Что нашли в городе лагаш. Лагаш, первый город шумеров

Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с 4 тыс. до н. Э. по 476 г. н. э. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Древнего мира.

Межгосударственные правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н. э. с возникновением первых рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного межплеменного «права». Родиной международного права явился Ближний Восток, долины рек Тигра, Евфрата, Нила. Именно там, в 4 тыс. до н. э. образовались древнейшие государства. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосударственные правовые нормы.

Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были:

1) пришедшие из догосударственного межплеменного «права» правила, закрепленные в обычаях и договорах;

2) религиозность;

3) регионализм;

4) обычай как главный источник международного права.

В то время отсутствовали международные отношения в современном понимании. В сферу мирового рынка и глобальных связей не были включены целые континенты (Америка, Австралия, большая часть Африки), неизвестные европейцам, население которых жило еще при родовом строе. В различных географических районах имели место свои центры международной жизни (Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др.). Они включали сравнительно небольшие группы государств, поддерживающих между собой более или менее устойчивые связи.

Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовым актом считается договор около 3100 г. до н. э., заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Он подтверждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенности. По договору споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража. Обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к богам.

К первым древним договорам следовало бы отнести и договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало ХIII в. до н. э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов.

В период зарождения норм международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, а что касается Индии, то она не знала равенства субъектов международного права. Следствием этого явился институт признания, и государство, получившее его, признавалось независимым во внутренних и внешних делах. В Древней Греции (VI-IV вв. до н. э.) субъектом международного права был каждый полис, что предполагало его собственное гражданство и государственную территорию, а поэтому он (полис) имел право вести дипломатические сношения, объявлять войну и заключать мир.

Главным средством ведения внешней политики древнейших стран являлись войны. В Египте во время войны господствовал юридически не ограниченный произвол. Побежденные и их имущество как добыча переходили в собственность победителя. В Индии обычаи права войны были наиболее развитыми, они получили закрепление в «Законах Ману» и «Артхашастра». Но если война и считалась правомерным действием, то рассматривалась она как нежелательное явление. Здесь же встречались и определенные ограничения. Так, нельзя было убивать женщин, детей, стариков и раненых, а также лиц, сдавшихся в плен. Неприкосновенностью пользовались храмы и другие культовые сооружения и их служители. В то время уже существовали нормы, ограничивающие применение оружия. Небезынтересен и тот факт, что именно в Индии возникли первые юридические правила о ведении войны на море. В Китае (11-1 тыс. до н. э.) аналогично складывались определенные нормы права войны, имевшие свою специфику. Поскольку Китай вел частые междоусобные войны, то и жизненный принцип «цаныпи», означавший «поедание земель соседей», получил здесь наибольшее значение.

Что касается Греции, то она понимала войну как борьбу всех граждан одного полиса со всеми гражданами другого. Количество норм, ограничивающих применение определенного оружия, было не столь велико. Интересно также, что при взятии какого-либо вражеского города убийство мирных жителей считалось вполне правомерным. У греков не существовало режима пленных. Так, побежденные могли быть подвергнуты пыткам и убиты, а имущество их уничтожено. Наравне с этим в Греции уже знали состояние нейтралитета и невмешательства. Нейтралитет был возможен только во время войны, а невмешательство - и в мирное время.

А вот в Риме все войны считались справедливыми, ибо, по мнению римлян, велись они по воле богов. Вследствие этого войны не были связаны какими-либо юридическими ограничениями. Отсюда и жестокость римской армии, не щадившей никого. Даже святыни народов – храмы подвергались опустошению.

Не только в процедуре объявления войны и ее ведения была налицо религиозность, ее можно проследить и в дипломатии. В Китае вопросы церемониального характера отражали обычаи того времени. Так, сложившиеся ритуальные нормы о приеме послов и заключении договоров сопровождались обрядами и жертвоприношениями.

