Традиционное общество. Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

типология общество постиндустриальный

Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности -- земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Это наиболее продолжительная из трёх стадий, и её история насчитывает тысячи лет. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа. Для этой стадии также характерна жёстко авторитарная власть и собственность на землю как основа экономики.

Индустриальное общество

В индустриальном обществе все силы направлены на промышленное производство, чтобы произвести необходимые обществу товары. Промышленный переворот принёс свои плоды -- теперь главная задача аграрного и индустриального общества, состоящая в том, чтобы просто прокормить население и обеспечить его элементарными средствами к существованию, ушла на второй план. Всего лишь 5-10 % населения, занятых в сельском хозяйстве, производили достаточно продовольствия, чтобы прокормить всё общество.

Постиндустриальное общество

Переход к новому типу общества -- постиндустриальному происходит в последней трети XX века. Общество уже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний. А в результате научно-технической революции произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества, и его самосохранения.

Вместе с этим у человека появляется больше свободного времени, а, следовательно, и возможностей для творчества, самореализации. В это время технические разработки становятся все более наукоёмкими, теоретические знания приобретают наибольшее значение. Распространение этого знания обеспечивает сверхразвитая сеть коммуникаций.

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare -- преобразовывать). Революция (от лат. revolutio -- поворот, переворот). Общественное развитие: - это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры); - это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Виды: 1) Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России -- Великие реформы Александра II); 2) Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х -- начала 90-х гг. XIX в. в России -- «Контрреформы» Александра III); 3) Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России); 4) Долговременные (например, неолитическая революция -- 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.). Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни: -- экономические реформы -- преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.); -- социальные реформы -- преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми); -- политические реформы -- изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.). Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в. В современных условиях два пути общественного развития -- реформа и революция -- противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа -- революция» на «реформа -- инновация».

Под инновацией (от англ. innovation -- нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации. Модернизация (от фр. moderniser -- современный) -- это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западно¬европейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения.

По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

  • 1) дописьменные и письменные;
  • 2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
  • 3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);
  • 4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
  • 5) сравним следующие виды общества (традиционное (доиндустриальное) - а, индустриальное - б, постиндустриальное (информационное) - в) по следующим линиям сравнения: - основной фактор производства - а) земля; б) капитал; в) знания; - основной продукт производства - а) пища; б) промышленные изделия; в) услуги; - характерные черты производства - а) ручной труд; б) широкое применение механизмов, технологий; в) автоматизация производства, компьютеризация общества; - характер труда - а) индивидуальный труд; б) преимущественная стандартная деятельность; в) резкое повышение творческого начала в труде; - занятость населения - а) сельское хозяйство - около 75%; б) сельское хозяйство - около 10%, промышленность - 85%; в) сельское хозяйство - до 3%, промышленность - около 33%, услуги - около 66%; - основной вид экспорта - а) сырьё; б) продукты производства; в) услуги; - социальная структура - а) сословия, классы, включённость всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность; б) классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур; в) сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации; - продолжительность жизни - а) 40-50 лет; б) свыше 70 лет; в) свыше 70 лет; - воздействие человека на природу - а) локальное, неконтролируемое; б) глобальное, неконтролируемое; в) глобальное, контролируемое; - взаимодействие с другими странами - а) несущественное; б) тесная взаимосвязь; в) открытость общества; - политическая жизнь - а) преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй; б) провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство; в) политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии -- «демократии консенсуса»; - духовная жизнь - а) господствуют традиционные религиозные ценности; однородный харак¬тер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью; б) утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов; в) особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818--1883) и Ф. Энгельс (1820--1895). Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».

Доказано, что социум непрерывно эволюционирует. Развитие общества может протекать по двум направлениям и принимать три определённые формы.

Направления развития социума

Принято выделять общественный прогресс (тенденция развития от низшего уровня материального состояния социума и духовной эволюции личности к более высокому) и регресс (противоположность прогресса: переход от более развитого состояния к менее развитому).

Если продемонстрировать развитие общества графически, то получится ломаная линия (где будут отображены спады и подъемы, к примеру, период фашизма - стадия общественного регресса).

Общество - сложный и многогранный механизм, в связи с чем в одной его сфере может прослеживаться прогресс, в то время как в другой - регресс.

Итак, если обратиться к историческим фактам, то можно отчетливо увидеть технический прогресс (переход от примитивных орудий труда к сложнейшим станкам с ЧПУ, от вьючного скота к поездам, автомобилям, самолетам и т. д.). Однако обратная сторона медали (регресс) - уничтожение природных ресурсов, подрыв естественной среды обитания человека и т. п.

Критерии социального прогресса

Их насчитывается шесть:

  • утверждение демократии;
  • рост благосостояния населения и его социальная защищенность;
  • совершенствование межличностных отношений;
  • рост духовности и этической составляющей социума;
  • ослабление межличностной конфронтации;
  • мера свободы, предоставляемой индивиду обществом (степень гарантированной социумом индивидуальной свободы).

Формы общественного развития

Самая распространенная - эволюция (плавные, постепенные изменения в жизни социума, протекающие естественным образом). Особенности ее характера: постепенность, непрерывность, восхождение (например, научная и техническая эволюция).

Вторая форма общественного развития - революция (быстрые, глубокие перемены; коренной переворот социальной жизни). Характер революционных изменений имеет радикальные и фундаментальные черты.

Революции могут быть:

  • краткосрочные либо долговременные;
  • в рамках одного либо нескольких государств;
  • в пределах одной либо нескольких сфер.

Если данные изменения затрагивают все существующие общественные сферы (политику, повседневную жизнь, экономику, культуру, общественную организацию), то революция именуется социальной. Такого рода перемены вызывают сильную эмоциональность, массовую активность всего населения (к примеру, такие российские революции, как Октябрьская, Февральская).

Третья форма социального развития - реформы (комплекс мероприятий, ориентированных на преобразование конкретных сторон жизни общества, к примеру, экономическая реформа либо реформа в сфере образования).

Систематическая модель типологий общественного развития Д. Белла

Этот американский социолог разграничил всемирную историю на стадии (типы) относительно развития социума:

  • индустриальный;
  • постиндустриальный.

Переход от одной стадии к другой сопровождается изменением технологии, формы собственности, политического режима, образа жизни, социальной структуры общества, способа производства, социальных институтов, культуры, численности населения.

