Основные характеристики возрастных кризисов в жизни человека. Кризисы возрастного развития

Глава 2. Кризисы возрастных периодов жизни человека

Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет.

Ф. Ларошфуко

Проблема профилактики и терапии кризисных состояний является одной из наиболее актуальных для современной психиатрии. Традиционно этот вопрос рассматривается с позиций теории стресса Г. Селье. Гораздо меньше внимания уделяется вопросам возрастных кризисов личности и практически не затрагиваются экзистенциальные проблемы человека А между тем, говоря о кризисных состояниях и их профилактике нельзя не затронуть вопрос взаимоотношения «Я», «МОЕ» и «СМЕРТЬ», ибо без рассмотрения этих взаимоотношений нельзя понять генез посттравматических стрессовых расстройств, суицидального поведения и других невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств.

Описание психологических особенностей человека в различные периоды его жизни - задача крайне сложная и многогранная. В этой главе акцент будет сделан на проблемах, характерных для определенных периодов жизни человека, которые часто лежат в основе тревоги, страхов, и других расстройств, потенцирующих развитие кризисных состояний, а также на возрастной динамике формирования страха смерти.

Проблему осмысления истоков возникновения личностного кризиса и ее возрастную динамику исследовали многие авторы. Эрик Эриксон, создатель эго - теории личности, выделил 8 стадий психосоциального развития личности. Он считал, что каждая из них сопровождается «кризисом - поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии ». Каждый психосоциальный кризис сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями. Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными качествами, если не разрешен - возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств (E.N.Erikson, 1968).

Таблица 2. Стадии психосоциального развития (по Эриксону)

На первой стадии психосоциального развития (рождение - 1 год) уже возможен первый важный психологический кризис, обусловленный недостаточным материнским уходом и отвержением ребенка. Материнская депривация лежит в основе «базального недоверия», которое в дальнейшем потенцирует развитие страха, подозрительности, аффективных расстройств.

На второй стадии психосоциального развития (1–3 года) психологический кризис сопровождается появлением чувства стыда и сомнения, что в дальнейшем потенцирует формирование неуверенности в себе, тревожной мнительности, страхов, обсессивно - компульсивного симптомокомплекса.

На третьей стадии психосоциального развития (3–6 лет) психологический кризис сопровождается формированием чувства вины, покинутости и никчемности, что впоследствии может стать причиной зависимого поведения, импотенции или фригидности, расстройств личности.

Cоздатель концепции родовой травмы О.Rank (1952) говорил о том, что тревога сопровождает человека с момента его рождения и обусловлена страхом смерти, связанным с переживанием отрыва плода от матери во время рождения. R. J.Kastenbaum (1981) отмечал, что даже очень маленькие дети испытывают душевный дискомфорт, связанный со смертью и часто родители даже не подозревают об этом. Иного мнения придерживался R. Furman (1964), который настаивал на том, что только в возрасте 2–3 лет может возникнуть понятие о смерти, так как в этот период появляются элементы символического мышления и примитивный уровень оценок реальности.

M. H. Nagy (1948), изучив сочинения и рисунки почти 4 тысяч детей Будапешта, а также проведя индивидуальные психотерапевтические и диагностические беседы с каждым из них, выявила, что дети до 5 лет рассматривают смерть не как финал, а как сон или отъезд. Жизнь и смерть для этих детей не исключали друг друга. В последующих исследованиях она выявила особенность, поразившую ее: дети говорили о смерти как о разделении, о некоем рубеже. Исследования М.С.McIntire (1972), проведенные четверть века спустя, подтвердили выявленную особенность: только 20 % 5–6 летних детей думают, что их умершие животные оживут и только 30 % детей этого возраста предполагают наличие сознания у умерших животных. Аналогичные результаты были получены и другими исследователями (J.E.Alexander, 1965; T.B.Hagglund, 1967; J.Hinton,1967; S.Wolff, 1973).

B.M.Miller (1971) отмечает, что для ребенка дошкольного возраста понятие «смерть» отождествляется с потерей матери и это часто является причиной их неосознанных страхов и тревоги. Страх смерти родителей у психически здоровых дошкольников наблюдался у 53 % мальчиков и у 61 % девочек. Страх своей смерти отмечался у 47 % мальчиков и 70 % девочек (А.И.Захаров, 1988). Суициды у детей до 5 лет - единичны, однако в последнее десятилетие наметилась тенденция к их росту.

Как правило, воспоминания о тяжелом заболевании, грозящем смертельным исходом в этом возрасте, остаются у ребенка на всю жизнь и играют значительную роль в его дальнейшей судьбе. Так, один из «великих отступников» венской психоаналитической школы, психиатр, психолог и психотерапевт Альфред Адлер (1870–1937), создатель индивидуальной психологии писал о том, что в возрасте 5 лет он чуть не умер и в дальнейшем его решение стать врачом, т. е. человеком, борющимся со смертью, было обусловлено именно этими воспоминаниями. Кроме того, пережитое событие нашло свое отражение и в его научном мировоззрении. В невозможности контролировать время наступления смерти или предотвратить ее он видел глубинную основу комплекса неполноценности.

Дети с чрезмерными страхами и тревогой, связанной с разлукой со значимыми близкими, сопровождающимися неадекватными страхами одиночества и расставания, ночными кошмарами, социальной аутизацией и рецидивирующими сомато - вегетативными дисфункциями, нуждаются в консультации и лечении психиатра. В МКБ–10 такое состояние классифицируется как «Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте» (F 93.0).

Дети школьного возраста, или 4 стадии по Э.Эриксону (6–12 лет) приобретают в школе знания и навыки межличностного общения, определяющие их личную значимость и достоинство. Кризис этого возрастного периода сопровождается появлением чувства неполноценности или некомпетентности, чаще всего коррелирующей с успеваемостью ребенка. В дальнейшем эти дети могут утратить уверенность в себе, способность эффективно трудиться и поддерживать человеческие контакты.

Психологические исследования показали, что дети этого возраста интересуются проблемой смерти и уже достаточно подготовлены к разговору о ней. В словарный текст было включено слово «мертвый», и это слово было адекватно воспринято подавляющим большинством детей. Лишь 2 из 91 ребенка умышленно обошли его. Однако, если дети 5,5–7,5 лет считали смерть маловероятной лично для себя, то в возрасте 7,5–8,5 лет они признают ее возможность и для себя лично, хотя возраст предполагаемого ее наступления варьировал в пределах от «через несколько лет до 300 лет».

G.P.Koocher (1971) исследовал представления неверующих детей 6–15 лет касающееся их предполагаемого состоянии после смерти. Разброс ответов на вопрос, «что случится, когда ты умрешь?», распределился следующим образом: 52 % ответили, что их «закопают», 21 %, что они «попадут на небо», «буду жить и после смерти», «подвергнусь Божьей каре», 19 % «организуют похороны», 7 % посчитали, что они «заснут», 4 % - «перевоплотятся», 3 % - «кремируют». Вера в личное или всеобщее бессмертие души после смерти была выявлена у 65 % верующих детей 8 - 12 лет (M.C.McIntire, 1972).

У детей младшего школьного возраста резко возрастает распространенность страха смерти родителей (у 98 % мальчиков и 97 % психически здоровых девочек 9 лет), который наблюдается уже практически у всех 15 летних мальчиков и 12 летних девочек. Что касается страха своей собственной смерти, то в школьном возрасте он встречается довольно часто (до 50 %), хотя реже у девочек (Д.Н.Исаев, 1992).

У младших школьников (в основном после 9 лет) уже наблюдается суицидальная активность, которая чаще всего обусловлена не серьезными психическими заболеваниями, а ситуационными реакциями, источником которых являются, как правило, внутрисемейные конфликты.

Подростковый период (12–18 лет), или пятая стадия психосоциального развития , традиционно считается наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний. Э. Эриксон выделяет этот возрастной период как очень важный в психосоциальном развитии и считает патогномоничным для него развитие кризиса идентичности, или ролевое смещение, которое проявляется в трех основных сферах поведения:

проблема выбора карьеры;

выбор референтной группы и членство в ней (реакция группирования со сверстниками по А.Е. Личко);

употребление алкоголя и наркотиков, которое может временно ослабить эмоциональные стрессы и позволяет испытать чувство временного преодоления недостаточной идентичности (E.N.Erikson,1963).

Доминирующими вопросами этого возраста являются: «Кто Я?», «Как Я впишусь в мир взрослых?», «Куда Я иду?» Подростки пытаются выстроить собственную систему ценностей, часто вступая в конфликт со старшим поколением, ниспровергая их ценности. Классическим примером является движение хиппи.

Представление о смерти у подростков, как об универсальном и неизбежном конце человеческой жизни приближается к таковому у взрослых. Ж. Пиаже писал, что именно с момента постижения идеи смерти ребенок становится агностиком, то есть у него появляется присущий взрослому способ мировосприятия. Хотя, признавая интеллектуально «смерть для других», они фактически на эмоциональном уровне отрицают ее для себя. У подростков преобладает романтическое отношение к смерти. Часто они трактуют ее как иной способ существования.

