Дивеево: православная святыня. Село Дивеево: Историческая справка

Село Дивеево Нижегородской области расположено на берегу реки Вичкинзы, в 160 км от Нижнего Новгорода, 65 км от Арзамаса, 12 км от Сарова. Является крупным административным центром.

Село возникло в 1559 году. Название получило по имени первого владельца - татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил землю с пахотными угодьями на реке Вичкинзе.

Во второй половине 18 века Дивеево - небольшое село с деревянной церковью в честь Святителя Николая Чудотворца и Архидьякона Стефана. Церковь стояла на пересечении дорог, что вели в Саров. Паломники, которые шли в Саровский монастырь, останавливались на отдых у церкви. Именно здесь решила отдохнуть основательница Серафимо-Дивеевского монастыря Агафия Семёновна Мельгунова.

В 19 веке селом владели многие собственники, среди них Мотовиловы, Толстая, Цицианов, Баташовы, Ждановы, Шахаевы. Дивеево известно как четвертый и последний удел Божьей Матери. На этой святой земле располагается Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. На протяжении полутора столетий созидался Дивеевский монастырь. Начался он с каменной Казанской церкви, построенной в 1773-80 годах. Сегодня невозможно найти ни одного православного человека, который не знал бы о Свято – Троицком Серафимо – Дивеевском женском монастыре, не стремился бы однажды побывать на этой святой земле, помолиться батюшке Серафиму, пройти по Богородичной канавке, унести с собой молитвенный настрой, получить подкрепление души и тела от купания в святых источниках. По благословению преподобного Серафима к Казанскому храму были пристроены церкви Рождества Христова (1829 год) и Рождества Богородицы (1830 год). В центре обители в 1865-75 годах был возведен пятипрестольный Троицкий собор. В линию с ним на рубеже ХIХ и ХХ веков поднялась пятиярусная колокольня. По сторонам от Троицкого собора в конце ХIХ века были построены игуменский корпус с домовым храмом в честь равноапостольной Марии Магдалины и трапезный храм благоверного князя Александра Невского. В начале ХХ века за Троицким собором воздвигнут Преображенский собор (1907-1916 годы). В храмах обители почивают в святых мощах ее небесные покровители: преподобный Серафим Саровский, преподобные жены Дивеевские Александра, Марфа и Елена, блаженные Дивеевские Пелагия, Параскева и Мария. Святая Канавка - одна из ярчайших святынь Дивеева - представляет собой молитвенное духовное сосредоточение Четвертого удела Пресвятой Богородицы, ее сердце.

В 2003 году Православной Церковью и Российским государством широко отмечалось 100-лет ие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а в 2004 году - 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была подновлена, а старинная Казанская церковь почти полностью реставрирована (восстановлена в прежнем виде). Святая Канавка приняла вид, заповеданный преподобным Серафимом. Дивеевская земля славится Святыми источниками Матушки Александры, Иверской Божьей Матери, Казанской Божьей Матери, Преподобного Серафима Саровского, Явления Божьей Матери и другими. 2006 год особенно знаменателен для монастыря тремя событиями. Это 15 лет возрождению Серафимо – Дивеевского монастыря. 180 лет Дивеевской Мельничной общине. 300 лет Саровской пустыни. Сбываются предсказания батюшки Серафим: активно возрождается Дивеевская обитель, ставшая одним из крупнейших монастырей в нашей стране. В этом мы убеждаемся ежедневно. Людской поток не прекращается никогда. Строятся дома, удобные гостиницы для приезжающих сюда, построен прекрасный комфортабельный гостиничный комплекс «Дивеевская Слобода» на 126 мест с различными видами услуг. Здесь все продумано для гостей и отдых, и посещение служб монастыря, всех святых источников Дивеевской Земли, а также несколько туристических и православных маршрутов – это Санаксарский мужской Рождество – Богородничный монастырь. Город Темников (бывшая столица Мордовии), село Выездное, деревня Нуче (Дивеевского района), в Арзамас, город Муром и другие. 300 лет назад в непроходимых Саровских лесах был основан монастырь, вошедший в Русскую историю как один из самых значительных, отличавшихся особым укладом и строгим иноческим правилом. Монашеская жизнь в Саровской пустыне достигла большой высоты. Обитель прославилась своими традициями старчества, известны имена многих ее духовных подвижников. Именно Саровская пустынь дала миру великого святильника – преподобного и богоносного отца нашего Серафима. Отец Серафим начал свое общение с народом, когда по приказанию Богоматери вышел из затвора, то есть за семь лет до своей кончины. Весть о нем облетела всю Россию. Живя в Сарове, отец Серафим заботился о сёстрах Дивеевской общины, которая была основана в кон.XVIII века А.С. Мельгуновой, в монашестве м. Александрой.

