Откуда пришли гномы и тролли? Об исторической родине хранителей подземных сокровищ и кладов. История гномов - познавательная информация

В алхимии и оккультизме гном - дух земли как первоэлемента, земная элементаль (см. гномы в алхимии). Гномы, наряду с эльфами , гоблинами и троллями , часто появляются в литературе жанра фэнтези и ролевых играх.

Свартальвы в Эддах

Одним из основных прототипов гномов являются нижние альвы или цверги (карлики) из германо-скандинавской мифологии . В скандинавской мифологии цверги являются нижними, «тёмными» родственниками альвов (эльфов), свартальвами, причем нижним альвам мифы уделяют значительно больше внимания. Свартальфы были созданы богами из могильных червей, ползавших в трупе великана Имира . Они невелики ростом и темны лицом, живут в Свартальвхейме . Чтобы они не встречали своих собратьев - «светлых» альвов - и не враждовали, боги наслали на них проклятие: под действием солнечных лучей цверги превращаются в камень. Когда назойливый карлик Альвис дерзнул свататься к дочери Тора, Труд, хитрый ас начал испытывать его мудрость и протянул время до утра, когда солнце убило наглеца. (Мотив спародирован Джоном Толкином в повести «Хоббит », где, напротив, гномы так спасаются от троллей).

Свартальвы славны как великие кузнецы, создающие оружие и волшебные вещи для богов. Они выковали некоторые из величайших и мощнейших предметов, таких как цепь Глейпнир , которая удерживает Фенрира , молот Тора Мьёльнир , корабль Скидбладнир , копье Одина Гунгнир , кольцо Драупнир , волосы для богини Сив . Локи соперничал с нижними альвами, мешая им создавать чудесные вещи, так как заключил пари на свою голову, что гномы не смогут выполнить заказ. В «прорицании Вёльвы » есть перечисление:

10 Мотсогнир старшим из племени карликов назван тогда был, а Дьюрин - вторым; карлики много из глины слепили подобий людских, как Дьюрин велел. 11 Нии и Ниди , Нордри и Судри , Аустри и Вестри , Альтиов, Двалин , Бивёр и Бавёр, Бёмбур, Нори, Ан и Анар, Аи, Мьёдвитнир, 12 Гандальв и Вейг, Виндальв, Траин, Текк и Торин, Трор, Вит и Лит, Нар и Нюрад - вот я карликов - Регин и Радсвинн всех назвала. 13 Фили и Кили, Фундин, Нали, Хефти, Вили, Ханар, Свиор, Фрар и Хорнбори, Фрег и Лони, Аурванг, Яри, Эйкинскьяльди. 14 Ещё надо карликов Двалина войска роду людскому назвать до Ловара ; они появились из камня земли, пришли через топь на поле песчаное. 15 Это был Драупнир и Дольгтрасир с ним, Хар и Хаугспори, Хлеванг и Глои, Дори и Ори, Дув и Андвари , Скирвир, Вирвир, Скафинн и Аи, 16 Альв и Ингви, Эйкинскьяльди, Фьалар и Фрости, Финн и Гиннар; перечень этот предков Ловара вечно пребудет, пока люди живы.

Песнь о Нибелунгах

В связанном с «Песнью» цикле сказаний «Роговой Зигфрид », взаимоотношения Зигфрида с карликами раскрыты подробнее. Здесь Зигфрид побеждает дракона при помощи короля цвергов Эгвальда: король своими чарами делает героя невидимым, чтобы тот мог поближе подобраться к дракону .

В оккультизме и алхимии

В Англии отношение к гномам было более легкомысленное, они представлялись очередной разновидностью фей (fairy) и служили, чаше всего, комическими персонажами. В XX веке у таких писателей, как Джон Толкин и Клайв Льюис , гномы лишены той мистики и могущества, которыми их наделяли немцы, они - лишь одни из множества видов жителей волшебных миров (Средиземья и Нарнии, соответственно). Гномы Толкина были не только богаты и скрытны, но ещё и воинственны, их излюбленное оружие - боевой топор . По сравнению с крошечными гномами братьев Гримм, гномы Толкина довольно рослые: от 1 до 1, 5 метра.

Толкин сильно повлиял на архетип гномов в массовом сознании, а ролевая система Dungeons & Dragons закрепила его окончательно. Во второй половине XX века и по сей день, гномы в литературе, кино, играх - молодцеватые, грубые и воинственные бородачи, воплощение архетипа Фальстафа и Портоса .

Также гномы задействованы в «Жёлтом Тумане» и «Тайне заброшенного замка» из цикла А. М. Волкова об Изумрудном городе . Они ростом в 45 сантиметров, хорошо умеют шить одежду, мастерить обувь, охотиться, жарить мясо, вести летописи и шпионить. В «Жёлтом Тумане» гномы подчиняются злой колдунье Арахне. Несмотря на это, сами они не являются злодеями, а скорее нейтральными персонажами. В «Тайне заброшенного замка» гномы уже подчиняются Страшиле и являются положительными персонажами.

В кино и компьютерных играх

В кинематографе гномы и карлики часто представлены в экранизациях сказок и фэнтезийных книг. Большую роль они играют в фильмах по мотивам сказки о Белоснежке , в экранизациях книг Джона Толкина, Клайва Льюиса и Фрэнка Баума . В фильме «Уиллоу » заглавный герой - гном, роль которого исполнил знаменитый актёр-карлик Уорвик Дэвис . В кинотрилогии «Хоббит» , снятой по мотивам одноимённой повести Толкина, большинство главных героев - гномы.

Гномы (в некоторых переводах - дворфы) нередко представлены как игровая раса в компьютерных играх. Дизайнеры часто придают гномам черты скандинавов или германцев (оружие и доспехи характерного вида, имена, использование рунических алфавитов или же старогерманской письменности), реже - кельтов (клетчатые ткани, кильты, кельтские узоры на оружии и доспехах). Под растущей популярностью стимпанка , позднейшие сеттинги (WarHammer , Warcraft , The Elder Scrolls , Arcanum и Overlord) часто выводят гномов как носителей технического прогресса, создателей паровых машин, сложных механизмов и огнестрельного оружия включая огнемёты , отвергающих магию и суеверия . Иногда гномы (или некоторые из них) описываются как могущественные волшебники, повелевающие силами земли.

Следует отметить тенденцию в создании игр в жанре симулятор бога, так или иначе затрагивающих тематику гномов. Это объясняется геологической составляющей подобных симуляторов и частично унаследованным от Dungeon Keeper игровым процессом. Один из самых ярких примеров - игра Slaves to Armok II: Dwarf Fortress , которая, в свою очередь вдохновила создание Minecraft .

Название в разных языках

Слово «гном», общепринятое в современном русском языке, в языках германской семьи менее употребимо. Так, немцы называют этих существ «цвергами» (zwerg), англичане - «дворфами» (dwarf) - оба этих слова переводятся как "карлик". Слово «gnomus» или «gnome» в английском обозначает только элементалей Земли и садовых гномов - декоративных скульптур. В языках романской семьи ни «цверг», ни «гном» не прижились: во французском языке гномов называют nain , в Италии - nano , оба слова также означают «карлик» и происходят от греческого «νᾶνος » - «крошечный». В других европейских языках есть свои слова, не связанные ни с одним из этих корней - «краснолюд» (польск.), «Kääpiö» (финск.), «Trpaslík» (чешск. и словацк.), и др. В начале XIX века, наряду с «гномом», в русской литературе часто встречался вариант «карла».

