Культура древней руси в домонгольский период. Презентация по курсу истории России на тему: «Культура Руси в IХ — начале ХIII в

Письменность Кириллица – одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. (Слово "азбука" происходит от названия первых двух букв кириллицы: "аз" и "буки"). Кириллица была создана в конце IX века на основе греческого уставного письма славянскими просветителями Кириллом и Мефодием. Введенная на Руси в связи с крещением Великого князя Владимира Святославича Святого (988 год), кириллица легла в основу русского алфавита. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Берестяные грамоты Берестяные грамоты – русские письма и документы XI-XIII веков, нацарапанные на березовой коре (бересте). В XX веке древние берестяные грамоты были найдены в Смоленске, Пскове, Витебске, Старой Русе, Твери, но больше всего их было обнаружено при раскопках в Новгороде, так как земля здесь благоприятствует длительной сохранности древесины. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Рукописные книги Рукописные книги составляли из отдельных, написанных вручную листов, которые сшивали в тетради и переплетали. Такие рукописи прикреплялись к деревянным доскам – переплетам. Доски снаружи обтягивали кожей или тканью, укладывали в драгоценные оклады. Материалом для русских рукописных книг до XIV века служил пергамент, а затем – бумага. Русские писцы употребляли чернила из сажи ("копченые") и из отвара дубовой или ольховой коры. Для просушки чернил использовался мелкий кварцевый песок, которым посыпали законченный лист. Слова в рукописной строке не разделяли, а абзацы выделяли инициалом – буквой, написанной киноварью. Тип почерка русского писца с четким, почти квадратным начертанием каждой буквы назывался уставом. С появлением бумаги процесс письма упростился, и уставное письмо сменилось округлым, с наклонным начертанием букв – полууставом, а для деловых бумаг появилась скоропись. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Просвещение При Ярославе Мудром в Киеве и Новгороде были построены соборы Святой Софии. Около Киева был основан Киево- Печерский монастырь. Его монахи писали летопись и переписывали книги. Ярослав Владимирович сам умел читать и заставлял учиться других. В Новгороде и Киеве по его указу отобрали около 300 детей и отдали "учиться книгам". В соборе Святой Софии хранилась собранная Ярославом библиотека славянских и греческих книг. Ярослав известен и как первый русский законодатель. В его княжение был выпущен свод законов, вошедший в историю под названием "Русская Правда". Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Литература Остромирово евангелие" "Остромирово евангелие" – древнейший дошедший до нас датированный памятник русской письменности. Он был составлен в годах по заказу новгородского княжеского посадника Остромира. "Остромирово евангелие" – сборник недельных евангельских чтений. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Заставка «Остромирова Евангелия Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Фрагмент из текста «Остромирова Евангелия» Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Страница из «Остромирова Евангелия» Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, летописец. (ок.1050-ок.1113) Нестор считается крупнейшим историком средневековья. Н.М. Карамзин назвал Нестора "отцом русской истории". В работе над главным трудом своей жизни – "Повестью временных лет" – Нестор использовал в качестве исторического источника официальные византийские хроники, народные предания, тексты великих князей. "Повесть временных лет" охватывает период правления семи великих князей: почти два с половиной столетия (годы). Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Святые Борис и Глеб "Чтение о житии и о погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" (автор: монах Нестор) Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В. СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Борисоглебский Собор в Чернигове Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


«Слово о полку Игореве» Дружина князя Игоря Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


