Страны Восточной Европы после второй мировой войны. Преобразования периода народной демократии

Вторая мировая война привела к крупнейшим политическим изменениям во всем мире, в том числе на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Пока шла война, народы колониальных стран и правящие круги империалистических держав, входивших в антифашистскую коалицию, вели борьбу против общего врага, и это до известной степени сглаживало остроту противоречий между ними. По мере приближения победы и особенно после нее непримиримость их коренных интересов приобретала все большую остроту, становилась важным политическим фактором, во многом определявшим развитие событий в этой части мира.

Особую позицию по отношению к странам «колониальной периферии» заняли США, которые на словах выступали за их политическое освобождение, а на деле стремились потеснить, а если удастся, то и заменить своих европейских конкурентов и обеспечить себе преимущественное положение в указанных странах. Американская пропаганда усиленно подчеркивала, что в отличие от Великобритании, Франции и Нидерландов Соединенные Штаты Америки всегда были «антиколониальной» страной {944} . Однако на Филиппинах представители американской военной и гражданской администрации действовали так же. как и колониальные власти других империалистических держав в своих владениях. Чиновники США всячески ограничивали демократические организации, разоружали отряды патриотов, принимавших активное участие в освобождении Филиппин, и т. д. В то же время они, по существу, ничего не сделали для решения аграрной проблемы, которая являлась наиболее острой для подавляющего большинства населения Филиппин - крестьянства {945} .

При выборе районов проникновения и получении преимущественных прав американские политические и военные круги исходили из интересов монополистического капитала США на послевоенное время. Учитывались при этом и стратегические интересы: военные базы на аннексированных подмандатных территориях Японии позволяли США превратить Тихий океан в «американское озеро». Сторонники более осторожной политики предлагали не прибегать к прямой аннексии, а добиться контроля над этими территориями, используя институт опеки как замену «классической» формы колониализма новой, позволяющей сначала ликвидировать преимущественные позиции европейских метрополий в их владениях, а затем, используя экономические и финансовые рычаги, получить доступ к новым источникам сырья и рынкам сбыта.

Естественно, стремление США вытеснить европейские государства из их владений на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии было крайне неодобрительно встречено в столицах «старых» колониальных держав. Межимпериалистические противоречия стали серьезным фактором, определявшим политический климат в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке после окончания второй мировой войны.

Известные разногласия имелись и между «старыми» колониальными державами, однако в конкретной обстановке, сложившейся в этом районе к концу 1945 г., они оказались отодвинутыми на второй план. К моменту капитуляции Японии ни Франция, ни Нидерланды не располагали вооруженными силами, которые позволили бы им самостоятельно вести борьбу с национально-освободительным движением. Их части были слишком малочисленны и в материально-техническом отношении полностью зависели от британской армии. Ввиду этого Франция и Нидерланды были вынуждены опираться на помощь Великобритании.

Со своей стороны английские власти стремились поддержать эти колониальные державы в борьбе против национально-освободительных революций во Вьетнаме и Индонезии, опасаясь их распространения на британские колонии.

Совместные действия Лондона, Парижа и Амстердама против народов, требовавших независимости, явились еще одной важной особенностью политической обстановки на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Классовая солидарность империалистов перед лицом надвигавшегося общего кризиса колониальной системы стала более существенным фактором, чем разногласия внутри их лагеря.

Решение дальневосточных вопросов осложнялось также нежеланием определенных кругов США и Великобритании сотрудничать с СССР, хотя опыт войны свидетельствовал, что договоренность по проблемам такого масштаба может быть достигнута только при участии Советского Союза. Реалистически мыслящие американцы сознавали, что попытки отстранить СССР от обсуждения дальневосточных вопросов обречены на провал. Но дальнейшие шаги Белого дома показали, что там возобладала линия на изоляцию Советского Союза.

Страны Восточной Европы после второй мировой войны. Преобразования периода народной демократии

Участие во Второй мировой войне принесло народам Восточной Европы огромные лишения и жертвы. Этот регион являлся основным театром военных действий на европейском континенте. Восточноевропейские страны стали заложниками политики великих держав, превратившись в бесправных сателлитов противоборствующих блоков или объекты открытой агрессии. Их экономика оказалась серьезно подорвана. Чрезвычайно сложной была и политическая обстановка. Крах профашистских авторитарных режимов, широкое участие населения в движении Сопротивления создавали предпосылки для глубоких изменений всей государственно-политической системы. Однако в действительности политизация масс и их готовность к демократическим преобразованиям носила поверхностный характер. Авторитарная политическая психология не только сохранилась, но и даже укрепилась в годы войны.Для массового сознания по-прежнему было свойственно желание видеть в государстве гарант социальной стабильности и силу, способную в кратчайшие сроки «твердой рукой» решить стоявшие перед обществом задачи.

Поражение национал-социализма в глобальной войне общественных систем поставило лицом к лицу других непримиримых противников - коммунизм и демократию. Сторонники этих победивших в войне идей получили преобладание в новой политической элите восточноевропейских стран, но это обещало в будущем новый виток идеологического противоборства. Ситуация осложнялась также возросшим влиянием национальной идеи, существованием даже в демократическом и коммунистическом лагерях националистически ориентированных течений. Национальную окраску получили и возрожденная в эти годы идея аграризма, деятельность по-прежнему влиятельных и многочисленных крестьянских партий.

Уже в последние месяцы войны в подавляющем большинстве восточноевропейских стран начинается процесс консолидации всех бывших оппозиционных партий и движений, образования широких многопартийных коалиций, получивших название национальных или отечественных фронтов. По мере освобождения их стран эти коалиции принимали всю полноту государственной власти. Так произошло в конце 1944 г. в Болгарии, Венгрии и Румынии, в 1945 г. - в Чехословакиии, Польше. Исключение составили лишь страны Балтии, оставшиеся в составе СССР и подвергшиеся уже в годы войны полной советизации, и Югославия, где полное преобладание сохранил прокоммунистический Народно-Освободительный фронт.

