Распад Древнерусского государства: история, причины и последствия. Причины и последствия распада древней руси Окончательный распад руси

Феодальная раздробленность – обязательный исторический период в развитии средневековой государственности. Русь его тоже не миновала, и развивалось здесь это явление по тем же причинам и теми же путями, что и в других странах.

Сдвинутые сроки

Как и все в древнерусской истории, период раздробленности в наших землях наступает несколько позже, чем в Западной Европе. Если в среднем такой период датируется X-XIII веками, то на Руси раздробленность начинается в XI и продолжается фактически до середины XV века. Но это отличие не принципиально.

Не принципиально и то, что все основные местные властители в эпоху раздробленности Руси имели некоторые основания считаться Рюриковичами. На западе тоже все крупные феодалы были родственниками.

Ошибка Мудрого

К моменту начала монгольских завоеваний (то есть уже к ) Русь уже была полностью раздроблена, престиж «киевского стола» был чисто формальным. Процесс распада не был линейным, наблюдались периоды кратковременной централизации. Можно выделить несколько событий, способных служить вешками при изучении этого процесса.

Смерть (1054 год). Этот правитель принял-таки не слишком мудрое решение – официально разделил свою империю между пятью сыновьями. Между ними и их наследниками немедленно началась борьба за власть.

Любечский съезд (1097 год) (читайте о нем ) был призван положить конец междоусобицам. Но вместо того официально закрепил притязания той или иной ветви Ярославичей на определенные территории: «…каждый да держит отчину свою».

Сепаратистские действия галицких и владимиро-суздальских князей (вторая половина XII века). Они не только демонстративно прилагали усилия к тому, чтобы не допускать усиления Киевского княжества за счет союза с другими властителями, но и наносили ему прямые военные поражения (например, Андрей Боголюбский в 1169 году или Роман Мстиславович Галицко-Волынский в 1202 году).

Временная централизация власти наблюдалась в период правления (1112-1125), но она была именно что временной, обусловленной личными качествами этого правителя.

Неизбежность распада

Можно сожалеть о распаде древнерусского государства, приведшего к поражению от монголов, долгой зависимости от них, экономическому отставанию. Но средневековые империи были изначально обречены на развал.

Управлять из одного центра большой территорией при почти полном отсутствии проходимых дорог было практически невозможно. На Руси положение усугублялось зимними холодами и продолжительной распутицей, когда путешествовать было вообще невозможно (стоит подумать: это не XIX век с ямскими станциями и сменными ямщиками, каково тащить с собой запас провизии и фуража на путешествие в несколько недель?). Соответственно, государство на Руси изначально было централизованным только условно, воеводы и родственники князя отправляли на местах всю полноту власти. Естественно, у них быстро возникал вопрос, а ради чего они должны кому-то, хотя бы формально, подчиняться.

Торговля была развита слабо, преобладало натуральное хозяйство. Поэтому и экономическая жизнь не цементировала единства страны. Культура же в условиях ограниченной подвижности большинства населения (ну куда и на какое время мог поехать крестьянин?) не могла быть такой силой, хотя и сохранила в результате этническое единство, облегчившее затем новое объединение.

В середине XII века Киевская Русь распадается на несколько княжеств, внутри которых формируется более мелкие, вассальные по отношению к ним княжества. В связи с феодализацией многие дружинники становятся материально независимы от великого князя. Раньше дружинники были привязаны к великому князю, к Киеву, к центру. С ростом благосостояния государства и усилением местных экономик преимущество Киева как резиденции великого князя (и основного источника его доходов, в том числе для содержания дружины) постепенно уменьшалось. При этом система, при которой великокняжеские наместники (родственники великого князя) существовали на доходы от местных экономик, обладала большим конфликтным потенциалом, поскольку попытки дополнительного изъятия у подчиненных князей дани или требования большего количества войск приводили к мятежам, подавлять которые великим князьям становилось все сложнее. Появился независимый источник доходов – вотчина, сёла. Это привязывает его к определённой местности, и служить князю ему уже неудобно – отрываться от вотчины. С большим удовольствием такой муж служил бы местному князю. А местному князю есть, где обосноваться – города богаты и их много, есть чего взять. Так происходил распад на суверенные земли.

В 1097 г. в Любече собрался княжеский съезд. Для предотвращения ослаблявших Русь междоусобиц съезд установил новый принцип организации власти: «Каждый да свою отчину держит». Отныне Русь считалась уже не единым владением княжеского рода, а совокупностью «отчин», которыми наследственно владели различные ветви княжеской династии. Князья перестали воспринимать подвластные им земли как временные источники людских и материальных ресурсов и больше внимания уделяли нуждам своих вотчин. Власть получила возможность быстро реагировать на кризисные ситуации (набеги, мятежи, недород и др.). Но роль Киева как общерусского центра уменьшилась. Изменились торговые пути, связывающие Европу с Востоком, что вызвало упадок пути «из варяг в греки». Кроме того, усилилось давление кочевников, приведшее к уходу земледельцев в более спокойные районы Руси. Единственное что теперь связывало Русские земли были – сборник законов «Русская правда», общая вера, общий язык. Распад не фиксировался документами, шёл незаметно.

