Метод медленного чтения (Александр Ужанков). Медленное чтение

Культура речи отдельно взятого человека отражает его общий культурный уровень – образованность, воспитанность, умение владеть собой, способность понимать людей иных культур, восприимчивость к произведениям искусства, скромность... По тому, как человек строит речь, подбирает слова, можно судить и о его нравственных качествах.

Образцом и самым ярким примером человека, владеющим высокой культурой речи, стал академик Д. С. Лихачев, с его скромностью, искренним уважением к людям, с его высочайшей общей культурой, с его пониманием и любовью к подлинным сокровищам искусства. Диктор Центрального телевидения И. Л. Кириллов так говорит о речи Д. С. Лихачева: «Если бы меня попросили привести пример образца русской речи, я бы, не задумываясь, назвал речь Дмитрия Сергеевича Лихачева. Она, как я часто говорю, льющаяся, свободная, рождающаяся тут же у тебя на глазах». Эталоном для Дмитрия Сергеевича был язык актеров Малого театра, которые берегли традицию с щепкинских времен.

С обретением свободы выражения своих мыслей и взглядов обнаружилась низкая культура речи: люди оказались неспособны ясно и вразумительно излагать свои мысли. Как сказал в одном из своих последних интервью Д. С. Лихачев, «общая деградация нас как нации сказалась на языке прежде всего». Волна заимствований, возрастающее количество слов-архаизмов, устаревание подлинно русских слов, язык улицы – брань, матерные слова – теперь не редкость и в литературных произведениях, и в публичных выступлениях. Об этом с болью говорил Дмитрий Сергеевич: «Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».

Что же делать? Как можно противостоять этому процессу? Чтобы привить вкус к красивой речи, Лихачев советовал читать детям вслух и вообще учить их медленному чтению.

А ведь немногие знают, что поступив в университет, Дмитрий Сергеевич, по его собственному признанию, «с трудом мог в письменной форме изложить свои мысли». Дело в том, что в школе будущий академик и его одноклассники не писали классных работ и домашних сочинений. Классы не отапливались, ученики сидели в варежках, да и домашние задания учителям проверять было некогда, все подрабатывали. И вот после окончания университета Дмитрий Сергеевич придумал такую систему: во-первых, много читать хорошо написанные книги, делать из них выписки, фразеологические обороты, отдельные слова, выражения. И во-вторых, писать каждый день, писать, не останавливаясь, «без отрыва от бумаги», записывать свою собственную, внутреннюю устную речь.

Восприятие литературы во многом зависит именно от качества чтения. Если художественное произведение оказало на читателя сильное положительное или, наоборот, отрицательное воздействие, а то и вовсе оставило его равнодушным, а такое случается все чаще, то он склонен объяснять это скорее качеством самого произведения, нежели качеством своего чтения. А качество прочтения любого художественного текста зависит от многих факторов: уровня культуры, объема знаний и жизненного опыта, уровня работоспособности в момент восприятия текста и даже от настроения.

Для повышения качества чтения советский писатель, литературовед Н.Я.Эйдельман предложил особую технику чтения, обозначенную им термином, широко применявшимся в XIX и в начале XX века, – МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ.

Термин «медленное чтение» удобен тем, что сразу понятен. Медленно – значит «не быстро». «Медленное чтение, - писал Эйдельман, - это старинный термин: это такая ситуация, когда читатель не только скользит по поверхности стиха, повести, романа (впрочем, по поверхности прекрасной!), но и погружается в изумительные глубины.

Медленное чтение - это путешествие по литературе с частыми, постоянными остановками у слова или стиха. Медленное чтение классиков, скажем по секрету,- и есть самое быстрое, то есть эффективное: а быстрое - самое медленное, нерентабельное»

В семидесятые годы XX века все большее признание и распространение стала получать техника быстрого чтения, последователи которой утверждали, что она приёмлема и для художественной литературы.

Н.Я Эйдельман, о котором мы уже упоминали, в своей статье «Учитесь читать!» писал: «Курсы быстрого чтения, как известно. распространяются: прекрасно, прогрессивно, не смеем спорить... При одном условии. Если также будут признаны курсы медленного чтения!

