Социальная функция. Социальная функция государства

    Понятие социальной функции___________5
    Функции социологии__________________10
      Теоретико-познавательная______ ______10
      Описательная функция_______________11
      Прогностическая функция____________12
      Преобразовательная функция_________13
      Информационная функция____________13
      Мировоззренческая функция__________14
      Познавательная функция______________15
      Управленческая функция______________15
    Функции социолога_____________________ 17
    Заключение____________________ _______19
    Список литературы_____________ _______20
Введение

Современная социология – одно из самых важных достижений человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности, без которой невозможно существование общества. Социология – научный ориентир, приобретающий особое значение в условиях демократизации общества. Именно, в современных условиях судьба каждого зависит от уровня функционирования политических, властных структур, институтов, государственных механизмов, действенности и обоснованности политических решений. Политические и социологические знания определяют возможности конструктивных сил, сосредотачиваются на преодолении острого кризиса всей социальной системы.
Прорыв в общественном сознании в пользу социологии произошел в начале 90-х годов. Социология пришла в высшую школу – одной из самостоятельных отраслей знаний, быстро приобретает авторитет и вызывает интерес у молодежи.
Социология – относительно молодая наука, но за короткий период она добилась признания на Западе и начинает пробивать дорогу на Востоке. Действительно ни одна социальная наука не может сравниться с ней по оперативности исследования, различных сфер жизни людей, развития и формирования общества, общественных отношений, требующих всестороннего и глубокого изучения. Ответы на вопросы о насущном бытии, о глобальных проблемах, об обществе и его будущем люди ищут в той сфере знаний, которая может компетентно помочь разобраться, и такой сферой знаний и есть социология.
Действенность социологии обеспечивается широким резонансом её результатов, понятным объяснением актуальных проблем повседневной жизни. Труд социологов создал им ореол “людей с высокой социальной ответственностью”. И это отнюдь не случайно. Гражданин любой страны Запада и Востока часто сталкивается с выводами социологической науки, с обсуждением социологами вместе с политиками, экономистами острых проблем, ведь для объяснения мира общественное мнение Запада, а теперь и Востока, склонно выбирать социологию, а не философию как бывало.
Давно подмечено, что рабу не следует разбираться в справедливости решений верховной власти, достаточно уже того, что он о них оповещен. Люди, лишенные политических знаний, обречены на бессловесность. Политическое образование – одно из условий, чтобы превратить украинское общество из объекта манипуляции властей и конфликтующей с ними оппозиции в коллективный субъект политики. Перефразируя Анри Барбюса, можно сказать, что политическое образование поможет каждому гражданину “перевести” идеи и действия политиков с “государственного языка” на человеческий. Важную роль здесь призвана сыграть социология с присущими ей функциями.
В силу определенных обстоятельств гораздо реже говорят о функциях социолога как представителя определенной социально-профессиональной группы. Между тем, если мы ведем речь о функциях социологического знания, то должны представлять себе их не только в общем, абстрактном виде, но и в персонифицированном выражении на уровне деятельности конкретного социолога. Конечно, его функции, так или иначе, окажутся связанными с функциями социологии как науки, более того, будут вытекать из них. Однако важно иметь в виду и то, что функции социолога сопряжены с характером и содержанием его труда, той специфической деятельности, которая позволяет отличать социально-профессиональную группу социологов от любой другой.
Цель настоящей работы – раскрыть содержание основных функций социологического знания, дать им определение и показать их роль в дальнейшем развитии социологического знания.