История обители началась с постройки церкви Казанской Божией Матери (1767-1775) с приделами

Святителя Николая и Святого Архидиакона Стефана. Вместе с четырьмя послушницами Мельгунова организовала здесь обитель, управляя общиной под руководством старцев Саровского монастыря (в 1940 г. храм был закрыт и переоборудован под педагогическое училище, затем использовался как складское помещение, возобновленной обители передан в 1992 г.). В молодом иноке Серафиме матушка Александра увидела будущего подвижника и продолжателя начатого ею дела.

После смерти А.С. Мельгуновой (1789) община продолжала жить по строгому уставу Саровского монастыря. Основательница монастыря была канонизирована в 2001 году. Дивеево считается четвёртым и единственным в России уделом Богородицы. Особенно почитается «Канавка Богородицы», вдоль которой проходят все, приезжающие в Дивеево, и по завещанию Серафима Саровского читают молитву Богорице. В 1830 г. к паперти Казанской церкви построена церковь Рождества Богородицы (здесь хранятся мощи преподобной схимонахини Александры и первых дивеевских подвижниц). Серафим предсказал особое значение монастыря, который должен стать первой в истории женской Лаврой, и был уверен, что сам он будет находиться спустя много лет после смерти именно в нем. Как известно, мощи Серафима Саровского, утраченные в 1920-х гг., были вновь обретены и в 1991 г. перевезены в Дивеево.

В 1861 г. община была преобразована в Серафимо-Дивеевский монастырь. Его наставницей ста ла Елизавета Ушакова, в монашестве мать Мария. Она возглавляла монастырь больше сорока лет. В 1875 г. завершается строительство самого большого Троицкого собора, возведенного по типовому проекту К.А. Тона (после закрытия храма в 1927 г. его здание использовалось под склад, верующим церковь возвращена в 1989 г.; здесь мощи преподобного Серафима Саровского). В начале ХХ в. монастырь насчитывает большее 1 тыс. сестер, в нем развернулось строительство другого крупного собора, который так и не был освящен перед революцией. Монастырь представлял собой в эту пору богатейший архитектурный комплекс. В нем были келии, трапезная, больница, училище, вне ограды - две гостиницы, мельница, водокачка.

В 1927 г. монастырь был закрыт, спустя десять лет последние из его сестер были высланы из Дивеева. Лишь в 1989 г. Троицкий собор был вновь освящен, а спустя год возобновилась деятельность Серафимо-Дивеевского монастыря.

Кроме монастыря, в Дивееве паломники посещают обычно святой источник матушки Александры (А.С. Мельгуновой). Он находится на противоположной стороне Октябрьской улицы, за линией домов, позади аптеки. Источник в честь Иверской иконы Божией Матери расположен чуть ниже по течению речки Вичкинзы. Третий - Казанский и рядом с ним источник Пантелеймона Целителя - в северной части поселка. Рядом с ними находится деревянная Казанская церковь - первый храм, который появился в селе после закрытия монастыря.

Кроме того, многие турфирмы возят туристов к источнику Серафима Саровского (от Дивеево 15 км на Саров, у поста ДПС по указателю еще 1 км). Он бьет у подножья поросшего соснами холма. Рядом находится скит.

Дивеевская обитель берет свое начало в 1788 году с женской общины, основанной рязанской помещицей вдовой Агафьей Семеновной Мельгуновой, принявшей монашество с именем Александра.

Когда Агафья Семеновна пребывала в Киевском Флоровском монастыре, во сне ей явилась Пресвятая Богородица, и сказала: «Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою».

Посоветовавшись с киевскими старцами, Агафия Семеновна оставила Флоровский монастырь и пошла на север. Обходя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. За двенадцать верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии Ардатовского уезда, она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной».

Перед благочестивой кончиной своей матушка Александра заповедовала преподобному Серафиму, тогда еще иеродиакону Саровского монастыря, позаботиться о будущей обители.

По велению Пресвятой Богородицы старец основал на востоке от действующей общины новую обитель, в которую перевел из нее восемь сестер. Царица Небесная указала построить для их прокормления мельницу и обнести это место канавкой и валом, а к паперти Казанской церкви пристроить в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного двухпрестольную церковь для сей обители. И Сама дала ему для сей обители устав новый, нигде до того времени ни в какой обители еще не существовавший. И за непременное правило поставила заповедь, чтобы в сию обитель не дерзала быть принимаема ни одна вдовица, а всегда принимались бы лишь одни девицы, на прием которых Сама Она изъявит Свое благоволение, и обещалась Сама быть всегдашней Игуменией сей обители Своей, изливая на нее все милости Свои и всех благодатей Божиих благословения со всех Своих прежних Жребиев: Иверии, Афона и Киева.

В 1861 году Дивеевская женская община была преобразована в третьеклассный общежительный монастырь.

В 1903 году в Саровском мужском монастыре проходило прославление преподобного Серафима. Торжество это объединило десятки тысяч людей – и крестьян, и дворян, и царственных особ. Императорская чета Романовых, разделившая общенародную радость, посетила Саровскую пустынь и Дивеевский монастырь.

