Второе народное ополчение в 1611 году возглавили. Второе ополчение

Летом 1611 г. после захвата Смоленска поляками и проникновения шведов в Новгород положение стало особенно тяжёлым. Стране угрожали политический распад и потеря национальной независимости. Население, особенно в центральных уездах, было разорено и вымирало от голода и болезней. Крестьяне, спасаясь от насилий интервентов, бросали дома и скрывались в лесах. Многолюдные посады пустели, торговля замерла.

Осенью 1611 г. поднимается новая, более мощная волна национально-освободительного движения. Центром его снова оказался Нижний Новгород. Движение зародилось в посадской среде. Организатором народных сил явился земский староста Кузьма Минин. По его призыву в Нижнем Новгороде начало формироваться второе ополчение.

Организация ополчения, требовавшая крупных расходов, сразу была поставлена Кузьмой Мининым на прочное материальное основание. Помимо добровольных взносов, был установлен обязательный оклад в размере одной пятой от общей стоимости имущества. Сбор средств давал возможность приступить к созданию крупных военных сил. Для руководства военными делами требовался военачальник, который соединял бы опытность в ратных делах с преданностью и верностью своему народу.

По предложению Кузьмы Минина военачальником был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Пожарский в «смутные годы», когда боярская знать показала себя политически неустойчивой, не проявлял никаких колебаний в своём отношении к польским захватчикам. В 1608 г. он наголову разбил польский отряд, пытавшийся захватить Коломну, а весной 1611 г. был в рядах восставших москвичей и сражался до тех пор, пока, обессиленный от полученной раны, не был увезен из Москвы. Минин и Пожарский стали организаторами и руководителями второго ополчения.

Ядро ополчения первоначально состояло из посадских и мелких служилых людей Нижнего Новгорода и крестьян близлежащих уездов. Грамоты с призывом подняться на борьбу за освобождение Москвы быстро распространились среди населения Поволжья и за его пределами. Одними из первых на этот призыв откликнулись мелкие смоленские, вяземские и другие помещики из западных уездов, изгнанные поляками из родных мест. Затем поднялось население городов Верхней Волги. К Нижнему Новгороду присоединились и районы, лежащие по Оке и за ней. Таким образом, народное ополчение становилось общерусским делом. К ополченцам, основное ядро которых составляли посадские люди северных городов и черносошное, крестьянство, присоединились и широкие круги дворянства. Наряду с русскими в ополчении приняли участие татары, мордва, чуваши, мари и удмурты. В начале 1612 г. ополчение насчитывало в своих рядах от 20 до 30 тыс. человек.

К этому времени польский гарнизон в Москве был усилен, а казацкие отряды, стоявшие под Москвой, вместо того чтобы объединиться с народным ополчением, вели переговоры с новым самозванцем, объявившимся в Пскове. На северо-западной окраине Русского государства хозяйничали шведы. Общая обстановка не позволяла немедленно начать поход на Москву.

Из Нижнего Новгорода второе ополчение двинулось в конце февраля 1612 г. в Ярославль. Переход в область Верхнего Поволжья позволил ополчению вобрать в себя действовавшие там ещё с 1608 г. многочисленные партизанские отряды, состоявшие из посадских людей и крестьян. Население сёл и городов выходило встречать ополченцев, передавало им собранные деньги и припасы. Ряды ополченцев непрерывно пополнялись добровольцами. Ополчению предоставило свои богатые экономические ресурсы не разорённое интервентами Поморье.

Народное ополчение простояло в Ярославле с апреля по август 1612 г. За это время было закончено военное устройство ополчения и создана общегосударственная власть - «земское» правительство. Новое правительство состояло «из всяких чинов выборных людей» от всех городов. В него вошли представители дворянства, посада и отчасти крестьян («уездных людей»). В нём почти не было высшей феодальной знати; совсем отсутствовали представители крепостного крестьянства. Были восстановлены и органы центрального управления - приказы.