После побоища Игоря Святославича с половцами Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Плач Ярославны Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Церковь Успения Богородицы (Десятинная) в Киеве. Была заложена в 989 году сразу после крещения Великого князя Владимира Святославича Святого. Церковь Успения Богородицы была отделана с величайшей для того времени роскошью: мрамором, яшмой, мозаикой. Специально для нее из Греции привезли драгоценную утварь. Киевская церковь Успения Богородицы, ставшая местом погребения князя Владимира Святославича и его супруги, была разрушена в 1240 году, при нашествии на Киев хана Батыя. Храм превратился в развалины. На их месте в XVII веке киевский митрополит Петр Симеонович Могила построил скромную церковь Рождества Богородицы. Впоследствии, когда церковь обветшала, ее срыли до основания. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Развалины Десятинной церкви перед её окончательным срытием Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Десятинная церковь в Киеве. Современная реконструкция. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Храм был заложен в 1037 году Великим князем Ярославом Владимировичем Мудрым в память о победе над печенегами. К площади перед собором сходились все дороги, ведущие в город. Софийский собор неоднократно подвергался грабежам и опустошениям, едва не был разрушен, его стены много раз надстраивали и переделывали. Сейчас внешний вид храма абсолютно не похож на прежний, но в его внутреннем убранстве сохранилось многое от первоначальной постройки и древних украшений. Софийский собор в Киеве Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Древняя мозаика, частично сохранившаяся на стенах Софийского собора в Киеве, – наиболее ценный элемент храма. В центральной апсиде(своде) главного алтаря собора помещено мозаичное изображение Богоматери Оранты (Богоматерь со вскинутыми к небу руками), называемое "Нерушимая Стена". Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Ниже располагается мозаика, на которой в верхнем ряду изображено причащение апостолов хлебом и вином во время Тайной вечери. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Софийский собор в Новгороде Софийский собор в Новгороде был заложен в 1045 году. Построен – в По преданию, расписывавшие собор художники хотели изобразить правую руку Иисуса Христа благословляющей, но на другой день, после того, как она была написана, пальцы руки оказались сжатыми. После трех безрезультатных попыток восстановить прежний вид руки мастера, по легенде, услышали небесный глас, повелевающий оставить десницу Спасителя сжатой, ибо она держит в себе судьбу Новгорода, и когда она раскроется, городу наступит конец. На нижних частях стен новгородского собора сохранились многочисленные надписи, процарапанные в разное время посетителями храма. Большинство надписей относится к XI-XIII векам. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Фрагмент большого сиона из Софийского Собора в Новгороде Икона «Пётр и Павел» из Софийского Собора в Новгороде Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода В 1198 году близ Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена каменная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице. Храм, сильно разрушенный в годах, во время Великой Отечественной войны, ныне восстановлен, но фрески 1199 года на его стенах почти полностью утрачены. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Успенский собор во Владимире Построенный в годах по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского Успенский собор во Владимире не сохранился в первоначальном виде. Храм сильно пострадал во время пожара 1185 года и в годах был перестроен. Впоследствии он не раз перестраивался. В настоящее время собор пятиглавый, хотя по первоначальному плану он имел только одну главу. Внутреннее убранство храма, на сооружение которого князь Андрей Юрьевич выделил десятую часть своих доходов, сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. Его сравнивали с легендарным храмом библейского царя Соломона. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Дмитриевский собор во Владимире Построенный в годах при Великом князе Всеволоде III Юрьевиче Большое Гнездо каменный одноглавый Дмитриевский собор во Владимире хорошо сохранился до настоящего времени. По некоторым предположениям, неизвестный зодчий, соорудивший здание, был близко знаком с собором Святого Луки в Венеции: он украсил фасады храма похожими декоративными резными изображениями людей и зверей, белокаменным растительным орнаментом. На стенах Дмитриевского собора во Владимире сохранились фрески, относящиеся к 1197 году. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