Первая угроза целостности страны возникла сразу же после кончины Владимира Святославича. Владимир управлял страной, рассадив своих 12 сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, в 1014 году отказался платить отцу ежегодный урок в две тысячи гривен. Когда Владимир умер (1015), началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей, кроме Ярослава, Судислава и Мстислава. Судислав был заточён Ярославом в поруб, а с Мстиславом Ярослав поделил Русь по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всеми землями, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира - Изяслава. После смерти Ярослава в 1054 три его старших сына разделили Русь на три части. Старшему Изяславу отошли Киев и Новгород, Святославу - Чернигов, Всеволоду - Переяславль, Ростов и Суздаль. Двух младших братьев старшие отстранили от руководства страной, а после их смерти - Вячеслава в 1057 году, Игоря - в 1060 году, - присвоили себе их владения. Взрослые сыновья умерших не получили от дядей ничего, став князьями-изгоями. Установившийся порядок замещения княжеских столов назывался «лествичным правом», то есть князья продвигались поочерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение ниже стоящих на ступеньку вверх. Но если один из сыновей умирал раньше своего родителя или его отец не побывал на киевском столе, то это потомство лишалось права на лествичное восхождение к великому киевскому столу. Они становились изгоями, которым уже не было «части» в Русской земле. Эта ветвь могла получить от родичей определённую волость и должна была ограничиваться ею навсегда. С одной стороны, такой порядок препятствовал изоляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты. Порядок не работал. Многие князья предпочитали волость поскромнее, но в наследственное владение. Стремились отсоединиться от Киева. С 1070 - усобицы (княжеские войны) + нападали половцы.

1080 - половецкий натиск. В борьбе с половцами прославился переяславский князь Владимир Всеволодович Мономах, загнавший половцев за Дон, на Кавказ.

1113 - Он стал князем Киевским и укрепил единство Руси, приостановив распад.

1130-1149- годы период агонии Древнерусского государства.

К середине XII века Киевская Русь разделилась на 13 княжеств, каждое из которых проводило самостоятельную политику. Княжества различались как по степени консолидации, так и по соотношению сил между князем, боярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением. 9 княжеств управлялись собственными домами. С 1150 года под властью великого князя остаётся лишь Киев, а прочие земли становятся суверенными, и уже к середине 12 в. - Древнерусское государство окончательно распалось (в те же годы, когда впервые упоминается Москва)

Билет №8.

Политическая раздробленность.
Усобицы, начавшиеся с 972 г., в XI в. стали постоянными. Установление лествичной системы наследования престола не положило конец борьбе представителей дома Рюриковичей за власть. В 1054 г. фактически произошло разделение земель между Ярославичами – сыновьями Ярослава Мудрого. Съезды наиболее влиятельных князей в конце XI – начале XII в. в Любече, Витичеве (Уветичах) и у Долобского озера также не обеспечили мира между братьями и единства Древнерусского государства. Напротив, съезд 1097 г. в Любече юридически закрепил раздел земель между князьями.
 Объединить 3/4 русских земель удалось на непродолжительное время Владимиру Мономаху. Но после смерти в 1132 г. его сына Мстислава Великого Древняя Русь окончательно распадается на самостоятельные княжества. С 1130-х гг. Русь вступила в период политической (феодальной) раздробленности , который мы также называем Удельная Русь.
 После смерти Мстислава Великого 10 лет продолжалась борьба за титул великого киевского князя между сыновьями и внуками Мономаха и черниговскими князьями. Киев ещё некоторое время сохраняет номинальный статус «стольного града», и за него идёт упорная борьба. С середины XII до середины XIII в. киевский престол вместе с титулом великого киевского князя переходил из рук в руки 46 раз. Некоторые из князей правили в Киеве меньше года. Случалось, что великий князь сидел в Киеве всего несколько дней. Например, Игорь Ольгович смог в 1146 г. продержаться на Киевском престоле лишь 4 дня.
 В 1169 г. владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский захватывает Киев, отдаёт его на разграбление дружины, объявляет себя киевским князем, но в Киеве не остаётся, возвращается в Суздаль. По выражению русского историка В.О. Ключевского, Андрей Боголюбский «отделил старшинство от места». Киев постепенно теряет своё значение столицы русского государства.