Dwarf и gnome

Большое влияние на нынешнее представление о гномах оказала ролевая система Dungeons & Dragons . В этой системе, некоторых её сеттингах (Forgotten Realms , Dragonlance) и ряде других фэнтези-вселенных, основанных на архетипах D&D (например, WarCraft), наряду с расой dwarf существует раса gnome . Это создаёт затруднения у переводчиков на русский язык . При отсутствии принципиальных сюжетных препятствий зачастую и тех, и других переводят как «гном» . В тех случаях, когда различие необходимо подчеркнуть переводом (например, в книжном цикле «Шаннара » Терри Брукса , где эти народы враждуют), многие переводчики прибегают к неологизму «дварф» или «дворф». Существуют и такие переводы, где dwarfs переведены как «гномы», в то время как gnomes названы как-то иначе (например, «карлики», «гнумы», «гномики», «лилипуты») , и такие, где dwarfs названы «карликами», а gnomes - «гномами». Анджей Сапковский , польский фантаст, используя западные архетипы, вывел у себя параллельно «гномов» и «краснолюдов».

Различия между этими двумя типажами невелики и уходят корнями не в мифологию, а главным образом в ролевую систему Dungeons & Dragons, где народы описаны таким образом ::

Dwarfs - коренастые и сильные карлики с густыми бородами. Их обычно изображают как выдающихся кузнецов и лихих воинов, напоминающих низкорослых викингов . Их рекомендованный класс в D&D - боец.

Gnomes - карлики ещё меньшего роста и не столь могучего телосложения. В D&D их рекомендованный класс - маг-иллюзионист. Во многих фэнтези-мирах с элементами стимпанка gnomes изображаются талантливыми инженерами-техниками, создающими сложные механизмы, порох и огнестрельное оружие, дирижабли или вертолеты. Подобные примеры есть и в мирах D&D - таковы гномы-механики Кринна (Dragonlance) и Лантана (Forgotten Realms).

Женщины-гномы

Женщины-гномы мало отличаются от мужчин - эта тема служит источником интереса и шуток. В частности, существует расхожая теория о наличии у женщин-гномов бороды, воплощённая несколькими вселенными и произведениями.

В русском языке нет однозначного слова для обозначения женщины-гнома. У разных переводчиков и авторов можно встретить варианты: «гнома», «гномиха», «гномка», «гномесса», «дварфийка».

См. также


Напишите отзыв о статье "Гномы"

Примечания

  1. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова.. - М .: Советская энциклопедия ; ОГИЗ ; Государственное издательство иностранных и национальных словарей , 1935-1940.
    ГНОМ, а, м. В западноевропейской мифологии - безобразный карлик.
  2. // Большая советская энциклопедия , т. 17
    Гном (от позднелат. gnomus ), карлик, фантастическое существо в западно-европейской мифологии, живущее на земле. Г. часто встречаются в сказках, в эпической поэзии.
  3. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. - Изд. 2-е, стер. - М . : Прогресс , 1986-1987.
  4. . Encyclopaedia Britannica Online . Проверено 12 марта 2008.
  5. // Oxford Advanced Learner’s Dictionary
  6. Борхес Х. Л. . // Книга вымышленных существ
  7. Дарья Букреева. . «Мир фантастики » № 10; июнь 2004
  8. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

    Гномы - духи, обитающие в недрах земли и гор и охраняющие подземные сокровища. Они могут принимать разные образы; мужские Г. обыкновенно безобразны, женские (гномиды) красивы. Они любят дразнить людей, но делают им больше добра, чем зла. Г. - любимые герои зап. европ. сказок.

Ссылки

  • в журнале «Мир фантастики »
  • Хорхе Луис Борхес - «Книга вымышленных существ ».
  • Ричард Псмит (Андрей Ленский) (рус.) // Лучшие компьютерные игры: журнал. - 2006. - Вып. №11 .

Отрывок, характеризующий Гномы

Русские войска, отступив от Бородина, стояли у Филей. Ермолов, ездивший для осмотра позиции, подъехал к фельдмаршалу.
– Драться на этой позиции нет возможности, – сказал он. Кутузов удивленно посмотрел на него и заставил его повторить сказанные слова. Когда он проговорил, Кутузов протянул ему руку.
– Дай ка руку, – сказал он, и, повернув ее так, чтобы ощупать его пульс, он сказал: – Ты нездоров, голубчик. Подумай, что ты говоришь.
Кутузов на Поклонной горе, в шести верстах от Дорогомиловской заставы, вышел из экипажа и сел на лавку на краю дороги. Огромная толпа генералов собралась вокруг него. Граф Растопчин, приехав из Москвы, присоединился к ним. Все это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой о выгодах и невыгодах позиции, о положении войск, о предполагаемых планах, о состоянии Москвы, вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что хотя и не были призваны на то, что хотя это не было так названо, но что это был военный совет. Разговоры все держались в области общих вопросов. Ежели кто и сообщал или узнавал личные новости, то про это говорилось шепотом, и тотчас переходили опять к общим вопросам: ни шуток, ни смеха, ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми. Все, очевидно, с усилием, старались держаться на высота положения. И все группы, разговаривая между собой, старались держаться в близости главнокомандующего (лавка которого составляла центр в этих кружках) и говорили так, чтобы он мог их слышать. Главнокомандующий слушал и иногда переспрашивал то, что говорили вокруг него, но сам не вступал в разговор и не выражал никакого мнения. Большей частью, послушав разговор какого нибудь кружка, он с видом разочарования, – как будто совсем не о том они говорили, что он желал знать, – отворачивался. Одни говорили о выбранной позиции, критикуя не столько самую позицию, сколько умственные способности тех, которые ее выбрали; другие доказывали, что ошибка была сделана прежде, что надо было принять сраженье еще третьего дня; третьи говорили о битве при Саламанке, про которую рассказывал только что приехавший француз Кросар в испанском мундире. (Француз этот вместе с одним из немецких принцев, служивших в русской армии, разбирал осаду Сарагоссы, предвидя возможность так же защищать Москву.) В четвертом кружке граф Растопчин говорил о том, что он с московской дружиной готов погибнуть под стенами столицы, но что все таки он не может не сожалеть о той неизвестности, в которой он был оставлен, и что, ежели бы он это знал прежде, было бы другое… Пятые, выказывая глубину своих стратегических соображений, говорили о том направлении, которое должны будут принять войска. Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее. Из всех разговоров этих Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности в полном значении этих слов, то есть до такой степени не было возможности, что ежели бы какой нибудь безумный главнокомандующий отдал приказ о даче сражения, то произошла бы путаница и сражения все таки бы не было; не было бы потому, что все высшие начальники не только признавали эту позицию невозможной, но в разговорах своих обсуждали только то, что произойдет после несомненного оставления этой позиции. Как же могли начальники вести свои войска на поле сражения, которое они считали невозможным? Низшие начальники, даже солдаты (которые тоже рассуждают), также признавали позицию невозможной и потому не могли идти драться с уверенностью поражения. Ежели Бенигсен настаивал на защите этой позиции и другие еще обсуждали ее, то вопрос этот уже не имел значения сам по себе, а имел значение только как предлог для спора и интриги. Это понимал Кутузов.
Бенигсен, выбрав позицию, горячо выставляя свой русский патриотизм (которого не мог, не морщась, выслушивать Кутузов), настаивал на защите Москвы. Кутузов ясно как день видел цель Бенигсена: в случае неудачи защиты – свалить вину на Кутузова, доведшего войска без сражения до Воробьевых гор, а в случае успеха – себе приписать его; в случае же отказа – очистить себя в преступлении оставления Москвы. Но этот вопрос интриги не занимал теперь старого человека. Один страшный вопрос занимал его. И на вопрос этот он ни от кого не слышал ответа. Вопрос состоял для него теперь только в том: «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал? Когда это решилось? Неужели вчера, когда я послал к Платову приказ отступить, или третьего дня вечером, когда я задремал и приказал Бенигсену распорядиться? Или еще прежде?.. но когда, когда же решилось это страшное дело? Москва должна быть оставлена. Войска должны отступить, и надо отдать это приказание». Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что отказаться от командования армией. А мало того, что он любил власть, привык к ней (почет, отдаваемый князю Прозоровскому, при котором он состоял в Турции, дразнил его), он был убежден, что ему было предназначено спасение России и что потому только, против воли государя и по воле народа, он был избрал главнокомандующим. Он был убежден, что он один и этих трудных условиях мог держаться во главе армии, что он один во всем мире был в состоянии без ужаса знать своим противником непобедимого Наполеона; и он ужасался мысли о том приказании, которое он должен был отдать. Но надо было решить что нибудь, надо было прекратить эти разговоры вокруг него, которые начинали принимать слишком свободный характер.
Он подозвал к себе старших генералов.
– Ma tete fut elle bonne ou mauvaise, n"a qu"a s"aider d"elle meme, [Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого,] – сказал он, вставая с лавки, и поехал в Фили, где стояли его экипажи.