Причиной столь неожиданного на первый взгляд единения совершенно разнородных политических сил было единство их задач на первом этапе послевоенных преобразований. Коммунистам и аграриям, националистам и демократам было совершенно очевидно, что наиболее насущными проблемами является формирование основ нового конституционного строя, ликвидация авторитарных структур управления, связанных с прежними режимами, проведение свободных выборов. Во всех странах был ликвидирован монархический строй (лишь в Румынии это произошло позже, после утверждения монопольной власти коммунистов). В Югославии и Чехословакии первая волна реформ касалась также решения национального вопроса, формирования федеративной государственности. Первоочередной задачей являлось и восстановление разрушенной экономики, налаживание материального обеспечения населения, решение насущных социальных проблем. Характер проводимых преобразований позволил охарактеризовать весь этап 1945-1946 гг. как период «народной демократии».

Первые признаки раскола правящих антифашистских блоков проявились в 1946 г. Крестьянские партии, наиболее многочисленные и влиятельные в тот момент не считали необходимой ускоренную модернизацию, приоритетное развитие индустрии. Они выступали также против расширения государственного регулирования экономики. Основной задачей этих партий, в целом выполненной уже на первом этапе реформ, было уничтожение латифундий и проведение аграрной реформы в интересах среднего крестьянства.

Демократические партии, коммунисты и социал-демократы, несмотря на политические разногласия, были едины в ориентации на модель «догоняющего развития», стремлении обеспечить рывок своих стран в индустриальном развитии, приблизиться к уровню ведущих стран мира. Не имея большого перевеса в отдельности, все вместе они составили мощную силу, оттеснив от власти своих оппонентов. Изменения в высших эшелонах власти привели к началу крупномасштабных реформ по национализации крупной промышленности и банковской системы, оптовой торговли, вводу государственного контроля над производством и элементов планирования. Однако если коммунисты рассматривали эти преобразования как первый этап социалистического строительства, то демократические силы видели в них лишь процесс усиления государственного регулирования рыночной экономики. Новый виток политической борьбы был неизбежен, и итог его зависел не только от расклада внутренних политических сил, но и от событий на мировой арене.

Восточная Европа и начало «холодной войны».

После своего освобождения восточноевропейские страны оказались на aвaнсцене мировой политики. CIIIA и их союзники предпринимали самые активные действия по укреплению своих позиций в этом регионе. Однако уже с последних месяцев войны решающее влияние принадлежало здесь СССР. Оно основывалось как на прямом советском военном присутствии, так и на большом моральном авторитете СССР как державы-освободительницы. Понимая свое преимущество, советское руководство долгое время не форсировало развитие событий и подчеркнуто уважительно относилось к идее суверенитета восточноевропейских стран .

Ситуация в корне изменилась к середине 1946 г. Провозглашение «доктрины Трумэна», объявившей начало крестового похода против коммунизма, положило начало открытой борьбе сверхдержав за геополитическое влияние в любой точке земного шара. Восточноевропейские страны ощутили изменение характера международной обстановки уже летом 1947 г. Официальная Москва не только отказалась от инвестиционной помощи по американскому плану Маршала, но и жестко осудила возможность участия в этом проекте любой из восточноевропейских стран. СССР предложил щедрую компенсацию в виде льготных поставок сырья и продовольствия, быстро расширяя масштабы технической и технологической помощи странам региона. Но главную задачу советской политики - искоренение самой возможности геополитической переориентации Восточной Европы - могла обеспечить лишь монопольная влаcть в этих странах коммунистических партий.

2.Образование социалистического лагеря. Период «построения основ социализма»



Оформление коммунистических режимов в странах Восточной Европы происходило по схожему сценарию. Еще с конца 1946 г. началось складывание левых блоков с участием коммунистов, социал-демократов и их союзников. Эти коалиции провозглашали своей целью мирный переход к социалистической революции и, как правило, получали перевес при проведении демократических выборов. В 1947 г. новые правительства, пользуясь уже открытой поддержкой советской военной администрации и опираясь на органы государственной безопасности, создававшиеся под контролем советских спецслужб на основе коммунистических кадров, спровоцировали серию политических конфликтов, которые привели к разгрому крестьянских и буржуазно-демократических партий.

Состоялись судебные политические процессы над лидерами венгерской партии мелких сельских хозяев З.Тильди, польской народной партии С.Миколайчика, Болгарского земледельческого народного Союза Н.Петкова, румынской партии цэранистов А.Александреску, словацким президентом Тисо и поддержавшим его руководством словацкой демократической партии. Логичным продолжением разгрома демократической оппозиции стало организационное слияние коммунистических и социал-демократических партий с последовавшей дискредитацией, а впоследствии и уничтожением лидеров социал-демократии. В итоге к 1948-1949 гг. практически во всех странах Восточной Европы был официально провозглашен курс на построение основ социализма.

Политический переворот, произошедший в восточноевропейских странах в1946-l948 гг., укрепил влияние СССР в регионе, но еще не сделал его подавляющим. Для поддержки «правильного» политического курса молодых коммунистических режимов Восточной Европы советское руководство предприняло ряд энергичных мер. Первой из них стало образование нового международного координационного центра коммунистического движения - наследника Коминтерна. Осенью 1947 г. в польском городе Шклярска-Поремба состоялось совещание делегаций коммунистических партий СССР, Франции, Италии, восточноевропейских государств, постановившее создать Коммунистическое информационное бюро. Коминформ стал политическим инструментом для закрепления «правильного» видения путей строительства социализма, т.е. ориентации социалистического строительства по советскому образцу. Поводом же для решительного искоренения инакомыслия в рядах коммунистического движения стал советско-югославский конфликт.

Советско-югославский конфликт.

На первый взгляд, из всех восточноевропейских стран Югославия давала наименьшие основания для идеологических разоблачений и политической конфронтации. Еще со времен войны Коммунистическая партия Югославии превратилась в наиболее влиятельную силу в стране, а ее лидер Иосиф Броз Тито стал настоящим национальным героем. Уже с января 1946 г. в Югославии была юридически закреплена однопартийная система, началась реализация широких программ национализации промышленности, коллективизации сельского хозяйства. Форсированная индустриализация, проводимая по советскому образцу, рассматривалась как стратегическая линия развития национальной экономики и социальной структуры общества. Авторитет СССР в Югославии в эти годы был непререкаем.

Поводом для осложнения советско-югославских отношений стало стремление руководства Югославии представить свою страну в качестве «особого» союзника СССР, более значимого и влиятельного, чем все остальные члены советского блока, консолидировать вокруг Югославии страны Балканского региона. Югославское руководство также попыталось поставить вопрос о недопустимом поведении некоторых советских специалистов, работавших в стране и почти открыто вербовавших агентуру для советских спецслужб. Ответом стал вывоз из Югославии всех советских специалистов и советников. Конфликт принял открытую форму.