Причины феодальной раздробленности:
экономические:
 – натуральный характер хозяйства давал возможность экономически автономно существовать отдельным княжествам;
 – уровень экономического развития позволял местным князьям содержать аппарат управления и военные формирования (дружины), достаточные для решения внутренних (борьба со смутами) и внешних (защита границ и завоевательные походы) задач;
 – наличие центральной власти означало для местного населения и администрации лишь двойное налогообложение – в пользу местного князя и киевского;
 – рост феодального землевладения;
 – укрепление городской верхушки – князей, бояр, церковников и купечества;
 – с падением значения торгового пути «из варяг в греки» исчезла актуальность его контроля центральной политической властью.  политические :
 – большие размеры государства не давали возможность киевскому князю непосредственно управлять всеми землями-княжениями, что привело к появлению наместников и системы управления, сходной с киевской;
 – размеры государства не позволяли киевскому князю оперативно реагировать на события в землях-княжениях (восстания, нападения соседей). Это потребовало содержания наместниками собственных дружин, что приводило к усилению их самостоятельности и независимости от центральной власти;
 – нерешённость династических вопросов. Утвердившаяся c XI в. лествичная система наследования престола была слишком громоздкой и не предотвратила новых усобиц;
 – необходимость поддержания социального порядка.

Последствия феодальной раздробленности:

 Феодальная раздробленность является неизбежным и закономерным процессом исторического развития. Она способствовала дальнейшему экономическому и политическому развитию общества, хотя и нанесла ущерб единой государственности.

Политические центры Удельной Руси.
В русских землях сложились три основных центра , княжества, которые отличались по типу государственной власти.
Южная (Галицко-Волынская) Русь. На юге по-прежнему была сильна княжеская власть, опиравшаяся на дружину. В критические моменты реальную власть брало в свои руки вече, в том числе приглашавшее и изгонявшее князей. Именно Галицко-Волынская земля раньше других русских княжеств стала выходить из состояния политической неразберихи, и княжеская власть, опираясь на поддержку горожан, попыталась унять своеволие боярских группировок. Большой мощи достигло Галицкое княжество в 1160–1180-е гг. – во времена правления Ярослава Осмомысла. Женитьба на дочери Юрия Долгорукого Ольге обеспечивала ему поддержку сильных ростово-суздальских князей.
 После смерти Ярослава Осмомысла в 1187 г. власть в Галиче захватил внук Владимира Мономаха Роман Мстиславич (1187–1205 гг.). Ему удалось объединить под своей властью Галич и Волынь и создать единое Галицко-Волынское княжество. Через несколько лет он присоединил к своим владениям и Киевское княжество. На юго-западных рубежах Руси выросло новое огромное государство, равное по территории Германской империи.
 Выдающимся государственным деятелем, смелым и талантливым полководцем был сын Романа Мстиславича Даниил Галицкий (1221–1264), сумевший восстановить единство Галицко-Волынского княжества.
 С Галицко-Волынской Русью считались Германия, Польша, Венгрия, Византия.
 По типу государственной власти Галицко-Волынская Русь сохранила основные черты раннефеодальной монархии.
Северо-Западная Русь. В 1136 г. княжеская власть в Новгороде прекратила своё существование как самостоятельная политическая сила. Новгородцы арестовали, а затем изгнали из города ставленника киевского князя. С тех пор князь стал частью административного аппарата. Его обязанности ограничивались военными вопросами. Охраной правопорядка в городе занимался воевода. Вся полнота власти сосредотачивалась в руках посадника и епископа (с 1165 г. – архиепископа). Важнейшие вопросы политической жизни Новгорода решались на вече. В том числе выборы должностных лиц – посадников, тысяцких, епископа (архиепископа), архимандрита, князя. На высшие должности избирались только члены влиятельных (аристократических) боярских семей, например, представители рода Мишиничей-Онцифоровичей.
 Подобная система организации политической власти существовала и в Пскове.
 Такой тип государственного устройства называют феодальной (вечевой) республикой. Причём эти республики были боярскими, аристократическими.
Северо-Восточная (Владимиро-Суздальская) Русь. Край, заселённый славянами сравнительно поздно, по-видимому, не имел глубоких вечевых традиций. Хотя до определённого момента и здесь политическое управление строилось на взаимодействии городского веча и князей, назначавшихся из Киева. В 1157 г. жители Ростова, Суздаля и Владимира избрали своим князем сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского. В 1162 г. Андрей Боголюбский изгнал из своего княжества братьев, племянников, мачеху и отцовскую дружину. Владимирские князья опирались на «милостников», то есть людей, зависевших от милости князя. В отличие от дружинников, для дворни (дворян, как их стали называть с конца XII в.) князь был господином, а не товарищем. Служба дворни князю строилась на принципах, близких к понятию подданства.
 Таким образом, во Владимиро-Суздальской Руси была заложена основа для формирования неограниченной деспотической власти (по выражению летописца – «самовластия») Владимирского князя.