Позволим себе высказать крамольное суждение: научить побольше людей по-настоящему читать важнее, чем выпустить лишний миллион-другой книжных экземпляров: что толку, если не сумеем тем богатством воспользоваться!..»

С середины ХХ века о медленном чтении писали М.О.Гершензон, Д.С.Лихачев, А.В.Западов, которые, в отличие от Н.Я.Эйдельмана, рассматривали медленное чтение скорее как виртуозное искусство, а не как конкретную технику повышения качества понимания читаемого текста. Таким образом, получается, что само прочтение художественного произведения – это тоже своего рода искусство, творчество.

Д.С. Лихачев неоднократно говорил о необходимости учиться читать медленно, глубоко и вдумчиво. «Очень важно читать детям вслух. Чтобы учитель пришел на урок и сказал: «Сегодня мы будем читать «Войну и мир». Не разбирать, а читать с комментариями. Так читал нам в школе Лентовской наш учитель словесности Леонид Владимирович Георг. Чаще всего это происходило на тех уроках, которые он давал вместо своих заболевших коллег-педагогов. Он читал нам не только «Войну и мир», но и пьесы Чехова, рассказы Мопассана. Показывал нам, как интересно учить французский язык, рылся при нас в словарях, подыскивая наиболее выразительный перевод. После таких уроков я одно лето занимался только французским.

Самое печальное, когда люди читают и незнакомые слова их не заинтересовывают, они пропускают их, следят только за движением интриги, за сюжетом, но не читают вглубь. Надо учиться не скоростному, а медленному чтению. Пропагандистом медленного чтения был академик Щерба. Мы с ним за год успевали прочесть только несколько строк из «Медного всадника». Каждое слово представлялось нам, как остров, который нам надо было открыть и описать со всех сторон. У Щербы я научился ценить наслаждение от медленного чтения.

Обратимся к поэзии и мы. В стихотворениях 19 века часто встречаются слова, детали, на первый взгляд непонятные современному читателю и вызывающие затруднения. А все-то дело в том, что нам мало известно о тех особенностях жизни, которые были близки поэтам. «Евгения Онегина» ведь не зря называют «энциклопедией русской жизни», и пусть это выражение стало штампом, но лучше не скажешь. Если прочитать поэму творчески, т.е. медленно, вдумчиво, не пропуская незнакомые слова, обращаясь к словарям, историческим источникам, комментариям, насколько глубже станет наше понимание самого русского быта. Какой хороший и квалифицированный урок истории мы извлечем для себя.

Лихачев тоже приводит отрывки из «Евгения Онегина»: строфа II пятой главы начинается всем знакомыми с детства строками:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь...

Почему крестьянин торжествует? Стало ли ему легче ездить? Почему «обновление пути» по свежевыпавшему снегу связано у крестьянина с каким-то особым торжеством? Пушкин знал крестьянскую жизнь, и все, что связано в его поэзии с деревней, очень точно и совсем не случайно. «Торжество» крестьянина относится не к «обновлению пути» по чистому белому снегу, а к выпавшему снегу вообще. В предшествующей первой строфе той же главы говорится:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь...

Если бы осенняя погода простояла дольше, озимые погибли бы. Крестьянин торжествует и радуется снегу, т.к. выпавшим снегом на третье в ночь спасен урожай».

В наш быстротекущий ХХI век мы постоянно суетимся, торопимся куда-то, и у нас почти не остается времени, чтобы внимательно и не спеша прочесть классические произведения. А читать шедевры мировой литературы надо медленно, не пропуская ничего: ни одной детали, ни одного слова, ни одной запятой.

Умение в каждом слове, в каждом выражении, предложении и даже в знаках препинания видеть не находящийся на поверхности, скрытый поэтический смысл – это тонкое искусство, это сотворчество с писателем.