Именно на подростковый возраст приходится пик суицидов, пик экспериментов с нарушающими сознание веществами и другой жизненно опасной активности. Причем подростки, в анамнезе которых неоднократно отмечались мысли о самоубийстве, отвергали мысли о его смертельном исходе. Среди 13–16 летних 20 % верили в сохранение сознания после смерти, 60 % - в существование души и только 20 % - в смерть как прекращение физической и духовной жизни.

Для этого возраста характерны мысли о суициде, как о мести за обиду, ссоры, нотации со стороны учителей и родителей. Преобладают мысли типа: «Вот я умру назло вам и посмотрю, как вы будете страдать и сожалеть о том, что были несправедливы ко мне».

Исследуя механизмы психологической защиты при тревоге, потенцируемой мыслями о смерти, E.M.Pattison (1978) установил, что они, как правило, идентичны таковым у взрослых из их ближайшего окружения: чаще отмечаются интеллектуальные, зрелые механизмы защиты, хотя в ряде случаев были отмечены и невротические формы защиты.

А.Maurer (1966) провел анкетирование 700 старшеклассников и на вопрос «Что тебе приходит на ум, когда ты думаешь о смерти?» выявил следующие ответы: осознание, отвергание, любопытство, презрение и отчаяние. Как уже отмечалось ранее, страх собственной смерти и смерти родителей наблюдается у подавляющего большинства подростков.

В молодости (или ранней зрелости по Э. Эриксону - 20–25 лет) молодые люди ориентированы на получение профессии и создание семьи. Главной проблемой, которая может возникнуть в этот возрастной период, является поглощенность собой и избегание межличностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. Если кризис успешно преодолен, то у молодых людей формируется способность любить, альтруизм, нравственное чувство.

По миновании подросткового возраста, мысли о смерти все реже посещают молодых людей, и они очень редко задумываются о ней. 90 % студентов сказали, что они редко думают о собственной кончине, в личностном отношении она для них мало значима (J.Hinton,1972).

Неожиданными оказались мысли современной отечественной молодежи о смерти. По данным С.Б. Борисова (1995), исследовавшего студенток педагогического института Подмосковья, 70 % респондентов в той или иной форме признают бытие души после физической смерти, из них 40 % верят в реинкарнацию, т. е. переселение души в другое тело. Однозначно отвергают бытие души после смерти всего 9 % интервьюируемых.

Еще несколько десятилетий тому назад считалось, что в зрелом возрасте у человека нет значимых проблем, связанных с развитием личности, а зрелость считалась временем достижений. Однако работы Левинсона «Сезоны человеческой жизни», Нейгартена «Осознание зрелого возраста», Ошерсона «Печаль о потерянном „Я“ в середине жизни», а также изменения в структуре заболеваемости и смертности в этот возрастной период заставили исследователей по иному посмотреть на психологию зрелости и назвать этот период «кризисом зрелости».

В этом возрастном периоде доминируют потребности самоуважения и самоактуализации (по A. Maslow). Наступает время подведения первых итогов сделанного в жизни. Э. Эриксон считает, что для этой стадии развития личности характерна также забота о будущем благополучии человечества (в противном случае возникает безразличие и апатия, нежелание заботиться о других, самопоглощенность собственными проблемами).

В эту пору жизни возрастает частота депрессий, суицидов, неврозов, зависимых форм поведения. Смерть сверстников побуждает к размышлениям о конечности собственной жизни. По данным различных психологических и социологических исследований, тема смерти актуальна для 30 %–70 % лиц этого возраста. Неверующие сорокалетние понимают смерть как конец жизни, ее финал, однако даже они считают себя «чуть-чуть бессмертнее других». Для этого периода также характерно чувство разочарования в профессиональной карьере и семейной жизни. Это обусловлено тем, что как правило, если ко времени наступления зрелости не реализованы поставленные цели, то они уже мало достижимы.

А если реализованы?

Человек вступает во вторую половину жизни и его предыдущий жизненный опыт не всегда пригоден для решения проблем этого времени.

Проблеме 40–летних К.Г. Юнг посвятил свой доклад «Жизненный рубеж» (1984), в котором он ратовал за создание «высших школ для сорокалетних, которые готовили бы их к будущей жизни», ибо человек не может прожить вторую половину жизни по той же программе, что и первую. В качестве сравнения психологических изменений, происходящих в различные периоды жизни в душе человека, он приводит сравнение с движением солнца, имея в виду солнце, «одушевленное человеческим чувством и наделенное сиюминутным человеческим сознанием. Утром оно появляется из ночного моря бессознательного, освещая широкий, пестрый мир, и чем выше оно поднимается на небосводе, тем дальше распространяет свои лучи. В этом расширении сферы своего влияния, связанном с восходом, солнце будет видеть свое предназначение и усматривать свою высшую цель в том, чтобы подняться как можно выше.

С этим убеждением солнце достигает непредвиденной полуденной высоты - непредвиденной, потому что из-за своего однократного индивидуального существования оно не могло знать заранее собственного кульминационного пункта. В двенадцать часов дня начинается закат. Он представляет собой инверсию всех ценностей и идеалов утра. Солнце становится непоследовательным. Оно как бы убирает свои лучи. Свет и тепло убывают вплоть до полного угасания».

Пожилые люди (стадия поздней зрелости по Э. Эриксону). Исследованиями геронтологов установлено, что физическое и психическое старение зависит от личностных особенностей человека и от того, как он прожил свою жизнь. Г. Руффин (1967) условно выделяет три вида старости: «счастливую», «несчастливую» и «психопатологическую». Ю.И. Полищук (1994) исследовал методом случайной выборки 75 человек в возрасте от 73 до 92 лет. По данным полученных исследований в этой группе преобладали лица, чье состояние квалифицировалось как «несчастливая старость» - 71 %; 21 % составили лица с так называемой «психопатологической старостью» и 8 % переживали «счастливую старость».

«Счастливая» старость наступает у гармоничных личностей с сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности, занимающихся длительное время интеллектуальным трудом и не оставивших этого занятия и после выхода на пенсию. Психологическое состояние этих людей характеризуется витальной астенией, созерцательностью, склонностью к воспоминаниям, умиротворенностью, мудрой просветленностью и философским отношением к смерти. Э. Эриксон (1968, 1982) считал, что «только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи - только у того могут постепенно созревать плоды предшествующих стадий». Он полагал, что только в старости приходит настоящая зрелость и называл этот период «поздней зрелостью». «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость - это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти». Многие выдающиеся личности создали свои лучшие произведения в старости.

Тициан написал «Битву при Леранто», когда ему было 98 лет и создал свои лучшие произведения после 80 лет. Микеланджело завершал свою скульптурную композицию в храме Святого Петра в Риме на девятом десятке жизни. Великий естествоиспытатель Гумбольт до 90 лет работал над своим трудом «Космос», Гете создал бессмертного Фауста в 80 лет, в этом же возрасте Верди написал «Фальстафа». В 71 год Галилео Галилей открыл вращение Земли вокруг Солнца. Книга «Происхождение человека и половой отбор» была написана Дарвиным, когда ему было за 60 лет.

Творческие личности, дожившие до глубокой старости.

Горгий (ок. 483–375 до н. э.), др. - греч. ритор, софист - 108

Шевроль Мишель Эжен (1786–1889), франц. химик - 102

Аббот Чарльз Грили (1871–1973), амер. астрофизик - 101

Гарсия Мануэль Патрисио (1805–1906), исп. певец и педагог - 101

Людкевич Станислав Филиппович (1879–1979), украинский композитор - 100

Дружинин Николай Михайлович (1886–1986), сов. историк - 100

Фонтенель Бернар Ле Бовье де (1657–1757), франц. философ - 99

Менендес Пидаль Рамон (1869–1968), исп. филолог и историк - 99

Галле Иоганн Готфрид (1812–1910), нем. астроном - 98

Рокфеллер Джон Дэвидсон (1839–1937), америк. промышленник - 98

Шагал Марк (1887–1985), франц. живописец - 97

Яблочкина Александра Александровна (1866–1964), русская советская актриса - 97

Коненков Сергей Тимофеевич (1874–1971), рус. сов. скульптор - 97

Рассел Бертран (1872–1970), англ. философ - 97

Рубинштейн Артур (1886–1982), польск - амер. пианист - 96

Флеминг Джон Амброз (1849–1945), англ. физик - 95

Сперанский Георгий Нестерович (1673–1969), рус. сов. педиатр - 95

Страдивари Антонио (1643–1737), итал. скрипичный мастер - 94

Шоу Джордж Бернард (1856–1950), англ. писатель - 94

Петипа Мариус (1818–1910), франц., балетмейстер и педагог - 92

Пикассо Пабло (1881–1973), исп. художник - 92

Бенуа Александр Николаевич (1870–1960), рус. живописец - 90

«Несчастливая старость» чаще возникает у личностей с чертами тревожной мнительности, сензитивности, наличием соматических заболеваний. Для этих лиц характерна утрата смысла жизни, чувство одиночества, беспомощности и постоянные размышления о смерти, как об «избавлении от страданий». У них часты суицидальные мысли, возможны суицидальные действия и обращение к методам эвтаназии.