27 марта 1948 г. Сталин направил личное письмо И.Тито, в котором излагал обвинения, выдвинутые в адрес югославской стороны. Тито и его соратникам ставились в вину критика универсальности исторического опыта СССР, растворение коммунистической партии в Народном фронте, отказ от классовой борьбы, покровительство капиталистическим элементам в экономике. На самом деле к внутренним проблемам Югославии эти упреки не имели никакого отношения - она была избрана мишенью только из-за излишнего своеволия. А вот руководители других коммунистических партий, приглашенные участвовать в публичном «разоблачении преступной клики Тито», были вынуждены официально признать преступность самой попытки найти иные пути строительства социализма.

Период «построения основ социализма».

На втором заседании Коминформа в июне 1948 г., формально посвященном югославскому вопросу, окончательно были закреплены идеологические и политические основы социалистического лагеря - право СССР на вмешательство во внутренние дела других социалистических стран, признание универсальности советской модели социализма, приоритет задач, связанных с обострением классовой борьбы, укреплением политической монополии коммунистических партий, проведением ускоренной индустриализации. Внутреннее развитие стран Восточной Европы отныне происходило под четким контролем СССР. Создание в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи, взявшего на себя функции по координации экономической интеграции социалистических стран, и уже в 1955 г. - военно-политического блока Организация Варшавского Договора, завершило создание социалистического лагеря.

Переход строительства социализма в странах Восточной Европы под жесткий контроль СССР привел к радикальной чистке самого коммунистического движения в этом регионе . В 1949-1952 гг. здесь прокатилась волна политических процессов и репрессий, ликвидировавших «национальное» крыло коммунистических партий, выступавшее за сохранение государственного суверенитета своих стран. Политическая консолидация режимов, в свою очередь, стала толчком к ускоренному реформированию всей социально-экономической системы, форсированному завершению национализации, ускоренной индустриализации с приоритетом отраслей по производству средств производства, распространению полного государственного контроля над рынком капиталов, ценных бумаг и рабочей силы, проведению насильственного кооперирования в сельском хозяйстве.

В результате проведения реформ уже к середине 50-х годов Восточная Европа достигла небывалых успехов в «догоняющем развитии» и совершила впечатляющий рывок в наращивании всего экономического потенциала, в модернизации социальной структуры. В масштабах всего региона был завершен переход к индустриально-аграрному типу общества. Однако стремительный рост производства сопровождался увеличением отраслевых диспропорций. Создаваемый экономический механизм был во многом искусственным, не учитывающим региональную и национальную специфику. Его социальная эффективность была чрезвычайно низкой, и даже успешный ход реформ не компенсировал большое социальное напряжение в обществе и снижение жизненного уровня, вызванные издержками ускоренной модернизации.

Политический кризис в Восточной Европе в середине 50-х годов.

В наибольшей степени пострадали те восточноевропейские страны, в которых к началу реформ уже существовали основы рыночной инфраструктуры, - Польша, Венгрия, Чехословакия. 3десь социалистическое строительство сопровождалось особенно болезненной ломкой социальной структуры, ликвидацией достаточно многочисленных предпринимательских слоев, насильственным изменением приоритетов социальной психологии. Со смертью Сталина в 1953 г. и некоторым ослаблением контроля со стороны Москвы в правящих кругах этих стран начинает расти влияние тех политиков, которые призывали к более гибкой стратегии реформ, повышению их социальной эффективности.

В Венгрии с 1953 г. правительство Имре Надя начало серию реформ, призванных снизить темпы индустриализации, преодолеть крайности насильственной коллективизации в сельском хозяйстве, повысить хозяйственную самостоятельность предприятий. Столкнувшись с оппозицией в руководстве правящей Венгерской партии трудящихся, Надь был смещен с занимаемого поста и вернулся к власти уже в конце 1956 г. на фоне острого социального кризиса, охватившего венгерское общество. Решающие события начались в Будапеште 23 октября из стихийных манифестаций студентов, протестующих против действий старого руководства ВПТ. И.Надь, вновь возглавивший правительство, объявил о продолжении реформ, о разрешении демонстраций и митингов, свободы слова. Однако сам Надь в действительности не имел четкой концепции реформирования общественного строя Венгрии, обладал явными популистскими наклонностями и скорее шел за событиями, чем управлял ими. Вскоре правительство полностью утратило контроль над происходящим.

Широкое демократическое движение, направленное против крайностей сталинской модели социализма, вылилось в откровенную антикоммунистическую контрреволюцию. Страна оказалась на грани гражданской войны. В Будапеште начались вооруженные столкновения восставших с рабочими дружинами и сотрудниками госбезопасности. Правительство Надя фактически встало на сторону противников режима, заявив о намерении выйти из Организации Варшавского Договора и закрепить за Венгрией статус нейтрального государства. В столице и крупных городах начался белый террор – расправы над коммунистами и сотрудниками ГБ. В этой ситуации советское правительство приняло решение о вводе в Будапешт танковых частей и подавлении восстания. Одновременно бежавшие из столицы члены ЦК ВПТ во главе с Яношем Кадаром образовали новое правительство, принявшее к 11 ноября всю полноту власти. Надь и его ближайшие соратники были казнены. Партия, преобразованная в Венгерскую социалистическую рабочую партию, подверглась чистке. Одновременно Кадар заявил и о намерении искоренить все проявления сталинизма, вызвавшие кризис венгерского общества, добиться более сбалансированного развития страны.

Не менее драматично развивались события и в Польше, где стихийные выступления рабочих в 1956 г. правительство встретило жестокими репрессиями. Социальный взрыв был предотвращен лишь благодаря возращению к власти опального В.Гомулки, возглавлявшего ЦК Польской рабочей партии в 1943-1948 гг., но исключенного из партии за увлечение идеей «национального социализма». Эта перестановка в руководстве Польши вызвала большую тревогу в СССР. Однако новые польские лидеры смогли убедить представителей Москвы в своей политической лояльности и в том, что корректировка реформ не затронет основ социалистического строя. Это произошло в тот момент, когда к Варшаве уже направлялись советские танки.