«Классика не агрессивна, она учит добру...», - считал Д.С.Лихачев. У читателей прошлых лет предполагалась высокая степень образованности, нам же теперь, следуя совету великого русского ученого, академика и просто интеллигентного человека, с которого нам следует брать пример, необходимо учиться читать вдумчиво, не пропуская незнакомых, непонятных слов. Насколько обогатится наш лексический запас, если мы будем говорить с писателем 19 века на одном языке. И прибавьте к этому современный прогресс, новые явления и слова, их называющие, заимствования, расширение лексического пласта. Но только в совокупности, только накладывая новое на основу уже имеющегося богатства русского языка, не замещая его заимствованиями, вытесняя тем самым из употребления, мы достигнем высочайшего уровня образованности. Ни в коем случае нельзя проходить мимо исчезновения, забвения хороших, добрых слов, нельзя подстраиваться целиком под современные тенденции в русском языке. «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Оксана Клибанова, учитель русского языка и литературы ГОУ Пушкинский лицей №1500

Фоточтение - это следующий эволюционный этап развития скорочтения. Фоточтение включает некоторые этапы скорочтения, однако с другой стороны этот вид чтения, включает и другие этапы, которые помогают лучше понять содержание текста, а так же понять какие практические выгоды следует извлечь.

Последовательность действий при фото-чтении:

  • Подготовка - (необходимо, расслабиться и войти в особое состояниевыпрямиться, Освободить сознание от мыслей).
  • Предварительный просмотр текста и уяснение цели фоточтения . Необходимо понять структуру книги. На этом этапе необходимо прочитать заключение книги, оглавление, первую страницу книги,.
  • "Photoreading" . Книга перелистывается со скоростью 1 секунда на страницу.
  • Быстрое чтение . На этом этапе читатель внимательно просматривает наиболее интересные моменты в тексте. Читатель составляет общее понимание о прочитанной книге, а также сформулировать вопросы к автору и книге в целом.
Во время фоточтения подсознание запечатлеет образ книги в памяти.

Фоточтение - это не только перелистывание книг, а нечто большее. Большинство роликов по теме фоточтения включают только третий этап процесса фоточтения - перелистывание страниц. Закадровый голос при этом утверждает, что это и есть процесс фоточтения.

Обратите внимание на то, что после фоточтения требуется определить собственное отношение к прочитанному, а так же перечитать некоторые моменты из текста.

Овбратите внимание на то, что перед чтением нужно образом подготовиться. Освободить мозг от навязчивых мыслей. Полностью сосредоточиться на деле. Чем больше посторонних мыслей гуляет в голове, тем слабее подключается подсознание.

Настоящее скорочтение подразумевает раскачивание на качелях - подсознание бессознательно выбирает объект чтения - а сознание углубленно читает полученную информацию. Излишне говорить, что если подсознание не включено, то ни о каком полном его использовании не будет идти речи. Усовершенствования методики фоточтения:

  • Я, как и многие методики фото-чтения предполагают фоточитать книгу несколько раз, а не один раз, как рекомендуется в классическом варианте.
  • Так же я рекомендую не только просматривать текст, но и читать фрагменты с нужными ключевыми словами. Такой способ чтения позволяет лучше настроиться на содержание книги и войти в творческий режим.
Трудности фоточитателей:
  • Обычно начинающие не могут сообразить, как это можно не читая текст получать из него зерна знаний.
  • Читатель спешит. Читатель увлечен скоростью, а не поиском смысла. Читатель не имеет цели чтения.
  • Правильное скорочтение состоит не в том, чтобы как можно быстрее прочитать текст (эта цель тешит гордость читателя), а в том, чтобы проще справиться с затруднением. При спешке фоточитатель оставляет за кадром много информации.

Обычно к концу начальной школы у детей формируется устойчивый базовый навык чтения по одному слову. Большинство людей не занимаются дальнейшим увеличением скорости чтения, оставляя ее на уровне 4-6-го классов. До появления интернета и последующего информационного взрыва такое положение многих устраивало, но сейчас для достижения успеха этого уже недостаточно. Почему?