Руководителям второго ополчения пришлось заниматься в Ярославле и вопросами внешней политики. Пожарский в тактических целях вёл переговоры со шведами о принятии шведского королевича, но одновременно укреплял города на пути движения шведов. Ему удалось удержать шведов от выступления против ополчения и тем самым обеспечить возможность развёртывания борьбы с главным врагом - польскими захватчиками. Дипломатические способности Пожарского проявились также и в умелом использовании возникших противоречий между Польшей и австрийскими Габсбургами. В результате этих дипломатических переговоров и Габсбурги и Швеция не препятствовали действиям второго ополчения.

К концу 1612 г. власть правительства народного ополчения распространилась уже на половину территории государства. Территория, занятая врагами, освобождалась при участии местного населения. Крестьяне, вооружённые топорами, вилами, беспощадно уничтожали захватчиков, рыскавших по деревням в поисках продовольствия. Всюду в тылу врага действовали крестьянские партизанские отряды.

В то время, как ополчение укрепляло свои силы, среди казачества, стоявшего под Москвой, началось разложение. Некоторые атаманы «отъехали» в Ярославль и присоединились к ополчению. Заруцкий выступил против Пожарского и организовал покушение на его жизнь, окончившееся неудачей. Авантюрист Заруцкий пошёл на сговор с интервентами. Часть казаков с Трубецким во главе поддержала второе ополчение.

Интервенты, обеспокоенные успехами ополчения, обратились к Сигизмунду III с просьбой о помощи. Летом 1612 г. последний направил в Москву значительные силы наёмников под командой гетмана Ходкевича. К этому времени Заруцкий с частью казаков ушёл к Ходкевичу.

Первое ополчение

Третий этап Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава выполнять условия договора, принимать православие. Противниками сложившего положения дел выступали все более широкие слои населения. С целью пресечь брожения в октябре 1610 года Гонсевский арестовал ряд представителей видных боярских фамилий. 30 ноября с призывом к борьбе с интервентами обратился патриарх Гермоген, который также был взят под строгий арест. Москва оказалась фактически на военном положении.

В стране созрела идея всенародного ополчения для освобождения Москвы от интервентов. В феврале-марте 1611 году к стенам Москвы подступило 1-е Ополчение Ляпунова и князя Трубецкого, а также казаки атамана Заруцкого. Решающее сражение, в котором приняли участие москвичи и один из воевод ополчения князь Дмитрий Михайлович Пожарский, состоялось 19 марта. Однако освободить город не удалось: по совету Дмитрия Молчанова поляки подожгли город и этим остановили восстание москвичей. Тем не менее в руках ополченцев остались районы Белого города, и поляки, контролировавшие только Кремль и Китай-город, оказались изолированными. Но и в лагере ополченцев имелись внутренние противоречия, которые вылились в вооруженное столкновения, в одном из которых 22 июля 1611 года Прокопий Ляпунов был убит казаками, а ополчение стало разваливаться.

В том же году крымские татары, не встречая отпора, разоряют Рязанский край. Смоленск после долгой осады был захвачен поляками, а шведы, выйдя из роли «союзников», разоряли северные русские города.

Второе ополчение

Второе Ополчение 1612 года возглавил нижегородский земский староста Кузьма Минин, который пригласил для предводительства военными операциями князя Пожарского. Важным делом, которое смогли осуществить Пожарский и Минин, была организация и сплочение всех патриотически настроенных сил. В феврале 1612 года ополчение двинулось к Ярославлю, чтобы занять этот важный пункт, где скрещивалось много дорог. Ярославль был занят; ополчение простояло здесь четыре месяца, потому что надо было «строить» не только войско, но и «землю». Пожарский хотел собрать «общий земский совет» для обсуждения планов борьбы с польско-литовской интервенцией и того, «как нам в нынешнее злое время безгосударными не быть и выбрать бы нам государя всею землёю». Для обсуждения предлагалась и кандидатура шведского королевича Карла-Филиппа, который «хочет креститься в нашу православную веру греческого закона». Однако земский совет не состоялся.

