Репрезентативность тестовых норм. Шкалирование результатов тестирования

информация при тестировании обучаемого – его первичные ("сырые") баллы. Они наглядны, просты, но существенно зависят, например, от трудности заданий. Необходима более объективная шкала оценок подготовленности обучающихся, необходимо подтверждение уровня обученности на различных тестах, с заранее определенным уровнем трудности заданий.

Также следует избавиться и от нелинейности первичных баллов по отношению к уровню подготовленности.

Пример. Шкала оценок в школе позволяет заключить лишь то, что ученик Иванов учится лучше ученика Петрова. Каковы их различия, успехи, усилия и т.д.? – Такая шкала ответа на подобные вопросы не дает. Аналогично, первичные баллы лишь упорядочивают участников тестирования.

В таких порядковых шкалах основные статистики – медиана , квантили и ранговая корреляция.

Позиционирование испытуемых на числовой оси согласно результатам испытаний осуществляется различным образом. Поэтому используются различные типы шкал оценок, например, следующие.

Шкала итоговой оценки – шкала , определяемая по минимальной и максимальной оценкам (баллам), это линейное преобразование отрезка от минимальной до максимальной оценки; например, шкала 100-балльная.

Шкала нормативная – шкала , вводимая на основе справедливости гипотезы о нормальном законе распределения баллов; например, перевод в нормативную шкалу предполагает, что знания испытуемых в их произвольной выборке подчиняются нормальному закону распределения, следовательно, равным отрезкам под кривой нормального распределения соответствуют равные количества верных ответов.

Шкала порядковая, качественная, отношений – шкала для введения отношений порядка в совокупность шкалируемых объектов, систем и выполнения всех преобразований, не нарушающих это правило порядка; например, шкала оценок в средней школе – 2, 3, 4, 5 и в высшей школе – "неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо", "отлично".

Шкала номинальная (наименований) используется экспертами при классификации эмпирических объектов измерения. Такая шкала применяется тогда, когда педагогическое измерение группирует обучающихся без установления порядка следования групп; например, деление студентов на группы сдавших и не сдавших зачет.

Пример. Если тестируемый за правильный (неправильный) ответ по заданию получает 1 (0), то результаты тестирования представляются в номинальной шкале.

Шкала интервальная – шкала , в которой допустимы лишь линейные функции преобразования, и в которых часто нельзя отметить ни начало, ни конец, ни единицу измерения (градацию) шкалы; например, температурные шкалы Фаренгейта и Цельсия связаны зависимостью: С = 5/9 (F – 32), С – температура (в градусах) по шкале Цельсия, F – температура по шкале Фаренгейта.

Интервальная шкала – шкала количественная, для упорядочения данных (объектов) согласно отношениям эквивалентности, порядка и аддитивности. В ней определена метрика (начало отсчета, единица измерения и понятие расстояния между данными, объектами), поэтому решаема задача сравнения результатов тестирования.

У качественных шкал низкая точность измерения, у количественных – выше объективность.

Структура типов и уровней измерения приведена на рис. 6.1 .


Рис. 6.1.

Часто используемая в тестологии шкала логитов переводится обычно в шкалу тестовых баллов.

Пример. Если участник ЕГЭ не выполнил ни одного задания и получил 0 первичных баллов, он получает ноль тестовых баллов, если же он выполнил все задания и получил максимально возможный первичный балл, он получает 100 тестовых баллов. Тестовые баллы остальных участников ЕГЭ вычисляются с помощью линейного преобразования, переводящего отрезок шкалы логитов, ограниченный оценкой в логитах, соответствующей одному первичному баллу и оценкой в логитах, соответствующей первичному баллу, на единицу меньшему максимально возможного в отрезок на шкале тестовых баллов от шести до девяноста четырех включительно. Например, формула перевода шкалы логитов в шкалу тестовых баллов может иметь вид:

где Т – тестовый балл, х – оценка уровня подготовленности участника ЕГЭ в логитах, x min - оценка в логитах, соответствующая одному первичному баллу, x max - оценка в логитах, соответствующая первичному баллу, на единицу меньшему, чем максимально возможный балл, [x] – целая часть х.

В нормативно-ориентированных тестах ставится задача определения рейтинга тестируемых в группе. Это место , естественно, зависит от "фона" - группы. Используют нормы, отражающие результаты тестирования для представительной выборки испытуемых.

Пример. Обычно для качественного такого теста около 70% результатов расположены в центре распределения ("под колоколом" кривой распределения) и имеют небольшую ошибку измерений, примерно по 5% (самых слабых и самых сильных результатов) в пологой части кривой распределения, они могут иметь очень большую ошибку измерения. Профессиональное тестирование, при обработке, эти концы или их части отбрасывает.

В критериально-ориентированных тестах ставится задача: сопоставить учебные достижения каждого испытуемого с запланированным для усвоения объемом знаний (умений, навыков). Это больше зависит уже от конкретно проверяемого содержания ГОС (программы).

Для устранения зависимости интерпретации результата тестированного от результатов в группе участников тестирования используются эмпирически, экспертно устанавливаемые нормы выполнения теста, с которыми сопоставляются первичные баллы конкретного испытуемого. Это процесс стандартизации теста, например, по среднему и стандартному отклонению индивидуальных баллов.

