Химия естественная наука. Химия – естественная наука

Химия – наука о превращениях веществ, связанных с изменением электронного окружения атомных ядер. В данном определении необходимо дополнительно уточнить термины «вещество» и «наука».

Согласно Химической энциклопедии:

Вещество – вид материи, которая обладает массой покоя. Состоит из элементарных частиц: электронов, протонов, нейтронов, мезонов и др. Химия изучает главным образом вещество, организованное в атомы, молекулы, ионы и радикалы. Такие вещества принято подразделять на простые и сложные (хим. соединения). Простые вещества образованы атомами одного хим. элемента и потому являются формой его существования в свободном состоянии, например, сера, железо, озон, алмаз. Сложные вещества образованы разными элементами и могут иметь состав постоянный.

В трактовке термина «наука» существует множество разногласий. Здесь вполне приложимо высказывание Рене Декарта (1596-1650): «Определите значение слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений». Наукой принято называть сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. Канадский философ Уильям Хетчер определяет современную науку, как «способ познания реального мира, включающего в себя как ощущаемую органами чувств человека реальность, так и реальность невидимую, способ познания, основанный на построении проверяемых моделей этой реальности». Такое определение близко к пониманию науки академиком В.И.Вернадским, английским математиком А.Уайтхедом, другими известными учеными.

В научных моделях мира обычно выделяются три уровня, которые в конкретной дисциплине могут быть представлены в различном соотношении:

* эмпирический материал (экспериментальные данные);

* идеализированные образы (физические модели);

*математическое описание (формулы и уравнения).

Наглядно-модельное рассмотрение мира неизбежно ведет к приблизительности любой модели. А.Эйнштейн (1879-1955) говорил «Пока математические законы описывают действительность, они неопределенны, а когда они перестают быть неопределенными, они теряют связь с действительностью».

Химия относится к числу естественных наук, изучающих окружающий нас мир со всем богатством его форм и многообразием происходящих в нем явлений. Специфику естественнонаучного знания можно определить тремя признаками: истинность, интерсубъективность и системность. Истинность научных истин определяется принципом достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Интерсубъективность означает, что каждый исследователь должен получать одинаковые результаты при изучении одного и того же объекта в одних и тех же условиях. Системность научного знания подразумевает его строгую индуктивно-дедуктивную структуру.

Химия – это наука о превращениях веществ. Она изучает состав и строение веществ, зависимость свойств веществ от их состава и строения, условия и пути превращения одних веществ в другие. Химические изменения всегда связаны с изменениями физическими. Поэтому химия тесно связана с физикой. Химия также связана с биологией, поскольку биологические процессы сопровождаются непрерывными химическими превращениями.

Совершенствование методов исследования, прежде всего экспериментальной техники, привело к разделению науки на все более узкие направления. В результате количество и «качество», т.е. надежность информации возросли. Однако невозможность для одного человека обладать полными знаниями даже для смежных научных областей породила новые проблемы. Как в военной стратегии самые слабые места обороны и наступления оказываются на стыках фронтов, в науке наименее разработанными остаются области, не поддающиеся однозначной классификации. Среди прочих причин можно отметить и сложность с получением соответствующей квалификационной ступени (ученой степени) для ученых, работающих в областях «стыка наук». Но там же делаются и основные открытия современности.

В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия играет исключительно важную роль. Нет почти ни одной отрасли производства, не связанной с применением химии. Природа дает нам лишь исходное сырье – дерево, руду, нефть и др. Подвергая природные материалы химической переработке, получают различные вещества, необходимые для сельского хозяйства, промышленного производства, медицины, быта – удобрения, металлы, пластические массы, лаки, краски, лекарственные вещества, мыло и т.д. Для переработки природного сырья необходимо знать законы превращения веществ, а эти знания дает химия. Развитие химической промышленности – одно из важнейших условий технического прогресса.

Химические системы

Объект изучения в химии – химическая система . Химическая система – это совокупность веществ, находящихся во взаимодействии и мысленно или фактически обособленно от окружающей среды. Примерами системы могут служить совершенно разные объекты.

