Вальдорфская педагогика. Вальдорфская педагогика в школах

Вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. В этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии:дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. Вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. Вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.

Историческая справка

Вальдорфская педагогика была основана Рудольфом Штайнером. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. А 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия). Именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская.

Вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах Германии, а также США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии и др. На данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. В России первые вальдорфские сады и школы начали появляться с 1990 года, в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку.

О методике

У Рудольфа Штейнера был свой взгляд на развитие детей. Он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей — помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.

Вальдорфская система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «неопережения», т.е. предоставляет ребенку возможность развиваться в собственном темпе.

Цель вальдорфской педагогики — развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, воспитание.
Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.
Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях — интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.

Основные принципы вальдорфской педагогики:

Организация пространства. Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них — корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах — панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.

Вальдорфские игрушки. Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева. Строительным материалом здесь выступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п. Руками родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.

Подражание. Первые семь лет малыш постигает мир опытно — подражательным, а не рассудочным путем. Взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений. Именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.

Игровая деятельность. Самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. Наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду. При этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности. Помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т.д. Т.е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.

Всему своё время. Вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения — они избегают нагрузок на память и интеллект детей. Они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока. Процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. Для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. С детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. А со старшими — пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.

Ритм и повторения. Вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). И наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. Поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами — считается одним из условий их гармоничного развития. У последователей Штайнера ритм дня представляет собой чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» — это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. Ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. Годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.

Занятия. При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).

Индивидуальность. В вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей,«толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. Данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.

Вальдорфская школа – педагогическая система, сформировавшаяся в Германии в начале ХХ века. Немецкий ученый Рудольф Штайнер по просьбе дирекции табачной фабрики в Штутгарте основал школу для детей работников предприятия. Штайнер, имеющий весьма широкий кругозор и издавший 300 томов научно-публицистических трудов (из которых 25 посвящены педагогике), создал принципиально новый тип учебно-воспитательного учреждения, - так называемую, свободную вальдорфскую школу. Суть вальдорфской педагогики заключается в том, чтобы развить способности каждого ребенка и помочь ему обрести веру в собственные силы.

В технологии вальдорфской школы нашло воплощение философское учение о том, что развитие способности к познанию, - путь к совершенству человека. Согласно этим взглядам, ребенок – духовное существо, которое развивает заложенные природой возможности в партнерских отношениях с педагогом.

Отсюда основные задачи вальдорфской педагогики:

  • воспитание чувств;
  • формирование художественного вкуса;
  • развитие умения творить на основе знания природы.

Вальдорфская технология сочетает интеллектуальный, эстетический и трудовой аспекты воспитания, обеспечивая межпредметные связи. Не менее важные стороны технологии – внимание к здоровью детей и коллегиальность в управлении школой.

Принципы вальдорфской педагогики

Вальдорфская педагогика обучения строится на основе следующих принципов:

  1. Гармонизация духовной жизни. Учителя уделяют равное внимание развитию чувств, мышления и воли.
  2. Преподавание «эпохами». Каждый блок (эпоха) длится 3 – 4 недели, обеспечивая постепенное наращивание знаний и обретение умений. К концу эпохи дети явно видят результат работы.
  3. Гармонизация социальной среды. Педагоги организуют обучение без принуждения и с учетом индивидуальности каждого ребенка.
  4. Личностный подход к ребенку. Безоценочная система обучения не позволяет детям разочаровываться в себе, нацеливает на дальнейшее развитие и способствует сохранению душевного и психического здоровья учащихся.
  5. Совместная деятельность. Приветствуется работа в группах, что воспитывает дружелюбие и толерантность, развивает взаимопомощь.
  6. Особые требования к преподавателю. Вальдорфская педагогика нацеливает учителей на постоянное развитие и самосовершенствование, справедливо полагая, что качественно воспитательно-обучающий процесс может проводить только развитый во всех отношениях педагог.

Вальдорфская школа: за и против

Вальдорфский метод становится все более популярным на постсоветском пространстве. Педагоги-последователи Штайнера и многие родители отмечают особую гуманность методики обучения, быструю адаптацию ребенка в социальной среде, царящую в учебном заведении атмосферу взаимопонимания и уважения. Подчеркивая результаты действия вальдорфской педагогики, обращают внимание на то, что выпускники школы отличаются творческими способностями, развитым воображением, способностью к самоорганизации и дисциплинированностью.

В то же время у вальдорфской школы имеются некоторые недостатки, самым значимым из которых является отсутствие цели подготовить ученика к следующей социальной ступени – поступлению в специальное или высшее учебное заведение, так как система знаний, полученных в данной школе, отличается от стандартной общеобразовательной.

Сейчас по всему миру действуют учебные заведения, объединенные и курируемые ассоциацией вальдорфских школ. Выбирая школу для собственного ребенка, обязательно задумайтесь, что вы считаете приоритетным в воспитательно-образовательном процессе, какими бы вы хотели видеть своего сына или дочь в будущем. Вполне возможно, что вашим представлениям о воспитании и обучении соответствует гуманная вальдорфская система.