Часто используемые преобразования "сырых" баллов:

  • процентильное , отражающее процент испытуемых из нормативной группы, результаты которых не выше данного значения первичного балла;
  • Z-оценка , линейная оценка – отношение индивидуального отклонения тестовых баллов к стандартному отклонению по баллам всей группы испытуемых, а также линейные преобразования Z-оценки (Т-шкала и др.);
  • шкалы станайнов и стенов (шкала Кэттела) , получаемые делением шкалы первичных баллов на ряд интервалов.

Процентили устанавливают ранг показателя испытуемого в нормативной группе, показывая процент испытуемых в нормативной выборке, имеющих результаты не выше данных первичных баллов. Шкала процентилей нелинейна (нелинейно изменяется отклик на изменение в шкале первичных баллов на один балл), поэтому она может даже искажать реальную ситуацию.

Так называемая Z- шкала переводит индивидуальные результаты в стандартную шкалу, которая характерна двумя основными общими параметрами: средним баллом и дисперсией. Z-оценку i-го тестированного находят по формуле:

где x i первичные баллы испытуемого; –

Шкалирование результатов тестирования

Стивенс (1946) определил 4 уровня шкал измерения, отличающиеся по степени, в которой принадлежащие им оценки сохраняют свойства множестве вещественных чисел. Это шкалы:

Номинальная (или номинативная, шкала наименований)

Порядковая

Интервальная

Шкала отношений.

Интерпретация результатов тестирования

В тестах с нормативно-ориентированной интерпретацией главная задача – определение сравнительного места каждого из тестируемых в общей группе испытуемых. Очевидно, что место каждого испытуемого зависит от того, на фоне какой группы его оценивают. Один и тот же результат может быть отнесен к категории довольно высоких, если группа слабая, и к категории довольно низких, если группа – сильная. Именно поэтому необходимо по возможности использовать нормы, отражающие результаты выполнения теста большой репрезентативной (от фр. выборкой испытуемых.

В тестах с критериально-ориентированной интерпретацией задача - сопоставление учебных достижений каждого ученика с планируемым к усвоению объемом знаний, умений и навыков. В этом случае в качестве интерпретационной системы отсчета используется конкретная область содержания, а не та или иная выборка испытуемых. Основной проблемой является установление проходного балла, отделяющего тех, кто освоил проверяемый материал, от тех, кто не освоил.

Установление норм выполнения теста

Чтобы устранить зависимость интерпретации от результатов других участников тестирования используют специальные нормы выполнения теста, и таким образом, первичный балл отдельного испытуемого сопоставляется с нормами выполнения теста. Нормы – это множество показателей, которые устанавливаются эмпирически по результатам выполнения теста четко определенной выборкой испытуемых. Разработка и процедуры получения этих показателей составляют процесс нормирования (или стандартизации ) теста. Наиболее распространенными нормами являются среднее значение и стандартное отклонение по множеству индивидуальных баллов. Соотнесение первичного балла испытуемого с нормами выполнения позволяет установить место испытуемого в выборке, использованной для стандартизации теста.

Виды шкал, используемых для преобразования первичных баллов

Наиболее известные преобразования первичных баллов:

Процентильный ранг, отражающий процент испытуемых в нормативной группе, результата которых ниже или равен данному значению первичного балла;

Линейная Z -оценка, определяемая как отношение индивидуального отклонения тестового балла к стандартному отклонению по группе испытуемых;

Оценки, которые являются линейным преобразованием z -оценки (Т-шкала, оценки стандартного IQ и т. д.);

Шкалы станайнов и стенов, которые получаются делением шкалы первичных баллов на различные интервалы.

Шкала процентильных рангов

Процентили позволяют установить ранг первичного показателя испытуемого в нормативной группе. Процентильный ранг, соответствующий данному первичному баллу, показывает процент испытуемых в нормативной выборке, результаты которых не выше данного первичного балла.

Процентили не следует смешивать с процентными показателями, представляющими процент правильно выполненных заданий испытуемым группы. В отличие от последнего - первичного - процентиль является производным показателем, указывающим на долю от общего числа испытуемых группы.

Помимо удобств, связанных с простотой интерпретации, процентильные ранги имеют существенные недостатки. Шкала процентильных рангов нелинейна, т. е. в различных областях шкалы первичных баллов увеличение на 1 балл может соответствовать различным увеличениям на шкале процентилей. Поэтому процентили не только не отражают, а даже искажают реальные различия результата выполнения теста.

Поэтому использование процентилей довольно ограничено. В силу удобства и простоты их применяют в основном в нормативно-ориентированных тестах для самооценки знаний учащихся, сообщения результатов самим учащимся и их родителям.

Z - шкала

Осуществляет перевод индивидуальных результатов в стандартную шкалу с общим средним баллом и общей мерой дисперсией . Z - оценку i - го ученика находят по формуле:

где первичный балл i - го испытуемого; OCRUncertain203">- стандартное отклонение по множеству первичных баллов.

Z -шкала является стандартной с нулевым средним значением и единичным стандартным отклонением. С ее помощью можно привести баллы учеников, полученные по различным тестам, к одному удобному для сравнения виду.

Величина Z -оценки равна расстоянию между рассматриваемым первичным баллом и средним значением оценок по группе, выраженному в единицах стандартного отклонения: в пределах скольких стандартных отклонений первичный балл испытуемого находится ниже или выше среднего значения группы.