"Золотые ворота" во Владимире "Золотые ворота" были возведены в 1164 году в западной части владимирской крепости, на главной дороге, ведущей в город. Они служили одновременно и оборонительным сооружением, и торжественным въездом. Белокаменную арку ворот венчала надвратная церковь с золоченым куполом. В те времена на противоположной стороне владимирской крепости возвышались, вероятно, столь же мощные и парадные "Серебряные ворота". Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Икона "Владимирская Богоматерь" Икона "Владимирская Богоматерь", по преданию, написана евангелистом Лукой. Была привезена на Русь из Греции и до 1155 г. находилась в Киеве. В 1155 году князь Андрей Юрьевич Боголюбский увез икону во Владимир. До 1395 года икона "Владимирская Богоматерь" находилась в Успенском соборе Владимира. В 1395 году образ перенесли в Москву. В 1480 году икону поместили в Успенском соборе Московского Кремля. Покровительству иконы приписывали спасение Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году, а также отражение нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году. Икона "Владимирская Богоматерь" относится к типу Богоматерь Элеуса – Умиление: дева Мария, изображена по пояс, на правой руке она держит младенца Христа, который, обхватив левой рукой шею матери, прижимается к ее щеке. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Икона "Смоленская Богоматерь" Написанная, по преданию, тоже евангелистом Лукой, икона "Смоленская Богоматерь" была принесена на Русь из Греции и хранилась в Успенском соборе в Смоленске. В 1238 году образ обнесли вокруг стен города, моля о спасении от нашествия хана Батыя. В 1812 году, во время Бородинского сражения, икона находилась при русском войске. Заступничеству образа приписывали также чудесные явления в Смоленске во время эпидемии холеры годов. Икона "Смоленская Богоматерь" относится к типу Богоматерь Одигитрия – Путеводительница: дева Мария, изображена по пояс, на руке она держит младенца Христа, который, сидя прямо, в левой руке держит свиток, а правой благословляет. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Икона "Федоровская Богоматерь" Икона "Федоровская Богоматерь", известная с 1164 года, первоначально находилась в церкви Федора Стратилата Федоровского монастыря близ Городца. Затем образ перенесли в Кострому, где икона находилась сначала в костромской церкви Федора Стратилата, а в 1239 году была перенесена в Успенский собор Костромы. В 1613 году перед этим образом Михаил Федорович Романов получил благословение на царство. Икона "Федоровская Богоматерь" относится к типу Богоматерь Одигитрия. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Устное народное творчество Красно поле пшеном, а беседа умом Острый язык – дарование, а длинный – наказанье Больше верь своим очам, нежели чужим речам. Доброе молчанье лучше плохого ворчанья. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Мелет день до вечера, а послушать нечего. На языке медок, а на сердце ледок. Не всё то годится, что говорится. Не давши слова – крепись, а давши – держись. Проврался, что проворовался. Ученье – красота, а неученье – простота Ученье – свет, а неученье – тьма. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.

Я КУЛЬТУ РЫ КУЛЬТУРА РУСИ В IХ - НАЧАЛЕ ХIII В. (ДОМОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД)

Письменность  По сообщению средневековых автором письменность у славян существовала до принятия христианства.  Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения.  Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит (глаголицу), который был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром г.). Самые ранние сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор между Византией и Олегом был написан на двух языках – греческом и славянском. затем в 1918 I, Памятник святым равноапостольным братьям Мефодию и Кириллу в Москве на Славянской площади

Где учили грамоте? (богословие,  Основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени диалектику, риторику и т. п.). грамматику,  Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Материалы для письма харатья, заставки В то время писали на пергамене (иначе его называли кожа, мех). Пергамен изготовляли, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы - пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). украшали рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»). обтягивали (до сих Книги часто которые

Литература  Самый ранний памятник письменности – «Остромирово Евангелие». Оно было написано в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название. 1073 и 1076 рукописная  «Изборники» годов ­ древнерусская книга. Изборники были составлены для великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками, одним из которых был дьяк по имени Иоанн, имя второго неизвестно.

ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ  летописание  житие (агиография)  слово (поучение)  торжественное красноречие  нравоучительное красноречие  хождения (хожения)

 Л топись ее Летописание (или летоп сецие древнерусской) - это исторический жанр литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название - летопись.  Крупнейший летописный свод – «Повесть временных лет», составленная монахом Киево­ Печерского монастыря Нестором в начале XII в.  Главный вопрос, поставленный в начале летописи: «Откуда есть пошла русская земля и кто в Киеве начал первым княжити?»

