Когда умер царь ирод. Смотреть что такое "Ирод" в других словарях

Сегодня мы поговорим о человеке, чье имя стало нарицательным во многих языках и служит олицетворением зла. Это Ирод Великий, ставший известным своей жестокостью и властолюбием. Кровавый тиран, убивший собственных сыновей. Ирод, которого народ Израиля никогда не называл Великим, – что мы о нем знаем?

Приход к власти и царствование

К власти Ирод пришел на римских штыках, вернее, на пилумах – штыки тогда еще не существовали… Законных прав на царствование у него не было: Ирод был лишь одним из сыновей одного из помощников одного из претендентов на власть. Но зато он убедил римлян, что сумеет держать евреев в узде, и свое обещание выполнил.

Укреплению его власти служили быстрые казни смутьянов, мощная наемная армия, ловкое лавирование между разными еврейскими партиями, опора на еврейских репатриантов из Вавилонии, умелая политика и, самое главное, – отсутствие альтернативы. На отсутствии альтернативы держатся многие современные политики, на этом держался и Ирод. Законная династия Давида уже сотни лет не была у власти, а династия Хасмонеев (Маккавеев) выродилась, погрязла в междоусобицах и уже порядком надоела как аристократии, так и народу. Так что реальных претендентов на власть не было.

У Ирода также была глубоко продуманная система умиротворения потенциальных бунтовщиков. Например, за счет дворцового золота он закупил хлеб для голодающих еврейских крестьян! Нет голода – нет бунта. Да и больше десятка легионов в соседней Сирии, готовых в любую минуту прийти на подмогу римскому ставленнику, ясное дело, тоже играли далеко не последнюю роль.

Так наш герой царствовал, проводя свое время за грандиозным строительством (он отстроил Кейсарию , Самарию, Иродион), казнями собственных сыновей, покушавшихся на него, женитьбами/казнями жен и прочими невинными забавами.

Прозорливость Ирода

Тяжелее всего Ироду пришлось в 31 году до нашей эры, когда его римский покровитель Антоний проиграл в гражданской войне, и к власти в империи пришел Октавиан, который, по идее, должен был расправиться со всеми бывшими сторонниками Антония, в том числе, и с Иродом. Но тут Ироду помогла его гениальная прозорливость.

Дело было так: в лагерь победителя Октавиана сбежалось множество бывших союзников Антония, и все они стали наперебой доказывать Октавиану, что Антония никогда не любили, всячески тому пакостили, припасы посылали гнилые, солдат – хилых, а сами тайно молились за победу Октавиана. И из всей этой толпы выделялся лишь Ирод, который, в отличие от этих лебезящих врунов, описал, как он до последней минуты помогал Антонию победить Октавиана. Все воззрились на самоубийцу… и тут Ирод произнес гениальную фразу: «Но ты, Октавиан, смотри не на то, чьим другом я был, а на то, каким другом я был». Октавиан оценил его находчивость и мало того, что оставил Ироду его царство, так еще и сделал его своим другом.

Был ли Ирод евреем?

Был ли Ирод ? Трудно сказать. Его отец был из перешедших в иудаизм идумеев, чей гиюр (переход в иудаизм) ни у кого не вызывал сомнений, то есть, по всем еврейским правилам, отец Ирода был еврей. Но ведь душу ребенок получает не от отца, а от матери. А с матерью Ирода все сложнее…

Мать Ирода родилась арабкой, и был ли её переход в иудаизм пустой формальностью, не признанной раввинами, либо настоящим – на этот вопрос ответа нет. Поэтому и нет ответа на вопрос, являлся ли её сын Ирод евреем.

Царские заскоки

Историки, являющиеся по совместительству психиатрами, считают, что поведение Ирода, довольно подробно описанное современниками, указывает на маниакальную депрессию. Это значит, что наш царственный злодей страдал от биполярного расстройства, сиречь перепады настроения, которые бывают у любого человека, были у него намного сильнее и выливались в конкретные действия.

Если в депрессии человек испытывает страхи и переживает внутренние конфликты, то на маниакальной стадии для него представляются реальными не только желания, но и возможности. Так что человек с манией-депрессией намного действенней любого другого человека. А если он при этом обладает еще и царской властью, то может натворить немало бед.

Был ли Ирод убийцей младенцев?

"Царь" в римской империи было не более чем званием туземного чиновника с широкими полномочиями. Но не нужно переоценивать готовность римлян вложить в понятие "широкие полномочия" действительно много смысла.

Например, один раз Ироду даже пришлось поплатиться за преследование (без разрешения свыше) разбойников, грабивших его владения, и даже брать у римлян разрешение на казнь заговорщиков, злоумышлявших против него. Что уж говорить о возможности устроить массовую резню, причину которой он даже не смог бы объяснить римлянам, а уж тем более, получить на нее разрешение.

Кроме того, Ирод умер в 4 году до нашей эры – эта дата четко отражена во множестве источников. К тому же его смерть вызывает такие мощные изменения в Иудее, что ошибиться в дате уж никак нельзя. То есть Ирод умирает до рождения Иисуса, а значит участвовать в эпической резне младенцев (которая не отражена нигде, кроме Нового Завета) он не мог физически.

Это, конечно, не делает Ирода положительным героем – зла он сотворил немало. Он казнил множество молодежи в Галилее за сопротивление римской власти и убил собственных родственников, включая сыновей (и всякий раз получал на это отдельные санкции римлян). Он строил языческие храмы. Неудивительно, что народ Израиля никогда не называл его великим – он был плетью в руках римлян, оставляющей кровавые рубцы на спине народа Израиля. Вот такая нелегкая страница истории.

