Иоаким, праведный, отец пресвятой богородицы. Кто такие «святые отцы»

Часто мы можем слышать такое знакомое понятие, как «Святой Отец». Но далеко не все понимают его значение и то, какое место отведено этим Божьим «проводникам» в православной церкви. Их писания являются неотъемлемой частью христианского Предания, но они отличаются от обычных богословов. Много интересных и удивительных фактов узнаем далее из статьи.

Отец Святой — это почётный титул, который появился ещё в конце четвёртого столетия. В православном вероисповедании с тех самых времён так стали нарекать вольных толкователей божественных правил, внёсших существенный вклад в формулировании догматики, написания канона Священного Писания, а также в учения о Церкви и литургике. Считается, что таких служителей Господа ещё отличает ортодоксальность их веры и святость в течение всей жизни. Также таким церковным термином могут называться некоторые деятели средневековья. Например, такие как патриарх Фотий, Григорий Палама, Феофан Затворник, Паисий Величковский и многие другие. В нынешнее время официальное обращение «Святой Отец» может быть адресовано только лишь монаху. Неформально так называют ещё священников и диаконов.

Возникновение понятия

Первое упоминание в церковной терминологии такого понятия, как «Отец Святой», можно увидеть в послании Афанасия Великого, адресованном к африканским священнослужителям, где он так называет Дионисия Римского и Дионисия Александрийского за их свидетельства и учения. После этого так стали нарекать всех церковных писателей и учителей, но преимущественно епископов. Затем такое обращение можно было слышать уже гораздо чаще. Таким способом указывали на истинных служителей Предания церкви в области её вероучения. Именно в таком виде понятие «Отец Святой» дошло и до наших времён. То есть, когда где-то упоминается об этих служителях Бога, имеется в виду, что говорят именно о тех предшественниках, которые свидетельствовали и представляли вероисповедание Церкви, а также были правомерными носителями священного учительства.

Признаки

Но недостаточно только понимать значение такого обращения, как «Отец Святой», нужно также знать, по каким критериям можно определить этого Божьего посланника. Он должен быть ортодоксальным в своих учениях, пользоваться авторитетом в делах, касаемых веры, а его писания могут дать точный ответ по поводу того, каким должно быть значение христианского учения в жизни людей. Поэтому церковь часто отказывала различным писателям в праве называться Святыми Отцами, потому что в своих писаниях они отклонялись от истинной веры. А также давали поводы сомневаться в постоянстве по отношению к христианству, даже невзирая на их заслуги перед церковью и на степень учёности.

Кроме того, эти богословы должны обладать святостью жизни, то есть быть примером для верующих, подталкивающим их к духовному пониманию и развитию. Самым весомым признаком Святых Отцов является почитание их церковью. Оно может выражаться во многих формах. Например, некоторых прославленных мужей священнослужители могут указывать как свидетелей истинной веры апостолов и основывать на их писаниях собственные вероисповедания. Другой формой признания может быть то, что творения других богословов назначают для чтения в богослужебных текстах.

Авторитетность

В отличие от факторов, определяющих прославленных мужей, не совсем ясно, какое придаётся значение их творениям при церкви в современном мире. Известно, что в древние времена они пользовались огромным уважением, о чём могут свидетельствовать те эпитеты, которыми их нарекали. Например, в свой адрес они могли услышать такие обращения, как «многоцветные звёзды», «благодатные органы», «кормила церкви» и остальные.

Но в нынешних христианских учениях они не обладают таким безусловным авторитетом, как в былые времена. Их точка зрения по поводу православия не может быть более значимой, чем личное мнение каждого верующего. Творения этих богословов не ставятся в один ряд с учениями различных пророков и апостолов, а рассматриваются просто как человеческие труды и размышления авторитетных церковных писателей.

Ошибочное мнение

Многие люди, не зная истинного значения этого церковного понятия, думают, что священников тоже нужно называть Святыми Отцами. Но это суждение абсолютно неприемлемо. Так можно нарекать только лишь канонизированных мужей. К батюшкам, в том числе и монашествующим, можно обращаться только так: «Отец такой-то». Епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов неофициально принято величать «Владыками».

Знаменитая икона

Кто такие эти православные богословы, нам уже понятно. Но какой они имеют вид? На одной старинной картине иконописного творчества изображён Святой Отец. Фото этой иконы показывают, что ей нет равных во всём изобразительном искусстве в мире. Речь идёт о знаменитой «Троице» художника А. Рублёва, где нарисованы Отец, Сын и Святой Дух. Но по поводу того, кто из них кто, существует несколько мнений. Первой гипотезой считают ту, согласно которой на полотне изображён Иисус Христос в сопровождении двух ангелов. Она получила наибольшее распространение в пятнадцатом веке.

Второе мнение такое: икона «Отец, Сын и Святой Дух» непосредственно изображает Бога в трёх образах. Но оно было опровергнуто учеником Феофана Греческого, воспитанного в строжайших традициях богослужения. Третья гипотеза получила наибольшее распространение. Многие уверены, что олицетворяет трёх ангелов в образе и подобии Св. Троицы икона «Отец, Сын и Святой Дух». Фото, представленное выше, показывает, что фигуры на ней изображены с нимбами и крыльями. А это служит доводом в пользу этого мнения. Четвёртой гипотезой, не имеющей подтверждения, является то, что на иконе нарисованы три обычных смертных, представляющие собой образ Святой Троицы.

Почитание прославленных мужей

Хотя мы часто и слышим о Святых Отцах в христианстве, но церковь решительно против того, чтобы им оказывали какое-либо поклонение и заказывали в честь них служения. Православные считают, что такое почтение может быть оказано только лишь нашему Господу, а не его верным слугам.

По мнению православной церкви, они являются посредниками между Богом и людьми. Поэтому, как считают многие священнослужители, почитание Святых Отцов может быть унизительно по отношению к Иисусу Христу как одному только ходатаю между Господом и верующими. Таким образом, Святые Отцы являются историческими и набожными личностями, о которых нужно вспоминать с трепетом, благоговением и почтением, а говорить только с надлежащим уважением. Но нужно помнить, что к ним нельзя обращаться с молитвами и просьбами.

Память: 5 / 18 июля (обретение мощей), 25 сентября / 8 октября

Почему наши дети не хотят воцерковляться? Почему после регулярных причастий и посещений воскресных богослужений в отрочестве потом юноши теряют интерес к церкви? Рассуждения о наших родительских ошибках и поведении... над житием преподобных Кирилла и Марии Радонежских - родителей преподобного Сергия Радонежского...

