Составить словесный портрет василисы кожиной. Старт в науке

22.07.2015 0 15965


О жизни этой народной героини известно крайне мало. Василиса была крестьянкой, а писать биографии представителей низших сословий в те времена было не принято.

Можно только сказать, что родилась она примерно в 1780-х годах. Жила в деревне Горшково в Смоленской губернии. Была старостихой - то есть женой старосты. Под этим именем - старостиха Василиса - она и вошла в историю Отечественной войны 1812 года...

После кровопролитного сражения при Бородино и пожара Москвы ожесточение русских крестьян по отношению к иноземным захватчикам достигло своего апогея.

Теперь крестьяне не только не вступали в какие-либо торговые сделки с французами (как бывало в первые месяцы вторжения), напротив - они безжалостно убивали всех неприятельских солдат, которые попадали им в руки.

Если отряды французских фуражиров были слишком сильны, то крестьяне попросту сжигали свои запасы и убегали в леса.

Старостиха шутить не любила

По воспоминаниям французов, нигде в Европе (кроме Испании) крестьянство в деревнях не оказывало им такого ожесточенного сопротивления, как в России.

«Каждая деревня превращалась при нашем приближении или в костер, или в крепость», - писали французы.

Характерный штрих - когда казаки вели пленных французов, крестьяне отталкивали конвой, стремясь растерзать пленных.

Озлобление против наполеоновских солдат было страшное. Именно в этот момент впервые Россия узнала имя Василисы Кожиной.

Вот что писал журнал «Сын Отечества» в 1812 году:

«Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и ее окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем.

Староста одной деревни Сычевского уезда повел партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели еще несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует.

Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: "Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!" Один из пленных офицеров, раздражен будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался ее. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мертвый к ногам ее, и она вскричала: "Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!"»

Но простое конвоирование пленных, видимо, не отвечало душевному настрою Василисы. Вскоре она создает партизанский отряд (значительную часть которого составляли женщины) и выходит на «тропу войны».

Отряд Василисы начинает действовать на коммуникациях Великой армии: уничтожаются не только вражеские фуражиры, промышляющие в Смоленской губернии, но и отставшие небольшие подразделения французов.

Не жалеть!

Женщины в ее отряде подобрались «серьезные». Так, одна из них по имени Прасковья прославилась тем, что одна оборонялась вилами от шести французов. Троих из них она заколола, остальные спаслись бегством.

Очень скоро отряд Василисы стал для французов «большой проблемой». Кожина вела войну по всем правилам партизанской науки: при стоянках отряда выставлялись караулы и пикеты, было организовано обучение крестьянок стрельбе из ружей, снятых с убитых солдат.

Отряд Кожиной вступал в многочисленные сражения с отдельными французскими частями, отбивая у них подводы с продовольствием и припасами.

Так, в ходе одной из вылазок партизаны отбили у французов десять фур с фуражом, тридцать голов рогатого скота и двадцать овец. Казалось бы, мелочь. Но, как гласит наука, количество часто переходит в качество. Теряя каждый день фураж, зерно, скот, продовольствие, французские гарнизоны в Смоленской губернии оказались на грани голода.

Рассказывали такой случай. Отступавший Наполеон, войдя в Смоленск в ноябре 1812 года, узнал о том, что продовольственных запасов в городе нет. А на них возлагали такие надежды голодающие и замерзшие французские солдаты! Наполеон в гневе велел немедленно судить и расстрелять смоленского интенданта Вильбланша. Однако тому удалось спастись.

Генералы сообщили императору, что интендантство не так уж и виновато. Все дело - в «русских разбойниках», которые здесь, под Смоленском, особенно дерзко нападают на французских фуражиров и истребляют их. И Наполеону доложили о неуловимой предводительнице Василисе и ее партизанках. Так имя простой русской крестьянки достигло ушей самого французского императора.

Конечно, воевала Василиса и другие русские партизаны, по нашим меркам, безжалостно. Вот какую инструкцию, например, давали партизаны жителям одной деревни:

«Примите французов дружелюбно, поднесите с поклонами все, что у вас есть съестного, а особенно питейного, уложите спать пьяными и, когда приметите, что они точно заснули, бросьтесь на них. Истребите всех до единого и закопайте тела их в хлеву, в лесу или в каком-нибудь непроходимом месте...»

Впрочем, крестьяне особо в инструкциях не нуждались. В отличие от «армейских» партизан, «народные» партизаны пленных не брали в принципе. Истреблялись не только солдаты, но все, кто находился во французском обозе: женщины, дети.

А таких было немало: вместе с французской армией из сожженной Москвы выехали и все проживающие там иностранцы с семьями. Доставалось от крестьян и русским офицерам, вовремя не «разучившимся» говорить по-французски - их принимали за неприятелей и нещадно убивали.