Борьба русских земель с нашествиями с Востока и Запада
 Феодальная раздробленность привела к военному ослаблению русских земель. Отдельные княжества оказались не в состоянии противостоять монгольскому завоеванию в начале XIII в. В 1206 г. на курултае – собрании монгольской знати – Темучин был провозглашён Чингисханом, то есть верховным ханом. Чингисхан начинает покорение соседних стран и народов. Завоевав Северный Китай, Южную Сибирь, Центральную и Среднюю Азию, монгольское войско под командованием Джебэ и Субедэ в 1223 г. через Закавказье выходит на Северный Кавказ, где покоряет алан и нападает на половцев. Половецкий хан Котян обратился за помощью к своему зятю, галицкому князю Мстиславу Удалому. Мстислав обратился к другим русским князьям с призывом объединиться и помочь половцам в отпоре врагам. Откликнулись далеко не все. Но и среди приведших свои дружины к месту битвы князей не было единства: они не смогли решить, кто из них будет руководить битвой, а значит, всеми русскими дружинами. В результате Мстислав Киевский вообще не принял участия в сражении, что не спасло его дружину. Битва на Калке 31 мая 1223 г. закончилась полным разгромом половцев и русских. Погибли 6 русских князей, из дружинников домой вернулся лишь каждый десятый.
 После сражения на Калке монголы нападают на Волжскую Булгарию, но терпят ряд поражений и в 1225 г. возвращаются в Азию.
 В 1227 г. ещё не завоёванные западные земли Чингисхан завещает своему старшему сыну Джучи. В 1235 г. на курултае было принято решение о походе на Волжскую Булгарию и Русь. Поход возглавил сын Джучи хан Бату (Батый). В 1237–1238 гг. Батый совершил поход на Северо-Восточную Русь. В декабре 1237 г. им была взята Рязань. В январе-феврале 1238 г. – города Коломна, Москва, Владимир, Ростов, Суздаль, Галич, Тверь, Юрьев и др. После взятия Торжка, не дойдя 100 вёрст до Новгорода, монгольское войско возвращается в южные степи. 4 марта 1238 г. на реке Сити произошла битва войска великого владимирского князя Юрия Всеволодовича с крупным монгольским соединением под командованием темника Бурундая, закончившаяся полным разгромом владимирской дружины и гибелью князя.
 Упорной была оборона города Козельска. Монголам удалось его захватить только после семинедельной осады.
 В 1239–1242 гг. Батый совершает поход в Южную Русь и Восточную Европу. В декабре 1240 г. после трёхмесячной осады войсками Батыя был взят Киев.
 В начале 1240-х годов оформился улус Джучи, получивший в русских землях название Золотая Орда. Золотая Орда установила контроль над русскими княжествами (монголо-татарское , или ордынское иго ). Русские земли были обложены данью («царёв» , или «ордынский» , выход). Для определения размера дани была проведена перепись населения («число» ). Сбором дани занимались баскаки, ежегодно приезжавшие на Русь. В некоторых крупных городах баскаки проживали постоянно, наблюдая за положением дел. Права на княжение русских князей подтверждались специальными ханскими грамотами – ярлыками.
Последствия монголо-татарского нашествия и ордынского ига для русских земель :
 – гибель населения;
 – угон в Орду ремесленников;
 – выплата дани;
 – экономический упадок, замедление экономического развития;
 – консервация феодальной раздробленности;
 – разрыв или ослабление традиционных политических и культурных связей с другими странами;
 – замедление темпов культурного развития.
 Одновременно с нашествием с Востока на северные русские земли усиливается давление с Запада. В 1202 г. в Прибалтике создаётся рыцарский орден Меченосцев, объединение которого в 1237 г. с тевтонским орденом привело к созданию Ливонского ордена, угрожавшего Пскову и Новгороду.
 В 1240 г. в устье Невы высадился шведский отряд под предводительством ярла Биргера. 15 июля 1240 г. шведы были разбиты дружиной новгородского князя Александра Ярославича, получившего за эту победу прозвище Невский (Невская битва ).
 С лета 1240 г. по зиму 1241 г. рыцари Ливонского ордена захватили Изборск, Псков и Копорье. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера суздальско-новгородское войско под командованием Александра Невского разбило ливонцев (Ледовое побоище ).

