Преподобный Кукша Одесский: житие, чудеса, молитвы. Житие священномученика кукши киево-печерского, просветителя вятичей, и ученика его преподобномученика никона

Источник святого Кукши находится в Мценском районе Орловской области, в лесу, в Скиту святого Кукши, в 2-х км западнее деревни Карандаково и в 900 м восточнее деревни Фроловка. В скиту поблизости от почитаемого источника расположена церковь. Святой источник хорошо обустроен. Построена закрытая купальня с купелью.

Духовная миссия под настоятельством преподобного Кукши соединила лучшие силы Киево-Печерской лавры и Черниговской епархии, при содействии со стороны светской власти. Видимо, миссионеры отправились в путь весной-летом 1113 года, а не осенью и не зимой, так как вообще лучшими путями сообщения служили водные артерии, а к вятичам вел только один удобный путь из Чepнигова - по реке Десне. Из летописи известно, что св. Кукша шёл на проповедь к вятичам именно по этой реке. Без сомнения, по пути св. Kукшa виделся с Феоктистом в Чернигове, ибо двигаясь вверх по Днепру, он не мог миновать этот город. Далее путь представлял уже значительные трудности. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, населенные северянами, миссия достигла пределов вятичей вблизи города Брянска и развернула свою деятельность.

В Брянском уезде, по наблюдениям Иакова Тихомирова, сохранилось предание о "великом муже", когда-то бывшем в той местности и творившем великие дела. Затем последовал переход к Карачеву, после которого монахи через непроходимые дебри и болота углубились в языческие земли. Достигнув Оки, по реке отправились ко Мценску. Здесь от миссии отделился преподобный Авраамий Печерский, проповедовавший в земле Новосильской.

Согласно преданиям св. Кукша во мценской Введенской церкви - маленьком деревянном храме, срубленном из огромных дубов, росших поблизости, поставил чудотворный образ Святителя Николая, архиепископа Мирликийского и большой восьмиконечный каменный крест. Образ Николая Чудотворца был высечен из дерева в человеческий рост. В правой руке он держал меч, а в левой ковчег для Святых Даров. Вскоре о нем пошла весть, что он исцеляет и имеет чудотворную силу. В 1238 году, когда хан Батый шел на Мценск, священники спрятали его у подножия соборной горы в тайнике подземного хода, у скрытого источника.

Кукша причислен к лику святых как равноапостольный именно за крещение вятичей и за свою мученическую смерть - усекновение главы, в лесной чаще в 1113 году «Кукша противу рассвета убиен бысть». В 2013 году исполнилось 900 лет памяти святого Кукши. После убиения святого Кукши христиане спрятали в тайнике горы Самород во Мценске христианские святыни и язычество вновь воцарилось в крае почти на 200 лет. И только в 1415 году на эти земли пришли черниговские князья и привезли епископов, которые вновь крестили вятичей (так называемое, «второе крещение амчан»).

В 1824 году в бытность Преосвященного архиепископа Гавриила древний тайник был обнаружен, найден желоб из тайного источника, скрытый в глубинах горы, обретены святыни.

Сам скрытый источник жив и поныне, и назван в честь священномученика Кукши на месте его гибели.

В заключении стоит отметить, что с усилением православной веры и увеличением числа верующих, растёт и почитание святых источников, причём многие люди не только приходят к ним за помощью Божьей, но и ухаживают, облагораживают святые колодцы. Но самую важную роль в возрождении святых источников играет церковь, ведь именно она, с помощью и благодатью Божьей, помогает найти человеку внутри себя доброту, щедрость, любовь и другие качества православного христианина. И именно проповеди православных священников сподвигают людей к почитанию святынь, в том числе и святых источников.

Преподобный Кукша (Косьма Величко) родился 12/25 января 1875 года в селе Гарбузинка Херсонского района Николаевской губернии в многодетной семье благочестивых родителей Кирилла и Харитины. Его мать в молодости мечтала стать монахиней, но по родительскому настоянию вышла замуж. Харитина горячо молилась Богу, просила, чтобы кто-то из её детей сподобился подвизаться в иноческом чине. В семье у них было три брата: старший Феодор, средний Косма (о. Кукша) и младший Иоанн. Была у них и сестра Мария, которая умерла в 16 лет от сильной простуды внутренних органов: полоскала зимой в речке белье и упала в воду, полгода болела, все на печи выгревалась, но Богу было угодно призвать ее душу в юные годы. По милости Божией младший сын, Косьма, с детства всей душой устремился к Богу, он с малых лет полюбил молитву и уединение, в свободное время читал св. Евангелие. Бывало, мать скажет ему: «Сходил бы погулял, вон твои братья пошли на «вечерницы», иди и ты» - «Ну и пусть идут, а я никуда не пойду, лучше почитаю».

В 1896 году Косьма, получив родительское благословение, удалился на святую гору Афон, где был принят послушником в русский монастырь Святого Великомученика Пантелеимона. В Пантелеимоновом монастыре тогда проживало до 3000 человек монахов и послушников. Чистота и порядок были идеальными. Дисциплина была строгая: все послушники и монахи, старые и молодые, должны были ходить только в сапогах - другая обувь не разрешалась. Отец Кукша, будучи уже в 90-летнем возрасте, всегда ходил в сапогах, несмотря на глубокие венозные раны. Он говорил: «Мне кажется, что у меня ноги рассыпятся без сапог».

Прошел год монастырской жизни. Мать Космы отправилась во Святую землю с желанием как-то повидаться с любимым сыном - ведь вход женщинам на Афон строго запрещен даже гражданским законом (карается тюремным заключением до 2-х лет). Харитина с паломниками послала письмо Настоятелю с просьбой отпустить к ней в Иерусалим ее сына-послушника. Настоятель благословил ехать. В Иерусалиме, когда паломники находились у Силоамской купели, Косьму, близко стоявшего возле источника, кто-то нечаянно задел, и отрок упал в воду первым. Многие бесплодные женщины стремились войти в купель в числе первых, ведь по преданию: Господь даровал чадородие тому, кто первым успеет погрузиться в воду. После этого события паломники стали подшучивать над Косьмой, говоря, что у него будет много детей. Слова эти оказались пророческими - у старца Кукши впоследствии действительно было множество духовных чад.

В храме Воскресения Христова произошло ещё одно знаменательное событие: на Косьму по промыслу Божиему была опрокинута средняя лампада. Все верующие хотели помазаться елеем из лампад, горевших при Гробе Господнем, люди окружили отрока и, собирали руками стекающий по его одежде елей, благоговейно помазывались им. Конечно, неспроста опрокинулась та лампада именно на него. Этим Бог показал предзнаменательно, что через о. Кукшу множество народа будет получать Божественную благодать.

Через год после возвращения из Иерусалима на Афон Косьме посчастливилось еще раз побывать на Святой Земле, он сподобился полтора года нести послушание у Гроба Господня. Вскоре послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 года - в монашество, и наречен Ксенофонтом. По промыслу Божию отроку предстояло 16 лет постигать основы монашеской жизни в монастыре Святого Великомученика Пантелеимона, под руководством духовного наставника старца Мелхиседека, который подвизался отшельником в горах. Впоследствии подвижник вспоминал: " До 12 ночи на послушании, а в 1-м часу ночи бежал в пустынь к старцу Мелхиседеку учиться молиться".

Однажды, стоя на молитве, старец и его духовный сын услышали в ночной тишине приближение свадебного кортежа: топот конских копыт, игру на гармошке, веселое пение, хохот, свист...

Отче, откуда здесь свадьба?

Это гости едут, надо их встретить.

Старец взял крест, святую воду, четки и, выйдя из келии, окропил вокруг нее святой водой. Читая крещенский тропарь, он на все стороны осенил крестом - сразу сделалось тихо, как будто и не было никакого шума.