Ирод - имя нескольких иудейский царей или царьков идумейского происхождения. Главный из них - 1) Ирод Великий, основатель идумейской династии на иудейском престоле. Сын идумейского князя Антипатра, он обладал выдающимися военными и политическими дарованиями, которые выдвинули его в глазах римского правительства, доверившего ему еще в молодости управление Галилеей. Он оказал римскому правительству важные услуги подавлением разбойничества и своими ловкими интригами настолько сумел зарекомендовать себя перед Антонием и Октавием, что по их указанию назначен был царем всей Иудеи (в 40 г. до Р. Хр.). Во время последовавшей между Антонием и Октавием войны он умел так искусно лавировать между соперниками, что хотя в общем держал сторону Антония, однако после поражения последнего при Акциуме сумел вовремя заявить свое верноподданничество Октавию, который расширил его владения, присоединив к ним сев.-вост. обл. Палестины - Трахонитиду, Ватанею и Авранитиду, и сделал его вообще главой Сирии. Почувствовав под собой твердую почву, И. начал разыгрывать роль великого восточного монарха. Отличаясь любовью к строительству и некоторым архитектурным вкусом, И. восстановил из развалин и украсил великолепными зданиями несколько городов своей страны, придав им новые имена в честь своего верховного покровителя-властелина, кесаря Августа (Самарию он переименовал в Севастию - от греч. слова σεβαστός = Augustus, Стратонову Башню - в Кесарию). В самом Иерусалиме он восстановил древний замок, названный им Антонией, а также построил великолепные дворцы, сделавшиеся лучшим украшением города. Несмотря на это великолепие, евреи не любили И., так как видели в нем иноземца, римского ставленника и похитителя престола Давидова. В народе, отягощенном двойными налогами - в пользу римлян и в пользу пышного, любящего роскошь царя, - начался глухой ропот. Чтобы примирить с собой подданных, И. задумал удовлетворить их религиозному чувству и порешил построить новый храм, который бы своим величием превосходил даже храм Соломонов. Постройка действительно началась в самых грандиозных размерах, и храм был великолепен. С той же целью И. женился на Мариамне, внуке первосвященника Гиркана II, чтобы тем самым придать своей династии санкцию кровного родства с домом Давидовым. Но все было напрасно. Еврейский народ был непреклонен в своей ненависти к узурпатору, чему способствовали многие его меры. Так, он в возобновленных им городах строил театры и амфитеатры, заводил римские и греческие игры, задавал пиры с чисто языческими увеселениями и вообще вводил такие обычаи, которые, отличаясь совершенно языческим характером, могли внушать евреям лишь чувство ужаса и отвращения. Дело дошло до того, что сильная партия ревнителей закона, именно фарисеи, в числе 6000 чел., отказались принести ему присягу в верноподданстве и устроили заговор, грозивший И. низвержением. Эти факты ясно показали И. настроение народа, и он, видя невозможность примирения, задумал сломить оппозицию крутыми и жестокими м-рами. Он превратился в жестокого и кровожадного деспота, который беспощадно истреблял всех и все, в чем только его подозрительный взгляд видел признак крамолы. Так, он истребил почти весь дом Асмонеев, как потомков законных правителей еврейского народа, и не остановился даже перед умерщвлением Мариамны, хотя она была самой любимой из его десяти жен. Конец его царствования ознаменовался невообразимыми ужасами, которые завершились умерщвлением его собственного сына Антипатра. При таком настроении И. вполне понятен тот ужас, с которым он выслушал, по свидетельству св. Матфея (гл. II), от восточных волхвов весть о том, что родился истинный царь иудейский, поклониться которому они и пришли с далекого Востока. Первой мыслью И., по этому свидетельству, было умертвить новорожденного царя, а когда ему не удалось найти его, то он не остановился перед поголовным избиением грудных младенцев в Вифлееме (см.). Пораженный тяжкой болезнью, заживо съедаемый червями, он неистовствовал даже на одре смерти и дал приказ в самый день его смерти истребить всю еврейскую знать, собранную для того в цирк; но распоряжение его не было исполнено. Он умер через несколько месяцев после рождения Христа. Главный источник сведений о его жизни - Иосиф Флавий, воспользовавшийся трудами его придворного историографа Николая Дамасского («Иуд. древн.» кн. XV-XVII). Подробное изложение истории его царствования см. у Гретца, «Geschichte der Juden» (т. 3-е); на русск. языке у Лопухина, «Библ. история» (т. II, гл. LXVII и LXVIII), a также в блестящем посмертном этюде Э. Ренана, перев. в «Восходе» (апр. и май 1894 г.). 2) Имя И. сделалось родовым в его династии и его носили ближайшие его преемники. Сыну его И. Антипе, или Антипатру, досталась по завещанию четвертая часть его владений, именно Галилея и Перея. Подобно своему отцу, это был страстный строитель, основавший, между прочим, новый город Тивериаду (в честь имп. Тиверия), куда перенес свою резиденцию. Не обладая средствами отца и получая только 200 талантов дохода, он, однако, любил чисто языческую пышность, задавал великолепные пиры, о которых писали даже римские поэты. О связи его с женой своего брата Филиппа см.

Первой исторической фигурой, с которой, по существу, начинается Евангелие от Матфея, является царь Ирод.

Ирод I Великий - личность в высшей степени неординарная и противоречивая.

По римским «имперским» понятиям того времени Ирод представляется периферийной, второстепенной фигурой; несомненно, нужной, даже незаменимой – и долгое время образцом того, какими должны быть зависимые правители такого рода. Однако для нас, черпающих значительную часть преданий не только у Рима или Афин, но и у Израиля, Ирод никак не может считаться периферийной фигурой: он правил самим Иерусалимом, центром того самого другого мира. Однако он и его деятельность представляют первостепенный интерес в равной мере для евреев и христиан. На протяжении своего правления он расширил владения Иудейского царства, оставив после себя уникальные образцы искусства и шедевры архитектуры. Именно во время его царствования закладывались предпосылки христианства, это был исторический период, непосредственно предшествующий рождению Иисуса Христа. Однако до сих пор за ним прочно сохраняется репутация беспощадного тирана, которую он приобрёл благодаря резне и массовому убийству младенцев в Вифлееме.

Христос родился еще при жизни Ирода. Согласно Библии, Ирод узнал о его рождении от восточных мудрецов, сообщивших о рождении в Вифлееме Царя Иудейского. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16). Избиение младенцев – это все, что большинство людей когда-либо слышали об Ироде Великом. Этой теме посвящено большое количество европейских произведений искусства. Кстати, многие еще путают Ирода Великого с его сыном Иродом Антипой, который казнил Иоанна Крестителя и с внуком царем Иродом Агриппой I, который казнил апостола Иакова Зеведеева и заточил в темницу св. Петра.