ЖИТИЯ СВЯТЫХ  Важными для древнерусского человека были жития святых.  Начала создаваться житейская литература. Среди них – «Сказание о Борисе и Глебе», жития княгини Ольги, игумена Киево­Печорского монастыря Феодосия. Памятник Борису и Глебу у стен Борисоглебского монастыря в Дмитрове Псковская икона XIV век (Русский музей)

СЛОВО (ПОУЧЕНИЕ)  Слово (поучение) – произведение, относящиеся к жанру красноречия.  На Руси существовали торжественное красноречие – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (обосновывающее значимость и христианства прославляющее Русскую землю и князей) и нравоучительное – Мономаха» «Поучения (политическое и нравственное завещание великого князя). красноречие Владимира принятия

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ  «Слово о полку Игореве» посвящено походу новгород­ князя Игоря северского Святославича против половцев в 1185 г. Важнейшую причину тяжелого поражения Руси автор видит в распрях между их неподчинении великому киевскому князю.  князьями в Н. К. Рерих «Поход Игоря». 1942 г. Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880 г.

ХОЖДЕНИЯ (ХОЖЕНИЯ)  Хождения (хожения) – о путешествиях, святынях, достопримечательностях, природе, обычаях других стран («Хожение игумена Даниила в Палестину»). рассказывают христианских  Паломничество игумена Даниила сформировало понимание человеком мира и своей души. в Палестину средневековым русским

МУЗЫКА 2 направления:  народная (языческая) музыка – языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. При княжеских дворах появились скоморохи – первые актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах;  христианское строго пение богослужебное – распространилось после принятия христианства и сразу стало профессиональным занятием. В первое время в церковных и южнославянские певцы. Пение проходило без игры на музыкальных инструментах, более того, традиция восточного осуждала инструментальную музыку. христианства службах участвовали греческие

АРХИТЕКТУРА  С принятием христианства стали возводиться храмы. Первые – деревянные, они не сохранились. В X в. был построен 1­й каменный храм – Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.) Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года

 Самым ранним из сохранившихся памятников является 13­ купольный кирпичный собор Святой Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (30­е гг. XI в.). Колокольня Софийского собора на Софийской площади Апсиды собора. Открытая древняя кладка Вид на Софийский собор (современный вид)

СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В НОВГОРОДЕ  Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. Является одним из древнейших сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. Софийский собор (южная сторона) до реставрации 1893-1900 гг. Софийский собор (современный вид)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО  Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками.  Фреска - это живопись водяными красками по сырой штукатурке.  Мозаика - изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре Софийского собора в Киеве, XI век Фреска Софийского собора в Киеве. 1040­ые ­ начало 1050­ых гг.

РЕМЕСЛО  Археологические раскопки показали, что на Руси наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла.  Была освоена сложнейшая техника обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемеха, серпы, ножи.  Развивалось оружейное дело: мечи, топоры боевые, шлемы и т.д.  Появилось ювелирное производство кресты, перстни). (кольца, браслеты,  Изделия украшали сканью (узор из золотой или серебряной проволоки на металлической основе) или зернью – узором из золотых или серебряных зерен.  Также научились делать стеклянные украшения, овладели гончарным ремеслом, плотницким, кожевенным, сапожным, портновским делом и др.

ЛИТЕРАТУРА  Кацва, Л.А. История Отечества: справочник для старшеклассников поступающих в вузы: полный курс подготовки в выпускным и вступительным экзаменам / Л.А. Кацва, под ред. В.Р. Лещинера. М., 2001. - С. 35­44.  Борисов, Н. С. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник. 10 класс / Н. С. Борисов. М., 2009. – С. 43­55. Электронные ресурсы http://www.historicus.ru/kultura_i_iskusstvo_drevnei_ rusi/ http://russia.rin.ru/guides/5813.html

Cлайд 1

Слюсарь Светлана Александровна учитель истории МКОУ «Косолаповская СОШ» Целинного района

Cлайд 2

Cлайд 3

Изучить особенности культуры Древней Руси. Познакомиться с устным народным творчеством, письменностью, литературой, зодчеством и изобразительным искусством.

Cлайд 4

Проект – это научно-исследовательская работа по какой-либо теме. Творческий проект – это объединение обучающихся для исследования какой-то темы на основе нескольких источников

Cлайд 5

Под влиянием каких факторов формировалась самобытная культура Руси? Каковы были особенности культуры Древнерусского государства? Каково было влияние христианства на древнерусскую культуру? О каких событиях повествуют былины? Кто является их героями? Как вы думаете, почему в Древнерусском государстве было много грамотных людей?

