Почему существует много религий? Почему Бог Един, а религий много.

В связи с выходом в свет моего двухтомника «Зёрна истины», 18 июня 2017 г. текст книги «Почему Бог один, а религий много?» удалён из свободного доступа.

ГДЕ И КАК КУПИТЬ МОЮ КНИГУ «ЗЁРНА ИСТИНЫ»?

Книга «Зёрна истины», ставшая результатом моего семилетнего исследования проблемы комплексного сопоставления христианских истин со сходными доктринами нехристианских религий, издана в Бельгии в июне 2017 г. Здесь же (в Льеже) находится весь её тираж. Книга адресована не только христианам, но и приверженцам любой другой религии, а также тем атеистам, которых интересует история духовных поисков человечества.

Книга состоит из двух частей (томов). Аннотация и содержание каждого тома приведены ниже.

Книга продаётся исключительно по себестоимости. Моя сверхзадача – покрыть хотя бы часть расходов по печати.

Первая часть (Почему Бог один, а религий много?) стоит 5 евро.

Вторая часть (Как обогатить своё христианское мировоззрение мудростью других религий?) стоит 7 евро.

Соответственно, весь двухтомник стоит 12 евро.

Стоимость пересылки обеих частей вместе зависит от страны получения посылки. Точная стоимость определяется в каждом конкретном случае на почте, но примерно можно сказать, что для большинства европейских стран (включая Россию и большинство стран бывшего СССР) и в США это около 15-16 евро.

Приобрести можно как весь двухтомник, так и любой из томов.

Оплатить можно банковским переводом, по банковской карте в платёжной системе PayPal, по Western Union или любым другим удобным для вас способом.

Заявки принимаются по адресу [email protected]

АЛЕКСАНДР МЕЛЬНИК. ЗЁРНА ИСТИНЫ

ПОЧЕМУ БОГ ОДИН, А РЕЛИГИЙ МНОГО?

Первая часть книги Александра Мельника «Зёрна истины» – «Почему Бог один, а религий много?» посвящена объяснению парадоксального факта сочетания единства Бога и множественности религий. Это не история религий и не сравнительный их анализ. Разные религии рассмотрены здесь лишь в контексте поставленного вопроса о многообразии религий и в их связи с христианством. Это вовсе не исчерпывающий ответ на нелёгкий вопрос, а скорее поиск ответа.

ЗЁРНА ИСТИНЫ. ПОЧЕМУ БОГ ОДИН, А РЕЛИГИЙ МНОГО?

Глава 1. Потерянный Бог 7

1.1. Почему Бог один, а религий много? Постановка вопроса 7
1.2. Едины ли мировые религии? 18
1.3. Кто конкретно утверждает об единстве мировых религий? 23
1.4. Существует ли преемственность религий? 26
1.5. Появление на Земле «человека разумного» 27
1.6. Первая религия человечества 28
1.7. Причины разделения религий 31
1.8. Хронология расселения людей по Земле 34

Глава 2. Поиски Бога 38

2.1. Праиндоиранская религия 38
2.2. Шумеры в поисках бессмертия 41
2.3. Прообразы христианства в культе Осириса 43
2.4. Монотеизм Эхнатона и Моисей 46
2.5. Откровения зороастризма 49
2.6. Ведизм как синтез индоарийской и дравидской религий 53
2.7. Брахманизм и Упанишады 56
2.8. Победитель кармы Джина Махавира и джайнизм 58
2.9. Благородные истины буддизма 61
2.10. Буддизм и христианство: точки соприкосновения 66
2.11. Конфуцианство 78
2.12. Провозвестия Христа в даосизме 79
2.13. Парадоксальный монотеизм индуизма 83
2.14. Индуизм и христианство: точки соприкосновения 87
2.15. Предвосхищение христианских идей в орфизме 92
2.16. Единый Бог пифагореизма 95
2.17. Святое Слово герметизма 95
2.18. Митраизм как предтеча христианства 98
2.19. Иудаизм и древние провозвестия единого Бога и Спасителя 101
2.20. Уникальность христианства 111
2.21. Историческая миссия ислама 113
2.22. Бахаизм и христианство 121

Глава 3. Обретённый Бог 130

3.1. Нехристианские провозвестия христианского Символа веры 130
3.2. Символ креста в разных религиях 154
3.3. Нехристианские прообразы Святой Троицы 177
3.4. Как христианство относится к другим религиям? 179
3.5. Обладают ли религии всей истиной? 186
3.6. Нужен ли синтез разных религий? 190
3.7. Почему Бог один, а религий много? Вместо заключения

Часть 2

КАК ОБОГАТИТЬ СВОЁ ХРИСТИАНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ МУДРОСТЬЮ ДРУГИХ РЕЛИГИЙ?

Вторая часть книги Александра Мельника «Зёрна истины» – «Как обогатить своё христианское мировоззрение мудростью других религий?» посвящена проблеме комплексного сопоставления христианских истин со сходными доктринами нехристианских («языческих») религий. Автор, исходя из убеждения, что все другие религии истинны как минимум в том, что у них есть общего с христианством, призывает использовать каждую крупицу их мудрости для собственного духовного роста.
Александр Мельник – доктор наук (Льежский университет), поэт, президент ассоциации «Эмигрантская лира». Живёт в Бельгии.

ЗЁРНА ИСТИНЫ. КАК ОБОГАТИТЬ СВОЁ ХРИСТИАНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ МУДРОСТЬЮ ДРУГИХ РЕЛИГИЙ?