Иллюстрацией может служить старость всемирно известного психотерапевта З. Фрейда, прожившего 83 года.

В последние десятилетия своей жизни З. Фрейд пересмотрел многие постулаты созданной им теории психоанализа и выдвинул ставшую основополагающей в его поздних работах гипотезу о том, что основой психических процессов является дихотомия двух могущественных сил: инстинкта любви (Эроса) и инстинкта смерти (Танатоса). Большинство последователей и учеников не поддержали его новых взглядов о фундаментальной роли Танатоса в жизни человека и объяснили поворот в мировоззрении Учителя интеллектуальным увяданием и заострившимися личностными чертами. З. Фрейд испытывал острое чувство одиночества и непонятости.

Ситуация усугубилась и изменившейся политической обстановкой: в 1933 году к власти в Германии пришел фашизм, идеологи которого не признали учение Фрейда. Его книги сжигались в Германии, а через несколько лет в печах концентрационного лагеря были умерщвлены и 4 его сестры. Незадолго до смерти Фрейда, в 1938 году, фашисты оккупировали Австрию, конфисковав его издательство и библиотеку, имущество и паспорт. Фрейд стал узником гетто. И только благодаря выкупу в 100 тысяч шиллингов, который заплатила за него его пациентка и последовательница принцесса Мария Бонапарт, его семья смогла эмигрировать в Англию.

Смертельно больной раком, потерявший своих родных и учеников, Фрейд потерял и Родину. В Англии, несмотря на восторженный прием, его состояние ухудшалось. 23 сентября 1939 года по его просьбе лечащий врач сделал ему 2 укола, которые и прервали его жизнь.

«Психопатологическая старость» проявляется возрастно-органическими нарушениями, депрессией, ипохондрией психопатоподобными, неврозоподобными, психоорганическими расстройствами, старческим слабоумием. Очень часто у таких пациентов выражен страх оказаться в доме для престарелых.

Исследования 1000 жителей Чикаго выявили актуальность темы смерти практически для всех лиц пожилого возраста, хотя вопросы финансов, политики и т. п. были для них не менее значимыми. Люди этого возраста философски относятся к смерти и склонны воспринимать ее на эмоциональном уровне скорее как продолжительный сон, чем как источник страданий. Социологические исследования выявили, что у 70 % лиц пожилого возраста мысли о смерти касались подготовки к ней (28 % - составили завещание; 25 % - уже подготовили некоторые похоронные принадлежности и половина уже обговорила свою смерть с ближайшими наследниками(J.Hinton,1972).

Эти данные, полученные при социологическом опросе пожилых людей США контрастируют с результатами подобных исследований жителей Великобритании, где большинство исследуемых избегали этой темы и на вопросы отвечали следующим образом: «Я пытаюсь как можно меньше думать о смерти и умирании», «Я стараюсь переключаться на другие темы» и т. п.

В переживаниях, связанных со смертью, достаточно определенно проявляется не только возрастная, но и половая дифференциация.

K.W.Back (1974), исследуя возрастную и половую динамику переживания времени методом Р. Кнаппа, предъявлял исследуемым наряду с «метафорами времени» и «метафоры смерти». В результате исследования он пришел к выводу, что мужчины относятся к смерти с большим неприятием, чем женщины: эта тема вызывает у них ассоциации, проникнутые страхом и отвращением. У женщин описан «комплекс Арлекина», при котором смерть представляется загадочной и в чем-то даже привлекательной.

Иная картина психологического отношения к смерти была получена спустя 20 лет.

Национальное агентство по развитию науки и космических исследований Франции изучало проблему танатологии по материалам социологического исследования более 20 тысяч французов. Полученные данные были опубликованы в одном из номеров «Regards sur I’actualite» (1993) - официальном издании Французского государственного центра документации, публикующего статистические материалы и отчеты по важнейшим для страны проблемам.

Полученные результаты свидетельствовали о том, что мысли о смерти особенно актуальны для лиц 35–44 лет и во всех возрастных группах женщины чаще задумываются о конечности жизни, что наглядно отражено в таблице 3.

Таблица3. Распределение частоты встречаемости мыслей о смерти по возрасту и полу (в %).

У женщин мысли о смерти чаще всего сопровождаются страхом и беспокойством, мужчины относятся к этой проблеме более взвешенно и рационально, а в трети случаев и вовсе безразлично. Отношение к смерти у мужчин и женщин отражено в таблице 4.

Таблица 4. Распределение мыслей об отношении к смерти по полу (в%).

Исследуемые, отнесшиеся к проблеме смерти с безразличием или спокойствием, объясняли это тем, что, по их мнению, есть более страшные состояния, чем смерть (табл. 5)

Таблица 5.

Безусловно, мысли о смерти рождали осознаваемый и неосознаваемый страх. Поэтому наиболее универсальным желанием у всех тестируемых был быстрый уход из жизни. 90 % опрошенных отвечали, что хотели бы умереть во сне, избежав страданий.

В заключении следует отметить, что разрабатывая профилактические и реабилитационные программы для лиц с невротическими, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами, наряду с клинико - психопатологическими особенностями пациентов необходимо учитывать, что в каждом возрастном периоде жизни человека возможны кризисные состояния, в основе которых лежат специфические для данной возрастной группы психологические проблемы и фрустрированные потребности.

Помимо этого, развитие личностного кризиса детерминировано культуральными, социально - экономическими, религиозными факторами, а также сопряжено с половой принадлежностью индивида, его семейными традициями и личностным опытом. Особо следует отметить, что для продуктивной психокоррекционной работы с этими пациентами (в особенности с суицидентами, лицами с посттравматическим стрессовым расстройством) необходимы специфические знания в области танатологии (ее психолого - психиатрический аспект). Очень часто острые и/или хронические стрессы потенцируют и усугубляют развитие возрастного кризиса личности и приводят к драматическим последствиям, профилактика которых является одной из главных задач психиатрии.

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 22. КРИЗИСЫ И КОНФЛИКТЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА § 22.1. КРИТИЧЕСКИЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ: СТРЕСС, КОНФЛИКТ, КРИЗИСВ повседневной жизни человек имеет дело с самыми разными ситуациями. На работе и дома, в гостях и на концерте – в течение дня мы переходим из одной ситуации в другую,

Из книги Сила самых сильных. Бусидо Сверхчеловека. Принципы и практика автора Шлахтер Вадим Вадимович

Глава 6. Торможение негативных возрастных изменений Важнейшая тема – торможение негативных возрастных изменений. Знайте, друзья: если вы не хотите негативно меняться с годами – вы можете не меняться негативно с годами. Вы можете сохранить состояние молодости.Почему у

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Преодолей жизненный кризис. Развод, потеря работы, смерть близких… Выход есть! автора Лисс Макс

Кризисы развития и судьбоносные кризисы Мы знаем, что половое созревание – это биологический процесс становления, переход от ребенка к молодому человеку Положительный опыт, который мы набираем в этот период и анализируем, можно с пользой применять в похожих ситуациях.

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Этапы развития детей и их интеллектуальных возможностей. Описание возрастных кризисов 1 года, 3 лет и 6–7 лет. Как пережить детские возрастные кризисы. Как развивать таланты и способности детей Мы часто оставляли ребенка у нашей бабушки. Она раньше работала в

Из книги Исцели свое сердце! автора Хей Луиза

Глава 4 Уход из жизни близкого человека Все переживают потери, но смерть близкого человека ни с чем не сравнится по остающимся после нее пустоте и печали. Мы не перестаем изучать смысл смерти, потому что это имеет первостепенное значение для понимания смысла

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

3.2. Кризисы взрослой жизни Г. Крайг (2000) рассматривает две модели возраста - модель перехода и модель кризиса. Модель перехода предполагает, что перемены в жизни заранее планируются и поэтому человек в состоянии с ними справиться. Модель кризиса - противоположная. При

Из книги Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень] автора Ильин Евгений Павлович

Глава 1. Работа и труд в жизни человека

Из книги Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей автора Сурженко Леонид Анатольевич

Из книги Семь смертных грехов родительства. Главные ошибки воспитания, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка автора Рыженко Ирина

Глава о важности адекватной самооценки в жизни каждого человека Младенцами мы «проглатываем» своих родителей и затем тратим большую часть жизни на то, чтобы их «переварить». Мы поглощаем родителей целиком: начиная с их генов и кончая их суждениями. Мы поглощаем их

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СМЕНЫ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ Возрастной период определяется связью между уровнем развития отношения с окружающими и уровнем развития знаний, способов, способностей. Изменение отношения между этими двумя разными сторонами процесса развития

Из книги Испытание кризисом. Одиссея преодоления автора Титаренко Татьяна Михайловна

Глава 2 Ранние детские кризисы во взрослой жизни …Люди не рождаются биологическим способом, а только проходя путь, становятся или не становятся людьми. М. К.

