Новоиерусалимский монастырь в Истре: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото. Воскресенский новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

Дата публикации или обновления 01.02.2017

  • Оглавление: Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь
  • Святыни Высоцкого монастыря.

    По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были проведены работы по определению места погребения и открытию святых останков преподобного Афанасия Младшего.

    24 сентября 1994 года по благословлению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было совершено обретение святых мощей угодника Божия. Очевидно, что особым промыслом Божиим святые мощи преподобного находились под спудом до наших дней, и это уберегло их в годы гонений на Русскую Церковь от поругания, осквернения и уничтожения. Сейчас святые мощи преподобного Афанасия почивают в Покровском храме в золоченой раке. Он издревле почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители и города Серпухова. Как раньше, так и в наше время преподобный подает всем с верою прибегающим к его многоцелебным мощам свою благодатную помощь. В наши дни от его святых мощей происходит немало исцелений различных душевных и телесных недугов, поэтому в 2004 году на Архиерейском Соборе было совершено его всероссийское прославление.

    В Покровском храме находится древний, XV века, чудотворный образ святого великомученика и Победоносца Георгия , который неоднократно спасал город Серпухов от нападения врагов и сопровождал серпуховское ополчение в военных походах.


    Объемное изображение главы Иоанна Предтечи с частицей его мощей. XIX в.


    Ковчег с мощами Ростовских святителей: прп. Авраамия Ростовского , свт. Исайи Ростовского и свт. Димитрия Ростовского.


    Ковчег с мощами


    Ковчег с мощами святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского.


    Чтимый образ свт. Николая Чудотворца. XV в. Никольский храм.


    Личные вещи св. прав. Иоанна Кронштадского : потир, епитрахиль, требный крест и книга «Солнце правды» с его дарственной надписью.

    Святые мощи находятся в ковчегах, которые стоят в храмах и открываются на время богослужений, а некоторые, в основном большие части мощей, хранятся в алтаре в особо украшенных, ювелирной работы ковчегах и выносятся для поклонения верующим в дни памяти этих святых.

    Есть ряд икон, которые, возможно, не относятся к особо чтимым в монастыре святыням, но заслуживают внимания по своей древности и красоте.

    В первую очередь, это святые Царские врата XVII века, замечательного Ушаковского письма, большая икона "Страшного Суда" - также XVII столетия. В иконостасе Покровского храма - местная икона Спасителя XVIII века и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы Московской школы XVII века; небольшая икона преподобного Иосифа Волоцкого в серебряном басменном окладе XVII века и ряд других интересных икон.


    Чтимый образ Божией Матери «Скоропослушница».


    Чтимый образ св. вмч. и целителя Пантелеимона.


    Икона свв. царственных страстотерпцев.



    Икона Патриарха Гермогена с дарственной надписью: «Сия святая икона даруется в благословение Вадиму Васильевичу Орлову за его усердные труды во благо Церкви Христовой». Тихон, Патриарх Московский и всея России. 1918 г. октября 4 дня.


    Икона Божией Матери «Скоропослушница» Афонского письма, XIX в. Зачатьевский собор.

    Часть рубашки преподобного Серафима Саровского , обагренная его кровью, когда он был избит едва не до смерти разбойниками.

    Эта святыня вставлена в ковчег и находится в старинном образе святого в Покровском храме.

    В Высоцком монастыре хранятся несколько напрестольных крестов искусной работы XVIII - XIX веков, потиры, кадила и некоторая другая старинная церковная утварь того времени.

    В ризнице имеется несколько старинных облачений, покровцы и плащаница, украшенные красивой ручной вышивкой. Все это используется в богослужении по своему назначению.

    Несмотря на то, что уже многое сделано для возрождения обители, немало еще предстоит. Высоцкий монастырь еще очень долго не сможет достичь былого благолепия. Но в наши дни возрождаемая обитель превзошла по количеству святынь то, что было в ней раньше. Сегодняшнее благолепие Высоцкого монастыря - это плод всеобщих усилий верующих людей. Каждый помогал, чем мог: кто приносил в обитель сохраненную святыню, кто помогал своими трудами, кто вносил посильную материальную помощь, порой делясь необходимым.

    Мы особо признательны музею Московского Кремля , передавшему монастырю из своих фондов немало предметов церковной утвари и святых мощей, и Серпуховскому историко-художественному музею, который внес значимый вклад в возрождение Высоцкой обители.

  • Оглавление:
  • Откровение Патриарха Никона.