Cлайд 6

В одной из хроник под 1132 годом, когда после смерти великого киевского князя Мстислава все княжества Руси вышли из повиновения Киеву, записано – «И раздрася вся Русская земля». Наступил период, именуемый феодальная раздроблённость.

Cлайд 7

Состояние раздроблённости Руси, когда каждое княжество-государство в своей повседневной жизни могло рассчитывать, прежде всего, на собственные возможности и силы, оказывало решающее воздействие на культуру и искусство каждого из регионов. Что же происходит в это время? Растут и укрепляются города - экономические и административные центры сельскохозяйственных округов, усиливается социальное расслоение,

Cлайд 8

Растёт ряд местных очагов культуры, возникают художественные школы - новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская, рязанская, школы Полоцка и Смоленска. Древнерусское искусство в ряде политических и культурных центров, где самостоятельно развивались живопись, архитектура, прикладное искусство, обладало всё ещё общими чертами, той единой, но уходящей Киевской Руси. Иначе говоря, единство художественной культуры сохранялось. Ведь у него было общее прошлое... После распада Киевского государства и до монголо-татарского нашествия литература продолжала следовать тем направлениям, которые установились при Ярославе и его потомках - писались летописи, жития, поучения.

Cлайд 9

Создавались военные машины, использовавшиеся при осаде и обороне крепостей - «пороки». Появились на Руси и свои врачи - «лечцы», находившиеся в ведении духовных властей. Развивалось шитье, плетение, вышивание.

Слайд 2: Словарь по теме: Культура домонгольской Руси

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе его общественно-исторической трудовой практики Житие – биография человека, причисленного церковью к лику святых Былины – это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей Летопись – запись событий по годам Крестово-купольный храм - архитектурный стиль христианского храма, сформировавшийся в Византии. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбам. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом Хождение - жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения.

Слайд 3

Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве - фольклоре. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через многие столетия, и нередко бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований. Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Таковы песни и пляски, исполнявшиеся на Масленицу, в день Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также свадебные песни и гадания. Однако народное творчество носило далеко не только обрядовый характер. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и волке, Бабе-яге, Змее Горыныче, т. п. Фольклер Ночь на Ивана Купалу К. В. Лебедев

Слайд 4

Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Среди древнерусских былинных сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Большинство былин связано с временами Владимира I (в былинах - Владимир Красное Солнышко). Появление былинного эпоса, центральные фигуры которого князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий. Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы. Фольклер Богатыри Васнецов В. М. Гусляры Васнецов В. М. Витязь на распутье Васнецов В. М.


Слайд 5: Письменность и литература

Письменность у восточных славян зародилась ещё до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Славянская письменность во второй половине IX века и в X веке проникла на Русь. Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из специально выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам - уставу. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, миниатюрами. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди.

Слайд 6: Новгородские берестяные грамоты

Берестяная грамота мальчика Онфима

Слайд 7: Жанры Древне-Русской литературы

Слайд 8: Летопись «Повесть временных лет»

Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси - « Повесть временных лет» (ПВЛ) возник в начале XII в. До нас ПВЛ дошла в двух редакциях, сложившихся в XIV-XV вв. Она стала основой русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами ПВЛ были отстаивание христианской веры и защита родной земли. Автором ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора который иногда выставил события в выгодным ему свете. Летопись была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя. Нестор Летописец М. М. Антокольский

Слайд 9: Слово «Слово о законе и благодати»

После крещения Руси Русскую Церковь возглавляли митрополиты-греки, которых присылали из Византии. После войны с Византией Ярослав созвал собор русских епископов и предложил им избрать митрополита из своих, из русских. Первым митрополитом русской православной церкви был митрополит Иларион. «Слово о законе и благодати митрополита Илариона, написанное во второй трети XI в., посвящено прославлению христианства и обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии. Слово "О законе и благодати" - одно из самых ранних {написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г.

10

Слайд 10: Житие «Житие Бориса и Глеба»

Нестор был одним из первых создателей житий - литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. В житиях обязательно рассказывалось о различных чудесах, совершённых святыми при жизни и после смерти. Нестор написал одно из первых житий Бориса и Глеба. «Житие Бориса и Глеба» является образцом древнерусского книжного жития. В основе этого произведений древнерусской книжности лежит сюжет о мученической кончине князей Бориса и Глеба, убитых их братом Святополком в борьбе за киевский престол.