Введение 12

Глава 1. Зернохранилища. 14

1.1 Зёрна христианской истины. 14
1.2. Дохристианские религиозные искания. 14
1.3. Протооткровение нехристианских религий. 15
1.4. Язычники, знавшие Бога. 16
1.5. Изученные «зернохранилища». 20

Глава 2. Зёрна истины. 22

2.1. О сущности христианского мировоззрения. 22
2.2. Монотеизм (единобожие). 23

2.2.1. Что такое монотеизм? 23
2.2.2. Концепция прамонотеизма человеческой цивилизации. 24
2.2.3. Истоки монотеизма в праиндоевропейской религии. 27
2.2.4. Монотеистические устремления древнеегипетской религии. 28
2.2.5. Философский монотеизм Платона. 29
2.2.6. Дуалистический монотеизм зороастризма. 29
2.2.7. Несостоявшийся монотеизм Вавилона. 30
2.2.8. Монотеизм иудаизма. 30
2.2.9. Троичный монотеизм христианства. 31
2.2.10. Монотеизм ислама. 32
2.2.11. Монотеизм бахаизма. 33
2.2.12. Близкие к монотеистическим древние китайские воззрения. 34
2.2.13. Парадоксальный монотеизм индуизма. 35
2.2.14. «Один Бог для всех» в сикхизме. 36
2.2.15. Монотеистические тенденции религии инков. 36

Основные выводы по главе 2.2 «Монотеизм (единобожие)». 38

2.3. Христианский богоцентризм и христоцентризм. 39

2.3.1. Теоцентризм и антропоцентризм – это не два центра мира! 39
2.3.2. Христоцентризм как специфическая форма богоцентризма. 40
2.3.3. Христоцентрическое понимание истории религии. 41

Основные выводы по главе 2.3 «Христианский богоцентризм и христоцентризм». 41

2.4. Триединый Бог. 42

2.4.1. Суть христианского учения о Троице. 42
2.4.2. Символика числа «три». 43
2.4.3. Идея о триединстве мира. 47
2.4.4. Троичность Бога в Ветхом Завете. 48
2.4.5. Архетипы триединства в нехристианских верованиях. 50

Гипотетическая триада Иерихона. 52
Триады Шумера, Вавилона и Ассирии. 52
Триумвираты богов Древнего Египта. 55
Герметическая триада. 59
Небесная троица зороастризма. 60
Три Норны германо-скандинавских мифов. 61
Божественная триада германо-скандинавской мифологии. 61
Кельтская трёхликая богиня Бригитта. 62
Славянский Триглав. 62
Тринитарность в древнегреческой мифологии. 63
Тринитарные идеи греческой философии. 63
Небесная триада каббалы. 66
Ислам отвергает христианскую концепцию Троицы. 69
Ведическая трайя. 69
Древняя триада брахманизма. 70
Индуистская троица – тримурти. 70
Буддистская трикайя. 75
Тринитарность в даосизме. 75
Триграммы и Великая триада конфуцианства. 78
Триада синтоизма. 79
Различия между восточными триадами и христианской Троицей. 80

2.4.6. Создание учения о Пресвятой Троице. 80
Основные выводы по главе 2.4 «Триединый Бог». 84

2.5. Креационизм и законополагающий Бог. 86

2.5.1. Сотворение мира в космогонических мифах. 88

Древнеегипетская религия. 88
Мифы Междуречья. 94
Принципиальные отличия между библейским и вавилонским рассказом о сотворении мира. 99
Мифы Древней Греции. 100
Древнегреческая философия. 101
Мифы Древнего Китая. 102

2.5.2. Общая логика космогонических мифов. 103
2.5.3. Сотворение мира в герметизме. 104
2.5.4. Сотворение мира в зороастризме. 105
2.5.5. Сотворение мира в христианстве и христианский креационизм. 106
2.5.6. Сотворение мира в иудаизме. 109
2.5.7. Сотворение мира в каббале. 110
2.5.8. Сотворение мира в исламе. 113
2.5.9. Сотворение мира в индуизме. 115
2.5.10. Сотворение мира в сикхизме. 121
2.5.11. Сотворение мира в буддизме. 122
2.5.12. Сотворение мира в джайнизме. 124
2.5.13. Сотворение мира в даосизме. 124
2.5.14. Западное и восточное воззрения на сотворение мира. 125

Общие выводы по главе 2.5 «Креационизм и законополагающий Бог». 126

2.6. Абсолютная ценность человеческой личности в концепции антропоцентризма. 127

2.6.1. Человек как венец творения в христианстве. 128
2.6.2. Ценность человеческой личности в иудаизме. 129
2.6.3. Сдержанный взгляд ислама на место человека в мире. 129
2.6.4. Индуизм о месте человека в окружающем его мире. 130
2.6.5. Человек в буддийском круговороте Сансары. 131

Основные выводы по главе 2.6 «Абсолютная ценность человеческой личности в концепции антропоцентризма». 131

2.7. Грехопадение (первородный грех). 132
2.7.1. Золотой век человечества. 132
2.7.2. Что такое грехопадение? 135
2.7.3. Грехопадение в христианстве. 136
2.7.4. Есть ли концепция первородного греха в иудаизме? 138
2.7.5. Грехопадение по каббале. 139
2.7.6. Грехопадение в «Церкви объединения» Муна. 140
2.7.7. Прощение греха Адама в исламе. 141
2.7.8. Зороастризм о грехопадении. 143
2.7.9. Первородный грех и появление кармы в индуизме. 143
2.7.10. «Неправильные поступки» в буддизме. 145
2.7.11. Утрата дао и общественные смуты по даосизму. 147
2.7.12. Первородный грех в африканских традиционных религиях. 147

Основные выводы по главе 2.7 «Грехопадение (первородный грех)». 148

2.8. Спасение как дар Бога. 148

2.8.1. Основы сотериологии. 148
2.8.2. Западное и восточное воззрения на спасение. 150
2.8.3. Идея спасения души в языческих мистериях. 151

Египетские мистерии. 152
Древнегреческие мистерии. 152
Мистерии бога солнечного света Митры. 153

2.8.4. Зороастрийские Спасители-Саошьянты. 154
2.8.5. Митра – Спаситель древних иранцев. 156
2.8.6. Спасение от последствий отхода от Бога в иудаизме и грядущий мессия Машиах. 157
2.8.7. Исламское спасение от очищения в аду и грядущий мессия Махди. 158
2.8.8. Концепция спасения как пути к счастью в бахаизме. 159
2.8.9. Индуизм: спасение как преодоление сансары и грядущий Спаситель Калки. 160
2.8.10. Спасители-тиртханкары в джайнизме. 163
2.8.11. Буддизм: благородный восьмеричный путь спасения и грядущий Спаситель Майтрея. 164
2.8.12. Спасение в религиях Китая и в сикхизме. 167