Z-оценки за редким исключением принимают значения из промежутка (-3,+3). Будучи удобной для научного анализа в процессе разработки новых тестов, Z-шкала является неудобной для практического использования при оценке знаний испытуемых группы. Z-оценки могут принимать дробные и отрицательные значения, с которыми сложно работать при подсчетах и трудно интерпретировать для пользователей тестов. Округление Z-оценок до целых значений не всегда допустимо, т. к. основную цель создания тестов составляет выявление различий в подготовке испытуемых. Отрицательные значения Z-показателя, указывающие на результаты ниже среднего по группе тестируемых учеников, также вызывают определенные неудобства - они вызовут явное неприятие у получивших их учеников. В целом все это делает Z-показатель неудобным для сообщения результатов испытуемым и вынуждает применять специальные методы преобразования для выставления оценок ученикам.

Преобразования Z -оценок

Преобразования Z-оценок имеют целью перевод их в значения, которые легче записывать и объяснять. При этом, используемое преобразование должно быть линейным, чтобы сохранить форму распределения Z-оценок. Общая формула такого преобразования имеет вид

Z1=M + σ·Z,

где Z1 – преобразованная оценка, М – новое среднее значение (среднее значение оценок после преобразования), - новое стандартное отклонение. Различные преобразования отличаются значениями М и . Приведем несколько наиболее известных преобразований Z-оценок.

T -шкала (McCall, 1939, для сообщения о результатах выполнения детьми теста ментальных способностей). Выбирается среднее значение М = 50 и стандартное отклонение σ = 10. Получим: Z1=50 + 10·Z

Шкала СЕЕВ (ETS, для сообщения абитуриентам о результатах приемных экзаменов в колледжи). Выбирается среднее значение М = 500 и стандартное отклонение σ = 100. Получим: Z1=500 + 100·Z

Шкала IQ (Weshler, 1939, для интерпретации оценок по шкале интеллекта для взрослых). Выбирается среднее значение М = 100 и стандартное отклонение σ = 15. Получим: Z1=100 + 15·Z

Шкалы станайнов и стенов

Иногда при сообщении результатов используют шкалы, состоящие из отдельных целых чисел, например, от 1 до 9 или от 1 до 10. Это удобно для сообщения тестовых результатов, т. к. такие шкалы обладают очевидной простотой.

Разбиение нормального распределения на 9 интервалов приводит к шкале станайнов, имеющей 9 стандартных единиц. В этой шкале среднее значение равно 5, а стандартное отклонение – примерно 2. При оценке результатов испытуемых по любому тесту с любым числом заданий 4% самых худших результатов присваивается станайн 1, а самых лучших - станайн 9. Следующим за худшими и лучшими 7% результатов присваивают станайны 2 и 8 соответственно. Следующим за ними 12% результатов - станайны 3 и 7. Следующим 17% присваивают станайны 4 и 6 и, наконец, 20% средних результатов соответствует станайн 5.

В шкале стенов, называемой часто шкалой Кэттела, весь массив результатов делится на 10 частей с интервалом 0,5 стандартного отклонения. В шкале стенов среднее арифметическое принимается равным 5,5, а расстояние между двумя соседними стандартными единицами равно 0,5Вовлечение" href="/text/category/vovlechenie/" rel="bookmark">вовлекают в процедуру определения проходного балла экспертов. Рассмотрим некоторых из известных методов.

Методы, центрированные на заданиях

Метод Nedelsky (1954) – для закрытых заданий.

Каждый эксперт должен проанализировать все задания и вычеркнуть для каждого задания номера ответов, от которых будет в состоянии отказаться минимально компетентный испытуемый. Для каждого задания эксперт указывает число, обратное числу оставшихся ответов. Например, если в задании с пятью ответами эксперт два вычеркнул, то он укажет число 1/3 для этого задания. Затем все эти обратные величины суммируются. Полученное число может рассматриваться как вероятная оценка минимально компетентного испытуемого этим экспертом. Затем оценки всех экспертов усредняются.

Метод Angoff (1971). Экспертов просят представить себе группу минимально компетентных испытуемых и для каждого задания оценить долю испытуемых этой группы, правильно ответивших на задание. (Это то же самое, как оценить вероятность того, что минимально компетентный испытуемый ответит на задание правильно.) Данные вероятности складываются по каждому эксперту и усредняются по всем экспертам.

Метод Ebel (1972). В этом методе используется двумерная сетка для категоризации каждого задания. Экспертов просят разделить все задания по трудности (предлагается три уровня трудности - задание легкое, средней трудности, трудное) и по релевантности его содержания (предлагается 4 уровня релевантности – существенное, важное, допустимое, спорное). Таким образом, все задания раскладываются по ячейкам этой сетки. Затем эксперты должны оценить, как минимально компетентный испытуемый выполнит задания в каждой ячейке, т. е. указать процент числа заданий в ячейке, на которые он должен ответить правильно.

Методы, центрированные на испытуемых (Nedelsky, 1954; Zieky, Livingston, 1977)

Метод контрастных групп

Эксперты договариваются о том, что является результатом выполнения теста на уровне минимальной компетентности. Затем эксперты делят всех испытуемых на две группы – компетентных и некомпетентных (исключая тех, кто, по их мнению, находится на границе). Далее строятся графики распределения баллов для каждой из группы на одном чертеже. Точка пересечения графиков принимается за проходной балл.

