Диалектический материализм (материя и сознание). Диалектический материализм означает познаваемость мира

Возникновение Диалектического Материализма

Диалектико-материалистическая философия возникла в середине 40-х годов 19 века, когда в ряде стран Западной Европы уже утверждался капитализм. Завоевание политической власти буржуазией проложило дорогу его ускоренному развитию. Следствием этого явилось, с одной стороны, бурное развитие капитала, крупной машинной индустрии, а с другой - формирование промышленного пролетариата.

Исследователи отмечают, что большое влияние на формирование философских взглядов
К. Маркса оказали Гегель и Фейербах.

Однако созданная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом философская теория существенно отличается от всех предшествующих учений прежде всего тем, что в ней очень тесно связаны между собой философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения.

Диалектический Материализм

Диалектический материализм (диамат) - философское учение, утверждающее гносеологическую первичность материи и постулирующее три основных закона её движения и развития:

· Закон единства и борьбы противоположностей

· Закон перехода количественных изменений в качественные

· Закон отрицания отрицания

Закон Единства И Борьбы Противоположностей

"ядро" материалистической диалектики

каждый объект заключает в себе противоположности

Под противоположностями диамат понимает такие моменты, которые:

(1) находятся в неразрывном единстве,

(2) взаимоисключают друг друга,

(3) взаимопроникают.

Закон Перехода Количественных Изменений В Качественные

· всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений.

· в подтверждение этого тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества (плавление, кипение) где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры.

Закон Отрицания Отрицания

· -всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали.

· -в качестве примера действия третьего закона диалектики во всех учебниках приводят колос пшеницы.(Колос вырастает из зерна, отрицая его. Однако, когда сам колос созревает, в нём появляются новые зерна, а сам колос умирает, и его срезают серпом)

Основные Системообразующие Принципы Диалектического Материализма

Принцип единства и целостности бытия;

Принцип материальности мира,

Принцип познаваемости мира;

Принцип развития;

Принцип преобразования мира;

Принцип партийности философии.

Принцип Единства И Целостности Бытия

Принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности: от объективной действительности (материя)
до субъективной действительности (мышление);

Принцип Материальности Мира

Принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание;

"Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание." (К. Маркс, "К критике политической экономии")

Принцип Познаваемости Мира

Принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем
и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика;

Принцип Развития

Принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов;

Принцип Преобразования Мира

Принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества;

Принцип Партийности Философии

Принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человека, с одной стороны, и социальной структурой общества - с другой.

Цели Диалектического Материализма

· -Диамат стремится к творческому соединению в едином учении всех достижений философского материализма и диалектики как метода познания и преобразования действительности.

· -Диамат отличается от всех предшествующих форм материализма тем, что распространяет принципы философского материализма на понимание развития и функционирования общества.

Первая Функция Диалектического Материализма

Мировоззренческая функция - теоретическое обоснование и синтез (на основе достижений современной науки) единой картины мира, в обосновании научного материалистического мировоззрения, дающего ответ на вопрос о месте человека в мире, его сущности, цели и смысле жизни, перспективах развития человечества и взаимоотношениях его с природной средой.

Вторая Функция Диалектического Материализма

Методологическая функция. На основе целостного миропонимания диалектический материализм разрабатывает и обосновывает систему норм, стандартов и правил познавательной и предметно-практической деятельности в современных условиях в целях наиболее эффективного и адекватного познания мира.

Вопрос 40. Отечественные экономисты начала XX века о предмете и методе политэкономии.

Последнее десятилетие XIX века – первая четверть XX можно обозначить как период подъема отечественной экономической науки. Отчасти это связано с бурным хозяйственным развитием, с ростом промышленности, банковской сферы, транспортной системы. Подобное развитие экономики стимулировало исследования в области, которую принято называть конкретной экономикой – исследования в различных отраслях промышленности, с/х, военно-эк. вопросы, финансы и т.п. наблюдается усиление интереса российских эклномистов к вопросам политэкономии, включая проблемы методологии, экономической этики, истории экономических учений. Представители русских экономистов дооктябрьского периода: Булгаков, Базаров, Бунге, Воронцов, Даниельсон, Дмитриев, Железнов, Исаев, Кулишер, Миклашевский, Левитский, Ильин, Святловский, Струве, Туган-Барановский, Янжул. Их ученики в 20-е годы: Кондратьев, Чаянов, Фельдман, Слуцкий.

В дооктябрьский период эк. наука обладала своеобразной универсальностью . Проблемы рассматривались в русле проблем философских, социологических, исторических и религиозных. Русские экономисты были погружены с социальную проблематику. Они не стремились четко разграничить практическую и теоретическую часть эк. науки.

Наиболее влиятельные в русской эк. науке направления: марксизм (классовый подход), немецкая историчекая школа (принцип методологического холизма, рассмотрение хоз. жизни с национально-государственной позиции), либеральное народничество. Русские экономисты мало внимая уделяли теории предельной полезности и маржинализму = > на этой почве разрыв между западной и российской наукой. Произошло окончательное отстранение отечественной науки от западной.

Некоторые принимали идеи маржинализма, заменяя ими идеи марксизма – например П. Струве, В. Войтинский, В.К. Дмитриев.