Основные выводы по главе 2.8 «Спасение как дар Бога». 168

2.9. Боговоплощение и богочеловек. 168

2.9.1. Полубог-получеловек Гильгамеш. 169
2.9.2. Воплощения и ипостаси древнеегипетских богов. 169
2.9.3. Культ богочеловека Осириса. 170
2.9.4. Фараон как земное воплощение богов. 170
2.9.5. Умирающие и воскресающие боги языческих мистерий как прообраз боговоплощения. 171
2.9.6. Отличие идей боговоплощения и антропоморфизма. 172
2.9.7. Боговоплощение в христианстве и в язычестве. 172
2.9.8. Идея богочеловека в иудаизме. 173
2.9.9. Отрицание боговоплощения исламом. 173
2.9.10. Аватары индуистских божеств. 174

Аватары Вишну. 174
Аватары Шивы. 177

2.9.11. Кришна и Христос. 177

Основные выводы по главе 2.9 «Боговоплощение и богочеловек». 179

2.10. Искупление человечества от греха. 179

2.10.1. Искупление в древних религиях. 179
2.10.2. Искупление в авраамических религиях. 180
2.10.3. Искупление в восточных религиях. 182

Основные выводы по главе 2.10 «Искупление человечества от греха». 183

2.11. Воскресение Иисуса Христа. 183

2.11.1. Прообразы смерти и воскресения Христа. 184
2.11.2. «Воскресение» еврейского народа. 191
2.11.3. Мусульманский Курбан-байрам – условный аналог Пасхи? 191
2.11.4. Восточные религии и идея воскресения. 192
Основные выводы по главе 2.11 «Воскресение Иисуса Христа». 192

2.12. Божественная энергия, или благодать. 194

2.12.1. Христианское понимание благодати. 194
2.12.2. Браха: благодать как состояние идеального блаженства в иудаизме. 195
2.12.3. Мусульманская благодать барака. 196
2.12.4. Дао и дэ даосизма. 197
2.12.5. Индуистская благодать крипа. 198
2.12.6. Учение о кадзи в японском буддизме. 200

Основные выводы по главе 2.12 «Божественная энергия, или благодать». 201

2.13. Заповеди любви. 202

2.13.1. Заповеди любви в авраамических религиях. 202
2.13.2. Заповеди любви в восточных религиях. 205

Основные выводы по главе 2.13 «Заповеди любви». 210

2.14. Жизнь после смерти и Всеобщее воскресение из мёртвых. 210

2.14.1. Воздушные мытарства души, частный суд и Всеобщее воскресение в христианстве. 211
2.14.2. Загробный мир в мифологии Древнего Египта, Древней Греции и Междуречья. 213
2.14.3. Ожидание физического воскрешения и вечной жизни на земле в зороастризме. 216
2.14.4. Загробная жизнь в иудаизме. 217
2.14.5. Концепция жизни после смерти в каббале. 220
2.14.6. Исламское учение о жизни после смерти. 221
2.14.7. Адские и райские тонкие сферы бытия в индуизме. 224
2.14.8. Потусторонний мир буддизма. 228
2.14.9. Жизнь после смерти в других восточных религиях. 235

Основные выводы по главе 2.14 «Жизнь после смерти и Всеобщее воскресение из мёртвых». 237

2.15. Второе пришествие Иисуса Христа. 239
2.15.1. Спускались ли в древности боги на землю? 239
2.15.2. Христианская парусия. 242
2.15.3. Первое пришествие Машиаха в иудаизме. 242
2.15.4. Второе пришествие Исы в исламе. 242
2.15.5. Существует ли идея Второго пришествия в восточных религиях? 244
2.15.6. Бахаизм о Втором пришествии. 246

Основные выводы по главе 2.15 «Второе пришествие Иисуса Христа». 246

2.16. Конец света. 246

2.16.1. Сходные черты эсхатологических пророчеств разных мифов и религий. 247
2.16.2. Краткий обзор представлений разных вероучений о конце света. 247
2.16.3. Конец света в христианстве. 250
2.16.4. Конец света в скандинавской мифологии. 254

Прорицание вёльвы. 254
Рагнарёк. 256

2.16.5. Конец света в зороастризме. 258
2.16.6. Индоевропейские истоки скандинавской и зороастрийской эсхатологии. 262
2.16.7. Конец света в иудаизме. 263
2.16.8. Конец света в каббале. 265
2.16.9. Конец света в исламе. 266
2.16.10. Пралая, временный конец света в индуизме. 268
2.16.11. Цикличные концы света в буддизме. 270

Основные выводы по главе 2.16 «Конец света». 271

2.17. Страшный суд. 271

2.17.1. Суд Осириса в древнеегипетской религии. 272
2.17.2. Суд Миноса в древнегреческой мифологии. 276
2.17.3. Последний суд в зороастризме. 277
2.17.4. Страшный суд в иудаизме. 278
2.17.5. Страшный суд в христианстве. 279
2.17.6. Судный день в исламе. 281
2.17.7. Посмертный суд в восточных религиях. 284

Основные выводы по главе 2.17 «Страшный суд». 285

2.18. Царство Небесное. 286

2.18.1. Царство небесное в авраамических религиях. 286

Царство Небесное в христианстве. 286
Царство Божье в иудаизме. 290
Царство Небесное в каббале. 293
Царство Небесное в исламе. 293
Царство Небесное у свидетелей Иеговы. 294

2.18.2. Вечное Царство Ахурамазды в зороастризме. 294
2.18.3. Царство Небесное как слияние с Богом. 294

Основные выводы по главе 2.18 «Царство Небесное». 297

Глава 3. Хлеб истины. 298

3.1. Христианство и воцерковление язычества. 298
3.2. Как обогатить своё христианское мировоззрение мудростью других религий? Вместо заключения. 304

Религия есть союз человека с Богом. Этот союз предполагает не только устремленность человека к своему Творцу, но и живое, реальное воздействие Бога на личность человека. Этого нет там, где нет истинного познания Бога, т. е. в религиях, которые принято называть естественными, потому что происхождение их связано с проявлением естественных человеческих сил (разума, воли и чувств). Все они являются выражением субъективного стремления человека к Богу, которое не привело к подлинному Богообщению (в смысле союза человека с Богом). Возникает подмена: сверхъестественные воздействия на человека демонических сил принимаются за Божественную благодать. Это хорошо наблюдается в различных видах восточного оккультизма и в харизматических сектах.