Доиндустриальное общество: характерные черты

Здесь выделяют простые и сложные общества. Доиндустриальное общество (простое) - это общество без социального неравенства и разделения на страты либо классы, а также без товарно-денежных отношений и госаппарата.

В первобытные времена простым обществом жили собиратели, охотники, затем ранние скотоводы, земледельцы.

Социальная структура доиндустриального общества (простого) имеет следующие черты:

  • незначительные размеры объединения;
  • примитивный уровень развития техники и разделения труда;
  • эгалитаризм (экономическое, политическое, социальное равенство);
  • приоритет кровных родственных связей.

Этапы эволюции простых обществ

  • группы (локальные);
  • общины (первобытные).

Второй этап имеет два периода:

  • родовая община;
  • соседская.

Переход от родовых общин к соседским стал возможным благодаря оседлому образу жизни: группы кровных родственников селились неподалеку друг от друга и соединялись как браками, так и взаимовыручкой касаемо совместных территорий, корпорацией труда.

Таким образом, доиндустриальное общество характеризуется постепенным возникновением семьи, появлением разделения труда (межполового, межвозрастного), зарождением социальных норм, представляющих собой табу (абсолютные запреты).

Переходная форма от простого общества к сложному

Вождество - иерархическая структура строя людей, не имеющего разветвленного управленческого аппарата, который является неотъемлемой частью зрелого государства.

По критерию численности это крупное объединение (больше племени). В нем уже присутствует огородничество без пашенного земледелия и избыточный продукт без прибавочного. Постепенно возникает расслоение на богатых и бедных, знатных и простых. Число управленческих уровней - 2-10 и больше. Современным примером вождеств выступают: Новая Гвинея, Тропическая Африка и Полинезия.

Сложные общества доиндустриального типа

Финишным этапом эволюции простых обществ, а также прологом к сложным стала Неолитическая революция. Сложное (доиндустриальное) общество характеризуется возникновением прибавочного продукта, социального неравенства и стратификации (каст, классов, рабства, сословий), товарно-денежных отношений, разветвленного, специализированного аппарата управления.

Оно, как правило, многочисленное (сотни тысяч - сотни миллионов человек). В рамках сложного общества кровнородственные, личные отношения заменяются неродственными, безличными (особенно это проявляется в городах, когда даже сожители могут быть незнакомы).

Социальные ранги заменяются социальной стратификацией. Как правило, доиндустриальное общество (сложное) именуется как стратифицированное ввиду того, что страты многочисленны, а группы включают исключительно тех, кто не связан родственными отношениями с правящим классом.

Признаки сложного общества В. Чайлда

Их насчитывается как минимум восемь. Признаки доиндустриального общества (сложного) следующие:

  1. Люди расселены по городам.
  2. Развивается неаграрная специализация труда.
  3. Появляется и накапливается прибавочный продукт.
  4. Возникают четкие классовые дистанции.
  5. Обычное право заменяется юридическим законом.
  6. Зарождаются крупномасштабные общественные работы по типу ирригации, а также возникают пирамиды.
  7. Появляется заморская торговля.
  8. Возникает письменность, математика и элитарная культура.

Несмотря на то что аграрное общество (доиндустриальное) характеризуется появлением большого числа городов, большая часть населения проживала в деревне (замкнутой территориальной крестьянской общине, ведущей натуральное хозяйство, которое слабо связано с рынком). Деревня ориентирована на религиозные ценности и традиционный образ жизни.

Характерные особенности доиндустриального общества

Выделяют следующие черты традиционного общества:

  1. Сельское хозяйство занимает доминирующие позиции, в котором преобладают ручные технологии (применяется энергия животных и людей).
  2. Существенная доля населения приходится на сельских жителей.
  3. Производство ориентировано на личное потребление, в связи с чем рыночные отношения слаборазвиты.
  4. Кастовая либо сословная система классификации населения.
  5. Низкий уровень социальной мобильности.
  6. Большие патриархальные семьи.
  7. Социальные изменения протекают низкими темпами.
  8. Приоритет отдается религиозно-мифологическому мировоззрению.
  9. Однородность ценностей и норм.
  10. Сакрализованная, авторитарная политическая власть.

Это схематические и упрощенные черты традиционного общества.

Индустриальный тип общества

Переход к данному типу был обусловлен двумя глобальными процессами:

  • индустриализацией (создание масштабного машинного производства);
  • урбанизацией (переселение людей из деревень в города, а также пропаганда городских жизненных ценностей во всех слоях населения).

Индустриальное общество (зародившееся в XVIII в.) - дитя двух революций - политической (Великая французская революция) и экономической (Английская промышленная революция). Результат первой - экономические свободы, новая социальная стратификация, а второй - новая политическая форма (демократия), политические свободы.

Феодализм сменился капитализмом. В обиходе укрепилось понятие «индустриализация». Ее флагман - Англия. Эта страна - родина машинного производства, нового законодательства и свободного предпринимательства.

Индустриализация интерпретируется как использование научных знаний относительно промышленной технологии, открытие принципиально новых источников энергии, которые позволяли выполнять все работы, ранее осуществляемые людьми либо тяглыми животными.

Благодаря переходу к промышленности небольшая доля населения оказалась в состоянии прокормить значительное количество людей без процедуры обработки земель.

По сравнению с земледельческими государствами и империями, индустриальные страны многочисленнее (десятки, сотни млн человек). Это так называемые высокоурбанизированные общества (города стали играть главенствующую роль).

Признаки индустриального общества:

  • индустриализация;
  • классовый антагонизм;
  • представительная демократия;
  • урбанизация;
  • деление общества на классы;
  • переход власти к собственникам;
  • незначительная социальная мобильность.

Таким образом, можно говорить о том, что доиндустриальное и индустриальное общества - это фактически разные социальные миры. Данный переход заведомо не мог быть ни легким, ни быстрым. Западным обществам, так сказать, пионерам модернизации, понадобилось для воплощения этого процесса не одно столетие.

Постиндустриальное общество

В нем приоритет отдается сфере услуг, которая превалирует над промышленностью и сельским хозяйством. Социальная структура постиндустриального общества сдвигается в пользу занятых в вышеупомянутой сфере, также выделяются новые элиты: сциентисты и технократы.

Данный тип общества характеризуется как «постклассовый» ввиду того, что в нем прослеживается распад укрепившихся социальных структур, идентичностей, которые так характерны индустриальному обществу.

