Фундаментальные исследования. Развитие творческой самостоятельности младших школьников в условиях реализации фгос Сущность понятия творческой самостоятельности

Исходя из определения стратегии, в качестве ведущей мы рассматриваем: 1) деятельностный подход, на базе которого традиционно и технологично осуществляется профессиональное образование; 2) личностно ориентированный подход, гарантирующий гуманистический характер образования, закрепленный в его законодательной базе, обеспечивающий, по определению, самоопределение и самореализацию личности. Рассмотрим подробнее подходы, лежащие в основе теоретико-методологической стратегии исследования, начиная с деятельностного.

Деятельностный подход разработан в трудах В.А.Беликова, А.В.Брушлинского, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Н.С.Глуханюк, Н.В.Кузьминой, С.Л.Рубинштейна, Н.Ф.Талызиной, Д.И.Фельдштейна, В.Д. Шадрикова, В.С.Швырева и др. Он представляет собой: совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта ; теорию, в основу которой положена категория предметной деятельности ; теорию, состоящую в том, что в результате учения обучаемый приобретает знания, необходимые для овладения профессиональными умениями, которые заданы целями обучения .

Поскольку первое определение связывает деятельность с сознанием личности, а творческая самостоятельность является неотъемлемой характеристикой научно-педагогического сознания, первое определение примем за рабочее. Цель подхода состоит в переводе обучаемого в позицию субъекта познания, труда и общения, что, в свою очередь, невозможно без целеполагания и планирования деятельности, ее регулирования, контроля и самоанализа. Таким образом, сама цель применения деятельностного подхода в исследовании диктует его прогностический характер. В нашем исследовании цель применения деятельностного подхода состоит в изучении творческой самостоятельности как вида деятельности, что позволяет раскрыть его сущность, содержание, структуру. Подход дает теоретико методологическое основание для построения технологии формирования творческой самостоятельности у студентов вуза - будущих учителей.

Стержневой категорией подхода является категория деятельности, вокруг которой строятся основные положения подхода. Под деятельностью понимается форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека; высшая форма активности личности, основанная на сознании . Основные положения деятельностного подхода дают возможность применить подход как методологический инструментарий исследования и включают следующее: студент личностный обучение самостоятельность

  • 1) основным видом человеческой деятельности является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой деятельности (игра, учеба и т.д.). Творческая самостоятельность рассматривается в контексте деятельностного подхода как вид деятельности. Творческая самостоятельность как компонент вообще является частью любого вида деятельности, но рассмотрение творческой самостоятельности будущего учителя как профессиональной функции позволяет отнести его к подвидам трудовой деятельности;
  • 2) центральным системообразующим компонентом психологической системы деятельности является ее цель. В творческой самостоятельности выделяется целевой компонент, состоящий в определении будущим учителем тенденций своего профессионального развития, самореализации, а также помощи ученикам в определении тенденций их саморазвития;
  • 3) различаются макро- и микроструктура деятельности. Макроструктура деятельности описана в концептуальных схемах и предполагает: мотив, цель, процесс, результат (А.Н.Леонтьев); мотив, цель, средство, социальную ситуацию, результат, оценку (С.Л.Рубинштейн); потребность, мотив, задачу, способ действия (В.В.Давыдов); мотив, цель, программу, информационную основу, принятие решений, профессионально важные качества (В.Д.Шадриков).

Микроструктура включает деятельность - действия - операции. В микроструктуру творческой самостоятельности входят следующие единицы: деятельность - творчество; действия - творческая ориентация; операции - наблюдение за творческим процессом. Макроструктура творческой самостоятельности как деятельности состоит из указанной выше цели, ее декомпозиции на задачи, процесса, составными частями которого является цепочка действий по творческой самостоятельности, результата, соответствующего цели;

4). существует два типа структуры деятельности: константная, предполагающая одну последовательность выполнения действий, и переменная, допускающая различия в последовательности их выполнения. Для творческой самостоятельности, субъектом которого является студент педвуза, мы считаем необходимым несколько редуцировать структуру творческой самостоятельности и допустить ее переменный характер. Сокращение структуры творческой самостоятельности предполагает сохранение в ней личностно-творческой ориентации. Редукция структуры творческой самостоятельности меняет ее тип.

Творческая самостоятельность, ее формирование, осуществляемое в процессе подготовки к данной функции, может быть основано на переменной структуре.

Переменной структурой характеризуется творческая самостоятельность на наивно-интуитивном уровне: в нем присутствует предтворческая ориентация (например, сбор материала для творческой работы), прогнозный характер (формулировка темы), написание работы. Изменение структуры творческой самостоятельности на разных его уровнях является особенностью подготовки к творческой деятельности. Таким образом, в процессе подготовки будущего учителя к творчеству - от наивно-интуитивного до научно-гипотетического уровня - деятельностный подход реализуется как теоретико методологический принцип.

Результат применения деятельностного подхода к формированию творческой самостоятельности студентов вуза - будущих учителей заключается: 1) в организации творческой деятельности студентов; 2) в организации учебно-познавательной деятельности будущих учителей в процессе подготовки к творческой деятельности.

Таким образом, деятельностный подход будет применен в исследовании: как методологический инструмент в процессе познания творческой деятельности и самостоятельности (его сущности, содержания и структуры), обеспечивающий переход будущих учителей в позицию субъекта познания; как теоретико-методологический принцип, требующий рассмотрения творческой самостоятельности как деятельности в единстве ее структурных элементов (действий, операций); как методологическое условие процесса формирования творческой самостоятельности будущих учителей, обеспечивающее ориентировочную основу действий при осуществлении разных аспектов творческой деячтельности.

Однако деятельностный подход, раскрывая структуру процесса формирования творческой самостоятельности будущих учителей, ориентирует исследователя на формирование только творческих умений и навыков, не рассматривая творческую самостоятельность как устойчивое качество учителя.

Формирование творческой самостоятельности студентов вуза преследует цель профессионально-личностного развития и саморазвития будущего учителя и его обучение руководству самосовершенствованием деятельности учащихся. Эта цель определила необходимость анализа формирования творческой самостоятельности с позиций личностно ориентированного подхода. Личностно ориентированный подход рассмотрели в работах Е.В.Бондаревская, Г.Н.Ермохина, Э.Ф.Зеер, А.В.Кирьякова, М.В.Кларин, А.В.Коржуев и др. Личностно ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность обучаемого, развитие его индивидуальных способностей. Главная цель подхода - помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства . Основное его отличие от личностно ориентированного образования, таким образом, состоит в том, что оно не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса . Таким образом, цель применения личностно ориентированного подхода в данном исследовании состоит в приложении творческой самостоятельности будущих учителей к их самопознанию, самоопределению и самореализации.

Личностно ориентированный подход характеризуется личностными функциями. В.В.Сериков выделяет функцию мотивации (принятие и обоснование деятельности), опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения), коллизии (видение скрытых противоречий действительности), критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм), рефлексии (конструирование и удержание определенного образа «Я»), смыслотворчества (определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного - сути жизни), ориентации (построение личностной картины мира - индивидуального мировоззрения), обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, творчески преобразующую (обеспечение творческого характера любой личностно значимой деятельности), самореализации (стремление к познанию своего образа «Я» окружающими), обеспечения уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями (предотвращение сведения жизнедеятельности к утилитарным целям) . Рассмотрим возможность реализации данных личностных функций в процессе формирования творческой самостоятельности студентов педвуза.

Процессуальная основа творческой самостоятельности не только не противоречит выделенным функциям, но и повторяет их логику. Функция мотивации реализуется в процессе предтворческой ориентации. Функция опосредования включается в процессе сбора материала для творчества. Функция коллизии актуализируется перед разработкой творческого продукта. Функция критики проявляется в большей степени как самокритика и напрямую связана с функцией мотивации. Далее, начиная с функции рефлексии, самостоятельная творческая деятельность направлена на функции избирательно, то есть разные аспекты творческой самостоятельности помогают реализации разных личностных функций.