Из книги Антистресс в большом городе автора Царенко Наталья

Ненормативные кризисы в жизни ребенка, подростка, юноши Ненормативные кризисы, не связанные с переходом от одного возраста к другому, чаще всего переживают дети из сложных, проблемных семей. Они страдают от одиночества, своей ненужности. Взрослые их эмоционально

Из книги 90 дней на пути к счастью автора Васюкова Юлия

Кризисы семейной жизни – как определить меру фатальности? Как давным-давно сказал уважаемый Лев Николаевич, все несчастливые семьи несчастливы по-своему. И был прав. Действительно, практически все проходят через так называемые «кризисы семейной жизни», но мало кто

Из книги автора

Глава 3. Роль потребностей в жизни человека Любая проблема, вызывающая страдания, или, иначе, внутриличностный конфликт, заключается в противоречии между существующими у человека неудовлетворенными потребностями и состоянием беспомощности, которое препятствует

Из книги автора

Глава 4. Роль потребностей в жизни человека. Продолжение В этой главе мы продолжим рассказ об остальных потребностях, которые вы имеете, с тем, чтобы вы могли понять, как у вас обстоят дела с удовлетворением этих потребностей.Мы уже выяснили, что невозможно быть счастливым

Каждый человек проходит через определенные возрастные кризисы в своей жизни. В психологии выделяется несколько возрастных кризисов, которые наступают в определенный период и знаменуются переходом человека от одного жизненного этапа к другому. В каждом возрастном кризисе наблюдаются свои особенности и характеристики, о которых пойдет речь в интернет-журнале сайт.

Возрастной кризис естественен для любого человека. Его главной целью становится преображение жизни человека и побуждение его перейти на новый виток своего развития. Возрастных кризисов существует несколько, и все они возникают в течение всей жизни человека. На каждом возрастном этапе у человека возникают новые задачи и цели, которые он должен пройти и преодолеть, прежде чем начнется новый виток в его жизни.

Возрастные кризисы запрограммированы самой природой, поэтому через них проходят все люди. Остается главным другое – как через кризис будет проходить человек? Одни проходят через определенные кризисы легко, другие трудно. Одни кризисы могут показаться легкими для человека, а другие трудными.

Следует понимать, что кризис – это не только изменение психической деятельности человека, но и его жизненные обстоятельства, которые возникают в данный период. Нередко образ жизни человека меняется под влиянием возрастного кризиса.

Под кризисом можно понимать любую ситуацию и обстановку, когда вы переживаете серьезные изменения в своей жизни. Кризисное положение – это не только военное положение в стране, смена власти, террор, но и увольнение с работы, невыплата заработной платы, развод с любимым человеком и т. д. Даже рождение ребенка в некотором смысле является кризисом, поскольку обоим родителям приходится менять свой привычный образ жизни и подстраивать его под потребности третьего человечка. Хотя такие кризисы нельзя назвать возрастными.

Если вы вспомните все свои кризисные моменты в жизни, то поймете, что каждый раз вы переживали их очень тяжело, горько, со страхом и волнением. Вы словно были сбиты с толку, выбиты из колеи, не знали, что делать и куда идти. Кризис – период, когда происходят серьезные изменения в жизни человека. И то, как он будет переживать свой кризис, зависит только от него.

В кризисе люди чаще всего переживают отрицательные эмоции, нежели положительные. Именно в такие периоды разочарования, страха и волнений перед неизвестным будущим человек остро нуждается в счастье. Человек не может найти «ниточку», за которую бы он ухватился и держался, чтобы не упасть еще дальше в пропасть. Эта «ниточка» — кусочек хоть какого-нибудь счастья. Вот почему многие люди в кризисные моменты своей жизни принимают такое решение, которое они никогда бы не приняли, если бы были в стабильном положении. Например, женщины начинают встречаться с мужчинами, которые далеки от их идеалов. А мужчины могут работать за гроши.

Кризис жизни тем опасен, что человек снижает уровень своих притязаний и условий, поскольку готов радоваться малому, лишь бы было хоть какое-то счастье. Но давайте не будем доводить дело до крайностей. Кризис не так страшен. Просто нужно понять, чем себя осчастливить в этот период?

Где найти свое счастье в момент кризиса? Пока вы страдаете, переживаете, вынужденно меняете свой образ жизни, очень полезно быть счастливыми. Это придает вам энергии и . Где же взять это самое счастье? Просто нужно подумать, чем вы можете полезным заняться в период своего кризиса. К примеру, вы когда-то любили читать – достаньте свои книжки и снова их перечитайте. Вы когда-то хотели заняться спортом – займитесь им. Вам когда-то нравилась идея научиться разбираться в экономике – пойдите на специальные курсы. Другими словами, вспомните то, что вас когда-то увлекало, интересовало, но было заброшено по тем или иным причинам (чаще всего из-за отсутствия времени). Возобновите свои увлечения, пока вы находитесь в .

Маленький кусочек счастья можно получить от простого сравнения себя с другими людьми. Но здесь есть и опасность, что вы начнете себя сравнивать с теми, кто, по вашему мнению, более успешен, нежели вы. Посмотрите на тех людей, которые живут хуже, чем вы. Конечно, звучит немного эгоистично, но и это может доставить удовольствие – понимание того, что вы живете не так уж и плохо.

Кризис опасен тем, что человек может снизить свои требования в отношении качества своей жизни. Вокруг него начнут появляться плохие люди, он начнет попадать в неприятные истории. Поэтому нужно вспомнить о своих увлечениях и интересах, которые будут давать хоть какую-то радость на тот момент, пока вы выходите из кризиса. Если у вас есть такая возможность, то поставьте перед собой цели на будущее и начните их потихоньку реализовывать. Делайте что-то полезное для самих себя. Только это принесет вам радость на этот период.

Что такое возрастные кризисы?

Возрастным кризисом следует называть особенности психической деятельности, которые наблюдаются абсолютно у всех индивидов в определенный период. Конечно, возрастной кризис не наступает ровно в день рождения, когда он должен начаться. У одних людей возрастной кризис начинается чуть раньше, у других – чуть позже. У детей обычно возрастные кризисы наиболее заметны и возникают в течение плюс-минус 6 месяцев от заданного возраста. У взрослых людей возрастные кризисы могут длиться очень долго (7-10 лет) и начинаться плюс-минус 5 лет от заданного возраста. При этом симптоматика возрастного кризиса у взрослого будет нарастать постепенно и даже иметь размытые характеристики.

Возрастным кризисом следует называть новый виток, исход, начало нового движения. Другими словами, с наступлением возрастного кризиса у человека возникают новые задачи, нередко основанные на чувстве собственной неудовлетворенности, которая возникла в предыдущий период.

Кризис среднего возраста наиболее известен тем, что именно в данный период человек оглядывается назад, понимает упущенные возможности, осознает бессмысленность своего стремления воплотить в реальность чужие желания и готовность со всем расстаться, чтобы только начать жить так, как хочется.

Возрастной кризис – это начало нового движения, когда человек ставит новые задачи и пытается их достичь, пока не наступил очередной кризис.

Психология детально рассматривает возрастные кризисы, поскольку с их наступлением в жизни человека начинает многое меняться. Меняются не только желания и устремления индивида, но и его психическая деятельность. Кризисы, наступающие в детском возрасте, связаны с психическим и физическим развитием, в то время как кризисы в более взрослом возрасте связаны скорее с достигнутыми желаниями, удовлетворенностью жизнью и отношениями с другими людьми.

Возрастные кризисы провоцируют человека двигаться. Вот только в жизни индивида все успокоилось, сложилось, он привык к своему образу, как вновь у него возникают внутренние переживания, перестройка, трансформация. Каждый кризис знаменуется тем, что человек вынужден что-то менять в своей жизни. Это приводит к нестабильности его положения, необходимости преодолевать трудности и решать возникшие задачи.

Вот почему психологи рассматривают возрастные кризисы более подробно, чтобы понять, как человеку их проходить легко. Даются такие советы:

  1. Каждый кризис заставляет человека решать определенные задачи. Если человек не может найти решения, то нередко он застревает в кризисном периоде. Начинается новый виток, который становится преодолеть еще сложнее из-за нерешенных задач на предыдущем периоде.
  2. Каждый кризис знаменуется изменениями в человеке. И не всегда индивид прогрессирует (развивается). Нередкими становятся случаи, когда индивид, наоборот, регрессирует, то есть деградирует из-за своей неспособности адаптироваться к новым условиям своего существования.
  3. Кризисы в детском возрасте должны помогать преодолевать родители. В противном случае, если ребенок не пройдет определенный кризис, он надолго застрянет в нем, продолжая волновать его в последующие годы, даже в течение всей жизни, пока задачка кризиса не будет решена и устранена. Так, если:
  • Ребенок не получит базового доверия, тогда он не сможет устанавливать близкие отношения с людьми.
  • Ребенок не получит самостоятельности, тогда он не сможет принимать свои решения и понимать собственные желания.
  • Ребенок не научится трудолюбию или не обретет определенные навыки, тогда ему трудно будет достигать успехов по жизни.