Рост напряженности обстановки в Чехословакии был не так велик, поскольку в промышленно развитой Чехии задача ускоренной индустриализации практически не стояла, а социальные издержки этого процесса в Словакии компенсировались в некоторой степени федеральным бюджетом.

Страны Юго-Восточной Азии (Бирма, Таиланд, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Сингапур) во время Второй мировой войны были оккупированы Японией. После поражения Японии в регионе развернулось национально-освободительное движение. В августе 1945 г. во Вьетнаме и Индонезии победили революции. 2 сентября 1945 г. Вьетнам был провозглашен демократической республикой, Главой Временного правительства и бессменным руководителем страны в течение следующих 24 лет стал Хо Ши Мин. 17 августа 1945. была провозглашена независимость Республики Индонезия, первым президентом которой стал Сукарно (с 1968 г. - Сухарто). Однако края-ни-метрополии начали военные действия против этих государств.

В сентябре 1945 г. французские войска захватили центральную и южную части Вьетнама. Однако благодаря помощи СССР вьетнамской армии удалось весной 1945 г. разбить французский экспедиционный корпус в районе Дьєнб"єнфу. В июле 1954 г. между Францией и Вьетнамом были подписаны Женевские соглашения, по которым независимым стал Северный Вьетнам (Демократическая Республика Вьетнам - ДРВ). К югу от 17-й параллели в Южном Вьетнаме расположились французские войска. В 1956 г. в Южном Вьетнаме были проведены выборы в национальное собрание и принята конституция. США" Великобритания, Франция признали эту новую республику и оказали ей значительную экономическую и военную помощь. Однако созданный в 1960 г. Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама во главе с коммунистами, опираясь на поддержку ДРВ, развернул активные боевые действия против сайгонського режима, что положило начало гражданской войне во Вьетнаме.

США, стремясь удержать Южный Вьетнам под своим контролем и не допустить установления там коммунистического режима, постепенно втянулись в эту войну, а с 1964 г. начали активные военные действия против ДРВ. Американо-вьетнамская война - самая кровавая среди локальных войн XX века. - продолжалась почти 10 лет и завершились победой ДРВ. В январе 1973 г. США подписали Парижское соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. 2 июля 1976 г. Вьетнам был объединен и провозглашено создание Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) со столицей в Ханое.

Неудачи со строительством социализма заставили в 1986 г. правящую коммунистическую партию, начать экономические реформы, подобные китайским: сокращенно государственное планирование; предоставлено свободу предприятиям; улучшены условия деятельности мелких частных предприятий; предоставлены льготы иностранному капиталу; в конституцию внесены статью про частную собственность. Следствием этого стал экономический рост - Вьетнам вышел на 3-е место в мире по экспорту риса, прекращения инфляции, увеличение иностранных инвестиций, в основном от частных предпринимателей из Восточной и Юго-Восточной Азии. Средний прирост ВНП в стране - 8-9 % в год. Изменилась и внешняя политика СРВ. В конце 80-х годов она вывела свои войска из Камбоджи и Лаоса, которые до того были в сфере ее влияния, нормализовала отношения с Китаем, который в 1979 г. начал против Вьетнама военные действия, а в 1995 г. восстановила дипломатические отношения с США.

В Индонезии до 1949 г. шла война со страной-метрополией - Нидерландами. После периода "либеральной экономики" 1950 - 1957 гг., который характеризовался нестабильностью хозяйственной жизни, Сукарно ввел военное положение. Попытка коммунистов захватить власть в 1965 г. была подавлена военными во главе с генералом Сухарто, который в 1968 г. стал президентом, установив "новый порядок", что опирался на преобладающее влияние армии во всех сферах жизни. С этого периода страна развивалась в основном благодаря экспорту нефти. В 70-80-е годы было денаціоналізовано промышленность и аграрный сектор. Внешняя и внутренняя политика стала ориентироваться на западные страны - иностранному капиталу были предоставлены льготные условия для инвестиций. Уровень жизни оставался сравнительно невысоким. После выборов 1987 г. режим Сухарто еще больше окреп и в XXI ист. страна вступила в условиях относительного экономического подъема и политической стабильности.

Один из самых трагических периодов развития прошла после войны в Камбодже. После обретения независимости в 1954 г. там была восстановлена монархия во главе с принцем Сіануком. В 1970 г. в стране произошел государственный переворот и к власти пришло правительство во главе с генералом Лон Нолом. Камбоджа провозглашалась кхмерском языке Республикой, а монархия была ликвидирована. Но в 1975 г. к власти пришел националистический ультралівий режим "красных кхмеров" во главе с Пол Потом. Выбрав за образец маоцзедунівсь-кий Китай, Пол Пот выдвинул идею кхмерского социализма: ликвидация городов, торговли, денег, семьи, создания сельскохозяйственных коммун. Было уничтожено почти всю интеллигенцию и военных. Всех жителей Пном-Пеня (столицы Камбоджи) виселели в сельскую местность за 72 ч, ввели принудительные браки. Погибло 3 млн из 8 млн населения. В 1978 г. Вьетнам при поддержке СССР захватил Камбоджу, полпотівців выгнали из страны и в январе 1979 г. была провозглашена Народная Республика Кампучия. Через 10 лет вьетнамские войска были выведены. Камбоджа постепенно стала возвращаться к мирной жизни.

В 70-80-е годы у власти в стране находился провьетнамський режим. Ему противостояли сторонники принцаСіанука, который правил страной до 1970 г. и "красные кхмеры", которые контролировали обширный регион на границе с Таиландом. Только в конце 80-х годов начался политический диалог с целью достижения единства в государстве. У1989 г. Вьетнам вывел свои войска, в 1993 г. состоялись выборы, на которых победу одержали сторонники принца Сианука, который снова возглавил государство. В Камбодже восстановилась монархия. Но мирные инициативы были сорваны в 1997 г., когда распалась правительственная коалиция и сторонники бывшего премьер-министра Хун Сена начали гражданскую войну.

Южную Корею, Гонконг, Сингапур и Тайвань образно называют "азиатскими тиграми" в связи с их быстрым "скачком" из экономической отсталости к процветанию за последние 25 лет. Можно назвать несколько причин такого успеха:

o сочетание многовековых традиций конфуцианства (уважение к авторитету и власти, высокая культура труда, жертвенность во имя общего блага, умение довольствоваться малым, отсутствие прав и свобод западноевропейского образца и т. п) с рыночной экономикой;

o военная и финансовая поддержка со стороны США, Южной Кореи и Тайваня, прочные связи Гонконга и Сингапура с Великобританией;

o активное вмешательство государства в экономику - побуждение предпринимателей проявлять инициативу, завоевывать международные рынки; поддержка государством экспортно ориентированных отраслей экономики.