Следующий важный вопрос, в какой степени личность обучающегося может участвовать в определении целей, содержания своего образования, находит следующий ответ у В.В.Серикова. В такой степени, в какой предполагается образование именно личности, а не каких-то функционально деятельностных компонентов индивида, стандарт которых в разную историческую эпоху задается социумом. Личностно то, что изначально самоопределяется человеком, выстраивается, как его собственный мир. Оптимально, следовательно, образование, предполагающее гармонию государственных стандартов и личностного саморазвивающего начала.

Для рассмотрения формирования творческой самостоятельности на основе личностно ориентированного подхода рассмотрим положения этого подхода из работ Э.Ф.Зеера и И.С.Якиманской:

  • 1) личностное и профессиональное развитие обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта учения на всех этапах образовательного процесса. Это предполагает субъективную активность обучаемого, который творит учение и самого себя. Обучаемый не становится, а изначально является субъектом познания. Формирование творческой самостоятельности предполагает то, что будущий учитель выступает в роли субъекта познания. Он задает себе цель, он отбирает способы ее достижения, он фиксирует результаты своего продвижения в учебной деятельности.
  • 2) проектирование образовательного процесса должно предусматривать возможность воспроизводить учение как индивидуальную деятельность по трансформации (преобразованию) социально значимых нормативов (образцов) усвоения, заданных в обучении. Социально-профессиональные особенности личности педагога интегрируются в содержании и технологии обучения. Формирование творческой самостоятельности студентов педвуза довольно гибкий процесс: а) благодаря вариантам подготовки в разных базовых компонентах подготовки будущего учителя; б) благодаря тому, что промежуточные нормативы на пути к цели, определяемой преподавателем, согласно требованиям государственного стандарта, задаются самим обучаемым;
  • 3) образование есть единство двух взаимосвязанных составляющих: обучения и учения. При этом происходит ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого. Формирование творческой самостоятельности студентов педвуза помогает более адекватно строить индивидуальную образовательную траекторию;
  • 4) при конструировании и реализации образовательного процесса: а) необходима особая работа по выявлению субъектно-объектного опыта каждого обучаемого, его социализация; б) контроль за складывающимися способами учебной работы; в) сотрудничество обучаемого и преподавателя, направленное на обмен опытом различного содержания; г) специальная организация коллективно распределенной деятельности между всеми участниками образовательного процесса.

Формирование творческой самостоятельности направлено на выявление субъектно-объектных отношений. Сотрудничество студентов и преподавателя, а также распределение и организация деятельности осуществляются на протяжении всего процесса формирования творческой самостоятельности.

  • 4) в образовательном процессе происходит «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта и данного (субъектного) опыта студента, реализуемого им в учении. Взаимодействие двух видов опыта должно идти не по линии вытеснения индивидуального, наполнения его общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено учеником как субъектом познания в его собственной жизнедеятельности; учение поэтому не есть прямая проекция обучения. Данное положение применимо к профессиональному аспекту творческой самостоятельности как функции будущего учителя. В этом аспекте взаимодействие двух видов опыта чрезвычайно важно. В качестве общественно-исторического опыта выступает не только опыт образовательной деятельности педагога, но и современные требования к профессиональной деятельности учителя. Вытеснение индивидуального привело бы к неосознанному копированию профессиональной деятельности, соблюдению ее формальных признаков, норм. Согласование же деятельности помогает «пропустить» преподаваемый опыт «через себя», что повышает качество и результативность подготовки будущих специалистов;
  • 5) критериями эффективности организации и профессионального образования выступают параметры личностного и профессионального развития. Развитие обучаемого как личности идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъективного опыта как важного источника собственного развития.Успех овладения творческой самостоятельностью возможен при условии опоры на субъективный опыт. Субъективный опыт как источник развития личности играет большую роль в профессиональном аспекте творческой самостоятельности. Конечно, профессиональная деятельность подчиняется нормам, но собственный опыт играет здесь не последнюю роль;
  • 6) личностно ориентированный подход создает условия для полноценного соразвития всех субъектов образовательного процесса. Система подготовки будущего учителя предполагает не просто осуществление творческой самостоятельной деятельности, но подготовку будущих учителей к творческой самостоятельности. Поскольку творческая самостоятельность структурно включает в себя не только знания и умения, но и качества, обеспечивающие ее эффективность, процесс формирования творческой самостоятельности будущих учителей обеспечивает развитие обучаемых в плане их профессионально значимых качеств.

Личностно ориентированный подход рассматривается нами как важная методологическая основа, часть теоретико-методологической стратегии нашего исследования. Как методологический инструмент личностно ориентированный подход дает возможность исследовать влияние творческой самостоятельности в контексте профессионально-личностного становления и роста будущих учителей в базовых компонентах системы педагогического образования. Как теоретико-методологический принцип он способствует построению основ взаимодействия «преподаватель - студент» и «студент - ученик» на основе приоритета индивидуальности будущего учителя, сотрудничеству студента и преподавателя. Как методологическое условие личностно ориентированный подход способствует формированию творческой самостоятельности будущих учителей на основе трактовки учения как индивидуальной деятельности по трансформации социально значимых нормативов и на базе видения основного результата обучения не в знаниевом компоненте, но в рациональной организации деятельности.

Список литературы

  • 1. Белкин, А.С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург: УрГПУ; РГПУ, 2005. - 298 с.
  • 2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков,В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
  • 3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2005. - 720 с.
  • 4. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Восток, 2003. -274 с.
  • 5. Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование/ В.В. Сериков // Личностно ориентированное образование: учеб. пособие / под научной редакцией Л.М. Кустова. - Челябинск: ЧИРПО, 2003.
  • 6. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / сост. Л.В. Трубайчук. - М.: Восток, 2001. - 81 с.

ИРИНА Ситдикова
Развитие творческой активности и самостоятельности мышления детей старшего дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ситдикова Ирина Анатольевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №79 г . Томска

e-mail: [email protected]

Современная жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. От человека требуется не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления , быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

После пяти лет дети осознают, что все можно узнать самостоятельно , и осмысленно пользуются этим методом для приобретения новых знаний. Но родители и педагоги, не осознавшие значимости самостоятельной инициативы детей для становления личности ребенка, нередко идут по самому простому пути : запрещают и наказывают. Как доказал психолог Н. Н. Подъяков : «Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка , на способности обучаться в дальнейшем».

Чаще на занятиях познавательного развития детям отводятся пассивная роль «получателя информации» , поэтому они лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу. Занятия строятся в форме рассказа воспитателя и вопросов к детям на закрепление полученных знаний, а собственный опыт детей остается без внимания.

Из опыта работы знаю, что у детей не достаточно развит собственный познавательный опыт, детям дают не так много возможности проявлять самостоятельность в познании окружающего мира. Диагностика подтверждает вышесказанное. Так, 96% детей из старших групп ДОУ сложно выдвигать гипотезы и тем более находить пути решения предложенных нестандартных ситуаций. 75% детей - выделять существенные признаки предметов и сопоставлять различные факты. Только 7% детей смогли проанализировать объект (явление) и дать правильный ответ с аргументацией.

Следует отметить, что порожденная интеллектуальная пассивность, когда знания дают в готовом виде, приводит к ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка, и к недостаточному развитию собственного познавательного опыта. Безусловно, дети выдвигают гипотезы, а нахождение способов их решения ставят их в тупик. С одной стороны они не владеют способами решения проблемы, а с другой – педагог не дает возможности проявить себя.

Вместе с тем исследовательская деятельность как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется пока недостаточно широко, хотя оно является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность . По моему мнению, это обусловлено рядом причин :

Воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования и исследовательского метода;

Недостаточно разработана технология организации детского экспериментирования и исследовательского метода для всех возрастных групп ; не конкретизированы методы и приемы, способствующие овладению навыками исследовательской деятельностью и развитию творческой активности и самостоятельности мышления детей .

В настоящее время недостаточный уровень развития творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по познавательному развитию с использованием исследовательского метода пока остается проблемой. Современные дети должны получать реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; формулировать обнаруженные закономерности и выводы; быть самостоятельными , активными , творческими и здоровыми . Творчество само по себе не развивается , но дать ребенку попробовать себя в любой области – наша задача, в этом актуальность.