"Так всякое дерево доброе

приносит и плоды добрые, а худое

дерево приносит и плоды худые"

Игумен русских игуменов, учитель учителей

Государственники и патриоты видят в преподобном Сергии Радонежском игумена, благословившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву, примирителе князей и "собирателя земли Русской"; другие видят смиренного аскета. Однако удивительная исключительность преподобного Сергия не только в контексте истории Русской Православной, но и истории Православия в том, что он стал игуменом игуменов, учителем и наставником целой плеяды монахов учителей и наставников, многие из которых канонизированы как святые. Два десятка личных учеников преподобного стали основателями известных монастырей! Только преподобный Авраамий Галицкий (один из первых учеников и постриженных в монахи) основал четыре монастыря!

Преподобный Сергий Радонежский. Икона, середина XVI века. Ризница Троице - Сергиевой Лавры

В святцах великое множество святых аскетов, которые бегали людей и жили уединенно, они славны не проповедуемым словом, а аскетическими подвигами, много и тех, кто хоть и жил уединенно, но славны наставлениями людей о вере, есть великие богословы и учителя, святители… Но много ли мы знаем угодников, которые смогли создать монашеский университет игуменов, монахов-управленцев, которые смогли в последствии собрать вокруг себя тысячи и тысячи людей, предопределивших историю и культуру России

И как сейчас нам России не хватает таких людей, собирателей и организаторов деятельных братств, кузниц ревностных жнецов, ибо, как и две тысячи лет у нас по-прежнему: "…жатвы много, а делателей мало" (Мф.9:37).

Детское воспитание предопределяет и духовную жизнь

Немало людей полагает, что если ты православный христианин, участвуешь в богослужениях и Таинствах, читаешь Писание, то будешь лучшим мужем, отцом, лучшим ученым или специалистом, работником или директором.

Увы, это не так. Святой Дух не сделал слова пророка и простого пастуха Амоса столь же искусными, как у высокообразованного Исаии. Ближайшие ученики и апостолы Господа были простыми людьми, и, увы, многие из них не оставили после себя ни одного слова. В то время как половину Нового Завета составили послания ревностного Савла, незнавшего лично Христа при Его земной жизни, но получившего тогда лучшее религиозное и светское образование.

Поэтому можно уверенно утверждать, что духовная жизнь человека, его подвиги, служение Богу и ближним в первую очередь предопределяется его психологическими особенностями и воспитанием, полученным в детстве от родителей и образованием, полученным в юношестве.

Жития многих святых не сообщают нам об их родителях, особенностях их жизни и воспитания своих детей. Но именно сейчас для нас, россиян, это актуально. Многих из нас родители не воспитывали в вере, от чего мы не получили так важного опыта воспитания детей в вере и благочестия. Поэтому мы идем труднейшим путем иногда непоправимых ошибок религиозного воспитания своих детей. У скольких из нас выросшие дети не взыскивают Бога: не читают Слово Божие, не молятся, не бывают в Церкви? Чего греха таить – сыновья большинства священников не идут учиться в семинарии.

Как не только спасти себя самого, но воспитать сына или дочь святыми? Попробуем рассуждать об этом над житием родителей великого игумена игуменов. Прославляя преподобного Сергия, почтим благодарной памятью и его родителей. Они стали корнем, давшим миру чудный плод веры и благочестия.

Родители Варфоломея

О родителях Варфоломея, будущего преподобного Сергия Радонежского, известно мало, в том числе и их мирские имена: первый составитель жития преподобного Епифаний Премудрый называл их Кириллом и Марией , однако именно с этими именами они прославлены как святые, будучи в схиме, в миру же у них, вероятно, были другие имена.

Благочестивые супруги принадлежали к знатному, но не богатому боярскому роду. В начале XIV века они жили недалеко от Ростова Великого, в небольшом селении Варницы, где находилось их поместье. Впоследствии на том месте, где, находился дом преподобных Кирилла и Марии, ростовский архимандрит Ефрем основал в 1427 году Варницкий монастырь.

Отец Варфоломея состоял на службе у ростовских удельных князей, и неоднократно сопровождая князей в Золотую Орду. К концу службы он сильно обнищал: для боярина Кирилла служба не была "кормушкой", которую он использовал для обогащения семьи.

Предание указывает, что супруги строго соблюдали все церковные уставы, посты, любили богослужение, заботились о делах милосердия: помогали бедным, принимали странников, раздавали щедрую милостыню. Суете княжеского двора они предпочитали простую уединенную жизнь в своем поместье, не пренебрегали и обычными сельскими трудами.

У них было три сына: Стефан, Варфоломей и Петр. Известна молитва Марии о своих детях: "Господи! Спаси меня, соблюди меня, убогую рабу твою, и младенца этого, которого ношу я во утробе моей, спаси и сохрани! Ты, Господи, охраняющий младенцы, да будет воля Твоя, Господи! И да будет Имя Твое благословенно во веки веков. Аминь".

Своих детей супруги воспитывали в Законе Божием, благочестии и целомудрии. Когда пришло время, боярин Кирилл отдал своих сыновей учиться грамоте.

Окончили свою благочестивую жизнь супруги в трех верстах от Радонежа в Покровском Хотьковом монастыре, который в Московском княжестве в то время был обителью и старцев и стариц. Здесь, приняв сначала монашеский постриг, а затем схиму, преподобные Кирилл и Мария проводили последние годы своей жизни. Есть предположение, что перед смертью они благословили Варфоломея на иноческий.

Отягощенные болезнями и старостью схимники-бояре недолго подвизались в своем новом звании. Около 1337 года они отошли к Господу. Дети похоронили в Покровской обители, которая с того времени сделалась усыпальницей рода Сергиева. Здесь же впоследствии был погребен и их младший сын Петр с супругой Екатериной.

Заботливый сын, преподобный Сергий, уже став известным, заповедал, прежде чем идти к нему в Троицкую обитель, зайти в Покровский монастырь и помолиться об упокоении его родителей. И многие паломники, идущие из Ярославля и Владимира, сначала миновали Троицкий монастырь, чтобы исполнить этот обычай, и потом из Хотькова возвращались к стенам Сергиевой обители.

Трижды молитвами преподобных Кирилла и Марии Хотьков монастырь был избавлен от холеры во время эпидемий в 1771, 1848 и 1871 годах. С конца XVIII века преподобные Кирилл и Мария почитались как местные святые. Летопись Покровского Хотькова монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его святым родителям спасало людей от тяжких недугов.

Часто и сам игумен Сергий приходил в Хотьков монастырь, чтобы помолиться у гроба родителей, поклониться их святым мощам и совершить заупокойное богослужение, поэтому в старину можно было встретить иконы, на которых преподобный Сергий изображен в иерейском облачении, молящимся у гроба своих родителей, с кадилом в руке.