Индустриальное и постиндустриальное общество: отличительные особенности

Основные характеристики современного и постсовременного общества указаны далее в таблице.

Характеристика

Современное общество

Постсовременное общество

1. Основа общественного благосостояния

2. Массовый класс

Управленцы, служащие

3. Социальная структура

«Зернистая», статусная

«Сотовая», функциональная

4. Идеология

Социоцентризм

Гуманизм

5. Техническая основа

Индустриальная

Информационная

6. Ведущая отрасль

Промышленность

7. Принцип управления и организации

Руководство

Согласование

8. Политический режим

Самоуправление, непосредственная демократия

9. Религия

Мелкие конфессии

Таким образом, и индустриальное, и постиндустриальное общество - это современные типы. Главная отличительная особенность последнего в том, что человек не рассматривается в качестве преимущественно «человека экономического». Постиндустриальное общество - это социум «посттрудовой», «постэкономический» (экономическая подсистема теряет определяющее значение; труд - не основа социальных отношений).

Сравнительная характеристика рассматриваемых типов развития общества

Проследим основным отличия, которые имеют традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Сравнительная характеристика представлена в таблице.

Критерий сравнения

Доиндустриальное (традиционное)

Индустриальное

Постиндустриальное

1. Главный производственный фактор

2. Основной производственный продукт

Продукты питания

Промышленные товары

3. Черты производства

Исключительно ручной труд

Широкое использование технологий и механизмов

Компьютеризация общества, автоматизация производства

4. Специфика труда

Индивидуальность

Преобладание стандартной деятельности

Поощрение творческого начала

5. Структура занятости населения

С/х - приблизительно 75%

С/х - приблизительно 10%, промышленность - 75%

С/х - 3%, промышленность - 33%, сфера услуг - 66%

6. Приоритетный вид экспорта

Преимущественно сырье

Произведенная продукция

7.Социальная структура

Классы, сословия, касты, включенные в коллектив, их замкнутость; незначительная социальная мобильность

Классы, их подвижность; упрощение существующей соц. структуры

Сохранение существующей социальной дифференциации; увеличение численности среднего класса; профессиональная дифференциация на основе квалификации и уровня знаний

8. Средняя продолжительность жизни

От 40 до 50 лет

До 70 лет и выше

Свыше 70 лет

9. Степень влияния человека на окружающую среду

Неконтролируемое, локальное

Неконтролируемое, глобальное

Контролируемое, глобальное

10. Взаимоотношения с другими государствами

Незначительное

Тесная взаимосвязь

Полная открытость общества

11. Политическая сфера

Чаще всего монархические формы правления, отсутствие политических свобод, власть стоит выше закона

Политические свободы, равенство перед законом, преобразования демократической направленности

Политический плюрализм, крепкое гражданское общество, появление новой демократической формы

Итак, стоит еще раз напомнить три типа развития социума: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.

Общество - это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.

В данной статье будет рассмотрено традиционное общество (определение, характеристики, основы, примеры и т. д.).

Что это такое?

Современному человеку индустриальной эпохи, плохо знакомому с историей и социальными науками, может быть непонятно, что такое «традиционное общество». Определение этого понятия мы рассмотрим далее.

Функционирует на основе традиционных ценностей. Часто оно воспринимается как родоплеменное, примитивное и отсталое феодальное. Оно представляет собой общество с аграрным устройством, с малоподвижными структурами и со способами социальной и культурной регуляции, базирующимися на традициях. Считается, что большую часть своей истории человечество находилось именно на этом этапе.

Традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье, представляет собой совокупность групп людей, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких социальных единиц - сельское хозяйство.

Характеристики традиционного общества

Для традиционного общества характерны следующие особенности:

1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне.
2. Большая энергоемкость.
3. Непринятие нововведений.
4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев.
5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности.
6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.

Традиционное общество считается аграрным, так как базируется на сельском хозяйстве. Его функционирование зависит от выращивания урожая при помощи плуга и рабочего скота. Так, один и тот же участок земли мог обрабатываться несколько раз, в результате чего возникали постоянные поселения.

Для традиционного общества характерны также преимущественное использование ручного труда, экстенсивный отсутствие рыночных форм торговли (преобладание обмена и перераспределения). Это приводило к обогащению отдельных лиц или сословий.

Формы собственности в таких структурах, как правило, коллективные. Любые проявления индивидуализма не воспринимаются и отрицаются обществом, а также считают опасными, так как нарушают установленный порядок и традиционный баланс. Нет толчков к развитию науки, культуры, поэтому во всех сферах используются экстенсивные технологии.

Политическое устройство

Политическая сфера в таком обществе характеризуется авторитарной властью, которая передается по наследству. Это объясняется тем, что только таким образом можно поддерживать традиции длительное время. Система управления в таком обществе была достаточно примитивной (наследственная власть находилась в руках старейшин). Народ фактически никак не влиял на политику.

Часто имеет место идея о божественном происхождении лица, в руках которого находилась власть. В связи с этим политика фактически полностью подчинена религии и осуществляется только по священным предписаниям. Совмещение светской и духовной власти делало возможным все большее подчинение людей государству. Это, в свою очередь, укрепляло устойчивость общества традиционного типа.

Социальные отношения

В сфере социальных отношений можно выделить следующие особенности традиционного общества:

1. Патриархальное устройство.
2. Главной целью функционирования такого общества является поддержание жизнедеятельности человека и избежание его исчезновения как вида.
3. Низкий уровень
4. Для традиционного общества характерно деление на сословия. Каждое из них играло разную социальную роль.

5. Оценка личности с точки зрения места, которое люди занимают в иерархической структуре.
6. Человек не ощущает себя индивидуумом, он рассматривает только свою принадлежность к определенной группе или общине.

Духовная сфера

В духовной сфере традиционное общество характеризуется глубокими, привитыми с детства религиозностью и моральными установками. Определенные ритуалы и догматы являлись неотъемлемой часть жизни человека. Письменности в традиционном обществе как таковой не существовало. Именно поэтому все предания и традиции передавались в устной форме.

Отношения с природой и окружающим миром

Влияние традиционного общества на природу было примитивным и незначительным. Это объяснялось малоотходным производством, представленным скотоводством и земледелием. Также в некоторых обществах существовали определенные религиозные правила, порицающие загрязнение природы.