В Южной Корее (Республике Корея), что возникла в 1948 p., ежегодный экономический рост в течение последних 50 лет было на уровне 4,5-13 %, сейчас доход на одного человека составляет более 11 тыс. долл. на год. Экономическое процветание страны началось с развития текстильной промышленности и экспорта текстиля, цены на который на мировом рынке были невысокими вследствие низкой себестоимости рабочей силы. В стране царил авторитарный режим военных (1948-1960 гг. - Ли Сын Ман, 1960-1979 pp. - Пак Чжон Хи). Демократические преобразования начались в 1987 p., когда были проведены первые всенародные выборы и введено в действие демократическую конституцию страны. В 80-х годах Корея стала мировым лидером по производству бытовой техники, кораблей, легковых автомобилей, обуви.

Китайская Республика (Тайвань) была создана в 1949 г. Чан Кайши, который эмигрировал на остров из континентального Китая после поражения в гражданской войне. Как и в Корее, экономическому росту здесь способствовал авторитарный режим: 1949-1975 гг.- Чан Кайши, 1975-1986 - Цзяа Цзінго, сына Чан Кайши. Демократические преобразования утвердились лишь после смерти последнего. Правящий режим создал условия для развития таких отраслей промышленности, как текстильная, производство одежды и обуви, игрушек; позднее развились машиностроение, наукоемкие отрасли. Сегодня На Тайване резервный запас валюты в долларах США крупнейший в мире.

В Сингапуре, который стал независимым государством в 1965 p., более трети населения занято в финансовой сфере и сфере услуг. Город Сингапур - один из финансовых центров мира и большой порт. Лидером правящего в стране авторитарного режима с 1959 по 1990 г. был премьер-министр Ли Куан Ю. Главные статьи экспорта - электроника и компьютерная техника, продукты нефтехимии, легкой промышленности.

В Гонконге (Сянгане), перешел под юрисдикцию Китая от Великобритании 1 июля 1997 p., самый высокий среди "тигров" уровень доходов на одного человека - 24,5 тыс. долл. на год. Город экспортирует до 90 % производимой продукции (одежда, игрушки, часы). В производстве занято 28,5 % населения, столько же - в торговле, ресторанном и гостиничном бизнесе.

Быстрое экономическое развитие богатых полезными ископаемыми стран региона происходит благодаря преимущественно китайской буржуазии, которая обнаружила здесь необычайную предприимчивость, очень быстро создав крупные транснациональные корпорации. В федерации Малайзия собственно малайская буржуазия контролирует только 30 % экономики, китайский - 60%. На экспорт идут каучук, олово, нефть, древесина, а в последнее время - электротехнические изделия, компьютеры. Ежегодный прирост ВВП - 8-9 %.

Королевство Таиланд, которое длительное время было слаборазвитой, политически нестабильным государством (за 60 лет 17 государственных переворотов), в 70-80-х годах превратилось в крупнейшего в мире экспортера риса. В 80-х годах благодаря иностранным инвестициям и технологиям экспортными товарами стали электроника, продукция химической и автосборочная промышленности.

Молодые индустриальные страны стремятся к региональному объединению. В 1967 г. Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины образовали экономическое объединение АСЕАН. Экономическая интеграция, беспошлинная торговля в рамках Ассоциации дали возможность поднять уровень производства и превратить этот регион в один из центров мировой экономики.

Развитие стран Азии во второй половине XX века. характеризовался разнообразием моделей и идеологических парадигм. Значительной части азиатских государств не только удалось стать на путь устойчивого развития, но и успешно конкурировать с ведущими европейскими государствами и США, что дает основания многим специалистам ввести в оборот понятие "тихоокеанский век". И действительно, по многим параметрам именно Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) все больше становится центром мировой торговли и производства товаров и технологий.

Следуя примеру Японии, четыре "азиатские тигры" (Сингапур, Гонконг, Тайвань и Южная Корея) в период 70-90-х pp. превратились в динамичные и развитые общества, благосостояние которых основывается на експортооріентованих быстро развивающихся экономиках.

Одним из феноменов развития стран Азии в конце XX - начале XXI вв. стало китайское "экономическое чудо". Среднегодовые темпы развития страны с 1979 по 2003 г. составляли 9,4 %. С момента начатых Дэн Сяопином в 1978 году.реформ Китаю удалось к 2000 г. увеличить уровень производства в четыре раза. Значительным ресурсом для модернизации стало присоединение бывших колоний Гонконга и Макао соответственно в 1997 и 1999 pp. Воплощая в жизнь принцип "одна страна - две системы" (то есть параллельное существование так называемых капиталистической и социалистической систем в пределах одного государственного целого), эти две особые административные районы и в дальнейшем остаются экономически привлекательными для миллиардных инвестиций, сохранив и развивая значительный экономи-ко-финансовый потенциал. В то же время в Гонконге проведены выборы в местный законодательный орган под значительным давлением со стороны центра, вследствие чего пропекінські силы получили большинство. Временный прогресс в решении проблемы статуса Тибета, начавшегося заявлением в 2004 г. Далай-ламы о признании этого края частью Китая и диалог с Пекином, было омрачено выступлениями местного населения, значительная часть которого недовольна политикой культурно-этнической ассимиляции со стороны центра. Определенных подвижек удалось добиться в деле сближения между материковым Китаем и Тайванем. В 2005 г. лидеры ведущих тайваньских партий (за исключением правящей в то время Демократической прогрессивной партии), в том числе и председатель Гоминьдана, посетили КНР. Однако значительный уровень военного противостояния и дальнейшее политико-военное давление Пекина сохраняют возможности для взрыва конфликта.