Тем временем первое ополчение полностью распалось. Иван Заруцкий и его сторонники ушли в Коломну, а оттуда в Астрахань. Вслед за ними ушли еще несколько сотен казаков, однако основная их часть во главе с князем Трубецким осталось держать осаду Москвы.

В августе 1612 года ополчение Минина и Пожарского вошло в Москву и объединилось с остатками первого ополчения. 22 августа гетман Ходкевич попытался прорваться на помощь осажденным соотечественникам, но после трехдневных боев вынужден отступить с большими потерями.

22 сентября 1612 происходит одно из самых кровавых событий Смуты-- город Вологда был взят поляками и черкасами (запорожцами), которые уничтожили практически всё его население, включая монахов Спасо-Прилуцкого монастыря.

22 октября 1612 года ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город; гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

В Кремле поляки держались ещё месяц; чтоб избавиться от лишних ртов, они велели боярам и всем русским людям выслать своих жён вон из Кремля. Бояре сильно встужили и послали к Пожарскому Минину и всем ратным людям с просьбою, чтобы пожаловали, приняли их жён без позору. Пожарский велел сказать им, чтобы выпускали жён без страха, и сам пошёл принимать их, принял всех честно и каждую проводил к своему приятелю, приказавши всем их довольствовать.

Доведённые голодом до крайности, поляки вступили наконец в переговоры с ополчением, требуя только одного, чтоб им сохранена была жизнь, что и было обещано. Сперва выпустили бояр -- Фёдора Ивановича Мстиславского, Ивана Михайловича Воротынского, Ивана Никитича Романова с племянником Михаилом Фёдоровичем и матерью последнего Марфою Ивановною и всех других русских людей. Когда казаки увидали, что бояре собрались на Каменном мосту, ведшем из Кремля чрез Неглинную, то хотели броситься на них, но были удержаны ополчением Пожарского и принуждены возвратиться в таборы, после чего бояре были приняты с большою честию. На другой день сдались и поляки: Струсь с своим полком достался казакам Трубецкого, которые многих пленных ограбили и побили; Будзило с своим полком отведён был к ратникам Пожарского, которые не тронули ни одного поляка. Струсь был допрошен, Андронова пытали, сколько сокровищ царских утрачено, сколько осталось? Отыскали и старинные шапки царские, которые отданы были в заклад сапежинцам, оставшимся в Кремле. 27 ноября ополчение Трубецкого сошлось к церкви Казанской богородицы за Покровскими воротами, ополчение Пожарского -- к церкви Иоанна Милостивого на Арбате и, взявши кресты и образа, двинулись в Китай-город с двух разных сторон, в сопровождении всех московских жителей; ополчения сошлись у Лобного места, где троицкий архимандрит Дионисий начал служить молебен, и вот из Фроловских (Спасских) ворот, из Кремля, показался другой крестный ход: шёл галасунский (архангельский) архиепископ Арсений с кремлёвским духовенством и несли Владимирскую: вопль и рыдания раздались в народе, который уже потерял было надежду когда-либо увидать этот дорогой для москвичей и всех русских образ. После молебна войско и народ двинулись в Кремль, и здесь радость сменила печаль, когда увидали, в каком положении озлобленные иноверцы оставили церкви: везде нечистота, образа рассечены, глаза вывернуты, престолы ободраны; в чанах приготовлена страшная пища -- человеческие трупы! Обедней и молебном в Успенском соборе окончилось великое народное торжество подобное которому видели отцы наши ровно через два века.»

Народное ополчение 1612 года.

В 1611 году Московское государство расползалось на лоскуты. Кто-то вслед за Москвой присягал польскому королевичу Владиславу, Новгород открыл ворота шведам, в Калуге царствовала Марина Мнишек, по стране рыскали польско-литовские банды и «воровские» казаки.