По отношению к окружающему миру оно являлось закрытым. Традиционное общество всеми силами оберегало себя от вторжений извне и любого внешнего воздействия. Вследствие этого человек воспринимал жизнь как статическую и неизменную. Качественные перемены в таких обществах происходили очень медленно, а революционные сдвиги воспринимались крайне болезненно.

Традиционное и индустриальное общество: различия

Индустриальное общество возникло в XVIII веке, вследствие прежде всего в Англии и Франции.

Следует выделить некоторые его отличительные черты.
1. Создание большого машинного производства.
2. Стандартизация деталей и узлов разных механизмов. Это сделало возможным массовое производство.
3. Еще одна важная отличительная черта - урбанизация (рост городов и переселение на их территории значительной части населения).
4. Разделение труда и его специализация.

Традиционное и индустриальное общество имеют существенные различия. Для первого характерно естественное разделение труда. Здесь преобладают традиционные ценности и патриархальное устройство, отсутствует массовое производство.

Также следует выделить постиндустриальное общество. Традиционное, в отличие от него, ставит целью добычу природных богатств, а не сбор информации и ее хранение.

Примеры традиционного общества: Китай

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить на Востоке в средние века и новое время. Среди них следует выделить Индию, Китай, Японию, Османскую империю.

Китай еще с древности отличался сильной государственной властью. По характеру эволюции общество этой циклически. Для Китая характерно постоянное чередование нескольких эпох (развитие, кризис, социальный взрыв). Следует отметить также единство духовной и религиозной власти в этой стране. По традиции, император получал так называемый «Мандат Неба» - божественное разрешение на правление.

Япония

Развитие Японии в средние века и в также позволяет говорить о том, что здесь существовало традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье. Все население Страны восходящего солнца делилось на 4 сословия. Первое - это самураи, дайме и сегун (олицетворяли высшую светскую власть). Они занимали привилегированное положение и имели право носить оружие. Второе сословие - крестьяне, владевшие землей в качестве наследственного держания. Третье - ремесленники и четвертое - купцы. Следует отметить, что торговля в Японии считалась недостойным делом. Также стоит выделить жесткую регламентацию каждого из сословий.


В отличие от других традиционных восточных стран, в Японии не существовало единства верховной светской и духовной власти. Первую олицетворял сегун. В его руках находилась большая часть земель и огромная власть. Также в Японии был император (тэнно). Он являлся олицетворением духовной власти.

Индия

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить в Индии на протяжение всей истории страны. В основе Могольской империи, расположенной на Индостанском полуострове, лежала военно-ленная и кастовая система. Верховный правитель - падишах - являлся главным собственником всей земли в государстве. Индийское общество было строго разделено на касты, жизнь которых жестко регламентировалось законами и священными предписаниями.

Традиционное общество (до индустриальное) - это самый продолжительный из трех стадий, ее история насчитывает тысячи лет. Большинство истории человечество провело именно в традиционном обществе. Это общество с аграрным укладом, мало динамическими социальными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. В традиционном обществе главным производителем является не человек, а природа. Преобладает натуральное хозяйство - абсолютное большинство населения (более 90%) занята в сельском хозяйстве; применяются простые технологии, а следовательно - разделение труда является несложным. Этому обществу присуща инерционность, низкое восприятие нововведений. Если пользоваться марксистской терминологией, традиционное общество - это первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный общество.

Индустриальному обществу

Индустриальному обществу свойственно машинное производство, национальная система хозяйствования, свободный рынок. Этот тип общества возник сравнительно недавно - начиная с ХVIII в., В результате промышленной революции, охватившей сначала Англию и Голландию, а затем и остальные страны мира. В Украине промышленная революция началась примерно в середине XIX в. Суть промышленной революции заключается в переходе от ручного способа производства к машинному, от мануфактуры к фабрике. Осваиваются новые источники энергии: если раньше человечество использовало в основном энергию мышц, реже - воды и ветра, то с началом промышленной революции начинают использовать энергию пара, а позже - дизельные двигатели, двигатели внутреннего сгорания, электроэнергию. В индустриальном обществе на задний план отошло задача, которая была главным для традиционного общества - накормить людей и обеспечить их необходимыми для жизни вещами. Теперь всего-навсего 5-10% людей, занятых в сельском хозяйстве, производят продуктов достаточно для всего общества.

Индустриализация приводит к усиленному росту городов, укрепляется национальная либерально-демократическое государство, развивается промышленность, образование, сфера обслуживания. Появляются новые специализированные общественные статусы ("рабочий", "инженер", "железнодорожник" и др.), Исчезают сословные перегородки - уже не благородное происхождение или семейные связи являются основанием для определения человека в общественной иерархии, а ее личные действия. В традиционном обществе дворянин, обеднел, оставался дворянином, а богатый купец все равно был лицом "неблагородной". В индустриальном же обществе каждый завоевывает свой статус личными заслугами - капиталист, обанкротился, капиталистом уже не является, а вчерашний чистильщик ботинок может стать владельцем крупной фирмы и занять высокое положение в обществе. Растет социальная мобильность, происходит выравнивание человеческих возможностей, вследствие всеобщей доступности образования.

В индустриальном обществе усложнение системы социальных связей приводит к формализации человеческих отношений, которые в большинстве случаев становятся деперсонализированы. Современный горожанин за неделю общается с большим количеством людей, чем его далекий сельский предок за всю свою жизнь. Поэтому люди общаются через свои ролевые и статусные «маски»: не как конкретный индивид с конкретным индивидом каждый из которых наделен определенными индивидуальными человеческими качествами, а как Преподаватель и студент или Милиционер и Пешеход, или Директор и Работник ("Говорю вам как специалист.. . "," у нас так не принято... "," профессор сказал... »).

Постиндустриальное общество

Постиндустриальное общество (термин предложен Дениеллом. Беллом в 1962 году.). В свое время Д. Белл возглавлял "Комиссию 2000 года", созданную решением Конгресса США. Задачей этой комиссии была наработка прогнозов социально-экономического развития США в третьем тысячелетии. На основе проведенных комиссией исследований, Дениелл Белл вместе с другими авторами написал книгу "Америка в 2000г.». В этой книге, в частности, приходилось, что за индустриальным обществом наступает новый этап человеческой истории, который будет базироваться на достижениях научно-технического прогресса. Этот этап Дениелл Белл и назвал "постиндустриальным".