Первая неистинная массовая религия в истории человечества - язычество. Грехопадение повредило человеческую природу. Своим пренебрежением Божественной заповеди человек отдалился от Источника Жизни. Оставшись после падения при своих естественных, и притом испорченных, силах, люди неизбежно стали создавать искаженные образы сверхъестественного. Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила (Прем. Сол.13:1–2).

Происхождение буддизма связано с поверьями и легендами. Основателем его считается Сиддхартха Гаутама. Однажды ночью, сидя под деревом и погрузившись в глубокие мысли, Гаутама внезапно достигает «просветления». С этого момента он становится Буддой - Просветленным. Исторических сведений об основателе его нет. Жизнеописания Сиддхартхи Гаутамы (Будды) составлялись несколько столетий спустя после его смерти. Сведения древних источников являются весьма противоречивыми. Согласно южной (палийской) традиции он жил в 623–544 до н. э. Поэтому в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Северная (махаянская) традиция датирует нирвану от 420 до 290 до н. э. Однако большинство школ принимают 380 до н. э. Мнения западных исследователей разделяются. Существуют две датировки: долгая - 483 (+ 3) г. до н. э. и короткая - 380 (+ 30) г. до н. э. При такой противоречивости данных нельзя всерьез говорить о Божественном происхождении этой религии.

Из трех мировых религий ислам является самой поздней. В отличие от буддизма о происхождении его рассказывается достаточно определенно. Мухаммед спал в пещере на склоне горы Хира. В ночь 24-го числа месяца рамадана 610 года ему явился некто в человеческом облике. Это событие считается началом ислама. Рассказ о нем приводится по сунне: «К нему явился ангел и сказал: «Читай!» - на что он ответил: «Я не умею читать!». Пророк сказал: «Тогда он взял и сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: «Читай!» Я снова сказал: «Я не умею читать!» Тогда он сжал меня во второй раз так, что я опять напрягся до предела, а потом отпустил меня и сказал: «Читай!» - и я в третий раз сказал ему в ответ: «Я не умею читать!» И он сжал меня в третий раз, а затем отпустил, сказав: «Читай!» Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший…» (Аль-Джами ас-Сахих). Мухаммед ночами и днями пребывал в состоянии мучительной неуверенности и тревоги. Явившийся на горе Хира приходил по ночам к нему в дом. Мухаммеда не оставляла тревога. Не сказав ни единого слова, этот некто покидал спальню. Жена его Хадиджа уговорила Мухаммеда разбудить ее, когда загадочный посетитель придет вновь. Когда в следующий приход ночного гостя, Мухаммед разбудил Хадиджу, она предложила мужу сесть у её левого бедра и спросила: продолжает ли он видеть гостя (сама она не видела). Мухаммед подтвердил. - Тогда обойди вокруг постели и сядь у моего правого бедра, - попросила Хадиджа и вновь спросила, видит ли его. Мухаммед подтвердил, что видит. Тогда незаметно для Мухаммеда Хадиджа обнажила себя, и ночной гость исчез. Жена стала уверять, что приходил ангел, а не дьявол, который не удалился бы, видя её наготу. Удивляет, как легко и, мягко говоря, наивно, решился вопрос, который в духовном плане является вопросом жизни или смерти. Прежде всего, ангел существо бесплотное и для его взора нет вещественных преград: он может видеть и через одежды. Одежды прикрывают наготу только от человеческих глаз. Да и само тело человеческое не является чем-то порочным. Оно есть творение Божие. Греховна человеческая похоть и плотское вожделение, а не тело. В раю прародители были наги и не стыдились (Быт.2:25). Природа ангела неповрежденная. Им чужды человеческие страсти. А если это был демон, то он легко мог прибегнуть к хитрости. Зная каким способом его испытывают, специально мог удалиться, чтобы его приняли за ангела.

При определении подлинности откровения важны не только обстоятельства, при которых оно было дано, но и содержание учение и личность создателя новой религии.

Иисус Христос дал людям всесовершенный пример целомудрия. Святые же отцы, восприняв нравственный дух Евангелия, всегда смотрели на девство как на трудный, но высокий духовный подвиг. Мохаммед же имел много жен. «Общее число женщин, на которых женился Посланник Аллаха, было тринадцать… Пророк женился на Аише, дочери Абу Бакра ас-Сиддика в Мекке, когда ей было семь лет. А стал жить с ней в Медине, когда ей исполнилось девять или десять лет. Аиша была единственной девственницей, на которой женился Пророк …» (Ибн Хишам. Жизнеописания пророка Мухаммада). Мухаммед взял себе Зейнаб, жену своего приемного сына Зеида, заставив последнего развестись.

Иисус Христос даже распинавших Его на Кресте простил. Своим ученикам Он заповедал: Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф.5:44–45). По учению Мухаммеда: «А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то - удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы» (Коран. 47:4).