Образование в любой исторический период является важнейшим институтом общества, поэтому любые новые методики и технологии в этой сфере попадают под пристальное внимание как специалистов, так и простых граждан. Данный подход находит свое воплощение и при обращении и к такому явлению, как вальдорфская педагогика.

Ее появление после окончания первой мировой войны было связано, прежде всего, с тем, что сложившаяся к тому времени традиционная школа рассматривала учеников исключительно как объекты познавательного процесса, которые должны усвоить максимально возможное количество материала. Духовное, нравственное и отходило при этом на задний план.

Вальдорфская педагогика представляла собой своеобразную альтернативу традиционным методам и формам образования. В ее основе лежала модель постепенного саморазвития ребенка, для которого учитель превращался из строгого контролера в мудрого наставника. Первое подобное учебное заведение было открыто на территории табачной фабрики «Вальдорф Астория», впоследствии вальдорфские школы получили широкое распространение в странах Европы и Северной Америки. Основатель этой системы основной акцент делал на том, что наиболее губительным для ребенка является стремление родителей и учителей к тому, чтобы он как можно быстрее освоил всю школьную программу, обгоняя свои физические и психологические возможности. Вальдорфская же педагогика предлагала лишь сопровождать ребенка в процессе постижения им мира, постепенно раскрывая его творческий и

В целом вальдорфская методика придерживается следующих основных принципов:

  1. Главной составляющей образовательного процесса является воспитание. При этом основываться оно должно, прежде всего, на нравственных началах.
  2. До семи лет ребенку следует избегать излишних интеллектуальных нагрузок, так как в противном случае он со временем вырастет в человека, который может лишь воспроизводить чужие мысли, а не формировать собственное мнение. Прежде всего, любой ребенок должен почувствовать себя личностью.
  3. Нельзя злоупотреблять положительными и отрицательными оценками деятельности ребенка, так как вмешательство со стороны взрослых в процесс его становления должно быть минимальным.
  4. Вальдорфская педагогика не предполагает использования в процессе обучения и воспитания каких-либо подражательных форм. Для нее главное - чтобы ребенок сам постигал окружающий мир, ориентируясь исключительно на свое собственное представление о нем.
  5. Любой ребенок - уникален, каждый обладает своими неповторимыми способностями и талантами. Основная цель, которую ставит перед собой педагогика вальдорфской школы, состоит в том, чтобы сам ребенок нашел в себе и полностью раскрыл свои

Как и любое новое явление, вальдорфская педагогика, особенно на первых порах, испытала достаточно сильное давление со стороны представителей Однако дальнейшее развитие педагогической мысли показало, что многие идеи, заложенные Рудольфом Штайнером, оказались актуальными и востребованными. Главная из них - что любое образовательное учреждение должно во главу угла ставить процесс духовного и нравственного развития ребенка, а не обучения его основам всех наук.

На сегодняшний день вальдорфские школы имеются во многих развитых и развивающихся государствах. Посещают их дети как из достаточно обеспеченных, так и из бедных семей. Несмотря на то, что скоро этой методике исполнится уже сто лет, используемые в таких школах методы и формы образовательного процесса по-прежнему выглядят инновационно и привлекательно как для самих учителей, так и для родителей.


                                                                                                                                                                     "Искусство воспитания - живое искусство..."
Вальдорфская педагогика - это способ развития и обучения детей, значительно отличающаяся от традиционных методик. Появилась она более 100 лет назад. Разработал основные идеи и направления австрийский мыслитель и педагог Рудольф Штайнер совместно со своей женой и ближайшим советником Марией фон Сиверс.
Свое название методика получила благодаря немецкой сигаретной фабрике Вальдорф-Астория, владелец которой попросил Штайнера организовать первую школу, где бы обучались малыши по его методике. Так и начали называть систему Штайнера вальдорфской.
Главными учителями в системе являются педагоги и родители.
Предназначена методика для малышей от рождения до 21 года.

Основными работами, которые помогают родителям в воспитании и обучении детей считаются следующие:

- "Искусство воспитания. Методики и дидактика";
- "Духовно-душевые основы педагогики";
- "Познание человека и учебный процесс".

У автора имеется большое количество разработок и книг, которые заслуживают пристального внимания родителей и преподавателей, решивших воплощать идеи вальдорфской теории.
В настоящее время во всем мире существует множество детских садиков и школ, работающих по вальдорфской системе.

Идеи Вальдорфской системы:

Автор утверждал, что у малыша с рождения имеется прочное духовное начало, которое и определяет его неповторимость. Взрослые всеми силами должны помогать раскрыть в детях все, что заложила в них природа. Важно избегать принуждения!
Развитие должно быть направленным на сохранение личности малыша и его индивидуальности.
Вальдорфская система высказывает протесты против начала обучения детей чтению и письму в раннем возрасте. Автор методики утверждает, что развитие интеллекта необходимо начинать в то время, когда малыш психически и эмоционально готов к познанию мира.

