Отличие методов философии и науки. Сходства и различия философии и науки

Прежде чем говорить об их отличии, мы должны разделить все конкретные науки на две группы: а) фундаментальные и б) прикладные. Фундаментальные науки нацелены на изучение мира – такого, каков он есть сам по себе. Прикладные науки имеют своей целью практическое применение материалов и явлений природы для нужд человечества. Для философии главный интерес представляют данные фундаментальных наук.

Так вот, между философией и конкретными науками существует два принципиальных отличия.

Первое . Конкретные науки изучают мир по частям (отсюда и другое их название – "частные"). Каждая такая наука находит какую-то отдельную область мира и исследует её. Философия выполняет по отношению к ним противоположную функцию. Она стремится показать мир как целое. Подобно тому, как спортивный тренер противостоит игрокам, а театральный режиссёр – актёрам, так и философия составляет единство противоположности со всеми остальными науками. Их цель – мир по частям, цель философии – мир в целом.

Второе . Каждая конкретная наука начинает процесс познания "своей" части мира со ступени непосредственного чувственного восприятия (созерцания) тех реальных предметов, которые её составляют. Исследуя данные предметы, она вырабатывает соответствующий круг понятий и определений, посредством которых делает данную область мира достоянием нашего мышления. Например, химия показывает нам качественные различия вещества планеты посредством таких определений, как: соль , оксид , гидрат , кислота , основание и т.д. Если мы уберём эти понятия из своей головы, то вместе с ними исчезнут все те различия вещества, которые показывает химия.

В противоположность частным наукам философия начинает постигать мир не со ступени его непосредственного чувственного восприятия, а сразу же со ступени его мышления. Она оставляет всё позитивное содержание частных наук (данные наблюдений, замеров, экспериментов, расчётов) самим наукам и сосредоточивает своё внимание на их рациональной стороне – используемых ими понятиях и определениях. Философия противопоставляет себе все эти понятия и определения и выстраивает из них единую научную картину мира.

Понятия и определения – это один и тот же материал нашего мышления. Понятия состоят из определений. При этом каждое определение само может рассматриваться как понятие, состоящее из собственных определений, и наоборот, каждое понятие может выступать одним из определений понятия более высокого уровня. Например, если нас заинтересует понятие данного университета , то в этом случае все составляющие его факультеты и студенты будут выступать в качестве его определений. Но если нас заинтересует вся система образования , существующая в городе, то здесь уже сам университет будет выступать одним из определений её понятия. Понятия и определения неотделимы друг от друга и по ходу наших размышлений переходят друг в друга.

Именно потому, что философия имеет своим предметом не чувственно воспринимаемый мир вещей, а лишь те понятия и определения, посредством которых мы осмысливаем мир, она является умозрительной наукой. Соответственно, задача философии заключается в том, чтобы выстроить из этих разрозненных понятий и определений научную картину мира, показывающую его как целое.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет технологии и предпринимательства

По дисциплине: «Философия»

На тему: «Философия и наука: сходства и отличия»

Выполнил студент: гр.БП-25а Федосов Е.И.

Проверил преподаватель: Веркутис М. .Ю.

Новосибирск

Введение

1. Сущность философии

2. Сущность науки

3. Философия и наука

3.1 Сходства философии и науки

3.2 Отличия философии и науки

Заключение

Список используемых источников

Введение

Философия как в древности, так и сейчас бьется над одними и теме же вопросами: Что я могу знать о мире? Как я должен жить? На что я могу надеяться? Что такое человек? На эти вопросы нет и никогда не будет последних и однозначных ответов. Никогда не будет, пока существуют люди.

Наука имеет дело с проблемами а философия с тайнами. Проблему можно решить. Тайной в отличии от проблемы является то, что нужно прожить. Не знать - знание тут не помогут - а прожить.

Актуальность темы заключается в том, что связь между наукой и философией не только в том, что они соединены институциально(физик Мах занимал кафедру философии) или соединялись в головах мыслящих физиков. Она значительно глубже, наука опирается на философию, а философия в лице метафизики, лежит в основании фундаментального естествознания.

Цель работы рассмотреть философию и науку, и определить их сходства и отличия. В соответствии с целью, необходио решить следующие задачи:

в первом разделе показать сущность философии, через выполняемые ею функции,

во втором разделе представить сущность науки, через выполняемые ею функции,

в третьем разделе сравнить сходства и отличия философии и науки и делаю заключение.

В работе были использованы статьи современных философов и образовательные пособия.

философия наука мировоззренческий социальный

1 . Сущность философии

Сущность философии определяется содержанием тех функций, которая способна выполнять философия по отношению к человееку, социальной группе, к науке, искусству, другим явления с социальной действительности. Под функциями понимают способ действия, способ проявления активности системы, общий тип решаемых этой системой задач. Сама философия есть мировоззрение то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человеку к этому миру. Сущность философии -- в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир -- человек». Рассмотрим функции философии.

Мировоззренческие функции философии

На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человек среди всех тотальных проблем философии стоит гуманистическая функция .

Каждый человек размышляет над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н.А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски» 1 . Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может привести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

Вл. С. Соловьев приходит к выводу о том, что «безусловно необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, т.е. Такие, что разрешали бы существенные вопросы ума, вопросы об истине сущего, о смысле или разуме явлений и вместе с тем удовлетворяли бы высшим требованиям воли, ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни... Такие общие воззрения, как известно, существовали и существуют, и притом в двух формах: религии и философии» 1 .

На протяжении многих столетий начиная с эпохи рабовладении значительная часть человечества, прибывает в отчуждении от собственности, от власти, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным и физически, и духовно. В своей работе "Исторические дела философии" Вл.С. Соловьев утверждает: «она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества...»