    Воскресенский ставропигальный Ново-Иерусалимский мужской монастырь не похож ни на один из известных мне монастырей. Он, собственно, и не столько русский, сколько вселенский, всемирный и даже надмирный образ чего-то непостижимого - великого, неземного. Проникнуть в тайну Ново-Иерусалимского монастыря в наше время стремится все больше и больше людей.
    Обитель прекрасна в погожий день, когда в куполе главного Воскресенского храма горит неземным огнем подмосковное солнце. В отраженном свечении оно ярче. Не образ ли Вечного Солнца Правды, незаходящими лучами освещающего Иерусалим Небесный?
    Здесь все проникнуто вечным смыслом и все особенно, неслучайно. Мы подходим к восточным воротам, через которые Христос въезжал в Иерусалим, теплым апрельским вечером, сгущались сумерки. Напротив южной стены монастыря, вдалеке, полыхало зарево пожара, слышались тяжелые удары, вспоминалась Палестина, осажденная израильскими танками Храм Рождества Христова в Вифлееме, пожары ближневосточных войн.
    За триста пятьдесят лет, будто мгновение вечности пронесшихся над Новым Иерусалимом, Россия вряд ли стала ближе ко Христу. Тогда, в середине XVII столетия, самобытная Православная цивилизация столкнулась с почти непреодолимыми препятствиями на своем уже довольно долгом историческом пути. Единственный наследник Православных Византийских Императоров Царь Алексей Михайлович Тишайший осознал себя державным Покровителем и защитником всех Православных христиан. В царских дворцах строились планы покорения Константинополя и Иерусалима, освобождение от иноверцев Византии и Святой земли.

    Помощником, соратником и «собинным другом» Царя стал Патриарх Московский и всея Руси Никон. Размах его личности уникален. Святейшего Никона сравнивали и с Василием Великим, и с Иоанном Златоустом, и с Константинопольским Патриархом Фотием. Он поведал Царю (и только ему) свой вселенский замысел: создать в России канонический образ Святой Земли Иерусалима. Как икона при каноническом написании привлекает к себе благодать первообраза, так и архитектурный «список» Палестины привлечет в Россию благодать ее святынь. А еще… об этом знали только Царь и Патриарх: Новый Иерусалим будет иконой Царствия Небесного, где центром мироздания является таинственный Божий Храм с престолом Пантократора и Агнца. Государь замысел понял и поддержал.
    Это была блестящая кульминация очень короткой русской симфонии Патриаршей и Царской власти. Святейший Никон, воздвигая в России свой Новый Иерусалим, приобретал невиданную и ни с кем не сравнимую значимость, в чем-то даже превосходившую значение четырех восточных Патриархов и даже… Русского Царя. Чем не замедлили воспользоваться враги России. Особое участие в ссоре Царя с Патриархом принимал римский папский престол. Святейший Никон вынужден был покинуть Москву, не отрекаясь от великого Архиерейства, и на несколько лет поселился в Новом Иерусалиме. Собор «знакового» 1666 года сместил его с кафедры и объявил простым монахом. Никона отправили в ссылку, на Север. Патриарх сказал Царю: «Бог тебя судит, я еще при избрании своем узнал, что тебе, Государю, быть добру ко мне только до шести лет, а потом быть мне возненавидимым и мучимым».
    Я всматривался в образ Патриарха Никона на фоне новоиерусалимского монастыря со свитком в правой руке, на котором пронзительной правдой начертано свидетельство о Воскресении Христовом: «Светися, светися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия…» Может быть, этот образ, дописанный до иконы, когда-нибудь станет святыней воскресшей Руси. И ему, Святейшему Никону, русский народ будет обязан и тем, что преодолеет безчисленные прозападные «реформы», от петровских до современных, и тем, что воскресит Господь и русскую Самодержавную монархию, как оказалось впоследствии - безпомощную перед стихиями зла без содействия Патриаршей власти. И даже тот всплеск русскости, названный «золотым веком» нашей культуры в XIX столетии, при ближайшем рассмотрении оказывается только бледной светской тенью возможного, но так и не состоявшегося духовно-культурного расцвета Святой Руси.
    Великие проекты Никона: выход к Балтийскому и Черному морям, провизантийские реформы всех сторон русской жизни и многое другое довелось осуществлять сыну Алексея Михайловича Петру Первому, человеку прозападно настроенному и духовно вполне ограниченному. Расправившись с патриаршеством в России, Петр I сосредоточил всю свою энергию на строительстве европейского Петербурга, а отнюдь не на освобождении от неверных Нового Рима, Константинополя, о чем так мечтал его венценосный отец. И то сказать, надо ли было стремиться к Константинополю, чтобы насадить на Босфоре вместо власти Вселенского Патриарха тот же Святейший Правительствующий Синод с его Цензурным комитетом, что и на берегах Невы? А Петербург в конце концов стал историческим музеем монархии, построившей свою империю по латинским, но никак не Византийским образцам.
    Семнадцатый век обернулся семнадцатым годом и ужасающей до сих пор катастрофой. А северная ссылка Никона - соловецким СТОНом (СТОН - соловецкая тюрьма особого назначения).
    - Патриарх Никон страшен для исторической России последних столетий, - сказал это и в упор посмотрел на меня послушник Виктор (Шмидт), насельник Ново-Иерусалимского монастыря. - Он страшен и для вас, и для России современной.
    - Но почему же для нас?
    - Знаете, как сказал один молодой человек, студент Духовной Академии, случайно заехавший к нам в монастырь? «Я ничего здесь не понимаю и уже никогда не смогу понять…» Никто, наверное, не понимает всей грандиозности стремлений Патриарха Никона и всей драматичности непонимания и неприятия его образованным русским обществом, значительной его частью. И мы по-прежнему не готовы его принять, страна не готова. В этом ключ к страшным тайнам русской истории. Хотя во всех крупнейших монастырях России он почитается как святой. Например, в молитвенном призывании Киево-Печерских старцев, в Соловецкой обители. В прошлом году Соловецкий ставропигальный монастырь подавал «дело» Патриарха Никона в комиссию по канонизации под председательством Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского. «Дело» отложено, потому что «не сформировано». Но доказательств святости Патриарха Никона более чем достаточно. Еще до революции, в 1912 году было издано описание чудотворений у гробницы Святейшего Никона, книга называлась «Дела врачебные паче же рещи чудеса целебные». (Патриарх и при жизни, в ссылке, исцелял людей). В прошлом году книга переиздана в Москве с некоторыми дополнениями под названием «Крестный путь Патриарха Никона». А в этом году исполняется 350 лет его поставления на Патриарший Престол. 37-й номер «Богословских трудов» (издание Московской Патриархии) посвящен этой дате. Отдельной книгой в Москве, в издательстве МГУ, надеемся, выйдет сборник «Патриарх Никон: жизнь и труды. Стратегия Русского Патриаршества». Наследие Патриарха Никона, как это ни странно, известно больше иностранцам, чем его соотечественникам. Еще в середине XIX века Вильям Пальмер, английский ученый-историк, перевел на английский язык неизданный труд Святителя Никона «Царь и Патриарх».
    Не бывает пророк без чести, разве только во Отечестве своем.
    «Столп благочестия неколебаемый, Божественных и священных канон оберегатель искустнейший, отеческий догмат, повелений же и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойнейший», - из грамоты Костантинопольского Патриарха Иакова от 5 мая 1682 года о Святейшем Патриархе Никоне, год спустя после его смерти… Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917 года, возобновивший традицию Русского Патриаршества, в грохоте братоубийственной войны начался панихидой в Новом Иерусалиме, у гробницы Никона. Патриарх–Исповедник Тихон при поставлении на кафедру был в мантии своего предшественника - Патриарха Никона.
    - «Он был несдержан, груб, чрезмерно горд и еще хотел светской власти как папа», - говорят про Никона. Но ведь это полный бред его завистников, - иронизирует сотрудник паломнической службы монастыря Евгений Васильевич Коршунов. - Патриарх Никон добровольно, ради сохранения мира в стране оставил Москву, отказавшись от Патриаршества. А к расколу Церковь привели те же люди, которые интриговали против Никона и добились от Царя суда над ним. Писали всякую чушь: «… в такое прииде напыщение гордостный Никон, яко же сам ся хиротониса патриархом Нового Иерусалима, манастырь бо, его же созда, наречь Новым Ирусалимом, именуя святый гроб, Голгофу, Вифлеем…» Придворный интриган митрополит Паисий Лигарид (впоследствии была доказана его связь с католиками) в своей ненависти зашел дальше других: дескать, Никон имел 80 саккосов и по двадцать раз за Литургией переоблачался, желая быть подобным Вышнему, расчесывался в алтаре перед зеркалом, приравнивал себя к святым и, наконец, только тем и занимался, что «запершись, считал золото, драгоценности и сибирские меха».
    Да, Святейший мало учитывал политическую конъюнктуру своей эпохи, он был прямым, безхитростным, иногда резким, в народе его очень любили. И в то же время он - тонкий ученейший богослов, духовидец-молитвенник, церковный зодчий, строитель, мудрый государственный деятель. Недаром Алексей Михайлович в лучшую пору их дружбы пожаловал Патриарха Никона царским титулом «Великий Государь», но этого Святейший никогда не домогался. Не был он идеологом в узком смысле этого слова, понять его в наш идеологизированный и одновременной безпринципный век совсем не просто, это слишком глобальная фигура и для предков наших, и для нас. Мы до сих пор не можем его вместить. Личность византийского размаха, безусловно. Старообрядцы (русские протестанты) к нам иногда заезжают, так, знаете, фыркают, говорят, это гнусно, гадко… Грустно их слушать. Пойдемте, я проведу вас.

