Богоматерь с младенцем и святыми феодором и георгием. Иконы Божией Матери — фото с названиями и описанием

Богоматерь изображена как Царица небесная на драгоценно украшенном троне с высокой спинкой и широким подножием. Она облачена в пурпурное одеяние и темно-красные сапожки, недвусмысленно указывающие на высшее императорское достоинство. Двумя руками она поддерживает на своих коленях младенца Христа в темно-желтых (золотых) хитоне и гиматии. Отставленной правой ручкой младенец благословляет, в левой держит свернутый свиток, напоминающий, что перед нами не просто беспомощный младенец, но воплощенный «Логос» - Второе лицо Святой Троицы. Об этом же говорит и взрослый облик высоколобого ребенка, большая голова которого контрастирует с маленькой фигуркой младенца.

За троном Богоматери в архитектурно оформленной пространственной нише показаны два ангела в белых одеяниях, держащие в правых руках золотые жезлы - известный еще в античной иконографии символ власти. Ангелы выступают как стража царственной Богоматери, одновременно указывая на небесную природу явленной сцены. Их взгляды обращены вверх, где изображена спускающаяся с небес рука, от которой на Богоматерь с младенцем нисходит широкий поток света. Ангелы как бы отстраняются в изумлении при созерцании этого великого чуда. Иконографический мотив «Руки Божией» с раннехристианского времени символизировал невидимого триединого Бога. Направленный поток света напоминал, что Воплощение предвечно рожденного Сына, выраженное образом Богоматери с младенцем, является деянием всей Святой Троицы, осуществляющей Домостроительство спасения.

Трон Богоматери фланкирован двумя изображениями святых, держащих в правых руках золотые кресты как знак мученической смерти и небесной награды. Они облачены в богато орнаментированные хитоны и плащи с застежкой на правом плече, так называемые хламиды. Со стороны груди и со спины плащи украшены таблионами - прямоугольными вышитыми вставками, указывающими на принадлежность к высшим придворным чинам. В этих мучениках видят изображения святых воинов Георгия и Феодора. Основанием служит лишь сходство лиц, однако такое же сходство можно отметить и в изображениях многих других святых. Кроме того, отсутствует обычное для данных святых воинское облачение, что заставляет усомниться в этом давно ставшем общепринятым мнении. Совсем необязательно, что были изображены самые известные святые. Выбор двух из многих известных мучеников был, скорее всего, определен индивидуальными предпочтениями заказчика иконы , пожелавшего отметить соименных или специально почитаемых святых, которым, по аналогии с императорским церемониалом, отведена роль почетной стражи Богоматери с царственным младенцем.

В целом иконография синайской иконы представляет на редкость цельный образ иерархии святости: от Св. Троицы, Христа, Богоматери к ангелам и св. мученикам, которые все вместе создают яркую картину Царства Небесного, явленного молящемуся как напоминание о возможности спасения и будущей вечной жизни. Этот многосоставный образ реализован с помощью системы сложных художественных приемов. Так, с точки зрения подражания античным образцам изображения ангелов кажутся прямой цитатой из древнеримских росписей, в образе Богоматери с ее непропорционально крупной головой связь с классической традицией ощущается слабее, а святые мученики трактованы в наиболее условной, уже средневековой манере с застывшим взглядом широко открытых глаз. При этом, напротив, с точки зрения самой живописи фигуры ангелов показаны совершенно бесплотными, полупрозрачными, в изображении Богоматери живопись становится более плотной, приобретая максимальную конкретность и чувственную насыщенность в одеяниях святых мучеников. Таким путем создается драматургия образа и обретается гармония целого, которой способствует настоящая полифония взаимно сбалансированных взглядов и движений.

Внутренняя динамика в изображении Богоматери и младенца, построенная на разнонаправленных поворотах головы и тела, уравновешивается абсолютно неподвижными столпообразными фигурами мучеников. А отклоняющиеся фигуры ангелов на втором плане образуют своего рода пространственную стрелу, указывающую на символический и художественный центр всей иконы - образ Богомладенца.

В субботу пятой недели Великого поста Православная Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы.

Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!»

С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная церковь видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; ее враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью.

В субботу на пятой неделе Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии.

Этот праздник установлен в IX веке в память неоднократного избавления Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя усердную Заступницу спасти Свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Ее были там воздвигнуты. Волахернском храме хранилась святая Ее икона, писанная св. евангелистом Лукою. В достопамятную ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную песнь:

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавлъшеся от злых, благодарственная восписуем Тираби Твои, Богородице!»