Первый минус медленного чтения: смотрю в книгу — вижу фигу

Попробуйте ответить на вопрос, который я всегда задаю во время занятий по скорочтению: «Бывает ли у вас так, что, читая какой-то текст, вы отвлекаетесь на посторонние мысли?» Ответ «да» выбирают 99% людей, потому что чтение на первой скорости (когда человек проговаривает каждое слово) слишком медленно по сравнению со скоростью восприятия мозгом информации. Поэтому при таком чтении мозг автоматически занимает себя чем-то еще.

Другими словами, скорость мышления и восприятия информации среднестатистического человека обычно втрое или вчетверо выше, чем скорость чтения по одному слову. Наше мышление слишком развито, чтобы не отвлекаться во время медленного чтения. Приведу пример из жизни.

Обычный человек прочитывает на скорости I страницу книги формата А5 за две минуты, а его мозг способен понять написанное за 30 секунд, что чаще всего и происходит. В итоге у человека остаются полторы минуты, которые мозг пытается занять хоть чем-то более-менее полезным и отвлекается от чтения.

Плохо ли это? В принципе это свидетельствует о вашем стремлении к эффективности и оптимизации времени и одновременно о неумении добиться этой эффективности без ущерба качеству чтения. Приведу еще один пример.

Если вы водите машину, то вспомните свои ощущения, когда попадаете в пробку. Пока машина двигалась, вы были целиком сосредоточены на дороге. Встав в пробке, вы уже не можете использовать лошадиные силы и потенциал своего автомобиля на полную мощность, а потому начинаете переключаться на другое: слушаете радио, звоните маме, находите себе еще какое-то занятие.

Чтобы меньше отвлекаться во время чтения, вам нужно поднять его скорость минимум в два раза и довести ее хотя бы до скорости вашего мышления. Однако некоторые люди, стараясь уравнять скорости чтения и мышления, совершают ошибки, из-за которых возникает второй минус медленного чтения.

Второй минус медленного чтения — быстрая утомляемость

Позвольте задать вам второй вопрос (который я задаю своим слушателям): «Бывает ли у вас, что во время чтения вы быстро устаете? Или что вам становится скучно работать, например, с договорами, документацией, учебниками и тому подобными материалами?». Около 60% участников наших занятий отмечают, что регулярно сталкиваются со вторым минусом медленного чтения — быстрой утомляемостью и скукой. Очень часто дети не хотят брать в руки книгу из-за того, что им просто скучно медленно читать тексты, а другой скоростью они еще не владеют.

Когда возникает утомляемость? Когда человек старается удержать всю мощь своего разума на низкой скорости восприятия, адаптируя ее под медленное чтение. На то, чтобы медленно воспринимать текст и не давать мышлению отвлекаться на другие важные мысли, тратится громадное количество энергии, и именно из-за этого человек очень быстро устает.

Вспомните пример водителя, попавшего в пробку. Представьте, что он пытается чем-то себя занять, а все свое внимание концентрирует на дороге: его машина десять минут стоит на одном месте, и все это время человек потеет, внимательно наблюдая за задом автомобиля, стоящего перед ним. Казалось бы, это здорово — такой внимательный водитель! Но после подобной поездки человек чаще всего вылезает из машины, выжатый как лимон, у него не останется сил ни на что.

Самый главный плюс медленного чтения на скорости I состоит в том, что вы умеете читать. Возможно, иногда текст читается медленно, скучно, его содержание трудно понять и запомнить. Но если вы в принципе можете прочесть написанное, понять его суть и даже запомнить, значит на 99,9% уже умеете осмысленно работать с текстами.

Третий минус медленного чтения — последствия информационного взрыва

А теперь я задам третий вопрос: «Знаете ли вы, что, согласно статистике, объем цифровой информации удваивается каждые 18 месяцев, число информационных блогов в Сети удваивается каждые полгода? Чувствуете ли, что вам не хватает все большего количества времени на изучение всего, что вы должны знать?»

С конца XX века в мире начался глобальный информационный взрыв. Появляются все новые и новые технологии. Человек приобрел одну профессию, а через 5-10 лет она перестает существовать. Например, в 1980-1990 годы эксперт по фотоаппаратам Polaroid процветал, но после появления цифровых фотокамер ему срочно нужно было переучиваться.

