История освоения урала. История урала: из истории изучения природы урала и свердловской области

Вот тогда-то и поняли окончательно Строгановы: покой на их землях настанет, только когда они утвердятся и за Камнем. Они надумали просить у царя разрешение на владение приобскими землями - и получили его в 1574 году. Так Строгановы хотели решить все свои проблемы - да еще с немалым приварком. Но для того чтобы свершить задуманное, нужны силы. И нет ничего необычного в том, что они решили позвать защитников издали. Надо помнить - в 1578 году истек двадцатилетний срок освобождения от податей, которое было даровано Строгановым и людям, что селились на их землях, в 1558 году. С 1578 года начался отток мобильных работников, особенно мужчин, которые не желали выплачивать предъявленные им налоги. С кем же Строгановым оставалось идти воевать татар?! Так что с этой стороны и историческая логика, и фактическая канва событий соотносятся.
Что же смущает несогласных с версией этой летописи? Слишком уж там выпячено строгановское участие. Вплоть до того - сколько, и как, и кому Максим дал, и как проводников подбирал, и прочее, и прочее.
Кроме того, незачем им было, по мнению некоторых, у себя держать ораву (не менее 500 человек) вооруженных бездельников целых два года. Не такие Строгановы были дураки, чтобы сначала пригласить людей, а потом придумать, чем бы их занять. Они уж, наверное, сразу бы и припас им приготовили да прикупили, чем зря два года деньги тратить на их прокорм.
Летом 1581 года на...

Урал издавна известен как естественная граница между Европой и Азией. В древнегреческих и римских источниках, а затем и в ряде более поздних европейских источников, вплоть до середины XVI века, Урал назывался Рифейскими, или Гиперборейскими горами. Под таким названием эти горы изображались и на старинных географических картах, начиная с карты мира известного александрийского ученого Клавдия Птоломея (II век нашей эры). Долгое время, начиная с первой летописи - «Повести временных лет», относящейся к XI веку нашей эры, - русские называли Уральские горы «Поясовым Камнем», «Сибирским», или «Большим Камнем», или же «Земным Поясом». К концу XVI века русским хорошо уже была известна территория своей страны, в том числе и территория Урала.

На первой подробной карте Московского государства - «Большом чертеже», составленном в первом варианте, по-видимому, в 1570 г., Урал под названием «Большой Камень» изображался в виде мощного горного пояса, с которого берут начало многочисленные реки. Только с тридцатых годов XVIII века в литературу впервые вводится название «Уральские горы». Это название было введено в науку талантливыми исследователями природы Урала - В.Н. Татищевым и П.И. Рычковым. Накоплению знаний о природе Урала, его богатствах способствовало заселению края русскими, развитие здесь земледелия, горной промышленности, торговли. Однако знания эти не выходили из рамок частных наблюдений по отдельным отраслям, связанным главным образом с использованием природных богатств края.

Систематическое изучение природных условий было осуществлено трудами ученых и путешественников, в разное время посещавших Урал и проводивших здесь исследовательскую работу. Первым из русских географов начал изучать Урал В.Н. Татищев. Это был крупнейший ученый середины XVIII века. Он руководил поисками полезных ископаемых, картографическими работами, собирал гербарий, изучал природу и население Урала. В деле изучения природы Среднего Урала, в том числе природы Свердловской области, очень много сделал крупнейший русский географ конца XVIII века академик И.И. Лепехин. В 1769-1771 годах И.И. Лепехин в качестве руководителя одного из отрядов Академической экспедиции посетил многие районы и заводы Южного и Среднего Урала, изучал строение поверхности (особенно карстовые формы рельефа), собирал горные породы и гербарий, открыл ряд полезных ископаемых (медные руды, каменный уголь в Башкирии), наблюдал быт и нравы местного населения, главным образом башкир. Значительная часть маршрута Лепехина проходила по Среднему Уралу.

Он посетил Екатеринбург и ближайшие к нему заводы - Верх-Исетский, Ревдинский и другие. Из Екатеринбурга Лепехин направился в Кунгур, где осмотрел и описал Кунгурскую ледяную пещеру. После поездки на Южный Урал Лепехин осенью 1770 г. снова через Екатеринбург направился в восточную и северную части современной территории Свердловской области, посетив Туринск, Ирбит, Нижний Тагил и Верхотурье. Лепехин поднялся на Конжаковский Камень, где нашел месторождения медной руды, описал здесь вертикальную поясность растительного покрова.

Тогда же на Урале работал другой отряд Академической экспедиции под руководством академика П.С. Палласа. Он тоже посетил некоторые районы нашей области. Летом 1770 года, путешествуя по Исетской провинции, он обследовал многие заводы и рудники на Южном и Среднем Урале, в частности железные рудники горы Высокой и Благодати, а также массив Качканар. На северной его вершине - горе Магнитной - Палласом были открыты руды магнитного железняка. Входивший в состав его экспедиции сын крупного географа и знатока природы Южного Урала П.И. Рычкова - Н.П. Рычков занимался изучением природы западных склонов Среднего и Южного Урала.

Его маршрутом была охвачена и юго-западная часть современной территории Свердловской области: в 1771 году Н. Рычков проехал из Перми в Кунгур, а оттуда через Екатеринбург в Оренбург. К началу XIX века относятся первые сведения о природе северной части нашей области. В 1826 г. начальник Богословских заводов Ф. Бергер сообщил сведения о горах Северного Урала, в том числе о Денежкином Камне. В 1829 г., проездом на Алтай, Урал посетили известный немецкий географ и ученый Александр Гумбольти спутник минералог Густав Розе. Путь их проходил из Перми через Кунгур в Екатеринбург, где ими были осмотрены ближайшие окрестности города - озеро Шарташ, Березовские золотые прииски, Шабровский и Тальковый рудники, Уктус, село Елизавет. Из Екатеринбурга путешественники сделали выезд на север, в Нижний Тагил, к горе Благодати для осмотра заводов и рудников, затем их маршрут пересекал Богословск (ныне город Карпинск). Отсюда через Алапаевск и Екатеринбург путешественники направились в Тюмень и далее на восток.

В 1830-39 гг. крайний север Свердловской области (между хребтом Чистоп и вершиной Денежкиного Камня) изучала Североуральская экспедиция Департамента горных и соляных дел, сначала под руководством горного мастера М.И. Протасова, затем горных инженеров Н.И. Стражевского и В.Г. Пестерева. Эта часть Урала, до того почти никем не исследованная, впервые была описана и нанесена на карту. В 1838 г. этот же район посетил профессор Московского университета Г.Е. Щуровский, результатом поездки которого явилось первое комплексное описание физической географии Среднего и Северного Урала. В 1847-1850 гг. Русским географическим обществом была организована крупная экспедиция на Северный Урал. Она получила название Североуральской экспедиции Русского географического общества. Экспедицией руководил профессор минералогии Петербургского университета Э.К. Гофман. На обратном пути из Чердыни в 1850 г. Э.К. Гофман проехал вверх по Вишере, в ее истоках перевалил через Уральский хребет и, продвигаясь на юг, достиг крупной вершины - Денежкина Камня, после чего из Надеждинска, через Нижний Тагил, приехал в Екатеринбург. В 1855 году Э.К. Гофман вновь посетил Средний (окрестности Екатеринбурга, гору Качканар) и Северный Урал (Конжаковский Камень). В 1872 г. ботаник Н.В. Сорокин, действительный член Казанского общества любителей естествознания, совершил восхождение на вершину Денежкина Камня и собрал там гербарий.