Таково существо гуманистической функции философии.

Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций:

конструктивно-ценностная,

интерпретаторская,

критическая.

Содержание конструктивно-ценностной заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. Рассмотрим понятие общественного идеала. Вопрос об этом идеале оказывается тесно связанным с вопросом о характере взаимоотношений философии и политического режима. На первый взгляд кажется, будто здесь имеются однозначные отношения: философия есть причина, а политическая идея и политический режим - следствие.

Оснований для такого вывода немало. Действительно, в философских концепциях прошлого (Платона и Аристотеля, вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса) и в концепциях многих современных философов находим в качестве составной части систему взглядов на государственное устройство с довольно-таки подробными рекомендациями для практических политических действий. Вопрос о разработке представлений о конкретном устройстве государства: это - задача юридической науки и специалистов-политиков (в наши дни соответствующая наука получила название политологии). И уже в начале XX века в отечественной философии была осознана необходимость размежевания философии и теории государственного устройства. Важный вклад в прояснение этого вопроса внес глава московской школы философии права П.И. Новгородцев. Он писал, имея в виду задачи (или функции) философии: "В содержание общественной философии вовсе не могут войти ни построения абсолютно гармонических "последних" состояний, ни представления о переходе к этим сверхприродным нормам жизни". Общественная философия должна указать путь к высшему совершенству, но определить этот путь кона может лишь общими и отвлеченными чертами. В этом могут признать ее нелепоту и границы; но прежде всего она сама должна с ясностью представить себе эту границу, чтобы не в пасть в в недоразумения и ошибки". Функции философии, по П.И. Новгородцеву, состоят лишь ив разработке общественного идеала, который и может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве.

Интерпретаторская функция тесно переплетается с конструктивно-ценностными задачами философии и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. "Рожденная противоречиями действительности, стремясь теоретическим путем вскрыть, разрешить эти противоречия, философия всегда несет в себе критический заряд... Даже тогда, когда философ (Спиноза, Гегель) говорит о разумности мира и призывает к примирению с действительностью, даже тогда, когда он, как, например, Шопенгауэр или буддисты, стремится уйти от земных тревог и проповедует нирвану, он непременно, исходя из своего понимания истины и пути к ней, начинает с критики - с опровержения иных, на его взгляд, неверных представлений, господствующих среди людей и приобретающих силу предрассудка... Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории... "

Следующая мировоззренческая функция философии культурно-воспитательная .

Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формальнологических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический характер.

Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле - скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска.

Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению "барьеров коммуникации", порождаемых узостью специализации.

С выше рассмотренными функциями философия имеет иобъяснительно-информационную функцию. Одна из главных задач философии разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, "философия философии" (теория философского знания).

Итак основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная.

Методологические функции философии

С точки зрения метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке:

· эвристическую,

· координирующую,

· интегрирующую,

· логико-гносеологическую.

Эвристическая функция состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выражены в формулировании доселе неизвестных основных или неосновных законов диалектики. Что же касается частных наук, то философский метод, будучи примененным в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, "участвовать" в их предвидениях. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. Нет, наверное, ни одной естественнонаучной теории, формирование которой обошлось бы без использования философских представлений - о причинности, пространстве, времени и др. Пример, Философский метод способен оказывать положительное воздействие на научную работу не только отдельными своими понятиями или категориальными блоками, но и принципами. Приведем один исторический факт, связанный с применением в естествознании философского принципа - принципа восхождения от абстрактного к конкретному.

Приведенный пример эвристической функции философского метода (диалектики как метода) показывает, что роль философии в развитии частных наук весьма значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий. Не всегда философия "на виду" и далеко не всегда она в качестве методологии на переднем крае. Конкретная научная задача решается, конечно, конкретным же методом или комплексом таких методов. Философский же метод чаще всего действует "с тыла": через частнонаучные методы и общенаучные понятия. Тем не менее, без мировоззренческих понятий и принципов невозможно развитие науки (другой вопрос - каковы эти понятия и принципы, как они трактуются и каков характер их воздействия на науку).

Координирующая состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то какая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска. В общем виде данное рассуждение верно. Но в нем не учтен сложный характер связи между методом и объектом, существующий в современной науке, процесс растущей профессионализации ученых, опосредующий связь субъекта (метод один из его компонентов) и объекта в науке.

Историк науки и философ Б. М. Кедров отмечал следующие изменения, происшедшие в естествознании XX столетия. Исторически в самом естествознании долгое время существовало более или менее полное обособление его отдельных отраслей между собой. Это стало возможным в силу длительного господства аналитического метода. По этой причине между предметом изучения и методом исследования, присущим определенной науке, сложилось и прочно удерживалось строго однозначное соотношение: один предмет - один метод. Однако, начиная с середины прошлого столетия, это соотношение стало нарушаться и коренным образом изменилось в XX в.: строгая однозначность сменилась многозначностью отношений, когда один и тот же предмет изучается с разных сторон сразу несколькими методами или один и тот же метод применяется к исследованию разных предметов. Преобладающим стало соотношение: один предмет - несколько методов, несколько разных предметов один метод. Прогресс познания привел к устранению резких граней между науками, что выразилось, например, в возникновении пограничных наук, в "предметно-методологическом" вхождении одной науки в другие (физики и химии - в биологию, химии - в физику и т.п.).

Перед учеными стоит также проблема исторической, генетической взаимосвязи "старых" и "новых" методов, соответствия "классики" и "современности", разработки принципа соответствия в отношении методов частно-научного исследования. Необходимо исследовать, в какой мере этот принцип применим к данному случаю, в какой конкретной форме он проявляется в естествознании в целом и по отдельным широким отраслям знания. Эта задача может стать одной из главных проблем, разрабатываемых всеобщей и отраслевой методологиями. Свой вклад в ее решение должна внести и философская методология.