Под его мудрым окормлением монах Ксенофонт сподобился стяжать все добродетели иноческие и преуспел в духовном делании. Несмотря на то, что Ксенофонт был внешне малограмотным человеком, едва умел читать и писать, святое Евангелие и Псалтирь он знал наизусть, службу церковную совершал на память, никогда не ошибаясь.

В 1913 году греческие власти, потребовали выезда с Афона многих русских монахов, в том числе и о. Ксенофонта. Накануне отъезда о. Ксенофонт побежал к своему духовному отцу:

Отче, я никуда не поеду! Вот лягу под лодку или под камень и умру здесь, на Афоне!

Нет, чадо, - возразил старец, - так Богу угодно, чтобы ты жил в России, там надо спасать людей. - Затем вывел его из келии и спросил: - Хочешь увидеть, как стихии покоряются человеку?

Хочу, отче.

Тогда смотри. - Старец перекрестил темное ночное небо, и оно стало светлым, перекрестил еще раз - оно как береста свернулось, и о. Ксенофонт увидел Господа во всей славе и в окружении сонма ангелов и всех святых, он закрыл лицо руками, упал на землю и закричал: "Отче, мне страшно!"

Через некоторое мгновение старец произнес:

Вставай, не бойся.

Отец Кукша поднялся с земли - небо было обычным, на нем по-прежнему мерцали звезды. Полученное перед отъездом с Афона Божественное утешение в тяжелые годы поддерживало о. Ксенофонта.

В 1913 году афонский монах Ксенофонт становится насельником Киево-Печерской Свято-Успенской лавры. В 1914 г. во время первой мировой войны о. Ксенофонт 10 месяцев был "братом милосердия" в санитарном поезде "Киев-Львов", а вернувшись в Лавру, нес послушание в Дальних Пещерах; заправлял и зажигал лампады перед святыми мощами, переоблачал святые мощи...,

Из воспоминаний старца Кукши: «Мне очень хотелось принять схиму, - рассказывал он, - но по молодости лет (40 лет с небольшим) мне отказывали в моем желании. И вот однажды ночью я переодевал мощи в Дальних Пещерах. Дойдя до святых мощей схимника Силуана, я переодел их, взял на свои руки и, стоя на коленях перед его ракой, стал усердно ему молиться, чтобы угодник Божий помог мне сподобиться пострига в схиму». (В это время о. Ксенофонт был уже в сане игумена). И так, стоя на коленях и держа в руках святые мощи, он под утро заснул. Вдруг слышит сильный стук в двери наверху, которые в это время должны были быть уже открыты, - это братия шли от полунощницы прикладываться к святым мощам в Дальние Пещеры. Отец Ксенофонт положил святые мощи в раку и поспешил наверх открывать двери братии. Мечта о. Ксенофонта сбылась через несколько лет: 8 апреля 1931 года смертельно больной подвижник был пострижен в схиму. При постриге получил имя Кукша, в честь священномученика Кукши, мощи которого находятся в Ближних Пещерах. После пострига о. Кукша стал быстро поправляться и вскоре выздоровел.

3 апреля 1934 года отец Кукша был рукоположен в сан иеродиакона, а через месяц - в сан иеромонаха. После закрытия Киево-Печерской лавры иеромонах Кукша служил до 1938 года в Киеве, в церкви на Воскресенской Слободке. Надо было иметь великое мужество, чтобы служить священником в то время. В 1938 году подвижник был осуждён, отбывал пятилетний срок в лагерях г. Вильма Молотовской области, затем три года провёл в ссылке. В лагерях осуждённые были вынуждены работать по 14 часов в сутки, получая очень скудную пищу "выполнять норму" на изнурительных лесоповалочных работах. Шестидесятилетний иеромонах терпеливо и благодушно переносил лагерную жизнь, старался духовно поддерживать окружающих его людей.

В то время в Киеве проживал епископ Антоний, который знал и почитал отца Кукшу. Батюшка получил от него посылку, в которой вместе с сухариками было сто частиц просушенных Святых Даров. Проверяющие сочли Святые Дары за сухарики.

"Но разве мог я один причащаться Святых Даров, когда многие священники, монахини и монахи, долгие годы находясь в заключении, были лишены этого утешения? Я сказал священникам, что получил Святые Дары. Верующие с большой осторожностью оповестили других верующих, чтобы те в назначенный день в определенном месте готовы были принять Святое Причастие. Мы сделали из полотенец епитрахили, нарисовав на них кресты, - рассказывал преподобный Кукша.

Прочитав положенные молитвы, благословили и надели их на себя, спрятав под верхнюю одежду. Священники укрылись в кустарнике. Монахи и монахини, чтобы быть незамеченными охранниками, по очереди подбегали к нам, мы быстро накрывали их епитрахилями-полотенцами, прощая и отпуская грехи. Так в одно утро по дороге на работу причастилось сразу сто человек. Как они радовались и благодарили Бога за Его великую милость!"

Старец вспоминал: "Это было на Пасху. Я был такой слабый и голодный, - ветром качало. А солнышко светит, птички поют, снег уже начал таять. Я иду по зоне вдоль колючей проволоки, есть нестерпимо хочется, а за проволокой повара носят из кухни в столовую для охранников на головах противни с пирогами. Над ними вороны летают. Я взмолился: "Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога". Вдруг слышу над головой: "Кар-р-р!",- и к ногам упал пирог, - это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод".

Весной 1943 года, по окончании срока заключения, на праздник святого великомученика Георгия Победоносца иеромонаха Кукшу освободили, и он отправился в ссылку в Соликамскую область. Взяв благословение у епископа в г. Соликамске, он часто совершал богослужения в соседнем селе.

В 1947 году окончилось время ссылки, завершился восьмилетний исповеднический подвиг. Иеромонах Кукша вернулся в Киево-Печерскую лавру, здесь начался подвиг служения страждущим - старчество. Старец Кукша укрепляет маловерных, ободряет ропщущих, смягчает ожесточенных, по его молитве верующие получают духовное и физическое исцеление. Как за полвека до этого в Иерусалиме паломники окружили Косьму и старались с его головы и одежды взять чудесно излившийся из лампады елей, чтобы помазаться им, так теперь к старцу Кукше в монастырь шла нескончаемая вереница людей, ждущих Божией помощи и благодати.

Сохранились многочисленные свидетельства о чудесах исцеления по молитве старца Кукши, приведём лишь некоторые из этих свидетельств:

Тяжело больная А., которой должны были удалить появившуюся на лбу злокачественную опухоль, перед операцией приехала к старцу. Отец Кукша долго исповедал больную, потом причастил, дал ей металлический крестик, который велел все время прижимать к опухоли. Больная пробыла в монастыре 4 дня, по благословению старца ежедневно причащалась, крестик с благоговением прижимала ко лбу. Вернувшись домой, обнаружила, что половина опухоли исчезла, на ее месте осталась белая пустая кожа, а через две недели пропала и вторая половина опухоли, лоб побелел, очистился, не осталось и следов от рака.

Одну из своих духовных чад преподобный исцелил от душевной болезни, мучившей ее в течение месяца, - заочно, прочитав ее письмо с просьбой помолиться о ней. После получения старцем ее письма она стала совершенно здорова.

Старец Кукша имел от Бога дар духовного рассуждения и различения помыслов. Он был великим прозорливцем. Ему были открыты даже самые сокровенные чувства, которые люди едва могли понять сами, а он понимал и объяснял, от кого они и откуда. Многие шли к нему, чтобы рассказать о своих скорбях и спросить совета, а он, не дожидаясь объяснений, уже встречал их с нужным ответом и духовным советом. Старец никогда не осуждал согрешающих и не сторонился их, а наоборот, всегда с состраданием принимал их. Говорил: "Я сам грешный и грешных люблю. Нет человека на земле, который бы не согрешил. Един Господь без греха, а мы все грешные".