В 1874-76 гг. высокогорную часть Свердловской области (массив Чистоп, Денежкин Камень, Конжаковский, Косьвинский, Сухогорский Камни и гору Качканар) посетил известный ботаник П.Н. Крылов, который собрал очень ценный материал о растительном покрове высоких гор Северного и Среднего Урала. Тогда же, в 1877 г., другой ботаник и этнограф - Н.И. Кузнецов - занимался изучением растительного покрова и населения крайнего севера территории Свердловской области и совершил восхождение на массив Чистоп и другие горы.

В семидесятых горах XIX века в Екатеринбурге было основано Уральское общество любителей естествознания, в задачи которого входило всестороннее изучение природы Урала. Общество собрало большие коллекции горных пород и минералов, гербарий, а также зоологические, особенно энтомологические, археологические, этнографические и другие коллекции. Ныне большая часть из них хранится в Свердловском областном краеведческом музее. Значительную роль в изучении природы Свердловской области сыграли видные деятели Уральского общества любителей естествознания - О.Е. Клер, Н.К. Чупин, П.В. Сюзев, А.А. Черданцев, И.Я. Кривощеков и целый ряд других. Картограф и краевед И.Я. Кривощеков составил многие карты, включавшие территорию Свердловской области, например: «Карту Пермской губернии» (1887 год), «Карту Екатеринбургского уезда Пермской губернии» (1908 год), «Карту Верхотурского уезда» (1910 год).

Каждая из карт сопровождалась объяснительным текстом. В семидесятых годах XIX века в районе горы Качканар и по восточному склону Среднего Урала вел географические исследования известный геолог А.П. Карпинский. С 1894 по 1899 год детальными геологическими исследованиями Богословского горного округа (территория крайнего севера Свердловской области) занимался Е.С. Федоров, создавший капитальный труд по геологии Богословского округа и замечательный геологический музей в Турьинских рудниках (ныне город Краснотурьинск), где собрана богатейшая коллекция горных пород в количестве более 80000 экземпляров.

В самом конце XIX века в северной части Среднего Урала работал известный геолог Ф.Ю. Левинсон-Лессинг. В 1898 и 1899 годах он провел геологические исследования Денежкина Камня и соседних гор в целях поисков платины и золота. После Великой Октябрьской социалистической революции изучение природы Урала стало проводиться более планомерно. Многие экспедиции носили комплексный характер. Особенно детально изучались недра Урала, в том числе в пределах Свердловской области, а также и другие элементы природы: рельеф, климат, воды, почвы, растительность и животный мир. Появился ряд сводных и специальных работ по географии Урала и области. Большую роль в изучении природы севера Свердловской области сыграла Уральская комплексная экспедиция Академии наук СССР, продолжавшая свои работы ряд лет, начиная с 1939 г., а также некоторые экспедиции Уральского отдела (ныне филиала) Географического общества. В настоящее время большую роль в деле изучения природы Свердловской области играют Уральский филиал Географического общества Союза СССР, а также ряд других научных учреждений и обществ, высших учебных заведений.

Краткий обзор истории Урала с древнейших времен и до XX века.

Каменный век на Урале

Палеолит

Палеолит (или древнекаменный век) - самый ранний и наиболее продолжительный период в истории человечества. Он продолжался от начала использования человеком каменных орудий (на Земле это случилось 2,5 млн лет назад) до отступления ледников в северном полушарии (10 тысяч лет назад).

Заселение территории Урала древним человеком началось во времена раннего палеолита – 300-100 тысяч лет назад. Климат в то время был более мягким и теплым, что способствовало расселению людей. Было два направления переселения: одно – из Средней Азии, второе – с Восточно-Европейской равнины, Крыма и Закавказья. Ученые это определили по сходству орудий труда.

Самые ранние стоянки древнего человека на Урале – Мысовая (Республика Башкортостан) и Ельники II (Пермский край). На стоянке Ельники II были обнаружены кости трогонтериевого слона, что позволило датировать памятник. Также к раннепалеолитическим памятникам относятся Ганичата I и II, Борисово, Слудка, Тупица, грот Большой Глухой на реке Чусовой и другие.

К среднему палеолиту (200–40 тысяч лет назад) относят археологические памятники Богдановка (Челябинская область) и Пещерный Лог (Пермский край). В верхнем (позднем) палеолите (40-10 тысяч лет назад) человек появился даже на Приполярном Урале (стоянка Бызовая), также известны памятники Медвежья пещера и Гарчи I на Северном Урале , стоянка им. Талицкого и Заозерье на Среднем Урале и Горново V на Южном Урале . Памятники этого периода более многочисленны. К концу верхнего палеолита относят уникальные памятники пещерной живописи в Каповой и Игнатьевская пещерах (14-13 тысяч лет назад). Всего на Урале сейчас известен 41 памятник эпохи палеолита.

Палеолитические стоянки размещались в гротах и во входных частях пещер. Орудия труда люди в то время изготавливали из камня – кварцита, яшмы, кремня. Путем сколов гальки получали орудие под названием чоппер (чоппинг) или рубило. Также из камня делали скребла для обработки шкур, скобели для обработки дерева. Позже стали изготавливать нуклеус, с которого скалывали тонкие пластины, использующиеся в качестве сборного режущего инструмента.

Древние люди выживали с помощью охоты. Добытые шкуры и кости использовались для строительства жилища. Также собирали ягоды и коренья.

Мезолит

В эпоху мезолита (9-7 тысячелетия до н.э.) началось массовое заселение Урала. К тому времени ледник отступил, образовалась современная речная сеть, изменялся климат, формировались новые природные зоны.

Люди селились по берегам рек и озер. Многочисленные мезолитические памятники найдены в бассейнах рек Кама , Уфа , Белая , Тура, Исеть , в верховьях Урала . Люди изобрели вкладышевые орудия труда, лук, стрелы, лыжи, сани, лодки. Жили в полуземлянках, шалашах или чумах. В эпоху мезолита появилось первое домашнее животное – собака (кости двух особей найдены на Кокшаровско-Юрьинской стоянке). В то же время вымерли многие крупные животные: мамонт, шерстистый носорог и другие. Помимо охоты и собирательства, древние люди освоили рыболовство.

К этому периоду относятся святилища в камне Дыроватый на реке Чусовой и на горе Голый камень .

Богатая коллекция орудий собрана на Шигирском торфянике в Свердловской области . Самая уникальная из тех находок - Шигирский идол, древнейшая деревянная скульптура в мире.


Неолит

Это была последняя стадия каменного века (6-4 тысячелетия до н.э.). В это время климат на Урале (теплый и влажный) был наиболее благоприятен для растительности и животного мира, распространялись леса. В неолите человек освоил изготовление глиняной посуды. Благодаря различным орнаментам на посуде археологи различают археологические культуры и датируют памятники. Появились и новые технологии обработки камня: пиление, сверление, шлифование. Появились каменные топоры, тесла, долота, стамески. Стали строиться большие жилища из бревен.

Из-за различных природных условий (тайга, лесостепь, степь) появилась разница в развитии древних культур Южного, Среднего и Северного Урала. В неолите началось разделение финно-угорского языка и формирование этнической основы современных уральских народов . В это время в северном Зауралье появились святилища. К ним относятся насыпные холмы (Кокшаровский, Усть-Вагильский), при раскопках в которых найдена керамика, окрашенная охрой, иногда с лепными головами животных. К этому же времени относят захоронение шамана в камне Дождевом на Чусовой.

Энеолит (медно-каменный век)

Переходная эпоха от неолита к бронзовому веку (III тысячелетие до н.э.). Климат в это время стал более прохладным. Увеличивается неоднородность развития населения разных районов Урала. На Южном Урале уже начала осваиваться металлургия. Самый ранний металлургический очаг связан с Каргалинскими медными рудниками (Оренбургская область). Ранние металлические орудия получали методом ковки, хотя основным материалом для орудий труда по-прежнему являлся камень. Путем обмена в Среднее Зауралье попадают первые медные орудия.