Целью педагогической работы ДОУ стала : развитие у детей старшего дошкольного возраста творческой активности и самостоятельности мышления через исследовательскую деятельность.

«Самое лучшее открытие то , которое ребенок делает сам» , - эти слова Ральфа Уэмерсона как никакие другие подходят к методу детского экспериментирования и исследовательской деятельности, потому что он позволяет ребенку делать маленькие открытия. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагоги, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. В исследованиях Л. М. Маневцовой отмечается влияние поисково-исследовательской деятельности на формирование познавательного интереса у дошкольника , который проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

Например, по мнению психолога Н. Н. Поддъякова, детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Для поддержания и дальнейшего развития интереса детей к детскому экспериментированию применяем алгоритм исследовательского поведения детей .

Алгоритм исследовательского поведения

1. На первом этапе сначала педагог ставит проблему, предлагает пути решения, а дети самостоятельно подбирают и находят необходимый материал и оборудование (рисунок 1) . Далее выполняют простейшие действия, делают вывод, тем самым развивается собственная исследовательская активность детей . Заинтересованность появляется, потому что решается проблема-гипотеза, которая опирается на опыт детей . Цель этого этапа : заинтересовать детей . Например : на занятиях специально смоделированные проблемные ситуации предлагаются от имени сказочного персонажа Каркуши, которые вводят детей в игровую ситуацию .

Рисунок 1. Алгоритм исследовательского поведения на I этапе.

2. На данном этапе обучения воспитатель формулирует проблему, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (Рисунок 2) . Мы только учим детей разными способами находить решение проблемы – это усложнение второго этапа. При этом задаем вопросы : «Что надо сделать?» , «Как можно проверить?» , «Что получиться, если. ?» . При этом создаются условия для практики межличностного общения и сотрудничества. Так, на занятии «Научные ответы на обычные вопросы» , Каркуша задала вопрос о том, каким способом можно «научить» плавать изюм. Дети выдвигали предположения, исследовали воду в сосудах, и нашли способ решения проблемы.

Рисунок 2 Алгоритм исследовательского поведения на II этапе.

3. На этом этапе дети самостоятельно ставят проблему , отыскивают метод и разрабатывают пути решения проблемы (Рисунок 3) :

1) дети изготавливают карточки символическим изображением задачи (темы) эксперимента;

2) ведут дневники наблюдений, где графическим способом фиксируют начало эксперимента и его конечный результат.

На занятии «Мозг – наш командир» , Каркуша вместе с педагогом все время сомневались, нужно ли исследовать мозг, как его исследовать, для чего мозг нужен? Разнообразные формы занятий как традиционные, так и нетрадиционные мотивируют детей на интеллектуальные рассуждения.

Рисунок 3 Алгоритм исследовательского поведения на III этапе.

Чаще всего дети сами ставят проблему и находят пути ее решения, этому способствуют познавательные (мыслительные) упражнения «Найди ошибку в ходе эксперимента» , «Зашифруй действия» , «До и после» . В результате чего учатся сравнивать, обобщать, анализировать.

Опыты сопровождаются выдвижением множества гипотез-догадок и проговариванием действий. Это положительно сказывается на развитии речи дошкольников : расширяется и углубляется словарный запас слов, формируется умение грамотно выстраивать сложные предложения, коммуникативные навыки общения.

Метод взаимообучения, внедряемый в структуру занятия, позволяет старшим дошкольникам не бояться выступать перед младшими детьми, обучать их в простой и увлекательной форме.

В своей работе используем интегрированные занятия, куда включаются педагоги ДОУ.

ИЗО студия : Наблюдаем за объектами живой и неживой природы. Рассматриваем произведения великих художников, таких как Шишкин И. И., Грабарь И. Э., Левитан И. И. Играем в художественные игры «Ассоциации» , «Сотворчество » , «Краски природы» .

Музыкальные занятия : С музыкальным работником разработали дидактические игры по экспериментированию «Шумовые коробочки» , «Узнай, что звучит?» .

Физическое развитие : Вместе с инструктором по физическому развитию подобрали подвижные игры, психогимнастику, разработали совместные занятия с элементами экспериментирования и исследовательской деятельности «Для чего нам руки, ноги» , «Как мы слышим» .

Родители : Для популяризации исследовательской деятельности детей был составлен план взаимодействия с родителями, которые помогают детям искать информацию об изучаемых объектах, принимают участие в различных конкурсах. В родительских уголках выставляется необходимая информация для повышения компетентности родителей по этому вопросу.

Одним из направлений работы по развитию познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность стали разработка и реализация исследовательских проектов «Путешествие капельки» , «Радуга красок» , «Шоколад» которые способствовали развитию собственного познавательного опыта детей , развивали инициативу , сообразительность, пытливость, самостоятельность . Такая система работы ДОУ позволяет добиваться положительных результатов. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную мыслительную деятельность, способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования и исследовательской деятельности. Для нас важно, что ребенок начинает думать, рассуждает.

Список литературы :

1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / Учебное пособие . – М.: Педагогическое общество России, 2003.

2. Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников / С-Пб .: ООО «Издательство «Детство-Пресс» , 2013

3. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников : учебное пособие для педагогических училищ / Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н., Маневцова Л. М., Тереньтева Е. Ф. ; под редакцией Маневцовой Л. М., Саморуковой П . Г. – СПб.: Акцидент, 1998.

4. Подъяков Н. Н. Сенсация : открытие новой ведущей деятельности. \\ Педагогический вестник. 1997, №1. С. 6.,

5. Подъяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / М .: 1996.

6. Руссо Ж. -Ж. Эмиль, или О воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики : Хрестоматия. М., 1974. С. 120.

7. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников / Самара : издательство «Учебная литература» , 2010 - 20-68 с.

8. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / Ярославль : Академия развития , 2002

УДК 373.1
ББК 85.7


Заглавие

Творческая самостоятельность детей младшего школьного возраста

Creative self-dependency in the primary school age
Аннотация

С.Н. Булгаков

На сегодняшний день в педагогической и социально‐психологической литературе нет единого точного определения понятия самостоятельности. Известные психологи (Л.C. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) определяют самостоятельность как волевое свойство личности, как способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без посторонней помощи.

Самостоятельность – сложный и многоаспектный феномен. Его можно толковать и воспринимать по-разному: как свойство или качество личности, как показатель активности человека или как критерий его взрослости.

Человек как личность, пишет Л.И. Анциферова, «всегда сам самостоятельно прокладывает свой уникальный путь» . Эту мысль продолжает Э. Ильенков, который говорит, что человек может «самостоятельно определять путь своей жизни, свое место в ней, свое дело, интересное и важное для всех, в том числе и для него самого».

Самостоятельность не является врожденной чертой человека, она формируется и развивается на каждом возрастном этапе и имеет свои особенности. По мере взросления ребенка формируются самостоятельные действия и умения (сначала сидеть, стоять, ходить), а затем, они постепенно усложняются в игре, на занятиях, в восприятии окружающего мира и в общении с другими людьми.

Назвать самостоятельным можно того ребенка, который способен сам ставить перед собой цели и достигать их, решать свои проблемы без помощи посторонних, в соответствии со своим возрастом. В 3 года самостоятельный ребенок сам завязывает себе шнурки, в 7 лет может сам организовать себе завтрак или постирать мелкие вещи, а в 8 лет он может качественно выполнять домашнее задание.

Педагог при любом взаимодействии с детьми (урок, беседа, игра…) должен давать ребенку возможность проявить свою самостоятельность, создавая ситуации, когда:


  • самостоятельность возможна и по силам ребенку;

  • самостоятельность, постановка цели и ее достижение является престижным и привлекательным для ребенка, и, безусловно, заслуживает поощрения;

  • проявление самостоятельности необходимо для выполнения какой-либо задачи.
Самостоятельность в переводе с английского языка (self-dependence) обозначает собственную независимость, которая склонна полагаться скорее на себя, чем на других, и не искать поддержки у других.