Во второй половине XX в. в самых развитых странах мира, таких, как США, страны Западной Европы, Япония резко возрастает значение знания и информации. Динамика обновления информации стала такой высокой, что уже в 70-х гг. XX в. ученые-социологи сделали вывод (как показало время - правильный), что в XXI в. неграмотными можно считать не те, кто не умеет читать и писать, а те, которые не умеют учиться, забывать ненужное, и учиться снова.

В связи с ростом веса знаний и информации, наука превращается в непосредственную производительную силу общества - все возрастающую часть доходов передовые страны получают не от продажи промышленной продукции, а от торговли новыми технологиями и наукоемкой и информационной продукцией (например: кино, телепрограммы, компьютерные программы и т.д.). В постиндустриальном обществе вся духовная надстройка интегрируется в систему производства и - тем самым - преодолевается дуализм материального и идеального. Если индустриальное общество было экономико центричным, то постиндустриальное общество характеризуется культуро центричность: растет роль "человеческого фактора" и всей направленной на него системы социогуманитарного знания. Это, конечно, не означает, что постиндустриальное общество отрицает базовые компоненты индустриального (высокоразвитая промышленность, трудовая дисциплина, высококвалифицированные кадры). Как заметил Дениелл Белл, "постиндустриальное общество не замещает индустриальное, так же как индустриальное общество не ликвидирует аграрный сектор экономики". Но человек в постиндустриальном обществе уже перестает быть "человеком экономической". Доминантными для нее становятся новые, "пост материалистические« ценности (табл. 4.1).

Первым «выходом на общественную арену" человека, для которого приоритетными являются "пост материалистические ценности", считают (Г. Маркузе, С. Айерман) молодежный бунт в конце 60-х гг. XX вот., Который задекларировал смерть протестантской трудовой этики как нравственного основания западной индустриальной цивилизации.

Таблица 4.1. Сравнение индустриального и постиндустриального общества

Над разработкой концепции постиндустриального общества плодотворно работали ученые: Збигнев Бжезинский, Элвин Тоффлер, Арон, Кеннепг Боулдинга, Уолт Ростоу и др. Правда, некоторые из них употребляли собственные сроки для названия нового типа общества, который приходит на смену индустриальному. Кеннет Боулдинга называет его "постцивилизации". Збигнев Бжезинский отдает предпочтение термину "технотронное общество", подчеркивая тем самым решающее значение в новом обществе электроники и средств коммуникации. Элвин Тоффлер называет его "супериндустриальной обществом", обозначая им сложное мобильное общество, основанное на высоко передовой технологии и пост материалистической системе ценностей.

Элвин Тоффлер в 1970г. Писал: "Жители Земли разделены не только по расовому, идеологической или религиозному признакам, но также, в определенном смысле, и во времени. Изучая современное население планеты, мы обнаруживаем незначительную группу людей, которые все еще живут охотой и рыболовством. Другие, их большинство, полагаются на сельское хозяйство. Они живут примерно так же, как жили их предки сотни лет назад. Эти две группы вместе составляют около 70% населения Земли. Это люди прошлого.

Более 25% населения земного шара живут в промышленно развитых странах. Они живут современной жизнью. Они продукт первой половины XX в. сформированы механизацией и массовой образованием, воспитанные на воспоминаниях о аграрно-промышленное прошлое своей страны. Они - люди современного.

Остальные 2-3% населения планеты нельзя назвать ни людьми прошлого, ни людьми современного. Поскольку в главных центрах технологических и культурных изменений, в Нью-Йорке, Лондоне, Токио о миллионах людей можно сказать, что они живут в будущем. Эти первопроходцы сами того не осознавая, живут так, как другие будут жить завтра. Они разведчики человечества, первые граждане супериндустриального общества ".

Можем дополнить Тоффлера только в одном: сегодня, почти через 40 лет, в обществе, которое он называл супериндустриальной, проживает уже более 40% человечества.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу определяется следующими факторами:

изменением в сфере экономики: переход от экономики, ориентированной на товаропроизводство к экономике, ориентируется на сферу услуг и информации. Причем, речь идет прежде всего о высококвалифицированные услуги, такие как развитие и общая доступность банковских услуг, развитие средств массовой коммуникации и общая доступность информации, здравоохранение, образование, социальная опека и только во вторую очередь - услуги, предоставляемые отдельным клиентам. В середине 90-х гг. XX в. в сфере производства и в сфере обслуживания и предоставления информационных услуг было, соответственно, занято: в США - 25% и 70% работающего населения; в Германии - 40% и 55%; в Японии - 36% и 60%); что больше - даже в производственной сфере в странах с постиндустриальной экономикой представители интеллектуального труда, организаторы производства, техническая интеллигенция и административные кадры составляют около 60% всех занятых;

изменением в социальной структуре общества (разделение по профессиональному признаку приходит на смену классовому делению). Например, Дениелл Белл считает, что в постиндустриальном обществе исчезает класс капиталистов, а его место занимает новая правящая элита, которая обладает высоким уровнем образования и знаний;

центральным местом теоретического знания в определении основных векторов развития общества. Основной конфликт, таким образом, в этом обществе пролегает не между трудом и капиталом, а между знанием и некомпетентностью. Возрастает значение высших учебных заведений: университет вступил промышленное предприятие, главную институт индустриальной эпохи. Высшая школа имеет в новых условиях не менее двух главных задачи: создавать теории, знания, которые становятся главным фактором социальных изменений, а также воспитывать советников и экспертов;

созданием новых интеллектуальных технологий (среди прочего, например, генная инженерия, клонирование, новые агротехнологии и др.).

Контрольные вопросы и задачи

1. Дайте определение термина "общество" и охарактеризуйте его основные признаки.

2. Почему общество считают само воспроизводимой системой?

3. Чем системно-механический подход к пониманию общества отличается от системно-органического?

4. Охарактеризуйте суть синтетического подхода к пониманию общества.

5. Чем отличается традиционная сообщество и современное общество (сроки Ф. Тьонниса)?

6. Охарактеризуйте основные теории происхождения общества.

7. Что такое "аномия"? Охарактеризуйте основные признаки этого состояния общества.

8. Чем теория аномии Р. Мертона отличается от теории аномии Э. Дюркгейма?

9. Объясните разницу между понятиями "социальный прогресс" и "социальная эволюция".

