Генная инженерия. Александр Панчин

– Что такое биотехнологии?
– В широком смысле к ним можно отнести все технологии, связанные с использованием биологических систем в различных целях. Это и технологии селекции, и технология прививания растений, и технология выведения новых штаммов микроорганизмов и их использования.

В узком смысле - это технологии с применением генной инженерии, которые сейчас весьма активно используются. В сельском хозяйстве востребована генная инженерия растений. Генная инженерия микроорганизмов нужна для получения медицинских препаратов и других полезных веществ, а также для производства каких-либо компонентов, не обязательно связанных с медициной, например, биотоплива.

– А где генная инженерия сейчас наиболее востребована?
– Подавляющее большинство специалистов занимаются генной инженерией в рамках фундаментальных исследований, ведь эта технология - наша основная возможность узнать, что делает тот или иной участок ДНК. Мы либо нарушаем в нем последовательность элементов, либо переносим весь участок в другой организм и смотрим, что изменилось, какие новые свойства появились. Таким образом мы пытаемся установить, как работают гены.

Две отрасли, в которых генная инженерия наиболее востребована и используется для решения практических задач - микробиология и сельское хозяйство, в частности, создание новых сортов растений. Агросектор заинтересован в сортах, устойчивых к вирусам и вредителям, способных расти при более низких температурах, нежели «оригиналы», на засоленной или по другим причинам в норме непригодной почве. Нужны растения, дающие больше урожая, содержащие больше определенных питательных веществ.

Кроме того, активно создаются генно-модифицированные микроорганизмы, которые используются для производства различных лекарств, витаминов, пищевых добавок и прочих интересующих человека веществ. Практически весь инсулин сейчас производятся с их помощью.

Генная инженерия нашла применение и в животноводстве: например, знаменитые козы, производящие паутину - прочный и легкий материал, из которого можно делать, к примеру, хирургические нити, или использовать для создания бронежилетов.

Также не стоит забывать о широких возможностях генной инженерии в медицине. Приведу вам пример проблемы, которую могут решить генные инженеры. Людям, страдающим диабетом, сложно поддерживать постоянный уровень глюкозы в крови. Сразу после укола ее концентрация высока, а потом она падает. Чтобы помочь таким пациентам, был придуман альтернативный способ, не требующий шприцов и игл. Можно создать специальные клетки, производящие инсулин, и заключить их в каркасы, допустим, из биополимера. Каркас нужен для того, чтобы иммунная система не атаковала этих чужеродных «помощников». Затем конструкцию следует ввести человеку, и это решает проблему со скачками глюкозы.

Или возьмем технологии пересадки донорских и выращивания искусственных органов. Существует проблема их отторжения. И с помощью генной инженерии мы способны эту проблему обойти. Есть несколько решений: это и генная модификация клеток, из которых орган состоит, и разработка препаратов, которые подавляют иммунную систему, чтобы та не отторгала донорские органы. Был проведен эксперимент, результаты которого дают нам надежду. Ученые из Мэриленда пересадили обезьяне модифицированное сердце свиньи - вы только вдумайтесь, животного другого вида! - и организм примата не отторг его. А если смогли обезьяне, то в будущем сможем и человеку. Сейчас единственная возможность заменить больной орган - взять его у погибшего человека, и многие больные попросту не дожидаются своей очереди. Возможность пересадки органов от генно-модифицированных животных решила бы проблему донорства. Поэтому в ближайшие десятилетия профессия биоинженера вряд ли перестанет быть востребованной, скорее наоборот.

– Кто такой биоинженер?
– Это человек, который умеет редактировать наследственный материал того или иного организма. Однако не следует забывать, что биоинженеры бывают разных специализаций, ведь используемые технологии зависят от объекта - клетки, растения, а может и животного - с которым работает человек.

– Как вы пришли в профессию?
– Я учился в 1543-ей гимназии города Москвы в классе с биологическим уклоном. Мне очень нравились математика и биология. Соответственно, выбор факультета биоинженерии и биоинформатики был для меня логичен, ведь там требовались знания любимых предметов.