«Бог подаст...»

Деятельность отряда Василисы тем более поразительна, что велась она без всякого участия штаб-квартиры русской армии. В этом кардинальное отличие Василисы от таких прославленных партизан, как Денис Давыдов, Сеславин, Фигнер. Все они были кадровыми офицерами русской армии.

Крестьянские же отряды - Василисы Кожиной, Герасима Курина, Ермолая Четвертакова - формировались в стихийном порядке самими жителями русских деревень.

То есть фактически в 1812 году в России шли две параллельных партизанских войны: армейская и народная. Причем крестьяне к отрядам под командованием офицеров относились с подозрением. Зачастую вооруженные крестьяне, охранявшие свои деревни, нападали на «армейских» партизан. Так, например, партизанам Давыдова приходилось регулярно доказывать, что они - русские солдаты, прежде чем крестьяне соглашались опустить вилы и колья.

Причина проста - «уж больно одёжа схожа». Для крестьян всякая форменная амуниция выглядела враждебно.

Как писал Давыдов: «Я на опыте узнал, что в народной войне должно не только говорить языком черни, но приноравливаться к ней и в обычаях, и в одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, повесил образ св. Николая на шею и заговорил с ними языком народным».

После изгнания французов с территории России следы Василисы Кожиной теряются. По одной из версий, она в знак признания своих заслуг получила от императора большую сумму денег и памятную медаль. Но проверить подлинность этой информации не представляется возможным. Василисе Кожиной также была посвящена серия лубочных картинок 1812-1813 годов.

Широкое распространение получил лубок Венецианова: «Французы - голодные крысы в команде у старостихи Василисы». В 1813 году художник Александр Смирнов написал портрет Василисы Кожиной. Вот, в общем-то, и все, чем общество и власть отблагодарили свою отечественную «Жанну д"Арк».

Стоит отметить, что за свои заслуги в борьбе с наполеоновским нашествием русские крестьяне в массе своей не получили никакой награды. Как сказал император Александр I, «крестьяне пусть получат свою мзду от Бога». Поэтому если награждение Кожиной все-таки состоялось, то оно свидетельствует об ее исключительных подвигах - крестьянам давали награды неохотно.

После окончания войны Василиса вернулась в свою родную деревню и занялась привычными сельскими делами. По некоторым сведениям, у нее было пятеро детей. Предположительно, Василиса Кожина умерла где-то около 1840 года.

Денис ОРЛОВ

В иcтoрии России былo мнoжeствo гeрoeв, пoдрoбнoсти жизни кoтoрых прaктичecки нeизвecтны. Этo прaвилo рacпрocтрaнятcя нe тoлькo нa дaлeкиe былинныe врeмeнa, нo и нa coвceм нeдaвнюю эпoху. Вaсилисa Кoжинa, биoгрaфия кoтoрoй прeдстaвляeт сoбoй кaк рaз примeр тaкoгo «бeлoгo пятнa», пpинaдлeжит к этoму cлaвнoму ряду.

фото: Портрет Василисы Кожиной». Художник А. Смирнов
Отечественная война 1812 года подарила миру большое число героических имен. Связано это с тем, что кровопролитие впервые за очень долгое время прошлось непосредственно по территории России. Ее защищала не только регулярная армия, но и народное ополчение. Так или иначе, но от войны 1812 года потомкам осталось два знаменитых женских имени. Это Надежда Дурова и Василиса Кожина, биография которой практически неизвестна.

При этом первая из них служила в кавалерии, благодаря чему о ней осталось много документальных свидетельств. Кожина же по происхождению была крестьянкой, что, конечно, не могло не повлиять на ее образ. Например, в СССР народ знал ее только по небольшой сноске в Большой советской энциклопедии.

Краткая биография Василисы Кожиной содержит следующие факты. Она была уроженкой Сычевского уезда в Смоленской губернии. Крестьянка являлась старостихой (супругой старосты) местного хутора под названием Горшков. Ее быт, собственно, и определил скудность источников о ранней мирной жизни. Даже в точности неизвестно, когда же родилась народная героиня Кожина (приблизительно в 1780-м).

Смоленская губерния оказалась на пути Наполеона, шедшего в Москву. Французская армия сожгла множество деревень. Она использовала тактику выжженной земли. За линией фронта оказалось множество поселений. Жители этого региона в основном шли в партизаны, чтобы сражаться с агрессорами. Была среди этих добровольцев и Василиса Кожина. Биография старостихи содержит много белых пятен, но сведения об ее активной роли в организации местного ополчения все же имеются.