В 1951 году отца Кукшу из Киева переводят в Почаевскую Свято-Успенскую лавру. В Почаеве старец нес послушание киотного у чудотворной иконы, когда к ней прикладывались монахи и богомольцы. Кроме этого, о. Кукша должен был исповедовать людей. Свои обязанности он исполнял с отеческой заботой обо всех приходящих, любовно обличая их пороки, предостерегал от духовных падений и предстоящих бед.

Однажды один генерал, переодевшись в штатскую одежду, приехал в Почаевскую лавру и смотрел с любопытством, как исповедует преподобный. Старец подозвал его к себе и беседовал с ним некоторое время. Отошел от старца генерал очень бледный, крайне взволнованный и потрясенный, спрашивая: "Что это за человек? Откуда он все знает? Он обличил всю мою жизнь!"

По свидетельству духовных чад, старец Кукша однажды назвал одного мужчину, у которого была супруга и двое детей, иеромонахом. Впоследствии, после смерти жены, мужчина посвятил свою жизнь служению Господу, через несколько лет был рукоположен в сан иеродиакона, а затем - в сан иеромонаха.

Одна женщина просила старца Кукшу благословить её дочь М. выйти замуж, прозорливец ответил: "Никогда М. замуж не выйдет!" Женщина пыталась объяснить, что у молодых уже все готово к свадьбе, осталось только сшить платье, и после Пасхи они будут венчаться, но старец уверенно повторил: "М. никогда замуж не выйдет". За неделю до свадьбы у М. вдруг начались эпилептические припадки (чего раньше с ней не наблюдалось), и испуганный жених немедленно уехал домой. Через несколько лет М. приняла монашество с именем Галина, а ее мать - с именем Василиса.

Другая благочестивая девица просила батюшку благословить ее на монашество, но старец благословил ее на замужество. Велел ей ехать домой, сказав, что там ее ждет семинарист. Предсказание старца сбылось, девушка вскоре вышла замуж за семинариста. Духовная дочь старца вырастила семерых детей, и воспитала их в любви к Богу.

Одна духовная дочь старца поведала, что ей очень хотелось узнать, как чувствует себя старец Кукша во время Божественной литургии:

"Однажды, войдя в Пещерный храм, когда о. Кукша служил в нем Божественную литургию, я сразу почувствовала сильную близость души к Богу, как будто вокруг никого не было, а только Бог и я. Каждый возглас о. Кукши возносил мою душу "горе", и преисполнял ее такой благодатью, как будто я стояла на небе перед лицом Самого Бога. На душе было по-детски чисто, необыкновенно светло, легко и радостно. Ни одна посторонняя мысль не беспокоила меня и не отвлекала от Бога. В таком состоянии я находилась до конца литургии. После литургии все ждали, когда о. Кукша выйдет из алтаря, чтобы взять у него благословение. Подошла и я к своему духовному отцу. Он благословил меня и, крепко взяв обе мои руки, повел за собой, внимательно с улыбкой вглядываясь в мои глаза, вернее, через глаза в душу, как бы стараясь рассмотреть, в каком она состоянии после такой чистой молитвы. Я поняла, что батюшка дал мне возможность пережить такое же святое блаженство, в каком он сам всегда пребывал во время Божественной литургии".

Из воспоминаний духовной дочери старца Кукши:

Иногда он благословлял, положив обе ладони своих рук крестообразно на мою голову, читая про себя молитву, и я преисполнялась необыкновенной радости и безграничной любви к Богу... В таком состоянии я пребывала дня по три.

Старец советовал всем к святой Чаше не подходить с деньгами, чтобы "не уподобиться Иуде", и священникам запрещал с деньгами в кармане стоять у престола и совершать Божественную литургию.

Отец Кукша также советовал все новые вещи и продукты освящать святой водой, перед сном окроплять келию (комнату). Утром, выходя из келии, он всегда окроплял себя святой водой. Один молодой послушник, не понимая, зачем батюшка каждый вечер окропляет свою келию святой водой, как-то спросил его: "Батюшка, зачем это вам надо окроплять? Что оно дает?" А батюшка ответил: "Дает, дает…" Прошло три дня. Батюшка зашел к послушнику в келию и на глазах у него начал окроплять его келию святой водой. Послушник потом рассказывал: "И вдруг я такое увидел! Полная келия бесов, и все бегут гурьбой в двери, да не успевают, вываливаются один через другого…" Послушник кричит: "Батюшка, да неужели это так?" "Да, ты же их видел?..." - последовал ответ Батюшки.

Все жизненные испытания старец побеждал воспоминанием Крестных Страданий Христа Спасителя и Живоносного Его Воскресения. Своей духовной дочери монахине Варваре он говорил: "Когда тебя куда повезут - не скорби, но духом всегда стой у Гроба Господня, вот как Кукша: я и в тюрьме, и в ссылке был, а духом всегда стою у Гроба Господня!" Когда батюшку спрашивали о последних временах, то он говорил, что некоторые из его духовных чад доживут до времени антихриста. Старец говаривал: "Были мученики и теперь будут. Последние выше первых, много понесут скорбей". "Господь Своих не оставит, только нужно не забывать, что все под Богом ходим. Надеющиеся на Господа не лишатся всякого блага".

"Господи, сподоби хоть с краюшку, да в раюшку".

Отец Кукша ежедневно причащался Святых Христовых Тайн и говорил, что Причастие - это Пасха, и заставлял после Причастия читать Пасхальный канон даже Постом. Он всех встречал приветствием: «Христос Воскресе!», всех называл «деточка», часто говорил: «Сподоби, Господи, в веке сем пожить, Богу угодить и Царство Небесное получить» (наследовать).

Отец Кукша очень не любил тщеславие, всегда старался оградить или исправить от него своих духовных чад, да и всех вообще. Он учил, чтобы ничего не делали напоказ, запрещал открыто в руках держать четки, советовал с правой стороны верхней одежды изнутри пришить к поле карман и в нем держать четки, чтобы левой рукой их перебирать, читая Иисусову молитву, в пути, в храме, в автобусе, в поезде и т. д. Одеваться велел, ничем не отличаясь от всех людей. Однажды, когда о. Кукша жил еще в Почаеве, к нему подошла группа женщин: «Батюшка, мы от самого Киева пешком шли!» - «И долго вы шли? - спросил старец. - «18 дней!» - самодовольно ответили женщины - «Ну и дурочки: вы бы сели на поезд и через 10 часов в Почаеве были и Богу бы молились. А вы 18 суток ноги били, всего в пути насмотрелись и наслушались, да наверное ссорились и осуждали грехов набирались». «Было все это, батюшка», ответили пристыженные женщины, хотевшие было похвастаться перед старцем своим мнимым подвигом.

Он всегда учил и напоминал идти средним «царским» путем: особенно не замаливаться и не поститься без меры, никому не давал строгих постов, говорил: «Придет время - поел бы, да не дадут! Поел благодари Бога. Поспал - благодари Бога. За все, за все благодари Бога!». Сам он ел с большим воздержанием.

По принятии Святого Причастия в воскресенье и праздничные дни, после обеда о. Кукша отправлял всех отдыхать, он говорил: «Лучше - спать, чем языком болтать после причащения».

Отец Кукша благословлял класть жребий: «Когда не знаешь, как в жизни поступить, положи жребий: напиши две записочки («сделать так-то» и «не делать так-то»), скатай каждую в трубочку, положи под икону и прочитай акафист Матери Божией, а потом вынимай, не глядя, любую записку. Что в ней написано, то и выполняй. Но смотри, если положишь, да не выполнишь (!..)», - и о. Кукша строго погрозил пальцем.

Люди в храме сотнями стояли в очереди к нему. Многих принимал он и в своей келии, не жалея себя и почти без отдыха проводя целые дни, несмотря на преклонный возраст и старческие болезни. Он, по афонскому обычаю, всю жизнь обувался только в сапоги. От долгих и многих подвигов у него на ногах были глубокие венозные раны. Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена, и сапог наполнился кровью. Его увели в келию, уложили в постель. Пришел знаменитый своими исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий), осмотрел ногу и сказал: "Собирайся, отец, домой" (то есть умирать), и ушел. Все монахи и миряне горячо со слезами молились Матери Божией о даровании здравия дорогому и любимому старцу. Через неделю игумен Иосиф опять посетил больного, осмотрел почти зажившую рану на ноге и в изумлении воскликнул: "Вымолили чада духовные!"

