Формы и механизм политической власти. Разновидности, формы и типы политической власти

1.Понятие политической власти, ее сущность, содержание и формы.

2.Легитимность власти.

3.Разделение властей как теория и принцип.

I. Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.

Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Формы государственной власти (правления) и государственного устройства

1. Особенности политико-правовой формы власти, ее источники и ресурсы

Форма правления - организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источниками и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением.

Форма правления показывает:

· как создаются высшие органы власти в государстве

· их структуру

· какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами

· как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны

· в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

Форма государственного устройства - способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.

Политический режим - способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

На сегодняшний день выделяют 2 формы правления (Рис.1):

1. Монархия

Это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно и безответственно.

2. Республика

Это форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).

Главное различие этих форм заключается в способах формирования институтов высшей власти.

Монархия характеризуется как власть:

ü единоличная

ü наследственная

ü пожизненная

Республика основывается на выборности всех институтов власти сверху донизу.

Рис. 1. Формы правления

Виды монархии:

1) Абсолютная монархия характеризуется тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ).

2) Конституционная монархия делится на два вида:

а) Дуалистическая монархия (начало 20в.)

Она характеризуется определенными признаками:

Правление осуществляет монарх и парламент, которые делят между собой государственную власть;

Монарха от парламента в сфере исполнительной власти;

Полномочия парламента, сильно урезанных монархом

Монарх имеет право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.

б) Парламентская монархия

Эта форма существует обычно в высокоразвитых государствах таких, как Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.

Признаки парламентарной монархии:

Ограниченность власти монарха не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством;

Отсутствие фактической ответственности министров и правительства перед монархом;

Центральное место правительства в системе государственных органов и его ответственность перед парламентом.

Республика бывает 3 видов:

1)Президентская республика

Это форма правления, которая характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (Латинская Америка).

Особенностью является то, что все ветви власти независимы друг от друга и Президент- глава исполнительной власти.

2) Парламентская республика

Она предусматривает приоритетную роль парламента в конституционно-правовом отношении.

Правительство формируется партийным большинством в представительном органе власти (Турция, Италия и др.).

3) Смешанная республика

Этот вид сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики (Франция).

2. Формы государственного устройства по принципу политико-административного устройства

Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом.

Форма государственного устройства показывает:

Из каких частей состоит внутренняя структура государства;

Каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

Как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами и др.

Различают 3 основные формы (Рис.2):

1. Унитарное государство

2. Федерация

3. Конфедерация

Рис.2 Различия между формами государственного устройства (схема Д. Найса)

1. Принцип унитаризма

Означает, что государство не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов.

Унитарное государство - единое, оно может делиться только на административно-территориальные части, не обладающие правом иметь собственную политическую власть и проводить самостоятельную политику.

На местах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти.

Парламент- однопалатный.

Унитарное государство отличается сильной президентской властью и жесткой централизованной структурой исполнительной власти.

Унитарными являются большинство современных государств - Франция, Италия, Испания, Швеция, Египет, Греция, Норвегия и др.

2. Принцип федерализма

Предполагает объединение государственных образований на основе договора, конституции в единое государство с делегированием определенных верховных полномочий центру и четким правовым наделением определенными полномочиями субъектов федерации.

Парламент - двухпалатный.

Федерация характеризуется децентрализацией управления, передачей ряда важных его функций субъектом федерации

Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

3. Принцип конфедерации

Предполагает объединение нескольких равноправных государств и создание общих центральных органов власти: парламент, правительство, верховный суд.

Конфедерация - форма государственного устройства, добровольное объединение независимых стран или республик для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны и республики, сохраняя суверенитет полностью и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы.

В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.

Конфедерация характеризуется неустойчивостью и, как правило, либо распадается, либо перерастает в федеративное или унитарное государство. Неустойчивость распад может быть связан, например, с достижением цели для которой конфедерация создавалась или с тем, что, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она, под воздействием тех или иных причин, зачастую теряет равновесие, необходимое для ее сохранения.

В настоящее время конфедераций в мире нет. В то же время конфедеративные элементы присутствуют у ряда союзов, к примеру, Европейского союза, Британского содружества, СНГ. В определенной мере к конфедерации можно отнести Европейский союз, Карибское сообщество.

Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия + Черногория, 2003-2006гг.)

Сербия и Черногория, две из шести союзных республик бывшего федеративного государства Югославия, пришли к соглашению о сотрудничестве только в некоторых политических областях (например, оборонительный союз и международное представительство).

Каждое государство имело своё собственное законодательство и экономическую политику, а позже - валюту, таможню и другие государственные атрибуты.

В 2002 году, Сербия и Черногория пришли к новому соглашению относительно продолжения сотрудничества в рамках конфедеративного союза, которое, среди других изменений, обещало окончание использования имени "Югославия". 4 февраля 2003 года федеральный парламент провозгласил создание конфедеративного Государственного Союза Сербии и Черногории, кратко - Сербия и Черногория.

После референдума о независимости Черногории 21 мая 2006 года, в результате которого 55,5 % избирателей проголосовали за выход республики из союза, Черногория 3 июня 2006 года, а Сербия 5 июня провозгласили независимость. Союз Сербии и Черногории прекратил существование.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

II. Понятие «политическая власть» тесно связано с понятием «легитимность». Власть бывает легитимной или нелегитимной. Термин «легитимность» происходит от латинского «легетимус», означающий «согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный». Применительно к политике легитимность означает ее признание, объяснение, оправдание.

Надо иметь в виду, что легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство.

Таким образом, легитимность основывается на убеждении в правомерности данной политической власти. Но само такое убеждение граждан может быть обусловлено разными факторами. Поэтому в политологии существует типологизация легитимности власти.

Современная типологизация легитимности ведет начало от Макса Вебера. Он предложил выделять три ее вида.

Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях.

Эти типы легитимности, названные Максом Вебером, носят идеальный характер, то есть являются в известной мере абстракциями, не существующими в политической действительности в «чистом виде». В конкретных политических системах данные три типа переплетаются при доминировании одного из них, что и позволяет характеризовать легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или как рациональную. Иными словами, эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.

III. Важнейшей чертой демократической власти является разделение властей.

Теория разделения властей, то есть теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинута Д. Локком, затем развита Ш.Монтескье, в последующее время разрабатывалась многими юристами, философами, политологами.

В соответствии с современным уровнем этой теории для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная. Данная теория является обоснованием политико-правового принципа разделения властей. По принципу разделения властей построены конституции многих государств, в том числе США, РФ. Статья 10 ныне действующей Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Это призвано предотвратить монополизацию публично-властных полномочий каким-либо одним из этих институтов и тем самым резко уменьшить вероятность злоупотреблений ею со стороны аппарата государственной власти.