Некоторые пытались согласовать теорию ценности маржинализма и трудовую теорию стоимости Маркса – С. Франк, М. Туган-Барановский.

Стоит отметить большой интерес русских экономистов к проблеме предмета и метода эк. науки – Левитский, Струве, Исаев, Тареев, Миклашевский и т.д.

В исследованиях проблем денег, денежного обращения, процента, рынков циклов и кризисов русские экономисты шли в ногу с западными коллегами, а в ряде случаев опережая их (конъюнктурная теория Туган-Барановского).

Экзаменационные вопросы по курсу «История и методология экономической науки»

1. Мировоззренческие и экономические идеи Платона.

2. В чем Аристотель видел преимущества частной собственности?

3. «Общественный договор» Жан-Жака Руссо.

4. Наука как средство познания окружающего мира и как социальный институт.

5. Роль философии в становлении и развитии экономической науки.

6. Экономические идеи Сенеки и Цицерона.

7. А.Смит и Д.Рикардо о предмете политической экономии.

8. Что и почему понимали под богатством меркантилисты и представители буржуазной классической школы?

9. «Капитал» К. Маркса как политикоэкономическое произведение.

10. Неоклассики о задачах и предмете экономической теории.

11. Основные школы и направления историко-экономического анализа (общая характеристика).

12. Существовал ли меркантилизм в России?

13. Древнерусские документы и труды экономического содержания.

14. Французская историческая школа Анналы.

15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению процесса историко-экономического развития.

16. Институциональный подход к экономической истории.

17. Учение Л.Н.Гумилева об этногенезе.

18. Почему в России получила признание немецкая историческая школа?

19. Что такое мир-системный подход в историко-экономическом анализе?

20. Особенности становления и развития экономической науки в России.

21. Народничество как своеобразная форма утопического социализма.

22. Почему в России возникло течение «легальный марксизм»?

23. Исторические судьбы марксизма в России.

24. Общая характеристика и оценка маржиналистской революции в политической экономии.

25. Предмет исследования и методология Дж.Ст.Милля.

26. Кейнсианская революция в экономической науке.

27. Проблема соотношения морали и предпринимательства в экономической науке прошлого и настоящего.

28. Реформация и развитие буржуазного типа мышления.

29. Протестантская этика как фактор развития капитализма.

30. Общая характеристика истории отечественной экономической науки в ХХ в.

31. «Открытое общество» в философии К.Р.Поппера.

32. Что понимает Дж.Сорос под термином «рыночный фундаментализм»?

33. Анархизм М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина: общие черты и различия.

34. Был ли В.И.Ленин экономистом?

35. Учение А.В.Чаянова о трудовом крестьянском хозяйстве

36. В чем состоит материальная основа больших циклов конъюнктуры Н.Д.Кондратьева?

37. Основные дискуссии советских экономистов в 20-30 гг.

38. Философско-мировоззренчесие взгляды А.А.Богдановат и его «всеобщая организационная наука».

39. Основные идеи экономического строительства в СССР в трудах Л.Д.Троцкого, Н.И.Бухарина и И.В.Сталина.

40. Отечественные экономисты начала ХХ века о предмете и методе политической экономии.


Похожая информация.


Диалектический материализм базировался на достижениях передовой практики и теории. Это учение о наиболее общих положениях развития и движения сознания, природы и общества непрерывно развивалось и обогащалось вместе с прогрессом науки и техники. Эта философия рассматривает сознание в качестве социальной, высокоорганизованной формы. Диалектический материализм Маркса и Энгельса считает материю единственной основой всего мира, признавая при этом наличие всеобщей взаимосвязи явлений и предметов в мире. Это учение являет собой высшую итог всей предыдущей истории формирования

Диалектический материализм Маркса возник в ХІХ-м столетии, в сороковых годах. В то время для ведения борьбы пролетариата за социальное освобождение себя как класса были необходимы познания законов общественного развития. Изучение этих законов не представлялось возможным без философии, объясняющей исторические события. Основоположники учения - Маркс и Энгельс - подвергли глубокой переработке учение Гегеля. Проанализировав все то, что было сформировано до них в философии, общественной действительности, усвоив все положительные выводы, мыслители создали качественно новое мировоззрение. Именно оно стало философской базой в учении о научном коммунизме и в практике революционного движения пролетариата. Диалектический материализм разрабатывался в остром идейном противостоянии различным взглядам, имеющим буржуазный характер.

На характер формировавшегося мировоззрения Маркса и Энгельса большое влияние оказали идеи последователей буржуазного направления (Рикардо, Смита и прочих), работы социалистов-утопистов (Оуэна, Сен-Симона, Фурье и других), а также французских историков Минье, Гизо, Тьерри и прочих. Диалектический материализм развивался и под воздействием достижений естествознания.

Учение распространилось на понимание общественной истории, обоснование значения общественной практики при развитии человечества, его сознания.

Диалектический материализм позволил прояснить основополагающую мира и общественном бытие, материалистически решить вопрос активного влияния сознания. Учение способствовало рассмотрению общественной действительности не только в качестве противостоящего человеку объекта, но и в виде его определенной исторической деятельности. Таким образом, материалистическая диалектика преодолела абстрактность в созерцании, которая была свойственна предшествующим учениям.