Ученые, определяя понятие «самостоятельность», основываются на различных ее признаках: виды деятельности учащихся, их мотивы, степень самостоятельности выполнения заданий, самооценка, творческая активность и другие.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Жукова Оксана Геннадьевна. Формирование творческой самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в конструировании: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: СПб., 1999 211 c. РГБ ОД, 61:00-13/9-7

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 15

1. Сущность понятия творческой самостоятельности 15

2. Субъектная позиция ребенка в конструктивной деятельности, как фактор развития творческой самостоятельности 34

Выводы по I главе 50

ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ НЕТРАДИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА (ПО МАТЕРИАЛАМ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)... 53

1. Задачи и методика диагностического этапа исследования 54

2. Анализ проявления творческой самостоятельности старшими дошкольниками и младшими школьниками в конструировании из нетрадиционного материала 63

3. Анализ использования нетрадиционного материала в практике работы детского сада и начальной школы 97

Выводы по II главе 102

ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ С НЕТРАДИЦИОННЫМ МАТЕРИАЛОМ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА) 106

1. Задачи, содержание и условия организации формирующей части исследования 106

2. Развитие у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста творческой самостоятельности в работе по образцу 118

3. Развитие творческой самостоятельности в условии организации совместной поисковой деятельности 138

4. Анализ результатов контрольных срезов 147

Выводы по III главе 151

Основные выводы 157

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью воспитания субъектно-активной личности, способной самостоятельно творчески мыслить, планировать деятельность, осуществлять нравственно-значимый выбор способов и средств ее реализации и готовой нести ответственность за свою деятельность.

Научно-технический прогресс довольно основательно изменил характер труда человека, в котором большое значение приобретает умение творчески решать поставленные задачи, а значит -творчески активное мышление.

Необходимость воспитания творческой активности в растущем и развивающемся ребенке, воспитания творческой самостоятельности ставит перед обществом и непосредственно перед педагогом задачу - формировать деятельностные и мотивационные компоненты его личности в активном гуманистическом отношении к действительности. Ведь человечеству не безразлично, на что будет направлена деятельность людей: на созидание или разрушение.

Можно говорить о том, что решающим фактором создания материальной базы общества становится развитие творческих сил каждого человека. Воспитание творца - это социальный заказ общества сегодня, и задача педагогов - выполнить этот социальный заказ.

Педагогической теорией доказано, что данную задачу необходимо начинать решать уже в младшем дошкольном возрасте, который является базовым для формирования таких показателей мыслительной и трудовой деятельности, как активность, инициативность, творческая самостоятельность. На это указывают в своих исследованиях М. А. Данилов, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, П. И. Пидкасистый, Е. В. Проскура и др. По мнению этих ученых, задача воспитания и развития средствами трудовой деятельности не сводится к освоению и пониманию труда как суммы знаний и уме-

ний, а предполагает формирование опыта творческой практической деятельности, личностного отношения к этому процессу. Авторы подчеркивают, что творческая самостоятельность человека формируется в деятельности и выступает как высшее проявление личности.

Для того чтобы реализовать установку воспитания дошкольника - развивать мышление и творческие потенциалы деятельности, необходимо организовать воспитание детей с учетом их индивидуальных особенностей. Это необходимо в связи с тем, что психологами доказано, что самостоятельность личности и, тем более, творческая самостоятельность - это глубоко индивидуализированная характеристика личности.

Если в большинстве дидактических исследований самостоятельность рассматривается как свойство познавательной деятельности (А. С. Байрамов, П. И. Пидкасистый, Н. А. Половникова и др.) безотносительно к индивидуальным особенностям личности, то в работах психологов, исследующих самостоятельность и процесс ее формирования у ребенка, самостоятельность рассматривается как качество, характерное для личности в целом (Н. В. Бочкина, Е. П. Михайловский, И. Молнар, Л. А. Ростовецкая).

Исследователи изучали уровни сформированности самостоятельности в учебной деятельности (Н. В. Бочкина. И, Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, 3. Ф. Пономарева и др.), уровни учебной познавательной самостоятельности (Н. А. Половникова, Т. И. Шамова), функции этого качества (Н. В. Бочкина, М. И. Дидора, Ю. П. Дмитриева), его место в психологической структуре личности, связь между формированием самостоятельности в одном виде деятельности и развитием его в других проявлениях личности (О. П. Суркова, Д. Г. Рогожина), воздействие развитой самостоятельности на развитие общественно и личностно значимых качеств: ответственности, дисциплинированности, инициативности (А. Д. Алферов), воли, на-

6 стойчивости в достижении цели (В. К. Котырло) и др. Однако все эти исследования относятся к школьному возрасту ребенка, тогда как закладка этого качества личности происходит уже в младшем дошкольном возрасте.

Невозможность «механического» перенесения как методик, так и способов, средств, базы развития творческой самостоятельности ребенка из рассмотренных исследований на дошкольный возраст очевидна. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является не учебная деятельность, а игровая. При этом многие исследователи отмечают, что «это справедливо и для пограничного» возраста 7-8 лет (первый класс начальной школы), в котором происходят лишь первые шаги в направлении формирования учебной деятельности как ведущего вида деятельности.

Безусловно, развитие творческой самостоятельности в игровой деятельности возможно, но это будет особого рода творческая самостоятельность, реализуемая не в вещественной, а в воображаемой деятельности.

Вещественная (практическая) деятельность ребенка позволяет реализовать конкретные методики формирования и развития нужных педагогу процессов, поскольку непосредственно управляема, а также имеет результатом конкретный продукт («вещь»), являющийся в свою очередь новым стимулом для работы ребенка. Таким образом, целесообразно в качестве базы формирования творческой самостоятельности ребенка указанного возраста выбрать его вещественную (чаще именуемую трудовой) деятельность, традиционно называемую в дошкольной педагогике конструированием.

Актуальность проблемы формирования творческой самостоятельности в трудовой деятельности дошкольников, а также недостаточная ее разработанность вызвали необходимость изучения этого качества у детей старшего дошкольного (7 лет) и младшего школьного (8 лет) возраста.

Острая общественная потребность в воспитании творческой самостоятельности у подрастающего поколения, недостаточная изученность этого качества у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, отсутствие специальных исследований, посвященных формированию творческой самостоятельности у детей 7-го и 8-го года жизни в процессе конструирования, обусловили выбор темы исследования: "Формирование творческой самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в конструировании". При выборе исследуемой темы учитывалось следующее:

Во-первых, большие возможности нетрадиционного материала для формирования у детей конструктивно-практических навыков и умений (при этом происходит обогащение знаний о свойствах и качествах материалов, расширение художественного восприятия, образного видения, что стимулируется необычностью и привлекательностью для детей изготовления разных поделок из подобных материалов);

во-вторых, возможность управления развивающим и воспитывающим характером этой работы;

в-третьих, доступность содержания данной деятельности для детей;

в-четвертых, формирование общественных мотивов: создавая подарки и сувениры, сказочных персонажей для игр или кукольного театра, игрушки для елки, дети убеждаются в практической значимости своего труда. С большим интересом они играют изготовленными поделками в дидактических, сюжетно-ролевых играх, охотно дарят их сверстникам, малышам, сотрудникам, гостям ДОУ и школы или используют в качестве украшения интерьера. Это оказывает на детей большое воспитывающее воздействие и обусловливает особую заинтересованность ребят данным видом деятельности.

Являясь специфическим видом деятельности, конструирова-

s ниє отвечает интересам и потребностям детей и одновременно обладает чрезвычайно широкими возможностями в развитии личности, в умственном воспитании детей. В процессе целенаправленного обучения детей конструированию из нетрадиционного материала у них формируются обобщенные способы умственных действий: анализ, сравнение и соотнесение; формируется умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, умение планировать свою деятельность. В ходе этого вида конструирования проявляется неординарность технического творчества человека. Изучение педагогической теории и практики дает основание считать, что содержательная сторона этого вида деятельности неоправданно сужена, что не позволяет в полной мере реализовать потенциальные возможности развития личностных качеств ребенка, необходимых для конструктивной деятельности. В первую очередь мы имеем в виду творческую самостоятельность, активность, инициативность, организованность, склонность к творчеству.