Простейшим носителем химических свойств служит атом – система, состоящая из ядра и движущихся вокруг него электронов. В результате химического взаимодействия атомов образуются молекулы (радикалы, ионы, атомные кристаллы) –системы, состоящие из нескольких ядер, в общем поле которых движутся электроны. Макросистемы состоят из совокупности большого количества молекул – растворы различных солей, смесь газов над поверхностью катализатора в химической реакции и т.д.

В зависимости от характера взаимодействия системы с окружающей средой различают открытые, закрытые и изолированные системы. Открытой системой называется система, способная обмениваться с окружающей средой энергией и массой. Например, при смешении в открытом сосуде соды с раствором соляной кислоты протекает реакция:

Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O.

Масса этой системы уменьшается (улетучивается углекислый газ и частично пары воды), часть выделившейся теплоты тратится на нагрев окружающего воздуха.

Закрытой называется система, которая может обмениваться с окружающей средой только энергией. Рассмотренная выше система, находящаяся в закрытом сосуде, будет примером закрытой системы. В этом случае обмен массой невозможен и масса системы остается постоянной, но теплота реакции через стенки пробирки передается окружающей среде.

Изолированной системой называется система постоянного объема, в которой не происходит обмена с окружающей средой ни массой, ни энергией. Понятие изолированной системы является абстрактным, т.к. на практике абсолютно изолированной системы не существует.

Отдельная часть системы, ограниченная от других хотя бы одной поверхностью раздела, называется фазой . Например, система, состоящая из воды, льда и пара, включает три фазы и две поверхности раздела (рис. 1.1). Фаза может быть механически отделена от других фаз системы.

Рис.1.1 – Многофазная система.

Не всегда фаза на всем протяжении одинаковые физические свойства и однородный химический состав. Примером может служить атмосфера земли. В нижних слоях атмосфера концентрация газов выше, выше и температура воздуха, в верхних же слоях происходит разрежение воздуха и понижение температуры. Т.е. однородность химического состава и физических свойств на протяжении всей фазы в данном случае не соблюдается. Также фаза может быть прерывной, например, кусочки льда, плавающие на поверхности воды, туман, дым, пена – двухфазные системы, в которых одна фаза является прерывной.

Система, состоящая из веществ, находящихся в одной фазе, называется гомогенной . Система, состоящая из веществ в разных фазах и имеющая хотя бы одну границу раздела, называется гетерогенной .

Вещества, из которых состоит химическая система – компоненты. Компонент может быть выделен из системы и существовать вне ее. Например, известно, что при растворении хлорида натрия в воде он распадается на ионы Na + и Cl – , однако эти ионы не могут считаться компонентами системы – раствора соли в воде, т.к. они не могут быть выделены из данного раствора и существовать по отдельности. Компонентами будут вода и хлорид натрия.

Состояние системы определяется ее параметрами. Параметра могут быть заданы как на молекулярном уровне (координаты, количество движения каждой из молекул, валентные углы и пр.), так и на макроуровне (например, давление, температура).

Строение атома.


Похожая информация.


Химия - естественная наука. Химия в окружающем мире. Краткие сведения из истории химии

Химия относится к естественным наукам. Химия - это наука о веществах, их свойствах и преобразования. Предметом химии являются химические элементы и их соединения, а также закономерности, по которым протекают химические реакции. Современная химия весьма разнообразна как по объектам, так и по методам их исследования, поэтому многие из ее разделов является самостоятельными науками. Сейчас основными разделами химии считаются неорганическая химия, органическая химия и физическая химия. Вместе с тем, значительные разделы химии возникли на границе с другими науками. Так, взаимодействие химии и физики дало, кроме физической химии, химической физике. Одним из передовых направлений химии является биохимия - наука, изучающая химические основы жизни. Почти каждое научное исследование требует использования физических методов для установления структуры вещества и математических методов для анализа результатов.

Химия играет важную роль в научно-техническом прогрессе. Она нашла применение во всех отраслях науки, техники и производства. Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в ценные продукты. Химия имеет значительное влияние на производительность сельскохозяйственного производства. Не менее значительна роль химии в производстве пластмасс, красок, строительных материалов, синтетических тканей, синтетических моющих средств, парфюмерно-парфюмерных средств, фармацевтических препаратов. Изучение химии помогает человеку не только повышать общую эрудицию, но и познавать себя и окружающий мир.