И до сих пор мне интересны оба направления. Исследования в биоинженерии зачастую длятся долго: от начала эксперимента до его завершения может пройти несколько лет. Если хочется быстро получить результаты - с этим легче в биоинформатике. Если в голове родилась гипотеза, достаточно написать пару программ, провести несколько анализов и проверить ее. В генной инженерии и молекулярной биологии порой приходится долго стоять на месте, но без экспериментальных данных биоинформатикам не с чем было бы работать. Поэтому эти науки прекрасно дополняют друг друга.

– Куда бы вы посоветовали поступать человеку, который хочет стать биоинженером?
– В основном в биоинженерию приходят люди, имеющие биологическую специальность. Существуют и специализированные факультеты, которые обучают генной инженерии - помимо уже упомянутого мной факультета биоинженерии и биоинформатики в МГУ недавно появился факультет биотехнологий.

Однако, на самом деле, курс генной инженерии небольшой и не очень сложный. На западе генную инженерию преподают даже в некоторых школах. Детям показывают опыты, они могут собственноручно модифицировать бактерии. К примеру, сделать их светящимися в ультрафиолете - для этого в микроорганизмы переносят гены флюоресцирующих белков из медуз. Будущему биоинженеру нужно иметь представление о том, что такое ДНК, как она устроена, но также пригодятся знания математики и статистики. В принципе достаточно получить биологическое образование, а затем освоить необходимые навыки. Можно выбрать для написания курсовой или дипломной работы молекулярную генетическую лабораторию, которая занимается фундаментальными исследованиями с использованием генной инженерии. Заодно студент сможет понять, интересно ли ему заниматься фундаментальной наукой, или стоит после окончания университета идти в прикладную отрасль.

– Какие сильные лаборатории вы могли бы назвать? Куда стоит идти?
– Лаборатории МГУ, Фонда «Сколково», Института биоорганической химии РАН имени М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова (Москва), (Калининград), (Уфа).

– Какие личные качества необходимы для профессии биоинженера?
– Важно быть трудолюбивым и терпеливым. Нередко первых результатов нужно дожидаться пару лет. Опыты приходится повторять, чтобы убедиться в правильности выводов. Также может оказаться, что ваша гипотеза неверна. Нужно стремиться не искать везде подтверждения своих идей, а уметь отказываться от своих представлений, признавать ошибку и менять курс.

Биоинженеру важна аккуратность и повышенное внимание к деталям. Поленись он, к примеру, убрать клетки в термостат, культура будет испорчена, работу придется переделывать, а ведь это может быть труд нескольких недель.

Понадобятся любознательность и увлеченность естественными науками. Некоторым интересно разбираться, как устроена природа, некоторым - не очень, для них может быть более занимательным изучать, как люди думают. Соответственно, таким школьникам лучше подумать о карьере в другой области, хотя и в нейронауках сейчас активно используется генная инженерия.

– Может ли человек, мечтающий стать биоинженером, уже сейчас попробовать себя в практической работе?
– На некоторых фестивалях науки появляются предложения поучаствовать в экспериментах, связанных с биотехнологиями. Политехнический музей организовывал подобные мероприятия. Конечно, здорово участвовать в олимпиадах, но они помогут узнать лишь теоретические аспекты. К сожалению, экспериментальная часть в них отсутствует.

– А есть в генной инженерии люди, которых можно назвать ролевой моделью в профессии?
– В первую очередь, это Крейг Вентер - американский биолог, генетик, автор ряда нашумевших научных проектов. Он был одним из тех, кто прочитал человеческий геном. В то время как над знаменитым проектом «Геном человека» - амбициозной исследовательской программой, ставившей перед собой цель идентифицировать 20–25 тысяч генов и создать огромную базу данных, работало множество стран, Вентер проделал аналогичную работу вместе со своим институтом.