    Понятие социальной функции
Понятие "функция" (от лат. functio - исполнение, осуществление, соответствие, отображение) введено в научный оборот Г. Лейбницем. В социологии "функция" выступает как понятие, отражающее зависимость между объектами различного статуса, различных классов, видов и групп, между частью и целым; выполнение тем или иным объектом определенной социальной роли; осуществление определенного назначения, долговременной цели или задачи с достижением определенных результатов, заданной совокупности последствий, которые обеспечивают полезность, необходимость, устойчивость существования объекта. Совокупность наблюдаемых социальных последствий существования того или иного объекта социальной структуры способствует поддержанию упорядоченности внутри этой структуры и баланса между той или иной структурой и внешней средой. Под объектами в данном случае понимаются не только материализованные комплексы, но и те или иные процессы и социальные отношения (например, функции воспитания, дисциплины). Функции социальных институтов и систем вырабатываются в ходе объективного исторического процесса как социально-необходимый инструмент жизнеподдержания и поступательного развития общества. Нормальное существование социальных систем называют их функционированием. Чем сложнее социальный объект, тем сложнее и богаче система его социальной функции.
Понятие "СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ" имеет несколько значений, используемых в социологии:
1) внешнее проявление свойств какого- либо объекта, процесса в той или
иной системе отношений (функция-свойство);
2) роль, которую выполняет
определенный социальный институт или процесс по отношению к целому
(функции-роли);
3) связь частей с целым, их взаимозависимость (напр., функция преемственности в системе воспитания, функция рационализации в
системе управления) (функции-связи).
Кроме того, функциональное расчленение сложных объектов, связанное с морфологическим и системным подходами к ним, позволяет, с одной стороны, осуществлять дифференцированное их рассмотрение (как и само существование) с ориентацией на углубленную специализацию, с другой – углублять межобъектную интеграцию. Понятие "социальная функция" используется в социологии с самого начала существования этой дисциплины. Одним из первых, кто попытался систематически применять его в исследовании общества, был французский социолог Э. Дюркгейм. Социологическое объяснение, по его мнению, покоится на объяснении данного явления в терминах социальных причин и социальных функций, исследуемых отдельно друг от друга. Само понятие социальной функции Дюркгейм трактовал в биологическом смысле. По Дюркгейму, функция социального института, или социального явления, состоит в налаживании соответствия между ними и определенной потребностью общества, в рамках которого существует данное явление, институт. Например, "спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности оно соответствует" (Дюркгейм Э. “О разделении общественного труда”). Дюркгейм признавал необходимость тщательного анализа соц. функции, хотя отдавал приоритет причинному подходу. Он не настаивал на том, что все социальные явления имеют функции или что все, принимаемое людьми за функции, объективно таковым является. Понятие "социальной функции" "работает" у Дюркгейма, если в качестве методологической предпосылки принять утверждение, что существует социальная система, которая должна иметь необходимое условие для своего существования и отвечать тому, что ожидает от этой системы общество. На основе все более многостороннего вычленения функций и определения их взаимного пересечения, взаимодополняемости, взаимозависимости в социологии сформировался особый методологический принцип системно-функционального анализа, или функционализм. Он основывается на вычленении изучаемого объекта или процесса для рассмотрения его как целого и определения его места и роли в высшем по социальной иерархии целом, разложении его на составляющие (части, элементы, компоненты, постоянные и переменные), установлении характера и специфики связей между ними и целым, определении его социодинамики, т.е. ускорения его развития на базе упрочения и прогрессивного изменения функции целого и его частей, которые могут совпадать и не совпадать, но должны взаимно дополнять одна другую. Точка отсчета в функционализме – определение целого: способ его вычленения обусловливается явными или скрытыми предпосылками теоретического мышления. Ранний функционализм, опиравшийся на три позитивистских постулата - функционального единства общества, универсального функционализма, функциональной необходимости, - был предназначен скорее для описания существующего общества в позитивном ключе, чем для критического его анализа. Как показал наиболее яркий представитель функционализма 20 в. Р. Мертон, в зависимости от исходных предпосылок функциональный подход к анализу может быть и эвристичным. Он способствует раскрытию механизмов и законов воспроизводства социального целого. Кардинальное изменение функции целого или его основных частей приводит к перестройке социальных механизмов - управления, мышления, деятельности и т.п. В социологических исследованиях изучение функции социальных институтов и систем - одна из основных задач социологии, особенно специальных социологических теорий. Эффективность ее решения зависит от полноты методологического и процедурного подходов в определении и анализе С.Ф. и реализации их в социальной практике. В ходе социологического анализа реализации С.Ф. теми или иными социальными институтами необходимо определять не только ее полноту и эффективность, но и выявлять причины, по которым та или иная функция слабо реализуется или не реализуется вовсе. Так, ослабление функции социального контроля
приводит, как правило, к различного рода социальным деформациям, к разладке функционирования элементов целого. В системе образования и воспитания ослабление функции социального наследования негативно сказывается на формировании гражданской морали молодого поколения. В социологических исследованиях важным моментом является построение системы социальной функции. При этом социологам прежде всего следует определить основную (или основные) соц. функции всех социальных институтов общества. Они и будут интегрирующими функциями (например, в науке – это познавательно-преобразующая, в политике - мобилизующая, в морали и праве - регулятивная, в образовании - познавательная и т.д.). Это не принижает значения других, вспомогательных функций. Их также необходимо тщательно анализировать (в т.ч. ход их реализации). Грандиозная попытка соединения теоретического и эмпирического трактования понятия "функция" была осуществлена американским социологом Р. Мертоном в работе "Социальная теория и социальная структура". Он различает 5 значений этого термина:
1) общественное поручение,
возложенное на конкретного исполнителя;
2) специализированный род
занятий, составляющий для индивида постоянный источник деятельности (в
более узком смысле - конкретная деятельность, связанная с тем или иным
социальным статусом и определенными сферами ролевой деятельности);
3) функция в математическом смысле, когда некая переменная величина есть
функция другой или нескольких переменных, если ее значение однозначно
определено значением другой переменной;
4) функция как системообразующий принцип связи структурных единиц;
5) функция как объективное следствие, благоприятное для приспособления социальной системы и достижения состояния интегрированности. В этом смысле функция противопоставляется субъективным намерениям отдельных лиц, которыми они начинают практическую реализацию своих представлений о функциональности.
Мертону принадлежит разделение функций социальной системы на явные и скрытые (латентные). Анализ латентных функций более сложен, но необходим при исследовании социальных объектов. Кроме того, Мертон ввел в научный обиход социологии еще одно важное понятие - "дисфункция" (выполнение теми или иными частями целого разрушающей, тормозящей роли). Теоретическое и эмпирическое изучение социальных дисфункций не менее важно в исследовании, чем изучение С.Ф. объекта.
    Функции социологии
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
      Теоретико-познавательная
    Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую . Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии. Основная из гносеологических функций социологии – теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить – ведь не все надо менять, перестраивать и т.п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.
      Описательная функция
Описательная функция социологии – это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи и т.п.
При исследовании социального объекта т
и т.д.................

Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они и признаны, считаются побочным продуктом .

Люди со значительными и высокими институциональными ролями часто недостаточно реализуют латентные эффекты, которые могут повлиять на их деятельность и деятельность связанных с ними людей. В качестве положительного примера использования латентных функций в американских учебниках чаще всего приводится деятельность Генри Форда - основателя кампании, носящей его имя. Он искренне ненавидел профсоюзы, большие города, крупные кредиты и покупки в рассрочку, но по мере своего продвижения в обществе он более чем кто-либо другой стимулировал их развитие, понимая, что латентные, скрытые, побочные функции этих институтов работают на него, на его бизнес. Однако латентные функции институтов могут как поддерживать признанные цели, так и превращать их в неуместные. Они могут даже приводить к нанесению значительного ущерба нормам института.

Как же функционирует социальный институт? Какова его роль в процессах, происходящих в обществе? Рассмотрим эти вопросы.

Явные функции социальных институтов. Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, то можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это прежде всего следующие функции.
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Действительно, кодекс института семьи, например, подразумевает, что члены общества должны разделяться на достаточно устойчивые малые группы - семьи. С помощью социального контроля институт семьи стремится обеспечить состояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности ее распада. Разрушение института семьи - это прежде всего появление хаоса и неопределенности, распад многих групп, нарушение традиций, невозможность обеспечения нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания подрастающего поколения.
2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.
3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций.
Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интегративные процессы, осуществляемые с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция - это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.
4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить путем как расширения социальных границ института, так и смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше членов общества.
5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом. Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако часто бывает так, что семейное воспитание приводит к конфликту индивида с культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев.

Наиболее выпукло существование латентных функций институтов показано Т. Вебленом , который писал, что было бы наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод, и покупают роскошный «кадиллак» потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретаются не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию - оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа. Такое понимание действий института производства предметов потребления в корне меняет мнение о его деятельности, задачах и условиях функционирования.

Таким образом, очевидно, что только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Например, очень часто социолога сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их реализации. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью контроля за их развитием и управления протекающими в них социальными процессами.