Новое учение смогло теоретически обосновать и практически воплотить сознательный комплекс практики и диалектика, выводя из практики теорию, подчиняла ее революционным идеям о преобразовании мира. Характерными чертами философского учения являются ориентация человека на достижение будущего и исключительно научное предвидение предстоящих событий.

Принципиальным отличием учения о диалектическом материализме являлась способность этого мировоззрения проникать в народные массы и реализоваться ими же. Сама идея при этом развивается в соответствии с исторической практикой народа. Таким образом, философия направила пролетариат на преобразование имеющегося общества и формирование нового, коммунистического.

Теоретическая деятельность Ленина считается новой, высшей ступенью в развитии диалектического материализма. Разработка теории о социальной революции, идеи о союзе рабочих и крестьян была самым тесным образом связана с защитой философии от натиска буржуазной идеологии.

Диалектический материализм, где главный постулат состоял в том, что материя существует объективно и независимо от человека и развивается по принципам диалектики. Диалектика - это наука о развитии общества и науки. Диалектика – наиболее общие законы. Законы:

  • Частные законы.
  • Общие законы.
  • Универсальные законы.

Но это все законы науки, а законы диалектики должны охватывать все сферы. В каждой науке можно будет найти интерпретации законов диалектики. Гегель: закон перехода количества в качества, закон отрицания отрицания. Маркс настаивает, что законы диалектики действуют везде и всегда. Через законы мы познаем, каким образом развивается все и вся, но перед развитием надо постулировать, откуда берется развитие. Любое развитие основано на движении, хотя движение может быть без развития. Движение – атрибут материи, но плюс еще, движение - это не всегда механическое, движение как категория – это изменение вообще, а формы этого движения могут быть существенно различными. Энгельс строит классификацию форм движений:

  • Механическая.
  • Физическая.
  • Химическая.
  • Биологическая.
  • Социальная.

Они сопрягаются на основе принципов диалектики:

· Каждая последующая форма движения основана на синтезе всех предыдущих.

· Высшие формы движения материи не сводимы к низшим формам, они не редуцируются, т.е. в высших формах есть свои законы.

  • Учение о бытии. Где рассмотрена проблема материи. Классическое определение материи по Ленину – это объективная реальность, данная человеку в ощущениях, которое копируется, фотографируется, этими ощущениями, и существует независимо от них. Такое определение логично на уровне развития физики того времени (на рубеже XIX-XX вв. – открытие радиоактивности). Ленин: «электрон также неисчерпаем, как и атом», т.е. материя бесконечна. Нет предела делению материи.
  • Форма движения материи. Постулаты:
    • Движение – атрибут материи.
    • На основе движения происходит развитие материальных систем. Формы движения подчиняются принципам:
      • Иерархичности.
      • Формы высшего движения основаны на низших формах.
      • Нередуцируемости высших форм по отношению к низшим.
    • Градация законов.
      • Частные.
      • Общие.
      • Всеобщие.

По характеристике В. И. Ленина, диалектика - это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. Важно отметить, что диалектика – это прежде всего наука.

Вопрос о причинности.

Маркс исходит из принципа причинности. Причинность – это объективная причинность. Исследователь только открывает причинность, без нее не происходит ничего. Это не то понимание причинности, какое было у Юма (причинность - ассоциация ума). По Марксу, причинность объективная. Причинность у Энгельса близка к лапласовскому детерминизму, случайность гносеологическая. Сейчас же, с открытием новых статистических законов физики, в диалектическом детерминизме вводятся случайности следующих видов:

  • Динамические - однозначные на уровне макромира, причины можно рассматривать на уровне двух тел.
  • Статистические – вариант закономерности на уровне микромира. Причины рассматриваются на уровне ансамбля.

Но причинность никуда не исчезает, она приобретает различные формы. Далее, говоря о причинности, ставится еще один вопрос: вопрос о категориях. Категории рассматриваются так же, как у Гегеля. Но природа категорий воспринимается по-другому. Категории у Канта - это априорные конструкции на уровне одного индивида, у Гегеля – это моменты развития абсолютного разума, разворачивание духа через триаду. А в марксизме – это наиболее обобщенные формы человеческого опыта, человеческой практики, праксиса, плод обобщения конкретного исторического опыта. Человек должен при обучении проходить некий исторический опыт. Отсюда, все категории Гегеля - это есть отражение в предельно абстрактных формах вполне реальных вещей и процессов реального Мира. Поэтому законы диалектики, с которыми Марксизм согласился, Гегеля становятся законами диалектики самого Мира, а не духа. Уже Шеллинг пытался через полярные категории ввести некоторые фундаментальные противоположности в саму природу. Но здесь Марксизм настаивает, что это не есть развитие в результате некой инволюции духовного начала, а это присуще самой материи. Вывод: раз диалектический материализм настаивает, что законы диалектики присущи материи, то эти законы имеют методологическое значение для естествознания. Все общее здание наук должно строиться на законах диалектики. Многие ученые признавали, что они использовали эти принципы, и получали хорошие результаты. Поэтому задачей естествоиспытателя является применение законов диалектики к конкретным явлениям в природе.

Все эти рассуждения о бытии опираются на основной вопрос философии, что первично - материальное или идеальное. Многие философы рассматривали этот вопрос. Основными вопросами любой философской системы являются:

· Первичность материи или духа? Без компромиссов. (онтология).