Кроме того, Вентеру впервые удалось создать самовоспроизводящуюся синтетическую клетку. Для этого он взял бактерию и заменил ее «родную» хромосому на искусственно созданную. Получившийся микроорганизм благополучно размножался. За этот эксперимент одно из известных западных изданий написало о нем, что он играет в бога.

Еще один из его известных проектов - прочтение генома Саргассова моря. На первый взгляд, это абсурдно. Как можно прочитать геном моря? Однако в нем живут тысячи организмов, которых никто не видел, но в воде присутствует их ДНК. Если взять пробы из моря, проанализировать все обнаруженные ДНК, то можно найти ДНК ранее неизвестных организмов. Именно это удалось сделать Вентеру.

Впоследствии этот подход стали широко использовать, появился такой раздел молекулярной генетики, как метагеномика, который изучает генетический материал, полученный из образцов окружающей среды или от микроорганизмов, живущих в разных частях тела. Другая экстравагантная личность, вызывающая восхищение - Джордж Черч. Он придумал один из современных методов чтения ДНК. А последнее, чем он прославился - предложил клонировать мамонта.

– Если биоинженеру захочется заняться чем-то другим, куда он может пойти работать?
– В биоинформатики. А если к информатике душа не лежит, он может отправиться в научное представительство, стать консультантом в какой-либо компании, к примеру, инвестиционной, которая вкладывает деньги в разработки, связанные с медициной или биотехнологиями.

– Можете ли вы порекомендовать книги, которые доступно и увлекательно рассказывают о биоинженерии?
– Мне кажется, с доступно написанными книгами по биотехнологиям у нас проблема, которую я попытался решить и написал такую книгу. Она называется «Сумма биотехнологий. Руководство по борьбе с мифами о генетической модификации растений, животных и людей». В меру своих возможностей я старался понятно и весело изложить информацию о генно-модифицированных организмах, способах их создания, а также других биотехнологиях, которые сейчас активно используются и порой вызывают недоверие у не разбирающихся в этой области людей. В 2016 году книга получила премию «Просветитель» в номинации «Естественные и точные науки». Но если есть желание серьезно разобраться в теме, нужно начинать с чтения учебников по молекулярной биологии.

Бывший главный редактор рассказывает о своей жизни после Rusbase.

Привет! Меня зовут Элина, и в 2016 году я ушла с должности главного редактора Rusbase, чтобы стать генным инженером. Подробно об уходе написано .

Прошел год, инженером я не стала, а что из всего этого вышло – в статье ниже.

Учеба

Мои знания по биологии и химии находились где-то на уровне шестого класса. Уволившись, я засела за учебники. Друзья привезли целую полку книг.

По химии мне больше всего понравилась вот эта книга:

Джон Мур, «Химия для чайников»


А по биологии лучше всего зашли лекции на Youtube: CrashCourse (на английском) и лекции Окштейна . Заниматься по YouTube посоветовал знакомый, который учится на биолога в Голландии: «Я не понимаю, как можно читать учебники на русском – они такие занудные!»

Очень понравились выступления Виктории Коржовой о том, как строить научную карьеру за границей. У нее, кстати, есть свой паблик , где она выкладывает много полезной информации.

Я подошла к Виктории после одного из выступлений. Она посоветовала: «Попробуй несколько месяцев поработать в лаборатории, вдруг тебе НЕ понравится». Для меня это звучало как «Слетай в космос на звездолете, вдруг тебе не понравится».

Лаборатория: начало

У Агентства Стратегических Инициатив (АСИ) есть программа НТИ – Национальная Технологическая Инициатива. Там изучают, какие рынки могут появиться в будущем – например, рынок беспилотных машин. И сотрудники НТИ что-то делают, чтобы Россия на этих рынках стала лидером (мне такая программа кажется сомнительной, но не суть).

Так вот, блоком HealthNet (будущий рынок медицины) руководит Михаил Самсонов, он же директор медицинского департамента «Р-ФАРМ».