И с того времени на воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Ее жизни - риза и пояс Ее; но в IX веке праздник сей внесен в типики монастырей святого Саввы Студийского и потом в триодь и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Акафист этот есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по
счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским аллилуйя, каждый икос - приветствием архангела: радуйся.

Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в состав богослужения и поется на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода, и каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: Взбранной Воеводе и пр. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, Которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами видимыми.

Изображение Похвалы Пресвятой Богородицы находится в Московском Успенском соборе на столпе.

Тип Богоматери, строго фронтально восседающей на престоле, с Младенцем, расположенным по центральной оси, появился в римских катакомбах III–IV веков и был первым типом моленного образа Богородицы. Еще раньше, в первые века христианства, когда традиция иконопочитания только складывалась, Богоматерь со Спасителем не изображались на отдельной иконе, а представали участниками сцены Поклонения волхвов. Византия унаследовала образ сидящей на престоле Богородицы и придала ему монументальное звучание в мозаиках, украшающих апсиды храмов (Илл. 1). «В торжественной фронтальной позе, одетая в пурпур, как императрица, с покрытой головой, как монахиня, держит Она на руках благословляющего младенца. Царские и монашеские черты собираются воедино в идеале выдержанности, строгости, самообладания» (С. С. Аверинцев).

Тип иконы Богоматери, восседающей на престоле в окружении предстоящих (святых или ангелов), был перенят русскими иконописцами и мастерами храмовой росписи и получил наименование Печерского. В русской иконографии известна Печерская Богоматерь XIII века, где Младенец благословляет обеими руками, из Киево-Печерского монастыря (Илл. 2). Также в XIII веке на Руси появился тип поясной Одигитрии, которому было суждено в многочисленных изводах стать наиболее любимым и распространенным типом богородичной иконы.

Печерский тип иконы Богородицы не получил такого широкого распространения на Руси, как различные изводы поясной Одигитрии, где нежность, мягкость и любовь, нежное взаимное склонение или соприкосновение ликов Матери и Младенца («Умиление», например) доминируют над «идеалом выдержанности и строгости». Изображение Богородицы - Царицы на троне сделалось в России не сугубо распространенным, а, скорее, появляющимся лишь эпизодически.

Однако в монументальном церковном искусстве изображение Богоматери на престоле в апсиде храма было вполне традиционным - достаточно вспомнить, что Дионисий дважды воспользовался этим мотивом в росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Илл. 3). Не в последнюю очередь это связано с тем, что именно тогда Великий князь московский был назван Государем и Самодержцем всея Руси, сформулирована идея «третьего Рима» и дух торжественной репрезентативности, «государственности» явился требованием времени. «Как бы высоко не расценивать Дионисия и его последователей, в их произведениях уже нет той глубины и непосредственности чувства, которые отличали Андрея Рублева и мастеров его круга», - писал в связи с этим В. Н. Лазарев.

Второе рождение образа «тронной Богоматери» пришлось на время правления российских императриц, в эпоху русского барокко, и явилось в оболочке обмирщенного искусства. Здесь Богоматерь получила символы земной царской власти - скипетр и державу, исчезли предстоящие. Появились все иконографические признаки иконы, которая через сто лет получила имя «Державной». Они были, возможно, еще не совсем устойчивы. Так, в палехской иконе середины XIX века (очень красивой, соединяющей в себе ювелирную тонкость письма, цельный колорит, углубленно трактованные лики и трогательный палехский эклектизм) в деснице Богоматери отсутствует держава (Илл. 4).

Порой, в стремлении польстить не только власти, но и личности властительницы, художник придавал лику портретные черты государыни (императрицы Елизаветы Петровны на иконе А. И. Бельского) (Илл. 5). Порой этот иконописный тип был поводом создать декоративный образ - нарядный, написанный яркими красками в народном вкусе, с необыкновенно сильным, «супрематическим» движением линий и форм (Илл. 6). Порой барочные формы, царская пышность регалий и одежд, наивность народного вкуса изографа соединялись в причудливый, почти фантастический букет (Илл. 7). Но не такова явленная в день отречения Государя Державная.