В этом смысле в качестве существенно важного условия формирования творческой самостоятельности следует признать не конечную цель деятельности, а, как подчеркивает П. М. Якобсон , осуществляемый в ней процесс творческого поиска. Последний может иметь место во всех звеньях конструктивной деятельности человека.

Исходя из анализа состояния изученности проблемы развития творческой самостоятельности, можно предположить, что, являясь сложным социально-психологическим образованием, она может рассматриваться как процесс, выступая в качестве самодеятельности, предполагающей инициативные, систематические действия, вызванные внутренней необходимостью; как состояние, представляющее собой не отдельную черту личности, а ее интегрированное качество, которое проявляется в целом комплексе интеллектуальных, характерологических, регуляторных и подобных процессов,

дающих человеку возможность творчества в любом виде трудовой деятельности и приобретающих в каждом отдельном случае специфическую форму.

Цель исследования : заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании возможности формирования у детей 7-го и 8-го года жизни творческой самостоятельности в условиях конструирования из нетрадиционных материалов.

Объект исследования ; процесс развития творческой самостоятельности у детей 7-го и 8-го года жизни в конструировании из нетрадиционных материалов.

Предмет исследования : формирование творческой самостоятельности у детей 7-го и 8-го года жизни в процессе конструирования из нетрадиционных материалов.

Гипотеза исследования : если разработать и реализовать в непосредственной работе с ребенком систему использования нетрадиционных материалов, то педагогически управляемый процесс формирования такого интегративного качества личности, как творческая самостоятельность, достигнет своей цели с высокой долей вероятности.

При организации экспериментальной работы с детьми 7-го и 8-го года жизни по формированию у них в указанном виде деятельности творческой самостоятельности использовались данные рассмотренных выше психологических исследований. При этом на первом этапе педагогического эксперимента необходимо было выявить интерес к конструированию из нетрадиционного материала, интерес к самому материалу для того, чтобы спланировать формирование мотивационных компонентов деятельности; кроме того, необходимо было выявить уровни сформированности технических навыков и умений измерять, пользоваться ножницами, собирать, оформлять и т. п. Наблюдения за работой детей показывают, что они, отражая в игрушках свои впечатления от окружающей жизни, не механически копируют, а творчески дополняют и преобразуют

ее. Даже повторяя одну и ту же игрушку, они действуют по-разному, вносят изменения, детализируют первоначальный замысел, реализуют свои знания и представления в переработанном виде. Эта переработка жизненных впечатлений совершается в результате проявления творческой самостоятельности. Таким образом, можно утверждать, что изготовление игрушек из нетрадиционного материала создает благоприятные условия для развития целепола-гания, смекалки, способности по самостоятельно составленному плану-проекту создавать новый образ игрушки и других качеств, свойственных творческой самостоятельной личности.

Эта особенность была отмечена К. Д. Ушинским: "Дети не любят игрушек неподвижных, хорошо отделанных, которые они не могут изменить по своей фантазии, - писал он. - Вот почему лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом". .

Такой особенностью - разнообразно изменяться по инициативе самого ребенка - в особенно большой мере обладает нетрадиционный материал, дающий ребенку возможность самостоятельно комбинировать и создавать все новые и новые игрушки по собственному замыслу, проявлять сообразительность, изобретательность, творческую выдумку.

При изучении практики работы детских садов и начальной школы было обнаружено, что у педагогов вызывает затруднение осуществление процесса формирования у детей творческой самостоятельности как черты характера в разных видах их практической деятельности. Между тем формирование творческой самостоятельности, начатое уже в дошкольном возрасте, в значительной степени отличается от процесса обучения в школе, который с каждым годом все более и более основывается на самостоятельности учащихся и требует от них не только репродуктивной деятельности, но и проявления инициативы, творчества.

Известно, что в начальных классах трудовая деятельность является важным звеном в системе трудовой политехнической подготовки учащихся, которая осуществляется и развивается с 1 по выпускной класс.

При организации трудовых процессов у младших школьников в сопутствующих сенсомоторных действиях, в нервно-психическом и физическом напряжении формируется система определенных знаний, умений и первоначальных навыков, которые лежат в основе трудоспособности человека - главной производительной силы общества.

Именно в этом возрасте закладываются основы характера и формируются такие черты личности, как трудолюбие, трудовая активность, творческая самостоятельность, уважение к людям труда и другие ценные качества, помогающие будущему труженику усвоить требования самостоятельной жизни и утвердиться в ней.

Работы Л. П. Аристова, Е. Я. Голанта, М. А. Данилова, Б. П. Есипова и др. посвящены проблеме анализа сформированности у детей активности и самостоятельности как важнейших показателей плодотворности учения. И, Н, Колесниченко, В. Г, Машинистов, В. С, Цейтлин и другие рассматривали основные вопросы содержания и методики трудового воспитания и обучения младших школьников. П. А. Андрианов, В. И. Качнев, И. Г. Китаев, Ю, С. Столяров и другие рассматривали систему технического творчества учащихся в процессе внеурочных занятий и взаимосвязи этого вида деятельности с процессом трудовой подготовки учащихся начальных классов.

Однако исследований аналогичного характера для дошкольного возраста практически не имеется. Этот факт стимулировал данное исследование. Базой исследования явились ДОУ № 139, № 17 и школа № 63 г. Мурманска.

В соответствии с поставленной выше целью и гипотезой ис-

следования были поставлены и решались следующие задачи :

    Определить содержание понятия творческой самостоятель- ; ности у детей 7-го и 8-го года жизни в конструировании из нетрадиционных материалов.

    Изучить особенности проявления творческой самостоятельности у детей 7-го и 8-го года жизни в конструировании из нетрадиционных материалов.

    Определить показатели сформированности творческой самостоятельности у детей 7-го н 8-го года жизни в конструировании.

    Создать и экспериментально апробировать систему использования нетрадиционных материалов в конструировании, направленную на формирование у детей 7-го и 8-го года жизни творческой самостоятельности в условиях отказа от показа педагогом способов изготовления игрушки.

Методологической основой исследования является учение о роли деятельности в развитии личности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Б. Рубинштейн); концепция дошкольного и начального школьного детства как своеобразного этапа в развитии человека и его социализации (А. Г. Асмолов, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Н. В. Кузьмина, Д. Б. Эльконин); исследования по проблеме своеобразия детских видов деятельности (Б. Г. Ананьев, Г. И. Вергилес, Д. И. Воробьева, А. Р. Гинзбург, А. И. Леонтьев, А. А, Люблинская, В. Г. Нечаева, Г. И. Щукина); теория формирования умений (П. Я. Гальперин, Т. С. Комарова, Н. В. Кузьмина).

Методы исследования выбраны с учетом специфики предмета, объекта, задач и гипотезы работы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; общелогические методы (сравнение, сопоставление, умозаключение); экспериментальный метод, включающий наблюдение, анкетирование, констатирующий и обучающий психолого-педагогический

эксперименты; обработка экспериментальных данных (качественный и количественный анализ).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: впервые доказана возможность развития у детей творческой самостоятельности в процессе конструирования из нетрадиционных материалов; показано, что творческая самостоятельность является ин-тегративным качеством, которое интенсивно развивается в процессе конструирования из нетрадиционных материалов; показана взаимосвязь между целенаправленными конструктивными действиями и развитием творческой самостоятельности; определены уровни творческой самостоятельности в конструировании из нетрадиционных материалов; выявлены возможности дифференцированного подхода к ребенку в постановке конструктивной задачи, способствующие развитию творческой самостоятельности в данном виде конструирования; разработана методика, обеспечивающая возможность проявления детьми 7-го и 8-го года жизни творческой самостоятельности на различных этапах решения конструктивной задачи в условиях отсутствия показа педагогом способов изготовления игрушки.