Принципы системы:

Если вальдорфская методика развития для вас приемлема, то вы должны полностью принять следующие ее принципы:

◦ Вальдорфская методика основывается на создании всех условий, оказывающих благоприятное влияние на ребенка;
◦ В процессе воспитания малыша ведущую роль играет пример взрослых;
◦ Согласно методике развитие и воспитание детей осуществляется в игровой форме;
◦ Согласно вальдорфской педагогике необходимо использовать приобщение малыша к здоровому образу жизни, искусству и трудовой деятельности;
◦ Малыши должны познавать мир естественным путем, взаимодействуя с окружающей средой и получая ценный жизненный опыт. Дети, занимаясь по вальдорфской системе, много времени проводят на свежем воздухе. Они выращивают овощи и фрукты, цветы. Это все развивает любовь к природе, самостоятельность и ответственность;
◦ В раннем возрасте телевизор и радио сильно вредят детям. Они способствуют преждевременному взрослению;
◦ Оценка достижений малыша - это своего рода давления на него, которая мешает его полноценному и природному развитию. Применяя частое оценивание малыш будет выполнять действие не ради него самого, а ради получения оценки;
◦ Нельзя принуждать малыша выполнять задания и предоставлять ему эталоны правильности выполнения;
◦ Поддерживайте любое проявление инициативы малыша. Отказ или запрет на осуществление какого-либо действия возможен только в случае, если это причинит малышу вред, нанесет ущерб другим или повредит вещи. Важно понимать, что запрет должен иметь строгий, четкий, краткий характер. Не допускайте возражения со стороны ребенка. Только в таком случае он будет эффективным. Также малыш поймет, что запрет - это не просто упрямство взрослого, а правило жизни, которое нужно выполнять;
◦ Дети по вальдорфской системе играют не готовыми игрушками, а теми, которые создают самостоятельно с помощью родителей или педагогов. Это очень развивает фантазию и воображение детей;
◦ Важно соблюдать четкий режим дня;
◦ Обязательная часть учебного процесса - праздники. В процессе подготовки участвуют и взрослые, и малыши. В системе много времени уделено праздникам, которые связаны с природой;
◦ Все процессы обучения и воспитания основаны на сказках;
◦ В каждом возрасте ребенка существуют свои возможности. Их обязательно нужно использовать, чтобы в наибольшей мере раскрыть личность малыша.

Фазы жизни...:

Человеческая жизнь согласно вальдорфской системы разделена на 3 фазы:

1. От 0 до 21 года. В этом периоде происходит физическое развитие тела. Эта фаза представлена тремя периодами:

◦ От 0 до 7 лет. Это время от рождения малыша и до полной замены зубов. Малыш в этот период открыт миру, доверяет ему, впитывает из него все. С помощью подражания взрослым он учится мыслить, рассуждать, разговаривать. Важно, что подражание свойственно детям только в этом временном диапазоне. Дети, у которых потребность в подражаниях не удовлетворена до 7 лет, остаются неуверенными в себе, неудовлетворенными как собой, так и окружающими. Наиболее частая причина этого - отсутствие тесного контакта с родителями;
◦ От 7 до 14 лет. Это период от замены зубов до времени полового созревания. Теперь уже дети хотят учиться. Если в первом периоде жизни потребность в подражаниях была удовлетворена, то дети начинают активно подражать учителю. Но если же этого не произошло, то такие неуверенные в себе дети начинают искать другие, часто очень негативные авторитеты;
◦ От 14 до 21 года. Это период от полового созревания до совершеннолетия. У детей формируются углубленные интересы. В это период имеется огромная потребность в людях, которые смогут ненавязчиво установить душевный контакт с ребенком, направить на правильный путь и оказать помощь в поиске смысла жизни. В это время ребенок осознает свое "Я", личную важность и индивидуальность. Ребенок очень активен в общественной жизни, заводит глубокие дружеские отношения.

2. От 21 до 42 лет. Люди в этот период времени приобретают ценный жизненный опыт;

3. От 42 лет и до смерти. В это время люди, как правило, начинают передавать свои знания и опыт другим людям.

Результаты использования методики:

Вальдорфская система позволяет воспитать смелого, умелого, свободного в реализации творческих задумок, дисциплинированного, ответственного малыша, любящего окружающую природу. Вальдорфская педагогика позволяет вырастить личность с богатым воображением и широкими взглядами на многие вещи.
Во время обучения детей в начальных классах по вальдорфской системе активно развивают мелкую моторику ручек, поскольку это взаимосвязано с развитием речи у малышей.
Дети, которые развиваются по вальдорфской системе занимаются эвритмией - навыками художественных музыкальных движений, а также выполняют множество физических движений, развивающих межполушарную координацию головного мозга.
С первого класса малыши учатся играть на музыкальных инструментах, изучают 2 языка - немецкий и английский. Кроме этого огромное внимание уделяется изучению гуманитарных дисциплин: литературы, истории, мировой культуры.
Много времени дети проводят за рисованием, развивая свои художественные способности.