Ситуация резко изменилась лишь с середины XX в., после второй мировой войны и крушения системы колониализма. Эти события послужили толчком, резко усилившим весь ход общественной жизни, политическую активность масс, культурные и прочие преобразования. Ранее и сильнее всего это сказалось в крупнейших с точки зрения численности населения исламских странах мира - в Индии и Индонезии. Расколотая на две части Индия дала жизнь новому чисто исламскому государству - Пакистану (в начале 70-х годов в свою очередь разделившемуся на Пакистан и Бангладеш), у руководства которого стояла Мусульманская лига с ее планами умеренно-буржуазных преобразований. Сложный, полный внутренних противоречий и кризисов путь развития Пакистана и Бангладеш привел, в конечном счете, к некоторым преобразованиям. Однако суть их не выходит за рамки буржуазных реформ. Ислам по-прежнему является знаменем этих стран, а борьба группировок внутри исламских течений и сект подчас выливается в бурные конфликты. В дебатах учитывается необходимость обновления традиционных духовных ценностей, делается ставка на возрождение исламской этики с ее культом религиозной формы морали. Исламские теологи много и охотно рассуждают на темы о свободе мысли, равенстве, подчеркивают миролюбие ислама (джихад толкуется лишь как отражение агрессии). Словом, развиваемые духовными лидерами этих стран идеи исламской этики и исламской демократии ставят своей целью, с одной стороны, приспособитьислам к потребностям сегодняшнего дня, дать с его помощью ответ на волнующие вопросы современности, а с другой - подтвердить идею, будто только одинислам способен стать фундаментом новой жизни.

В Индонезии исламские националисты стали у руля государства сразу после войны. Новые законы молодой республики резко ограничили засилье шариата и тем расчистили путь для модернизаторских теорий не только исламской демократии, но и исламского социализма, точнее, «индонезийского социализма», активно разрабатывавшегося усилиями президента Сукарно и его сторонников. Однако попытки направить развитие страны по социалистическому пути при сохранении фактического господства традиционной восточной структуры не привели Индонезию к успеху. Ставка на этику в ее исламском понимании, на эгалитарные традиции ислама с ограничением крупной частной собственности себя не оправдала. Наступил кризис, нашедший свое выражение в активности выступления против левых сил страны, возглавляемых коммунистами. Ныне лозунг исламского социализма в Индонезии фактически снят. Ислам по-прежнему является ведущей духовной силой страны, а его лидеры стремятся к тому, чтобы наилучшим образом приспособить нормыислама к потребностям современного развития.

С 50-х годов процесс модернизации ислама стал проявлять себя в наиболее развитых арабских странах - в Египте, Сирии, Ираке. В этих государствах, и, прежде всего, в Египте времен Насера, социальные преобразования в сочетании с активной националистической реакцией на колониализм привели к резким радикальным переменам. Встал вопрос о реформах, направленных на ограничение собственности, национализацию крупных предприятий, предоставление всем, включая и женщин, широких прав и свобод. Позицииислама , особенно консервативных его лидеров, были в этих странах ослаблены, ноислам продолжает быть официальной идеологией. Все теории об «исламском социализме» обычно вписываются в нормыислама , а в некоторых арабских странах - даже в заповеди «чистого» первозданногоислама с его реакционно-шариатскими нормами, будь то система наказаний или положение женщины.

Попытки согласовать нормы ислама с радикальными преобразованиями еще более усилились в 70-е годы XX в., чему способствовал ряд важных обстоятельств, и в первую очередь резкое усиление экономических и политических позиций некоторых ведущих исламских стран в связи с проблемой нефти. Превращение этих стран во влиятельную силу в современном мире по-новому поставило и вопрос обисламе .

Крушение колониальной системы. Вторая мировая война оказала громадное влияние на развитие стран Востока. В боях участвовало огромное количество азиатов и африкан­цев. Только в Индии было призвано в армию 2,5 млн чело­век, во всей Африке - около 1 млн человек (а еще 2 млн были заняты обслуживанием нужд армии). Огромны были потери населения в ходе боев, бомбардировок, репрессий, из-за лишений в тюрьмах и лагерях: в Китае за годы войны погибло 10 млн человек, в Индонезии - 2 млн человек, на Филиппинах - 1 млн Неимоверны были бедствия населе­ния, разрушения и убытки в зонах военных действий. Но наряду со всеми этими тяжелыми последствиями войны не­сомненны и ее положительные результаты.


Народы колоний, наблюдая поражения армий колони­заторов, сначала - западных, потом - японских, навсегда изжили миф об их непобедимости. В годы войны как никог­да четко определились позиции разных партий и лидеров.

Самое же главное - в эти годы выковывалось и созрело массовое антиколониальное сознание, сделавшее необрати­мым процесс деколонизации Азии. В странах Африки этот процесс по ряду причин развернулся несколько позже.

И хотя борьба за достижение независимости еще потре­бовала ряда лет упорного преодоления попыток традици­онных колонизаторов вернуть «все старое», жертвы, при­несенные народами Востока во Второй мировой войне не были напрасны. В пятилетие после окончания войны доби­лись независимости почти все страны Южной и Юго-Восточ­ной Азии, а также Дальнего Востока: Вьетнам (1945 г.), Индия и Пакистан (1947 г.), Бирма (1948 г.), Филиппины (1946 г.). Правда, Вьетнаму пришлось в дальнейшем вое­вать еще тридцать лет до достижения полной независимос­ти и территориальной целостности, другим странам - мень­ше. Однако во многом военные и иные конфликты, в кото­рые втягивались эти страны вплоть до недавнего времени, порождены уже не колониальным прошлым, а внутренни­ми или международными противоречиями, связанными с их независимым, суверенным существованием.

Традиционные общества Востока и проблемы модер­низации. Развитие современного мирового сообщества про­исходит в духе глобализации: сложились мировой рынок, единое информационное пространство, существуют между­народные и наднациональные политические, экономичес­кие, финансовые институты и идеологии. Народы Востока активно участвуют в этом процессе. Бывшие колониальные и зависимые страны получили относительную независимость, но стали вторым и зависимым компонентом в системе «мно­гополюсный мир - периферия». Это было определено тем, что модернизация восточного общества (переход от тради­ционного общества к современному) в колониальный и по­стколониальный период проходила под эгидой Запада.

Западные державы по-прежнему стремятся и в новых условиях сохранить и даже расширить свои позиции в странах Востока, привязать их к себе экономическими,


политическими, финансовыми и прочими узами, опутав сетью соглашений о техническом, военном, культурном и прочем сотрудничестве. Если же это не помогает или не получается, западные державы, особенно США, не колеб­лясь, прибегают к насилию, вооруженной интервенции, экономической блокаде и прочим средствам давления в духе традиционного колониализма (как в случае с Афга­нистаном, Ираком и другими странами).