Возникло искусство резьбы по дереву (образцы сохранились в Шигирском и Горбуновском торфяниках). В южной части Урала появилось скотоводство. Происходит одомашнивание лошадей.

В эпоху неолита–энеолита была сделана большая часть писаниц на прибрежных скалах на реках Вишера , Тагил , Тура, Реж , Нейва , Ирбит , Исеть, Серга , Уфа , Ай , Юрюзань, Зилим, Белая. Они отражают мифологические мировоззрения древних людей, воспроизводят ритуальные сцены. К этому времени относится и необычный памятник-святилище Савин в Курганской области.

Бронзовый век

Во II тысячелетии до н.э. на Урале началось массовое освоение металлургии бронзы, из нее изготовляли орудия труда, оружие, украшения. Полученный в результате плавки металл разливали в литейные формы или подвергали ковке.

На Южном Урале медь добывали главным образом на месторождениях Таш-Казган, Никольское, Каргалы. Изделия из бронзы широко распространяются, укрепляются торговые связи. Там же на Южном Урале возникла так называемая «Страна городов», самые известные из поселений которой – Аркаим и Синташта. Считается, что там изобрели боевые колесницы и разработали тактику колесничного боя.

Бронзовый век на Урале вмещает много археологических культур. Передвижения населения приводили к смешению, а то и к исчезновению ряда групп. В то же время в бронзовом веке увеличивалась неравномерность развития населения разных археологических культур. В степной и лесостепной зоне развивалось пастушеское скотоводство, а возможно и земледелие. На севере лесостепной и юге лесной зоны жители сочетали охоту, рыболовство, скотоводство, земледелие. В таежных и тундровых местностях развивалась охота и рыболовство.

В лесном Зауралье в начале бронзового века жило население ташковской культуры. На поселении Ташково II были найдены первые медные орудия, тигли, капли меди, руда. В горно-лесном Зауралье друг друга сменяли коптяковская культура, черкаскульская, межовская, со среднего течения реки Тобол пришла бархатовская культура. Начался ранний этап формирования и взаимодействия между собой народов финно-угорской (лесная зона) и индо-иранской (степная и лесостепная зона) языковых семей.

У населения бронзового века сложился культ умерших. В степной зоне начали появляться курганные могильники, а в лесной – грунтовые. По вещам, которые клали рядом с умершим, можно понять, чем он занимался и какое положение занимал в обществе.

К эпохе бронзы относится сейминско-турбинский транскультурный феномен – случайные находки в лесном Зауралье и памятники с этими находками, отлитыми по новой технологии тонкостенного литья с использованием сердечника. След этого феномена тянется с Алтая, через Урал, Поволжье, Карелию.

В переходный период к раннему железному веку с северо-востока Западной Сибири в Зауралье пришло население гамаюнской культуры. Они стали строить первые укрепленные поселения в лесной зоне. Историки связывают их с древними протосамодийцами.

Железный век

Постепенно люди освоили изготовление орудий труда и оружия из железа. Такие изделия были значительно прочнее бронзовых, их можно было затачивать. Произошло разложение первобытно-общинного строя и переход к классовому обществу.

Историки делят железный век на два этапа: ранний железный век (VIII век до н.э. – III век н.э.) и поздний железный век (с IV века н.э. до середины II тысячелетия н.э.).

Из-за похолодания в эпоху раннего железного века и как следствие сокращения пищевых ресурсов в степной части Южного Урала возникает полукочевое и кочевое скотоводство. Во второй половине I тысячелетия до н.э. начинается потепление и установление более сухого климата, в результате чего кочевники продвигаются на север, в уральские лесостепи. На Южном Урале сформировалась самобытная савроматская культура, которую затем сменила сарматская культура. Главным источником для их изучения стали курганы.

В Среднем Зауралье произошёл расцвет меднолитейного производства. В начале эпохи железные изделия появлялись только в приуральских степях у кочевых племен савроматской культуры. В лесостепной и на юге таежной зоны изделия из железа появились не ранее V-IV веков до н.э. и были связаны с иткульским и ананьинским очагами цветной металлургии и металлообработки.

В раннем железном веке на территории горно-лесного Зауралья обитало население иткульской культуры (VII-III века до н.э.). Иткульские литейщики плавили медь, изготовляли орудия труда и оружие, обменивали вещи из меди жившей в Прикамье ананьинской культуре, а оружие - племенам савроматов и сарматов на Южном Урале. Формируется пушной торговый путь, связавший юг и север. К этому времени относятся попадающиеся на Урале клады культовых отливок с изображениями птиц, животных, людей. В это время возникает пермский звериный стиль (медные литые изображения животных, птиц, людей), появляются святилища-костища. Из-за угрозы военных нападений с юга строятся городища – укрепленные поселения.

В позднем железном веке случилось Великое переселение народов – передвижения племен в II-VI веках н.э. Все началось с продвижения кочевых степных племен, которые подтолкнули к перемещениям лесостепных и даже лесных племен Зауралья и Приуралья.

В середине I тысячелетия н.э. по территории лесной и горно-лесной полосы восточного склона Урала прошли кочевые угры-коневоды, что оказало влияние на хозяйство и быт местного населения. В VI-IX веках в лесном Зауралье сложилось три археологических культуры - петрогромская, молчановская и тынская, которые стали основой юдинской культуре (X-XIII века), это предки манси.

В это время возник башкирский народ, произошло формирование современных народов Урала, сложилась праоснова протомансийского этноса. В VII-X веках произошла стабилизация уральских обществ и оформления племенных союзов, что привело к расцвету культур и восстановлению древних торговых связей со Средней Азией, Прикамьем и Великим Новгородом. С середины II тысячелетия на восточный склон Урала стали приходить "пашенные татары" (тюрки), которые расселялись по реке Нице и долгое время мирно соседствовали с манси.

Средние века (X-XVII вв.)

Новгородские купцы и вольные ушкуйники стали первыми из русских людей, проникшими на Урал. Они меняли у «югры» (предков хантов и манси) свои товары на пушнину, а также взимали дань. С XII века такие походы на Урал и в Северное Зауралье стали регулярными.

Однако русскую колонизацию Урала в этот период сдерживало противодействие Волжской Булгарии. Решающее значение оказало монгольское нашествие, покорившее племена бассейна Оби и Иртыша, башкир, южных удмуртов, разгромившее Булгарию. В конце XIII – XIV веке часть булгар и кочевников-половцев переселилась на территорию Приуралья.

Со временем Пермь Великая перешла в руки московских князей и вошла в состав Русского государства. В этот период для укрепления позиций Москвы в Прикамье развернули деятельность православные миссионеры. Они уничтожали языческие святилища и обращали местные народы в православие.

Начался процесс переселения манси с западного склона Урала на восточный. Этот процесс усилился, когда началось массовое переселение на Урал крестьян из Поморья. К XV веку жившие на реках Конда, Пелым и нижнем течении реки Сосьва манси объединились в Пелымское княжество, центр которого был в Пелымском городке близ слияния Пелыма с Тавдой.

Время от времени совершались набеги на русские земли. Во время одного из них, в 1481 году, погиб великопермский князь Михаил, был уничтожен ряд населенных пунктов. Москва так же организовывала военные походы в Зауралье (в частности, в 1465, 1483, 1499 годах). Югра присоединилась к Москве, однако подданство не было прочным.

В XIV веке у сибирских татар зародилась своя государственность. Возникло Тюменское ханство с центром в городке Чимги-Тура (позже на этом месте возникла Тюмень). Позже оно расширилось и стало Сибирским ханством со столицей в городке Сибирь, или Кашлык (близ современного Тобольска). Татары настраивали манси против русских, да и сами устраивали набеги.