После революции 1917 года обитель просуществовала еще 10 лет. В 1927 году, в праздник Рождества Богородицы монастырь был закрыт. Большинство сестер рассеялось по округе, некоторые уехали домой.

Молитвенная монашеская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. Многих арестовывали и ссылали в лагеря, были среди дивеевских сестер и расстрелянные. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сестры снова постепенно собирались вокруг обители. Во время хрущевских гонений службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками. По благословению Святейшего Патриарха Пимена дивеевские сестры принимали монашеские постриги.

В 1988 году верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. Началось возрождение православия на Дивеевской земле. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, вновь был освящен Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря. С 1 января 1991 года все уставные богослужения в нем совершаются ежедневно.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Дивеево, 1991 г.

30 июля 1990 года в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в Музее истории религии, который размещался в Казанском соборе.

17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай при большом стечении народа посвятил в сан игумении Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

В 2003 году состоялось празднование 100-летия канонизации Серафима Саровского. Богослужения возглавлял Святейший Патриарх Алексий II.

В настоящее время восстановлены все храмы обители, возвращаются прежние монастырские территории. К Казанской церкви пристроены новые приделы в честь преподобных и блаженных жен Дивеевских, священномученика Серафима (Чичагова) и новомучениц Дивеевских.

26 апреля 2012 года в митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием был отслужен молебен на месте строительства нового храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Обитель является популярным местом паломничества православных христиан России и стран зарубежья.

Божественная литургия на соборной площади монастыря.


Цель этой статьи-путеводителя по Дивеево ответить на вопросы тех, кто только собирается поехать в Дивеевский монастырь: Что такое Дивеево? Что здесь делать? Как себя вести? Что такое Святая Канавка? И самый главный вопрос - зачем вообще приезжают в Дивеево?
Также вы узнаете, какие важные места, достопримечательности есть в Дивеево и его окрестностях, где можно остановиться на ночь тем, кто приедет сюда с ночёвкой.
Моя первая поездка в Дивеево состоялась 11 мая 2013 года. Поездка была короткой и достаточно сумбурной. Даже учитывая немалый опыт поездок по монастырям очень высокого уровня (Оптина пустынь, Валаамский монастырь, Троице-Сергиева и Псково-Печорская лавры), Дивеевский монастырь показался мне совсем другим. И я оказалась к нему совсем не готова.

Реклама — поддержка клуба

В статье:


Дивеево - место массового паломничества. В первую очередь сюда приезжают помолиться и попросить у Господа для себя самого насущного на данный момент. Приезжают, думаю, люди разные - и глубоко верующие с целью паломничества, и туристы, путешественники с познавательной целью - приобщение к отечественной истории.
Паломникам проще - они сознательно едут и знают зачем приехали, куда идти, что здесь делать. Знают они и все особенные места Дивеевского монастыря, такие как Святая Канавка.


Туристам сложнее. Теперь я убеждена, что к приезду в Дивеево надо готовиться, чтобы лучше осознать, в каком месте ты находишься и что ты видишь перед тобой. А иначе все не имеет смысла.


Я долго думала, как написать о . Фоторепортаж, хронологический рассказ о том, что мы увидели здесь? Почему бы и нет. Но сначала будет не это.
Первый пост о Дивеево я делаю для таких же товарищей, как и я - тех, кто хочет сюда поехать, но ничего про обитель не знает. Исправляю свою запоздалую ошибку.

Особенное место - история Дивеевского монастыря и Святой Канавки

Итак, расскажу коротко об истории Дивеевской обители и главной его святыне - Канавке.
В поисках особенности Серафимо-Дивеевского монастыря перед другими я набрела на информацию, что эта обитель является четвертым уделом Святой Богородицы (первые три - Иверия, Афон и Киев), т.е. одним из четырех мест на Земле (и единственным в России!), находящихся под особым ее покровительством. Думаю, здесь и кроется особая притягательность этого места. Одни приезжает сюда помолиться, духовно очиститься, исцелиться, другие, считая Дивеево местом силы, приезжает за исполнением желаний, которые, говорят, здесь сбываются. Главное, что каждый находит то, что ищет.


25 ноября 1823 года батюшке Серафиму было явление Божией матери. Богородица указала ему место в Дивеево, где надо устроить обитель, и велела обнести его канавой и валом. Вот благодаря этому событию и был создан Дивеевский монастырь.
Начало ему положило строительство Мельницы. К началу 1833 года, за несколько дней до кончины преподобного Серафима, была построена Канавка. Канавка "представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. При жизни батюшки Серафима было выкопано шесть сторон, а на седьмой стороне, по пророчеству преподобного, должен быть расположен большой собор в честь иконы Божией Матери "Умиление".*

"Много чУдного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта - стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!". " (Отец Василий Садовский).*

После смерти Серафима Саровского для Дивеевской обители настали не лучшие времена. Уход за канавкой был заброшен, мельницу перенесли, часть строений сломали, через канавку стали ходить, не почитая ее должным образом. Даже ездили по ней на экипажах. Строительство новых построек монастыря стало вестись за пределами Канавки.