Отряд Кожиной состоял в основном из женщин и подростков. Мужчины, населявшие деревни, еще до того ушли в армию. После того как французы оккупировали западные губернии, прежняя государственная власть здесь стала несостоятельной. Некому было организовать партизан. Занимались этим люди не уполномоченные, а самые обычные - жители местечек и хуторов. Была среди этих лидеров и Василиса Кожина. Биография крестьянки до этого ничем примечательным не отличалась. Однако по природе старостиха обладала бойким и упрямым характером. Эти качества и помогли ей собрать людей.

Однако просто сгруппироваться для партизанского отряда было недостаточно. Люди нуждались в оружии. Обычно в его качестве выступали косы, топоры, вилы - инструменты обычного сельского инвентаря. Активная фаза действий отряда Кожиной началась вместе с отступлением французов из Москвы.

Наполеон «пересидел» в столице и невольно отдал стратегическую инициативу в руки русских. Вскоре «Великая армия» отправилась в спешное путешествие домой. Обратный путь пролегал через разоренную Смоленскую губернию, уроженкой которой была Василиса Кожина. Биография, дети, прежние отношения - все эти обстоятельства из мирной жизни потеряли свое значение. Теперь женщине пришлось стать суровой и беспощадной.

Французы в отступлении потеряли свою знаменитую дисциплину. Войско начало страдать от эпидемий, голода и холодов. Российский суровый зимний климат больно ударил по чужакам, перешедшим границу империи летом в тонких шинелях. Кроме того, солдатам пришлось возвращаться по дорогам, которые они сами разорили за несколько месяцев до того.

Часто страдавшие от недоедания французские отряды отделялись от основной армии и отправлялись в глубинку, чтобы найти пропитание. Они надеялись найти в оставленных крестьянских хозяйствах хоть какую-нибудь еду. Вместо этого интервентов в селах ждали сплоченные группы партизан. Одной из самых больших таких ватаг руководила Василиса Кожина. Биография, память народа о героине - все эти вопросы исследователи начали изучать гораздо позже. Тогда же о ней едва ли кто-то знал.

Очень быстро во французской армии разошлись слухи о предводительнице партизанского отряда, беспощадно расправляющейся с оккупантами. Именно поэтому вокруг личности Кожиной так много легенд и так мало фактов. После Отечественной войны никто не собирал и не систематизировал данные о крестьянском движении сопротивления французам. Когда историки следующих поколений спохватились, было уже поздно.

Отчасти этим фактом и объясняется та скупость, с которой о Кожиной отзывались в советских учебниках. Для СССР с его опытом Великой отечественной войны замалчивать народные подвиги в среде обычных жителей страны было не принято.

В России начала XIX века царствовал крепостной строй. На нем зиждились богатство и блеск аристократии с ее балами и зваными вечерами. К крестьянам относились как к людям второго сорта, поэтому никому и в голову не пришло подчеркивать подвиги обычных сельских жителей. Когда война закончилась, героически сражавшиеся партизаны вернулись в барские поместья и продолжили свой рабский труд.

Из всех народных образов войны 1812 года больше всего стала известна именно Василиса Кожина. Биография, семья и другие факты ее жизни почти не известны. Исследователи очертили возраст женщины в промежутке от 30 до 40 лет. У Василисы был муж, который работал старостой сельского поселения. Когда началась французская интервенция, его убили.

Видимо, именно из-за чувства мести Кожина вступила на тропу беспощадной войны с непрошеными гостями. Случилось это, когда французы уже отступали на родину. В первые месяцы войны крестьянское сопротивление им было довольно пассивным. Крепостные в основном прятались в лесах и сжигали свои хозяйства, чтобы они не достались врагу.

Французы и их союзники поначалу также не расправлялись с бедняками. Они только отбирали еду или фураж для лошадей. Однако когда Наполеон стал терпеть поражения, атмосфера в его армии заметно накалилась. Солдаты были озлоблены из-за проигранных сражений, неудобств, отвратительного климата и плохой организации кампании. Их ярость вымещалась на крестьянах, попадавших под горячую руку.

Росла взаимная ненависть, а вместе с ней и размеры партизанских отрядов, одним из которых руководила Василиса Кожина. Биография, киновоплощения в современных сериалах и многие другие интересные факты, связанные со старостихой, теперь интересуют многих граждан нашей страны. Однако в 1812 году она была лишь простой русской женщиной. И даже после войны, еще при жизни, она не была так известна, как сейчас. Именно время сделало из Кожиной народную героиню и персонажа фольклора.

Сначала Кожина только организовывала засады на дорогах. Когда русская армия начала продвигаться на запад, Василисе удалось связаться со штабом. Она начала брать французов в плен и передавать их в распоряжение регулярных войск.

Биография Василисы Кожиной была впервые публично упомянута в небольшой заметке журнала «Сын Отечества» в том же 1812 году. Материал назывался «Старостиха». Именно это определение отпечаталось в народной памяти. Оно стало синонимом образа Кожиной.