Взаимосвязи между институтами. Не существует такого социального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции от других социальных институтов. Действие любого социального института невозможно понять до тех пор, пока все его взаимосвязи и отношения не будут объяснены с позиций общей культуры и субкультур групп. Религия, правительство, образование, производство и потребление, торговля, семья - все эти институты находятся во множественном взаимодействии. Так, условия производства должны учитывать образование новых семей с целью удовлетворения их потребностей в новых квартирах, предметах быта, детских учреждениях и т.п. В то же время система образования во многом зависит от деятельности правительственных институтов, поддерживающих престиж и возможные перспективы развития учреждений образования. Религия может действовать также на развитие образования или на правительственные учреждения. Учитель, отец семейства, священник или функционер добровольной организации - все подвергаются воздействию со стороны правительства, так как действия последнего (например, издание нормативных актов) могут привести как к успеху, так и к неудаче в достижении жизненно важных целей.

Анализ многочисленных взаимосвязей институтов может объяснить, почему институты редко бывают способны полностью контролировать поведение их членов, совмещать их действия и установки с институциональными идеями и нормами. Так, школы могут применять стандартные учебные планы для всех учащихся, но реакция на них учащихся зависит от многих факторов, лежащих вне контроля преподавателя. Дети, в семьях которых поощряются и осуществляются интересные беседы и которые приобщаются к чтению развивающих их книг, легче и в большей степени приобретают интеллектуальные интересы, чем те дети, в семьях которых отдается предпочтение просмотру телевизора и чтению развлекательной литературы. Церкви проповедуют высокие этические идеалы, но прихожане часто ощущают необходимость пренебречь ими под воздействием идей бизнеса, политических пристрастий или желания уйти из семьи. Патриотизм прославляет самопожертвование во благо государства, но он часто не согласуется с многими индивидуальными желаниями тех, кто воспитывается в семьях, в институтах бизнеса или некоторых политических институтах.

Потребность привести к гармонии систему ролей, предписанных индивидам, часто может быть удовлетворена путем договоренности между отдельными институтами. Промышленность и торговля в любой цивилизованной стране зависят от поддержки правительства, которое регулирует налоги, налаживает обмен между отдельными институтами промышленности и торговли. В свою очередь правительство зависит от промышленности и торговли, которые экономически поддерживают нормативные акты и другие действия правительства.

Кроме того, учитывая важность некоторых социальных институтов в общественной жизни, другие институты пытаются захватить контроль за их деятельностью. Поскольку, например, образование играет весьма значительную роль в обществе, попытки бороться за влияние на институт образования наблюдаются среди политических организаций, производственных организаций, церкви и т.д. Политики, например, вносят вклад в развитие школы, уверенные в том, что тем самым они поддерживают установки на патриотизм и национальное самосознание. Церковные институты стараются с помощью системы образования воспитать у учащихся лояльность к церковным доктринам и глубокую веру в бога. Производственные организации пытаются ориентировать учащихся с детства на освоение производственных профессий, а военные - вырастить людей, могущих успешно служить в армии.

То же можно сказать о влиянии других институтов на институт семьи. Государство пытается регулировать число браков и разводов, а также рождаемость. Кроме того, оно устанавливает минимальные стандарты заботы о детях. Школы ищут кооперацию с семьей, создавая педсоветы с участием родителей и родительские комитеты. Церкви создают идеалы для семейной жизни и стараются проводить семейные церемонии в религиозных рамках.

Многие институциональные роли начинают конфликтовать из-за принадлежности личности, их исполняющей, к нескольким институтам. В качестве примера можно привести хорошо известный конфликт между ориентациями на карьеру и на семью. В этом случае мы имеем дело со столкновениями норм и правил нескольких институтов. Исследования социологов показывают, что каждый институт стремится в наибольшей степени «отключить» входящих в него индивидов от исполнения ролей в других институтах. Предприятия стараются включать деятельность жен своих сотрудников в сферу своего влияния (система льгот, заказов, семейного отдыха и т.д.). Армейские институциональные правила также могут плохо сказываться на семейной жизни. И здесь находят способы включения жен в армейскую жизнь, чтобы муж и жена имели отношение к единым институциональным нормам. Наиболее определенно проблема исполнения личностью исключительно роли данного института решена в некоторых институтах христианской церкви, где духовенство освобождается от семейных обязанностей путем принятия обета безбрачия.