В прекрасный зимний день Михаил сидел в ресторане и обедал, а меня просто посадили перед ним (спасибо старым контактам). Я что-то пролепетала про генную инженерию и книгу Аси Казанцевой .

Он сказал: я вас познакомлю с Павлом Волчковым, который 10 лет работал в лабораториях в США, а потом приехал и основал свою лабораторию геномной инженерии в МФТИ .

Через неделю я стояла перед зданием «Физтех Био» в ожидании интервью с Павлом Юрьевичем. Мы договорились пообщаться на тему «Рабочий день генного инженера». А заодно я репетировала про себя «А можно у вас поработать стажером пару месяцев?»

Здание «Физтех БИО» на территории университета МФТИ. Лаборатория геномной инженерии размещается на 6 этаже


Павел Юрьевич рассказывал про состояние науки в России, о том как он открыл лабораторию, а потом заявил:

«Вот вы видите пакет молока, и думаете – уау, это продукт. Люди занимались продуктом! А на самом деле, чтобы получить молоко, нужно еще навоз убирать. Вот в науке, чтобы получить что-то стоящее – нужно годами “убирать навоз”. Идите к нам в лабораторию на пару месяцев. У нас школьники занимаются геномным редактированием – будете вместе с ними, сделаете проект. Заодно проверите, нравится ли вам это».

Не очень веря в свое счастье, на следующий день я приступила к работе в лаборатории.

Рабочий день генного инженера

Генные инженеры, конечно, не называют себя генными инженерами. Они зовутся молекулярными биологами.

МФТИ находится в городе Долгопрудном под Москвой. Я приезжала туда к 11, уезжала домой обычно в 20:00.


Вид из лаборатории

Первую неделю в лабе я следила, что и как делают другие сотрудники. А потом мне назначили научного руководителя Светлану Дмитриевну Звереву, она сказала: «Вот твоя пипетка, вот твои клетки. Делай».

Лабораторная пипетка выглядит вот так. Как космический бластер


Светлана Дмитриевна разрабатывает новый метод генной инженерии растений. В основном я занималась тем, что брала на себя маленькие части ее проекта:

  • подготовить плазмиды (плазмида – это кусок ДНК в кольце. Мне нужно было «разрезать и заново сшить» цепочку ДНК в нужных местах),
  • подготовить клетки (изменить геном клеток с помощью плазмиды) и т. д.

Мой рабочий стол


В пробирках – мои плазмиды

Проверяю с помощью агарозного гель-электрофореза, получилась ли нужная мне цепочка ДНК


Кстати, мне разрешали работать с реактивами, пробирочка каждого из которых стоит ~20 тысяч рублей. В жизни бы не подпустила новичка к таким дорогим штукам!


Холодильник с реактивами


Через 3 месяца Светлана позволила юному падавану готовить растения для экспериментов.


В отдельной лаборатории сажаю черенки табака на гель


Посадила черенки табака, чтобы потом на нем проводить опыты


На сленге ученых то, чем я занималась, называется «капать» – потому что много времени ты проводишь с пипеткой и капаешь свои растворы из пробирки в пробирку. На некоторых вечеринках ко мне подходили молодые люди и спрашивали «О, ты капаешь?» – это звучало как «О, ты играешь в рок-группе?»

Как бы круто все это ни звучало, в США такому учат еще в школе. Опыты с геномом клеток входят в школьную программу по естествознанию.


Нужно добавить, что российские школьники все равно могут попробовать себя в молекулярной биологии: либо прийти в лабораторию геномной инженерии МФТИ, либо пройти программу в Школе молекулярной и теоретической биологии , проходящей при поддержке Zimin Foundation.

Еще я делала стандартные для ученого процедуры:

    вела лабораторный журнал (т. е. записывала все свои действия и результаты экспериментов), чтобы затем можно было убедиться, что опыт был проведен правильно,

    изучала зарубежные исследования по нужной мне теме.