Ирод является основателем идумейской династии Иродиадов, которая более 135 лет правила Иудеей. Имена известных нам Иродов - Ирод I Великий, Ирод Архелай, Ирод Антипа, Ирод Филипп, Ирод Агриппа I, Ирод царь Халкиды и Ирод Агриппа II. Все они принадлежат к генеалогическому древу иудейского монарха Ирода Великого. Царь Иудеи (40 - 4 гг. до н. э.).

Основные биографические сведения об Ироде Великом мы имеем благодаря Иосифу Флавию - еврейско-римскому историку, который, в свою очередь, черпал информацию у Николая Дамасского - советника и личного придворного историка Ирода.

Середина I века до н.э. при всех беспорядках и волнениях, один из самых плодотворных периодов в истории человеческой цивилизации. В Риме, несмотря на политические и военные потрясения, это был золотой век писателей: сам Цезарь, Цицерон, Лукреций, Катулл и Вергилий, бывший на несколько лет моложе Ирода.

Ирод I Великий (ок. 73 до н. э. - 4 до н. э.) - был родом из Идумеи (историческая область на юге Палестины, которая на севере граничила с Иудеей; идумеи питали особую ненависть к евреям, считая, что из-за них они лишились прекрасных земель Ханаана; в 63 г. до н. э. Идумея вместе с Иудеей была покорена Римом). Его отец Антипатр был римским прокуратором (премьер-министром) Иудеи, которой в то время формально управлял Гиркан II.

Политическую карьеру Ирод начал в 48 году до н. э. Когда Ироду было всего 25 лет, отец назначил его тетрархом (губернатором) Галилеи (историческая область на севере Израиля, на границе с Ливаном). Несмотря на молодость, Ирод проявил на этой должности доблесть и рассудительность, сумел быстро очистить страну от разорявших ее разбойников и приобрести расположение местных жителей. Став тетрархом, Ирод женится на идумеянке по имени Дорис, от которой у него появляется сын Антипатр.

В этот же период, приблизительно в 47–46 годах до Р. Х., между Иродом и Синедрионом возникает конфликт, который был спровоцирован казнью без суда заговорщиков, поднявших восстание против его отца. Молодому наместнику поставили в вину несанкционированные казни и вызвали в суд. Прежде чем предстать перед синедрионом, Ирод заранее принял меры предосторожности и едва почувствовал, что дело идет к его осуждению, бежал в римскую Сирию. Секст Цезарь, бывший наместником в этой провинции, отдал ему в управление Келесирию. Собрав там войска, Ирод двинулся на Иерусалим и нагнал на Гиркана II такого страха, что тот снял с него все обвинения и вновь отдал под управление Галилею.

В глазах римских властей Ирод становится благонадёжным; вскоре он получает назначение стратега (наместника и командующего войсками) Палестины и Юго-Западной Сирии.

Наполовину араб Ирод (его мать была аравийкой), хотя и обращённый в иудаизм, провоцировал недовольство многих кругов еврейского населения. В 44 г. до н.э, после убийства Юлия Цезаря, в Риме началась очередная гражданская война. Противники Ирода воспрянули духом, так как ожидали его неминуемого падения. Но тот приехал к Марку Антонию с большим количеством подарков и сумел не только оправдаться, но и стать другом могущественного триумвира. В 43 году до н.э. после смерти Антипатра-отца, Антоний назначил Ирода и его старшего брата Фазаила тетрархами и поручил им заведовать всеми делами иудеев. Но формально на троне пока оставался Гиркан II.

В 41 г. до н.э., захваченный своим романом с египетской царицей Клеопатрой, Антоний бросил все дела и уехал к ней в Египет. Враги Ирода и Гиркана поспешили воспользоваться этим.

Племянник Геркана II Антигон, заручившись военной поддержкой парфян, в 40г. до н.э. захватил Иерусалим, посадил в тюрьму своего дядю Гиркана и взял в плен брата Ирода Фазаила, который вскоре покончил жизнь самоубийством. Самому Ироду удалось бежать в Египет, откуда после встречи с Клеопатрой он отплыл на корабле в Рим. Там он, заручившись поддержкой Марка Антония, был представлен римскому сенату и "избран" новым царем Иудеи.

В 37г. до н. э. Ирод с римскими легионами взял Иерусалим. После взятия города Ирод обезглавил царя Антигона - последнего монарха из Хасмонейской династии и расправился с его сторонниками (45 членов Синедриона).

Еще во время осады Иерусалима (которая длилась 5 месяцев), чтобы повысить свои шансы на престол, Ирод изгнал свою жену Дорис с 3-летним сыном Антипатром и женился на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II, стремясь тем самым придать своей династии кровное родство с домом Давидовым. Мариамна родила Ироду пятерых детей.

По словам Иосифа Флавия, Мариамна «красотою своею и уменьем с достоинством держать себя она превосходила всех своих современниц». Ирод очень сильно любил свою жену, но она относилась к нему с неприязнью, так как Ирод, борясь с Хасмонеями, уничтожил всю её семью и «она нисколько не стеснялась высказывать ему это прямо». При этом влияние Мариамны на Ирода было огромным. Так, в 35 году до н.э. Ирод по просьбе своей жены назначает 17-летнего брата Мириамны Аристовула первосвященником Иерусалимского Храма. Впоследствии Ирод пожалел об этом: он пригласил своего родственника в Иерихонский дворец и во время купания в бассейне Аристовул «невзначай» тонет. Большое недовольство Мариамна вызывала у родственников царя. Мать и сестра Ирода убедили его, что супруга желает отравить его и он предал её суду. После вынесения приговора Ирод вначале не стал приводить его в исполнение и заточил Мариамну в одном из дворцов, но затем под давлением своей сестры Саломеи, пугавшей его народными волнениями, приказал убить Мариамну. Мариамна была казнена в 29 году до н. э. Ей было всего 25 лет.

К 31 году до н.э. власть в Римском государстве была поделена между Октавианом Августом, владыкой Запада, находившимся в Риме, и Марком Антонием, правителем Востока, с резиденцией в Александрии.

После поражения Марка Антония в гражданской войне против Октавиана Ирод, до этого хранивший верность Марку Антонию, занял сторону победителя, которым теперь стал кесарь Август. В благодарность Октавиан Август утвердил в 30 году до н.э. Ирода на престоле Иудеи.

