Цивилизованный подход к развитию общества. Формационный подход к развитию общества

Сущность цивилизационного подхода к обществу.

Развитие общества: цивилизационный подход. Методологии формационного подхода в современной науке в какой-то мере противостоит методология цивилизационного подхода. Этот подход в объяснении процесса развития общества начал складываться еще в 18 в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в 20 в. В зарубежной историографии наиболее яркими приверженцами этой методологии являются М.Вебер, А.Тойнби, О.Шпенглер и ряд крупных современных историков, объединившихся вокруг французского исторического журнала "Анналы" (Ф.Бродель, Ж. Ле Гофф и др.). В российской науке его сторонниками были Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, П.А.Сорокин, Л.Н.Гумилев.

Основной структурной единицей процесса развития общества, с точки зрения этого подхода, является цивилизация. Цивилизация понимается как общественная система, связанная едиными культурными ценностями (религией, культурой, экономической, политической и социальной организацией и т.д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет на себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво: хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, их внутреннее ядро остается неизменным. Когда это ядро размывается, то старая цивилизация гибнет, ей на смену приходит другая, с иными ценностями.

Цивилизационный подход имеет, как считают современные обществоведы, ряд сильных сторон.

Во-первых, его принципы применимы к истории любой страны или группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества с учетом специфики стран и регионов. Правда, оборотной стороной этой универсальности становится потеря критериев того, какие именно черты этой специфики более значимы, а какие менее.

Во-вторых, подчеркивание специфики обязательно предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе. Но осознание этой многовариантности не всегда помогает, а часто даже затрудняет понимание того, какие из этих вариантов лучше, а какие хуже (ведь все цивилизации считаются равноценными).

В-третьих, цивилизационный подход отводит приоритетную роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. Однако подчеркивание важного значения религии, культуры, менталитета для характеристики и оценки цивилизации часто приводит к абстрагированию от материального производства как чего-то второстепенного.

Главная слабость цивилизационного подхода заключается в аморфности критериев выделения типов цивилизации. Это выделение сторонниками данного подхода осуществляется по набору признаков, которые, с одной стороны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.

Чаще всего при выделении типов цивилизаций используют конфессиональный критерий, считая именно религию концентратом культурных ценностей.

Другая слабая сторона цивилизационного подхода, снижающая его привлекательность, - это отрицание прогресса в развитии общества (либо, по крайней мере, подчеркивание его однородности).

Сущность цивилизационного подхода в отрицании единого пути развитиb человеческого общества. Он утверждает, что можно говорить только об истории локальных общностей - этносов, причем эта история будет представлять собой ряд пиков и впадин. Характерной чертой является антиевропеизм, поскольку Европейская цивилизация была объявлена дряхлеющей. Центральным вопросом являлся вопрос о сущности импульса, приводящего к интенсивному развитию.

На основании цивилизационного подхода выделяется множество концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют плюралистическим.

Как и формационные концепции, цивилизационный подход также допускает "упрощенное" истолкование, и, в таком виде может стать основой для самых одиозных идеологий и режимов. Если формационные теории провоцируют социальную инженерию (принудительное навязывание одними странами другим собственной, "более прогрессивной" модели развития), то цивилизационные - национализм и ксенофобию (культурные контакты якобы ведут к разрушению самобытных культурных ценностей).

Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания общества.

Формация - определенный тип общества, цельная соц. система, развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа производства по своим законам.

Законы: общие и специфические.

Общие - законы, распространяющиеся на все формации (закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, закон об определяющей роли способа производства в общественном развитии).

Специфические законы – законы, действующие в одной или нескольких формациях (закон пропорционального развития народного хозяйства).

Основным критерием опред. развитие и смену формаций является способ производства, который представлен единством развития производительных сил и производственных отношений. Вслед за способом производства меняется и социально-классовая структура развития общества. Развитие общества осуществляется по восходящей линии от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому, коммунистическому обществу. Смена формации осуществляется с помощью соц. революций. Каждая формация имеет базис и надстройку.

Базис - это совокупность производственно- экономических отношений.

Надстройка - это совокупность идей организации утверждений и идеологических отношений.

Основными категориями формационного подхода является способ производства, класс, общество. Но эти категории являются категориями высокой степени абстрогированности поэтому не отражают весь спектр развития общества и формационный подход дополняется двумя другими: цивилизационным и культурологическим.

  • (из практики) Формационный подход. Общество развивается от низших формаций к высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства, который в свою очередь изменяется благодаря производительным силам, те в свою очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в некоторых положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные силы смогут развиваться и после изменения капиталистических производственных отношений. Формационная теория имеет активных сторонников и сейчас. Например: Уолтер Ростоу в своей теории стадийного роста рассматривает прогресс, как этапы развития техники и только техники. Интересную градацию предложил Дениел Бел – 3 этапа развития:

В доиндустриальном обществе большая часть населения занята сельским хозяйством. В существующем обществе большая часть населения занята в промышленности. В обеих этих стадиях люди не могут обеспечить себя всем необходимым. В технотронном обществе большая часть населения занимается получением, обработкой и произведением информации. Это общество на основе эффективных технологий не только обеспечивает само себя, но и снабжает основной мир.