Разгром Иваном Грозным в 1552 году Казанского ханства привел к добровольному вхождению в состав России основной части Башкирии.

В освоении Среднего Приуралья большое значение оказал род Строгановых. Основатель рода Аника Федорович Строганов в 1558 году попросил разрешение заниматься солеварением на реке Каме, обязавшись взамен оборонять земли от набегов и основывая укрепленные городки. Царская грамота пожаловала Строгановым обширные земли от устья Лысьвы до устья Чусовой. Позже строгановские владения стали еще больше. Население Прикамья стало быстро увеличиваться, возникали новые населенные пункты.

Из коренных народов Урала к XVI веку наибольшую численность имели народы Приуралья – башкиры, коми-пермяки, удмурты, меньше было представителей народов Зауралья – манси, хантов, сибирских татар.

В 1570-е годы Сибирское ханство во главе с ханом Кучумом совершало набеги на строгановские городки. Для борьбы с ними Строгановы наняли волжских казаков во главе с атаманом Ермаком . Так начался знаменитый поход Ермака, «взявший Сибирь». Окончательно Сибирское ханство пало в 1598 году. Покорение Сибири открыло России путь на восток.

Поход Ермака. Картина П. Шардакова. Этнопарк истории реки Чусовой

На реках Урала и Зауралья стали появляться русские города и остроги, Урал все более активно осваивался русскими. Первое время за Урал попадали речным путем. В 1597 году началось строительство первой сухопутной дороги через Урал, разведанную крестьянином Артемием Бабиновым. Дорога получила название Бабиновской. В 1598 году возник город Верхотурье .

Освоение Урала постепенно шло преимущественно с севера на юг. В XVII веке русская колонизация Урала приобрела массовый характер. В основном крестьяне и посадские люди Русского Севера переселялись на Урал по доброй воли, но были и те, кого отправляли по царскому указу.

В 1730-50-х годах были построены Закамская и Оренбургская укрепленные линии, что создало условия для еще более активного заселения в том числе Южного Урала.

Большинство населения Урала принадлежало к крестьянству. Например, в последней четверти XVII века таких было около 80%. Примерно 60% из них должны были платить в казну денежный или хлебный оброк (черносошные крестьяне). В строгановских вотчинах жили крепостные крестьяне, которые несли как оброчные, так и отработочные повинности.

В XVII веке основным занятием населения Урала было сельское хозяйство. Главными культурами были рожь и овес, хотя также сеялись ячмень, пшеница, полба, гречиха, горох, просо.

Тогда же, в XVII веке, на Урале начали появляться первые небольшие заводы. В 1631 году на реке Нице (территория Свердловской области) возник первый казенный железоделательный завод (Ницинский). Железо получали сыродутным способом в четырех небольших домницах. Работать на заводе обязали крестьян, отрабатывавших заводскую повинность. Через полвека завод закрылся.

Находки с Ницинского завода. Музей истории и археологии Среднего Урала

В 1634 году заработал Пыскорский казенный медеплавильный завод (Пермский край), проработавший до конца 40-х годов. В 1640 году возник казенный железоделательный завод (Красноборский) и на реке Вишере в Чердынском уезде, однако из-за истощения руд и он проработал недолго.

В 1669 году на реке Нейве возник частный железоделательный завод братьев Тумашевых (закрылся в 1680 году). Свой небольшой завод был и во владениях Далматовского монастыря, на реке Железнянке при ее впадении в Исеть.

Однако лучше всего в то время было развито солеварение. Крупнейшим солеваренным центром страны была Соль Камская (Соликамск) .

Новое время (XVIII – XIX вв.)

Первая четверть XVIII века ознаменовалась административными реформами Петра I. В то же время на Урале начали возникать заводы. Первыми, почти одновременно, в 1701 году были пущены Невьянский и Каменский заводы, вскоре были основаны Алапаевский и Уктусский казенные заводы. Затем количество заводов быстро увеличивалось. В строительстве заводов участвовали частные предприниматели. В 1702 году Невьянский завод передали Никите Демидову, с которого началась крупная династия уральских промышленников. Также крупнейшими заводовладельцами стали Строгановы и Яковлевы. Росло население Урала, обильно возникали новые населенные пункты. На Урале было много старообрядцев, которые переселялись сюда из центральной части страны, скрываясь от преследований. Большое значение имело строительство в 1723 году Екатеринбургского завода.

В XVIII веке Урал стал крупным горно-металлургическим центром. На заводах трудились мастеровые (они выполняли на заводах все производственно-технические работы) и работные люди (вместе с приписными крестьянами они были задействованы на вспомогательных работах, к ним относились рудокопы, углежоги, плотники, лесорубы, возчики, каменщики и т.д.). Они обязаны были трудиться на заводах «навечно», освобождались от работы лишь по старости или тяжелой болезни.

С появлением заводов возросло значение водных путей. По рекам Чусовая, Белая, Уфа, Ай и другим сплавляли заводскую продукцию. К началу XIX века Урал давал 4/5 русского чугуна и железа, а Россия была на первом месте в мире по производству черных металлов.

В 1730-е годы на Южном Урале была создана сеть укрепленных линий – крепостей (старая и новая Закамские, Оренбургская (Яицкая), Сакмарская, Исетская). Здесь служили в том числе казаки. Возникла Оренбургская экспедиция с целью освоения южной части Урала. Это способствовало смещению русского населения с севера на юг.

В 1704-11, 1735-37, 1738-39, 1740 годах на Урале вспыхивали крупные башкирские бунты. Башкиры нападали на деревни и слободы, сжигали дома, громили заводы. В 1773-74 годах вспыхнула Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, выдававшего себя за Петра III.

В XVIII веке начинают появляться первые учебные заведения, однако настоящее развитие образование начало получать лишь к концу XIX веке. При этом большинство детей школу все же не посещало.

Когда в XIX веке на Западе начался индустриальный переворот, российская промышленность стала значительно отставать.

Принятие указа 1812 года о разрешении золотодобычи частным лицам привело к открытию на Урале многочисленных приисков, вскоре вспыхнула золотая лихорадка. Центр управления золотопромышленностью располагался в Екатеринбурге. Крупными золотопромышленниками были Рязановы, Казанцевы, Баландины, Зотовы. К 1845 году доля России в мировой добыче золота составила 47%. До открытия калифорнийских и австралийских месторождений она обогнала все страны мира. На Урале были открыты и богатые залежи платины (95% мировой добычи).

В XIX веке оживилась торговля. Годовые обороты ярмарок Урала в масштабах страны превышали 20%, из них 80% ярмарочного оборота на Урале давала Ирбитская ярмарка – вторая в России после Нижегородской.

В то же время в XIX веке часто вспыхивали восстания, уральские крестьяне боролись за свои права. Урал и Зауралье стали местом ссылки декабристов.

Важным этапом в развитии страны стала отмена крепостного права 19 февраля 1861 года. Юридически крестьяне обрели свободу, однако на деле все оказалось сложнее. По закону мастеровым предоставлялась только усадьба и покосы, но не наделы. Этим они привязывались к заводам. За пользование мастеровыми покосом, выгоном, лесом предусматривалась возможность отработки на заводах. Заводчики продолжали быть хозяевами значительных сельхозугодий и обширных территорий.

Благодаря реформам Александра II люди стали вовлекаться в активную общественную жизнь, заметную роль играла интеллигенция.

К концу XIX века Урал стал проигрывать конкуренцию новому крупному металлургическому центру в Донбассе. Предприятия были технически отсталыми, реконструировались слабо, истощалась рудная и топливная база. В итоге на Урале разразился промышленный кризис. Для поиска путей выхода из кризиса в 1899 году по заданию министра финансов С.Ю. Витте на Урал отправилась экспедиция группы ученых и инженеров во главе с Д.И. Менделеевым.