В заметке рассказывался случай о попадании небольшого французского отряда в плен партизанам. Чужаков собрались вести в соседний город, чтобы передать русской армии. Главным конвоиром была Кожина. Один из французов был раздражен тем, что женщина, да еще и крестьянка пытается им руководить. Он отказался выполнять приказ старостихи. Тогда Кожина ударила ослушника косой по голове, и он мертвым упал ей под ноги.

Сегодня фото и биография Василисы Кожиной есть в каждом российском учебнике истории, посвященном XIX веку. Она стала главой крестьянского партизанского движения, и это при том, что тогда существовало еще одно «официальное» войско партизан, которым руководил не менее известный Денис Давыдов.

Отношения между этими двумя разными формированиями были крайне сложными. Отряды казаков и регулярной армии часто страдали от тех же крестьян. Сельчане могли по ошибке принять своих соотечественников за французов и атаковать их из дорожной засады. Виной тому были шитые на европейский манер военные костюмы. Лидер партизан и казаков Денис Давыдов даже отказался от мундира. Он переоделся в обычную крестьянскую одежду и отрастил бороду, чтобы ему было проще находить общий язык с сельчанами.


фото: Денис Давыдов
После окончания войны лидеров партизанского движения удостоили государственных наград. Специальную комиссию тогда заинтересовала биография Василисы Кожиной. Личная жизнь и подробные факты ее биографии были почти неизвестны. Тем не менее чиновники нашли старостиху и вручили ей медаль, а также денежное пособие.

Такие единичные награды не могли обрадовать крестьян. В конце войны среди них стали популярными слухи о том, что царь Александр I скоро отменит крепостное право. Для долгожданного освобождения нужно было только завершить разгром Наполеона. Однако крепостное право просуществовало еще 50 лет. В молодости Александр Павлович был либералом. Он хотел провести реформы, но испугался сопротивления дворянства.

Василиса Кожина же с наступлением мира вернулась в родную губернию. Она умерла в 1840 году в возрасте приблизительно 60 лет. В XIX веке ей было посвящено несколько лубков(лубочная картинка или потешный лист), ставших популярными произведениями искусства. Сегодня именем Кожиной названы улицы городов и железнодорожные станции.

В русской истории есть немало героев, о чьей жизни крайне мало достоверной информации. Речь идёт не только о временах Древней Руси, но и о значительно более близкой к нам эпохе.

История Отечественной войны 1812 года сохранила имена двух женщин-героинь — Надежды Дуровой и Василисы Кожиной . Но если о жизни кавалерист-девицы Дуровой есть достаточно обширная информация, то сведения о Василисе Кожиной крайне скупы.

Вот, что о ней было написано в Большой советской энциклопедии: «Кожина Василиса (гг. рождения и смерти неизвестны), партизанка Отечественной войны 1812, крестьянка, старостиха хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии. Организовав из подростков и женщин отряд партизан, вооружённых косами, вилами, топорами и т. п., К. уничтожала и брала в плен солдат наполеоновской армии во время их отступления из России. Была награждена медалью и денежной премией».

Удивительное дело — в советское время было принято не просто возвеличивать имена народных героев, но порой и преувеличивать их значение. А здесь вдруг такая сжатость и скупость.

В школьных учебниках истории советской поры та же картина: в параграфах, посвящённых Отечественной войне 1812 года, имя Василисы Кожиной есть, но никаких подробностей нет.

Причина этого явления проста — сведений о крестьянском сопротивлении армии Наполеона на самом деле крайне мало потому, что сразу после Отечественной войны никто и не думал заниматься сбором этих данных.

Два мира в одной России

Известный русский советский историк Евгений Тарле в работе «Нашествие Наполеона на Россию» так описывал эту ситуацию: «Никто не позаботился систематически, внимательно сохранить для истории память об этих народных героях, а сами они не гнались за славой. Крестьянка деревни Соколово Смоленской губернии Прасковья , оборонявшаяся одна от шести французов, убившая вилами трёх из них (в том числе полковника), изранившая и обратившая в бегство трёх остальных, так и осталась для потомства Прасковьей, без фамилии».

Василисе Кожиной в этом отношении повезло — от неё в истории осталось имя и небольшие сведения о совершённых деяниях.

Но почему имена крестьян-партизан не были сохранены?

Тут стоит вспомнить, что из себя представляла Россия в начале XIX века. Роскошь высшего общества, красота балов, блеск дворцов, «хруст французской булки» — всё это стояло на базисе крепостничества. Мысль об отношении к крестьянам, как к равным, была уделом отдельных чудаков, заражённых передовыми европейскими идеями, признанными в России вредными.

Русский народ и русское дворянство говорили на разных языках в прямом смысле слова. Среди знати до войны 1812 года основным языком общения был французский, некоторые представители высшего российского общества не умели ни читать, ни писать по-русски.