· А познаваем ли мир? (гносеология).

Гегель считал, что человек познает Мир в смысле его приобщения к абсолютному разуму. Марксизм говорит, что познаваем сам Мир. Марксизм исходит из того, что познание возникает вместе с появлением психической деятельности, начиная от простейшей психической деятельности, раздражимость, и кончая сложными психическими деятельностями – умственная деятельность. Эволюционный ряд психической деятельности эволюционирует вместе с эволюцией Мира, иначе бы организм просто не выжил бы, это как у Французских материалистов. Марксизм ставит так же проблему отражения, для того чтобы появилась психическая раздражимость, на уровне материи, тоже должно что-то произойти (Французские материалисты говорили о глухой чувствительности). Отражение – фундаментальная характеристика материи, но не всегда эта форма психической деятельности (например, это может быть следом на песке или фотография). Можно выстроить ряд отражений на уровне неорганическом, и осуществить переход к психической деятельности, как результат ряда отражений. В фундаменте отражения лежит свойство, схожее с ощущениями, это и есть отражение.

Теория познания.

  • Чувственная ступень.
    • Ощущение на уровне отдельных органов чувств, информация о внешнем мире. Ленин: «ощущения есть субъективный образ объективного Мира».
    • Восприятие целостного объекта на основе совокупности ощущений.
    • Представление – это способность с помощью памяти воспроизвести объект без непосредственного контакта с ним.
  • Рациональная ступень.
    • Понятие, как обобщение наиболее важных существенных сторон объекта или субъекта, сделанных в формализованной форме, язык. Язык – свойство культуры. Важные особенности объекта предстают в вербализованной форме.
    • Суждение. Рациональные познания и установка между ними связки. Пример, в суждении: этот стол коричневый, есть то, о чем говориться и предикат, что говориться.
    • Умозаключения - это связка самих суждений. Не обращаясь к опыту, суждения только на основе логики. Пример: все люди смертны, Сократ человек, следовательно, Сократ смертен.

Чувственные и рациональные ступени необходимы для каждого человека, человек не может оперировать только тем или тем. Я вижу красный цвет – чувство, суждение – этот цвет красный. Единство чувственного и рационального. Это необходимый атрибут для любого человека. Человек начинается тогда, когда он овладеет языком и может делать элементарные суждения.

  • Наука.
    • Факты – это сформулированные на языке науки реальные процессы, происходящие в мире. Цвет красный – длина волны такая-то.
    • Гипотезы. Гипотезы об устройстве Мира на основе анализа фактов. Модели.
      • Частные.
      • Общие.
    • Теории – это конечный продукт науки. На основе научной теории мы и создаем научную картину Мира, которая динамична.

Проблема истины.

Проблема истины – ключевая проблема гносеологии, существует еще со времен Аристотеля. Истина рассматривается как:

· Корреспондентская теория – содержание вашего суждения соответствует реальному положению вещей (Аристотель). Претензия на то, что суждение истинно при соотношении с действительностью.

· Когерентная. Истина без обращения к опыту, установление аксиом, правил и получение результатов.

· Утилитарная, прагматичная концепция истины. Истина все то и только то, что ведет к успеху.

В Марксизме, прежде всего, присутствует претензия на корреспондентскую истину, в научных теориях отражается реальный мир. Есть абсолютные и относительные истины.

В отношении части Мира можно говорить об абсолютных истинах, например, мир состоит из атомов. Но никогда нельзя говорить об абсолютной истине всего Мира, это принципиально несостоятельно, т.к. материя бесконечна по любым параметрам. Т.о., следовательно, в отношении самых важных вещей на каждом этапе развития мы имеем относительную истину, это есть истина объективная, но неполная. Незавершенность Мира - это результат его бесконечности по всем параметрам. Процесс познания истины сложный процесс, взятый, к тому же, в конкретный исторический момент. Ленин: «абстрактных истин нет, истины всегда конкретны». В целом, процесс познания является процессом от живого созерцания (информация, получаемая через органы чувств) к абстрактному суждению и, через них, к практике – праксис. Практика в Марксизме понимается как:

  • Источник познания. Сами ученые не представляют иногда, какую практическую ценность имеет то или иное открытие.
  • Цель познания.
  • Оценка результата.

Практика понимается в очень широком смысле – это не только эксперимент, но производственная и культурна деятельность человека. Только сейчас приходит на практике понимание того, насколько важно то или иное научное открытие. В конечном счете, Маркс за соединение познания с социальным объектом, т.е. с обществом, не сами по себе, как у других философов, – это было оригинально.

11. Диалектический материализм как новое (пятое) фило­софское направление, его отличие от старого материализма. Философские, естественнонаучные и социальные, предпосылки возникновения нового материализма в середине XIX столетия, его современное состояние.

Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания; в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.

Современный (диалектический) материализм формируется в 40-х годах 19 столетия на основе тех достижений в области естествознания, о которых уже говорилось выше: закон сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Дарвина, теория клеточного строения организма, достижения в области геологии и палеонтологии, теория органического синтеза. Хотя эти открытия и не поколебали механистической картины мира, господствовавшей до конца 19 века, но, тем не менее, нанесли существенный удар по метафизическому миропониманию, ибо позволили объяснить природу не как совокупность не связанных между собой тел, а как систему взаимосвязанных тел и процессов в природе; другими словами, естествознание диктовало необходимость перехода к диалектическому объяснению мира, развитому в рамках гегелевской философии.