Метод граничных групп

В отличие от предыдущего метода экспертов просят определить испытуемых, кто, по их мнению, находится на границе между двумя контрастными группами, отличающимися по компетентности. Медиана распределения баллов отобранной группы принимается за проходной балл.

Критики данного подхода указывают, что установление проходного балла, основанного на выполнении теста испытуемыми, не соответствует по сути основной цели критериально-ориентированного тестирования, т. к. этот подход не связан с содержанием теста.

Психодиагностика: конспект лекций Алексей Сергеевич Лучинин

2. Шкальные оценки

2. Шкальные оценки

Шкальные оценки – способ оценки результата теста путем установления его места на специальной шкале. Шкала содержит данные о внутригрупповых нормах выполнения данной методики в выборке стандартизации. Так, индивидуальные результаты выполнения заданий (первичные оценки испытуемых) сравниваются с данными в сопоставимой нормативной группе (например, результат, достигнутый учеником, сравнивается с показателями детей того же возраста или года обучения; результат исследования общих способностей взрослого сопоставляется со статистически обработанными показателями репрезентативной выборки лиц в заданных возрастных пределах).

Шкальные оценки в этом смысле имеют четко определенное количественное содержание и могут быть использованы при статистическом анализе. Одной из распространенных в психологической диагностике форм оценки результата теста путем соотнесения с групповыми данными является расчет процентилей .

Процентиль – процентная доля индивидов из выборки стандартизации, результат которых ниже данного первичного показателя. Шкалу процентилей можно рассматривать как совокупность ранговых градаций (см. ранговая корреляция) при числе рангов 100 и отсчете от 1-го ранга, соответствующего самому низкому результату; 50-й процентиль (PSQ) соответствует медиане (см. меры центральной тенденции) распределения результатов, Р ›50 и Р ‹50 соответственно представляют ранги результатов выше и ниже среднего уровня результата.

Процентили не следует смешивать с обычными процентными показателями. Последние представляют собой долю правильных решений из общего количества заданий теста в индивидуальном результате (см. первичные оценки). Ранги Р, и Р 100 получают соответственно самый низкий и самый высокий результаты из наблюдавшихся в выборке, однако этим рангам могут соответствовать и далеко не нулевой (ни одного правильного решения) или абсолютный (все решения правильны) показатели (например, при общем количестве 120 заданий минимальный результат, соответствующий первому рангу, может составить 6 правильных решений, в то время как максимальный результат, соответствующий рангу Р 100 , будет составлять 95 правильно решенных заданий). Такая ситуация наблюдается, например, при оценке тестов скорости.

Основной недостаток процентильных шкал состоит в неравномерности единиц измерения. При нормальном распределении отдельные переменные тесно группируются в центре распределения и по мере удаления к краям рассеиваются. Поэтому равным частотам случаев вблизи центра соответствуют более короткие интервалы по оси абсцисс, расположенные по краям распределения оценок. Процентили показывают относительное положение каждого испытуемого в нормальной выборке, но не величину различий между результатами. Это создает некоторые неудобства в интерпретации индивидуальных результатов. Так, разница в первичных показателях, соответствующая интервалу Р 70 -Р 80 , может составить 10 баллов, а различие в количестве правильных решений в интервале рангов Р 50 -Р 60 – лишь 1–3 балла.

Вместе с тем процентильные оценки обладают и рядом достоинств. Они легкодоступны пониманию пользователей психодиагностической информацией, универсальны по отношению к различным типам методик и легко рассчитываются.

Процентильные оценки не относятся к типичным шкальным показателям. Более широкое распространение в психодиагностике получили стандартные показатели , рассчитываемые на основе линейного и нелинейного преобразования первичных показателей, распределенных по нормальному или близкому к нормальному закону. При таком расчете проводится г-преобразование оценок (см. стандартизация, нормальное распределение). Чтобы определить 2-стандартный показатель, определяют разность между индивидуальным первичным результатом и средним значением для нормальной группы, а затем делят эту разность на а нормативной выборки. Полученная таким образом шкала z имеет среднюю точку М = 0, отрицательные значения обозначают результаты ниже среднего и убывают по мере удаления от нулевой точки; положительные значения обозначают, соответственно, результаты выше среднего. Единица измерения (масштаб) в шкале z равна 1а стандартного (единичного) нормального распределения.

Для преобразования полученного при стандартизации распределения первичных нормативных результатов в стандартную z-шкалу необходимо исследовать вопрос о характере эмпирического распределения и степени его согласованности с нормальным. Поскольку для большинства случаев значения показателей в распределении умещаются в пределах М ± 3?, единицы измерения простой z-шкалы слишком велики. Для удобства оценивания применяется еще одно преобразование типа z = (x – ‹x›) / ?. Примером такой шкалы могут быть оценки тестовой батареи SAT(СЕЕВ) методики для оценки способности к обучению (см. тесты достижений). Эта r-шкала пересчитана таким образом, что средней точке соответствует значение 500, а? = 100. Другим аналогичным примером является шкала Векслера для отдельных субтестов (см. шкала измерения интеллекта Векслера, где М = 10, ? = 3).