Древние греки не знали института постоянного дипломатического представительства, и чаще всего посольства носили единовременный характер. Послам выдавали документы, удостоверяющие их официальный статус и уполномочивающие на право ведения переговоров. Документ был в виде сдвоенных навощенных дощечек и именовался дипломом (отсюда и возникновение слова «дипломатия»). Неприкосновенность послов была общепризнанной, нарушение ее могло привести к войне. По существовавшему в Риме убеждению послы находились под охраной богов и были также неприкосновенны. От послов требовалось великое искусство вести переговоры, заключать договоры о мире, союзе и взаимной помощи.

Позднее встречаются договоры о торговле и правах иностранцев, бесправное положение которых являлось серьезным препятствием в развитии торговых отношений. Наиболее ярким примером здесь была Греция. У греков стал складываться институт проксенов (покровителей), в начале своего развития носивший личный характер. Затем постепенно этот институт приобретает государственные черты. Проксен являлся защитником иностранных граждан в своем полисе. В Риме была создана должность претора перегринуса - должностного лица, определявшего принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием в Риме. Он также разрешал споры между ними. Позднее из указанных институтов сформировалось консульское право.

В этот же период в Индии и Китае были известны различные формы посредничества и арбитражных судов. Так, в 546 г. до н. э. был созван общекитайский конгресс. Результатом его явилось подписание договора о ненападении, предусматривавшего мирное разрешение споров путем обращения спорящих сторон к арбитражу.

Заканчивается период международного права Древнего мира с падением Западной Римской империи в 476 г. н. э. К этому времени Рим вобрал в себя все «новорожденные» институты международного права и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не заканчивалась полным покорением, заключался мирный договор. С III в. до н. э. был договор о покровительстве, который предусматривал предварительную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и заложников. Побежденная сторона оставалась вместе с тем субъектом международного права. В дальнейшем договор о покровительстве стал заключаться и в мирное время. Государства, получившие его, становились союзниками Рима. От мирных договоров отличался договор перемирия. Последний подписывался командующим армией, консулом или легатом и, хотя условно вступал в силу немедленно, подлежал ратификации.

Период зарождения международного права плавно переходит в следующий этап, неразрывно связанный с возникновением феодальных отношений.

Предыдущая

На юге Месопотамии в первой половине 3 тыс до н.э. проживало шумерское население. Именно здесь,в это время существовала целая группа крупных шумерских городов. Это были такие города как Эреду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Шуруппак, Исин, Ниппур, и Киш .

В 3 тыс, до н.э. в Шумере наблюдался экономический подъем. Здесь активно развивалось земледелие и стали более широко применяться металлические орудия труда. Шумерские мастера овладели методами литья, клепки, паяния. Они научились изготовлять бронзу. Из меди, золота и серебра изготавливались различные украшения. В строительстве применялся глинянный кирпич. Из дерева изготавливались повозки, колесницы, лодки, различная мебель. Происходит отделение торговли от ремесла. Появляються специальные торговцы - дамкары, которые занимались только куплей и продажей различных товаров. Мерилом стоимости при этом служили скот и зерно, но уже используется и металлический эквивалент - медь и серебро. Развивается торговля с Сирией, Закавказьем, Ираном. Очень часто ведуться войны. Появляются рабы из числа пленных. Их считали по головам (саг). Рабов клеймили, забивали в колодки. Рабыни занимались ткачеством и другими занятиями, использовались как землекопы на постройке каналов. Рабы могли быть храмовыми и частными.

Земля в шумерском городе делилась на две части. Одна находилась в собственности общины, другая в собственности храмов. В начале раннединастической эпохи (28 - 27 века до н.э.) во главе государства стоял эн - верховный жрец (иногда жрица) города государства. Он руководил храмами, наблюдал за городским строительством, сооружением оросительной системы, смотрел за жизнью общины. Иногда употреблялся термин лугаль , который означал "хозяин, господин, царь". Однако часто лугаль был другим лицом, не верховным жрецом и руководил только военными отрядами.