В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети мужицкой большой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе. Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Maлаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой. Он сидел, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, все как будто жал его шею. Входившие один за другим подходили к фельдмаршалу; некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой. Адъютант Кайсаров хотел было отдернуть занавеску в окне против Кутузова, но Кутузов сердито замахал ему рукой, и Кайсаров понял, что светлейший не хочет, чтобы видели его лицо.
Вокруг мужицкого елового стола, на котором лежали карты, планы, карандаши, бумаги, собралось так много народа, что денщики принесли еще лавку и поставили у стола. На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров и Толь. Под самыми образами, на первом месте, сидел с Георгием на шее, с бледным болезненным лицом и с своим высоким лбом, сливающимся с голой головой, Барклай де Толли. Второй уже день он мучился лихорадкой, и в это самое время его знобило и ломало. Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что то, быстро делая жесты, сообщал Барклаю. Маленький, кругленький Дохтуров, приподняв брови и сложив руки на животе, внимательно прислушивался. С другой стороны сидел, облокотивши на руку свою широкую, с смелыми чертами и блестящими глазами голову, граф Остерман Толстой и казался погруженным в свои мысли. Раевский с выражением нетерпения, привычным жестом наперед курчавя свои черные волосы на висках, поглядывал то на Кутузова, то на входную дверь. Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться.
Все ждали Бенигсена, который доканчивал свой вкусный обед под предлогом нового осмотра позиции. Его ждали от четырех до шести часов, и во все это время не приступали к совещанию и тихими голосами вели посторонние разговоры.
Только когда в избу вошел Бенигсен, Кутузов выдвинулся из своего угла и подвинулся к столу, но настолько, что лицо его не было освещено поданными на стол свечами.
Бенигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?» Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливанье Кутузова. Все глаза смотрели на него. Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать. Но это продолжалось недолго.
– Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов. – Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. (Он перевалился вперед своим тяжелым телом.) Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение». (Он откачнулся назад на спинку кресла.)
Начались прения. Бенигсен не считал еще игру проигранною. Допуская мнение Барклая и других о невозможности принять оборонительное сражение под Филями, он, проникнувшись русским патриотизмом и любовью к Москве, предлагал перевести войска в ночи с правого на левый фланг и ударить на другой день на правое крыло французов. Мнения разделились, были споры в пользу и против этого мнения. Ермолов, Дохтуров и Раевский согласились с мнением Бенигсена. Руководимые ли чувством потребности жертвы пред оставлением столицы или другими личными соображениями, но эти генералы как бы не понимали того, что настоящий совет не мог изменить неизбежного хода дел и что Москва уже теперь оставлена. Остальные генералы понимали это и, оставляя в стороне вопрос о Москве, говорили о том направлении, которое в своем отступлении должно было принять войско. Малаша, которая, не спуская глаз, смотрела на то, что делалось перед ней, иначе понимала значение этого совета. Ей казалось, что дело было только в личной борьбе между «дедушкой» и «длиннополым», как она называла Бенигсена. Она видела, что они злились, когда говорили друг с другом, и в душе своей она держала сторону дедушки. В средине разговора она заметила быстрый лукавый взгляд, брошенный дедушкой на Бенигсена, и вслед за тем, к радости своей, заметила, что дедушка, сказав что то длиннополому, осадил его: Бенигсен вдруг покраснел и сердито прошелся по избе. Слова, так подействовавшие на Бенигсена, были спокойным и тихим голосом выраженное Кутузовым мнение о выгоде и невыгоде предложения Бенигсена: о переводе в ночи войск с правого на левый фланг для атаки правого крыла французов.
– Я, господа, – сказал Кутузов, – не могу одобрить плана графа. Передвижения войск в близком расстоянии от неприятеля всегда бывают опасны, и военная история подтверждает это соображение. Так, например… (Кутузов как будто задумался, приискивая пример и светлым, наивным взглядом глядя на Бенигсена.) Да вот хоть бы Фридландское сражение, которое, как я думаю, граф хорошо помнит, было… не вполне удачно только оттого, что войска наши перестроивались в слишком близком расстоянии от неприятеля… – Последовало, показавшееся всем очень продолжительным, минутное молчание.
Прения опять возобновились, но часто наступали перерывы, и чувствовалось, что говорить больше не о чем.
Во время одного из таких перерывов Кутузов тяжело вздохнул, как бы сбираясь говорить. Все оглянулись на него.
– Eh bien, messieurs! Je vois que c"est moi qui payerai les pots casses, [Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки,] – сказал он. И, медленно приподнявшись, он подошел к столу. – Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут несогласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я – приказываю отступление.
Вслед за этим генералы стали расходиться с той же торжественной и молчаливой осторожностью, с которой расходятся после похорон.
Некоторые из генералов негромким голосом, совсем в другом диапазоне, чем когда они говорили на совете, передали кое что главнокомандующему.
Малаша, которую уже давно ждали ужинать, осторожно спустилась задом с полатей, цепляясь босыми ножонками за уступы печки, и, замешавшись между ног генералов, шмыгнула в дверь.
Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе: «Когда же, когда же наконец решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом?»
– Этого, этого я не ждал, – сказал он вошедшему к нему, уже поздно ночью, адъютанту Шнейдеру, – этого я не ждал! Этого я не думал!
– Вам надо отдохнуть, ваша светлость, – сказал Шнейдер.
– Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки, – не отвечая, прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу, – будут и они, только бы…

В противоположность Кутузову, в то же время, в событии еще более важнейшем, чем отступление армии без боя, в оставлении Москвы и сожжении ее, Растопчин, представляющийся нам руководителем этого события, действовал совершенно иначе.
Событие это – оставление Москвы и сожжение ее – было так же неизбежно, как и отступление войск без боя за Москву после Бородинского сражения.
Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, мог бы предсказать то, что совершилось.
Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли, без участия графа Растопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался, никого не раздирал на куски, а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя свое имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что осталось.
Сознание того, что это так будет, и всегда так будет, лежало и лежит в душе русского человека. И сознание это и, более того, предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12 го года. Те, которые стали выезжать из Москвы еще в июле и начале августа, показали, что они ждали этого. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
«Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из Москвы», – говорили им. Растопчин в своих афишках внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они все таки ехали, зная, что так надо было. Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин напугал их ужасами, которые производил Наполеон в покоренных землях. Уезжали, и первые уехали богатые, образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и Берлин остались целы и что там, во время занятия их Наполеоном, жители весело проводили время с обворожительными французами, которых так любили тогда русские мужчины и в особенности дамы.
Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после Бородинского сражения, невзирая на воззвания к защите, несмотря на заявления главнокомандующего Москвы о намерении его поднять Иверскую и идти драться, и на воздушные шары, которые должны были погубить французов, и несмотря на весь тот вздор, о котором нисал Растопчин в своих афишах. Они знали, что войско должно драться, и что ежели оно не может, то с барышнями и дворовыми людьми нельзя идти на Три Горы воевать с Наполеоном, а что надо уезжать, как ни жалко оставлять на погибель свое имущество. Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и, очевидно, сожженной (большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа. Та барыня, которая еще в июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась из Москвы в саратовскую деревню, с смутным сознанием того, что она Бонапарту не слуга, и со страхом, чтобы ее не остановили по приказанию графа Растопчина, делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию. Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда не годное оружие пьяному сброду, то поднимал образа, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на ста тридцати шести подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это народ, то высылал всех французов из Москвы, то оставлял в городе г жу Обер Шальме, составлявшую центр всего французского московского населения, а без особой вины приказывал схватить и увезти в ссылку старого почтенного почт директора Ключарева; то сбирал народ на Три Горы, чтобы драться с французами, то, чтобы отделаться от этого народа, отдавал ему на убийство человека и сам уезжал в задние ворота; то говорил, что он не переживет несчастия Москвы, то писал в альбомы по французски стихи о своем участии в этом деле, – этот человек не понимал значения совершающегося события, а хотел только что то сделать сам, удивить кого то, что то совершить патриотически геройское и, как мальчик, резвился над величавым и неизбежным событием оставления и сожжения Москвы и старался своей маленькой рукой то поощрять, то задерживать течение громадного, уносившего его вместе с собой, народного потока.