11

Слайд 11: Поучение «Поучение Владимира Мономаха»

«Поучение Владимира Мономаха» -литературный памятник XII века. Это произведение называют первой светской проповедью. «Поучение детям» Владимира Мономаха содержало требования соблюдения христианской морали: Соблюдать законы государственные и семейные, Жить правильно, помогать нищим и обездоленным, Чтить старших, Честно выполнять военный долг. Кроме того, Владимир Мономах в поучении описывал события, свидетелем которых был сам.

12

Слайд 12: «Слово о полку Игореве»

В основу «Слово о полку Игореве» положены события неудачного похода новгородского князя Игоря Святославовича весной 1185 на половцев. Автор в произведении задает вопросы: почему князь Игорь потерпел поражение? Почему в двухвековой борьбе со Степью побеждала Русь, а в последнее время она стала терпеть поражения? Автор чётко и прямо называет главную причину страданий русского народа: «Из-за усобиц». Он страстно и проникновенно призывает русских князей прекратить распри. Автор ставит князьям в пример Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, при которых Русь была единым государством и побеждала своих врагов.

13

Слайд 13: "Хождение игумена Даниила"

Жанр описания путешествий на Христианский Восток (Палестину, Афон, Константинополь). Путешественники назывались пилигримами, паломниками, каликами перехожими. Главная цель таких путешествий - поклонение христианским святыням. Самое раннее из известных рус. X. - "Хождение игумена Даниила" в Святую Землю, написанное в начале 12 в.

14

Слайд 14: Кр естово-купольный тип храмов

Как отличить и не перепутать Если перед вами «классическая церковь» - скорее всего, она крестово-купольная. Главная примета - большой купол на высоком барабане (башенке). Вопросы об этом типе задают по отношению к церквям до XVII века, хотя крестово-купольные строились и позднее. Например. Исаакиевский собор и Храм Христа Спасителя. История типа Крестово-купольный тип пришел из Византии и стал основным для православного храма. В его основании лежит «крест», над центром которого возвышается купол. Поэтому он и называется «крестово - купольным». Кроме центрального купола над центром храма, у крестово-купольных церквей бывает еще несколько глав. Успенский собор. Москва Успенкий собор. Владимир Церковь Покрова на Нсрли. Боголюбова Архангельский собор. Москва Успенский собор во Владимир*. 1158 г. Церковь Бориса и Птебе в Кидекие, 1152 г. Церковь Спаса на Нередиче. 1198 г. Дмитериееский собор. 1194 г Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. 1374 г. Архангельский собор. 1508 г. Церковь Федора Стратипатз на Ру^ко. 1361 г. Благовещенский собор в Москве. 1489 г. Софийский собор о Киеве. 1037 г. Георгиевский собор Юрьева Монастыре, 1119г. Церковь покрова Покрова на Нсрли. 1165 г. Георгиевский собор в Юрьеве-польском. 1234 г. Успенский собор в Москве. 1479 г. воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.

15

Слайд 15: Десятинная церковь в Киеве 989 г

Сразу же после Крещения Руси, в 989 году князь Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы). На строительство храма он отдал десятую часть княжеских доходов - отсюда и его название. Это было мощное сооружение из тонкого кирпича с вкраплениями природного камня, богато украшенное резным мрамором В 1240 г. Орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь, последний оплот киевлян

16

Слайд 16: Софийский собор в Киеве

В честь победы над печенегами в 1036 Ярослав Мудрый построил великолепный Софийский собор в столице Руси - Киеве. Этот храм сочетал в себе славянские и византийские традиции Внутреннее убранство отличалось изысканностью и богатством: стены покрыты фресками, центральный купол переливался разноцветной мозаикой. Особый интерес представляют фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого

17

Слайд 17: Софийский собор в Великом Новгороде

СОФИЙСКИЙ СОБОР (Собор Святой Софии) Город: Великий Новгород Строительство: 1045 - 1050 гг. Правитель: Ярослав Мудрый Авторы и строители: греческие и новгородские мастера Дополнительно: на кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя - символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван IV жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидев оттуда страшное побоище, голубь окаменел от

18

Слайд 18: Церковь святого Георгия в Ладоге

Как считает большинство исследователей, церковь святого Георгия была построена в 1165-1166 гг. после того, как на реке Воронеге русское войско разгромило шведов. Это одна из древнейших каменных построек на севере Руси. Главная драгоценность храма -настенные фрески, выполненные в середине XII в.