Повышается скорость обработки компьютерных данных: пять тысяч операций в секунду в 1944 году у первого компьютера ENIAC, один квадриллион у IBM Roadrunner в 2008 году, 20 квадриллионов операций в секунду у Titan в 2012 году — и эта гонка постоянно продолжается!

А увеличивают ли люди свою способность быстрее обрабатывать возникший поток информации? Тренируют ли свое мышление работать быстрее и качественнее? Вспомните первую фразу, которую начальник говорит выпускнику вуза в его первый рабочий день: «А теперь забудь все, что ты учил в институте. Первое задание — освоить вот это направление». Если человек не сможет быстро обучиться и включиться в новый для него процесс, то так и будет болтаться на низовых позициях.

Cтратегия прошлого века — выучить что-то одно в какой-то области и потом всю жизнь только этим и заниматься, особо ничему другому не обучаясь. Как научился вязать лапти, так и используешь одни и те же полученные навыки. Вряд ли так можно достичь успеха в наше время. Даже если вы открыли свой магазин и научились вести учет на бумаге, то современные розничные сети вытеснят вас из больших городов своими современными системами, оптимизацией затрат, вследствие этого — меньшими ценами и многими другими используемыми современными инструментами.

Купить эту книгу

Обсуждение

Комментировать статью "3 причины научиться читать быстро. Для взрослых и детей от 13 лет"

Еще проявляется в медлительности - медленно одевается, собирается, вообще все делает Зря не верите, моя такая же - просто медленно думает, и все. Я выхода не нашла, ребенок...

Обсуждение

Нам в свое время схожую проблему помог решить остеопат. Причем достаточно быстро, сеанса за три. Причина, как он сказал, была в недостаточной активности клеток головного мозга, медленно создавались ээээ нейронные, что ли, связи. Разница была очевидна, например если раньше ребенок мучил стихотворение полдня и все равно был не уверен, то после занятий стал запоминать стихотворения 16-20 строк за два-три прочтения. Ну и в целом на уроки времени стало уходить меньше. С эмоциями остеопат тоже поработал, ребенок стал более открытым и дружелюбным.
Однозначно легче было года два, потом увеличилась нагрузка в школе, стало опять труднее. Но, на мой взгляд, "завод" не кончился, просто телефон, будь он неладен, стало труднее контролировать. :(Виртуальный мир как будто прямо оперативку в мозгу сжирает...

12.09.2018 10:20:11, Неважно

У меня был такой ученик в классе. Я попросту(после согласования с родителями и учеником) давала ему возможность написать контрольную после основных уроков. Под эгидой дополнительных занятий. (Для сильно любопытствующих глаз). Один на один сл мной и без ограничения по времени. Результат-отличный!

11.09.2018 16:22:40, Ирина.

Минусы медленного чтения - и один плюс. Что может скорочтение. Большинство людей не занимаются дальнейшим увеличением скорости чтения, оставляя ее на уровне 4–6-го классов.

Обсуждение

Я в своё время скачивала с интернета Компьютерный тренажёр "Проверка скорости чтения"
Классная штука: предлагает разные по сложности тексты с указанием количества слов и автоматически показывает в какое время детёнок уложился. И оценку в журнал выставлял с разными приятными советами.
Моей очень нравилось на нем тренироваться!

Скачать - не знаю где, я покупала вот такие:
Нефедова, Узорова: Учебные тексты с вопросами и заданиями для контр. и проверочных работ по технике чтения. 1 класс

Но есть и минус: на чтение уходит много времени, к тому же медленное чтение не обязательно улучшает понимание. Уилл Боуэнн в своей книге много пишет о том, что люди срываются...

Обсуждение

Поставьте бутылку с водой во время чтения, и вместо еды пейте:) Ведь речь идет просто о привычке, как я поняла, а не о чувстве голода?

Делюсь своим опытом - орехи, сухофрукты. А также яблоки, груши. Могу даже перец болгарский порезать и грызть. Обязательно вода (правда я ее заменяю чагой - настоящую с леса муж привез, она очень хорошо глушит безудержное желание что-нибудь съесть).