10. В чем состоит различие между социальной реформой и революцией? Виды социальных революций вам известны?

11. Назовите известные Вам критерии типологии обществ.

12. Охарактеризуйте марксистскую концепцию типологии обществ.

13. Сравните традиционное и индустриальное общества.

14. Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

15. Сравните постиндустриальное и индустриальное общества.

  • 15. Русская религиозная философия 20 века. Философия русского космизма.
  • 16. Неокантианство и неогегельянство. Феноменология э. Гуссерля. Прагматизм.
  • 17. Исторические формы позитивизма. Аналитическая философия.
  • 18. Иррационализм как направление философии 19-21 века.
  • 19. Современная западная религиозная философия.
  • 20. Современная западная религиозная философия.
  • 21. Герменевтика, структурализм, постмодернизм как новейшие философские течения.
  • 22. Научные, философские и религиозные картины мира.
  • 24. Понятие материального и идеального. Отражение как всеобщее свойство материи. Мозг и сознание.
  • 25. Современное естествознание о материи, ее структуре и атрибутах. Пространство и время как философские категории.
  • 26. Движение, его основные формы. Развитие, его основные характеристики.
  • 27. Диалектика, ее законы и принципы.
  • 27. Диалектика, ее законы и принципы.
  • 28. Категории диалектики.
  • 29. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
  • 30. Проблема сознания в философии. Сознание и познание. Самосознание и личность. Творческая активность сознания.
  • 31. Структура сознания в философии. Действительность, мышление, логика и язык.
  • 32. Общелогические методы познания. Методы научного теоритического исследования.
  • 33. Гносеологическая проблематика в философии. Проблема истины.
  • 34. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Понимание и объяснение.
  • 35. Познание, творчество, практика. Чувственное и логическое познание.
  • 36. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания.
  • 37. Закономерности развития науки. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.
  • 38. Наука и ее роль в жизни общества. Философия и методология науки в структуре философского знания.
  • 39. Наука и техника. Техника: ее специфика и закономерности развития. Философия техники.
  • 40. Методы научного познания, их типы и уровни. Методы эмпирического исследования.
  • 41. Формы научного познания. Этика науки.
  • 41. Человек и природа. Природная среда, ее роль в развитии общества.
  • 43. Философская антропология. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в обществе.
  • 44. Смысл человеческого бытия. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
  • 45. Социальная философия и ее функции. Человек, общество, культура. Культура и цивилизация. Специфика социального познания.
  • 46. Общество и его структура. Основные критерии и формы социальной дифференциации.
  • 47. Основные сферы жизнедеятельности общества (экономическая, социальная, политическая). Гражданское общество и государство.
  • 49. Человек в системе социальных связей. Человек, индивид, личность.
  • 50. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и историческая необходимость.
  • 51. Свобода воли. Фатализм и волюнтаризм. Свобода и ответственность.
  • 52. Этика как учение о морали. Нравственные ценности. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
  • 53. Эстетика как раздел философии. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Философия религии.
  • 54. Глобальные проблемы современности. Будущее человечества. Взаимодействие цивиллизаций и сценарии будущего.
  • 55. Философия истории. Основные этапы ее развития. Проблемы прогресса, направленности исторического развития и «смысла истории».
  • 56. Традиционное общество и проблема модернизации. Индустриальное и постиндустриальное общество. Информационное общество.
  • 57. Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
  • 2. Структура общественного сознания
  • 56. Традиционное общество и проблема модернизации. Индустриальное и постиндустриальное общество. Информационное общество.

    Под традиционным обществом обычно понимают такое, где основными регуляторами жизни и поведения являются традиции и обычаи, которые остаются устойчивыми и неизменными на протяжении жизни одного поколения людей. Традиционная культура предлагает людям находящимся внутри нее определенный набор ценностей, общественно одобряемые модели поведения и объяснительные мифы, организующие окружающий их мир. Она наполняет мир человека смыслом и представляет собой «прирученную», «цивилизованную» часть мира.

    Коммуникативное пространство традиционного общества воспроизводится непосредственными участниками событий, но оно существенно шире, поскольку включает и определяется предшествующим опытом адаптации коллектива или общины к ландшафту, среде, шире – к окружающим обстоятельствам. Коммуникативное пространство традиционного общества тотально, так как оно полностью подчиняет жизнь человека и в ее рамках человек имеет относительно небольшой репертуар возможностей. Скрепляется оно с помощью исторической памяти. В дописьменный период роль исторической памяти является определяющей. Мифы, сказания, легенды, сказки транслируются исключительно по памяти, непосредственно от человека к человеку, из уст в уста. Человек лично включен в процесс трансляции культурных ценностей. Именно историческая память сохраняет социальный опыт коллектива или группы и воспроизводит его во времени и в пространстве. Она выполняет функцию защиты человека от воздействия извне.

    Объяснительные модели, предлагаемые основными религиями, оказываются достаточно эффективными, чтобы до сих пор удерживать в своем коммуникативном пространстве десятки и даже сотни миллионов людей во всем мире. Религиозные коммуникации могут взаимодействовать. Если этот симбиоз давний, то степень проникновения той или иной религии в традиционную культуру может быть весьма значительной. Хотя некоторые традиционные культуры более терпимы и позволяют, например, как японская традиционная культура, посещать своим приверженцам храмы разных религий, обычно они все же четко замкнуты на определенную религию. Конфессиональные коммуникации могут даже вытеснять более ранние, но чаще происходит все же симбиоз: они проникают друг в друга и существенно переплетаются. Основные религии включают в себя многое из более ранних верований, в том числе мифологические сюжеты и их героев. То есть в реальности одно становится частью другого. Именно конфессия задает основную тему религиозным коммуникативным потокам – спасения, достижения слияния с богом и т.п. Таким образом, конфессиональные коммуникации играют важную терапевтическую роль, помогая людям легче переносить трудности и невзгоды.

    Кроме того, конфессиональные коммуникации оказывают существенное, иногда определяющее, влияние на картину мира человека, находящегося или находившегося под их воздействием. Язык религиозной коммуникации – язык социальной власти, стоящий над человеком, определяющий особенности мировосприятия и требующий от него подчинения канонам. Так, особенности православия, по мнению И.Г. Яковенко, наложили серьезный отпечаток на менталитет адептов этого направления в виде культурного кода традиционной отечественной культуры. В составе культурного кода, по его мнению, лежат восемь элементов: установка на синкрезис или идеал синкрезиса, особый познавательный конструкт «должное»/ «сущее», эсхатологический комплекс, манихейская интенция, мироотречная или гностическая установка, «раскол культурного сознания», сакральный статус власти, экстенсивная доминанта. «Все эти моменты не существуют изолированно, не рядоположены, но представлены в едином целом. Они поддерживают друг друга, переплетаются, взаимодополняют и поэтому так устойчивы.