19

Слайд 19: Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода

В 1198 году близ Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена каменная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице. Храм, сильно разрушенный в 1941-1943 годах, во время Великой Отечественной войны, ныне восстановлен, но фрески 1199 года на его стенах почти полностью утрачены.

20

Слайд 20: Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Построенный в 1158-1160 годах по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского Успенский собор во Владимире не сохранился в первоначальном виде. Храм сильно пострадал во время пожара 1185 года и в 1185-1189 годах был перестроен. Впоследствии он не раз перестраивался. В настоящее время собор пятиглавый, хотя по первоначальному плану он имел только одну главу. Внутреннее убранство храма, на сооружение которого князь Андрей Юрьевич выделил десятую часть своих доходов, сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. Его сравнивали с легендарным храмом библейского царя Соломона. В 1408 году собор украсили фрески прославленных русских мастеров Андрея Рублева и Даниила Черного. В то время Успенский собор во Владимире, по образцу которого был позднее построен Успенский собор Московского Кремля, считался на Руси эталоном в архитектуре.

С распространением культового каменного строительства стала развиваться монументальная живопись. Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов фресками и мозаиками. Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе (Киев) фресками были покрыты практически все стены. В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является «Богоматерь Владимирская, созданная в начале Х II в. Изобразительное искусство XII-XIII вв., как и в эпоху Киевской Руси, было связано с росписью храмов и представлено в основном фресками. Лучше всего они сохранились в Новгородской земле. По сравнению с XI в. росписи стали менее торжественными, зато изображаемые фигуры - более динамичными. Самый яркий образец новгородской фрески - роспись в церкви Спаса па Передние.

23

Последний слайд презентации: Культура до монгольской Руси: Киевская Русь благодаря творческому усвоению христианства и культурного наследия античности достигла высокого уровня, встала вровень с западноевропейскими странами. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольского нашествия

Назовите основные направления культуры до монгольской Руси Назовите основные произведения литературы древней Руси В чем заключалось основное значение произведение «Слово о полку Игоревым» Назовите не менее 5 главных архитектурных сооружений домонгольской Руси Как называлась самая популярная икона на Руси

«Архитектура Древней Руси. Русь домонгольская» – презентация, которая расскажет о самых значительных памятниках архитектуры домонгольской Руси. Приняв в конце Х века христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую культуру, которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян, но, как более сильная на первых порах их заслонила.

Архитектура Древней Руси. Русь домонгольская

«Не знаем, на небе ли мы были или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и Богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы не можем забыть красоты той»,—

рассказывали посланцы князю Владимиру о своём посещении Софийского собора Константинополя.

«Мы взяли из Византии евангелие и традицию»
А.С. Пушкин

Приняв в конце Х века христианство, киевский князь Владимир принял и которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян, но, как более сильная на первых порах их заслонила.

С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбов делился на продольные части – нефы, четыре опорных столба соединялись вверху подпружными арками, поддерживавшими через паруса световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом.

К подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру; отсюда название системы – крестово-купольная.

Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукружий – апсид.

Поперечное пространство в западной части храма называлось нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближённые во время богослужения.

Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на прясла лопатками.

Наиболее распространённой в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная – стены воздвигали из тонкого кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе – цемянке. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался полосатым, что уже само по себе было решением декоративного оформления экстерьера.

«О, светло-светлая и украсно украшена
земля Русская!

Десятинная церковь

Сразу после принятия христианства в Киеве был построен храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (989-996) – первый известный нам каменный храм Киевской Руси. Десятинная церковь (князь выделил на её содержание десятую часть своих доходов – отсюда и название) была разрушена во время нашествия монголо-татар.