После смерти любимой жены Ирод погрузился в депрессию. Иосиф Флавий сообщает, что Ирод приказал забальзамировать тело Мариамны и оставить её во дворце, а сам при этом в исступлении бродил по своим покоям и звал её по имени. По всей видимости, у Ирода начал развиваться психоз - он даже начал слышать голоса.

Именно в этот период мать казнённой Мариамны - Александра, заручившись силовой поддержкой единомышленников, принимает решение захватить престол. Она провозглашает себя царицей, объявив, что из за психической болезни Ирод больше не может управлять страной. Но действия Александры только мобилизировали до этого ослабленного Ирода - Александра и все заговорщики были казнены даже без судебного разбирательства.

Оценивая личность этого государя, и современники и потомки часто испытывали двойственное чувство.

Без всякого сомнения, Ирод был очень даровитым и деятельным правителем. Иудея при нем превратилась в богатую и цветущую страну. Огромные богатства позволили царю перестроить многие старые города и основать новые.

Прежде всего на месте Стратоновой башни он построил себе новую великолепную резиденцию Кесарию, украшенную роскошными дворцами из белого камня. Здесь же была устроена обширная и удобная гавань с многочисленными якорными стоянками. В Себасте (так стала называться заброшенная и разоренная Самария) Ирод поселил 6 тысяч своих ветеранов, отстроив для них большой и красивый город. Много прекрасных зданий было сооружено в Иерусалиме. Свою поистине царскую щедрость он простирал и на заграничные города. Трудно даже перечислить благодеяния, которыми он осыпал Сирию и Элладу, равно как и другие местности, куда ему приходилось заезжать во время своих путешествий. Родосцам он на собственные средства построил пифийский храм; жителям Никомедии он помог соорудить большинство их общественных зданий; центральную улицу Антиохии он украсил двумя рядами портиков, а всю занимаемую городом площадь велел вымостить шлифованными плитами; он дал значительные средства элейцам на устройство и проведение Олимпийских игр и возродил эти древние состязания, которые из-за отсутствия денег совершенно утратили прежнее значение. Помимо этого он помогал многим городам и частным лицам, так что справедливо прослыл одним из самых щедрых государей своего времени.

Но, наверное, самым грандиозным строительным проектом Ирода Великого была реконструкция Иерусалимского Храма. Строительство началось в 22 году до н. э. и продолжалось 9 лет.

Масштабность Храма Ирода Великого поражала не только современников. Она до сих пор производит впечатление на тех, кто пытается представить, каким был этот Храм. Для сооружения храмового комплекса первоначально была построена массивная платформа из земли и камня площадью 144 000 квадратных метров, а это приблизительно 12 футбольных полей! Высота этого возвышения составляла 32 метра. Площадь Храма вдвое превышала Форум императора Траяна в Риме!

Многих поэтому изумляли противоречия в характере Ирода и то, как отвага, глубокий ум и подлинное величие духа уживались в нем с безжалостностью, несправедливостью и злобным коварством. Однако, по свидетельству Иосифа Флавия, в этих противоречиях не было ничего удивительного: и его великодушная щедрость, и его деспотическая жестокость имели одну причину - безмерное честолюбие. Ради желания снискать себе славу и бессмертие Ирод был готов на все. Несмотря на свой эллинский лоск, он оставался настоящим восточным деспотом. Ярче всего это проявлялось в его отношениях с приближенными и домашними. Те, кто умел ему угодить, могли на себе ощутить, сколь безмерна его щедрость. Но тех, кто не льстил ему, или не признавал себя его рабом, или возбуждал подозрения в измене, Ирод совершенно не терпел и бывал с ними жесток без всякой меры.

Последние годы правления Ирода отмечены особой подозрительностью, мстительностью и жестокостью. Ирод отовсюду ожидал обмана и заговора. Но если раньше опасность исходила только от консервативных элементов, то теперь он начал подозревать в заговорах свое ближайшее окружение, включая родственников. Так, когда Ироду исполнилось 65 лет,ему показалось, что два его сына от Мариамны Александр и Аристовул готовят переворот. Тогда он приказал казнить их (повешены в Самарии в 7г до н.э.). Всего за пять дней до смерти Ирод приказал казнить своего старшего сына (от первой жены Дорис) Антипатра (4 г. до Р.Х.). Наиболее известным и, вероятно, наиболее масштабным эпизодом, иллюстрирующим жестокость Ирода, является избиение младенцев в Вифлееме (Мф 2:16-18).

Вскоре Ирод был сражен одним из самых тяжких приступов болезни. Его мучил нестерпимый голод, который никакая еда не могла унять. Желудок и другие внутренние органы были изъязвлены и изъедены. Ему было трудно дышать, и дыхание несчастного стало столь зловонно, что никто не отваживался приблизиться к нему. Находясь в таком горестном и ужасном положении, он принужден был страдать от невыносимых болей. После безуспешных попыток вылечиться, он примирился со своей смертью, жалея, что после смерти заслужит осуждение своих подданных. Ирод выплатил жалование своим преданным воинам. Царство он разделил между своими сыновьями: Иродом Архелаем (Идумея, Иудея и Самария), Иродом Антипой (Галилея и Перея) и Иродом Филиппом (Итурея, Трахонитида с прилежащими областями).

Архелай устроил своему отцу пышные похороны: тело умершего было положено на золотое ложе и покрыто порфирой. В процессии участвовал почетный караул из гальских, германских и фракийских воинов. Согласно воле почившего его тело было предано земле между Иерусалимом и Вифлеемом, на краю Иудейской пустыни в Иродионе (искусственно насыпанный холм), где его могила была обнаружена археологами в 2007 году. Траур по Ироду продолжался семь дней.

Сообщение о смерти деспотичного царя Иудеи застало святое Семейство в Египте. Богомладенцу Господу нашему Иисусу Христу исполнилось тогда четыре года.

В заключении, отметим, что это был царь равновеликий как в своих делах, так и в прегрешениях: один из наиболее образованных и деятельных монархов своего времени, расширивший границы своего государства и давший ему экономическое процветание и мир на многие десятилетия.

Царь, построивший больше, чем все его предшественники со времен Давида и Соломона; успешный политик, умело лавировавший в смутные времена ухода одного римского императора и прихода другого, оставаясь при этом царем иудейским.