Принцип разделения властей, точнее реализация этого принципа – одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти.

Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности органов власти.

Современная демократия как форма организации политической власти и всей общественной жизни является на сегодняшний день высшим и наиболее совершенным достижением человечества в этом плане с точки зрения самоценности личности. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права человека и его обязанности, ответственность перед обществом. Достижению относительной гармонии в сочетании этих противоречивых сторон жизни общества во многом способствует эффективная реализация принципа разделения властей.

Порядок формирования, отношения, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической стране определяются конституцией. Как конституционное закрепление, так и практическая реализация принципа разделения властей и разграничения их компетенции в разных странах имеют свои особенности. Но опыт всех демократических стран показывает, что данный принцип предполагает при целостности государственной власти необходимость разделения трех ветвей и четкого разграничения их компетенции и функций.

политический общество идеологический власть

Выражая и защищая интересы тех или иных социальных слоев, политическая власть вместе с тем, так или иначе, занимается организацией политической жизни общества в целом. Она «складывается как система функций из моделирования собственной деятельности; анализа политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций; определения своей стратегии и частных тактических задач; надзора и пресечения... отклоняющегося от норм поведения; присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (материальными и духовными...); распределения ресурсов политики -- мер доверия, соглашений, обмена уступками и преимуществами, наградами и вознаграждениями и т. д.; преобразования политического и общественного (социального, экономического, правового, культурного, морального) окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики» .

Политическая власть проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, организация, контроль.

Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют.

Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки" программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи.

Управление проявляется в сознательном, целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д.

Политическая власть проявляется в разнообразных видах. Содержательная типология политической власти может быть построена по различным признакам:

  • - по степени институционализации -- правительственная, городская, школьная и т. п.
  • - по субъекту власти -- классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.;
  • - по количественному признаку -- единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц);
  • - по социальному типу правления -- монархическая, республиканская;
  • - по режиму правления -- демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т. п.;
  • - по социальному типу -- социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т. п....»

Важным видом политической власти является государственная власть. Понятие государственной власти является значительно более узким по сравнению с понятием «политическая власть». В связи с этим употребление этих понятий как тождественных является неверным.

Государственная власть, как и политическая власть в целом, может добиваться своих целей путем политического воспитания, идеологического воздействия, распространения нужной информации и т. д. Однако, это не выражает ее сущность. «Государственная власть--это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. Государственная власть в равной мере означает как определенную организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации» .

При характеристике государственной власти нельзя допускать две крайности. С одной стороны, ошибочно рассматривать эту власть только как власть, которая занята лишь тем, что притесняет народ, а с другой стороны, характеризовать ее только как власть, которая всецело поглощена заботами о благополучии народа. Государственная власть постоянно реализует и то и другое. Причем притесняя народ, государственная власть реализует не только свои интересы, по и интересы народа, который заинтересован в стабильности общества, в его нормальном функционировании и развитии; проявляя заботу о благе народа, она обеспечивает реализацию не столько его интересов, сколько своих, ибо только удовлетворяя потребности большинства населения, в определенной мере, она может сохранить свои привилегии, обеспечить реализацию своих интересов, свое благополучие.

В реальной действительности могут существовать различные системы государственной власти. Все они, однако, сводятся к двум основным -- федеративной и унитарной. Сущность этих систем власти определяется характером существующего разделения государственной власти между ее субъектами разного уровня. Если между центральными и местными органами государственной власти есть промежуточные органы, которые в соответствии с конституцией наделены определенными властными функциями, то действует федеральная система власти. Если таких промежуточных органов власти нет или они находятся в полной зависимости от центральных органов, то действует унитарная система-государственной власти. Государственная власть выполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим ее подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную.

В некоторых странах к названным трем властям добавляют еще четвертую -- избирательную власть, которую представляют избирательные суды, решающие вопросы о правильности избрания депутатов. В конституциях отдельных стран речь идет о пяти и даже шести властях. Пятую власть представляет Генеральный контролер с подчиненным ему аппаратом: шестую -- учредительная власть по принятию конституции.

Целесообразность разделения властей обусловливается, во-первых, необходимостью четкого определения функций, компетенции и ответственности каждой ветви власти; во-вторых, необходимостью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры, тоталитаризма, узурпации власти; в-третьих, необходимостью осуществления взаимного контроля ветвей власти; в-четвертых, потребностью общества соединить такие противоречивые аспекты жизни, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, приказание и подчинение; в-пятых, необходимостью создания сдержек и противовесов в осуществлении властных функции .

Законодательная власть основывается на принципах конституционности и верховенстве права. Она формируется путем свободных выборов. Эта власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами правя, конституцией, правами человека.

Исполнительно-распорядительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, по и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться па законе, действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти.

Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет судебная власть. В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей .

Начало теоретического обоснования проблемы разделения властей связано с именем французского философа и историка Ш. Л. Монтескье, который, как уже отмечалось при рассмотрении этапов развития политической мысли, предложил разделить власть на законодательную (избираемый народом представительный орган), исполнительную власть (власть монарха) и судебную власть (независимые суды).

В последующем идеи Монтескье получили развитие в трудах других мыслителей и законодательное закрепление в конституциях многих стран. В конституции США, например, которая принята в 1787 году, говорится, что полномочия законодательной власти в стране принадлежат конгрессу, исполнительная власть осуществляется президентом, судебная -- Верховным судом и теми низшими судами, которые утверждаются конгрессом. Принцип разделения властей, согласно конституций, лежит в основе государственной власти и в ряде других стран. Он, однако, до конца не реализован ни в одной стране. Вместе с тем во многих странах в основе государственной власти лежит принцип единственности.

В нашей стране в течение многих лет считалось, что идея разделения властей не может быть реализована на практике в связи с тем, что власть едина и неделима. В последние годы положение изменилось. Теперь все говорят о необходимости разделения властей. Однако, проблема разделения еще не решена на практике в связи с тем что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей зачастую подменяется противопоставлением этих властей.

Решение проблемы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей -- в нахождении оптимального соотношения между ними как направлениями единой государственной власти, четком определении их функций и полномочий.

Относительно самостоятельным видом политической власти является партийная власть. Как вид политической власти эта власть признается далеко не всеми исследователями. В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе продолжает господствовать точка зрения, согласно которой партия может быть звеном в системе политической власти, но не субъектом власти. В качестве субъекта власти партию не признают и многие зарубежные исследователи. Реальная действительность давно опровергла эту точку зрения. Известно, например, что в течение многих десятилетий в нашей стране субъектом политической власти являлась КПСС. Реальными субъектами политической власти партии уже многие годы являются и в индустриально развитых странах Запада.