Практическое значение исследования состоит в возможности применения разработанного содержания и методики формирования творческой самостоятельности в процессе конструирования из нетрадиционных материалов в практике работы ДОУ и начальной школы. Выделенные показатели могут быть использованы в целях диагностики. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке педагогических кадров для дошкольных учреждений и начальных классов средних общеобразовательных школ; при чтении лекций и проведении практических занятий по педагогике, методике развития элементарных математических представлений, методике изобразительной деятельности и художественного труда в вузе, колледжах, институтах повышения квалификации работников

образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, использованием комплексной методики, ее соответствием возрастным психологическим особенностям старших дошкольников и младших школьников, объемом собранного материала. На этапе констатирующего эксперимента обследовано 85 детей, на этапе формирующего и контрольного эксперимента - 81 ребенок. Исследование проводилось в течение 1997-1999 гг. с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ № 139 Ленинского округа и № 17 Первомайского округа, 1 классе СШ № 63 г. Мурманска.

Основные положения, выдвигаемые на защиту:

    Формирование творческой самостоятельности у детей 7-го и 8-го года жизни в процессе конструирования из нетрадиционных материалов обеспечивается комплексом взаимосвязанных условий: личностно-ориентированным подходом педагога к детям; освоением детьми позиции субъекта деятельности, а также системой конструктивных практических действий выводящих детей на результат.

    Наибольшую результативность в формировании творческой самостоятельности у детей 7-го и 8-го года жизни имеет методика, сориентированная на осознание ими целей, путей и способов действий в процессе конструирования из нетрадиционных материалов (что сделать? из чего? чем? как? в какой последовательности действовать?).

3. Успешное формирование творческой самостоятельности
достигается целенаправленным поэтапным педагогическим руково
дством практической деятельностью детей на занятиях и уроках, в
самостоятельной художественной и художественно-трудовой дея
тельности, при тесной взаимосвязи ознакомления с окружающим
миром, сенсорным воспитанием, трудовой, речевой и изобрази
тельной деятельностью.

"В творческом труде находит себе простор

игра творческих сил личности"

(Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.

М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. - С. 63)

Сущность понятия творческой самостоятельности

Вряд ли существует более ценное качество личности, чем творческая самостоятельность, - и, казалось бы, более ясное и определенное. Мы, не задумываясь, можем перечислить те черты характера и поведения, которыми наполняем это понятие, - внутренняя нестандартность, своеобразие, самобытность, оригинальность.

Творческая самостоятельность как свойство личности предполагает, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне принимать и проводить в жизнь важные решения; во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно.

Психологи выделили целый ряд свойств, составляющих сущность творческой самостоятельности и связанных с нею психических явлений: способность к самоутверждению, поддержанию стабильности "Я", самоконтроль, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, умение сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению.

Проблемы творческой самостоятельности тесно связаны с проблемой развития личности в целом, поэтому многие исследователи, работающие над проблемой личности, анализируя свойства личности, затрагивают в той или иной степени вопрос творческой самостоятельности.

Подавляющая часть взрослых людей проявляет творческую самостоятельность в области своей профессии, в том виде деятельности, который является жизненно ведущим, преобладающим, в других же сферах творческая самостоятельность резко снижается и иногда до такого уровня, который представлен полным отсутствием самостоятельности - несамостоятельностью. Никто не может с уверенностью сказать, что развитие творческой самостоятельности заканчивается в каком-то определенном возрасте. Можно только утверждать, что творческая самостоятельность нарастает с возрастом и достигает высокого уровня своего развития в тех видах деятельности, которые являются основными, преобладающими, жизненно ведущими или наиболее интересными.

Анализ педагогической и психологической литературы свидетельствует об актуальности исследуемой проблемы и позволяет перейти к рассмотрению ее исходных данных.

Проблема самостоятельности личности издавна привлекала философов, психологов, педагогов. В философской литературе вопросы самостоятельности рассматривались в связи с проблемами свободы и ответственности личности, взаимодействия личности и общества, общественной и личной практики.

Самостоятельность в психологической литературе рассматривается как важнейшая составляющая в характеристике особенностей личности. Чем самостоятельнее в своих поступках человек, тем в большей степени он - зрелая личность. "Личностно-социальной единицей, субъектом, носителем социально-человеческой деятельности ребенок станет лишь там и тогда, когда сам начнет совершать деятельность". (130, СЛЗО)

При оперировании понятиями "сам11, "самостоятельный", "самостоятельность" используются чаще всего такие их семантические оттенки значения, как "без опоры", "без посторонней помощи", тем самым в состав самостоятельных включаются те элементы поведения, посредством которых индивид совершает действия, не опираясь на поддержку другого человека. Таким образом, стоящими в одном ряду оказываются и стремление к самообслуживанию у детей раннего возраста, и выполнение домашнего задания без контроля родителей младшими школьниками, и самостоятельное принятие решений подростками.

В советской психологии самостоятельность рассматривалась как генерализованное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность, поступки, поведение.

Самостоятельность личности связана "с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь имеет двусторонний характер. С одной стороны, развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов является необходимой предпосылкой самостоятельных суждений и действий личности, а с другой стороны, складывающиеся в процессе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют чувства и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные решения, но и, несмотря на возможные трудности, добиваться успешного их выполнения.

Задачи и методика диагностического этапа исследования

1. Выявить интерес детей седьмого года жизни (подготовительная к школе группа) и восьмого года жизни (1 класс школы) к нетрадиционному материалу, из которого можно создавать разнообразные поделки.

2. Выяснить сущностные проявления творческой самостоятельности и причины затруднений в процессе работы с нетрадиционным материалом детей 7-го и 8-го года жизни.

3. Определить педагогические условия организации конструирования из нетрадиционного материала в детском саду и первом классе школы.

Методика диагностики Диагностический этап исследования состоял из двух этапов. Первый этап был направлен на выявление интереса и особенностей проявления детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 1 класса творческой самостоятельности в конструировании из нетрадиционных материалов.

Первый этап констатирующего эксперимента включал семь заданий.

Первое задание

Тема: "Выбери интересный для тебя материал".

Задачей первого задания констатирующего эксперимента было выявить интерес детей седьмого и восьмого года жизни к нетрадиционному материалу.

В разных местах групповой и классной комнаты размещаются: напольный, настольный конструктор, конструктор "Лего", природный и нетрадиционный материал (коробки различных размеров, различный по фактуре, цвету упаковочный материал и пр.), детские игрушки (машины, куклы).

В инструкции экспериментатор предлагает ребенку войти в помещение, рассмотреть все материалы и выбрать тот, который больше всего понравится, а затем объяснить причины своего выбора.

Из какого материала тебе хотелось бы мастерить?

С каким материалом тебе нравится работать?

Ты раньше что-нибудь делал из него?

Как ты думаешь, что из него можно сделать?

В процессе эксперимента проводились целенаправленные наблюдения за детьми на всех этапах деятельности.

В протоколах фиксируются: выбор детьми материала, наличие желания работать с бросовым материалом, длительность и направленность поисковых действий, получение результата и особенность речевых высказываний.

Второе задание

Тема: "Сделай, что хочешь" (конструирование по замыслу детей).

Задача второго задания констатирующего эксперимента состояла в том, чтобы выявить возможность детей 7-го и 8-го года жизни проявлять творческую самостоятельность в различные периоды деятельности: задумывая образ предмета и планируя пути и способы его выполнения и воплощая план-замысел в конструкции.

Материал: различный по фактуре, цвету, размерам, объемам упаковочный материал.

В инструкции экспериментатор предлагает детям седьмого-восьмого года жизни рассмотреть материал и сделать любую поделку, предварительно рассказав о том, что он сделает, из чего и как намерен выполнить работу.

При необходимости ребенку задаются дополнительные вопросы:

Что ты решил сделать?

Из чего сделаешь?

Что сначала, а что потом будешь делать?

Как ты эти формы соединишь?

Какой инструмент тебе понадобится?

В протоколах фиксируются особенности поведения испытуемых, характер их затруднений на всех этапах реализации задачи.

Третье задание

Тема: "Ягодка с сюрпризом" или "Цветок" (конструирование по образцу).

Задачи, содержание и условия организации формирующей части исследования

При разработке формирующего эксперимента учитывались следующие положения:

Целостный подход к педагогическому процессу;

Сочетание фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм обучения;

Индивидуально-дифференцированный подход к детям;

Расширение возможностей для проявления творческой самостоятельности на всех этапах эксперимента; в целеполагании, прогнозировании, осуществлении плана-проекта, оценке оригинального продукта;

Гуманно-сотруднический стиль руководства деятельностью детей.