В структурно-логическом плане координация (и субординация) методов научного познания также базируется на философских принципах. Среди них важнейшее место занимают принцип взаимной дополнительности и принцип доминирования. Первый из них представляет собой модификацию философского принципа всеобщей связи и всесторонности рассмотрения, второй конкретности истины.

Интегрирующая функция философии. Термин "интеграция" (от латинского integratio - восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие приблизилось к классу философских категорий. Применительно к функциям философии термин "интегрирующий" связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Здесь учитывается также определение и устранение дезинтегрирующих факторов, ведущих к разобщенности системы, к чрезмерному росту относительной самостоятельности элементов (или частей) в ее составе, выявление недостающих ее звеньев (элементов или связей), активное включение которых в функционирование системы придает ей большую гармоничность и оптимальность, т. е. повышает степень ее упорядоченности, организованности. Термин "интеграция" применяется в смысле, противоположном понятию "дезинтеграция".

В основе решения проблемы интеграции знания лежит прежде всего философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественнонаучного знания. В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи, переходящие друг в друга, составляющие звенья единой цепи движения и развития; отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью; и переходы между формами движения материи должны найти выражение в "переходных" науках. Такие "пограничные" науки могут быть сложносоставными, характеризующимися не только свойствами других наук (как в примерах с электрохимией и физической химией), но и свойствами трех и более научных дисциплин. По своим философским основаниям они оказываются диалектичными науками, ибо выражают в своем содержании структурную связь между ранее разорванными элементами науки в целом, демонстрируют единство "обособленности" (прерывности) и "взаимопроникновения" (непрерывности); они двойственны в том отношении, что, будучи объединяющим, интегрирующим фактором в системе науки, знаменуют новый шаг по пути специализации и представляют собой единство противоположных тенденций (дезинтегратив-ной и интегративной).

Помимо "переходных", или связующих, дисциплин (их интегрирующая роль касается только смежных отраслей знания), имеются еще два типа наук-интеграторов. Это синтезирующие, объединяющие ряд далеко стоящих друг от друга наук (пример - кибернетика, социальная экология), а также недавно появившийся тип проблемных наук, не имеющих своим предметом те или иные формы движения материи или взаимопереходы между ними; они возникают для исследования и решения определенной проблемы (пример - онкология, решающая проблему опухолевых заболеваний); эти науки представляют собой синтез целого ряда наук и по отношению к наукам предыдущего типа являются прикладными.

Все три типа наук представляют собой средства интеграции научного знания. Этот способ интеграции в результате взаимопроникновения методов исследования - "интеграция по методу". К этому способу интеграции относятся математический и философский методы (или "математизация" и "философизация" науки).

Математический аппарат проник в самые разные науки, объединяя их между собой единством метода и своеобразным общим языком. Аналогичную роль играет категориальный аппарат философии. В результате междисциплинарное единство научного знания реально осуществимо. Категории философии ("объект", "субъект", "системность", "развитие", "детерминизм", "необходимость", "закон", "структура", "причинность", "случайность" и др.) все более глубоко проникают в частные науки, в ткань всего научного знания, осуществляя категориальный синтез знания на эмпирическом и теоретическом уровнях, выступая своеобразным категориальным каркасом всего научного знания, создают и укрепляют его единство, целостность.

В современный период отмечается сближение философии и математики, что усиливает интегрирующую силу философского и математического методов.

На уровне науки в целом философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания. Существует множество видов, типов и уровней интеграции. Ученые, специально исследовавшие интегративные факторы, разделяют их по степени общности на частные, общие и наиболее общие. В результате выявляется такая их иерархия: закон - метод принцип - теория - идея - метатеория - конкретная наука - метанаука смежная наука - комплексная наука - научная картина мира - философия. Здесь каждый последующий фактор выполняет интегрирующую роль по отношению к предыдущему. Интегрирующая сила каждого фактора определяется в конечном счете степенью общности закономерностей и свойств той предметной области, которая им отражается. Поэтому любой из конкретных интеграторов имеет свои определенные границы. В каждом отдельном случае интеграции наук (естественных, технических, общественных) указанные интегративные факторы, что отмечает Н. Р. Став-ская, координируют и субординируют научные дисциплины в относительное (групповое) единство, обусловливая специфический механизм их взаимопроникновения.

Научная философия выполняет свою функцию, с одной стороны, непосредственно (путем диалектизации частнонаучного мышления, введения философских категорий во все науки, выработки у ученых наиболее общего представления о единстве природы и т.п.), с другой - опосредованно, через серию интеграторов разной степени общности (благодаря участию в создании связующих, синтетических, проблемных наук, частнонаучных картин мира и т.п.). Философия выступает самым общим интегратором. Причем ее внутринаучная интегрирующая функция составляет лишь разновидность общей интегрирующей функции.

Логико-гносеологическая функция философии. Она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Выработка информации, необходимой для совершенствования элементов всеобщего метода, сочетается с применением ее для развития общенаучных методов познания, например, системного подхода, метода моделирования. Будучи примененными к построению научных теорий, принципы диалектики как логики включаются в состав их логических (или гносеологических) оснований.

Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы, "отходя" на время от объекта, в конечном счете "приходить" к нему, обогащая свое истинностное о нем представление. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. Эту функцию выполняет диалектика как логика.

Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с формальной логикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.

Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания, а разработка диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном единстве с обобщением новейших достижений методологии естественных наук, придает практическую значимость общеметодологической функции философии.

2 . Сущность науки

Основная форма человеческого познания - наука в наши дни становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой человеку так или иначе подлежит ориентироваться, жить и действовать.

Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться и что ей недоступно. Однако философам прошлого века был неведом наш реальный, практический опыт массированного, под час неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижений, на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня. И это осмысливание необходимо начать с рассмотрения социальных функций науки.

Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное, они исторически изменяются и развиваются, как и сама наука; развитие социальных функций представляет собой важную сторону развития самой науки.

Современная наука во многих отношениях существенна, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже пол столетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом. Говоря о современной науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, выделяются три группы выполняемых ею социальных функции:

культурно-мировоззренческая,

непосредственно непроизводительной силы,

социальной силы.

Культурно-мировоззренческая функция науки. Благодаря Коперниковскому перевороту наука впервые получила право монопольно определять мировоззрения именно это стало первым актом в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; это были первые реальные признаки выхода науки в мировоззренческую проблематику, в мир размышлений и стремлений человека.

Потребовалось много времени чтобы предлагаемые наукой ответы стали элементами общего образования. Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культурно-мировоззренческих функций науки занятия наукой вполне достойной, респектабельной сферы человеческой деятельности и так произошло формирование науки как социального института в структуре общества.

Непосредственно производительная функция науки. Процесс превращения науки в производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К.Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью сколько перспективой. До середины XIX века случаи, когда результаты науки находили практическое применение, были эпизодическими и не вели ко всеобщему осознанию. Со временем стало понятно что наука мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производительной деятельности и это резко изменило отношение к науке. И я вилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства.

Функция социальной силы науки. В настоящее время в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна функция, которая выступает в качестве социальной силы, непосредственно включающаяся в процесс социального развития. Данные и методы науки все больше применяются для разработки масштабных планов и программ социально-экономического развития.

3 . Философия и наука

3.1 Сходства философии и науки

· Философия, как и наука, учит человека думать, развивает духовно и умственно.

· Наука, как и философия, изучает мир, его эволюцию. А также сама является продуктом этой эволюции.

3.2 Различие философии и науки

· Преемственность мысли сближает философию с наукой, и не даром основы науки заложены тоже в древней Греции, наука идет от видимых вещей и ее выводы проверяются ими. Пример: в физике гипотеза кварков - частиц, из которых состоят все тела, после их обнаружения стала теорией. Но философские, так сказать, "кварки" никогда не будут открыты, по скольку главные философские утверждения не проверены опытом. Они находятся, как бы за природой, по чему Аристотель и назвал их метафизикой("мета"- предлог "за", "фюзис" - природа). Именно отстутствие окончательных ответов на вечный вопрос о смысле жизни и человеческого существования отличает философию от науки.

· Специфика науки не только в том, что она не берется за изучение мира в целом, подобно философии, а представляет собой частное познание, но также и в том, что результаты науки требуют эмпирической проверки. В отличии от философских утверждений они не только подтверждаемы с помощью специальных процедур или подтверждены строгой логической выводимости, как в математике, но и допускают принципиальную возможность их эмпирического опровержения.

· Наука быстро прогрессирует а философские труды посвященные вечным проблемам рассчитаны на века.

· В философии ценностный аспект имеет гораздо большее значение, чем в науке. Философские взгляды следует рассматривать не в виде теории, подобно научной, а как учения или концепции.

· В философии, в отличии от науки, не существует окончательных ответов.

Заключение

В ходе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

Сущность философии определяется, выполняемыми ею функциями: мировоззренческой и методологической.

Сущность науки также определяется её функциями: культурно-мировоззренческой, непосредственно производительной силы и социальной силы.

Каждый из философов прав по своему: если один подчеркивает сходство философии и науки, то другие концентрируют свое внимание на различии между ними.

Список используемых источников

1. Алексеев П.В., Панин П.В. Философия: учеб. - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 592 с.

2. Горелов А.А. Основы философии: учебник для студ. Учрежденией сред. Проф. Образования / А.А. Горелов. - 15е изд., сре. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 320 с.

3. Губин В.Д. Философия: учебник. - Москва. : Проспект, 2011. - 336 с.

4. Данильян О.Г., Тараненкко В.М. Философия. Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 512 с. - (Образовательный стандарт XXI).

5. Манчур Е.А. Философия и наука / Вопросы философии, 2008, №7 с. 159 -- 164.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Мировоззренческие функции философии - гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная. Методологические функции - эвристическая, координирующая, интегрирующая.

    реферат , добавлен 12.06.2007

    Задачи социальной философии. История становления науки в качестве социального института, ее развитие в эпоху научно-технической революции. Влияние науки на производство и общество, ее культурно-мировоззренческие функции. Социальная ответственность ученых.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2012

    Взаимоотношение между философией и частными науками. Самоопределение философии в системе научного знания. Гносеологическая, мировоззренческая, критическая, интегративная и воспитательно-гуманистическая функции. Философское знание о формах всеобщего.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    Дифференциация, интеграция, внутридисциплинарное взаимодействие, междисциплинарное взаимодействие современных отраслей научного знания. Функции философия в научном познании. Сходства и различия философии и науки. Фундаментальные научные открытия.

    реферат , добавлен 12.06.2013

    Идеи постпозитивизма и их место в современной философии, направления и их отличительные признаки. Сущность философии науки, попытки создания "науки о науке" и их главные результаты. Причины "отпочкования" от философии различных научных направлений.

    материалы конференции , добавлен 19.10.2009

    Характерные черты науки и основные отличия ее от других отраслей культуры. Наука, как предмет исследования не только философии, но и науковедения - науки о науке, которая возникла в связи с необходимостью управления развитием науки в современном обществе.

    реферат , добавлен 19.02.2011

    Философия науки ставит задачу раскрыть природу, условия и характер научных знаний. Цель и задача методологического исследования науки и её формирования. Научная ориентация философии. Философия как мировоззрение. Формирование философского мировоззрения.