Из воспоминаний паломника ХХ века: "По Канавке медленно двигались безмолвные фигуры инокинь, перебирая четки и тихо шепча молитвы. Дорожка пролегала по хорошо утрамбованной насыпи, обсаженной деревьями. Склоны насыпи поросли травой и полевыми цветами, которые оберегались ак святыня." При этом читали полтораста раз "Богородице Дево, радуйся", а на каждом десятке - "Отче наш" и поминали живых и усопших".*


Цветы, трава и земля с Канавки считались лечебными. К началу 20 века о Канавке Царицы Небесной знала вся Россия. Тысячи людей ехали сюда, прослыша об исцелениях и на Канавке, и у иконы "Умиление", и в Преображенской церкви. Интересно, но и сейчас, в 21 веке, на Канавке вы увидите то же самое, что было сотню-две лет назад - дорожка на холме, в форме ломаного незамкнутого кольца. По ней медленно бредут верующие, про себя или очень тихо читая молитву. Завораживающее зрелище для тех, кто не молится. Кажется, что люди погружены в легкий или не очень транс.
Что же читают молящиеся? "Богородице, Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенная Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших".


В сентябре 1927 года Дивеевский монастырь был закрыт, сестры высланы кто в лагеря, кто на поселения. В монастырских постройках устроили квартиры, разместили учреждения.
Святая Канавка за годы советской власти сильно пострадала, а частично даже была уничтожена. Но и в годы гонений на церковь верующие приходили молиться на Канавку.
Возрождение обители началось в конце 80-х годов 20 века, когда церкви было разрешено торжественно отметить 1000-летие Крещения Руси. В 1989 году Свято-Троицкий храм был возвращен церкви. А летом 1991 года в монастырь перенесли мощи Серафима Саровского. Потом многие годы, практически до конца 2000-х, восстанавливали Канавку.



И в заключение хочу озвучить слова дивеевского священника иерея Павла Павликова: "Известно, что в детстве человек по-особому чувствует и воспринимает окружающий мир. С годами мировоззрение меняется и навсегда уходят от вас незабываемые картины детства. То, что так радовало и утешало тогда, сейчас уже не радует и не утешает. А вот когда идешь по Канавке Пресвятой Богородицы, то в сердце возвращаются детские впечатления - не воспоминания, а именно впечатления. Как будто ты вновь становишься ребенком. Запах цветов, земли, травы, росы - все воспринимается по-детски. И такая от этого на душе радость - тихая, тонкая. И хочется, чтобы это ощущение продлилось по-дольше, чтобы душа ожила, утешилась".*


Для себя я ответила, зачем люди едут и едут в Дивеево. Человек всегда ждет чуда - счастья, любви, защиты, исцеления, процветания, душевного мира и покоя. Если верить тем, кто приезжает сюда ежегодно много лет подряд (а таких людей очень много!), то люди здесь это находят.

Что посетить в Дивеево? Достопримечательности Дивеево и окрестностей:

  1. Серафимо-Дивеевский монастырь:
  • Святая Канавка Царицы Небесной
  • Троицкий собор
  • Казанская церковь
  • Преображенский собор
  • Благовещенский собор
  • Колокольня
  • Часовня в честь преп.Серафима Саровского
  • Механическая водокачка с часовней
  • Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского
  • Дом Галактионовых
  • Дом Долгинцевой
  1. Лиственница Царевича Алексея
  • Источник в честь иконы Божией Матери Умиление
  • Источник Святого Пантелеймона
  • Казанский источник
  • Источник преподобной Александры Дивеевской
  • Источнику в честь Иверской иконы Божией Матери
  1. Источник Серафима Саровского

    1. Для верующих: про молитву, которую читают на Канавке 150 раз, я уже написала выше (икону с этой молитвой можно купить в монастыре).
    2. Для автомобилистов - бесплатная парковка есть на территории монастыря. Не стесняйтесь подъезжать к шлагбауму. Вас пропустят.
    3. Для тех, кто снимает: фотосъемка возможна с благословения, но мы снимали и без него. Главное, фотографируя, быть незаметным, вести себя скромно и не вызывающе, и вас не заметят. Фотографируются с монастыре многие, сама видела.
    4. Девочкам и женщинам: берите с собой платки и юбки, независимо от возраста. Без оных вас могут просто грубо выпроводить из храма, будь вы хоть 2-х летней девочкой.
    5. В Дивеево несколько церквей, святынь и святых источников. Если хотите посетить и увидеть все, то планируйте путешествие более, чем на один день. Для беглого знакомства с монастырем хватит и 4-х часов.
    6. Приложитесь к мощам Серафима Саровского в Троицком соборе. Как правильно прикладываться к мощам? Два поклона, приложились, еще один поклон.
    7. Не забудьте заехать к источнику Серафима Саровского (14 км. от Дивеево), наберите святой воды, искупайтесь. Для купания женщинам нужна с собой ночная рубашка. Если нет с собой, можно недорого купить на месте.
    8. Для тех, кто ищет дешевое частное жилье: посмотрите в группе