Культура Удельной Руси до монгольского нашествия
 С появлением на Руси после принятия христианства славянской азбуки (кириллицы) широкое распространение среди населения получила грамотность, о чём свидетельствует обнаружение в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и Москве большого количества берестяных грамот, написанных представителями разных слоёв населения. Грамоте обучали не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала при монастыре школу для обучения девочек.
 Развивается летописание. Собственные летописные своды, отражавшие особенности развития своего края, стали создаваться в разных древнерусских городах. Но основой их, как правило, оставалась «Повесть временных лет», созданная Нестором в конце XI – начале XII века. При монастырях создаются библиотеки, в которых хранились не только богослужебные книги и летописные своды, но и переводная литература.
 Распространёнными жанрами в древнерусской литературе были «Поучения» и «Хождения».
 Шедеврами древнерусской литературы являются: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (конец XII–начало XIII века), «Послание» священнику Фоме киевского митрополита Климентия Смолятича (середина XII века), «Притча о человеческой душе» Кирилла Туровского (конец XII века), «Слово о полку Игореве» (около 1186 г.) и др.
 Развивается архитектура. В XII веке были построены Дмитриев- ский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском. В годы правления Андрея Боголюбского создаются Успенский собор и Золотые ворота во Владимире, белокаменный дворец в селе Боголюбове, храм Покрова на Нерли. При брате Андрея Всеволоде III во Владимире сооружается величественный Дмитриевский собор.
 Характерной чертой русской архитектуры того времени стала украшающая постройки резьба по камню. Деревянные резные украшения стали неизменным атрибутом не только деревянных храмов, но и жилищ горожан и крестьян.
 Складываются местные иконописные школы, например, новгородская и ярославская. До нас дошли творения новгородских живописцев XII века «Ангел Златые власы», «Спас нерукотворный», «Успение Богородицы», икона ярославских мастеров XIII века «Ярославская Оранта», фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода, Дмитриевского собора во Владимире и др.
 Развивается устное народное творчество. Любимыми персонажами русских былин остаются богатыри Илья Муромец, Волхв Всеславич, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Первым крупным государственным объединением на Руси стала Киевская Русь, сложившаяся из 15 племенных союзов. После сметри Киевского князя Мстислава Великого единое государство распалось. Явления будущей раздробленности появлялись еще в правление Ярославичей, нарастали княжеские междуусобицы, особенно всвязи с несовершенством системы «лествичного восхождения» на киевский престол.

В 1097 году прошел съезд князей в Любече. По предложению В.Мономаха была установлена новая политическая система. Было решено создать федерацию отдельных княжеских владений: «каждый да держит отчину свою». Русская земля не считалась больше единым владением всего княжеского дома, а стала наследственным уделом Рюриковичей. Так юридически оформилось деление Руси на отдельные княжества, и хотя впоследствие В.Мономах и его сын Мстислав сумели восстановить единство государства, Русь всё-же распалась на 14 княжеств и Новгородскую Феодальную Республику.

Феодальная раздробленность стала новой формой государственно-политической организации общества. Зависимость княжеств и земель от Киева носила формальный характер. Однако политический распад России никогда не был полным, т.к. сохранилось влияние РПЦ, деятельностью которой руководил киевский митрополит.

Причины распада носили политический и социально-экономический характер. С конца 11 века на Руси начасля бурный экономический подъем, связанный с развитием сеьского хозяйства, ремесла и торговли. Это способствовало росту доходов всех феодалов и усилению власти местных княжеских династий, которые начали создание региональных военных сил и аппаратов управления. Интересы удельных князей поддерживало и местное боярство, стремившееся освободиться от великокняжеской власти, прекратить выплату полюдья в Киев. Стоит отметить, что в это время значительную роль в экономической и политической жизни Руси стали играть города, число которых превалило за 300. Они стали административными и воекнными центрами для окрестных земель, имели собственный аппарат управления и уже не нуждались во власти из Киева.

Колыбелью русского народа является северо-восток Руси . Северо-Восточные земли первоначально назывались Ростово-Суздальской землей. Эта территория отделилась от Киева в первой половине XII в. Общественная организация была аналогичной другим землям: вече, традиции общинной демократии, значительная роль бояр, символизировавших автономию общества от власти князей. Князья Северо-Восточной Руси стремились расширить свое влияние. Неоднократно предпринимались походы на Новгород, Киев, в Волжскую Болгарию. Особенно активной политикой прославились Юрий Долгорукий (1155-1157 гг.) и Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.). Юрию Долгорукому приписывают закладку крепости (Кремля) в Москве в 1152 г. Именно при нем были оборваны последние нити зависимости от Киева: отменена традиционная дань Залесской (то есть Ростово-Суздальской) земли киевскому великому князю.


В1157 г. столицей княжества стал г. Владимир. С середины XII в. здесь сложилась традиция местного летописания с включением известий из других земель (Владимирские летописные своды). Северо-Восточная Русь стремилась стать базой для объединения раздробленной Руси. Владимирские князья считались великими, то есть главными на северо-востоке, как "старшие в роду" среди местных князей были склонны к авторитаризму и стремились подчинить другие земли, ограничив их вольности. Особенно этим отличался Андрей Боголюбский. Стремясь стать "само-властцем" всей Суздальской земли в церковных делах и светских, он боролся с сепаратизмом бояр, хотел учредить во Владимире особую митрополию и тем самым поднять значение Владимирской земли (ставка митрополита в условиях раздробленности по-прежнему находилась в Киеве, и речь шла о том, чтобы выйти из юрисдикции киевского митрополита). За это стремление Андрей Боголюбский заплатил жизнью. В1174 г. он был убит.