Диалектический материализм, как в период своего формирования, так и в настоящее время, опирается на определенную научную картину мира. Естественно-научной предпосылкой формирования диалектического материализма, как отмечали его создатели, послужили три великих открытия:

1) закона сохранения энергии, утверждающего неуничтожимость энергии, ее перехода из одного вида в другой; 2) установление клеточного строения живых тел, когда было доказано, что клетка является элементарной структурной единицей всего живого: растений, животных микроорганизмов; 3) теория эволюции Ч. Дарвина, обосновавшего мысль о естественном происхождении и эволюции жизни на Земле, а также положение о естественном происхождении в процессе этой эволюции человека.

Особенности:

1) Первая особенность диалектического материализма как философской школы состоит в том, что он соединяет в едином учении материалистическое понимание природы и истории с принципами диалектики.

2) Вторая особенность диалектического материализма по сравнению с классическим (метафизическим) связана с решением ОВФ. Для классического материализма характерно натуралистическое понимание человека и его способностей: разума, сознания мышления. Это понимание состоит в том, что сознание человека стремились объяснить из естественных причин. Предполагая, что сознание формируется как результат непосредственного воздействия природы на органы чувств человека, либо как следствие биологической эволюции. Диалектический материализм указывает на то, что биологических предпосылок недостаточно для объяснения феномена сознания, хотя без таких предпосылок его возникновение необъяснимо, что истоки сознания лежат не в природе, как таковой, а в активном отношении человека к природе через практическую деятельность (труд). Тем самым, по-иному решается и вопрос об отношении сознания к бытию: это отношение не непосредственное, оно опосредованное трудом, в силу чего все способности человека и он сам как биологический вид формируется в процессе социальной эволюции, эти способности не есть нечто данное от природы, оно есть результат длительного социального процесса.

3) Третья особенность диалектического материализма состоит в том, что он покончил с натурфилософской тенденцией как материализма, так и идеализма, на открытие некоего первоначала – causa finalis мира. Эти поиски были в свое время оправданы, ибо они означали объяснение мира, исходя из него самого, но они в то же время выражали претензии на то, чтобы путем определения такой causa finalis построить законченную теоретическую модель мира. В рамках диалектического материализма понятие субстанции сохранило свое значение – как логическое требование за видимым наблюдаемым многообразием искать внутреннюю закономерность.

4) Четвертая особенность диалектического материализма – преодоление непоследовательности классического материализма, выражающегося в его неспособности распространять принципы материализма на области общих явлений. Другими словами, все материалисты от Бэкона до Фейербаха оказывались на позициях идеализма понимания общественной жизни.

Маркс и Энгельс, удержав мысль Гегеля о вечном процессе развития, отбросили предвзятое идеалистическое воззрение. Обратившись к жизни, они увидели, что не развитие духа объясняет развитие природы, а наоборот - дух следует объяснить из природы, материи и развитие человеческого общества обусловливается развитием материальных, производительных сил.

Основным недостатком “старого”, в том числе и фейербаховского, материализма Маркс и Энгельс считали то, что этот материализм был «преимущественно механическим», не учитывая новейшего развития химии и биологии; то, что они “сущность человека” понимали абстрактно, а не как “совокупность” (определенных конкретно исторически) “всех общественных отношений.

Классическое для диалектического материализма определение материи сформулировал В. И. Ленин. В книге «Материализм и эмпириокритицизм» он писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Таким образом, В. И. Ленин отделил понятие материи от всех конкретно-научных представлений о ней. Единственное свойство материи, с которым связана философия – это свойство объективной реальности, т.е. существование реального мира вне и независимо от сознания каждого конкретного человека и человечества в целом.

Сознание же в целом трактуется в диалектическом материализме как особое свойство материи, присущее ей на высшей стадии развития, а именно на той стадии, когда в процессе развития материи сформировалось человечество. Таким образом категория материи в диалектическом материализме возведена на уровень субстанции. Все многообразие бытия диалектический материализм рассматривает как производные от материи виды и формы ее проявления. Материя как таковая не существует. Она существует в конкретных бесконечно многообразных видах и формах вещей, процессов, явлений, состояний и т.д. Ни один из этих многообразных видов, форм, процессов, явлений, состояний не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая из связи и взаимодействия, составляют материальную действительность. А это значит, что ленинское определение материи содержит в себе материалистическое решение основного мировоззренческого вопроса о первичности материального или идеального бытия. Оно ориентирует людей на признание существования вне и независимо от сознания материального мира.

Вместе с тем, в этом определении содержится указание на производный, вторичный характер человеческого познания, а, следовательно, и сознания. Познание определяется в данном определении как отражение материи.