По всей Русской земле росло негодование против поляков и своих лихих людей. Патриотическое воодушевление русских людей в основе своей было религиозным. Освобождение Отечества начиналось с сокрушения о своих грехах, потому что выпавшие стране испытания представлялись заслуженной карой за грехи всего народа. Духовенство всеми силами поддерживало этот благочестивый настрой. Оно требовало от русских людей покаяния, многодневных постов (даже для грудных младенцев), стремилось ободрить свою паству молебнами о спасении Отечества и рассказами о чудесных видениях и грозных для врагов знамениях.

Осада Троице-Сергиева монастыря поляками продолжалась с сентября 1609
по январь 1611 года. (Картина Василия Верещагина)

Свет и на этот раз засиял с востока. Герои и богатыри на Руси, казалось, уже перевелись. Зато нашлись два честных человека, робко и даже как будто неохотно выступившие из безликой массы русских людей, - и лишь затем, чтобы после своего беспримерного подвига снова уйти в тень. Эти двое – русский мужик и русский служилый человек – явили редчайший пример бескорыстного служения отечеству. Поэтому не случайно их и только их изображением потомки решили украсить Красную площадь.

Арестованный поляками патриарх Гермоген ухитрялся, сидя в московской тюрьме, рассылать по стране грамоты с призывом к русским людям постоять за веру и отчество*.

*После его смерти в начале 1612 г. средоточие духовных сил народа переместилось в Троице-Сергиеву лавру, откуда архимандрит Дионисий рассылал по городам и весям грамоты с призывом освободить столицу и спасти веру и государство.

Патриарх Гермоген

В октябре 1611 года одна такая грамота дошла до Нижнего Новгорода. На собрании выборных людей, сошедшихся потолковать о бедствиях земли, со своего места поднялся земский староста и торговый человек Козьма Захарьич Минин-Сухорук. Нижегородцы знали его за деятельного и практичного человека, правда, не брезгавшего взятками, но в пределах разумного и без ущерба для общего дела. Словом, добросовестный староста в духе своего времени. А тут он завел речь о странных вещах: сказал, будто ему трижды явился преподобный Сергий Радонежский, призывая послужить родине. Стряпчий Иван Биркин отказался верить Минину: «Врешь, ничего ты не видел!» Но один взгляд, брошенный духовидцем в его сторону, заставил стряпчего выскочить за дверь. А Минин продолжал: «Православные, поможем Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим. Дело великое! Но Бог нам поможет».

На другой день жертвенный порыв охватил весь город. Люди отдавали последнее. Минина единодушно выбрали старшим начальным.

К.Маковский. Воззвание Минина к нижегородцам

Потом стали думать, кому ударить челом быть их воеводой и остановили выбор на князе Дмитрии Михайловиче Пожарском, который в это время залечивал раны в своей суздальской вотчине. Род Пожарского принадлежал к «захудалым» княжеским родам и первая половина его жизни прошла тихо и незаметно. При Годунове его фамилия значилась в списках доносчиков, во множестве расплодившихся вокруг Борисова трона. Зато Пожарского не видели ни в Тушине, ни рядом с поляками. А год назад он храбро сражался в рядах первого ополчения под началом Прокопия Ляпунова. Выдающимися воинскими талантами князь не блистал, но на его счету было несколько удачных стычек с воровскими шайками.


Князь Д.Пожарский на памятнике "Тысячелетие России"

Пожарский вначале отказался принять должность главного воеводы, ссылаясь на неспособность, но потом сдался на неотступные просьбы нижегородцев. Со своей стороны он предложил Минина в распорядители войсковой казной. Тот покряхтел, и тоже согласился. Дело он повел круто, железной рукой. Вся нижегородская земля была обложена пятой деньгой на нужды ополчения. Поблажки не давали ни боярам, ни церквям, ни монастырям. Неимущих насильно продавали в кабалу и взимали налог с их хозяев.