Приветствую вас, я Гендальф.

Этой статьей мы начинаем знакомство с представителями рас Земли, живущих в параллельном пространстве, которое мы договорились называть Сказочным миром. И первой расой, с которой я хочу вас познакомить – это гномы.

Почему именно гномы? Потому что у них особая, близкая связь с людьми. Они действительно внешне чем-то похожи на людей, только намного меньше вас по размерам. Точнее, они могут менять свои размеры в зависимости от того, где они находятся. Например, в сказочное время, находясь рядом с людьми, они увеличивались до такого размера, чтобы с ними было удобно общаться. Более того, они очень любят уважительное отношение к ним, и поэтому иногда они специально «вырастали» побольше, чтобы людям или другим жителям сказочного мира приходилось смотреть на них снизу вверх. Но все это было больше для шутки, чем для какой-то серьезной цели. Ведь вторая, и, возможно, главная особенность гномов – это их желание смеяться и шутить. Они не могут ничего воспринимать слишком серьезно, и когда представители других рас расстраивались из-за чего-то или начинали спорить между собою, то им на помощь тут же приходили гномы. Они начинали подшучивать над суровым видом остальных, как-то нелепо себя вести, и через какое-то время все уже улыбались, и настроение у всех поднималось.

С другой стороны, гномы могут быть очень и очень маленькими. Чаще всего, когда они одни, именно такой вид они и имеют. Ведь живут они под землею, где не так уж и много свободного пространства,и пещеры под землею – нечастое явление. Пещеры для гномов были и остаются их домом, но большую часть времени они проводят в подземных путешествиях. И для этого им нужно перемещаться по мелким пустотам и тонким каналам, по которым раньше текли горячие растворы, пробивая себе дорогу из недр Земли. Они знают, что эти горячие растворы несут ценные компоненты, из которых образуются все драгоценные камни и кристаллы, а также золотые месторождения. Гномы же всегда питали огромную страсть к этим богатствам Земли, всю свою жизнь посвящая поиску и изучению этих объектов.

Они восхищаются красотой камней и драгоценных металлов, украшая ими свои жилища, и если они вас пригласят в свой дом, то вы просто обомлеете от богатства и роскоши. Стены, пол и все вокруг сделано из красивейших горных пород, переливающихся всеми цветами радуги. На женщинах и мужчинах вы увидите украшения и амулеты, сделанные из золота, серебра и платины, в которые инкрустированы драгоценные камни. И эта красота, которой наполнен их быт, создается отнюдь не из желания жить в роскоши. Для гномов нет ничего важнее, чем уютный дом, наполненный любовью и весельем близких. Они окружают себя тем, что больше всего любят – драгоценностями Земли.

Как я уже говорил вам, в сказочном мире все существующее проявляется как живое. Этими качествами, безусловно, обладает и любая частичка Земли. Гномы проводят много времени в общении с камнями и кристаллами, узнают об их необычных и ценных свойствах. Каждый кристалл для них – это целый мир, хранящий свою историю, индивидуальный организм, имеющий свой особенный характер. И представляете, как много интересного может поведать камень или горная порода, состоящая из тысяч кристаллов? Общаясь с гномами, камни рассказывают им о своих ценных качествах, о возможностях их использования в жизни и быту. Такие знания гномы хранят в своем сердце и записывают в книгах.

Знания гномов в чем-то похожи на современную науку, ведь они стараются максимально глубоко понять суть камня и всех процессов, протекающих в Земле. С другой стороны, это знание строится не на логике, а на чувствовании и понимании энергии камня. Это понимание рождает множество практических применений для каждого минерала.

Каждый камень или минерал – это генератор определенной энергии, которая, взаимодействуя с любым сознанием или организмом, способна усилить в нем какой-то процесс. Например, один камень создает энергию радости и поднимает вибрации, другой – энергию любви и заботы, и может быть хранителем гармоничных отношений, третий усиливает намерение, и в него можно закладывать заклинания, другой может защищать от низких вибраций, а значит, может быть амулетом. В этом и состоит наука гномов. Обустраивая свои пещеры, они стараются воплотить в их убранстве те энергии, которые могут создать в них уютную атмосферу, поддерживающую их взаимную любовь и понимание. Создавая великолепные украшения, они стремятся воплотить и усилить те энергии и ценные качества, которыми обладают драгоценные камни. Поэтому внешняя красота домов и украшений гномов является естественным воплощением природной силы камней.

Во времена, когда все жители сказочного мира тесно общались друг с другом, гномы с удовольствием делились своими знаниями с другими расами. Волшебники учились усиливать свои заклинания за счет общения с камнями, драконы начинали глубже понимать устройство стихии земли и огня. Для фей гномы создавали прекрасные амулеты и волшебные палочки, генерирующие энергию радости и удовольствия, ускоряющие исполнение желаний. Водяные с благодарностью получали подарки от гномов в виде камней, усиливающих энергию любви, которые становились ценнейшими амулетами в их отношениях. Эльфам гномы дарили «музыкальные» камни, которые своими вибрациями создавали божественную музыку. Также гномы помогли эльфам создать из минералов удивительные краски, переливающиеся всеми возможными цветами и оттенками, с помощью которых эльфы рисовали свои волшебные картины.

Людям же гномы рассказывали о том, как можно применить камни и минералы в науке и технологиях. И то, что вы знали о камнях тогда, сильно отличалось от ваших современных знаний. Ведь сейчас ваши технологии связаны с материальной реальностью, и применения минералов и кристаллов базируются на их физических свойствах. Но в сказочном мире ваши технологии основывались на понимании тонких энергий, и камни открывали удивительные возможности для этого! Например, одни камни своими энергиями создавали освещение в комнате, поддерживая и защищая все пространство своими нежными вибрациями. Другие могли хранить большой объем информации и становились неким подобием записных книг и дисков памяти, создаваемых вами сейчас. Камни могли передавать информацию на расстоянии и проявлять ее в виде голограмм. При помощи них сказочные жители, находясь в разных местах, могли общаться друг с другом. Из кристаллов люди уже в те времена создавали подобие современных компьютеров, но тогда ими пользовались совсем нечасто. Ведь очень многое из желаемого можно было воплотить сразу, посредством силы мысли, и для этого не нужна была виртуальная реальность, играющая в вашем мире роль посредника между ментальным планом и физическим.