Не остановившийся перед казнью большинства членов Синедриона, чтобы преодолеть сопротивление жреческого сословия, жестоко и безжалостно расправившийся со всеми реальными и возможными противниками, среди которых были его жены и сыновья, родственники и местная знать; жертва своей собственной маниакальной подозрительности, имя которого на века стало символом жестокости.

Иудейский царь Ирод Великий остается одной из самых противоречивых фигур в античной истории. Больше всего он известен благодаря библейскому сюжету об избиении младенцев. Поэтому и сегодня само слово «Ирод» является фразеологизмом, означающим подлого и беспринципного человека.

Тем не менее личностный портрет этого монарха был бы неполным, если бы он начался и закончился упоминанием о расправе над младенцами. Ирод Великий получил свое прозвище за активную деятельность на престоле в сложную для евреев эпоху. Такая характеристика идет вразрез с образом кровожадного убийцы, поэтому к фигуре этого царя стоит приглядеться повнимательнее.

Семья

По своему происхождению Ирод не принадлежал к царской иудейской династии. Его отец Антипатр Идумеянин был наместником в провинции Идумее. В это время (I век до н. э.) еврейский народ оказался на экспансии, которая прокладывала себе дорогу на восток.

В 63 г. до н. э. Иерусалим был взят Помпеем, после чего иудейские цари стали зависеть от республики. Во время в 49-45 гг. Антипатру пришлось выбирать между претендентами на власть в Сенате. Он поддержал Юлия Цезаря. Когда тот победил Помпея, его сторонники получили значительные дивиденды за лояльность. Антипатр был награжден титулом прокуратора Иудеи и, хотя формально не был царем, фактически стал главным римским наместником в этой провинции.

Еще в 73 году до н. э. у Идумеянина родился сын - будущий Ирод Великий. Помимо того что Антипатр был прокуратором, он являлся еще и опекуном царя Гиркана II, на которого имел большое влияние. Именно с позволения монарха он сделал своего сына Ирода тетрархом (губернатором) провинции Галилеи. Это произошло в 48 году до н. э., когда молодому человеку было 25 лет.

Первые шаги в политике

Тетрарх Ирод Великий было наместником, лояльным к римской верховной власти. Такие отношения осуждались консервативной частью еврейского общества. Националисты хотели независимости и не желали видеть римлян на своей земле. Однако внешняя обстановка была таковой, что Иудея могла иметь защиту от агрессивных соседей только под протекторатом республики.

В 40 году до н. э. Ироду в качестве тетрарха Галилеи пришлось столкнуться с нашествием парфян. Они захватили всю беззащитную Иудею, а в Иерусалиме поставили в качестве марионеточного царя своего ставленника. Ирод благополучно бежал из страны для того, чтобы заручиться поддержкой в Риме, где он надеялся получить войско и изгнать интервентов. К этому времени его отец Антипатр Идумеянин уже умер от старости, поэтому политику пришлось принимать самостоятельные решения и действовать на свой страх и риск.

Изгнание парфян

По дороге в Рим Ирод остановился в Египте, где встретился с царицей Клеопатрой. Когда наконец иудей оказался в Сенате, ему удалось договориться с могущественным Марком Антонием, который согласился выделить гостю войско для возвращения провинции.

Война с парфянами шла еще два года. при поддержке еврейских беженцев и добровольцев освободили всю страну, а также ее столицу Иерусалим. До этого момента цари Израиля принадлежали к древней монаршей династии. Еще в Риме Ирод получил согласие на то, чтобы самому стать правителем, однако его родословная была худородной. Поэтому претендент на власть женился на внучке Гиркана II Мириамне, чтобы легитимизоваться в глазах соотечественников. Так, благодаря римскому вмешательству, в 37 году до н. э. Ирод стал царем Иудеи.

Начало правления

Все годы своего правления Ироду приходилось балансировать между двумя полярными частями общества. С одной стороны, он старался поддерживать хорошие отношения с Римом, так как его страна фактически была провинцией республики, а потом и империи. В то же время царю нужно было не растерять авторитет среди своих соотечественников, большая часть которых негативно относилась к пришельцам с запада.

Из всех методов сохранения власти Ирод выбрал самый надежный - он беспощадно расправлялся со своими внутренними и внешними противниками, чтобы ничем не показать собственную слабость. Репрессии начались сразу после того, как римские войска отбили Иерусалим у парфян. Ирод приказал казнить прежнего царя Антигона, посаженного на трон интервентами. Для новой власти проблема заключалась в том, что свергнутый монарх принадлежал к древней династии Хасмонеев, которая правила Иудеей уже больше века. Несмотря на протесты недовольных евреев, Ирод остался непреклонен, и его решение было воплощено в жизнь. Антиоха вместе с десятками приближенных казнили.

Выход из кризиса

Многовековая история евреев всегда была полна трагедий и тяжелых испытаний. Эпоха Ирода не стала исключением. В 31 году до н. э. в Израиле произошло разрушительное землетрясение, унесшее жизни больше 30 тысяч человек. Тогда же южные арабские племена напали на Иудею и попытались ее разграбить. Государство Израиль было в плачевном состоянии, но всегда деятельный Ирод не растерялся и принял все меры для того, чтобы минимизировать ущерб от этих напастей.

В первую очередь ему удалось победить арабов и изгнать их со своей земли. Кочевники напали на Иудею еще и потому, что в Римском государстве продолжался эхо которого распространялось и на Израиль. В том достопамятном 31 году до н. э. главный защитник и патрон Ирода Марк Антоний потерпел поражение в сражении при Акциуме против флота Октавиана Августа.

Это событие имело самые долгоиграющие последствия. Царь Иудеи почувствовал перемену политического ветра и начал слать послов Октавиану. Скоро этот римский политик окончательно захватил власть и провозгласил себя императором. Новый Цезарь и царь Иудеи нашли общий язык, и Ирод смог вздохнуть с облегчением.

Градостроительная деятельность

Разрушительное землетрясение уничтожило множество зданий во всем Израиле. Для того чтобы поднять страну из руин, Ироду нужно было предпринять самые решительные меры. В городах началось строительство новых зданий. Их архитектура получила римские и эллинистические черты. Центром подобного строительства стала столица Иерусалим.

Главным проектом Ирода стала реконструкция Второго храма - главного культового сооружения евреев. За прошедшие столетия он сильно обветшал и казался устаревшим на фоне новых великолепных построек. Древние евреи относились к храму как к колыбели своей нации и религии, поэтому его реконструкция стала делом всей жизни Ирода.