Политическая власть выполняет разнообразные функции. Она реализует общие организационные, регулятивные, контрольные функции, осуществляет организацию политической жизни общества, регулирование политических отношений, структурирование политической организации общества, формирование общественного сознания и т. д.

В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе функции политической власти часто характеризуются со знаком «плюс». Так например, Б. И. Краснов пишет: «Власть должна: 1) обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы всегда и во всем; 2) утверждать право как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться праву; 3) выполнять хозяйственно-созидательные функции...» .

Власть как явление общественной жизни

То, что «власть должна» обеспечивать «права граждан», «их конституционные свободы», «выполнять созидательные функции» и т. д. -- пожелание безусловно, хорошее. Плохо только то, что оно нередко не реализуется на практике. В действительности власть не только обеспечивает права, конституционные свободы граждан, но и попирает их; она не только созидает, но и разрушает и т. д. Поэтому, думается, более объективные характеристики функций политической власти дают некоторые зарубежные исследователи.

По мнению зарубежных политологов, власть «проявляет себя» через следующие основные признаки и функции:

  • - принуждение;
  • - приманивание;
  • - «блокирование последствий» (т. е. помеха конкуренту и борьбе за власть);
  • - «создание требований» (искусственное формирование нужд, которые может удовлетворить лишь агент власти, своего рода политический маркетинг);
  • - «растяжение сети власти» (включение дополнительных источников зависимости от агентов);
  • - шантаж (угрозы в настоящем или посулы бед от неподчинения в будущем);
  • - подсказки;
  • - информационный прямой и косвенный контроль (с помощью предостережений, рекомендаций, мести и т. д.)

Свои функции политическая власть выполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы.

Формы и виды политической власти

Выражая и защищая интересы тех или иных социальных слоев, политическая власть вместе с тем так или иначе занимается организацией политической жизни общества в целом. Она ʼʼскладывается как система функций из моделирования собственной деятельности; анализа политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций; определœения своей стратегии и частных тактических задач; надзора и пресечения... отклоняющегося от норм поведения; присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (материальными и духовными...); распределœения ресурсов политики - мер доверия, соглашений, обмена уступками и преимуществами, наградами и вознаграждениями и т. д.; преобразования политического и общественного (социального, экономического, правового, культурного, морального) окружения власти в ее интересах и в интересах ее политикиʼʼ (Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 42).

Политическая власть проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, организация, контроль.

Господство предполагает абсолютное или относительное подчинœение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют (см.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 85).

Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки" программ, концепций, установок, определœения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи.

Управление проявляется в сознательном, целœенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок

руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые бывают административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д.

Политическая власть проявляется в разнообразных видах. Содержательная типология политической власти должна быть построена ʼʼпо различным признакам: по степени институционализации правительственная, городская, школьная и т. п.; по субъекту власти - классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.; по количественному признаку... - единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц); по социальному типу правления - монархическая, республиканская; по режиму правления - демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т. п.; по социальному типу - социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т. п....ʼʼ (Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 44)!

Важным видом политической власти является государственная власть. Понятие государственной власти является значительно более узким по сравнению с понятием ʼʼполитическая властьʼʼ. В связи с этим употребление этих понятий как тождественных является неверным.

Государственная власть, как и политическая власть в целом, может добиваться своих целœей путем политического воспитания, идеологического воздействия, распространения нужной информации и т. д. При этом, это не выражает ее сущность. ʼʼГосударственная власть-это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всœего населœения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. Государственная власть в равной мере означает как определœенную организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целœей и задач этой организацииʼʼ (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально политические пауки. - 1991. - № 11. - С. 28).

При характеристике государственной власти нельзя допускать две крайности. С одной стороны, ошибочно рассматривать эту власть ТОЛЬКО как власть, которая занята ЛИШЬ тем, что притесняет народ, а с другой стороны, характеризовать ее только как власть, которая всœецело поглощена заботами о благополучии народа. Государственная власть постоянно реализует и то и другое. Причем притесняя народ, государственная власть реализует не только свои интересы, по и интересы народа, который заинтересован в стабильности общества, в его нормальном функционировании и развитии; проявляя заботу о благе народа, она обеспечивает реализацию не столько его интересов, сколько своих, ибо только удовлетворяя потребности большинства населœения, в определœенной мере, она может сохранить свои привилегии, обеспечить реализацию своих интересов, свое благополучие.

В реальной действительности могут существовать различные системы государственной власти. Все они, однако, сводятся к двум основным - федеративной и унитарной. Сущность этих ‣‣‣ систем власти определяется характером существующего разделœения государственной власти между ее субъектами разного уровня. В случае если между центральными и местными органами государственной власти есть промежуточные органы, которые в соответствии с конституцией наделœены определœенными властными функциями, то действует федеральная система власти. В случае если таких промежуточных органов власти нет или они находятся в полной зависимости от центральных органов, то действует унитарная система-государственной власти.

Государственная власть выполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную.

В некоторых странах к названным трем властям добавляют еще четвертую - избирательную власть, которую представляют избирательные суды, решающие вопросы о правильности избрания депутатов. В конституциях отдельных стран речь идет о пяти и даже шести властях. Пятую власть представляет Генеральный контролер с подчинœенным ему аппаратом: шестую - учредительная власть по принятию конституции.

Целœесообразность разделœения властей обусловливается, во-первых, крайне важно стью четкого определœения функций, компетенции и ответственности каждой ветви власти; во-вторых, крайне важно стью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры, тоталитаризма, узурпации власти; в-третьих, крайне важно стью осуществления взаимного контроля ветвей власти; в-четвертых, потребностью общества соединить такие противоречивые аспекты жизни, как власть и свобода, закон и право. . государство и общество, приказание и подчинœение; в-пятых, крайне важно стью создания сдержек и противовесов в осуществлении властных функции (см.: Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений// Социально-политический журнал. - 199.4. - № 7-8. - С. 40).

Законодательная власть основывается на принципах конституционности и верховенстве права. Она формируется путем свободных выборов. Эта власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всœех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами правя, конституцией, правами человека.

Исполнительно-распорядительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, по и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться па законе, действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти.

Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет судебная власть."В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей (см.: Там же. - С. 43-44, 45).

Начало теоретического обоснования проблемы разделœения властей связано с именем французского философа и историка Ш. Л. Монтескье, который, как уже отмечалось при рассмотрении этапов развития политической мысли, предложил разделить власть на законодательную (избираемый народом представительный орган), исполнительную власть (власть монарха) и судебную власть (независимые суды).