Пришедший ему на смену после длительных усобиц брат Всеволод Большое Гнездо (1176 1212 г.), опасаясь новой вспышки внутренней борьбы, сохранял традиции значительной автономии бояр и общин от власти, но тенденцию к централизации власти продолжал. Он расширил владения Владимирского княжества, оказывал существенное влияние на ситуацию в других княжествах (Киевском, Черниговском, Рязанском и др.). Благодаря умной политике Всеволод имел большой авторитет (его деятельность воспета в "Слове о полку Игоревом") и был признан старейшиной Мономаховичей (потомков Владимира Мономаха). Однако в конце жизни Всеволод разделил княжество на уделы между шестью своими сыновьями (это соответствовало древнерусской традиции), что после его смерти привело к ослаблению княжества, к новым длительным междоусобицам и отделению Ростовского, Переяславского, Юрьевского, Стародубского, Суздальского, Ярославского княжеств.

Тенденции по усилению Владимирского княжества и укреплению его влияния были продолжены Александром Невским (великий князь Владимирский в 1252-1263 гг.). При нем в Новгород приглашались только владимирские князья. Как видно, у истоков истории русского народа проявились существенные особенности в общественной организации и политической культуре.

Таким образом, в условиях раздробленности созревали предпосылки для единства на новой основе экономической, культурной, политической. Здесь в перспективе могло возникнуть национальное государство, сформироваться единый народ. Однако этого не произошло. Развитие Руси пошло иначе. Переломным в ее истории, как и в Европе, стал XIII в., но если Европа с этого времени активно продвигалась по пути внедрения прогрессивного типа развития, то перед Русью встала другая проблема. В1237 г. в русских пределах появились монголо-татары. Однако опасность шла не только с Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва, а также шведы, немцы и ливонские рыцари, наступали на русские земли. Раздробленная Древняя Русь столкнулась с труднейшей проблемой: как сохраниться, как выжить. Она оказалась как бы между жерновами Востока и Запада, причем с Востока, от татар шло разорение, а Запад требовал смены веры, принятия католичества. В связи с этим русские князья для спасения населения могли пойти на поклон к татарам, соглашались на тяжелую дань и унижение, но нашествию с Запада сопротивлялись.

Крупный центр русских славян – Новгород , возникший в IX в., существовал относительно независимо и особенно ярко демонстрировал близость к средневековому европейскому типу цивилизации в период Новгородской республики (конец XI-XV вв.). Он развивался в одном темпе с Западной Европой того времени и являлся аналогом городам-республикам Ганзейского союза, городам-республикам Италии: Венеции, Генуе, Флоренции. Новгород уже в XII в. был огромным торговым городом, известным всей Европе, постоянная ярмарка здесь по своему международному значению не имела соперников не только в русских землях, но и во многих западно-европейских странах. Новгородские товары имели хождение на огромной территории от Лондона до Уральских гор. Город чеканил свои монеты, издавал свои законы, вел войны и заключал мир.

Новгород испытал мощное давление со стороны переживавшей кризис средневековой европейской цивилизации, но сумел отстоять свою независимость. Шведы, немцы, рыцари Ливонского и Тевтонского орденов объединили силы для похода против Новгорода. Они завершились поражением рыцарей (Невская битва в 1240 г., Ледовое побоище в 1242 г.). Зато судьба уберегла от опасности с востока: Новгород не подвергся монголо-татарскому нашествию. В условиях давления как с Запада, так и с Востока республика стремилась сохранить независимость, отстоять свой тип развития. В борьбе за независимость Новгорода особенно прославился князь Александр Невский. Он проводил гибкую политику, делая уступки Золотой Орде и организуя сопротивление наступлению католичества с запада.

Новгород имел развитые для своего времени формы республиканской демократии. Принципы новгородской демократии давали преимущества собственникам: знати, владельцам вотчин, городских дворов и усадеб, - но имел возможность участвовать в жизни республики и городской плебс (черные люди). Высшим органом власти являлось народное собрание (вече). Вече обладало широкими правами. К выборным высшим должностным лицам относились: посадник, ведавший управлением и судом; тысяцкий, который возглавлял ополчение в случае войны, а в мирное время исполнял полицейские функции. Вече избирало также имевший особое значение для Новгорода суд по торговым делам. Оно же являлось верховным судом республики. Административные части Новгорода имели самоуправление по принципу общины.

Князья не имели власти, приглашались в Новгород для исполнения определенных функций. В их задачи входило защищать Новгород от врагов (но начинать войну без разрешения веча они не могли), исполнять представительские функции - князья представляли Новгород в отношениях с другими землями. На имя князя шла дань. Смена княжеской власти за 200 лет с 1095 до 1304 происходила 58 раз.

Церковь в Новгороде также была самостоятельна и отличалась по положению от других русских земель. Во времена, когда Новгород входил в Киевское государство, митрополит киевский присылал в Новгород епископа, главу церкви. Однако, укрепившись, новгородцы обособились и в церковных делах. С 1156 г. они стали избирать духовного пастыря – архиепископа.