    Вслед за своим провожатым мы входим в полуразрушенный внутри храм Воскресения Христова. Огромный, небесных размеров алтарь с тронами для невидимого присутствия на богослужениях пяти вселенских Патриархов, камень повития, часовня Гроба Господня, придел Ангела, фотография взрыва, устроенного отступавшей по Волоколамскому шоссе от Москвы дивизией СС - Райх (колокольня после взрыва не восстановлена до сих пор, все восстановительные работы государством прекращены еще в самом начале 90-х годов). Заалтарный обход, темницы Христова и Иоанна Предтечи. Поднимаемся на Голгофу, читаем молитву Святому Кресту. Тишина. Под Голгофой - гробница Святейшего Никона. Невероятное на земле количество ангельских ликов под мощными, высочайшими сводами и ниже, рядом с нами, почти у самой земли. Мы не оставлены ангельскими чинами. И кажется, что в полуразрушенном храме, в его неразгаданной тишине мощно, не прекращаясь ни на минуту, звучит торжественно непобедимое: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф». Пасху встретят именно здесь, у этого престола, в этом вселенском размахе, почти в Небесах. Христос Воскресе! По узкой лестнице спускаемся в подземную церковь святых равноапостольных Константина и Елены, первого Православного Византийского Императора и его Царственной матери, обретшей Крест Господень на Святой Земле. Святой колодезь на месте обретения Креста. Святейший Никон был счастлив, когда узнал, что из-под Голгофы Нового Иерусалима забил живоносный источник, кладезь нахождения, как на Голгофе древней. Господь благословил безпрецедентный замысел Патриарха и дал это знамение Своего покровительства Иерусалиму Новому! «Сим победиши!» - явил Господь на небе знамение креста Константину Великому, и Царь - триумфатор взял павший к его ногам языческий ветхий Рим и изменил судьбу мира! Не станем ли мы свидетелями триумфа, неизбежного, спустя века? Слишком уж грандиозно то, что он перенес на тихую подмосковную землю, и слишком невероятно забыто, а может быть просто скрыто до полноты времен?