В последующем идеи Монтескье получили развитие в трудах других мыслителœей и законодательное закрепление в конституциях многих стран. В конституции США, к примеру, которая принята в 1787 году, говорится, что полномочия законодательной власти в стране принадлежат конгрессу, исполнительная власть осуществляется президентом, судебная - Верховным судом и темп низшими судами, которые утверждаются конгрессом. Принцип разделœения властей, согласно конституций, лежит в базе государственной власти И в ряде других стран. Он, однако, до конца не реализован пи в одной стране. Вместе с тем во многих странах в базе государственной власти лежит принцип единственности.

В пашей стране в течение многих.лет считалось, что идея разделœения властей не должна быть реализована па практике в связи с тем. что власть едина и неделима. В последние годы положение изменилось. Теперь всœе говорят о крайне важно сти разделœения властей. При этом, проблема разделœения еще не решена на практике в связи с тем что разделœение законодательной, исполнительной и судебной властей зачастую подменяется противопоставлением этих властей.

Решение проблемы разделœения законодательной, исполнительной и судебной властей - в нахождении оптимального соотношения между ними как направлениями единой государственной власти, четком определœении их функций и полномочий.

Относительно самостоятельным видом политической власти является партийная власть. Как вид политической власти эта власть признается далеко не всœеми исследователями. В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе продолжает господствовать точка зрения, согласно которой партия должна быть звеном в системе политической власти, но не субъектом власти. В качестве субъекта власти партию не признают и многие зарубежные исследователи. Реальная действительность давно опровергла эту точку зрения. Известно, к примеру, что в течение многих десятилетий в нашей стране субъектом политической власти являлась КПСС. Реальными субъектами политической власти партии уже многие годы являются и в индустриально развитых странах Запада.

Политическая власть выполняет разнообразные функции. Она реализует общие организационные, регулятивные, контрольные функции, осуществляет организацию политической жизни общества, регулирование политических отношений, структурирование политической организации общества, формирование общественного сознания и т. д.

В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе функции политической власти часто характеризуются со знаком ʼʼплюсʼʼ. Так к примеру, Б. И. Краснов пишет: ʼʼВласть должна: 1) обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы всœегда и во всœем; 2) утверждать право как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться праву; 3) выполнять хозяйственно-созидательные функцииʼʼ (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально-политические науки. - 1991. - № 11. - С. 31).

То, что ʼʼвласть должнаʼʼ обеспечивать ʼʼправа гражданʼʼ, ʼʼих конституционные свободыʼʼ, ʼʼвыполнять созидательные функцииʼʼ и т. д. - пожелание безусловно, хорошее. Плохо только то, что оно нередко не реализуется на практике. В действительности власть не только обеспечивает права, конституционные свободы граждан, но и попирает их; она не только созидает, но и разрушает и т. д. По этой причине, думается, более объективные характеристики функций политической власти дают некоторые зарубежные исследователи.

По мнению зарубежных политологов, власть ʼʼпроявляет себя" через следующие основные признаки и функции:

1) принуждение;

2) приманивание;

3) ʼʼблокирование последствийʼʼ (т. е. помеха конкуренту и борьбе за власть);

4) ʼʼсоздание требованийʼʼ (искусственное формирование нужд, которые может удовлетворить лишь агент власти, своего рода политический маркетинг);

5) ʼʼрастяжение сети властиʼʼ (включение дополнительных источников зависимости от агентов);

6) шантаж (угрозы в настоящем или посулы бед от неподчинœения в будущем);

7) подсказки;

8) информационный прямой и косвенный контроль (с помощью предостережений, рекомендаций, мести и т. д.)ʼʼ (Основы политологии: Курс лекций. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 244).

Свои функции политическая власть выполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы..

Легитимность политической власти. Типы легитимности

При характеристике политической власти в последние годы широко используется понятие ʼʼлегитимностьʼʼ. В переводе с латинского это понятие означает законность. В таком значении его довольно часто используют при характеристике политической власти не только в обыденной речи, но и в научной литературе (см. к примеру: Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений// Социально-политический журнал. - 1994. - № 3-6. - С. 83-84). В действительности понятия ʼʼлегитимностьʼʼ и ʼʼзаконностьʼʼ, безусловно, не являются тождественными. ʼʼЛегитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, потому легитимность не следует смешивать с легализацией..., т. е. с законностьюʼʼ (Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 151).

Политически господствующий социальный слой для утверждения своего господства использует разные средства: идеологическое, воздействие, распространение выгодной и скрытие невыгодной информации, политическое воспитание, физическое насилие и т. д. Вместе с тем он всœеми силами стремится добиться признания своей политической власти людьми, которые не принадлежат к господствующему социальному слою. Это ему довольно часто удается осуществить.

Политическая власть, которая признается основной массой людей по отношению к которым она осуществляется, принято называть легитимной. Легитимация политической власти того или иного ее субъекта - это признание этой власти со стороны тех, кто не принадлежит к этому субъекту. Противоположным процессом легитимации политической власти является ее делœегитимация, то есть утрата властью доверия со стороны тех, кто не принадлежит к ее субъекту.

При наличии легитимности политической власти в обществе устанавливаются отношения относительного доверия между господствующим социальным слоем и остальной частью общества. В этом случае субъект политической власти ослабляет насилие по отношению к социальным слоям и группам, являющимися объектами этой власти, ибо его решения и распоряжения большинством людей воспринимаются как вполне правомерные, они одобряются ими.

Наоборот, при отсутствии легитимности политической власти общественная жизнь утрачивает стабильность. В этом случае субъект политической власти концентрирует усилия па насильственном подчинœении себе остальной части общества, свои приказания и распоряжения он реализует силой принуждения.

Легитимация политической власти господствующих социальных слоев, отдельных лиц достигается по разному. Все многообразие факторов, обеспечивающих легитимацию политической власти, в конечном итоге, как показал М. Вебер, (см.: Вебер М. Типы легитимного порядка: условия и право// Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. -. С. 638-643), можно свести к трем основным: традиции, легальности и харизме.

Легитимность политической власти обеспечивают, прежде всœего, многовековые традиции управления и подчинœения. В традициях закреплено, кто должен отдавать приказания и распоряжения, а кто должен их выполнять и подчиняться. Нарушение традиционных норм неодобрительно оценивается обществом, оно закономерно сопровождается определœенными санкциями со стороны общества. Политическая власть легитимация которой обеспечивается традициями, принято называть традиционной властью.

Легитимность политической власти достигается также с. помощью Принятия определœенных законов и других нормативных актов, устанавливающих нормы управления и подчинœения, определяющих права и обязанности управляющих и управляемых. Политическая власть, легитимность которой обеспечивается установленными юридическими нормами, принятыми законами и другими нормативными актами, принято называть легальной, законной.