Термин "химия" впервые появился в трактате египетского грека Зосимуса в 400 годах нашей эры, в котором Зосимус говорит, что "химии" людей научили демоны, которые сошли на землю с небес. Название "химия" происходит от слова "Хеми" или "Хумана", которым древние египтяне называли свою страну, а также нильский чернозем.

Первыми учеными-химиками были египетские жрецы. В третьем веке до нашей эры уже были собраны и описаны значительный экспериментальный материал. В известной Александрийской библиотеке насчитывалось около семи сотен рукописных книг, хранившихся много работ по химии. Греческий философ Демокрит, который жил в пятом веке до нашей эры, впервые высказал мысль, что все тела состоят из маленьких невидимых неделимых частиц твердой материи, движущиеся. Он назвал эти частицы "атомами". С третьего века нашей эры в истории химии начался период алхимии, целью которой были поиски путей превращения неблагородных металлов в благородные (серебро и золото) с помощью философского камня. На Руси алхимия не имела широкого распространения, хотя трактаты алхимиков были известны. В начале шестого века алхимики стали применять свои знания для нужд производства и лечения. В период семнадцатом-восемнадцатом века в химических исследованиях начали использовать экспериментальные методы.

Первой теорией научной химии была теория флогистона (невесомой вещества, которое выделяется из вещества при горении веществ), предложенная Г. Шталь в восемнадцатом веке. Эта теория оказалась ошибочной, хотя и просуществовала почти век. Французский химик А. Лавуазье и русский химик М. В. Ломоносов применили точные измерения при изучении химических реакций, опровергли теорию флогистона и сформулировали закон сохранения массы. С 1789 до 1860 года продолжался период количественных химических законов (атомно-молекулярного учения). Современный этап развития химической науки, начавшийся в двадцатом веке, продолжается и до наших дней. Любые успехи практической химии настоящее основываются на достижениях фундаментальной науки.

Наука - одна из важнейших областей человеческой деятельности на современном этапе развития мировой цивилизации. На сегодняшний день существуют сотни различных дисциплин: технические, общественные, гуманитарные, естественные науки. Что они изучают? Как развивалось естествоведение в историческом аспекте?

Естественная наука - это...

Что такое естествознание? Когда оно зародилось и из каких направлений состоит?

Естественная наука - это дисциплина, изучающая природные явления и феномены, которые выступают внешними по отношению к субъекту исследований (человеку). Термин "естествознание" в русском языке происходит от слова "естество", что есть синонимом к слову "природа".

Фундаментом естествознания можно считать математику, а также философию. Из них, по большому счету, вышли все современные естественные науки. Вначале натуралисты пытались ответить на все вопросы, касающиеся природы и её всяческих проявлений. Затем, по мере усложнения предмета исследований, естествознание начало дробиться на отдельные дисциплины, которые со временем ставали все более обособленными.

В контексте современного времени естественная наука - это комплекс научных дисциплин о природе, взятых в их тесной взаимосвязи.

История формирования естественных наук

Развитие естественных наук происходило постепенно. Однако интерес человека к явлениям природы проявился еще в древности.

Натурфилософия (по сути, наука) активно развивалась в Древней Греции. Античные мыслители, с помощью примитивных методов исследований и, порой, интуиции, смогли сделать целый ряд научных открытий и важных предположений. Уже тогда натурфилософы были уверены, что Земля вращается вокруг Солнца, могли объяснить солнечные и лунные затмения, довольно точно измерили параметры нашей планеты.

В эпоху Средневековья развитие естествознания заметно замедлилось и находилось в сильной зависимости от церкви. Многие ученые в это время были гонимы за так называемое инаковерие. Все научные исследования и изыскания, по сути, сводились к истолкованию и обоснованию священных писаний. Тем не менее в эпоху Средних веков существенно развивалась логика и теория. Стоит также отметить, что в это время центр натурфилософии (непосредственного изучения природных явлений) географически сместился в сторону арабо-мусульманского региона.