Иисус Христос учит: Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лк.12:29–31). О Мухаммеде читаем: «Услышав о том, что Абу Суфьян возвращается из Сирии, Пророк призвал мусульман напасть на них, говоря: «Вот караван курайшитов. В нем - их богатства. Нападайте на них, и, может, с помощью Аллаха они вам достанутся!» В другой раз: «Потом Посланник Аллаха разделил имущество Бану Курайза, их женщин и детей среди мусульман. В этот день были определены доли всадников и пеших воинов, а также была выделена пятая часть добычи. Всаднику полагалось три доли: лошади - две доли, а всаднику - одна; пешему воину - одна доля. Во время осады Бану Курайза было тридцать шесть всадников. Это была первая добыча, разделенная на доли и выделенная из нее пятая часть. На основании этого обычая продолжался раздел добычи и в дальнейшем во время походов. Потом Пророк послал Саада ибн Зайда аль-Ансари из Бану Абд аль-Ашхаль с пленниками из Бану Курайза в Неджд и обменял их там на коней и оружие. Пророк выбрал для себя из пленниц Райхану бинт Амр - одну из женщин Бану Амр ибн Курайза. Она находилась у Посланника Аллаха до его кончины, была его собственностью» (Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада).

Иисус Христос сам себя отдал в Жертву за спасение людей и добровольно пошел на мучительнейшую смерть на Кресте. О Мухаммеде читаем: «Ибн Исхак передал: «Потом они сдались, и Пророк запер их в Медине в доме Бинт аль-Харис, женщины из Бану ан-Наджжар. Потом Пророк пошел на рынок Медины и вырыл там несколько рвов. Потом велел их привести, и отрубил им головы в этих рвах. Людей приводили к рвам группами. Среди них был враг Аллаха Хавай ибн Ахтаб, Кааб ибн Асад, глава племени - всего шестьсот или семьсот человек. Говорят также, что их было от восьмисот до девятисот человек».

Можно продолжить сравнение двух религий, но приведенного уже достаточно, чтобы увидеть разницу между Божественным и человеческим.

Почему Господь позволил некоторым из религий так распространиться? Потому, что Бог дал человеку свободу воли и не отнимает её, если даже человек заблуждается. Ведь и атеизм и неверие тоже распространились в мире и составляют как бы мировую псевдорелигию, основанную на вере в абсолютность материи. Почему? Потому что человек свободен, и насильственно заставить его верить и спасаться невозможно.

Наверняка каждый разумный человек задавал себе вопрос: «Почему Бог один, а религий много?» Действительно, не является ли странным со стороны Бога допускать такой плюрализм, который зачастую порождает вражду между людьми?

Ведь мы живем в мире, где царят единые физические законы. Логично было бы заключить, что в сфере духа тоже должны быть единые законы. Но почему же в области духовных традиций столько различий и противоречий? У этого есть внешние и внутренние причины. К внешним причинам относятся различия в этнических, культурных, географических и языковых условиях, в рамках которых развивались основные мировые религии. Подобно тому, как луч белого света, проходя через призму, расщепляется на спектр, так и единая религия, преломляясь через различные обстоятельства этого мира, приобретает разные формы. Поэтому вполне естественно, что люди разных духовных традиций используют различные термины, по-разному одеваются, совершают обряды и т.д. Кроме того, безотказно работает принцип «испорченного телефона», когда из поколения в поколение послание искажается. И чем дальше, тем больше изменений, которые находят потом свое выражение во внешней форме.

Даже в рамках основных религий с течением времени начинает происходить дробление, и вычленяются новые направления. Это происходит по внутренним причинам. К ним относятся: разный внутренний уровень культуры, различная мотивация, с которой люди обращаются к Богу. В рамках одной традиции у разных людей могут быть разные мотивы, что заставляет их вносить изменения в философию и практику, и позже это перерастает в различные самостоятельные направления. И этот процесс неизбежен.

Кришна, Моисей, Будда, Христос, Мухаммед в разные времена и в разных местах обращались к разным людям разной степени образованности. Вполне естественно, что одни и те же истины им приходилось адаптировать согласно месту, времени и обстоятельствам. Например, если ваш бытовой прибор работает от 110 вольт, а вы без понижающего трансформатора включили его в розетку на 220 вольт, он просто не справится с напряжением и сгорит. Солнце тоже не мгновенно оказывается в зените, а постепенно встает из-за горизонта. В системе образования по этому же принципу первоклассникам дают самую базисную информацию, а старшеклассникам уже открывают более тонкие и сложные вещи. Но учебники для разных классов — это не принципиально разные вещи. Они являются разными ступенями единой системы образования.

В духовной сфере, чтобы избежать «несварения» существует тот же принцип адаптации знания в соответствии с уровнем человека. Кроме того, духовные потребности у всех разные. Например, один человек, изучая иностранный язык, вполне обходится маленьким разговорником для удовлетворения простых нужд. А другому требуется многотомный словарь, позволяющий вникнуть в детали. Так же и некоторые религии предназначены для того, чтобы «объясняться с Богом на пальцах», а другие — чтобы войти в самые сокровенные сферы духовности.

Итак, попробуем увидеть феномен религии снаружи и изнутри, пользуясь таблицей на следующей странице. Таблица рассматривает феномен религии в трех основных ипостасях: как конфессию, как обращение к Богу, как потребность души. Эти три среза религии отражены в трех колонках таблицы.

Первая колонка рассматривает религию как конфессию, которая часто связана с национальной принадлежностью. Поскольку разные нации весьма отличаются внешне, то результатом такого поверхностного отношения к религии часто бывают конфликты. Фанатичные приверженцы формы возмущаются тем, что у иноверцев внешне «все неправильно». Вот несколько примеров конфликтов, вызванных таким поверхностным отношением к религии: в Северной Ирландии постоянно конфликтуют протестанты и католики; в Сербии — православные и мусульмане; в северной Индии — мусульмане и индуисты. На таком уровне люди видят только различия в прическах, одежде, символике, терминологии и ритуале.

Отношение к религии по национальному признаку также рождает и совершенно неожиданные проблемы. Например, если отец семейства татарин, а мать — русская (или наоборот), то чью религию должны принять их дети? Отец — татарин — по идее должен быть мусульманином, а русская мать — православной. Кому должны изменить их дети, Христу или Аллаху? Как ни поступай, станешь предателем.