Чтобы создать необходимые условия для работы на занятиях в ДОУ и уроках в начальной школе, детям предоставлялись в свободное пользование образцы игрушек, различный нетрадиционный материал, разнообразные инструменты, вспомогательно конструктивные элементы поделок, украшения.

Особое внимание уделялось развитию организаторских навыков, культуре труда, развитию чувства ответственности, критической самооценки, осторожности, понимания опасности работы с инструментами. Необходимость организации труда детей с соблюдением указанных требований подтверждена соответствующим инструктивным письмом Министерства просвещения СССР № 39-м от 08.06.1984 г. "О соблюдении требований безопасности при организации трудовой деятельности детей в детском саду".

При этом предусматривались следующие правила:

Выполнять порученную работу только в местах, отведенных для данного вида труда;

Готовить свое рабочее место, аккуратно, удобно и красиво располагать нужные материалы и инструменты;

Использовать оборудование и инструменты строго по их прямому назначению, применяя правила и приемы, показанные экспериментатором;

Применять колющие и режущие инструменты в самостоятельной конструктивной и художественной деятельности под контролем экспериментатора;

Развивать умение работать внимательно, сосредоточенно, не отвлекаясь и не размахивая инструментами, не мешая друг другу;

Постоянно поддерживать порядок на своем рабочем месте, не допускать захламленности;

Проверять состояние оборудования и инвентаря по окончании работы, осуществлять уборку, хранить и ухаживать за инструментами, приводить в порядок рабочее место.

Ознакомление детей с правилами работы и их усвоение предполагалось в течение всего формирующего эксперимента как с детьми старшего дошкольного возраста, так и с младшими школьниками. Рациональная организация рабочего места и оборудование его всем необходимым позволяют максимально экономить рабочее время на занятии и уроке, сосредоточить внимание детей целиком на выполнении игрушки, работать, не отвлекаясь и не мешая друг Другу.

При определении тем для изготовления игрушек на занятиях и уроках, в самостоятельной конструктивной и художественной деятельности учитывались:

Возрастные особенности и возможности детей;

Доступность и посильность тематики для детей 7-го и 8-го года жизни;

Разнообразие интересных образов и предметов окружающей действительности (люди, животные, предметы быта, транспорт и т.д-);

Возможность организации самостоятельной работы, в процессе которой дети могли бы совершенствовать приобретенные навыки и умения, использовать свой личный опыт для создания игрушек, конструкций, персонажей, проявляя при этом творческую самостоятельности, фантазию, инициативу;

Обеспечение развивающего и воспитывающего характера обучения и развитие общественных мотивов.

В эксперименте создавались ситуации, в которых дети могли прийти к пониманию того, как достигается выразительность поделки в зависимости от поставленной цели. При этом детей подводили к осознанию необходимости выполнять все качественно, привнося в игрушку творчество и фантазию.

1

Охарактеризованы основные дидактические принципы при выборе методик формирования творческой самостоятельности; проектная методика – это педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний путем самоорганизации и самообразования учащихся. Выявлено, что основные принципы проектной методики образуют тесные взаимопроникающие связи с принципами контекстного обучения. На основе четырех структурных компонентов творческой самостоятельности был выделен ряд соответствующих им критериев, позволяющих судить об уровнях их сформированности у студентов – будущих художников-стилистов. В процессе учебной деятельности проведения эксперимента использовались следующие методы: проблемная лекция, проблемный семинар, тренинг, дискуссия, проектный метод, технология проблемного обучения. В квазипрофессиональной деятельности: технология контекстного обучения, сущность которой состоит в моделировании предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

творческая самостоятельность

проектная методика

художник-стилист

профессиональная деятельность

1. Битюк В.Л. Проектная методика как способ реализации принципов контекстного обучения // Вестник АГТУ. – 2009. – № 1 (48). – С. 173–175.

2. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.

3. Новые подходы к организации и обеспечению самостоятельной работы студентов / В.Р. Имакаев, С.В. Русаков, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса: материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Оренбург: ОГУ, 2011. – С. 1557–1566.

4. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.

5. Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий / Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.А. Батышева. – М.: Профессиональное образование, 1999. – Т. 2. – 383 с.

Современная парадигма профессионального образования ориентирована на формирование нового типа компетентного специалиста, для которого потребности в творчестве, саморазвитии и самореализации в профессиональной сфере приобретают доминирующий характер.

Цель данного исследования - выявление эффективных способов формирования творческой самостоятельности. Для этого необходимо решить ряд задач: выявить основные дидактические принципы и специфику содержания выбранных методик; охарактеризовать методы и формы организации занятий, способствующих интеграции знаний и умений по всем составляющим подготовки к художественно-проектной деятельности.

Достижение новых образовательных целей образования требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов, и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни с поиском путей решения возникающих проблем. При отборе содержания образования необходимо учитывать формы, методы и педагогические технологии передачи материала, уровни его усвоения и смысловую обусловленность действий.

Под методами обучения понимаются «приемы и способы работы педагога (преподавателя, мастера) и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для качественного и высокопроизводительного выполнения учащимися работ по профессии, формирования их мировоззрения, развития способностей к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний» .

Технология обучения выступает как «определенный задачами логически структурированный дидактический процесс, инвариантно протекающий под влиянием определенных педагогических условий и обеспечивающий прогнозируемый результат, либо как целостная система концептуально и практически значимых идей, принципов, методов, средств обучения, гарантирующая достаточно высокий уровень эффективности и качества обучения при ее последующем воспроизведении и тиражировании» .

Выбор методики формирования творческой самостоятельности будущего художника-стилиста определен основными принципами дидактики. К ним относятся: доступность в обучении и воспитании; научность; коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности; принцип культуросообразности; принцип природосообразности; принцип сотрудничества; прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения; систематичность и последовательность, связь теории с практикой, сознательность, активность и самодеятельность; единство конкретного и абстрактного; наглядность.

Специфическим особенностям художественного образования соответствуют принципы проектной методики, поскольку теоретические и практические аудиторные занятия воспринимаются как рутина, а проектные формы работы - как креативная деятельность .

Процесс профессиональной подготовки специалистов по художественному проектированию костюма состоит из двух этапов: пропедевтический курс, включающий в себя базовое художественное образование, т.е. классическую подготовку по художественным дисциплинам; узкая специализация по направлению художественного проектирования костюма, формирующая восприимчивость к проявлениям гармонии предметного мира и познанию закономерностей проектной культуры.

Поиск эффективных способов реализации принципов контекстного обучения в ходе формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов объясняет выбор из многочисленных форм, методов и средств обучения проектную методику, как технологию, обладающую мощным образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом.

Специфику содержания проектной методики как способа реализации принципов контекстного обучения определяет сущность проектирования. Н.П. Сибирская представляет проектирование как деятельность по созданию образа будущего предполагаемого явления. Оно является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании .

В самой этимологии слова «проект» явно обозначается активный творческий подход, стремление к социальному действию. Под проектной методикой понимается совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.

Таким образом, проектная методика - это педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний путем самоорганизации и самообразования учащихся.

В.Л. Битюк выделяет четыре основных принципа проектной методики: коммуникативности, проблемности; автономности; ситуативной обусловленности . Если соотнести их с принципами контекстного обучения, то можно с уверенностью утверждать, что основные принципы проектной методики образуют тесные взаимопроникающие связи с принципами контекстного обучения. Например, проектная методика предполагает наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, что определяет реализацию личностного потенциала учащегося в процессе художественно-проектной деятельности. Проблемное содержание обучения задает субъектно-субъектные отношения с консультационно-координирующей функцией преподавателя. Личностный компонент реализуется и в процессе творческого создания конкретного продукта, и в процессе активной познавательной деятельности. Следовательно, проектную методику можно считать одним из способов реализации контекстного обучения.