Формационный подход, разработанный в марксизме предполагает скачкообразное революционное движение общества от одной общественно-экономической формации к другой. Источником движения являются изменение в способе производства материальных условий жизни (в производительных силах и производственных отношениях). Производственные отношения выступают в качестве базиса общественно-экономической формации, изменения которой ведут к более или менее быстрой замене надстройки общественно-экономической формации, куда входят вся духовная жизнь общества с присущим ему общественным сознанием, системой общественных отношений, идеологией и общественными институтами, организующими всю общественную жизнь. В качестве основных общественных формаций в марксизме выделялись следующие: первобытное общество, рабовладельческая, феодальная, буржуазная (капиталистическая) и коммунистическая общественно-экономические формации. Последняя должна была пройти две фазы: социализм (первая фаза) и коммунизм (вторая и высшая фаза общественного развития). Формационная концепция общественного развития явилась теоретическим обобщением принципа исторического материализма, основными компонентами которого явились экономический детерминизм и трактовка общественного развития как естественноисторического процесса.

Цивилизационный подход к развитию общества.

Цивилизационная концепция общественного развития рассматривает этот процесс как тесно связанное взаимодействие и взаимовлияние культурных особенностей и трансформаций, определяющих всю систему общественных связей. Цивилизация трактуется как «материальное тело» культура, ее социальная организация и т.п. Но базисным элементом цивилизации, ее оборотной стороной является тип культуры (идеалов, ценностей и норм), определяющих специфику человеческого общежития.

    Основные сферы жизни общества.

Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Поэтому основными элемен­тами общества, рассматриваемого в качестве системы, вы­ступают те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расши­ренное воспроизводство их жизни.

Основными видами общественно необходимой человече­ской деятельности являются экономическая, социальная, по­литическая, духовная деятельность. Области осуществления этих видов деятельности называются экономической, социальной, политической и духовной сферами или подсистемами общества.

Экономическая сфера - это область осуществления хозяй­ственной деятельности общества, охватывающая отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Являясь одной из основных подсистем общест­ва, она также может быть рассмотрена в качестве самостоя­тельной системы. Элементами экономической сферы явля­ются материальные потребности, экономические блага (то­вары), удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы (источники производства благ), хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации).

Социальная сфера - это область возникновения и функцио­нирования взаимосвязей людей друг с другом. Социальная система состоит из социальных групп, социальных связей, социальных институтов, социальных норм, ценностей соци­альной культуры

Политическая сфера охватывает отношения, связанные с взаимодействием государства, партий, политических организаций по поводу власти и управления, это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения. Главными элементами политической системы общества выступают политические организации и ин­ституты (государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации), нормы поли­тического поведения и политической культуры, политиче­ские идеологии.

Духовная сфера охватывает отношения, связанные с развитием общественного сознания, науки, культуры, искусства, это область создания и освоения духов­ных благ. Элементами духовной сферы являются духовные потребности как источник духовной деятельности общества, средства осуществления духовного производства, а также субъекты духовной деятельности. Духовные ценности - главный элемент духовной сферы - существуют в виде идей, и материально воплощаются в виде языка, произведе­ний искусства и т д.

Каждая из этих сфер в свою очередь может быть рассмотрена как система, состоящая из определен­ных элементов:

    экономическая сфера включает в себя производственные учреждения (заводы, фабрики), учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.,

    политическая - государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские организации и т.п.,

    социальная - классы, страты, социальные группы и слои, нации и т.п.,

    духовная - наука, искусство, мораль, религия и т.п.

Общество, таким образом, представляет собой определенную совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом.

    Теория стратификации.

Стратификация - это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними - основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления. В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и выстраивается иерархия из социальных слоев. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций. Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу илегитимизировать в нем свои собственные социальные представления о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам. Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая - деление общества на элиты и массы. В некоторых из самых ранних, архаических социальных систем структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные - профаны (все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники). Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться. По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс - встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д. Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели, достаточно сложны - многослойны (полихотомические), многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают порою существование множества стратификационных моделей). цензы, квоты, аттестация, определение статуса, ранги, льготы, привилегии, др. преференции.

    Политическая сфера жизни общества. Признаки и функции государства.

Политическая сфера - одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Политическая сфера - это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Греческое слово politike (от polis - государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выраженияобщественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

    политические организации и институты - социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

    политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

    политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

    политическая культура и идеология - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

Наиболее общими признаками государства являются:

Территория. Государство представляет единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства.

Население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д.