    реферат , добавлен 04.02.2009

    Наука как специализированное познание, понятие и специфика девиантной науки. Функции философии в научном познании и исследовании. Философия и наука античности, Средних веков, Нового времени и современности, предмет и методы, направления ее изучения.

    курс лекций , добавлен 08.06.2012

    Наука как динамическая система объективных знаний о связях действительности. Отличия науки от обыденного познания. Общая функция науки - быть основой целесообразной и наиболее эффективной деятельностью людей. Социальные функции науки и их характеристика.

    реферат , добавлен 03.01.2013

    Наука как особый вид знания и подходы к изучению науки. Позитивизм как философия научного знания, стадии его развития. Роль философии на позитивном этапе. Отличительные особенности неопозитивизма и сущность концепции нейтральных элементов опыта.

Перечислим аспекты, подтверждающие сходство философии и науки: 1) выражение знания в теоретической форме; 2) общие цели: описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности; 3) кумулятивный характер (суммирование и концентрация прошлых результатов); 4) постепенный переход от предметной к проблемной ориентации; 5) одновременное возникновение; 6) институционное оформление в XVΙΙ веке.

Каковы отличия философии и науки?

1.) По И.Н. Романову и А.И. Костяеву: наука предоставляет методы, передает результаты; философия дает методологию процесса познания, мировоззренчески объясняет результаты познания.

2.) По Н.А. Моисеевой и В.И. Сороковиковой:

1. Картина мира. Главный вопрос. В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?». Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исключая себя самого. Ученый отвечает на вопрос: «Каковы законы объективного мира?».

2. Функции и задачи. Философ осуществляет функцию самоосознания. Задача философа - понять современное сознание и его истоки. Ученый осуществляет функцию получения точного знания. Задача ученого - дать объективную картину мира.

3. Цель. Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает в этом мире человек. Для науки главное - сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально.

5. Предмет исследования. Философия предполагает свободный выбор предмета исследования. Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире.

3.) По А.С. Кармину: 1) философия - знание о должном (описывает и объясняет то, что должно быть - каким должно быть наилучшее устройство общества и т.д.). Задача науки - описывать и объяснять то, что есть (или было, будет); 2) в философском знании содержатся идеи, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Научное знание основывается на фактах. Только знание, проверенное опытом, считается в науке истинным; 3) философское знание плюралистично. Плюрализм мнений, взглядов, теорий, учений - необходимое условие развития философской мысли.

4.) По мнению П.В. Алексеева, философия в отличие от науки не имеет целью обязательный ответ на поставленный вопрос. Философия - это еще и всегда вопрошание, для нее значимой может быть сама постановка проблемы или попытка обратить на нее внимание общественного сознания, культуры.

Каково соотношение между философией и наукой?

Возможны четыре различных решения этого вопроса: а) философия включает в себя науку; б) философия входит в состав науки; в) философия и наука - это разные области знания; г) философия и наука - это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся области знания. Наиболее реальным является решение г. Оно предполагает, что философское знание отличается от научного, но в то же время сохраняет связь с последним. Эта связь проявляется в том, что имеются проблемы, общие для философии и науки (например, философские проблемы физики, математики, биологии и других наук). Особенно тесно связана философия с социальными и гуманитарными науками.

Отношение науки к философии: а) естественные науки ближе к онтологии; б) гуманитарные науки - к гносеологии. Отношение философии к науке: а) скептическое (экзистенциализм, неотомизм); б) преувеличенно-положительное (позитивизм); в) уравновешенное по форме (марксизм).

Известно высказывание Альберта Эйнштейна: «Если под философией понимать поиск знания в его наиболее общей и наиболее широкой форме, то ее, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий». Томас Манн считает философию «царицей наук». Она обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет много исследований во всех областях науки. «Философия - это сжатое изложение науки своего времени» - вторит им Огюст Конт. Все науки в своих основаниях имеют философию, как связующее звено и системное миропонимание.

Систематизация и связи

Основания философии

Общее у них думается мне одно - познавать мир окружающий нас. Но методы разные: Философия это рассуждения и только рассуждения и она (философия) не останавливается, она готова объяснить все.

Наука поступает иначе: Она фактически исследует окружающий мир, делая осторожно предположения и тут же проверяя их.

Философия не стремиться проверять себя, один раз продуманная и внутренне не противоречивая теория считается истиной для создавшего ее. Не даром многие древние (истинные философы) говорили что философией нужно заниматься в меру. Хочется вспомнить дословный перевод слова философия- любовь (стремление к мудрости). Я бы добавил стремление к знаниям (что одно и то же). Думаю каждый истинный философ должен признавать науку и сверяться с ней и только если наука молчит строить свои правдоподобные рассуждения.

Яркий пример такого взаимодействия бытие наука все время "корректирует" философию в этом вопросе. Да не было телескопа и люди строили свои догадки, потом наука внесла коррективы, Философия перестала строить "ближние замки" о звездах и отодвинула область своих рассуждений в "другие мири". Наука доказала галактики. Теперь большой взрыв. Наука стоп. И снова философия ведь человеку нужно продолжать объяснять это его натура и мы творим метафизику.... Наука как бы догоняет любителей мудрости, исправляя их неверные представления по вопросам которые они разбирают.

Иван Иваныч, 4 Февраль, 2015 - 19:11

Комментарии

Философ это ученый который должен знать что ища мудрость он может ошибаться делая выводы за выводами и не проверяя их в "миру". Философ должен понимать пользу сомнения. и знать ЧТО ОН МОГ и ОШИБИТЬСЯ, Но..... с чистой совестью философ обычно не задумывается над этим:

Это не наш метод (сомнения) -Скажет он, ведь философия на то и философия что бы творить. Пусть наука нас поправит когда догонит.