    Со временем коммуникации теряли сакральный характер. С изменением социальной структуры общества появились коммуникации, не направленные на сохранение рода или первичной группы. Эти коммуникации имели целью интеграцию множества первичных групп в единое целое. Так появились и окрепли коммуникации, имеющие внешние источники. Им нужна была объединяющая идея – героев, общих богов, государства. Точнее, новым центрам силы нужны были объединяющие в единое целое коммуникации. Это могли быть конфессиональные коммуникации, скреплявшие людей символами веры. А могли быть и властные коммуникации, где основным способом консолидации было, в той или иной форме, принуждение.

    Большой город как феномен появляется в новое время. Связано это с интенсификацией жизни и деятельности людей. Большой город это вместилище людей, попавших в него из разных мест, разного происхождения, не всегда желающих в нем жить. Постепенно ускоряется ритм жизни, возрастает степень индивидуализации людей. Меняются коммуникации. Они становятся опосредованными. Непосредственная трансляция исторической памяти прерывается. Появившиеся посредники, профессионалы коммуникации: учителя, деятели культа, журналисты и т.п. отталкиваются от разных версий произошедших событий. Эти версии могут быть как результатом самостоятельной рефлексии, так и результатом заказа определенных групп интересов.

    Современные исследователи выделяют несколько видов памяти: миметическую (связанную с деятельностью), историческую, социальную или культурную. Именно память является тем элементом, который скрепляет и создает преемственность в передаче этносоциального опыта от старших к младшим поколениям. Конечно, память сохраняет не все события, произошедшие с представителями того или иного этноса за период его существования, она избирательна. Она сохраняет наиболее важные, ключевые из них, но сохраняет их в превращенном, мифологизированном виде. «Социальная группа, учреждающаяся как общность воспоминания, оберегает свое прошлое с двух основных точек зрения: своеобразия и долговечности. Создавая свой собственный образ, она подчеркивает различия с внешним миром и, напротив, преуменьшает внутренние различия. Кроме того, она развивает «сознание своей идентичности, проносимой сквозь время», поэтому «сохраняемые памятью факты обычно отбираются и выстраиваются так, чтобы подчеркнуть соответствие, сходство, преемственность»

    Если традиционные коммуникации способствовали достижению необходимой слитности группы и поддерживали необходимый для ее выживания баланс «Я» – «Мы» идентичности, то современные коммуникации, являясь опосредованными, имеют, во многом, иную цель. Это – актуализация транслируемого материала и формирование общественного мнения. В настоящее время происходит разрушение традиционной культуры за счет вытеснения традиционных коммуникаций и замещения их профессионально выстроенными коммуникациями, навязывания определенных интерпретаций событий прошлого и настоящего с помощью современных СМИ и СМК.

    При вбрасывании порции новой псевдоактуальной информации в пространство массовой коммуникации, которое и так перенасыщено в информационном плане, достигается сразу множество эффектов. Главным из них является следующий: массовый человек, не прикладывая усилий, не прибегая к действиям, достаточно быстро утомляется, получая концентрированную порцию впечатлений и у него, в результате этого, как правило, не возникает желания что-либо менять в своей жизни и в своем окружении. Он, при умелой подаче материала, испытывает доверие к тому, что видит на экране и к транслируемым авторитетам. Но не нужно здесь видеть обязательно чей-то заговор – здесь не меньше и заказа, идущего от потребителей, а организация современных СМИ и конъюнктура в значительной части случаев такова, что такого рода операции производить выгодно. В том числе и от этого зависят рейтинги, а значит и доходы владельцев соответствующих СМИ и СМК. Зрители уже приучены потреблять информацию, выискивая наиболее сенсационную и развлекательную. При ее избытке, при иллюзии соучастия в процессе ее совместного потребления, времени для рефлексии у среднего массового человека практически не остается. Человек, втянутый в такое потребление вынужден постоянно находиться в своеобразном информационном калейдоскопе. В результате ему остается меньше времени на реально необходимые действия и, в значительной части случаев, особенно применительно к молодым людям, теряются навыки их проведения

    Воздействуя, таким образом, на память, властные структуры могут добиться актуализации в нужный момент необходимой интерпретации прошлого. Это позволяет ей гасить негативную энергию, недовольство населения сложившимся положением вещей в направлении ее внутренних или внешних противников, которые становятся в таком случае уже врагами. Этот механизм оказывается очень удобным для власти, так как позволяет ей в нужный момент отвести от себя удар, отвлечь внимание при невыгодной для себя ситуации. Осуществляемая таким образом мобилизация населения дает возможность власти выправить общественное мнение в нужную для себя сторону, ошельмовать врагов и создать благоприятные условия для ведения дальнейшей деятельности. Без проведения такой политики удержание власти становится проблематичным.

    В ситуации модернизации значительно возрастают риски, причем как социальные, так и технологические. По мнению И. Яковенко, «в модернизирующемся обществе природа города «берет свое». Порождаемая городом динамическая доминанта способствует размыванию космоса должного» Человек, привыкая к инновациям «не замечает сложно уловимой трансформации собственного сознания, осваивающего вместе с новыми навыками культурные смыслы, положенности и установки. Вместе с распадом традиционной культуры постепенно возрастает степень индивидуализации, т.е. выделенности «Я» из коллективного «Мы». Меняются установившиеся, казалось бы, навсегда коммуникативные и хозяйственные практики.

    Сворачивается межпоколенный обмен. Старики перестают пользоваться авторитетом. Общество ощутимо меняется. Основными каналами передачи знаний и традиций становятся СМИ и СМК, библиотеки, университеты. «К традициям обращаются преимущественно те поколенческие силы, которые стремятся сохранить существующие порядки и устойчивость своего сообщества, общества в целом, противостоять деструктивным внешним воздействиям. Однако и здесь большое значение имеют поддержание преемственности – в символике, исторической памяти, в мифах и легендах, текстах и образах, восходящих к далекому или недавнему прошлому»

    Таким образом, даже быстро происходящие модернизационные процессы все же сохраняют в том или ином виде элементы привычной традиционной культуры. Без этого находящиеся во главе изменений структуры и люди вряд ли будут обладать необходимой легитимностью, чтобы удержаться у власти. Опыт показывает, что процессы модернизации будут тем успешнее, чем в большей степени сторонникам изменений удастся достичь баланса между старым и новым, между элементами традиционной культуры и инновациями.

