительный монастырь по примеру христианской общины апостольских времен. С патриаршим посланием преподобный Сергий отправился к митрополиту Московскому Алексию и получил от него совет ввести в обители строгое общежитие.

Вскоре иноки стали роптать на строгость устава, и Сергий покинул обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к митрополиту Алексию, чтобы он возвратил святого. Тогда Сергий повиновался, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика Романа.

Игумен Сергий был призван митрополитом Алексием на склоне лет с просьбой принять Русскую митрополию, но по смирению отказался от первосвятительства.

Сергий Радонежский выступал и как мудрый политик, стремящийся к умирению раздоров и сплочению русских земель. В 1366 году он разрешил княжеский родовой спор за Нижний Новгород, в 1387 году выехал послом к князю Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой.

Особой славой овеяны его дела и молитвы перед Куликовской битвой (1380). У Сергия Радонежского испрашивал благословения на предстоявшее сражение великий князь Димитрий Донской. Во время битвы преподобный вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Достигнув глубокой старости, Сергий Радонежский, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни ученика Никона.

Сергий Радонежский просил братию похоронить его вне церкви, на общем монастырском кладбище, но с разрешения митрополита его тело было положено в церкви с правой стороны. Через 30 лет, 5 июля 1422 года, совершилось открытие мощей святого в присутствии его крестного сына — князя Юрия Галицкого. Тогда же было установлено местное празднование памяти преподобного в монастыре. В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

В 1463 году построена первая известная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского на владычном дворе в Новгороде.

Помимо Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преподобный Сергий Радонежский основал Свято-Благовещенский Киржачский монастырь, Ростовский Борисоглебский монастырь, Высоцкий монастырь, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и другие, а его ученики учредили до 40 обителей.

Русская православная церковь отмечает память его в день кончины, а также 18 (5 по старому стилю) июля, в день обретения мощей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Похожие публикации