В конце апреля 1957 года старца на страстной седмице Великого поста переводят в Крещатицкий Свято-Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой епархии. С приходом старца Кукши ожила духовная жизнь братии монастыря. В тихую обитель апостола любви устремились духовные чада, на средства, передаваемые о. Кукше, увеличились постройки в обители. Ежедневно в полпятого утра, собрав духовных чад на утреннюю молитву в свою келию, он открывал киот чудотворной иконы Казанской Божией Матери и давал всем прикладываться не через стекло, а к самой иконе, а также к афонскому благословению - иконочке св. великомученика Пантелеймона и к другим иконам и крестам. Особенно он ценил раннюю литургию. Он говорил, что на раннюю литургию ходят подвижники, а на позднюю постники. Отец Кукша не причащал даже грудных детей, если во время литургии они не присутствовали в храме. Отец Кукша учил никогда не бежать поспешно в храм, даже если придется и опоздать, но идти не спеша и творить молитву. А если нужно куда-либо идти двоим, то не рядом, а на расстоянии 5 метров друг за другом, чтобы не разговаривать, а творить Иисусову молитву в пути. Велел ложиться спать в 10 часов вечера, а в первом часу ночи вставать на молитву.

В 1960 году старец Кукша был переведен в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Здесь ему предстояло провести последние четыре года своей подвижнической жизни. В Свято-Успенском монастыре старца Кукшу с любовью встретили насельники обители. Ему определено было послушание исповедовать людей и помогать вынимать частицы из просфор во время совершения проскомидии.

Старец вставал рано утром, читал свое молитвенное правило, старался причащаться каждый день, он особенно любил раннюю литургию. Ежедневно идя в храм, старец под одежду надевал свою афонскую власяницу из белого конского волоса, который больно колол все тело.

Келия старца в монастырском корпусе примыкала прямо к Свято-Никольской церкви. С ним поселили и послушника келейника, но старец, несмотря на немощи своего преклонного возраста, не пользовался посторонней помощью и говорил: "Мы сами себе послушники до самой смерти".

Однажды он с радостным лицом сказал своей духовной дочери: "Матерь Божия хочет взять меня к Себе". В октябре 1964 года старец, упав, сломал бедро. Пролежав в таком состоянии на холодной сырой земле, он простудился и заболел воспалением легких. Он никогда не принимал лекарств, называя "врачебницей" святую Церковь. Даже страдая в предсмертной болезни, он также отказался от всякой врачебной помощи, лишь просил причащать его каждый день святых Христовых Тайн.

Блаженный подвижник предвидел свою кончину. Духовная дочь старца схимонахиня А. вспоминает: "Батюшка иногда говорил: "90 лет - Кукши нет. Хоронить-то как будут, быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают"... Скончался, когда ему было около 90 лет".

Боясь стечения народа на похоронах, власти потребовали отвезти тело почившего на родину. Наместник обители ответил, что родиной монаха является монастырь. Тогда братии отвели два часа на погребение старца.

Cтарец Кукша говорил, чтобы после его кончины верующие приходили на могилку, рассказывали о печалях и нуждах. Всякий, приходящий с верою к месту его земного упокоения, всегда получал утешение, вразумление, облегчение и исцеление от болезни по его богоугодным молитвам и предстательству.

Рассказ Ксении Кибальчик: "Это были 50-е годы, когда преп. Кукша жил в Почаевской Лавре. Пришла ко мне странница Нимфодора, просила дать ей посильную работу и за это её кормить. Вот что она рассказала о себе:

Попала она на исповедь к отцу Кукше, рассказала о себе, что была в монастыре, в коммуне, и замужем, и 40 лет не причащалась...". После исповеди она стала с искренним покаянием и горькими слезами оплакивать свою жизнь. Позже увидев толпу людей, окруживших о. Кукшу и желающих получить благословение, сознавая себя недостойной приблизиться к нему, шла позади всех. Вдруг он оборачивается, смотрит на неё и говорит ей: "Простил Господь, всё простил".

Пока о. Кукша находился в Почаеве, Нимфодора каждый раз исповедовалась только у него и, по его благословению, часто причащалась. Но в апреле 1957 года его вдруг перевели в дальний монастырь Св. Апостола Иоанна Богослова, и тогда к нему попасть на исповедь стало сложно. Нимфодора стала обращаться к иеромонаху, который обычно дежурил в Успенском соборе, но он Нимфодору к себе на исповедь не допускал, она каждый раз приходила без денег. И вот что однажды с ней произошло: подготовившись к Св. Причастию, она подошла исповедоваться к тому же иеромонаху, и снова получила отказ...Тут уже Литургия подходила к концу. Пропели "Отче Наш". Причастники приблизились к царским Вратам, а Нимфодора стоит и неутешно плачет о своём недостоинстве, в полной уверенности, что Сам Господь не допускает её к Святой Чаше. Взгляд её устремился к Почаевской иконе Божией Матери, находящейся перед ней...Вдруг видит сквозь слёзы, что от иконы как бы отделяется Чаша и медленно плывёт по воздуху прямо к ней. Приблизившись к её устам, эта полная Чаша на секунду останавливается, и Нимфодора отпивает из Чаши глоточек, и тут же Чаша начинает подниматься по воздуху к той же иконе, но, не достигая её, расплывается в воздухе и становиться невидима. Сознавая своё недостоинство, Нимфодора боится и на мгновение поверить тому, какое дивное чудо милости Божией было ей послано.

Вскоре после этого события какие-то добрые люди пригласили Нимфодору съездить с ними к отцу Кукше, обещая взять на себя все дорожные расходы. Вот они приехали к нему. Вошли в его келию... Он, стараясь всех обласкать, каждому уделить внимание, всё время от времени поглядывает на Нимфодору и с улыбкой говорит ей: "Ты, Причастница!". Она пробует возражать... На её возражение он строго отвечает:

Молчи, я видел!!!

Тут уже она и поверила истинности чуда".

Когда старец был в Иоанно-Богословском монастыре, он послал свою духовную дочь В. посмотреть место, где можно построить большой корпус для множества монахов. Она пошла и по молитвам старца нашла хорошее место на горе, прямо над монастырем. Вернувшейся В. старец сказал, что там будет большой монашеский корпус, и что он должен приготовить место. Предсказание его начало сбываться спустя 30 лет; после открытия и возвращения монастыря новое поколение монахов, не знавшее старца и его предсказание, начало строительство храма и монашеского корпуса на том самом месте, о котором шла речь.

"Осенью 1993 года, - вспоминает одна духовная дочь старца, - я пошла к могилке отца Кукши и увидела там много людей, которые приехали из Молдавии. Они рассказали, что одна женщина была тяжело больна желудком. Взяв землю с могилки старца, она приложила ее к животу, заснула. Проснувшись, она почувствовала себя исцеленной". Так же исцелилась раковая больная, жительница г. Одессы семидесятидвухлетняя М.

В 1995 году по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви старец Кукша был причислен к лику святых в чине преподобного.

Тропарь преподобному Кукше Одесскому

Тропарь, глас 4
От юности мир суемудренный и лукавый оставил еси, Божественною свыше просветився благодатию, преподобне, многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси, темже источаеши чудес благодать всем с верою приходящим к раце мощей твоих, Кукшо, преблаженне отче наш.