В лаборатории


Многие ученые работают по выходным, потому что у клеток и растений нет выходных. Если по ходу опыта нужно прийти и проверить клетки 1 января в 6 утра – ученый придет и будет проверять клетки.


Кстати, эксперимент может не получиться 5 раз подряд – это нормально. Клетки с нужным геномом для проекта Светланы я получила с четвертого раза (правда, в моем случае всё можно списать на неопытность).

Вы спросите: «А как ты резала геном, если ничего не знаешь в биологии?» Дело в том, что в научном процессе много протоколов. Чтобы «разрезать» геном, нужно смешать вот такие растворы, подержать их на льду, потом согреть, потом снова на лед и т. д.

Мне дали стопку таких протоколов, и я просто все делала по инструкции. Для этого и учиться особо не нужно.

Пример протокола


А вот для чего нужно учиться годами и следить за миром науки: чтобы самому проектировать эксперименты. «Цель – получить особи свиней, устойчивых к африканской чуме. Я возьму эти клетки, эти плазмиды, эти рестриктазы, подготовлю такую конструкцию, потом вставлю конструкцию в геном зародышей свиней, а вот в этих зародышах менять не буду, потому что...» и т. д.

То есть, я просто делала ручную лаборантскую работу. Говоря об ученых, я не называю себя таковым и не считаю себя им. Спроектировать эксперимент я не способна.

По пятницам у нас проводились «симпозиумы»: кто-то из сотрудников готовил доклад о зарубежной научной статье, а потом мы садились с пиццей и вином и обсуждали новые открытия.

Мне тоже выпало счастье готовить доклад, и это было самым сложным испытанием. Представьте, что вам нужно за неделю выучить новый язык, а затем на этом же языке рассказать поэму, притом еще ответить на вопросы по тексту. Вот примерно так я себя чувствовала.

На пятничном симпозиуме

Странности ученых

Не странности, конечно. А те специфические качества, которые я не замечала в общении с людьми других профессий.

  1. Ученые очень холодно относятся к научпопу. Я бы даже сказала, с неприязнью. «Зачем такие книги читать, почему вы не читаете “Биологию стволовых клеток”?» «В России нормального научпопа нет». Это самые мягкие примеры того, что я слышала о научпопе:)
  2. Ученые общаются на своем языке, полном терминов. Если есть термин, то они выберут его, потому что так корректнее. «Суспендировать», а не смешивать. «Амплифицировать», а не размножить. Белок «экспрессируется» в клетке, а не выделяется. А теперь представьте, что предложение из 10 слов наполовину состоит из таких терминов – это будет речь Павла Юрьевича:) Можно послушать подкаст с Павлом .
  3. Главная цель ученого – провести исследование и получить вывод, получить новое знание. Будет ли кто-то регистрировать патент и строить на этом знании бизнес – ему по большей степени все равно.

Почему я ушла из лабы через 4 месяца

Официальная версия: чтобы лучше подготовиться к надвигающемуся языковому экзамену IELTS и чтобы пройти курсы программирования на Python, которые были давно запланированы.

Это было лукавством, конечно. Я просто чувствовала, что работа в науке противоречит моей внутренней природе. Как это объяснить? Ну вот, например, многие не хотят идти работать в продажи и говорят «Уууу, я никогда не смогу». Вот, я никогда не смогу.

Кстати, программирование тоже не вошло в мою «природу». После первых же трех часов дебажинга (очистки кода от ошибок).

Почему вас возьмут в лабораторию?

В российских научных лабораториях не хватает рук. Планы и исследования большие, а бюджеты – нет. Если вы готовы бесплатно работать, вас, скорее всего, возьмут и всему научат.

Представьте, с чем можно соприкоснуться: космические спутники, лазеры, новые организмы...


А если вы лаборатория, которая хочет рассказать о себе – напишите мне или

Генный инженер - учёный, специализирующийся на изменении свойств живых организмов с помощью манипуляций с генами.