Облик институтов постоянно адаптируется к изменениям в обществе. Изменения в одном институте, как правило, приводят к изменениям в других. После изменения семейных обычаев, традиций и правил поведения создается новая система социального обеспечения таких изменений с участием многих институтов. Когда крестьяне приезжают из села в город и создают там свою субкультуру, должны измениться действия политических институтов, юридических организаций и т.д. Мы привыкли к тому, что любое изменение в политической организации сказывается на всех сторонах нашей повседневной жизни. Нет институтов, которые бы трансформировались без изменения в другие институты или существовали бы отдельно от них.

Институциональная автономия. Тот факт, что институты взаимозависимы в своей деятельности, не означает, что они готовы отказаться от внутреннего идеологического и структурного контроля. Одна из их основных целей - исключить влияние лидеров других институтов и сохранить в неприкосновенности свои институциональные нормы, правила, кодексы и идеологии. Во всех основных институтах развиваются образцы поведения, которые способствуют поддержанию определенной степени независимости и препятствуют доминированию людей, объединенных в другие институты. Предприятия и бизнес стремятся к независимости от государства; учреждения образования также пытаются достичь наибольшей самостоятельности и препятствуют проникновению норм и правил чужих институтов. Даже институт ухаживания добивается самостоятельности по отношению к институту семьи, что приводит к некоторой таинственности и скрытности его ритуалов. Каждый институт пытается тщательно сортировать установки и правила, привнесенные из других институтов, с целью отбора тех установок и правил, которые в наименьшей степени могут повлиять на независимость данного института. Социальный порядок - это удачное сочетание взаимодействия институтов и соблюдения ими независимости по отношению друг к другу. Такое сочетание позволяет избегать серьезных и разрушительных институциональных конфликтов.

Двойственная функция интеллектуалов по отношению к институтам. Во всех сложных обществах институты требуют постоянной идеологической и организационной поддержки и усиления идеологии, системы норм и правил, на которые опирается институт. Это осуществляется двумя ролевыми группами членов института: 1) бюрократами, следящими за институциональным поведением; 2) интеллектуалами, объясняющими и комментирующими идеологию, нормы и правила поведения социальных институтов. В нашем случае интеллектуалы - это те, кто независимо от образования или рода занятий посвящают себя серьезному анализу идей. Важность идеологии заключается в поддержании лояльности к институциональным нормам, с помощью которых развиваются разнородные установки тех людей, которые способны манипулировать идеями. Интеллектуалы призваны удовлетворять насущные потребности в объяснении социального развития, причем делать это в терминах, соответствующих институциональным нормам.

Например, интеллектуалы, связанные с политическими коммунистическими институтами, ставят задачу показать, что современная история действительно развивается в соответствии с предсказаниями К Маркса и В. Ленина. В то же время интеллектуалы, изучающие политические институты США, доказывают, что действительная история строится на развитии идей свободного предпринимательства и демократии. При этом лидеры институтов понимают, что интеллектуалам нельзя полностью доверять, так как при изучении базовых основ поддерживаемой ими идеологии они также анализируют и ее несовершенства. В связи с этим интеллектуалы могут начать развивать конкурентную идеологию, более удовлетворяющую требованиям времени. Такие интеллектуалы становятся революционно настроенными и атакуют традиционные институты. Именно поэтому в ходе формирования тоталитарных институтов прежде всего стремятся оградить идеологию от действия интеллектуалов.

Кампания 1966 г. в Китае, уничтожившая влияние интеллектуалов, подтвердила появление у Мао Цзедуна страха перед тем, что интеллектуалы откажутся поддерживать революционный режим. Нечто подобное произошло и в нашей стране в предвоенные годы. Если мы обратимся к истории, то увидим, несомненно, что любая власть, основанная на вере в способности руководителей (харизматическая власть), а также власть, применяющая насилие, недемократические методы, стремится оградить от участия интеллектуалов действия института власти или полностью подчинить их своему влиянию. Исключения только подчеркивают это правило.