***

Итак, попробуем реконструировать семейную атмосферу, в которой воспитывался Варфоломей.

Добродетели святого семейства

Нелицемерный пример целостного личного благочестия и доброделания

Именно отсутствие этого, целостного личного благочестия - одна из главных причин того, что у нынешних родителей-христиан дети вырастают маловерами . Первые десять лет с начала воцерковления человек считается "новоначальным". Опыт Церкви показывает, что только после 10 – 15 лет при правильно направленной духовной жизни у христианина наступает действительно глубокое и качественное преображение, начинает восстанавливаться целостное мышление и поведение.

До этого же мы живем в некоем раздвоенном состояние, духовной шизофрении (от греческих слов "раскалываю" и "ум"). Зарождающийся новый человек во Христе тянет нас в горнее, декларирует внешним, детям и себе новые заповеди и нравственность, а ветхий отягощает нас ленью к молитве, участию в Литургии, чтению Священного Писания, получению религиозного самообразования. Из ветхого человека все время прорываются гнойники старых и привычных грехов. Чуткая душа детей может воспринимать это не как внутреннею борьбу, а как лицемерие родителей – говорят и учат одного, а поступают по другому и худшему.

Замечу, этой участи не избежал даже апостол Павел: "Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим. 7:15-19).

Изначальная праведность родителей Варфоломея

Увы, многие из нас начинают воцерковляться в зрелой жизни, совершив многие смертные грехи, которые на многие годы накладывают мертвенность на душу человека , прорезают в ней неизгладимые шрамы. Отцы Церкви в прошлом накладывали, например, на блудников 10-летнюю епитимию отлучения от причастия Христовых Таин, а на убийц, в том числе на совершительниц абортов, 15-летнюю епитимию. Подобное многолетнее отлучение от Причастия сейчас воспринимают как некое наказание, сродное наказаниям за преступления в миру, от чего "из жалости" к людям такие епитимии сейчас не применяют.

Между тем это, прежде всего, констатация Церковью того, что совершенный грех на столько-то лет, даже при покаянии человека наносит его душе мертвенность, из-за которой благодать Христовых Таин не усваивается, не дает благодатного плода, но хуже того, может привести к тому, о чем писал апостол: "Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает" (1 Кор. 11:29-30).

Мне лично известны свидетельства людей, которых за блуд не отлучали на 10 лет от Причастия, но они рассказывали, что это Таинство начало давать плод, и их поведение сущностно меняться только после 10 - 12 лет с момента покаяния и прекращения блуда.

Именно это, по моему наблюдению, может быть объяснением того, что одни даже после 5 – 10 лет в Церкви практически качественно не изменяются, другие бывают абсолютны глухи к проповеди и заморожены в богоискательстве.

Не потому ли многие женщины приходят в Церковь в старости, как раз после 15 – 20 лет с момента совершения последнего аборта. А мужчин и вовсе на пересчет (бес в ребро-то бьет, когда седина в бороде появляется)

Не потому ли храмы наши по-прежнему наполнены преимущественно пожилыми людьми, а молодежь в своих смертных греха, прежде всего в блуде, не видит храмов?

Личный пример предельно высшего аскетизма и доброделания

Нет оснований сомневаться, что аскетизм родителей Варфоломея был предельно высоким, что это не просто житийное педагогическое приукрашивание. Если современная женщина носит юбку в пол, то дочь будет носить юбку до колен, если мать носит юбку до колен дочь - уже миниюбку, ну, а если мама носит мини…

Если мы хотим от своих детей, скажем так, "обычного благочестия", родители должны следовать благочестию на уровне подвига. Правильное воспитание детей – это жесточайшая самодисциплина самих родителей . Могут ли родители, необязательно исполняющие пост, через раз и два ходящие на богослужение, ленивые к молитве воспитать двух монахов, любящих пост и молитву, из трех своих сыновей?

Правильная семейная иерархия

Гармоничные дети вырастают именно в семьях, где отец - реальный глава семьи, а жена является смиренным помощником мужу , т.е. тем, кем женщина должна быть изначально по замыслу Бога: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт. 2:18).

При безотцовщине, в семьях, где отец подкаблучник, всячески помыкаемый женою, мальчики имеют множество психологических проблем, плохо социализируются, растут конфликтными или замкнутыми индивидуалистами, плохо уживающимися в коллективах. Если муж реальный авторитет для жены и воспринимается ею как учитель, детям, поначалу более привязанными у матери, ею передается им правильная система иерархии и почтение к отцу. В этом случает они лучше обучаемы, ибо ребенок, воспринимающий с уважением отца как учителя, переносит свое уважение и на других мужчин, способных дать ему знания и мудрость. Кстати, учителями в древности были только мужчины.

Уважающий старших юноша быстро мужает, добивается успехов в карьере. Как бы ни казалось странным, но именно правильная семейная иерархия и почитание отца делает мужчину хорошим организатором и начальником.

Отец-воин, христианин-воин

Мною все более ощущается, что в нашей современной церковной среде все более настойчиво из юношей и мужчин пытаются делать "терпил" в духе "всехлюблюникогонеосуждаю" с псевдосмирением: они молчат и не обличают беззаконие и неправду, они считают себя самыми недостойными, отчего безразличны к карьере, глупы и бесталанны.

Между тем нормальный мужчина – это мужчина-воин во всем, ищущий совершенство .

В посланиях апостола Павла немало воинских образов: "Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых" (Еф. 6:14-18).

Психически здоровый мужчина - это мужчина, стремящийся к совершенству в том, чем он занят. И к этому нас призывает Господь: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5:48) или "… чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу" (Кол.4:12).

Вот истинное смирение, порождающее совершенство:

"С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная,; терпение же должно иметь что испытание вашей веры производит терпение совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка " (Иак.1:2-4).

"Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного . И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1 Кор.9:24-27).

У нас любят толковать о смирении низших перед высшими, но не об этом говорил Господь своим первоверховным ученикам: "Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих " (Мф. 20:25-28).

Поэтому есть все основания полагать, что стремление к совершенству и истинное мужское смирение - жертвенное служение другим Варфоломей получил от своего отца , как тот самоотверженно служил князю и народу, преподобный Сергий служил братии своего монастыря.

Священник – это лидер, организатор, учитель, мужчина с большой буквы, христианин-воин, который привлекает к себе, прежде всего, других мужчин своей мужественностью и мудростью. Не потому ли так малы наборы семинарии в России, где институт семьи разрушен и царит безотцовщина?

Образование

Одна из главнейших функций и обязанностей мужчины – быть учителем, в первую очередь своей жене и детям, а потом и другим .

Мужчина просто обязан быть умным .