В дальнейшем во главе шумерский городов государств становятся правители с титулом энси или лугаль. Вначале армия в таких городах состояла из народного ополчения, но вскоре появляется довольно сильная армия, состояшая из боевых колесниц, тяжеловооруженных воинов и также легких пехотинцев.

Первый раннединастический период (28 - 27 века до н.э.) характеризуется возвышением города Киша и правлением первой Кишской династии. Затем стал возвышатся Урук. Во втором раннединастическом периоде (27-26 века до н.э.) влияние Киша снижается и правитель Урука Гильгамеш освобождает свой город от кишской гегемонии. Он и его приемники контролировали огромную территорию, возводили постройки в Лагаше, Ниппуре и других городах.

В третий раннединастический период (25-24 века до н.э.) на севере выдвигается город Упи-Акшак, а на юге Ур, где правит первая династия. Захоронения царей этой династии известны своим богатством и многочисленными предметами украшений. Вскоре гегемония стала переходить к правителям города Лагаша, где правила династия, основанная Ур-нанше. Наибольшего могущества Лагаш достиг при его внуке - Эаннатуме, который подчинил себе почти весь Шумер. Вскоре в Лагаше происходит переворот - к власти приходит новый энси - Уруинимгина (2318-2312 гг. до н.э.), который проводит важные экономические реформы в государстве. Они были записаны и являются одними из первых письменных форм правовых норм.

Но одновременно усиливается давний противник Лагаша - Умма. Во время правления Лугальзаггеси произошло его слияние с Уруком, и новое государство сумело объединить под своей властью Ниппур, Ларсу, Адаб, а затем и Киш. Вскоре Лугальзаггеси совершил поход на Лагаш, разорил его и подчинил себе. На четверть столетия Лукальзаггеси смог создать объединенное Шумерское царство во главе с Уммой. Однако это объединение было очень ненадежным. Вскоре Шумер был завоеван Аккадом .

В Шумере зародилась клинописная письменность. Писали на сырых глинянных табличках, которые позже обжигали. Слово или понятие изображалось в виде особого значка, состоящего из нанесенных на глину клиновидных палочек.

Эреду (Город-жрец)
В переводе, возможно, означает “добрый город”. Место, с которого началась и материальная, и священная история Месопотамии. Был расположен на самом крайнем юге, в месте впадения Тигра и Евфрата в Персидский залив. Еще в середине IV тыс. до н.э. здесь появилось первое большое святилище, от которого дошел до нас только фундамент. Через 500 лет святилище стало храмом бога Энки. Считалось, что все тайны мира и источники жизни происходят из Эреду, поскольку в этом месте расположен вход в таинственную водную бездну - Абзу. Потому и храм Энки назывался “Дом Абзу”. Жизнь города Эреду оказалась недолгой. Уже в начале III тыс. граждане покинули его и переселились в более северные Ур и Урук. Эреду стал городом-призраком и городом-символом. Все жрецы культа Энки, жившие в самых разных городах, называли себя “жрецами из Эреду”. Почему город опустел - неясно. То ли засолились почвы, то ли после отступления залива началась засуха. Сами шумеры объяснили переселение жителей из Эреду в Урук тем, что Инанна украла у своего отца МЕ и на ладье переправила их в свой город. Ни одной надписи из Эреду до нас не дошло.

Урук (Город-воин)
По-шумерски произносили “унуг”, но какой народ так назвал город и что это значит - неизвестно. Об Уруке в древности говорили, что это первое огражденное поселение в мире, и следовательно - первый город. Легенду эту никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть. Однако, мы достоверно знаем, что письменность появилась именно в Уруке и что именно Урук был первым центром военно-политического союза шумерских городов. Герои Урука - могущественные цари-жрецы шумерского эпоса Энмеркар, Лугальбанда и Гильгамеш, воевавшие с племенами Иранского нагорья. При Гильгамеше Урук стал главным городом Шумера. Урукские хозяева - небесные боги Ан и Инанна (Венера), а родоначальником царской династии Урука был бог Солнца Уту. В Уруке появляется первый известный археологам Дом Народного Собрания, что говорит о зачатках общинной демократии. Правитель в то время не назывался словом lugal “царь”, а носил титул en “обладатель, господин”. Это был титул жреца-супруга Инанны в священном браке. Урук - не только первая столица шумеров и символ их военного превосходства, но и город-долгожитель, в котором до эпохи Рима не прерывалась религиозная и письменная традиция.