Итак, использовать деятельность интеллектуалов часто бывает трудно, ибо если они сегодня могут поддерживать институциональные нормы, то завтра становятся их критиками. Тем не менее нет институтов в современном мире, избежавших постоянного влияния интеллектуальной критики, и нет таких свойств институтов, которые могут продолжать долго существовать без интеллектуальной защиты. Становится ясно, почему некоторые тоталитарные политические режимы мечутся между определенной свободой и репрессиями интеллектуалов. Интеллектуал, в наибольшей степени способный защищать фундаментальные институты, является человеком, который делает это из стремления к истине, независимо от обязательств перед институтами. Такой человек является одновременно и полезным, и опасным для благоденствия института - полезным потому, что талантливо добивается защиты институциональных ценностей, уважения института, а опасным потому, что в поисках истины способен стать противником данного института. Эта двоякая роль вынуждает фундаментальные институты решать проблему обеспечения дисциплины в обществе и проблему конфликта и лояльности для интеллектуалов.

Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.В правовом государстве распределение материальных благ осуществляется и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями.Социальная политика правового государства предполагает:Распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для всех.2) Государства выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.Становление социального правового государства проходит сложный и долгий путь. Первоначально развитие и обогащение общества ведет к расслоению его на классы. Формально провозглашение равенства воспроизводит неравенство материальное, порождающее кризис и острые социальные конфликты в обществе. И лишь постепенно правовое государство приобретает черты государства социального, дополняет гарантии свободного развития личности материальными гарантиями социальной защищенности.В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление правовых основ общественной и государственной жизни, социальное регулирование по принципу уравниловки постепенно вытесняются. Такой способ социального регулирования насаждается и поддерживается принудительной силой тоталитарного государства. Возможность верхушки общества иметь более высокий уровень потребления по сравнению с основной массой населения создается искусственно за счет присвоения результатов чужого труда, ограничение материального стимулирования трудового вклада в производство социальных благ. В итоге это ведет к снижению социальной активности, снижению уровня научно-технического прогресса, к падению культуры и нравственности народа, приводит общество в состояние застоя.Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной систем, поощряется деятельность, способствующая укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2). Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (статья 39 пункт3). Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.Только в условиях свободы и экономической самостоятельности производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

ПРЕССЫ

Вопрос о социальных функциях прессы является одним из наиболее сложных в теоретической журналистике.

Социальные функции - это наиболее обобщенные задачи, решаемые прессой для удовлетворения основных общественных потребностей. Постановка вопроса о функциях предполагает поиск ответа на вопрос, зачем обществу нужна журналистика, каковы основные, стратегические задачи прессы в ходе осуществления социального прогресса.

В печати коммунистической эпохи этот вопрос был предельно ясен и сводился к формулировке: “Печать есть не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор масс”. Применительно к условиям единовластия партии, нацеленной на захват и насильственное удержание политической власти и осуществляющей авторитарное (а в отдельные периоды и тоталитарное) руководство жизнью общества - такая формулировка представляется идеальной. На протяжении десятилетий партийно-советская печать действительно была превосходным проводником идей партии - от РСДРП до КПСС - в массы.

Но в демократическом обществе пресса не является простым передаточным механизмом от партийного штаба к населению. Механизмы социального управления таким обществом (точнее говоря - его самоуправления) в таковы, что в них СМИ призваны сами стать мощным субъектом социального управления - иначе нарушаются основополагающие законы функционирования этого общества, и в частности закон свободного обращения информации. С развитием демократических начал в жизни народа и государства происходит постепенное упрочение новой, социально ответственной модели прессы - и это не может не означать коренного изменения ее функций в общественно-политической жизни.

Очевидно, что журналистика, прежде чем распространять общественно значимую информацию, должна вначале обрести ее. Пресса не может существовать, не познавая ежедневно окружающий нас мир. Общество также крайне заинтересовано в этом. Человечество и его отдельные общности (страны, нации, классы) с помощью прессы лучше узнают себя, уясняют суть своих актуальных проблем. Не зря в США журналистов называют “watch dogs” - “сторожевыми псами”: они чуют перемены в обстановке лучше других, и в этом качестве приносят нации больше пользы, чем “комнатные собачки” из газет и ТРК, работающих в угоду своим учредителям и познающие не столько мир, сколько желания своих хозяев.

Познание, как известно, проходит две стадии: анализа и синтеза.

На первой пресса изучает обстановку, рассматривает причины, ход событий, их последствия.

Для этого журналистика располагает собственным аппаратом - высококвалифицированными творческими работниками, которые постоянно, в силу своего призвания, образования, опыта и служебных обязанностей изучают жизнь, познают окружающую действительность, анализируют собранные ими сведения.