Законодатель и величайший пророк Моисей получил лучшее египетское образование. Так называемые "большие" или "великие" ветхозаветные пророки, оставившие нам многоглавые книги – это образованные люди. И, конечно, вспомним еще раз о высокообразованном апостоле Павле. Великие святители, столпы православного богословия имели прекрасное светское образование.

Боярин Кирилл дал своим трем сыновьям достойное образование, школьное в традиционном понимании и профессиональное. При этом, если бы поначалу неспособный к образованию Варфоломей не стремился к образованию, он и не получил бы чудесным образом способность к обучению.

Тут уместно вспомнить царя Соломона: "…даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, - вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу , так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои" (3 Цар. 3:9-14).

Пожалуй, это самый лучший гимн образованию! А еще Господь сказал: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Мф.5:6).

Русское монашество времен преподробного Сергия – это монашество, куда уходила после службы элита общества – князья и бояре или их дети. Русское монашество синодального периода - это монашество малообразованных крестьян и купцов. К чему это привело, писал святитель Игнатий Брянчанинов, давая нелестную характеристику монастырям XIX века:

"Рассматривая формулярные списки братии Валаамского монастыря, нашел я в числе 115 братьев: из них только 16 человек грамотны, из сих 16-ти образованный человек только один - иеромонах Аполлос, образованность прочих простирается не далее, как до знания почитывать и пописывать. Прочие 99 братьев или из мещан, или крестьяне, или вольноотпущенные лакеи, имеется отставных солдат 7 человек. Из сего можно заключить о простоте и невежестве, столько натуральных валаамским старцам. Они ревнуют по Православию, требуют для еретиков тюрьмы, цепей, сами возмущаются и возмущают образованных людей, к ним присылаемых, которые, видя их ревность, переходящую в жестокость и неистовство, соблазняются их православием… Сомнение о ереси до того распространилось в ревнителях, что они почитают еретиком всякого брата, занимающегося в келье какими бы то ни было выписками… "Блюди, - говорит Великий Варсонофий некоторому иноку, - да не покажут тебе помыслы твои комара верблюдом и камешка утесом". Сие бы можно было посоветовать и тем семи или осьми валаамским старцам, кои подозревают в ереси игумена" (Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. -М., 2002, -С. 124-127).

Тогда не было академий государственной службы и университетов, поэтому основам боярской службы учил сам отец, и все сыновья помогали ему в службе, включая Варфоломея, которого отец не сразу отпустил из дома. И был Кирилл, думается, очень грамотным боярином. Отцовские управленские знания, во-первых, помогли в организации хозяйства и управления лавры, во-вторых, помогали в общении с князьями и боярами, которые тянулись к преподобному Сергию не только ради его аскетических подвигов, но мудрости, в том числе и "управленческой" мудрости. И не она ли помогала ему в примирении враждующих князей?

***

Многому добродетельному и поучительному можно поучиться у родителей Варфоломея, если рассудительно вчитываться в их жизнь, но перечисленное, пожалуй, главное.

Лучшим выводом будут слова Епифания Премудрого: "Ведь нужно было, чтобы дарован был Сергий Богом многим людям для блага, для спасения и для пользы, и поэтому не пристало такому младенцу от неправедных родиться родителей, и другим, то есть неправедным родителям, не пристало бы родить это дитя. Только тем избранным родителям Бог его даровал, что и случилось: соединилось добро с добром и лучшее с лучшим".

"Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые" (Мф. 7:17). Чтобы стать добрым деревом, нужно воспитывать себя за годы до брака и рождения детей, беречь себя от калечащих душу на многие годы смертных грехов, и, конечно, умножать свои добрые дела.

Кстати, секрет святости семьи преподобного Сергий Радонежского впервые показал христианам римский сотник Италийского полка Корнилий: "благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу " (Деян. 10:2).

Максим Степаненко , сотрудник

Миссионерского отдела Томской епархии

Русской Православной Церкви

***

Молитва преподобному Сергию Радонежскому:

  • Молитва преподобному Сергию Радонежскому . Преподобный Сергий Радонежский - один из самых прославленных русских святых. Основатель Троице-Сергиевой Лавры, учитель и наставник многих десятков русских святых. Преподобный стал поистине игуменом и заступником всей Русской Земли, образцом кротости и смирения для монахов и мирян. Преподобному Сергию молятся о помощи в учении, в иноческом делании, о преодолении страстей, о возрастании веры, о сохранении Отечества от нашествия иноплеменных

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец

Мф, 1 зач., 1, 1-25

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

В воскресенье перед Рождеством Христовым за Божественной литургией слышим мы книгу родства Иисуса Христа. Это память богоизбранного народа, память человечества. Каждый народ и каждый человек имеет свою родословную, которую мы не храним. Память богоизбранного народа хранится вечной памятью - Духом Святым. Вся родословная Господа Иисуса Христа делится в Евангелии от Матфея на три части по четырнадцать родов в каждой. Первая часть рассказывает об истории народа до Давида, величайшего царя Израиля: Давид был тот, кто превратил Израиль в славный народ, иудеи стали могущественной силой в мире. Вторая идет до вавилонского пленения, которое было позором нации и крушением ее, третья - до Иисуса Христа, Который спасает народ Свой от рабства и гибели.

Это родословная всего человечества в лице избранных его и каждого из нас. Накануне Рождества Христова каждый из нас призывается с новой силой осознать свое человеческое достоинство. Бог сотворил человека по образу Своему и подобию, человек создан для общения с Богом. Мы имеем родство с Самим Богом, мы Его и род, каждый из нас рождается, чтобы быть царем, чтобы принадлежать царскому Христову роду. И каждый из нас прежде чем наступил светлый праздник, должен глубоко осознать свою греховность, свое отпадение от Бога, потому что Господь наш приходит спасти не праведников, но грешников. И оттого, что Бог становится человеком, в Нем крепость и любовь неодолимая, и нет ничего для Него невозможного, чтобы восстановить попавших в диавольский плен - в достоинство, которое дает благодать.

Эта родословная открывает нам, что Иисус Христос не ворвался в историю человеческого рода, как метеор. Рождество не есть случайность, непредвиденная милость Божия. Иисус Христос - Тот, Чьи корни, Чьи предки вполне человеческие, именно человеческие. Иисус Христос - Тот, приход Которого уготовлялся в течение всех веков, пока не пришла полнота времен и пока не нашлось в роде человеческом столь чистого Существа, способного стать вместилищем Бога, как Пресвятая Дева Мария. И мы видим, как вся история богоизбранного народа, в особенности со дня, когда Бог призвал Авраама, направлена к Рождеству Христову.