Преподобный Кукша родился 12 января (25 н.ст.) 1875 года в селе Арбузинка Херсонского района Николаевской губернии у благочестивых родителей Кирилла и Харитины, и наречен был во святом крещении Косьмою. Родился и рос Косьма в те далекие времена, когда народ православный ходил пешком на богомолье и к Киево-Печерским святым, и в Лавру преподобного Сергия Радонежского, и на далекий север — в Валаамскую и Соловецкую обители, и на поклонение ко Гробу Господню во Святую Землю.
В те времена существовал также благочестивый обычай: если кто из детей посвящал себя иноческой жизни, родители почитали это за особую честь, это было знаком особой милости Божией. Мать Косьмы Харитина в своей юности желала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Харитина молилась Богу, чтобы хоть один из ее чад сподобился подвизаться в иноческом чине.
Косьма с малых лет возлюбил молитву и уединение. Еще с юности у преподобного было сострадание к людям, особенно к больным, страждущим. За это враг спасения человеческого всю жизнь ополчался на него. Известно следующее событие отроческих его лет. У Косьмы был двоюродный брат, одержимый нечистым духом. Косьма поехал с ним к одному старцу, изгонявшему бесов. Старец исцелил юношу, а Косьме сказал: «За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе — ты будешь гоним всю жизнь». Вся жизнь преподобного была исполнением этого пророчества.
В 1895 году Косьма отправился с паломниками во Святую Землю. Прожив в Иерусалиме полгода осмотрев в Палестине все святые места, Косьма на об ратном пути посещает святую гору Афон. Здесь oн особенно воспылал желанием подвизаться в монашестве. Царица Небесная призывала его в Свой земное удел — Святой Афон — на служение Богу. Однако прежде нужно было вернуться домой и получить благословение родителей.
Мать с радостью и благодарением Богу воспринялa решение сына. Отца пришлось долго уговаривать слезно умолять, после чего он отпустил сына со словами: «Пусть едет, Бог его благословит!»
Напутствуя в дорогу, Харитина благословила Косьму Казанской иконой Божией Матери в небольшом старинном деревянном киоте, с которой преподобный не расставался всю свою жизнь, и которая положена была ему во гроб после кончины.
В1896 году Косьма прибывает в Афон и поступает послушником в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь. Ревностно исполнял возложенное на него настоятелем монастыря послушание просфорника.
В 1897 году мать Косьмы Харитина направлялась в паломничество во Святую Землю. Когда корабль с путешественниками сделал остановку у берегов Афона Харитина письменно просила настоятеля монастыря благословить посетить Святую Землю и Косьме. Благословение было получено — так блаженная родительница вознося благодарение Богу, еще раз увидела сына.
В Иерусалиме с Комсьмою произошло два чудесных события, которые предзнаменовали дальнейшую жизнь преподобного.
Когда путешествующие были у Силоамской купели произошло следующее. Косьма очень близко стоял у источника, и кто-то нечаянно задел его, и он в одежде неожиданно упал в воду. Существовал обычай погружаться в воду Силоамской купели всем паломникам особенно бесплодным женщинам. Той из них, кто первой успеет погрузиться в воду, Господь даровал чадородие. Люди стали смеяться, говоря, что теперь у Косьмы будет много детей. Но слова эти оказались пророческими, так как у преподобного впоследствии действительно было множество духовных чад.
Когда же паломники были в храме Воскресения Христова, они очень хотели помазаться елеем из лампад, горевших при Гробе Господнем. Тогда Ангел Господень, незримо опрокинув среднюю лампаду, излил на Косьму весь елей. Люди быстро окружили Косьму и, собирая руками стекающий по его одежде елей, благоговейно помазывались им. Это событие предзнаменовало то, что впоследствии благодать Божия, обильно почивающая на преподобном, будет через него передаваться людям.
Через год после этих событий Косьма был направлен на полтора года нести в порядке очередности послушание у Гроба Господня. Вернувшись на Афон, Косьма был назначен на послушание гостинника в странноприимную для паломников, где подвизался 11 лет. Прилежно исполняя это послушание столь долгое время, Косьма стяжал благодушное терпение и истинное смирение.
Вскоре послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 года — в монашество, и наречен Ксенофонтом. Приведя Своего избранника в духовное совершенство. Господь уготовляет Ксенофонту жребий служения страждущему миру. В 1912-1913 гг. на Афонской горе возникла на самое короткое время так называемая «имябожническая» или «имяславническая» ересь — смута. Безусловно, о. Ксенофонт никакого отношения к этой ереси не имел но греческие власти, боясь распространения смуты, потребовали выезда с Афона многих ни в чем неповинных русских монахов, в том числе и о. Ксенофонта.
В 1913 году Афонский монах Ксенофонт становится насельником Киево-Печерской Свято-Успенской Лавры. Во время Первой Мировой войны вместе с другими монахами он был направлен на нелегкое послушание брата милосердия в санитарный поезд, ходивший по линии Киев - Львов. В это время проявились в нем редкие душевные качества и добродетели: терпение, сострадание и любовь в служении тяжелобольным и раненым.
По возвращении в Лавру о. Ксенофонт нес послушание в Дальних Пещерах: заправлял и зажигал лампады над святыми мощами, переоблачал святые мощи, следил за чистотой и порядком. Очень хотел принять схиму, но ему отказывали из-за возраста.
Прошли годы. В 56 лет он неожиданно тяжело заболел, как думали, безнадежно. Решено было немедленно постричь умирающего в схиму. 8 апреля 1931 года при пострижении в схиму нарекли ему имя священномученика Кукши, мощи которого находятся в Ближних Пещерах. После пострига о.Кукша стал поправляться и вскоре совсем выздоровел — Господь продлил дни его земной жизни для служения людям во спасение их.
3 апреля 1934 года о. Кукша был рукоположен в сан иеродиакона, а 3 мая того же года — в сан иеромонаха. После закрытия Киево-Печерской Лавры батюшка служил до 1938 года в Киеве в церкви на Воскресенской Слободке. А с 1938 года для батюшки Кукши начался тяжелый восьмилетний исповеднический подвиг — его как «служителя культа» приговаривают к 5 годам лагерей в г. Вильма Молотовской области, а после отбытия этого срока — к 5 годам ссылки.
Так в возрасте 63 лет о. Кукша оказался на изнурительных лесоповалочных работах. Весной 1943 года, по окончании срока заключения, на праздник святого великомученика Георгия Победоносца отца Кукшу освободили, и он отправился в ссылку в Соликамскую область, в деревню близ г. Кунгура. Взяв благословение у епископа в Соликамске, он часто совершал богослужение в соседнем селе.
В 1947 году, после завершения своего восьмилетнего исповеднического подвига, о. Кукша вернулся в Киево-Печерскую Лавру, где нес послушание свечника в Ближних Пещерах.
На о. Кукшу, искусного и опытного в духовной жизни, запечатлевшего верность Христу различными испытаниями, предочищенного несением скорбей, лишений и гонений, Господь возлагает подвиг служения страждущему человечеству путем духовного окормления людей — старчество.
Старец никогда не осуждал согрешающих и не сторонился их, а наоборот, всегда с состраданием принимал их. Говорил: «Я сам грешный и грешных люблю. Нет человека на земле, который бы не согрешил. Един Господь без греха, а мы все грешники». Исповедь всю жизнь была его основным послушанием, и все стремились у него исповедаться и получить душеспасительные советы и назидание.
Богоборческую власть раздражала и страшила жизнь угодника Божия. Он был постоянно преследуем и гоним ею. В 1951г. отца Кукшу из Киева переводят в Почаевскую Свято-Успенскую Лавру. Пресвятая Богородица, которую всю жизнь так любил преподобный, принимает Своего избранника в том месте, где Она чудесно явилась в древности.
И здесь, в Почаеве, люди сотнями стояли к нему в очереди на исповедь. О всенародной любви к старцу можно судить и по следующему событию. Кукша, по афонскому обычаю, всю жизнь обувался только в сапоги. От долгих и многих подвигов у него на ногах были глубокие венозные раны. Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена, и сапог наполнился кровью. Его увели в келию, уложили в постель. Пришел знаменитый своими исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий), осмотрел ногу и сказал: «Собирайся, отец, домой», — т.е. умирать — и ушел. Через неделю игумен опять пришел к о. Кукше, осмотрел почти зажившую рану на ноге и в изумлении воскликнул: «Вымолили чада духовные!»
В конце апреля 1957 года, после двухмесячного пребывания в затворе, которое священноначалие определяет ему «для совершенствования аскетической жизни и несения высшего схимнического подвига», старца на Страстной Седмице Великого поста переводят в Крещатицкий Свято-Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой епархии.
В небольшом Иоанно-Богословском монастыре было очень тихо и просто. Приход старца Кукши в эту обитель был для нее благотворным — ожила духовная жизнь братии. Как за пастырем спешат овцы, куда бы он ни направлялся, так и за добрым пастырем, старцем Кукшей, сюда, в тихую обитель апостола любви устремились духовные чада, а за ними — народ Божий. Целыми днями по горной тропе тянулись вереницей богомольцы — одни в гору, другие навстречу. В основном на средства, передаваемые о. Кукше, которые он сразу отдавал в монастырь, увеличились постройки в обители. Сам он, несмотря на старческую слабость, чувствовал здесь себя хорошо. Он часто повторял: «Здесь я дома, здесь я на Афоне! Вон внизу сады цветут, точно маслины на Афоне. Здесь Афон!»
Но к концу жизни старец снова претерпел много зла, скорбей и преследований от богоборческой власти. Враг рода человеческого не терпит благостояния и благоденствия Святой Церкви. В начале 60-х гг. начинается новая волна гонений на Церковь: закрываются храмы, обители, духовные школы. Святой апостол Павел говорит, что «все, хотящие благочестно жить о Христе Иисусе, гонимы будут» (2 Тим.3:12). У безбожной власти лютую ненависть вызывали духовный авторитет, всеобщее почитание и народная любовь, какими обладал старец Кукша.
В 1960г. закрыли Черновицкий женский монастырь. Монахинь перевели в мужской Иоанно-Богословский монастырь в Крещатик, монахов отправили в Почаевскую Лавру, а отца Кукшу — в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь, где он и проводит последние 4 года своей страдальческой подвижнической жизни. Но «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим.8:28). Так благодаря перемещениям батюшки по разным монастырям овцы стада Христова всего юга страны окормлялись у благодатного старца.
В Свято-Успенском монастыре о. Кукше определено было послушание исповедывать людей и помогать вынимать частицы из просфор во время совершения проскомидии.
Несмотря на запрет властей посещать святого старца, люди и здесь не лишились его духовного окормления. Отца Кукшу очень любил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. В Одесский монастырь Алексий I приезжал каждый год летом. Патриарх всегда приглашал благодатного старца «на чашку чая», любил беседовать с ним, спрашивал, как было в Иерусалиме и на Афоне в старое доброе время.
Пройдя земное поприще, претерпев все искушения, воздохнув из глубины души своей: «Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя» (Пс. 114:6), преподобный Кукша 11 (24) декабря 1964 года преставился ко Господу, в селения «идеже вси праведнии почивают», вознося там молитвы о всех, прибегающих к его молитвенному предстательству.
Образ батюшки Кукши близок к образу преподобного Серафима Саровского. Батюшка Серафим говорил одному из монахов: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи спасутся около тебя». Вокруг старца Кукши, стяжавшего этот «дух мирен», во истину тысячи людей спасались, ибо душевный мир с Богом есть плод Духа Святаго. О сем свидетельствует апостол Павел, говоря: «Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23).