В Европе бурное развитие естествознания начинается (возобновляется) лишь в XVII-XVIII веках. Это время масштабного накопления фактических знаний и эмпирического материала (результатов "полевых" наблюдений и экспериментов). Естественные науки 18 века также основываются в своих исследованиях на результаты многочисленных географических экспедиций, плаваний, изучений вновь открытых земель. В XIX веке снова на первое место выходит логика и теоретическое мышление. В это время ученые активно обрабатывают все собранные факты, выдвигая различные теории, формулируя закономерности.

К самым выдающимся естествоиспытателям в истории мировой науки следует отнести Фалеса, Эратосфена, Пифагора, Клавдия Птолемея, Архимеда, Галилео Галилея, Рене Декарта, Блеза Паскаля, Никола Тесла, Михаила Ломоносова и многих других известных ученых.

Проблема классификации естествознания

К базовым естественным наукам относятся: математика (которую также часто именуют "королевой наук"), химия, физика, биология. Проблема классификации естествознания существует уже давно и беспокоит умы не одного десятка ученых и теоретиков.

Лучше всего с этой дилеммой справился Фридрих Энгельс - немецкий философ и ученый, который более известен в качестве близкого друга Карла Маркса и соавтора его известнейшего труда под названием "Капитал". Он смог выделить два основных принципа (подхода) типологии научных дисциплин: это объективный подход, а также принцип развития.

Максимально подробную предложил советский методолог Бонифатий Кедров. Она не потеряла свою актуальность и в наши дни.

Перечень естественных наук

Весь комплекс научных дисциплин принято делить на три большие группы:

  • гуманитарные (или общественные) науки;
  • технические;
  • естественные.

Природу изучают последние. Полный перечень естественных наук представлен ниже:

  • астрономия;
  • биология;
  • медицина;
  • геология;
  • почвоведение;
  • физика;
  • природоведение;
  • химия;
  • ботаника;
  • зоология;
  • психология.

Что касается математики, то у ученых нет единого мнения, к какой группе научных дисциплин её стоит относить. Одни считают её естественной наукой, другие - точной. Некоторые методологи относят математику в отдельный класс так называемых формальных (или абстрактных) наук.

Химия

Химия - это обширная область естествознания, главным объектом изучения которой является вещество, его свойства и строение. Данная наука рассматривает и объекты на атомно-молекулярном уровне. Она также изучает химические связи и реакции, возникающие при взаимодействии разных структурных частиц вещества.

Впервые теорию о том, что все природные тела состоят из более мелких (не видимых человеку) элементов, выдвинул древнегреческий философ Демокрит. Он предположил, что каждое вещество включает в себя более мелкие частицы, подобно тому, как слова состоят из различных букв.

Современная химия - это сложная наука, включающая в себя несколько десятков дисциплин. Это неорганическая и органическая химии, биохимия, геохимия, даже космохимия.

Физика

Физика - одна из древнейших наук на Земле. Открытые ею законы выступают базисом, фундаментом для всей системы дисциплин естествознания.

Впервые термин "физика" употребил еще Аристотель. В те далекие времена она была практически тождественной философии. В самостоятельную науку физика начала превращаться лишь в XVI веке.

Сегодня под физикой понимают науку, изучающую материю, её строение и движение, а также общие законы природы. В её структуре выделяют несколько основных разделов. Это классическая механика, термодинамика, теория относительности и некоторые другие.

Физическая география

Разграничение между естественными и гуманитарными науками жирной линией прошло по "телу" некогда единой географической науки, разделив отдельные её дисциплины. Так, физическая география (в отличие от экономической и социальной) оказалась в лоне естествознания.

Эта наука изучает географическую оболочку Земли в целом, а также отдельные природные компоненты и системы, входящие в её состав. Современная физическая география состоит из ряда Среди них:

  • ландшафтоведение;
  • геоморфология;
  • климатология;
  • гидрология;
  • океанология;
  • почвоведение и прочие.

Естественные и гуманитарные науки: единство и различия

Гуманитарные, естественные науки - так ли они далеки друг от друга, как это может показаться?