Паломники приезжают в Диеевский женский монастырь из самых дальних уголков земли. Пройти с Богородичной молитвой вдоль святой канавки и посетить святые источники – сам преподобный Серафим Саровский говорил, что эта канавка “”до небес высока”. Женскую обитель, равную монастырю Дивеево трудно встретить. Это – древний монастырь, конца XVIII века, стены которого видали многое. Монастырь Дивеево и сейчас принимает паломников. Приезжайте, чтобы познакомиться с удивительной историей Дивеевского монастыря, увидеть возрождение обители и увидеть красивейшие соборы Русской Православной Церкви в дивном Диевеево.

“Дивноо Дивеево” – так называют это благодатное место, которое поражает своей истории, многочисленными чудесами и красотой пейзажей и архитектуры. Эта земля неприступна для зла, а святая канавка появилась тут по повелению самой Царицы Небесной. Считается, что стопы Богородицы оставили на этой земле, у села Дивеево, свои следы. Православные святыни монастыря Дивеево – это уникальные исторические памятники и свидетельства истинности православной веры. Читайте нашу статью, чтобы не пропустить ничего во время паломничества в эту удивительную обитель.

История монастыря берет свое начало у алтаря каменной Казанской церкви, где раньше были могилы преподобной Александры - первоначальницы монастыря, и преподобных Марфы и Елены.

Дивеево

Справа у Казанского храма, под старой березкой похоронен Н.А. Мотовилов - “служка Божией Матери и Серафимов”, питатель и благотворитель обители.

Потом можно пройти мимо могилы протоиерея Василия Садовского, духовника дивеевских сестер, к храму Рождества Христова и храму Рождества Богородицы, который является усыпальницей мощей преподобных жен дивеевских.

Далее можно направиться мимо могилы М.В. Мантурова, верного помощника и ученика преподобного Серафима, через Святые врата под колокольней в центральную часть монастыря. Стоя у Святых врат вы увидите, что слева находится игуменский корпус, впереди - главный собор монастыря, освященный в честь Святой Троицы, где почивают мощи преподобного Серафим.

Обойдя Троицкий собор справа, паломники могут подойти к могилам первой игумении Серафимо-Дивеевского монастыря Марии (Ушаковой) и игумении Александры (Траковской). Здесь же, у алтаря Троицкого собора, под старой лиственницей находятся могилы блаженных дивеевских стариц: Пелагии Ивановны Серебренниковой, схимонахини Параскевы (Паши Саровской), Натальи Дмитриевны. Здесь же находятся могилы схимонахини Маргариты (Лахтионовой), единственной дивеевской сестры, после закрытия монастыря дожившей до его возрождения, а также других сестер и священнослужителей монастыря. Справа будет Преображенский собор. Еще правее трапезный храм св. блгв. кн. Александра Невского.

Выйдя за восточные ворота у Преображенского собора, паломники оказываются у начала особой дивеевской святыни - Канавки Божией Матери , и проходят по ней.

В целебных водах дивеевских источников желающие купаются в любое время года и по вере получают облегчение от душевных и телесных недугов.

Преподобный Серафим Саровский запрещал сестрам обители называть Казанскую церковь приходской, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор с множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма. Относительно Казанской церкви о. Серафим говорил: “Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком, не разрушенными на небо: одна-то в Киевской лавре, другая… (сестрами забылось), а третья-то - ваша Казанская, матушка… Все место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком”.

В 2002 году были начаты работы по укреплению Казанской церкви, а в день преподобного Серафима 19 июля/l августа того же года начато строительство новых приделов этого храма во исполнение слов батюшки Серафима. Храм отреставрирован к Серафимовским торжествам 2003г.

Строителем Рождественских церквей с благословения батюшки Серафима был Михаил Васильевич Мантуров. Исцелив его от смертельной болезни и в благодарность за то Богу, приказал ему батюшка взять на себя обет нищеты, продать свое имение и на полученные деньги выстроить церковь для Мельничной общины.

По заповеди преподобного, в храме Рождества Христова перед образом Спасителя горела - и с 1992 года была вновь зажжена - неугасимая свеча. В алтаре сохранилась старинная фреска, изображающая Спасителя в окружении ангелов. Повторно храм был освящен в 1993 году.

Храм Рождества Богородицы

Вскоре после освящения храма Рождества Христова преподобный Серафим призвал к себе М.В. Мантурова, встретив его словами: “Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня, убогого Серафима, и говорит: “Сына Моего почтил, а Меня позабыл!” Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…”

Церковь была освящена 8/21 сентября 1830 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и стала вторым храмом Мельничной обители. Повторно ее освятили 21 октября 1992 года.