Видя подобные недоразумения в религиозной среде, многие интеллигентные люди вообще отворачиваются от религии или пытаются практиковать духовную жизнь без принадлежности к внешним формам. Но это практически невозможно. Ведь даже атеистичная культура в нашей стране времен «построения коммунизма» не смогла придумать ничего нового. Вместо икон были изображения и бюсты «вождя мирового пролетариата». Вместо крестиков при посвящении новообращенным повязывали пионерские галстуки, а вместо алтарей на каждом предприятии были красные уголки со своим «иконостасом» и «священными писаниями» классиков. Поэтому, с одной стороны, внешняя форма создает проблемы, но совсем без нее тоже не обойтись. Практиковать духовную жизнь вне сложившейся традиции столь же неудобно, как пить воду без стакана. Форма или стакан не столь важны, но они помогают воспринять сущность.

Теперь перейдем ко второй колонке — религия как обращение к Богу. Если первая колонка больше говорила о внешних обозначениях и национальной принадлежности, вторая колонка говорит о внутреннем мире или тонком теле человека. Например, по первой колонке вы христианин. Вторая колонка вскрывает ваши мотивы — зачем вы христианин? Ответ может быть неоднозначным.

В целом существует три группы мотивов:

  • 1) Одни хотят от Бога материальных благ (здоровье, богатство, удача и т.д.);
  • 2) Вторые наоборот хотят освобождения от материи, спасения души;
  • 3) Третьи хотят личных отношений с Богом, высшей формы любви.

Все три вида мотивов могут встречаться в любой конфессии.

Для представителей первой категории Бог — не цель, а средство достижения своих материальных планов. На этом уровне находится большинство адептов любой религии. Именно они вследствие своей недостаточной духовной зрелости больше всего склонны к конфликтам с другими конфессиями. Их мотивация — самая низкая, но поскольку они все же обращаются к Богу — самому чистому — постепенно они очищаются, осознают бренность материи и могут перейти в более высокую категорию.

Вторая категория — это люди, уставшие от материальной жизни. Они хотят вечности и покоя. Их цель — спасение или нирвана. Их привлекает более простая жизнь, они любят философию и склонны к аскезам. Эти люди более зрелы и потому более терпимы к другим. Им нечего делить, т.к. этот мир их уже не привлекает. Таких людей значительно меньше. Те, кто воспринимают религию как путь к Богу, не имеют проблем с другими конфессиями. Поэтому они видят не столько различия, сколько разнообразие и это понижает риск конфликта.

Третья категория — это те, кто не стремятся к материальному (как первые) и не пытаются его отринуть (как вторые), а стараются все использовать в служении Богу, чтобы так развить живые отношения с Ним . Поскольку такие люди все воспринимают в связи с Богом, они дружелюбно относятся ко всем, как к божьему творению. Любя Бога, они любят всех. Такие люди крайне редко встречаются. Как школьник переходит из класса в класс, познавая все более высокое знание, так и адепт любой конфессии должен совершать внутренний прогресс, меняя мотивацию поклонения на более высокую. Иначе он будет оставаться вечным новичком.

Мотив обращения к Богу ради развития любви естественно согласуется с третьей колонкой в таблице — религия как потребность души. Потребность в Боге есть абсолютно у каждого, потому что мы все Его частицы и всегда энергетически зависимы от Него.

Разница в том, что одни люди ощущают зависимость от высшей силы косвенно, через зависимость от материи , а другие четко осознают, что за материальной природой стоит Бог, и потому хотят общаться с Ним прямо . Такие люди чувствуют потребность в Боге столь же остро, как обычные люди чувствуют потребность в пище, воде и воздухе. Как говорят Веды, «мы не можем хотеть того, чего не существует». Например, наше физическое тело может нуждаться только в тех элементах, которые есть в природе, т.к. само тело состоит из этой природы. Так же и душа, будучи частицей Бога, прямо или косвенно нуждается в Нем.

Если первые две колонки показывают потребности людей в Боге в связи с материей (дай мне материю или освободи меня от материи) , то третья колонк а отражает потребность души в самом Боге, а не Его энергиях . Теперь Бог становится не средством, а целью. Те, кто воспринимают религию на этом уровне, независимо от конфессии обладают самым глубоким пониманием религии. Они видят духовное единство всех традиций.

Итак, теперь мы можем связать все три колонки воедино, начав с конца.

Сама потребность в Боге исходит из души (колонка 3), окрашивается определенным мотивом в уме (колонка 2) и выходит на поверхность в виде определенной конфессии (колонка 1).

Рассмотрев феномен религии по таблице, мы увидели некоторые внешние и внутренние причины различия духовных традиций. Но это касается только настоящих религий, идущих от Бога и ведущих к Нему. К сожалению, этим религиозная палитра не ограничивается. Ведь есть еще целый «букет» человеческих творений в этой сфере, которые тоже зачастую считаются религиями, хотя, по сути, таковыми не являются.

В связи с этим Веды выделяют пять видов мнимой религии. Это подобно тому, как подпольные фирмы подделывают мировые бренды и продают их по дешевке. Как ни странно, у них находится много покупателей. В конце концов, где вы найдете больше народу, в фирменных магазинах или на китайском рынке? Подобно этому, на рынке духовных услуг сейчас можно найти массу разбавленных и кастрированных учений, которые привлекают в свои ряды публику, падкую на то, что подешевле. Хотя, с одной стороны, это плохо, с другой стороны — это естественный сепаратор, который отделяет искренних людей, готовых «платить полную цену», от тех, кто хочет получить то же самое, но даром, даже не понимая, что это — самообман.

Многие неискушенные люди принимают за религию различные формы магии, системы по развитию внутренних способностей, различные этические и оздоровительные системы, которые по сути не являются духовными путями.

Чтобы называться религией система должна содержать ясное понятие о Боге, душе и их отношениях. Иначе это все, что угодно, но только не религия.

Кроме того, Веды выделяют еще несколько причин различия форм поклонения.

Во-первых, это три гуны природы. Люди под воздействием гуны благости склонны поклоняться Верховному (независимо от конфессии) . Те, на кого действует гуна страсти , поклоняются сильным мира сего , а те, кто находится под влиянием гуны невежества , поклоняются призракам и духам.