Когда стоит начинать занятия?:

Сторонники методики, как и ее автор, выступают категорически против раннего развития интеллекта малышей. Они считают очень важным учитывать возрастные особенности. А раннее развитие только лишает детей детства, притупляет их воображение.
Изучение цифр (абстрактных понятий), а также освоение навыков чтения и письма начинают только тогда, когда сформирован мир малыша и "все молочные зубы сменяются на постоянные", то есть в возрасте около 12 лет!
Для малышей наиболее естественным будет познание окружающего мира в игровой форме, с активным использованием эмоций, а не путем изучения понятий в виде букв и цифр. Работая с маленькими детьми по вальдорфской педагогике, много внимания уделяют упражнениям на развитие мелкой моторики ручек, театральному искусству, лепке, ритмике, игре на народных инструментах. В более старшем возрасте дети шьют игрушки, постигают навыки резьбы по дереву, обработки камня.

Упражнения для новорожденных:

Основным фактором нормального развития младенцев является искренняя, непринужденная атмосфера в доме. Это влияет не только на психическое развитие, но и на все виды обмена вещество в организме малыша. Это очень важное условие интеллектуального, личностного и эмоционального развития ребенка. Штайнер, автор методики, постоянно акцентирует внимание взрослых на том, что воздействие на молодой организм негативных факторов именно на протяжении этого периода его развития позднее проявится в виде предрасположенности к психологическим проблемам и физиологическим заболеваниям.
Новорожденный, согласно вальдорфской педагогике нуждается только в очень тесном контакте с мамой, ее любви и заботе, а не в осуществлении творческих процессов.

Упражнения для малышей старше одного года:

Вальдорфская педагогика строго ориентирована на личность ребенка. В ней нет четко разработанных упражнений, заданий. Это такая философия жизни счастливых малышей в особенном семейном микроклимате, которое является самым подходящим для формирования внутреннего мира малыша, а также в обстановке, которая наполнена натуральными материалами, способствующими развитию фантазии.
Первое, что требует от родителей вальдорфская педагогика - организовать личное пространство малыша. В нем должен быть стол, стул, открытые полочки, плита, мойка. Важно, что там нет компьютеров и телевизоров!
На полках расставьте конструктор, каштаны, лоскутки ткани, самодельные игрушки.
Большое значение имеет художественное оформление комнаты. Используйте скатерти из хлопка и льна, панно из натуральных материалов, картины.
Дети не должны использовать в процессе игры пластиковые, механические или электронные игрушки. Они их сами изготавливают из подручных натуральных материалов: деревянных досточек, шишек, желудей, орехов, каштанов, коры, веток, травы, листьев, натуральных тканей, камней, ракушек. Делают они это как сами, так и со взрослыми. Такие игрушки необычайно полезны, они стимулируют развитие фантазии.

Дети по вальдорфской системе осуществляют свободную игру. Ее суть состоит в том, что в ней нет никаких строгих правил. Малыши занимаются только тем, что им больше всего интересно (чаще всего это сюжетно-ролевые игры). Задача взрослых - наименьшее вмешательство в игру. Вы должны побуждать малыша и всячески поддерживать его интерес.
Обязательно дети должны заниматься творчеством: народными танцами, песнями, лепкой, рисованием (важно учиться смешивать краски), драматическим искусством. В вальдорфских учебных центрах эта деятельность распределена по дням недели: один день полностью посвящен живописи, другой - лепке и т.д.

В вальдорфской педагогике имеются такие необычные понятия, как эвритмия и райгены.
Эвритмия - это искусство движений. Дети со взрослыми под музыку при помощи движений и жестов выражают свое состояние, общаются, учатся пересказывать сюжеты литературных произведений, стихотворений, песен, показывают настроение в данный момент времени.

Райгены - это игры-хороводы, в основе которых лежат различные сюжеты. В них малыши движениями показывают, как они подметают или моют пол, посуду, ходят, как утята и т.д.
Большое внимание в вальдорфской педагогике уделено домашним занятиям. Дети вместе с родителями учатся убирать, сажать растения, ухаживать за животными и т.д.

Детям необходимо читать сказки народов мира, мифы Древней Греции, библейские легенды. Одна история читается несколько раз, например, в течение недели, чтобы малыши максимально разобрались в характерах действующих лиц.
С целью улучшения памяти дети учат много потешек, песенок.
Писать детей учат с помощью рисования. Под музыку дети выполняют движения, которые имитируют написание букв в воздухе.
Прежде, чем приступить к занятиям по вальдорфской системе, необходимо выполнять пальчиковую гимнастику и игры-хороводы. Сначала необходимо вспомнить полученные ранее знания, а затем приступать к получению новых.