В 1991 году после многолетнего перерыва опять зажглась неугасимая лампада в храме Рождества Богородицы, и с этого времени сестрами день и ночь читается неусыпаемая Псалтирь.

Строительство колокольни было завершено незадолго до прославления преподобного Серафима. На ней были установлены большие часы, которые отбивали каждый час: “Пресвятая Богородице, спаси нас”. Позднее они сломались, но неожиданно снова зазвонили перед разгоном обители в 1927 году. В северном и южном флигелях располагались мастерские. В советское время на колокольне, лишенной купола и креста, был установлен телевизионный ретранслятор, а Святые врата приспособлены под гараж. Они были освобождены в июне 1991 года, перед перенесением мощей преподобного Серафима в Дивеево. В настоящее время колокольня полностью восстановлена, собран необходимый комплект колоколов. Во флигелях колокольни размещаются административные и жилые помещения монастыря. На колокольне установлены новые часы с боем.

Слева от колокольни расположено большое двухэтажное здание голубого цвета, построенное в 1885 году, в пору управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой). Это бывший игуменский корпус.

В 1902 году, в восточной части игуменского корпуса была устроена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. В 1903 году, когда император Николай II приезжал в Саров на прославление преподобного Серафима, по его просьбе была отслужена литургия в храме святой равноапостольной Марии Магдалины. Он попросил найти священника, который мог бы совершить службу всего за один час, но неспешно и с благоговением. Служил младший священник Петр Соколов. Царь остался доволен и наградил его золотым крестом с драгоценными камнями.

После закрытия монастыря церковь была разорена. Летом 1996 года усердием сестер обители приведен в порядок наружный фасад корпуса, а над церковью вновь сделан купол. 27 сентября 1996 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, на купол водружен крест. С 1997 года ведутся восстановительные работы внутри церкви. В игуменском корпусе находится паломническая служба монастыря.

После постройки Рождественских церквей преподобный Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой купить участок земли недалеко от Казанской церкви. 5/18 июня 1848 года состоялась закладка собора на месте, указанном великим старцем. День освящения совпал с праздником Серафимо-Дивеевской иконы “Умиление” - 28 июля/10 августа.

В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери “Умиление”, перед которой всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. В октябре 1989 года Троицкий собор был передан церковной общине. Весной 1990 года на купол собора был водружен крест. Богослужения в возобновились в апреле 1990 года, когда был освящен главный придел. С 1 января 1991 года службы в главном дивеевском соборе совершаются ежедневно. В соборе покоятся мощи преподобного Серафима. Над которым устроена сень по образцу сени 1903года. В витринах за ракой сохраняются некоторые вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка. И до сих пор, как и сто лет назад, от этих святынь подается людям благодатная помощь и исцеления.

Поблизости от Троицкого и Преображенского соборов расположен одноэтажный трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.

О появлении на этом месте трапезы пророчески говорил дивеевским сестрам батюшка Серафим, хотя при его жизни здесь находилось сельское кладбище. Строилась эта каменная трапезная в 90-е годы XIX века при игумении Марии (Ушаковой). Возвращение трапезного корпуса монастырю растянулось с 1997 по 2000 год. 1 августа 2000 года в отреставрированном трапезном храме состоялась праздничная трапеза с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, а 14/27 ноября 2000 года храм был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем.

В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй собор в конце Канавки на одной линии с Троицким. Иван Тихонов Толстошеев, распоряжавшийся всем в Дивееве после кончины преподобного, построил на этом месте Тихвинскую церковь. В 1991 году собор был передан возрожденному монастырю.

Несколько лет продолжалось его восстановление. Освящение главного престола в честь Преображения Господня состоялось 3 сентября 1998 года. (В старом монастыре деревянная Преображенская церковь находилась на кладбище в восточном углу Канавки, там, где сейчас расположена средняя школа.) В том же 1998 году был освящен правый придел в честь собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, а левый - в честь Всех святых (такие приделы были ранее в Тихвинской церкви).

За Преображенским собором находится начало святой Канавки - особой дивеевской святыни.

Когда Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, Она указала ему, как обнести место этой общины канавою и валом, причем сделать это непременно трудами сестер общины. Мельница была построена в июле 1827 года. В тот же год вокруг участка начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли, пожертвованные для общины, были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При этом известии батюшка приказал сестрам собраться и, обходя эту землю, отметить ее камушками. Потом он велел опахать землю по этим камушкам по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см), три аршина шириной, а вынимаемую землю складывать, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала он велел насадить на нем крыжовник.

Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. По словам преподобного, Канавка эта - стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Благословлял батюшка брать глину с Канавки - на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки и цветов с этого святого места.

Разрешение на восстановление святой Канавки было получено лишь через шесть лет после начала восстановления монастыря. Канавка обретает облик, заповеданный Царицей Небесной батюшке Серафиму.

Казанская деревянная Церковь в поселке Северный

Возрождение церковной жизни в Дивеево началось с освящения деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери 22 апреля 1989 года.