    Существует миф, якобы Патриарх Никон способствовал церковному расколу. Однако факты говорят иное. Патриарх не только не запрещал старые книги, старые церковные предания, но, напротив, неоднократно высказывался в том духе, что можно молиться как по старым, так и по новым книгам. Но лучше все же по новым. Потому что это - возвращение к Византийской традиции. Известный историк Церкви протоиерей Лев Лебедев в книге «Москва Патриаршая» убедительно доказал, что раскол произошел как раз потому, что был осужден и сослан Патриарх Никон. Он-то бы раскола не допустил. Вот почему якобы «обидное» прозвание никонианами нас старообрядцами вовсе не оскорбительно. Действительно, современная Русская Церковь во многом порождена реформами Никона. Незавершенными реформами. Но это были особые реформы, направленные не на «прогресс», а на возврат к древней Византийской традиции. Этого не поняли старообрядцы, да и мы вряд ли до конца осознаем.
    Почти каждый день, кроме счастливого, тихого дня монастыря - понедельника, в подмосковный Иерусалим приезжают толпы экскурсантов. Настоящих паломников здесь немного, так как монастырь сейчас не принимает посетителей, нет гостиницы и в городке Истре, что неподалеку. Поэтому одетые в шорты, а то и чуть ли не в купальные костюмы «варвары» - явление для этих святых мест более чем обычное, хотя привыкнуть к этому невозможно, слишком уж бросается в глаза смешение стилей: великого и мелочного, вечного и новомодного, русского и псевдоевропейского. Смешно слышать восторженные пошлые шуточки каких-нибудь «умных» студентов на темы русской истории. Величественный монастырь сурово и молчаливо подчеркивает, обличает порочную низменность современного общества потребления удовольствий. «Веселитесь, смейтесь, - как бы говорят монастырские стены, - горе вам, смеющиеся ныне, ибо возрыдаете и восплачете!»
    Но стоит побыть в обители чуть побольше, чем это принято в среде любопытствующих туристов, и все становится на свои места. Человек, задержавшийся здесь хоть на пару дней, раскрывается таким, каков он есть, спадет с души все притворное, суетное, ненужное. Здесь как на ладони перед Богом, да и друг перед другом тоже, стоит лишь присмотреться и тогда… «И верится и плачется, и так легко - легко…»
    Может быть, это место и в самом деле ближе других на земле к Царствию Небесному? Во всяком случае, невидимо ярким потоком Божией благодати с Небес оно освещается и днем, и ночью.
    Из Нового Иерусалима не хочется уезжать. Работники историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» все как один «влюблены» в это святое место, «прикипели» к нему. Весной, к дню тезоименитства Патриарха Никона, и осенью, к годовщине его успения, они собирают в монастыре научные конференции, посвященные жизни и деятельности Патриарха. И так уже не один год. Каждый, кто имел возможность подольше побыть в Новом Иерусалиме, стремится сюда опять. Иерусалимский синдром? Дыхание Духа Святого.
    Еще в детстве Господь посылал Патриарху видения. Незадолго до его смерти, по преданию, на Гроб Господень в Новом Иерусалиме сошел Благодатный Огонь.
    Мы вошли в Гефсиманский сад, раскинувшийся у западных стен обители. Силоамский источник, поток Кедрон, русское солнце в водах Иордана. Все так. Чуть поодаль - Елеон и… следы запустения. Разорения и вандализм преследовали обитель. Монастырь так и не возрожден, ни в архитектурном, ни в духовном смысле. Когда-то, в XVII веке, некоторые службы здесь проходили только на греческом, что подчеркивало вселенское значение обители. Братии было до пятисот человек, а сейчас только двое. Отец наместник Архимандрит Никита (Латушко) приветствовал нас:
    - Благословляю. Ваша публикация необходима. Люди должны знать правду о своем великом Патриархе.
    - Происходят ли сейчас чудеса у гробницы Святейшего?
    - Да, происходят, у нас есть свидетельства об этих чудесах. Однако позвольте мне пока умолчать о них. Время близко, но оно еще не пришло. Для того, чтобы понять, что Патриарх Никон - святой, более чем достаточно и того, что уже известно. Он в канонизации не нуждается, его прославление необходимо нам, России, всему миру.
    Не наше дело знать времена и сроки.
    На гробнице Святейшего Никона, под Голгофой, царила таинственная, почти абсолютная тишина. Мощи Святейшего покоятся под спудом. Музейные работники говорят, что в тридцатые годы, когда у Церкви отбирали драгоценности, в гробу Святейшего искали вроде бы золото и алмазы. Однако, акта вскрытия гробницы не существует и сказать достоверно так это или не так, опять же, никто пока что не может.
    Душа же Патриарха Никона навечно поселилась там, где «скиния Бога с человеками и Он будет обитать с ними… И отрет всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откровение 21, 3-4). Душа его там, куда сквозь огненные вселенские испытания он, твердо, не хромая, шел всю свою жизнь и куда указал кратчайший путь всем нам.
    Прощальный взгляд на Новый Иерусалим. Фото на память. На черной весенней земле перед нами - камень в меру того, что отвалил Ангел от двери Гроба, а еще подальше 100-пудовый колокол. Когда эсэсовцы взрывали храм, колокол этот, отлитый Новоиерусалимскими старцами Паисием и Сергием Турчаниновым, упал с обрушившейся колокольни и… не только не разбился, но и дивно звонит теперь, созывая всех на Литургию в Новый Иерусалим. Когда-нибудь его непременно поднимут на новую колокольню (для того ведь и не разбился), и он огласит каким-то последним неведомым словом Россию. Но это будет уже другая страна, другая эпоха. Не та ли, уже самая последняя, в которой на малое время прощальным огнем вспыхнет крест над Константинопольской Софией, над Новым Римом, как сверкнул нам на прощание крест над Воскресенским Храмом Ново-Иерусалимского монастыря?
    Не нам давать ответ на этот многовековой вопрос.

    Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 г. патриархом Никоном (1605-1681 гг.), история создания монастыря неотделима от истории жизни самого Никона - инициатора церковных реформ, призванных изменить существовавшие в русской церкви обряды. Впоследствии реформы вызвали раскол русской церкви и появление старообрядцев.
    Но еще до этого он задумал создать обитель, что напоминала бы своим обликом и наполнением христианские сооружения в Святой Земле, а впоследствии стала бы центром всего православного мира. Поначалу же Новоиерусалимский монастырь стал резиденцией самого Никона.
    Место было выбрано очень живописное, посреди лесов, в окружении рек, хотя и далековато от Москвы, до которой добираться приходилось в повозках целые сутки. Здесь были отличные пахотные земли, правда, находившиеся в боярской собственности. Но тогда Никон еще пользовался расположением царя Алексея Михайловича и добился от монарха права выкупать земли без согласия на то бояр.
    Леса были вырублены, холм для монастыря досыпан, началось строительство. В разные годы в создании проектов Новоиерусалимского монастыря участвовали знаменитые архитекторы П.И. Заборский, Я.Г. Бухвостов, В.В. Растрелли, М.Ф. Казаков, К.И. Бланк.
    Непосредственно на стройке работали монастырские крестьяне, которые были собственностью православной церкви - она могла распоряжаться ими по своему усмотрению, привозя из самых дальних вотчин.
    При Никоне первые строения монастыря были деревянные, и в 1657 г. была освящена первая деревянная Воскресенская церковь. При освящении присутствовал молодой царь Алексей Михайлович (1629-1676 гг.), он же впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.
    Но к 1658 г. отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем резко ухудшились. Царь, хоть и был прозван Тишайшим, не стал терпеть усиления роли патриарха в делах русского государства, поставив церковь фактически в подчинение государству.
    Патриарх Никон - человек своенравный и фанатичный - был страшно уязвлен, объявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Новоиерусалимский монастырь. Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву, но Алексей Михайлович собрал православных патриархов из других стран, которые постановили лишить его сана патриарха и отправить на вечное заточение в монастырь. Сначала - в Ферапонтов Белозерский, после смерти Алексея Михайловича - в Кирилло-Белозерский.
    Строительные работы в монастыре остановились и возобновились в правление царя Федора III Алексеевича (1661-1682 гг.). Новый царь Федор Алексеевич сочувствовал Никону и в 1681 г. позволил ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но Никон скончался еще по дороге в свою бывшую резиденцию и был погребен в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.
    В XIX - начале XX вв. монастырь стал одним из центров православного русского паломничества.
    При советской власти упразднен в 1919 г., в его зданиях открыт Краеведческий музей Московской области. В 1941 г. разграблен и взорван нацистами, вновь открыт в 1959 г.
    В 1994 г. передан в ведение Русской православной церкви.
    Новоиерусалимский монастырь находится в городе Истре, на южном склоне Клинско-Дмитровской гряды. Собор Воскресения Христова в плане почти идентичен храму Гроба Господня.
    Начиная с 1950-х гг. в Новоиерусалимском монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.
    Монастырь, который называют городом-храмом, расположен на холме, получившем название Сион.
    Некоторые здания повторяют очертания сооружений , как, например, Воскресенский собор, который и возводился по образу романского храма Гроба Господня в Иерусалиме. При строительстве зодчие использовали чертежи иерусалимского храма, данные о его размерах, приведенные в старинных рукописях, и даже деревянную модель, в 1649 г. привезенную в Россию патриархом Александрийским Паисием.
    Храм - четырехстолпный однокупольный, с южной стороны к нему примыкает колокольня, с западной - ротонда, увенчанная шатром, прорезанным тремя ярусами больших люкарн - оконных проемов в скате крыши.
    Главный вход в Воскресенский собор, так же как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. На месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, в которой рассказано о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения, а также названы его святыни.
    В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя.
    Главная святыня Нового Иерусалима именуется Живоносный Гроб Господень.
    Как и его иерусалимский оригинал, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Рядом лежит округлый камень - подобие того, что был отвален от Гроба Господня ангелом в ночь Воскресения Христова. Камень небольшой, потому что повторяет тот, что остался в Иерусалиме после того, как от него в течение веков откалывали части, чтобы перенести в другие храмы.
    Справа от входа - придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII в.
    В XVIII-XIX вв. в Воскресенском соборе было полтора десятка придельных церквей, устроенных благотворителями Нового Иерусалима, в том числе - из царствовавшей династии Романовых.
    Сохранился только один - придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, там, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина при погребении Христа. Придел был создан в 1801 г. императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей небесной покровительницы. Это прекрасное сооружение оформлено по проекту великого архитектора М.Ф. Казакова в стиле классицизма.
    С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. В самом Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в теле скалы. В северной части церкви погребены Варвара Суворова-Рымникская и Аркадий Суворов - жена и сын великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800 гг.), при жизни сделавшие немалые пожертвования Новоиерусалимскому монастырю.
    Монастырь обнесен по периметру самой настоящей высокой крепостной стеной длиной в целый километр и со стенами трехметровой толщины. Такие толстые стены понадобились ещё и для того, чтобы по их верхней части пустить так называемый «боевой ход» - крытую галерею с двумя рядами бойниц. Верхний ряд предназначался для дальнего боя, нижний представлял собой навесные бойницы-машикули для обороны основания стены. Восемь башен крепостной стены получили каждая особое «палестинское» название: Гефсиманская, Сионская и т.п.