Для кого подходит методика?:

Основной вид деятельности по вальдорфской системе - это совместная деятельность взрослого и ребенка. Работая рядом со старшими, дети вдохновляются и подражают им. Поэтому роль взрослого в методике огромная! Мама, которая решила использовать вальдорфскую педагогику, должна каждым своим действием, поведением, речью стать ярким примером для подражания, вызывать у малыша интерес к различным видам деятельности, побуждать к активности. Мама должна быть достойна подражания! Она для своего малыша - авторитет, который одновременно позволяет малышу самому делать свой выбор.

Положительные стороны методики:

Педагогика развивает естественные способности малышей, укрепляя их веру в свои силы, что очень пригодится ему в будущей жизни;
- Малышей не принуждают к деятельности, их не оценивают, уважительно относятся к их личности и предоставляют свободу выбора;
- Естественная обстановка во время обучения;
- Возможность создания естественного и свободного ритма обучения;
- Повышенные требования к эстетическому оформлению помещений развивают эстетический вкус детей;
- Большое внимание уделяется эмоциональному комфорту малышей.

Трудности при реализации методики:

◦ Прежде, чем начать занятия, родители должны ознакомиться с основными тезисами методики, поскольку в ее основе лежит антропософия, вызывающая частые протесты как у родителей, так и у представителей церкви;
◦ Не все требования методики можно осуществить в домашней обстановке: отсутствие телевизора, компьютера, любовь к искусству, обстановка без излишеств;
◦ Малыши, которые будут идти в обычную школу, будут испытывать трудности в обучении из-за того, что не умеют читать, писать, считать, а также не имеют энциклопедических знаний;
◦ Не каждый малыш склонен к художественной или актерской работе. Вальдорфская система имеет слишком углубленную гуманитарную направленность, которая подходит далеко не всем детям;
◦ Ограничение доступа малышей к обычным игрушкам, что в будущем будет вызывать дискомфорт у малыша и желание все-таки получить увиденную в магазине или у других детей игрушку.

Стоит ли начинать занятия?:

Эта методика имеет очень много спорных моментов. Это и чрезмерная религиозная направленность, и тепличные условия воспитания детей. Результат ее использования в современном мире, довольно жестоком, будет не всегда положительным. Но в ней каждый родитель сможет найти что-то важной и приемлемое для своего ребенка/


Вальдорфская система образования базируется на принципах внимания, уважения и бережного отношения к детству ребенка. Данная система стремится развить творческий потенциал всех учащихся и укрепить их самооценку . В стенах детских учреждениях с вальдорфской системой обучения всегда царит атмосфера тепла, доброжелательности и спокойствия. Дети с большим желанием посещают вальдорфские школы и детские сады. В настоящее время по всему миру насчитывается около 2500 действующих дошкольных и школьных учреждений, выполняющие основные задачи вальдорфской системы образования.

История вальдорфской педагогики

Вальдорфская система образования была создана в начале ХХ века на юге Германии . Толчком для ее возникновения стал период нестабильности в сфере образования. Сотрудники табачной компании «Вальдорф Астория» были обеспокоены тем, что их дети, посещая учебные учреждения, не получали должного педагогического внимания. Весь обучающий процесс был направлен только на постоянное заучивание материала. В результате такого обучения у учащихся не могли развиваться творческие способности и познавательная активность. О жалобах работников данной компании стало известно ее владельцу - Эмилю Мольта, который не боялся перемен и всегда стремился найти рациональный выход из сложившихся социальных трудностей. Эмиль Мольта мечтал создать новый тип школы , программа которой полностью соответствовала возрастным особенностям ребенка и отличалась гуманным отношением к подрастающему поколению. Новатор обратился с данной просьбой к педагогу Рудольфу Штайнеру. Обращение Мольта именно к этому педагогу было не случайным. Рудольф Штайнер вел активную педагогическую деятельность и имел богатый опыт частного преподавания.

Следует отметить, что Рудольф Штайнер давал частые уроки сыну одного венского коммерсанта, который страдал мигренями, нарушением поведенческих реакций и перенес гидроцефалию. Многие педагоги и врачи были уверены, что мальчик является полностью безнадежным, и не сможет нормально развиваться. Но Штайнер разработал специальную программу для мальчика и занимался с ним систематически на протяжении двух лет. В итоге его ученик «догнал» сверстников и вскоре получил высшее медицинское образование.

Рудольф Штайнер принял предложение Эмиля Мольта и разработал первую программу вальдорфской школы , которая была одобрена в 1919 году министерством образования и культуры. Новая школа под руководством Мольта была построена в течение года. Первого сентября педагоги вальдорфской школы приняли 256 учащихся и открыли 8 классов. В данном учреждении у 191 ученика родители трудились на табачной фабрике. Через некоторое время школа стала принимать детей из различных слоев общества.

Сегодня насчитывается в мире большое количество вальдорфских . В вальдорфской системе не существует строгих приемов для обучения ребенка . Вся методика направлена на развитие внутреннего мира малыша, а именно его творческих способностей, фантазии и интуиции. Детям прививается любовь к духовному началу и народной культуре.