Похоже для правильного философствования, в наше время необходимо иметь общее представление науки в вопросе который мыслит (разбирает) философ. Часто мне вспоминается Аристотель который был и ученым и философом. Он не отдавал предпочтение философии перед наукой.

1) Пифагор утверждал, что мудр только лишь Бог, а себя он считал любителем-поклонником-почитателем мудрости (фило-софом ).

Так появился этот термин. До этого были жрецы, мудрецы и мастера. А со времен Пифагора стало появляться это понятие "философ". Они разделились на тех, кто искал первопричину в материи ("гилос"-материя) - гилозоисты (Демокрит), те, кто считал, что в осное лежит неизменное Единое, постижимое только умозрением - метафизики (Парменид), и тех кто видел во всем борьбу и единство противоположностей - диалектики (Гераклит). Но это все еще были подступы к философии, потому что предметом изучения был космос и физис - внешняя природа, но не сам человек.

2) Первым, кто поставил в центр всего Ум и признал существование не одного, а двух отнологически отдельных первоначал, был Анаксагор. От него же начинается новый тип философа - "профессионального" философа, смыслом жизни которого и единственным занятием стало ежедневное постижение мудрости и обучение мудрости.

По свидетельству Аристотеля: в своей «Этике Никомаха» он рассказывает, что «Анаксагора, Фалеса и им подобных называют мудрецами , а не практиками» .

Мы бы сегодня сказали философами, а не учеными, метафизиками, а не физиками.

Аристотель не только сообщает, что Анаксагора, Фалеса и подобных им называют мудрецами, а не практиками, но также объясняет, почему их так называют:«Ибо видят, что они не нанимают собственной выгоды ; про их знание говорят, что оно «чрезычайно» и «удивительно», «тяжело» и «демонично», но бесполезно, так как они не доискиваются того, что составляет благо людей .

3) Ученик Анаксагора и Архелая (последователя Анаксагора) Сократ открывает начало собственно философии - науке о разуме, о идеях, живущих в душе, которые человек не придумывает, а "припоминает", открывает (алетейа). Предмет его познания конечное определение разумности, блага, цельномудрия.

4) Весь корпус идей Сократа и его метода воплощается в первой в истории философской школе Платона и его ученика Аристотеля. Самое главное в учении Платона - невидимые идеи, которые постигаются только умозрительно. Промежуточной ступенью восходения к умозрению считалась геометрия - наука о чистых формах, которая считалась входным пропуском в Академию. На ее воротах было начертано: "Не геометр да не внидет!". Занятие практически полезными приложениями философии и геометрии к жизни считались оскорбительными и оскверняющими высоту философии.

Платон же по поводу работ Архита и Менехма, пытавшихся свести удвоение куба «к применению инструментов и механизмов , месографов, при помощи которых они вычерчивали кривые линии и находили их пересечения», замечал: «При таких решениях пропадает и гибнет благо геометрии , возвращающейся назад к чувственным вещам. При этом она не подымает нас ввысь, не приводит нас в общение с вечными и бестелесными идеями, пребывая с которыми бог всегда есть бог...» Платон негодовал на них за то, что они «губят и разрушают благо геометрии, так как при этом она уходит от бестелесных и умопостигаемых вещей к чувственным и пользуется телами, нуждающимися в применении орудий пошлого ремесла».

5) Греческая философия становится образцом для подражания всех философов на многие века, а Платоновская Академия, просуществовавшая 1000 лет, стала прообразом средневековых университетов, в которых философия преподавалась как логика, риторика и геометрия (для бакалавров) и богословие (для магистров).

6) Христианизация превратила философию сначала в патристику ("пропедевтику богословия"), а позднее в схоластику ("служанку богословия"). Предметом философии стал не разум человека и благо человека, а Бог, Троица, спасение души. Это очень сильно обескрылило философскую мысль в средние века, но подсушило и отточило ее бритву, которая и стала основой научного метода, которому мы все обязаны благами цивилизации.

7) Освободившись от тесных удушающих обьятий теологии, философия Нового времени вместе с схоластикой решительно выплеснула и метафизику - учение о невидимом мире. Предмет философии был качественно изменен. С этого момента философия резко утрачивает свои доминирующие позиции в университетском образовании и в жизни общества в целом. Философом становится каждый, который вместо того чтобы знать свое дело, пускается в туманные рассуждения о логике, диалектике, искусно маневрируя в узком пространстве над физикой, но не достигая потолка чистой классической метафизики, не говоря уже о реальной теологии, которая считается только мрачным памятником мракобесия темных веков.

Я все сказал. Как говорится:

"Feci quod potui faciant meliora potentes"

Иван, кончайте вы свою "самонадеятельность" :)) Хотите понять, проследите историю возникновения термина.

Здравствуйте Андреев. Почему Вы начинаете разговор с такой грубости. Я же не разу если даже если считал Вас не правым не называл Вас "Андрюха". Вы интеллигентный человек, насколько я понимаю Врач. Занимаетесь общественной деятельностью, публикуетесь в газете..

Ну да ладно наверное Вам виднее как общаться. По мне бы главное Вы бы дело говорили, а остальное переживу. Если Делу научите, как правильно этот вопрос разбирать, то и на том спасибо.

Сказано много и Пифагора услышали, и Анаксагора и Платона. Вы их знаете исторически значит Вы образованный. А теперь если не сложно Вы сами скажите по теме что да как.

Каково отношение науки и философии между собой. Сами то что думаете???