Наряду с определением места индивидуального результата в стандартном распределении групповых данных введение ШО направлено и на достижение другой важнейшей цели – обеспечение сопоставимости количественных результатов различных тестов, выраженных в стандартных шкалах, возможности их совместных интерпретаций, сведение оценок к единой системе.

В случае, если оба распределения оценок в сравниваемых методиках близки к нормальному, вопрос о сопоставимости оценок решается довольно просто (в любом нормальном распределении интервалам М ± n? соответствует одинаковая частота случаев). Для обеспечения сопоставимости результатов, принадлежащих к рас-пределениям другой формы, применяются нелинейные преобразования , позволяющие придать распределению форму заданной теоретической кривой. В качестве такой кривой обычно используется нормальное распределение. Как и 160–150 в простом г-преобразовании, нормализованным стандартным показателям можно придать любую желаемую форму. К примеру, умножив такой нормализованный стандартный показатель на 10 и прибавив константу 50, получаем Т-показатель (см. стандартизация, миннесотский многоаспектный личностный опросник).

Примером нелинейно преобразованной в стандартную шкалу является и шкала станайнов (от англ. standart nine – «стандартная девятка»), где оценки принимают значения от 1 до 9, М = 5, ?=2.

Шкала станайнов получает все большее распространение, сочетая в себе достоинства стандартных шкальных показателей и простоту процентилей. Первичные показатели легко преобразуются в станайны. Для этого испытуемых ранжируют по возрастанию результатов и из них образуют группы с числом лиц, пропорциональным определенным частотам оценок в нормальном распределении тестовых результатов (табл. 14).

Таблица 14

Перевод первичных тестовых результатов в шкалу станайнов

При трансформации оценок в шкалу стэнов (от англ. standart ten – «стандартная десятка») проводится аналогичная процедура с той лишь разницей, что в основании этой шкалы лежат десять стандартных интервалов. Пусть в выборке стандартизации 200 человек, тогда по 8 (4 %) испытуемых, имеющих самые низкие и самые высокие оценки, будут отнесены к 1 и 9 станайнам соответственно. Процедура продолжается до заполнения всех интервалов шкалы. Соответствующие процентным градациям баллы по тесту, таким образом, будут упорядочены в шкалу, соответствующую стандартным частотам распределения результата.

Одной из наиболее распространенных форм шкальных оценок в тестах интеллекта является стандартный IQ-показатель (М = = 100, ? = 16). Эти параметры для стандартной шкалы оценок в психодиагностике выбраны в качестве эталонных. Существует довольно много шкал, опирающихся на стандартизацию; их оценки легко сводимы друг к другу. Шкалирование, в принципе, допустимо и желательно для широкого круга методик, применяемых в диагностических и исследовательских целях, в том числе и для методик, результаты которых выражены в качественных показателях. В этом случае для стандартизации можно использовать перевод номинативных шкал в ранговые (см. шкалы измерительные) или разработать дифференцированную систему количественных первичных оценок.

Следует отметить, что при всей простоте, наглядности шкальные показатели являются статистическими характеристиками, позволяющими лишь указать на место данного результата в выборке из множества аналогичных по характеру измерений. Шкальный показатель даже для традиционного психометрического инструмента является лишь одной из форм выражения показателей теста, используемых при интерпретации результатов обследования. Количественный анализ при этом должен всегда проводиться в комплексе с многосторонним качественным изучением причин возникновения данного тестового результата с учетом как комплекса сведений о личности испытуемого, так и данных о текущих условиях обследования, надежности и валидности методики. Гипертрофированные представления о возможности обоснованных заключений лишь по количественным оценкам приводили к многим ошибочным представлениям в теории и практике психологической диагностики.

Из книги Медицинская статистика автора Ольга Ивановна Жидкова

22. Методика групповой оценки физического развития. Акселерация Оценка физического развития коллектива производится путем анализа возрастных изменений средних величин их средних квадратических отклонений, годичных приростов показателей в различные возрастные

Из книги Пропедевтика детских болезней автора О. В. Осипова

8. Цент ильный метод оценки физического развития Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение. Характеристиками этого распределения являются

Из книги Общая гигиена автора Юрий Юрьевич Елисеев

50. Методы оценки физического развития детей и подростков Метод сигмальных отклоненийПоказатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями, характерными для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях

Из книги Общая гигиена: конспект лекций автора Юрий Юрьевич Елисеев

51. Методы оценки физического развития детей и подростков (продолжение) На втором этапе определяют морфофункциональ-ное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве

Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова

ЛЕКЦИЯ № 14. Физическое развитие детей и подростков, методы их оценки Показатели физического развития Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия

Из книги Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий автора Ирина Константинова

Методы оценки физического развития детей и подростков При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:1) гетероморфность и гетерохронность развития;2)

Из книги Стройность с детства: как подарить своему ребенку красивую фигуру автора Аман Атилов

5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение.

Из книги Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция. Книга, необходимая в каждой семье автора Леонид Ростиславович Биттерлих

Способы оценки результативности работы В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития, используется качественный анализ нарушений и происходящей динамики. Так, например, для специалиста не столько важно количество освоенных ребенком слов, сколько его умение

Из книги Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях автора Александр Георгиевич Швецов

Критерии оценки гибкости Для определения эффективности учебно-тренировочного процесса необходимо использовать критерии оценки гибкости с учетом ее разновидностей и проявлений. Каждому проявлению гибкости должны соответствовать определенные критерии оценки.