Евангелие от Матфея было написано прежде всего для иудеев - в нем больше, чем в других Евангелиях, цитат из Ветхого Завета, которые возвещают о конце мира, о Царстве Божием. Через эту родословную святой Евангелист Матфей как бы взывает к богоизбранному народу. Он от нас, но мы - входим ли в Его родословную, принадлежим ли мы Его роду, оттого что Ему надлежало так прийти в мир?

Эта родословная заканчивается именем праведного Иосифа, «мужа Марии», - как сказано в Евангелии, - «от Которой родился Иисус, называемый Христос». И далее мы слышим, какое место занимает праведный Иосиф в родословной Христа. «Рождество Иисуса Христа было так. По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде, нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее, но когда он помыслил это, се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, Жену твою, ибо Родившееся в Ней есть от Духа Святого». Так просто и чудесно нам показано, что эта родословная праведного Иосифа не есть в полном смысле родословная Христа. Однако Господь принимает праведного Иосифа и всех людей, имена которых мы слышали, за Своих предков.

Тем более мы не являемся Его наследством по крови. Однако Он называет нас Своими родными и Своими чадами. Это совершается по дару Его благодати. Как избрание Избранной от всех родов Пречистой Его Матери и как избрание праведного Иосифа быть Ее обручником. Мы не можем сравнивать себя с кем-либо из великих избранников Божиих, но Рождеством Христовым мы все вступаем с Богом в родство.

Эти имена родословной свидетельствуют, что Христос восхотел воспринять всех предков праведного Иосифа, тех, от кого Он не родился, но которых Своей Божественной благодатью Он возводит в достоинство Своих предков, предков Христа Мессии. В этой родословной мы встречаем имена достойнейших святых людей, возлюбивших более всего Бога, Божие добро. Таких как Авраам, Исаак, Иаков, Вооз, Езекия и Иосия. И имена людей, о которых, по существу, ничего не сказано, потому что о них ничего не известно. Людей, которые не оставили в истории никакого яркого следа - ни плохого, ни хорошего. Таких большинство. Большинство таких людей в истории рода человеческого. И в этой родословной большинство таких. Следует череда неизвестных людей, о которых Священное Писание ничего не сообщает, кроме их имен. Мы знаем, что эти Елиаким, Азор, Садок, Аким, Елеазар, Матфан - люди из какой угодно среды и какого угодно происхождения.

Но самое поразительное, что в родословной Спасителя мы находим имена людей, совершивших тяжкие постыдные грехи прелюбодеяния, убийства и идолопоклонства. Однако и они, - оттого что Бог был для них единственным смыслом и надеждой в жизни, - несмотря на свои падения, продолжали, падая и вставая покаянием, - и с ними все человечество - свой путь к Богу. Здесь начало Евангелия, поистине благой вести для всех людей. Бог, ставший человеком, принимает их в Свое родство. Из какой бы то ни было среды, с какими бы то ни было грехами. Всех без единого исключения принимает Христос. И мы знаем, что Он будет постоянно называть Себя Сыном Давидовым не только за любовь Давида к Богу и за кротость Его, но и потому что Давид не уберег себя от страшных грехов. Горе было бы нам, если бы в родословной Христа были только безупречные по чистоте и вере люди, если бы Бог наш был только Богом Авраама, Исаака и Иакова. Мы понимали бы, что Его жизнь - не наша жизнь. Но это не так, и надежда наша велика.

Как хорошо, что Церковь напоминает нам об этом накануне Рождества Христова! Он плоть от нашей плоти, Он от нас, От берет на Себя грехи Своих предков и наши грехи. Со слезами любви и благодарности приблизимся к источнику нашей радости. Будем читать и перечитывать в Библии историю мужей и жен, описанных в этой книге, и находить в них свою жизнь. Это история нашего усыновления Богу, история нашего прощения. Приготовиться к Рождеству Христову значит приготовиться к тому, чтобы принять дар от Бога - Его любовь, Его прощение, Его родство. Принять Того, Кого никакой человек не отпугивает, никакой грех не отталкивает, никакой грешник не приводит в отчаяние. И только этой Его любовью может измеряться наше покаяние. Придя в мир, Он взял на Себя судьбы всех людей, грехи всех людей, жизнь и смерть всех людей. Принесем новорожденному Богомладенцу, как воспевает Церковь непрестанно в своих стихирах, золото, ладан и смирну - нашу веру, надежду и любовь. И наше благодарение и хвалу за Его родословную от лица всех тех, с кем Он восхотел быть в вечном родстве.

Адальбер Аман, «Путь отцов»

Художники Ван Эйк и Дюрер изобразили Иеронима склоненным над рукописью. Он сидит за пюпитром, подобно евангелистам из каролингских молитвенников. Сонный лев, как кот, вытянулся у стола. Голова Иеронима в сиянии лучей: видимо, на него снизошло вдохновение. Песочные часы, кардинальская шапка и несколько книг довершают картину...

На самом деле не всегда было так. «Я родился христианином, от родителей христиан; с колыбели я был вскормлен молоком католическим». Но и это трогательное исповедание веры не должно нас вводить в заблуждение. До тринадцати лет Иероним оставался единственным и балованным ребенком в богатой семье из Стридона, городка на границе Югославии и Италии. Родители потакали всем его капризам. Они не спешили с крещением сына, пускай «отгуляет свое».

Прот. Георгий Флоровский

Св. Василий был пастырь по призванию, пастырь по темпераменту. Он был человек воли прежде всего. Но у него не было того боевого героизма, которым так выделялся св. Афанасий, точно молодевший в борьбе.

Св. Василий от борьбы уставал. Ему легче было обороняться изо дня в день, нежели биться в решительной битве. Но он был человеком долга. И он старался преодолеть самого себя в послушании, в смиренном несении упавшего на него долга. Его воля была закалена в суровом аскетическом искусе. Сила воли чувствуется в самом его стиле, резком, точно кованном.

В характере св. Василия было что-то крутое и властное, и его властность многим казалась тяжелою. На него жаловался даже его нежный и любящий друг св. Григорий Богослов. Но Василий не был человеком холодным. Он был очень впечатлителен, болезненно переживал житейские разочарования, предательство и измену друзей, прежде всего Евстафия Севастийского.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ ПРАВОСЛАВИЯ

"Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь."