Легитимность политической власти может достигаться также за счёт приписывания лидерам исключительных, нередко сверхъестественных качеств. Люди признают политическую власть того или иного социального слоя потому, что верят в исключительные способности его лидера, преклоняются перед этим лидером, связывают с ним свое благополучие в настоящем или возможность улучшения своего положения в будущем. Лидер, в свою очередь, постоянно пытается показать массам, что он обладает особыми качествами, выполняет ʼʼисторическую миссиюʼʼ. Политическая власть, легитимность которой достигается за счёт обожествления лидера, Наделœения его особыми качествами, принято называть харизматической.

Указанные типы легитимности политической власти в реальной действительности в чистом виде встречаются крайне редко. Чаще всœего они дополняют друг друга в тех или иных сочетаниях. Это, однако, не исключает специфических черт каждого из них- Важнейшей особенностью политической власти, легитимность которой обеспечивается традициями, является консерватизм. Такая власть в значительно меньшей степени ПО сравнению с властью легальной и харизматической подвержена изменениям. Из всœех указанных типов легитимности самым неустойчивым является последний. ʼʼВ случае если традиции и закон придают политическим системам определœенную стабильность, то власть харизматического лидера может превратиться во всœеподчиняющую силу, направленную на осуществление глубоких институциональных изменений. При определœенных условиях харизматический лидер способен свергнуть традиции и действующие законы, чтобы установить ʼʼновый порядокʼʼ... Лидер руководствуется при этом не существующими установлениями, действующими юридическими нормами или укоренившимся традициями, а собственным вдохновениемʼʼ (Санистебан Л. С. Основы политической науки. - М., 1992. - С. 42-43). В случае если это происходит, то общество, как правило, утрачивает стабильность, вступает в полосу радикальных изменений, нередко сопровождающихся разрухой. обнищанием значительной части населœения и т. д.

Возможность легитимации политической власти обеспечиваем ее неравное распределœение в обществе с момента появления этой власти, выражающееся в том, что меньшинство отдает приказания и распоряжения, управляет и повелœевает, а подавляющее большинство населœения выполняет распоряжения и подчиняется.

Формы и виды политической власти - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формы и виды политической власти" 2017, 2018.

Выражая и защищая интересы тех или иных социальных слоев, политическая власть вместе с тем так или иначе занимается организацией политической жизни общества в целом. Она «складывается как система функций из моделирования собственной деятельности; анализа политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций; определения своей стратегии и частных тактических задач; надзора и пресечения... отклоняющегося от норм поведения; присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (материальными и духовными...); распределения ресурсов политики - мер доверия, соглашений, обмена уступками и преимуществами, наградами и вознаграждениями и т. д.; преобразования политического и общественного (социального, экономического, правового, культурного, морального) окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики» (Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 42).

Политическая власть проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, организация, контроль.

Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют (см.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 85).

Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки" программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи.

Управление проявляется в сознательном, целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок

руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д.

Политическая власть проявляется в разнообразных видах. Содержательная типология политической власти может быть построена «по различным признакам: по степени институционализации правительственная, городская, школьная и т. п.; по субъекту власти - классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.; по количественному признаку... - единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц); по социальному типу правления - монархическая, республиканская; по режиму правления - демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т. п.; по социальному типу - социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т. п....» (Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 44)!

Важным видом политической власти является государственная власть. Понятие государственной власти является значительно более узким по сравнению с понятием «политическая власть». В связи с этим употребление этих понятий как тождественных является неверным.

Государственная власть, как и политическая власть в целом, может добиваться своих целей путем политического воспитания, идеологического воздействия, распространения нужной информации и т. д. Однако, это не выражает ее сущность. «Государственная власть-это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. Государственная власть в равной мере означает как определенную организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации» (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально политические пауки. - 1991. - № 11. - С. 28).

При характеристике государственной власти нельзя допускать две крайности. С одной стороны, ошибочно рассматривать эту власть ТОЛЬКО как власть, которая занята ЛИШЬ тем, что притесняет народ, а с другой стороны, характеризовать ее только как власть, которая всецело поглощена заботами о благополучии народа. Государственная власть постоянно реализует и то и другое. Причем притесняя народ, государственная власть реализует не только свои интересы, по и интересы народа, который заинтересован в стабильности общества, в его нормальном функционировании и развитии; проявляя заботу о благе народа, она обеспечивает реализацию не столько его интересов, сколько своих, ибо только удовлетворяя потребности большинства населения, в определенной мере, она может сохранить свои привилегии, обеспечить реализацию своих интересов, свое благополучие.

В реальной действительности могут существовать различные системы государственной власти. Все они, однако, сводятся к двум основным - федеративной и унитарной. Сущность этих систем власти определяется характером существующего разделения государственной власти между ее субъектами разного уровня. Если между центральными и местными органами государственной власти есть промежуточные органы, которые в соответствии с конституцией наделены определенными властными функциями, то действует федеральная система власти. Если таких промежуточных органов власти нет или они находятся в полной зависимости от центральных органов, то действует унитарная система-государственной власти.

Государственная власть выполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную.

В некоторых странах к названным трем властям добавляют еще четвертую - избирательную власть, которую представляют избирательные суды, решающие вопросы о правильности избрания депутатов. В конституциях отдельных стран речь идет о пяти и даже шести властях. Пятую власть представляет Генеральный контролер с подчиненным ему аппаратом: шестую - учредительная власть по принятию конституции.

Целесообразность разделения властей обусловливается, во-первых, необходимостью четкого определения функций, компетенции и ответственности каждой ветви власти; во-вторых, необходимостью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры, тоталитаризма, узурпации власти; в-третьих, необходимостью осуществления взаимного контроля ветвей власти; в-четвертых, потребностью общества соединить такие противоречивые аспекты жизни, как власть и свобода, закон и право. . государство и общество, приказание и подчинение; в-пятых, необходимостью создания сдержек и противовесов в осуществлении властных функции (см.: Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений// Социально-политический журнал. - 199.4. - № 7-8. - С. 40).

Законодательная власть основывается на принципах конституционности и верховенстве права. Она формируется путем свободных выборов. Эта власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами правя, конституцией, правами человека.

Исполнительно-распорядительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, по и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться па законе, действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти.

Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет судебная власть."В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей (см.: Там же. - С. 43-44, 45).

Начало теоретического обоснования проблемы разделения властей связано с именем французского философа и историка Ш. Л. Монтескье, который, как уже отмечалось при рассмотрении этапов развития политической мысли, предложил разделить власть на законодательную (избираемый народом представительный орган), исполнительную власть (власть монарха) и судебную власть (независимые суды).