Материал подготовила Вера Сауткина

Связующая нить Правосавия

Многие люди сталкивались в своей жизни с явлениями, которые убеждали их в том, что существует в мире невидимая связь, в мгновение соединяющая людей не только живущих в разных концах земли, но и уже умерших, пребывающих в другом мире. Для верующих эта связь очевидна, и они верно знают, что всех их дальних и близких, связывает Православие. Если кто-то из них нуждается в помощи, он знает, что обратившись с верой и надеждой ко Господу, он получит помощь через добрых людей, пастырей Церкви и ее святых, которые усердно трудятся, осуществляя эту нашу незримую связь с Богом.
Время от времени восходит новая яркая звезда на небосклоне церковном, поставляется еще одна свеча на свещнице Православия. Особую милость Господа к нам мы ощущаем, когда эта наша связь со святыми настолько близка, что еще живут и здравствуют люди, лично знавшие их, общавшиеся с ними и получавшие от них помощь из рук в руки.
Так в Никольском храме г. Пушкино Московской области служит отец Алексий, который несколько раз в Одессе посещал старца Кукшу. У батюшки Кукши были страшные раны на ногах, и отец Алексий привозил ему из Сибири целебное и в то время очень дефицитное облепиховое масло. Супруга о. Алексия ухаживала за старцем, меняя ему повязки на ногах и смазывая раны маслом. Во второе их свидание Кукша попросил о. Алексия помолиться за него после его смерти. Отец Алексий служил тогда в Сибири и зная всю сложность по тем временам связи с ним из Одессы, очень удивился и спросил, как же он узнает о его кончине. Кукша ответил, что ему сообщат. И действительно, несмотря на препятствия, о. Алексию все сразу же стало известно. Выполняя волю батюшки, о. Алексий усердно молился о преставившемся ко Господу Кукше.
Вот уже более тридцати лет преподобный Кукша Одесский (+1964) усердно трудится у Престола Божия, осуществляя такую необходимую нам всем духовную связь. Благодаря тем духовным чадам, которые еще здравствуют здесь, на земле, наше общение более зримо и ощутимо.
Священный Синод Украинской Православной Церкви на своем заседании от 4 октября 1994 года, тщательно изучив материалы и свидетельства о подвижнической деятельности схиигумена Кукши (Величко), о святости жизни и многолетнем почитании старца народом Божиим, представленные митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом, постановил причислить к лику местночтимых святых Православной Церкви схиигумена Кукшу (Величко), последние годы своей жизни подвизавшегося в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре.
Батюшка Кукша считается местночтимым святым, но для него границы, определяемые и оспариваемые здесь, на земле, уже не существуют. Он спешит на помощь туда, где его об этом просят.
Далеко от Одессы, под Москвой, отец Алексий отпевает единственную дочь у погибающей от горя матери. Никто друг с другом не знаком и ни о чем конкретно не просит. Как бы случайно, через сорок дней после кончины дочери мать из Пушкино попадает в Одесский Свято-Успенский монастырь на могилу тогда еще не прославленного батюшки Кукши. И совершилось чудо — мать, усердно просившая о дочери, сама ушла с могилы с миром, впервые поселившимся в ее душе. С этого дня окрепло ее желание и силы жить дальше...
Приехав домой, она стала рассказывать о Кукше. Эти рассказы оставили след в душе женщины, которая похоронила в Одессе мужа. В следующее посещение его могилы она решила посетить и батюшку Кукшу. Случилось так, что побывала она там уже после его прославления. Тяжко болели ноги, распухли вены от тромбофлибита, и она, совершенно обессилев, припала к раке со святыми мощами и прошептала: «Кукша, помоги!» Только в Москве, сойдя на перрон и побежав навстречу сыну, она поняла, что исцелена: опухоль исчезла, вены стали нормальными, боль ушла! Тогда женщина еще не знала жития батюшки Кукши, который тяжко страдал от тромбофлибита... Узнав подробнее о его жизни, она смогла и другим рассказать о поразившем ее сознание чуде.
Зерно упало на вспаханную землю. Весной 1996 года ее рассказ опять как бы случайно услышала Алла Александровна Шукшенцева, певчая Никольского храма г. Пушкино. Через несколько дней после услышанного к ней зашла соседка в страшном горе — у мужа гангрена ноги, ампутация неизбежна. Алла Александровна рассказала ей о Кукше и его особой милости к страждущим от болезни ног. Пошли к о. Алексию, который посоветовал им заказать молебен Кукше. Тем временем больного уже перевели на операцию в Москву. Все уже было готово к ампутации, но врачи заметили, что кровообращение стало восстанавливаться. «Вас спасло чудо», — так сказали больному врачи, которые, конечно же, ничего не знали ни о Кукше, ни о заказанном молебне. Так Владимир Иванович Макаров через свою уверовавшую жену получил возможность снова ходить и радоваться жизни! Таким образом местночтимый украинский святой Кукша, презрев границы, помогает и украинцам, и россиянам!
В последний год жизни батюшки Святейший Патриарх Алексий I благословил ему приехать в Свято-Троице-Сергиеву Лавру на праздник обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. По окончании праздничной Литургии, когда батюшка вышел из Свято-Троицкого храма, его обступили со всех сторон, испрашивая благословения. Он долго благословлял людей на все стороны и смиренно просил отпустить его. Но народ не отпускал старца. Только после долгого времени он, наконец, с помощью других монахов с трудом добрался до келий.