Ур (Город-купец)
По-шумерски “урим”, перевод неизвестен. Город, дважды бывший столицей могущественного царства. В начале шумерской истории здесь было налаженное хозяйство и писцовая школа, готовившая кадры бюрократов-учетчиков. Хозяин Ура лунный бог Нанна покровительствовал счету времени и точному знанию. Морская транзитная торговля стала причиной скопления несметных сокровищ - золота, лазурита, сердолика, серебра, из которых лучшие мастера делали для царской семьи украшения, музыкальные инструменты и оружие. Все эти шедевры были обнаружены в погребении царицы Пуаби, которую сопроводили на тот свет многочисленные слуги. Царская власть Ура всегда была сильна и богата. К тому же Ур был явным любимцем богов: через много столетий ему была вручена неограниченная власть над всеми городами и народами Месопотамии. Эпоха III династии Ура была временем расцвета шумеро-аккадской культуры в такой же мере, в какой ее можно считать эпохой кризиса шумерской цивилизации. После распада последнего шумерского государства Ур опять жил хорошо за счет моря и крепких купеческих традиций. Можно назвать его городом образованных коммерсантов.

Шуруппак (Город бессмертного)
Об этом городе мы знаем или из хозяйственных текстов, или из мифов и позднейших легенд. Известно, что в самой ранней древности его правители были выборными людьми и правили по очереди (очередность переходила от квартала к кварталу). Дошли тексты местной писцовой школы: пословицы, фрагменты мифов и списки богов. Но самая знаменитая история, связанная с Шуруппаком, - конечно, история о потопе и чудесном спасении праведника, которые боги сделали бессмертным. Праведника звали Зиусудра (“Жизнь (на) долгие дни”) и был он правителем Шуруппака. В политической активности этот город не замечен, а чем занималась его хозяйка Суд - об этом, судя по отсутствию сведений, не знали даже сами шумеры.

Ниппур (Город-судья)
Ниппур был географически центральным городом Шумера, поэтому он стал и космогонически центральным, объединив под своей сакральной властью все остальные города (как Афины в Греции). Хозяин Ниппура - могущественный Энлиль, бог воздуха, природы и мирового порядка. В Ниппуре заседало собрание богов, выбиравшее для Страны царя. В Ниппуре принимались важнейшие законодательные решения. Для Ниппура нехарактерна политическая активность, в нем никогда не было царей. Зато здесь располагалась самая крупная библиотека и самая знаменитая писцовая школа. Всеми своими знаниями о шумерской религии мы обязаны ниппурским школьным учителям, работавшим по совместительству государственными или храмовыми писцами. Именно они донесли до нас все мифы и эпические тексты шумеров, пословицы, заклинания и фрагменты ритуалов.