Многие люди застревают в подростковом возрасте – период, когда человек должен взять ответственность за собственную жизнь на себя. Если ребенок бежит от ответственности, тогда он лишается возможности быть успешным.

Таким образом, возрастной кризис – это определенная задача, которую должен человек решить в отведенное ему время, чтобы благополучно перейти на новый виток своего развития, когда время наступит.

Возрастные кризисы и их характеристика

Итак, переходим к характеристикам возрастных кризисов:

  1. Первый кризис наступает с рождения до года – период развития базового доверия к миру. Здесь ребенок громким криком требует к себе внимания и заботы со стороны близких. Вот почему родители должны к нему бежать по первому зову, что не является баловством или прихотью, а становится потребностью данного возраста. В противном случае, если ребенок не будет получать всей заботы и любви по первому крику, он разовьет недоверие к миру.
  2. Второй возрастной кризис наступает в возрасте от 1 года до 3 лет – когда ребенок постепенно старается все делать сам. Он пробует свои силы, повторяет за взрослыми, постепенно обретает автономию и независимость от них. Здесь ребенку нужно помогать и поощрять. Именно в этом возрасте он становится капризным, упрямым, истеричным, что связано с его желанием быть самостоятельным. Ребенку также нужно устанавливать границы (что делать можно и нельзя), иначе он вырастет тираном. Не ограждайте его от экспериментов и познания собственного тела, ведь именно на данном этапе ребенок начинает изучать свои половые органы и понимать разницу между полами.
  3. Третий возрастной кризис наступает в возрасте от 3 до 6 лет – когда ребенок обучается трудолюбию, начинает выполнять всю домашнюю работу. Именно в данный период ребенка нужно всему обучать, начиная с элементарного. Нужно позволять ему все делать самостоятельно, под присмотром родителей, совершая ошибки и исправляя их, не будучи при этом наказанным. Также в данном возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, в чем его следует поощрять, поскольку таким образом он обучается социальной жизни во всех ее планах.
  4. Четвертый возрастной кризис наступает от 6 до 12 лет – когда ребенок легко и быстро усваивает знания и навыки, которыми он будет пользоваться всю свою жизнь. Вот почему в данный период его следует обучать, образовывать и позволять посещать все кружки, которыми ему хочется заниматься. В этот период он получит тот опыт и навыки, которые будет использовать всю жизнь.
  5. Пятый этап называется «подростковым» и знаменуется сложностями общения родителей и детей. Это связано с тем, что у детей меняется отношение к себе и взрослым, что должны учитывать родители. Ребенок на данном этапе занимается самоидентификацией: кто он, чем он должен заниматься, какую роль выполняет в данной жизни? Нередко подросток здесь входить в различные неформальные группировки, меняет свой имидж и пробует новые модели поведения. Родители уже перестают быть авторитетами для детей, что является нормальным. Что могут сделать родители?
  • Начать уважать желания ребенка и разговаривать с ним на равных. Если вам что-то не нравится, то намекните или мягко скажите об этом, чтобы ребенок подумал и сам решил, слушаться ли вас.
  • Становиться для него примером. Если он не видит в вас авторитета, тогда предложите ему вариант достойного человека, с которого он будет брать пример (желательно, его пола). В противном случае ребенок сам найдет, на кого ему ровняться.
  • Помогать ребенку в поиске самого себя и своего смысла жизни. Не назидать, а позволять увлекаться не только учебой, но и своими интересами.
  1. Шестой кризис наступает в 20-25 лет – когда человек полностью отдаляется (отщепляется) от родителей. Начинается самостоятельная жизнь, которой родители не должны мешать. На данном этапе человек обучается общению с противоположным полом и построению с ним отношений. Если этого не происходит, значит, не пройден предыдущий этап. Также человек нарабатывает новых друзей, вливается в рабочую жизнь, где сталкивается с новыми людьми и коллективом. Очень важно, чтобы человек умел брать на себя ответственность и преодолевать все трудности. Если под натиском проблем человек бежит к родителям, значит, он еще не прошел какой-то предыдущий этап. Здесь же человек должен преодолеть тот барьер, когда он должен соответствовать чужим ожиданиям и быть самим собой. Нужно прекратить угождать окружающим и начать жить своей жизнью, быть самим собой, идти своим путем. Если человек не может оградиться от общественного мнения, тогда он продолжает быть инфантильным (ребенком).
  2. Седьмой этап начинается с 25 лет и длится до 35-45 лет. Здесь человек начинает устраивать свою семью, развивать карьеру, находить друзей, которые будут его уважать, все это развивать, усиливать и делать стабильным в своей жизни.
  3. Восьмым кризисом называется «кризис среднего возраста», который начинается в 40 лет (плюс-минус 5 лет) – когда у человека все стабильно, наработано, организованно, однако он начинает понимать, что все это бессмысленно, его не радует. Здесь человек начинает оглядываться назад, чтобы понять, почему он несчастлив. Он сделал все так, как говорили ему родственники, друзья и общество в целом, однако он до сих пор несчастлив. Если человек понимает, что раньше он жил не так, как ему хотелось бы, тогда он все это разрушает. Если же человек более-менее доволен своей жизнью, тогда он лишь ставит новые цели, к которым будет стремиться, имея все то, что у него уже есть.
  4. Следующий кризис тоже становится переломным, он начинается в 50-55 лет – когда человек выбирает, будет он дальше жить или стареть. Общество говорит человеку о том, что он уже теряет свою значимость. Человек стареет, поэтому уже больше не нужен, поскольку есть более молодые и перспективные люди. И здесь человек решает, будет он дальше бороться, жить, развиваться или начнет стареть, думать о смерти, готовиться к пенсионному возрасту.
  5. Последним становится кризис от 65 лет – когда человек обладает большим опытом, знаниями, навыками. Чем он будет заниматься дальше? В зависимости от принятого решения, человек либо начинает делиться своими знаниями, обучать молодых, либо начинает болеть, становиться обузой для близких, требовать их внимания, как маленький ребенок.

Особенности возрастных кризисов

В зависимости от того, как человек реагирует на свои кризисные периоды, он проходит их тяжело или мягко. Можно не подавать виду, что что-то начинает меняться. Однако возрастные кризисы наступают у всех, что неизбежно. Если пытаться убежать от кризисного периода, не замечать его, стараться ничего не менять в своей жизни, то это делу не поможет.

Однако есть люди, которые более открыты к любым переменам в своей жизни. Они проходят кризисные периоды более мягко, поскольку быстро ко всему адаптируются, обучаются.

Итог

Возрастной кризис – это обязательное явление в жизни любого человека, что связано с психическими изменениями в личности. Как человек будет проходить тот или иной кризисный период, зависит уже от него лично. Однако в кризисном периоде можно застрять, деградировать или прогрессировать (стать совершеннее), что зависит от самого человека и что будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

Введение

1. Кризис новорожденности

2. Кризис первого года жизни

3. Кризис трех лет

4. Кризис семи лет

5. Кризис тринадцати лет

Заключение

Библиографический список


Процесс развития ребенка, прежде всего, нужно рассматривать как процесс стадиальный. Большинство психологов делит детство на периоды. Самое существенное для детской психологии - это выяснение перехода от одной стадии (или периода) к другой.

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий, как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей.

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке. Сначала был выявлен период полового созревания, затем кризис трехлетнего возраста. Следующим был обнаружен кризис семи лет, связанный с переходом к школьному обучению, и последним - кризис одного года (начало ходьбы, возникновение слов и т. п.). Наконец, начали считать критическим периодом и факт рождения.

Общий признак критического периода - нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, которые являются симптомом того, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем протекание таких периодов чрезвычайно индивидуально-вариативно (это зависит, в частности, от поведения взрослых).

В настоящее время можно представить следующую периодизацию детства:

младенчество (первый год жизни) - кризис новорожденности;

раннее детство - кризис первого года;

дошкольное детство - кризис трех лет;

младший школьный возраст - кризис семи лет;

подростковое детство - кризис 11 - 12 лет.

Некоторые психологи в последнее время вводят в периодизацию детства новый период - раннюю юность.


Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка.

Рождение - это, конечно, кризис, ведь родившийся ребенок попадает в совершенно новые условия своего существования. Психоаналитики рождение называли травмой и считали, что вся последующая жизнь человека носит печать пережитой им при рождении травмы.

Крик новорожденного - это его первый вздох, здесь еще нет никакой психической жизни. Переход от внутриутробной жизни к внеутробной - прежде всего перестройка всех физиологических механизмов ребенка. Он попадает в более холодную и светлую среду, переходит на новую форму питания и кислородного обмена. Происходящее требует периода приспособления. Признаком этого приспособления является потеря ребенком в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.