Она датируется концом XVIII в., выдержана в барочной стилистике (Илл. 8, 9). В письме нет и следа гладкописи и украшательства. Она написана широко и вдохновенно. Барочная традиция сказывается в сильном движении складок одежд, в динамическом положении фигур. Композиция иконы лишена благополучной уравновешенности, она, скорее, дерзновенна. Необычно большую часть вытянутой по вертикали иконной доски занимает изображение Бога Отца, что придает оттенок смирения общему царственно-торжественному облику Богоматери.

Явление иконы, ознаменованное чудотворениями, вызвало волну народного почитания, повлекшего за собой изготовление многочисленных списков. В стилистическом отношении они были многоразличны - древнерусские, XVII век, модерн с васнецовскими чертами (Илл. 10), низовой псевдоакадемизм, палехские стилизации и другое. Обращает на себя внимание тот факт, что художники, придерживаясь иконографии образца, очень редко следовали пластическому характеру оригинала (Илл. 11).

Сейчас, когда закончилось музейное заточение иконы, снова пишется много списков с нее. И снова мы видим, что стиль явленной иконы не воспроизводится, будучи заменен обращением к древнерусской традиции (Илл. 12). Конечно, список иконы - это не академическая копия. Как писал о. Сергий Булгаков, «что касается религиозного содержания той или иной иконы, то уже история свидетельствует, что в церкви существует своеобразная жизнь иконы. В этой жизни одни темы или изводы икон известного содержания выходят на поверхность, другие выходят из употребления, но, во всяком случае, возможное содержание иконы никогда не может считаться исчерпанным или не допускающим изменения или приращения».


Список 1918 г.

Современный список

Список первой четверти XX в.
Однако древнерусский стиль, почти исключительно употребляемый в последних списках, как мне кажется, не очень соответствует данному образу. Даже символы царской власти - скипетр (вошел в состав царских регалий при венчании на царство Феодора Иоанновича в 1584 г.) и держава (с 1698 г. при Борисе Годунове) - выглядят анахронизмом в иконах «под XV век». Но это второстепенное соображение. Главное состоит в том, что явленная Державная отличается большой свободой, темпом, открытостью письма и игнорировать эти качества, заменяя их школьной сухостью, - значит лишать новые списки иконы чего-то очень важного.

О первоначальном колорите иконы сейчас трудно судить, но тот ее вид, в котором она была обретена в подвальном помещении храма, - почерневшей, словно утонувшей в грозовых тучах, - красноречиво свидетельствует о крае гибели, перед которым оказалась Россия. Икона была отреставрирована в соответствии с повелением «сделать икону красной», полученном крестьянкой Евдокией Ивановной Андриановой во сне, и отличается хорошо выдержанным теплым колоритом с акцентом на пурпуре царских одежд. В киоте, при мерцающем свете лампад и свечей, она живет таинственной церковной жизнью, кажется, что лик Богородицы меняет свое выражение (Илл. 8).

Фигура Богоматери расположена строго фронтально, а фигура Богомладенца с благословляющей десницей имеет диагональное и винтообразное, характерно барочное движение. Лик Богоматери полон внутренней жизни - конечно, это не земная страстность, но все же в нем видятся и властная строгость, и материнская тревога о заблудших и страдающих. Думается, что именно это сочетание иконной бесстрастности со скрытым драматизмом (и, конечно, обстоятельства чудесного обретения) сделали икону объектом широкого поклонения.

Говорят, что икона является святыней монархистов. Что же, смысл каждой иконы, а тем более такой выдающейся, как явленная Державная, семантически чрезвычайно многослоен, и идеи царской власти, боли за Россию, надежды на возрождение нашего Отечества, безусловно, пронизывают образ. Считается, что скипетр и держава в руках Богоматери получили новое значение - Она держит их до того времени, как явится православный царь, который, подаровании его России, должен принять от Нее эти регалии. Икона по своему характеру не домашняя, не келейная. Это, по существу, монументальный стенописный образ, предназначенный для соборного поклонения. Он как бы сошел со стены храма для того, чтобы участвовать в грандиозных крестных ходах. Но «монархический» - только один из смысловых уровней, и православным почитателям святых икон надлежит не забывать о христоцентричности нашей веры, о Богоматери, указующей на Путь, Истину и Жизнь, и о том, что Она наше первое упование после Христа.

Уже недалеко то время, когда мы будем отмечать столетие со дня обретения Державной.

Наверное, за эти годы возникнут новые списки почитаемого образа. Хочется надеяться, что соборными усилиями возникнут иконы, которые следовали бы духу, а где нужно, и букве явленного образа. Это сложная задача, над которой, однако, интересно и ответственно было бы потрудиться.