Вскоре началась эпоха потрясений: первая мировая война, революция, гражданская война…

Использованная литература:
Панина С.Н. Древняя история народов Урала. - Екатеринбург, изд-во "Квадрат", 2017.
История Урала с древнейших времен до конца XIX века. - Екатеринбург, 2002.
Материалы Музея истории и археологии Среднего Урала

Общепринятое описание освоения Урала начинается с оценки похода Ермака. Кто явился инициатором похода? Какова была цель? Какова роль правительства в организации и проведении похода? Получали ли Ермаковцы государственную поддержку? В течение какого времени был совершен подвиг, о котором мы, живущие через 430 лет, не забываем?

В произведениях устного народного творчества - конце XVIII и начале XIX вв. был опубликован рукописный сборник народных песен, былин, в том числе и о Ермаке, собирателем которого предположительно называют русского фольклориста XVIII века Киршу Данилова - инициатором похода показываются казаки - дружинники.

О покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем существует несколько летописей, среди которых:

  • - Самая древняя и признанная всеми более правдивой - Есиповская, написанная донским казаком, сподвижником Ермака, как он сам себя называет, Саввою Ефимовым. Летопись эта окончена в1636 году, когда автору ее было около 80 лет; Казачье «написание» - краткая «скаска» еще живших в Тобольске в 1623 году участников похода - легло в основу Синодика ермаковым казакам - специальной церковной службы, прославлявшей казаков, погибших в Сибирском походе. Синодик стал в дальнейшем одним из источников Есиповской летописи, составленной в 30-е годы XVII в. дьяком Тобольского архиепископского дома Саввой Есиповым. В ней присоединение Сибири было представлено как воплощение «божьего промысла», отвечавшим государственным и царским интересам.
  • -Строгановская, написанная около 1600 года, которой больше всего придерживался Карамзин. В Строгановской летописи на первый план выдвигалась роль промышленников Строгановых в организации похода Ермака. «Строгановы выхлопотали себе царскую грамоту «поступать военной рукою « не только с ближними неприятелями, но и с дальними сибирскими врагами, причем им жаловались земельные угодья в царской «отчине» за Камнем (Уралом). В своих городках-острогах у них уже был давно сформирован набор ратных людей, обученных городовому и воинскому делу. Для Строгановых, мечтавших о «подъеме в Сибирь», такой человек был находкой, и поэтому Строгановы «бросили клич», на который откликнулся Ермак (по некоторым источникам- Токмак) Казаки и Ермак- исполнители воли Строгановых. Особенностью этой летописи было привлечение в качестве документальных подтверждений данной версии материалов вотчинных архивов Строгановых, Синодика Ермаковым казакам и повести начала XVII века «О Сибири»(3).
  • -В Кунгурской летописи (найденной в 1703 г. С.У. Ремезовым, тобольским служилым человеком, историком, географом, архитектором в Кунгуре) написано, что «промчеся воровской слухъ» про «Заворуя Ермака, который имея «спех и храбрость смлада», своевольными вои храбрствовал во единство сердца и вседушко»,- воевал персидские бусы на Хвалынском море, зорил русских купцов и даже «шарпал царскую казну на Волге.» Опираясь на предания казаков дружины Ермака, авторы Кунгурской летописи именно их считали инициаторами похода и с восхищением писали о порядках в казачьей дружине. С.У. Ремезов создал свою «Историю Сибирскую», в основе которой лежат летописи Есиповская, Кунгурская, русские и татарские предания и документы. В ней содержатся сведения о народах Урала и Сибири.(4)
  • - Краткая Сибирская летопись Спасского, изданная в 1820 году. Им же была осуществлена публикация «Чердынские юридические древности»
  • - Латинская, относящаяся к концу ХVІІ века. Летопись эта хранится в Императорской Публичной Библиотеке и в 1849 году переведена на русский язык Небольсиным;
  • - Новая летопись, составленная в конце ХVІІ или в начале ХVІІІ в.в.;
  • - Опросы в 1621 году первого Тобольского архиепископа Киприана оставшихся в живых сподвижников Ермака о покорении ими Сибири и о всех обстоятельствах похода;
  • - В Бузуновском летописце,(«Сказания Сибирской земли», найденные А.А. Дмитриевым) также основанном на устных преданиях о Ермаке, содержится версия об уральском происхождении Ермака- Василия Тимофеевича Аленина, родившегося в одной из Строгановских вотчин на реке Чусовая(5), по другим сведениям, введенным в научный оборот Е.К. Ромодановской, он родился в Сольвычегодской части Строгановских владений в с. Борок на Двине.)
  • -В дипломатических документах конца XVI века отражен официальный взгляд на поход - казаки в них также являются исполнителями царской воли. Ни о Ермаке, ни о Строгановых упоминаний в них нет.

Исторические летописи являются ранними историческими произведениями. В них рассматриваются причины, ход, результаты освоения края русскими, даются оценки роли различных общественных сил в этом процессе. Освоение Урала и Сибири продолжили изучать Татищев В.Н., государственный деятель и ученый, главный управитель уральских заводов (1720-1722, 1734-1737гг.), начавший систематическое изучение рукописных хранилищ Урала в Чердыне и Соликамске. Среди других ценных летописей он приобрел в Далматовском монастыре «Летопись ротмистра Станкевича», содержавшую сведения об освоении Урала в 16--17вв.. В трудах Татищева не только некоторые летописи, но и акты официального делопроизводства, законодательные акты.

В конце 30-40-х годов XVIII в. на Урале работал второй отряд Камчатской экспедиции под руководством ученых - натуралиста И.Г. Гмелина и историка Г.Ф. Миллера. Миллер обследовал архивы Чердыни, Верхотурья, Туринска и собрал ценнейшие документальные свидетельства русского освоения Урала и Сибири, использованным им позже при создании «Истории Сибири». Присоединение Урала и Сибири Миллер считал завоеванием, использование природных богатств - государственным делом. А коренные народы считал народами, находившимися в полудиком состоянии. Он первым заинтересовался вопросами этногенеза народов Урала и влиянием русской колонизации на нерусские народы. Он считал, что только благодаря русским феодалам, купцам и церкви местные народы Урала приобщились к христианству и цивилизации.

О колонизации Урала упоминается в работах Соловьева С.М., Ключевского В.О., который назвал характер развития России - «колонизующийся». Крупным исследователем колонизации Урала был историк и археограф Дмитриев А.А. Изучая данные переписных книг XVI - XVII веков, богатый актовый материал, местные летописи, считал, что экономическое развитие Урала XVI - XVII веков зависело от освоения края, в котором главную роль играла не правительственная, а крестьянская и посадская колонизация. Он исследовал пути проникновения русского населения на Урал, происхождение первопоселенцев, эволюцию местных органов управления в ходе освоения земель и т.д. Им были выделены периоды в истории Урала, которые он связывал с этапами колонизации: Новгородский, Московский. Словари И.Я. Кривощекова, посвященные колонизации, содержали сведения о сельском хозяйстве и крестьянстве.

Трапезников В.Н. считал главной причиной переселения на Урал закрепощение крестьян и классовую борьбу, а основной движущей силой - крестьянство и посадских людей. Утверждал, что русские люди появились на Урале задолго до Строгановых, рассматривал роль монастырей.