Десятинная церковь была богато «изукрашена»: об этом свидетельствуют фрагменты фресок и мозаик, плит наборного пола, обломки колонн, куски резных капителей обнаруженные археологами на площади, где стояла Десятинная церковь. Это была большая 25-главая шестистолпная церковь, с двух сторон обнесённая пониженными галереями, что придавало пирамидальный облик всему храму.

Десятинная церковь стояла на главной площади города. Тут же располагались княжеский дворец, хоромы дружины и городской знати. Княжеский терем и главные святыни города – соборы – стояли высоко над Днепром, «на горе».

У подножия холма, «на подоле», жили купцы, ремесленники, городская беднота. Киев рубежа Х-ХI века был хорошо укреплённым городом, стена на мощном земляном валу была деревянной, но ворота в ней были каменными.

В 1031-1036 гг. в Чернигове греческими мастерами был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Этот самый «византийский» храм Киевской Руси сохранился до наших дней почти целиком.

София Киевская

В 1037 г. Ярославом Мудрым в Киеве был заложен каменный Софийский собор, пятиапсидный, 13-купольный. Постройка собора связана с окончательной победой войска князя Ярослава над печенегами.

Также как и Десятинная церковь и Спасо-Преображенский собор, София имеет выраженную пирамидальную композицию. Пирамидальность, наращение масс – черты, чуждые византийскому зодчеству.

Ступенчатая пирамидальность, также как многоглавие, была исконно национальной чертой русского зодчества. Наибольшую декоративность фасадам сообщала живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня.

Интерьер Софии Киевской был необычайно богат и живописен: хорошо освещённые алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой.

Столбы нефов, более тёмные боковые помещения под хорами, стены расписаны фресками. Полы были также мозаичными и из шифера. Ши́фер - строительный материал. Первоначально - плиты небольших размеров, изготовленные из глинистых сланцев. Также шифером назывался необработанный глинистый сланец.

Богородица в конхе апсиды Киевской Софии, стоящая с воздетыми руками – канонический тип Оранты (молящейся), — воспринималась киевлянами как образ защитницы города, олицетворение самой «матери городов русских» Её прозвали «Нерушимой стеной». По легенде, пока цела киевская Оранта, будет стоять и Киев.

«Где София, тут и Новгород»

Пятикупольный Новгородский Софийский собор (1045-1050), хотя и строился по образу и подобию Киевского, но всё же значительно отличался от последнего.

Новгородский храм был сложен из камней, скреплённых известковым раствором, впоследствии побеленных штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами, придало ему большую живописность. В Новгородской Софии чувствуется богатырская сила. Недаром собор почитался новгородцами, говорившими: «Где София, тут и Новгород»

София Полоцкая

В 1066 году была построена третья София в Полоцке, техника кладки которого аналогична киевской. Основной объем храма был строго центричен, его внутреннее пространство членилось крещатыми столбами на пять нефов. Храм принадлежал к сложному варианту крестово-купольной системы. Завершался собор семью главами.

Георгиевский собор Юрьева монастыря

В 1119 году князь Всеволод Мстиславич в древнем Юрьевом монастыре возводит каменный собор.

Георгиевский собор, как и Новгородская София, поражает величавостью и массивностью. Он господствует над огромными водными просторами при речном подступе к городу.

Имена древнерусских зодчих в подавляющем большинстве своем нам неизвестны. Но имя создателя Георгиевского собора сохранилось на страницах поздней новгородской летописи - им был «мастер Петр».

Георгиевским собором завершается монументальное княжеское строительство в Новгороде XII века.

В киевскую пору были заложены основы русской архитектурной традиции и намечены черты будущих строительных школ различных древнерусских княжеств эпохи феодальной раздробленности.

Приглашаю заглянуть на мой . Здесь есть маршрут, посвящённый архитектуре домонгольской Руси . Обстоятельное повествование о рождении и устройстве древнерусского храма любознательный читатель моего сайта найдёт на сайте Арзамас.

Удачи!

Похожие публикации