Лагаш (Город-строитель и летописец)
В переводе означает “кладовая”. Лагаш - единственный из значительных шумерских городов, расположенный на канале, отведенном от Тигра, а не от Евфрата. Поэтому он всегда находился в некоторой изоляции от соседей, что, впрочем, только добавляло ему амбиций. Хозяин города - покровитель созидания (главным образом, строительства и земледелия) Нингирсу, известный также как покровитель оборонительной войны. Лагаш - город, через историю которого нам приходится воспринимать всю раннюю шумерскую историю. Связано это с тем, что в Лагаше изобрели летописание и притом тщательно выписывали все грамматические формы (что устранило двусмысленность при чтении, хотя и не помогло устранить многосмысленность при интерпретации). В Шумере всегда строили много, но только в Лагаше так много писали о том, что строили. Начали с простого перечисления объектов, потом прибавили к этому списку перечень своих военных и политических доблестей, потом начали подробно писать о законах. Так начались исторические тексты. Гудеа добавил к строительно-политической части описание своих священных снов и путешествий, в которых он встречался с богами. Получился гимн, прославляющий одновременно и богов, и правителя. Потом из этого возникли уже полноценные царские гимны, воспевавшие обожествленных правителей Шумера. В раннешумерскую эпоху город жил превосходно, многие из его правителей были царями всего Шумера. При Саргонидах Лагаш не потерял своего влияния на политическую жизнь страны. В эпоху владычества кутиев Лагаш жил очень богато и процветал, но после разгрома оккупантов был обвинен в предательстве и исключен из общешумерского списка царских династий. С тех пор Лагашу так и не удалось вернуть свое политическое и идеологическое могущество.

Умма (Город-узурпатор)
Этот странный город, сосед и враг Лагаша, вошел в историю только двумя неблаговидными поступками. Сперва его правители незаконно захватили территорию, по договору принадлежавшую Лагашу. Это вызвало большую войну, в которой Умма неизменно проигрывала. А затем, когда Лагаш был на вершине своего политического могущества, царь Уммы Лугальзаггеси объявил себя царем всего Шумера и напал на соседей. Лагаш тогда сильно пострадал, но вконечном итоге был отомщен: аккадский правитель Саргон сбил спесь с уммийского узурпатора, сперва победив его в честном бою, а затем ритуально лишив его власти. Впрочем, Умма была хорошо известна и после Саргонидов, и даже в эпоху III династии Ура. Это был средней величины город с хорошо развитым производством. Его хозяином считался бог Шара, чем-то напоминавший Нингирсу.

Киш (город-политик)
Самый северный город Южной Месопотамии. Здесь говорили и по-шумерски, и по-семитски, и, возможно, по-эламски. В историю страны вошел как город-политик. Именно здесь составлена первая царская надпись, совсем короткая. Но это был самый первый исторический документ, который гласил: "Энмебарагеси, царь Киша". И царский титул (lugal) тоже впервые появляется в этом городе. Быть царем поначалу значило "носить титул правителей Киша". Старая дружинная песня о Гильгамеше говорит о том, что когда-то именно Киш был главным городом Шумера. Кишский царь распоряжался гражданами всех других городов, которые считались младшими братьями Киша. Но правителю Урука Гильгамешу такая участь не понравилась, он объявил Кишу войну и выиграл ее. С тех пор главным городом стал Урук, но Киш еще долгое время был в почете. В ассиро-вавилонское время в результате языковой игры титул "царь Киша" (lugal-Kisha) стали переводить "царь Вселенной" (shar kishshati). Так провинциальный Киш приобрел космическое значение.

Вавилон (Город мира)
Вечный город, смененный на своем посту Римом. Вавилон был известен еще в шумерское время. Назывался он тогда по-семитски Babbilum "переносящий (тяжести)" (вероятно, из-за своего могучего и богатого порта). Из названия следует, что основали его или аккадцы, или западные семиты (амореи). Впрочем, шумеры тоже считали его своим, поэтому назвали его ka2-dingir-ra, что в переводе на семитский должно звучать как bab ilani "врата богов" (такая народная этимология). В Книге Бытия, как известно, имя Вавилон выводится из корня "смешивать", поскольку-де именно в этом месте Господь смешал языки строителей великой башни. Но это уже совсем далеко от истины. Вавилон - город могущественной царской власти, великих законодательств, прославленных на весь мир литературных произведений и научных трудов. Он переживал расцвет в эпоху двух правлений. При Хаммурапи (XVIII в.) Вавилон считался центром мироздания, а его бог Мардук - царем богов и мудрейшим из богов. При Навуходоносоре Втором (VI в.) Вавилон был культурной столицей мира и городом великой воинской славы. Свой последний подъем Вавилон испытал при Александре Македонском, когда в конце IV в. до н.э. стал столицей его империи и смертным одром великого полководца. Вавилон - это Законы Хаммурапи, висячие сады Семирамиды, Эпос о Гильгамеше и по-библейски глубокие размышления Невинного Страдальца о месте человека в мире.