Основные принципы и направления работы вальдорфской педагогики

Сторонники вальдорфской педагогики уверены, что детство является уникальным и неповторимым периодом в жизни человека, который требует выполнение особых задач и целей. При этом важно не ускорять развитие ребенка, а раскрывать и воспитывать способности малыша, характерные именно для данного возраста. В связи с этим, приверженцы вальдорфской системы обучения не спешат сразу обучать малышей письму и чтению, а также отрицательно относятся к использованию различных программ по интеллектуальному тренингу . Вальдорфская педагогика предполагает естественное развитие личности малыша и заложенных природой его способностей.

Дошкольные учреждения, использующие основы вальдорфской педагогики , в процессе работы применяют следующие принципы :

  • создание комфортной и благоприятной атмосферы для развития;
  • по средствам личного примера и подражания;
  • использование многофункциональных игр;
  • создание атмосферы, которая способствует развитию игровой деятельности;
  • организация правильного ритма группы;
  • использование многообразных видов трудовой деятельности и основных навыков искусства.

Все вышеперечисленные положения в дошкольном учреждении вальдорфского типа не могут существовать отдельно друг от друга. Они органично переплетаются между собой и представляют собой гармоничную жизнь дружной семьи, а не обычную работу традиционного дошкольного заведения. Рассмотрим некоторые принципы вальдорфской педагогики более детально.

Создание комфортной и благоприятной атмосферы для развития

Р. Штайнер еще в 1907 году высказал предположение, что основным движущим фактором для развития малыша является материнская любовь и внимание к нему окружающих. При этом любовь должна быть обязательно искренней, так как дети очень восприимчивые и на интуитивном уровне чувствуют любовь по условию. Таким образом, создание атмосферы любви является главным условием для правильно физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка . Вальдорфские дошкольные учреждения стремятся создать благоприятную атмосферу, которая приближена к домашней обстановке. Особое внимание уделяется личности педагога, который должен обязательно любить детей, быть творческой и яркой личностью, а также уметь устанавливать доверительные взаимоотношения со своими воспитанниками и их родителями.

Для создания необходимой среды, способствующей активному развитию ребенка, важное значения имеет художественное оформление и правильная организация пространства.

Воспитание по средствам личного примера и подражания

Малыши до 4 лет способны усваивать большое количество разнообразной информации. Но делают они это не через учебники или уроки, а благодаря постоянному взаимодействию с окружающими его взрослыми, постоянному общению со сверстниками, играя с различными предметами, слушая интересные истории и т.д. Следовательно, процесс обучения малыша взаимосвязан с его активной жизненной позицией . При этом существует два основных способа познания мира - подражание и пример. В вальдорфских учреждениях детям предлагают участвовать в разнообразных видах деятельности, подражание которым развивает у них креативное мышление, логику, мелкую моторику рук, внимание и прочие способности и навыки. Это может быть рукоделие, покраска шерсти, изготовление игрушек, ткачество и т.д. Малыши принимают активное участие в выпечке изделий из теста, ухаживают за растениями, делают различные поделки из природного материала, наводят порядок в группе и т.д.

При этом детей не заставляют принимать участие в выше перечисленной деятельности. Педагог начинает заниматься каким-то увлекательным делом, а малыши постепенно включаются в творческий процесс , благодаря познавательной активности и естественному любопытству. Каждый ребенок принимает участие в общей деятельности, исходя из индивидуальных особенностей и собственных возможностей.

Правильный ритм деятельности - источник гармонии

Деятельность в детских учреждениях вальдорфского типа разнообразна и отличается ритмичностью . Например, в понедельник планируется организация занятий по лепке, а во вторник - рисование акварельными красками. Малыши привыкают к последовательности и уже знают, что их будет ожидать в тот или другой день.

Использование многофункциональных игр.

Ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, вальдорфские детские учреждения побуждают малышей к активной игровой деятельности. При этом игра носит свободный характер , и кроха выбирает вид деятельности, который ему интересен на данный момент. Педагоги не используют игр по заранее запланированной программе, так как смысл и функции игровой деятельности теряются.

Следует отметить, что дети в вальдорфских учебных заведениях играют простыми игрушками, изготовленными из натуральных материалов . Часто дидактический материал для занятий мастерится руками воспитателей и их подопечных. Для этого применяются шишки, каштаны, поленья, желуди, сено и другой природный материал. Педагоги избегают игрушек правильной геометрической формы или с полностью сформированным образом. Ребенок должен научиться фантазировать и развивать творческое мышление для самостоятельного дополнения образа. Например, на вальдорфских куклах отсутствуют глаза, нос, рот. Малышу не навязывается внешний облик куклы. Он включает собственную фантазию и придумывает свою куклу , которая не похожа на другие. Также дидактический материал отличается многофункциональностью. Например, лоскуток синей ткани может превратиться в море, звездное небо или нарядное платье для куклы.

Кроме , воспитанники детских учреждений вальдорфского направления с удовольствием используют различные пальчиковые игры , подвижные и музыкальные занятия. Также дети любят лепить, рисовать, изучать народные забавы, организовывать театральные постановки и т.д. Следует отметить, что пластилин не используется для лепки . В данном процессе применяется специально подготовленный воск .