Хочу завершить эти заметки несколькими профессиональными соображениями, которыми я руководствовалась бы при написании образа Державной Богоматери:
1. В композиции
Как сообщает «Православная энциклопедия», низ доски (с изображением стоп Богоматери) был спилен приблизительно на 20 см вследствие плохого состоянии основы ко времени обретения. Учитывая это, надо писать или поколенный, или ростовой образ, поскольку срез на уровне стоп не одобряется (и недаром) всеми теоретиками композиции.

2. В рисунке
Лики и фигуры Богородицы и Богомладенца на подлиннике иконы своим выражением и глубиной содержания вдохновляют на то, чтобы очень внимательно им следовать. Вместе с тем стилистику барокко, сказавшуюся в сильном движении фигур и экспрессии мазка, можно несколько смягчить и успокоить (в духе афонской иконописи), в той мере, в какой барочная стилистика явилась данью времени, когда икона создавалась. Но некоторые элементы стиля оригинала необходимо оставить в неприкосновенности, поскольку они «работают на образ» своим драматизмом и открытостью выражения.

3. В живописи
В цветовом строе иконы можно было бы соединить колорит образа, каким он был во время обретения, с его нынешним, поновленным и расчищенным вариантом. На пурпуре царских одежд сделать сильный акцент. Фон - темно-золотистые грозовые облака, как на некоторых афонских иконах. Просвет в тучах - светлый и сияющий, выражающий надежду.

«Мы благодарим Матерь Божию за Ее предстательство, за Ее власть над нами, за то, что Она не лишила нас этой власти, что Она сохранила нашу церковно-государственную традицию, хранит и укрепляет постоянно. И мы будем просить Ее о том, чтобы Она и впредь в каждом из нас укрепляла чувство подданности Царю Небесному, послушание Его святой воле, благой и совершенной, чтобы Она помогала нам в нашей жизни преодолевать то разделение, то непослушание, тот развал, которые мы видим в себе и вокруг.»

(Священник Николай Булгаков, настоятель храма во имя иконы Державной Божией Матери в г. Жуковском).

Марина Жукова. Ноябрь 2010 г.

Литература
Протоиерей Сергий Булгаков. Икона и иконопочитание. М., 1996.
В. Н. Лазарев. История византийской живописи. М., 1986.
В. Н. Лазарев. Русская иконопись. М., 1983.
Христианство: словарь. М., 1990.
Ю. Г. Бобров. Основы иконографии древнерусской живописи. М., 1995.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери

Богородица с Младенцем представляют собой идеальную Церковь, совершающую Таинство Евхаристии.

Иногда икону называют «Богородица на троне».

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

“Богородица на престоле” икона Божией Матери.

Икона Божией Матери «Всецарица»

Какие невзгоды не постигали бы человечество, Божия Матерь являла свои образы для преодоления любого из них. Лики Богородицы наполняют храмы и домашние молельни, напоминая, что помощь близко, стоит только остановить тщетную суету и обратиться к небесным сокровищам. Одно из таких сокровищ - прославленная в XX веке икона Божией Матери «Всецарица». Название «Всецарица» означает, что Пресвятая Дева - первая из женщин и дев, из всего человеческого рода, на земле и на небе.

История образа Пантанассы

Самое раннее чтимое изображение Богородицы, сидящей на троне в окружении Ангелов, появилось в Вифинии, в Тригилийском монастыре, основанном в 780 г. Ныне это город в Турции, на берегу Мраморного моря. От монастыря Пантовасилиссы остался храм в руинах, на стенах которого сохранилась часть фрески Богородицы.

В XIV веке другая икона Всецарицы была подарена Григориатскому монастырю на Афоне молдавским владетелем Стефаном Великим.

В 1428 г. во имя иконы «Пантанасса» («Всецарица») был основан монастырь на о. Крит. Обитель пережила падение Византии и сдалась только через 7 лет после воцарения турок. В ней находился чудотворный образ Богородицы, сохранившийся до сих пор. О его древности и чудесах говорит гирлянда серебряных подвесок, приносимых от благодарных молитвенников.

Еще один образ в XVI в. был поднесен Симонопетровскому монастырю Святой Горы от Никейского митрополита.

Икона Всецарицы, известная в России как Избавительница от онкологических заболеваний, была написана на Афоне в XVII в и находится там же, в монастыре Ватопед.