Призвание князя Пожарского. Литография Г.Щедровского

По другим городам Пожарский и Минин разослали грамоты, в которых говорилось: «Будем над польскими и литовскими людьми промышлять все, как один, сколько милосердый Бог помощи даст. О всяком земском деле учиним крепкий совет, а на государство не похотим ни польского короля, ни Маринки с сыном». На московский престол предлагалось выбрать всей землей, «кого нам Бог даст».

С этого времени Пожарский и Минин стали представлять единственную законную власть в Московском государстве.

Нижегородские грамоты читали повсюду на народных сходках и потом, следуя примеру нижегородцев, собирали деньги и рати и высылали под руку главного воеводы, князя Пожарского. Центром сбора ополчения стал Ярославль.

Осажденные в Москве поляки всю зиму терпели жестокий голод. В январе они писали гетману Яну Каролю Ходкевичу, который шёл к ним из Польши на помощь с подкреплением и большим обозом, что были бы рады сражаться и дальше, «если б им не изменяли силы и не замирал пульс». Между тем войско Ходкевича, по мере приближения к Москве, таяло на глазах, шляхта и солдаты дезертировали целыми эскадронами, возвращались в Польшу и вознаграждали себя за службу захватом королевских и частных имений.


Ян Кароль Ходкевич

Король Сигизмунд выехал в захваченный недавно Смоленск, но вместо войска привёз с собой только свою воинственную супругу Констанцию, огромное количество придворных и нескольких ксёндзов.

Весной 1612 года Пожарский возглавил огромную рать*, собравшуюся в Нижний из десятков русских городов. Из глубины разоренной страны неожиданно вышла народная силища, которой предстояло освободить Москву.

*Русские источники пишут о 100 000 человек, что, вероятно, является преувеличением.

В июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского двинулось от Нижнего к Москве. В каждом крупном городе ополченцы останавливались и подолгу молились в местном соборе или монастыре. 14 августа Пожарский был ещё в Троице, а предводитель казаков князь Трубецкой из Москвы настойчиво звал его поторопиться, так как Ходкевич уже приближался к столице.

Ополченцы успели к столице первыми. Князь Пожарский расположил войско вдоль Бегородской стены, сосредоточив основные силы у Арбатских ворот.

М.Скотти. Минин и Пожарский.

22 августа на западе показались клубы пыли: это приближалась армия гетмана. Под его хоругвями оставалось всего несколько тысяч человек. Однако поначалу полякам сопутствовал успех. Ходкевич беспрепятственно переправился через Москву-реку у Девичьего поля, отогнав казацкие отряды Трубецкого. В то же время обессиленный польский гарнизон сделал из Кремля удачную вылазку, загнав в реку часть войск Пожарского. Конница Ходкевича дошла уже до Тверских ворот, но здесь московские стрельцы, прячась за обгорелыми печами разрушенного Земляного города, стали так метко поражать поляков из ружей, что те поворотили коней, а польский гарнизон подался назад в Кремль.

Ходкевич расположился лагерем у Донского монастыря. На следующий день противники не возобновляли сражения. Но на рассвете 24 августа гетман предпринял новую попытку пробиться в Кремль через выжженное еще с прошлого года Замоскворечье. Польским гусарам пришлось спешиться и перетаскивать тяжёлые возы через рвы, одновременно расчищая себе путь. С боями они к Пятницкой улице. Однако здесь полуголые и плохо вооруженные казаки Трубецкого, словно слепни, облепили тяжеловооруженных поляков, в то время как Минин с тремя сотнями московских дворян ударил им в тыл и смял два эскадрона. В этом бою у него на глазах погиб его племянник.


К полудню поляков отогнали от центра города и захватили 400 телег с припасами. Кроме того, гусары потеряли почти всех лошадей: в седлах оставалось не более 400 всадников. Ходкевич отошел к Воробьевым горам, а оттуда, обнадежив осажденных скорой помощью, без боя ушел в Польшу.