Царь рассчитывал, что эта перестройка поможет ему заручиться поддержкой обычного народа, который по многим причинам недолюбливал своего правителя, считая его жестоким тираном и ставленником Рима. Ирод вообще отличался честолюбием, а перспектива оказаться на месте Соломона, соорудившего Первый храм, и вовсе не давала ему покоя.

Реставрация Второго храма

Город Иерусалим несколько лет готовился к реставрации, которая началась в 20 году до н. э. В столицу со всех краев страны привозили необходимые строительные ресурсы - камень, мрамор и т. д. Повседневная жизнь храма была полна священных ритуалов, которые нельзя было нарушать даже во время реставрации. Так, например, существовала отдельная внутренняя секция, куда могли попасть только иудейские священнослужители. Ирод распорядился обучить их строительному мастерству, чтобы они сами могли проделать всю необходимую работу в запретной для мирян зоне.

Первые полтора года ушли на то, чтобы перестроить основной храмовый корпус. Когда эта процедура была закончена, сооружение было освящено и в нем продолжились религиозные службы. На протяжении последующих восьми лет шла реставрация дворов и отдельных помещений. Менялся интерьер для того, чтобы посетителям было уютно и удобно в новом храме.

Долгострой царя Ирода пережил своего вдохновителя. Даже после его смерти реконструкция все еще продолжалась, хотя основная часть работ была уже завершена.

Римское влияние

Благодаря Ироду древние евреи получили в своей столице первый амфитеатр, в котором проходили классические римские зрелища - гладиаторские бои. Эти сражения проводились в честь императора. Вообще Ирод старался всячески подчеркнуть, что он остается лояльным центральной власти, что помогло ему усидеть на троне до самой смерти.

Политика эллинизации не нравилась многим евреям, которые считали, что, насаждая римские привычки, царь оскорбляет собственное вероисповедание. Иудаизм в ту эпоху переживал стадию кризиса, когда по всему Израилю появлялись лжепророки, убеждавшие простой люд принять их собственное учение. С ересью боролись фарисеи - члены узкой прослойки теологов и священников, старавшихся сохранить старый религиозный уклад. Ирод часто советовался с ними в особенно щекотливых вопросах своей политики.

Помимо символических и религиозных сооружений, монарх улучшал дороги и старался дать своим городам все, что было необходимо для удобной жизни их жителей. Не забывал он и о собственном достатке. Дворец Ирода Великого, построенный под его личным контролем, поражал воображение соотечественников.

В критической ситуации царь мог поступить и крайне великодушно, несмотря на всю свою любовь к роскоши и величию. В 25 году в Иудее начался массовый голод, страдающие бедняки заполонили Иерусалим. Правитель не мог прокормить их на средства казны, так как все деньги в то время были вложены в строительство. С каждым днем ситуация становилась все более устрашающей, и тогда царь Ирод Великий повелел продать все свои драгоценности, на вырученные средства от которых были куплены тонны египетского хлеба.

Избиение младенцев

Все положительные черты характера Ирода с возрастом поблекли. К старости монарх превратился в беспощадного и подозрительного тирана. До него цари Израиля часто становились жертвами заговоров. Отчасти поэтому Ирод стал параноиком, не доверяющим даже своим близким. Помрачнение ума царя ознаменовалось тем, что он приказал казнить двух собственных сыновей, которые оказались жертвами лживого доноса.

Но гораздо известнее стала другая история, связанная с болезненными вспышками гнева Ирода. В Евангелии от Матвея описывается эпизод, согласно которому к правителю пришли загадочные волхвы. Маги рассказали правителю о том, что они идут в город Вифлеем, где родился настоящий царь Иудеи.

Новость о невиданном претенденте на власть перепугала Ирода. Он отдал приказ, которого еще не знала история евреев. Царь повелел перебить всех новорожденных младенцев Вифлеема, что и было сделано. В христианских источниках даются разные оценки о количестве жертв этой расправы. Возможно, были убиты тысячи младенцев, хотя современные историки оспаривают эту теорию в силу того факта, что в античном провинциальном городке не могло быть столько новорожденных. Так или иначе, но «царь Иудеи», к которому направлялись волхвы, выжил. Им был Иисус Христос - центральная фигура новой христианской религии.

Смерть и похороны

Ирод недолго прожил после истории с избиением младенцев. Он скончался приблизительно в 4 году до н. э., когда ему было 70 лет. Для античной эпохи это был крайне солидный возраст. Старик покинул этот мир, оставив после себя нескольких сыновей. Он завещал старшему отпрыску Архелаю свой трон. Однако эта кандидатура должна была быть рассмотрена и одобрена римским императором. Октавиан согласился дать Архелаю лишь половину Израиля, отдав другую половину его братьям и таким образом расколов страну. Это был очередной шаг императора на пути к ослаблению еврейской власти в Иудее.

Ирода похоронили не в Иерусалиме, а в крепости Иродион, названной по его имени и основанной в его царствование. Организацией траурных мероприятий занялся сын Архелай. К нему прибывали послы из самых разных провинций Гости Иудеи стали свидетелями невиданного зрелища. Усопшего хоронили пышно - в золотом ложе и в окружении большого скопления народа. Траур по умершему царю продолжался еще неделю. Государство Израиль долго провожало в последний путь первого своего правителя из династии Иродиадов.

Гробница царя была найдена археологами совсем недавно. Это произошло в 2007 году. Находка позволила сопоставить с действительностью многие факты, приведенные в древних письменных источниках.

Заключение

Личность Ирода была неоднозначно принята его современниками. Эпитет «Великий» был дан ему уже современными историками. Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть ту большую роль, которую царь сыграл в интеграции своей страны с Римской империей, а также сохранении мира в Иудее.

Больше всего достоверных сведений об Ироде исследователи подчерпнули из работ историка который был его современником. Все успехи, достигнутые государем за время правления, стали возможны благодаря его честолюбию, прагматичности и уверенности в принимаемых решениях. Нет сомнения, что царь часто жертвовал судьбами своих конкретных поданных, когда речь шла о жизнеспособности государства.

Ему удалось продержаться на троне, несмотря на противоборство двух партий - римской и националистической. Его наследники и потомки не смогли похвастаться таким успехом.