Объем чтения в первом классе?. Школа. Ребенок от 7 до 10. Минусы медленного чтения - и один плюс. Что может скорочтение. Версия для печати.

2 Ясень - про чтение. Полезная литература. Детская психология. 2 Ясень - про чтение. Помнится, вы где-то упоминали, что у вас есть подборка материалов (ссылок, идей, мыслей...

Обсуждение

А не ясеневых мыслей можно? Бывают дети-любители читать, а бывают к сожалению наоборот, в т.ч. при читающих родителях. На эту тему часто бывали жалобы родителей. Возможно, это зависит от типа восприятия информации - аудиал, визуал. Второй аспект - это семейные традиции. Любит ли сын, когда ему читают? Я в детстве очень это любила, потом, когда научилась читать - а это было в шесть - начала читать запоем и читала всю школу. Т.е. сначала была любимая мной семейная традиция чтения, а потом я открыла для себя прелесть визуального восприятия информации(мое самое любимое).
Если есть опасения, что ребенок будет не любить чтение, то нужно с ним побережней, а то действительно не будет любить.

Ой-ой, идеи все больше в голове, а материалы - от Борхеса до идей Эллы Прокофьевой в этой конференции несколько лет назад, хаос с легкой такой, едва наметившейся структурой, я не возьмусь систематизировать быстро до удобоворимой системы:((

перед предстоящим поступление в школу, решила я скорость чтения ребенка проверить. Взяла тесты по чтению, заставила Наташку читать. первый текст 79 слов в минуту, второй 81 слово.

Минусы медленного чтения. А чтение нужно 100% и письмо. Обучение чтению ребенка-дошкольника.

Обсуждение

1. Я не учила водить пальцем. Чаще переходим на другую строку без проблем. Если "скачет", сам обнаруживает ошибку и ищет нужную строчку уже с помощью пальца
2. Как сын пишет - это вообще песня. Мы пропускаем буквы и в начале, и в середине, и в конце. Я не напрягаюсь. 5 лет - еще не тот возраст и уровень развития, когда надо писать внимательно и грамотно.
3. Мы буквы начинаем писать совершенно в произвольном порядке и всегда по-разному. Честно говоря, я сына вообще писать не учила и как правильно, он не знает, наверное. У нас в садике воспитатели этому потихоньку учат. А есил и не научат, пусть в школе писать учится. Мне важнее, чтобы сын рисовал старательнее и аккуратнее.

Обсуждение

Я мама такого "чемпиона", который читал в 1 классе 138 слов в минуту, при этом с выражением. Как добивались? Ни как... Просто так получилось, что зачитал он у меня рано, лет с трех. Читал очень много, правда больше про себя, плюс компьютер (программирует он у нас), в большинстве случаев текст выскакивает быстро, хочешь, не хочешь, а прочтешь. Так вот и получилось.

20.03.2007 19:39:11, ЯнаИ

Для меня самой в школе проверка на скорость чтения была пыткой...и когда сын пошел в школу, переживала по этому поводу. Но учительница, объявляя результаты проверки, добавила, что проверяют не столько скорость, сколько способ чтения (по слогам, словами, бегло словами или словами, но трудные слова по слогам), правильность чтения, осознанность и способность пересказать прочитанное.

20.03.2007 15:13:05, Kirina

Начиная с октября прошлого года в непосредственной близости от Кремля, в здании по адресу Моховая, 11, где располагается Институт Стран Азии и Африки, время от времени происходит нечто странное. Поздним вечером, несмотря на непогоду, выходные или праздничные дни, здесь собираются люди, зачастую даже не знакомые друг с другом, и вместе читают избранные тексты из Танаха или Талмуда. Медленно, по словам. Порой даже по буквам – сличая русский перевод с оригиналом и выявляя его, перевода, неточности и огрехи. Мини-циклы в формате «study group», организованные проектом «Эшколот» при поддержке фонда AVI CHAI, проходили в ИСАА уже пять раз и были посвящены «Дорожным рассказам» из Талмуда, Книге Ионы, Экклезиасту, Книге Эстер и Песни Песней. Слушатели (они же читатели) при содействии приглашенных экспертов - филологов, историков, религиоведов и философов - как будто заново прочитывали классические еврейские тексты, задаваясь вопросами, возникающими при таком углубленном чтении, и вместе искали на них ответы. О формате «study group» и методе «медленного чтения» рассказал корреспонденту «Букника» программный директор «Эшколот» Семен Парижский – филолог, преподаватель и специалист по ивриту и средневековой еврейской литературе.