Ниневия
Город был столицей трех царей, из которых первый - Синаххериб - вырезал и разрушил Вавилон, второй - Асархаддон - покорил Египет, а третий - Ашшурбанапал - уничтожил Элам. В столицу империи приезжали лучшие мастера рельефа, храмы и писцовые школы готовили кадры не хуже. Поэтому именно в Ниневии необычайно расцвели искусства и науки. Прославлялась воинская мощь Ассирии и доблести ее царей, переписывались и подновлялись литературные тексты древности. Именно ниневийская библиотека Ашшурбанапала была самым большим и разнообразным книжным собранием древнего мира (которое превзошла впоследствии только Александрийская библиотека). Ниневия не прожила и столетия, пав в 612 г. под ударами мидийцев и вавилонян. Ужасная столица была проклята всеми еврейскими пророками и так прочно забылась, что откопали ее только в начале XIX века уже нашей эры.

Лагаш, первый город шумеров

Нижняя Месопотамия – страна шумеров. Территория, где зародилась эта древнейшая цивилизация мира, ограничивается плодородной долиной двух рек, Тигра и Евфрата. К западу от нее расстилалась безводная и каменистая пустыня, с востока подступали горы, населенные полудикими воинственными племенами.

Земля страны шумеров – недавнего происхождения. Раньше Персидский залив вдавался здесь глубоко в материк, доходя до современного Багдада, и только в сравнительно поздний период вода уступила место суше. Произошло это не вследствие какого-то внезапного катаклизма, а в результате отложений речных наносов, постепенно заполнивших огромную впадину между пустыней и горами. Сюда, на эти земли, с юго-востока современного Ирана пришли земледельческие племена, давшие начало убейдской культуре, распространившейся затем на всю Месопотамию.

На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. в южной части междуречья Тигра и Евфрата появились первые государственные образования. К началу III тысячелетия до н. э. здесь сложилось несколько городов-государств – Эриду, Ур, Урук, Ларса, Ниппур. В каждом из них жило приблизительно 40–50 тысяч человек. Правители этих городов носили титул лугаль («большой человек») или энси («жрец-владыка»).

Во второй половине III тысячелетия до н. э. лидером среди городов Шумера становится Лагаш. В середине XXV века до н. э. его армия в жестокой битве разгромила своего извечного противника – город Умму. За время правления Уруинимгины, энси Лагаша (2318–2312 гг. до н. э.), были осуществлены важные социальные реформы, которые являются древнейшими известными на сегодняшний день правовыми актами в области социально-экономических отношений. Уруинимгина провозгласил лозунг: «Пусть сильный не обижает вдов и сирот!» От имени верховного бога Лагаша он гарантировал права граждан города, освободил от податей жрецов и храмовую собственность, отменил некоторые налоги с ремесленников, уменьшил размеры трудовой повинности по строительству оросительных сооружений, ликвидировал полиандрию (многомужество) – пережиток матриархата.

Однако расцвет Лагаша длился недолго. Правитель Уммы Лугальзагеси, заключив союз с Уруком, напал на Лагаш и разгромил его. Впоследствии Лугальзагеси распространил свое господство почти на весь Шумер. Столицей его государства стал Урук. А Лагаш медленно угасал, хотя его название еще изредка встречается в документах вплоть до времени правления вавилонского царя Хаммурапи и его преемника Самсуилуны. Но постепенно глина и пески поглотили город.

В 1877 году в иракский город Басру приехал вице-консул Франции Эрнест де Сарзек. Как и многие другие дипломаты той поры, работавшие на Ближнем Востоке, он страстно интересовался древностями и все свое свободное время посвящал обследованию ближних и дальних окрестностей Басры. Сарзека не пугали ни жара, доходившая до сорока градусов, ни нездоровый, гнилой климат. Упорство его увенчалось успехом. Кто-то из крестьян рассказал ему о кирпичах со странными знаками, которые часто попадаются в урочище Телло, расположенном к северу от Басры, в междуречье Тигра и Евфрата. Прибыв на место, Сарзек сразу приступил к раскопкам.