Публичная власть. Государство – это особая организация государственной власти, располагающая специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

Суверенитет. Государственный суверенитет – это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств.

Издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Только государство в лице своих компетентных органов (в отличии от других политических организаций) издает веления, имеющие обязательную силу для всего населения страны в отличии от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций) Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов.

Обязательные сборы с граждан – налоги, подати, займы. Государство устанавливает их для содержания публичной власти. Обязательные сборы используются государством на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, на государственные программы.

Государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращению людей друг к другу, приветствия и т.п.

Государство относится к наиболее устойчивой структуре политической организации общества в силу того, что выполняет ряд функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА – это обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концентрированной, обобщенной форме.

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

    Экономическая функция

    Социальная функция

    Финансово-контрольная

    Правоохранительная функция

    Культурно-просветительная функция

    Политико-охранительная функция

    Природоохранительная (экологическая) функция

Внешние функции государства – это основные направления его деятельности на международной арене.

    Оборонная функция

    Дипломатическая и торгово-экономическая функции

    Борьба за мир и мирное сосуществование

    Участие в деятельности международных и межгосударственных

    Культурный, научный и информационный обмен .

    Взаимодействие с другими странами

    Основные понятия марксистской социологии.

Марксистская социология может быть представлена в следующих тезисах:

1.развитие общества - это естественноисторический прогресс; 2.люди сами творят свою историю, однако ход развития определяется не желанием, а материальными условиями их жизни; 3.человек рождается и формируется как личность в уже сформировавшемся обществе со сложившимися устойчивыми социальными отношениями, и становление человека происходит под их влиянием ("человек - совокупность общественных отношений"); 4.первичными в системе общественных отношений являются экономические отношения; производственные отношения и производственные силы общества определюят все сферы жизни: производство непосредственно материальных сил жизни и тем самым каждая ступень экономики периода и эпохи образуют основу из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления людей, из которых они должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор; 5.единство и взаимодействие определенных производственных сил и отношений (способов производства) составляют отдельные этапы в развитии общества - общественно-экономические формации ("сложившиеся на основе данного способа производства конкретно исторические формы бытия общества"); 6.общество, эволюционируя в своем развитии, последовательно проходит следующие стадии развития (формации): первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический (анализ формаций Маркс произвел в своем труде "Капитал", коммунистическая формация была выведена им как научный прогноз, основывающийся на применении диалектики Гегеля); 7.основу общественной жизни общества составляет классовая борьба, которая рассматривается как источник и движущая сила общественного прогресса; для каждой формации существуют классы антагонисты, отношения между которыми определяют содержание истории; 8.переход от одной формации к другой происходит в виде социальных революций, в ходе которых на смену одному господствующему классу приходит следующий и классовая борьба развивается между новыми классами-антагонистами; классовая принадлежность является основной характеристикой индивида, она определяет его сознание, систему ценностей и поведение. Согласно Марксу, ни одна экономическая формация не может уйти в прошлое, пока она дает возможность развитию производственных сил и производственных отношений, а новые производственные силы и производственные отношения не появятся раньше, чем создадутся условия для их развития внутри формации.

    Учение о государстве. История и современность.

Государство - политическая организация экономически господствующего класса, имеющая своей целью охранять существующий порядок и подавлять сопротивление других классов.

Вообще все теории происхождения государства можно разбить на три группы:

1.Государство – продукт божественного откровения – теологическая гипотеза.

2.Договорная гипотеза (люди договорились).

3.Теории биологического характера (природа сама распорядилась так, что некоторым людям она дала силы, чтобы руководить).

Платон одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства. Произведения Платона на эту тему: «Государство» и «Законы». Платон делит общество на три класса: правители, воины, ремесленники, каждому классу соответствует своя добродетель, соответственно мудрость, мужество, воздержанность. Государство никогда не существовало как продукт примирения классов, всегда как оружие для поддержания того «порядка, которое оно разрешает» (Платон, Маршал). Гоббс говорил следующее: государство вправе применить не только силу закона, но и силу оружия. Платон: «Мы (аристократы) хотим сделать государство, в котором все счастливы, в котором оно дает всем равные возможности». Платон рабов вообще никуда не включает. Он заметил, что государство - продукт неравенства. Государство там где не ценят добродетель, бедняк там не пользуется почетом, в государстве как бы два государства: бедняков и богачей, они всегда будут ущемлять друг друга, государство держится применением силы. Любая форма государственного устройства – диктатура господствующего класса. Платон против частной собственности, если нет крайней необходимости, то никто не должен обладать частной собственностью. В совершенном государстве все граждане должны быть равны, они называют друг друга сотоварищи. «Не следует приходить к власти тем, кто в нее влюблен». Избыток свободы, по Платону, приводит к рабству. Идеальное государство у Платона основано на принципе справедливости. В проекте идеального государства жизнь его граждан во многом регламентирована. Сплоченность государства обеспечивается за счет жесткого ограничения и обеднения жизни людей, полного подчинения личности государству. Итак, платоновское государство – это теоретическая схема утопического государства, в котором жизнь общества подчинена строгому государственному контролю.