Разумеется, эти дисциплины отличаются по объекту исследований. Естественные науки изучают природу, гуманитарные - концентрируют свое внимание на человеке и обществе. Гуманитарные дисциплины не могут соперничать с естественными в точности, они не способны математически доказать свои теории и подтвердить гипотезы.

С другой стороны, эти науки тесно связаны, переплетены друг с другом. Особенно в условиях XXI века. Так, математика уже давно внедрилась в литературу и музыку, физика и химия - в искусство, психология - в социальную географию и экономику и так далее. Кроме того, уже давно стало очевидным, что многие важные открытия делаются как раз на стыке нескольких научных дисциплин, которые, на первый взгляд, не имеют абсолютно ничего общего.

В заключение...

Естественная наука - это направление науки, изучающее природные явления, процессы и феномены. Таких дисциплин существует огромное множество: и физика, математика и биология, география и астрономия.

Естественные науки, несмотря на многочисленные отличия в предмете и методах исследований, тесно связаны с общественными и гуманитарными дисциплинами. Особенно сильно эта связь проявляется в XXI веке, когда все науки сближаются и переплетаются.

Урок №1

Тема: Химия – естественная наука.

Цель: дать понятие о химии как о науке; показать место химии среди естественных наук; ознакомить с историей зарождения химии; рассмотреть значение химии в жизни человека; изучить правила поведения в кабинете химии; ознакомить с научными методами познания в химии; развивать логику мышления, умения наблюдать; воспитывать интерес к изучаемому предмету, настойчивость, прилежность в изучении предмета.

Ход урока.

I Организация класса.

II Актуализация опорных знаний.

    Какие естественные науки вы знаете, изучаете?

    Почему они называются естественными?

III Сообщение темы, цели урока, мотивация учебной деятельности.

После сообщения темы и цели урока учитель ставит проблемный вопрос.

Как вы думаете, что изучает химия? (Ученики высказывают свои предположения, все они записываются на доске). Затем учитель говорит, что в ходе урока мы выясним, какие предположения являются верными.

III Изучение нового материала.

    Прежде, чем начать наш урок, мы должны изучить правила поведения в химическом кабинете. Посмотрите перед вами на стене стенд, на котором записаны эти правила. Каждый раз, когда вы заходите в кабинет, вы должны повторять эти правила, знать их и неукоснительно выполнять.

(Читаем вслух правила поведения в химическом кабинете.)

Правила поведения учащихся в кабинете химии.

    Входить в кабинет химии можно только с разрешения учителя

    В кабинете химии нужно ходить размеренным шагом. Ни в коем случае нельзя резко двигаться, так как можно опрокинуть оборудование и реактивы, стоящие на столах

    Во время проведения экспериментальных работ в кабинете химии необходимо находиться в халате.

    При проведении экспериментальных работ приступать к работе можно только после разрешения учителя

    При выполнении экспериментов работайте спокойно, без суеты. Не толкайте соседа по парте. Помните! Аккуратность – залог успеха!

    После завершения экспериментов необходимо привести рабочее место в порядок и тщательно вымыть руки с мылом.

    Химия – естественная наука, место химии среди естественных наук.

К естественным наукам относят физическую географию, астроно­мию, физику, биологию, экологию и другие. Они изучают объекты и явления природы.

Поразмыслим, какое место занимает химия среди других наук. Она обеспечивает их веществами, материалами и со­временными технологиями. И вместе с тем использует дости­жения математики, физики, биологии, экологии для собст­венного дальнейшего развития. Следовательно, химия - центральная, фундаментальная наука.

Все больше стираются границы между химией и другими естественными науками. На границе исследований физичес­ких и химических явлений возникли физическая химия и хи­мическая физика. Биохимия - биологическая химия - изуча­ет химический состав и структуру соединений, содержащих­ся в живых организмах.

    История возникновения химии.

Наука о веществах и их превращениях зародилась в Египте – технически наиболее передовой стране древнего мира. Египетские жрецы были первыми химиками. Они владели многими до сих пор неразгаданными химическими секретами. Например, приемами бальзамирования тел умерших фараонов и знати, а также получением некоторых красок.