В наше время идея развития, эволюции, вошла почти всецело в общественное сознание, но иными путями, не через философию Гегеля. Однако эта идея в той формулировке, которую дали Маркс и Энгельс, опираясь на Гегеля, гораздо более всестороння, гораздо богаче содержанием, чем ходячая идея эволюции.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – система философских воззрений К.Маркса и Ф.Энгельса, которую Энгельс характеризовал как диалектический материализм, противопоставляя его не только идеализму, но и всему предшествующему материализму как отрицание философии как науки наук, противостоящей, с одной стороны, всем частным наукам, а с другой стороны, – практике. «Это, – писал Энгельс, – вообще уже больше не философия, а просто мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение не в некоей особой науке наук, а в реальных науках» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 142). При этом Энгельс подчеркивает позитивный, диалектический характер этого отрицания всей прежней философии. «Философия, таким образом, здесь «снята», т.е. «одновременно преодолена и сохранена», преодолена по форме, сохранена по своему действительному содержанию» (там же).

Диалектический характер марксистской философии непосредственно был связан, во-первых, с материалистической переработкой идеалистической диалектики Гегеля и, во-вторых, с диалектической переработкой прежнего метафизического материализма. Маркс писал: «Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно» (там же, т. 23, с. 22). Материалистическую диалектику Маркс считал не специфически философским, а общенаучным методом исследования, который он, как известно, применил в своем «Капитале». Так же оценивал диалектику и Энгельс, подчеркивая, что естествоиспытателям необходимо овладеть этим методом для решения своих научных задач и преодоления идеалистических и метафизических заблуждений. При этом он ссылался на великие естественно-научные открытия 19 в. (открытие клетки, закон превращения энергии, дарвинизм, периодическая система элементов Менделеева), которые, с одной стороны, подтверждают и обогащают диалектический материализм, а с другой – свидетельствуют о том, что естествознание приближается к диалектическому миропониманию.

Диалектическая переработка предшествующего материализма состояла в преодолении его исторически обусловленной ограниченности: механистического истолкования явлений природы, отрицания всеобщности развития, идеалистического понимания общественной жизни. Солидаризируясь со старым материализмом в признании первичности, несотворимости, неуничтожимости материи, а также в том, что сознание есть свойство особым образом организованной материи, марксистская философия рассматривает духовное как продукт развития материи, и притом не просто как природный продукт, а как социальный феномен, как общественное сознание, отражающее общественное бытие людей.

Характеризуя предмет марксистской философии, Энгельс определяет его как всеобщий диалектический процесс, совершающийся как в природе, так и в обществе. Диалектика, подчеркивает он, есть «наука о наиболее общих законах всякого движения» (там же, т. 20, с. 582). Движение рассматривается как осуществление всеобщей связи, взаимозависимости явлений, их превращения друг в друга. В этой связи Энгельс указывает: «Диалектика как наука о всеобщей связи. Главные законы: превращение количества в качество – взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности, – развитие путем противоречия, или отрицание отрицания, – спиральная форма развития» (там же, с. 343). Материалистическая диалектика, или диалектический материализм (эти понятия являются синонимами), представляет собой, т.о., наиболее общую теорию развития, которую следует отличать от специальных теорий развития, напр. дарвинизма. Маркс и Энгельс пользуются понятием развития, не входя в его определение, т.е. принимая его как вполне определившееся по своему содержанию благодаря научным открытиям. Однако отдельные высказывания Энгельса указывают на стремление выявить диалектическую противоречивость процесса развития. Так, Энгельс утверждает: «Каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает развитие во многих других направлениях» (там же, с. 621). Вместе с тем это понимание развития, исключающее редукцию его к одному лишь прогрессу, не получает развития в его общих характеристиках исторического процесса. Всемирная история, заявляет Энгельс, представляет собой процесс «бесконечного развития общества от низшей ступени к высшей» (там же, с. 275). Такое понимание общественного развития явно не согласуется с той характеристикой развития классово антагонистического общества, в особенности капитализма, которая дана в других трудах основоположников марксизма.

Представление о законах диалектики как об особом, верховном классе универсальных законов, которым подчинены все природные и социальные процессы, является, по меньшей мере, проблематичным. Всеобщие законы, открытые науками о природе, не являются законами, определяющими социальные процессы. Не следует ли поэтому рассматривать законы диалектики как обобщенное теоретическое выражение сущности законов природы и общества? На этот вопрос мы не находим ответа в трудах Маркса и Энгельса, несмотря на то что они неоднократно указывали на диалектический характер тех или иных природных и социальных закономерностей. Между тем без преодоления гегелевского по своему происхождению представления об особом классе высших законов всего существующего нельзя покончить с противопоставлением философии конкретным научным исследованиям. Энгельс справедливо отмечал, что марксистская философия обретает новую историческую форму с каждым новым эпохальным научным открытием. Марксистская философия в том виде, в каком она была создана Марксом и Энгельсом, теоретически отразила выдающиеся естественно-научные открытия сер. 19 в. Конец этого века и особенно начало 20 в. были ознаменованы новыми эпохальными естественно-научными открытиями, которые попытался философски осмыслить В.И.Ленин. Он анализирует в «Материализме и эмпириокритицизме» методологический кризис в физике, связанный с открытием электрона, объяснение которого не укладывалось в рамки классической механики. Замешательство среди многих естествоиспытателей, вызванное этим открытием, нашло выражение в идеалистических рассуждениях о дематериализации материи. Ленин, отстаивая материализм, доказывал, что электрон материален, даже если он не обладает общеизвестными признаками материи, ибо он существует вне и независимо от сознания и воли людей. В этой связи Ленин предложил философскую дефиницию понятия материи, призванную сохранять свое значение независимо от того, какие новые, неожиданные свойства материи могут быть открыты в будущем. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается в наших ощущениях, существуя независимо от них» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 131). Предложенная Лениным дефиниция не содержала в себе ничего нового. Ее придерживались Г.В.Плеханов, К.Каутский, а в домарксистской философии – П.Гольбах и даже идеалист Ж.-Ж.Руссо, который утверждал: «Все, что я сознаю вне себя и что действует на мои чувства, я называю материей» (Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. СПб., 1913, с. 262). Ясно так же и то, что определение материи как чувственно воспринимаемой объективной реальности не доказывает и материальности электрона. Это сенсуалистическое определение понятия материи так же ограниченно, как и сенсуалистический тезис, согласно которому предметы познаваемы, поскольку они воспринимаются нашими чувствами. Ведь существует бесчисленное множество материальных явлений, которые недоступны ощущениями. Связывание понятия материи с чувственными восприятиями вносит в ее дефиницию момент субъективности. Т.о., задача создания философского понятия материи не была решена.