Макиавелли – один из первых идеологов эпохи Ренессанса, которые излагали новые воззрения на развитие общества и государства. Ему принадлежат такие слова: «Убей его раньше, чем он убьет тебя». В теории государства у Макиавелли не находилось места для церкви и религии. Согласно Макиавелли, любое насилие можно оправдать во имя государственного блага. Государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали, но если государственные интересы требуют действий, которые пренебрегают нравственностью, то на это можно пойти. Макиавелли считал, что требуется государь, который способен объединить республику.

Руссо полагал, что неравенство существовало не всегда, оно появилось тогда, когда возникла частная собственность. Расслоение на бедных и богатых – первая ступень неравенства. Второй этап неравенства начинается с возникновением государства, когда бедные и богатые заключили между собой союз. Третий этап неравенства – переход государственной власти в деспотизм, который превращает подданных в рабов. «У вас будет все, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей Государства, будут лишь жалкими рабами». В законах должна воплощаться всеобщая воля народа.

Гос. власть явл. объед. началом в гос-ве и соотносится с гос-вом как бог с миром или душа с телом. Теория возник. гос-ва вследствие общ. договора, созд. гос-ва по мнению сторон. В данной теории (Спиноза, Гоббс, Локк) было обусл. стремлением людей предотвратить взаим. вражду и урегулир. сущ. между ними отношения. Создав гос., люди на основе договора передали ему часть прав и поручений охранять свою свободу. целый ряд рацион. мыслей о возник. част. сосбств., классов и го-ва выск. Руссо (1712-78). Совершенств. орудий труда привело к улучш. обработки земли, возник, част. собств. и дел. об-ва на бог. и бедных иборьбу между ними. Усилю клас. борьбы выз. необх. образ. го-ва, кот. встает на защиту част. собств. и закрепл. гос-ва имущих. Однако он говорит, что гос. изобретено богатыми, кот путем обмана убедили бедняков в необх. созд. гос-ва. Гегель (1770-1831). Труд лежит в основе эк. отнош., кот. лежат в основе социал. дифференциации людей (сословное деление).

    Понятие духовной жизни общества. Структура общественного сознания.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной действительности, а реальности, присутствующей в нас самих, являющейся неотъемлемой частью личности человека. Именно в духовной сфере рождается и реализуется то, что отличает человека от других живых существ - дух, духовность. Духовная жизнь общества являясь, порождением общественной практики, исторически завершает собой формирование социума как такового.

Поскольку духовная жизнь человечества отталкивается от жизни материальной, то и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные этой деятельностью духовные блага (ценности), удовлетворение духовной потребности и т. д. Кроме того, наличие духовной деятельности и ее продуктов порождает особый род общественных отношений (эстетических, религиозных, нравственных, коммуникационных и т. д.).

Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование.

Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно-общинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический .

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т.д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия.

Идеологи я есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания - уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом "общественная",

Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая - рациональным уровнем общественного сознания. Идеология – это теоретический уровень общественного сознания. Социальная психология – обыденный уровень.

    Духовная жизнь общества: мораль и право.

Мораль – форма общественного сознания, представляющая совокупность принципов, норм, правил поведения, призванных регулировать отношения между людьми, опираясь на общественное мнение и на сложившиеся в данном обществе представления о добре и зле. Мораль или нравственное сознание – это видение мира сквозь призму добра и зла, это отражение мира, связанное с оценкой человеком отражаемых явлений как хороших или плохих, добрых или злых. Мораль на уровне социальной психологии проявляется в виде нравственных чувств и проявляется в виде нравов, особых норм нравственного поведения. На уровне обыденного сознания мораль представляет собой этнические знания о правилах общежития, обычаях и нравах, которые проявляются во всех сферах жизнедеятельности общества. На уровне теоретическом формируется теоретическая форма знаний о нравственных отношениях, обычаях (формы действий) и нравов (норма поведения), а также создаётся наука об этике.

Важными философскими вопросами морали являются вопросы происхождения и сущности морали. «Две вещи наполняют всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, – говорил И. Кант, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Выполняя наряду с появившимся позднее правом роль регулятора поведения людей, мораль в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов:

1. Мораль – такая регулятивная система, которая обязательна для каждой формационной и цивилизационной ступени развития общества. Право же является атрибутом только «государственных» формаций, в которых мораль сама по себе не может обеспечить соответствующее данному общественному порядку поведение людей.

2. Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы – всей силой государственной власти. Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознать оценку его поведения общественным мнением, принять ее внутренне и скорректировать свое поведение на будущее. Юридическая же санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия.