Чудодейственная сила Лика Богородицы

Сохранилось предание, как через неё Божия Матерь наказала колдуна. В храм, где был помещен образ Пантанассы, явился странный юноша. Подойдя к иконе, он начал шептать невнятные слова, и вдруг Лик Богоматери блеснул, как молния. Юноша отлетел назад и упал. Это видели многие, находящиеся в церкви. Когда монахи подняли его и стали расспрашивать, несчастный признался, что он маг и решил проверить на иконах силу колдовства.

Чудо, произошедшее от Пантанассы, стало поводом считать ее Защитницей от злых сил. Позже, в начале XX в, икона оказалась у известного Афонского старца Иосифа Исихаста. Ища уединения и подвигов, он часто переходил с места на место по святой горе. Образом Богоматери он благословил своих учеников и с тех пор икона находится в соборном храме монастыря Ватопед.

Всецарица в России

Еще большую славу Пантанасса приобрела, когда по молитве перед ней произошло несколько случаев исцеления от рака. Были сделаны списки для других афонских обителей, а в 1995 г. чудотворная икона из Ватопеда прибыла в Россию для поклонения. Здесь также был сделан список, помещенный в детском онкологическом центре в Москве.

Помощь от Богородицы детям началась незамедлительно: состояние всех больных значительно улучшилось, а одна девочка видела свет, исходящий от иконы. На праздник Богородицы икона стала мироточить, распространяя благоухание.

В 2005 г на Афоне был сделан еще один точный список с Пантанассы для женского монастыря «Всецарица» при онкологическом диспансере г. Краснодара. Игумен Ватопеда Ефрем засвидетельствовал идентичность образа и поставил на обратной стороне иконы благословение Святой Горы. Приложив список к 130 святыням Ватопедского монастыря, с великими почестями Всецарицу доставили в Краснодар, где от Царицы Небесной незамедлительно начала истекать благодатная помощь.

Всецарица побеждает болезни и колдовство

Народная любовь к образу Всецарицы растет, увеличивается число храмов в Её честь. Раковые и опухолевые заболевания, пугающие своей внезапностью и беспощадностью, отступают перед молитвой Богородицы, которую Она приносит за весь мир. К Её чудотворным образам стекаются люди, прежде неверующие, и получают облегчение. С приостановкой развития болезни появляются вера и силы совершать духовные подвиги.

Полезно. К Богородице Всецарице обращаются и за защитой от колдовства. Обладая недостаточной верой, некоторые люди боятся действий ворожей, колдуний и т.п., думая, что они способны нанести вред.

Божия Матерь не раз разрушала козни чародеев, показывая, как они слабы перед силой Божией. Молясь «Всецарице», любой христианин становится страшным для бесов и никакие злые силы не могут подступить к нему.

В Казанском храме г. Ростов-на-Дону на иконе вокруг Божией Матери изображены священномученик Киприан и мученица Иустиния - святые, побеждающие демонские козни.

Первым чудом от прибывшей в Россию иконы было исцеление от наркомании неверующего юноши. Несчастный повредился рассудком, вёл себя агрессивно. Мать молилась за него перед Всецарицей, заказала молебен и принесла домой святую воду. На удивление, вместо обычного крика и ругательств, парень попросил святой воды и выпил ее всю. После этого настроение его переменилось, он стал лечиться у нарколога и устроился на работу. Сейчас бывший наркоман благодарит Божию Матерь и помогает другим избавиться от зависимости.

Изображения и их значения

Фон символизирует Божественный свет. Часто для изображения света используют золото, иногда его заменяют драгоценными минералами: малахитом, киноварью, лазуритом или охрой.

Нимбы и надписи

Вокруг головы Богородицы, Спасителя и Архангелов - круглые нимбы, на афонской иконе они украшены орнаментом. Круг - символ вечности, говорит о безначальности и бесконечности Бога. Крест в нимбе Младенца Христа - символ Спасения, свидетельство о победе над диаволом, грехом и смертью. Соединение круга и креста - напоминание о том, что Бог воплотился, чтобы распяться за людей на Кресте.

Возле голов Спасителя, Богородицы и Архангелов стоят надписи, указывающие, кто изображен на иконе. На VII Вселенском соборе было принято решение, что без имени не может существовать иконного образа. В древней церкви сам момент надписания являлся торжественным освящением образа.