В последующем идеи Монтескье получили развитие в трудах других мыслителей и законодательное закрепление в конституциях многих стран. В конституции США, например, которая принята в 1787 году, говорится, что полномочия законодательной власти в стране принадлежат конгрессу, исполнительная власть осуществляется президентом, судебная - Верховным судом и темп низшими судами, которые утверждаются конгрессом. Принцип разделения властей, согласно конституций, лежит в основе государственной власти И в ряде других стран. Он, однако, до конца не реализован пи в одной стране. Вместе с тем во многих странах в основе государственной власти лежит принцип единственности.

В пашей стране в течение многих.лет считалось, что идея разделения властей не может быть реализована па практике в связи с тем. что власть едина и неделима. В последние годы положение изменилось. Теперь все говорят о необходимости разделения властей. Однако, проблема разделения еще не решена на практике в связи с тем что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей зачастую подменяется противопоставлением этих властей.

Решение проблемы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей - в нахождении оптимального соотношения между ними как направлениями единой государственной власти, четком определении их функций и полномочий.

Относительно самостоятельным видом политической власти является партийная власть. Как вид политической власти эта власть признается далеко не всеми исследователями. В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе продолжает господствовать точка зрения, согласно которой партия может быть звеном в системе политической власти, но не субъектом власти. В качестве субъекта власти партию не признают и многие зарубежные исследователи. Реальная действительность давно опровергла эту точку зрения. Известно, например, что в течение многих десятилетий в нашей стране субъектом политической власти являлась КПСС. Реальными субъектами политической власти партии уже многие годы являются и в индустриально развитых странах Запада.

Политическая власть выполняет разнообразные функции. Она реализует общие организационные, регулятивные, контрольные функции, осуществляет организацию политической жизни общества, регулирование политических отношений, структурирование политической организации общества, формирование общественного сознания и т. д.

В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе функции политической власти часто характеризуются со знаком «плюс». Так например, Б. И. Краснов пишет: «Власть должна: 1) обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы всегда и во всем; 2) утверждать право как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться праву; 3) выполнять хозяйственно-созидательные функции» (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально-политические науки. - 1991. - № 11. - С. 31).

То, что «власть должна» обеспечивать «права граждан», «их конституционные свободы», «выполнять созидательные функции» и т. д. - пожелание безусловно, хорошее. Плохо только то, что оно нередко не реализуется на практике. В действительности власть не только обеспечивает права, конституционные свободы граждан, но и попирает их; она не только созидает, но и разрушает и т. д. Поэтому, думается, более объективные характеристики функций политической власти дают некоторые зарубежные исследователи.

По мнению зарубежных политологов, власть «проявляет себя" через следующие основные признаки и функции:

1) принуждение;

2) приманивание;

3) «блокирование последствий» (т. е. помеха конкуренту и борьбе за власть);

4) «создание требований» (искусственное формирование нужд, которые может удовлетворить лишь агент власти, своего рода политический маркетинг);

5) «растяжение сети власти» (включение дополнительных источников зависимости от агентов);

6) шантаж (угрозы в настоящем или посулы бед от неподчинения в будущем);

7) подсказки;

8) информационный прямой и косвенный контроль (с помощью предостережений, рекомендаций, мести и т. д.)» (Основы политологии: Курс лекций. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 244).

Свои функции политическая власть выполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

1. Определение власти и особенности политической власти.

2. Структура политической власти.

З. Проблемы легитимности власти.

1 Определение власти и особенности политической власти

Понятие “власть” в обыденной жизни и в научной среде употребляется в различных значениях. Философы говорят о власти над объективными законами общества, естествоиспытатели – о власти над природой, политики – о политической власти, психологи – о власти человека над самим собой, родители – о семейной власти и т.п. Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Уже античные мыслители Платон, Аристотель и др. пытались проникнуть в сущность социальную природу политической власти. В средние века и Новое время к проблемам власти большой интерес проявляли Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кант и мн. др. Существенный вклад в разработку теории власти внесли Г. Моска, В. Паретто, Р. Михельс, М. Вебер.

Вопросы власти находятся в центре внимания современной политологии и социологии. Но, не смотря на пристальное внимание ученых к проблемам власти, многие зарубежные исследователи пишут об ореоле мистики и таинственности, которые окружают власть, о том, что понятие власть “смутно”. Французский ученый Шевалье писал, что реальная власть всегда манила больше к себе, чем рассуждения о ней. Н. С. Хрущев в своих мемуарах высказался о власти так: “Можно пресытиться всем: едой, женщинами …, нельзя пресытиться только властью, ее хочется все больше и больше”.

Так что же такое власть?

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убеждении в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего или просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения.

Таким образом, властные отношения объективно присуще общественной жизни. Они необходимы для поддержания целостности и единства общества, для организации общественного производства.

В политологии существует несколько направлений или школ научной мысли, отражающих различные методологические подходы к изучению власти, ее сущности, природы и т.п. Основные это:

-телеологическая , характеризующая власть как устойчивую способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов с помощью других людей;

-бихевиористская , рассматривает власть как особый тип поведения. При котором одни люди командуют, а другие подчиняются (английское словоbehaviorозначает “поведение”);

- инструменталистская, трактует власть как возможность использования определенных способов, в том числе насилия;

- структурно-функционалистская, рассматривает власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения;

- реляционистская, рассматривает власть как отношение между двумя партнерами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго.

Помимо названных, существуют и другие подходы к проникновению в сущность власти.

С учетом многоаспектности власти можно дать лишь самое общее ее определение. Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью различного рода средств – права, авторитета, принуждения, убеждения, насилия .

Выделяют следующие виды власти: экономическую, политическую, социальную, культурно-информационную, принудительную и др.

Объектом политологии является не всякая власть, а только власть публичная, политическая, под которой понимается способность класса, группы или индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, организаций, законов, политических отношений.

Политическая власть - это власть, осуществляемая через государство и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она так или иначе связана с государством и государственным регулированием, но не обязательно является государственной властью.

Следует отметить, что политическая и государственная власть, во многом совпадая, в то же время не тождественны. Всякая государственная власть является политической властью, однако не всякая политическая власть является государственной. Содержание политической власти гораздо шире, а государственная власть является центральным институтом.

Политическая власть в отличие от других форм власти имеет свою специфику. Ее отличительными признаками являются:

    верховенство , обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

    всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

    легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

    широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

2. Структура политической власти.

Основными компонентами власти являются ее источники, субъекты, объекты, ресурсы и процесс, являющийся результатом взаимодействия всех ее компонентов и характеризующийся, прежде всего механизмом, обеспечивающим стабильность всего процесса властвования. (См. схему)

Источники власти – властное первоначало. В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знания, социальный и политический статус,

Источники власти:

Знания, закон, харизма и т.д.