Когда началось вторжение Наполеона, отношение российских властей к крестьянству было по меньшей мере настороженным. От него если и не ожидали предательства, то на помощь точно не надеялись.

Более того, с точки зрения высших кругов, включая императора Александра I , вооружённый крестьянин представлял опасность едва ли не большую, чем французская армия.

Мстители с большой дороги

В результате «дубина народной войны», о которой писал Лев Николаевич Толстой, возникала по инициативе снизу.

Визиты отрядов французской армии за продовольствием для солдат и фуражом для лошадей русскому крестьянству не понравились категорически. В России издавна не приветствовали вооружённых чужаков, а тем более, тех, кто пытался отбирать последнее у селян.

Поначалу сопротивление носило достаточно пассивный характер: фураж и продукты от французов прятали, когда не было такой возможности — сжигали. При появлении французов крестьяне поступали согласно вековой традиции — прячась в лесу.

Когда же раздражённые первыми неудачами французы начали применять к крестьянам силу, вешая и расстреливая ослушавшихся приказов, борьба с ними начала принимать иной характер.

Толчком к активным действиям служила жажда мести — за себя, за родных, за друзей, за соседей, пострадавших от французов.

Оружия у крестьян почти не было, но это никого не смущало. Лихие люди с кистенём отрабатывали технологию грабежей на большой дороге столетиями, и в деревнях хватало тех, кто был знаком с этим стилем не понаслышке.

Как раньше устраивали засады на богатых купцов, так в 1812 году стали охотиться на французские обозы и маленькие отряды, отставшие от основных сил.

Женщина с косой

Василисе Кожиной в 1812 году было примерно от 30 до 40 лет. Скорее всего, муж Василисы погиб от руки французов во время их очередной экспедиции в поисках продовольствия. Ненависть женщины к убийцам разделили односельчане и жители близлежащих деревень, поскольку муж Кожиной был далеко не единственной жертвой французских фуражиров.

Вооружившись топорами, косами и другим подобным инвентарём, отряд стал устраивать засады на дороге. Французы, совершенно не готовые к такому приёму, стали нести потери от действий решительной Василисы.

Кожиной удалось связаться с частями русской регулярной армии, в расположение которых передавали пленных.

Главным упоминанием о действиях Василисы Кожиной является заметка «Старостиха Василиса» в журнале «Сын Отечества» в 1812 году: «Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: «Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!» Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался её. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мёртвый к ногам её, и она вскричала: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!“».

С точки зрения представлений о войне той поры, подобное событие казалось совершенно невероятным и поэтому, разумеется, сохранилось в истории.

«Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы». Гравюра на дереве Алексея Венецианова. 1812 год.

В юности она была настоящей русской красавицей: брови соболиные, очи соколиные, русая коса до пояса. При этом высокого — богатырского — роста, статная, видная и необычайно сильная: в крестьянской работе не знала ни отдыха, ни усталости. Такая могла и коня на скаку остановить, и в горящую избу без страха шагнуть. А вошла в историю как легендарная воительница, глава крестьянского партизанского отряда. Великое народное горе вложило оружие в женские руки, придав им силу, дотоле невиданную.

Замужем за старостой

Точная дата и место рождения Василисы Кожиной неизвестны. Однако большинство историков сходится во мнении, что она жила в одной из деревень Сычёвского уезда Смоленской губернии и на момент войны с Наполеоном ей было около 35 лет. Василиса была замужем за сельским старостой и имела пятерых детей. Её муж Максим Петрович Кожин был человеком тихим и смиренным, спиртного в рот никогда не брал, и был много уважаем односельчанами за свое незлобие и доброе сердце. Рассудительная Василиса, которую почтительно называли умной головушкой, помогала мужу править его хлопотливую и ответственную должность. Она глубоко уважала своего супруга и никогда над ним не превозносилась, искренне почитая главой и своей семьи, и всего села.

Молодая старостиха не любила праздных разговоров и резко пресекала уличные сплетни и пересуды. Благодушно сносила ворчание свекрови и целый день напролёт хлопотала по хозяйству: коровы, козы, куры — всё требовало её постоянного пригляда да присмотра.

Черные дни

Наступило лето 1812 года. И в одночасье светлые будни превратились в черные дни: грянула война. Словно дикие варвары «просвещенные европейцы» разбойничали на русской земле: врываясь в города и сёла, отбирали и увозили хлеб и скот, убивали непокорных жителей, сжигали дома и целые деревни, оскверняли храмы Божии, оставляя после себя дымящийся гарью чёрный след. Нестерпимый бабий вой и детский плач тяжёлой тучей повисли над Россией.