Для запертых в Кремле и Китай-городе поляков наступили судные дни. Они еще бодрились и на предложение сдаться отвечали бранью и насмешками: видано ли дело, чтобы благородные шляхтичи сдавались скопищу голытьбы и мужиков! Называя русский народ наиподлейшим в свете, их благородия между тем выкапывали из земли полусгнившие трупы и пожирали их. Обезумевшие от голода, они в горячечном бреду бросались друг на друга с саблями, видя в товарищах лишь плоть, годную для употребления в пищу. Никогда – ни до, ни после – древняя русская твердыня не видала более диких и ужасных сцен. «Я многих видел таких, - рассказывает участник осады пан Будило, - которые грызли землю под собой, свои руки, ноги, тело. А хуже всего, что они хотели умереть и не могли. Они камни и кирпичи кусали, прося Господа Бога, чтобы они сделались хлебом, но откусить не могли».

Когда в конце октября ополченцы захватили Китай-город, из взорам предстало омерзительное зрелище – множество котлов, наполненных человеческим мясом. Уцелевшие поляки ушли в Кремль, где просидели еще четверо суток и сдались, предварительно выговорив себе пощаду*. Людоедов разослали по дальним городам и заточили в тюрьмы.

*Правда, казаки нарушили крестное целование и многих поляков перебили. Те же, кто сдался войскам Пожарского, уцелели все до единого.

Лисснер Э. Изгнание польских интервентов из Кремля (фрагмент)

Особую роль в освобождении Москвы от поляков наши предки отводили Казанской иконе Божией Матери. В 1612 году список с этого чудотворного образа был послан из Казани князю Пожарскому, и через несколько дней поляки в Кремле сдались. В честь этого события было установлено празднование иконы Казанской Богоматери – 4 ноября, то есть в день избавления Москвы от польской оккупации. Князь Пожарский на свои средства построил на Красной площади храм Казанской иконы Божией Матери, где и была помещена чудотворная икона.

А весной следующего 1613 года выборные люди от всей Русской земли избрали на царство Михаила Федоровича Романова. Смута в Московском государстве закончилась.

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО, объединение патриотических сил русского народа на завершающем этапе борьбы с польско-литовскими и шведскими оккупантами в н. XVII в. Возникло в сложной обстановке, после захвата интервентами значительной части страны, в т. ч. Москвы и Смоленска, и распада вследствие острых противоречий первого ополчения 1611. В сентябре 1611 в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения. Его военным руководителем был приглашен кн. Д.М. Пожарский . Из Н. Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нем, кроме посадских людей и крестьян, собрались также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья. Программа народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство польского королевича Владислава), создание нового правительства. Действия ополчения были поддержаны патриархом Гермогеном, отказавшимся выполнить требования московских бояр-изменников об осуждении ополчения и призывавшим к борьбе с интервентами.

В марте 1612 ополчение выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю. Здесь был создан временный “Совет всей Земли” - правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства. Одновременно происходило очищение района Поволжья от отрядов польско-литовских интервентов. Руководители казачества и южнорусского дворянства И.М. Заруцкий и Д.Т. Трубецкой вступили в переговоры с Мининым и Пожарским об участии в действиях ополчения, но одновременно поддерживали тайные связи с интервентами.