Фигура Ирода является важной для всей христианской истории, хотя его влияние зачастую не так очевидно, потому что он умер накануне событий, связанных с деятельностью Христа. Тем не менее вся новозаветная история происходила в том Израиле, который оставил после себя этот античный царь.

По сей день в Иордании сохранились развалины высеченного из камня древнего города Петра. До конца III до н. э. он был столицей Идумейского царства. Населявшие его идумеи не разрешили Моисею и евреям, ушедшим из Египта, пройти через их земли. С тех далёких времён началась вражда между идумеями и евреями. В III веке до н. э. большая часть Идумеи вошла в состав Набатейского царства. Лишь западные районы остались независимыми и сохранили статус Идумейского царства. Однако через 100 лет это новое образование покорилось иудейскому царю Иоанну Гиркану I.

После этого Идумея получила статус вассального царства, но в 63 году до н. э. вместе с Иудеей вошла в состав Римской республики и попала в полную зависимость от неё. На тот момент Идумеей правил Антипатр Идумеянин. Он обладал хорошими дипломатическими способностями и сумел добиться расположения Помпея (полководец и консул Римской республики).

Тот назначил его соправителем иудейского царя Гиркана II (династия Хасмонеев). А Антипатр ещё более укрепил свои политические позиции, поддержав Цезаря в борьбе с Помпеем. После этого он стал полновластным правителем не только Идумеи, но и Иудеи, получив титул прокуратора.

Царь Ирод Великий

У Антипатра от арабской принцессы было пятеро детей. Старшего сына Фазаеля он сделал правителем Иерусалима, а следующего сына Ирода (будущий царь Ирод Великий) назначил губернатором Галилеи (историческая область на севере Израиля). Таким образом, предприимчивый идумеянин оттеснил от власти евреев, а сам с сыновьями стал править Иудеей.

Когда Ирод стал губернатором Галилеи, ему было 25 лет, и он показал себя жёстким и решительным наместником. Этот молодой человек безжалостно расправился с еврейскими повстанцами, возглавляемыми Хизкией. После этого он многих из них казнил, чем вызвал одобрение у римлян и осуждение у евреев.

В 43 году до н. э. был отравлен недоброжелателями Антипатр. Но на Ироде смерть отца никак не отразилась, так как он пользовался полной поддержкой римлян. Однако в 40 году до н. э. в Галилею вторглись парфяне. Спасаясь от них, развенчанный губернатор бежал в Иерусалим, но оказался в этом городе на положении никому не нужного беженца. Но Ирод был в самом расцвете сил, кипел энергией и мечтал о власти. Таковую ему мог дать только Рим.

Поэтому тщеславный мужчина устремляется в «вечный город», но перед этим посещает Египет. Там он добивается встречи с царицей Клеопатрой и производит на неё самое благожелательное впечатление. Клеопатра на тот момент была любовницей Марка Антония (политик и военачальник Древнего Рима) и родила от него двоих детей. Она даёт рекомендательное письмо Ироду, и тот спешит в Рим. Там он встречается с Марком Антонием, заручается его поддержкой и по решению римского сената назначается новым царём Иудеи.

В 39 году до н. э. новоиспечённый владыка Иудеи высаживается в городе Акко (Западная Галилея) и получает полную поддержку римских властей. Он собирает войско, в которое входят наёмники и местное население. С этой военной силой он начинает войну с династией Хасмонеев, поддерживаемой парфянами. Вскоре на помощь Ироду приходят римские легионы под командованием Сосия.

Таким образом, в Иудеи к 37 году до н. э. сложилась следующая политическая ситуация: ставленником Римской республики выступает Ирод, а ставленником парфян Антигон II, последний царь из династии Хасмонеев. Это противодействие заканчивается взятием Иерусалима в 37 году до н. э. армией Ирода и римскими легионами. Новый хозяин Иерусалима берёт себе в жёны Мариамну, которая приходится внучкой царю и первосвященнику Гиркану II. В результате этого брака Ирод роднится с династией Хасмонеев.

Царь Ирод Великий

Следует сказать, что царь Ирод Великий никогда не был самостоятельным правителем. Он являлся ставленником Рима и проводил его внутреннюю и внешнюю политику. В то же время Римская республика, а затем и Римская империя никак не ограничивали инициативу своего сатрапа. Ему полностью доверяли, а доверие это базировалось на преданности тем могущественным людям, которые сидели в Риме.

Им импонировала решительность и жестокость Ирода. После разгрома Хасмонеев и изгнания парфян он казнил и Антигона II, и его ближайших сподвижников. Беспощадно расправлялся с любым инакомыслием, доказывая тем самым свою лояльность «вечному городу». Однако в последнем тоже не всё было благополучно. Там начались распри между Марком Антонием и Октавианом Августом.

Победил последний, и Ироду пришлось срочно налаживать контакты с новым римским цезарем. После этого он успешно отразил вторжение арабских племён, занялся восстановлением Иерусалима после крупного землетрясения и развернул строительные работы по всей Иудеи. В общей сложности царь Ирод Великий правил 34 года, а умер в 4 году до н. э. на 71-м году жизни. То есть можно сказать, что он чуть-чуть не дожил до явления Христа народу.

Чем же прославился этот царь Иудеи, что он сделал значимого и запоминающегося ? Он проявил себя выдающимся строителем. При нём было положено начало реставрации Второго Иерусалимского храма. Основные работы начались в 15 год царствования Ирода (22 год до н. э.) и продолжались 9,5 лет. Все же строительные работы были завершены лишь к 64 году н. э. А через 6 лет в 70 году н. э. храм разрушили римляне. В истории такое тоже случается.

Второй Иерусалимский храм (реконструкция)

Отдавая дань уважения Риму, царь возвёл в Иерусалиме амфитеатр. В нём устраивались спортивные состязания и гладиаторские бои. Это вызвало резкое осуждение со стороны евреев, но римлянам такое новшество понравилось и лишний раз доказало лояльность Ирода к великой империи.

Помимо этого, в Иерусалиме появились новые великолепные здания и дворцы. В память о старшем брате Фазаеле был построен мавзолей. Над ним возвели башню, достигающую в высоту 130 метров. В честь цезаря Августа был переименован один из приморских городов. Его назвали Кесарией. В нём сделали большой морской порт и воздвигли роскошный театр. Был полностью перестроен иудейский город Самария. Его переименовали в Себастию, так как такое название звучало более благозвучно для римских ушей. Подверглись перестройке крепости Газа и Массада.