Никогда - ни до Новгородской республики, ни после - православная церковь не знала такого демократического порядка, при котором сами верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок был близок к протестантской традиции. Духовенство пользовалось большим влиянием, монастыри имели огромные земельные владения. Архиепископ и игумены крупных монастырей содержали свои дружины, которые выходили на войну под своими знаменами ("стягами").

В Новгородской земле активно шел процесс формирования класса собственников. В правовом кодексе республики - Новгородской судной грамоте - была законодательно закреплена частная собственность. Основное население города - ремесленники самых разных специальностей: кузнецы, гончары, золотых и серебряных дел мастера, щитники, лучники и т.д. Ремесленники в значительной мере были привязаны к рынку. Новгород активно обзаводился колониями, превращаясь в метрополию западного типа. Расположенный в начале важных для Восточной Европы торговых путей, связывающих Балтийское море с Черным и Каспийским, Новгород играл посредническую роль в торговле. В военном отношении Новгородская республика была слаба. Военные дружины имели князь, бояре, крупные монастыри, но постоянного войска в республике не было. Главная военная сила - ополчение из крестьян и ремесленников. Однако Новгородская республика просуществовала почти до конца XV в.

В соответствии с распространенной среди русских историков точкой зрения с распадом Киевского государства, а затем и потерей независимости многими княжествами в условиях монголо-татарского нашествия история здесь как бы замерла и переместилась на северо-восток, где возникали новые центры исторического развития. Это промосковская традиция, утвердившаяся в историографии. Однако на самом деле история в Юго-Западных землях не прерывалась. Она развивалась по своему направлению. Главнейшая задача этих территорий - обезопасить население от монголо-татарской угрозы в любой форме, обеспечить условия для самосохранения.

Земли по-разному решали эту проблему. Галицкий князь Даниил, искал помощи у Европы, которая приветствовала возможность продвижения католичества в восточно-европейские земли. В1253 г. он принял титул короля и был коронован послом папы римского. Однако этим планам не суждено было сбыться. Галич в конечном итоге оказался в составе Польши. Минск, Гомель, а затем и Киев, другие города для спасения от монголо-татарского разорения, сохранения своего типа развития втягивались под власть языческой Литвы.

В 40-е гг. XIII в. появилось и быстро увеличилось в размерах Литовское княжество. О нем сохранилось мало сведений, но известно,что уже в XIV в. оно объединяло в своем названии три элемента: Литва, жмудь, русские земли - Русь. В период расцвета это княжество простиралось от Балтики до Черного моря (устье Днепра и устье Днестра), от границ Польши и Венгрии до Подмосковья (Можайск). Древние русские земли составляли 9/10 территории Литвы. Во многих случаях присоединение этих земель происходило на основе договора - "ряда", в котором оговаривались условия вхождения в состав Литвы. Русское население Литвы считало ее наследницей Древнерусского государства и называло свою державу "Русью". В рамках Литвы русские княжества развивались в соответствии со своими традициями (вечевой идеал здесь прослеживается до второй половины XV в.).

Политическое и материальное положение Руси в составе Литвы было благоприятным. Интересно, что жители пограничных территорий, проживавшие в зоне "риска" под угрозой вторжения монголо-татар или московитов, получали дополнительные привилегии (например, жители Белой Церкви, подвергшиеся набегу татар, были освобождены от податей на 9 лет). Русские аристократы пользовались значительными правами и имели большое влияние при дворе литовского князя. В Литве длительное время господствовали древнерусские законы, древнерусский язык.

Великое княжество Литовское сложилось как федерация отдельных земель и княжеств. В большей или меньшей степени, но землям была обеспечена значительная автономия, неприкосновенность социально-экономических и политических структур. Литовское княжество строилось на принципах вассалитета, разрушалась корпоративная структура общества.

Таким образом, на Западе под эгидой сначала языческой, а затем с конца XIV в. католической Литвы развитие русских земель продолжалось в соответствии с тенденциями прогрессивного типа. В древнерусских землях, которые находились в составе Литвы, развернулось становление украинского и белорусского народов.

В данной теме немало спорных вопросов. Рассматривая их, следует говорить о существующих в науке гипотезах. Необходимо последовательно излагать вопросы об общественном строе и формировании государства у восточных славян.

Обратите внимание на вопрос происхождения славянского этноса. Этнос - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Славянский этнос включал в себя несколько народов. Предки славян - праславяне жили к востоку от германцев, занимали территории от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги, от Балтийского Поморья до Среднего и Нижнего течения Дуная и Черного моря.

В VI веке из единой славянской общности выделяются восточные славяне.

До VI века Русь была еще не государством, а союзом племен. Славяне жили родовыми общинами, затем произошел переход к территориальной (соседской) общине. Постепенно общины перерастают в города, к IX веку формируется государство. Этот вопрос необходимо рассмотреть более подробно.