В связи с приближением к Москве крупного подкрепления польско-литовскому гарнизону народное ополчение выступило из Ярославля и в к. июля - н. августа 1612 подошло к Москве, заняв позиции вдоль западных стен Белого города. В сражении 22 - 24 августа, когда на помощь ополчению пришли также казаки Трубецкого, были разгромлены и понесли тяжелые потери польско-литовские войска под командованием гетмана Ходкевича, пытавшиеся прорваться извне в Кремль. Участники народного ополчения проявили в сражении массовый героизм, а их руководители - высокое полководческое мастерство и личную храбрость. Победа в сражении 22-24 августа предрешила судьбу вражеских гарнизонов в Кремле и Китай-городе, которые капитулировали 22-26 октября 1612. Освобождение Москвы народным ополчением создало условия для восстановления государственной власти в стране и послужило мощным толчком к развертыванию массового освободительного движения против интервентов по всей стране. В ноябре 1612 руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. Состав Земского собора 1613 отразил выдающуюся роль посадского населения и низшего дворянства, а также казачества в освободительной войне против интервентов.

С самого начала 1611 года является движение, которое окончательно вывело государство из разрухи. Оно возникло в уездных, посадских и волостных мирах (общинах) Севера, привычных к самостоятельности и самоуправлению. Эти общины, получившие уездные и земские учреждения 16 века, более широкую организацию и приобщение к задачам государства управления, сами строили свой быт, разрабатывали свои внутренние отношения и даже ведали обороной от врагов, содержа казаков и даточных людей, которых меж себя набирали, под весьма мягким руководством и воздействием центральной власти.

Историческая справка

Не затронутые развитием служилого землевладения города и области Севера были свободными от резкого сословного расчленение населения. Там не было сильного разделения на богатых и бедных, поэтому они были социально сплоченной силой. Зажиточные и энергичное население городов поморских пробудилась к борьбе с переустройством земли и обороны государства, как только столкнулося с озарением от воровских шаек Тушинского вора.

То есть эти силы были патриотические, только нужно помнить, что в истории идеализма бывает очень мало. При том, что среди этих людей было много искренне православных и патриотических, ясно было совершенно, что хозяйничание поляков в Москве, ослабление государственной власти - ведет их к материальным убыткам, ломает им торговлю. То есть у них был не только национально-классовый, но и материальный интерес, чтобы вышибить поляков из Москвы, и чтобы в Москве была сильная Центральная власть. Строго говоря, первая волна этого движения возникла еще в 1609 году, и объективно ее лидером мог бы стать Скопин-Шуйский. Но в 1609 году ситуация была еще слишком запутанной. А вот в 1610 году ситуация изменилась.

Первое Земское ополчение

Возникло так называемое первое Земское ополчение. Его возглавили братья Липуновы (Прокопий и Захар), а также Иван Заруцкий, который когда-то был за Тушинцев, и князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой (так называемый триумвират). Всё это были авантюристы, но это нормальная черта для Смутного времени в России. Именно такие Люди и выходят на первый план во время Смуты.

В это время поляки находятся в Кремле. В марте 1611 года первое ополчение во главе с триумвиратом стало штурмовать Москву, чтобы выбить оттуда поляков. Взять город не удалось, но блокада Кремля продолжалась. Поляки дошли до трупоедства. Почему оно приняло весьма организованный характер. Если умирает человек в одной роте - его едят только представители этой роты. Это был действительно ужас.

Но поляки держались. Кстати, во время этого восстания поляки подожгли город, и Москва почти вся сгорела. И здесь начинается конфликт между казаками и дворянами, потому что Липуновы были предводителями дворянской части, а Заруцкий и особенно Трубецкой - казаков. Это использовали поляки. Они подбросили письмо, по которому якобы Липунов собирался войти с поляками в какое-то соглашение. Казаки поверили этому и Липунова убили. После гибели Липунова дворянская часть ушла, и казаки остались одни. Между тем в Пскове объявился очередной Царевич Дмитрий. Правда, все знали, что никакой это не Дмитрий, а Сидорко из местных. Но Трубецкой его признал. В некоторых областях целовали крест Марине Мнишек и ее сыну, которого официальные власти называли "Воренком", то есть сыном вора. Считалось что он сын Лжедмитрия 2, но на самом деле он был сыном Ивана Заруцкого. В этих условиях в провинции начался новый этап Земского движения.