    Общая информация

    Местонахождение : город Истра, Россия.
    Предназначение : мужской православный монастырь.

    Дата основания : 1656 г.

    Язык : русский.

    Религия : православие.

    Денежная единица : рубль.

    Река : Истра.

    Цифры

    Крепостные стены : длина - около 1 км, высота - 9 м, толщина - до 3 м, башни - 8.

    Удаленность : 40 км к северо-западу от Москвы.

    Климат и погода

    Умеренно континентальный.

    Холодная зима, теплое лето.

    Средняя температура января : -8,5ºС.

    Средняя температура июля : +19ºС.
    Среднегодовое количество осадков : 700 мм.

    Относительная влажность воздуха : 70%.

    Достопримечательности

    Комплекс Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (XVII-XIX вв.) : Воскресенский собор (1656-1685 гг.), остатки колокольни (разрушена в 1941 г.), церковь Константина и Елены (подземная церковь, 1658-1685 гг.), Святые ворота с надвратной церковью (1694-1697 гг.), трапезная с церковью Рождества Христова (1686-1692 гг.), палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.), солодовые и кузнечные палаты (1690-1694 гг.), настоятельские покои (конец XVII в.), братский корпус (конец XVII в.), караульные палаты (1690-е гг.), палаты «монастырских детенышей» (1650-е гг.), больничные палаты (1698 г.), квасной погреб (1690-е гг.).
    Крепостные стены (1690-1694 гг.), башни (Гефсиманская, Сионская, Надвратная, Елизаветинская, Иноплеменничья, «Варуха», Ефремова, Дамасская, Давидов дом).
    Постройки за крепостной стеной : скит Никона (1658 г.), Музей деревянного зодчества (мельница, часовня, крестьянская изба).
    Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» (1020 г.).

    Любопытные факты

    ■ О том, что в СССР Новоиерусалимский монастырь был сохранен и тщательно восстановлен после Великой Отечественной войны, несмотря на атеистический характер идеологии социалистического государства, напоминает официальный адрес этого культового учреждения: город Истра, улица Советская, дом 2.
    ■ Вокруг монастыря многое напоминает о Святой Земле. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским и Фаворским, села - Преображенское, Назарет и Капернаум, реку Истру прозвали Иорданом, ручей, обтекающий монастырский холм, - Кедронским потоком, а сам город Истра до 1930 г. именовался Воскресенском.
    ■ И до постройки Новоиерусалимского монастыря были попытки перенести образ храма Гроба Господня на русскую землю. Инициатором самого известного проекта был царь Борис Годунов (1552-1605 гг.), в качестве «первообраза» палестинской святыни задумавшего создать комплекс построек под единым названием «Святая Святых» в Московском кремле. В него должен был войти и храм Василия Блаженного, в Москве именовавшийся «иерусалимским» и символизировавший собой Небесный Иерусалим, Постройкой «Святая Святых» Годунов намеревался поднять свой авторитет среди русских людей. Проект не был осуществлен.
    ■ В тексте стихотворной «Летописи» архимандрита Никанора, рассказывающей о строительстве Воскресенского собора, использован акростих. Из первых букв в строках основного текста складывается сообщение: «Воскресенского сего монастиря грешной архимандрит Никанорис написал сложную сию таблицу всем прочитающим для ведения, когда бе обител сия и церковь начета и кто сему строител бе».
    ■ Через тридцать лет после окончания строительства каменный шатер Воскресенского собора рухнул, и до 1761 г. грандиозное здание восстанавливалось и перестраивалось по проекту В.В. Растрелли.
    ■ При Петре I Великом (1672-1725 гг.) в Новом Иерусалиме сократили число монахов: император посчитал, что на их содержание тратятся слишком большие средства. Отныне монастырь был обязан еще и поставлять государству лошадей, фураж, ремесленников из числа монастырских крестьян.
    ■ Новоиерусалимский монастырь был крупным российским крепостником: до секуляризационной реформы 1764 г. в его собственности находилось 14-16 тыс. душ монастырских крестьян. После реформы они перешли в ведение государства, были освобождены от церковной барщины и получили личную свободу.
    ■ В 1762 и 1792 гг. на территории монастыря произошли большие пожары, постройки были восстановлены на средства, выделенные императрицей Екатериной II.
    ■ Информация о разрушениях в Новом Иерусалиме в ходе боев в Великую Отечественную войну, фигурировали в ходе Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками.
    ■ В 2013 г. гробница патриарха Никона в северном приделе Воскресенского собора была вскрыта археологами. Саркофаг оказался пуст, гробница ранее подверглась разграблению. Местонахождение останков до настоящего времени неизвестно.