Из книги Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний автора Станислав Кратохвил

Способы оценки правильного развития недоношенного ребенка и близнецов Вы можете использовать два нижеприведенных способа для того, чтобы проверить, отстает ли ваш недоношенный ребенок в развитии от доношенного ребенка так, как это ему положено в норме, или имеется

Из книги Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья автора Николай Михайлович Амосов

Методика оценки физического развития детей В настоящее время наиболее распространенным способом оценки физического развития является метод взаимосвязи антропометрических признаков (по шкалам регрессии), которые обеспечивают гармоничность, пропорциональность их

Из книги Диетология: Руководство автора Коллектив авторов

Из книги Мой инсульт был мне наукой. История собственной болезни, рассказанная нейробиологом автора Джилл Болти Тейлор

Экспертные оценки психики В социологических опросах через газеты в 1990 г. я попробовал получить модель личности конкретного респондента. Для этого ему задавались вопросы с градуальными вариантами ответов. Они позволяли определить точки на моделях: притязания, плату,

Из книги автора

Комплексные методы оценки нутриционного статуса Как следует из вышеизложенного, не существует отдельных маркеров, которые позволяют выявить наличие и степень белково-энергетической недостаточности. По рекомендациям Европейского общества парентерального и

Из книги автора

Приложение А Десять вопросов для оценки моего состояния 1. Проверили ли вы мое зрение и слух, чтобы убедиться, что я не перестала слышать и видеть?2. Различаю ли я цвета?3. Вижу ли я мир трехмерным?4. Есть ли у меня хоть какое-то чувство времени?5. Все ли части своего тела я

Имеется несколько способов выражения тестовых результатов таким образом, чтобы их можно было сравнивать для тестов различной длины, по различным дисциплинам и для разных учебных заведений. Более того эти способы позволяют суммировать тестовые результаты и проводить их накопление, т.е. по сути определять рейтинги испытуемых по всему объему полученных ими знаний. Этим условиям удовлетворяют следующие шкалы оценок тестовых результатов.

Шкала Z

Для определения оценки по результатам тестирования в шкале Z помимо суммарного бала xi i-го испытуемого по j-й дисциплине (тесту, вузу),- необходимо знать среднее арифметическое баллов для всей группы студентов и стандартное отклонение . Тогда оценка Z будет определяться по формуле:

Здесь Zij – стандартный результат, представляющий собой нормированное отклонение балла испытуемого от среднего арифметического по тесту. При подчинении результатов тестирования закону нормального распределения, когда , величина Z непрерывно изменяется от -3 до +3.

При округлении оценок в шкале Z до целых единиц возникает семибалльная шкала: -3, -2, -1, 0, +1, +2, +3. Шкала Z очень неудобна, ибо дробная и имеет отрицательные и положительные значения.

Шкала Т

Для устранения указанных выше недостатков шкалы вводится шкала Tij:

Здесь произведение 10Zij округляют до целых чисел, поэтому шкала Т в 10 раз более дифференцирующая знания, чем шкала Zij. Для сравнения этих шкал приведем пример для семи испытуемых:


Процентная шкала

Процентная шкала рассчитывается для большого массива данных. Для примера рассчитаем процентную шкалу по результатам тестирования 50 студентов, получивших следующие баллы: 4, 15, 6, 14, б, 7, 12, 9, 6, 5, 11, 8, 11, 8, 10, 7, 6, 8, 8, 8, 3, 12, 9, 14, 12, 13, 7, 9, 10, 5, 9., 6, 8, 7, 7, 11, 7, 11, 9, 4, 8, 12, 5, 7, 8, 10, 13, 10 (N=50).

Прежде всего данные группируются и на этой основе определяется характер распределения тестовых баллов. Характер распределения будет приближаться к нормальному, если N>>100. Поэтому приведенные здесь пример далек от нормального распределения.

Группировка данных по так называемым классам выполняется таким образом, чтобы число классов было в пределах от 10 до 15. Для этого определяется размах тестовых результатов (R), который в нашем примере равен R=15-4=11. Таким образом, у нас образуется 11 классов, и в каждый класс, попадает один тестовый балл.

Далее строится вспомогательная табл. 4.1, где в первую колонку помешают тестовые баллы испытуемых от большего значения к меньшему сверху вниз. Вторая колонка представляет собой результат разноски исходных данных по баллам (классам). В третью колонку внесены частоты, с какими встречаются в результатах тестовые баллы. В четвертой колонке показаны кумулированные (накопленные) частоты, представляющие собой сумму частот снизу вверх.

Таблица 4.1. Вспомогательная таблица для расчета процентного ранга


Так как уровень знаний непрерывно изменяется, мы оперируем дискретными значениями баллов, то необходимо ввести понятие "верхняя и нижняя граница” балла (класса). В нашем примере, например, для балла 12 нижняя граница 11,5 (12-0,5, где 0,5-точность измерения балла, поскольку мы измеряемую величину, т.е. уровень знаний, округляем до целого значения балла с точностью до 0,5), верхняя – 12,5. Именно эти понятия используются для построения шкалы процентных рангов, цель которой узнать, сколько процентов испытуемых показывают результаты, равные интересующему нас баллу или меньше него.