Они продолжались несколько лет и увенчались редким успехом. В пустынном урочище Телло, под целым комплексом оплывших глинистых холмов, Сарзек обнаружил руины Лагаша, а в них – огромный, хорошо систематизированный архив, состоявший более чем из 20 тысяч клинописных табличек и пролежавший в земле почти четыре тысячелетия. Это была одна из крупнейших библиотек древности.

Лагаш был во многом нетипичен для городов Шумера: он представлял собой скопление поселений, окружавших сложившееся ранее основное ядро города. В Лагаше была обнаружена целая галерея скульптур правителей города, в том числе ныне знаменитая группа скульптурных портретов правителя Гудеа. Из высеченных на них надписей и из текстов глиняных табличек ученые узнали имена десятков царей и других выдающихся людей того времени, живших в III тысячелетии до н. э. Из текста «Стелы Коршунов» (2450–2425 гг. до н. э.) стало известно содержание договора, заключенного правителем Лагаша Эаннатумом с правителем поверженной Уммы, а рельефы, высеченные на стеле, рассказали о том, как происходила битва между армиями обоих городов-государств. Вот правитель Лагаша ведет в бой легковооруженных воинов; затем – он же бросает на прорыв тяжеловооруженную фалангу, которая и решает исход сражения. Над опустелым полем битвы кружатся коршуны, растаскивающие трупы врагов.

На других барельефах изображены быки с человеческими головами. У некоторых быков вся верхняя часть туловища – человеческая. Это – отголоски древнего земледельческого культа быка; здесь мы наблюдаем превращение бога-быка в бога-человека.

На серебряной вазе из Лагаша – одном из шедевров шумерского искусства середины III тысячелетия до н. э. – изображены четыре орла с львиными головами. На другой вазе – две увенчанные коронами змеи с крыльями. Еще на одной вазе изображены обвившиеся вокруг жезла змеи.

Открытие Сарзека сбросило покров тайны, укутывавший шумерскую цивилизацию. Еще недавно по поводу шумеров в научном мире велись ожесточенные споры, некоторые ученые отвергали сам факт существования этого народа. А тут был найден не только шумерский город, но и огромное количество клинописных текстов на языке шумеров!

Сенсационное открытие Лагаша побудило ученых других стран отправиться на поиски других шумерских городов. Так были открыты Эриду, Ур, Урук. В 1903 году французский археолог Гастон Крое продолжил раскопки Лагаша. В 1929–1931 годах здесь работал Анри де Женильяк, а затем еще два года – Андре Парро. Эти исследования обогатили науку новыми многочисленными находками.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Том первый. Стран. VIII, св. 14 стр.: «прокурор моск. окр. суда», надо: «председатель моск. окр. суда».Стран. XXIV, св. 10 стр.: «Н. Д. Чаплин», надо: «Н. Н. Чаплин» – вице-дир. 1-го д-та м-ва юст. Протокола допроса его отца, тов. м-ра юст. Н. Д. Чаплина, в наст. издании нет.Стран. 10, св. 11, 15 и 17 стр.:

Из книги Имажинист Мариенгоф: Денди. Монтаж. Циники автора Хуттунен Томи

1.3. Город Городской герой имажинистских стихов - противоречивая фигура, двойственная личность. Это сочетание денди, фата с тросточкой, в цилиндре и лакированных башмаках, и шута, арлекина, клоуна, паяца. Несмотря на разрушительный пафос их манифестов и эпатажное

Из книги Шумеры [Первая цивилизация на Земле] автора Крамер Самюэль

Глава 5 Художественная литература шумеров Археология, особенно изучение далекого прошлого человека, как оно видится по раскопкам погребенных городов и деревень, по самой своей природе, как правило, наиболее красноречиво свидетельствует о материальной культуре, т. к.