Вы, люди, создавали множество других уникальных технологий посредством той мудрости, которую вам передавали гномы. Весь этот опыт и сейчас хранится в вашем подсознании и постепенно проявляется в жизни. Например, вы интересуетесь энергией камней, стараетесь определить их влияние на ваше биополе и состояние. И те интересные факты, которые вы открываете, это и есть древние знания, которые вы начинаете «вспоминать» по мере активации вашего подсознания высокими вибрациями. Со временем вы вспомните еще множество ценных подробностей, переданных вам гномами, сможете узнать и совершенно новые факты при помощи открывающихся тонких способностей. Кроме того, сами гномы с удовольствием вам расскажут много нового по мере того, как вы вновь начнете общаться с ними. Тем самым вы откроете целую новую область науки и технологий, которая во многом преобразит всю вашу жизнь! Ведь камни – это генераторы и усилители высоких частот, к которым вы имеете непосредственный доступ в вашей реальности. А значит, научившись проявлять и усиливать энергию кристаллов и камней, вы сможете поднять вибрации всей вашей жизни! Ведь тогда вы сможете гармонизировать свое биополе, а также поднимать вибрации ваших технологических приспособлений, от которых сильно зависит общий энергетический фон, в котором вы живете.

А сейчас я хочу пригласить к разговору самих гномов, чтобы задать им несколько вопросов. Тем самым мы возобновим взаимодействие гномов и людей, которое пока возможно только на тонком плане. Но при постепенном повышении вибраций ваше общение сможет стать все более проявленным, а когда-нибудь вы сможете встретиться и физически!

Итак, дорогие гномы, приветствуем вас!

Здравствуйте, люди! Мы рады передать весточку для вас. Мы хорошо вас помним. Многие из нас и сейчас часто общаются с вами.

Что бы вы сейчас хотели передать людям?

С другой стороны, через наше общение мы сами начнем лучше понимать физический план и обретем с ним контакт, благодаря чему у нас получится воплотить множество наших идей и изобретений. Ведь на нашем уровне мы можем многое понять и почувствовать, но реализовать это можно только в физической реальности, к которой наш доступ пока ограничен. В последнее время мы возобновляем общение с некоторыми людьми, так появляются новые интересные открытия в естественных науках – химии, физике и геологии. А эти ученые даже и не подозревают, что общаются с нами. Например, ночью они видят очень познавательный сон, и на следующий день предсказывают формулу соединения с уникальными свойствами. Или в какой-то момент у них возникает отличное настроение и, в результате, наконец, получается какой-то трудоемкий эксперимент, над которым они раньше могли биться годами! А возможно, геолог, проходя сотый раз по той же тропинке, натыкается на еле заметный выход ценной породы, и так открывает крупнейшее месторождение, поражая коллег своим талантом. Все это, конечно, в первую очередь, связано с высокими вибрациями, которые активируют вас и проявляют новые способности. Но в нужный момент мы поддерживаем тех людей, которые имеют с нами особо сильную связь, становимся для них такими гномами-хранителями.

Часто эти люди – исследователи, ученые, или просто большие юмористы. Ведь хороший юмор также, как и камни, не появляется из ниоткуда, его нужно найти в недрах своего подсознания. И какая-то шутка обычно рождается в том или ином состоянии, которое помогает вам «откопать» ее в себе. Шутка – это новая точка зрения, которая, как кристалл, появляясь, начинает сверкать своими яркими гранями и окрашивает все вокруг в новые цвета. В новое время мы часто помогаем вам проявить свой искрометный юмор, поддерживающий вас в жизни и повышающий ваши вибрации. И если раньше искорки юмора окрашивали вашу жизнь как отдельные золотые крупинки, которые вы отыскивали, то теперь вы все больше будете находить в себе целые золотые россыпи и месторождения! Многие из вас могут настолько поднять свои вибрации посредством юмора, что станут источником высоких вибраций для всего человечества! Так возникнут талантливейшие юмористы нового времени.

Хотим сказать, что ваши и наши гены хранят огромный общий опыт, обретенный в сказочном мире. Ведь тогда нас объединяла не только любовь к науке, но и любовь на уровне чувств. Часто гномы и люди образовывали совместные семьи, рождались общие дети. Кроме того, практически любой житель сказочного мира прошел через несколько жизней и успел побывать представителем разных рас. Поэтому многие из вас когда-то были гномами и храните в своем ДНК наши гены. Точно также и мы со своей любознательностью не отказывались от возможности побыть людьми! Поэтому у гномов и людей очень много общих генов, и теперь у нас появилась возможность, посредством нашего общения, активировать их друг в друге! Вам это поможет раскрыть уникальные способности, связанные с исследованием тонкого плана, а мы сами начнем больше понимать физический мир. Это и будет нашим настоящим сближением, и на уровне знаний, и на уровне чувств, и даже на уровне наших тел! Ведь пока мы находимся в совершенно разных мирах, но постепенно их вибрации начнут пересекаться, и наступит время, когда мы сможем потрогать друг друга и даже обняться!

Дорогие люди, этим посланием мы рады возобновить общение с вами.

С уважением и любовью - Гномы.

P.S. Кстати, когда вы научитесь разговаривать с камнями, вы сможете использовать некоторые из них в качестве «телефона» для того, чтобы «позвонить» нам. Представьте, что вы в руках держите камень и настроены на него на уровне тонких энергий. А где-то в сказочном мире находится гном, который душевно вам близок. Ведь если у вас были воплощения в расе гномов, то, значит, у вас остались и близкие родственники среди нас! И вот один из таких родных вам гномов, находясь в нашем мире, в руках будет держать камень с похожими свойствами. Ваши камни, настроившись друг на друга, создадут резонанс между вами. Таким образом, усилив частоты, общие для вас, вы сможете почувствовать и услышать друг друга! И это совершенно реальная возможность, ведь именно так, через камни, мы в настоящий момент и передаем свои послания людям!

В европейской мифологии гномы — это человекообразные существа, обитающие на земле, под землей и в горах. Зачастую они ассоциировались с неземной мудростью, кузнечным делом, добычей полезных ископаемых и ювелирным мастерством. Иногда гномы изображаются и описываются как низкие, гротескные и уродливые монстры, но некоторые культурологи полагают, что столь нетипичное представление о них связано с более поздней (ренессансной) модой на зловещие формы.

Гномы по-прежнему являются частью современной народной культуры во многих странах, и именно через нее они попали в масскульт, став привычными персонажами компьютерных игр, книг, художественных и мультипликационных фильмов. В массовой культуре они такие же вездесущие и популярные, как эльфы, оборотни и вампиры, потому вопрос о том, существуют ли гномы, продолжает быть актуальным.

Гномы в скандинавской мифологии

Самые древние источники, в которых упоминаются гномы, относятся к артефактам скандинавского язычества, космология которого может похвастаться двумя отдельными мифами о возникновении этих сказочных созданий. Один из этих мифов утверждает, что гномы родились из крови и костей великана Имира, чья плоть использовалась для сотворения Земли, в то время как другой миф утверждает, что они изначально были звероподобными существами, стремившимися поглотить труп гиганта. Последняя версия происхождения — согласитесь, довольно мрачная — соответствует многим старонорвежским представлениям об этих существах как о злых и коварных демонах. Очень часто, однако, гномы изображаются в скандинавской мифологии как исключительные кузнецы, но подавляющая их характеристика остается отрицательной.

Скандинавы считали гномов жадными, похотливыми и злопамятными карликами, готовыми пойти на убийство человека ради Меда поэзии, который, по некоторым преданиям, можно сварить из человеческой крови. Этот ужасный взгляд на гномов еще больше связал их с почти повсеместно оскорбленной расой — троллями, в связи с чем начали появляться поверья, в которых гномы, подобно троллям, превращаются в камень при виде дневного света.

Некоторые старонорвежские источники связывают их с темными эльфами, известными как сварталфар. Вера в этих существ была настолько сильна у древних норвежцев, что они никогда не задавались вопросом, существуют ли гномы.