Чёрным вихрем молва о бесчинствах французов пронеслась и по старой смоленской дороге. До смерти напуганные зверствами иноземцев, крестьяне считали их чудовищами о семи головах. «Пришел нам конец, православные, — стенали они, — нечистой силы видимо-невидимо прет на Москву. Все подчистую разоряют, души христианские губят. Наступило антихристово царство!»

В середине августа, в разгар полевых работ разразилась гроза: большой отряд фуражиров саранчой налетел на Сычёвский уезд. Староста Максим Кожин был убит, а село разграблено. Когда односельчане совершенно растерялись и опустили руки, вперёд решительно выступила вдова старосты. Удивительная женщина, она смогла переплавить личное горе в мужественное заступничество за односельчан. «Чего нам бояться? Семи смертям не бывать, а одной не миновать. Ограбили — еёе не разорили. Остался у нас и хлеб, и скот. Надо за ум браться: как горю подсобить. С нами Бог! Не дадим проклятым нехристям поганить землю русскую!» На сельском сходе было решено отправить женщин, детей, стариков и оставшуюся скотину в лес. Со слезами расставалась Василиса со своими малыми детками и престарелыми родителями: Бог знает, суждено ли снова свидеться?

Мышеловка

Старостиха предложила хитроумный план, как отомстить французам: «Не я говорю — горе наше говорит. Ничего, ужо они у нас попляшут!» Закипела работа: собрали все вилы, топоры и косы, сгребли сено и наварили побольше хмельного пива.

Когда деревня опустела, Василиса поставила часового на церковную колокольню, а сама заняла наблюдательную позицию на высоком густом дереве. На несколько часов воцарилась мёртвая тишина — ни собачьего лая, ни петушиного крика… И вдруг — грянул набат!..

Первое, что увидели французы, войдя в село, была молодая красивая женщина, которая с поклоном вынесла на расшитом рушнике свежий каравай. А вслед за тем отворилась дверь в самую большую избу, где накрытый стол ломился от аппетитных деревенских яств, а пиво лилось рекой. Опешившие поначалу французы быстро сообразили, что это, должно быть, русские мужики радуются свободе от помещиков, которую им даровал император Наполеон. До поздней ночи гуляли басурмане: так плясали, что иконы со стен падали. А когда все захмелели и уснули, Василиса приказала запереть все двери и окна, обложить дом соломой и пустить «красного петуха». Как глупых мышей, поймала она в западню восемнадцать французов. Ни один живым не ушел, никто расплаты не избежал.

Война народная

Объезжая верхом окрестные деревни, молодая предводительница стала открыто призывать народ к партизанской войне. Повсеместно крестьяне начали преследовать французов, и как только у тех ослабевала бдительность, рубили солдат и крушили обозы, лишая неприятеля продовольственных запасов. Они нападали неожиданно в тыл, делали засады на дорогах, рубили и жгли лес у них на пути, загоняли противника в болота и топили целыми отрядами. Сначала у мужиков были только топоры, косы да самодельные охряпники и ошарашники, а потом появились ружья, сабли и пики, добытые у французов. Многочисленные вылазки очень скоро приняли размах народной войны. Партизанские отряды возглавляли, в основном, простые крестьяне, но и офицеры царской армии не остались в стороне. Знаменитому гусару Денису Давыдову пришлось даже отпустить бороду и надеть мужицкий армяк, чтобы партизаны приняли за своего.

Василиса Кожина стрелять не умела и саблей не владела, а вот своими привычными деревенскими вилами наносила удары такой страшной силы и точности, что приводила врагов в мистический ужас. Летучий отряд Василисы нападал на ненасытных фуражиров и алчных мародеров, прозванных в народе мироедами. Женская хитрость и храбрость сделали свое дело: партизанский отряд Кожиной быстро разрастался — сначала было восемь человек, а вскоре уже тридцать. И в одном только Сычёвском уезде убитыми и пленными французы потеряли более четырех тысяч человек.

Чтобы было сподручней следить за неприятелем, старостиха Василиса обрезала свои косы и переоделась во французский мундир. Она совершала бесстрашные вылазки в самую гущу врагов и собирала данные о расположении и численности французских войск. Говорят, что именно по её наводке в разгар бородинского сражения казаки внезапно напали на арьергард неприятеля и на время оттянули на себя его силы, дав возможность передовым русским отрядам подкрепиться резервом.

На милость образца нет

Холодной промозглой осенью разграбившие Москву французы стали отступать. Отрезанный от дороги на Калугу, Наполеон был вынужден возвращаться по опустошенной старой смоленской дороге, где невозможно было ни добыть провизию, ни найти укрытие от непогоды — всё было сожжено. И еще недавно грозная и бравая, его армия в одночасье стала жалкой и трусливой. А гордые французские шевалье, побираясь по русским деревням, превратились в ободранную шваль.