3. Принципиально отличаются друг от друга и категории правовых и моральных систем. Если основными категориями права выступают законное и незаконное, правомерное и неправомерное, справедливое и несправедливое, то основными оценочными категориями морали и этики являются: добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни.

4. Моральные нормы распространяются и на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь и др.).

Сущность морали выражается в ее функциях. Среди множества выполняемых моралью функций основными принято считать следующие: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную

Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом. Десять заповедей - это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Нравственная оправданность норм права для создания правового государства настолько же важна как и их единство

В праве отражено понятие «морального вреда», однако мораль остается сферой высших идей, делом совести, которая служит критерием для исторических правовых реформ. Кроме того, практика тоталитарных режимов показала, что иногда мораль может вступать в противоречие с правом.

И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

    право вырабатывается государством,

    мораль - обществом;

    право закреплено в государственных актах, мораль - нет;

    за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали - общественное осуждение.

Пра́во - один из видов регуляторов общественных отношений

    Духовная жизнь общества: искусство и религия.

Искусство (наряду с наукой) - один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

Понятие искусства крайне широко - оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм

В масштабах всего общества, искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат - художественное произведение.

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

Искусство и религия

Невозможно отделить зарождение искусства от зарождения религии. С точки зрения оформившейся религии искусство есть лишь символический способ донесения высших истин, проповедуемых данной религией. Долгое время с расцвета христианства до периода Возрождения в европейском мире искусство в основном выполняло заказ церкви.

    Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

Глобальные проблемы современности – это совокупность жизненно важных проблем современного человечества, непосредственно связанных с его существованием (экологическая, демографическая, войны и мира, продовольственная, сырьевая, энергетическая). Эти проблемы имеют следующие особенности: планетарный, общемировой характер; угрожают деградацией и гибелью всему человечеству; нуждаются в неотложных и эффективных решениях; требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов; требуют своего рассмотрения сквозь призму общечеловеческих интересов. Глобальные проблемы явились результатом, с одной стороны, огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу и общество, и, с другой стороны, неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой. Экологическая проблема вызвана противоречием между производственной деятельностью человека и стабильностью природной среды его обитания. Давление антропогенных факторов на биосферу может привести к коллапсу –резкому и стремительному ухудшению экологической обстановки и вследствие этого – скоротечной гибели населения планеты. Экологический кризис имеет многоплановый характер: загрязнение окружающей среды, увеличение озоновых дыр, кислотные дожди, парниковый эффект, вымирание ряда животных и растений, истощение энергетических и вещественных ресурсов мира, поднятие уровня мирового океана, таяние ледников и т.д. Демографическая проблема вызвана быстрым ростом населения планеты. Сейчас оно увеличивается со скоростью 75 млн человек в год и к 2025 году превысит 8,5 млрд человек. Особенно быстро растет население развивающихся, бедных стран Африки, Южной Азии. Если к началу нашей эры население мира составляло 250 млн человек, то в 2006 г. – 6.5 млрд. и увеличивается со скоростью около 9 тыс. человек в час. Проблема войны и мира связана с военной угрозой, наращиванием ядерных арсеналов. Ядерным оружием обладают не только страны Запада и России, но и Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других государств. Накопленным оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле. Если сейчас уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных держав, то не исчезла угроза слепой технологической случайности. Наличие ядерного оружия не помешало возникновению очагов локальных войн, каждая из которых может стать запалом для всемирной войны, в которой не будет победителей. Кризис человеческой телесности связан с опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ: расшатывание генофонда, развитие генной инженерии. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций, идет ослабление иммунного аппарата человека. Глобальной проблемой выступает и возрастание числа зараженных СПИДом, страдающих наркоманией, алкоголизмом.

Будущее человечества . Нестабильный, постоянно изменяющийся мир не дает ос­нований для точных предвидений. Однако некоторые тен­денции этого движения можно уловить. Этим занимается футурология . Футурология в качестве самостоятельной дис­циплины сформировалась примерно в середине XX в. Если говорить о методах футурологии, то наи­более распространенными среди них являются следующие:

    метод инерционного анализа, предполагающий экс­траполяцию устойчивых тенденций, существующих в на­стоящем, на будущее;

    трендовый анализ - построение на базе частных, но устойчивых тенденций так называемого тренда - всеоб­щей тенденции;

    сценарный метод, заключающийся в определении ве­ера возможностей развития и перебирании различных ва­риантов будущего, учитывая исчезновение или сохранение каких-то определенных обстоятельств.

Достоверность любо­го прогноза невелика. Кроме того, человечество вряд ли за­хотело бы получить точный прогноз. Не зря в древних ми­фологиях одним из наиболее страшных наказаний было как раз знание о будущем, обессмысливающее творческие усилия настоящего и прошлого. Осознавая этот факт, чело­век не столько исчисляет будущее, сколько придумывает его. Футурологические концепции, как бы наукообразно они ни выглядели, остаются более или менее реалистиче­ской фантазией как о желаемом, так и о мрачном, ужасном, неприемлемом будущем.