Как проходят будни и праздники в вальдорфском дошкольном учреждении

Если вы впервые посетили детский сад с вальдорфским направлением, то вас приятно удивит теплая и творческая атмосфера в нем. Педагоги всегда с радостью и нетерпением ждут своих воспитанников. Когда малыш заходит в группу, то звучит колокольчик, подвешенный над дверью. Воспитатель лично встречает каждого ребенка. При этом обязательно здоровается с ним за руку и приветливо улыбается, что означает: «Заходи, кроха, тебя все ждут и рады твоему приходу!».

Утро в вальдорфском детском саду начинается с нестандартной зарядки. Дети под различные ритмы активно двигаются , поют песни , читают веселые стихи.

Далее ребята принимают участие в свободной игре . Они занимаются теми делами, которые им интересны на данный момент: выкладывают дорожки из палочек, придумывают одежку для кукол, готовят тесто для пирогов, раскладывают по корзинам шишки и желуди, строят из стульев башни и т.д.

В это время воспитатели также не сидят без дела. Они занимаются различными «домашними» делами, а дети, заинтересовавшись их видом деятельности, начинают присоединяться к ним. Начинается процесс естественного подражания, который так важен для развития способностей малыша . Педагоги с ребятами шьют кукол, плетут корзины, составляют композиции из сухих листьев, делают различные поделки из шишек, разрисовывают камушки и т.д.

При этом воспитатели не говорят слова «нет» своим воспитанникам и поддерживают любую инициативу малыша. Существует всего три ситуации, по которым педагог может отказать:

  • если действия ребенка могут быть для его здоровья и жизни;
  • если действия малыша причиняют вред другим детям;
  • если в процессе активной деятельности может быть нанесен ущерб вещам (например, нельзя рисовать на мебели или стенах).

Когда период свободной игры завершается, выполняется совместная уборка игрушек и дети приступают к завтраку. Для трапезы используется глиняная посуда, самотканые скатерти и салфетки из натуральных тканей. Дети садятся за большой общий стол.

Затем дети переключаются на музыкально-ритмичные игры , организованные в интенсивном темпе. Далее малыши направляются на прогулку, где играют в подвижные игры, кормят птиц, строят замки из песка, ухаживают за цветами, занимаются огородничеством и т.д.

После прогулки на свежем воздухе , педагог рассказывает малышам интересную сказку или демонстрирует ее сюжет с помощью изготовленных кукол. Воспитатель одно произведение «проигрывает» в течение одной недели. Благодаря этому, дети знают в ней каждое слово и полностью «вживаются» в ее сюжет.

После обеда наступает тихий час . Детки отдыхают в уютных кроватях из натурального дерева и укрываются лоскутными одеялами ручной работы.

После сна проводится полдник и активные занятия с малышами: пальчиковые игры , игра на музыкальных инструментах, пение, жестовые игры и т.д. Затем педагоги предлагают малышам подвижные игры или игры-ожидания .

Каждый день в вальдорфском дошкольном учреждении насыщен интересными играми и делами, которые способствуют естественному развитию таланта ребенка . В данных учреждениях не существует серых и скучных будней.

Следует отметить, что обучающий материал педагогами подается блоками . Одному блоку посвящается целый день. При этом выделяют креативно-практичное направление, душевное и духовное. Ритм дня задает блок, находящийся на данный момент в изучении. Основной акцент вальдорфская система делает на эстетико-художественном направлении занятий.

Детские группы в вальдорфском саду разновозрастные . Малыши тесно взаимодействуют не только со сверстниками, но и с более старшими товарищами. Они активно подражают им в процессе выполнения различных , а также быстрее учатся самостоятельно одеваться и убирать за собой.

Праздники в данных детских учреждениях являются неотъемлемой частью общей жизни детей и их педагогов. Это мероприятия где дети, воспитатели и родители являются одновременно как хозяевами, так и гостями торжества. Они совместно украшают зал, пекут в группе угощения, разучивают песни, танцевальные движения и стихи. У педагогов нет заранее написанного сценария праздника, и детей не заставляют действовать по заготовленному плану. На праздниках всегда присутствует атмосфера домашнего тепла и любви.

Кроме традиционных календарных и народных праздников в вальдорфских учреждениях существуют особые мероприятия : день Урожая, праздник Мужества или праздник Фонариков. Особенно ярко проходит праздник - День Рождения . Ребенок с родителями приходит в группу, где рассказывает самые интересные и веселые события из жизни. Затем малыши и воспитатели поздравляют именинника небольшим концертом, играют в подвижные игры, водят хороводы и конечно угощаются домашней выпечкой.