В одноэтажном деревянном здании церкви изначально размещалась монастырская свечная мастерская. Перед разгоном монастыря в нем некоторое время жила игумения Александра. Впоследствии это строение разобрали и перенесли на окраину Дивеево к Казанскому источнику, где жили священники. У родственников последнего дивеевского священника Иоанна Смирнова по благословению владыки Николая и купили этот дом. Литургия в Казанской церкви служится на престольный праздник - 21 июля и 4 ноября. В остальное время здесь совершаются Таинства крещения, венчания и отпевание.

Появление этого источника связано с именем матушки Александры. На ее могилке сами зажигались свечи, по временам слышался необычайный звон, некоторые ощущали необыкновенное благоухание, исходящее из могилы. Иногда слышалось какое-то журчание, и поэтому в народе сложилось поверье, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилы матушки Александры. Много исцелений происходило на этом месте. Однако оно оказалось затопленным водами реки Вичкинза, когда ее запрудили, чтобы устроить водохранилище (пруд).


Современный источник возник под горою сам и впоследствии был расчищен. Поскольку прежний источник не сохранился, теперь именно он считается источником матушки Александры.

Это самый старый из всех святых источников Дивеева. Он был известен еще в XVIII веке, при жизни матушки Александры.

Издавна над Казанским источником стояла большая часовня. До 1939 года в ней служились молебны. В центре часовни был колодец. Из-под стены наружу тек ручеек, и из него брали воду. Когда часовню сломали, один из жителей Дивеево обрел подо льдом замерзшего источника Казанскую икону Божией Матери, очень древнего письма. В 1943 году эта икона чудесно обновилась. Долгие годы ее хранила схимонахиня Домника (Грашкина), свидетельница многих чудес от иконы. В настоящее время икона находится в Троицком соборе.

На месте источника устроены часовня и купальня. Как и на источник матушки Александры, сюда приходят на праздники крестным ходом освящать воду.

Источник прп. Серафима в поселке Цыгановка

Существует местное предание, что в 1960-х годах, когда место будущего источника должно было войти в охраняемую зону, военные встретили там старичка в белом балахоне. Военные спросили его, что он здесь делает. В ответ старичок ударил об землю посохом - и из нее вдруг забила вода. Колючую проволоку отодвинули за источник. Позднее его хотели засыпать. Подогнали трактор, но сломалась какая-то деталь. В это время из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: “Не засыпай мой источник”. Как окружающие ни уговаривали тракториста, он отказывался засыпать источник.

Всякий, кто мало-мальски интересуется историей России, наверняка слышал о заповедном селе Дивеево, что находится неподалеку от Саровской пустыни на юге Нижегородской области. В Дивеево том находится женский монастырь, основанный, по преданию, самой Богоматерью. В самом же монастыре диво дивное имеется - Канавка (именно так, с большой буквы). Говорят, что та Канавка вознесена до самых небес и служит преградой темным силам. Хотите верьте, а хотите нет, с Канавкой той связана удивительная история и пророчества, которые доподлинно сбылись. А дело было так.


Статья: Дивеевский монастырь. История Канавки

Всякий, кто мало-мальски интересуется историей России, наверняка слышал о заповедном селе Дивеево, что находится неподалеку от Саровской пустыни на юге Нижегородской области. В Дивеево том находится женский монастырь, основанный, по преданию, самой Богоматерью. В самом же монастыре диво дивное имеется - Канавка (именно так, с большой буквы). Говорят, что та Канавка вознесена до самых небес и служит преградой темным силам. Хотите верьте, а хотите нет, с Канавкой той связана удивительная история и пророчества, которые доподлинно сбылись. А дело было так.

Агафьины видения

Жила-была в Нижегородской губернии дворянка Агафья Семеновна Белокопытова. Замуж она вышла за богатого помещика, но в браке была недолго. Муж ее вскоре умер, и осталась она с малюткой дочерью на руках. Решив посвятить себя Богу, Агафья вместе с младенцем отправилась в Киев, в окрестностях которого тогда расположилось огромное множество монастырей. В одном из них Агафья и осталась. Но однажды явилась к ней Божья Мать и говорит: «Ступай в земли, которые тебе укажу. В землях тех обоснуешь женскую обитель, которой я стану покровительствовать так же, как моим землям в Иверии (Грузия), Афоне и Киеве».

Посоветовавшись со старцами, Агафья Семеновна отправилась в путь. Было это в 1760 году. Бродила Агафья с дочерью по Руси, пока не увидела еще один сон. Вновь явилась ей Богоматерь и сказала: «Место, где ты сейчас находишься, и есть то самое, где должно вознестись обители, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете...».