Теория познания марксистской философии обычно характеризуется как теория отражения, которой придерживался и домарксовский материализм. Однако в философии марксизма отражение трактуется не как непосредственное отношение познающего субъекта к объекту познания, а скорее как опосредованный результат процесса познания. Маркс и Энгельс диалектически переработали материалистическую теорию отражения. Они провели качественное различие между теоретическим и эмпирическим (а тем более чувственным) познанием, доказав, что теоретические выводы принципиально несводимы к чувственным данным и основанным на них эмпирическим заключениям. Тем самым основоположники марксизма преодолели ограниченность сенсуалистической гносеологии предшествующего материализма. Что же позволяет теоретическому исследованию быть относительно независимым от эмпирических данных и нередко даже вступать с ними в конфликт? Энгельс указывает на значение естественно-научных гипотез, которые нередко предвосхищают будущие наблюдения и экспериментальные данные.

Несводимость теоретического мышления к эмпирическим данным непосредственно обнаруживается в категориях, которыми оперирует мышление. Нельзя сказать, что Маркс и Энгельс уделяли много внимания гносеологическому исследованию категорий. Тем не менее мы находим в их трудах диалектическое понимание тождества, как содержащего в себе различие, диалектический анализ причинно-следственных отношений, единства необходимости и случайности, возможности и действительности.

Центральным пунктом в марксистской гносеологии является теория истины, диалектико-материалистическое понимание которой вскрывает единство объективности и относительности истины. Понятие относительной истины, разработанное марксистской философией, противопоставляется антидиалектической концепции абсолютной истины как неизменного, исчерпывающего содержание объекта познания. Абсолютная истина, поскольку она понимается диалектически, относительна в своих пределах, так как она складывается из относительных истин. Противоположность между истиной и заблуждением, если последнее понимается не просто как логическая ошибка, а как содержательное заблуждение, относительна.

Проблема критерия истины принадлежит к наиболее сложным гносеологическим проблемам. Этот критерий не может находиться внутри самого знания, но он не может быть найден и вне отношения субъекта к объекту познания. Критерием истины, согласно философии марксизма, является практика, формы которой многообразны. Это положение введено в марксистской теории познания, однако оно не получило систематической разработки в трудах Маркса и Энгельса. Между тем ясно, что практика далеко не всегда применима к оценке результатов познания. И как всякая человеческая деятельность, практика не свободна от заблуждений. Естественно поэтому возникают вопросы: всегда ли практика образует основу познания? Всякая ли практика может быть критерием истины? Практика, какова бы ни была ее форма и уровень развития, постоянно подвергается научной критике. Теория, особенно в современную эпоху, как правило, опережает практику. Это не значит, конечно, что практика перестает быть основой познания и критерием истины; она продолжает играть эту роль, но лишь в той мере, в какой она осваивает, вбирает в себя научные достижения. Но в таком случае не практика сама по себе, т.е. безотносительно к научной теории, а единство практики и научной теории становится и основой познания, и критерием истинности его результатов. И поскольку истины, которые имеются в виду, являются относительными истинами, то и практика не является абсолютным критерием истины, тем более что она развивается, совершенствуется.

Т.о., Маркс и Энгельс доказали необходимость диалектического материализма, предполагающую материалистическую переработку идеалистической диалектики, диалектическую переработку предшествующего материализма и диалектико-материалистическое осмысление и обобщение научных достижений. Они заложили основы этой принципиально нового типа философии. Ученики и продолжатели учения Маркса и Энгельса были гл. о. пропагандистами, популяризаторами их философии, совершенно недостаточно развивая и углубляя ее основные положения. «Философские тетради» Ленина показывают, что он стремился продолжить работу основоположников марксизма по материалистической переработке гегелевской диалектики.

В СССР и в ряде других стран марксистская философия была предметом не только пропаганды и популяризации, но и развития, особенно в таких ее разделах, как теория познания, философское обобщение достижений естествознания, история философии и др. Однако превращение учения Маркса и Энгельса, а также воззрений Ленина в систему непререкаемых догматических положений затрудняло и во многом искажало исследовательскую работу философов. Достаточно указать на тот факт, что в течение полутора десятилетий советские философы были в основном заняты комментированием работы И.В.Сталина «О диалектическом и историческом материализме», которая представляет собой крайне упрощенное и во многом искаженное изложение марксистской философии. В силу этих и ряда других обстоятельств марксистская философия носит не столько систематизированный, сколько эскизный характер, не говоря уже о том, что некоторые ее положения оказались ошибочными. См. также ст. К.Маркс , Ф.Энгельс , В.И.Ленин .