Во-вторых, Веды утверждают, что у Бога много обличий, и Его разнообразные формы имеют различных поклонников, что тоже вносит разнообразие во внешние формы религий.

Нет необходимости пытаться искусственно объединить все религии в одну, т.к. они уже объединены единством цели и подобны разным ступеням на одной лестнице. Все, что нужно, так это на основе знания и здравого смысла научиться отличать настоящее духовное послание от дешевой подделки. А что касается разнообразия, то если оно присуще материальной жизни, почему же духовная жизнь должна быть лишена этого?

Здравствуйте! Я хочу прийти к вере, к Богу, к Церкви. Я преклоняюсь перед чудесным миром, созданным Богом, разделяю почти всё, что написано в Новом Завете, влечет меня и духовная жизнь, Церковь. Но есть вопросы, которые отчасти развенчивают мою веру. Зачем Бог создал зло? Зло нечеловеческое: природные катастрофы, голод, болезни, страдания больных детей. Зачем Ему этот ужас? Зло человеческое. Человек, творение Бога, делает зло - зачем Бог допустил это. Бог тогда сам отвечает за зло человека, а не человек, его создание, - перед Богом. Почему религий много? Я не могу принять, что только христианство обладает абсолютной истиной, а как же миллиарды других верующих и праведных людей? Если бы Бог создал бы несколько равновеликих религий, то было бы проще это понять. Но религии сильно не стыкуются между собой - в буддизме нет даже единого Бога. Юрий.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Юрий!

Надо привыкать к тому, что на вопросы, подобные тем, что Вы здесь задали, никогда не было четких и определённых ответов, поскольку здесь гораздо больше тайны, нам не открытой. Впрочем, Бог зло не создавал: оно появилось вследствие творения мира и разумных существ в нем, в чем-то подобных Творцу, но более ограниченных, чем Он сам, часть из которых решила уклониться от божественного миропорядка или даже взбунтоваться против него, возможно, из соображений его улучшения или развития, и вот, как следствие этого и возникло зло, и возникает каждый раз, когда человек вроде бы действует из благих побуждений, но при этом проявляет своеволие и навязывает свои принципы и представления другим.
Можно сказать, что Бог по-своему ответствен за творение мира и человека в нем – этот вопрос поставлен еще в книге Иова, а определенный ответ дан на него в судьбе Сына Божьего, Иисуса Христа, взявшего на Себя все последствия отпадения людей.
Каждая мировая религия, разумеется, по-своему истинна. Но с христианской точки зрения все религии имеют своё завершение и исполнение во Христе, и вера в Иисуса в идеале является концом всякой религии. Это очень хорошо показал о. Александр Мень в своем семитомнике по истории религий «В поисках пути, истины и жизни». Разумеется, истина как таковая, – во Христе, но не в религиозной организации, где среди верующих можно встретить в том числе разные заблуждения, поскольку нет ни одного человека, который бы не ошибался. И истинность Христа не столько в отвлеченных утверждениях, сколько в способе жизни: Иисус не давал какого-то законченного учения, но дал образец, как важно жить, поступая по любви. В Нем путь, истина и жизнь неотделимы друг от друга – см. Ин. 14, 6.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Еще очень давно в человеке зародилось столь прекрасное чувство, как вера в Бога и высшие силы, которые определяют судьбы людей и то, что они будут делать в дальнейшем. Существует огромное количество , каждая из которых имеет свои законы, порядки, памятные даты календаря, запреты. Сколько лет религиям мира? - вопрос, на который сложно дать точный ответ.

Древние признаки зарождения религий

Известно, что в разных формах начали существовать уже огромное количество лет тому назад. Раньше людям свойственно было свято и слепо верить в то, что жизнь могут даровать 4 стихии: воздух, вода, земля и солнце. К слову, такая религия существует по сей день и называется она политеизмом. Сколько религий существует в мире, хотя бы основных? Сегодня нет каких-либо запретов на то или иное вероисповедание. Поэтому и религиозных течений создается все больше и больше, но основные все же есть, и их не так много.

Религия - что это такое?

В понятие религии принято включать определенную последовательность ритуалов, обрядов и обычаев, совершаемых либо ежедневно (примером здесь является ежедневная молитва), либо периодически, а иногда и вовсе однократно. Сюда можно отнести венчание, исповедь, причастие, крещение. Любая религия в принципе направлена на то, чтобы объединять совершенно разных людей в большие группы. Несмотря на некоторые культурные различия, многие религии схожи по посылу, который доносится верующим. Различие состоит только во внешнем оформлении ритуалов. Сколько основных религий в мире существует? На этот вопрос и будет дан ответ в данной статье.

Можно считать христианство, буддизм и ислам. Последнюю религию исповедуют больше в странах Востока, а буддизм практикуется в Азиатских странах. Каждая из перечисленных религиозных ветвей имеет историю, которая длится больше нескольких тысяч лет, а также ряд нерушимых традиций, которые соблюдаются всеми глубоко верующими людьми.

География религиозных течений

Что касается географической раздробленности, здесь еще около 100 лет тому назад была возможность отследить преобладание какой-либо конфессии, сейчас же этого не существует и в помине. К примеру, раньше больше убежденных христиан проживало на территории Африки, Европы, Южной Америки, Австралийского континента.

Мусульманами можно было назвать жителей Северной Африки и ближнего Востока, а верящими в Будду считались люди, поселившиеся на территории Юго-Восточной части Евразии. На улицах среднеазиатских городков сейчас все чаще и чаще можно увидеть стоящие практически бок о бок мусульманские мечети и церкви христианского вероисповедания.

Сколько в мире религий основных?

Что касается вопроса о знании основателей мировых религий, большинство из них известно всем верующим. К примеру, основоположником христианства стал Иисус Христос (согласно другому мнению, Бог, Иисус и Святой Дух), основателем буддизма считается Сиддхартха Гуатама, другое имя которого - Будда, и, наконец, основы ислама, как считают многие верующие, заложил Пророк Мухаммед.