Существуют разные точки зрения на вопрос о происхождении государства у славян. Авторы норманнской теории И. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер, сформулированной в XVIII в., утверждали, что государство у славян создали скандинавские народы-норманны. Эта точка зрения основана на «Повести временных лет», в которой сообщалось, что в 862 г. для прекращения междоусобиц славяне обратились к варягам с предложением занять княжеский престол. В результате три брата: Рюрик, севший в Новгороде, Синеус - в Белоозере и Трувор в Изборске - положили начало варяжской династии. Большинство историков считают, что Синеуса и Трувора на самом деле не существовало (в переводе с древнешведского языка слова «сине хус трувор» означают «с домом и дружиной»).

В то же время ряд исследователей, в том числе и антинорманнисты, признают, что в основе легенды лежит исторический факт княжения в Новгороде скандинава, положившего начало династии Рюриковичей, которая вскоре ассимилировалась с местным населением (уже внук Рюрика Святослав носил славянское имя). Вполне возможен был и насильственный захват власти варягами с последующим оформлением акта «добровольного» их призвания.

Современные историки таких крайних взглядов уже не придерживаются и признают, что варяги действительно были первыми общерусскими князьями, но государство на Руси начало складываться до призвания варягов.

Необходимо выделить предпосылки образования древнерусского государства : экономические - переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах, развитие торговли; политические - формирование славянских племенных союзов, потребность племенной знати в аппарате защиты своих привилегий, достаточный уровень военной организации, угроза нападения извне; социальные - смена родовой общины соседской, возникновение неравенства, схожесть обычаев, обрядов, психологии, верований славянских племен.

Обратите внимание на вопрос о политическом строе Киевской Руси.

Во главе государства стоял великий киевский князь. Основоположником династии киевских князей стал Рюрик (862-879). В представлении русских князей в X-XII веках Русская земля считалась общим владением рода Рюриковичей, где были старшие и младшие князья. Князья имели дружину. Князь управлял при помощи совета других князей и старших дружинников (бояр). Младшие дружинники исполняли обязанности чиновников.

Князья отдельных земель и другие феодалы находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию с дружиной.

В этот период появляются и первые регалии государственной власти . Регалии - внешние знаки княжеской, царской, королевской и императорской власти. К этим регалиям, например, относится корона.

Одной из древнейших русских средневековых корон являлась «шапка Мономаха», присланная, по преданию, в 988 г. византийскими императорами великому князю Киевскому Владимиру Святому по случаю его крещения и бракосочетания с их сестрой, царевной Анной. По другой версии «шапка Мономаха» была прислана в Киев византийским императором для венчания на царство великого князя Киевского Владимира Мономаха. Она состояла из восьми золотых, отделанных филигранью пластинок, каждая из которых была украшена драгоценным камнем и несколькими жемчужинами. Нижняя часть короны имела жемчужные подвески, позже она была отделана собольей опушкой. Эта корона всегда принадлежала старшему в роду. Первая в России корона европейского образца была изготовлена в 1724 г. для коронации Екатерины I.

Обратить внимание, что основной функцией княжеской власти являлся сбор полюдья, это была первая форма господства и подчиненности.

Большую роль в объединении славян и создании государства - Киевская Русь - сыграло христианство. Необходимо уяснить вопрос о причинах и условиях принятия христианства .

До принятия христианства славяне были язычниками. Каждое племя имело своих богов, покровителей. В 988 г. великим киевским князем Владимиром было введено христианство в православном варианте.

С принятием христианства вводится юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, семидневной неделей и византийским обозначением эры: от сотворения мира. До этого исчисление времени на Руси велось по лунно-солнечному календарю, что нашло отражение в названиях месяцев, и год начинался с 1 марта.

Принятие христианства имело большое значение для Руси: укрепилась государственная власть и территориальное единство Древнерусского государства; Киевская Русь стала равной европейским христианским странам; дальнейшее развитие получила культура.

Социально-экономический строй Древней Руси. Говоря о социально-экономическом строе Киевской Руси, необходимо обратить внимание на многоукладный характер экономики и сложность социальной структуры.

В середине XI-XII вв. на Руси формируются раннефеодальные отношения. Складывается феодальное, церковное и монастырское землевладение. Образуется вотчина (наследственное земельное держание) как княжеская, так и боярская. Земли феодалов обрабатывались зависимыми крестьянами (закупы, рядовичи, наймиты). К несвободным категориям населения относились челядь и холопы, а также изгои. Зависимые крестьяне обрабатывали земли феодала и свои земельные наделы. Ранней формой феодальной ренты была дань (сбор дани - полюдье), а затем натуральный оброк и барщина.

В отечественной исторической науке XX в. преобладало мнение, что Киевская Русь была раннефеодальным государством, т.е. государством переходного периода от первобытнообщинного строя к феодальному. В сложившихся княжествах VIII-XI вв. происходил процесс формирования феодальных отношений при сохранении элементов первобытнообщинного строя (вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи и т.д.). В последние годы укрепляется мнение о том, что общественный строй Киевской Руси был многоукладным, сочетавшим признаки патриархального, рабовладельческого и раннефеодального общества.

Похожие публикации