Тем не менее, в будущем под влиянием изменений в развитие экономики, научно-техническом прогрессе воз­можно перемещение мировых центров - экономических, финансовых, военно-политических. Тогда, возможно на­ступит конец евро-американской направленности эволю­ции мировой цивилизации, а восточный фактор станет направляющим фактором всемирной культурной основы. Но пока доминантой складывающейся мировой цивилиза­ции остается Запад. Его сила опирается на сохраняющее­ся превосходство производства, науки, технологии, воен­ной сферы, организации экономической жизни.

Страны Востока, несмотря на различия между ними, в большинстве своем связаны сущностным единством. Их объе­диняет в частности, колониальное и полуколониальное про­шлое, а также периферийное положение в мировой эконо­мической системе. Их объединяет также то, что по срав­нению с темпами интенсивного восприятия достижений на­учно-технического прогресса, материального производства, сближение Востока с Западом в сфере культуры, религии, духовной жизни происходит относительно медленно. И это естественно, потому что менталитет народа, его традиции в одночасье не меняются. Иными словами, при всех наци­ональных различиях страны Востока до сих пор роднит наличие определенной совокупности ценностей материаль­ного, интеллектуального и духовного бытия.

Повсюду на Востоке модернизация имеет общие черты, хотя каждое общество модернизировалось по-своему и по­лучило свой результат. Но при этом западный уровень материального производства и научных знаний остается для Востока критерием современного развития. В разных восточных странах проходили проверку, как западные модели рыночной экономики, так и социалистические пла-


новые, по образцу СССР. Соответствующие воздействия испытывали идеология и философия традиционных об­ществ. Причем «современное» не только сосуществует с «традиционным», образует с ним синтезированные, сме­шанные формы, но и противостоит ему.

Одна из особенностей общественного сознания на Вос­токе заключается в мощном влиянии религий, религиоз­но-философских доктрин, традиций как выражения соци­альной инертности. Выработка современных взглядов про­исходит при противоборстве традиционного, обращенное в прошлое шаблона жизни и мысли с одной стороны, и современного, ориентированного на будущее, отмеченного научным рационализмом - с другой.

История современного Востока свидетельствует о том, что традиции могут выступать как в качестве механизма, способствующего восприятию элементов современности, так и в качестве тормоза, блокирующего преобразования.

Правящая элита Востока в социально-политическом от­ношении делится, соответственно, на «модернизаторов» и «охранителей».

«Модернизаторы» пытаются примирить науку и рели­гиозную веру, социальные идеалы и морально-этические предписания религиозных доктрин с действительностью через освящение научного знания священными текстами и канонами. «Модернизаторы» нередко призывают к пре­одолению антагонизма между религиями и допускают воз­можность их сотрудничества. Классический пример стран, сумевших приспособить традиции с современностью, ма­териальными ценностями и институтами западной циви­лизации - конфуцианские государства Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (Япония, «новые индустриальные страны», Китай).

Напротив, задача фундаменталистов-«охранителей» - переосмысление действительности, современных социокуль­турных и политических структур в духе священных тек­стов (например, Корана). Их апологеты утверждают, что не религии должны приспосабливаться к современному миру с его пороками, а общество должно строиться так, чтобы соответствовать основным религиозным принципам. Фун-даменталистам-«охранителям» присущи нетерпимость и «по­иск врагов». Во многом успехи радикальных фундамента-


листских движений объясняются тем, что они указывают людям на их конкретного врага (Запад), «виновника» всех его бед. Фундаментализм получил широкое распростране­ние в ряде современных исламских стран - Иране, Ливии и др. Исламский фундаментализм - это не просто возвраще­ние к чистоте подлинного, древнего ислама, но и требова­ние единства всех мусульман в качестве ответа на вызов современности. Тем самым выдвигается претензия на созда­ние мощного консервативного политического потенциала. Фундаментализм в его крайних формах ведет речь об объе­динении всех правоверных в их решительной борьбе с из­менившимся миром, за возврат к нормам очищенного от позднейших наслоений и искажений настоящего ислама.

Японское экономическое чудо. Япония вышла из вто­рой мировой войны с разрушенной экономикой, угнетенной в политической сфере - ее территория была оккупирована войсками США. Период оккупации закончился в 1952 году, за это время с подачи и при содействии американской адми­нистрации в Японии были проведены преобразования, при­званные направить ее на путь развития стран Запада. В стра­не вводилась демократическая конституция, права и свобо­ды граждан, активно формировалась новая система управ­ления. Такой традиционный японский институт как мо­нархия сохранялся лишь символически.

К 1955 году, с появлением либерально-демократической партии (ЛДП), которая стояла у руля власти несколько последующих десятилетий, политическая ситуация в стране окончательно стабилизировалась. В это время происходит первая смена экономических ориентиров страны, заключав­шаяся в преимущественном развитии промышленности группы «А» (тяжелая промышленность). Ключевыми от­раслями экономики становятся машиностроение, судостро­ение, металлургия

Вследствие ряда факторов во второй половине 50-х - начале 70-х годов Япония продемонстрировала небыва­лые темпы роста, обогнав по ряду показателей все страны капиталистического мира. Валовой национальный продукт (ВНП) страны увеличивался на 10 - 12 % в год. Будучи весьма скудной, в сырьевом отношении, страной, Япония смогла развить и эффективно использовать энергоемкие и


трудоемкие технологии тяжелой промышленности. Рабо­тая по большей части на привозном сырье, страна смогла пробиться на мировые рынки и добиться высокой рента­бельности хозяйства. В 1950 г. национальное богатство оценивалось в 10 млрд долларов, в 1965 уже в 100 млрд долларов, в 1970 эта цифра достигла 200 млрд., в 1980-м был перейден порог в 1 триллион.

Именно в 60-е годы появилось такое понятие, как «япон­ское экономическое чудо». В то время, когда 10 % счита­лись высоким показателем, промышленное производство Японии увеличивалось на 15 % в год. Япония в два раза превзошла в этом отношении страны Западной Европы и в 2,5 раза - США.