Литература:

1. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956;

2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3;

3. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. – Там же, т. 2;

4. Они же. Немецкая идеология. – Там же, т. 3;

5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – Там же, т. 20;

6. Он же. Диалектика природы. – Там же;

7. Он же. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – Там же, т. 21;

8. Маркс К. Капитал, т. 1. – Там же, т. 23;

9. Грамши А. Избр. произв., т. 1–3. М., 1957–1959;

10. Дицген И. Избр. философ. соч. М., 1941;

11. Лабриола А. К «кризису марксизма». К., 1906;

12. Лафарг П. Соч., т. 1–3. М.–Л., 1925–31;

13. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18;

14. Он же. Философские тетради. – Там же, т. 29;

15. Он же. О значении воинствующего материализма. – Там же, т. 45;

16. Меринг Ф. Литературно-критические статьи, т. 1–2. М.–Л., 1934;

17. Плеханов Г.В. Избр. философ. произв., т. 1–5. М., 1956–1958;

18. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. М., 1976;

19. Аксельрод-Ортодокс Л.Н. Маркс как философ. Харьков, 1924;

20. Алексеев П.В. Предмет, структура и функция диалектического материализма. М., 1978;

21. Арефьева Г.В. Ленин как философ. М., 1969;

22. Асмус В.Ф. Диалектический материализм и логика. К., 1924;

23. Афанасьев В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. М., 1964;

24. Баженов Л.Б. Общенаучный статус редукционизма. М., 1986;

25. Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975;

26. Быховский Б.Э. Очерк философии диалектического материализма. М.–Л., 1930;

27. Введение в философию, ч. 1–2, под ред. И.Т.Фролова. М., 1989;

28. Гирусов Э.В. Диалектика взаимодействия живой и неживой природы. М., 1968;

29. Горский Д.П. Проблема общей методологии науки и диалектическая логика. М., 1966;

30. Готт В.С. Философские вопросы современной физики. М., 1988;

31. Деборин А.М. Введение в философию диалектического материализма. М., 1916;

32. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. М., 1977;

33. Зотов А.Ф. Структура научного мышления. М., 1973;

34. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М., 1960;

35. Казютинский В.В. Философские проблемы космологии. М., 1970;

36. Кедров Б.М. Диалектика и современное естествознание. М., 1970;

37. Он же. Проблемы логики и методологии науки. Избр. труды. М., 1990;

38. Копнин П.В. Введение в марксистскую гносеологию. К., 1966;

39. Коршунов А.М. Теория отражения и современная наука. М., 1968;

40. Купцов В.И. Философские проблемы теории относительности. М., 1968;

41. Курсанов Г.А. Диалектический материализм о понятии. М., 1963;

42. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980;

43. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М., 1968;

44. Мамчур Е.А. Теоретическое и эмпирическое в современном научном

познании. M., 1984;

45. Мелюхин С.Т. Материальное единство мира в свете современной науки. М., 1967;

46. Меркулов И.П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. М., 1980;

47. Материалистическая диалектика, т. 1–5, под ред. Ф.В.Константинова и В.Г.Марахова. М., 1981–1985;

48. Митин М.Б. Боевые вопросы материалистической диалектики. М., 1932;

49. Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М., 1969;

50. Никитин Е.П. Природа обоснования. Субстратный подход. М., 1981;

51. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988;

52. Ойзерман Т.И. Диалектический материализм и история философии. М., 1979;

53. Он же. Опыт критического осмысления диалектического материализма. – «ВФ», 2000, № 2, с. 3–31;

54. Омельяновский М.Э. Диалектика в современной физике. М., 1973;

55. Павлов Т. Теория отражения. М., 1936;

56. Ракитов А.И. Марксистско-ленинская философия. М., 1986;

57. Розенталь M.M. Вопросы диалектики в «Капитале» Маркса. М., 1955;

58. Розов М.А. Проблема эмпирического анализа научного знания. Новосибирск, 1977;

59. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974;

60. Руткевич M.H. Диалектический материализм. М., 1973;

61. Садовский В.Н. Проблема логики научного познания. М., 1964;

62. Сачков Ю.В. Диалектика фундаментального и прикладного. М., 1989;

63. Свидерский В.И. Противоречивость движения и ее проявления. Л., 1959;

64. Ситковский Е.П. Категории марксистской диалектики. М., 1941;

65. Смирнов Г.Л. Вопросы диалектического и исторического материализма. М., 1967;

66. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988;

67. Степин В.С. Диалектика – мировоззрение и методология современного естествознания. М., 1985;

68. Теория познания, т. 1–4, под ред. В.Лекторского и Т.Ойзермана. М., 1991–1994;

69. Тугаринов В.П. Соотношение категорий диалектического материализма. Л., 1956;

70. Федосеев П.Н. Диалектика современной эпохи. М., 1978;

71. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. М., 1989;

72. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1979;

73. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978;

74. Шептулин А.П. Система категорий диалектики. М., 1967;

75. Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. М., 1989.

Похожие публикации