С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Многие психофизиологические исследования посвящены срокам появления у новорожденного ребенка первых условных рефлексов. Вместе с тем остается спорным вопрос о том, когда кончается период новорожденности. Существуют три точки зрения.

1. Согласно рефлексологической, этот период кончается с момента появления у ребенка условных рефлексов со всех основных анализаторов (конец 1-го - начало 2-го месяца).

2. Физиологическая точка зрения базируется на предположении, что этот период кончается тогда, когда ребенок восстанавливает свой первоначальный вес, т. е. с момента установления равновесия обмена со средой.

3. Психологическая позиция связана с определением конца этого периода через появление у ребенка хотя бы намека на его взаимодействие со взрослым (1,6 - 2,0 месяца).

Первичными формами такого взаимодействия служат специфические выразительные движения ребенка, которые для взрослых являются сигналами, приглашающими их совершить какие-то действия по отношению к ребенку, и таким первым выразительным движением считается появление у ребенка улыбки при виде человеческого лица. Одни психологи полагают, что это импринтинг, другие видят здесь некоторую «социальную потребность». Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь (1,6 - 2,0 месяца). Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми.


Эмпирическое содержание кризиса первого года жизни чрезвычайно просто и легко. Он был изучен раньше всех остальных критических возрастов, но его кризисный характер не был подчеркнут. Речь идет о ходьбе. К девяти месяцам ребенок становится на ножки, начинает ходить. Ребенок в раннем детстве - уже ходящий: плохо, с трудом, но все, же ребенок, для которого ходьба стала основной формой передвижения в пространстве. Самое становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса.

Вместе с этим расширяется пространство ребенка, он отделяет себя от взрослого. Появляется первое слово (речь). До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт с взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. По форме она является общением. По содержанию - эмоционально-непосредственной связью с взрослыми и ситуацией. Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.

Характер указательных действий. Это является критерием распада социальной ситуации. Где было единство, стало двое: ребенок и взрослый. Между ними новое содержание - предметная деятельность. Основное новообразование связано с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи.


Для всех исследователей, изучавших кризис трех лет, очевидно, что главные изменения в этот период сосредоточены вокруг «оси Я». Их сути в психологической эмансипации Я ребенка от окружающих взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений - упрямством, негативизмом и др. Новообразованием кризиса 3 лет называется также возникновение системы Я, появление «личного действия» и чувства «Я сам».

На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика: острый интерес к своему изображению в зеркале, ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам, мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса трех лет:

1. Негативизм - реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

2. Упрямство - ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

Кризисы возрастного развития – явления, с которыми сталкивается в жизни каждый человек. Они проявляются в преобразовании отношений людей к окружающей действительности, психологическими изменениями в связи с развитием и совершенствованием на определенном возрастном этапе.

Чаще всего кризисы возраста характеризуются негативными изменениями, проявляющимися в стрессах и депрессивных состояниях.

Большинство людей с успехом справляются с данными этапами в жизни, выходя на новый, более продуктивный уровень развития. Однако в некоторых случаях может понадобиться помощь специалиста, который поможет справиться с причинами и последствиями стрессовых ситуаций.

Специфика определения

Мнения психологов на природу возрастных кризисов диаметрально разделились.

Одни считают, что кризисные периоды – необходимая составляющая физиологических и психологических изменений. Без них не сможет произойти развитие личности, ведь на протяжении жизненного пути у человека меняется система ценностей, взгляд на социум и самого себя.

Другие психологи заявляют, что появление кризисов в жизни человека связано с душевными расстройствами. То есть причисляют проявления этих этапов к разряду психологических заболеваний, которые обязательно нужно лечить.

В любом случае нужно понимать, что время наступления возрастного кризиса и тяжесть его проявления для каждого человека индивидуальны, хотя психологи и выделяют условные возрастные рамки.

Известный психолог и педагогический деятель Л. С. Выготский утверждал, что кризисные периоды не только нормальное и естественное состояние человека, обусловленное изменением физических и психологических факторов, но и весьма полезное явление, с помощью которого человек может перейти на новый виток своего развития. С их помощью человек развивает в себе волевые качества характера, расширяет личностный и социальный кругозор. Однако педагог подчеркивает, что произойдет такое воздействие на личность в том случае, если поведение окружающих имеет грамотный педагогический и психологический подход.

Если личность готова к изменениям, то и проблем с психологическим состоянием не возникнет. Однако люди часто жалеют себя, не желая менять что-либо в своей жизни. В этом случае можно говорить о том, что они сами провоцируют наступление таких депрессивных состояний, выбраться из которых поможет только специалист.

Черты проявления

Необходимо четкое осознание, что кризисные периоды – это этапы в жизни человека, когда не только формируются черты характера, но и принимаются важные, часто меняющие судьбу решения. Ведь слово «кризис» переводится с греческого языка как «развилка дорог». Человек выбирает свой жизненный путь, окружение, интересы.

Изменения в сознании людей проходят на фоне привычного уклада жизни. То, что начинает происходить с человеком, первое время непонятно ему и пугающе. Постоянное чувство дискомфорта преследует, лишает возможности чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Ощущение того, что нужно что-то менять в жизни и меняться самому, не покидает.

В это время происходят постоянные конфликтные ситуации с родными, друзьями и коллегами. Человек выражает недовольство всем, что его окружает. Происходит это из-за внутренних метаний, нежелания принять действительность, поиска идеальных решений.

В период кризиса человеку важно найти то, единственно правильное решение, которое поможет измениться ему в лучшую сторону. В обратном случае без помощи специалиста ему не обойтись.

Все кризисы развития характеризуются следующими положениями:

  • Кризисный период вызывает сложные психологические изменения, которым подвержен каждый человек. Это нужно принять, используя весь имеющийся потенциал для выхода из сложившейся ситуации;
  • Появившиеся изменения в сознании – не конец, а начало нового пути. Все накопившиеся противоречия за определенный промежуток времени выходят наружу и требуют решения;
  • Из любой ситуации есть выход, нужно лишь приложить усилия для реализации своего скрытого потенциала;
  • Правильно «пережив» переломный момент, человек становится сильнее, увереннее и интереснее. У него появляется уверенность в собственных силах, складывается комфортный стиль жизни.

Различные кризисы у человека базируются не только на физиологических изменениях, связанных с возрастом. Критические этапы могут возникать по разным причинам, связанным с личной жизнью, сферой профессиональной деятельности или состоянием здоровья. Это личные кризисы. На их появление влияет несколько факторов:

  • Физическая или психологическая травма;
  • Формирование личностных качеств и характера;
  • Воздействие окружающих: ровесников, взрослых, любых значимых людей для человека;
  • Желание добиться идеала во всех сферах деятельности;
  • Резкие изменения в привычном для человека ходе жизни.

Во время переломного периода перед личностью всегда стоит определенный выбор, который он должен осознать и принять. От правильности данного выбора будет зависеть успешность дальнейшей жизни человека.

Характерные особенности

Психологи выделяют «естественные» переломные этапы, которые возникают по достижению определенного возраста у всех людей.

Кризисы и возрастные изменения имеют тесную взаимосвязь. Особое значение переломные этапы имеют в детском и юношеском возрасте. В это время происходит интенсивное формирование личностных качеств, черт характера и отношения к окружающей действительности. Именно поэтому большинство возрастных переломных этапов происходит в детском возрасте.

В основном любой переходный этап у детей длится недолго, при грамотном подходе взрослых занимает всего несколько месяцев. Временные рамки тоже обозначить четко нельзя, так как физические и психологические возможности у малышей разные.

Детям свойственны резкие изменения в отношении к окружающим и самим себе.

Внешние изменения проявляются в непослушании, проявлении агрессивного поведения, капризах.

В юношеском возрасте протест против устоявшегося уклада жизни может выражаться пристрастием к вредным привычкам, снижением интереса к учебной деятельности, сосредоточение на одной проблеме, которая не несет в себе ничего важного.

Важной особенностью переломных этапов является появление новых черт характера, которые указывают на отношение к социуму и окружающей действительности. Стоит отметить, что такие новообразования носят временный характер и через непродолжительное время меняются на другие, более глубокие и устойчивые.

Отличительные черты

Человек, находящийся на этапе переломного жизненного момента, всегда выделяется из окружения. Существует несколько признаков, с помощью которых можно охарактеризовать наступление кризиса.

  • Отсутствующий взгляд. Люди постоянно погружены в себя, могут не замечать окружающих, не слышать задаваемых вопросов;
  • Резкое изменение настроения. Причем особенно ярко проявляется данный признак в подростковом возрасте, когда юноши и девушки еще не научились контролировать свои эмоции. В зрелые годы людям легче контролировать перепады настроения, однако здесь тоже все очень индивидуально.
  • Сознательно или бессознательно человек пропускает приемы пищи, плохо спит, видит кошмарные сны, которые не дают выспаться.
  • Переизбыток эмоциональности. Переживая переломный этап, люди впадают в две крайности: они либо видят все в негативных красках, либо надевают розовые очки, развивая бурную деятельность во всех направлениях.