В случае необходимости пресса обращается за помощью к науке или искусству, которые также самостоятельно осуществляют познание мира - соответственно в виде научных знаний или художественных образов, через “рацио” и “эмоцио”. Наконец, мифологическим (но для миллионов верующих единственно верным) есть и путь познания мира через познание Бога, и пресса также использует этот путь.

На основании обретенных знаний на второй стадии происходит создание, синтезирование из исходного материала чего-то нового. В масштабах общества, в контексте вопроса об основных социальных функциях журналистики это новое есть масса подготовленных к опубликованию материалов, заключающих в себе суммарное знание, предлагаемое всей прессой мира всему миру - то есть необходимая обществу социально значимая информация.

Таким образом, первой из основных социальных функций журналистики есть познавательная функция в ее двух стадиях - анализа и синтеза . В результате ее осуществления создается некая масса готовой интеллектуальной продукции: подготовленные к печати или к выходу в эфир журналистские произведения в виде статей, корреспонденций, репортажей, отснятых и смонтированных сюжетов, сверстанных полос и т.п.

Обществу необходимо, чтобы вся эта масса готовой к распространению социально значимой информации поскорее покинула стены редакций и чтобы возможно большему числу людей была предоставлена возможность с ней ознакомиться.

Поэтомувторая основная социальная функция журналистики - коммуникативная (или посредническая, медиативная) - заключается в широком распространении журналистской продукции в обществе. Именно здесь происходит таинство превращения социально значимой информации в информацию массовую. Здесь отчетливо проявляется роль журналистики как посредника, “медиатора” между фактом и аудиторией (отсюда и английское название СМИ - масс-медиа). Разумеется, этот процесс не может осуществляться без технических средств массовой информации - типографий, телецентров, радиодомов, без служб экспедирования. Именно они обеспечивают выполнение прессой ее главной задачи - быть всепроникающей инфраструктурой общества, дойти до всех и до каждого из всех.

Ежедневно миллиардные тиражи газет, ежесекундно тысячи телерадиокомпаний обращаются к людям с новостями, комментариями, призывами и т.п. Слышит ли их человечество и отдельный человек? Общество заинтересовано в том, чтобы журналисты были услышаны, ведь они в массе своей несут в мир слово правды, добра и справедливости. Их труд должен привести к положительным изменениям в социальном процессе, к развитию общества по пути прогресса.

Но они становятся активными участниками окружающей жизни только в том случае, если результат их труда не просто доставлен аудитории, но прочитан, увиден, услышан читателями, телезрителями, радиослушателями. Потребленная социально значимая информация становится социальной информацией.

Поэтому третья основная социальная функция прессы - конструктивная (или созидательная) - заключается во внедрении журналистской продукции в массовое сознание и получении в результате определенного социального эффекта.

Ведь, в конечном счете, именно ради этого и трудится журналисты во всем мире.

Вся их работа может оказаться бесполезной, если, в силу различных причин, информация не будет потреблена аудиторией. Если читатель не прочитал, телезритель на увидел, радиослушатель не услышал адресованный ему текст - при всей будничности подобного события на самом деле происходит трагедия: ум, талант, интеллект автора пропали втуне, оказались никому не нужны.



Такое положение нельзя признать нормальным. Общество не заинтересовано в том, чтобы журналистика работала вхолостую. Ход событий должен быть иным: в идеале каждый экземпляр газеты должен быть прочитан, каждая передача увидена или услышана теми, кому они адресованы. Добиться этого в реальной жизни невозможно, и в складывающейся конкурентной борьбе пробиться к аудитории сможет тот, кто умнее, талантливее, кто умеет и знает больше других.

Следовательно, не дошедшее до адресата и не воспринятое им сообщение не может называться информацией как не осуществившее конструктивную функцию журналистики.