Деморализованные французы стали толпами сдаваться в плен, и большие партии поверженного неприятеля препровождались партизанами вглубь России. Видя моральное поражение врагов, отряд Василисы Кожиной прекратил их уничтожение и стал брать в плен. Сама храбрая воительница несколько раз в одиночку конвоировала пленных, имея в руках только свои страшные вилы. Один француз посмел было воспротивиться её власти, но тотчас же был заколот недрогнувшей женской рукой. Однажды когда Василиса одна вела под конвоем двести человек, ей повстречался знаменитый казачий атаман Матвей Иванович Платов, изумившийся тому, как беспрекословно подчинялись женщине пленные французы. Похвалив её за смелость, он подарил серебряный червонец «на платок». Василиса возразила, что платок ей теперь ни к чему, а вот малым ребятам на гостинец она, пожалуй, возьмёт. Ныло, ныло материнское сердце о детях, да только некому было излить свою тоску.

В другой раз на этапе один из пленных французов упал от изнеможения. Дрогнуло сердце суровой воительницы, пожалела она голодного и обессилившего человека: пленённый — уже не враг. Склонилась над умирающим и влила ему в рот несколько капель водки из своей фляжки, а на ближайшей станции велела отогреть и накормить, отдав все деньги, подаренные Платовым.

Поклон от Кутузова

Однажды на дороге к Смоленску Василиса неожиданно наткнулась на французский дозор и попала в плен. Переодетую в мужское платье женщину допрашивали с пристрастием, как шпионку, но ничего не добившись, приговорили к повешению. Ночью в подвале, где содержались еще семеро русских пленных, бесстрашная Василиса составила дерзкий план побега. Когда пожилой француз передавал пленным еду, его оглушили, оттащили от двери, выбрались из подвала, схватили по березовому полену для обороны и бросились врассыпную. В ту же ночь все восемь человек благополучно пробились к своим, а на следующий день русские войска начали штурм Смоленска.

Так с армией Кутузова Василиса дошла до самого Вильно, где её свалила тяжелейшая простуда. Пролежав несколько недель в лазарете, она, наконец, вернулась домой, где родные уже не чаяли ее увидеть. Особенно были рады дети, не видевшие мать более полугода. Слава Богу, все были живы и здоровы. Вернувшиеся из леса односельчане стали быстро налаживать хозяйство, и скоро жизнь пошла по-прежнему.

Прошёл год. И вот однажды в Сычёвке появился иностранец, который на ломаном русском языке стал описывать приметы Василисы Кожиной. Это был тот самый пленный француз, которого она спасла от смерти. Он вручил ей кошелек с деньгами как благодарность из Парижа от своей молодой жены и маленького сына. А еще через несколько дней старостихе поступило предписание явиться в Москву к самому Кутузову. Не без робости вошла смелая женщина в кабинет главнокомандующего, а тот, вручая народной героине медаль и пятьсот рублей серебром, низко поклонился ей как самой России-матушке.

Былинная Василиса

Имя Василисы Кожиной овеяно легендами и преданиями, и подчас трудно разобраться, что в них — правда, а что — нет. Мало документальных свидетельств, но сильна благодарная народная память.

Страшное это было время — 1812 год. Уже покорённая французским языком, Россия оказалась на грани порабощения французским оружием. И тогда вся огромная страна, как один человек, встала на защиту Родины. Дворяне и крестьяне, генералы и солдаты, мужчины и женщины, — все взяли в руки оружие. И поражённая Европа увидела, как из огня Отечественной войны, словно сказочная птица Феникс, восстала непобедимая былинная Русь. И в сонме русских богатырей духа явилась Василиса Кожина — Василиса Прехрабрая, «принадлежавшая к тем женским натурам, которые в мире составляют большую редкость, появляются раз в столетие и известны в истории как великие героини».

« Чувство обиды за терзаемую родину, жажда мести за разрушенные города и сожженные деревни <…> желание отстоять Россию и наказать дерзкого завоевателя — все эти чувства постепенно охватили весь народ. Крестьяне собирались небольшими группами, ловили отстающих французов и беспощадно убивали их. При появлении французских солдат за хлебом и за сеном крестьяне почти всегда оказывали яростное вооруженное сопротивление, а если французский отряд оказывался слишком для них силен, убегали в леса и перед побегом сами сжигали хлеб и сено »

Тарле Е. В.,
«Наполеон»

Биографическая справка

Василиса Кожина (даты рождения и смерти неизвестны), героиня Отечественной войны 1812 г., партизанка. По происхождению — крестьянка, была женой старосты хутора Горшково Сычёвского уезда Смоленской губернии. Во время вторжения наполеоновских войск в Россию организовала из подростков и женщин партизанский отряд, который уничтожал и брал в плен французских солдат во время их отступления. За свои подвиги Кожина была награждена медалью и денежной премией. Сохранился портрет Василисы Кожиной, написанный после окончания войны с Наполеоном .