Независимо от того, в каком возрасте наступает определенный переломный этап в жизни, окружающие не должны подавлять его проявления. Человек должен пережить этот период, чтобы вынести из него определенные уроки, иначе психологических расстройств избежать не удастся.

Для того чтобы помочь своим близким пережить кризисы развития, нужно знать их примерные возрастные рамки и специфику проявления.

Рассмотрим основные переломные периоды, связанные с взрослением личности.

Появление на свет

Делая первый вдох, новорожденный, в отличие от родителей, не испытывает радости от своего рождения. Первое чувство, которое посещает его, — страх перед новым неизведанным миром, где все так не похоже на то, что он испытывал раньше в утробе матери.

Яркий свет, громкие звуки, холод – все это вызывает сильнейший психологический дискомфорт у малыша. Обрезается пуповина, которая обеспечивала надежную связь с мамой. Начинается борьба за жизнь.

Начало пути

Первые попытки самостоятельного передвижения, звуки, которые начинают складываться в слова, желание все потрогать и попробовать на вкус. У ребенка появляются осознанные желания, которые все отчетливее выделяются на фоне рефлексных потребностей. Начинается медленное и болезненное, часто неосознанное первое отделение от мамы.

Болезненным это состояние является потому, что малыш еще очень нуждается в ее помощи и поддержке, как в физическом, так и психологическом плане. Однако желание исследовать мир становится все сильнее. Это первое внутреннее противоречие и вызывает конфликт личности.

Третий год

Один из самых эмоционально сложных переломных периодов в становлении маленького человека. Физическое развитие идет быстрыми темпами, малыш все хочет сделать сам. Однако это ему не всегда удается.

Начинает формироваться личность, отделение себя от родителей и сверстников. Желание проявлять самостоятельность, высказывать свою позицию выражается в бурных протестах к устоявшемуся образу жизни. Протесты проявляются в капризах, непослушании, агрессии.

Взрослые должны набраться терпения, потому что от их поведения во многом зависит, какой личностью вырастет их малыш, как будет относиться к окружающему и какие отношения сложатся у него в социуме. Ведь требования малыша обусловлены его неосознанными потребностями и желаниями, которые он еще понять не в силах.

Родителям важно выработать определенную стратегию поведения, с помощью которой они смогут показать все многообразие окружающей действительности и научить малыша правильно пользоваться всеми жизненными возможностями с позитивной стороны.

Школьные реалии

Данный переходный период не столь ярко выражен эмоционально, как у трехлеток. Однако дети испытывают сильнейший дискомфорт при поступлении в школу, ведь меняется привычный уклад жизни, повышаются требования, предъявляемые взрослыми.

Родителям важно в этот период поддержать малышей, ведь это время становления самооценки детей. От грамотного подхода педагогов зависит не только успеваемость школьников, но и их отношения со сверстниками, уверенность в себе и своих действиях.

Формирование личности в этот период происходит очень интенсивно. Педагоги и ровесники становятся людьми, которые влияют на становление характера детей, ведь малыши проводят в школе большую часть времени.

Если по каким-то причинам у ребенка не сложились отношения в школьном социуме, родители должны заполнить этот вакуум, показать выходы из тупиковых ситуаций, научить решать спорные и конфликтные ситуации.

Почти взрослые

В это время формирование личности происходит под влиянием мнения социума: для подростка очень важно, что скажут о его поступках значимые для него люди.

Проявление негативизма, агрессии, желание самостоятельности любой ценой – признаки кризиса переходного возраста.

Влияние авторитета родителей зависит от их грамотной позиции. Если взрослые станут для повзрослевших детей друзьями, способными понять, помочь и направить, а не осудить, то это поможет избежать конфликтных ситуаций дома.

От родителей во многом зависит, как быстро пройдет этот сложный, но очень важный для формирования личности период.

Жизненное определение

После окончания школы, когда гормональные страсти уже улеглись, перед молодыми людьми встает ряд новых важных проблем. Нужно определиться с выбором будущей профессии, дальнейшего жизненного пути, постановкой целей.

Молодые люди уже осознанно планируют свою будущую взрослую жизнь. Современные реалии предоставляют огромный выбор различных путей, и они отчаянно пытаются найти свой, только им нужный и важный. При этом часто ошибаются, принимая за единственно правильный вариант тот, что навязали им родители. Расплатой за эту ошибку станет затянувший кризис среднего возраста.

Кризис тридцати

Казалось бы, данное время должно стать надежным и стабильным для определившейся личности. Однако именно в это время человек начинает задумываться о правильности сделанного выбора в юности, отчетливо видит и может проанализировать допущенные ошибки.

Для одних эти годы станут лучшим временем в жизни, так как, сумев проанализировать все, что их не устраивает, люди смогут добиться больших высот в карьере и личностном развитии. Другие начнут бездейственный самоанализ, который приведет к депрессиям и полному отказу от дальнейшего самосовершенствования.

Ближе к сорока

Пожалуй, самый сложный период для уже сформировавшейся личности.

К человеку приходит осознание, что половина жизни уже прожита, а многое из того, что хотелось, так и не получилось воплотить.

Семья, карьера, привычное окружение кажется ненужным балластом, который мешает «свободному плаванию».

Именно в этот период разрушается большинство семей, люди меняют профессию, круг общения и пристрастия.

Мужчины чаще всего пытаются реализоваться в любовных утехах, женщины – в занятиях самоанализом. Люди пытаются каким-либо образом изменить привычный жизненный уклад, остерегаясь не успеть сделать важных, на их взгляд, вещей.

Выход на пенсию

Возраст анализа, осмысления прожитых лет. Как только человек подходит к пенсионному рубежу, происходит четкое осознание непреложной истины: жизнь подходит к завершению, былую молодость уже не вернуть.

Многие люди, особенно те, у кого нет родственников или по каким-то причинам сложились плохие отношения с ними, впадают в депрессивное состояние, остро чувствуя свое одиночество.

Это тот жизненный момент, когда поддержка родных жизненно необходима. Пожилым людям важно знать, что они нужны и полезны.

Очень радует, что последнее время в нашей стране наблюдается тенденция увеличения людей, которые научились наслаждаться своим преклонным возрастом. Ведь теперь у них много свободного времени, нет никаких обязанностей перед взрослыми детьми, и они могут жить в собственное удовольствие, занимаясь любимым делом, на которое никак не находилось времени в рабочие будни.

Всем кризисам назло

Если в детском возрасте переломные моменты в становлении личности помогают пережить родители, то в зрелые годы справляться с проблемами приходится человеку самому.

Психологами разработаны советы, которые помогут извлечь урок из любой кризисной ситуации, стать лучше, а не погрязнуть в депрессии.

  • Научитесь находить радость в простых вещах. Счастье состоит из мелочей.
  • Научитесь расслабляться и получать удовольствие от пребывания наедине с собой.
  • Физическая активность способна убить любую депрессию. Займитесь танцами, йогой или просто пробежками по утрам. Заряд бодрости и хорошего настроения вам обеспечен.
  • Занимайтесь в свободное время только тем, что приносит вам удовольствие.
  • Полюбите себя. Возьмите за правило хвалить себя за любые мелочи, поднимайте самооценку любыми способами.
  • Не подавляйте эмоции. Если хочется плакать, не стоит сдерживать себя. Таким образом, вы сможете избавиться от груза накопившихся негативных эмоций.
  • Как можно больше общайтесь, не замыкайтесь в себе. Если чувствуете, что любое общение вызывает у вас дискомфорт, обратитесь за помощью к специалисту.

Из всего сказанного выше очевидно, что возрастные кризисы свойственны каждому человеку без исключения. А вот то, как эти переломные моменты будут проходить, зависит от взрослого поколения, которое смогло вовремя оказать нужную поддержку, направив на правильный путь.

Чем правильней был подход родителей к кризисам в детском возрасте, тем легче будут проходить переломные жизненные моменты у человека в зрелые годы.

Выражение «кризис среднего возраста» у многих на слуху. Особенно волнует всех его проявление у представителей сильного пола, ведь признаки кризиса среднего возраста у мужчин выражаются обычно ярче, чем у женщин. Однако этот кризис лишь один из череды многих. Что вообще собой представляют кризисы возрастного развития?

Переломные моменты в жизни ребенка

Начнем с того, что возрастной кризис - нормальное явление в жизни человека. Каждый человек преодолевает несколько таких периодов, причем, как считается, первый наступает уже в тот момент, когда младенец появляется на свет.

Впрочем, если вспомнить, что греческое слово κρίσις переводится как «поворотный пункт», «перелом», все становится на свои места. Пожалуй, больше никогда организм человека не испытывает встряски сильнее, чем при рождении, когда ему приходится в кратчайшие сроки приспосабливаться к новым условиям существования.

Затем возрастные кризисы у детей сменяют друг друга вплоть до подросткового возраста.

  • Кризис одного года (длится от девяти месяцев до полутора лет).
  • Трех лет (от двух с половиной до четырех лет).
  • Семи лет (примерно в шесть-восемь лет, с началом учебы в школе).
  • Пубертатный период (примерно в 11-15 лет).