    Индустриальное и постиндустриальное общество

    Индустриальное общество - тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность.

    Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы.

    1. Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной)

    2. Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%)

    3. Интенсивная урбанизация

    4. Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры

    5. Образовательная (культурная) революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования

    6. Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (пр. всего избирательного права)

    7. Рост уровня потребления ("революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния")

    8. Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления")

    9. Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).

    Постиндустриальное общество - общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты.

    Это понятие было впервые предложено Д. Беллом в 1962 году. Оно зафиксировало вступление в конце 50-начале 60-х гг. развитых западных стран, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития.

    Он характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг становится основной сферой экономической деятельности. Так, в США в сфере информации и услуг сейчас трудится около 90% занятого населения. На основе этих изменений происходит переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества, фундаментальная смена теоретических ориентиров.

    Так, постиндустриальное общество определяется как общество "пост экономическое", "пост трудовое", т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. Человек в постиндустриальном обществе уже не рассматривается как "человек экономический" по преимуществу.

    Первым "явлением" такого человека считают молодежный бунт конца 60-х гг., который означал конец протестантской трудовой этики как моральной основы западной индустриальной цивилизации. Экономический рост перестает выступать в качестве основного, тем более единственного ориентира, цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

    Постиндустриальное общество определяется также как общество "пост классовое", что отражает распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных для индустриального общества. Если прежде статус индивида в обществе определялся его местом в экономической структуре, т.е. классовой принадлежностью, которой были подчинены все остальные социальные характеристики, то теперь статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры (то, что П. Бурдье назвал "культурным капиталом").

    На этом основании Д. Белл и ряд других западных социологов выдвинули идею нового "сервисного" класса. Ее суть состоит в том, что в постиндустриальном обществе не экономической и политической элите, а интеллектуалам и профессионалам, составляющим новый класс, принадлежит власть. В действительности принципиального изменения распределения экономической и политической власти не произошло. Утверждения о "смерти класса" также кажутся явно преувеличенными и преждевременными.

    Однако существенные изменения в структуре общества, связанные в первую очередь с изменением роли знания и его носителей в обществе, несомненно, происходят (см. информационное общество). Таким образом, можно согласиться с утверждение Д. Белла, что "изменения, которые фиксируются термином постиндустриальное общество, могут означать историческую метаморфозу западного общества".

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - понятие, фактически заменившее в конце 20 в. интересный радиоуправляемый вертолет по низкой цене заказать термин "постиндустриальное общество". Впервые словосочетание "И.О." был употреблен американским экономистом Ф. Машлупом ("Производство и распространение знания в Соединенных Штатах", 1962). Машлуп был одним из первых, кто исследовал информационный сектор экономики на примере США. В современной философии и других социальных науках понятие "И.О." быстро развивается в качестве концепции нового социального порядка, существенно отличающегося по своим характеристикам от предыдущего. Первоначально постулируется понятие "посткапиталистического" - "постиндустриального общества" (Дарендорф, 1958), в границах которого в отраслях экономики начинает преобладать производство и распространение знания, и, соответственно, появляется новая отрасль - информационная экономика. Быстрое развитие последней обусловливает ее контроль за сферой бизнеса и государства (Гэлбрейт, 1967). Выделяются организационные основы этого контроля (Болдуин, 1953; Уайт, 1956), в применении к социальной структуре означающие возникновение нового класса, так называемой меритократии (Янг, 1958; Гоулднер, 1979). Производство информации и коммуникация становятся централизованным процессом (теория "глобальной деревни" Мак-Люена, 1964). В конечном счете основным ресурсом нового постиндустриального порядка определяют информацию (Белл, 1973). Одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций И.О. принадлежит известному японскому ученому Е. Масуде, стремящемуся осмыслить грядущую эволюцию социума. Основные принципы композиции грядущего общества, представленной в его книге "Информационное общество как постиндустриальное общество" (1983), следующие: "основой нового общества будет являться компьютерная технология, с ее фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека; информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации, технологии и знания; потенциальным рынком станет "граница познанного", возрастет возможность решения проблем и развитие сотрудничества; ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное про- изводство, продукция которого будет аккумулироваться, а аккумулированная информация станет распространяться через синергетическое производство и долевое использование"; в новом информационном обществе основным субъектом социальной активности станет "свободное сообщество", а политической системой будет являться "демократия участия"; основной целью в новом обществе будет реализация "ценности времени". Масуда предлагает новую, целостную и привлекательную своей гуманностью утопию 21 в., им самим названную "Компьютопией", которая заключает в себе следующие параметры: (1) преследование и реализация ценностей времени; (2) свобода решения и равенство возможностей; (3) расцвет различных свободных сообществ; (4) си-нергетическая взаимосвязь в обществе; (5) функциональные объединения, свободные от сверхуправляющей власти. Новое общество потенциально будет обладать возможностью достигнуть идеальной формы общественных отношений, поскольку будет функционировать на основе синергетической рациональности, который и заменит принцип свободной конкуренции индустриального общества. С точки зрения осмысления процессов, реально имеющих место в современном постиндустриальном обществе, значимыми представляются также работы Дж. Бенингера, Т. Стоуньера, Дж. Нисбета. Ученые предполагают, что наиболее вероятный результат развития социума в ближайшем будущем - это интеграция существующей системы с новейшими средствами массовой коммуникации. Развитие нового информационного порядка не означает немедленного исчезновения индустриального общества. Более того, возникает Вероятность установления тотального контроля за банками информации, ее производством и распространением. Информация, став основным продуктом производства, соответственно, становится и мощным властным ресурсом, концентрация которого в одном источнике потенциально может привести к возникновению нового варианта тоталитарного государства. . Такую возможность не исключают даже те западные футурологи (Е. Масуда, О. Тоффлер), которые оптимистически оценивают будущие преобразования социального порядка.

    Похожие публикации