Такие отрасли производства, как гончарное производство, стеклоделие, крашение, парфюмерия, достигли в Египте значительного развития еще задолго до нашей эры. Химия считалась «божественной» наукой, находилась целиком в руках жрецов и тщательно скрывалась ими от всех непосвященных. Однако, некоторые сведения все же проникали за пределы Египта.

Примерно в VII в. н.э. арабы переняли достояние и приемы работы египетских жрецов и обогатили человечество новыми знаниями. Арабы добавили к слову хеми приставку ал, и лидерство в изучении веществ, которое стало называться алхимией, перешло к арабам. Следует отметить, что на Руси алхимия распространения не имела, хотя труды алхимиков были известны, и даже переводились на церковнославянский язык. Алхимия – это средневековое искусство получения и переработки различных веществ для практических нужд В отличие от древнегреческих философов, которые лишь наблюдали мир, а объяснение строили на предположениях и размышлениях, алхимики действовали, экспериментировали, делая неожиданные открытия и совершенствуя методику эксперимента. Алхимики считали, что металлы – это вещества, состоящие из трех основных элементов: соли – как символа твёрдости и способности к растворимости; серы – как вещества, способного нагреваться и гореть при высоких температурах; ртути – как вещества, способного к испарению и обладающего блеском. В связи с этим предполагалось, что, например, золото, являвшееся драгоценным металлом, тоже обладает точно такими же элементами, а значит и получить его можно из любого металла! Считалось, что получение золота из любого другого металла связано с действием философского камня, которые безуспешно и пытались найти алхимики. Кроме того, они верили, что если выпить эликсир, приготовленный из философского камня, то приобретешь вечную молодость! Но ни философского камня, ни золота из других металлов алхимикам найти и получить не удалось.

    Роль химии в жизни человека.

Ученики перечисляют все стороны положительного влияния химии на жизнь человека. Учитель помогает и направляет мысль обучающихся.

Учитель: А только ли полезное значение в обществе имеет химия? Какие проблемы возникают в связи с применением продуктов химического производства?

(Ученики пытаются найти ответ и на этот вопрос.)

    Методы познания в химии.

Знания о природе человек получает с помощью такого важнейшего метода, как наблюдение.

Наблюдение - это концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения.

С помощью наблюдения человек накапливает информацию об окружающем мире, которую затем систематизирует, выявляя общие закономерности результатов наблюдений. Следующий важный шаг - поиск причин, которые объясняют найденные закономерности.

Для того чтобы наблюдение было плодотворным, необходимо выполнить ряд условий:

    четко определить предмет наблюдения, т. е. то, на что будет обращено внимание наблюдателя, - конкретное вещество, его свойства или превращение одних веществ в другие, условия осуществления этих превращений и т. д.;

    сформулировать цель наблюдения, наблюдатель должен знать, зачем он проводит наблюдение;

    составить план наблюдения, чтобы достигнуть поставленной цели. Для этого лучше выдвинуть предположение, т. е. гипотезу (от греч. hypothesis - основание, предположение) о том, как будет происходить наблюдаемое явление. Гипотеза может быть выдвинута и в результате наблюдения, т. е. когда получен результат, который нужно объяснить.

Научное наблюдение отличается от наблюдения в житейском смысле этого слова. Как правило, научное наблюдение проводится в строго контролируемых условиях, причем условия эти можно изменять по желанию наблюдателя. Чаще всего такое наблюдение проводится в специальном помещении - лаборатории.

Эксперимент - научное воспроизведение какого-либо явления с целью его исследования, испытания в определенных условиях.

Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба) позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу, возникшую при наблюдении, и сформулировать вывод.

Проведем небольшой эксперимент по изучению строения пламени.

Зажжем свечу и внимательно рассмотрим пламя. Оно неоднородно по цвету, имеет три зоны. Темная зона (1) находится в нижней части пламени. Она самая холодная по сравнению с другими. Темную зону окаймляет яркая часть пламени (2), температура которой выше, чем в темной зоне. Однако самая высокая температура - в верхней бесцветной части пламени (зона 3).

Чтобы убедиться, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно провести такой опыт. Поместим лучинку или спичку в пламя так, чтобы она пересекала все три зоны. Вы увидите, что лучинка обугливается в зонах 2 и 3. Значит, температура пламени там наиболее высокая.