Образ Богомладенца подписывается по греческой традиции - IC XC. Это первые буквы слов Иисус Христос, Образ Богородицы - МР, что в переводе с греческого означает Матерь Божия. В перекрестье нимба Спасителя буквы в переводе с греческого означают «Сущий» (Существующий вечно).

Одежда Богородицы

Богородица изображена в одежде, которую носили замужние женщины на Востоке в первых веках - наброшенном на плечи мафории, чепце, платье-тунике и сапожках. Мафорий - большое покрывало, надевался на голову и окутывал почти всю фигуру. Багряный, пурпурный цвет - символ патрицианства. Чепец одевался под мафорий, прикрывал волосы.

Туника - прямая узкая одежда с рукавами, перехваченными поручами. Поручи - деталь богослужебного облачения - символ служения всей Церкви (в лице Богоматери) Богу.

При жизни на земле Богородица одевалась скромно и украшений не носила. Золотые украшения и восседание на престоле, изображенные на иконе, передают царское величие Богоматери.

Три золотые звезды на мафории - символ «приснодевства» (вечного девства, до рождения Спасителя и после), Младенец, закрывающий Собой одну из звезд, символизирует рождение от Девы.

Жесты рук Пресвятой Девы всегда молитвенно обращены к Богу в молитве за весь мир.

Изображение Богомладенца

Богомладенец изображен в белой рубашечке (белый - цвет райской чистоты), с полоской другого цвета на правом плече и в золотистом хитоне. Эта полоска называется «клав». В Риме клав - признак патрицианства, принадлежности к высшему сословию, а на востоке, в Палестине - признак путника, совершающего паломничество в Иерусалим. Золотые штрихи на одеждах Господа - царственное достоинство Христа.

Интересно. Младенец Христос на православных иконах изображается в пропорциях взрослого человека. Это напоминает, что Господь всегда был совершенным Царём, Владыкой мира.

Правой рукой Спаситель благословляет всех молящихся, в левой держит свиток - образ Его Новозаветного Учения, Его проповеди, Его слова.

Архангелы изображены так, как они являлись людям - в образе прекрасных юношей с крыльями, в красивых одеждах, отделанных драгоценными камнями, с кудрявыми прядями волос. В волосах у них диадемы - украшения из драгоценных камней, маленькие венцы, указывающие на принадлежность Архангелов к свите Небесного Царя. Ленточки за их головой - «слухи» - означают, что Архангелы всегда слышат и исполняют волю Божию.

Архангел, изображенный справа от Богородицы, указывает рукой вверх. В иконописи этот жест означает призыв к покаянию. Архангел слева стоит в молитвенной позе, сложив руки на груди. На некоторых образах, в том числе на древнейшей фреске Тригилийского монастыря, Архангелы подписаны «Михаил» и «Гавриил».

Иногда вместо Архангелов изображаются святые.

Где находятся иконы «Всецарица»

В настоящее время чудотворные списки с Пантанассы находятся:

  • в Новоспасском монастыре (Москва);
  • в Киево-Печерской Лавре (в 2012 г от образа исцелилась слепая девушка);
  • храм Всех Святых при детском онкологическом центре (Москва);
  • храм Св. мученицы Татьяне (МГУ);
  • женский Владычний монастырь в Серпухове;
  • женский монастырь «Всецарица» (Краснодар).

Святые источники во имя иконы Божией Матери «Всецарица» находятся:

  • в Дивеево (Маёвка);
  • в с. Тарасково (Свердловская область), там же находится местночтимая чудотворная икона Всецарицы;
  • в с. Большая Рязань (Самарская обл).

главная > иконы Богоматери > икона Божией Матери на троне

Икона Богоматерь на троне

Икона «Богоматерь на троне» (еще одно название – «Богородица на престоле») – может рисоваться в любом из иконографических стилей – будь то Панахранта либо Умиление, либо Знамение, либо в другом стиле. Данный тип икон изображает Божию Матерь на престоле с Младенцем на коленях. Символизм заключается в том, что Богоматерь и Младенец изображают идеальную Церковь, совершающую Святое Причастие, Таинство Евхаристии. Богородица с покрытой головой, в величественной позе держит богомладенца, вся Ее поза показывает строгость, выдержанность и самообладание. Трон в данном типе икон как нельзя лучше символизирует царственное величие Божией Матери.