Сущность конструктивной функции выражается в двух терминах, чрезвычайно актуальных для прессы: эффективность и действенность . Многие ученые, объединяя эти понятия, говорят также о результативности прессы - однако есть и другая точка зрения: наряду с воздействием на массовое сознание и сферу социального управления следует различать и реальные последствия публикаций, например, ремонт дороги, отстранение бюрократа от должности и т.п. - и эти-то изменения и надо считать результативностью. В связи с бурным развитием рекламы значение термина “результативность” начинает переходить в новое качество, им при подписании договоров на рекламные кампании все чаще обозначают динамику движения товара после рекламирования или, наоборот, время, за которое предназначенный к продаже товар “уйдет” после выхода в свет рекламного материала. Однако здесь, скорее, следует говорить о результативности рекламы, а не журналистики. В науке остается открытым вопрос о том, является ли результативность суммирующим показателем эффективности и действенности, или это отдельная категория со своими сущностными характеристиками.

Эффективность СМИ понимается как изменения в познаниях, образе мыслей или в социальном поведении людей после ознакомления с прессой. А действенность проявляется в тех конкретных изменениях, которые происходят в результате выступлений СМИ в системе социального управления. Поэтому существуют два пути реализации конструктивной функции прессы.

Первый, органично присущий ей, - через механизмы массового сознания. Журналисты напрямую обращаются к миллионам людей с известными им фактами, оценками и эмоциями, и в результате люди корректируют, изменяют свое отношение к миру, отдельным жизненным коллизиям, корректируют свое социальное поведение. Это первый и главный способ воздействия прессы на социальный процесс. Минимальный “квант” или “неделимый атом” эффективности - прочтение одним человеком одной публикации. Чем больше аудитория, объем издания или эфирное время ТРК - тем выше его влияние на общественное мнение и тем, стало быть, выше эффективность.

Второй, также имеющий немаловажное значение, но все же свойственный и другим видам человеческой деятельности, например, юриспруденции, - влияние на социальный процесс через механизмы социального управления обществом: органы власти, политические партии и т.п. Действия, предпринятые ими в результате влияния на них прессы, напрямую изменяют ход событий. Например, если газета обращается в правительство или органы местной администрации с официальной просьбой обратить внимание на публикацию или письмо в редакцию и принять по ним меры - она становится именно на второй путь. Если же такие меры будут приняты - можно говорить о действенности., а если они приведут и к реальным переменам - то и о результативности

Приведенная ниже схема наглядно (хотя и упрощенно) поясняет, каков механизм обретения, обработки и массового распространения социально значимой информации - а также его влияния на социальный процесс.

с.

Социальная функция государства заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание. Социальная защищенность личности предполагает обеспечение минимально необходимого жизненного уровня для каждого. Социальная функция включает справедливое распределение материальных благ, борьбу с безработицей, материальную поддержку отдельных слоев населения, а именно - пенсионеров, инвалидов, детей, лиц, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев. Кроме того, государство ответственно за создание надлежащих условий для труда, отдыха, оздоровления населения.

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

Социальная функция многообразна по видам и объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устра­нить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, не допускать большого разрыва между богатством и бедностью, развивать здравоохранение, образование, культуру. Рассматриваемая функция свя­зана с понятием социального государства. Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации“ Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, расходуемые на выплату пенсий, пособий, здравоохра­нение, образование. Оно разрабатывает и реализует програм­мы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу. Больших успехов в социальной сфере добились Скандинавские государства, в которых государственно-право­вое регулирование нацелено на достижение экономической ста­бильности и перераспределение доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В этих государствах установлен высокий уровень прогрессивного налогообложения. Государ­ство, выступая равноправным хозяйствующим субъектом, реа­лизует функцию обеспечения высокого уровня жизни населе­ния и берет на себя ответственность за создание достойных условий жизни своих граждан.

Задача социального государства - обеспечить своим гражданам следующие условия:

a. Каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;

b. Каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;

c. Нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

В развитых странах социальная деятельность государства регулируется особой отраслью права - социальным правом. В некоторых странах Европы уже многие годы действует Социальный ко­декс, в котором сведены воедино нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальной помощи (жертвам войны, семьям воен­нослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т. д.).

Таким образом, социальные функции государства это:

    Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);

    Охрана труда и здоровья людей;

    Поддержка семьи, материнства, детства;

    Устранение социального неравенства путем перераспределения доходов;

    Поощрение благотворительной деятельности;

    Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;

    Борьба с безработицей.

Социальные функции государства закреплены в целом ряде международных документов: ст. 55 Устава ООН; ст. 1-а и 1-б Устава Совета Европы; Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1973 г.

Похожие публикации