Возникает вопрос, будет ли пламя спиртовки или сухого горючего иметь такое же строение, как и пламя свечи? Ответом на этот вопрос могут служить два предположения - гипотезы: 1) строение пламени будет таким же, как и пламя свечи, потому что в его основе лежит один и тот же процесс - горение; 2) строение пламени будет различным, так как оно возникает в результате горения различных веществ. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть одну из этих гипотез, обратимся к эксперименту - проведем опыт.

Исследуем с помощью спички или лучинки строение пламени спиртовки.

Несмотря на отличия в форме, размерах и даже цвете, в обоих случаях пламя имеет одинаковое строение - те же три зоны: внутреннюю темную (самую холодную), среднюю светящуюся (горячую) и внешнюю бесцветную (самую горячую).

Следовательно, на основании проведенного эксперимента можно сделать вывод, что строение любого пламени одинаково. Практическая значимость этого вывода состоит в следующем: для того чтобы нагреть в пламени какой-либо предмет, его надо внести в верхнюю, т. е. самую горячую, часть пламени.

Оформлять экспериментальные данные принято в специальном лабораторном журнале, в качестве которого подойдет обыкновенная тетрадь, а вот записи в ней делают строго определенные. Отмечают дату проведения эксперимента, его название, ход опыта, который часто оформляют в виде таблицы.

Попробуйте таким образом описать эксперимент по изучению строения пламени.

Все естественные науки - экспериментальные. А для постановки эксперимента часто требуется специальное оборудование. Например, в биологии широко используются оптические приборы, которые позволяют во много раз увеличить изображение наблюдаемого объекта: лупа, микроскоп.

Физики при изучении электрических цепей применяют приборы для измерения напряжения, силы тока и электрического сопротивления.

На вооружении ученых-географов имеются специальные приборы - от самых простейших (компаса, метеорологических зондов) до научно-исследовательских судов, уникальных космических орбитальных станций.

Химики в своих исследованиях также используют специальное оборудование. Простейшее из них - это, например, уже знакомый вам нагревательный прибор - спиртовка и различная химическая посуда, в которой проводят превращения веществ, т. е. химические реакции.

IV Обобщение си систематизация полученных знаний.

    Так что же изучает химия? (В течение урока учитель обращал внимание на правильность или ошибочность предположений детей по поводу предмета изучения химии. И теперь пришел момент обобщить и дать окончательный ответ. Выводим определение химии).

    Какую роль играет химия в жизни человека и общества?

    Какие методы познания в химии вам теперь известны.

    Что такое наблюдение? Какие условия необходимо соблюдать, чтобы наблюдение было результативным?

    Чем различаются гипотеза и вывод?

    Что такое эксперимент?

    Какое строение имеет пламя?

    Как следует проводить нагревание?

V Рефлексия, подведение итога урока, выставление оценок.

VI Сообщение домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

Учитель: Вы должны:

    Выучить опорный конспект к этому уроку.

    Описать эксперимент по изучению строения пламени используя, приведенную таблицу.

Химия – это естественная наука. Как и другие естественные науки она изучает определенную сторону природы и природных явлений. В отличие от других естественных наук, химия уделяет пристальное внимание веществу. Веществом является, например, вода, какой-либо металл, соль, определенный белок.

Многие объекты, которые нас окружают, состоят не из одного, а из множества веществ. Например, живой организм состоит из воды, белков, жиров, углеводов и ряда других веществ. Даже однородные по внешнему виду вещества, могут представлять собой смеси различных веществ (например, растворы).

Наука химия на протяжении истории позволила не только изучить строение и свойства веществ, но и получить новые вещества, которых раньше в природе не было. Это, например, различные пластмассы, органические вещества.

Химия как и математика имеет свой формальный язык. Взаимодействия веществ здесь принято выражать через определенную запись химических реакций, а сами вещества записывать в виде формул.

Химия позволяет объяснить многие изменения в природе. Главный вопрос, на который отвечает химия, – почему одни вещества превращаются в другие?

Похожие публикации