    Новый Иерусалим находится в ближайшем Подмосковье и представляет собой замечательную цель для однодневной поездки. Монастырь поражает своей внешней грандиозностью, необычной архитектурой… и атмосферой спокойствия и умиротворенности, царящей за его стенами.

    Полное название монастырского комплекса звучит как Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Основан он был в 1656 году патриархом Никоном. Изначальная задумка заключалась в воссоздании, пусть и в уменьшенной копии, Иерусалима, находящегося в Святой Земле. Что и отражено в названии монастыря. Тем самым предполагалось подчеркнуть значение Москвы как «Третьего Рима».

    Строительство Нового Иерусалима проходило в два этапа: с 1656 по 1666 г при царе Алексее Михайловиче Тишайшем; прерванное с опалой патриарха Никона, строительство было возобновлено в 1679 году по указу царя Федора Алексеевича.

    Купол Воскресенского собора в Новом ИерусалимеГлавный соборный комплекс Нового Иерусалима - Воскресенский собор с церковью Константина и Елены был окончен в 1685 году, а возведение крепостной стены с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим было завершено только в 1697 году - уже при царе Петре I. Тем не менее, на этом строительные работы не закончились - не простояв и 30 лет, каменный шатер Воскресенского собора рухнул; восстанавливали его вплоть до 1761 года (это был последний год царствования императрицы Елизаветы). Новый шатер строился по проекту Франческо Бартоломео Растрелли (младшего Растрелли); самые известные его работы - ансамбль Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Большой Петергофский дворец. Руководил строительством архитектор Карл Иванович Бланк.

    Во время Великой Отечественной войны Новый Иерусалим оказался на территории, захваченной немцами. Уходя, они разорили монастырь, разрушили часть его строений - в частности, была уничтожена соборная колокольня, сожжен верх Воскресенского собора, снесены шатры башен. Реставрационные работы в Новом Иерусалиме продолжаются до сих пор; в настоящее время монастырь практически полностью восстановлен за исключением колокольни.

    Аналогии с Иерусалимом видны здесь во всем: некоторые из башен монастыря носят имена ворот Иерусалима - Дамасская, Гефсиманская, Сионская. Есть здесь и свой Гефсиманский сад; в саду, на искусственном островке на реке Иордане (Истре) стоит выстроенный в 1658 году деревянный «скит» патриарха Никона.

    В 1690-1694 гг. по указу Петра 1 монастырь был окружен каменной крепостной стеной с восемью шатровыми башнями. Строительством стены руководил известный зодчий XVII в. — Яков Бухвостов, крепостной М. Ю. Татищева. Собор, воздвигнутый при Никоне, простоял, однако, недолго. В 1723 г. рухнул грандиозный каменный шатер собора, в 1726 г. храм пострадал от пожара. Собор в развалинах простоял более двадцати лет. В 1749 г. императрица Елизавета Петровна поручила арх. В. Растрелли разработать проект собора в новом, пышном стиле барокко, характерном для середины XVIII в. Строительством руководил К. Бланк. В XVIII-XIX вв. над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Витберг.

    Ново-Иерусалимский монастырь находился под особым покровительством русских царей. Большие денежные вклады, жалованные земли, предоставление различных льгот обеспечивали рост богатств монастыря и его процветание. В конце XVIII в. вокруг монастыря вырос город Воскресенск, который потом был переименован в г. Истру.

    Святыни. Главная святыня монастыря — гробница Патриарха Никона. Также возвращена древняя святыня — часть мощей св. мц. Татианы.

    Адрес: 143500, Московская обл., г. Истра, ул. Советская, д. 2.
    Проезд: oт Москвы с Рижского вокзала до ст. Истра (58 км), далее автобусом (2 км).

    Как добраться до Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря на машине

    1. Выезд из Москвы по Волоколамскому шоссе.
    Ехать надо по Волоколамскому шоссе через Красногорск, Нахабино, Дедовск и т.д. до Истры, двигаться все время по главной дороге. Истру надо так же проехать насквозь, не сворачивая с главной дороги. Перед выездом из города будет Т-образный указатель: Волоколамское шоссе налево, улица Советская направо; как только повернете налево, увидите перед собой Ново-Иерусалимский монастырь.