Евр. 13, 7 и 9
I. Вдохновители и верные проводники к истинному Христианству в наши дни

Никогда прежде не было столько лжеучителей, как в нашем злосчастном XX веке, богатом материалистическими искушениями и бедном разумом и душой. Самые нелепые, бредовые взгляды, ранее безоговорочно и повсеместно отринутые культурными людьми, сейчас находят "теоретическое обоснование" и непременного "учителя". Кое-кто из них даже являет (или сулит) "духовную силу" или ложные чудеса, как оккультисты или "целители". Но чаще современные учителя способны предложить лишь неудобоваримую смесь разных идей, полученных якобы из "космоса" или от современных самозванных "мудрецов", познавших "более", чем все светлые головы прошлого только потому, что живут в наш "просвещенный" век. В итоге философия раздробилась на тысячу школ, а "христианство" - на тысячу сект. Где же в этом безбрежном океане отыскать Истину, если ее вообще возможно отыскать в наш вконец заблудший век?
Исток истинного учения, исходящий от Самого Господа, не умаленный в течение веков и присносущный, один и тот же у всех, кто правильно его исповедует, направляющий тех, кто ему верен, к вечному спасению, можно найти только в одном-единственном месте. Место это - Православная Церковь Христова, исток - благодать Духа Святого, а истинные учителя Божественного учения, берущего начало от этого истока - святые Отцы Православной Церкви.
Увы! Сколь мало православных христиан осознают это, и сколь мало у них понимания, чтобы черпать из этого истока! Как много современных иерархов ведут паству свою не к истинным пастырям душ - святым Отцам, а к современным мудрецам, обещающим нечто "новое" и стремящимся только к тому, чтобы принудить христиан забыть подлинное учение святых Отцов, учение, которое - это воистину так! - совершенно и не совпадает с ложными идеями, царствующими в наше время.
Учение святых Отцов Православия не относится к какому-то одному веку, будь он "древним" или "современным". Оно неразрывной цепочкой проходит от времени Христа и Его апостолов до наших дней, и никогда не случалось так, что необходимо было вновь открывать "забытое" учение Отцов. Даже когда многие православные пренебрегали этим учением (как часто бывает и в наши дни), верные его последователи все же передавали его тем, кто жаждал обрести его. Бывали времена расцвета этого учения, например, в IV веке, и бывали периоды, когда православные меньше знали писания святых Отцов; но никогда - с самого начала существования Церкви Христовой на земле - не прекращала Церковь руководствоваться традициями Отцов, в каждом веке были свои святые Отцы. Преподобный Никита Стифат, ученик и составитель жития преподобного Симеона Нового Богослова, писал: "Господом установлено было, что от поколения к поколению не прекратится установление Духом Святым Его пророков и друзей для устроения Его Церкви".
Для нас, христиан последних времен, самым душеполезным является вдохновительное руководство примерами и научениями тех святых Отцов, которые жили в наше время и в недавнем прошлом, в условиях, схожих с теми, в которых живем мы, и все же сполна сохранившим то самое вечное учение, предназначенное не для какого-то времени или какого-то народа, а для всех времен до скончания веков, для православных христиан всех рас и народов.
Но прежде чем поговорить о двух из недавно живших святых Отцах, давайте скажем, что для нас, православных христиан, изучение святых Отцов - это не просто учебное занятие. Многое из того, что в наши дни считается "возрождением святоотеческого учения," - это не более, чем игрушка ученых-еретиков и их "православных" последователей, ни один из которых никогда не обнаруживал ту истину, ради которой готов был пожертвовать своей жизнью. Их "изучение Отцов" - просто умственные упражнения, случайной темой которых стали тексты святых Отцов, и полное отсутствие понимания того, что тексты эти содержат истины, от которых зависит духовная жизнь или духовная смерть. Такие псевдотолкователи учения Отцов тратят свое время на доказательство, что "псевдо-Макарий" был еретиком из Мессалины, не понимая и не используя для души чистого православного учения настоящего преподобного Макария Великого; что "псевдо-Дионисий" был уличен как подделыватель книг, духовные, неотмирные глубины которых совершенно недоступны пониманию его обвинителей; что христианская и монашеская жизнь преподобных Варлаама и Иоасафа, поведанная потомкам преподобным Иоанном Дамаскиным, - это ничто иное, как "пересказ истории Будды"; и на сотню подобных басен, сочиненных "экспертами" для доверчивой публики, которая и понятия не имеет, в какой лженаучной атмосфере были сделаны эти "открытия". Там, где возникают серьезные научные вопросы, касающиеся каких-либо текстов святых Отцов (такое, разумеется, встречается), там конечно же, нельзя доверять решение таким "экспертам", абсолютно чуждым истинных святоотеческих традиций, лишь зарабатывающим деньги своими изысками.
Когда "православные" ученые используют труды этих псевдотолкователей Отечника или проводят свои исследования в таком же рационалистическом духе, результат бывает трагическим, так как многие принимают таких ученых за "рупоров православия", а их рационалистические толкования за часть "истинного святоотеческого" мировоззрения и, таким образом, вводят в заблуждение многих православных христиан. Например, отец Александр Шмеман, притязая якобы на освобождение от "западного влияния", которое, как ему, невежественному в отношении истинных святоотеческих традиций (обрести которые можно в монастыре, а не в академии), представляется, полностью подчинило себе в наше время православное богословие, сам подпал под влияние протестантских рационалистических идей, касающихся литургического богословия, как было подмечено протопресвитером Михаилом Помазанским, подлинным современным богословом . Предстоит еще, к сожалению, снять маску с такого псевдоученого, изучавшего русских святых, святых Отцов, как Г.П. Федотов, который воображает, что преподобный Сергий "был первым русским святым, которого можно назвать мистиком" (игнорируя, таким образом, четыре столетия таких же "мистических" русских Отцов, которые предшествовали ему), бессмысленно ищет "оригинальности" в "литературной работе" преподобного Нила Сорского (показывая, таким образом, что он даже не понимает значение традиции в Православии), злословит на великого православного святого - святителя Тихона Задонского - говоря о нем, как о "сыне скорее западного барокко, чем наследнике восточной духовности" и множеством искусственных доводов пытается превратить преподобного Серафима (который действительно столь традиционен, что его едва можно отличить от великих Отцов египетской пустыни) в некий "уникально русский" феномен, который был "первым известным представителем этого класса духовных старцев в России", чье "отношение к миру беспрецедентно в восточной традиции" и кто был "предтечей этой новой формы духовности, которой предстояло превзойти просто аскетическое монашество".