В советский период культурным значением колонизации Среднего Урала в разной мере занимались: П.С. Богословский, А.А. Савич, А.П. Пьянков, А.А. Введенский, В.И. Шунков, А.А. Преображенский, В.А. Оборин(заселение и освоение Среднего Урала в ХI- XVIII в.) и др.. В.А. Оборин исследовал наряду с письменными источниками археологические и этнографические, что позволило ему сделать вывод о том, что пашенное земледелие коренного народа (удмуртов и коми-пермяков) существовало задолго до прихода русских. Близость хозяйственного уклада и общественного строя пришлого населения и коренного способствовало заселению и освоению среднего Урала представителями более 15 народностей Урала. Оборин рассмотрел три важнейшие формы колонизации края: крестьянскую, посадскую, монастырско -церковную, и их взаимодействие с правительством. Изучению истории культуры Урала посвящены работы П.С. Богословского(1927г.), Н.Н. Серебрянникова (о пермской деревянной скульптуре), В.В. Данилевского, В.С. Виргинского, В.А. Каменского и др.(6)

В настоящее время в работах В.В. Пундани, В.В. Менщикова разрабатывается тема колонизации Урала.

Известное нам самое первое упоминание о Урале относится к ок. 90г.- 160г.до н.э. На карте древнегреческого ученого Птолемея (под названием Риммейские (Рифейские) горы показаны Уральские горы. Выделяют Северный, Средний и Южный Урал. Средний Урал не отличается высотой, по его территории протекают две большие реки - Чусовая и Исеть.

По данным письменных источников, в VII-V вв.до н.э. на данной территории проживали племена фассагетов, иирков, исседонов, аримаспов, аргиппеев, которые обладали многочисленными стадами животных и сами были отличными всадниками. Над горами летали мифические грифоны - крылатые звери, охранявшие золото(Аристей, Геродот) В русских летописях ХI-ХII в. среди племен, проживающих на данной территории называются пермь, самоядь, югра. В летописях ХIII в. - древние венгры, позднее - племена иткульской культуры (самый известный памятник этой культуры- у города Полевской на горе Думная, металлургический центр, который, вероятно, снабжал продуктами своей деятельности скифо-сарматские племена). В дальнейшем на Урале этнические процессы протекали однотипно, характерным было вливание разных по происхождению и численности этнических групп, особенно во время Великого переселения народов. В настоящее время Урал - уникальный этнический и социокультурный регион, в котором проживают представители более 100 национальностей (коренных и мигрантов эпохи первой волны русской колонизации, петровского заселения, столыпинских реформ, периода революций и гражданской войны, сталинской коллективизации, ударных строек, репрессий и т.д.)(7)

Таким образом, история заселения и освоения Урала уходит вглубь тысячелетий. О тех временах говорят археологические находки. Верно то, что, находясь на пересечении дорог из Азии в Европу, на границе между степью и лесом, регион являлся местом пересечения многих миграционных потоков. На протяжении тысячелетий через эти земли прошли сотни племен и народов. К X-XV вв. местное население частично освоило территорию Урала. В сохранившихся летописных документах нет твердого ответа на вопрос об инициативе. Темой колонизации Урала занимались и занимаются многие историки.

Существуют разные точки зрения о времени первого знакомства русских людей со Средним Уралом: XIV, XV или XVI столетия. С Северным Уралом, приуральской югрой - первое достоверное свидетельство принадлежит богатому новгородцу Гюряте Роговичу в конце XI века(1092г.)(8) «Русское продвижение на Урал началось в XI веке, и было первоначально проявлением частной инициативы новгородских, затем московских торговых людей, промышленников, приобретавших у местного, аборигенного населения пушнину в обмен на русские товары. На путях их движения возникали поселения- слободки, зимовье, городки. Шли на Восток и христианские миссионеры.» (9)

Отряды, посланные московскими великими князьями, долго не задерживались: добыв драгоценную пушнину (дань с местного населения), уходили домой, на Русь. В конце XVI в. русские крестьяне стали проникать на земли Зауралья, в верховья реки Исети. «Не случайно русский человек начал уходить за Рифейские горы с давних мест обитания достаточно активно после похода Ермака. Кроме обострения социальных противоречий между «верхами» и «низами» русского общества, раскола русской церкви, роста плотности населения в Европейской России, начинавшегося «земельного утеснения», причиной продвижения русских людей за Урал было стремление найти там более благоприятную природную и социальную экологию.

Уходивший за Урал человек, искавший там «земли и воли», нашел здесь «дебрь плодовитую и скотопитательные места пространные зело, реки пространные зело, в их же воды сладчайшие и рыбы различные множество» Это были природные богатства, почти нетронутые людьми. Здесь не было крепостного права.) (10)

Существует версия, что «первыми заселенцами реки Урал были люди, бежавшие от кровавого царствования Ивана Грозного. Около 1559 года наплыв бежавших на Волгу усилился: шайки, состоящие из них, жили грабежами и разбоями. В 1577 году для разгона этих шаек был послан отряд Ивана Муранкина, который своими удачными действиями заставил их бежать, кого в Сибирь (Ермак), кого на Терек (гребенские казаки), кого на реку Урал.Дмитрий Володихин, кандидат исторических наук, в своей статье «Тысяча миль за полтора года», утверждает, что русские воинские люди бывали в Сибири, «брали там ясак, проповедовали Христову веру. На какое-то время сибирские татары оказывались даже в вассальной зависимости от Москвы, притом задолго до Ермака. Но все эти временные достижения не принесли России никакой пользы, помимо репутации сильного и упорного противника»(11).

Становится очевидным, что заселение и освоение русскими края, находящегося «встречь солнцу», было нереальным без создания достаточно эффективной военно-административной системы.

Первобытнообщинный строй на Урале

На Урале сложение первобытной формации совпало с освоением всей его территории вплоть до Полярного круга. Особенности исторического процесса региона определялись рядом факторов. Одинаковые темпы и уровень развития производительных сил населения эпохи камня, связанные с повсеместным распространением охоты и рыболовства, с освоением металла и становлением производящей экономики, сменяются различными формами хозяйства и несовпадающими темпами его развития в трех больших природных зонах Урала: таежной, лесостепной и степной. Сложная культурно-этническая история предопределялась расположением Урала на границе Европы и Азии. Удобные водные пути способствовали взаимным контактам народов двух частей света; степь и лесостепь с глубокой древности были районами постоянных миграционных процессов, волны которых доходили и до таежных массивов. Развиваясь по своим внутренним законам в общем потоке исторических событий Восточной Европы, Западной Сибири и Средней Азии, население Урала - предки удмуртов, коми, манси, хантов, башкир в эпоху первобытности создали богатую и своеобразную культуру.

(100 тыс. лет - 4 тыс. лет до н. э.) Заселение нашей страны человеком началось около 600 тыс. лет назад. Древнейшие стоянки открыты на Кавказе, в Прикубанье, Приазовье, Молдавии, Средней Азии, Южном Казахстане. Продвижение ледника до среднего Днепра замедлило заселение южных районов и даже заставило древнего человека покинуть некоторые уже освоенные территории. Однако в период последующего межледниковья около 100 тыс. лет до н. э. снова возникли благоприятные условия для продвижения человека в Среднюю Азию, Казахстан, Крым, на Русскую равнину, в Поволжье и на Урал.