Гномы в англосаксонской мифологии

В англосакской традиции гномы часто описывались как сущности, способные вызывать у людей проблемы со сном, такие как кошмары, приступы ночного ужаса и сонного паралича. Мифолог Лотте Мотц утверждает, что представления об этих существах возникли не в дохристианскую эпоху, но гораздо раньше — во времена неолита, определившего облик европейской континентальной культуры.

Многих людей очень интересует вопрос, существует ли денежный гном. Англосаксы этим вопросом не задавались: в их представлении некоторые гномы могли как воровать деньги, так и оставлять их в укромных местах. Представление о них, обитающих в квартирах и оставляющих мелочь под кроватью, до сих пор существуют в Великобритании и США. Оттуда оно перекочевало и к нам.

Гномы в мифологии других стран

В русском языке нет специального названия для цвергов и наинов — существ из немецкой и французской мифологии, являющихся, в сущности, лишь местным аналогом гномов.

Французский фольклорист Жерар Лесер в свое время издал обстоятельную работу о различии наинов, гномов, дворфов и лютенов, проиллюстрировав их примерами из мифологии Эльзаса — региона, находящегося на стыке французской и немецкой культур. Согласно поверьям эльзасцев, гномы и наины отличаются друг от друга в первую очередь своим ростом (гномы гораздо ниже наинов), но сближает их общее место обитания — подземелья и шахты. Лютены же обитают на земле, ютясь рядом с человеческими жилищами, что делает их похожими на наших домовых.

О том, существуют ли все вышеперечисленные существа, Лесер не писал, оставляя за читателем право на собственный вывод.

«Гномы» в реальной жизни

Мы не можем знать точно, существуют ли гномы на самом деле. Но мы точно знаем о существовании карликов — людей, имеющих аномально маленький рост. В Средние века такой факт нередко объяснялся тем, что ребенок, страдающий этой болезнью, был обыкновенным подкидышем, оставленным гномами, в то время как настоящий ребенок похищался этими подземными созданиями для неких таинственных целей. Даже английское слово dwarf имеет два значения, обозначая одновременно как сказочного гнома, так и человека, рожденного с карликовой болезнью.

Но сегодня достоверно известно, что карликовость — это генетическое заболевание, и люди, страдающие им, не имеют никакого отношения к сказочным существам из средневековых легенд. А потому вопрос, существуют ли гномы, все еще остается открытым.

Румпельштильцхен

Существует ли гном, исполняющий желания? Средневековые немцы верили в карлика по имени Румпельштильцхен, способного исполнять желания за определенную плату (часто — очень большую). Отчаявшиеся люди обращались к каждому встречному карлику, чтобы тот вернул их близких, исцелил от болезней или обогатил, иногда отдавая за эту возможность все свои пожитки. Результат, однако, очень редко удовлетворял их, и несчастным лилипутам, решившим обогатиться на человеческой глупости, доставалось по полной.

Фотографии гномов

Главный аргумент людей, верящих в то, что гномы существуют, — фото, сделанные в Аргентине.

В довесок к фото идет еще и видео, на котором запечатлено крадущееся маленькое существо, силуэтом напоминающее гнома из сказок. Это видео так и не было разоблачено ни одним из скептиков, а потому его можно считать косвенным ответом на животрепещущий вопрос, существуют ли гномы.

Древняя сказочная раса карликов - гномы - появилась в рамках германо-скандинавской мифологии. Это низкорослый народ, обитающий преимущественно в пещерах и добывающий драгоценные металлы и камни.

Сказочные карлики — существа германо-скандинавской мифологии

Карлики часто встречаются в литературных произведениях писателей всего мира, но особую популярность получили в сказках братьев Гримм, а также культовых циклах про Средиземье и Нарнию.

Происхождение гномов

О том, кто такие гномы, впервые рассказали в своих легендах древние германцы и скандинавы. В современном мире образ этих волшебных существ можно встретить в литературных произведениях и фольклоре народов мира. Существует несколько теорий происхождения этого народа. Некоторые утверждают, что он пошел от древних великанов, которые также обитали в пещерах и подземельях. Другие считают, что предками является нижняя раса эльфов, обитавшая во мраке подземного царства.

Само слово «гномы» появилось благодаря древнему алхимику по имени Парацельс. Основой послужило древнегреческое слово «знание», т.к. алхимик верил, что сказочные карлики являются обладателями скрытых от людей знаний.

В зависимости от страны и народа гномов называют по-разному.

  1. В далёкие времена германо-скандинавские народы называли их двергами или же цвергами.
  2. Английский вариант названия расы карликов - дварфы.
  3. В польском языке закрепилось название краснолюды.
  4. Сербский народ называет их людки.

Описание внешности и характера

Гномы выглядят как обычные люди. Главным отличием является то, что по росту взрослый гном не превышает человеческого ребёнка. Несмотря на это, создания отличаются небывалой физической силой, что помогает им с лёгкостью справляться с трудной работой. Такие карлики часто являются обладателям длинной, густой бороды. Одеваются они предпочтительно в простые лохмотья.

Гномихи, т. е. женские особи расы, обладают пышными формами и такими же длинными, густыми волосами, как бороды мужчин этого вида. Они носят серую или тёмно-зелёную одежду. Особое предпочтение отдают юбкам и блузкам.

Дварфы - это добродушный и трудолюбивый народец, который всё-таки предпочитает как можно меньше контактировать с представителями других рас.

Образ жизни сказочных карликов

В мифологии разных народов гномов и их образ жизни описывают по-разному, но общие черты всё же есть. Среди них:

  1. Карлики предпочитают жить в подземных пещерах. Считают, что такие гномы, подобно троллям-великанам, не могут находиться на солнечном свете, потому что он обращает их в каменные статуи.
  2. Подземное царство отличается сложной структурой и необычайной красотой. Они возводят самые настоящие крепости и замки в своих пещерах.
  3. Гномы являются лучшими металлургами во всём мире. Обитая в своих подземельях, они добывают металл и драгоценные камни, из которых потом изготавливают необыкновенные украшения и оружия.
  4. Из-за того, что гномы обладают несметными богатствами, у них немало врагов среди представителей других рас. Особенно они страдают от жадных людей и огромных драконов. Это вынуждает их вести более замкнутый образ жизни.
  5. Дварфы находятся в дружественных отношениях с животными и птицами, которые обитают в лесах и на лугах. Поэтому они также преимущественно являются вегетарианцами. Любимой едой карликов считают всевозможные фрукты, овощи и ягоды, грибы и орехи, а также хмельные настои и медовуху.
  6. Особыми отличиями гномов также являются: умение ясно видеть в темноте и долголетие. В среднем карлики могут жить до 400 лет.

Сказочные карлики предпочитают жить под землей

Виды гномов

Раса карликов отличается большим разнообразием видов в зависимости от их места обитания. Главными отличиями считают внешность, особенности поведения и образа жизни. Среди известных человечеству видов гномов выделяют следующие:

  1. Дварфы, обитающие в лесах, считают наиболее многочисленным и популярным видом. Они отличаются замкнутостью и отшельническим образом жизни.
  2. Существуют также гномы, обитающие на бесконечных просторах пустынь и прерий. Их главной особенностью является относительно высокий рост по меркам гномов. Также они предпочитают носить одежду серого цвета, что помогает им быть более незаметными.
  3. Самыми крупными и свирепыми являются дварфы, обитающие на далёком, холодном севере. Они жестоки, кровожадны и мстительны. Ради выживания могут пойти на схватку с огромными троллями.
  4. Более добродушными и общительными считают садовых карликов. Они любят пёструю одежду, старые и заросшие сады. Если человеку посчастливится встретить такого гномика, он с удовольствием расскажет множество небылиц, легенд и не только.
  5. Некоторые карлики отдают предпочтение человеческим домам или фермам. Они не такие общительные, как садовые собратья, но некоторым людям удавалось завести с ними знакомство.

Гномы в мировой литературе

Сказочные карлики часто встречаются в литературных произведениях западных писателей. Одним из наиболее ярких примеров считают сказки немецких авторов:

  • братья Гримм;
  • Эрнст Гофман;
  • Вильгельма Гауф.