Прошу прощения, если обидел. Я не думал, что назвать по имени это панибратство. А "самонадеятельность" - это просто шутка. Ну нельзя же всерьез каждый раз начинать философствовать с себя любимого. Тем более, что мы с вами эту тему обсуждали и цитаты я вам приводил. Если вы ленитесь почитать первоистичники, то по крайней мере читайте посты. Я понимаю, что "многа букафф", но иначе не получается. Сказать, что философия - это наука, или ненаука - это абсолютно ничего не сказать. Так что приятного спора "ни о чем".

То же не прав, Я не подумал.... Ведь это действительно (ИМЯ). Просто меня зовут Дмитрий, а Иван Иваныч как бы общий ник. Поэтому и не доразумение (я не так понял Ваши слова). Мне очень приятно что Мы в этом разобрались.

Почему Вы думаете что Первоисточники могут разобраться (по мне так у них понятия Наука как таковая еще не было). Я не говорил что философия это наука. Нет не так. Я утверждаю что философия это философия, а наука это наука.

С себя "любимого" надо начинать (любимого убираем) просто у нас на плечах то же головы, а не только у первоисточников. Мы их выслушаем и если дело говорят согласимся, а если нет так и скажем. Ведь так и Сократ поступал всегда. Помните.....

В одном диалоге (не помню) " ... Что он сказал мы знаем но не стоил ли разобрать согласно ли с ним (что сказал авторитет) истина.

Я тоже рад, что разобрались, Дмитрий, потому что меньше всего я хотел бы вас обидеть. Но то, что я могу сказать, я выразил в своем посте. Если кратко:

Наука - это познание "физики"-природы (физической рельности) рационально-экспериментальным методом. Философия - это познание "метафизики" (природы законов, управляющих миром) умозрительно-логическим способом.

Наука познает мир чувственный, материальный. Философия - мир идеальный, сверх-чувственный. Изначально философия проникала именно за пределы материи, и достигала реального точного знания, которое затем такие философы как Архимед использовали для практических целей.

Но когда понятие умозрительной идеальной реальности сначала было смешано с духовной и божетственой реальностью (философия превратилась в теологию и схоластику), а затем вместе с теологической схоластикой была забыта и реальность метафизики, то философия осталась без своего предмета.

С этого момента философы стали заниматься систематизацией классики, историей филоросфии и гноссеолофией. Реальность общения с миром идей так и не была осознана как научно-практическая задача философии. И она, в результате превратилась в то, о чем вполне справедливо пишет Фристайл.

Андрей Здравствуйте. Здорово написано. Лаконично по существу и мне главное теперь четко понятен Ваш взгляд на философию и из чего Вы исходите во время общения на ФШ.

Вы пишите:

Наука познает мир чувственный, материальный. Философия - мир идеальный, сверх-чувственный.

т.е. Наука и Философия изучают каждый свое, и не пересекаются?

И вот мне не ясно это: Изначально философия проникала именно за пределы материи, и достигала реального точного знания, которое затем такие философы как Архимед использовали для практических целей.

Он использовал что? какое такое точное знание находиться в идеальном и сверх-чувственном мире? Архимед вроде не был философом как он его нашел и где?

Наука и Философия изучают каждый свое, и не пересекаются?

Нет они обе изучают мир в целом. Наука родилась из философии, точнее из натурфилософии и космологии (метеорологии), но философия сначалa была и тем, и этим, а затем, когда науки стали обособляться, то специалисты интересующиеся не только конкретной областью науки, но и мирозданием в целом, в том числе и его невидимой частью, стали называться философами. А узкие специалисты - учеными. Хотя каждый настоqщий ученый - всегда философ, именно поэтому на западе докторов наук называют докторами философии (PhD - Philosophy Doctor).

Архимед вроде не был философом как он его нашел и где?

Дмитрий, опять будете обижаться. Но как мне не язвить, если я в прошлом нашем диалоге спциально для вас сделал целый экскурс и нашел (и привел вам) отрывки из Плутарха об Архимеде, об отношении Платона к "унижающим геометрию" практицизмом? Вам найти и дать ссылку или пролистаете свои недавние темы и найдете мой пост?

Философ это ученый

Ну тут вы сами себе противоречите. Если вы усматриваете различие между философией и наукой, а науку двигают ученые, то философ - вовсе не обязательно ученый, лично мне на ФШ не раз доводилось читать опусы совершенно неучёных псевдофилософов.

Полагаю, что философ - слово бранное, ибо когда от философии отмежевались все более-менее здравомыслящие мыслители, склонные к рациональному осмыслению реальности, философию монополизировали мракобесы и просто психически неадекватные, голословно провозгласившие для самоутверждения гипертрофированных амбиций сию смердящую отрыжку разума наукой всех наук. Философы любят мудрость примерно тем же образом, как комары любят человека.

Из этого печального обстоятельства вовсе не следует, что научным знанием охвачены все сферы рационального осмысления мира. К примеру, проектированию предшествуют предпроектные работы. Аналогично, научным изысканиям предшествуют преднаучные, направленные на выработку предварительных гипотез о наличии ранее неизвестных Науке закономерностей мироздания.

Мудрости присуща скромность в самооценке и рефлексия. Поэтому преднаучные изыскания было бы правильнее назвать посильными размышлениями. Скромно и неамбициозно. Графоманы от философии на звание посильноразмышляющих не польстятся, тем чище будет воздух в рядах посильноразмышленцев.

Иван Иваныч, Вы задали вопрос очень грамотно, в деле понимания задач и целей философии.

Однако суть в том, что, какое направление человеческих размышлений принимать за философию? Диалектику или же софистику? Хотя и здесь возникает вопрос. Какую диалектику принимать за направление? Диалектику софистики или диалектику диалога?