Субъекты власти: Объекты власти:

государство и его ВЛАСТЬ индивид, социальная

институты, полити- группа, класс, обще-

ческие партии, элиты, ство и т.д.

лидеры, народ

Ресурсы власти:

Утилитарные, принудительные,

нормативные.

Экономические, социальные,

культурно-информационные,

харизма и т.д. Американский футуролог О. Тоффлер в книге “Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге ХХIвека” подробно анализирует три основных источника, питающих власть. Согласно Тоффлеру, сила, богатство и власть связаны в единую систему, в определенных условиях взаимозаменяемы и в совокупности нацелены на поддержание власти. Каждый из этих источников сообщает власти определенное качество: сила или угроза ее применения способны лишь на грубое принуждение, функционально ограничены и свойственны лишь власти низшего качества. Богатство является источником власти среднего качества, которая может иметь в своем распоряжении как негативные, так и позитивные средства стимулирования. Знания лежат в основе власти высшего качества, наиболее эффективной. Тоффлер утверждает, что в современном мире знания (в различных формах: информации, науки, искусства, этики) в силу своих преимуществ – бесконечности (неисчерпаемости), общедоступности, демократичности – подчинили силу и богатство, став определяющим фактором функционирования власти.

Субъекты власти – носители власти, активная действующая величина, в системе власти, от которой исходит влияние, воздействие, следуют распоряжения, указания.

Субъекты власти, взятые в ином отношении, могут быть и являются сами объектами для вышестоящей власти.

Объекты власти – явления, предметы, органы, учреждения, предприятия, население, на руководство (управление) которыми по закону или подзаконным актам направлена деятельность властей.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными – политические организации. Субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться.

Таким образом, субъектом власти может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Непосредственным субъектом власти обычно выступают те люди, что концентрируют в своих руках огромное влияние и доверие, финансовое могущество, мощные рычаги воздействия на других людей.

Республиканская форма правления, демократический политический режим предполагает власть народа, которую он реализует непосредственно (непосредственная демократия) и опосредовано через своих представителей в высших органах политической власти (представительная демократия). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, слишком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референдумы). Во-вторых, политическое управление обществом – это постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа – это прежде всего представительная демократия, народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законодательным, избирательным, судебным) и конкретным лицам (президент, премьер-министр).

Власть невозможна без подчинения объекта. Субъект всегда стремится, не исключая средств принуждения, подчинить своей воли объект. Готовность объекта к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор – погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от уровня покорности населения нашло свое практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире, в том числе и в Украине, как средство ненасильственной борьбы.

Важной социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.

Ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы власти очень многообразны. Они могут применяться для поощрения, наказания или убеждения.

Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Американский политолог А.Энциони выделяет утилитарные, принудительные и нормативные ресурсы.

Утилитарные – это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть может “покупать” не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (уменьшение зарплаты, лишение социальных льгот и т.п.)

Принудительные – это меры административного и общественного порицания или наказания. Они используются тогда, когда не срабатывают утилитарные ресурсы. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные – это средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и номы поведения человека. Они призваны убедить объекты политики в общности интересов с их субъектом, обеспечит одобрение действий субъекта власти принятие их требований.

Существует классификация ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности: экономические, социальные, культурно-информационные, силовые.

Экономические – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т.п.

Политическая власть использует экономические ресурсы для решения многих проблем общегосударственного и международного характера. С помощью экономических средств, политическая власть может стимулировать инвестиции в национальную экономику, стимулировать структурную перестройку хозяйства, не допустить монополизации хозяйственных отраслей одной или двумя компаниями, замедлить темпы инфляции и существенно сократить безработицу и мн.др. Для достижения указанных целей политическая, государственная власть использует прежде всего средства государственного бюджета.

Социальные ресурсы – способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, одновременно характеризуют и социальный статус. Вместе с тем, социальные ресурсы включают такие показатели, как должность, престиж, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.

В тех странах, где высокий уровень развития социальных программ, благодаря чему населению предоставлены широкая система страхования, высокий уровень пенсий, развитая система благотворительных организаций и т.п., большинство граждан заинтересовано в сохранении существующей политической власти.

Культурно – информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Контроль над знаниями и информацией обычно прямо связан с обладанием экономическими ресурсами, имеющими первостепенную значимость. Вместе с тем, в современном мире достаточно отчетливо проявляется тенденция повышения роли культурно-информационных ресурсов как источника власти. Речь идет, в первую очередь, о средствах массовой информации. Информационные ресурсы способны служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положению в обществе, но и манипулированию – управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана.

Силовые ресурсы – это армия, полиция (милиция), различные службы безопасности, прокуратура, суд, а также принадлежащая им техника, вооружение, тюрьмы и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным, решающим источником власти. Его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества – высших ценностей. Особенно часто политическая власть прибегает к такого рода ресурсам в случая ослабления своей силы, мощи и влияния на общество.

Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей степени обладающим всеми видами ресурсов.

В современных условиях политическая власть использует различные методы своего функционирования:

Установление позитивных стимулов, убеждение;

Принуждение;

Приманивание (различного рода обещания, чаще всего невыполняемые, установление льгот и т.д.);

Блокирование нежелательных последствий (устройство помех конкурентам в борьбе за власть, запугивание негативными последствиями и т.д.);

Прямой и косвенный информационный контроль (навязывание рекомендаций, предложений, создание определенного имиджа и т.д.).

Доминирующим принципом механизма функционирования политической власти есть принцип ее разделения. Основоположниками теории разделения власти считают английского философа Дж. Локка и французского просветителя, правоведа. Философа Ш. Л. Монтескье. Согласно этой теории, для правильного и эффективного функционирования государства должны существовать независимые друг от друга законодательная, исполнительная и судебная власти. Это создает систему” сдержек и противовесов” против усиления одной ветви власти, сосредоточения власти в одном центре, злоупотребления ею. Способствует продуманности, выверенности, балансу в принятии решений, а значит действенности политического руководства и управления. Соответственно формируется особый механизм обеспечения свободы и независимости отдельного индивида, его защиты.

Носителем законодательной власти выступает высший представительный государственный орган – парламент; исполнительная власть – президент, правительство, министерства и ведомства, государственно-административные учреждения; судебная власть – независимые суды, подчиняющиеся только закону.

Впервые принцип разделения властей нашел свое юридическое оформление в Конституции США (1787), затем в Конституционных актах Великой Французской революции. В современном мире в подавляющем большинстве стран Конституциями закреплено разделение властей, в том числе и в Украине.

3. Проблемы легитимности власти .