Как свидетельствуют уточнения в скобках, названия кризисов в значительной мере условны и лишь примерно обозначают возраст, в котором они наступают. Каждый ребенок развивается индивидуально, и у кого-то время психологической перестройки может начинаться раньше, чем у других, у кого-то - наоборот.

С какими возрастными трудностями сталкивается годовалый младенец? Психологи полагают, что этот кризис (как, в сущности, все детские возрастные кризисы) проявляется в несоответствии между резко возросшим количеством потребностей и все еще ограниченным набором возможностей.

Ребенок стремится к большей самостоятельности, новым впечатлениям и вербальному их выражению, а выплескивается все это в капризности, непослушании, и постоянном требовании внимания. Родителям следует стараться сохранять спокойствие и перенаправлять энергию малыша «в мирное русло».

Особенности следующего кризиса в том, что ребенок психологически отделяется от родителей, осознает себя отдельной личностью, но в то же время остается крайне зависимым от отца и матери. В психологии принято выделять четкие симптомы этого кризиса:

  • Негативизм, то есть стремление поступить наоборот, а не так, как просит взрослый.
  • Строптивость - неприятие правил воспитания в целом.
  • Упрямство, проявляющееся в доходящем до абсурда стремлении сделать по-своему, а не так, как советуют родители или педагог.
  • Обесценивание: все, что раньше было объектом любви или привязанности, будто бы становится абсолютно не имеющим значения. Обесценивание касается как предметов (например, прежде любимых игрушек), так и людей (ребенок больше не видит авторитета в родителях).
  • Протест-бунт выражается в агрессивности ребенка и постоянных конфликтах, казалось бы, на ровном месте.
  • Своеволие - отрицание помощи (в том числе и когда в ней есть реальная необходимость), стремление все сделать самому.
  • Деспотизм - ребенок пытается всеми доступными ему средствами манипулировать членами семьи.

Что делать родителям? Рекомендации примерно такие же, как и в первый кризисный период: сохранять терпение, позволять проявлять самостоятельность, когда это уместно, хвалить за успехи, стараться обучать социальным нормам в игровой форме.

Очередного непростого периода нужно ждать с началом учебы в школе. Ребенок попадает в новую среду, учится находиться среди сверстников, привыкает к тому, что отныне его деятельность строго регламентируется и оценивается. Формируется социальное «Я» маленького человека.

Выражается кризис прежде всего в стремлении копировать поведение взрослых, кривлянии: психологи называют этот период временем утраты непосредственности и наивности. Также он может проявляться в капризности, агрессивности, повышенной утомляемости. Кризисный этап пройдет легче, если обеспечить правильную психологическую подготовку к школе.

Про проблемы подросткового переходного возраста, пожалуй, можно написать отдельную книгу. Длительность этого кризиса больше, а сам он проходит болезненнее, чем предыдущие. Но и с ним можно справиться, если научиться по-новому выстраивать отношения с сыном или дочерью.

Главное, о чем следует помнить родителям (и чем утешать себя, когда кажется, что ребенок стал совсем невыносим): такие «сложные периоды» возрастная психология рассматривает как естественное физиологическое явление, означающее развитие и движение вперед, - ребенок осознает себя в новом статусе и учится строить новые отношения с миром и самим собой.

Взрослая жизнь и ее поворотные пункты

Временные рамки кризисов, возникающих в зрелом возрасте, гораздо более размыты. Тот же самый кризис середины жизни: кто-то относит его начало к 35 годам, кто-то говорит о 40-45 годах.

Тому есть несколько причин. Дело в том, что кризисы взрослых в большей степени зависят не от перестройки организма, а от субъективной оценки собственной жизни, соответствия поставленных целей и достигнутых результатов, поэтому здесь мы не увидим такой же четкой периодизации, как у детей и подростков. Также накладывает отпечаток разница в половой принадлежности: отдельно рассматриваются возрастные кризисы у женщин, отдельно - у мужчин.

Кроме того, диктует свои условия и меняющаяся действительность. Например, в последнее время приобрело актуальность такое понятие, как «кризис четверти жизни», приходящийся приблизительно на 25 лет (чаще его проявления замечают те, кому несколько больше: 27 или 28). Что такое кризис условного двадцатипятилетия и чем он вызван?

Сейчас люди в целом начинают чувствовать себя взрослыми позднее, чем раньше, выросла продолжительность жизни, сместились ценности и приоритеты. К тому же нельзя не учитывать влияние Интернета: социальные сети предоставляют отличные возможности создать для окружающих видимость успешной жизни. И сложно не начать переживать и сомневаться в себе, если ровесники ежедневно сообщают о своих карьерных или личных достижениях, выкладывая яркие фотографии и собирая комментарии и лайки.

Вот и получается, что на пороге тридцатилетия многие чувствуют растерянность и разочарованность, сомневаются в правильности выбора профессии, вдруг ощущают, что молодость почти прошла, а они так и не успели ею насладиться. Вроде бы должна наступить пора стабильности: более или менее устраивающая работа, постоянный партнер, планы насчет детей… И все это есть. У сверстников. А у вас - временные подработки, мимолетные отношения, страх перед переменами и усиливающийся комплекс неполноценности.

Что делать? В первую очередь постараться не сравнивать себя с другими, во вторую - определиться, какие цели и желания действительно ваши, а не навязанные стереотипами, и двигаться в этом направлении. Быть готовым к ошибкам и попытаться воспринимать их с долей иронии.

Самый трудный порог

Наконец мы подходим, наверное, к наиболее волнующей зрелых людей теме - кризису среднего возраста. Этот период действительно сопряжен с серьезными психологическими трудностями, особенно у мужской половины человечества. Почему?

Во-первых, мужчины от природы более склонны к соревновательности, а значит, скорее начнут сравнивать собственные достижения с достижениями ровесников. А во-вторых, у женщин обычно просто-напросто нет времени, чтобы задумываться о том, что удалось, что нет и что со всем этим делать. Ведь помимо работы они еще ведут домашние дела и воспитывают детей.

В то же время парадокс в том, что такая «двойная нагрузка» современной женщины может не спасти ее от кризиса, а наоборот, вызвать его. Как говорят психологи, женский кризис среднего возраста возникает либо из-за того, что карьера сложилась успешно, а вот личная жизнь - нет, либо в прямо противоположной ситуации.

Также немаловажную роль играет то, что в 35-40 лет женщина сталкивается с первыми признаками старения и чаще всего очень болезненно на это реагирует, ведь стереотип о привлекательности молодости и уродливости старости, несмотря ни на что, по-прежнему очень живуч.

Таким образом, у современной сорокалетней женщины причин для переживаний и проблем оказывается гораздо больше, чем у мужчины, но пишут и говорят по-прежнему в основном о мужском аспекте этой проблемы: когда наступает кризис среднего возраста у мужчин, сколько длится кризис среднего возраста у мужчин…

Общеизвестно и то, как выражается возрастной кризис у мужчин: жена перестает казаться привлекательной, возникает желание совершать необдуманные поступки, кажется, что жизнь превратилась в сплошную скуку… Все это сопровождается раздражительностью, стремлением обвинить других в своих неудачах, переоценкой ценностей…

Как преодолеть кризис среднего возраста? И для мужчины, и для женщины главным будет такой совет: постарайтесь думать не о том, чего в жизни уже не будет, а о тех интересных моментах, которые еще предстоит пережить.

А чтобы их точно было в избытке, найдите себе увлечение, займитесь новым делом или съездите наконец в отпуск, о котором давно мечтали. Все это звучит достаточно банально, однако на самом деле работает. И конечно, важно, чтобы близкие оказывали вам поддержку.

Поэтому если у жены или у мужа кризис среднего возраста, партнеру следует (хотя это и очень тяжело) проявить выдержку. Не обвинять, не принимать его или ее плохое настроение на свой счет, а постараться найти положительные моменты даже в этой сложной ситуации.

После сорока

Наконец, последний возрастной кризис связан с выходом на пенсию. Его появление обычно вызвано несоответствием еще сохранившихся ресурсов и вынужденным отказом от трудовой деятельности. Ускоряется старение организма, ощущается страх смерти.

Однако и к этому периоду можно приспособиться и заполнить появившиеся свободные часы новыми делами, которые будут приносить положительные эмоции. У вас наконец появилась возможность пожить, что называется, «для себя» и заняться тем, на что раньше не хватало сил или времени. Конечно же, важно, чтобы на этом непростом этапе рядом были близкие люди, ведь наиболее остро кризис выхода на пенсию переживается в одиночестве.

Какими бы глобальными ни казались проблемы, которые тяготят в период возрастного кризиса, помните: это временное явление. С кризисами можно и нужно бороться! Воспринимайте их как шаг к личностному росту и обретению новых знаний о себе, которые помогут в дальнейшем получать от жизни еще больше удовольствия. Автор: Евгения Бессонова

Похожие публикации