Первоначальное заселение Урала человеком

Заселение Урала человеком было длительным и сложным процессом. Оно происходило в разное время и с различных территорий и характеризовалось прерывистостью. Заселенные места то оставлялись, то вновь осваивались. Это было связано в значительной мере с изменением географической среды: в эпоху оледенений возникали ледниковые, горно- и водно-ледниковые преграды, в эпохи межледниковые - преграды водные. Древнейшие памятники на Урале относятся к эпохе мустье древнекаменного века (палеолита). Они пока единичны и встречаются на всем протяжении Уральских гор - от Южного до Приполярного Урала. Известна стоянка Мысовая на западном берегу озера Карабалыкты в 40 км от г. Магнитогорска. Озеро через близлежащие озера Сабакты и Банное и речку Янгельку, впадающую в р. Урал, связано с Прикаспием, что, возможно, способствовало раннему проникновению сюда человека. Для датировки комплекса мустьерским временем важно, что находки располагались в основании ледниковых отложений. Большая часть изделий представляет собой законченные орудия из разного вида кремня и яшм. Среди них остроконечники на удлиненном отщепе, несколько скребловидных орудий, серия бифасов (двусторонне обработанных орудий), а также ядрища для скалывания отщепов - нуклеусы и нуклевидные куски. Найдено также архаичное ручное рубило (чоппинг), которое отличается от других орудий более крупными размерами и примитивной техникой обработки. В 1939 г. в низовьях р. Чусовой в урочище Пещерный Лог было найдено несколько отщепов и типичное мустьерское орудие - ручной остроконечник с двусторонней оббивкой. На памятниках были обнаружены кости мамонта, носорога, слона и быка. Пробы пыльцы, взятые в прилегающем одновременном торфянике, дали значительный процент широколиственных деревьев (липа, дуб, граб, орешник), что свидетельствует о более теплом здесь климате в древности. В последние годы в пермском Приуралье выявлен ряд местонахождений типа Пещерный Лог: Конец Гор в низовьях Чусовой и Сосновка III на средней Каме. Особое внимание привлекают вновь обнаруженные памятники на Камском водохранилище - Ганичата I и II, расположенные в размытых отложениях третьей надпойменной террасы Камы.

На местонахождении Ганичата I собрано около 500 изделий из серовато-желтоватого кварцита архаичной техники раскалывания. Найдены нуклеусы различной стадии обработки, массивные скребла на расколотых кварцитовых гальках и отщепах, чоппинги. Пластинчатая техника полностью отсутствует. На местонахождении Ганичата II обнаружено около 1 тыс. изделий, по составу отличающихся от комплекса Ганичата I. Большинство изделий изготовлено также из желтовато-сероватого кварцита, но есть предметы из зеленоватого и темно-серого кварцита и темного кремнистого сланца. Набор орудий более выразителен: скребла на отщепах, чоппинги, рубилообразное изделие, отщепы с выемчатой ретушью. В составе инвентаря есть различные типы пластин. Близкие по характеру памятники выявлены также в бассейне р. Чусовой (местонахождение Ельники II и нижний слой Большой Глухой пещеры. Сырье для производства орудий древнее население добывало в районе мощного месторождения кварцитопесчаников близ д. Баранята, где найдены отбойники из крупных галек, отщепы, сколы. Находкам сопутствует плейстоценовая фауна - кости мамонта, лошади, носорога. Можно говорить о выявлении в Приуралье нового пласта раннепалеолитических памятников с галечной кварцитовой индустрией. Один из путей расселения мустьерского человека намечается из Средней Азии вдоль восточного побережья Каспийского моря, далее по р. Уралу к стоянке Мысовой (Урт-Тюбе) на Южный Урал, затем вдоль западного склона Уральских гор (через местонахождение Ельники II, Большая Глухая пещера, Ганичата I-II) в верхнее Прикамье. Второй путь проникновения человека на Урал следует связывать, повидимому, с кавказско-европейским центром. Он проходил вдоль Волги (стоянка Сухая Мечетка у Волгограда) в районы Среднего и Верхнего Прикамья (Сосновка III, Пещерный Лог, Конец Гор). Судя по характеру материалов Прикамья, эти два потока расселения относятся к разному времени. Эпоха мустье на Урале еще слабо изучена. Но имеются материалы, характеризующие трудовую деятельность человека этого времени. Основными орудиями труда были остроконечники и скребла, кроме них, неандерталец использовал другие типы орудий (скобели, острия, отщепы с краевой ретушью и др.). Независимо от очертаний и размеров заготовок (отщепов) орудиям придавалась заранее задуманная форма путем подтески и нанесения ретуши. Приемы вторичной обработки свидетельствуют о гибкости руки неандертальца. Исследование мустьерских памятников на территории нашей страны позволяет охарактеризовать некоторые общие черты образа жизни неандертальцев. Важнейшим результатом общественного прогресса эпохи было умение искусственно добывать огонь, строить жилища, изготовлять одежду. Все это не только расширило возможности заселения человеком Севера, но и позволило удержаться на уже освоенных территориях, когда наступило новое похолодание. Мустьерский человек охотился на крупных и стадных животных: мамонтов, носорогов, оленей; кроме охоты, древние люди занимались собирательством. Из-за несовершенства орудий охота на крупных животных могла быть удачной лишь при умении действовать организованной сплоченной группой. Коллективные формы охоты, совместный труд при сооружении жилья, намеренные захоропения - свидетельства сложной жизнедеятельности неандертальцев. Ее социальной формой объединения и организации была раннеродовая община.

Рис. 2. Изделия из камня и кости эпохи палеолита Стоянка Мысовая

1 - остроконечник; 2 - скребло; 3 - бифас; 6 - рубило-чоппинг. Стоянка Пещерный Лог (4-5): 4- ручное рубило; 5 - отщеп. Стоянка Бызовая (7-10, 13): 7, 9 - скребки; 8 - скребло; 10 - листовидное острие; 13 - острие. Стоянка Талицкого {11,12, 14): 11, 12 - скребла; 14 - костяное острие с кремневыми вкладышами. Гаринское местонахождение {15-20): 15 - нож; 16 - тесло; 17 - скребок; 18-20 - сечения. Местонахождение Шикаевка {21-28): 21, 22, 24 - ножи; 23 - скребок; 25 - пластина; 27 - нож-резец; 28 - нож-резчик