Архив газеты "Пятницкое подворье"

СВЯТОЙ КУКША - ПРОСВЕТИТЕЛЬ ВЯТИЧЕЙ

Утверждение киевской княжеской власти в земле вятичей (на этой территории сейчас расположены Брянская, Калужская, Орловская и Тульская области) произошло не ранее 1081--1082 годов, когда Владимир Мономах совершил на вятичей два зимних похода: «на Ходоту и на сына его и ко Корьдну ходих первую зиму». Ходота — князь вятичей, а город Корьдна, скорее всего, село Корна Мосальского района; мерянское название этого селения («корт» — дорога) указывает на то, что город этот был занят смешанным населением мерян и вятичей.

С XI в. началось распространение христианства на землях, которые еще не были русскими. Вятичи долго противились этому. Крестил вятичей в 1--й четверти XII в. святой проповедник Кукша, монах Киево--Печерской лавры.

Существует предание, что священномученик Кукша был родом вятич и происходил из княжеской семьи. Владимир Мономах решил наказать вятичей за отказ платить дань и за военное сопротивление, с этой целью он двинул свою рать в глубь их страны. Вятичи выставили против него несколько отрядов, во главе которых стояли князь Ходота и его сын Кукша. Мономах, убив Ходоту, порушил его город Корьдну, а сына взял живым в плен, отвез его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи. При крещении княжеский сын получил имя Иоанн, но свое языческое имя сохранил и в стенах Киево--Печерской обители.

В первом десятилетии XII века земли вятичей входили в состав Черниговского, Новгород--Северского и Муромского княжеств. В церковном отношении они составляли единое целое и управлялись епископом Черниговским, который решил отправить духовную миссию под настоятельством Кукши для просвещения вятичей светом Христовым.

Крещение в отдаленных от Киева землях, и у вятичей в частности (после походов на них Владимира Мономаха), проходило отнюдь не мирно: в летописи упоминаются «восстания волхвов» и гибель проповедников. Распространение слова Божьего среди вятичей значительно осложнялось их воинственностью.

Известно, что проповедь Кукши сопровождалась великими знамениями и чудесами: «он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил...» Обеспокоенные волхвы, защитники язычества, решили убить проповедника. Богу угодно было увенчать своего избранника мученическим венцом. «После многих мук он был усечен неверными с учеником своим, — повествуется об этом в Патерике. — В то же время блаженный Пимен постник, провидев убиение блаженного Кукши, громко возопил среди церкви Печерской: «Брат наш Кукша убит на рассвете». И, сказав это, преставился в один день со святым Кукшей и учеником его».

Так закончилась «многотрудная и преславная» жизнь просветителя нашего края святого равноапостольного священномученика Кукши. Узнав о гибели проповедников, киевские монахи нашли тело Кукши, отвезли в Киев и поместили его нетленные мощи в Ближние (Антониевы) пещеры Киево--Печерской лавры, где они почивают и поныне.

Память о мученической смерти Кукши и его ученика Никона до сих пор живет в Калужской области, а народное предание указывает даже место, где был убит сщмч. Кукша, — берег реки Серёны, возле села Серёнска в Мещовском районе.

Место убиения святого всегда было почитаемо в народе, на источник ходили крестными ходами. 9 сентября 1913 года, в день памяти святого, были грандиозные торжества, в которых участвовали члены Императорской Семьи, была и великая княгиня Елизавета Феодоровна.

Русская Православная Церковь установила день 27 августа (9 сентября) как день чествования святых Кукши и Пимена.

Подготовлено редакцией газеты «Вестник Свято-Пафнутьева

Боровского монастыря»

Схиигумен Кукша родился в 1874 году в селе Гарбузинка Херсонской губернии в благочестивой крестьянской семье Кирилла и Харитины Величко. У них было четверо детей: Феодор, Косьма (будущий отец Кукша), Иоанн и Мария. Мать преподобного в юности желала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Она же молилась Богу, чтобы кто-либо из ее детей сподобился подвизаться в иноческом чине.

Косьма с молодых лет любил тишину и уединение, имел большое сострадание к людям. Был у него двоюродный брат, одержимый нечистым духом. Косьма поехал с ним к одному старцу, изгонявшему бесов. Старец исцелил юношу, а Косьме сказал: «За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе - ты будешь гоним всю жизнь».

В возрасте 20 лет Косьма впервые отправился паломником в Святой Град Иерусалим вместе со своими односельчанами, а на обратном пути посетил Святую Гору Афон. Здесь душа молодого человека возгорелась желанием служить Богу в ангельском образе. Но прежде он возвратился домой за родительским благословением. Приехав в Киев, Косьма навестил киевского чудотворца Иону, известного своей прозорливостью. Благословляя юношу, старец коснулся его головы крестом и неожиданно сказал: «Благословляю тебя в монастырь! Будешь жить на Афоне!»

Кирилл Величко не сразу согласился отпустить сына в монастырь. А мать батюшки, получив разрешение мужа, с великой радостью благословила свое чадо Казанской иконой Божией Матери, с которой святой не расставался всю свою жизнь, и которая была положена ему в гроб после кончины. Так в 1896 году Косьма прибыл на Афон и поступил послушником в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь .

Через год игумен благословил его с матерью снова посетить Иерусалим. Здесь с Косьмой произошли два чудесных события, послуживших знамениями его будущего. В Иерусалиме есть Силоамская купель. Существует обычай погружаться в этот источник всем паломникам, особенно бесплодным женщинам, и по преданию, которая первая успеет погрузиться в воду, будет иметь дитя. Косьма с матерью тоже ходил погружаться в Силоамскую купель.

Случилось так, что в полумраке сводов кто-то толкнул его со ступеней, и он неожиданно упал первым в воду прямо в одежде. Женщины с сожалением закричали, что первым в воду погрузился юноша. Но это было знамением свыше, что у отца Кукши будет много духовных чад. Он всегда говорил: «У меня тысяча духовных чад».

Второе знамение случилось в Вифлееме. Поклонившись месту Рождения Христа-Богомладенца, паломники стали просить охранника разрешить им взять святого масла из лампад, но тот оказался жестоким и несговорчивым. Вдруг одна лампада чудесным образом опрокинулась на Косьму, облив весь его костюм. Люди окружили юношу и руками собирали с него святое масло. Так Господь показал, что через отца Кукшу множество людей будет получать Божественную благодать.

Через год после приезда из Иерусалима на Афон он получил благословение еще раз побывать во Святом Граде и нести послушание у Гроба Господня. По возвращении на Афон 28 марта 1902 года послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1905 года - в монашество и наречен Ксенофонтом. Его духовным отцом стал старец-подвижник Мелхиседек, который подвизался отшельником и был монахом высокой духовной жизни.

В 1912–1913 годах из-за нестроений на Афонской Горе греческие власти потребовали выезда с Афона многих русских монахов, в том числе и будущего святого. «Так Богу угодно, чтобы ты жил на родине, там тоже надо спасать людей», - сказал его духовный отец.