Вычислим для примера процентный ранг для тестового балла 5. В пределах от нижней границы балла 4,5 до верхней 5,5 находятся результаты 3 испытуемых. Предполагается, что эти результаты равномерно располагаются в указанном интервале, т.е. от 4,5 до 5,5. Следовательно, в интервале от 4,5 до 5 находится 1,5 долей испытуемых (половина от 3 см предпоследнюю колонку). Таким образом, балл ниже 5 имеют 4,5 (3 + 1,5) долей испытуемых, или 9 %. Балл 3 и ниже имеют 0,5 доли испытуемых, или 1%. Балл 15 имеют 49+0,5=49,5 доли испытуемых, т.е. 99%.

Итак, что значит PR=86% для балла 12. Это значит, что знания испытуемого, получившего 12 баллов, превосходят знания 86% студентов группы и он принадлежит к лучшим 14% студентов. Для сравнения общего результата по нескольким тестам процентные данные каждого студента суммируются и суммы сравниваются.

Приведение шкал стандартных величин к 11-балльной шкале оценок

Существующая в настоящее время пятибалльная шкала оценок (вернее, даже 4 балльная: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и отлично) чрезвычайно не дифференцирующая. Она порождает проблему полупроходных баллов на вступительных экзаменах, не позволяет определить самого лучшего из группы лучших и самого худшего из группы худших. Поэтому наблюдается тенденция к расширению шкалы оценок. В разд. 4.1 уже упоминалась 7-балльная шкала, легко перейти к 9-балльной. Мы предлагаем ввести в практику 11-балльную шкалу, хотя рекомендовать можно и 21-балльную, и 41-балльную и т.д. Однако шкалы, содержащие более 11 баллов, в отличие от 11-балльной шкалы, могут оказаться психологически неудобными и искусственно растянутыми. С нашей точки зрения, в настоящей ситуации, в которой находится педагогика, эта шкала является достаточно дифференцирующей, поскольку позволяет идентифицировать целых 11 групп учащихся вместо 5 при нынешней шкале оценок.

11-балльная шкала вытекает из шкалы логитов, получаемых по самой современной технологии обучения, основанной на латентном анализе. Оказалось, что уровень знаний в шкале логитов лежит в интервале от -6 до +6, что легко трансформируется в 11-балльную шкалу, как это представлено в таблице 4.2.

Таблица 4.2. Сравнение различных шкал оценки знаний обучаемых по результатам тестирования


Даже беглого взгляда на табл. 4.2 достаточно, чтобы оценить дифференцирующую способность 11-балльной шкалы по сравнению с ныне существующей 5-балльной, народному образованию, особенно высшей школе, давно пора переходить к более дифференцирующей шкале оценок.

Н.М. Олейник. Фрагмент из учебного пособия по спецкурсу: "Тест как инструмент измерения уровня знаний и трудности заданий в современной технологии обучения. Донецкий государственный университет".

Измерительные шкалы (лат. scala – «лестница») – форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую систему. Шкалы представляют собой метрические системы, моделирующие исследуемый феномен путем замены прямых обозначений изучаемых объектов числовыми значениями и отображение пропорций континуального состава элементов объекта в соответствующих числах. Элементу совокупности проявлений свойств изучаемого объекта соответствует определенный балл или шкальный индекс, количественно устанавливающий положение наблюдаемой единицы на шкале, которая охватывает всю совокупность или ее часть, существенную с точки зрения задач исследования. Операция упорядочивания исходных эмпирических данных в шкальные носит название шкалирования. Шкалы различаются в зависимости от характера функции, лежащей в основе их построения. В качестве такой функции могут служить: сравнение по признаку убывания или возрастания, ранжирование, оценка интенсивности признака или оценка пропорциональных отношений между признаками. Общая классификация измерительных шкал предложена С. Стивенсон. В ее основу положен признак метрической детерминированности. Согласно этому признаку, шкалы делятся на метрические (интервальные и шкалы отношений) и неметрические (номинативные, шкалы порядка).

Шкала интервалов относится к метрическим шкалам, в которых элементы упорядочены не только по принципу выраженности измеряемого признака, но и на основе ранжирования признаков по размеру, что выражается интервалами между числами, приписываемыми степени выраженности измеряемого признака.

В шкале интервалов нулевая точка отсчета может устанавливаться произвольно, а величины единиц и направление отсчета могут определяться по избираемым константам.

К разряду шкалы интервалов относятся шкалы стандартного IQ-показателя, Т-баллов, процентилей и др.

Шкалирование в интервальной шкале составляет основу психометрических измерений.

В шкалах отношений (пропорциональных) числовые значения присваиваются объектам таким образом, чтобы между числами и объектами соблюдалась пропорциональность. Начало отсчета в такой шкале фиксировано. Шкала предусматривает операции равенства/неравенства, больше/меньше, равенства интервалов и равенства отношений.

Примером использования такой шкалы в психологических измерениях может служить шкала порогов абсолютной чувствительности анализатора.

Виды шкал, используемых для преобразования первичных баллов

Наиболее известные преобразования первичных баллов:

Процентильный ранг, отражающий процент испытуемых в нормативной группе, результата которых ниже или равен данному значению первичного балла;

Линейная Z-оценка, определяемая как отношение индивидуального отклонения тестового балла к стандартному отклонению по группе испытуемых;

Оценки, которые являются линейным преобразованием z-оценки (Т-шкала, оценки стандартного IQ и т.д.);

Шкалы станайнов и стенов, которые получаются делением шкалы первичных баллов на различные интервалы.