Максим Эйдис: Откуда появилось название метода «медленное чтение»?

Семен Парижский: «Close reading» – стандартный термин из западноевропейской литературной критики, означающий внимательное, вдумчивое чтение классической литературы. Изучение шаг за шагом, анализ значения каждого образа, каждого слова. Мы придали этому термину новый оттенок, назвав его по-русски «медленное чтение» и поставив в контекст «slow food vs. fast food». «Медленное чтение» - отчасти антимодернистский жест: люди сегодня читают слишком быстро, утрачивая из-за этого «вкус» чтения. Наконец, наш метод апеллирует к древней еврейской практике мидраша, основанной на том, что с самыми важными вопросами мы обращаемся к базовым текстам и пытаемся добиться от них ответа. Для этого у евреев 2000 лет назад возникла особая техника чтения-допроса сакральных текстов - мидраш – и соответствующий институт: бейт-мидраш. Вот мы и хотим объединить в формате study group все три этих контекста: европейская литературная теория, антимодернистское «медленное чтение» и бейт-мидраш.

М.Э.: Для толкования, раскрытия смысла сакральных текстов в study group используется не только информация из других еврейских текстов, но результаты научных (например, археологических) исследований. Насколько это правомерно? Ведь Танах существовал внутри закрытой еврейской текстуальной культуры и не предполагал, наверное, дополнительных научных изысканий?

С.П.: Нет, уже в Средние века классические еврейские комментаторы (Раши, ибн Эзра и прочие) использовали филологические, исторические и другие научные методы. Танах – междисциплинарное явление, его нельзя рассматривать в рамках только одной дисциплины. И кроме того, современному читателю необходимо восстановление контекста, который для древнего читателя был попросту очевидным.

М.Э.: Кстати, о контексте. Какие-то фрагменты Книги Ионы, как я слышал во время study group, сегодня трактуются исследователями как ироничные или пародийные. Но ведь то, что кажется нам ироничным сейчас, совершенно не обязательно было таковым на момент создания книги. Или, например, в study group утверждалось, на основании 4 Цар 14:25, что Иона был не просто пророком, а «пророком-профессионалом» – человеком, который зарабатывал пророчествами на жизнь. Но ведь героем Книги Ионы мог быть какой-то другой Иона, разве нет? То есть здесь можно строить лишь теории, ничего не утверждая с точностью?

С.П.: Утверждать, что Иона в 4-й книге Царств и главный герой Книги Ионы разные люди, – умножение сущностей без надобности. Но, возможно, автор Книги Ионы (которая была написана позже 4-й книги Царств) сделал своим героем уже известного из истории пророка. Что же касается иронии и пародии, то они рассматриваются нами не исходя из современных представлений, а через анализ огромного массива пророческой литературы, жанрового анализа и сравнения. Хотя те эксперты, которые называли Книгу Ионы пародией, и не утверждали этого аподиктически. Скорее, поэтически.

М.Э.: И все же многие предположения, которые я услышал в study group, могут показаться надуманными. Может быть, под ними есть большой исследовательский базис, но в формате study group, видимо, нет возможности доказательно его раскрыть. Какой тогда смысл именно в таком формате? Можно же просто организовать цикл лекций, где рассказать собравшимся о неизвестном им контексте той или иной книги?

С.П.: При «медленном чтении» работает несколько иной доказательный механизм: он связан с убедительностью того или иного прочтения. Убедительность, как и в случае с риторикой, здесь связана с групповой динамикой и основана на формировании консенсуса и конвенций в конкретной группе читателей. Аргументация связана не столько с внешним научным дискурсом, сколько с аргументами в пользу того или иного толкования самого текста. И не стоит забывать, что close reading – чтение в группе, но с экспертом, который имеет определенные достижения в своей научной области.