Весьма печально, но последствия таких псевдоучений часто проявляются в реальной жизни; доверчивые души, которые эти фальшивые выводы принимают за истинные, начинают "работать над литургическим возрождением" на основе протестантизма, превращают преподобного Серафима (игнорируя его "неудобные" учения, касающиеся еретиков, которые полностью соответствуют традициям Отцов) в какого-то индуистского йогу или "целителя" и вообще относятся к святым Отцам, как и большинство современных ученых, без почтения и благоговейного страха, как будто находятся с ними на одном уровне, словно они занимались какими-то упражнениями в эзотеризме или какой-то интеллектуальной игрой, а не были проводниками к истинной жизни и спасению.
Не таковы подлинные православные ученые, не такова подлинная традиция Отцов, в которой истинное, незамутненное учение Православного Христианства непрерывно передается и в устной, и в письменной форме, и в печатном слове от духовного отца к духовному сыну, от учителя к ученику.
В XX веке своей верностью святым Отцам особенно выделялся один православный иерарх - архиепископ Феофан Полтавский († 1940, 6/19 февраля) . В двадцатые годы он был широко известен, как самый верный последователь святоотеческого учения из всех русских богословов за границей. В тридцатые годы он ушел в затвор, чтобы стать новым Феофаном Затворником, и с тех пор, к сожалению, он почти полность был забыт. Но, к счастью, ученики его и последователи свято хранили память о нем, и в недавнее время один из его учеников, архиепископ Аверкий из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, Нью-Йорк, опубликовал его краткое жизнеописание вместе с некоторыми его проповедями . В этих проповедях можно ясно видеть благоговейное и почтительное отношение иерарха к святым Отцам, отношение ученика к учителям, и великое его смирение, все возрастающее, достигшее высшей степени, когда он уже ничего не говорит от себя, а только передает мысли и сами слова святых Отцов. Так, в "Слове в день Пятидесятницы," он говорит: "Учение о Св. Троице есть вершина христианского богословия. Посему не дерзаю я излагать сие учение своими собственными словами, а изложу его словами святых и богоносных богословов и Отцов Церкви: Афанасия Великого, Григория Богослова и Василия Великого. Мои только уста, а их слова и мысли. Они предлагают Божественную трапезу, а я только служитель их Божественного пиршества".
В другой проповеди архиепископ Феофан объясняет, почему он отступает в тень перед святыми Отцами - это верная черта великих толкователей учения Отцов, таких выдающихся богословов, как архиепископ Феофан, но мирские ученый делают грубейшую ошибку, когда называют ее "отсутствием оригинального мышления". В "Слове на память святых Отцов 6-го Вселенского Собора", сказанном в болгарском городе Варна в 1928 году, он говорит "о значении св. Отцов и учителей Церкви для нас, христиан. В чем заключается их величие и чем обуславливается их особое значение для нас? Вот вопрос, на который предлежит дать нам ответ.
Церковь, братия, есть Дом "Бога жива, столпъ и qтвgрждgнїg истины" (1 Тим. 3, 15). Истина христианства хранится в ней во Св. Писании и Св. Предании; но она нуждается в правильном истолковании. Значение св. Отцов и заключается в том, что они являются наиболее правоспособными хранителями и истолкователями сей истины по святости своей жизни, по глубокому знанию слова Божия и по обилию обитавшей в них благодати Св. Духа". Вся эта проповедь состоит из цитат из самих святых Отцов (святых Афанасия Великого, Василия Великого, Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата), подтверждающих сказанное.
Святой Отец, цитаты из которого обильно приводит в своей проповеди архиепископ Феофан, близок к нему по времени, это его предшественник по передаче истинной святоотеческой традиции в России - епископ Игнатий (Брянчанинов). Для нас сегодня он имеет двойное значение: он не только святой Отец, живший в близкие нам времена, но его поиски Истины очень схожи с поисками Истины искренних искателей Правды наших дней, и он, таким образом, показывает нам, как "просвещенный современный человек" может избежать тотального порабощения современными идеями и образом мыслей и снова войти в чистую атмосферу святоотеческих, то есть истинно православных, идей и образа мышления. Особенно вдохновительно для нас чтение рассказа самого епископа Игнатия о том, как военный инженер разорвал путы "современного знания" и присоединился к святоотеческой традиции, которую познал, помимо книг, непосредственно от ученика преподобного Паисия (Величковского) и передал дальше, нашим современникам.
"Еще когда я учился, - цитирует архиепископ Феофан епископа Игнатия, - не до веселий, не до развлечений было мне! Мир не представлял мне ничего приманчивого. Мой ум был весь погружен в науки, и вместе горел желанием узнать, где кроется истинная вера, где кроется истинное учение о ней, чуждое заблуждений и догматических, и нравственных. Между тем предстали взорам моим уже грани знаний человеческих в высших, окончательных науках. Пришедши к граням этим, я спрашивал у наук: "что вы даете в собственность человеку? Человек вечен и собственность его должна быть вечна. Покажите мне эту вечную собственность, это богатство вечное, которое я мог бы взять с собою за пределы гроба! Доселе я вижу только знание, оканчивающееся землею, не могущее существовать по разлучении души с телом!"
Ищущий молодой человек поочередно искал ответы в математике, физике, химии, философии, получил глубокие познания в этих науках; потом в географии, геодезии, языках, литературе, но обнаружил, что все они лишь земные. В ответ на все свои вопросы он получил такой же ответ, какой получают другие, подобные ему, искатели и в нашем, еще более "просвещенном" XX столетии: " Науки молчали".
"За удовлетворительным ответом, за ответом существенно нужным, жизненным, обращаюсь к вере. Но где ты скрываешься, вера истинная и святая? Я не мог признать тебя в фанатизме (папизме - о.С.), который не был запечатлен Евангельской кротостью; он дышал разгорячением и превозношением! Я не мог признать тебя в учении своевольном (протестантизме - о.С.), отделяющемся от Церкви, составляющем свою новую систему, суетно и кичливо провозглашающую обретение новой, истинной веры христианской через осмнадцать столетий по воплощении Бога Слова! О, в каком тяжком недоумении пребывала душа моя! Как она томилась ужасно! Какие на нее восставали волны сомнений, рождавшиеся от недоверчивости к себе, от недоверчивости ко всему, что шумело, вопияло вокруг меня от незнания, неведения истины.
И начал я часто, со слезами умолять Бога, чтобы Он не предал меня в жертву заблуждения, чтобы указал мне правый путь, по которому я мог бы направить к Нему невидимое шествие умом и сердцем. И се чудо! Внезапно предстает мне мысль: сердце к ней, как в объятия друга. Эта мысль внушала изучать веру в источниках - в писаниях св. Отцев! "Их святость, - говорила она мне, - ручается за их верность: их избери себе в руководители". Повинуюсь. Нахожу способ получить сочинения св. угодников Божиих, с жаждою начинаю читать их, глубоко исследовать. Прочитав одних, берусь за других, читаю, перечитываю, изучаю. Что прежде всего поразило меня в писаниях Отцов Православной Церкви? - Это их согласие чудное, величе-ственное. Осмнадцать веков в устах их свидетельствуют единогласно "единое" учение Божественное!