Интересным фактом является то, что и ислам, и христианство условно происходят от одной веры, которая зовется иудаизмом. Приемником Иисуса в этой вере считают Иса Ибн Марияма. Имеют отношение к этому ответвлению веры и другие известные пророки, которые были упомянуты в Священном Писании. Многие верующие люди считают, что пророк Мухаммед появился на земле еще раньше, чем люди увидели Иисуса.

Буддизм

Что касается буддизма, эта религиозная конфессия по праву признана самой древней среди всех, которые только известны человеческому разуму. История данной веры насчитывает в среднем около двух с половиной тысячелетий, возможно, даже намного больше. Зарождение религиозного течения под названием буддизм началось в Индии, а основателем стал Сиддхартха Гуатама. Веры сам Будда достигал постепенно, шаг за шагом продвигаясь к чуду просветления, которым затем Будда стал щедро делиться с себе подобными грешниками. Учение Будды стало основой для написания священной книги под названием Трипитака. На сегодняшний день наиболее распространенными этапами буддистской веры считаются такие, как хинаяма, махаяма и ваджаяма. Приверженцы веры в буддизм считают, что главным в жизни человека является хорошее состояние кармы, которое достигается только путем свершения добрых дел. Каждый буддист сам проходит путь к очищению кармы через лишения и боль.

Многие, особенно сегодня, задаются вопросом, сколько религий в мире существует? Число всех направлений назвать сложно, ведь практически каждый день появляются новые. В нашей статье поговорим об основных. Следующее религиозное направление относится к их числу.

Христианство

Христианство - вера, которая огромное количество тысячелетий назад была основана Иисусом Христом. По мнению ученых, религия христианства была заложена еще в 1 веке до эры человечества. Появилось данное религиозное течение в Палестине, а вечный огонь снизошел до Иерусалима, где горит до сих пор. Тем не менее есть мнение о том, что люди узнали об этой вере еще раньше, причем почти на целую тысячу лет. Также бытует мнение о том, что впервые люди познакомились не с Христом, а с основоположником иудаизма. Среди христиан можно выделить католиков, православных и протестантов. Кроме того, существуют огромные группы людей, называющих себя христианами, но верящих в совсем другие догмы и посещающих другие общественные организации.

Постулаты христианства

Главными нерушимыми постулатами христианства является вера в то, что Бог имеет три обличия (Отец, Сын и Святой дух), вера в спасительную гибель и в явление реинкарнации. Кроме того, последователи христианства практикуют веру в зло и добро, представленное ангельским обличием и дьявольским.

В отличие от протестантов и католиков, христиане не верят в существование так называемого «чистилища», где души грешников проходят отбор в рай или ад. Протестанты полагают, что в том случае, если вера в спасение сохранится в душе, значит, человек гарантировано отправится в рай. Протестанты считают, что смысл проведения обрядов состоит не в красоте, а в искренности, именно потому обряды не отличаются пышностью, а их численность намного меньше, чем в христианстве.

Ислам

Что касается ислама, эта религия считается относительно новой, так как появилась только лишь в 7 веке до нашей эры. Место появления - Аравийский полуостров, где жили турки и греки. Место православной библии занимает священный Коран, в котором собраны все основные законы вероисповедания. В исламе, как и в христианстве, существует несколько направлений: сунитизм, шиитизм и хариджитизм. Отличие этих направлений друг от друга заключается в том, что сунниты признают «правой рукой» пророка Мохаммеда четырех халифов, а кроме Корана, священной книгой для них считается собрание наставлений пророка.

Шииты считают, что продолжателями дела пророка могут быть только кровные наследники. Хариджиты верят практически в то же, только полагают, что наследовать права пророка могут только кровные потомки либо приближенные лица.

Мусульманская вера признает существование Аллаха и пророка Мохаммеда, а также придерживаются мнения, что жизнь после смерти существует, а человек может переродиться в любое живое существо или даже предмет. Любой мусульманин свято верит в силу святых обычаев, поэтому ежегодно совершает паломничество по святым местам. Поистине священным городом для всех мусульман является Иерусалим. Салят является обязательным обрядом для каждого приверженца мусульманской веры, а главный его смысл состоит в молитве по утрам и вечерам. Молитва повторяется 5 раз, после чего верующие стараются соблюсти пост по всем правилам.

В этой вере в течение месяца рамадана верующим запрещается развлекаться, а разрешается посвящать себя только молитве Аллаху. Главным городом паломников считается Мекка.

Мы разобрали основные направления. Подводя итоги, заметим: сколько в мире религий, столько и мнений. К сожалению, представители не всех религиозных течений полностью принимают существование другого направления. Зачастую это приводило даже к войнам. В современном мире некоторые агрессивно настроенные деятели используют образ «сектанта» или «тоталитарной секты» как пугало, продвигая нетерпимость к любой нетрадиционной религиозности. Однако, какими бы разными ни были религиозные направления, у них, как правило, есть нечто общее.

Единство и различия основных религий

Общность всех религиозных конфессий скрыта и одновременно проста тем, что все они учат терпимости, любви к Богу в любых проявлениях, милосердию и доброму отношению к людям. И ислам, и христианская вера пропагандируют воскрешение после земной кончины, за коим следует перерождение. Кроме того, ислам и христианство сообща полагают, что судьба предначертана небом, и исправить ее в силах только Аллах или, как называют его христиане, Господь Бог. Хотя учение буддистов разительно отличается от христианства и ислама, объединяет эти «ветви» то, что воспевается определенная мораль, оступаться при которой непозволительно никому.

Общие черты имеют и наставления, данные Всевышним грешным людям. У буддистов это догмы, у христиан заповеди, а у приверженцев ислама это выдержки из Корана. Неважно, сколько мировых религий существует в мире. Главное, что они все приближают человека к Господу. Заповеди для каждой веры одинаковы, только имеют разный слог пересказа. Везде запрещается лгать, убивать, воровать, а также везде призывают к милосердию и спокойствию, к взаимоуважению и любви к ближнему.

Похожие публикации