М.Э.: Тогда почему эксперту просто не прочесть лекцию? Потому что это будет не так интересно?

С.П.: Потому что то, о чем говорит эксперт, должно ложиться в прочтение текста. Во время «медленного чтения» не текст иллюстрирует те или иные тезисы (как на лекции), а наоборот: логика разворачивания дискурса связана с процессом чтения текста.

М.Э.: Но ведь экспертов, наверное, много. Как я понял, идея о том, что Книга Ионы пародийна, отнюдь не признана всеми библеистами.

С.П.: Читатели могут сами решить, насколько убедительно такое толкование. Наша задача – дать максимально объемное и многослойное прочтение, чтобы оставить место для работы самого читателя. Ну и дать ему инструменты для дальнейшего погружения в текст: библиография, подходы и т.п. Еще мы следуем определенной диалектике части и целого, поэтому чередуем чтение по частям с концептуальными лекциями о книге в целом. Это известный герменевтический круг, когда часть можно понять только в контексте целого, но целое складывается только из частей.

М.Э.: На чем основан выбор той или иной книги для «медленного чтения»? Можно ли надеяться, что когда-нибудь в Москве пройдут study groups, на которых слушатели будут «медленно читать» Танах с самого начала?

С.П.: Мы выбираем книги, исходя из нескольких критериев.

Во-первых, тексты должны быть небольшими, чтобы их можно было прочитать целиком за обозримое время. Мы начали экспериментировать с переходом от разовых мероприятий к более регулярным занятиям, но такой переход может быть только постепенным. Мы не можем сейчас быть уверены, что люди станут ходить на study groups в течение, например, года, поэтому в текущем сезоне study groups состоят пока только из четырех занятий. В дальнейшем, возможно, мы увеличим длительность мини-циклов.

Во-вторых, для нас играет роль степень «классичности» книги. Мы стараемся выбирать книги, оказавшие определенное влияние на европейскую культуру, - Книга Ионы, Песнь песней, Экклезиаст. В Танахе есть маленькие книги, которые почти никто из людей, выросших в европейской культуре, не знает и не читает. Они для нас не приоритет.

В-третьих, как я уже говорил, «медленное чтение» невозможно в отсутствие экспертов. Поэтому при выборе книги мы руководствуемся и их наличием в пределах досягаемости. Что же касается вашего второго вопроса, то целиком Танах читать бессмысленно. Это же не книга, а библиотека.

М.Э.: И все-таки, что такое study group по сути - филология, история, религиоведение? Поможет ли знание того, внутри какой именно рыбы сидел Иона и каким образом персидский царь мог избавиться от неугодной жены, постижению глубинного смысла книги?

С.П.: Study group - междисциплинарный формат: это чтение классических книг через призму филологии, истории, этнографии, антропологии, религиоведения. Речь идет скорее не о постижении глубинного смысла книги, а о начале пути, о разведке, об овладении навыками и приобретении вкуса. То есть человек как бы ставит изучаемую книгу в раздел «прочитанное» на своей виртуальной книжной полке, и если ему захочется покопаться в этой книге еще – он будет знать, с какой стороны к ней подойти.

М.Э.: Метод close reading применялся в Западной Европе для светских текстов, в Москве же его применяют к текстам сакральным. Это первый такой эксперимент в наше время, или подобное сейчас делает кто-то еще в других странах - в Израиле, например?

С.П.: Библеистика в XX веке, особенно во второй его половине, уже вовсю использовала новейшие достижения литературной критики и теории (структурализм, гендерный анализ, http://en.wikipedia.org/wiki/Reader-response_criticism reader-response criticism и т.п.) Однако можно сказать, что да, таким методом книги Танаха читаются впервые на мини-циклах проекта «Эшколот». Во всяком случае, мы искали аналогичные случаи в российской практике, но не нашли.

И другие способы чтения:

Похожие публикации