На острове Родос произошла встреча Ирода Великого с Октавианом Августом. На ней царь Иудеи заручился полной поддержкой нового римского правителя. В знак уважения к цезарю на острове был возведён роскошный храм. Но, угождая во всём римлянам, Ирод не забывал и простых людей. Так он спас жителей Иудеи от голода, который случился после неурожайного года. Казна в это время была пуста из-за масштабного строительства, и царь повелел собрать всё золото, которое имелось во его дворце. На эти средства закупили хлеб в Египте, и тяжёлая ситуация с продовольствием была преодолена.

Однако царь Ирод Великий больше прославился не благими делами, а своей неоправданной жестокостью к людям. По своей натуре правитель Иудеи ничем не напоминал ангела. В его характере преобладали такие черты как подозрительность, злопамятность, мстительность. Поначалу все эти негативные качества были обращены на врагов внешних. Но когда Иудея окрепла и возвеличилась, то враги отступили и попрятались. Однако черты характера никуда не делись, и их нужно было как-то реализовывать.

И тогда иудейский царь обратил свой грозный взор на ближайшее окружение. А надо сказать, что владыка имел чрезвычайно многочисленную семью. Одних жён насчитывалось 8, а ведь ещё имелись и дети. Истории известно 16 отпрысков – 9 сыновей и 5 дочерей. Друг с другом жили они очень даже не дружно. Постоянно строили какие-то интриги, заговоры и доносили друг на друга Ироду. Тот всё это впитывал в себя, как губка, и в его душе росло раздражение.

Нужно сказать, что царь Ирод Великий искренне и самозабвенно любил свою вторую жену Мариамну, ту самую – из династии Хасмонеев. Как уже говорилось, женился он на ней в 37 году до н. э. во время взятия Иерусалима. Тем самым владыка связал себя родственными узами с династией, правившей Иудее со 166 года до н. э.

Вторая жена Ирода Мариамна, казнённая мужем (английский художник Джон Уильям Уотерхаус)

Сама Мариамна, по словам еврейского историка Иосифа Флавия, отличалась необыкновенной красотой, умом, а держала себя с таким достоинством, что ей завидовали многие иноземные царицы. И Ирод без памяти влюбился в эту женщину, которой на момент свадьбы исполнилось 23 года. Что же касается самой Мариамны, то она мужа ненавидела, так как тот казнил почти всех её родственников. Однако внешне жена свою ненависть никак не проявляла, но зато вертела супругом как хотела, и её влияние на него росло из года в год.

Видя такое положение дель, мать царя с дочерями начали плести интриги против Мариамны. В конце концов, коварные женщины убедили Ирода, что вторая жена хочет его отравить. Тот отдал её под суд, а судьи приговорили бедную женщину к смерти. Но владыка долго не решался привести приговор в исполнение. Он заточил «преступницу» в дальних комнатах своего дворца, не зная, что делать с ней дальше.

Сестра Ирода Саломея, видя нерешительность брата, начала уговаривать его как можно быстрее казнить Мариамну. Она пугала народными волнениями, и царь сдался. Вторую жену казнили в 29 году до н. э. И после её смерти владыка очень долго переживал. Он пытался забыться в пирах, но не получалось. По приказу царя в Иерусалиме воздвигли башню и назвали её Мариамна.

Зато последующие казни ближайших родственников прошли уже без моральных страданий. По приказу царя повесили 3-х его сыновей, обвинив их в попытке захвата власти. Кровавой участи не избежали и многие сановники, также обвинённые в интригах и заговорах. Но самой примечательной стала история избиения младенцев .

Избиение младенцев в Вифлееме

Сразу надо сказать, что данный факт некоторые историки подвергают большому сомнению. Но большая часть специалистов и служителей церкви склоняются к мысли, что подобное зверство имело место в Иудеи. Также об избиении младенцев говорится в Новом Завете в Евангелии от Матфея (Глава 2). Там всё подробно описано об этом кровавом злодеянии.

Если же кратко, то волхвы узнали о том, что в Вифлееме родился Иисус, царь Иудейский. Они сообщили об этом Ироду, но после посещения младенца скрылись. Сбежала и мать с Иисусом в Египет. А царь Иудеи, не зная о том, что младенца в Вифлееме уже нет, повелел убить в городе всех детей младше 2-х лет. В городе устроили кровавую резню, которая и вошла в историю как избиение младенцев. А когда царь Ирод Великий умер, то мать с Иисусом вернулись и поселились в городе Назарете.

В последние годы своей жизни правитель Иудеи получил целый букет болезней. Он страдал от сильных болей в животе, судорог, отёка ног, затруднения дыхания. Врачи не могли помочь царю, и тот примирился со скорой смертью. Скорее всего у него был диабет, цирроз печени и заболевание почек. Умер владыка в 4 году до н. э. в Иерихоне. Перед смертью он назначил своим наследником сына Архелая.

Крепость Иродион в наши дни - именно в ней предположительно захоронены останки Ирода Великого

Похороны почившего царя Ирода Великого прошли роскошно. Его тело уложили на носилки из чистого золота и накрыли порфирой. После этого огромная процессия двинулась в сторону крепости Иродион. Находилась она на насыпной горе, а в центре крепости возвышался роскошный дворец из белого камня, считавшийся летней резиденцией Ирода. Именно в этом дворце и предали земле останки грозного властителя. Траур по почившему продолжался 7 дней. Могила царя Иудеи предположительно была найдена археологами в 2007 году.

В заключении следует сказать, что приставку «Великий» историки дали Ироду уже после его смерти . Потомки по достоинству оценили масштабы строительства иудейского царя, а также решили дистанцировать его от наследников: последние оказались полными ничтожествами.

Ирод Архелай, унаследовавший царство после Ирода Великого, не получил царского титула из рук Октавиана Августа. Римский император назначил его лишь этнархом, да к тому же не всего царства, а только нескольких областей. Но Архелай не справился и с ними, и в 6 году до н. э. был отстранён Августом от власти и отправлен в ссылку. После этого Иудеей стали править римские прокураторы. Впоследствии это привело к восстанию иудеев и разрушению Иерусалима .

Похожие публикации