Второе Земское ополчение


Возникло второе Земское ополчение во главе с Кузьмой Мининым, который сначала просто собрал средства и была снаряжена прежде всего пехота, но нужен был военный предводитель. Военным предводителем стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский, который происходил из князей Стародубских. То есть он был потомком Всеволода Большое Гнездо. И у него были более чем серьезные основания сесть на русский трон.

Собственно второе ополчение на Москву шло под гербом князя Пожарского. Другое дело, что Пожарскому не удалось стать русским царем, а Романовы потом сделали всё, чтобы его оболгать и никогда не обращать внимания на то, что гербом второго ополчения был герб Пожарского. То есть второе ополчение шло для того, чтобы посадить на трон именно Пожарского. Но это не входило в планы Романовых. Движение во главе со вторым ополчением охватило все Поволжье и всё это войско пришло в Ярославль, где они находились 4 месяца. В Ярославле были созданы альтернативные органы управления. Здесь были собраны средства, и был созван собор Всея Земли. Этот Собор стал временным правительством. Были учреждены временные приказы. В Ярославль прибыло посольство из Новгорода, которое предложило звать на царство шведского королевича Карла Филиппа. Хитрые купцы в Ярославле ничего и никому не отказывали. Они просто тянули время, давая туманные обещания.

В это время Заруцкий и Трубецкой объявляют Минима и Пожарского мятежниками. Кроме того между самим Трубецким и Заруцким происходит конфликт. Заруцкий забирает Марину Мнишек и уходит сначала в Калугу, а потом на юг. В 1614 году он будет захвачен на Яике и посажен на кол, а его сына повесят. То есть царствования Романовых началось с убиения ребенка. И вот это вот историческая симметрия... Когда говорят о том, что жалеют в царевиче Алексее, которого расстреляли большевики в 1918 году, забывают, что в этом есть какая-то историческая симметрия. Романовы начали свое правление с убийства ребенка, потому что этому ребенку, сыну Марины Мнишек, многие целовали крест, как возможному наследнику престола. И это как бы бумерангом историческим вернулась через много-много лет. Саму Марину не то утопили, не то задушили, но она тоже в 1614 году исчезает.

Изгнание поляков из Москвы

Но вернемся к текущим событиям. В Москве остался Трубецкой, который послал наемных убийц к Минину и Пожарскому, чтобы они убили по крайней мере Пожарского. Из этого ничего не вышло и в августе 1612 года ополчение во главе с Мининым и Пожарским подошло к Москве. В Москве ситуация такая: поляки сидят в Кремля, Трубецкой со своими казаками тоже сидит в Москве (но не в Кремле). Минин и Пожарский приходят в Москву, но на выручку полякам идет гетман Ходкевич. Встречаются гетман Ходкевич и ополчение Минина и Пожарского около Крымского брода (там где сейчас Крымский мост). Тогда там моста не было был брод. И вот они стоят друг на против друга. 22 августа случился первый бой (он больше был разведовательным), а 24 августа развернулось главное сражение. Русская конница не выдержала удара, но Нижегородская пехота спасла положение.

Поляки стали перестраиваться для следующей атаки, и Пожарский объяснил Минину, что ополченцы не выдержат второго удара. Тогда Пожарский обратился к Трубецкому за помощью. Но Трубецкой отказал, потому что казаки сильно ненавидели всех у кого было или могли быть хоть немного лучшее материальное положение. И тогда схитрил Минин... Началось сражение, успех стал клониться на сторону поляков, и тогда Минин решил дело. Он послал казакам Трубецкого гонца с обещанием, что если казаки помогут и ударят во фланг, то весь обоз Ходкевича будет их. Для казаков это всё решило (обоз – святое дело). Казаки ударили во фланг, гетман Ходкевич был разбит и в результате казаки въехали в русскую историю с обозом. Забегая вперед - казаки на возу и выйдут из русской истории.

Похожие публикации