Во второй половине 70-х годов произошла вторая смена приоритетов в рамках экономического развития, что было связано, прежде всего, с нефтяным кризисом 1973 - 1974 годов и резким подорожанием нефти - основного энергоно­сителя. Наиболее остро подъем цен на нефть отразился на базовых отраслях японской экономики: машиностроении, металлургии, судостроении, нефтехимии. Первоначально Япония была вынуждена значительно сократить ввоз нефти, всячески экономить на бытовых нуждах, но этого оказалось явно недостаточно. Кризис экономики, ее энергоемких от­раслей, обострялся традиционной для страны нехваткой земельных ресурсов, экологическими проблемами. В этой ситуации японцы поставили во главу угла развитие энер­госберегающих и наукоемких технологий: электроники, точного машиностроения, средств связи. В результате Япо­ния вышла на новый уровень, вступив в постиндустриаль­ную информационную стадию развития.

Что же позволило разрушенной после войны многомилли­онной стране, практически лишенной полезных ископаемых, достичь такого успеха, относительно быстро войти в число лидирующих в экономическом отношении мировых держав и добиться высокого уровня благосостояния граждан?

Конечно, все это в немалой степени было обусловлено всем предшествующим развитием страны, которая в отли­чие от всех других стран Дальнего Востока, да и большей части Азии, изначально встала на путь преимущественно­го развития частнособственнических отношений в услови­ях незначительного давления государства над обществом.


Очень важным был предыдущий опыт капиталистиче­ского развития, последовавший за реформами Мэйдзи. Бла­годаря им обособленная островная страна с весьма специ­фическими культурными чертами смогла адаптироваться к новым реалиям мирового развития, изменениям обще­ственной и экономической жизни..

Хороший толчок дали реформы периода оккупации пос­ле второй мировой войны. Окончательно поставив страну на путь демократического развития, они высвободили внут­ренние силы японского общества.

Поражение в войне, уязвившее национальное достоин­ство японцев, также стимулировало их высокую экономи­ческую активность.

Наконец отсутствие, вследствие запрета, собственных во­оруженных сил и расходов на них, американские промыш­ленные заказы, благоприятная политическая обстановка так­же сыграли важную роль в формировании «японского чуда».

Совокупное влияние всех этих факторов и породило яв­ление, известное как «японское экономическое чудо», отра­зившее характер развития японского общества во второй половине XX века.

Исламская революция в Иране. Революционные со­бытия конца 70-х годов XX в. в Иране были вызваны к жизни социально-экономическими и политическими рефор­мами, проводившимися шахом Мохаммедом Пехлеви и его окружением в предшествующий период. Данные преобра­зования были направлены на ликвидацию полуфеодаль­ных отношений в стране, ускоренную модернизацию Ира­на и его интеграцию в современный капиталистический мир (так называемая «белая революция»).

Из 19 реформ важнейшей была аграрная, направлен­ная на передачу земли крестьянам-арендаторам. Тем са­мым поощрялось создание товарных хозяйств. Вместе с тем множество семей землевладельцев не смогли адаптиро­ваться к новым условиям и устремились в город, попол­няя ряды неквалифицированных рабочих, безработных, люмпенов.

Помимо аграрной реформы проводится и модернизация промышленности. Значительно возросли поступления от продажи нефти, появились новые отрасли легкой и тяже-


лой промышленности. Несмотря на то, что реформы по­могли стране преодолеть ее социально-экономическую от­сталость, развитие экономики не было органичным и рав­номерным. Одни отрасли развивались ускоренно, в других наблюдался застой. На всех уровнях имели место такие пагубные явления, как расточительность, бесхозяйствен­ность, коррупция, жажда наживы, перекрывавшие во мно­гом положительные стороны реформ.

Главной ошибкой шаха стала его опора исключительно на силу, а также явное пренебрежение интересами исламс­кого духовенства, ущемленного реформами. Авторитет ду­ховенства оказался значительно подорванным в результа­те попыток модернизации и секуляризации страны, вне­дрения западной культуры. Духовенство смогло привлечь к борьбе широкие слои населения, уставшего приспосаб­ливаться к быстрой капиталистической модернизации стра­ны. Массовой базой революции стали средние городские слои, обнищавшие крестьяне и нишие.

Во главе революции встал аятолла (обладатель высшего религиозного звания) Хомейни, сумевший довести ее до по­бедного конца. В обстановке небывалого подъема революци­онной активности народа вопрос о власти был фактически решен уже в начале 1979 года. Шах покинул народ, в стране был проведен референдум, следствием которого было провозглашение Исламской Республики Иран. В декабре того же года была принята конституция страны, в которой было специально оговорено, что высшая власть в стране при­надлежит духовенству в лице Хомейни (после его смерти - его преемнику), а гражданскую политическую власть осу­ществляет президент, парламент (меджлис) и премьер.

Внутриполитическая жизнь страны после революции ха­рактеризуется доминированием духовенства, которое смог­ло сформировать крупнейшую фракцию в парламенте, скон­центрировать в своих руках исполнительную власть, об­разование, карательные органы, расправиться с оппози­цией. В Иране насаждается исламская этика, выдвигается тезис о Коране как конституции всего человечества.

Для внешней политики характерна явная антизападная направленность. Новая власть расторгла ряд гражданских и военных контрактов с США и другими странами, ликви-


дировала американские военные базы, банки и компании. Основным внешнеполитическим принципом была объявлена формула «Ни Запад, ни Восток, а ислам». Иран вплоть до настоящего времени считает своей обязанностью проведение «экспорта» исламской революции, поддерживает радикаль­ные фундаменталистские движения во многих странах.

Таким образом, исламская революция в Иране была неразрывно связана с провалом реформ, проводя которые шах, его окружение и американские советники нимало не считались ни с народом, ни с его традициями и обычаями, корнями уходящими в многотысячелетнюю историю. Но именно народу пришлось расплачиваться за реформы, ко­торые несли бешеное обогащение кучке богачей (в частно­сти, от продажи нефти), спекулянтов, чиновничества и обнищание, разорение рабочего люда, крестьянства, мел­ких предпринимателей. В стране расцвели такие негатив­ные явления западной культуры, как преступность, алко­голизм, наркомания, проституция. На «иранский пирог» ринулись тысячи международных проходимцев и авантю­ристов. Заморское, прежде всего, американское стало вы­теснять свое иранское. Всеобщее падение морали и нрав­ственности дополнило картину. В этой ситуации соци­альный взрыв был неизбежен, а духовенство лишь умело им воспользовалось.

Похожие публикации