Когда в осеннюю ясную ночь гляжу я на чистое небо, усеянное бесчисленными звездами, столь различных размеров, испускающими единый свет, тогда говорю себе: таковы писания Отцов! Когда в летний день гляжу на обширное море, покрытое множеством различных судов с их распущенными парусами, подобными белым лебединым крыльям, судов, бегущих под одним ветром, к одной цели, к одной пристани, тогда говорю себе: таковы писания Отцов! Когда слышу стройный многочисленный хор, в котором различные голоса в созвучной гармонии поют единую Божественную песнь, тогда говорю себе: таковы писания Отцов!
Какое, между прочим, учение нахожу в них? Нахожу учение, повторенное всеми Отцами, учение, что единственный путь ко спасению - последование неуклонное наставлениям святых Отцов. "Видел ли ты, - говорят они, - кого прельщенного лжеучением, погибшего от неправильного избрания подвигов, - знай: он последовал себе, своему разуму, своим мнениям, а не учению Отцов, из которого составляется догматическое и нравственное Предание Церкви. Им она, как бесценным имуществом, препитывает чад своих".
Мысль эта послана Богом, от Которого всякое даяние благо, от Которого и мысль благая - начало всякого блага. Мысль эта была для меня первым пристанищем в стране истины. Здесь душа моя нашла отдохновение от волнения и ветров. Мысль благая и спасительная! Эта мысль соделалась краеугольным камнем для созидания души моей! Мысль - дар бесценный всеблагого Бога, хотящего всем человекам спастись и прийти в сознание истины! Эта мысль соделалась моею звездою-путеводительницею! Она начала постоянно освещать для меня многотрудный и многоскорбный, тесный, невидимый путь ума и сердца к Богу. Взглянул на религиозный мир из этой мысли, и увидел: причина всех заблуждений состоит в неведении, в забвении, в отсутствии этой мысли.
Чтение Отцов с полною ясностию убедило меня, что спасение в недрах Российской Церкви несомненно, чего лишены религии западной Европы, как не сохранившие в целости ни догматического, ни нравственного учения первенствующей Церкви Христовой. Оно открыло мне, что сделал Христос для человечества; в чем состоит падение человека, почему необходим Искупитель. Оно твердило мне: должно развить, ощутить, увидеть в себе спасение, без чего вера во Христа - мертва, а Христианство - слово и наименование без осуществления его! Оно научило меня смотреть на вечность как на вечность, пред которой ничтожна и тысячелетняя земная жизнь, не только наша, измеряемая каким-нибудь полустолетием. Оно научило меня, что жизнь земную должно проводить в приготовлении к вечности... Оно показало мне, что все земные занятия, наслаждения, почести, преимущества - пустые игрушки, которыми играют и в которые проигрывают блаженство вечности взрослые дети... Это с полной ясностью излагают святые Отцы в своих священнолепных писаниях".
Архиепископ Феофан заканчивает свою проповедь по писаниям святых Отцов следующим призывом: "Да будет, братия, эта благая мысль (взять в наставники святых Отцов - о.С.) путеводною и вашею звездою во дни вашего земного странствования по волнам житейского моря!"
Правда этого призыва, как и вдохновенных слов епископа Игнатия, не потускнела за те десятилетия, что прошли с того времени, когда они были произнесены. За это время мир еще дальше прошел по дороге отступничества от Христианской Истины, и становится все более очевидным, что нет другого выхода, кроме как следовать по бескомпромиссному пути Истины, указанному нам святыми Отцами.
И при том мы должны обращаться к святым Отцам не только затем, чтобы "узнать о них"; если мы будем делать только так, то окажемся не в лучшем положении, чем праздные участники диспутов мертвых академий этой погибающей современной цивилизации, даже когда эти академии "православные", и ученые богословы в них старательно объясняют все о "святости" и "духовности" и theosis, они не обладают ни опытом, необходимым, чтобы обращаться прямо к страждущим душам и зажигать желанием вступить на путь духовной брани, ни знанием, необходимым, чтобы обличить фундаментальные заблуждения академических "богословов", которые говорят о Боге с сигаретой во рту или бокалом вина в руке, ни смелостью, чтобы обличить "канонических" иерархов-отступников в предательстве ими Христа. Мы должны обращаться к святым Отцам - главное - для того, чтобы стать их учениками, воспринять от них учение об истинной жизни, о спасении души, даже если мы и знаем, что, сделав это, потеряем блага мира сего и станем его изгоями. Если мы сделаем это, то найдем выход из запутанных дебрей современного мышления, основанного как раз на неприятии священного учения Отцов. Мы обнаружим, что святые Отцы вполне современны в том плане, что они прямо говорят о брани православных христиан сегодня, давая ответы на важнейшие вопросы жизни и смерти, которые академические ученые обычно боятся даже задавать, а когда все-таки ставят их, то дают безопасные ответы, "объясняющие" эти вопросы тем, кто просто любопытствует, а не жаждет Истины. Мы станем настоящими учениками Отцов, научившись смирению и недоверию к нашей собственной тщеславной мирской мудрости, которую впитали в себя с воздухом этих пагубных времен, научившись доверять тем, кто служит Богу, а не миру. В них мы найдем истинных Отцов, которых так не хватает в наше время, когда у многих иссякла любовь (Мф. 24, 12), - Отцов, единственная цель которых - это вести нас, чад своих, к Богу и Его Небесному Царствию, где мы будем пребывать и собеседовать с ангелами и наслаждаться невыразимой радостью.
В наше сложное время нет ни одного вопроса, который нельзя разрешить, если внимательно и почтительно читать святых Отцов, будь то вопросы сект и ересей, которых расплодилось нынче во множестве, или схизм и "юрисдикций", будь то претензии на духовность, выдвигаемые "харизхматическим возрождением", или тонкие искушения современным комфортом и удобствами, или же сложные философские вопросы, такие, как "эволюция", или откровенные нравственные вопросы об абортах, эвтаназии и "контролем над рождаемостью"; вопросы ли об утонченном отступничестве "сергианства", предлагающем церковную организацию вместо Тела Христова или грубом "обновленчестве", которое начинается "пересмотром календаря" и заканчивается "протестантизмом с восточным обрядом". О всех этих вопросах святые Отцы и наши, ныне здравствующие, отцы, следующие по их стопам, - наши верные наставники и пастыри.
Епископ Игнатий и иные недавно жившие Отцы указали нам, последним христианам, каких святых Отцов нам читать наиболее важно и в каком порядке их читать. Да вдохновит это нас на то, чтобы сделать чтение святоотеческой литературы фундаментом для строительства душ наших и наследования жизни вечной! Аминь.

II. Как читать святых Отцов

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2
"Православие и мир. Электронная библиотека" ().

Похожие публикации