Случилось это в Дивеево. Очнувшись ото сна, пошла Агафья в ближайшее село, где ее вместе с дочерью приютила одинокая вдова. Через четыре года девочка внезапно умерла. Ничто теперь уже не связывало Агафью с мирской жизнью. На средства от распроданного огромного имущества она в 1767 году начинает строительство каменного собора там, где впервые явилась и разговаривала с ней Богоматерь. А в 1788 году соседская помещица, которая знала историю Агафьи Белокопытовой, пожертвовала новому храму 1300 сажен земли. Так было положено начало Дивеевской обители.

Едва исполнилось Агафье 55 лет, как силы стали оставлять ее. Предчувствуя свою смерть, попросила она трех монахов из соседнего Саровского монастыря исповедовать ее. Был среди них тридцатилетний Серафим, которому Агафья передала духовное попечительство над Дивеево. Ничего не ответил тогда ей Серафим, ибо, следуя своему пути, уходил в многолетнее затворничество.

Всегдашняя игуменья

Строительство Дивеевского монастыря продолжилось лишь в 1825 году, когда истекло время Серафимова отшельничества. Теперь уже ему стала являться Богоматерь, чтобы руководить строительством своей обители. В своей предсмертной исповеди Серафим скажет, что «ни одного камешка» он в Дивеево «по своей воле не поставил». Высшими силами было указано, где должны встать постройки, из какого материала сделаны, продиктован устав обители. А еще названы имена трех послушниц, которым надлежало вырыть Канавку, и даже указаны ее размеры - три аршина глубиной и три - шириной (аршин - 71 см), велено насыпать вал, а склоны засадить крыжовником для укрепления грунта.

Канавку ту сестры-монахини рыли три года: летом и в зимнюю стужу, когда из-под топора, которым рубили мерзлую землю, летели снопы искр. Рылась Канавка затем, чтобы оградить обитель от злых сил. Дивеевской обители и России предстояла одна судьба - вот Канавка и должна была стать всем нам охранительным рубежом. И еще сказано было, что, если кто нарушит данный свыше порядок в обители, быть в России беде.

Серафим Саровский, прославившийся в народе чудесами и пророчествами, любил повторять, что Саров - только рукав, а Дивеево - шуба. А еще говорил он, что приедет в Дивеево царь со своей семьей, и станет обитель единственной в мире лаврою (лавра - как правило, мужской монастырь, подчиняющийся только патриарху).

Исполнение пророчеств

Как ни трудились сестры над Канавкой, она все же не опоясала сомкнутым кольцом Дивеевский монастырь. Остался в ней разрыв в целых 125 метров, на месте которого предполагалось возвести храм. Из-за разрыва того или по другой какой причине, но начались для Дивеево черные времена. После смерти Саровского в обители объявился некий Иван Толстошеев, назвавшийся последователем покровителя-чудотворца. Толстошеев изменил устав обители, начал сносить некоторые постройки, назначил новую игуменью - свою ставленницу. Только в 1861 году самозванец был разоблачен. Но сокровенный план обители нарушился. Уход за Канавкой прекратился. Более того: Толстошеев хотел засыпать ее всяким сором, а потом и вовсе разровнять. Но успел только, вопреки заветам Серафима, через Канавку понаделать переходов и мостков, а потом по священной тропе стали ездить на лошадях и в экипажах.

В 1862 году с приходом новой игуменьи началось возрождение Канавки. А в 1905 году в Дивеево приехало царственное семейство во главе с императором Николаем II, при огромном стечении народа по Канавке был совершен крестный ход. Согласно монастырским преданиям, когда царь собрался возвращаться в Петербург, ему сообщили, что монастырские ворота заминированы. Пришлось ему покидать обитель другой дорогой...

После воцарения в России атеистической идеологии Дивеево под видом трудовой артели продержалось до 1927 года. Но настал день, когда 794 обитательницам монастыря было приказано убраться в семидневный срок. Все они остались жить «на поселении» в близлежащих деревнях. К 70-м годам на Канавке поставили трансформаторную подстанцию и школу-интернат. Тогда же к Канавке стал возрождаться поток паломников. А спустя ровно 70 лет после разорения началось ее полное восстановление. По кра""ям снова посадили крыжовник и даже кое-где углубили и расширили ее, потому как сестры не везде соблюли пропорции, заданные Богоматерью. Не зря Саровский любил повторять, что настанут времена, когда Канавку «дороют». Тысячи паломников срывают траву и цветы, берут землю с Канавки, ибо все, что с ней связано, почитается наделенным исцеляющей силой.

А икона, с которой начинался монастырь и которую привезла в «свой» храм Агафья Белокопытова, сейчас находится в Фатимском монастыре. Один из списков с нее - в Ватикане. До того, как список этот оказался у Римского Папы, он побывал в Америке. Тамошние христиане пытались собрать средства, чтобы построить для нее храм. Предлагали даже написать сценарий для Голливуда, в котором была бы рассказана ее история.

Когда-нибудь придет время - и дивеевские иконы вернутся домой, и, наверное, уже наши дети удивятся новым чудесам. Если к тому времени люди вообще не разучатся чему-нибудь удивляться.







Похожие публикации