Признание обществом законности, правомерности официальной власти обозначается в политологии понятиемлегитимность . Данное понятие указывает на общественное признание власти, на то, что общество, народ оказывает ей доверие и поддержку, а не на правовое, юридическое закрепление политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, т.е. легитимностью политической власти. Соответственно, следует различать понятия “легитимность власти” (общественное признание ее законности) и “легальность власти” (правовое, формальное ее закрепление).

Формирование убежденности людей в правомерности и эффективности существующей политической власти может достигаться различными способами. Немецкий социолог М. Вебер выделил три типа легитимного господства. (См. схему)

Первый тип – традиционный , это власть вождей, монархов. Легитимность их власти основывалась на праве престолонаследия, на признании божественного характера власти монарха. Сама власть опиралась на традицию населения подчиняться. Традиционный тип легитимности сохранился в странах с монархической формой правления (Саудовская Аравия, Иордания, Кувейт и др.) и примитивных обществах.

Второй тип - харизматический. Термин “харизма”в переводе с греческого означает “божественный дар”. Первоначально смысл термина имел религиозный характер. К носителям подлинной харизматической власти М.Вебер относил пророка Моисея, царя Давида, Магомета, Будду. В современном обществе наличие у той или иной личности руководителя исключительных качеств напрямую не связывают с Богом. Однако в общественном сознании существует представление, что этот человек не такой как все, что у него есть что-то такое, необычное, сверхъестественное, что он пользуется покровительством каких-то высших сил. Среди известных исторических деятелей харизматическими качествами наделялись Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, Мао-Дзе-Дун и др. Харизматический тип власти характеризуется абсолютным доверием населения к лидеру в силу его выдающихся качеств. Следовательно, легитимность в харизматическом типе власти опирается на веру населения в исключительные способности лидера. Обычно харизматический тип власти возникает в переходных и нестабильных обществах. Этот тип власти сохраняет свое значение и в развивающихся странах.

Третий тип – рационально-легальный. Он основан на вере в правильности формальных правил, по которым формируется власть: свободные выборы, верховенство закона, равная ответственность власти и граждан перед законом и т.д. Данный тип легитимности характерен для демократических стран.

Однако, на практике эти идеальные типы М.Вебера причудливо перемешаны. Так, даже в промышленно развитых и демократически стабильных странах, например в Великобритании, легитимность власти опирается на традиции (институт монархии) и признание результатов свободных выборов.

Легитимность власти – это не постоянное, застывшее состояние, а довольно подвижная переменная. Легитимность власти на каких-то этапах ее существования может возрастать, на каких-то падать. В обществе происходят колебания легитимности власти. Эти колебания связаны с процессами легитимизации и делигитимизации власти. Легитимизация – это процесс роста общественного признания лидеров и институтов политической власти. Делигитимизация – процесс падения авторитета лидера и институтов политической власти.

Признаками падения легитимности власти являются:

Рост степени принуждения;

Ограничение прав и свобод;

Запрещение политических партий и независимой прессы;

Рост коррумпированности всех институтов власти, их сращивание с криминальными структурами;

Низкая экономическая эффективность власти.

Последний признак – наиболее существенный показатель делигитимизации власти.

Нелигитимность власти может оспариваться ее противниками как открыто, так и скрытно. Крайней точкой падения легитимности власти являются революции, государственные перевороты.

В целом легитимность власти находится в прямой зависимости от ее эффективности, т.е. степени выполнения властью своих задач и функций. В идеале это означает гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений с наименьшим уровнем принуждения, минимальными затратами и издержками. Необходимым условием для этого являются достаточность оснований власти и эффективность использования ее ресурсов.

Важным показателем эффективности власти являются четкое взаимодействие всех ее ветвей, рациональность вертикальных и горизонтальных структур.

Не меньшее значение в отношении к власти со стороны граждан имеет их экономическое благосостояние, обеспечение уровня и качества жизни, признаваемого в данном обществе в качестве нормального.

В общем, власть признается эффективной, а значит, и легитимной, если ей удается обеспечит устойчивость, определенность, порядок. Власть, не способная предотвратить крупные политические конфликты, гражданские и межнациональные войны, противостояние законодательной и исполнительной власти, центра, региональных и местных органов, теряет свою легитимность.

В современном обществе выработаны многообразные средства легитимизации власти: политические, идеологические, экономические и т.д. К политическим средствам относятся, прежде всего поиск поддержки, расширение социальной базы власти. Важным инструментом этой формы легитимизации являются демократизация общественной жизни, расширение участия граждан в управлении. Это создает ощущение общей причастности людей к политике, проводимой властью, позволяет гражданам в определенной степени чувствовать себя ее субъектом.

Ощущению причастности к власти могут способствовать пропаганда проводимого политического курса, идеологическая обработка масс.

Самым действенным средством легитимизации власти является успешное осуществление государственной политики и экономических программ, устойчивый рост доходов населения и в целом уровня жизни.

Типология легитимного господства по М. Веберу

ЛЕГИТИМНОЕ

ГОСПОДСТВО

Традиционное Харизматическое Рационально-

легальное

ОСНОВАНИЯ

Традиции, Вера в Подчинение

обычаи, необыкновенные закону, принципам

привычки качества лидера правового порядка

Вопросы и задания:

1.В чем сущность власти?

2.Охарактеризуйте основные подходы к определению власти.

3 Назовите отличительные признаки политической власти.

4. Что представляет собой структура власти? Каковы ее основные элементы?

5. В чем разница понятий легитимность и легальность власти?

6.Какова связь между политикой и властью?

А) политика – цель и средство власти;

Б) власть – цель и средство политики;

В) политика и власть не имеют ничего общего;

Г) политика и власть полностью совпадают.

7. Для чего используется принцип разделения властей?

А) для преодоления кризиса власти;

Б) как инструмент разрушения государства;

В) для достижения консенсуса;

Г) для повышения эффективности функционирования политической системы.

8. Политическая власть включает в себя:

А) экономическую власть;

Б) семейную власть;

В) законодательную власть;

Г) духовную власть;

Д) исполнительную власть.

9. Что такое харизматическое господство?

А) это властные отношения, основывающиеся на признании за лидерами особых качеств;

Б) разновидность рационального господства;

В) ориентация на внешнеполитическую поддержку;

Г) управление государством в интересах узкой группы лиц.

10 Рационально-легальное господство это:

А) форма власти, основным субъектом которой выступает наиболее богатый слой общества;

Б) тип господства, который характеризуется отношением к политическому лидеру как к особому, сверхординарному существу;

В) тип господства, опирающийся на освященные обычаем нормы;

Г) тип господства, основанный на добровольном признании установленных юридических норм.

Похожие публикации