Я подхожу к делу так: методы исследования мира. Все что исследуется измерением, наблюдением, взвешиванием, опытом и.т.п. буквальное изучение действительности и похожие методы это Наука. Где разбираются вещи и окружающий мир только посредством размышлений и построения заключений на основе только размышлений то это относиться к мыслительной деятельности (творчеству) философии.

Но это принцип разграничения ВООБЩЕ. если углубляться в детали то... принцип понятен и ладно (по мне так) а то вообще разбираться не получиться одни споры и уточнения. Все и везде в меру.

К тому же изыскания в теоретической физике, математике.Всегда опираются на все согласующие философские обобщения-теории:

Математик Успенский в помощь для тех кто не видит психологической кухни поиска Истины:

"Дать в настоящее время общее представление о математической науке -- значит заняться таким делом, которое, как кажется, с самого начала наталкивается на почти непреодолимые трудности благодаря обширности и разнообразию рассматриваемого материала.... Но можно спросить себя, является ли это обширное разрастание развитием крепко сложенного организма, который с каждым днем приобретает все больше и больше согласованности и единства между своими вновь возникающими частями, или, напротив, оно является только внешним признаком тенденции к идущему все дальше и дальше распаду, обусловленному самой природой математики; не находится ли эта последняя на пути превращения в Вавилонскую башню, в скопление автономных дисциплин, изолированных друг от друга как по своим методам, так и по своим целям и даже по языку? Одним словом, существуют в настоящее время одна математика или несколько математик?

Хотя в данный момент этот вопрос особенно актуален, ни в коем случае не надо думать, что он нов; его ставили с первых же шагов математической науки...

Мы бы зашли слишком далеко, если бы от нас потребовали проследить те превратности судьбы, которым подвергалась унитарная концепция математики от пифагорейцев до наших дней. Кроме того, это -- работа, к которой более подготовлен философ, чем математик, так как общей чертой всех попыток объединить в единое целое математические дисциплины -...является то, что они делались в связи с какой-либо более или менее претенциозной философской системой, причем исходным пунктом для них всегда служили априорные воззрения на отношения между математикой и двойной действительностью внешнего мира и мира мысли" . Успенский В.А. "Труды по не математике" (подчеркивание и выделение мое, В.Ш.)

созданий Своих , искони ;

8:23. от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.

Т,е. сначала План точно выверенный-потом Творение, Одно от другого не отделимо. Величайшая ошибка, занимающихся наукой -это то, что неправомочно, ее представители выкинули смыслы, в своих ссылках я показал к каким нелепостям это приводит в размышлениях.

Составляющие Знания о Мироздании это:причинно-следственные связи, и смыслы!!!

Вот уже несколько столетий ведётся спор о том, что же такое философия и чем она отличается от науки. Кто-то данные понятия отождествляет, кто-то – противопоставляет, а кто-то выделяет общие и частные черты. Едва ли ответить на такой фундаментальный вопрос можно в одной статье, однако дать общее представление о проблеме – вполне.
Философия – это мировоззрение, научная дисциплина, а также способ познания окружающей реальности. Деятельность направлена на изучение происхождения человека, мира и универсума, соотношение человеческого и божественного. Философия представлена сотнями школ, которые по-разному отвечают на извечные вопросы. Ключевые проблемы этой дисциплины едва ли могут быть разрешены однозначно: что есть бог, что такое истина, что есть смерть.
Наука – это область деятельности человека, которая ставит главной своей задачей выработку новых знаний, их практическое применение, систематизацию, развитие. Как правило, такая работа направлена на решение прикладных вопросов. Появившись в глубокой древности, наука выработала собственные методы изучения реальности. Современная наука – это слаженный механизм, который не только работает для повышения качества человеческой жизни, сохранения природы, но и успешно вклинивается в рыночные отношения.
Как наука, так и философия выражают знания в теоретической форме, абстрагируясь от частностей. Они направлены на поиск ответов, однако вопросы всегда разные. Науку интересует то, что лежит на поверхности: как победить рак, как увеличить мощность двигателя, как повысить урожайность. Философия занимается вопросами, ответить на которые однозначно невозможно: что первично – бог или человек, в чем смысл жизни, как стоит относиться к смерти.
Наука даёт конкретный результат, в отсутствие которого в её целесообразности можно усомниться. Единственное, что может дать философия – это пища для ума, размышления, теоретические построения, проверить которые на практике невозможно. Так, в своё время наука изобрела паровой двигатель, а через относительно непродолжительное время – атомный реактор. Философия стояла у истоков современной государственности (идеальное государство Платона), а сегодня активно продвигает идеи космополитизма (мир без границ и стран).
Главная цель науки заключается в том, чтобы познать окружающий мир, войти с ним во взаимодействие. Философия, напротив, позволяет найти место человека в этой реальности. Отдельные школы вычленяют человека из вселенной, другие – рассматривают его как неотъемлемую часть происходящего. Считается, что философия и наука зародились одновременно. Но более глубокий анализ демонстрирует, что наука несколько старше, пока не доказано обратное.

TheDifference.ru определил, что отличие философии от науки заключается в следующем:

Возраст. Древнейшие науки (астрономия, арифметика) появились в первых государствах (Египет, Междуречье), в то время как философия – в Древней Греции, значительно позже.
Мировоззрение. Философская картина мира центральное место отдаёт человеку или богу, в то время как научная – объективной реальности.
Цели. Философия занимается самопознанием, в то время как наука – поиск точных знаний, картины окружающего мира.
Проверка истинности. Выкладки философии можно доказать только теоретическим путем, в то время как научные теории – ещё и эмпирическим.
Результат. Благодаря научным достижениям мы имеем физический результат – новые машины, медицинские препараты, краски, стройматериалы. Благодаря философии вырабатываются новые социальные системы, политические идеологии.

Похожие публикации