Происхождение основных типов образов Богоматери, которая ровно восседает на троне и держит Младенца на коленях, относятся еще к III-IV векам. Это первый тип моленного образа Богоматери. Он появился в катакомбах Присцилы, где изображена сидя женщина, держащая голого младенцем на руках. Данное изображение и интерпретируется как образ Богородицы. Первый раз в христианском искусстве в церкви Санта-Мария Маджоре, что находится в Риме, это изображение появилось в алтарной части храма.

Русские иконописцы и мастера церковной росписи переняли тип иконы Богоматери с Младенцем на престоле и стали изображать их в окружении святых или ангелов. Однако, данный тип не сильно прижился в России и встретить его можно было не стихийно, а местами, эпизодически.

В церковном искусстве наоборот, – традиционным считалось изображение Богоматери на престоле в аспиде храма. Дионисий использовал данный мотив для украшения храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Связывают это в духом времени, когда Великого князя московского провозгласили Государем и Самодержавцем всея Руси.

Второй виток в своем развитии образ Богородицы на престоле получил во время правления императриц в России, во время эпохи русского барокко. Скипетр и держава, как символ земной царской власти, появились на иконе, но исчезли предстоящие (ангелы и святые). Начали появляться иконографические признаки той иконы, которая спустя сто лет получила название «Державной» и считается одной из самых известных икон данного типа.

Другая, не менее известная икона – «Всецарица». Она была написана в 12 веке, почти 200 лет хранилась на Афоне, в Ватопедском монастыре. Христиане стали замечать, что после молитвы перед этой иконой, случаются исцеления от онкологических заболеваний, поэтому данная икона считается чудотворной.

Существует предание – перед иконой Богородице «Всецарица» появился молодой человек и стал что-то непонятное бормотать. Лицо Богородицы в какой-то миг лицо Богоматери блеснуло, на подобии молнии, и молодой человек отлетел от иконы и пал на землю. Когда он пришел в себя, то исповедался и рассказал, что занимался магией, был далек от церкви и Бога, а в монастырь пришел, чтобы испытать свою силы на иконах. Произосшедший с ним случай, убедил парня измениться, поменять всю свою жизнь – он остался на Святой Горе и постригся в монахи. Это было первое проявление иконой своей силы.

Впоследствии стали замечать, что икона исцеляет от злокачественных опухолей, поэтому к ней ходят с просьбами и мольбами об исцелении.

Считается, что икона Богоматерь на троне помогает при болезнях и в делах укрепления веры.

Молитва Пресвятой Богородице «Державная»

Доброе время суток Всем! Будем рады видеть Вас на нашем видеоканале в ютубе Видеоканал. Подписывайтесь на канал, смотрите видео.

Во все времена власть считалась наиболее желаемым для любого монарха или члена монаршей семьи. Сколько мир натерпелся от борьбы за троны. Кроме того сколько крови было пролито по миру из-за завоевания земель и расширении своих владений. Сильные мира сего постоянно ищут покровительства и защиты сил свыше, чтобы те помогли осуществить задуманное. Чаще всего для таких целей используют молитву Державной иконе Богородицы. Данный образ стал наиболее почитаемым среди монархистов России.

Что означает икона

Обретена она была в 20 веке. многие считают, что этот образ очень важен для властных людей, некоторые даже говорят о том, что она им покровительствует. Впервые образ явил себя в 1917 году в момент отречения от престола Николая II. Одной крестьянке Евдокии было явление о белой церкви и образе который она должна найти.

Это происходило рядом с селом Коломенское. Так как женщина была глубоко верующей, то она рассказала обо всем этом священнику Вознесенской церкви. Поиски длились длительное время, и потом в подвале среди старых досок был найден образ Божией Матери «Державная». После очищения люди увидели лик Царицы Небесной, которая восседала на троне в красных нарядах. На голове ее была корона с нимбом, а в руках скипетр и держава. На ее коленях был Иисус.

Весть о явлении данного образа была воспринята людьми как некий знак. Они считали, что Богоматерь решила управлять Россией самостоятельно и стать ее заступницей. Иные же считали, что такое явление говорило о предстоящих испытаниях. Кроме того, в день обретения образа в Коломенском вышел целебный источник.

В чем помогает икона

Перед ликом данной святой происходило большое количество чудесных пришествий. Говорят, что искренние молитвы помогут справится с проблемами, которые у них есть. Чаще всего, в чем помогает Божья Матерь «Державная» это:

  • преодоление сложных и тяжелых недугов,
  • быстрая реабилитация после сложных заболеваний,
  • наставление на путь истинный,
  • обретение второй половинки,
  • решение финансовых трудностей,
  • спасение от воин и бед,
  • усмирение злости врага.