Концепции будущего строятся на базе определенных ценностей, мировоззренческих ориентиров, поэтому любое футурологическое размышление есть род философствова­ния. Богатая история философии оказывается необходи­мым подспорьем такой рефлексии и базой для преодоления современных проблем.

Исходным методологическим принципом в экономической социологии является теоретический подход во взглядах на развитие общества

Современное общество к XXI в. достигло таких результатов, которые до сих пор оценены учеными весьма недостаточно. Попытки объяснить происходящее привели к многообразию подходов к периодизации экономического прогресса, отражающих реальные процессы в обществе.

Обычно среди них выделяют подходы такой ориентации: формационный, цивилизационный, миросистемный и теорию постиндустриального общества.

При формационном подходе происходит сравнение общества во времени. Он был господствующим в западном мире и в отечественном обществе на протяжении почти всего XX в. В настоящее время число его сторонников значительно уменьшилось, что в первую очередь связано со сменой парадигмы развития в бывших странах социализма.

Формационный подход основан на теории К. Маркса. Она предполагает пятизвенную структуру развития человечества, т. е. наличие таких общественно-экономических формаций, как первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Главным в них является способ производства и характер отношений собственности. В связи с этим основой общества считается производство материальных благ, необходимых для существования общества и его дальнейшего совершенствования. При этом развитие способов производства рассматривают как историю развития общества. Наряду с этим признают процесс последовательной смены одной формации другой от низшей к высшей. К недостаткам формационного подхода обычно относят:

  • - упрощенное деление структуры общества на производительные силы, производственные отношения и надстройку;
  • - недооценку роли человеческого фактора;
  • - упрощенную структуру, слабым местом которой является однолинейность подхода (от простого к сложному);
  • - применимость его только к одному ограниченному, хотя и очень важному региону Западной Европе. «Пятичленка» исключает азиатские и другие общества.

Цивилизованному подходу к периодизации экономического прогресса присуще сравнение обществ в пространстве. Он был весьма популярен в западном мире на протяжении XX века и в России до и после краха социализма. Новые тенденции появились в связи с концепцией, определяющей цивилизацию XXI века как принципиально единую. Однако обострение противоречий между западным и мусульманским мирами значительно ослабило аргументы сторонников цивилизованного подхода. В самом общем виде множество подходов к цивилизованной теории можно представить в виде двух основных: комплексно-материалистического и гуманитарного. социальный валлерстайн тойнби общество

Определяющим началом при комплексно-материалистическом подходе является материальное производство, способы хозяйствования и порожденные им отношения. Но в отличие от формационного подхода в этой концепции отражено не только многообразие материального мира, но и выявлены закономерности феноменального развития ряда обществ. Они позволили, в частности, некоторым западноевропейским странам не только преобразовать свои общества, но и создали им возможности управления судьбами других народов. Эту идею в различных модификациях и в разное время поддержали Л. Морган, П. Армилсс, К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Чайлл, Р. Редфилл, М.Блок, Л. Февр, Ф. Вродель и др.

Для гуманитарного подхода характерно многообразие мира в его социальных и культурных измерениях. В рамках этой концепции были выявлены многие исторические процессы и их тенденции. Основателями гуманитарного подхода называют прежде всего Л.Данилевского, М.Вебера, О. Шпенглера, П.Сорокина, А.Тойнби. Эту концепцию поддерживают и современные исследователи Н. Элиас, Ш. Энзенштадт и др.

В интеллектуальной истории огромным событием стала концепция А.Тойнби. Полемика по ее поводу вызвала огромное количество работ, написанных учеными разных стран. В настоящее время «тойнбиана» пополняется новыми работами. Популярность теории обусловлена, во-первых, способностью автора дать наиболее полное отражение проблемы, во вторых, тем, что в век узкой специализации он решает вопросы всеобщей истории.

В своем развитии общество проходит стадии рождения, роста, надлома и разложения. Рождение цивилизации возможно при наличии двух условий: творческого меньшинства и среды, которая не является ни слишком благоприятной, ни слишком неблагоприятной. Механизм зарождения цивилизации основывается на теории вызовов и ответов, которая предполагает их взаимодействие. Любое явление в истории развития человечества является ответом на чей-либо вызов. К примеру, окружающая среда бросает вызов обществу. Оно через творческое меньшинство отвечает на вызов и успешно решает проблему. Люди достигают цивилизации не вследствие биологических дарований или благоприятных географических и природных условий, а в ответ на вызов в особых ситуациях, что воодушевляет их на невиданные ранее дела. Общество находится постоянно в движении, которое и приводит его к цивилизации. Теории вызовов и ответов присущи следующие черты:

  • - гармонизация взаимодействия личности и истории;
  • - многообразие ответов с их полнотой и интенсивностью;
  • - постоянное повторение вызовов, оставшихся без ответов;
  • - многообразие вызовов и ответов, определяющих различный характер обществ;
  • - отсутствие ответов означает потерю жизнеспособности общества;
  • - жизнеспособность общества характеризуется возможностями использования жизненной среды, ее освоения и развития духовной жизни. Рост цивилизации представляет собой «непрерывный творческий уход и возвращение харизматического меньшинства общества в процессе постоянно обновляющихся успешных ответов на новые вызовы среды». Однако рост цивилизации не связан ни с техническим прогрессом, он не сопровождается ни географическим распространением общества, ни усилением господства над природным окружением. Растущая цивилизация реализует свои потенциальные возможности, которые различны для разных цивилизаций. Так, в античной цивилизации возникают эстетические, в индийской - религиозные, в западной - научно-механические потенции.

Стадия надлома характеризуется такими чертами, как:

  • - недостаточным уровнем созидания творческого меньшинства;
  • - отказом большинства следовать и подражать меньшинству;
  • - распадом социального единства в общества.

Для сохранения своего статуса творческое меньшинство использует силу и прибегает к созданию универсального государства типа Римской империи. Такое государство античное господствующее меньшинство придумало в целях сохранения цивилизации и самих себя.

Разложение цивилизации может продолжаться столетиями и даже тысячелетиями. Оно проявляется в разнообразных формах, затрагивая и типы поведения людей. Обычно возникает два типа поведения людей: активный и пассивный. Однако оба они не имеют созидательного характера. Активный тип поведения предполагает «форму обуздания естественных страстей через систему духовных упражнений». Пассивный тип означает уход, уклонение от деятельности. В соответствии со сложившейся ситуацией возможно четыре типа «спасателей»: архаичный, спасатель с мячом, бесстрастный стоик, преображенный религиозный спасатель. Однако уже ничто не может остановить процесс распада. Исключение из правил составляет лишь единственный путь - путь преображения, предполагающий изменение целей и ценностей. Из 26 существовавших ранее цивилизаций 16 прекратили свое существование. Оставшиеся находятся либо под угрозой ликвидации, либо ассимиляции с западной цивилизацией.

Рассматривая типологию цивилизаций, А.Тойнби отмечает, что некоторые из них являются полностью состоявшимися, другие - частично. Их он называет «задержанными» цивилизациями. Среди них выделяют два вида в зависимости от характера вызовов: природной среды (полинезийцы, эскимосы, кочевники) и социального окружения (османы, спартанцы в эллинском мире). Вместе с тем А. Тойнби считает, что ни одно общество не прошло путь цивилизации до конца. Все общества имеют незавершенный характер. Поэтому их опыт не является полноценным. В современном обществе принята следующая типология цивилизаций: европейская, индийская, исламская, латиноамериканская, буддийская, дальневосточная. В самом общем виде для цивилизационной теории характерны следующие признаки:

  • - своеобразие истории экономики и культуры разных народов и стран;
  • - отсутствие типизации истории народов разных стран в последовательном развитии и способах производства материальных благ;
  • - существование и гибель цивилизации представляют собой процесс, которому не присущи какие-либо закономерности;
  • - множество цивилизаций, состоявшихся как полностью, так и частично.

Наряду с этим в цивилизационной теории прослеживается ряд недостатков, среди них:

  • - крайняя неопределенность и расплывчатость понятия «цивилизация»;
  • - привязка критериев цивилизации к феноменам мировой религии, менталитета и др.;
  • - снижение приоритетности экономических отношений, которые растворяются в общей совокупности критерий и ценностей;
  • - оторванность от реалий современной жизни. Рост и развитие цивилизаций не определяется развитием НТП и накоплением материальных благ, что является одним из главных факторов развития большинства современных стран;
  • - критерий западной цивилизации с ее либерально-демократическими ценностями, которые зачастую навязываются мирозданию, не устраивают многие страны и народы. Хотя Запад стал доминировать в экономических и политических аспектах, тем не менее, он не смог полностью обезоружить своих соперников и уничтожить исконно присущие им культуры;
  • - незавершенный характер исторического опыта цивилизации.

Введение

В условиях древности определились два основных (глобальных) типа цивилизации: западный, включающий европейскую и северо-американскую, и восточный, вбирающий цивилизацию стран Азии, Африки, в том числе арабскую, тюркскую и малоазиатскую. Древние государства Запада и Востока остались самыми мощными действующими историческими объединениями в международных делах: внешнеэкономических и политических связях, войны и мира, установления межгосударственных границ, переселения людей в особо крупных масштабах, морского судоходства, соблюдения проблем экологии и т.д. Современные историки сходятся во мнении, что особенности того или иного типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов, как географическая среда обитания, духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет), система ведения хозяйства, социальная и политическая организация. Вместе с тем, по различным оценкам человечество существует от 200 тысяч до четырёх миллионов лет, в то время как история цивилизаций насчитывает всего около пяти тысяч лет. А это значит, что в течение длительного периода истории происходил процесс перехода от первобытности (дикости и варварства) к цивилизации.