    2. Выезд из Москвы по Новорижскому шоссе, далее через Красногорск.

    Выехать из Москвы можно и через Новую Ригу. Переехав через Москву-реку, надо будет уйти по указателю на Красногорск, дальше двигаться все время прямо до поворота на Дедовск и Истру. Ориентиры следующие: речка Баньки и «труба» закрытого горнолыжного комплекса, которая нарисуется перед вами с правой стороны. Дальнейшие инструкции смотрите выше.

    3. Выезд из Москвы по Новорижскому шоссе, далее через Малое Московское Кольцо.

    Выехав из Москвы по Новой Риге, проезжаете по ней примерно 30 километров до развязки с Малым Московским Кольцом - «бетонкой». По указателю «Санкт-Петербург, Истра» уходите направо и проезжаете по «бетонке» еще порядка 10 км. Здесь на светофоре под стрелку уходите налево на Волоколамское шоссе. Поворот обозначен указателем. Первый населенный пункт, который вы проедете по Волоколамке - Высоково. Далее смотрите инструкцию к пункту 1.

    Этот способ попасть в Новый Иерусалим, наверное, самый удобный, однако, имейте в виду, что при съезде с «бетонки» почти наверняка придется потратить какое-то время на стояние в пробке. Впрочем, если это не первая для вас поездка по Подмосковью, то пробки вас едва ли смутят. Зато в остальном, за исключением Истры, движение практически без светофоров!

    Парковка у монастыря

    Дорога перед монастырем разделяется, огибая его с двух сторон, и оставляя между ними въезд на небольшую парковку перед северным входом в монастырь. Свободных мест там, скорее всего, не будет, но никто не запрещает рискнуть.

    Более надежный вариант - повернуть перед Ново-Иерусалимским монастырем налево (это продолжение Волоколамского шоссе). Метров через сто внизу под горкой будет съезд на бесплатную парковку, рассчитанную, главным образом, на автобусы. Там практически всегда есть множество свободных мест.

    В монастырь вы попадете, поднявшись в горку, с южной его стороны. Отсюда же гораздо быстрее добраться до музея деревянного зодчества, купели на речке Истре (называемой в этом месте Иорданом) и скита патриарха Никона.

    Если же проехать чуть дальше, то с пригорка открывается замечательный вид на монастырский комплекс. Здесь же, на подъеме в горку, будет разрыв в сплошной, которым вы сможете воспользоваться для того, чтобы развернуться и отправиться назад в Москву.

    19 декабря в Музее «Новый Иерусалим» состоится открытие выставки «Никейское чудо», посвященной образам святителя Николая Чудотворца в русском церковном искусстве, которая представит произведения из собрания музея и частных коллекций, сообщает «Благовест-Инфо» со ссылкой на сайт музея .

    Выставка приурочена ко дню празднования «Николы Зимнего» 19 декабря. Важным поводом для ее проведения стало завершение в этом году реставрации музейного образа храмовых размеров «Святитель Николай Чудотворец, с 20 клеймами жития». Работы продолжалась около двух лет сотрудниками реставрационной мастерской Музея И.Н. Владимировой и М.А. Григоровым.

    По мнению специалистов, икона написана в последней трети XVII века северным мастером. В среднике представлено поясное изображение чудотворца в традиционной иконографии: в святительских одеждах, с поднятой в благословлении десницей и закрытым Евангелием на левой руке.

    В верхней части средника представлено так называемое «Никейское чудо» - изображения Спасителя и Богоматери, вручающих святителю Николаю Мирликийскому знаки архиерейского достоинства - Евангелие и омофор. Это событие, отраженное в житии святого, дало название выставке. Вокруг средника иконы расположены 20 клейм с сюжетами из Жития святителя Николы, на полях частично сохранились пояснительные надписи к клеймам.

    Среди икон, которые будут экспонироваться на выставке - оплечный образ святителя Николая Чудотворца - один из древнейших в собрании Музея «Новый Иерусалим». Он написан мастером Средней Руси в XVI столетии, в эпоху, когда подобная иконография получила распространение, и поновлен в XIX веке, в период, когда популярность этого извода вновь возросла, особенно в старообрядческой среде.

    Одним из главных экспонатов выставки будет также трехстворчатый складень с объемным изображением святителя Николая Мирликийского, выполненный северным мастером в первой половине XVIII века, представляющий собой яркий пример сочетания деревянной скульптуры и живописи в русском церковном искусстве. Его центральная часть завершается живописным изображением Троицы Ветхозаветной, на боковых створках помещены четыре клейма со сценами жития святителя и композиция Благовещения. Святитель Николай изображен в рост, в епископских одеждах, с мечом и градом в руках. Складень исполнен с сохранением древнерусской традиции, что характерно для северных земель.

    Все эти интереснейшие экспонаты займут достойное место на выставке, на которой также будут представлены и другие произведения иконописи, деревянной скульптуры, меднолитой пластики и шитья из собрания Музея «Новый Иерусалим» и частных коллекций.

    Выставка продлится до мая 2018 года.

    Похожие публикации