Так афонский монах Ксенофонт оказался насельником Киево-Печерской Лавры. Здесь 3 мая 1934 года он был рукоположен в иеромонаха. Батюшка очень хотел принять великую схиму, но по молодости лет ему отказывали в его желании. Как-то, переоблачая мощи в Дальних Пещерах, преподобный взмолился святому схимнику Силуану о том, чтобы принять схиму. И вот в 56-летнем возрасте отец Ксенофонт неожиданно тяжело заболел - как думали, безнадежно. Умирающего постригли в великую схиму и нарекли ему имя в честь священномученика Кукши Печерского. Вскоре после пострига отец Кукша стал поправляться, а затем и совсем выздоровел.

Это были годы жестоких богоборческих гонений на Православную Церковь со стороны безбожной советской власти. Когда Лавры коснулась волна спровоцированных ГПУ обновленческих и самосвятских расколов, отец Кукша был примером для других в сыновней верности истинному православию. Однажды из Полтавы в Киево-Печерскую Лавру прибыл ее бывший насельник митрополит Серафим, желавший прежде кончины посетить любимую обитель и проститься с ней. Когда отец Кукша подошел к нему за благословением, митрополит воскликнул: «О, старец, тебе давно в этих пещерах место уготовано!»

С 1938 года для батюшки начался тяжелый десятилетний исповеднический подвиг. Его как «служителя культа» советские безбожники приговаривают к пяти годам сталинских концлагерей (г. Вильва Молотовской области), а после отбытия этого срока - к пяти годам ссылки на севере. Так в возрасте 63-х лет отец Кукша был послан на изнурительные рабские лесоповальные работы. Работать заставляли, как рабов, по 14 часов в сутки, выдаваая очень скудную и плохую пищу. В сталинских концлагерях и ссылках батюшка очень сильно подорвал свое здоровье.

В то время в Киеве проживал схиархиепископ Антоний (Абашидзе), который хорошо знал отца Кукшу и ценил за его добродетели. Однажды Владыка под видом сухарей смог тайком передать в лагерь преподобному 100 частиц сухих Даров, чтобы батюшка Ими причащался. Но разве мог он один потреблять Святые Дары, когда многие священники, монахи и монахини, долгие годы находившиеся в заключении, были лишены этого утешения? Под большим секретом все они были оповещены, и в назначенный день заключенные-священники в епитрахилях, сделанных из полотенец, по дороге на лесоповал незаметно от конвоя быстро разрешали от грехов монахов и монахинь и указывали, где спрятаны частички Святых Даров. Так в одно утро в лагере тайно причастились 100 человек. Для многих это было последнее Причастие в их многострадальной и мученической жизни...

В лагере с батюшкой произошло еще одно чудесное событие. На Пасху отец Кукша, слабый и голодный, шел вдоль колючей проволоки, за которой повара носили противни с пирогами для охраны. Над ними летали вороны. Преподобный взмолился: «Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога!» И вдруг услышал над головой «кар-р-р!» - и к ногам его упал пирог с мясом. Это ворон стащил его с противня у повара. Батюшка поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод.

В 1948 году, после окончания заключения и ссылки, отец Кукша вернулся в Киево-Печерскую Лавру и был с великой радостью принят братией. Закаленный в горниле тюремных страданий и исповедничества за веру, батюшка начал нести здесь подвиг старчества, окормляя множество верующих людей. За это КГБисты приказали духовной власти перевести старца из Киева куда-нибудь подальше, в глухое место. В 1953 году отца Кукшу перевели в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. Здесь он был назначен на послушание киотного у чудотворной Почаевской иконы Пресвятой Богородицы, а также на протяжении трех лет служил раннюю литургию в Пещерном храме и исповедовал людей.

Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена. Налился полный сапог крови. Осмотреть больную ногу пришел знаменитый своими чудесными исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий, ныне канонизирован). Диагноз был неутешительным: «Собирайся, отец, домой», т. е. умирать. Все монахи и миряне горячо со слезами молились Матери Божией о даровании здоровья дорогому и любимому старцу. Через неделю игумен Иосиф опять пришел к отце Кукше и, увидев почти зажившую рану, в изумлении воскликнул: «Вымолили чада духовные!»

Духовная дочь батюшки рассказывала, что однажды, во время совершения Божественной Литургии отцом Кукшей, она видела в алтаре пещерного храма благолепного мужа, ему сослужащего. Когда она сообщила об этом отцу Кукше, тот сказал, что это был преподобный Иов Почаевский, который всегда служит вместе с ним, и строго приказал никому не открывать этой тайны до самой его смерти. Так протекала жизнь старца в Почаевской обители, но враг рода человеческого и здесь воздвиг гонения на него, и чтобы обезопасить батюшку от нападок со стороны ненавистников.

Епископ Черновицкий Евмений в 1957 году перевел его в Свято-Иоанно-Богословский монастырь села Крещатик Черновицкой епархии. Годы жизни здесь были тихими и спокойными для отца Кукши. Но в 1960 году сюда переселили монахинь из расформированного Черновицкого женского монастыря. После этих событий отец Кукша переехал в Одесский Свято-Успенский Патриарший монастырь, ставший последней пристанью в его скитаниях. Здесь основным послушанием старца стала исповедь. Причащался он каждый день, очень любил раннюю литургию. Говорил: «Ранняя литургия - для подвижников, поздняя - для постников».

Духовным чадом здесь в одесском монастыре был будущий игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин), который по благословению старца настоятельно и неоднократно писал прошения о разрешении ему уехать на Афон. Через много лет ожиданий это пророческое благословение прп. Кукши исполнилось и о. Иеремия, сам уже не веря в такое чудо, получил от Патриарха Константинопольского разрешение поселиться на Святой Горе. Святой Кукша стал восприемником при монашеском постриге и Блаженнейшего митрополита Киевского и Всея Украины Владимира (Сабодана).

Духовным чадам батюшка говорил: «Матерь Божия хочет взять меня к себе, но молись - и Кукша будет жить 111 лет! А то 90 лет - и Кукши нету, возьмут лопаточки и закопают». Осенью 1964 года он заболел: в приступе злобы келейник Николай в октябре месяце в 1-м часу ночи выгнал отца Кукшу раздетым из кельи. В темноте старец упал в яму, повредив ногу, и так пролежал до утра, пока его не обнаружили братия. Старец заболел двусторонним воспалением легких. Несмотря на старания близких, он так и не оправился от болезни.

Блаженный подвижник предвидел обстоятельства и время своей кончины. За несколько мгновений до смерти старец сказал: «Престало время» и очень спокойно отошел ко Господу. Власти, боясь большого стечения народа, распорядились не принимать телеграмм из Одессы с оповещением о кончине отца Кукши, требовали совершить погребение на его родине. Но наместник монастыря, вразумленный Богом, мудро ответил: «У монаха родина - монастырь».

После блаженной кончины старца свидетельством его святости явились чудеса, совершавшиеся на могиле преподобного, и 29 сентября 1994 года правящий архиерей, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, совершил обретение мощей старца, а 22 октября того же года было совершено его прославление в лике преподобных. Еще при жизни святой Кукша завещал всем приходить к нему на могилку со своими скорбями, обещая ходатайствовать за всех перед Богом. Сегодня мощи преподобного Кукши почивают в Одесском Свято-Успенском монастыре, по завету святого источая благодатную помощь всем, кто с верою к нему обращается.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ()

Смотри также:

Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались от чахотки в 1858 году с разницей

Иеросхимонаху Веронику всю жизнь было свойственно глубокое с сокрушением покаяние, даже когда он был уже духовником других монахов. За это милостивый Господь утешил его многими добродетелями, особенно

3 декабря 1888 года отошел ко Господу иеросхимонах Мина (Буданов) – многолетний секретарь афонского старца Макария (Сушкина), игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

Похожие публикации