Природные условия эпохи позднего палеолита (40 тыс. лет назад - VIII тысячелетие до н. э.) не препятствовали дальнейшему расселению человека на Урале. В своем последнем наступлении ледник распространился лишь на Болыпеземельскую тундру, Каспийское море не выходило за пределы прикаспийской низменности. Климат был холодным и влажным, а в конце ледниковой эпохи - резко континентальным. В приледниковой зоне обитали северные олени и быки, южнее - мамонты, шерстистые носороги, дикие лошади. Было много и других более мелких животных, а также птиц. Памятники позднего палеолита на Урале более многочисленны и разнообразны, чем в предшествующий период. На Южном Урале часть стоянок находится в пещерах. На западном склоне такие стоянки обнаружены в Ключевой и Бурановской пещерах. В культурном слое встречаются остатки костров - углистые очажные прослойки и скопления костей животных: шерстистого носорога, первобытного зубра, благородного и северного оленя, лошади, косули, сайги и др. Часть костей раздроблена, на некоторых есть следы обработки. Среди находок несколько кремневых пластинок и отщепов. В других пещерах (Смирновской, Гребневой, УстьКатавской I и II, Кочкари I и II, Суходольной) также были обнаружены остатки очагов и скопления раздробленных костей животных. Несколько изделий из красно-зеленой яшмы известны из грота Зотинского. Интересные результаты дали раскопки многослойной стоянки Ильмурзино в Башкирии, где человек, видимо, жил непрерывно с конца палеолита до мезолита (эпоха среднего камня). Расколотые кости древних животных и кремневый инвентарь в виде отщепов, пластинок и нуклеусов найдены в Смеловской II пещере на восточном склоне Южного Урала. Отмечая архаичность этого комплекса, О. Н. Бадер относит его к началу позднего палеолита и находит аналогии в палеолитических комплексах Таджикистана. В Южном Зауралье на стоянке Шикаевка найдены остатки двух скелетов мамонтов, лежавших на площади 70 кв. м. Среди костей обнаружены каменные орудия из зелено-красной яшмы, часть которых относится к геометрическим вкладышам-микролитам. Время культурных остатков определяется XIII тысячелетием до н. э. В. Т. Петрин считает, что это было место разделки туш животных. Значительным археологическим памятником Южного Урала эпохи позднего палеолита является Капова пещера (Шульган-Таш) на р. Белой. В верхнем этаже пещеры открыты две группы изображений - рисунки мамонтов, носорогов, лошади, сделанные красной охрой на скале. Животные изображены в профиль, в позе идущих в одном направлении (влево). Рисунки выполнены в виде контуров или силуэтов с густо закрашенными контурами. Они переданы в разном масштабе и, по мнению О. Н. Бадера, не составляют композиции. В нижнем этаже рядом с аналогичными изображениями лошадей расположены геометрические фигуры. Это обстоятельство, а также подобные сочетания в пещерах франко-кантабрийского круга позволяют предположить их синхронность. Группы рисунков палеолитического времени и остатки святилища открыты также в Игнатиевской пещере (Ямазы-таш) на берегу р. Сим. Несомненна сюжетная близость рисунков Каповой и Игнатиевской пещер гравированным изображениям мамонтов из Мальты и мелкой пластике памятников бассейна Дона. Она может быть объяснена значением мамонта в хозяйственной жизни населения трех регионов. Самые близкие параллели не только в содержании рисунков, но и в топографии, а также в стиле изображений Каповой пещеры О. Н. Бадер находил в палеолитической живописи юга Франции. По мнению автора, обнаруженные на Урале рисунки есть доказательство того, что в соответствии с законами общественного развития на одной и той же ступени исторического процесса в весьма отдаленных районах возникали сходные явления социальной и культурной жизни. На Среднем Урале палеолитические памятники известны на обоих его склонах. Наиболее широко исследованным палеолитическим памятником Среднего Приуралья является стоянка имени М. В. Талицкого на р. Чусовой недалеко от г. Перми. Раскопки рисуют картину временного охотничьего стойбища, посещавшегося не более трех летних сезонов. Сохранились следы нескольких очагов, предполагается наличие легких жилищ наземного типа. Местами культурный слой окрашен красной охрой. В нем найдены кости северного оленя, дикой лошади, мамонта, носорога, косули, песца, зайца и других животных, обнаружено несколько тысяч отщепов, пластин, нуклеусов, нуклевидных кусков, скребков, скребел, скобелей, проколок, резцов, рубящих орудий из кремня, кремнистого сланца, кварцитового песчаника, изредка использовались также хрусталь и яшма (рис. 2). Среди костяных изделий наконечник зхопья со вставными кремневыми лезвиями, тщательно обработанная, но сломанная игла и две бусины из тонких трубчатых костей. Кроме стоянки Талицкого, в эхом-ще районе в начале 80-х годов найдено еще несколько памятников, из которых наиболее богаты находками стоянки предгорной части Западного Урала гроты Близнецова и Столбовой. Помима этих пещерных местонахождений каменных изделий и остатков плейстоценовой фауны, на берегах Камского и Боткинского водохранилищ зафиксировано еще свыше десятка верхнепалеолитических стоянок: Горная Талица, Драчевское, Рязановский Лог, Ягодное I и др. На восточном склоне в гроте Медведь-Камень найдены только скопления костей и один отщеп, в гроте Безымянном, кроме костей животных, кремневых нуклеуса и пластины, обнаружены костяные изделия, а также уникальная находка-изображение хищного животного, выполненное из тонкой пластинки бивня мамонта в стиле плоской скульптуры.


План-схема Игнатиевской пещеры

1 - местонахождение блоков со следами сколов; 2 - местонахождение изображений. План составлен В. Т. Петриным и В. Н. Широковым.

Единственным палеолитическим памятником Северного Зауралья является Гаринская стоянка, расположенная почти на 60° с. ш. Она связана с так называемым кладбищем костей мамонта, которое размывается р. Сосьвой уже многие годы. Здесь также встречены кости медведя, сайги, лошади и изделия из яшмы: нуклеусы, отщепы, пластинки, резцы, скребок, скобель, стамеска, острия, крупное рубящее орудие длиной 6,8 см (рис. 2). Стоянка находилась на крутом повороте Сосьвы, куда течение реки прибивало туши погибших (в основном молодых) животных. Сюда, видимо, приходил первобытный человек, чтобы воспользоваться шкурами, костью, а возможно, и мясом. Несколько палеолитических стоянок известны и на Северном Урале. Одна из них находится в Медвежьей пещере, выше 62° с.ш. Главным объектом охоты обитателей пещеры являлся северный олень, а также мамонт, медведь, песец, лошадь, мускусный овцебык, заяцбеляк. Стоянка занимает первое место среди других пещер Урала по количеству кремневых изделий (свыше 700). Для их изготовления обитатели пещеры пользовались местными породами кремня. Просторная и сухая Медвежья пещера была удобным местом для длительного поселения. По-видимому, местность, где находилась стоянка, имела для первобытных охотников особую привлекательность. Здесь у края отвесно обрывающегося плато можно было вести загонную охоту. Стоянка Бызовая находится на берегу р. Печоры несколько выше 65° с. ш. Здесь обнаружены остатки наземного жилища, построенного из крупных костей мамонта. Кости мамонта составляют 99% всех фаунистических остатков, остальные кости принадлежат шерстистому носорогу, дикой лошади, северному оленю, волку, медведю и мускусному овцебыку. Все орудия труда и заготовки (нуклеусы, пластины, бифасы, скребки, проколки, ножи, отщепы, отбойники) изготовлены из местных пород камня (рис. 2). Инвентарь Бызовой стоянки резко отличается от комплексов Медвежьей пещеры и стоянки Талицкого. Он имеет генетическое родство с находками нижнего слоя стоянки Костенки I Среднерусской равнины и Сунгиря. Итак, в позднем палеолите древний человек расселяется по всему Уралу вплоть до Полярного круга. Вопрос о том, откуда шли переселения, остается спорным. Анализ материалов с памятников свидетельствует о том, что было по крайней мере два пути продвижения человека на Урал. Следы первого пути, судя по инвентарю стоянок Бызовой и Крутая Гора, идут с юго-запада через Русскую равнину. Наличие изделий из южноуральской яшмы на большинстве уральских памятников позволяет предположить миграционную волну из Средней Азии на Южный Урал, а уже оттуда вдоль восточного склона хребта в Северное Зауралье. однотипных заготовок для изготовления специализированных орудий: скребков, резцов, ножей, скобелей, проколок и т. д. Значительно повысились качество орудий и их эффективность, более экономно использовался материал. Большое развитие получает обработка кости. Главным источником жизни оставалась охота на крупных животных. Применялись как загонная охота, так и выходы на. «кладбища животных». Происходит специализация охоты. Так, обитатели: Бызовской стоянки охотились в основном на мамонтов, а жители Медвежьей пещеры - на северных оленей. Наличие долговременных стоянок со следами очагов и производства. каменных и костяных орудий (Медвежья пещера и др.), следы утепленных жилищ говорят о том, что в позднем палеолите возникает и постепенно развивается оседлость, складывается домашнее хозяйство и совершенствуются формы общественной жизни. В эпоху позднего палеолита завершается процесс антропогенеза, происходит становление человека современного типа (homo sapiens), в Европе и Азии складываются основные расы. На Урале начиная с позднего палеолита происходят постоянные контакты восточноевропейского, среднеазиатского и сибирского населения. Этот процесс нашел свое выражение в становлении уральского (смешанного) антропологического типа и в сложении культурных особенностей, свойственных контактным зонам. Так, каменные и костяные изделия, жилища эпохи позднего палеолита имеют аналогии как в памятниках Восточной Европы, так и Средней Азии.

Похожие публикации