Молитва Богоматери

Обратится к данному образу может любой желающий. Основным должны быть искренняя вера, чистые помыслы, открытое сердце, отсутствие желания зла другим людям. Желательно читать строки перед образом и не будет лишним, если будет гореть свеча. Текст молитвы Пресвятой Богородице «Державная» заключается в следующих строках:

«О, мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей.

Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты еси всесильная христиан заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчая. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней, даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарственне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Данная икона длительное время была скрытой от окружающих. Но на сегодняшнее время она находится в храме Казанской божьей матери в селе Коломенское.

Помните о том, нужно не только просить о чем-то, но и благодарить за то, что имеете. Поэтому каждый раз старайтесь начинать обращение к Господу с благодарственной молитвы. Ведь таким образом Вы обратите на себя его внимание и расположите его к своим новым прошениям. Несмотря на то, кому адресована Ваша молитва, сначала стоит обращатся к Господу, затем к Богородице и только потом к прочим святым.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

 Икона Пресвятой Богородицы “Божия Матерь На Престоле (Богородица На Троне)”

Варианты названия иконы:

  • Божия Матерь На Престоле
  • Богородица На Престоле
  • Богородица На Троне

Статус в православии: Православная икона.

Икона «Богоматерь на троне» (еще одно название - «Богородица на престоле») – может рисоваться в любом из иконографических стилей – будь то Панахранта либо Умиление, либо Знамение, либо в другом стиле. Данный тип икон изображает Божию Матерь на престоле с Младенцем на коленях. Символизм заключается в том, что Богоматерь и Младенец изображают идеальную Церковь, совершающую Святое Причастие, Таинство Евхаристии. Богородица с покрытой головой, в величественной позе держит богомладенца, вся Ее поза показывает строгость, выдержанность и самообладание. Трон в данном типе икон как нельзя лучше символизирует царственное величие Божией Матери.

Происхождение основных типов образов Богоматери, которая ровно восседает на троне и держит Младенца на коленях, относятся еще к III-IV векам. Это первый тип моленного образа Богоматери. Он появился в катакомбах Присцилы, где изображена сидя женщина, держащая голого младенцем на руках. Данное изображение и интерпретируется как образ Богородицы. Первый раз в христианском искусстве в церкви Санта-Мария Маджоре, что находится в Риме, это изображение появилось в алтарной части храма.

Русские иконописцы и мастера церковной росписи переняли тип иконы Богоматери с Младенцем на престоле и стали изображать их в окружении святых или ангелов. Однако, данный тип не сильно прижился в России и встретить его можно было не стихийно, а местами, эпизодически.

В церковном искусстве наоборот, - традиционным считалось изображение Богоматери на престоле в аспиде храма. Дионисий использовал данный мотив для украшения храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Связывают это в духом времени, когда Великого князя московского провозгласили Государем и Самодержавцем всея Руси.

Второй виток в своем развитии образ Богородицы на престоле получил во время правления императриц в России, во время эпохи русского барокко. Скипетр и держава, как символ земной царской власти, появились на иконе, но исчезли предстоящие (ангелы и святые). Начали появляться иконографические признаки той иконы, которая спустя сто лет получила название «Державной» и считается одной из самых известных икон данного типа.

Другая, не менее известная икона – «Всецарица». Она была написана в 12 веке, почти 200 лет хранилась на Афоне, в Ватопедском монастыре. Христиане стали замечать, что после молитвы перед этой иконой, случаются исцеления от онкологических заболеваний, поэтому данная икона считается чудотворной.
Существует предание – перед иконой Богородице «Всецарица» появился молодой человек и стал что-то непонятное бормотать. Лицо Богородицы в какой-то миг лицо Богоматери блеснуло, на подобии молнии, и молодой человек отлетел от иконы и пал на землю. Когда он пришел в себя, то исповедался и рассказал, что занимался магией, был далек от церкви и Бога, а в монастырь пришел, чтобы испытать свою силы на иконах. Произосшедший с ним случай, убедил парня измениться, поменять всю свою жизнь – он остался на Святой Горе и постригся в монахи. Это было первое проявление иконой своей силы.
Впоследствии стали замечать, что икона исцеляет от злокачественных опухолей, поэтому к ней ходят с просьбами и мольбами об исцелении.

Похожие публикации