Особой популярностью пользуется сказка братьев Гримм под названием «Белоснежка и семь гномов». В этой истории принцесса, сбежавшая от страшной мачехи-колдуньи, встречается с лесными гномами, которые также добывают драгоценные камни в подземельях.

Новую жизнь в образ карликов вдохнул писатель Джон Рональд Руэл Толкин, автор известного фэнтези-цикла под названием «Властелин колец». В его книгах гномы являются одними из главных жителей Средиземья. Они обитают в пещерах, добывают и оберегают несметные сокровища. Они неплохо справляются с боевым топором и участвуют в различных авантюрах.

Также дварфы населяют волшебное королевство Нарнию, которую в своих произведениях описал ирландец Льюис Стейплз Клайв. Гномы были одними из первых жителей волшебной страны и сыграли большую роль в её истории. Этот народец занимается ювелирным и оружейным ремеслом, отличается скрытностью и молчаливостью.

Внешне Гномы представляют собой существ совсем маленького роста. Обычно в росте они не достигают и метра вышины. Однако это никак не сказывается на размере их головы. Стандартно она имеет довольно крупный объем. Телосложение у гномов не очень крупное, но в целом они очень напоминают Дварфов. Волосы гномов могут иметь совершенно разную расцветку, носы и уши у них довольно крупные. А вот кожа отличается розоватым оттенком. Помочь опознать Гнома помогут их инструменты, которые всегда заложены у них за пояс. Кстати, живут Гномы около 150 лет.

Героями древнескандинавской и германской мифологии были дверги/цверги (dvergar/Zwerg), в английском варианте — дворфы (dwarf), в академическом переводе на русский — карлики или карлы. Слово “гном” возникло только в 16 веке. Его изобретение приписывают алхимику Парацельсу. “Гносис” на греческом — знание. Гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов. Гномы Парацельса — духи земли и гор, в противоположность им цверги и дворфы — существа вполне материальные


.

В русский язык слово “гном” пришло в конце 18 века. В нем слились значения, которые в английском передаются двумя разными словами, “gnome” и “dwarf”. На русский оба слова обычно переводятся как “гном”. Это верно для обыденной речи и переводов детских сказок, но спорно для переводов произведений Толкина, в основу которых легли древние и средневековые тексты (Толкин использовал оба английских слова в своих произведениях, причем в разных значениях)

.

Такой подход ошибочен и при переводе произведений других авторов, пишущих в жанре фэнтези, и в случае с переводом различных компьютерных и настольных игр в фэнтези-мирах. Однако в силу традиции переводчики продолжают использовать слово “гном”.


Гномы изобрели свой рунический шрифт давным-давно и с тех пор пользовались им для ведения подробной летописи всех своих открытий и торговых дел. В каждой крепости была своя, созданная писцами, историческая библиотека, в основном касающаяся дел этой конкретной крепости. С годами некоторые из этих огромных книг были утеряны или сильно повреждены, но даже в таком виде история Гномов тщательно документирована и чрезвычайно длинна, по сравнению, скажем, с историей Людей..



Первыми литературными источниками, где упоминаются гномы, были исландские героические песни 13 века из сборника “Старшая Эдда”, а также текст “Младшей Эдды”, составленный поэтом-скальдом Снорри Стурлусоном, жившим на рубеже 12 и 13 веков. Оба литературных труда содержали мифологические сказания 8-10 веков, а также элементы германского героического эпоса начала 13 века. Оговоримся, что само слово “гном” появилось значительно позже, и о правомерности его применения мы еще расскажем. Героями же древних текстов являются дверги (единственное число “dvergur”, множественное “dvergar”), которых в русских переводах “Эдды” традиционно называют “карликами”. Это слово содержит тот же корень, что и названия племени в других германских языках: сравните с немецким “цверг” (Zwerg) и английским “дворф” (dwarf)..


В “Эдде” двергов иногда называют еще и черными альвами, в отличие от альвов светлых (прототипов толкиновских эльфов). Мирные гномики Белоснежки — то, во что превратились герои немецкого фольклора в Голливуде.
.
В “Младшей Эдде” поясняется, что карлики зародились сначала в теле убитого великана Имира (или Бримира). Были они червями, но по воле богов обрели человеческий разум и приняли облик людей, правда, немного пародийный. Ростом они были с ребенка, однако обладали большой физической силой, носили длинные бороды, имели лица мертвенно-серого цвета. Солнца они боялись: его свет обращал карликов в камень.
.
Дверги стойко переносили любые тяготы, были крайне выносливы и сказочно трудолюбивы. Они жили гораздо дольше людей, но все же не вечно. Карлики не имели женщин и продолжали род, высекая свое потомство из скал. Характер имели плохой: были упрямы и вздорны, обидчивы и вспыльчивы, алчны, к тому же владели колдовством и были хранителями богатств земных недр. К людям и богам дверги относились преимущественно враждебно, впрочем, не без оснований: боги постоянно посягали на охраняемые сокровища.

.
В искусстве обработки драгоценных камней и металлов двергам не было равных — им удавалось изготавливать по-настоящему волшебные вещи. И сами боги вынужденно обращались к ним за помощью, использую при этом лесть и хитрость. Именно черные альвы, по преданию, выковали для Одина (главный бог скандинавского пантеона) копье Гунгнир, что разит, не зная преград, воинственному богу Тору — молот Мьольнир для битвы с великанами (брошенный молот возвращался в руку хозяина, подобно бумерангу), путы Глейпнир для жуткого волка Фенрира..


С развитием цивилизации на поверхности земли меняются и подземные жители. В немецких героических песнях и балладах у цвергов (немецких аналогов скандинавских двергов) прослеживается развитие феодальных отношений и под землей. Благородные рыцари посещают подземные царства, наполненные сокровищами, дружат или враждуют с королями-карликами, сражаются с карликами-рыцарями. Как и в древние времена, цверги снабжают смертных колдовскими предметами и оружием необычайной силы.

В “Песне о Нибелунгах” прекрасный и отважный сын короля Зигфрид пользуется помощью карлика Альбериха, сражается мечом, выкованным подземными мастерами. Из других источников мы узнаем, как тот же Зигфрид гостит у несметно богатого короля-карлика Эгвальда, а тысяча карликов, все нарядные и в доспехах, предлагают ему свою службу.


Со временем карлики-гномы практически исчезают со страниц литературы, продолжая жить в фольклоре. Народная фантазия представляет их в виде подозрительных существ, старичков с бородами, иногда на птичьих ногах. Они могут помогать людям, быть благодарны им, но часто — подозрительны и злобны. Некоторые гномоподобные персонажи мирно уживаются с людьми, хотя и капризны: это и шотландский брауни, и ирландский выпивоха кларикон. Ирландский лепрехун и неаполитанский монасьелло преследуются людьми, так как укрывают от них сокровища. А шотландский красный колпак, обитающий в заброшенных замках, где было когда-то совершено злодейство, сам нападает на людей.

.
Своим возвращением в литературу гномы обязаны братьям Гримм, крупным ученым-исследователям немецкой старины и народности, знатокам древненемецкой литературы. В 1812 году они выпустили в свет свои “Детские и домашние сказки”, в некоторых из них главными героями были гномы. Гномы братьев Гримм мало напоминают карликов “Эдды”, однако это еще и не мультяшные коротышки в красных колпачках. Они в меру добродушны, проказливы, иногда откровенно злобны и враждебны к людям, хотя и лишены коварной воинственности своих предков.

Дальнейшая эволюция гномов приводит к появлению добродушного коротышки, дружественного людям и позорящего гордое имя цверга..