Генный инженер - учёный, специализирующийся на изменении свойств живых организмов с помощью манипуляций с генами. Профессия подходит тем, кого интересует химия и биология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Генная инженерия - это часть биоинженерии.
Суть генной инженерии состоит в том, что перенося гены от одного организма в молекулу ДНК другого, учёный получает организм растения или животного с изменённой (модифицированной) генетической структурой.
Задача генной инженерии - получение организма (растения или животного) с желаемыми качествами. Эти же задачи решает традиционная селекция, выводящая новые сорта и породы. Но в селекции генотип подвергается изменением лишь косвенно, с помощью искусственного отбора. А генная инженерия непосредственно вмешивается в генетический аппарат.
Генетическая инженерия является не столько наукой, сколько инструментом биотехнологии. Она использует методы таких биологических наук, как молекулярная и клеточная биология, цитология, генетика, микробиология, вирусология.

Рабочее место

Рабочее место генного инженера - в научных лабораториях и научно-исследовательских институтах.

Важные каче ства

Будущему генному инженеру необходим хороший интеллект, аналитический пытливый ум и склонность к естественным наукам.
Бессмысленно идти в науку в расчёте на большие доходы и скорую славу.

Где учат

Для работы в этой области требуется высшее биологическое или медико-биологическое образование по специальности «генетика», «биология», «микробиология».
Прекрасный вариант образования - Московский государственный университет (МГУ) им. Ломоносова.
Биологический факультет.
Специальность «генетика», квалификация «генный инженер».

Генный инженер - учёный, специализирующийся на изменении свойств живых организмов с помощью манипуляций с генами.

Генный инженер - учёный, специализирующийся на изменении свойств живых организмов с помощью манипуляций с генами. Профессия подходит тем, кого интересует химия и биология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Генная инженерия - это часть биоинженерии.
Суть генной инженерии состоит в том, что перенося гены от одного организма в молекулу ДНК другого, учёный получает организм растения или животного с изменённой (модифицированной) генетической структурой.
Задача генной инженерии - получение организма (растения или животного) с желаемыми качествами. Эти же задачи решает традиционная селекция, выводящая новые сорта и породы. Но в селекции генотип подвергается изменением лишь косвенно, с помощью искусственного отбора. А генная инженерия непосредственно вмешивается в генетический аппарат.
Генетическая инженерия является не столько наукой, сколько инструментом биотехнологии. Она использует методы таких биологических наук, как молекулярная и клеточная биология, цитология, генетика, микробиология, вирусология.

Рабочее место

Рабочее место генного инженера - в научных лабораториях и научно-исследовательских институтах.

Важные каче ства

Будущему генному инженеру необходим хороший интеллект, аналитический пытливый ум и склонность к естественным наукам.
Бессмысленно идти в науку в расчёте на большие доходы и скорую славу.

Где учат

Для работы в этой области требуется высшее биологическое или медико-биологическое образование по специальности «генетика», «биология», «микробиология».
Прекрасный вариант образования - Московский государственный университет (МГУ) им. Ломоносова.
Биологический факультет.
Специальность «генетика», квалификация «генный инженер».

Биотехнологии – это прошлое, будущее и настоящее человечества. В ее компетенции не только выявление новых форм лекарственных растений и открытие новых способностей живых организмов, но и генная инженерия – одна из самых сложных и дискуссионных сфер науки. Если вы хотите стать биотехнологом, то, возможно, именно вы когда-то клонируете человека. Потому как научных преград к этому не существует, а вопросы этики наверняка будут решены в ближайшем будущем. Далее мы поговорим о достоинствах и недостатках профессии, расскажем, как получить ее, как строить карьеру и достигать успеха.

Инженер биотехнолог – кто это

Биотехнолог – специалист, изучающий биотехнологию в целом или в одной из ее разновидностей. Биотехнология – наука, которая изучает возможность использования биоматериалов для решения определенных технологических задач, а также для реализации проектов в сфере гибридизации и генной инженерии. Основу специализации составляет генетика, а также ключевые направления биологии и эмбриологии. Также биотехнология базируется на некоторых прикладных дисциплинах, в частности на робототехнике.