Хронология

70-80 гг. XVIII в. примерно к этому периоду можно отнести рождение Василисы Кожиной. Практически ничего о ее жизни до войны 1812 г. не известно. Основываясь на ее единственном портрете, можно сделать лишь некие приблизительные выводы. Так изестно, что портрет был написан около 1913 года. На нем Василисе 35-40 лет.
IV четв. XVIII в. — I четв. XIX в. замужество Василисы Кожиной и рождение ее детей, которых у нее, по некоторым сведениям, было пятеро.
1812 г. Вторжение Наполеона в Россию. Война. Партизанское движение в котором принимала участие Василиса Кожина.
ок. 1813 г. Написание портрета Василисы Кожиной художником Александром Смирновым .
после 1813 г. после 1813 года упоминания о Василисе Кожиной отсутствуют.

Цитаты

« …Отважнейшие из жителей, оставшиеся в окрестностях своей родины, сели на коней и стали истреблять неприятеля по мере сил своих ».

(А. И. Михайловский-Данилевский)

« Лишь в одном Сычевском уезде этой губернии (Смоленской - А. В,) с августа по конец октября крестьянские партизанские отряды уничтожили или пленили свыше четырех тысяч неприятельских солдат. Здесь же был сформирован преимущественно из женщин отряд под командованием крестьянки хутора Горшково Василисы Кожиной ».

(Недаром помнит вся Россия. /Альбом/.

М., «Советская Россия», 1986., стр. 213.)

« Самые крестьяне из прилежащих к театру войны деревень наносят неприятелю величайший вред... горя любовию к родине, устраивают между собою ополчения. Случается, что несколько соседних селений ставят на возвышенных местах и колокольнях часовых, которые, завидя неприятеля, ударяют в набат. При сем знаке крестьяне собираются, нападают на неприятеля с отчаянием и не сходят с места битвы, не одержав конечной победы. Они в множестве убивают неприятелей, а взятых в плен доставляют к армии. Ежедневно приходят они в Главную квартиру, прося убедительно огнестрельного оружия и патронов для защиты от врагов. Просьбы сих почтенных крестьян, истинных сынов отечества, удовлетворяются по мере возможности и их снабжают ружьями пистолетами и порохом ».

(«Известия об армии» о подготовке войск в Тарутинском лагере
к предстоящим боям и успехах крестьянских партизанских отрядов.
- В кн.: Листовки отечественной войны 1812 года.
Сб. документов. М., 1962., стр. 50.
/ Цит. по: Недаром помнит вся Россия. /Альбом/.
(Составители: Езерская И. А., Прудников Ю. Ф.).
М., «Советская Россия», 1986., стр. 199.)

« В Смоленской губернии широкую известность получила старостиха Василиса Кожина. Ее муж — староста одной деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отсутствие его поселяне поймали еще несколько французов и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препроважать французов сама ».

(«Полное собрание анекдотов достопамятнейшей войны россиян с французами»)

« Поселяне одной калужской губернии с того времени, как неприятель коснулся их границ, будучи вспомоществуемы казаками, <…> убили и взяли в плен с лишком 6000 человек неприятелей; ежедневно приходят они просить оружие, умоляют начальников отрядов дать им случай к поражению врага, и просьбы их по возможности выполняются ».


« Много есть подвигов знаменитых, учиненных почтенными нашими поселянами; но они не могут на первый случай быть обнародованы, ибо неизвестны еще имена храбрых; приняты меры, чтобы узнать об них и предать отечеству для должного почтения… ».

(«Известия об армии»., 1812 г.
/ Цит. по: Хрестоматия по истории СССР., XIX век., М., 1991.)

« О жизни Кожиной известно очень немного. Она была старостихой хутора Горшково, Сычевского уезда Смоленской губернии. Кожина организовала отряд, в основном состоящий из женщин и подростков, вооруженных косами, вилами, топорами. Они беспощадно боролись с наполеоновскими мародерами. Находчивость, смелость — вот отличительные черты этой храброй крестьянки-патриотки, достойной дочери своей Родины.… ».

(1812 год. Бородинская панорама: Альбом /
Авт.-сост.: И. А. Николаева, Н. А. Колосов, П. М. Володин.
М., «Изобразительное искусство», 1985.)

Литература

  1. Тарле Е. В. , Наполеон ., М., 1957.
  2. Манфред А. З. , Наполеон Бонапарт ., М., 1980.
  3. Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года ., Йошкар-Ола, 1941.
  4. Хрестоматия по истории СССР , XIX век., М., 1991.
  5. История России ., Под ред. М. Н. Зуева ., М., 1994.
  6. Недаром помнит вся Россия.Отечественная война 1812 года. /Альбом/. М., «Советская Россия», 1986.
Похожие публикации