Из книги Тайна Воланда автора Бузиновский Сергей Борисович

Глава 7 Характер шумеров: побуждения, мотивы и ценности Научные изыскания в области шумерской культуры и цивилизации в целом практикуют сугубо дескриптивный подход к предмету. Шумерская культура, как правило, дробится на несколько аспектов: социальный, политический,

Из книги Вавилон [Расцвет и гибель города Чудес] автора Веллард Джеймс

Из книги Нил и египетская цивилизация автора Морэ Александр

Глава 7 Открытие шумеров Шумеры были «открыты» сравнительно недавно, и потому неудивительно, что они остаются загадочным народом – настолько загадочным, что их существование попросту отрицали, даже после того, как были раскопаны их города и установлены даты правления их

Из книги Когда началась и когда закончилась Вторая Мировая автора Паршев Андрей Петрович

II. Гор Старший, первый царь Нижнего Египта, и Сет, первый царь Верхнего Египта Из всего пантеона богов Вселенной самым древним, вероятно, был бог света и неба. Он не являлся солнцем, которое изображалось в виде диска (Ра, Атон), но был существом более всеобъемлющей

Из книги Дьявол и Шерлок Холмс. Как совершаются преступления автора Гранн Дэвид

Первый бой, первая рота, первый танкист Даже знающие люди иногда считают, что там были только советники. Ну да, были и советники. Из 59 Героев Советского Союза за испанскую кампанию (начиная с Указа от 31 декабря 1936 года) советников было двое: Батов - советник-общевойсковик и

Из книги Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX-XX веков автора Андреевский Георгий Васильевич

США. Город греха Как целый город влюбился в гангстера Убийства в Янгстауне, штат Огайо, отличались аккуратностью исполнения. Обычно убивали ночью, без свидетелей; убивали без затей - пуля в голову, бомба под капот автомобиля, - но порой прибегали к более изощренным и

Из книги Дети восьмидесятых автора Рябцева Светлана Леонидовна

Глава шестая ГОРОД ПЫЛЬНЫЙ, ГОРОД ГРЯЗНЫЙ Люди и город. - Канализация. - Электричество. - Бани. - Гробовщики и могильщики Люди и городПыли и мусора, а зимой снега и льда, в Москве, впрочем, как и во многих российских городах, всегда хватало. Ещё в середине XIX века один

Из книги Москва: мистика времени автора Коровина Елена Анатольевна

Из книги Подлая «элита» России автора Мухин Юрий Игнатьевич

Города «китайския» и «белыя» Китай-город, Белый город и Бульварное кольцо Новые стены воздвигли в «новом» районе расселения жителей – в Китай-городе. На самом деле ни к какому Китаю название отношения не имеет. «Кита» – это плотная связка жердей, из которых и поставили

Из книги Почему Путин боится Сталина автора Мухин Юрий Игнатьевич

Не в первый раз Если вы согласились с тем, что существует некая внешняя сила, заставившая Президента СССР и чуть ли не небожителей – членов Политбюро ЦК КПСС – самих себя превратить в грязь, то следующий вопрос: как и чем эта сила заставила этих могущественных людей

Из книги Советские космонавты автора Ребров Михаил Федорович

Не в первый раз Если вы согласились с тем, что не могла элита СССР, тот же Горбачев, добровольно «опустить», если согласитесь, что существует некая внешняя сила, заставившая Президента СССР и чуть ли не небожителей - членов Политбюро ЦК КПСС - самих себя превратить в

Из книги Русская книга автора Дубавец Сергей

Из книги автора

ГОРОД Этот город имеет как минимум три названия: Вильня, Вильно и Вильнюс. Первое - женского рода - белорусское. Второе - среднего - польское. Третье - мужского рода - литовское. По-русски, в зависимости от власти в городе, употребялось то польское (что, кстати, типично

Похожие публикации