Целью контекстного обучения является создание условий, которые способствуют развитию творческого мышления, закреплению умения действовать в ситуациях, адекватных ситуациям будущей профессиональной деятельности. Основной единицей содержания контекстного обучения выступает проблемная педагогическая ситуация. В качестве идеального примера педагогической ситуации может быть назван конкурс студенческих работ, например, конкурс молодых модельеров и дизайнеров одежды. В системе подготовки будущего художника-стилиста конкурс как форма организации обучения выполняет адаптивную, целевую, обучающую, воспитательную и рефлексивную функции.

Достижение целей образования при подготовке учащихся к участию в конкурсе невозможно без использования нетрадиционных активных и интерактивных методов обучения. Интерактивные и активные методы имеют много общего. Для них характерны следующие признаки: высокая степень включенности студентов в процесс обучения; их активность в процессе разных видов учебной деятельности, совпадение познавательных интересов преподавателя и студентов; интенсификация процесса обучения, коллективное форсирование усилий; наличие обратных связей в обучении; мотивация обучения не только личностно, но и социально значимая; возможность моделирования целостного содержания будущей профессиональной деятельности благодаря формам обучения; повышенная эмоциональность студентов. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.

В образовательном процессе подготовка студентов к конкурсам и участие в них представляет собой инновационную форму организации обучения - форму организации самостоятельной работы для студентов, успешно справляющихся с программой дисциплины за более короткие сроки (разновидность ускоренного обучения), чем это предусмотрено рабочим учебным планом. Это обеспечивает формирование индивидуальной образовательной траектории каждого студента, развитие у него готовности к самостоятельной деятельности, проявляющейся в продуктивном вхождении в профессиональную среду, эффективном решении творческих профессиональных задач, творческом саморазвитии обучающегося.

В процессе формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов могут эффективно быть применены методы проблемного обучения, но лишь после того, как у студентов в ходе освоения ряда учебных дисциплин сформируются определенные знания, умения и навыки. В таком случае деятельность педагога в ходе организации внеаудиторной профессионально ориентированной самостоятельной работы заключается в постановке проблемной ситуации перед студентами.

Теоретической основой для реализации задач проблемного обучения послужило положение о том, что деятельность художника-стилиста или дизайнера костюма по самой своей природе носит творческий характер. Этим специалистам ежедневно приходится решать множество не только типовых, но и оригинальных задач, которые требуют анализа творческой ситуации; прогнозирования результатов в соответствии с имеющимися исходными данными; учета средств, используемых для достижения цели; оценки полученных данных и определение новых задач.

Важнейшим компонентом дизайнерского мышления являются умения видеть творческую проблему в решении обычных повседневных задач, формулировать гипотезу, расширять рамки обычной информации, отбирать новые факты и явления, выбирать наиболее целесообразный путь поиска решения задачи, делать обобщенные выводы, отказываясь от неправильных положений и обосновывая дальнейший путь решения проблемы. В связи с этим особое значение в организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности приобретает использование проблемно-поисковых методов. Именно осознание проблемы детерминирует ход мыслительных операций, определяет последовательность ступеней и придает процессу усвоения целенаправленный характер. Тогда знания, приобретаемые в самостоятельной познавательной деятельности, существенно отличаются от знаний, получаемых в готовом виде: они значительно глубже и полнее, могут быстро перестраиваться и становиться орудием осуществления практической деятельности студента, сознательно переходить в убеждения и в целом способствовать решению задач формирования творческой личности.

Основой проблемно-поискового метода служат проблемные ситуации, дающие «толчок» мышлению. Проблемные ситуации вскрывают трудность познавательного материала и пробуждают «исследовательскую активность» обучающихся. Трудность, таким образом, выступает и как основной элемент, и как критерий выявления проблемной ситуации.

В учебном процессе при усвоении пропедевтических курсов «Основы композиции» и «Архитектоника» определяются общие базовые композиционные принципы гармонизации костюма. Практические задания этих дисциплин имеют эвристический характер и задают исследовательскую активность. На завершающем этапе обучения студент проектирует авторскую коллекцию моделей одежды для участия в конкурсе модельеров с учетом межпредметных связей между разными дисциплинами: «Рисунок», «Живопись», «Цвет в костюме», «Пластическая анатомия», «Художественное проектирование костюма», «Выполнение проекта в материале», «История стилей в костюме» и др. Это позволяет целенаправленно строить учебный процесс, обеспечивать тесную взаимосвязь теории и практики, учитывать индивидуальные возможности студентов.

Одним из основных показателей учебно-творческой активности обучаемых является внеаудиторная профессионально ориентированная самостоятельная работа, которая более продуктивно используется в условиях ограниченности учебного времени. Вся самостоятельная работа предполагает планируемый характер, учитывает индивидуальные возможности каждого студента.

На основе мотивационно-ценностного, когнитивного, креативно-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов в структуре творческой самостоятельности будущего специалиста был выделен ряд соответствующих им критериев, позволяющих судить об эффективности процесса формирования данного качества личности, степени (уровня) его сформированности у студентов.

Измерение образовательного результата осуществлено по четырем критериям сформированности творческой самостоятельности как интегративного качества личности будущего художника-стилиста:

1) личностно-профессиональные мотивы и потребности;

2) системное владение общенаучными и профессиональными знаниями;

3) творческий метод;

4) профессиональное самосознание.

Показателями первого критерия являются: устойчивый интерес к профессиональной художественно-проектной деятельности; потребность в наиболее полном и глубоком освоении знаний, в стремлении разностороннего владения дизайнерским мастерством; потребность в саморазвитии и творческой самореализации.

Для второго критерия выделены следующие показатели: знание закономерностей дизайнерского проектирования; умение формулировать и решать художественно-проектные задачи; умение пользоваться средствами художественной выразительности.

Показатели третьего критерия: эффективное использование традиционных и новых методов художественного проектирования; разработка художественных проектов изделий с учетом конструктивно-технологических, эстетических, стилистических, экономических параметров.

Показателями четвертого критерия являются: представление о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу.

С целью получения достоверных результатов об эффективности использования педагогической технологии формирования творческой самостоятельности будущего художника-стилиста в вузе был проведен эксперимент, в ходе которого разработаны оптимальные методики, формы и средства учебно-познавательной индивидуальной и коллективной деятельности студентов, построено оптимальное взаимодействие студентов и преподавателей, определены процедуры контроля и измерение результата формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в рамках внеаудиторной самостоятельной работы студентов в Студенческом доме моделей Южно-российского государственного университета экономики и сервиса. В процессе учебной деятельности проведения эксперимента использовались следующие методы: проблемная лекция, проблемный семинар, тренинг, дискуссия, проектный метод, технология проблемного обучения. В квазипрофессиональной (то есть «профессиональноподобной») деятельности использовалась технология контекстного обучения, сущность которой состоит в моделировании предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, данное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Творческая самостоятельность студентов - будущих художников-стилистов представляет собой сложное интегративное качество личности, сущность которого проявляется в единстве двух аспектов. В учебно-познавательном аспекте - как активное освоение общенаучных и профессиональных знаний, умений и навыков и их творческое применение при решении новых учебных задач; в личностном плане - как стремление реализовать свой профессионально-личностный творческий потенциал с учетом собственных потребностей, возможностей и способностей. Сформированное в ходе процесса обучения в вузе, это качество обеспечивает дальнейшую творческую самореализацию специалиста в профессиональной деятельности.

2. Применение педагогических технологий в процессе формирования творческой самостоятельности в условиях моделирования предметного и социального содержания реальной профессиональной деятельности в рамках контекстного подхода определяют процесс движения деятельности студента от учебной академического типа через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную к собственно профессиональной деятельности.

3. Использование проектной методики, методов активного и интерактивного обучения, технологии проблемного обучения и других способов в комплексе представляют собой педагогическую технологию, поскольку гарантируют результат, прогнозируемый при планировании учебного процесса и подтвержденный в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Рецензенты:

Шемет О.В., д.п.н., доцент кафедры «Информатика» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет», г. Шахты;

Алиева Н.З., д.филос.н., доцент Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет», г. Шахты.

Работа поступила в редакцию 03.09.2013.

Библиографическая ссылка

Кулешова А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА-СТИЛИСТА // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-4. – С. 865-869;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32418 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Похожие публикации