Шкала процентильных рангов

Процентили позволяют установить ранг первичного показателя испытуемого в нормативной группе. Процентильный ранг, соответствующий данному первичному баллу, показывает процент испытуемых в нормативной выборке, результаты которых не выше данного первичного балла.

Процентили не следует смешивать с процентными показателями, представляющими процент правильно выполненных заданий испытуемым группы. В отличие от последнего - первичного - процентиль является производным показателем, указывающим на долю от общего числа испытуемых группы.

Помимо удобств, связанных с простотой интерпретации, процентильные ранги имеют существенные недостатки. Шкала процентильных рангов нелинейна, т.е. в различных областях шкалы первичных баллов увеличение на 1 балл может соответствовать различным увеличениям на шкале процентилей. Поэтому процентили не только не отражают, а даже искажают реальные различия результата выполнения теста.

Поэтому использование процентилей довольно ограничено. В силу удобства и простоты их применяют в основном в нормативно-ориентированных тестах для самооценки знаний учащихся, сообщения результатов самим учащимся и их родителям.

Осуществляет перевод индивидуальных результатов в стандартную шкалу с общим средним баллом и общей мерой дисперсией. Z-оценку i-го ученика находят по формуле:

где первичный балл i-го испытуемого; - среднее значение индивидуальных баллов N испытуемых группы (i=1,2,…,N); -стандартное отклонение по множеству первичных баллов.

Z-шкала является стандартной с нулевым средним значением и единичным стандартным отклонением. С ее помощью можно привести баллы учеников, полученные по различным тестам, к одному удобному для сравнения виду.

Величина Z-оценки равна расстоянию между рассматриваемым первичным баллом и средним значением оценок по группе, выраженному в единицах стандартного отклонения: в пределах скольких стандартных отклонений первичный балл испытуемого находится ниже или выше среднего значения группы.

Z-оценки за редким исключением принимают значения из промежутка (-3,+3). Будучи удобной для научного анализа в процессе разработки новых тестов, Z-шкала является неудобной для практического использования при оценке знаний испытуемых группы. Z-оценки могут принимать дробные и отрицательные значения, с которыми сложно работать при подсчетах и трудно интерпретировать для пользователей тестов. Округление Z-оценок до целых значений не всегда допустимо, т.к. основную цель создания тестов составляет выявление различий в подготовке испытуемых. Отрицательные значения Z-показателя, указывающие на результаты ниже среднего по группе тестируемых учеников, также вызывают определенные неудобства - они вызовут явное неприятие у получивших их учеников. В целом все это делает Z-показатель неудобным для сообщения результатов испытуемым и вынуждает применять специальные методы преобразования для выставления оценок ученикам.

Преобразования Z-оценок

Преобразования Z-оценок имеют целью перевод их в значения, которые легче записывать и объяснять. При этом, используемое преобразование должно быть линейным, чтобы сохранить форму распределения Z-оценок. Общая формула такого преобразования имеет вид

где Z1 – преобразованная оценка, М – новое среднее значение (среднее значение оценок после преобразования), - новое стандартное отклонение. Различные преобразования отличаются значениями М и. Приведем несколько наиболее известных преобразований Z-оценок.

T-шкала (McCall, 1939, для сообщения о результатах выполнения детьми теста ментальных способностей). Выбирается среднее значение М = 50 и стандартное отклонение σ = 10. Получим: Z1=50 + 10·Z

Шкала СЕЕВ (ETS, для сообщения абитуриентам о результатах приемных экзаменов в колледжи). Выбирается среднее значение М = 500 и стандартное отклонение σ = 100. Получим: Z1=500 + 100·Z

Шкала IQ (Weshler, 1939, для интерпретации оценок по шкале интеллекта для взрослых). Выбирается среднее значение М = 100 и стандартное отклонение σ = 15. Получим: Z1=100 + 15·Z

Шкалы станайнов и стенов

Иногда при сообщении результатов используют шкалы, состоящие из отдельных целых чисел, например, от 1 до 9 или от 1 до 10. Это удобно для сообщения тестовых результатов, т.к. такие шкалы обладают очевидной простотой.

Разбиение нормального распределения на 9 интервалов приводит к шкале станайнов, имеющей 9 стандартных единиц. В этой шкале среднее значение равно 5, а стандартное отклонение – примерно 2. При оценке результатов испытуемых по любому тесту с любым числом заданий 4% самых худших результатов присваивается станайн 1, а самых лучших - станайн 9. Следующим за худшими и лучшими 7% результатов присваивают станайны 2 и 8 соответственно. Следующим за ними 12% результатов - станайны 3 и 7. Следующим 17% присваивают станайны 4 и 6 и, наконец, 20% средних результатов соответствует станайн 5.

В шкале стенов, называемой часто шкалой Кэттела, весь массив результатов делится на 10 частей с интервалом 0,5 стандартного отклонения. В шкале стенов среднее арифметическое принимается равным 5,5, а расстояние между двумя соседними стандартными единицами равно 0,5 .

Иногда из шкалы станайнов получают одиннадцатибалльную шкалу путем выявления по одному проценту самых сильных и самых слабых испытуемых и присвоения им соответственно максимального и минимального балла.

Похожие публикации