История и общество. Сущность цивилизационного подхода к истории

Методологии формационного подхода в современной исторической науке в какой-то мере противостоит методология цивилизационного подхода. Цивилизационный подход в объяснении исторического процесса начал складываться ещё в XVIII в. Однако своё наиболее полное развитие он получил лишь в конце XIX-XX вв. В российской исторической науке его сторонниками были Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин.

Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является цивилизация. Термин «цивилизация» происходит от лат. слова «civil» - городской, гражданский, государственный. Первоначально термином «цивилизация» обозначали определённый уровень развития общества, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства. «Civil» противопоставлялось «silvaticus» - дикий, лесной, грубый. Отличительными признаками цивилизации, с точки зрения этой интерпретации, является появление городов, письменности, социального расслоения общества, государственности.

В более широком плане под цивилизацией чаще всего понимают высокий уровень развития культуры общества. Так, в эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, искусства, науки, философии. Существуют в этом контексте и противоположные точки зрения, при которых цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного общества, означающий его «закат», или упадок (О. Шпенглер).

Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу более существенное значение имеет понимание цивилизации как целостной общественной системы, включающей в себя различные элементы (религию, культуру, экономическую, политическую и социальную организацию и т.д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несёт на себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определённых внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определённые изменения, их некая основа, их внутреннее ядро остаётся неизменным. Такой подход к цивилизации зафиксирован в теории культурно-исторических типов цивилизации Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера и др. Культурно-исторические типы - это исторически сложившиеся общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои характерные только для них особенности культурного и социального развития. Н.Я. Данилевский насчитывает 13 типов или «самобытных цивилизаций», А. Тойнби - 6 типов, О. Шпенглер - 8 типов. Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон:

1) его принципы применимы к истории любой страны или группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества, с учетом специфики стран и регионов. Отсюда проистекает универсальность данной методологии;

2) ориентация на учет специфики предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе;

  • 3) цивилизационный подход не отвергает, а, напротив, предполагает целостность, единство человеческой истории. Цивилизации как целостные системы сопоставимы друг с другом. Это позволяет широко использовать сравнительно-исторический метод исследования. В результате такого подхода история страны, народа, региона, рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других стран, народов, регионов, цивилизаций. Это дает возможность глубже понять исторические процессы, зафиксировать их особенности;
  • 4) выделение определённых критериев развития цивилизации позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных стран, народов и регионов, их вклад в развитие мировой цивилизации;
  • 5) цивилизационный подход отводит подобающую роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. В этом подходе важное значение для характеристики и оценки цивилизации имеют религия, культура, менталитет.

Слабость же методологии цивилизационного подхода состоит в аморфности критериев выделения типов цивилизации. Это выделение сторонниками данного подхода осуществляется по набору признаков, которые, с одной стороны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.

В теории культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского цивилизации различаются своеобразным сочетанием четырёх основополагающих элементов: религиозного , культурного, политического и общественно-экономического . В одних цивилизациях доминирует экономическое начало, в других - политическое, а третьих - религиозное, в четвертых - культурное. Только в России, по мысли Данилевского, осуществляется гармоническое сочетание всех этих элементов.

Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского в какой-то мере предполагает применение принципа детерминизма в виде доминирования, определяющей роли каких-то элементов системы цивилизации. Однако характер этого доминирования носит трудно уловимый характер.

Ещё большие трудности при анализе и оценке типов цивилизации возникают перед исследователем, когда главным элементом того или иного типа цивилизации рассматривается тип ментальности, менталитет. Ментальность, менталитет (от фр. mentalite - мышление, психология) - это некий общий духовный настрой людей той или иной страны или региона, фундаментальные устойчивые структуры сознания, совокупность социально-психологических установок и верований личности и общества. Эти установки определяют мировосприятие человека, характер ценностей и идеалов, образуют субъективный мир личности. Руководствуясь этими установками, человек действует во всех сферах своей жизнедеятельности - творит историю. Интеллектуальные и духовно-нравственные структуры человека, несомненно, играют важнейшую роль в истории, но их индикаторы плохо уловимы, расплывчаты.

Есть ещё ряд претензий к цивилизационному подходу, связанному с интерпретацией движущих сил исторического процесса, направления и смысла исторического развития.

Все это вместе взятое позволяет нам сделать вывод, что оба подхода - формационный и цивилизационный - дают возможность рассмотреть исторический процесс под разными углами зрения. Каждый из этих подходов имеют сильные и слабые стороны, но если постараться избежать крайностей каждого из них, а взять лучшее, что имеется в той или иной методологии, то историческая наука только выиграет.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства. В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города - особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере, частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т.д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началась социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объёму прав и привилегий. Сформировались государства - системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других. Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.

Похожие публикации