Плюсы и минусы вальдорфского детского сада

Данные учебные учреждения отличаются от других дошкольных заведений некоторыми специфическими запретами:

  1. Запрет на раннее обучение до 7 лет . Ребенка не нагружают интеллектуальными тренингами. Он должен постигать окружающий его мир только опытным путем и как можно дольше оставаться в собственном образно-абстрактном мире.
  2. Запрет на СМИ . Кинофильмы и различные программы, транслируемые по телевидению, для маленького ребенка являются источником негативной информации. Она разрушает внутренний мир малыша, и он попадает в сильную зависимость к ним.
  3. Запрет на оценивание действий ребенка . Если малыш выполняет какие-либо задания, чтобы только получить от взрослого положительную оценку собственных действий, то он лишается возможности действовать естественно и непринужденно.

Применение вальдорфской системы в детском саде имеет свои плюсы и минусы. К плюсам относятся следующие моменты:

  • уважение к личности малыша и его выбору;
  • отсутствие оценки действий ребенка и принуждения;
  • воспитание через подражание и личный пример воспитателей;
  • обучение новым навыкам и умениям происходит естественно и в доверительной обстановке;
  • создание свободного пространства для творческого развития малыша;
  • организация особого ритма в группах;
  • в детском коллективе находятся разновозрастные дети;
  • формирование эстетических способностей малыша и развитие его эмоциональной сферы;
  • в ходе трудовой деятельности формируются у ребенка его волевые качества.

К минусам вальдорфской системы можно отнести следующие моменты:

  • педагоги вальдорфского дошкольного учреждения не учат детей основам письма и счета, поэтому им будет трудно обучаться в традиционной школе;
  • тематика произведений, которую предлагают вальдорфские воспитатели для пересказа детям, ограничена;
  • рекомендуется книги детям не читать, а именно пересказывать сюжет сказки или истории;
  • в основе вальдорфской педагогики лежит антропософия, которую не поддерживает традиционная церковь;
  • сложный процесс адаптации ребенка со сверстниками, посещающие детский сад классического типа.

Особенности вальдорфской школы

После окончания вальдорфского детского учреждения малыши переходят в школу, в которых также используются принципы вальдорфской педагогики.

Начинают обучение в вальдорфской школе дети с семи лет . Процесс обучения длится в течение одиннадцати лет. Основным педагогам на протяжении восьми лет обучения является классный руководитель, который для детей выступает в роли наставника и друга.

Начальная вальдорфская уделяет мало времени изучению академических предметов . В течение двух лет детей знакомят с буквами и учат основам чтения. Также изучаются в игровой форме правила написания букв и счет.

Особое внимание вальдорфская система обучения в начальных классах уделяет изучению иностранных языков , игре на флейте, эвритмии и основам рукоделия. Занятия проходят в игровой форме. Для лучшего восприятия материала детьми используются стихи, песни, загадки и т.д.

Для работы на уроках и дома в начальной школе не применяются традиционные учебники . Старшеклассники могут использовать учебную литературу в качестве дополнения к изучению основных предметов.

В вальдорфских школах часто организовываются праздники , посвященные торжественным датам, религиозным событиям или природным явлениям. В данных мероприятиях принимают активное участие педагоги, дети и их родители. Школьники разучивают различные песни, стихотворения, играют на музыкальных инструментах, занимаются постановкой спектаклей и танцев, собственными руками создаются сценические костюмы и подарки.

В конце каждого семестра дети с классным учителем подводят итоги учебной деятельности. Организовывается выставка достижений учащихся вальдорфской школы, на которой демонстрируются сшитые на уроках рукоделия куклы, вылепленная из глины посуда, изготовленные из природного материала поделки и т.д.

Процесс обучения в вальдорфских школах не предполагает выставление оценок и не носит состязательный характер. После завершения учебного года педагог для каждого учащегося по итогам его деятельности и активности составляет подробный отчет-характеристику . Если ребенок переходит продолжать обучение в другое учебное заведение, то учитель выставляет итоговые оценки.

Вальдорфские школы отличаются от классических образовательных школ следующими особенностями:

  • учебный план составляется с учетом возрастных особенностей;
  • классный учитель ведет детей с первого до седьмого класса;
  • утверждение основной темы года для каждого из учебных классов;
  • художественно-эстетическая направленность обучения детей с 1 по 11 класс;
  • отмена системы оценок до 7 класса;
  • достижения в обучении одного ребенка не сравнивают с успехами другого учащегося;
  • художественно организованное школьное пространство;
  • для каждого учащегося разрабатывается индивидуальный план развития и обучения, учитывающий его индивидуальные особенности;
  • дети получают знания благодаря групповым диалогам, исследовательской деятельности и практическим занятиям;
  • преподаются по методу погружения в языковую среду;
  • на уроках происходит постоянная смена действий, ориентированная на ритмы;
  • постоянно работает школьный театр, позволяющий детям проявлять творческий потенциал и лучше развивать коммуникативные способности;
  • родители принимают активное участие в жизни школы и детей;

Вальдорфская школа признана гуманной школой , в которой уважают мнение и интересы ребенка, а также не применяют в обучающем процессе контроля, оценок и постоянного сравнения. Выпускники данных учебных заведений являются полноценными, свободными и самостоятельными личностями.

Похожие публикации