Профессия респектабельная, хорошо оплачиваемая и довольно древняя. Одной из первых биотехнологий, кстати, было пивоварение. Сегодня труд ученых и практиков сконцентрирован на решении задач медицины, генетики, фармацевтики, сельского хозяйства, промышленности и других отраслей, использующих их разработки. Многие открытия носят глобальный характер и меняют не только специфику, эффективность конкретного направления, но и жизнь человечества в целом. Яркий пример – селекция и генная модификация растений и клонирование.

Виды биотехнологии и круг обязанностей специалиста

Рабочие инструкции инженера биотехнолога зависят не только от специализации, но и от конкретного места работы. Преподаватель ВУЗа акцентирует внимание на педагогике, селекционер – на улучшении качеств растений, генный инженер – на изучении, скажем, мутаций или на том же клонировании. Круг обязанностей зависит и от вида биотехнологии, которой занимается специалист. Ключевые направления:

  • Биоинженерия – направлена, в частности, на решение медицинских задач и на совершенствование охраны здоровья человека.
  • Биомедицина – это один из теоретических разделов медицины, изучающий организм человека, патологии и методы их лечения.
  • Биофармакология – работает в интересах фармакологии, изучая особенности и свойства веществ биологического происхождения.
  • Биоинформатика – де-факто это применение математических технологий и компьютерного анализа в биологии.
  • Бионика – прикладная наука, основанная на применении черт живых организмов и принципов живой природы в технике.
  • Клонирование – осуществление бесполого размножения, получение идентичных по геному организмов (вспомните про самку овцы Долли).
  • Гибридизация – создание гибридов посредством объединения генов разных клеток в одну.
  • Генная инженерия – направлена на изучение, копирование и изменения генома, в частности на трансформацию ДНК.

В задачи биотехнолога входит изучение объекта, проведение исследований и реализация проектов. Объект обычно зависит от направления биотехнологии, в которой работает специалист. Соответственно и круг задач меняется в зависимости от места работы и проекта, над которым работает инженер или ученый.

Рейтинг ТОП-10 лучших онлайн школ



Международная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR.


Индивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Дистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Крупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Где учиться на биотехнолога

Обязательно в ВУЗе и лучше всего в государственном. Авторитет учебного заведения особой роли не играет, важен уровень кафедры и возможности, которые учебное заведение предоставляет студентам в процессе обучения.

У вас должна быть возможность практиковаться, контактировать с научным сообществом, вы должны иметь необходимые ресурсы (лаборатории, места для прохождения практики и так далее).

Постарайтесь узнать о факультете выбранного университета как можно больше. Отдельно оцените уровень преподавательского состава, в частности практические достижения профессуры.

В ТОП-5 лучших университетов России, где учат биотехнологов, входят:

  1. МГУ им. Ломоносова.
  2. Исследовательский университет им. Пирогова.
  3. РУДН.
  4. СПБГУ.
  5. Аграрный университет им. Тимирязева.

Получить профессию можно и по ускоренной программе в рамках первого или второго высшего образования. Для этого необходимо иметь диплом выпускника среднего специального учебного заведения по профильной специальности, либо высшее образование по любой специальности. Реализуется и несколько программ дистанционного обучения, однако их эффективность вызывает обоснованные сомнения у экспертов.

Какими личностными качествами нужно обладать

Прежде всего, это усидчивость. За важнейшими открытиями стоят годы усердной, сложной и не самой динамичной работы в лаборатории или в кабинете. Ученый может потратить массу времени и сил на проект, который в итоге окажется провальным. Необходимо иметь железные нервы и целеустремленность, важно верить в свои силы даже тогда, когда все оборачивается против вас.