Дж. Р. Р. Толкин является не только основоположником жанра фэнтези, но и известным ученым-филологом. Неудивительно, что в основе мироздания Толкина лежат образы и верования древних северных мифов.
Подземный народ Толкин во всех книгах (включая “детского” “Хоббита”) называет словом “dwarves” (множественное от “dwarf”), а не “gnomes”. Интересно, что слово “gnomes” встречается в рабочих рукописях Профессора: так он именует одно из эльфийских племен. Когда отечественные переводчики добрались до рабочих материалов, описывающих Средиземье, они столкнулись с проблемой. Как переводить слово “gnomes”, если вариант “гномы” изначально был зарезервирован для перевода слова “dwarves”?.

О взаимной неприязни между гномами и эльфами известно любому обитателю Средиземья. Можно предположить, что вражда двух народов обусловлена культурными различиями между ними: эльфы любят деревья, открытое небо и охоту при свете звезд, для гномов же деревья — всего лишь горючий материал, а небу и звездам они предпочитают каменные своды своих подземных чертогов. Однако более вероятно, что вражда между двумя народами объясняется чрезмерной алчностью гномов и болезненным высокомерием эльфов. Ничто не доставит гному большую радость, чем возможность присвоить драгоценность, принадлежавшую эльфам, а гордый эльф получит огромную удовольствие, обозвав род гномов “сплюснутым народцем”.

Неприязнь между эльфами и гномами может как вылиться в открытую вражду (убийство гномами эльфийского короля), так и смениться истинной дружбой. Лучшим примером искренней дружбы стали отношения гнома Гимли, сына Глоина, и эльфа Леголаса, сына Трандуила, короля эльфов Чернолесья...



Настоящими, исконными, врагами гномов являются драконы. Эти огнедышащие твари испокон века охотятся за сокровищами гномов и частенько отправляются завоевывать их поселения. Обычно такие битвы заканчиваются плачевно: дракон, как правило, побеждает, а уцелевшие и обнищавшие гномы уходят, куда глаза глядят. Изгнание длится до тех пор, пока не найдется герой, способный победить дракона. Таким героем чаще всего становится кто-то из людей (вспомните хотя бы “Хоббита”, в котором врага гномов дракона Смога убил человек по имени Бард). Кстати, именно тут скрыты корни недружелюбия между гномами и людьми. Ведь люди, как правило, убив дракона, присваивают его сокровища себе, а гномы, продолжая считать эти сокровища своими, не останавливаются ни перед чем, чтобы вернуть бывшую собственность.

Но все эти распри между гномами и другими народами забываются перед лицом общего врага, и тогда образуется настоящий союз..


Дворфы известны своей воинской доблестью, и большой и чистой любовью к элю (дворфы пьют до битвы для поднятия духа, а после — обмывая блистательную победу). Магию они, напротив, недолюбливают, но при этом способны противостоять ее воздействию. Дворфы дружественно относятся лишь к тем, кто сумеет завоевать их доверие (а это сделать совсем не легко), лишь им они могут подарить что-либо из своих сокровищ, столь бережно ими хранимых. Дворфы любят тяжелую работу и совсем не понимают шуток, остается лишь удивляться, как им удается отлично ладить с забавными гномами. Помимо гномов, дворфы дружелюбно настроены по отношению к людям, полуросликам и полуэльфам. Иногда проникаются уважением даже к эльфам, хотя обычно считают их взбалмошными и непредсказуемыми. Дворфы склонны к добру, поэтому ненавидят орков и гоблинов..



Анатомически дворфов описывают как крепких, широкоплечих гуманоидов, ростом от 120 до 140 см, кожа у них светло-коричневая или красноватая, а глаза и волосы темные. Непременным атрибутом дворфа является шикарная борода. Они взрослеют где-то к 50 годам, а общая продолжительность жизни составляет около 400 лет.

Королевства дворфов находятся глубоко под землей. Именно там, в подземных кузницах, появляются на свет чудесные дворфовские изделия, а в шахтах они добывают драгоценные камни и металлы, среди последних особо ценится мифрил (который в D&D пишется так: mithral). То, что дворфы не могут достать сами, они приобретают в ходе торговли.

Поклоняются они Морадину, Кователю Душ, разговаривают на дворфийском языке и используют руны для письма..

.

Гномы известны как отличные техники, алхимики и изобретатели. Вероятно, гномам удалось добиться таких внушительных результатов во всех перечисленных ремеслах благодаря собственной любознательности. Гномы мечтают все опробовать на собственном опыте, они постоянно изобретают полезные вещи. Любопытство гномов не ограничивается научными изысканиями, порой, идя на поводу у собственного интереса, гномы устраивают различные розыгрыши лишь для того, чтобы пронаблюдать за поведением жертвы. Нередко такого рода шуточки не остаются для них безнаказанными — не все в состоянии по достоинству оценить изощренный юмор гномов. Наиболее проказливых гномов называют “трикстерами”. Многие ошибочно считают их злыми, но это не так, скорее, они просто слишком хаотичны..



В отличие от дворфов, гномы более терпимо относятся к колдовству, предпочитая работать с магией иллюзий. Многие известные барды и кудесники происходят из племени гномов.

Несмотря на внешнее дружелюбие, гномы по-настоящему близки лишь с дворфами, с которыми их объединяет любовь к драгоценностям и к механике, а также с полуросликами, которые могут по достоинству оценить их проказы. Большинство гномов подозрительно относятся к тем, кто выше их ростом, а именно к людям, эльфам, полуэльфам и, тем более, полуоркам.

Росточком гномы меньше дворфов, около 90-110 см, имеют цвет кожи от серо-коричневого до красно-коричневого, волосы у них светлые, а глаза голубые. Непропорционально большой нос является отличительной чертой для представителей этого народца. Борода у гномов не в таком почете, как у дворфов, и многие ее сбривают. Взрослеют гномы в возрасте 40 лет, а живут до 350 лет..


Обитают гномы в лесистой местности, под землей, но обожают бывать на поверхности, радуясь окружающему их живому миру. Дом гнома обнаружить совсем непросто, обычно жилище надежно спрятано при помощи иллюзий, поэтому вход в дом гнома открыт только для званых гостей — врагам там делать нечего.

Главный бог гномов — Гарл Сияющее Золото, Бдительный Защитник. Говорят гномы на языке, слегка отличающемся от дворфийского.

Разработчики D&D одними из первых разделили подгорный народ на две расы: дворфов и гномов. Причем каждая из получившихся рас оказалась самобытной, обладающей запоминающимися неповторимыми свойствами, обычаями и характером..


Гномы, являясь народом весьма вспыльчивым и обидчивым, уже на протяжении более 4000 лет ведут кровопролитные войны. Некоторые из этих войн были начаты по вине самих гномов (например, война с эльфами), а некоторые являются безусловной агрессией со стороны других рас. Вследствие именно такой непрекращающейся борьбы с гоблинами и скавенами (крысолюдами) империя гномов постепенно стала приходить в упадок. Многие гномьи твердыни пали и перешли в руки врага. Но, несмотря на это, гномы продолжают сражаться, и их империя пока еще достаточно сильна..

Гномы пользуются такой же популярностью у любителей жанра фэнтези, как эльфы или орки. А возможно, и большей! И пусть они не так красивы, как первые, и не так колоритны, как вторые. Может, тяжелая жизнь научила их не высовываться? Слишком уж много было желающих поживиться их сокровищами и использовать их мастерство в своих корыстных целях!

В этой статье мы постарались проследить эволюцию гномов: от первобытных цвергов и королей-карликов, через кхазадов Толкина, до дворфов и гномов из D&D и компьютерных игр.

Чтобы написать эту статью, мне пришлось ознакомиться с большим количеством материала, досконально разобраться в гномьей истории и в их нынешней жизни. В итоге я стала с куда большим уважением относиться к этому маленькому, но гордому народу. А вы?


Из статьи Дарьи Букреевой с сайта "МИР ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ"





.


.










Похожие публикации