Одновременно с этим нужно обладать развитым интеллектом и логическим мышлением, быть открытым к постоянному обучению и повышению квалификации. Еще одно важное личностное качество потенциального биотехнолога – коммуникабельность. Важно поддерживать контакт с научным сообществом и уметь работать в команде, находить общий язык с руководителями и спонсорами проекта, грамотно выстраивать общение с подчиненными.

Где работают биотехнологи

Научно-исследовательские центры . Здесь работа биотехнолога направлена на реализацию проектов глобального значения. Это серьезные исследования и практические разработки, которые выполняются по заказу компаний или во имя науки. Здесь выявляют новые способности и свойства живых организмов, исследуют геном, занимаются трансформацией ДНК и так далее.

Медицина . Биотехнология неотделима от медицины. В рамках исследований специалистов были найдены способы лечения многих заболеваний, изучены особенности генетики, анатомии человека, созданы методы реабилитации. Разработки биотехнологов применяются практически во всех сферах медицины – от пластической хирургии до пересадки костного мозга.

Производства . Фармацевтика, сельскохозяйственное производство, пищевая промышленность – биотехнологии неотделимы от деятельности компаний, которые работают с живыми организмами. Особые роли здесь играют гибридизация, генная инженерия, бионика и биофармакология.

Образовательные учреждения . Часто специалисты остаются работать в тех же ВУЗах, где получили образование. Они получают дополнительное педагогическое образование и становятся преподавателями, либо развивают свой научный потенциал. Согласно статистике, не менее 30% выпускников ВУЗов остаются работать в университетах, институтах и академиях.

Важно отметить, что это далеко не полный перечень сфер, в которых работают биотехнологи. Это востребованная, актуальная профессия – для специалистов открыты вакансии в сотнях предприятий, исследовательских компаний и производств. Обзорно охватить все возможные места для трудоустройства попросту невозможно.

Плюсы и минусы профессии

Ключевое достоинство специальности биотехнолог заключается в ее актуальности – это направление не только не устаревает, но и обретает новые формы.

В частности, интегрируется в робототехнику и в стремительно изменяющееся пищевое производство. Потому вам не придется беспокоиться о том, что профессия морально устареет.

Другие плюсы профессии биотехнолог:

  • Респектабельность и возможное признание.
  • Достойная оплата труда квалифицированных специалистов.
  • Неограниченные перспективы карьерного роста.
  • Огромное разнообразие направлений работы и сфер для трудоустройства.
  • Возможность совершить открытия, которые изменят жизнь человечества.

Одновременно с этим важно отметить и недостатки специальности. Так выпускникам ВУЗов не стоит рассчитывать на высокую зарплату в первые 2-3 года построения карьеры. К тому же это сложная, крайне ответственная работа. Слишком многое зависит от места работы и даже от банального везения. Если ваш руководитель будет ангажирован, а спонсор откровенно некомпетентен, проблем с реализацией проекта избежать не удастся.

Зарплата биотехнолога в России и за рубежом

В среднем биотехнологии с опытом работы от трех лет в России получают 33-34 тысяч рублей. Зарплата во многом зависит от квалификации и места работы. Согласно неофициальной статистике, меньше всех получают сотрудники учебных заведений, а больше всех – руководители исследовательских центров и работники частных производств, фармацевтических компаний.

За рубежом зарплаты тоже сильно разнятся. Официальная статистика отсутствует, однако по подсчетам экспертов доход рядового биотехнолога в США превышает 2.5 тысячи долларов в месяц, в Канаде – 2 тысячи долларов. Во Франции специалисты в среднем зарабатывают 1.8 тысячи евро за месяц, в Германии – 2.2 тысячи евро.

Резюме

Биотехнолог – востребованная и респектабельная профессия, которая не имеет тенденции к утрате актуальности. Специальность имеет множество направлений. Она востребована в медицине, фармакологии, в производстве, сельском хозяйстве, в пищевой промышленности и десятках других отраслей. Не менее актуальна биотехнология как теоретическая и прикладная наука, сконцентрированная на исследованиях и разработках.

Биотехнолог

4.8 (96%) 5 votes
Похожие публикации